Особенности русской культуры 19 века кратко. Московский государственный университет печати. Геология и астрономия

Культура России в 19 веке уникальна. Это время невиданного расцвета всех видов искусства. Это время новых, ещё более прогрессивных открытий. Это время, когда творчество становится ближе к народу. Это время, начало которого считается «золотым веком» российской культуры.

Литература и журналистика.
Каждому, кто учился в школе, знакомы такие фамилии, как А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский и многие другие. Все они писали в 19 веке.
Значительная роль в это время принадлежала также газетам и журналам, которых стало очень много. Некоторые из них были рупорами различных политических сил («Современник», «Вестник Европы», «Московские ведомости», «Отечественные записки» и др.)

Архитектура.
В первой половине столетия главенствовал поздний классицизм или ампир. Крупнейшие творения в этом стиле были созданы архитекторами А. Воронихиным (Казанский собор), А. Захаровым (Адмиралтейство), К. Росси (Александринский театр), О. Бове (Большой театр в Москве) и О. Монферран (Исаакиевский собор).
Вторая половина запомнилась распространением эклектики (смешения стилей) и псевдорусского стиля, представленного такими памятниками, как Московский Исторический музей (В. Шервуд), Храм Спаса-на-крови (А. Парланд).

Скульптура.
В начале века начинается работа над памятником Минину и Пожарскому, а в 1818 г. И. Мартос заканчивает свой труд. Известными скульпторами того времени также были: П. Клодт, М. Антокольский, П. Трубецкой и С. Конёнков. Кроме того, в 1880 году в Москве памятник А. С. Пушкину создаёт А. Опекушин.

Живопись.
В живописи в начале века сменяется стиль: от классицизма к романтизму. Портреты О. Кипренского и В. Тропинина, некоторые произведения К. Брюллова относят как раз к романтическому творчеству. Огромный труд также вложен в картину А. Иванова «Явление Христа народу». В творчестве А. Венецианова начало получает бытовой жанр, который находит своё продолжение в картинах П. Фёдорова, но больше в сатирической форме.
В следующую половину века главным становится обличительное изображение действительности. Такая тема показана в картинах В. Перова. Он был ещё и замечательным портретистом. В это же время происходит отделение ряда художников от академического искусства, и в 1870 г. появляется Товарищество передвижных художественных выставок. В него входили И. Репин, В. Васнецов, И. Айвазовский, А. Саврасов, И. Левитан, В. Суриков, И. Шишкин, и другие гениальные творцы. Руководителем объединения считался И. Крамской.

Театр и музыка.
Главными драматическими театрами того времени считались Александринский в Санкт-Петербурге и Малый в Москве. Великими актёрами, блиставшими на их сценах, были П. Мочалов, М. Щепкин, М. Ермолова, П. Стрепетова. В 1898 году начинает работу Московский Художественный театр (создатели К. Станиславский и В. Немирович-Данченко).
В музыке блестящее наследие оставил после себя М. Глинка - оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». Традиции, заложенные им, развивались дальше композиторами, которые в 1862 г. организовали «Могучую кучку». Это были М, Балакирев, М.Мусоргский, А. Бородин, Ц. Кюи и Н. Римский-Корсаков. Во второй половине 19 в. творил П. Чайковский. Наверняка, этого композитора знают многие, хотя бы за его балет «Лебединое озеро».

Образование и наука.
По реформе 1803 -1804 гг. на территории империи было выделено 6 учебных округов, центрами которых стали университеты, причём часть из них только ещё открыли свои двери. В правление же Николая II в образовании проводилась строго консервативная политика. Так, в 1835 году университеты были лишены автономии. С Александром II всё изменилось в противоположную сторону. Было объявлено о бессословности образования, наряду с государственными, частными и церковными появились земские школы. Грамотность резко возросла. Увеличивалось число учебных заведений. С восхождением на престол Александра III вновь возобладал консервативный курс.
Огромного подъёма в 19 веке добилась наука. Н. Лобачевский, Н.Зинин, Б. Якоби, Н. Пирогов, Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев, Н. Карамзин - видные учёные и исследователи первой половины столетия (далеко не все). Затем больших успехов добились Д. Менделеев, И. Сеченов, И. Мечников, К. Тимирязев, П. Яблочков, Н. Жуковский, В. Ключевский и другие. Фамилии, которые каждый может услышать на уроках в школе.
Как можно видеть, наследие чрезвычайно огромно. Как можно было заметить, между искусством и политической жизнью государства существует неразрывная связь, которая способствовала небывалому взлёту культуры России в 19 веке, наконец, занявшей достойно высокое место в мире.

Для просвещения духовенства основали духовные училища, на содержание которых был назначен доход от продажи в церквах восковых свеч, выше этих училищ были семинарии, далее -- духовные академии в Москве, Петербурге, Казани, Киеве. Для мирян учреждены приходские училища, уездные училища и гимназии, для образования учителей основаны педагогические училища и гимназии, а также педагогические институты в Москве и Петербурге. Московский, Виленский и Дерптский университеты преобразованы; открыты Казанский (1804) и Харьковский, а затем Петербургский (1819). Предполагали основать университеты Тобольске и Устюге. Учреждены 15 кадетских корпусов 1 военного образования молодых дворян; с той же целого открыты впоследствии Александровский лицей на Каменном острове. К этому же времени относится основание Коммерческого лицея, или Ришельевской гимназии, в Одессе и

Лазаревского института восточных языков в Москве.

Все эти учебные заведения, т. е. народное образование в целом как система, в России состояли из 4 ступеней:

1) приходское училище (1 год обучения);

2) уездные училища (2 года обучения);

3) гимназии (4 года);

4) университеты (3 года).

При этом соблюдалась преемственность всех ступеней. (Гимназии и университеты открывались в губернских городах.)

В уездных училищах изучали Закон Божий, в гимназии в учебном плане не было религиозных дисциплин. Программы гимназии (по циклам) включали в себя следующее:

математический цикл (алгебра, тригонометрия, геометрия, физика);

изящные искусства (словесность, т. е. литература, теория поэзии, эстетика);

естественная история (минералогия, ботаника, зоология);

иностранные языки (латинский, немецкий, французский);

цикл наук философских (логика и нравоучение, т. е. этика);

экономические науки (теория коммерции, статистика общая и государства Российского);

география и история;

танцы, музыка, гимнастика.

