Остров коневец как добраться на машине. Коневец – остров, который стоит посетить

Коневец - небольшой остров на Ладожском озере, известный своей красотой, старой обителью и легендами о проводившихся здесь в советские времена ядерных испытаниях. Это - одно из немногих мест, куда я бы обязательно приехал ещё раз. Есть здесь какая-то своя магия. К сожалению, фотографиями её не передать, но я всё же попробую.

Наша первая попасть на Коневец оказалась неудачной — из-за шторма сообщение с островом было отменено, и нам пришлось срочно менять свои планы. На этот раз погода оказалась к нам благосклонной — день был тёплым, и Ладога была не по-октябрьски спокойна.

Попасть на Коневец можно либо на небольшом теплоходе, называемом так же монастырским катером, либо же договорившись с кем-нибудь из частников. Плыть недалеко — около 7 километров, монастырский катер проходит это расстояние примерно за 40 минут. Чёткого расписания нет — лучше всего звонить в паломническую службу Коневского монастыря, который расположен на острове, и спрашивать информацию о ближайшем рейсе у них.

Монастырский катер так и называется — «Коневец».

Вид на Владимирскую бухту.

Вдалеке, в тумане, — цель нашего путешествия.

Не знаю — совпадение ли это, но на носу монастырского катера находится вот такой крест.

Подплываем к острову.

Коневский монастырь

Коневский монастырь — древняя обитель, существующая на острове более 600 лет. Именно ради посещения монастыря на остров приезжает большая часть туристов и паломников.

До основания обители на Коневце находилось языческое карельское святилище. Местом совершения жертвоприношений был огромный валун, по форме напоминающий череп лошади и известный как «Конь-камень». Именно от него и пошло название острова.

Коневский монастырь (полностью — Коневский Рождество-Богородичный монастырь) был основан в конце XIV века новгородцем Арсением Коневским. Место обители несколько раз менялось, чтобы избежать Ладожских наводнений. Окончательное место устроения монастыря было выбрано в 1421 году, где и был заложен деревянный храм Рождества Богородицы.

За долгую историю существования монастырь пережил много этапов, был захвачен Шведами в XVII веке, а с XVIII века до окончания Второй мировой войны находился в составе Финляндии. В советское время на территории острова располагалась секретная военная часть. В 1990 году монастырь был возвращён Русской православной церкви, и с тех пор его территория активно восстанавливается.

Паломников встречает поклонный крест, установленный несколько лет назад. Крест является точной копией поклонного креста некогда стоявшего на месте Успенской часовни в глубине острова.

Странноприимный дом, или дом для странников, которым монастырь по традиции давал приют на несколько дней.

Рассвет монастыря пришёлся на XIX век — именно тогда его слава дошла до Петербурга. В июне 1858 года остров посетил император Александр II со своей семьей, в память чего на пути к монастырю установлен памятный обелиск.

Монастырская колокольня.

До этой поездки, посещая монастыри, я нередко сталкивался с неприязнью со стороны местных монахов. Особенно сильно это чувство было в , где существует только одна туристическая тропа и любой шаг вправо-влево с неё влечёт за собой если не расстрел, то точно обречение на вечные муки в аду.

На Коневце же я почувствовал совершенно иное отношение. Нам были рады, причём все без исключения. Это удивительное чувство, которое в нашей стране удаётся прочувствовать не так часто. Именно на Коневце я кардинально поменял свое отношение к православию с нейтрального с оттенками негатива на нейтральное со строго положительным вектором. И если я когда-нибудь решу уйти в монастырь — определённо, первым делом я буду смотреть в сторону Коневца.

Отец Святослав, за что ему отдельное огромное спасибо, без лишних вопросов разрешил нам подняться на колокольню, чтобы сделать оттуда несколько кадров.

На двери находится небольшая шпаргалка для звонаря.

На колокольне.

Огромные балки хранят в себе историю времён.

Вид с колокольни на территорию монастыря. На переднем плане — Собор Рождества Пресвятой Богородицы, на заднем — хозяйственные постройки.

Вид на Ладожское озеро. На горизонте — большая земля.

Неожиданно вдалеке среди туч образовался просвет, и огромное солнечное одеяло накрыло воды Ладожского озера.

Тут пришло ясное ощущение что все у меня будет хорошо.

Монастырская жизнь. Знаю, что фотографировать монахов не приветствуется. Да простят меня они за этот кадр — но очень уж он хорошо передаёт настроение спокойствия, царящее на острове.

Вид на колокольню с монастырского двора.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Место для собора было выбрано основателем обители Арсением Коневским ещё в 1421 году. Тогда на этом месте и была построена первая деревянная церковь. В XVI веке, после пожара, собор был отстроен в камне. В XVIII веке был построен новый одноглавый собор, который в скором времени однако снова находился в обветшалом состоянии. Тогда же было решение перестроить храм ещё раз, но начало работ неоднократно откладывалось. Работы были завершены в 1802 году.

Восточные ворота монастыря, ведущие вглубь острова.

Открыточный вид на монастырь со стороны острова.

Успенская часовня. Раньше на этом месте находился поклонный крест, сломанный бурей в 1899 году. Левая дорога ведёт к Казанскому скиту, правая — к восточному берегу.

Здесь я впервые в жизни встретился в природе с неосёдланной лошадью. Ощущение странное.

Update: оказалось, это не лошадь, а конь, и зовут его Карат.

