Основные качества ума в психологии. Индивидуальные особенности мышления. Мышление

Деятельность ума сильно связана с функциями:

праны

Нервной системы

Физиологическими процессами в организме

а также с активностью:

Ложного эго

Однако без присутствия

Сверхдуши

функционирование, а тем более существование тонкого тела ума вообще невозможно На всех этих уровнях нашего сознания деятельность ума имеет важное значение. Недаром Веды утверждают, что мы живём в своём уме. Действительно:

Мы воспринимаем окружающий мир через чувства познания (слух, осязание, зрение, обоняние и вкус), которые являются атрибутами ума.

Мы действуем в окружающем нас мире с помощью органа речи, рук, ног, ануса и гениталий, активность которых также зависит от ума.

За внутреннее восприятие, например, нашего организма, отвечает сам ум, работая в этом случае как шестое (и главное) чувство.

Таким образом, мы живем исключительно внутри своего ума. Поэтому, если мы совершаем плохие поступки, то вследствие осквернённости ума восприятие мира сильно меняется. Так для очищения себя от грехов поневоле приходится окунаться в пучину страданий.

Например, разберём, как взаимодействие между умом и праной связано с нашими поступками.

Тонкое тело ума распределяет прану по нашему организму не всегда одинаково. Это зависит от образа жизни и мировоззрения человека. Так, например, в зависимости от мировоззрения человека бывает преобладание концентрации праны в верхних психических центрах, средних или в нижних,

Если прана, под влиянием возникающих в уме желаний, в основном концентрируется в голове и в области сердца, то такого человека называют благостным.

Если прана, под влиянием возникающих в уме желаний, сильно сосредоточена в области живота, то человек склонен к страсти.

И если прана, под влиянием возникающих в уме желаний, сконцентрирована в основном в нижних центрах, то человек имеет грязный ум, грязные помыслы и находится в невежестве.

Также существуют люди, которые, полностью очистив от грехов все свои чувства, направляют ум на постижение своей духовной природы- Когда человек достиг совершенства, его ум полностью успокаивается и становится похожим на чистое. прозрачное, тихое озеро. В таком состоянии вся деятельность ума такого человека становится духовной, и внешне она не видна. Со стороны он может выглядеть как обычный человек, хотя в глубине своего существа он в сотни и тысячи раз более активен, чем многие из нас. Такое состояние называется трансом. В состоянии транса йог, достигший совершенства, направляет все чувства внутрь себя, сосредотачивает прану в области макушки, ум же концентрирует в области сердца. Так он погружается в самадхи или полный транс. Это описано в

"Бхагавад Гите" (8.12):

"Йог должен прекратить всякую чувственную деятельность. Закрыв врата чувств и сосредоточив ум на Сверхдушу в сердце, а жизненный воздух - в верхней части головы, он погружается в состояние транса"

Чистому от грехов преданному Господа совсем не нужно думать о пране, просто повторяя Святые Имена Бога, он достигает высшего духовного блаженства или, другими словами, состояния самадхи. В момент смерти йог сознательно направляет прану в межбровье, а ум концентрирует на Господе, Сосредоточившись таким образом он после смерти достигает духовного мира. Это описано в "Бхагавад Гите " (8.10):

"Toт, кто в момент смерти сосредотачивает жизненный воздух в межбровьи и опираясь на ум окрепший в занятиях йогой, с любовью и преданностью думает о Верховном Господе, непременно достигнет Верховной Личности Бога".

Тех же самых вершин в наш век деградации, или, языком Вед, Кали-Югу легче всего достигнуть регулярным повторением с любовью и преданностью Святых Имён Господа. При этом все процессы движения праны, приводящие человека к освобождению от материального существования, происходят автоматически. Теперь подробнее остановимся на разных видах деятельности ума. Существует три вида деятельности ума:

- мышление

- эмоции

- желания


Мышление


Мышление - это сложный процесс, в котором участвуют

Ложное эго

Чувства

Желания

Главная роль в управлении процессом мышления принадлежит;

Сверхдуше,

Большое влияние на наше мышление оказывают силы:

Благости

Страсти

Невежества

Преобладание влияния на наш ум сил благости, страсти или невежества зависит от наших прошлых поступков и желаний, а также от той цели, к которой мы стремимся. Если человек выбирает духовную цель, то отрицательные силы, влияющие на его ум, через вспыхивающие желания, идущие от прошлых поступков, начинают постепенно ослабевать. Так, у человека занятого духовным самоосознанием, несмотря на его прошлые прегрешения, жизнь постепенно становится все счастливее и счастливее.


Четыре типа мышления


Мышление происходит в уме. Существует четыре типа мышления:

Духовное мышление

Мышление в благости

Мышление в страсти

Мышление в невежестве


Духовное мышление

Очистив полностью свой ум и разум от эгоизма (ложного эго), человек приобретает бескорыстное, истинное эго и становится способным посвятить свои мысли служению Верховной Личности Бога на благо всем живым существам. Разум такого человека всегда чист от грехов и подчинён Сверхдуше. Соответственно, его мысли никогда не выходят за рамки духовной сферы. Таким образом, этот безгрешный святой находится вне влияния сил благости, страсти и невежества. На него оказывают влияние только духовные энергии, поэтому практически нет никакой вероятности, что он попадёт под чьё-то хорошее или дурное влияние. Поступки такого святого находятся за пределами материальной сферы и имеют духовную природу. Вся его деятельность находится исключительно в духовной сфере, где отсутствует влияние кармы. В результате, такая святая личность, даже находясь на Земле, считается жителем духовного мира. Всегда думая о любовном сужении Верховной Личности Бога, он постоянно находится в духовном трансе и испытывает безграничное счастье, недоступное обычным людям. Не имея даже тени корысти, такой человек живёт во имя всеобщего блага, и просто своим присутствием он способен очистить от грехов сотни тысяч человек.


Мышление в благости

Возникает, если достаточно стойкий, благостный разум. подчиняясь Сверхдуше, способен направить ум и мысль, возникающую в нем, под свой контроль. В таком состоянии человек "способен жить честно и выполнять все правила священных писаний, культивируя в себе хорошие качества характера. Постепенно он очищается и наполняется идеей служения Верховной Личности Бога и всем живым существам. Разум в благости способен полностью контролировать мышление человека. Всё это происходит несмотря на позывы чувств, ложного эго и отрицательного влияния прошлых поступков, вызывающих ненужные желания и возбуждающих страсть и невежество- Мысли такого человека всегда направлены на изучение священных писаний, на осознание своей духовной природы и деятельность во имя блага всех живых существ.


Мышление в страсти

Ложное эго, воздействуя на чувства и желания человека, преследующего материальные цели, способно подчинить разум какой-то корыстной идее. Находясь в таком состоянии, разум приобретает качества страсти и не способен чисто и непристрастно воспринимать истину В результате отсутствия достаточной чистоты и силы разума, ум, попадая под это влияние, тоже мыслит в страсти. Чувства такого человека, оскверняясь страстью, контролируются умом и разумом только в рамках личного интереса. Если на чувства воздействует объект, который находится вне интересов человека, то эгоистически настроенные чувства принуждают разум и ум отвергнуть его. Это происходит независимо оттого; принесёт желаемый объект какое-то благо или нет. Находящийся под влиянием эгоистической цели, разум ослаблен страстью, и, плохо слыша голос Сверхдуши, не способен контролировать чувства. Таким образом, чувства человека, находящегося в состоянии страсти, в какой-то степени становятся бесконтрольными. Разум корыстного человека перестаёт быть способным выбрать что-то более благоприятное, но лежащее вне его личных интересов. Поэтому мысли такого человека всегда направлены на своё материальное процветание и не заботятся ни о чём другом.


Мышление в невежестве

Ещё больше оскверняясь корыстью, теряя рамки приличия, не заботясь о благе других и даже о своём благе, разум в невежестве не способен контролировать чувства и, соответственно, ум. Это происходит потому, что человек оскверняет свой разум, преследуя невежественные цели. Мышление такого человека полностью подчинено силе невежества, корыстным чувствам и памяти, осквернённой дурными поступками в прошлом. Мысль такого человека лишена всякого здравого смысла.


