Открытый урок литературное чтение в бианки музыкант. Урок литературного чтения В.В.Бианки "Музыкант" план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему. Уйдет оттуда зло и страх

Урок литературного чтения

Класс: 2 класс

Тема: В.Бианки «Музыкант»

Тип урока: знакомство с новым произведением.

Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.

Задачи:

1. Совершенствовать предметные умения :

Прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, иллюстрации;

Определять жанр произведения, его тему; различать художественные произведения разных жанров (рассказ, сказка);

Понимать смысл прочитанного текста, определять главную мысль;

Определять основные события и устанавливать их последовательность;

- задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;

Объяснять значение слова с использованием словарей.

2. Совершенствовать УУД :

Принимать и сохранять учебную задачу; прогнозировать результат (Регулятивные УУД);

- осознанно строить речевое высказывание; извлекать необходимую информацию; осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков (Познавательные УУД);

- задавать вопросы (Коммуникативные УУД).

3. Личностные результаты:

Формировать основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нор мам природоохранного поведения.

Оборудование:

- учебник «Литературное чтение. 2-й класс» (1 часть), стр. 142-145. Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина (УМК «Школа России»);

Выставка книг произведений В.Бианки;

Словарь с толкованием слов «медвежатник», «завалинка», «колхозник», «опушка», «щепки» (распечатанный на каждого ребенка);

Таблица «рефлексия» (у каждого ученика)

Ход урока.

I ЭТАП. РАБОТА С ТЕКСТОМ ДО ЧТЕНИЯ.

    Мотивация учебной деятельности.

(У доски выставка книг)

Ребята, посмотрите на выставку книг, что вы заметили? (все книги о природе, о животных, книги одного автора - Виталия Бианки )
- А можно догадаться,
о чем писал Виталий Валентинович Бианки ? ( о животных, на обложках книг нарисованы животные; о природе).

(если дети сомневаются, вопрос о том, писал ли В.Бианки о животных/природе записывается на доске)

    Антиципация.

Откройте учебники на странице 142 и прочитайте название произведения, которое мы будем сегодня читать. Предположите, кто герой этого произведения. (музыкант )

Посмотрите на иллюстрацию. Предположите, о ком будет это произведение? (о медведе )


- Какой вопрос вы хотели бы задать автору по названию произведения и по иллюстрации к ней? ( )

Как вы думаете, произведение какого жанра мы будем читать сегодня: сказку, рассказ? (может сказку, потому что медведей-музыкантов в природе не бывает)

Какой вопрос вы хотели бы задать автору по жанру этого произведения? (Это рассказ или сказка?)

По иллюстрации вы можете точно определить жанр? (нет)

(вопросы, которые дети задали автору, записываются на доске)

    Постановка цели.

- Итак, на какие вопросы мы сегодня хотим получить ответ ?

    Это произведение о медведе-музыканте?

    Это рассказ или сказка?

    Писал ли В.Бианки о животных/природе?

(Могут быть и другие вопросы)

- Попробуем найти ответы в произведении.

II ЭТАП. РАБОТА С ТЕКСТОМ ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ.

    Чтение текста с использованием приёмов: «диалог с автором» и комментированное чтение.

Учитель организует работу с текстом ( текст читает учитель ). Дети слушают текст, вступают в «диалог с автором».

Виталий Валентинович Бианки очень любил ходить в лес и наблюдать за природой. Давайте вместе с писателем отправимся в охотничий домик на опушке леса.

М ы с вами будем читать и вести диалог с автором, задавать автору вопросы, сами искать на них ответы, и проверять свои предположения по ходу чтения . Если у вас возникают вопросы к автору или вам встретятся непонятные слова, сразу остановимся и разберемся.

В.Бианки «Музыкант»

Старый медвежатник (Какой вопрос хотели бы задать автору? Кто такой медвежатник? (работа со словарем: охотник на медведя)) сидел на завалинке (работа со словарем: невысокая земляная насыпь возле избы) и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка.

Мимо проходил знакомый колхозник (работа со словарем: человек, занимающийся сельским хозяйством) и говорит старику:

- Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу.

(Пойдет ли старик на охоту или нет? Чтобы узнать ответ на этот вопрос прочитайте 2 часть произведения )

Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. Взял ружьё и пошёл в лес.

В лесу старик долго искал медведя, но не нашёл даже и следа его.

Устал старик и присел на пенёк отдохнуть.

Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, ни птица голосу не подаст. Вдруг старик услыхал: «Дзенн!..» Красивый такой звук, как струна пропела.

Немного погодя опять: «Дзенн!..»

Старик удивился: «Кто же это в лесу на струне играет?»

А из лесу опять: «Дзенн!..» - да так звонко, ласково.

Старик встал с пенька и осторожно пошёл туда, откуда слышался звук. Звук слышался с опушки.

(Какой вопрос хотели бы задать автору? Кто в лесу мог издавать звонкий, ласковый звук? Выскажите свои предположения. Проверим наши предположения. Ответы найдем в 3 части произведения )

Старик подкрался из-за ёлочки и видит: на опушке (работа со словарем: край леса) разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки (работа со словарем: тонкая пластинка, отколотая от дерева) . А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..» - как струна запела.

Медведь наклонил голову и слушает.

Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка.

Замолк звук, - медведь опять за своё: оттянул щепку и пустил.

(Как поступит старик с медведем? Выскажите свои предположения. Проверим наши предположения, прочитав 4 часть )

Вечером знакомый колхозник ещё раз проходил мимо избы медвежатника. Старик опять сидел на завалинке со скрипкой. Он пальцем дёргал одну струну, и струна тихонечко пела: «Дзенн!..»

Колхозник спросил старика:

- Ну что, убил медведя?

- Нет, - ответил старик.

- Что ж так?

-

И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве.

    Беседа по содержанию текста.

На какие вопросы мы нашли ответ?

- Это произведение о медведе. Его можно назвать «музыкантом», потому что он играл на разбитом дереве. (отрывок из текста: Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..» - как струна запела. Медведь наклонил голову и слушает. )

- Мы прочитали рассказ. Здесь нет сказочных героев, животные не разговаривают, нет троекратных повторов, рассказывается об одном случае из жизни старика – охотника.

- В рассказе «Музыкант» писатель В.Бианки рассказывает о природе.

    Выразительное чтение.

Сколько частей вы выделили бы? (во время первичного чтения текста учитель акцентировал внимание на частях) Почему? Прочитаем каждую часть, о чем она? Мы должны выделить только то, что нам важно, основные моменты произведения. Давайте составим план рассказа.

Оценивать данное задание мы будем по следующим критериям:

Оценка "5" – самостоятельно составляет план, последовательно, не упуская главного, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков по основным моментам произведения.

Оценка "4" - допускает неточности при составлении плана, сам исправляет их.

Оценка "3" - составляет план при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

(Если ребенок не может передать через план содержание рассказа, ему можно предложить готовые пункты плана, расположенные не в хронологической последовательности. Например,

1. Охотник пожалел медведя.

2. Старый медвежатник любил музыку.

3. Медведь – музыкант.

4. Старик пошёл охотиться на медведя.)

(индивидуальная работа в рабочих тетрадях)

План (примерный) рассказа «Музыкант».

1 часть. Старый медвежатник любил музыку.

2 часть. Старик пошёл охотиться на медведя.

3 часть. Медведь – музыкант.

4 часть. Охотник пожалел медведя.

III ЭТАП. РАБОТА С ТЕКСТОМ ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ.

    Концептуальная беседа.

- Найдите, где говорится, почему охотник не убил медведя (отрывок из текста: Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я? )

Почему охотник не смог убить медведя, который, как и он сам, любил музыку? (Любовь к прекрасному, музыке спасла жизнь дикому зверю – медведю )

Учитель :
- Верно дети, человек, любящий и понимающий музыку, искусство, не способен совершить плохой поступок.
Это то, о чём нам хотел сказать автор.

    Творческое задание.

Дома предлагаю вам пересказать текст от лица одного из героев:

Старика-охотника,

Медведя-музыканта,

Колхозника.

Чтобы получить отметку «5», нужно соблюдать следующие требования:

1. Пересказ текста должен быть подробным.

2. При пересказе не пропускать основных событий, не нарушать их последовательность.

3. Пересказ текста должен быть от лица одного из героев (старика-охотника, медведя-музыканта, колхозника).