Вообще, природа Коневца необычайно красива. Хотя возможно причина такого моего восторга — стоящая на дворе осень, которую я особенно люблю за яркость её красок.

Казанский скит, основан в глубине острова в конце XVIII века.

На стенах скита устроена гостевая книга. География посетителей острова довольно обширна.

Кроме Казанского скита на острове есть ещё Коневский скит, расположенный на самом берегу Ладоги. Именно это место изначально было выбрано Ареснием Коневским для основания обители. К сожалению, из-за того что мы решили обойти остров по периметру и немного недооценили его размеры, дойти до Коневского скита нам не удалось.

Весь остров окутан старыми покрытыми мхом кабелями. Выглядят они очень необычно, я бы даже сказал зловеще.

Самое высокое место Коневца — Святая гора. Её высота над уровнем Ладожского озера — около 30 метров.

Здесь, над обрывом, расположен восхитительный трон для наблюдений за Ладожским озером.

Конь-камень - огромный валун серого гранита с прожилками кварца весом более 750 тонн. Этот камень издавна служил местом ритуальных жертвоприношений местных племён. Напоминающий по форме череп коня, валун был назван «Конь-камнем», что в последствии дало название всему острову.

С Коневского монастыря: Преподобный Арсений, пришедший на остров в конце XIV века, нашёл это место «пуще дремучего леса ужасом бесовским окруженным». Ночь провёл Арсений в молитве, а под утро совершил крестный ход вокруг камня с иконой Богородицы в руках и окропил его святой водой. По преданию, духи как копоть вышли из камня и, обернувшись черными воронами, улетели прочь к противоположному берегу Ладоги, который стал с той поры именоваться Чертовой бухтой. Вместе с бесами, как гласит предание, исчезли и змеи.

Действительно, Коневец — единственный остров на Ладоге, где нет змей.

На вершине Конь-камня устроена небольшая часовня.

Хорошая укатанная военная дорога окутывает весь остров. Мы немного недооценили его размеры и решили обойти его весь по периметру. В итоге, чуть не опоздали на обратный рейс. Пяти часов, проведенных нами на Коневце абсолютно недостаточно — большую часть маршрута пришлось проделать чуть ли не бегом.

В зарослях можно наткнуться на некоторые очень интересные и необычные для этого места находки.

Военные испытания на Коневце

Практически сразу после окончания Второй мировой войны на Коневце была устроена военно-морская база, где проводили испытания химического оружия образцов новейшего морского вооружения.

Военная часть и сегодня находится на противоположном от монастыря краю острова. Пусть сюда, даже если идти быстрым шагом, займёт не меньше полутора часов.

Пока мы не наткнулись на военных — меня не покидала уверенность что военная база в наши дни полностью заброшена. Это оказалось не так, точнее не совсем так — частично гарнизон остался, и эта часть острова формально считается режимной территорией. Встретить военных здесь практически невозможно, но территория базы — ухожена. Среди могучих деревьев стоит накрытая брезентом техника, под бесконечными дождями постепенно ржавеют полуразобранные двигатели... Говорят, что испытания проводятся на острове до сих пор, конечно уже не с таким размахом как в советские времена, но всё же...

Заброшенный КПП. Таких — тысячи по всей стране.

Военные корпуса. Всё аккуратно закрыто на замки.


Коневский монастырь расположен на острове Коневец, который находится в 7 км от берега. Остров небольшой – длина ~5км, ширина ~ 3 км, площадь ~ 10кв.км. В 1393 году на остров прибыл прп. Арсений. Родом он был из Новгорода, в юности принял постриг. Познакомился с афонскими монахами и отправился на Афон. Потом вернулся на родину. Он привез с собой икону Божией Матери, известной сейчас как икона Коневской Божией Матери (икона теперь принадлежит Финляндской православной церкви). Из Новгорода Арсений отправился по Волхову на север, чтобы найти уединенное место. Лодку его прибило к Коневцу. Здесь он прожил три года в одиночестве, затем вместе с единомышленниками основал монастырь.

III Новгородская летопись: «В лето 6908 поставлена бысть церковь камена Пресвятой Богородицы на Ладожском озере на Коневом острове и монастырь устроиша при архиепископе Иоанны Великого Новгорода и Пскова».

На монастырь несколько раз нападали шведы. В отличие от южных монастырей, обитель на Коневце не имела никаких укреплений. Это был как бы монашеский поселок на острове. Предполагаю, что так же как и на Валааме здешние монахи соблюдали все заповеди, в том числе «не убий». Так что шведам ничего не стоило захватывать остров. Всякий раз обитель возрождалась, деньги давали Василий III, Иоанн IV, Федор Иоаннович, Борис Федорович.
В 1610 году шведы окончательно захватили эти земли. Монахам пришлось уйти, так как православным в то время выжить при шведах было практически невозможно.
Петр Первый в 1718 году издал указ о восстановлении монастыря. В середине XIX – начале ХХ веков монастырь быстро разбогател, имел земли, хозяйство, сдавал в аренду места рыбной ловли. Всё что было построено в это время сохранилось до сих пор. В 1914 году братия насчитывала 321-го насельника.
После революции 1917 года эти земли отошли Финляндии. Остров посещал Маннергейм, были построены северные и южные оборонительные батареи, которые сохранились до сих пор. В 1940 году монахи эвакуировались вглубь Финляндии. Им удалось вывезти кое-что, в том числе икону Коневской Божией Матери.
В советское время на острове находилась военно-морская часть и испытательный полигон. Остров стерли со всех карт, огородили колючей проволокой, гражданским судам запрещалось ходить мимо острова. Здесь разрабатывали и испытывали химическое оружие и ракеты на твердом топливе. На полигоне испытывали торпедное и минное оружие. Что бы там сейчас не говорили о разорении монастыря, но если бы не военные, там погибло бы абсолютно всё. Местные жители растащили бы всё на кирпич, строительные материалы, сняли бы кровельное железо. Военные же ремонтировали, красили, поддерживали порядок. Поэтому все здания, даже деревянные избы XIX века сохранились.
В 1991 году на остров снова пришли монахи.