Две функции мышления


Мышление имеет две, функции по отношению к воспринимаемому объекту:

Приятие

Неприятие

Чувства всегда выбирают, нравится им наблюдаемый объект или нет. Соответственно, ум начинает размышлять об этом и выбирать. Процесс мышления всегда зависит от выбранной в жизни цели и влияния желаний, идущих от поступков в прошлом:

Мышление человека, разум и ум которого, чисты от материальной скверны, принимает только то, что связано с Личностью Бога и его преданными слугами, отвергая всё остальное.

Мышление в благости автоматически принимает всё. что подтверждается духовным учителем, священными писаниями и святыми людьми.

Мысль в страсти принимает всё то, что выгодно и отвергает всё то, что невыгодно, тем не менее, считаясь с законами и рамками приличия.

Мысль в невежестве полностью подчинена эгоизму и чувствам, и принимает то, что хочется, не считаясь ни с писаниями, ни с законами, ни с приличием.


Влияние познающих и деятельных чувств на мышление


Существует десять типов мышления. Все они находятся в прямой зависимости от преобладающего влияния на ум одного из пяти чувств познания или одного из пяти видов деятельности:

Слуховое мышление - в уме всплывают какие-либо слуховые образы.

Тактильное мышление - в уме возникают различные ощущения прикосновения.

Зрительное мышление- в уме вспыхивают различные образы.

Вкусовое мышление - в уме возникают различные вкусы.

Обонятельное мышление - в уме появляются различные запахи.

Речевое мышление - размышление в словесной форме

Мышление, связанное с движением рук, - чаще всего какая-то профессиональная деятельность.

Мышление, связанное с движением ног, - например, мысли о том, как быстрее пробежать.

Мышление, связанное с актом дефекации, - например. при разных нарушениях этого процесса.

Мышление, связанное с половым актом.

Слуховое и речевое являются высшими проявлениями мышления, и проявляются у людей и других разумных живых существ. Интересно знать, что Веды описывают 400 тысяч видов разумного существования на Земле и 8 миллионов видов неразумного существования. Мышление, связанное с обонянием или половым актом, является низшими формами активности ума, и проявляются у животных. Поэтому животное все время занято обнюхиванием каких-то объектов и поиском возможностей удовлетворить своё половое желание. Если человек всю свою жизнь пользуется только животными типами мышления, то в следующей жизни он рождается животным.


Возникновение мыслей

Мысли возникают в результате воздействия на ум:

Сверхдуши, действующей через разум

Желаний, возникающих из памяти

Тонкого и грубого тела

Объектов внешнего мира


Мысли, связанные действием на ум Сверхдуши

Подробнее о Сверхдуше мы поговорим ниже. Сверхдуша - это представительство Верховной Личности Бога, находящееся в области сердца. Ее можно увидеть только духовным зрением или, другими словами, с помощью безгрешного ума и чистых чувств. Сверхдуша даёт понимание истины нашему разуму, который, слушая её приказ, показывает уму правильное понимание вещей. Она проявляется в нашем уме как совесть, предвидение, озарение, интуиция, внутренний голос (который, однако, не всегда является проявлением Сверхдуши), Все открытия, пророческие сны, прозрение и предвидение событий вызваны влиянием Сверхдуши на наш ум. Мысли, которые возникают в результате воздействия на ум разума и Сверхдуши, несущие в себе истину, всегда благоприятны и ведут человека к правильным поступкам. Сверхдуша помогает человеку в самых трудных ситуациях и часто воспринимается как внутренний голос, дающий понимание, как правильно поступить в той или иной ситуации.


Мысли, связанные с желаниями, возникающими из памяти

Желания, возникающие в результате воздействия на ум памяти, неожиданно вспыхивают в нашей голове, часто принося с собой беспокойства и проблемы. Если мы совершали благочестивые поступки, то память приносит с собой что-то благоприятное. Память - это способность ума запечатлевать в себе все наши желания и поступки. Все, что с нами происходило, накапливается в глубинных сферах ума и ждёт своего часа: Когда приходит время, и планеты вокруг нас встают определённым образом, сила, идущая от них возбуждает дремлющие желания, что приводит к соответствующим мыслям. Поэтому очень часто, неожиданно, без всякой внешней причины у нас портится настроение. Так, мы силой судьбы, в результате совершённых в прошлом ошибок вовлекаемся во всевозможные конфликтные ситуации. Только сильный разум, подкреплённый чистотой священного писания, способен противостоять дурному влиянию неожиданно возникающих желаний. Поэтому у разумного человека всегда есть выбор - или идти на поводу у греховных желаний, или силой воли направить свой ум к безгрешной деятельности, которая несёт в себе счастье. Неразумный же человек находится под полным контролем своих желаний, и в таких ситуациях он мало чем отличается от животного.


Мысли связанные с влиянием на ум тонкого и грубого тела

Чувства, направленные внутрь, постоянно беспокоят ум мыслями о телесном и психическом комфорте. В зависимости от судьбы, тело подвержено благоприятному или неблагоприятному влиянию планет. Все планеты, воздействующие на лас, движутся по кругу. В соответствии с этим циклическим влиянием, здоровое состояние тела также периодически меняется на больное. В больном состоянии чувства вызывают беспокойства, связанные с размышлениями о том, как избавиться от страданий. Однако, если человек не совершает благочестивые поступки или совершает их недостаточно, то Сверхдуша не даст понимания, как противодействовать этому влиянию.

Другими словами, в этом случае не хватает интуиции понять, как избавиться от физических или психических страданий, Тем не менее, человек начинает метаться в поисках облегчения и часто вредит себе всевозможными необдуманными действиями. Первое, что нужно сделать в подобной ситуации - это начать жить благочестиво, в соответствии с писаниями, которым Вы доверяете. Таким образом, надо совершать ежедневную молитву соблюдать режим дня, питаться в благости освящённой пищей, желать всем людям счастья и просить прощение словом или в уме у тех, кто Вас явно или ненароком оскорбил. В результате выполнения всех этих правил наступит облегчение. Так можно лечить даже серьёзные заболевания. Если же болезнь пройдёт не полностью, то надо посвятить свободное время изучению, к кому из благочестивых людей нужно обратиться за психологической, духовной или медицинской помощью. Поступая таким образом, человек избавляется от навязчивых мыслей о проблемах со здоровьем.


Мысли, возникающие в результате воздействия на чувства объектов внешнего мира

Чувства, направленные во внешний мир, приносят уму больше всего неприятностей, постоянно приковывая его к всевозможным проблемам. Эти проблемы имеют следующий характер:

Желания утолить голод, усталость

Сексуальные потребности

Проблемы во взаимоотношениях дома, на работе

Мысли о благополучии своих близких людей

Мысли о предстоящей работе

Мысли о предстоящем отдыхе и наслаждениях

Всевозможные страхи

Мысли, порождённые полученной информацией и т. д.

Мысли, возникшие в результате занятия самоосознанием и духовной практикой

Самое удивительное, что только последняя категория мыслей несут человеку только пользу и ничего кроме пользы. Просто думая о Боге и повторяя Его имена, человек автоматически избавляется от болезней, неблагополучия, несчастий и бесполезной жизни. Однако, если мысли о Боге имеют только одни корыстные мотивы, то подобных чудес, как правило, не происходит.


Три вида беспокойств


Все остальные виды мыслей приносят человеку три вида беспокойств:

Беспокойства, немедленно возникающие в результате самого процесса размышлений на эти темы.

Мысли могут сильно повлиять на наше настроение и ход ближайших событий, которые должны произойти в течение нескольких дней.

Все эти мысли порождают желания, которые откладываются в памяти, готовые вспыхнуть в будущем в. любой момент времени.

Поэтому разумному человеку следует отказаться от излишней концентрации внимания на материальных проблемах нашего существования. Проблемы легко решаются не через рассуждения о них, а через серьёзное изучение, как правильно себя вести в соответствии со знанием писаний. В результате насыщения разума знанием, понимание как правильно себя вести в той или иной ситуации, будет приходить само.


