Основные правила классицизма. Художественные принципы литературы классицизма Основные законы классицизма

Классицизму как художественному направлению свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих ко всеобщей "норме" образцу. Отсюда и культ античности классицизма: классическая древность выступает в нем как образец совершенного и гармоничного искусства.

И высокие жанры, и низкие обязаны были наставлять публику, возвышать ее нравы, просветлять чувства.

Важнейшие нормативы классицизма - единство действия, места и времени. Чтобы точнее донести до зрителя мысль и вдохновить его на самоотверженные чувства, автор не должен был ничего усложнять. Основная интрига должна быть достаточно простой, чтобы не путать зрителя и не лишать картину целостности. Требование единства времени было тесно связана с единством действия. Единство места токовали по-разному. Это могло быть пространство одного дворца, одной комнаты, одного города, и даже расстояние, которое герой мог преодолеть в течение двадцати четырех часов.

Классицизм формируется, испытывая воздействие других непосредственно соприкасающихся с ним общеевропейских направлений в искусстве: он отталкивается от предшествующей ему эстетики Возрождения и противоборствует Барокко.

Историческая основа классицизма

История классицизма начинается в Западной Европе с конца 16 столетия. В 17 в. достигает высшего своего развития, связанного с расцветом абсолютной монархии Людовика XIV во Франции и наивысшего подъема театрального искусства в стране. Классицизм продолжает плодотворно существовать и в 18 - начале 19 вв., пока на смену ему не пришел сентиментализм и романтизм.

Как художественная система классицизм окончательно сложился в 17 в., хотя само понятие классицизм родилось позже, в 19 в., когда ему объявили непримиримую войну романтики.

Изучив поэтику Аристотеля и практику греческого театра, французские классики предложили правила построения в своих произведениях, опирающиеся на основы рационалистического мышления 17 в. Прежде всего, это строгое соблюдение законов жанра, разделение на высшие жанры - оду (торжественное песенное (лирическое) стихотворенье, воспевающее славу, хвалу, величие, победу и пр.), трагедию (драматургическое или сценическое произведение, в котором изображается непримиримый конфликт личности с противостоящими ей силами), эпос (изображает действия или события в объективно повествовательной форме, характеризуется спокойно созерцательным отношением к изображаемому предмету) и низшие - комедию (драматическое представление или сочинение для театра, где общество представлено в смешном, забавном виде), сатиру (вид комического, отличающийся от других видов (юмора, иронии) резкостью обличения).

Законы классицизма характернее всего выразились в правилах построения трагедии. От автора пьесы прежде всего требовалось, чтобы сюжет трагедии, а также страсти героев были правдоподобными. Но понимание правдоподобия у классицистов свое: не просто сходство изображаемого на сцене с действительностью, а согласованность происходящего с требованиями разума, с определенной морально-этической нормой.

Основные правила классицизма:

1. Классицисты утверждали вечность идеала прекрасного, что побудило их следовать традиции античных мастеров.

Они считали, если одни эпохи создают образцы прекрасного, то задача художников последующего времени состоит в том, чтобы приблизиться к ним. Отсюда-установление общих правил, необходимых для художественного творчества.

2. В литературе наблюдался четкое распределение по определенным жанрам:

Высокие (ода, эпопея, трагедия, героическая поэма);

Средние (научные произведения, элегии, сатиры);

Низкие (комедия, песни, письма в прозе, эпиграммы).

Темами для произведений высоким жанров были события общенационального и исторического значения, в них участвовали цари, выдающиеся деятели, придворные т.д.. Высокие жанры были написаны величавой, торжественной языке. Темами для средних и низких жанров были наука, природа, человеческие пороки, социальные пороки. В них действовали представители средних и низших классов, речь приближалась к разговорному стилю. Если в высоких жанрах прославлялись идеи монархии и общественного служения, то в средних и низких жанрах утверждались идеи познания мира и человеческой природы, разоблачались недостатки и характеров.

Устанавливались межжанровые границы, а любые межжанровые сплавы (например, трагикомедия) считались недопустимыми.