Часовня Николая Чудотворца (1815)
Каменная часовня в честь Святителя Николая была построена в 1815 году. Прибывавшие на остров паломники совершали здесь молебен о благополучном прибытии на остров.

Странноприимный дом
К югу от часовни здание, построенное предположительно в 1866 году при архимандрите Израиле. Это странноприимный дом (гостиница для бедных людей), которым монастырь давал приют на несколько дней.

Странноприимный дом и часовня Николая Чудотворца:

У развилки, стоит небольшой пирамидальный обелиск из путиловского камня, поставленный в память о посещении о. Коневец 28 июня 1858 года императором Александром II.

Белая гостиница
Гостиница построена в 1860-х по проекту архитектора И. Б. Слупского. Стены кирпичные, оштукатурены снаружи только с трёх сторон (задняя стена в целях экономии была оставлена кирпичной).
Конец XIX века:

В советское время кельи гостиницы использовались как квартиры для офицеров. Было проведено паровое отопление, а печи переделаны в стенные шкафы. Сейчас в Белой гостинице летом живут трудники монастыря.

Братия у Святых врат. Конец XIX века:

В арке колокольни сохранилась живопись. В советское время изображения были закрыты слоем известки. В отличие от фресковой живописи древних русских храмов, выполнявшейся минеральными красками по сырой штукатурке, эти изображения выполнены обычной масляной краской. В основу сюжета легло посещение Коневского монастыря Новгородским святителем Евфимием, другом и соратником преподобного Арсения.

Монастырское каре
К началу XIX в. все здания, кроме собора, всё ещё оставались деревянными. К 1812 году строительство западной части монастырского каре было завершено, началась постройка северной и южной сторон. В северо-западной башне находился хлебный запас, в юго-западной - кладовая для провизии, квасоварня с погребом. В средней части обеих линий застройки возвышаются 2-х этажные братские келейные корпуса, соединяющиеся с угловыми башнями одноэтажными зданиями, в которых размещались мастерские.

В юго-восточной части монастырского каре располагались братские кельи, монастырская библиотека, аптека и небольшой музей.

В двух угловых башнях монастырского каре были устроены церкви. В северо-восточной башне помещалась храм во имя преп. Арсения Коневского, а в юго-восточной башне - храм во имя свт. Николая Чудотворца.

Ряд захоронений, принадлежащих игуменам, настоятелям монастыря и членам старшей братии, находится за алтарём собора Рождества Пресвятой Богородицы. Одна из могил - место упокоения настоятеля Коневского монастыря о. Израиля. Коневской обителью о. Израиль управлял с 1859 года до самой своей кончины, последовавшей 27 января 1884 года на 92-м году жизни. Над его могилой был установлен металлический, а потом гранитный памятник с надписью: «Доброму пастырю благодарное братство» (сохранился только цоколь)

Библиотека
При о. Израиле монастырская библиотека значительно расширилась, к началу XIX века в ней насчитывалось около 8 тыс. экземпляров. Там находились: список жития преподобного Арсения, Евангелие 1524 года, творения святых отцов - святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, преподобного Паисия Величковского; старопечатные книги от 1626 до 1764 года.
Почти все книги и рукописи бесследно исчезли в 40-е годы XX века.

Монастырская библиотека. Конец XIX века

Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1809)

Нижний храм был зимним. В нем размещались печи, что позволяло круглогодично вести в нем богослужение.

Нижний храм. Конец XIX века

До 1940 года главный придел храма сохранял резной с колоннами золоченый иконостас в три яруса: с левой стороны замечательных по резьбе царских врат находилась икона Коневской Божией матери, над ними - «Тайная Вечеря», во втором ярусе - иконы праздников, а в третьем - св. Апостолов. В 1830 году в храме освящен южный придел во имя Коневской иконы Божией Матери. Силами петербургских реставраторов иконостас оказалось возможным полностью восстановить.

В соборе хранятся две самые почитаемые святыни Коневского монастыря - рака с мощами преподобного Арсения и список с чудотворной Коневской иконы Божией Матери.

Верхний храм был устроен как летний. Он прекрасно освещен двумя рядами окон и представлял собой традиционную для России крестово-купольную церковь с восемью квадратными столбами. Окончательно отделан изнутри, украшен золоченым резным иконостасом он был уже при настоятеле Иларионе в 1809 году, при содействии христолюбивого петербургского купца Я. В. Кривоносова, пожертвовавшего 4 тыс. рублей ассигнациями.

