Особенности техники алла прима и что нужно знать начинающему художнику. Акварельные техники. Алла прима Яблоко в стиле аля прима

Большие облака, Беркшир. Картина в технике A La Prama

Итальянский термин «Алла прима» означает «на первый взгляд» или «за один присест». Используя эту технику, картину завершают в один сеанс, не дожидаясь высыхания слоев краски. Алла прима называют еще методом «первой попытки», «рисунком за день», «на одном дыхании» и применяют для цветочных натюрмортов, портретов и пейзажей. Это отличный способ улучшить навыки и понять секреты манипуляций красками на холсте — смешения оттенков, форм и линий, интенсивности и концентрации объектов.

Преимущества

В работах маслом методом «первой попытки» практикуют способ «мокрое по мокрому», так как влажные слои маслом полностью высыхают достаточно долго. Художники практикуют способ в акварелях и медленно сохнущими акрилами. «Рисунком за день» — очень эффективный метод для пейзажей на пленэре (на открытом воздухе).

художник Christine Lafuente

Алла прима помогает быстро завершить картину или внести определенную выразительность и текучесть определенным областям. Картина методом «первой попытки» имеет дополнительное преимущество, так как позволяет смешивать краски прямо на холсте или на палитре. Поскольку влажный слой краски влияет на новые мазки совсем иначе, чем на сухой, требуются навыки в смешивании цветов. «Прямая картина» считается простым способом масляной живописи, но это обманчивое впечатление.

Сангина рисование красными мелками

Планирование залог успеха

Освоить «рисунок за день» и затем создавать произведения с удивительной непосредственностью стиля, мазков в несколько слоев не так просто, как кажется на первый взгляд. В методе «первой попытки» рекомендуется научиться планировать:

художник Mike Malm

  • Тон холста;
  • План размещения основных цветовых пятен;
  • Основные и очаговые цвета, которые наносятся в первую очередь;
  • Взаимодействие цветов – это повлияет на тон, который укладывают поверх фона. Если цвет сверху темнее цвета внизу, они станут светлее и наоборот;
  • Резерваж светлых участков помогает не загрязнять темными красками;
  • Смешивание цвета на палитре, а не на холсте — это гарантирует мазкам на холсте непосредственный и спонтанный характер без перегрузки лишними мазками;
  • Техника предполагает длинные, смелые, уверенные мазки и большое количество краски на кисти.

Как нарисовать капли воды


На первый взгляд, «прямая картина» — это простой способ для экспериментов, но совершенство мазка приходит только с опытом.

Долой детали

Алла Прима является отличным способом освободить художника от прописывания деталей. Ограничение фактора времени, а также художественные используемые материалы — это фактически инстинктивный выбор цветовых смесей и форм, размеров мазка.

В голландской живописи

Среди самых ранних живописных работ методом «одного сеанса» пользовались голландцы. Полотно «Портрет четы Арнольфини» Яна Ван Эйка является примером сочетания традиционной работы маслом и метода «мокрое по мокрому» в масляной живописи. Техника «одного сеанса» использована фламандским живописцем Франсом Халсом в работах маслом — мастер наносил краску свободно, толстыми слоями. Эффект непосредственности и спонтанности, энергии и эмоций появился в «прямых картинах» — «руку» художника, сохранившиеся мазки Халса можно видеть на полотнах совершенно ясно.

Пишем копию картины Винсента Ван Гога «Звездная ночь»

Важные представители

художник Egbert Oudendag (1914-1998)

Алла прима в работах Халса предшествовала импрессионизму более чем на 200 лет. Метод «первой попытки» проложил путь художникам, чьи работы стремились быстро донести визуальную информацию с помощью нескольких мазков:

Сингер Сарджент и Сезанн

«Рисунок за день» — это любимая техника реалиста Джона Сингера Сарджента и постимпрессионистов Поля Сезанна, как прямой путь передать живую сущность предмета.

Импрессионисты получили большую часть своей популярности, благодаря широкому применению масляной живописи, сделанной «на одном дыхании».

Моне Матис Пикассо

Великие художники использовали работы «на одном дыхании» и привлекли к ней внимание всего мира — это маленькие эскизы Моне, работы Матисса, Сезанна, Пикассо. В импрессионизме, постимпрессионизме, немецком экспрессионизме есть много картин, которые были завершены в одну сессию.

