Основные произведения бородина. А. П. Бородин - биография

Последним. Это было году, в год открытия Бесплатной музыкальной школы, когда у каждого из друзей под влиянием Балакирева и Стасова уже окончательно сложились передовые взгляды на жизнь.

Встреча их состоялась в доме Боткина - известного врача, профессора Медико-хирургической академии и страстного любителя музыки. Александр Порфирьевич только что возвратился из-за границы. Вместе с известными учеными Сеченовым и Менделеевым он был командирован в Германию для научных исследований и для участия в Международном химическом конгрессе.

Видный русский ученый, профессор Медико-хирургической академии, Бородин оказался великолепно образованным музыкантом. Он с детства играл на фортепьяно, флейте и виолончели и в девять лет уже пробовал сочинять инструментальные пьесы. В студенческие годы он с головой ушел в книги, лабораторные опыты, в химические исследования, музыке оставались лишь немногие часы отдыха. Бывало, в дождь, в слякоть шел он пешком через весь город со своей флейтой или виолончелью, чтобы провести вечер среди любителей музыки, поиграть самому в квартете или квинтете. И если была возможность послушать симфонический оркестр, счастью юноши не было предела.

Ему нравилось сочинять музыку, но из скромности он сочинений своих посторонним не показывал, застенчиво называл себя «композитором, ищущим неизвестности». «Мне как-то совестно сознаваться в своей композиторской деятельности, - говорил Бородин. - Оно и понятно. У других она прямое дело, обязанность, цель жизни - у меня отдых, потеха, блажь, отвлекающие меня от прямого моего настоящего дела - профессуры, науки»...

Балакирев своим гениальным чутьем открыл в Бородине талант композитора. Он начал бороться с химией, надеясь отнять Бородина у науки, завоевать для России нового великого композитора.

Александр Порфирьевич был старше Балакирева на четыре года, но авторитет Балакирева - блестящего музыканта и знатока классической и современной музыки, его страстная убежденность и умение убеждать - заставили Бородина по-новому взглянуть на свои музыкальные сочинения. Милий и остальные «кучкисты» очень высоко оценили их. Имели они успех и у публики. Всеобщее одобрение рождало новые планы, поддерживало стремление работать.

В конце семидесятых годов у балакиревцев появился новый сильный союзник - Ференц Лист . Со свойственной ему горячностью и активностью Лист приветствовал появление балакиревского направления в русской музыке. Благодаря Листу сочинения Балакирева, Бородина, Римского-Корсакова , Мусоргского стали скоро известны в Европе. И когда Бородин, находясь в научной командировке в Германии в 1877 году, решил посетить великого музыканта, Лист встретил его как давнего знакомого, засыпав одобрительными восклицаниями: «Вы сочинили прекрасную симфонию!.. Я - в восторге, - всего два дня тому назад я играл ее...», «Не слушайте, пожалуйста, тех. кто вас удерживает от вашего направления: поверьте, вы на настоящей дороге...»

Больше у Бородина не было сомнений - он композитор; музыка - его призвание.

А наука, химия? Открытия, которые он сделал и которые еще впереди? Опыты в лаборатории, без которых для него тоже не было жизни? Как ни сердились, ни огорчались балакиревцы, мягкий, добродушный, застенчивый Бородин остался непреклонен и тверд: химия не уступила места музыке, а только потеснилась.

Обижался и возмущался Балакирев... Шумел Стасов, подгонял, уговаривал, сердился... Римский-Корсаков предлагал свою помощь, оркестровал, записывал, дописывал...

Чтобы не тратить времени на переписывание нот, наскоро набросанных карандашом, Александр Порфирьевич изобрел свой способ закреплять карандаш на бумаге: покрывал листы яичным белком и просушивал их. Когда в квартире ученого на удивление посторонним по всем комнатам натягивались веревки и на них, словно белье, развешивались бумажные листы, друзья из «Могучей кучки» радовались: Бородин снова с ними - работает!