Верхний храм. Конец XIX века

Верхний храм пострадал в годы советской власти. Здесь был склад боеприпасов, один снаряд взорвался, в результате появилась небольшая трещина:

Часовня Успения Божией Матери (1899)

За часовней, с ее восточной стороны, находится могила князя Манвелова. Князь Николай Иванович Манвелов был из старинного грузинского рода. В продолжение многих лет он приезжал на Коневец - нередко на всю осень. По мере сил он помогал обители, особенно престарелым инокам.
Рядом с крестом, на месте отдыха преподобного Арсения, князь и попросил похоронить себя. Николай Иванович умер в Петербурге, через два месяца после преставления о. Израиля. Завещание князя выполнили его родные. Надпись на надгробном памятнике, и сейчас частично уцелевшем, гласит: «Помяни меня, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем. Князь Николай Иванович Манвелов. Родился в 1780 г., а скончался в 1856 году, 3 мая».

Эта информация написана на сайте монастыря. Что на самом деле написано на могиле князя мне разобрать не удалось. Подойти к могиле о. Израиля невозможно. Но Лесков виделся и разговаривал с о. Израилем, было это в 1872 году. Поэтому когда на самом деле умер князь мне не известно, но понятно, что сведения на сайте ошибочны.

Казанский скит (1796)
Казанский скит находится в некотором отдалении от основных монастырских построек в глубине острова на вершине горы, которая называется Святой. Как повествует житие преп. Арсения, по прибытии на Коневец в 1393 году он поселился именно здесь, прожив на вершине Святой горы около 3-х лет в уединении, и лишь затем перешёл жить на берег Ладоги.

Казанский скит. Конец XIX века

Иконостас церкви Казанского скита. Конец XIX века:

В настоящий момент в скиту живет иеросхимонах о. Варахиил, прибывший на Коневец с Валаама. Чтобы не беспокоить его уединение, внутрь скита вход мирянам без специального благословения запрещён. Кстати, это единственный схимник во всей Ленинградской области.

Часовня явления Божией Матери
Часовня на Святой горе поставлена в память о явлении Божией Матери старцу Иоакиму. Часовня стоит у самого края Святой горы, в юго-западной её части, на месте, где до этого находился деревянный поклонный крест, воздвигнутый ещё при жизни самого Арсения. Ввиду своей древности, крест уже в XVIII веке пришёл в ветхость и в 1740 году, т.е. сразу по возобновлении монастыря от шведского разорения, на месте креста была поставлена небольшая деревянная часовенка, а остатки самого креста были перенесены внутрь часовни и сохранялись там вплоть до прихода на Коневец частей советской армии. Часовня, таким образом, является самой старой по времени постройкой на Коневце. Впоследствии, во второй половине XIX в., часовня перестраивалась. В годы советской власти она была перенесена со Святой горы к причалу и использовалась как контрольно-пропускной пункт. На крыше бывшей часовни был установлен небольшой маяк.

Чтобы перенести часовню обратно на своё место нужны были деньги. Три финки, Паула Кохо, Ирма Вуокко и Паула Вуорела, несколько лет к рождеству пекли калитки на продажу. Таким образом, в начале 2000-х собрали деньги, теперь часовня снова на Святой горе.

Братское кладбище
На кладбище некогда стояла шестиугольная деревянная часовня высотой 4 метра, уничтоженная, как и большинство надгробий, в советское время (кладбище было снесено, и на его месте первоначально расположился автопарк, а затем оно было переделано под спортивную площадку).

Братия у ограды братского кладбища. Конец XIX века:

Конь-камень
Конь-камень - огромный валун серого гранита с прожилками кварца размером 9 на 6 и высотой чуть более 4 метров - бесспорно является одной из самых ярких достопримечательностей острова Коневец. Это единственный камень на Коневце таких больших размеров, вес его - более 750 тонн; на вершине камня стоит небольшая деревянная часовня. Достоверных сведений о том, когда именно была построена первая часовня на Конь-камне, нет. Скорее всего, в самом начале основания обители.
Можно оценить масштаб и при хорошем воображении увидеть лошадиную морду:

Коневский скит (1876)
Построен по проекту И. Б. Слупского.

Мы не подходили к этому скиту, но его можно рассмотреть с катера

Иконостас церкви Коневского скита. Конец XIX века

Крестный ход на Коневском скиту. Конец XIX века

Хозяйственные постройки

Двухэтажное с мезонинами здание Работного дома, построенное в 1874 году архитектором И. Б. Слупским.

Каменное двухэтажное здание, построенное в 1861 году также для рабочих (сгорело весной 2003 года), каменный скотный двор (построен в 1826 году)

Деревянная конюшня с двором посередине и двумя избами для конюхов

Крестьяне у избы для садового инвентаря. Конец XIX века

У Святого источнка. Конец XIX века

Крестный ход. Конец XIX века

Нашим гидом на острове была Анна, рассказывала она живо и бойко только то, что можно прочитать на

14.01.2017

Каждому, кто интересуется русской историей, известен остров Валаам – знаковое место для паломников и один из центров духовной культуры нашей страны. Но мало кто знает, что всего в полусотне километров от Валаама, на западе Ладожского озера, располагается остров Коневец, колыбель древней святыни – обители чудотворца Арсения Коневского.

Остров на Ладоге

Площадь Коневца в 3,5 раза меньше площади острова Валаам, а его ландшафт составляют в основном холмы и крутые обрывы. Восточная часть побережья изобилует небольшими заливами, которые лежат между выдающимися в озерную гладь многочисленными мысами. В глубине острова расположен 750-тонный гранитный валун – Конь-камень, бывшее культовое место язычников, используемое ими для жертвоприношений. От названия этого камня и произошло название острова.