Два типа работы с информацией


Ум имеет два типа работы с информацией:

Сбор информации

Запоминание


Сбор информации

Сбор информации осуществляется чувствами познания: слухом, осязанием, зрением, вкусом и обаянием. Сам процесс сбора информации находится под контролем разума. Поэтому человек всегда настроен воспринимать ту или иную информацию в зависимости от типа его разума (благостного, страстного или невежественного). Допустим, по улице идут два прохожих.

Один из них заметил справа газон, засаженный розами, и, видя эту красоту, испытал состояние счастья. Другой посмотрел налево и увидел кучу мусора, что вызвало у него негодование. Оказывается, оба прохожих неслучайно обратили внимание на - эти два разных объекта. У первого разум находится в благости и ищет информацию, которая приносит счастье. У второго разум настроен на негативное восприятие и всегда находит причину для беспокойств. Образно сравним разум в благости с сознанием пчелы, а разум в невежестве с сознанием мухи. Пчела всегда привлечена нектаром и, найдя его, не оставляет себе, а несёт его другим пчёлам, для всеобщего процветания. Муха всё время стремится к испражнениям и, найдя их, погружает всё своё сознание в этом направлении. Одни люди замечают во всех только хорошее, и нахождение рядом с ними приносит счастье, Другие же всё время думают о чужих недостатках и портят настроение себе и окружающим. Таким образом, настрой разума человека и его жизненная цель сильно влияют на то: какими глазами он смотрит на мир. Стиль работы с информацией в уме сильно зависит именно от этих двух факторов - типа разума человека и цели, которую он перед собой поставил.


Запоминание информации

Вся собираемая информация поступает в глубинные сферы ума и хранится там, воздействуя на нашу судьбу. В тот момент, когда мы хотим что-то понять, она немедленно появляется на поверхности ума и влияет на ход событий. Человек склонен запоминать только то, что ему интересно. Естественно, если человек склонен запоминать только негативное, все его размышления будут склоняться в негативную сторону, и его жизнь наполнится одними страданиями- С Другой стороны, если мы систематически изучаем Веды, то при анализе мы будем оперировать не сплетнями, а высшими законами, что приведёт

"нас к счастью и прогрессу. Поэтому очень важно, какой тип информации поступает в нашу память. Веды рекомендуют систематически изучать священные писания и максимально ограничить прослушивание и изучение всевозможных сплетен и ненужных новостей. Так, позитивная информация всё больше и больше будет наполнять наше существование. Постепенно память человека настроится в благостном режиме. В результате, все вспыхивающие в уме размышления будут позитивными, и станут приносить нам только счастье.


Степени деградации восприятия


В соответствии с чистотой разума, который возбуждает определённый тип сбора информации и её запоминания, существует семь степеней деградации восприятия. Деградация восприятия окружающего мира приводит к деградации умственной деятельности и полной потере счастья и благополучия:

1. Восприятие через призму рассуждений только о своих материальных потребностях и совершенное отсутствие мыслей о духовном.

2. Нестабильность, переменчивость, хаотичность восприятия и мышления.

3. Мелкость, слабость восприятия и мышления, бессмысленные рассуждения.

4. Концентрация внимания на негативном, рассуждения исключительно о разных неприятностях, сплетни.

5. Сильная постоянная сосредоточенность на неприятностях, которая приносит в ум состояние психической боли.

6. Постоянная печаль и озлобленность в восприятии мира и мыслях.

7. Полная потеря. здравого смысла в восприятии окружающего мира

Так появляются рассуждения о том, что мы живём один раз, что Бога и души нет. Поэтому нет ни каких законов жизни и совести, и можно делать всё, что вздумается, лишь бы сейчас было хорошо, а затем «трава не расти».


Пять типов активности ума


В соответствии с различной деятельностью разума ум проявляет пять типов активности:

1. Правильное, не осквернённое эгоизмом восприятие становится возможным по причине воздействия на ум чистого разума

2. Разум в состоянии эгоизма негативно настраивает чувства познания. Так, из-за неправильно настроенных чувств познания ум оскверняется и возникает иллюзорное восприятие окружающего нас мира

3. Проводящийся в уме анализ. Он активизируется врезультате вспыхивающих в разуме сомнений.

4. Сбор и запоминание информации происходит в уме в том случае, если разум пытается понять какой-то вопрос глубже.

5. Внутренняя деятельность ума, не связанная с внешними объектами, протекает постоянно. Однако, если сознание заторможено, то ум занимается исключительно внутренней деятельностью. Например, это происходит, когда разум погружается в сон и прекращает свою внешнюю деятельность.


Препятствия, разрушающие стабильную умственную деятельность


Препятствия, разрушающие стабильную умственную деятельность и приводящие человека к деградации, расположены в определённой последовательности, и каждое последующее препятствие вытекает из предыдущего:

1. Потеря или отсутствие цели в жизни.

2. Нехватка энтузиазма.

3. Нехватка решимости позитивно мыслить.

4. Отсутствие регулированной жизни, режима дня и стабильности.

5. Чрезмерная чувствительность к негативному, снижение настроения

6. Постепенное увеличение ненужных желаний.

7. Увеличение жизненных трудностей.

8. Надорванность психики, полная потеря энтузиазма, психическая нестабильность.

9. Постоянные разочарования и скорбь.

10. Отсутствие энтузиазма, притупление сознания, лень.

11. Депрессия, неминуемое стремление к дешевому счастью в виде спиртного, наркотиков, разврата.

12. Умственная деградация.

Все эти препятствия развиваются из отсутствия правильного контроля разумом ума. Разум способен быть сильным, если правильно выбрана основная цель в жизни. Дальше одна проблема вытекает из другой, доводя человека до умственной деградации. Чтобы устранить любую из этих проблем, надо попытаться устранить предыдущую. Например, чтобы убрать деградацию ума, надо убрать депрессию, а для этого, соответственно, нужно избавиться от лени и т. д. Таким образом, не имея нацеленного разума, с непослушным умом справиться невозможно. Деятельность для высшей цели приводит к стабильности ума. Однако, равновесие ума достижимо лишь теми, у кого на это есть сильное желание. Также следует знать как себя вести в разных случаях жизни, например, культивируя:.

Дружелюбие во время счастья

Сострадание во время несчастья

Радость посреди добродетели

Спокойствие в окружении порока

Ум очищается и приобретает способность думать о том, что принесёт счастье.

Встречаясь с препятствиями ниже девятого уровня, они могут стать непреодолимыми, и самостоятельно выйти из этого тупика невозможно, нужна помощь чистого святого человека. Чтобы воспользоваться советом такого человека, нужна всего одна способность - умение смиренно и без возражений слушать. Если Вы смиренно слушаете чистого и мудрого человека, то постепенно уходит скорбь и печаль. Если же не получается слушать смиренно, то нужно знать, что это происходит из-за некоторых особенностей функционирования оскверненного ума. Например, ум может сосредоточиться лишь в том направлении, которое свободно от принуждения. Иногда кажется, что, давая мудрый совет, над нами совершают насилие. Чтобы избежать подобных казусов, можно воспользоваться следующим правилом. Прежде чем начать доверительно слушать мудрого человека, необходимо укрепить в него веру с помощью трёх сил, которые могут помочь это сделать;

Священные писания

Наставник

Безгрешные люди

В данном случае в роли наставника может выступать Ваш друг или знакомый, который уже получает инструкции у этого святого. Однако, самое удивительное заключается в том, что слушание святого человека очищает сознание и укрепляет в него веру само- Поэтому часто достаточно, несмотря на недовольство ума, просто терпеливо продолжать слушать. Если это действительно настоящий святой, то данный процесс постепенно принесёт счастье.


Йама и нийама


Также для избавления от препятствий и выработки правильного мышления восьмиступенчатая йога рекомендует заняться первыми двумя её ступенями:

Йамой

нийамой


Йама

В состав Йамы входит:

1. Ахимса - не причинение вреда живым существам. Не употребление мясной, рыбной пищи и яиц ~ это одно из главных правил ахимсы.

2. Сатьям - это правдивость. По настоящему правдивым может быть лишь тот, кто изучает священные законы, иначе его представления о правде могут его обмануть.