Для каждого жанра регламентировались язык и герои. Так, трагедии классицизма присуща была возведена, патетическая речь, такие же высокие чувства, изображались героические личности.

В комедиях использовалась простая речь, обязательным был сатирическая струя, действовали бытовые персонажи. Жанровые формы новой литературы классицистами игнорировались, особенно это касалось прозаических жанров, которые, несмотря на их большую популярность в современной литературе, были отодвинуты в классицизме на второй план. Жанровыми доминантами классицистической литературы были ода и трагедия.

3. Важным элементом в эстетике классицизма были учения о разуме как главный критерий художественной правды и прекрасного в искусстве. Классицисты считали, что античные мастера творили по законам разума. Писателям нового времени тоже следует соблюдать эти законы. Отсюда происходили почти математическая точность правил искусства классицизма (иерархия жанров, единство в драматургии и т.п.). Это накладывало отпечаток холодной беспристрастности, чрезмерной логичности на произведения классицистов.

4. С учением об абсолютности идеала прекрасного и с рационализмом было связано утверждение об универсальности типов человеческих характеров. Опираясь на "Характеры" Теофраста, классицисты утверждали неизменность человеческих характеров. Поэтому созданные ими образы отличались абстрактностью и универсальностью, воплощением только общих черт, а не индивидуальных признаков. Персонажи основном были схематичны, - строили вокруг изображения какой-то ведущей черты характера (честь, долг, храбрость, лицемерие, жадность и т.д.).

5. Характеры четко делились на положительные и отрицательные.

6. Драматические произведения (трагедия, комедия) подчинялись правилу трех единств-времени, места и действия. Пьеса воспроизводила события, происходившие в течение одного дня и в одном месте.

7. Четкая композиция произведения должна была подчеркивать логику замысла автора и определенные черты персонажей.

8. Для классицизма целом характерны аристократизм, ориентация на требования, вкусы высшего общественного слоя, хотя некоторые представители классицизма не делал этого (например, Мольер)

9. Эстетическую ценность для классицистов мало лишь вечное, неподвластное времени, как произведения античности. Следуя древних авторов, классицисты сами создавали "вечные" образы, которые навсегда вошли в сокровищницу мировой литературы (Тартюф, Сид, Гора-ций, Федра, Андромаха, мещанин во дворянстве, скряга и т.п.).

Классицисты настаивали на воспитательной функции литературы и искусства. Причем средством воспитания "хорошего вкуса" является ни дидактизм, ни нравоучения. Воспитывать человека должно наслаждение, которое должно давать искусство.


Потрібно відмітити, що показники мікроклімату знаходяться в

оптимальному стані завдяки поєднанню кондиціювання та опалення. Важливе значення має показник запилення котрий знаходиться в межах норми. Стан пожежної та електробезпеки також на високому рівні оскільки порушень не було виявлено.

Щодо шуму, то можна сказати що його майже не має , так як використовуються засоби ізоляції. Фінансовий відділ на ПрАТ «Київмлин» працює дотримуючись правил техніки безпеки.

Підсумовуючи сказане, можна винести незначні рекомендації щодо удосконалення стану праці у фінансовому відділі.

Фінансовий відділ на ПрАТ «Київмлин» працює дотримуючись правил техніки безпеки.

Для поліпшення умов праці пропонується замінити старе комп’ютерне обладнання на більш сучасне, з більшим рівнем захисту від випромінювання та ізоляцією шуму.

Для постійного припливу свіжого повітря пропонується встановити ще один кондиціонер. Для кращого освітлення пропоную встановити додатково 4 лампи, що покращить характеристику освітленості.

Забезпечити надійну ізоляцію поверхонь устаткування та забезпечити подачу свіжого повітря за допомогою вентиляційної системи, метою запобігання виникнення травмонебезпечних ситуацій потрібно утримувати обладнання у справному стані. Це дозволить створити умови для праці, які забезпечать зберігання здоров’я та робітників.

Для зменшення впливу шкідливих та небезпечних факторів потрібно дотримуватися регламентованого часу роботи та відпочинку.