IV . РЕФЛЕКСИЯ

С каким произведением мы сегодня работали на уроке? («Музыкант»)

На какие вопросы искали ответ? (Называют (или читают) вопросы)

Что мы учились делать на уроке? (Если затрудняются, то могут воспользоваться таблицей)

(При желании дети могут рассказать, как они себя оценили)

Цели: познакомить учащихся с творчеством В.В. Бианки и его произведением «Музыкант», понять глубину содержания этого произведения

Задачи:

  • учить учащихся плавному чтению целыми словами;
  • формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста, при выразительном чтении передавать эмоциональный настрой персонажа, находить отрывки в тексте по заданию учителя;
  • развивать креативность мышления, обогащать словарный запас;
  • развивать дружелюбие в общении;
  • воспитывать любовь к природе, учить видеть ее красоту.

Планируемый результат обучения и формирование УУД.

Личностные УУД:

  • Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.

Метапредметные УУД:

  • Формировать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке;
  • Учить учащихся высказывать свое предположение (версию) на основе работы с художественным текстом;
  • Формировать умение коллективно составлять план для пересказа литературного произведения.

Познавательные УУД:

  • Формировать умение составлять план прочитанного произведения.

Коммуникативные УУД:

  • Формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
  • Формировать умение договариваться, находить общее решение;
  • Развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.

Оборудование: музыка, презентация, портрет Бианки В.В., сюжетные картинки, учебник, аудиозапись.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Будем мы читать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.

Улыбнитесь и пожелайте друг другу плодотворной работы.

II. Актуализация знаний

Чтобы узнать тему нашего урока, нам предстоит выполнить задания.
Итак, первое задание: отгадайте загадки:

1. Летит вертолёт мимо топких болот,
Таращит глазищи-глаза.
Прозрачные крылья на солнце блестят,
Лягушки поймать вертолёт норовят. (Стрекоза)

2. Удивительный ребенок!
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. (Утенок)

3. А этот маленький зверёк
Колючий вдоль и поперёк.
И лишь животик гладить можно,
Его узнать совсем не сложно. (Еж)

VII. Чтение текста по частям

Итак, начинаем работать с рассказом.
- Обратите внимание, что данный рассказ уже разделен на части.
- Сколько в нем частей? (4 части)

(Дети читают рассказ по частям, используя разные виды чтения, после чтения каждой части идет анализ)

1) Чтение первой части хорошо читающим учеником.

Кто такой медвежатник? (Медвежатник - человек, который охотится на медведей). (Читает 1 ученик)
- Что, значит, пиликал на скрипке? (Пиликал на скрипке - плохо играл)
- Как вы понимаете слово «завалинка»? (Земляная насыпь с внешней стороны дома)
- Прочитайте значение слова

  • колхозник - работник колхоза
  • опушка - край леса

Вопросы по содержанию.

Чем занимался старый медвежатник, сидя на завалинке? (Он пиликал на скрипке)
- Для чего он это делал? (Ему хотелось научиться красиво играть. Он очень любил музыку.)
- Можно ли назвать то, что получалось у медвежатника «игрой на скрипке» и почему? (Нет нельзя. У него были отрывистые, нескладные, скрипучие, некрасивые звуки.)
- Какая главная мысль этой части? (Он очень любил музыку и старался сам научиться играть).

Как озаглавим эту часть? (Медвежатник любил музыку)

Появляется слайд № 7

А кто-нибудь из вас знает, как звучит скрипка? Давайте послушаем. (Включаю запись: Крис Паркер Симфония).
- Понравилась ли вам, как звучала скрипка?
- Ребята, как звучит скрипка в этом отрывке? Опишите ее. (Мелодично, красиво, хочется танцевать).
- Что необходимо иметь, чтобы играть на ней? (Музыкальный слух, долго учиться и тренироваться)
- Кто проходил мимо старика? (Знакомый колхозник)
- Подтвердите словами из текста, что сказал колхозник старику. (Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружье. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу).
- Как вы думаете, пойдет ли старик на охоту? Выскажите свои предположения.
- Чтобы узнать ответ на этот вопрос прочитайте самостоятельно 2 часть рассказа.

2) Самостоятельное чтение 2 части.

Вопросы по содержанию.

Какая главная мысль 2 части? Докажите словами из текста (В лесу старик долго искал медведя).
- Как озаглавим ее? (Охота на медведя) (На слайде по щелчку)
- Чем закончились поиски? (Он не нашел даже и следа его). (Как вы это понимаете?)
- По содержанию второй части составьте по 1 вопросу. (Проверка)
- Прочитайте вопрос, после второй части.
- Кто в лесу мог издавать звонкий, ласковый звук? (Выскажите свои предположения)

3) Чтение 3 части по цепочке. Словарная работа.