Живописную природную композицию Коневца дополняет бухта, в старину носившая название Чертовой, а в наше время переименованная во Владимирскую. Дорога от бухты до Коневца на катере займет около часа. А вот ближайшие к острову населенные пункты отделяет от острова гораздо большее расстояние: 40 км по воде до Приозерска – райцентра в Ленинградской области, и 170 км до Петербурга.

Основание и развитие обители

Монастырь Рождества Богородицы был основан на острове иноком Арсением Коневским в конце XIV века. В это же время монахи начали возводить на Коневце храм. Но в первые годы XV века из-за регулярных наводнений монастырские постройки были перенесены с побережья на островные возвышенности.

Мужской монастырь располагается там по сей день, являясь главной достопримечательностью острова.

Коневец дважды подвергался нападению шведских войск, которые в XVII веке до основания разрушили монастырь. Монашеской братии пришлось срочно перебираться в новгородские земли и просить убежища в Воскресенской обители.

Только в 50-х годах XIX века, когда остров входил в состав Финляндии, постройки на Коневце были воссозданы практически в своем первозданном виде. Для монастыря началась благодатная пора – его посетил Александр II, писатели Николай Лесков и Александр Дюма, поэт Федор Тютчев и многие другие видные деятели русской и зарубежной культуры.

Коневец в ХХ веке: от упадка к возрождению

Революция 1917 года не отразилась на укладе островной жизни, так как Коневец в то время еще находился под юрисдикцией Финской Республики. Однако, численность монашеской братии сократилась, потому что никто из российских священников не хотел поступать на службу в Рождество-Богородицкий монастырь.

Незадолго до войны СССР с Финляндией в 1939 году монахи покинули остров и вывезли с него несколько колоколов и иконостасов, однако, большая часть утвари осталась на Коневце, занятом финскими войсками.

После окончания советско-финляндской войны монастырская братия возвратилась на остров и принялась восстанавливать разрушенный и разоренный монастырь.

Но в 1944 году, когда Коневец перешел к СССР, монахам пришлось покинуть остров и перебраться в Финляндию.

И только в конце XX века монастырская жизнь на Коневце возродилась – около 20 иноков поселились на острове, построили пекарню, занялись производством сыра и завели домашний скот. В наши дни братья живут не только за счет дохода от пекарни, сыродельни и фермы, но и за счет помощи, которую оказывают обители Русская православная церковь и финское общество «Коневец».

Храмовый комплекс

Главной достопримечательностью Коневца считается храм Рождества Пресвятой Богородицы, в котором располагается рака с мощами чудотворца Арсения, а также икона Коневской Божьей Матери.

Невзирая на то, что на протяжении нескольких столетий храм неоднократно был разрушен и отстраивался вновь, его архитектура сохранила традиции древнерусского зодчества. Однако, в облике храма угадываются черты, присущие барокко и классицизму. Но в целом строение отличается удивительно гармоничной композицией.

Недалеко от храмового комплекса расположены хозяйственные постройки: хлева для животных и конюшня, а также избы для скотников. Возле храма также можно увидеть пару основательных строений – паломническую гостиницу и дом для трудников (сезонных работников).

Часовни

Часовня, сооруженная на Коневце во имя Николая Чудотворца, покровителя морских путешественников, видна издалека – ее высота превышает 7 метров. Благодаря тому, что Никольская часовня расположена возле пристани, она является первой островной святыней, которую видят паломники, ступившие на берег Коневца. Каменная часовня с аскетичным убранством была основана в XIX веке игуменом Илларионом – автором монастырского устава.

На месте креста, собственноручно установленного иноком Арсением в последние годы XIV века, спустя пять веков построили часовню во имя Успения Божьей Матери. В наше время Успенская часовня представляет собой красивейшее сооружение Коневца. Стены здания выполнены из резного дерева в старорусском стиле с добавлением восточного колорита. Переступив порог часовни, можно увидеть иконы, на которых изображены Арсений-чудотворец и святитель Евфимий.

Скиты

На месте постройки первого монастырского комплекса, в бухте, расположен Коневский скит. Он был основан в конце XIX века и представлял собой красивейшую пятикупольную церковь из белого камня и здание келейного корпуса высотой в два этажа. Гордостью церкви считался резной иконостас, отделка которого напоминала малахитовый камень.

Но в годы Великой Отечественной войны скит подвергся разрушению. Лишь в 2003 году здания церкви и келейного корпуса были отреставрированы.

К северу от Успенской часовни, на холмистой возвышенности, окруженной сосновым бором, расположен Казанский скит. Часть сооружений, входящих в состав скита, были возведены при жизни Арсения-чудотворца и по счастливой случайности дошли до наших дней в первозданном виде.

В центральной части скита расположен храм, возведенный в конце XVIII – начале XIX века в стиле древнерусского зодчества. Храм окружают холодные летние и теплые зимние кельи монашеской братии, трапезная комната и кладовые. Территория Казанского скита обнесена оградой, по краям которой расположены еще две маленьких пристройки – летние сени и еще одна келья.