Интервью с художником Александром Сергеевым

Винсент Ван Гог

Вскоре техника стала самоцелью – лирические, танцующие мазки видны в самой известной работе Винсента Ван Гога «Звездная ночь». Некоторые проходы сделаны полностью, затем художник переходит в другую область. В больших портретах в полный рост поочередно прогрессировал один элемент: сначала фигура, затем одежда, фон, которые завершались отдельными сессиями живописи. До этого художники тщательно выполняли детали, затем «прямая картина» стала популярной техникой среди многих современных художников.

«Красные виноградники в Арле» Винсент Ван Гог

Шестое чувство

Интуитивный способ рисования «на одном дыхании» отличается очарованием, свежими, спонтанными чувствами. В начале работы используются тончайшие слои масляной краски. Затем намечаются основные цветовые пятна по всему полотну, которые заполняются определенным тоном.

Как нарисовать цветущий ирис


Для работы применяют обогащенные, непрозрачные, разбавленные маслом краски, чтобы избежать быстрого высыхания, но не спровоцировать остекление, и большие кисти. Завершают полотна мягкими кисточками небольшого размера для смешивания тонов и детальной работы. Картина сохранят свежесть и живость восприятия, следы от кисти и цветовые полосы. Полотна «одного сеанса» характеризуют некоторые особенности:
  • Рекомендуется избегать использования тонких кистей. Широкие волосяные щетки идеально подходят для покрытия больших площадей и для придания картине выразительности;
  • Реализовать в живописи «рисунок за день» можно за один или в несколько этапов;
  • Применяется ограниченная палитра не более 6 или 7 цветов;
  • Работы с «первой попытки» подходят для аккуратного использования в акварелях;
  • Не стоит применять способ одного сеанса на поверхности свыше одного метра или слишком маленьких участках;
  • Картины «на одном дыхании» содержат блоки ярких цветов — это идеально подходит для пейзажей с обширными участками неба, воды, поля или изображений с участием менее трех объектов.

В техническом отношении этот метод живописи является наилучшим, так как при нем вся живопись состоит из одного слоя, высыхание которого при умеренной толщине его протекает беспрепятственно и вполне нормально, почему при соответ­ствующем грунте он обеспечен от трещин, равно как сами крас­ки сохраняют свою первоначальную свежесть. Но не всегда этот метод может быть на практике осуществлен и, кроме того, не всегда он входит в задачу живописца.

Грунт для живописи «алла прима» не должен быть слишком тянущим, а также слишком непроницаемым и скользким, почему при пользовании клеевым грунтом принимаются все необхо­димые меры для предотвращения слишком заметного изменения на нем красок в тоне от потери масла. Масляному грунту, особенно крепко просохшему и потому непроницаемому, придается некоторая проницаемость, что достигается протиркой его спиртом или пемзой; кроме того, выбирают грунт с шерохова­той поверхностью. Что касается цвета грунта, то наиболее пригодными в этом случае являются светлые грунты с различ­ными оттенками, сообразно живописной задаче, а также чистый белый грунт. Розоватый, желтоватый и другие оттенки грунта получаются прокраской белого грунта прозрачной краской.

Описываемый метод живописи часто не требует выполнения обычного рисунка, и художник может прямо приступить к крас­кам и письму в зависимости от живописной задачи и опытности мастера.

Если же рисунок необходим, то он может ограничиться лег­ким углевым наброском. Черного углевого рисунка с его фикса­жем следует избегать, так как всякие резкие черные контуры впоследствии будут просвечивать через тонкий слой краски я таким образом портить живопись. Состав фиксатива также не безразличен для прочности ее.

Рисунок может быть исполнен отдельно на бумаге и перене­сен затем на холст для лучшего сохранения чистоты и цвета грунта.

Чтобы иметь возможность закончить живопись по-сырому, т. е. до начала высыхания масляных красок, принимаются все­возможные, но безвредные для живописи меры, начиная с под­бора красок. Медленно сохнущим краскам здесь отдается пред­почтение. Так, цинковые белила здесь более уместны, нежели свинцовые; кроме того, и состав связующего вещества красок также имеет здесь большое значение. Вот почему здесь наибо­лее применимы краски, тертые на медленно сохнущих маслах: маковом, ореховом и подсолнечном; краски же на льняном масле пригодны лишь для быстрой, непродолжительной работы.