З.Астея - человек не имеет права воровать. При этом имеется ввиду не только грубое воровство, но и тонкое воровство, когда мы крадём чужую мысль и выдаём её за свою собственную. Это состояние, когда человек не склонен самовольно притрагиваться ни к чему чужому.

4. Брахмачаръя - это обет избегать разврата и ненужных сексуальных отношений. Секс только для зачатия детей не считается нарушением принципа брахмачарьи.

5. Апариграха - человек не должен накапливать ненужные вещи.


Нийама

Нийама состоит из:

1. Шаучи - это наружная (телесная) и внутренняя (умственная) чистота

2. Самтоша - удовлетворённость, умиротворение

3. Тапас - аскезы в благости. Их три типа:

Аскезой для тела является постоянное оказание почтения Верховному Господу, священнику, - духовному учителю и старшим, например, отцу и матери, а также чистота.

Аскезы для речи: мы должны говорить слова, приятные людям, несущие им блага и не вызывающие у них беспокойства, а также регулярное чтение ведических писаний.

Аскезой для ума является стремление к постоянной удовлетворённости, простота, немногословность, самообладание и чистота сознания.

4. Свадхьяя - изучение священных писаний.

5. Ишвара пранидхана - предание себя Богу. Это может также означать религиозность.

Выполняя все эти правила легко добиться спокойствия в мышлении. Однако, добиться того же эффекта с помощью самовнушения или успокоительных лекарств гораздо труднее.



Это вид деятельности ума, при котором мысли, чувства или желания, соприкасаясь с умом, приводят его в возбуждение. Эмоции - это возбуждение ума, приносящее радость или печаль, счастье или страдание. От одних типов возбуждения эгоистичный ум испытывает счастье, от других страдание


Два вида эмоций


Таким образом, эмоции бывают двух видов:

Позитивные эмоции

Негативные эмоции


Позитивные эмоции :

Материальный ум радует всё, что ассоциируется с материальным счастьем. Однако, по мере очищения ума обычные материальные удовольствия постепенно перестают вызывать позитивные эмоции. У святых людей позитивные эмоции вызывает духовная музыка, молитвы, чистые люди и святые места паломничества. Когда ум полностью очищается от материальной скверны, он всегда испытывает только позитивные эмоции. Даже слезы разлуки с Богом, которые приносят ощущение страдания, одновременно вызывают у святого человека огромное, неописуемое обычным языком, счастье. Поэтому, для духовного ума не существует понятия негативные эмоции. Однако, в сильно осквернённом эгоизмом уме даже страдания окружающих людей вызывают позитивное чувство. Поэтому говорить о том, что позитивные эмоции всегда несут человеку добро, абсолютно неверно. Например, наставления духовного учителя иногда бывают очень суровыми и могут ненароком вызвать негативные эмоции, однако это не значит, что происходит что- то плохое. Человек, получающий истинное знание, - самый большой счастливчик в этом мире.

Таким образом, тот, кто идёт на поводу у своих эмоций, является на самом деле просто глупцом. Он искренне считает, что если происходящие вокруг события вызывают негативное чувство, значит они плохие. Точно также реагируют на окружающий мир животные. Всё, что вызывает у них позитивные эмоции, принимается за благо, и наоборот, всё, что вызывает негативные эмоции за зло. Так животные становятся жертвой своих эмоций В Индии на этом принципе основано много видов охоты на диких зверей. Например, как без особых усилий поймать дикого слона. Для этого слониху тренируют бежать от слона определённым путём. Слон, видя слониху, испытывает позитивные эмоции и бежит за ней, так он попадает в западню без усилий со стороны охотника. Мы знаем, что на эту же удочку попадаются политики, дипломаты. Желая их скомпрометировать, используют неправильное отношение к своим собственным эмоциям по отношению к противоположному полу Таким образом, мудрец - это тот, кто принимает решения всегда по закону Вед, не зависимо от того, какие эмоции у него возникают. Тем не менее, следует отметить, что существуют четыре типа позитивных эмоций, и все они по-разному влияют на наше здоровье и сознание:

Духовные эмоции всегда ведут к очищению сознания и, следовательно, к очищению как тонкого, так и грубого тела,

Позитивные эмоции в благости - это эмоции радости, связанные с бескорыстными делами, совершёнными согласно священным писаниям, и поступками по отношению к окружающим людям. Они всегда приносят здоровье и счастье.

Позитивные эмоции, связанные с эгоистическими желаниями, например, накоплением богатства, вызывают увеличение психического и физического напряжения и постепенно приводят к различным болезням.

Позитивные эмоции, связанные с причинением окружающему миру вреда всегда ведут к страданиям и деградации.

Возникают в результате влияния на эгоистический, материальный ум сил, которые вызывают в нём ощущения несчастья. Чтобы понять, как они влияют на здоровье, разберём их классификацию:

Духовные эмоции не бывают негативными, даже если они вызывают страдание, то они всегда воспринимается как счастье.

Негативные эмоции в благости возникают в результате, того, что человек своим поведением защищает священный "закон. Иногда временно они могут вызвать ухудшение здоровья, но, несмотря на это, в конечном счёте; они всегда очищают как тонкое, так и грубое тело и изменяют судьбу человека в сторону счастья.

Негативные эмоции, вызванные неудовлетворением корыстных мотивов, всегда ведут к болезням и страданию.

Негативные эмоции, возникшие в результате собственной агрессии по отношению к окружающим. Этот тип эмоций ведёт к ещё большему увеличению страдания, а затем приходит деградация сознания. Однако, в отличие от позитивных эмоций в невежестве они не дают человеку шанса осознать, что он ведёт себя неправильно.

Таким образом, когда врачи говорят о вреде негативных эмоций, надо иметь ввиду только негативные эмоции в страсти и невежестве. Именно они и являются причиной всех существующих болезней. Чтобы избежать негативных эмоций, необходимо пытаться победить в себе эгоистический настрой и стараться увеличить благостную силу разума.


Сила эмоций


Эмоции бывают трех видов:

Сильные эмоции

Эмоции средней силы

Слабые эмоции


Сильные эмоции

Сильные эмоции возникают в результате сильного воздействия, на ум мыслей, чувств и желаний. Эта сила зависит от нескольких факторов:

Силы раздражителя, идущего от мыслей, чувств и желаний.

Силы вовлечения эгоизма в процесс восприятия.

Особенностей состояния ума.

Иногда человеку приходит в голову мысль такой силы, что он забывает обо всём на свете, переполняясь сильными эмоциями. Сильные эмоции никогда не приводят к улучшению здоровья, а наоборот, часто являются причиной серьёзных болезней, Мысль о тяжёлой утрате или сильно большом приобретении иногда вызывает такое возбуждение в уме, что организм не выдерживает таких эмоций, и человек лишается сознания или даже жизни.

Если оскорбительное слово произносится перед эгоистически настроенной личностью, то боль, возникшая в уме, может быть такой силы, что лишает человека самообладания. Иногда боль в эгоистически настроенном уме приводит даже к инфаркту или инсульту. Таким образом, даже выслушивая оскорбления в свой адрес, нужно культивировать в себе смирение и доброжелательность.

Иногда больной человек лишается отдыха или сна, и ум становится чрезвычайно чувствительным. В этом состоянии даже неожиданный звук безобидной птицы может лишить человека чувств.

Только человек в состоянии духовного транса, испытывая сильные эмоций, не разрушает свою психику, а наоборот, укрепляет её.


Эмоции средней силы

Эмоции средней силы обычны в нашей жизни и не оказывают большого вреда ни здоровью, ни характеру человека до тех пор, пока мы не начинаем придавать им слишком большого значения. Как только эмоции становятся выше истинного знания или, как принято говорить, здравого смысла, то с этого момента они начинают причинять массу неприятностей. Например, если считать, что любое слово мужа, сказанное без настроения, является признаком того, что "он меня не любит", несмотря на. его уверения, что все не так, то простые эмоции, возникшие в силу обычных обстоятельств, становятся причиной больших страданий. Поэтому никогда нельзя эмоции ставить выше здравого смысла.