По Уставу 1804г. университеты становились центрами подготовки педагогических кадров, осуществляли методическое руководство школами в учебном округе. В 1819г. Главный педагогический институт в Петербурге преобразовали в университет. Университеты пользовались значительными правами самоуправления. Из-за слабого развития нижних ступеней в системе просвещения студентов было мало, подготовлены они были плохо.

В начале века появились и закрытые учебные заведения для дворян -- лицеи (в Ярославле, Одессе, Нежине, Царском Селе). Открывались высшие учебные заведения (Коммерческий институт, Институт путей сообщения).

В этих реформах системы образования самое непосредственное участие принимал сам Александр I. В числе его реформ -- открытие Царскосельского лицея.

Проект создания закрытого учебного заведения для детей дворян, должных получать наилучшее образование, чтобы участвовать затем в управлении страной, был составлен Сперанским еще в 1810г. Открытие состоялось через год. В его стенах вырос и стал поэтом А. С. Пушкин. Пушкин и его друзья никогда не забывали своего лицея, где они получили поистине аристократическое воспитание и образование.

Русский аристократ XIX в. -- это совершенно особый тип личности. Весь стиль его жизни, манера поведения, даже внешний облик несли на себе отпечаток определенной культурной традиции. Так называемый Ьоп 1од 2 состоял в органическом единстве этических и этикетных норм.

Образцовым учебным заведением стал с 1811г. знаменитый Царскосельский лицей. Программа преподавания в нем почти соответст-вовала университетской. В лицее получили образование литераторы А. С. Пушкин, В. К. Кюхельбекер, И. И. Пущин, А. А. Дельвиг, М. Е. Салтыков-Щедрин; дипломаты А. М. Горчаков и Н. К. Гире; министр народного просвещения Д. А. Толстой; публицист Н. Я. Данилевский и др.

Широко была распространена система домашнего образования. В ней основное внимание уделялось изучению иностранных языков, словесности, музыки, живописи, правил поведения в обществе.

В первой половине XIX в. в России не было системы женского образования. Только для дворянок открыли несколько закрытых институтов (средних учебных заведений), созданных по образцу Смольного института благородных девиц. Программа была рассчитана на 7--8 лет обучения и включала арифметику, словесность, историю. иностранные языки, музыку, танцы, домоводство. В начале XIXв. в Петербурге и Москве были созданы школы для девушек, отцы которых имели обер-офицере кое звание. В 30-е годы открылось несколько школ для дочерей гвардейских солдат и матросов-черноморцев. Однако основная масса женщин была лишена возможности получить даже начальное образование.

В политике правительства по отношению к начальному и среднему образованию доминировали консервативные тенденции. Многие государственные деятели осознавали растущую потребность в образованных или хотя бы грамотных людях. В то же время они боялись широкого просвещения народа. Эту позицию обосновал шеф жандармов А. X. Бенкендорф. «Не должно слишком торопиться с просвещением, чтобы народ не стал по кругу своих понятий в уровень с монархами и не посягнул тогда на послабление их власти». Под строгим правительственным контролем находились все программы образовательных учреждений. Они усиленно наполнялись религиозным содержанием и принципами, воспитывавшими монархические чувства.

Однако даже в этих сложных условиях. Открывались новые университеты в Дерпте (ныне г. Тарту), Петербурге (на базе Педагогического института), Казани, Харькове. Юридический статус университетов определялся Уставами 1804 и 1835 гг. В последнем наглядно проявилось усиление консервативной линии в политике правительства. Университеты потеряли свою автономию, а повышение платы за обучение больно ударило по малоимущим слоям молодежи, стремившейся к знаниям. Для подготовки квалифицированных кадров были созданы специаль-ные высшие учебные заведения: Медико-хирургическая академия, Технологический, Строительный и Межевой институты, Высшее учи-лище правоведения, Лазаревский институт восточных языков и др.

Университеты и институты стали основными центрами, пропаган-дировавшими современные научные достижения и формировавшими национальное самосознание. Большой популярностью пользовались публичные лекции профессоров Московского университета по проблемам отечественной и всеобщей истории, коммерческим и естественным наукам. Особую известность приобрели лекции по всеобщей истории профессора Т. Н. Грановского.

Несмотря на препятствия, чинимые правительством, происходила, демократизация состава студенчества. Разночинцы (выходцы из не-дворянских слоев) стремились получить высшее образование. Многие из них занимались самообразованием, пополняя ряды складывавшейся русской интеллигенции. Среди них поэт А. Кольцов, публицист Н. А. Полевой, А. В. Никитенко, бывший крепостной, выкупленный на свободу и ставший литературным критиком и академиком Петербургской академии наук.

В отличие от XVIII в., для которого был характерен энциклопедизм ученых, в первой половине XIX в., началась дифференциация наук, выделение самостоятельных научных дисциплин (естественных и гуманитарных). Наряду с углублением теоретических познаний все большее значение приобретали научные открытия, имевшие прикладное значение и внедрявшиеся, хотя и медленно, в практическую жизнь.

Для естественных наук были характерны попытки более глубокого проникновения в понимание основных законов природы. Исследования философов (физика и агробиолога М. Г. Павлова, медика И. Е. Дядьковского) внесли значительный вклад в этом направлении. Профессор Московского университета биолог К. Ф. Рулье еще до И. Дарвина создал эволюционную теорию развития животного мира. Математик Н. И. Лобачевский в 1826г., опередив современных ему ученых, создал теорию «неевклидовой геометрии». Церковь объявила ее еретической, а коллеги признали правильной лишь в 60-е годы ЗДХ в. В 1839г. завершилось строительство здания Пулковской астрономической обсерватории. Она была оснащена современной для своего времени аппаратурой. Обсерваторию возглавил астроном В. Я. Струве, обнаруживший концентрацию звезд в главной плоскости Млечного Пути.