Чтобы задержать как можно дольше высыхание красок, ис­полняемая живопись ставится в промежутках между работой на холод, в темноту, причем по возможности преграждают к ней свободный доступ воздуха. Выполнение этих последних мер, к сожалению, не всегда может быть использовано, особенно при больших размерах живописного произведения, между тем эти меры являются весьма действительными.

Применяются с той же целью эфирные масла, замедляющие более или менее сильное высыхание масляных красок, о кото­рых говорится выше. Наиболее энергичным в данном случае было бы гвоздичное масло. Имеются, однако, авторитетные ука­зания на вред от применения названных масел для живописи в большом количестве.

Живопись этим методом ведется различно и зависит во мно­гом от индивидуальности художника; вот почему при изложе­нии этого метода можно ограничиться лишь наиболее суще­ственными и важными указаниями.

Под живописью «алла прима», в прямом значении этих слов, нужно подразумевать один из методов, в котором художник ставит себе задачей сразу воспроизводить в красках все то, что он видит в натуре, т. е. цвет, форму, светотень и пр., не прибе­гая к расчленению этой сложной задачи на отдельные моменты работы. Трудность разрешения этой задачи, разумеется, велика, и становится тем большею, если художник стремится окончить свое произведение «по-сырому», т. е. до засыхания красок.

Живопись ведется различно. Ее можно начинать мазками полугустых красок, наносимых свободно, тон к тону, не переме­шивая их долго на палитре, пока не раскроется весь холст. Вначале выгодно выдерживать тени светлее и теплее, чем они должны быть в законченном виде; светА же, наоборот, темнее и холоднее. Самые сильные света и тени наносятся в последний момент, когда живопись подходит к концу. Здесь очень уместны решительные и окончательные удары пастозными красками.

Выполнять живопись следует тюбиковыми красками в том виде, как они есть, без добавки к ним жирных масел. При упот­реблении черных красок (легких по своему весу) нельзя нано­сить их толстым слоем, так как тяжелые краски, нанесенные поверх них, тонут в черных, загрязняя живопись.

При нанесении слишком толстого слоя красок, затрудняю­щего дальнейшую работу, следует снимать их излишек с по­мощью мастихина, шпателя и ножа, а также наложением на слой красок чистой бумаги, которая прижимается ладонью руки к нему и затем, по удалении, берет на себя весь избыток красок. Можно, выполняя живопись «алла прима», начинать ее в протирку, разжижая краски скипидаром и нанося их жидко, подобно акварели. Прокладка эта ведется плоскостно, без моде­лировки форм, имея задачей лишь широкий общий эффект. Для нее лучше пользоваться корпусными красками, вводя в них бе­лила. Затем уже, в дальнейшей работе, вводятся пастозные краски, и начинается настоящая живопись.

При работе «алла прима», на слишком тянущем грунте масля­ные краски дают матовую живопись, которая в цветном отно­шении уступает темпере и, кроме того, при слишком сильном обезмасливании красок лишена прочности.

Живопись, исполняемая «алла прима» имеет своеобразную красоту, она приятна своей свежестью и непосредственностью, выявляя «мазок» автора и его темперамент. Образцами этого рода живописи могут служить этюды И. Репина к его картине «Государственный совет».

Технику «алла-прима» можно охарактеризовать как быструю, творческую манеру письма, а сам итальянский термин перевести словами «в один прием». Картина, если работать в этой манере, пишется сразу за один сеанс, т.е. без этапов, требующих высыхания слоев перед повторным нанесением следующих. Главное тут сводится к тому, чтобы ухватить суть, показать смелыми красочными пятнами самое интересное, избегая при этом лессировок – цвета должны быть чистыми.
Этот прием применим как в масляной живописи, так и в акварели, но есть отличия - акварель текуча и прозрачна, поэтому очень важно избегать «грязных» наплывов, но, в то же время, вливание цвета в цвет можно выгодно использовать.
Начинать работу нужно с анализа натуры - попытаться условно, в воображении разбить предмет на пятна цвета, причем не забыть «взвесить» по шкале темнее/светлее. Можно начинать с самых интенсивных, ярких цветов и идти к светлым. Собственно, каждое пятно цвета наносится на свое место, и изображение складывается как бы по типу мозаики. Можно, конечно, что-то перекрывать повторно, но в акварели это может привести к потере свежести.
Упражнения «листочки» иллюстрируют сказанное выше.