Слабые эмоции

Внешний вид неэмоционального человека может быть обманчивым. Подобные ошибки происходят в результате глубокой внутренней жизни человека. Такое встречается крайне редко, в основном, у святых людей. Обычно, же слабая эмоциональность говорит о сухости характера и влечёт за собой снижение психического или физического тонуса, что затем приводит к депрессии. Часто такие проявления бывают у наркоманов или людей, потерявших цель в жизни, поэтому они выглядят безучастными ко всему. Безэмоциональные люди нуждаются в личностном общении и моральной поддержке со стороны близких и друзей.



Откуда же берётся мысль человека? Оказывается, все наши прошлые поступки откладываются в глубинах памяти и ждут по закону судьбы, когда силой влияния планет возникнет тот самый момент, когда они, всплывая в уме, заставляют нас нести ответ за содеянное. Окружающий мир, влияя на ум, постоянно создаёт всевозможные ситуации, в результате чего ни одно прошлое действие не остаётся без ответа. Это касается как этой жизни, так и всех прошлых. Все наши прошлые желания, как и поступки, тоже хранятся в глубинах памяти и волей судьбы в один прекрасный момент вспыхивают вновь. Таким образом, в уме есть одна удивительная функция, - он находится под постоянным контролем психического состояния вселенной. Так, в соответствии с влиянием на Землю окружающих ее планет и звёзд, из глубин памяти неожиданно всплывёт сила, приводящая к возбуждению ума. В результате появляются желания, которые в свою очередь рождают эмоции и мысли.

Таким образом, потоки мыслей берут своё начало в глубине озера ума, на дне которого отдыхают впечатления или силы, порождённые нашими прошлыми поступками и желаниями, Все эти впечатления скрыты от нашего взора и появляются абсолютно неожиданно для нас- Причина появления желаний зависит также не только от внешних факторов глобального значения, таких как планеты и окружающее пространство, но также и от того, на чём мы концентрируем своё внимание в повседневной жизни.


Четыре типа желаний


Таким образом, существуют четыре типа желаний:

Духовные желания - рождаются поступками и мыслями о Боге. Это возможно благодаря сильному стремлению человека к нашей вечной духовной природе,

Благостные желания - это желания изучать высшие законы нашего существования, совершенствовать понимание смысла жизни и свой характер, а также желания сделать всех счастливыми. Они возникают в результате совершённых в прошлом благочестивых поступков.

Страстные желания всегда связаны с собственной выгодой, приобретением чего-то и различными материальными благами для себя и своих близких. Причина их возникновения - это жажда материального счастья, догоняющая нас из прошлого.

Невежественные желания возникают из зависти, гнева и чрезмерного эгоизма и влекут человека к деградации и всевозможным преступлениям. Их причина - это злые дела, совершённые в прошлом.

Когда мы жалуемся на свою судьбу, считая, что всегда кто-то норовит испортить настроение, то это значит, что поступки, совершённые в прошлом, и мысли «заставляют желать лучшего». Именно они, постоянно вспыхивая в уме, рождают ненужные желания, агрессию и плохое настроение.

Таким образом:

Сначала рождается желание

Затем появляются эмоции

И только затем появляется какая-то мысль.

Мысль появляется только в результате сложного процесса взаимодействия желаний и эмоций с разумом человека. Таким образом, мысль возникает всегда только по одной причине - для того, чтобы разобраться в проблемах. Она вытекает из желания изменить жизнь к лучшему и появляется при контакте ума с разумом. Однако у животных до мыслей дело не доходит, так как их функции разума для этого не достаточно сильны. Почему же у животных нет тенденции к возникновению мыслей? Причина только одна - в прошлых жизнях не было желания во всём разобраться. Человеческая форма жизни предназначена для мышления, а мышление нужно только для того, чтобы понять, как правильно жить. Поэтому без контакта с разумом мыслей не бывает. Понимая всё это, становится ясно, что смысл человеческой жизни - это само о сознание, а все, кто этого не могут понять, рано или поздно родятся животными в силу отсутствия необходимости пользоваться своим разумом и процессом мышления. Веды говорят, что существует критерий, когда человек становится разумным и перестаёт деградировать. Как только он серьёзно задаст себе два вопроса: «кто я такой?» и «для чего я здесь живу?», и изо всех сил начнёт разбираться в них. Это значит, его эволюция течёт в сторону прогресса. Постепенно такие люди избавляются от телесной концепции жизни и начинают считать себя вечной душой. Те же, кто считает себя Фёдором Петровичем или Иваном Фёдоровичем и не имеют никаких других вариантов и желаний, относящихся к пониманию своей природы, то очень трудно давать гарантии, что следующая жизнь будет счастливее, чем эта. Для таких людей вся жизнь состоит из желаний и эмоций, а все возникающие мысли предназначены для удовлетворения не разума, а все тех же желаний и эмоций.

Думать о том, как мы думаем - привилегия Разума , высшей способности мышления. Кто желает повысить свои умственные способности, не просто мыслить, а мыслить разумно, тот должен постоянно отдавать себе отчет в том, как он думает и, соответственно, больше знать о процессе мышления как таковом. Мышление о мышлении имеет также важное практическое значение

Прежде всего, что такое мышление ? В самом общем виде это - постановка и решение задач на идеальном, психическом уровне. Задачи могут быть самые разные. Нет ни одного вида деятельности, который не предполагал бы решение задач. Даже во сне человек думает и, следовательно, решает задачи.

Мыслительные средства условно можно разделить на два класса:

способности мышления - собственно мыслительные средства (ум, разум, рассудок, вероятностное мышление);

Кроме того, мышление как форма деятельности нормативно по своей сути, т. е. имеет нормативное ядро в виде здравомыслия , здравого смысла .

Рассмотрим сначала способности мышления.

Способности мышления

К способностям мышления относятся ум, разум, рассудок, вероятностное мышление . Этим способностям соответствуют четыре вида мыслей:

интуитивная мысль (догадка) - произведение Ума;

логическая мысль (вывод, заключение) - произведение Рассудка;

предположение - вероятностная мысль;

идея - мысль разума.

.

В естественном языке между ними, как правило, проводится разграничение и порой весьма существенное.

Ум и рассудок - противоположные способности мышления .

В естественном языке между ними, как правило, проводится разграничение и порой весьма существенное. К слову “ум” присоединяются эпитеты: “живой”, “яркий”, “острый”, “блестящий”, “пытливый”, “оригинальный”, “необыкновенный”, “парадоксальный”. К слову “рассудок” такие эпитеты неприложимы. Деятельность рассудка понимается как нечто сухое, схематичное, неживое.

О важном значении дистинкции ума и рассудка говорил наш замечательный философ П. Я. Чаадаев. Он называл “воображение и рассудок” двумя “великими началами духовной природы ”.

Если Ум способен вырабатывать, генерировать новые мысли из немыслительного материала, то Рассудок способен организовывать мысли, выводить одни мысли из других. Ум отвергает готовые, устоявшиеся мыслительные штампы. Он - поклонник вечно меняющегося живого опыта общения с реальной действительностью. Он черпает мысли из этого опыта, а не высасывает их из пальца и не заботится при этом об их соответствии прежним мыслям. Рассудок же подобно пауку ткет паутину мыслей из самого себя. Он консервативен, сам себе ставит границы и не пытается выйти за их пределы. Рассудочное мышление не рождает новых мыслей. Оно только перерабатывает, организует имеющиеся в наличии. В противоположность рассудку ум переменчив и даже анархичен. Он - низвергатель всех канонов, правил, традиций. В своем крайнем выражении живой ум алогичен и парадоксален.

Ум и Рассудок - односторонние и потому низшие способности мышления . Разум включает в себя то, что присуще уму и рассудку, и потому лишен их односторонности. Он - высшая способность мышления. Разум с одинаковым успехом умеет вырабатывать новые мысли и организовывать их.

Если Рассудок - консервативное мышление, а Ум - импульсивное, скачкообразное мышление, то Разум - развивающееся мышление.

диаграмма (структурная схема) мышления (рис. 30).

На диаграмме в наглядно-логической форме представлено соотношение трех различных способностей мышления. Между рассудком и умом расположено промежуточное “пространство” мышления, отделенное от них вертикальными линиями. В этом “пространстве”, которое справедливо назвать вероятностным мышлением , рассудок и ум плавно переходят, перетекают друг в друга. В центральном круге, залезающем на “территории” рассудка и ума, расположен Разум. Он осуществляет органический синтез, взаимоопосредствование Рассудка и Ума. Чем шире круг охватывает “территории” Рассудка и Ума, тем величественнее и глубже сам Разум.