Как вы понимаете слово «опушка»? (Край леса) По щелчку

Вопросы по содержанию.

Скажите, какая главная мысль этой части? (Игра медведя на разбитом дереве)
- Прочитайте, как медведь играл на разбитом дереве? (Потянул щепку и отпустил ее, а она выпрямилась, задрожала и в воздухе раздался звук, похожий на звук струны.)
- Как автор называет медведя и почему? (Музыкант, потому что медведь внимательно и сосредоточенно играл. Прислушивался к звукам с большим интересом.)
- Как озаглавим ее? (Медведь - музыкант) (На слайде по щелчку)
- Какую словесную картину вы бы нарисовали к этой части?
- Вы можете предположить, как поступит старик с медведем? Почему вы так считаете? (Дети высказывают свое мнение)

4) Чтение 4 части по ролям (или жужжащие чтение, зависит от времени)

Как можно прочитать 4 часть? (По ролям)
- Сколько действующих лиц в этом отрывке?(3)
- Прочитайте отрывок, показывая, что чувствует при разговоре каждый из участников.
- Что чувствовал старик к медведю? А колхозник?
- В каких словах выражена главная мысль этого произведения (Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я). (Любовь к прекрасному, музыке спасла жизнь дикому зверю - медведю. Человек, любящий и понимающий музыку, искусство, не способен совершить плохой поступок.)
- Как озаглавим ее? (Охотник пожалел медведя) (Слайд по щелчку)
- А как бы вы поступили на месте охотника? (Выслушиваются ответы детей)
- Что мы составили к этому рассказу? (План)
- Для чего мы это делали? (Чтобы легче было пересказать текст)

VIII. Закрепление содержания произведения. (Работа в паре)

Закрепим содержание рассказа по серии сюжетных картинок.
- Посмотрите на доску, в той ли последовательности расположены картинки по содержанию рассказа.
- Опираясь на пункты плана, расположите сюжетные картинки в правильной последовательности.
- Обозначьте на листочке последовательность картинок, используя числа. (Проверка по эталону на слайде) Кто выполнил работу правильно, возьмите себе кружок.

Появляется слайд № 8 (Эталон) Самоконтроль

IX. Обобщающая беседа

Как вы думаете, почему автор назвал свой рассказ «Музыкант»? (Хотя ни тот, ни другой не умели играть, но любили музыку. Медведь играл на щепке, это необычное явление в природе)
- Какой же был авторский замысел? (Он хотел показать, что звери тоже умеют любить прекрасное, как люди и их нельзя убивать.)
- Что вы взяли для себя из этого рассказа? Чему он учит? (Содержание рассказа учит быть наблюдательными, любить природу, беречь ее, заботиться, охранять и помогать животным, т.к. это наши братья меньшие.)
- Давайте вспомним, какие цели ставили в начале урока? Удалось ли нам их решить? Подтвердились ваши предположения?

X. Рефлексия

На доске изображены 2 медведя:

  • улыбающийся
  • грустный

Если сегодня на уроке вы открыли для себя что-то новое при знакомстве с произведением, то прикрепите зеленый кружок около улыбающегося медведя;
- если ничего нового не узнали, для себя ничего не открыли, произведение не затронуло ваших чувств, то прикрепите красный кружок около грустного медведя;

XI. Оценка деятельности учащихся на уроке

Оценим вашу работу.

  • У кого 3 кружка - получает за урок оценку «5»;
  • У кого 2 кружка - получает за урок оценку «4»;
  • У кого 1 кружок - получает за урок оценку «3»;

XII. Домашнее задание

Д/З предлагаю по выбору. Из 3-х заданий выберете, понравившееся вам задание и запишите его в дневник.

  • Используя план, пересказать рассказ близко к тексту от лица медвежатника.
  • Прочитать рассказ и к понравившейся части нарисовать рисунок.
  • Прочитать рассказ и ответить на 4, 6 вопросы.

Наталья Галанцева
Конспект занятия по чтению рассказа В. Бианки «Музыкант»

«Речевое развитие». Восприятие художественной литературы Тема: Чтение В. Бианки «Музыкант»

Задачи:

1) Создавать условия для:

Развития представлений о жизни диких животных;

2) Создавать условия для приобретения опыта:

Понимания и оценивания характера и поступков героев произведения;

Развития представлений об образного содержания медведя, как реального героя произведения;

Развития слуховое восприятие;

3) Создавать условия для воспитания интереса к художественной литературе

Материал: текст произведения В. Бианки «Музыкант»

Словарная работа: медвежатник, завалинка, опушка

Ход деятельности:

I. Вводная часть

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

II. Основная часть

Это произведение написал Виталий Валентинович Бианки. Называется оно «Музыкант»

В произведении В. Бианки «Музыкант» вам встретятся слова, значение которых необходимо уточнить.