А это фрукты. Правда, красиво?

Кстати, этот прием незаменим, если требуется быстро запечатлеть что-то ускользающее. Такая работа может служить эскизом, или самостоятельным произведением, если удастся выполнить ее аккуратно. Для примера я попробую изобразить птичку – самое непоседливое существо. Попугайчику предложена веточка винограда, и пока он ее терзает, я берусь за краски.

Начну с птицы (пока она не повернулась другим боком, у меня была минутка).


Все остальное пишу точно так же – наношу сразу тот цвет, который нужен в том или ином месте.







Возможно, этот прием живописи кажется слишком свободным, однако он как никакой другой способствует приобретению уверенности, ведь требует цепкости взгляда и твердой руки. Живописная работа будет обладать живым дыханием и силой реального впечатления прямо с места события.

Примерный план-конспект занятия

Урок живописи в 4-м классе

на тему: «Живописная техника a la prima»

Тема урока: «Живописная техника a la prima».

Цель урока: изучение техники «а-ля прима» и раскрытие её живописных возможностей на практическом занятии.

Задачи:

Обучающая - изучить приемы работы акварелью в технике «Аля-прима»;

Развивающая - развитие внимания, чёткую организацию мыслительного анализирования последовательности выполнения этапов работы, чувство гармонии, равновесия и умение анализировать увиденное;

Воспитательная - воспитание аккуратности в исполнении работы, умение видеть прекрасное в окружающей жизни, чувство меры и утонченного вкуса в выборе цветовых сочетаний;

Тип урока: - комбинированный урок;

Оборудование для урока:

Для учителя:

    Презентация к уроку;

    Зрительный ряд: репродукции работ художников: Альбрехт Дюрер «Большой кусок дёрна», Карл Брюллов «Семья итальянца»; Томас Гиртин «Городской пейзаж»; Ричард Паркс Бонингтон «Венеция. Дворец Дожей»; наглядный пример выполнения акварельной работы в технике «Аля-прима»;

    Лучшие работы учащихся;

Для ученика:

    Лист бумаги формат А-3, акварельные краски, кисти №2,6, губка, баночки для воды, салфетка для рук, мольберт.

План урока:

1.Организационный момент. Подготовка учащихся к восприятию нового материала: 1 мин.;

2.Вводная беседа: 2 мин.;

3.Теоретическая часть: выявление проблемы и объяснение нового материала, необходимого для решения поставленных задач. Беседа о истории появления акварельных техник. Демонстрация презентации. Знакомство с инструментами необходимыми для работы в технике Аля-прима: 9 мин.;

4. Проведение мастер-класса: 8 мин.;

5. Практическая работа учащихся: 13 мин.;

6. Выставка работ. Анализ и оценка итогов художественного творчества учащихся: 5 мин.;

7. Рефлексия: 1 мин.

8. Подведение итогов урока: 1 мин.

Ход урока:

I. Оргмомент. Подготовка детей к восприятию нового материала.

Приветствие. Проверка готовности у уроку (наличие необходимого оборудования).

II. Вводная беседа:

Готовясь к серьезным занятиям живописью, надо понять глубокий смысл следующих указаний Константи́на Фёдоровича Юо́н, советского живописца, мастера пейзажа: «В процессе работы чувства художника направляются не только на восприятие внешнего мира, они в то же время касаются и понимания качеств и свойств самих материалов и орудий производства, всех их потенциальных особенностей, для использования в нужный момент». Эти слова как нельзя лучше подходят к нашему уроку. Сегодня занятие живописи будет не обычным, потому что техника, которую мы будем использовать в выполнение работы, ни оставит никого равнодушными. Название этой техники не вызовет у Вас удивления. Вы ею уже пользовались, слышали о ней на занятиях пленэра. Эта техника называется «а-ля прима».