В прикладных науках особенно важные открытия были сделаны в области электротехники, механики, биологии и медицины. Физик Б. С. Якоби в 1834г. сконструировал электромоторы, работавшие от Гальванических батарей. Академик В. В. Петров создал ряд оригинальных физических приборов и положил начало практическому применению электричества. П. Л. Шиллинг создал первый записывающий электромагнитный телеграф. Отец и сын Е. А. и М. Е. Черепановы на Урале построили паровой двигатель и первую железную дорогу на паровой тяге. Химик Н. Н. Зинин разработал технологию синтеза анилина -- органического вещества, употреблявшегося для закрепления красок в текстильной промышленности. П. П. Аносов раскрыл утерянный в средние века секрет изготовления булатной стали. Н. И. Пирогов впервые в мире начал делать операции под эфирным наркозом, широко применял антисептические средства в военно-полевой хирургии. Профессор

А.М. Филомафитский разработал методику использования микроскопа для исследования элементов крови и совместно с Н. И. Пироговым метод внутривенного наркоза. Складывание России как великой евразийской державы, ее геополитические интересы требовали активного исследования не только прилегающих к ней территорий, но и отдаленных районов земного шара. Первая русская кругосветная экспедиция была предпринята в 1803--1806 гг. под командованием И,Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисялского. Экспедиция прошла от Кронштадта до Камчатки и Аляски. Изучались острова Тихого океана, побережье Китая, остров Сахалин и полуостров Камчатка. Позднее Ю.Ф. Лисянский, проделав путь от Гавайских островов до Аляски, собрал богатые географические и этнографические материалы об этих территориях. В 1819--1821 гг. во главе с Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым была осуществлена русская экспедиция, которая 16 января 1820 г. открыла Антарктиду. Ф. П. Литке изучал Северный Ледовитый океан и территорию Камчатки. Г. И. Невельский открыл устье Амура, пролив между Сахалином и материком, доказав, что Сахалин -- остров, а не полуостров, как полагали ранее. О. Е. Коцебу исследовал западное побережье Северной Америки и Аляску. После этих экспедиций многие географические объекты на карте мира были названы русскими именами.

Гуманитарные науки выделились в особую отрасль и успешно развивались. В начале XIX в. и особенно после Отечественной войны

1812г. усилилось стремление познать русскую историю как важный элемент национальной культуры. При Московском университете было создано Общество истории и древностей российских. Начались интенсивные поиски памятников древнерусской письменности. В 1800г. было опубликовано «Слово о полку Игореве» -- выдающийся памятник древнерусской литературы XII в. Археографическая комиссия развернула работу по сбору и публикации документов по русской истории. Начались первые археологические раскопки на территории России.

В 1818г. были изданы первые 8 томов «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Консервативно-монархическая концепция этого труда вызвала неоднозначный отклик общественности: одни (крепостники) превозносили автора, другие (будущие декабристы) порицали его. 19-летний А.С. Пушкин откликнулся дружеской и ироничной эпиграммой.

«В его «Истории» и мощность, простота

Доказывают нам, без всякого пристрастья,

Необходимость самовластья -

Н.М. Карамзин своим трудом пробудил интерес многих писателей к отечественной истории. Под его влиянием были созданы «Исторические думы» К.Ф. Рылеева, трагедия «Борис Годунов» А. С. Пушкина, исторические романы И.И. Лажечникова и Н,В. Кукольника.

Для следующих поколений историков (К Д. Кавелин, Н.А. Полевой, Т.Н. Грановский, М.П. Погодин и др.) было характерно стремление по-новому осмыслить русскую историю, понять закономерности и специфику ее развития, связь и отличие от западноевропейской. При этом углублялось размежевание теоретико-философских позиций, исторические наблюдения использовались для обоснования своих политических взглядов и программы будущего устройства России. В конце 40-х годов начал свои исследования корифей русской исторической науки С. М. Соловьев. Его научная деятельность в основном протекала в 50--70-х годах XIX в.

Он создал 29-томную «Историю России с древнейших времен» и множество других работ по разным проблемам отечественной истории.

Важной задачей в процессе становления национальной культуры была разработка правил и норм русского литературного и разговорного языка. Это имело особое значение в связи с тем, что многие дворяне не умели ни строчки написать по-русски, не читали книги на родном языке. Существовали различные мнения о том, каким быть русскому языку. Часть ученых выступала за сохранение архаизмов, характерных для XVIII в. Некоторые выражали протест против низкопоклонства перед Западом и использования иностранных слов (преимущественно французских) в русском литературном языке. Большое значение для решения этой проблемы имели создание словесного отделения в Московском университете и деятельность Общества любителей российской словесности. Разработка основ русского литературного языка окончательно осуществилась в творчестве писателей Н.М- Карамзина, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и др. Публицист Н. И. Греч написал «Практическую русскую грамматику».

Просветительская деятельность. Распространению знаний спо-собствовали многие научные общества: Географическое, Минералогическое, Московское общество испытателей природы, упомянутые выше Общество истории и древностей российских, Общество любителей российской словесности. Они устраивали публичные лекции, печатали отчеты и сообщения о наиболее выдающихся достижениях отечественной науки, финансировали различные исследования.

Особое значение для просвещения народа играло издание книг. В начале XIX в. существовали лишь государственные типографии, в --40-е годы распространилось частное книгоиздательство. Оно, прежде всего, связано с именем А. Ф. Смирдина, которому удалось Удешевить стоимость книг, увеличить тиражи и сделать книгу широко доступной. Он был не только предпринимателем, но и известным издателем просветителем.

В первой половине XIX в. заметно оживилось газетное и журнальное дело кроме «Санкт-Петербургских» и «Московских ведомостей» появились многие частные газеты («Северная пчела», «Литературная газета» и др.). Первым русским общественно-политическим журналом был «Вестник Европы», основанный Н. М. Карамзиным. Материалы патриотического содержания публиковались в журнале «Сын Отечества». Огромной популярностью в 30--50-е годы пользовались литературно-художественные журналы «Современник» и «Отечественные записки», в которых сотрудничали В.Г. Белинский, А.И. Герцен и другие прогрессивные общественные деятели.

В 1814г. в Петербурге появилась первая публичная библиотека, ставшая национальным книгохранилищем. В дальнейшем публичные и платные библиотеки открывались во многих провинциальных городах. Нередки стали крупные частные книжные коллекции в домах не только богатых людей.

В первой половине XIX в. начали открываться общедоступные музеи, ставшие местом хранения вещественных, письменных и изобразительных памятников, представлявших историческую, культурную и художественную ценность. Примечательно, что музейное дело более быстрыми темпами развивалось в провинциальных городах: Барнауле, Оренбурге, Феодосии, Одессе и др. В 1831г. был основан Румянцевский музей в Петербурге. Он содержал книги, рукописи, монеты, этнографические коллекции. Все это было собрано графом Н. П. Румянцевым и передано после его смерти государству В 1861г. собрание было перевезено в Москву и послужило основой Румянцевской библиотеки (ныне -- Российская государственная библиотека). В 1852г. коллекция произведений искусства в Эрмитаже была открыта для публичного доступа.

Распространению знаний способствовали также ежегодные с конца 20-х годов XIX в. всероссийские промышленные и сельскохозяйственные выставки.