Медвежатник – охотник на медведей.

Завалинка – невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы.

Опушка – край леса.

1. Чтение произведения

2. Беседа по прочитанному

О ком я вас прочитала?

Кто главные герои произведения?

Сыграем в игру «Отгадай»

3. Игра «Отгадай»

1) Что делал старик, когда встретил колхозника?

а) ловил рыбу;

б) играл на скрипке;

в) играл на баяне;

2) Что сообщил колхозник старику?

а) что он видел в лесу медведя;

б) что он собрал много грибов;

в) что в лесу много ягод;

3) Как поступил старик?

а) остался сидеть на завалинке;

б) пошёл поговорить с соседом;

в) пошёл в лес;

4) Какой звук услышал старик?

а) красивый тонкий звук;

б) как рубят деревья;

в) пронзительный комариный писк;

5) Кого он увидел в лесу?

в) медведя;

6) Как поступил старик?

4. Физкультминутка

Если я произнесу название музыкального инструмента, вы хлопните в ладоши.

Если я назову дерево, то вы подпрыгните на месте.

Скрипка, берёза, рябина, пианино, сосна, гитара, баян, ель, труба, осина.

5. Беседа по прочитанному

Какое произведение я вам прочла? (сказка, стихотворение, рассказ).

Это рассказ. Это небольшое по объёму произведение. В нём мало действующих лиц, рассказывается об одном случае из жизни старика.

Кто же является главным действующим лицом из этих двух музыкантов?

Главное действующее лицо – старик – охотник. С ним связаны все события рассказа.

И с ним связана основная мысль рассказа. А в чём она состоит?

Природа разнообразна и удивительна. В ней много тайн и чудес. Задача человека – беречь природу, не губить её понапрасну. Сделать так, чтобы природа не страдала от рук человека. Даже необдуманно и без необходимости сорванный цветок на лесной поляне – это травма для природы.

Найдите в рассказе «Музыкант» один словесный и один звуковой приём художественной изобразительности текста.

Красивый тонкий звук, как струна запела. Это сравнение.

- «Дзенн» - это звукоподражание.

III Заключительная часть

С каким его произведением познакомились?

На доске изображены три медведя: улыбающийся, равнодушный, грустный. Выберите изображение того медведя, какое настроение у вас после сегодняшней деятельности. (Дети выбирают изображение и объясняют свой выбор)

Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» для детей среднего дошкольного возраста Цель. Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Конспект ОИС по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» Цель: учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения. Образовательные.

Конспект ОС по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» Методическое обеспечение: Развитие.

Конспект ОС по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» Методическое обеспечение: Развитие речи детей 5-7 лет. Автор О. С. Ушакова. Цель: обучение связному последовательному пересказу с наглядной.

Конспект занятия «Профессия - музыкант» МАДОУ Д/С №49 г Калининград Непосредственная образовательная деятельность «Познавательное развитие» Средне-старшая группа Тема: «Профессия.

Урок литературного чтения "В.В. Бианки "Первая охота".

1-й класс

Учебник: Азбука. 1 класс.: учеб. для общеобразоват. учрежд. В 2 ч. Ч. 2. / Горецкий В. Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. – М. : Просвещение, 2011. (Школа России)

Цель урока:

Формирование эмоционально-ценностного отношения к природе через внутреннее переживание учащимися взаимоотношений главных героев литературного произведения.

Задачи урока:

1) образовательные: познакомить с библиографическими сведениями о В.В.Бианки, формировать интерес детей к братьям нашим меньшим;

2) развивающие: развивать умение анализировать рассказ, навыки выразительного чтения, речи, памяти и логического мышления, совершенствовать умение находить выразительные средства языка.

3) воспитательные: воспитывать интерес и любовь к родной природе.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся правильно, осознанно и выразительно читать небольшие тексты, рассуждать на заданную тему, отвечать на вопросы учителя по содержанию текста, пересказывать текст на основе опорных слов.

Универсальные учебные действия (УУД):

Регулятивные: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия

Познавательные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действий.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Личностные: адекватная мотивация: уважительное отношение к иному мнению, терпимость.