Рассудок (дедуктивная логика)

Слово “рассудок” в естественном языке употребляется и в значении “дедуктивное мышление”, и в значении “вероятностное мышление”. В обоих случаях люди рассуждают , а поэтому мыслят рассудком . Я предлагаю под деятельностью рассудка понимать только дедуктивное мышление, дедуктивную логику, поскольку именно дедукция является в наибольшей степени мышлением по правилам, правильным мышлением. А правильное, строго логическое мышление - идеал ясного рассудка, недвусмысленного, четкого рассуждения.

Как уже говорилось, логика - это прежде всего дедукция (выведение, по-русски).

Дедукция сама по себе есть нечто формальное и пустое; она имеет смысл лишь в общем контексте мышления и человеческой деятельности вообще.

Логическое мышление, деятельность рассудка, рассуждение - это, образно говоря, раскладывание по полочкам и пользование полочками. Хорошей иллюстрацией такого раскладывания и пользования является открытие и утверждение периодического закона.

Итак, логическое мышление протекает в форме рассуждения , деятельности Рассудка . Положительная форма рассуждения - доказательство, обоснование тезиса. Отрицательная форма - критика, опровержение.

Рассуждение - это цепь умозаключений. Умозаключение - элементарная клеточка рассуждения.

Умозаключение, в свою очередь, состоит из суждений, а суждения - из понятий. Суждения и понятия могут полноценно “работать” как формы мысли лишь в составе умозаключения. Суждение вне умозаключения - всего лишь мнение. Понятие вне суждения - всего лишь представление.

Таким образом, в основе рассуждения лежат три логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Вероятностное мышление

Человеческое мышление носит большей частью вероятностный характер. Вероятностное мышление занимает промежуточное положение между (дедуктивной) логикой и интуицией. Одним своим “концом” оно перетекает в дедуктивное мышление, другим - в интуитивное мышление.

Вероятностное мышление выражается, по крайней мере, в трех формах: умозаключений (неполной) индукции, умозаключений по аналогии и выводов от утверждения следствий к утверждению оснований.

Главным действующим “лицом” вероятностного мышления является предположительная мысль или, короче, предположение. Последнее играет в вероятностном мышлении такую же роль, какую расчет или силлогизм - в дедуктивной логике, догадка - в интуитивном мышлении, идея - в разумном мышлении.

Оглавление

Слова «ум», «разум» и «рассудок» очень часто употребляются как синонимы, и во многих жизненных ситуациях такое словоупотребление оказывается вполне приемлемым, однако при более глубоком взгляде на человека их различение оказывается важным, а в православной духовной традиции – необходимым. Нашей целью является общий обзор содержания этого терминологического ряда в православной аскетической традиции и предоставление его уважаемым читателям для сопоставления и размышления в контексте жизненного и профессионального опыта каждого человека.

Предыстория вопроса

Отметим сразу, что различение, по крайней мере, разума и рассудка имело место еще в дохристианскую эпоху как в древнегреческой философии, так и в духовной литературе Востока.

В античности первым из мыслителей, кто уловил разнотипность характера мышления, был Гераклит, который показал, что один способ мышления позволяет видеть частное, а другой возвышает до целостного. Первое – это рассуждение, оно менее совершенно, ограниченно, человек в этом случае не поднимается до всеобщего. Разум же состоит в возможности воспринять природу целостно, в ее движении и взаимосвязи. Сократ и Платон считали, что разум есть способность созерцать сущее в понятиях, а рассудок достаточен для обыденного применения в практической деятельности. Согласно Аристотелю, более мудрым оказывается не тот, кто действует непосредственно, а тот, кто владеет знанием в общей форме. Рассудок проявляет себя в частных науках, в какой-либо специальной области. Его функция – составление суждений, формальное отношение к вещам. Разум же ориентирован на сущее.

Святые отцы Церкви, многие из которых были прекрасными знатоками античного наследия, отчасти восприняли это учение от древнегреческих авторов, видя, что оно реально соответствует онтологии человека. Однако, как и во многих других темах, воспринятое знание было осмыслено ими в контексте опыта жизни во Христе и наполнилось более глубоким антропологическим содержанием, что и представляет, на мой взгляд, немалую ценность. Ибо святоотеческое учение основано не на абстрактном теоретизировании, а на реальном опыте духовной жизни, и каждое понятие, каждое смысловое различение выстрадано собственной жизнью православных подвижников.

Общий взгляд. У святых отцов мы повсеместно можем встретить различение указанных двух типов высшей деятельности души – умной и рассудочной. Но поскольку антропологическая терминология в святоотеческой традиции никогда жестко не регламентировалась, постольку и названия их весьма разнообразны, например, они могут быть обозначены как «ум и разум», «ум и рассудок», «дух и душевность», «мудрость и знание» и т.д.

Это разнообразие терминологических пар может несколько дезориентировать неподготовленного читателя, но желающим ознакомиться с христианской антропологией следует помнить, что терминология в этой сфере не оформлена, поэтому понимание святоотеческих текстов не должно быть буквальным, формальным. Чтение и понимание творений святых отцов – это особый вид духовной деятельности, который возможен, только если читатель сам укорен в Священном Предании Православной церкви и имеет личный опыт жизни во Христе. Насколько этот опыт христианской жизни глубок, настолько и доступными для человека становятся тексты святых отцов. Об этом говорил еще апостол Павел: «Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?… Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (). Кстати, и в этих словах первоверховного апостола мы видим различение двух типов познания – духовного и душевного, которые не просто различаются, но и могут приводить к противоположным выводам. В основе этого различения опять-таки лежат указанные нами ранее понятия. Перейдем к их более подробному рассмотрению.

Рассудок

Слова «рассудок», «рассуждение» (διάνοια, λογική) часто встречаются в книгах Ветхого и Нового Завета и обозначают душевную деятельность человека, в ходе которой производится анализ событий, личного опыта и других фактов, чтобы сделать выводы, принять решение. В этой деятельности человек опирается на свои естественные силы. Если быть точнее и вспомнить святоотеческое учение о трех силах души, то рассудок и рассуждение – это проявление высшей силы души – разумной.

Эта сила в святоотеческих творениях имеет несколько синонимичных наименований: рассудительная, мыслительная, словесная, познавательная. Разумная сила – это не ум, хотя они и связаны между собой теснейшим образом. Из современных терминов ближе всего к святоотеческому пониманию рассудка термин «интеллект» или «интеллектуальная способность» как способность к анализу, суждениям и заключениям.

Разумная сила души служит целям приспособления к окружающему миру. Она еще называется у святых отцов «естественный» разум, а после грехопадения – «плотской» разум. Он анализирует, рассуждает, мыслит, вступает в диалог, создает понятия и представления, но его суждения в основном ограничены чувственным миром. О сверхчувственном мире рассудок догадывается или получает ведение от ума: «Разум делает заключения об умосозерцаемых вещах, но не сам по себе, а связавшись с умом (νοῦς . Согласно святому , рассудок не способен к единому простому цельному знанию.

Поскольку после грехопадения естественные силы человека повредились, то повредился и рассудок, поэтому во всех своих самостоятельных построениях он содержит ошибки. В Священном Писании говорится, что здравый рассудок можно потерять: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла» (). Человек может настолько извратить свой рассудок, что может именоваться безрассудным (; ; ; и др.) или сделать свой рассудок лукавым: «Виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше» (; ; ). Здравый рассудок – это сокровище, которое нужно добыть, сохранить здоровым и преумножить:«Сын мой! Храни здравомыслие и рассудительность » (; Ср.: ; ). Правильные рассуждения могут приблизить человека к познанию Бога: «Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (; ). Дар богоугодного рассуждения является одним из высших даров для православного подвижника. Избавиться от ошибочности в рассуждениях человек может лишь тогда, когда имеет внутреннее единение с неповрежденным источником Истины – Христом.