Святая гора и Конь-камень

Если обойти Казанский скит с левой стороны, можно выйти на тропинку, ведущую к Святой горе. Пройдя по петляющей тропе через многочисленные холмы и лесные заросли, вы окажетесь у северного подножия Святой горы, возле которой расположен Конь-камень. Этот гигантский валун получил свое название из-за сходства с лошадиным черепом. С Конь-камнем связано множество легенд и мистических историй. До прихода на остров инока Арсения язычники устраивали возле валуна обряды, на которых в жертву приносили лошадей. Окропленное кровью место служило прибежищем злых духов, которые были изгнаны с острова иноком Арсением. По преданию, черные духи улетели в сторону бухты, которая впоследствии получила название Чертовой. После изгнания «бесовской силы» основатель Коневского монастыря построил на Святой горе маленькую келью, где прожил три года в одиночестве.

В дальнейшем, при возведении первых монастырских строений, на вершине Конь-камня была установлена маленькая деревянная часовенка. Как и многие строения, данная часовенка несколько раз подвергалась разрушению. Часовня, которую можно лицезреть на валуне в наши дни, была возведена в последние годы XIX века. Отличительной чертой ее архитектурного облика являются декоративные резные оконные наличники. Внутрь часовни можно попасть, поднявшись по простой деревянной лестнице. Внутреннее убранство отличается скромностью и простотой: стены и потолок выкрашены белой краской, в центре зала находится аналой для чтения молитв и несколько икон.

Памятка паломнику

Попасть на остров можно следующим путем. С Финского вокзала Санкт-Петербурга на электричке нужно добраться до поселка Громово, который находится Приозерском районе Ленинградской области. В Громово нужно пересесть на автобус, следующий до Владимирской бухты. Так вы окажетесь на берегу Ладожского озера. На остров Коневец в период навигации вас довезет монастырский катер. Такая поездка по времени займет около часа. Однако, отправляясь в путь, необходимо учитывать следующие особенности: катера ходят не по расписанию, и капитан катера не пустит вас на борт без разрешения Паломнической службы монастыря.

В зимнее время от бухты до острова можно дойти пешком по льду Ладожского озера. Но следует помнить, что выход на лед также должен быть согласован с Паломнической службой или настоятелем монастыря.

Все хорошо знают остров Валаам, где находится знаменитый Валаамскмй монастырь. Однако это не единственный духовный центр на Ладожском озере. Возле его западного побережья, неподалеку от Приозерска, расположен остров Коневец. Он известен своим Коневским мужским монастырем.

Обитаемый остров

Административно Коневец относится к территории Приозерского района. Он расположен всего в 6,5 км от берега. Корабль преодолевает это расстояние примерно за 45 минут. Ближайшей точкой на материке является бухта Владимировка, которую раньше называли Чертовой. По воде от Коневца до Приозерска около 40 км, до Петербурга – 170 км. Длина острова составляет 8 км, а ширина – 4 км.

Остров очень низкий – в среднем он возвышается над водой всего на 3 м! Рельеф преимущественно ровный, и лишь Святая гора имеет высоту 34 м. Именно в этом месте произошло легендарное явление Богоматери старцу Иоакиму. Раньше у подножия горы был источник. Сейчас можно увидеть лишь остатки монастырского сада и парка.

Фото: Остров с высоты птичьего полета

В центре Коневца высится гора Змеиная. Ее высота - 29 м. Остров имеет намывное происхождение – воды Ладоги создали его из песка. На юго-западном побережье имеется песчаный пляж. С этой стороны на целый километр в озеро уходит песчаная коса Стрелка. Она усыпана разноцветными камешками. На территории можно встретить множество гранитных валунов – больших и маленьких. Это работа ледника, который притащил камни с севера.

Ладога – озеро суровое, холодное. Оно во многом определяет особенности местного климата. Погода нестабильная, часто пасмурная. Летом температура может подняться до +30 градусов, а зимой грянуть лютые морозы. Весна приходит на Коневец в апреле, но это еще холодный период. Даже в июне могут случиться заморозки. В начале лета средняя температура воздуха колеблется возле отметки +12 градусов.

Теплее всего в июле, когда воздух прогревается до +17 градусов. В августе чуть прохладней. Купаться можно только в конце июля – начале августа. В сентябре приходит «бабье лето», а уже в конце месяца возможны заморозки. Самые холодные месяцы – январь и февраль. Ледяной ветер на острове может внезапно подуть в любое время года.

На острове селится много перелетных птиц. Нередко можно увидеть грациозных лебедей. Фауна представлена мелкими грызунами, зайцами, лисами. Зимой по льду с материка иногда приходят волки. Есть много диких кабанов. Что радует, здесь вообще нет никаких змей. Если повезет, увидите ладожскую нерпу. Могут удивить типично садовые растения – крыжовник, слива, вишня, смородина, яблони. Все это посажено руками монахов в разное время. В изобилии растут грибы и черника.

Наследие Арсения Коневского

В XVI веке Коневец неоднократно переходил от русских к шведам. Окончательно он отошел к России только после Северной войны, которая завершилась в 1721 году победой русской армии. О важности острова свидетельствует визит Александра II вместе с семьей в 1858 году. Об этом напоминает памятная стела. После отделения Финляндии Коневец оказался под ее юрисдикцией. Лишь после завершения Второй Мировой войны его окончательно удалось вернуть в состав СССР. На нем создали базу ВМФ, где испытывали ракеты и торпеды. Полигон действует и поныне.