Оборудование:

1. Портрет В.В. Бианки.

2. Выставка В.Бианки "Лесная газета, " Мышонок Пик", " Чей нос лучше" и др.

3. Компьютерная презентация.

4. Карточки красного, зеленого и синего цвета.

Тип урока.

Урок новых знаний.

Методы:

По источнику познаний:

  • Словесный
  • Наглядный
  • Практический.

По степени взаимодействия учителя и учащихся:

  • самостоятельная, творческая работа в микрогруппах, работа в паре.

По характеру познавательной деятельности:

  • частично-поисковый
  • иллюстративный.

Форма организации обучения:

  • фронтальная
  • работа в микрогруппах (дифференцированные задания), работа в парах.

Принципы обучения:

  • Принцип доступности - материал подбирался с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся.
  • Принцип наглядности - наглядный и демонстративный материал.
  • Принципы дифференцированного подхода - микрогруппы создаются по уровням обучения.

Педагогическая технология: элементы мультимедиа-технологии, здоровьесбережение

Интеграция с учебными предметами: русский язык, окружающий мир.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Включение в учебную деятельность.
  3. Актуализация знаний.
  4. Развитие речевого аппарата.
  5. Определение учащимися темы и цели урока.
  6. Работа над новым материалом.
  7. Физкультминутка.
  8. Продолжение работы по теме урока.
  9. Физкультминутка.
  10. Рефлексия.
  11. Итог урока.
  12. Рекомендации для занятий дома.

Ход урока

1. Организационный момент (Слайд 1)

Прозвенел звонок –

Начинаем наш урок.

Посмотрите друг на друга,

Улыбнитесь,

Пожелайте всем удачи

И тихонечко садитесь.

II. Включение в учебную деятельность.

Творчество какого писателя мы изучали на предыдущем уроке?

Какие жанры встречаются в творчестве К. И. Чуковского? (веселые сказки, стихотворения для детей)

III. Актуализация знаний.

1. «Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята,

Хрюкать!» (К. И. Чуковский «Путаница»)

2. «Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот задом наперед» (К. И. Чуковский «Тараканище»)

3. Одеяло убежало,

Улетела простыня,

И подушка, как лягушка,

Ускакала от меня. (К. И. Чуковский «Мойдодыр»)

IV. Развитие речевого аппарата.

Проведем дыхательную гимнастику

«Свеча» - сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя свечи (2 р.)

«Колесо спустило» - плотно сжав губы, сделать глубокий вдох носом; на выдохе произнести, усиливая, а затем ослабляя, звук [с] (2 р.)

V. Определение учащимися темы и цели урока.

Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину! (М.И. Пришвин) (Слайд 3)

Как вы понимаете это высказывание? Что значит охранять природу?

На слайде : А. Пушкин, В. Бианки, Ф. Тютчев. (Слайд 4)

Сегодня мы познакомимся с творчеством нового автора. Назовите его фамилию, выделив её из числа тех, которые написаны на экране. (Из них можно выделить фамилию Бианки, это современный автор, а Пушкин и Тютчев - не современные)

По каким признакам можно выделить фамилию Бианки?

(В слове Бианки три слога, а в словах Пушкин, Тютчев - по два).

(В слове Бианки ударение падает на второй слог, а в слове Пушкин, Тютчев на первый.)

Назовите имя, отчество, фамилию писателя, с которым мы познакомимся сегодня на уроке. Используйте запись на доске.

(Виталий Валентинович Бианки).

Постарайтесь определить, о чём писал Виталий Бианки. Для этого прочитайте на слайде слова . (Слайд 5)

(На слайде: медведь, сорока, берёза, ромашка, осина, ястреб, волк, роза.)

Распределите их на равные четыре группы.

(В первую группу можно отнести слова медведь, волк - это названия зверей. Во вторую группу войдут слова сорока, ястреб - это названия птиц. Третью группу составляют слова берёза, осина. Они обозначают названия деревьев. К четвёртой группе можно отнести слова ромашка, роза - это названия цветов.)

Подумайте, какие из четырёх групп можно объединить между собой и скажите, о ком или о чём писал В. Бианки?

(Можно объединить названия зверей и птиц - это животные. Можно объединить названия деревьев и цветов - это растения. Значит, В.В. Бианки писал о животных и растениях.)

Скажите одним словом: о чём писал В. Бианки? (о природе).