Разумная сила души проявляет себя через мышление (διάνοια) и действует через мысль или, как говорили святые отцы, внутреннее слово . Преподобный так характеризует внутреннее слово:«Внутренний логос сердца есть то, чем мы размышляем, судим, составляем труды, читаем тайно целые книги, без того, чтобы наши уста произносили слова» .

Понятие о мысли четко отличается святыми отцами от понятия «помысл » или «помышление» (λογισμός). Помысл – это непроизвольная мысль, побуждающая человека к действию. В отличие от мысли, которая есть результат сознательной интеллектуальной работы, помысл имеет различные неосознаваемые человеком причины появления. У людей после грехопадения сознание заполнено множеством помыслов. Люди пытаются разобраться в них или осуществить их. Эта внутренняя работа требует немалых душевных сил, но она не является прямым проявлением рассудка или мышлением по сути, ибо исходный мысленный объект не порожден сознательной деятельностью собственного разума. Человек тратит силы, чтобы разобраться с тем, что ему «взбрело» в голову и, не поняв сути, но, найдя какое-то оправдание и возможность, начинает осуществлять помысл. Очень часто голова человека может быть переполнена помыслами при полном отсутствии мыслей, что нашло свое выражение в народной мудрости: «Богатеть помыслами, не значит – богатеть умом». Чистое рассудочное мышление – явление весьма редкое.

Святоотеческое учение о разумной силе души включает в себя не только рассудочность, но и воображение и память. В положительном виде эта сила проявляется в виде знаний, обоснованных мнений, предположений, научных теорий. В отрицательном виде – это идолопоклонство, рассеянность мыслей, мечтательность, фантазии, празднословие, а также «неверие, ересь, неблагоразумие, хула, неразборчивость, неблагодарность и соизволение на грехи, происходящие от страстной силы в душе» . Пр. так описывает путь исцеления рассудка: «К уврачеванию же и исцелению служат несомненная вера в Бога, истинные, непогрешительные и православные догматы, постоянное изучение словес Духа, чистая молитва, непрерывное благодарение Богу» [там же].

По мысли святых отцов разумная сила души имеет особую связь с головой человека, но голова или мозг – это не источник, а инструмент данной силы.

Разум и ум

В святоотеческих творениях слово «ум» (νοῦς ) часто используются как синоним слова «дух» (πνεῦμα). Много таких отождествлений встречается в творениях святых отцов, обличавших ересь Аполлинария (IV в.). Почему это возможно? Ум, как говорится в Священном Писании, есть око души (). Об этом же говорит и преподобный : «Ум (νοῦς) принадлежит душе, не как что-либо другое, отличное от нее самой, но как чистейшая часть ее. Что глаз в теле, то и ум в душе» .

Ум – это созерцательный орган. Он предназначен для созерцания и познания Бога и сверхчувственного мира, для богообщения, т.е. для высшей духовной деятельности человека: «Уму свойственно пребывать в Боге, и о Нем умствовать, равно как о Его промышлении и о страшных судах Его» . Другими словами, он выполняет все то, что относится к человеческому духу, прежде всего, соединяет человека с Богом, поэтому и возможна взаимозамена этих слов. Однако необходимо отметить, что в святоотеческой традиции слово «дух» более емкое и включает в себя не только созерцание, но и понятие о духовной силе и едином духовном чувстве.

В наставлениях преподобного подробно описывается богосозерцательное предназначение ума: «Орган зрения телесного – глаза, орган зрения душевного – ум… Душа, не имеющая благого ума и доброй жизни, слепа… Глаз видит видимое, а ум постигает невидимое. Боголюбивый ум есть свет души. У кого ум боголюбив, тот просвещен сердцем и зрит Бога умом своим» .

Для подобного созерцания необходимо безмолвие (suc…a) во всем человеческом естестве, чтобы в человеке умолкли чувственность, мечтательность, мышление (!). В этом состоянии ум не рассуждает, но созерцает. Созерцание – это основная деятельность ума, благодаря которой он познает и Бога, и духовный мир, и тварное бытие. Созерцание – это не мышление, это восприятие вещи и явления в непосредственном бытии, в их внутренней сущности, а не в их физических качествах. Ум видит-созерцает скрытый духовный смысл, следы присутствия Бога, стремится узреть Божественные замыслы и идеи. Взаимосвязь ума и созерцания выражена в греческом языке и этимологически, ибо ум – это νοῦς , а созерцание – это nOhsij. В греческом языке есть и другое, более выразительное, слово, обозначающее созерцание, – qewr…a.

Ум стремится проявить себя через разумную силу души, облекает в мысли и слова свой опыт созерцания – это естественное стремление, но далеко не всегда осуществимое, особенно если это касается опыта созерцания духовного мира, поэтому апостол Павел сказал: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке, что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» ().

Если ум помрачен грехом (а это свойственно всем людям после грехопадения), то он не имеет ясного опыта созерцания. Помраченный ум опирается не на созерцание, но на чувственный опыт и рассудительность разумной силы души, т.е. рассудок. Ум, делающий сущностные утверждения не на основе созерцания, а путем рассуждений, становится разумом (lOgoj). После грехопадения мышление стало главной формой деятельности человеческого ума, т.е. ум проявляет себя как разум.

Святитель если говорит об уме, то его локализация в какой-либо части тела отрицается: «Ум не привязан к какой-либо части тела, но равно прикосновенен ко всему телу, сообразно с природою произведя движение в подлежащем его действию члене» [ 3, с. 35]. Эту мысль активно поддерживал святитель .

Различение ума, разума и рассудка

Вот несколько примеров того, как различают эти понятия святые отцы.

Преподобный : «Ум (νοῦς ) есть орган мудрости, а разум (lOgoj) – орган знания. Ум, двигаясь, ищет причину существ, а логос, многообразно оснащенный, исследует только качества. Искание есть первое движение ума к причине, а исследование есть различение логосом той же причины через понятие. Ум характеризуется движением, а логос – различением через понятие» .

Св. : «Одно дело созерцать, другое – размышлять. Ум сначала созерцает, а потом разнообразно мыслит… Ум должен научиться молчать, должен оголиться. Тогда он обретает чувство тайного, сверхразумного и божественного» .

Преподобный : «Разумному существу принадлежат две способности – созерцательная (qewrhtikOn) и деятельная (praktikOn). Созерцательная способность постигает природу сущего, деятельная же обдумывает поступки и определяет для них правильную меру. Созерцательную способность называют умом (noan), деятельную же – разумом (lOgon); созерцательную способность называют также мудростью (sof…an), деятельную же – благоразумием (frOnhsin)» .

Итак, обобщая сказанное, можно заключить, что в святоотеческой традиции широко распространено четкое различение духовно-созерцательной и интеллектуально-рассудочной способности человека, что выразилось в употреблении слов «ум» (νοῦς ), «разум» (lOgoj) и «рассудок» (diOnoia). Это очень важное антропологическое различение, но в данном вопросе имеется терминологическая расплывчатость, которую необходимо учитывать. В большинстве случаев у святых отцов слово «рассудок» (diOnoia) обозначает способность рассуждать, мышление, указывает на разумную силу души. Слово «ум» (νοῦς ) чаще всего указывает на дух или созерцательную способность человека. А слово «разум» (lOgoj) может ассоциироваться и с одним, и с другим словом. Каково же его подлинное значение? Из приведенных свидетельств видно, что сближение, а порой и отождествление у святых отцов слов «ум» и «разум» обусловлено тем, что они относятся к одной и той же части человеческой природы – духу, и их различие связано со способом реализации ума. Если ум обращен к созерцанию духовного мира и Бога, то он всегда именуется словом «ум» (νοῦς ), ибо в этом случае его деятельность прямо соответствует божественному замыслу о нем, через эту деятельность человек обретает божественные откровения и определенное познание сущностей тварного мира, что есть истинная мудрость. Если же ум обращается к рассуждениям, построению понятий, диалогизирует, то он именуется разумом и плодом его являются знания о видимом мире. Разум – это рассуждающий ум.