1. Русская культура XIX века. Особенности «Золотого века» классического русского искусства.

2. Культурология как наука: методы и основные направления.

Тестовое задание

Используемая литература.

1. Русская культура XIX века. Особенности «Золотого века» классического русского искусства .

Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине 19 в. позволил назвать это время «золотым веком». Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала.

Развитие русской культуры в первой половине 19 в. опиралось на преобразования предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. Существенное влияние на литературу, театр, музыку и изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 года.

Однако консервативные тенденции в политике императоров Александра 1 и Николая 1 сдерживали развитие культуры. Правительство активно боролось с появлением передовой мысли в литературе, публицистике, театре и живописи. Оно препятствовало широкому народному образованию. Крепостничество не давало возможности пользоваться высокими достижениями всему населению. Культурные запросы и потребности верхушки общества были иными, чем у народа, у которого складывались собственные культурные традиции.

Архитектура и скульптура. Конец 18 и начало 19 вв. – это эпоха классицизма в русском зодчестве, наложившая яркий отпечаток на архитектурный облик обеих столиц и других городов.

Классицизм – европейское культурно-эстетическое течение, которое ориентировалось на античное (древнегреческое и древнеримское) искусство, на античную литературу и мифологию. В русской литературе век классицизма был сравнительно короток и неярок, в русской музыке почти не было классицизма, зато в живописи и особенно в архитектуре он оставил подлинные шедевры.

Еще в середине 18 в. Петербург был городом одиночных архитектурных ансамблей, утопал в зелени усадеб и был во многом похож на старую Москву. Затем началась регулярная застройка города вдоль прорезавших его проспектов, лучами расходившихся от Адмиралтейства. Петербургский классицизм – это архитектура не отдельных зданий, а целых проспектов и ансамблей, поражающих своей уравновешенностью, единством, гармоничностью.

Работа по упорядочению центра Петербурга началась с возникновения здания Адмиралтейства по проекту Андрея Дмитриевича Захарова (1761-1811). В громадном здании архитектор выделил центральную башню. Принципиальное значение имело возведение в начале 19 в. здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Именно это здание должно было объединить ансамбли, сложившиеся вокруг самого широкого участка русла Невы. Проектирование Биржи и оформление стрелки было поручено французскому архитектору Тома де Томону. В доработке проекта участвовал А.Д.Захаров.

Невский проспект, приобрел вид цельного архитектурного ансамбля с постройкой в 1801 – 1811 гг. Казанского собора. Автор проекта Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814), взял за образец собор св. Петра в Риме, творение великого Микеланджело. Перед собором были поставлены памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли, выполненные Б.И.Орловским.

В 40 – 50-е годы 19в. Невский проспект украсили бронзовые скульптуры Петра Карловича Клодта (1805-1867) «Укротители коней», установленные на устоях Аничкова моста через Фонтанку. Еще одна работа Клодта – памятник Николаю 1 на Исаакиевской площади в Петербурге. Император изображен верхом на лошади.

Сорок лет, с 1818 по 1858 г., строился Исаакиевский собор в Петербурге – самое большое здание, возведенное в России в первой половине 19в. Внутри собора одновременно могут находиться 13 тысяч человек. Проект был разработан французским архитектором Огюстом Монферраном (17886-1858). Фигура ангела, держащего крест, была выполнена Б.И.Орловским. Ему же принадлежит памятники М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю де Толли в Петербурге.

Карл Иванович Росси (1775-1849), сын итальянской балерины, родился и жил в России. По проекту Росси были построены здания Сената и Синода, Александровского театра, Михайловского дворца (ныне – Русский музей). Не ограничиваясь возведением отдельных зданий, знаменитый маэстро перестраивал и переоформлял прилегающие к ним улицы и площади.

Московский классицизм был характерен отдельными зданиями, а не ансамблями. Трудно было создать архитектурные ансамбли на изогнутых улицах с наслоением разных эпох. Даже пожар 1812 г. не переломил традиционное разностилье московских улиц, живописную хаотичность застройки.

После пожара в Москве были возведены такие выдающиеся по красоте здания, как Большой театр, Александровский сад и Манеж (архитектор О.И.Бове, инженер А.А.Бетанкур), Опекунский дворец на Солянке (архитектор Д.И.Жидярди). На Красной площади был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому – произведение Ивана Петровича Мартоса (1754-1835). Следуя традициям классицизма, скульптур облачил своих героев в античные одежды.

В целом, однако, московский классицизм не отличался такой величественной монументальностью, как петербургский. Для Москвы были характерны небольшие особняки усадебного типа. Московский классицизм более свободен, порою трогательно наивен (когда портик приделывался к оштукатуренному деревянному зданию) и более приближен к человеку.

В 1839-1852 гг. по проекту немецкого архитектора Лео Кленце в Петербурге было построено здание Нового Эрмитажа. Спокойное равновесие его частей, декоративное оформление в новогреческом стиле, мощные гранитные атланты у входа – все это создавало впечатляющий образ музея – хранилища шедевров мирового искусства.

Работа Тона понравились Николаю 1. Архитектор получил два крупных заказа для Москвы. В 1838-1849 гг. под его руководством был построен Большой Кремлевский дворец и здание Оружейной палаты. В 1839 г. на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя. Торжественное освящение храма Христа Спасителя состоялось в 1883 г. В его строительстве участвовали многие талантливые русские скульпторы, художники, инженеры, литейщики, каменотесы. В храме были установлены мраморные доски с именами убитых и раненых офицеров, сообщалось о числе погибших солдат в каждом сражении, были увековечены имена людей, пожертвовавших свои сбережения на дело победы. Величественная стометровая громада храма органично вписалась в силуэт Москвы.

Русская живопись. Для русского изобразительного искусства также были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества. Она требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические сюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще, чем прежде, обращались к портретному жанру.

Два замечательных портретиста своего времени – Орест Адамович Кипренский (1782-1836) и Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) – Оставили нам прижизненные портреты Пушкина. У Кипренского Пушкин выглядит торжественно и романтично, в ореоле поэтической славы. На портрете Тропинина поэт по-домашнему обаятелен.

В 1803 г. на раскопках античного города Помпеи побывал русский художник Карл Петрович Брюллов. Он гулял по древним мостовым, любовался фресками, и в его воображении вставала та трагическая ночь августа 79 г. н. э., когда город был засыпан раскаленным пеплом и пемзой проснувшегося Везувия. Через три года картина «Последний день Помпеи» совершила триумфальное шествие из Италии в Россию. В это время начинается эпоха академической живописи.