«Милий уморителен! - рассказывает Бородин в письме к жене. - Я тебе писал, что он давно дуется на меня и сух, сердит и порой придирчив ко мне. Прихожу к Людме (сестра Глинки Л. И. Шестакова. - Прим.ред. ) - Милия узнать нельзя: раскис, разнежился, глядит на меня любовными глазами и, наконец, не зная, чем выразить мне свою любовь, осторожно взял меня двумя пальцами за нос и поцеловал крепко в щеку. Я невольно расхохотался!.. Корсинька рассказал ему, что я пишу симфоническую штуку и наигрывал ему кое-что из нее...»

Так под натиском балакиревцев появились на свет лучшие произведения Бородина: Первая и Вторая («Богатырская») симфонии, романсы на собственные тексты (у Бородина был и дар поэта) - «Спящая княжна», «Песня темного леса», «Море», «Морская царевна», симфоническая картина «Средняя Азия», две части Третьей симфонии и, наконец, дольше других рождавшаяся и так и незаконченная опера «Князь Игорь».

Романс "Для берегов Отчизны дальной" (музыка А. Бородина, слова А. Пушкина)

Исполняет Дмитрий Хворостовский

Написать оперу на сюжет из русской истории было заветной мечтой Бородина. По предложению Балакирева он взялся сначала за «Царскую невесту», но быстро охладел к ней. Потом этот сюжет увлек Римского-Корсакова, и он написал прекрасное произведение. Но это была опера историко-бытовая, лирическая. А Бородина тянуло к героическому, к рассказу о богатырях русских, об их подвигах, об их любви к родине. Он попросил Стасова придумать ему сюжет для оперы.

Владимир Васильевич потерял покой - все искал подходящий сюжет в русской истории И когда однажды он взялся за «Слово о полку Игореве», сразу пришла уверенность - это то, что нужно Бородину. Игорь - яркая, благородная, героическая натура. Ярославна - нежная, любящая и сильная духом русская женщина.

Плач Ярославны из оперы "Князь Игорь" (акт 4)

отрывок из фильма-оперы "Князь Игорь" ("Ленфильм", 1969, режиссер Р.Тихомиров).
В роли Ярославны - Н. Пшенная, поет Т. Милашкина

Кончак - дикий, смелый предводитель половцев. Столкновение русских войск с врагами-кочевниками. Поэтический образ Баяна - певца славы русской земли... И Стасов не ошибся. «Мне этот сюжет ужасно по душе, - писал ему Бородин.- Будет ли по силам? - не знаю. Волков бояться - в лес не ходить. Попробую».

Ария Игоря из оперы "Князь Игорь" (2 акт)

отрывок из фильма-оперы "Князь Игорь" ("Ленфильм", 1969, режиссер Р. Тихомиров).
В роли Игоря - Б. Хмельницкий, поет В. Киняев

Теперь-то мы знаем, что сюжет был Бородину по силам. Но не по времени, которым он не располагал.

Стасов ночи не спал, выискивая летописи, документы древней Руси, чтобы подготовить для Александра Порфирьевича весь нужный материал. Работая над планом либретто, Бородин углубился в многотомные исторические книги, летописи, искал записи древних русских и половецких мелодий: и в музыкальном творчестве Бородин оставался ученым.

Композитор был увлечен своим «Князем Игорем». Он мечтал создать нечто подобное «Руслану и Людмиле» Глинки. Его тянуло, как он сам говорил, «к пению, к кантилене... к формам более законченным, круглым, более широким». «Голоса, - писал Бородин, - должны быть на первом месте, оркестр - на втором». С восторгом встречали друзья каждый номер оперы - арии, дуэты, хоры, танцы. Но ждать приходилось долго, иногда годы.

Половецкие пляски из оперы "Князь Игорь" (2 акт)

Бородин жил в бесконечном потоке увлекательных научных исследований, беспокойных, но важных общественных дел, в заботах о семье, о нуждающихся студентах, товарищах, родных, о заработке, который щедро тратился на окружавших его людей. В последние годы жизни он много сил отдал Высшим медицинским курсам. Вместе с другими передовыми деятелями науки с трудом добился от правительства разрешения открыть эти курсы. Денег на их организацию правительство не отпустило, и все профессора решили первый год читать лекции бесплатно. С трудом, разными путями добывались средства, необходимые для поддержания работы курсов. Долгое время Бородин был их казначеем, он делал все, чтобы наладить работу первого в России и Европе высшего женского учебного заведения.