Цель урока: подробнее изучить технику «а-ля прима» и раскрыть её живописные возможности на практическом занятии.

III. Теоретическая часть: выявление проблемы и объяснение нового материала, необходимого для решения поставленных задач.

Акварель считается едва ли не самой простой и распространенной из живописных техник. И действительно, всё вроде бы незатейливо – бумага, всем доступные водорастворимые краски, кисти… Но это лишь на первый взгляд! Воздушные, тончайшей легкости цветовые переходы, изысканность сочных тонов и полутонов, свет и цвет – использовать всё это по силам лишь профессиональному живописцу, овладевшему богатейшим арсеналом акварели. Арсеналом, накопленным художниками-акварелистами всего мира почти за два тысячелетия…

Техника акварели по-своему непостижима и загадочна. Само слово «акварель» впервые использовал в начале XV века. Итальянский живописец Ченнино Ченнини, описывая искусство растворения красок в воде в «Трактате о живописи». Краски эти уже по рождению своему неразрывно связаны с водой, а вода – одна из четырех природных стихий – непокорна, изменчива и непредсказуема. Поэтому художник, начинающий работать акварелью, вряд ли многого добьется без терпеливого и долгого ее изучения. Но не менее важны смелость и ясность мысли, импровизация, быстрота и уверенность письма.

По большому счету есть два подхода, две техники работы акварелью. Живописец может отдать всего себя водной стихии этих волшебных красок – чтобы изобретательно воплотить на бумаге силу воды и цвета в технике акварели по сырому листу. А может работать по сухому, лессировками и небольшими мазками, не впуская в пространство картины лишнюю воду. И если художник-акварелист талантлив – любая из этих техник живописи послужит созданию эффектного, незабываемого живописного произведения.

Например, в Европе акварельная техника по сухому изначально использовалась на пленэре, когда влагу на бумаге невозможно удержать надолго. Наверное, именно так давным-давно под жарким небом Италии и возникла классическая «итальянская акварель». В этой живописной манере работают по сухой бумаге, кистью нанося контуры рисунка и разрабатывая тени. Отсюда же развилось и мозаичное акварельное письмо в основном непрозрачными, корпусными красками, и техника многослойной живописи, где используется прозрачная лессировка.

Новая техника рисования акварелью – по сырой бумаге – зародилась в Англии в начале XIX века. Акварель по мокрому намного капризней и прихотливей своей «сухой» сестры – и неудивительно, что первыми ее освоили на окруженных океаном Британских островах. Влажный климат Англии естественным образом сообщал живописи мягкость и полупрозрачную легкость. А кроме этого – воздушную перспективу и ощущение живого солнечного света. И, само собой, акварель по сырому была названа «английской акварелью» – в противоположность сухой «итальянской».

Попутно были придуманы разные конструкции так называемых стираторов – специальных рам-планшетов, позволяющих закрепленному на них листу бумаги легко сохранять влагу. Техника по сырому теперь позволяла работать не торопясь, подолгу смешивая, сплавляя краски. При этом бумагу увлажняли либо горячим паром – либо, что проще, мокрыми фланелью или сукном, подложенными под лист. Это оказалось намного легче способов прежних времен, когда быстрое высыхание красок предотвращали, добавляя в воду мёд, глицерин или гуммиарабик – хотя уже в конце XIX столетия живописцы сетовали, что нынешний аравийский гумми уже не тот, что прежде... Добавляли в воду и совершеннейшую экзотику – например, известковое молоко на толченых пчелах и даже слюну улиток, добываемую весьма специфическим способом (в этом смысле любопытно почитать трактат «Ерминия», написанный в XVIII веке иконописцем Дионисием).

Расцвет «мокрой» акварели, особенно на пленэре, пришелся на конец XIX – начало XX столетия. Жизнь и искусство всё более ускорялись, и к середине прошлого века техника по мокрому одержала окончательную победу – причем в своей «быстрой» традиции, методом «а-ля прима». Такая акварель пишется сразу, за один сеанс, без дальнейших капитальных дополнений и переделок. Помимо предпочтений живописца выбор этого метода может определяться и непреодолимыми обстоятельствами – например, непостоянством погоды на пейзажных этюдах. Опытный художник изначально берет все цвета в полную силу, сохраняет на бумаге максимум сочности и свежести цветовых созвучий – и тогда акварель очаровывает непосредственной пластикой «мокрых» эффектов и передачей подлинного настроения натуры.