Основные принципы классицизма

Классицизм - это художественное направление в западноевропейской литературе и культуре, возник сначала в Италии в XVI веке и стал доминирующим на протяжении XVII века в разных странах Европы. В некоторых странах сохранял свои позиции до XIX века. Больше классицизм развился во Франции XVII века, дав яркие образцы искусства того времени (в литературе - Ф.Малерб, П.Корнеля, Ж.Расин, Ж.-Мольера, Ф.Ларошфуко и др..; В живописи - Н.Пуссен, Лоррен; в архитектуре - Л.Леви, А.Ленотр, Ж.Ардуен-Мансар, К.Перро и др..; в музыке - Ж.-Б.Люлли и др.)..

Формирование классицизма было тесно связано с развитием монархических государств. Искусство подчинялось общественным интересам. Борьба за национальное объединение страны под властью монарха способствовала формированию высокой дисциплины ума, воспитанию ответственности за свои поступки, усилению интереса к государственным проблемам. Поэтому на изображаемые события художники смотрели прежде с политической точки зрения. Они считали, что главная задача искусства состоит в том, чтобы упорядочить мир и научить людей быть счастливыми, дать им образцы для подражания в поведении и поступках. Представители классицизма были убеждены, что есть два условия для человеческого счастья: общественная (подчинение государственным интересам) и этическая (подчинение страстей разуму). Поэтому все жанры классицистического искусства отмечаются дидактичность, стремлением поучать.

Эстетическое основание классицизма - античная теория поэтики и, в первую очередь, "Поэтика" Аристотеля. Классицисты объявляют античную литературу достойной подражания, идеальной, классической. Классицизм как направление сначала оказался как теория и практика подражания античного искусства, однако впоследствии, захваченные примеру античных мастеров, классицисты стремились установить собственные образцовые каноны искусства.

Философской основой классицизма стал рационализм - учение в теории познания, согласно которому достоверные знания могут быть получены только с ума либо из понятий, присущих уму от рождения. Как считали рационалисты (Декарт, Лейбниц и др.)., Опыт, практика, чувства не имеют никакого значения, главное - это деятельность ума, который является критерием оценки всего. Вслед за рационалистами классицисты всегда верят в разум. Борьба разума и чувств становится одним из ведущих сюжетов их произведений. Все разумное - прекрасное, все разумное - нетленное, считали классицисты.

Первой попыткой формулировки принципов классицизма была "Поэтика" Ж.Шаплена (1638), но последовательным, самым основательным был теоретический трактат Н. Буало «Поэтическое искусство» (1674), написанный после того, как классицизм уже сформировался. Применив философский метод Декарта к литературе, который заключался в обобщении опыта классицистов, Буало установил границы для каждого жанра, поделив все жанры литературы согласно темам и особенностями стиля. По мнению теоретика классицизма, разум - это не только истина, но и красота, что составляет самый высокий идеал искусства. Буало считал, что античные мастера создавали свои шедевры, следуя определенные правила, следовательно, следует воспользоваться этими правилами. Отсюда и происходит четкая регламентация искусства классицизма, писатель, по мнению Буало, должен соблюдать в своем творчестве устоявшихся канонов.

В области языка Буало выдвигал требования ясности и чистоты, его идеалом была речь понятийная, афористическая, соответствующей принципам теории трех стилей. Буало ориентировал художников на создание гармоничного искусства. По его мнению, каждое произведение должно быть целостным с точки зрения замысла и формы, тематики и языка, жанра и композиции. Логичность, единство, уравновешенность всех элементов текста - путь к совершенству и эстетического совершенства.

Какие же признаки характерны для литературы классицизма? Прежде всего классицисты утверждали вечность идеала пре-красного, что побудило их следовать традиции античных мастеров. Они считали, что если в одни времена создаются образцы прекрасного, то в другие времена задача художников заключается в том, чтобы приблизиться к ним. Отсюда - установление общих правил, необходимых для художественного творчества. В литературе прослеживается четкое деление на определенные жанры: высокие (ода, эпопея, трагедия, героическая поэма), средние (научные произведения, элегии, сатиры), низкие (комедия, песни, письма в прозе, эпиграммы). Произведения разных стилей и жанров различались как по своей идейно-тематической направленности, так и языком.