Друзья и врачи советовали Бородину поберечь сердце, отдохнуть, отказаться от части служебных обязанностей. Но он не мог стать другим - он все с той же щедростью отдавал свои силы, знания, доброту родине, людям.

Его богатырский организм не выдержал такого напряжении. В пятьдесят четыре года, в расцвете творческих сил, Бородин умер от разрыва сердца, так и не успев закончить «Князя Игоря» и Третью симфонию, восхищавшую его друзей. Римский-Корсаков, Стасов, Глазунов с помощью семьи Бородина и любимого его ученика-химика А. П. Дианина по листкам, по клочкам нотных записей, а иногда и по памяти собрали, записали и восстановили все, что можно было восстановить в музыкальном наследии композитора.

Римский-Корсаков, неутомимо следивший за работой Бородина, и Глазунов, обладавший редкой музыкальной памятью, восстановили полностью «Князя Игоря». Они сделали это так бережно, с такой любовью и с таким глубоким чутьем, что никто теперь и не замечает, что опера не была закончена автором, что писал он ее урывками почти двадцать лет.

Незадолго до смерти Бородин сочинил финал своей Третьей симфонии.

«Он довольно долго гремел за стеной, играя эту могучую музыку, - вспоминает А. П. Дианин, - потом перестал играть и через несколько мгновений появился в лаборатории взволнованный, со слезами на глазах.

«Ну, Сашенька, - сказал он, - я знаю, что у меня есть недурные вещи, но это - такой финалище... такой финалище...» Говоря это, Александр Порфирьевич прикрывал одной рукою глаза, а другою потрясал в воздухе... От этого финала не сохранилось ни одной строчки - ничего не было записано».

Великая щедрость души Бородина, его не знавшая границ доброта и редкая одаренность лишили нас многих прекрасных творений, которые мог бы еще подарить миру гениальный композитор Бородин.

Но он прожил свою жизнь красиво и остается в памяти людей не только великим Композитором, но и великим Человеком.

Луки Гедианова. Мать Александра, Авдотья Константиновна Антонова, была дочерью простого солдата. Рожденный вне брака, Александр был записан сыном дворового человека Гедиановых, Порфирия Бородина.

Александр Бородин получил домашнее образование. Играл на флейте, фортепиано, виолончели.

В 1856 году Бородин окончил Медико-хирургическую академию в Петербурге (ныне Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова). В 1858 году получил степень доктора медицины.

Вскоре после окончания академии и прохождения обязательного врачебного стажа Бородин начал многолетние исследования в области органической химии, принесшие ему известность в России и за рубежом. Защитив докторскую диссертацию, он в 1859 году уехал в научную командировку за границу. Три года Бородин провел в Германии, Франции и Италии.

С 1862 года — адъюнкт-профессор, с 1864 года — ординарный профессор, с 1877 года был академиком Медико-хирургической академии.

В 1872-1887 годах читал курс химии на Петербургских женских врачебных курсах, одним из организаторов которых он являлся.

В 1868 году он стал одним из учредителей Русского химического общества.

1. Хор и оркестр Государственного академического Большого театра СССР исполняют "Половецкую пляску" из оперы Бородина "Князь Игорь". Хормейстеры: Александр Рыбнов, Александр Хазанов. Дирижер Марк Эрмлер. Запись 1969 года.

2. Государственный академический симфонический оркестр СССР под управлением Светланова исполняет симфонию Бородина № 2 си минор "Богатырская " . Запись 1983 года.

3. и 4. Квартет имени Бородина — Ростислав Дубинский 1-я скрипка, Ярослав Александров 2-я скрипка, Дмитрий Шебалин альт, Валентин Берлинский виолончель исполняют фрагменты из квартета ре мажор I. Allegro moderato и III. Notturno. Andante.