Учащимся предлагается сравнить две работы учащихся прошлых лет выполненные в технике итальянской акварели и английской акварели.

I V . Проведение мастер-класса:

Нам сегодня предстоит выполнить натюрморт в технике Аля-прима.

Преподаватель демонстрируются основные этапы выполнения работы:

1. Преподаватель раскладывает художественные принадлежности, комментируя, что ему пригодится в работе. Далее следует рассказ о выборе и расположении формата, цвета и качества бумаги. Учащиеся располагаются вокруг преподавателя.

2. Преподаватель начинает работу, смачивает бумагу, крепит к пластиковой основе, подробно рассказывая о своих действиях.

3. Далее ведется работа цветом в акварельной технике a la prima . Живопись по предварительно увлажненному листу выполняется широко, большими цветовыми заливками. Цвет нужно брать сразу по возможности в полную силу искомого оттенка и тона. Борис Владимирович Иогансон - советский художник и педагог, образно сравнил этот процесс с раскладкой сначала крупных камней цветной мозаики, а затем все более и более мелких камешков различных оттенков по всему листу сразу. Живопись этюда целесообразно начинать сверху, постепенно набирая нужное цветовое решение этюда, учитывая свойства акварели течь сверху вниз. Для этого можно использовать небольшой наклон.

4. После того как набрана основная цветовая гамма этюда, преподаватель рассказывает и показывает, как выделить главное, как ведется работа над деталями, как акцентируется передний план, как исправляются ошибки.

5. Завершение работы.

В итоге будет оцениваться, как вы умеете: создавать неповторимые эффекты переливов, разводов, перетеканий краски, лёгкость, воздушность работы.

V . Практическая работа:

Далее учащимся предлагается выполнить этюд натюрморта, самостоятельно. Во время самостоятельной работы учащихся учитель следит за выполнением задания, проявляет индивидуальный подход к учащимся, комментирует их действия. Преподаватель подходит к каждому и в процессе работы указывает на ошибки, подсказывает возможные пути решения задания. По окончании ученики выставляют готовые работы.

V I. Выставка работ. Анализ и оценка работ:

Учащиеся выставляют свои работы на планшетах вдоль класса.

Работы оцениваются по следующим критериям:

    Композиционное размещение в листе;

    Выполнение работы в технике «Аля – прима»;

    Завершённость работы.

Вопросы для закрепления темы урока:

    Дайте определение слова «композиция»;

    Что в переводе означает термин «Аля – прима»;

    Какая из работ вам больше всего понравилась и почему?

VII. Рефлексия

VIII. Подведение итогов:

Работы демонстрируются на мольбертах с обсуждением самих учащихся и комментариев с рекомендацией самого учителя. Оценивание работ.

Судя по вашим работам, большинство из вас не плохо справились с заданием, работы получились с неповторимыми эффектами переливов, разводов, перетеканий краски, которые живут, дышат, и которые невозможно достичь никаким сколь угодно усердным прописыванием.

Уборка рабочих мест.

Прощание с классом.

Урок окончен.

Список литературы:

    Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. М.: Изобразительное искусство, 1985. – 148 с.: ил.

    Аксенов Ю., Левидова М. Цвет и линия. М.: Советский художник, 1976.

    Альбом Третьяковская галерея. Рисунок, акварель / Сост. В. Азаркевич, А. Гусарова, Е. Плотникова. М.: Советский художник, 1966.

    Ананьев Б.Г., Дворяшин М.Д., Кудрявцева Н.Л. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968.

    Беда Г.В. Живопись. М.: Искусство, 1971.

    Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Политическая литература, 1988.

    Гинзбург И. П.П. Чистяков и его педагогическая система. Л.; М.: Искусство, 1940.

    Даниэль С.М. Искусство видеть: о творческих способностях, восприятии, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. М.: Искусство, 1990.

    Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968.

    Лук А.Н. Мышление и творчество. М.: Полит. изд-во, 1976.

    Маслов Н.Я. Пленэр: Практика по изобразительному искусству. Учеб. пос. для студентов худ.-граф. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1984.