Важным элементом в эстетике классицизма является учение о разуме как главный критерий художественной правды и прекрасного в искусстве. Классицисты считали, что античные мастера творили по законам разума. Писателям нового времени тоже следует придерживаться этих законов. Отсюда происходит почти математическая точность правил классицизма, стремление к гармоничности форм.

С учением об абсолютности идеала прекрасного и с рационализмом классицистов связано их понимание универсальных типов человеческих характеров. Опираясь на "Характеры" Теофраста, классицисты утверждали неизменность человеческих характеров. Поэтому классицистические образы отличаются абстрактностью и универсальностью, они воплощают лишь общие черты, а не индивидуальные признаки. Персонажи основном схематичны, они строятся вокруг какой-то одной ведущей черты характера.

Образы четко делятся на положительные и отрицательные, классицистические герои должны были определенным образом воспитывать читателей или зрителей. Драматические произведения (трагедия, комедия) подчинялись правилу трех единств - времени, места, действия. Пьеса показывала события, которые происходили в течение одного дня и в одном месте. Четкая композиция произведений должна была подчеркивать логику замысла автора, определенные черты персонажей.

Эстетическую ценность для классицистов мало лишь вечное, неподвластное времени, как, например, произведения античности. Следуя древних авторов, классицисты сами создавали "вечные" образы, которые навсегда вошли в сокровищницу мировой литературы.

Классицизма присуще стремление к идеализации - то в общественной, то в личностном плане. Создавая определенные идеальные образцы, классицисты искали пути гармонизации действительности. Литературовед Д.Наливайко справедливо отмечает: "Классицизм - это художественная система, в которой доминирующей формой обобщения является идеализация... Она представляет собой... сведения многообразие конкретных явлений к определенному обобщенного образца, идеальной умозрительной модели". Классицисты создавали в искусстве свой идеал прекрасного, резко отличался от реальной действительности, но от этого он не становился менее величественным.

В своем историческом развитии классицизм прошел два этапа. Первый этап связан с расцветом монархических государств, когда абсолютизм способствовал развитию всех сфер жизни общества (экономики, политики, науки, культуры). Главной задачей классицистов на этом этапе было прославление монархии, утверждения национального единства государства под властью короля и создание абсолютного идеала гражданина. Представителями этого этапа можно считать Ф. Де Малерба, П.Корнеля, Ломоносова.

На втором этапе классицизма монархия уже обнаружила свои недостатки, что изменило направленность направления. Писатели теперь не только прославляют монархов, но и критикуют социальные пороки, разоблачают человеческие недостатки, хотя и н отрицают абсолютизм вообще. Все эти тенденции нашли отражение в творчестве Ж.Расина, Мольера.

Если на первом этапе доминировали такие жанры, как ода, трагедия, героическая поэма, а художественные образы бел величественными и возвышенными, то на втором этапе характеры героев больше приблизились к реальным людям, а кроме трагедии и других высоких жанров, на первый план выступили комедии, сатиры, эпиграммы и т.п..

Следует отметить, что в каждой стране классицизм и его этапы имели свою специфику при общей неравномерности развития.

Понятие классицизма

Классицизм - одно из важнейших направлений литературы прошлого. Утвердив себя в трудах и творчестве многих поколений, выдвинув блестящую плеяду поэтов и писателей, классицизм оставил такие вехи на пути художественного развития человечества, как трагедии Корнеля, Расина, Мильтона, Вольтера, комедии Мольера и многие другие литературные произведения. Сама история подтверждает жизнеспособность традиций классицистической художественной системы и ценность лежащих в ее основе концепций мира и человеческой личности, прежде всего характерного для классицизма нравственного императива.