БОРОДИН, Александр Порфирьевич

Александр Порфирьевич Бородин – русский композитор и учёный-химик. Внебрачный сын князя Л. С. Гедианова, при рождении записан как сын крепостного слуги князя – Порфирия Бородина. В 1856 г. окончил Медико-хирургическую академию. С 1858 г. – доктор медицины. В 1860-е гг. в Петербурге занимался научной, педагогической и общественной деятельностью. С 1862 г. адъюнкт-профессор, с 1864 г. – ординарный профессор, с 1877 г. академик. С 1874 г. руководил химической лабораторией Медико-хирургической академии. Был одним из организаторов и педагогов (1872-87) высшего учебного заведения для женщин – Женских врачебных курсов.

Бородин – автор более 40 работ по химии. Ученик Н. Н. Зинина . Основная область научных исследований – органический синтез. Разработал способ получения бромзамещённых жирных кислот действием брома на серебряные соли кислот(1861); получил первое фторорганическое соединение – фтористый бензоил (1862) и разработал метод получения фторангидридов карбоновых кислот (1862). Исследовал (1863-1873) продуты конденсации альдегидов; одновременно с Ш. А. Вюрцем осуществил (1872) альдольную конденсацию.

Бородин широко известен как композитор. В 50-е гг. XIX в. он начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли. В 1862 г. познакомился с М. А. Балакиревым, вошёл в Балакиревский кружок ("Могучую кучку"). Под влиянием Балакирева, В. В. Стасова и других "кучкистов" окончательно сложились музыкально-эстетические взгляды Бородина как последователя М. И. Глинки, приверженца русской национальной школы в музыке, определился самостоятельный зрелый стиль композитора.

Творческое наследие Бородина сравнительно невелико по объёму, но является ценнейшим вкладом в сокровищницу русской музыкальной классики. В творчестве Бородина, представителя передовой интеллигенции 1860-х гг., отчётливо проходит тема величия русского народа, любви к родине, свободолюбия. Музыка его отличается эпической широтой, мужественностью, в то же время глубоким лиризмом.

Наиболее значительное произведение Бородина – опера "Князь Игорь", являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Опера создавалась в течение 18 лет, не была окончена (после смерти Бородина оперу дописали и дооркестровали по материалам автора Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов; пост. 1890 г., Мариинский театр, Петербург).

1-я симфония Бородина (1867), появившаяся одновременно с первыми образцами этого жанра у Римского-Корсакова и П. И. Чайковского, положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Вершиной русского и мирового эпического симфонизма является его 2-я (Богатырская) симфония (1876). К числу лучших созданий камерно-инструментального жанра принадлежат квартеты Бородина (1-й - 1879, 2-й - 1881).

Русский композитор, учёный-химик. Внебрачный сын князя Л. С. Гедианова, при рождении записан как сын крепостного слуги князя - Порфирия Бородина. В 1856 окончил Медико-хирургическую академию. С 1858 доктор медицины. В 1860-е гг. в Петербурге занимался научной, педагогической и общественной деятельностью.

(31.10(12.11).1833, Петербург, - 15(27).2.1887, там же)

Русский композитор, учёный-химик. Внебрачный сын князя Л. С. Гедианова, при рождении записан как сын крепостного слуги князя - Порфирия Бородина. В 1856 окончил Медико-хирургическую академию. С 1858 доктор медицины. В 1860-е гг. в Петербурге занимался научной, педагогической и общественной деятельностью. С 1862 адъюнкт-профессор, с 1864 ординарный профессор, с 1877 академик; с 1874 руководитель химической лаборатории Медико-хирургической академии. Был одним из организаторов и педагогов (1872-87) высшего учебного заведения для женщин - Женских врачебных курсов.

В 50-е гг. 19 в. начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли. В 1862 познакомился с М. А. Балакиревым, вошёл в Балакиревский кружок («Могучую кучку»). Под влиянием Балакирева, В. В. Стасова и других «кучкистов» окончательно сложились музыкально-эстетические взгляды Бородина как последователя М. И. Глинки, приверженца русской национальной школы в музыке, определился самостоятельный зрелый стиль композитора.