Название произведения В. Бианки, с которым мы познакомимся сегодня, вы определите сами. Для этого соедините первые буквы написанных на слайде слов. (Слайд 6)

(На слайде: павлин, енот, рак, волк, альбатрос, ягуар, орёл, хомяк, ослик, тетерев, акула.)

Как называется это произведение? (Первая охота).

Какова же тема урока?

(В.В. Бианки " Первая охота") (Слайд 7)

В соответствии с темой сформулируйте цель нашего урока. Используйте для этого запись. (Слайд 8)

1. Познакомиться с творчеством: и его произведением:

2. Учиться правильно, выразительно:

3. Отвечать на:

VI. Работа над новым материалом

1) Подготовительная работа

Прочитайте на с. 98 «Азбуки» текст о В. В. Бианки.

Биография В.Бианки (Слайд 9)

Виталий Валентинович Бианки родился в семье учёного-орнитолога. Орнитолог – это человек, изучающий птиц и их повадки. Родители передали сыну свою любовь к природе, которая стала главным героем его произведений. Свои рассказы писатель называл «сказки-несказки». Герои В.В. Бианки живут своей обычной, «природной» жизнью, но при этом говорят человеческим языком. Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателю лучше понять жизнь природы.

Самые разные представители окружающей человека природы стали героями его произведения. Два таких героя изображены В. Бианки в рассказе " Первая охота".

2) Словарная работа (Слайд 10)

Отгадайте загадку.

Кто это?

(Ящерица) (Слайд 11)

Кто из вас видел ящериц? Расскажите, как они выглядят? Что вы о них знаете? (Ящерица – небольшое животное. У неё удлинённое тело, длинный хвост).

Чем покрыто тело ящерицы? (мелкой чешуей).

Чем отличается ящерка от ящерицы? (Ящерка маленькая, а ящерица побольше размером).

3) Работа над текстом

Учитель: Ящерицы и ящерки имеют интересную особенность. Эту особенность вы узнаете, если внимательно послушаете рассказ. (Чтение учителем)

4) Проверка первичного восприятия

Назовите ещё одного героя рассказа " Первая охота". (Это маленький щенок). (Слайд 12)

Что произошло со щенком? (Щенок хотел поймать ящерку, но у него не получилось).

Почему щенок не смог поймать ящерку? (У неё отделился хвост).

А как бы вы назвали этот рассказ?

VI. Физкультминутка

Тихо встаньте, улыбнитесь,

Все в зверюшек превратитесь! (Зайчиков, белочек, медвежат). (Слайд 13)

VIII. Продолжение работы по теме урока

1) Вторичное воспроизведение и анализ текста.

Прочитайте текст ещё раз . (Дети читают вслух произведение «по цепочке»).

Скажите, что в начале рассказа делала ящерка? (Грелась на солнышке).

Прочитайте, как об этом говорит В.Бианки? (Выборочное чтение).

Что сделал щенок, когда увидел ящерку? (Щенок подкрался и схватил её за хвост).

Что случилось с хвостом ящерки? (Хвост отделался и остался в зубах у щенка).

2)Поисковая деятельность в микрогруппах. (Слайд 14)

Работа организуется по уровням.

Группа " Красные" - учащиеся с высоким уровнем обучаемости.

1 гр. Нарисуйте словесную картину, на которой изображен щенок с хвостом в зубах.

В зарисовке отобразите по порядку следующее: поза щенка, голова, уши, рот, выражение глаз (щенок стоит на четырех лапах. Голова опущена. Уши висят. Во рту он держит небольшой серебряный хвостик ящерки. Он не понял, что случилось, поэтому в его глазах растерянность и изумление.)

Проверка работы - хорошая зарисовка у вас получилась.

Группа "Синие" - учащиеся со средним уровнем обучаемости.

2 гр. Вам даны вопросы как, зачем, почему, кто? Придумайте вопросы к тексту.

Проверка работы.

Группа " Зелёные" - учащиеся с низким уровнем обучаемости.

3 гр. Расшифруйте названия животных, которые встречаются в произведении В.В.Бианки "Первая охота"

щекон

баобчак

муйвера

щеякар

(щенок)

(бабочка)

(муравей)

(ящерка)

Проверка работы.

XI. Физкультминутка (Слайд 15)

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем

(Ходьба на месте с подниманием рук)

Вдруг мы видим:

У куста выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берём

И назад в гнездо кладём.