Классицизм не оставался всегда и во всем тождественным самому себе, постоянно развиваясь и совершенствуясь. Это особенно очевидно, если рассматривать классицизм в перспективе его трехвекового существования и в разных национальных вариантах, в каких он является нам во Франции, в Германии и в России. Делая свои первые шаги в XVI веке, то есть в пору зрелого Возрождения, классицизм впитал и отразил атмосферу этой революционной эпохи, и в то же время он нес в себе новые тенденции, которым суждено было энергично проявиться лишь в следующем столетии.

Классицизм является одним из наиболее изученных и теоретически продуманных литературных направлений. Но, несмотря на это, его детальное изучение до сих пор является чрезвычайно актуальной темой для современного исследователя, во многом вследствие того, что она требует особой гибкости и тонкости анализа.

Формирование понятия о классицизме требует систематической целенаправленной работы исследователя на основе установок на художественное восприятие и выработку оценочных суждений при анализе текста.

русский классицизм литература

Поэтому в современной науке зачастую возникают противоречия между новыми задачами литературного исследования и старыми подходами к формированию теоретико-литературных понятий о классицизме.

Основные принципы классицизма

Классицизму как художественному направлению свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих ко всеобщей "норме" образцу. Отсюда и культ античности классицизма: классическая древность выступает в нем как образец совершенного и гармоничного искусства.

И высокие жанры, и низкие обязаны были наставлять публику, возвышать ее нравы, просветлять чувства.

Важнейшие нормативы классицизма - единство действия, места и времени. Чтобы точнее донести до зрителя мысль и вдохновить его на самоотверженные чувства, автор не должен был ничего усложнять. Основная интрига должна быть достаточно простой, чтобы не путать зрителя и не лишать картину целостности. Требование единства времени было тесно связана с единством действия. Единство места токовали по-разному. Это могло быть пространство одного дворца, одной комнаты, одного города, и даже расстояние, которое герой мог преодолеть в течение двадцати четырех часов.

Классицизм формируется, испытывая воздействие других непосредственно соприкасающихся с ним общеевропейских направлений в искусстве: он отталкивается от предшествующей ему эстетики Возрождения и противоборствует Барокко.

Классицизм - художественный стиль речи и эстетическое направление в художественной литературе XVII-XVIII века, сформировавшийся во Франции в XVII веке, одной из важных черт которого являлось обращение к образам античной литературы и искусства как к идеальному эстетическому эталону. Основателем поэтики классицизма считается француз Франсуа Малерб (1555—1628), проведший реформу французского языка и стиха и разработавший поэтические каноны. Ведущими представителями классицизма в драматургии стали трагики Корнель и Расин (1639—1699), основным предметом творчества которых был конфликт между общественным долгом и личными страстями. Высокого развития достигли также «низкие» жанры — басня (Ж. Лафонтен), сатира (Буало), комедия (Мольер 1622—1673).

Буало прославился на всю Европу как «законодатель Парнаса», крупнейший теоретик классицизма, выразивший свои взгляды в стихотворном трактате «Поэтическое искусство ». Под его влиянием в Великобритании находились поэты Джон Драйден и Александр Поуп, сделавшие основной формой английской поэзии александрины. Для английской прозы эпохи классицизма (Аддисон, Свифт) также характерен латинизированный синтаксис.

Художественные принципы классицизма

Важнейшие черты классицизма:

  1. Герои четко делятся на положительных и отрицательных.
  2. Сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике: героиня - герой-любовник, второй любовник.
  3. Принцип трех единств: времени (действие длится не более суток), места, действия.

Эстетика классицизма устанавливает строгую иерархию жанров:

  1. «Высокие» жанры - трагедия, эпопея, ода, историческая, мифологическая, религиозная картина.
  2. «Низкие» жанры - комедия, сатира, басня, жанровая картина. (Исключением является лучшие комедии Мольера, они были приписаны к «высоким» жанрам).