Творческое наследие Бородина сравнительно невелико по объёму, но является ценнейшим вкладом в сокровищницу русской музыкальной классики. В творчестве Бородина, представителя передовой интеллигенции 1860-х гг., отчётливо проходит тема величия русского народа, любви к родине, свободолюбия. Музыка его отличается эпической широтой, мужественностью, в то же время глубоким лиризмом.

Наиболее значительное произведение Бородина - опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Из-за большой загруженности научной и педагогической работой Бородин писал медленно. Опера создавалась в течение 18 лет, не была окончена (после смерти Бородина оперу дописали и дооркестровали по материалам автора Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов; пост. 1890, Мариинский театр, Петербург). Опера отличается монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита. «Князь Игорь» развивает традиции эпической оперы Глинки «Руслан и Людмила». Бородин - один из создателей русских классических симфонии и квартета. Его 1-я симфония (1867), появившаяся одновременно с первыми образцами этого жанра у Римского-Корсакова и П. И. Чайковского, положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Вершиной русского и мирового эпического симфонизма является его 2-я (Богатырская) симфония (1876). К числу лучших созданий камерно-инструментального жанра принадлежат квартеты Бородина (1-й - 1879, 2-й - 1881).

Композитор - тонкий художник камерно-вокальной музыки. Образец его вокальной лирики - элегия «Для берегов отчизны дальней» на слова Пушкина. Бородин впервые ввёл в романс образы русского богатырского эпоса, а с ними - освободительные идеи 1860-х гг. («Спящая княжна», «Песня тёмного леса» и др.). Писал также сатирические, юмористические песни («Спесь» и др.). Для творчества Бородина характерно глубокое проникновение в строй русской народной песни, а также музыки народов Востока (в «Князе Игоре», симфониях, симфонической картине «В Средней Азии»). Творчество Бородина, яркое, самобытное, оказало воздействие на русских и зарубежных композиторов. Традиции Бородина продолжили советские композиторы (С. С. Прокофьев, Ю. А. Шапорин, Г. В. Свиридов, А. И. Хачатурян и др.). Велико значение этих традиций для развития национальных музыкальных культур народов Закавказья и Средней Азии.

Бородин - автор более 40 работ по химии. Ученик Н. Н. Зинина. Докторскую диссертацию написал на тему: «Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях». Разработал оригинальный способ получения бромзамещённых жирных кислот действием брома на серебряные соли кислот; получил первое фторорганическое соединение - фтористый бензоил (1862); исследовал ацетальдегид, описал альдоль и реакцию альдольной конденсации.

Русская Цивилизация

(1887-02-27 ) (53 года) Место смерти:

Медицина и химия

Основатели Русского Химического Общества. 1868

В музыкальном творчестве Бородина отчётливо звучит тема величия русского народа, патриотизма и свободолюбия, совмещающая в себе эпическую широту и мужественность с глубоким лиризмом.

Творческое наследие Бородина, совмещавшего научную и преподавательскую деятельность со служением искусству, сравнительно невелико по объёму, однако внесло ценнейший вклад в сокровищницу русской музыкальной классики.

Наиболее значительным произведением Бородина по праву признаётся опера «Князь Игорь» , являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Автор работал над главным произведением своей жизни в течение 18 лет, но опера так и не была окончена: уже после смерти Бородина оперу дописали и сделали оркестровку по материалам Бородина композиторы Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов . Поставленная в 1890 году в Санкт-Петербургском Мариинском театре , опера, отличавшаяся монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита в традициях эпической оперы Глинки «Руслан и Людмила» , имела большой успех и до настоящего времени остаётся одним из шедевров отечественного оперного искусства.

А. П. Бородин считается также одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России.