Однако известность этому месту принес Рождество-Богородичный монастырь, основанный Арсением Коневским из Великого Новгорода. Еще в юности он совершил паломничество на Афон, где ему было предсказано основание обители на Севере. Это и случилось в 1393 году. Монастырь действительно появился на северных землях в Ладожском озере. Его главной святыней стала икона Пpесвятой Богородицы, которую специально доставили из Афона. Не так давно обители исполнилось 600 лет!

В древности, когда остров неоднократно переходил к Швеции, монахи покидали обитель, а потом снова возвращались. Расцвет монастыря пришелся на XIX век. Сюда зачастили влиятельные и знаменитые люди. Помимо императора здесь побывали поэт Федор Тютчев, а также писатели Александр Дюма и Николай Лесков. Именно в этот период возвели новый храм Рождества Богородицы с колокольней. Его выстроили ближе к пристани, а на старом месте появились Коневский и Казанский скиты.

В начале XIX века на острове образовался целый монастырский городок. На пристани паломников встречала часовня Св.Николая. Поскольку связь с «большой землей» была ненадежная, в одной из башен стены устроили зернохранилище, в другой – продуктовое хранилище и квасоварню. Местная библиотека насчитывала около 8 тыс. томов! Действовал монастырский музей. В те времена Коневец был не менее посещаем паломниками, нежели Валаам.

Второй по значимости достопримечательностью после Коневского монастыря считается огромный Конь-камень. Гранитный валун высотой 4 м имеет размеры 6х9 метров и весит порядка 750 тонн! Контуры напоминают лошадиную голову – отсюда и пошло его название. По легенде, он служил святилищем карелам, которые в древности населяли остров и регулярно приносили на это место в жертву коня.

Языческий атрибут перестал быть таковым, когда Арсений Коневский промолился возле него всю ночь, а потом еще окропил камень святой водой. Утверждают, что именно с тех пор отсюда исчезли все змеи. Учитывая, что остров окружен водой, это можно отнести к разряду чудес.

Прямо на камне тогда устроили крохотную деревянную часовенку. Первоначальная постройка не сохранилась. Существующую часовню имени чудотворца Арсения Коневского возвели в 1895 году. На самой верхушке валуна она смотрится крайне необычно! Кстати, именно Конь-камень и послужил основанием для названия острова.

Помимо рукотворных, на острове имеются природные достопримечательности. Очень живописна песчаная коса, уходящая далеко в воду. С высоты птичьего полета она напоминает длинный хвост какого-то неведомого существа. Коса усыпана цветной галькой. Если смочить камешки водой, они начинают переливаться словно самоцветы. Живописны песчаные берега острова, отороченные ровными рядами сосен. Ладога тщательно «вентилирует» Коневец, поэтому здесь кристально чистый воздух.

По всей береговой линии проложены тропы. Есть тропа, ведущая к Змеиной горе, одной из самых высоких точек острова. Восточное побережье заросло камышом. На севере расположена военная часть, доступ туда закрыт. Вечерами на Коневце можно полюбоваться живописными багряными закатами. Посещение острова дает мощный заряд энергии.

Как добраться

Коневец: Остров которого не было
http://bagira.guru/puteshestviya/ostrov-kotorogo-ne-bylo.html

Ладожское озеро, Валаам — кому не знакомы эти названия? А вот про то, что на Ладоге есть ещё один остров, Коневец, существование которого окутано вековыми легендами, мало кому известно. Раньше Коневец даже не был обозначен на карте, так как на нём располагалась военная база, занявшая всю территорию острова. В зданиях монастыря и в церкви хранились запасы различного оружия, в том числе и химического, что нанесло огромный урон фрескам и прочим историческим ценностям.


Валаамский двойник

Остров Коневец находится в Ладожском озере, в 5 км от западного берега. В этом месте мыс будто бы врезается в воду, образуя бухту. Жившие в этих местах до 9-го века финно-угорские племена, предки нынешних карелов, называли Коневец Рантасаари, что в переводе означает «прибрежный
остров». До 14-го века карелы использовали эту территорию для выпаса лошадей.

Коневец значительно меньше Валаама, он тянется всего на 5 км в длину и на 2 в ширину. Климат здесь суровый: зима длится почти пять месяцев, да и лето не радует тёплом. Температура воздуха редко поднимается выше 20°С. В наше время Коневец прославился благодаря Коневскому Рождество-Богородичному монастырю.

Большая история маленького острова

Своё название остров получил по огромному валуну — Конь-камню, одной из местных достопримечательностей. По некоторым сведениям, в этих местах до 14-го века проводились тайные языческие обряды, и этот мегалит был местом — жертвоприношений язычников. В определённые дни на остров отправлялись ладьи со жрецами, которые приносили в жертву языческим богам коня.

В 1393 году новгородский монах Арсений возвращался с Афона на землю Русскую, намереваясь поселиться на одном из островов Ладожского озера. Заставшая его в пути буря прибила лодку к Коневцу. Несколько раз Арсений пытался отчалить от острова и продолжить свой путь, но волны снова и снова возвращали его обратно. Он понял, что это не случайно, и решил остаться. На берегу Арсений встретил рыбака, от которого и узнал о жертвоприношениях.