Представители классицизма придавали огромное значение воспитательной функции искусства, стремясь в своих произведениях создавать образы героев, достойный подражания: стойких перед жесткостью судьбы и превратностями бытия, руководствующихся в своих поступках долгом и разумом. Литература создавала образ нового человека уверенного, что жить нужно для пользы общества, быть гражданином и патриотом. Герой проникает в тайны мироздания, становиться активной творческой натурой, такие литературные произведения превращаются в учебник жизни. Литература ставила и решала наболевшие вопросы своего времени, помогала читателям разобраться, как жить. Создав новых героев, разнообразных по характеру, представляющих разные сословия, писатели классицизма дали возможность последующим поколением узнать, как жили люди XVIII века, что их волновало, что они чувствовали.

Классицизму как художественному направлению свойственны свои черты, свои принципы.

Культ, господство разума как высшего критерия истины и красоты, подчинение личных интересов высоким идеям гражданского долга, государственным законам. Философской основой классицизма стал рационализм (от лат. - разум, рассудочность, целесообразность, разумная обоснованность всего, гармония Вселенной, обусловленная ее духовным началом), основоположником которого был Р. Декарт.

Обличение с позиций государственности и просветительства невежества, эгоизма, деспотизма феодальных порядков; прославление монархии, разумно управляющей народом, заботящейся о просвещении; утверждение человеческого достоинства, гражданского и морального долга.

Иначе говоря, классицизм формулировал цель литературы как воздействие на разум для исправления пороков и воспитания добродетели, и в этом четко выражалась авторская позиция (например, Корнель славит героев, защищающих государство, абсолютного монарха; Ломоносов славит Петра Первого как идеального монарха).

Герои произведений классицизма, главным образом трагедий, были «высокие»: цари, князья, полководцы, вожди, вельможи, высшее духовенство, знатные граждане, пекущиеся о судьбе отечества и служащие ему.

В комедиях же изображались не только высокопоставленные лица, но и простолюдины, крепостные слуги.

Персонажи делились строго на положительных и отрицательных, на добродетельных, идеальных, лишенных индивидуальности, действующих по велению разума, и носителей порока, находящихся во власти эгоистических страстей. При этом в обрисовке положительных героев присутствовали схематизм, резонерство, то есть склонность к нравоучительным рассуждениям с авторских позиций.

Характеры были однолинейными: герой олицетворял ка- кое-либо одно качество (страсть) — ум, мужество, храбрость, благородство, честность или алчность, коварство, скупость, жестокость, лесть, лицемерие, хвастовство (Пушкин заметил: «У Мольера скупой скуп — и только...»; ведущая черта Митро- фана в «Недоросле» — лень).

Герои изображались статично, без эволюции характеров. По сути, это были лишь образы-маски (по выражению Белинского, «образы без лиц»).

«Говорящие» фамилии персонажей (Тартюф, Скотинин, Правдин).

Конфликт добра и зла, разума и глупости, долга и чувства, в котором всегда побеждали добро, разум, долг. Другими словами, в произведениях классицизма порок всегда был наказан, а добродетель торжествовала (например, в «Недоросле» Фонвизина). Отсюда абстрактность, условность изображения действительности, условность метода классицистов.

Герои говорили высокопарным, торжественным, приподнятым языком; использовались такие поэтические средства, как славянизмы, гипербола, метафора, олицетворение, метонимия, сравнение, антитеза, эмоциональные эпитеты («хладный труп», «бледное чело»), риторические вопросы и восклицания, обращения, мифологические уподобления (Аполлон, Зевс, Минерва, Нептун, Борей). Господствовало силлабическое стихосложение, применялся александрийский стих.

Действующие лица произносили длинные монологи с целью полнее раскрыть свои взгляды, убеждения, принципы. Такие монологи замедляли действие пьесы.

Классицизм и его художественные принципы в русской литературе

Основные признаки русского классицизма

  • Обращение к образам и формам античного искусства.
  • Герои четко делятся на положительных и отрицательных, имеют говорящие имена.
  • Сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике: героиня - герой-любовник, второй любовник(неудачливый).
  • В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует.
  • Принцип трех единств: времени (действие длится не более суток), места(действие происходит в одномместе), действия (1 сюжетная линия).

Русский классицизм выражал мировоззрение, психологию и вкусы просвещенного русского дворянства, возвысившегося при Петре Первом.