Поистине с пушкинским изяществом он умел запечатлеть на холсте и красоту обнаженного человеческого тела, и дрожание солнечного луча на зеленом листе. Немеркнувшими шедеврами русской живописи навсегда останутся его полотна «Всадница», «Вирсавия», «Итальянское детство», многочисленные парадные и интимные портреты. Однако художник всегда тяготел к большим историческим темам, к изображению значительных событий человеческой истории.

Своей вершины академическая живопись достигла в творчестве Александра Андреевича Иванова (11806-1858). Более 20 лет работал он над картиной «Явление Христа народу», в которую вложил всю мощь и яркость своего таланта. На переднем плане его грандиозного полотна в глаза бросается мужественная фигура Иоанна Крестителя, указывающего народу на приближающегося Христа. Его фигура дана в отдалении. Он еще не пришел, он идет, он обязательно придет, говорит художник. И светлеют, очищаются лица и души тех, кто ожидает Спасителя.

В первой половине 19 в. в русскую живописи входит бытовой сюжет. Одним из первых к нему обратился А.Г.Венецианов. Он посвятил свои картины «На пашне», «Захарка», «Утро помещицы» изображению крестьян. Его традиции продолжил Павел Андреевич Федотов (1815-1852). Свой путь художника-сатирика он начинал, будучи офицером-гвардейцем. Тогда он делал веселые, озорные зарисовки армейского быта. В 1842 г. на академической выставке была представлена его картина «Свежий кавалер».

Лучшие творения художников попали в коллекции вельмож, оседали в запасниках Академии художеств. Их мало кто видел. Создание общедоступных художественных музеев в России началось в 1852 г., когда открыл свои двери Эрмитаж. Дворцовое собрание художественных сокровищ было превращено в национальный музей, доступный для публики.

Театр и музыка. В первой половине 19 в. в России театральная жизнь вступает в новую фазу. Существовали различные виды театров. По прежнему широко были распространены крепостные театры, принадлежавшие русским аристократическим фамилиям (Шереметьевым, Апраксиным, Юсуповым и др.). Государственных театров было немного (Александринский и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве). Начали появляться частные театры, которые то разрешались, то запрещались властями.

Российская культура в начале XIX века.

Первая половина XIX в. была отмечена значительным прогрессом русской культуры, сопровождавшимся развитием просвещения, науки, литературы и искусства. В нем отразились и рост самосознания народа, и новые демократические начала, утверждавшиеся в русской жизни в эти годы. Культурное влияние всœе шире проникало в самые различные слои общества, входя в тесный контакт с действительностью и соответствуя практическим требованиям общественной жизни.

Просвещение

Социально-экономическое развитие русского общества в первой половинœе XIX в. настоятельно требовало коренных изменений в области народного просвещения. В годы царствования Александра I была создана система образования, включавшая на начальной ступени приходские одноклассные школы и двухклассные уездные училища, далее следовали четырехклассные гимназии и, наконец, в основу высшего образования было положено обучение в университетах и немногочисленных технических учебных заведениях.

Центральными звеньями этой системы были российские университеты (Московский, Петербургский, Казанский, Дерптский и др.). Наряду с ними существовали и сословные дворянские учебные заведения - лицеи, самым известным из которых был Царскосœельский лицей. Военное образование дети дворян получали в кадетских корпусах.

В эти годы образование в России сделало существенный шаг вперед. В случае если в XVIII в, оно оставалось привилегией высших дворянских кругов, то уже в первой четверти XIX в. получило широкое распространение в дворянской среде, а позднее и среди купечества, мещанства, ремесленников.

Заметно выросло в стране число библиотек, среди которых появилось много частных. Все больший интерес у читающей публики стали вызывать газеты и журналы, издание которых заметно расширилось ("Северная пчела", "Губернские ведомости", "Вестник Европы", "Сын отечества" и др.).

Наука и техника

В первой половинœе XIX в. русская наука достигла значительных успехов. Успешно изучалась русская история. Впервые образованный читатель получил обширную, написанную литературным языком 12-томная "История государства Российского", созданную в 1816-1829 гᴦ. Н.М.Карамзиным. Заметный вклад в отечественную медиевистику внес Т.Н.Грановский, лекции которого в Московском университете имели большой общественный резонанс.

Значительных успехов добились русские филологи, А.X.Востоков стал основателœем русской палеографии, в тесном содружестве работали русские и чешские славяноведы.

В первой половинœе XIX в. русские моряки совершили около 40 кругосветных путешествий, начало которым положили экспедиции И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского на парусниках "Надежда" и "Нева" (1803-1806). Предпринятая в 1819-1821 гᴦ. Ф.Ф.Беллинсгаузеном и М.П.Лазаревым экспедиция к Южному полюсу на шлюпах "Восток" и "Мирный" открыла Антарктиду. В 1845 ᴦ. начало работать Русское географическое общество,

В 1839 ᴦ. благодаря усилиям В.Я.Струве открылась знаменитая образцовая астрономическая обсерватория в Пулково (под Петербургом), оборудованная крупнейшим телœескопом.

Мировую известность получили работы отечественных математиков: В.Я.Буняковского, М.В.Остроградского. Существенным вкладом в развитие математики было создание Н.И.Лобачевским так называемой неевклидовой геометрии.

Успешно работали в области электричества русские физики. В.В.Петров открыл электрическую дугу (1802), имевшую большое практическое значение, занимался проблемами электролиза. Работы Э.X.Ленца были посвящены вопросам превращения тепловой энергии в электрическую, П.Л.Шиллинг явился создателœем электромагнитного телœеграфа (1828-1832). Впоследствии в 1839 ᴦ. другой русский физик Б.С.Якоби соединил подземным кабелœем столицу с Царским Селом. Якоби также много и успешно работал над созданием электрического двигателя, лодка с таким двигателœем прошла испытание на Неве. В мастерской Якоби использовалось еще одно его открытие - гальванопластика, изготавливалась скульптура, медные барельефы, которыми, в частности, был украшен Исаакиевский собор в Петербурге.

Над изучением структуры металлов трудился металлург П.П.Аносов, химик Н.Н.Зинин сумел получить анилиновые красители из бензола, мировой известностью пользовались биологи К.Бэр и К.Рулье. Русские медики начали использовать наркоз при операциях (Н.И.Пирогов применил обезболивающие средства и антисептики в полевых условиях), работали в области переливания крови (А.М.Филомафитский).