В то время Коневец был почти безлюден. Люди боялись там жить, считалось, что в огромном валуне, названном Конь-камнем, обитали духи. Впечатления Арсения от увиденного были довольно мрачные: «Пуще дремучего леса ужасом бесовским окружённый». Он взял образ Богородицы, принесённый им с Афона, и совершил вокруг Конь-камня крёстный ход, а затем окропил валун святой водой. Согласно житию святого Арсения, после этого обряда духи вышли из камня, превратились в чёрных воронов и улетели прочь, к противоположному берегу Ладожского озера, к Чёртовой бухте, где бросились в воду. В наши дни эта бухта называется Владимирской.


Именно тогда вместе с бесами с острова исчезли и змеи, которых там нет до сих пор. Впрочем, существует и более реальная версия исчезновения змей на Коневце. На острове в советское время исследовали различные радиоактивные вещества и испытывали действие этих веществ на животных. А потом всё оставшееся от таких экспериментов тут же и закапывали.


Православные монахи, поселившиеся на Коневце, возвели на вершине камня деревянную часовню. Однако точную дату строительства первой часовни учёным установить не удалось. Известно только, что, поскольку остров подвергался неоднократным нападениям и разорениям со стороны шведов, она отстраивалась заново в 1815 и в 1895 годах.


Арсений Коневский основал на острове православный мужской монастырь, в соборе которого хранилась уникальная святыня, привезённая им с горы Афон, — чудотворная икона Божьей Матери, аналогов которой в мире не существует. На ней изображена Богородица с Младенцем, играющим с птенцом голубя, символизирующим духовную чистоту.

К сожалению, первые монастырские строения не сохранились до наших дней: в результате всё тех же вторжений шведской армии они были разграблены и разрушены. Только в конце Северной войны, после того как остров стал владением России, монастырь начал отстраиваться заново. Но длилось это недолго.

После революции, забрав с собой главную святыню собора, монахи бежали в Финляндию, где она и хранится сейчас в Ново-Валаамском монастыре. А после Второй мировой войны Коневец и вовсе исчез с карт, так как на нём воцарилась власть военных.


После распада СССР, в 1991 году, Коневецкая обитель стала одним из первых монастырей, которые было решено вернуть Русской православной церкви. В ноябре 1991 года были обретены мощи преподобного Арсения, скрытые от шведов в 1573 году. Двадцать монахов вернулись на Коневец и начали восстанавливать монастырь.

Кроме доходов от своего натурального хозяйства, в наше время они получают приличную помощь извне. Монахи сами пекут хлеб, изготавливают сыр, у них есть огород и немного домашнего скота. Отопление на острове по-прежнему осуществляется дровами,а передвижение — на санях. Электричество имеется только в доме, оставленном военными, да и то автономное. К 2004 году монастырь в основном восстановили.


В Коневецком монастыре Рождества Богородицы на протяжении 600-летней истории жили много известных иноков. Например, выходец из Монахова рва Адриан, основавший на Коневце Казанский скит, и его ученик Зосима, в честь которого Достоевский назвал своего старца из «Братьев Карамазовых». На Коневце жил и старец Исайя, который потом ушёл восстанавливать Важеозёрскую пустынь. Это были люди, поднявшие русский пустыннический дух в начале 19-го века.

Места силы

Самым интересным местом Силы на острове является Конь-камень. Этот ледниковый валун, ровесник Ладожского озера, поражает своими огромными размерами: длиной 9,2 м, шириной 6,4 м, высотой более 4,3 м и весом более 750 тонн. Этот древний дохристианский алтарь, на котором приносились жертвы духам, оберегающим пастбища, считается самым энергетически ярким объектом острова.

Никто не станет спорить, что Конь-камень — место сильное. Оно таковым было бы даже в том случае, если бы на нем никаких жертвоприношений не проводилось вообще, ведь мегалит немало повидал на своём веку. Этому камню тысячи лет. Он старше египетских пирамид.

Есть на острове ещё одно интересное место — Змеиная гора. В христианские времена оно приобрело дурную славу, в основном из-за названия. В древности Змеиная гора служила местом уединения и размышления. Возможно, поэтому она была выбрана для постройки скитов православными старцами Зосимой и Василиском в конце 18-го века.

Удивительно другое: на Змеиной горе не осталось ничего от келий пустынников, только крест, установленный уже в наше время. У Змеиной горы (змей давно нет, а название сохранилось) интересная энергетика — спокойствие, умиротворение, созерцательность.
Остров Коневец поможет тем, кто потерял жизненные ориентиры, запутался в проблемах, устал от суеты. Но, чтобы в полной мере почувствовать энергетику древнего острова, лучше отправиться туда в одиночестве, подойти к Конь-камню, дотронуться до его шершавого бока.


Дорога к храму

Ближайший к Коневцу город Приозерск находится от острова в 40 км, если говорить о водном пути. А вот до Санкт-Петербурга водный путь совсем не близкий, около 170 км. Попасть на остров можно в период летней навигации на туристических теплоходах. Есть ещё один вариант. Сначала надо доехать на пригородной питерской электричке или автобусе до посёлка Сосново (Приозерское направление), затем — на рейсовых автобусах до посёлка Владимировка. Отсюда придётся добираться до острова на частном катере (если ещё не встал лёд), а позже можно дойти по льду пешком, это около 5 км.

Лучше не приезжать на Коневец поздней осенью: навигация уже закончилась, а лёд недостаточно крепок, чтобы можно было по нему безопасно перемещаться. Остановиться на острове на ночлег можно тоже по-разному: в палатке, поставленной вами в лесу, в монастыре или в небольшой монастырской гостинице для паломников.

Галина Минникова