    Михайлов А.М. Искусство акварели. М.: Изобразительное искусство, 1995.

    Претте, Капальдо. Творчество и выражение. М.: Искусство, 1989. Т. 2.

    Яшухин А.П. Техника акварельной живописи в наглядных пособиях // Вопросы теории истории и методики преподавания изобразительного искусства. Карачаевск: Карачаево-Черкесский пед. ин-т, 1970.

Разновидность техники масляной живописи быстрыми смелыми мазками, предусматривающая выполнение картины (или её фрагмента) сразу, за один прием или сеанс. То есть пишется без предварительных прописок и подмалевка, до подсыхания красок . В одних случаях определяется спецификой художественного материала, а в других является показателем мастерства . С виду простая, она требует от художника мастерства и таланта , поэтому является достаточно редкой.

Картина при такой технике готова после первого сеанса. Предпосылкой для этого служит уверенность художника и его опыт обхождения с красками. Краски в основном смешиваются на палитре, где кажутся свежими и светящимися. Во время письма на пленэре, при спонтанной живописной передаче это очень подходящий способ работы. Краски кладутся щетинными кистями. В качестве полотна хорошо подходит грубоструктурный холст , но также и картон . Нанесение красок в живописи "алла прима" создает типичную компактную, иногда рельефную структуру. Ее можно "затушевать", растирая или "размывая" участки контуров . При этом слои красок легко растирают сухой, мягкой кистью из коровьего волоса. Края цветов и контуров таким образом становятся более мягкими и кажутся чуть "расплывчатыми". Этот способ еще называют "сфумато " ("с размытыми контурами").

Этот прямой, непосредственный метод живописи в техническом отношении очень эффективен. Его преимущество заключается в том, что все краски на любом участке картины наносятся в течение одного сеанса живописи или, по крайней мере, в период их высыхания. Это означает, что фактически снимаются все проблемы, связанные с применением различных объемов масел или смол, а также неравными сроками высыхания краски между слоями, поскольку, по существу, в картине присутствует лишь один слой. Данная методика укрепилась в живописи с появлением импрессионистов , которые в поисках возможности более продолжительной работы "по сырому" часто применяли в красках в качестве связующего вещества полувысыхающее маковое масло.

Принципы техники алла прима.

Во многих отношениях живопись в технике алла прима - наиболее сложный метод работы масляными красками, поскольку он в огромной степени основывается на верном формировании каждого отдельного мазка, а не только на его собственных выразительных возможностях. Кроме того, результат зависит от цветовых и тональных характеристик выбранной краски , а также от цвета , тона и формы мазков кисти , примыкающих к уже нанесенному. Конечно, художник всегда может удалить неудавшийся участок с поверхности основы в процессе выскабливания, пока краска остается влажной, и затем переработать его. К этому прибегают многие художники ; поэтому элементы работы, кажущиеся свежими, легкими и подвижными, на самом деле могут представлять собой результат шестой или седьмой попытки. Это вполне приемлемо, если в конце концов вы добиваетесь необходимого результата. Как правило, способность внимательно изучать объект и верно переносить его в красках непосредственно на холст является результатом длительной практики - обычно в более систематизированных техниках живописи . Эта практика помогает художнику постепенно разрабатывать свой собственный, "персональный" язык в работе с краской, который может быть перенесен на любой другой объект живописи .

Достижение беглости и подвижности в "языке" живописи требует от художника умения интуитивно оценивать и подготавливать на палитре смесь верного тона и цвета для каждого из участков холста , а также правильно выбирать кисть и методику работы. Кроме того, овладение собственным "языком" включает способность быстро принимать решения и готовность рисковать. Во многих отношениях техника алла прима наиболее применима в работах малого формата, которые могут быть завершены в течение одного сеанса живописи . Это - отличный способ создания этюдов масляными красками, которые впоследствии могут быть переработаны в более крупные картины в условиях мастерской.

Далеко не все работы в технике алла прима отличаются экспрессивными характеристиками. Некоторые художники предпочитают работать в непосредственной и прямой манере, но наносят краски на пустое пространство холста медленно, последовательно и методично - до полного покрытия его поверхности; при этом на поверхность предварительно может быть нанесен рисунок карандашом.