Значительными были достижения и в области техники. Ее развитие способствовало промышленному перевороту в России. В 1834 ᴦ. на Выйском заводе (Урал), крепостные механики отец и сын Е.А. и М.Е.Черепановы построили одну из первых в мире желœезных дорог, а уже в 1837 ᴦ. первые составы пошли по желœезной дороге Петербург - Царское Село. Первые пароходы на Неве появились в 1815 ᴦ., а в 1817-1821 гᴦ. они стали плавать по Каме и Волге.

Литература

Русская литература первой половины XIX в. - одно из наиболее ярких явлений в истории мировой культуры. На рубеже XVIII-XIX вв. классицизм с его риторикой и "высоким штилем" постепенно вытеснялся новым литературным течением - сентиментализмом. Основоположником этого направления в русской словесности был Н.М.Карамзин. Его произведения, открывая современникам мир человеческих чувств, пользовались огромным успехом. Творчество Н.М.Карамзина сыграло большую роль в развитии русского литературного языка. Именно Н.М.Карамзин, по выражению В.Г.Белинского, преобразовал русский язык, совлекши его с ходуль латинской конструкции и тяжелой славянщины и приблизил к живой, естественной, разговорной русской речи".

Отечественная война 1812 ᴦ., порожденный ею подъем национального самосознания вызвал к жизни такое литературное течение как романтизм. Одним из его наиболее выдающихся представителœей в русской литературе стал В.А.Жуковский. В своих произведениях В.А.Жуковский часто обращался к сюжетам, навеянным народным творчеством, перелагая стихами легенды и сказки. Активная переводческая деятельность В.А.Жуковского знакомила русское общество с шедеврами мировой литературы - творчеством Гомера, Фирдоуси, Шиллера, Байрона и др.
Размещено на реф.рф
Высоким гражданским пафосом был пронизан революционный романтизм поэтов - декабристов К.Ф.Рылеева, В.К.Кюхельбекера.

Русская литература первой половины XIX в. необычайно богата яркими именами. Величайшим проявлением народного гения стала поэзия и проза А.С.Пушкина. "...через эпоху Державина, а потом Жуковского, - писал один из выдающихся представителœей отечественной философской мысли В.В.Зеньковский, - приходит Пушкин, в котором русское творчество стало на собственный путь - не чуждаясь Запада... но уже связав себя в свободе и вдохновении с самыми глубинами русского духа, с русской стихией". В 30-е годы XIX в. пышным цветом расцвел талант младшего современника А.С.Пушкина - М.Ю.Лермонтова. Воплотив в своем стихотворении "На смерть поэта" общенациональную скорбь по поводу гибели А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтов вскоре разделил его трагическую судьбу. С творчеством А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова связано утверждение реалистического направления в русской литературе.

Свое яркое воплощение это течение нашло в произведениях Н.В.Гоголя. Его творчество наложило огромный отпечаток на дальнейшее развитие отечественной литературы. Сильное влияние Н.В.Гоголя испытали начавшие свою литературную деятельность в 40-е годы XIX в. Ф.М.Достоевский, М.Е.Салтыков-Щедрин, Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, чьи имена являются гордостью отечественной и мировой культуры. Крупным событием литературной жизни конца 30 - начала 40-х годов стала короткая творческая деятельность А.В.Кольцова, поэзия которого восходила к народной песне. Глубоким чувством Родины была насыщена философско-романтическая лирика выдающегося поэта-мыслителя Ф.И.Тютчева. Шедеврами русского национального гения стали элегии Е.А.Баратынского.

Значительным явлением культурной жизни России первой половины XIX в. стал театр.
Размещено на реф.рф
Популярность театрального искусства росла. Крепостной театр сменялся "вольным" - государственным и частным. Впрочем, государственные театры появились в столичных городах еще в XVIII в. В частности, в Петербурге в начале XIX в. их было несколько - дворцовый театр в Эрмитаже, Большой и Малый театры. В 1827 ᴦ. в столице открылся цирк, где ставились не только цирковые представления, но и драматические спектакли. В 1832 ᴦ. в Петербурге по проекту К.И.Росси было построено здание драматического театра, оборудованного по последнему слову театральной техники. В честь жены Николая I Александры Федоровны он стал именоваться Александрийским (ныне - театр им. А.С.Пушкина). В 1833 ᴦ. завершилось строительство Михайловского театра (ныне - Малый театр оперы и балета). Свое наименование он получил в честь брата Николая I - великого князя Михаила Павловича. В Москве в 1806 ᴦ. открылся Малый театр, а в 1825 ᴦ. завершилось строительство Большого театра.

С большим успехом шли на сцене такие драматические произведения как "Горе от ума" А.С.Грибоедова, "Ревизор" Н.В.Гоголя и др.
Размещено на реф.рф
В начале 50-х годов XIX в. появились первые пьесы А.Н.Островского. В 20-40-е годы в Москве демонстрировал свое многогранное дарование выдающийся русский актер М.С.Щепкин, друг А.И.Герцена и Н.В.Гоголя. Большим успехом у публики пользовались и другие замечательные артисты - В.А.Каратыгин - премьер столичной сцены, П.С.Мочалов, царивший на сцене Московскаго драматического театра и др.

Значительных успехов в первой половинœе XIX в. добился балетный театр, чья история в тот период во многом была связана с именами знаменитых французских постановщиков Дидло и Перро. В 1815 ᴦ. на сцене Большого театра Петербурга дебютировала замечательная русская танцовщица А.И.Истомина.

Первая половина XIX в. стала временем формирования в России национальной музыкальной школы. В данный же период создается русская национальная опера. Огромный вклад в развитие музыкального искусства внесло творчество М.И.Глинки. Созданные им оперы "Жизнь за царя" (у нас она по понятным причинам долгое время именовалась "Иван Сусанин"), "Руслан и Людмила" поставили М.И.Глинку в один ряд с крупнейшими композиторами мира. В своем оперном и симфоническом творчестве М.И.Глинка явился основоположником русской классической музыки. К числу талантливейших композиторов первой половины XIX в. относились А.А.Алябьев - автор более чем 200 романсов и песен, А.Н.Верстовский. Крупным явлением в истории русского музыкального искусства стало творчество А.С.Даргомыжского. Большой успех имели его вокальные произведения - в особенности романсы. По мотивам песен и обрядов была создана его опера "Русалка" - лирическая музыкальная драма. В сокровищницу русского музыкального искусства вошла опера А.С.Даргомыжского "Каменный гость", написанная на текст А.С.Пушкина.