Первая симфония Бородина, написанная в 1867 году и увидевшая свет одновременно с первыми симфоническими произведениями Римского-Корсакова и П. И. Чайковского , положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Вершиной русского и мирового эпического симфонизма признаётся написанная в 1876 году Вторая («Богатырская») симфония композитора.

К числу лучших камерных инструментальных произведений принадлежат Первый и Второй квартеты, представленные ценителям музыки в 1879 и в 1881 годах.

Музыка второй части Струнного квинтета Бородина была использована в ХХ веке для создания популярнейшей песни «Вижу чудное приволье» (на стихи Ф. П. Савинова).

Бородин - не только мастер инструментальной музыки, но и тонкий художник камерной вокальной лирики, ярким образцом которой является элегия «Для берегов отчизны дальней» на слова А. С. Пушкина . Композитор первым ввёл в романс образы русского богатырского эпоса , а с ними - освободительные идеи 1860-х годов (например, в произведениях «Спящая княжна», «Песня тёмного леса»), также являясь автором сатирических и юмористических песен («Спесь» и др.).

Самобытное творчество А. П. Бородина отличалось глубоким проникновением в строй как русской народной песни, так и музыки народов Востока (в опере «Князь Игорь», симфонической картине «В Средней Азии» и других симфонических произведениях) и оказало заметное воздействие на русских и зарубежных композиторов. Традиции его музыки продолжили советские композиторы (Сергей Прокофьев , Юрий Шапорин , Георгий Свиридов , Арам Хачатурян и др.).

Общественный деятель

Заслугой Бородина перед обществом является активное участие в создании и развитии возможностей для получения женщинами высшего образования в России: он являлся одним из организаторов и педагогов Женских врачебных курсов, на которых преподавал с 1872 по 1887 год.

Значительное время Бородин уделял работе со студентами и, пользуясь своим авторитетом, защищал их от политических преследований властей в период после убийства императора Александра II .

Огромное значение для международного признания русской культуры имели музыкальные произведения Бородина, благодаря чему и он сам получил мировую известность именно как композитор, а не деятель науки, которой посвятил бо́льшую часть своей жизни.

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1850-1856 - доходный дом, Бочарная улица, 49;

Семейная жизнь

Екатерина Сергеевна Бородина страдала астмой, плохо переносила нездоровый климат Санкт-Петербурга и осенью обычно уезжала в Москву, где подолгу жила у родственников, возвращаясь к мужу только зимой, когда устанавливалась сухая морозная погода. Однако это всё-таки не гарантировало её от астматических приступов, во время которых муж был для неё и врачом, и сиделкой. Несмотря на тяжёлую болезнь, Екатерина Сергеевна много курила; при этом она страдала бессонницей и засыпала только под утро. Со всем этим Александр Порфирьевич, нежно любивший жену, вынужден был мириться. Детей в семье не было.

Безвременная смерть

На протяжении последнего года жизни Бородин неоднократно жаловался на боли в области сердца. Вечером 15 (27) февраля , во время масленицы, он отправился в гости к своим друзьям, где внезапно почувствовал себя плохо, упал и потерял сознание. Попытки оказать ему помощь были безуспешными.

Бородин скоропостижно скончался от разрыва сердца в возрасте 53 лет.

Память

В память о выдающемся учёном и композиторе были названы:

  • Улицы Бородина во многих населённых пунктах России и других государств
  • Санаторий имени А. П. Бородина в Солигаличе Костромской области
  • Актовый зал имени А. П. Бородина в РХТУ им. Д. И. Менделеева
  • Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина в Санкт-Петербурге .
  • Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 89 в Москве.
  • Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 17 в Смоленске
  • Самолет Airbus A319 (номер VP-BDM) авиакомпании Аэрофлот
  • Музей Александра Порфирьевича Бородина, село Давыдово Владимирской области

Основные произведения

Оперы

  • Богатыри (1868)
  • Млада (совместно с другими композиторами, 1872)
  • Князь Игорь (1869-1887)
  • Царская невеста (1867-1868, наброски, утрачены)