Своеобразие русского классицизма

Высокий гражданско-патриотический пафос, проявлявшийся в обращении, главным образом, к национальной тематике, к сюжетам из русской действительности, из отечественной истории.

В проповеди общегосударственных идей, в формировании общественно полезных, гражданских качеств человека, в развитии антидеспотической направленности, тираноборческих мотивов, в просветительских тенденциях (в борьбе за национальную культуру, науку, образование) заключалось объективно прогрессивное значение русского классицизма, теснее была связь его с жизнью, народом. (Не случайно Пушкин назвал Фонвизина «другом свободы».).

Более резко выраженная обличительно-реалистическая тенденция, выражавшаяся в сатире, комедии, басне, нарушавшая свойственный классицизму принцип абстрактного изображения действительности, то есть в русском классицизме значительны были элементы реализма.

Начало

Первым классицистическим писателем в России был Антиох Кантемир. Он первым написал произведения классицистического жанра (а именно сатиры, эпиграммы и другие).

История возникновения русского классицизма по В.И.Федорову:

  • 1 период: литература петровского времени; она носит переходный характер; основная особенность - интенсивный процесс "обмирщения" (то есть замена литературы религиозной литературой светской - 1689-1725 года) - предпосылки возникновения классицизма.
  • 2 период: 1730-1750 года - эти годы характеризуются формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углубленной разработкой русского языка.
  • 3 период: 1760-1770 года - дальнейшая эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма.
  • 4 период: последняя четверть века - начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций (1. Направление, развитие, склонность, стремление; 2. Замысел, идея изложения, изображения).

Тредиаковский и Ломоносов

Следующий виток развития классицизм получил в России при Тредиаковском и Ломоносове. Ими была создана русская силлабо-тоническая система стихосложения и введены многие западные жанры (такие как мадригал, сонет и т. п.) Силлабо-тоническая система стихосложения - система слогоударного стихосложения. Включает два ритмообразующих фактора - слог и ударение - и подразумевает закономерное чередование фрагментов текста с равным количеством слогов, среди которых ударные слоги определенным закономерным образом чередуются с безударными. Именно в рамках этой системы написана большая часть русских стихов.

Державин

Державин развивает традиции русского классицизма, являясь продолжателем традиций Ломоносова и Сумарокова.

Для него предназначение поэта — прославление великих поступков и порицание дурных. В оде «Фелица» он прославляет просвещённую монархию, которую олицетворяет правление Екатерины II. Умная, справедливая императрица противопоставляется алчным и корыстным придворным вельможам: Едина ты лишь не обидишь, Не оскорбляешь никого, Дурачества сквозь пальцы видишь, Лишь зла не терпишь одного…

Главным объектом поэтики Державина является человек как неповторимая индивидуальность во всём богатстве личных вкусов и пристрастий. Многие его оды имеют философский характер, в них обсуждается место и предназначение человека на земле, проблемы жизни и смерти: Я связь миров повсюду сущих, Я крайня степень вещества; Я средоточие живущих, Черта начальна божества; Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь — я раб — я червь — я бог! Но, будучи я столь чудесен, Отколе происшел? — безвестен: А сам собой я быть не мог. Ода «Бог», (1784)

Державин создаёт ряд образцов лирических стихотворений, в которых философская напряженность его од сочетается с эмоциональным отношением к описываемым событиям. В стихотворении «Снигирь» (1800) Державин оплакивает кончину Суворова: Что ты заводишь песню военну Флейте подобно, милый снигирь? С кем мы пойдем войной на Гиену? Кто теперь вождь наш? Кто богатырь? Сильный где, храбрый, быстрый Суворов? Северны громы в гробе лежат.

Перед своей смертью Державин начинает писать оду РУИНА ЧТИ, от которой до нас дошло только начало: Река времен в своем стремленьи Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. А если что и остается Чрез звуки лиры и трубы, То вечности жерлом пожрется И общей не уйдет судьбы!

Падение классицизма

В начале XIX века классицизм со свойственной ему тяжеловесностью стал отмирать, а на смену ему пришло новое направление — сентиментализм.