Живопись. Направления в русской живописи XIX

Культурная жизнь России в первой половинœе XIX в. характеризовалась интенсивным развитием изобразительного искусства. Возникший в русской живописи еще в XVIII в. классицизм провозгласил образцом для подражания античное искусство. Во второй четверти XIX в. он выражается в академизме, принятом Академией художеств как единственная художественная школа. Консервируя классические формы, академизм выводил их на уровень непреложного закона и являлся "правительственным направлением" в изобразительном искусстве. Представителями академизма являлись Ф.А.Бруни, И.П.Мартос, Ф.И.Толстой.

С начала XIX в. в русском изобразительном искусстве развивается такое направление, как сентиментализм. Впрочем, элементы сентиментализма в творчестве русских мастеров обычно сочетались с элементами классицизма или романтизма. Наиболее полно черты сентиментализма воплотились в работах замечательного художника А.Г.Венецианова, с любовью писавшего среднерусские деревенские пейзажи, портреты крестьян. Романтическое направление живописи воплотилось в творчестве К.П.Брюллова - пожалуй, наиболее известного русского художника первой половины XIX в. Его картина "Последний день Помпеи" вызвала восторг современников и принœесла К.П.Брюллову европейскую славу. Ярким представителœем романтического течения являлся О.А.Кипренский. Прожив недолгую, но исключительно насыщенную творческую жизнь, в своих картинах он сумел выразить такие лучшие человеческие чувства и идеи, как патриотизм, гуманизм, свободолюбие. 30-40-е годы XIX в. стали временем зарождения в русской живописи нового направления - реализма. Одним из его основоположников стал П.А.Федотов. Персонажами П.А.Федотова были не герои древности, а простые люди. Он стал первым художником, поднявшим тему "маленького человека", ставшую впоследствии традиционной для русского искусства.

Значительным явлением художественной жизни России первой половины XIX в. стало творчество А.А.Иванова, выдающегося мариниста И.К.Айвазовского. А.А.Иванов многие годы посвятил работе над гигантским полотном "Явление Христа народу", вложив в него глубокое философско-этическое содержание. Благородные идеи добра и справедливости, нетерпимости к насилию и порокам, вдохновлявшие русских художников в первой половинœе XIX в., оказали сильное влияние на развитие отечественного изобразительного искусства и в последующие десятилетия.

Архитектура

Развитие русского градостроительства в первой половинœе XIX в. стимулировало творческий поиск русских архитекторов. Главное внимание по-прежнему уделялось строительству в Петербурге. Именно в данный период складывается традиционный для него классический облик. В стиле зрелого классицизма в городе создается ряд монументальных ансамблей. В центре столицы, на Дворцовой площади К.И.Росси возводит здание Генерального штаба (1819-1829), несколько позднее по проекту О.Монферрана здесь устанавливается Александровская колонна (1830-1834), а в 1837-1843 гᴦ. А.П.Брюллов строит здание Штаба гвардейского корпуса. Тот же Росси в 1829-18Э4 гᴦ. создает здания Сената и Синода, Михайловский дворец (1819-1825), Александрийский театр и застраивает целую улицу (Театральная, ныне ул. Зодчего Росси). В первое десятилетие XIX в. в Петербурге строится Смольный институт (Д.Кваренги), здание Биржи с Ростральными колоннами (Тома-де-Томон), Казанский собор (А.Н.Воронихин). В последующие годы возводятся Исаакиевский собор (О.Монферран), Главное Адмиралтейство (А.Д.Захаров).

Шло каменное строительство и в других городах империи. После пожара 1812 ᴦ. быстро восстанавливалась Москва. В губернских и уездных городах наряду с каменными зданиями стали строиться и частные крупные каменные дома.

Российская культура в начале XIX века. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Российская культура в начале XIX века." 2017, 2018.


XIX в. в истории культуры России занимает особое место. В мировой фонд культуры Россия внесла замечательные произведения литературы, живописи, музыки. Подъем русской культуры был столь велик, что позволяет назвать эту эпоху золотым веком русской культуры.

Выступление декабристов в 1825 г. привело к появлению духа революционных преобразований. Литература занимала первое место по степени влияния на русское общество, отражая разные стороны общественной жизни, содействовала развитию общественного сознания. Огромное влияние на общественную жизнь оказывали журналы, отражающие литературные веяния различных стилей. Сентиментализм Н. Карамзина и В. Жуковского сменил классицизм Г. Державина и выступал за сближение литературного языка с разговорным. После войны 1812 г, пришел романтизм, отвечавший настроениям в обществе и свое выражение нашедший в балладе. Поэма выступала второй формой романтической литературы. В ней действительность представала в раздвоенном виде («Демон» М. Лермонтова). Лирика Пушкина, Баратынского, Лермонтова, Тютчева стала высшим достижением русского романтизма в литературе. После войны 1812г. в обществе сформировались идеи патриотизма, служения Родине, чувства национального самосознания, которые отразились в искусстве первой половины XIX в. Особую популярность приобрел исторический жанр, пейзажная живопись стала значительно эмоциональнее, приобрела живой колорит: солнечные, полные живым теплом работы С. Щедрина, морские пейзажи И. Айвазовского, мелкие проникновенные пейзажи, в которых прославляется девственная русская природа, И. Шишкина. Во второй половине XIX в. в живописи проявляется реализм, представители которого пытались преодолеть каноны академического классицизма, что привело к появлению нового направления - «бунт тринадцати». Скульптура еще оставалась верной классицизму, оставаясь связанной с архитектурным творчеством, постепенно отдавай предпочтение реалистическим направлениям: П. Клодт (скульптура конных групп на Аничковом мосту). Поздний классицизм, преобладающий в архитектуре, постепенно отдавал свои права эклектике. Началась эпоха градостроительства. На основе памятников древнерусской архитектуры были построены здание Исторического музея в Москве (О. Шервуд), церковь Воскресения «на крови» в Петербурге (А. Парланд). К концу XIX в. стал появляться стиль модерн.