Произведения для оркестра

  • Симфония № 1 Es-dur (1866)
  • Симфония № 2 h-moll «Богатырская» (1876)
  • Симфония № 3 a-moll (1887, окончена и оркестрована Глазуновым)
  • Симфоническая картина «В Средней Азии» (1880)

Камерно-инструментальные ансамбли

  • струнное трио на тему песни «Чем тебя я огорчила» (g-moll, 1854-55)
  • струнное трио (Большое, G-dur, до 1862)
  • фортепианное трио (D-dur, до 1862)
  • струнный квинтет (f-moll, до 1862)
  • струнный секстет (d-moll, 1860-61)
  • фортепианный квинтет (c-moll, 1862)
  • 2 струнных квартета (A-dur, 1879; D-dur, 1881)
  • Серенада в испанском роде из квартета B-la-f (коллективное сочинение, 1886)

Произведения для фортепиано

В две руки

  • Патетическое адажио (As-dur, 1849)
  • Маленькая сюита (1885)
  • Скерцо (As-dur, 1885)

В три руки

  • Полька, Мазурка, Похоронный марш и Реквием из Парафраз на неизменяемую тему (коллективное сочинение Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, Ц. А. Кюи, А. К. Лядова, 1878)и это всё с помощью Бородина

В четыре руки

  • Скерцо (E-dur, 1861)
  • Тарантелла (D-dur, 1862)

Произведения для голоса и фортепиано

  • Разлюбила красна девица (50-е годы)
  • Слушайте, подруженьки, песенку мою (50-е годы)
  • Что ты рано, зоренька (50-е годы)
  • (слова Г. Гейне, 1854-55) (для голоса, виолончели и фортепиано)
  • (слова Г. Гейне , перевод Л. А. Мея , 1868)
  • (слова Г. Гейне, перевод Л. А. Мея, 1871)
  • У людей-то в дому (слова Н. А. Некрасова , 1881)
  • (слова А. С. Пушкина, 1881)
  • (слова А. К. Толстого , 1884-85)
  • Чудный сад (Septain G., 1885)

На слова Бородина

  • Морская царевна (1868)
  • (1867)
  • . Романс (1868)
  • Песня тёмного леса (1868)
  • Море. Баллада (1870)
  • Арабская мелодия (1881)

Вокальный ансамбль

  • мужской вокальный квартет без сопровождения Серенада четырёх кавалеров одной даме (слова Бородина, 1868-72)

Литература

  • Александр Порфирьевич Бородин. Его жизнь, переписка и музыкальные статьи (с предисловием и биографическим очерком В. В. Стасова), СПб., 1889.
  • Письма А. П. Бородина. Полное собрание, критически сверенное с подлинными текстами. С предисловием и примечаниями С. А. Дианина. Вып. 1-4. М.-Л., 1927-50.
  • Хубов Г. , А. П. Бородин, М., 1933.
  • А. П. Бородин: к столетию со дня рождения / Ю. А. Кремлев; [отв. ред. А. В. Оссовский ]. - Л. : Ленинградская филармония, 1934. - 87, с. : портр.
  • Фигуровский Н. А., Соловьев Ю. И. Александр Порфирьевич Бородин. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950. - 212 с.
  • Ильин М., Сегал Е., Александр Порфирьевич Бородин, М., 1953.
  • Дианин С. А. Бородин: Жизнеописание, материалы и документы. 2-е изд. М., 1960.
  • Сохор А. Н. Александр Порфирьевич Бородин: Жизнь, деятельность, муз. творчество. М.-Л.: Музыка, 1965. - 826 с.
  • Зорина А. Г. Александр Порфирьевич Бородин. (1833-1887). - М., Музыка, 1987. - 192 с., вкл. (Русские и советские композиторы).
  • Kuhn E. (Hrsg.): Alexander Borodin. Sein Leben, seine Musik, seine Schriften. - Berlin: Verlag Ernst Kuhn, 1992. ISBN 3-928864-03-3

Ссылки

  • Музыкальная энциклопедия, М.: Большая советская энциклопедия, том 1. М., 1973.
  • Бородин Александр Сайт о жизни и творчестве композитора.