(Наклоны вперёд, руками коснуться пола, выпрямиться, поднять руки)

3)Повторное чтение рассказа и его анализ . Давайте прочитаем рассказ еще раз, хлопая в ладоши, когда встретится слово ящерка, и подумаем: почему охота щенка была неудачной? (Щенок охотился первый раз и не все сделал правильно)

Прочитайте ту часть текста, где щенок подкрадывается к ящерке, и скажите, что он сделал верно и что неправильно. (выборочное чтение)

Какие действия были правильными? (щенок осторожно, тихонько подкрался к ящерке, потом он резко прыгнул)

Какое действие было неправильным? (то, что щенок схватил ящерку за хвост)

Чего же не хватало щенку, чтобы охота прошла удачно? (щенку не хватало опыта, он не знал, что у нее отделяется хвост)

Какой эпизод рассказа изображён на иллюстрации? Каким вы видите щенка? (Он удивлён, растерян). А ящерицу? (сердитая)

И в жизни животных, и в жизни людей большое значение имеет накопленный опыт. Он помогает избегать многих ошибок, неправильных решений.

Кто из героев вам больше всего понравился? Почему?

4) Подготовка к пересказу. Самостоятельное чтение.

5) Пересказ текста по опорным словам (Слайд 16)

Опорные слова: сидела на камне, подкрался щенок, ухватился за хвост, ящерка извернулась, оставила хвост в зубах, щенок фыркнул, сидит под камнем, новый хвост.

6) Работа по иллюстрации (с.99)

Посмотрите, какие иллюстрации нарисовал художник на с. 99. Обсудите с соседом по парте увиденное (работа в паре)

Как вы думаете, почему рисунки этих зверей, птиц появились на странице в книге? (Наверное, о них писал Бианки)

Кого из этих птиц, зверей вы встречали на страницах книг, в телевизионных передачах, видели в окружающем мире?

Каких ещё представителей животного мира вы можете назвать?

X. РЕФЛЕКСИЯ (Слайд 17)

1) - Я для себя сделал открытие:

Меня удивило:

Оказывается, что:

XI. Итог урока

С творчеством какого писателя познакомились?

Над каким произведением работали?

Чему учились, работая над этим произведением?

1. Придумать загадки о тех, кто живет в лесу.

2. Нарисовать рисунок к произведению В.В. Бианки.

Я приготовила для вас выставку . Прочтите рассказ "Чей нос лучше" и подумайте, нужен ли мухолову нос пеликана, а дятлу - нос, как у клеста.

"Кто чем поет?" говорится о том, "чем и как поют безголосые". Ведь "петь всем хочется. Только не у каждого голос есть". Чем поет лягушка-квакушка, чем трещит аист, чем жужжит шмель? И как это "на воде" играет птица выпь? Прочтите книги Бианки, вы многое узнаете.

А.С. Пушкин В.В. Бианки Ф.И. Тютчев

Медведь Береза Осина Сорока Ромашка Ястреб Роза Волк

П авлин О рел Е нот Х омяк Р ак О слик В олк Т етерев А льбатрос А кула Я гуар

Тема урока: В.В. Бианки "Первая охота"

В.В. Бианки «Первая охота» Цель: познакомится с творчеством… и его произведением… учиться правильно, выразительно… отвечать на…

Бианки Виталий Валентинович (1894-1959) «Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я их буду открывать всю жизнь, потому что это самое интересное занятие в мире!»

Она, как змейка, В траве мелькнет, хвостом виляет. Хвост оторвет – другой наживет. Отгадайте загадку

Физкультминутка

Нарисуйте словесную картину, на которой изображен щенок с хвостом в зубах Вопросы: Как? Зачем? Почему? Что? Расшифруйте названия животных ЩЕКОН БАОБЧАК МУЙВЕРА ЩЕЯКАР

Мы шагаем, мы шагаем, Руки выше поднимаем Вдруг мы видим: У куста выпал птенчик из гнезда. Тихо птенчика берём И назад в гнездо кладём. Физкультминутка

сидела на камне подкрался щенок ухватился за хвост ящерка извернулась оставила хвост в зубах щенок фыркнул сидит под камнем новый хвост Опорные слова:

Я для себя сделал открытие: Меня удивило: Оказывается, что: Мои открытия на уроке

Спасибо за внимание!

Берегите эту землю, эту воду, Даже малую былиночку любя, Берегите всех зверей природы, Убивайте лишь зверей внутри себя. (Я. Аким)