Культурный процесс рубежа XIX-XX вв. получил название «декаданс». Итальянский писатель Ф. Маринети основал в 1909 г. футуризм, позже возникают новое общество экспрессионистов «Синий всадник», дадаизм, аудизм, кубизм. Стили и методы в культуре XX в.. отходят от классических приемов художественного творчества, их многообразие получает название модернизм, который объединил различное творческое осмысление особенностей времени декаданса. Реализм, существуя параллельно с модернизмом, проявлял себя по-разному, но ярче всего - как неореализм, особенно в кинематографе (Л. Висконти, М. Антониони, Р. Росселлини, Ст. Крамер, А. Куросава, А. Вайда). Имена А. Рембо, П. Верлена, О. Уайльда связывают с символизмом, которым представлена декаданская литература рубежа веков. Одним из ведущих литературных направлений середины XX в. является экзистенциализм. Как литературное направление он возник во Франции (Ж. П. Сартр, А. Камю) и утверждал «чистое» немотивированное действие, индивидуализм, отражал одиночество человека во враждебном ему абсурдном мире. Как вызов обществу, как последовательное разрушение реального образа, который отражает мир привычными средствами, возник так называемый абстракционизм - крайняя форма модернизма. У его истоков стоят В. Кандинский, К. Малевич, П. Клее и др. На смену ему в 60-х гг. пришли авангардизм, поп-арт и постмодернизм.

Развитие экономики и культуры проходило в России на протяжении всего XIX в. в условиях сохранения самодержавия (неограниченной монархии). Императору принадлежала вся полнота законодательной и исполнительной власти. В начале столетия были созданы Государственный совет и министерства. Правительство императора Александра I (1801-1825 гг.) осуществило до Отечественной войны 1812 г. некоторые либеральные реформы. В их числе - меры по развитию системы образования. Это был последний период политики «просвещенного абсолютизма». Суть ее в попытке приспособить самодержавно-крепостническую систему к требованиям современности. Идеология «просвещенного абсолютизма» делала упор на «просвещение умов» и «улучшение нравов», смягчение законов и веротерпимость. Однако пределы проводимых реформ были узкими. Развитие системы образования, поощрение промышленности, «покровительство наукам и искусствам» - но все это под строгим надзором бюрократии и полиции.

В 1811-1815 гг. произошел поворот к реакции и мистицизму. На первый план выступил милитаризм и охранительные тенденции. Носителем их стал всесильный временщик Аракчеев. Возникают военные поселения, призванные укрепить военную мощь империи без особых затрат. Россия вступает в «Священный союз» - своего рода «интернационал» монархов, помогающих друг другу в борьбе с революционным движением. Такая политика вызвала недовольство передовой части дворянства, создавшей подпольные революционные организации. Дворянские революционеры мечтали превратить Россию либо в конституционную монархию, либо в республику, отменить крепостное право. Движение закончилось неудачным восстанием 14 декабря 1825 г. Декабристы были разгромлены и на трон вступил Николай I (1825-1855).

Политика нового императора, не доверявшего дворянам и опиравшегося на бюрократию и полицию, была реакционной. Он подавил польское восстание 1830-1831 гг. и помог разгромить революцию в Венгрии (интервенция 1849 г.). Отдельные реформы (финансовая, опубликование Свода законов, улучшение управления государственными крестьянами) сочетались с беспощадным подавлением оппозиции. Милитаризм, взяточничество, волокита в судах, бесправие и произвол - вот черты «николаевской системы», приведшей страну к военному поражению.

С вступлением на трон Александра II (1855-1881) началась т.н. «оттепель». В обществе обсуждались назревшие преобразования, были амнистированы декабристы, расширились права печати. В 1861 г. отменено крепостное право, а вскоре последовали новые реформы - отмена телесных наказаний, введение суда присяжных, установление выборного местного самоуправления (земства). Однако «увенчания здания» реформ, как называли либералы введение в России конституции и парламента не последовало. С 1866 г. (неудачное покушение на императора) правительство повернуло к реакции.

Между тем в образованной молодежи разных сословий (т.н. разночинцы) все большее распространение получали идеи народничества (социализм Н.Г. Чернышевского и др.). Недовольство росло и возникли подпольные организации. В 1874 г. началось т.н. «хождение в народ» - агитационное движение. Оно потерпело неудачу. Народ не пошел за социалистами, а полиция вылавливала их. В ответ революционеры встали на путь террора. Концом этого пути стало убийство Александра II 1 марта 1881 г.

Опыт Отечественной войны впервые существенно сблизил элитное сословие с простым народом, сделав на время социальную пропасть между ними менее значимой, чем национальные приоритеты. В.Г. Белинский писал о 1812 г. Как об эпохе, с которой «начиналась новая жизнь для России», усматривая смысл этих изменений не только «во внешнем величии и блеске», но прежде всего во внутреннем развитии в обществе «гражданственности и образования». Новая для России идея ответственности дворянства перед своим народом, усилившая влияние общественно-политической европейской мысли эпохи Просвещения, создала другой культурный феномен 19 в.- движение декабристов. Декабризм в России продемонстрировал обществу совершенно новый тип русского человека, способного бросить вызов произволу деспотичной власти, и стал для нескольких поколений критерием дворянской чести, нравственной почвой для будущих общественных преобразований.

Именно дворянское сословие сыграло главную роль в развитии русской культуры первой половины 19 века., поскольку главным образом дворяне имели в данный период благоприятные материальные и социальные условия для образования и художественного творчества. Тем не менее представленная преимущественно дворянами передовая русская культура объективно выступала против сословного неравенства, крепостного права, самодержавного и чиновничьего беззакония. Парадоксален тот факт,что гигантский скачок в культурном развитии, совершенный Россией в 19 веке, произошел на фоне «запоздалой» и во многом непоследовательной экономической и политической модернизации.

Подъем русской культуры в 19 веке был вызван целым рядом обстоятельств:

Русское общество переживало период радикальной трансформации, становления национального самосознания и постепенной демократизации общественной жизни. Наиболее интенсивно эти изменения проявляются во второй половине 19 века, в пореформенный период, поставивший перед страной собственные задачи.

Усиливается специализация различных сфер культурной деятельности, особенно в науке, где появляются новые направления исследований, и в то же время устанавливается тесное взаимовлияние философии, и в то же время устанавливается тесное взаимовлияние философии и литературы, литературы и других видов искусства.

Модернизация экономики требует все большего числа грамотных, квалифицированных специалистов, развивается сеть специализированных учебных заведений, расширяется база буржуазной демократической культуры.

Но остается сильным и груз традиционных отношений, буржуазное общество в России 19 века, ещё не сложилось. Великая русская культура в полной мере отразила все противоречия и болезненную конфликтность своего времени, наиболее ярко проявившиеся в творческой деятельности российской интеллигенции.