Слово «рассудок» (diOnoia) указывает на душевный аппарат мышления, способность создавать суждения, интеллект, мыслительную силу души. Если использовать трихотомическую схему описания человеческой природы, то рассудок – это душевная категория, в то время как ум относится к высшей духовной части человека, разум же – это отвратившийся от созерцания ум, взаимодействующий с рассудком, опирающийся на свои душевные силы и опыт. Поэтому в определенном контексте возможно отождествление слов «разум» и «рассудок».

Поскольку после грехопадения человеческий ум покрыт пеленой греха и не способен созерцать сверхчувственный мир, то он используется человеком только отчасти в своей низшей функции – как разум, т.е. как орудие анализа и осмысления чувственного опыта, а также для облечения этого опыта в слова.

Разум хотя и основывается на рассудке, но им не ограничен и имеет в своем арсенале иные средства и методы познания: рефлексия, интуиция, образность, символы, воображение и др. Все перечисленное – это редуцированные свойства подлинного ума (νοῦς ). В частности, интуиция – это спонтанно проявляющаяся созерцательная способность ума, позволяющая понять суть объекта или явления без аналитических рассуждений. Однако в уме, помраченном грехом, эта способность обычно не обнаруживается или же проявляется крайне неожиданно, чаще всего в экстремальных ситуациях. Современный человек не может владеть этой способностью постоянно. Попытки активизировать эту сферу человека с помощью определенных оккультных методик приводят к повреждению сознания и тяжелейшим формам прелести, о чем много говорят святые отцы, поэтому попытки искусственно развить в себе интуицию – это крайне опасный духовный эксперимент над собой. Созерцательная способность ума, проявившаяся в жизни святых людей, – это определенный плод их духовной жизни, но не цель. Данная способность получает свое правильное раскрытие только на пути богоугодной жизни, по слову Господа: «Ищите же прежде Царства и правды Его, и это всё приложится вам» (, св. О хранении чувств. М., 2000

Интеллект (лат. intellect us — ум, рассудок, разум) — устойчивая структура умственных способностей индивида, уровень его познавательных возможностей, механизм психической адаптации индивида к жизненными ситуациям. Интеллект означает понимание существенных взаимосвязей действительности, включенность индивида в социокультурный опыт социума.

Интеллект не сводится к совокупности познавательных процессов, которые по сути являются «рабочими средствами» интеллекта.

Современная психология рассматривает как устойчивую структуру умственных способностей индивида, его адаптируемость к различным жизненным ситуациям.

Интеллект как умственный потенциал индивида может быть объектом психологической диагностики.

В начале XIX в. немецкий астроном Ф. В. Бессель (1784- 1846) утверждал, что может определить уровень интеллекта человека по скорости его реакции на вспышку света. Но только в конце XIX в. американский психолог Дж. М. Кеттелл (1860) выступил в качестве основоположника научной тестологии, разработав систему тестов, направленных на выявление психических возможностей индивида, в том числе интеллектуальных (ментальных). Формировалась научная концепция человеческого интеллекта.

Развитие интеллекта как умственного возраста исследовалось французским психологом А. Вине (1857-1911). Разработчиком понятия коэффициента умственного развития был немецкий психолог В. Штерн (1871 — 1938), который предложил определять коэффициент умственного развития ребенка путем деления его умственного возраста на хронологический возраст.

В 1937 г. Д. Векслером (1896-1981) была создана первая шкала интеллекта для взрослых.

В начале XX в. английский психолог Ч. Э. Спирмен (1863-1945) разработал статистические методы измерения интеллекта и выдвинул двухфакторную теорию интеллекта . В нем выделялся общий фактор (фактор G) и специальные факторы, определяющие успех в решении задач конкретного типа (фактор S). Возникла теория специфических способностей. Психолог Дж. П. Гилфорд (1897-1987) выделил 120 факторов интеллекта и представил ею структуру в виде кубической модели (рис. 80).

В начале XX в. французские психологи А. Бине и Т. Симон предложили определять степень развития интеллекта у детей (коэффициент интеллектуальности) посредством специальной шкалы тестов (IQ). Интеллект, умственное развитие индивида трактуются как его способность выполнять доступные для его возраста интеллектуальные задания, успешно приспосабливаться к различным типам жизненных ситуаций.

В индивида существенную роль играют как генетические, так и социокультурные факторы, а точнее,взаимодействие этих факторов. Генетические факторы — наследственный потенциал, получаемый индивидуумом от своих родителей. Это исходные возможности взаимодействия индивида с окружающим миром.

Рис. 80. Структура интеллекта по Дж. П. Гилфорду.

Эта кубическая модель — попытка определить каждую из 120 специфических способностей, исходя из трех размерностей мышления: о чем мы думаем (содержание), как мы об этом думаем (операция) и к чему приводит это умственное действие (результат). Например, при заучивании таких символических обозначений, как сигналы азбуки Морзе (Е12), при запоминании семантических преобразований, необходимых для спряжения глагола в том или ином времени (DV3), или при опенке изменений в поведении, когда необходимо пойти на работу по новому пути (AV4), вовлекаются совсем различные типы интеллекта

В сотнях тысяч генов, расположенных в 46 хромосомах, кроется огромный, еше малоизученный потенциал человеческой индивидуальности. Однако по наследству индивиду передается только «сырье» для построения сложных психорегуляционных конструкций. Жизненные потребности индивида могут посылать соответствующие запросы отдельным генетическим образованиям. Различные генетические локусы, как показали исследования лауреатов Нобелевской премии Р. Робертсона и Ф. Шарпа, способны к функциональным перестройкам.

Интеллектуальные возможности человека проявляются в той стратегии , которую он вырабатывает в различных проблемных ситуациях, в его способности трансформировать проблемную ситуацию в конкретную проблему, а затем в систему поисковых задач.

Одни люди способны к быстрым умозаключениям, интуитивным озарениям, одномоментному охвату события во всех его взаимосвязях, они последовательны в выдвижении гипотез и проверке их правильности; другие замыкаются на первой пришедшей на ум гипотезе, их мышление нединамично. Некоторые пытаются решать проблемные задачи вообще без всяких предварительных предположений, надеясь на случайные находки; их мышление бессистемно, перекрывается импульсивными эмоциями. Мышление многих людей стереотипно, излишне стандартизировано.

Качества человеческого интеллекта

Основными качествами человеческого интеллекта являются пытливость, глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность.

Пытливость ума — стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях. Данное качество ума лежит в основе активной познавательной деятельности.

Глубина ума заключается в способности отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного.

Гибкость и подвижность ума — способность человека широко использовать имеющиеся опыт и знания, оперативно исследовать известные предметы в новых взаимосвязях, преодолевать шаблонность мышления. Это качество особенно ценно, если иметь в виду, что мышление представляет собой применение знаний, «теоретических мерок» к различным ситуациям. В определенном смысле мышление имеет тенденцию к стабильности, некоторой трафаретности. Это препятствует решению творческих задач, требующих необычного, нешаблонного подхода. Косность мышления обнаруживается, например, при решении следующей задачи. Необходимо зачеркнуть тремя замкнутыми линиями четыре точки, расположенные в виде квадрата. Попытка действовать путем соединения этих точек не приводит к решению задачи. Она может быть решена только при условии выхода за пределы этих точек (рис. 81).

При этом негативным качеством интеллекта является ригидность мышления — негибкое, предвзятое отношение к сущности явления, преувеличение чувственного впечатления, приверженность шаблонным оценкам.

Интеллект — способность индивида обобщенно, схематично осмысливать конкретную ситуацию, оптимально организовать ум при решении нестандартных задач. Однако сущность интеллекта нельзя понять только через описание отдельных его свойств. Носителями интеллекта являются опыт умственной деятельности индивида, сформировавшееся у него ментальное пространство, способность к презентации структурного представления исследуемого явления в сознании индивида.

Логичность мышления характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учетом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей с другими объектами. Доказательственность мышления характеризуется способностью использовать в нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов.

Критичность мышления предполагает умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, отбрасывать неправильные решения, отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи.

Широта мышления заключается в способности охватить вопрос в целом, не теряя из виду всех данных соответствующей задачи, а также в умении видеть новые проблемы (креативность мышления).

Показателем развитости интеллекта является его дивергентность — несвязанность субъекта внешними ограничениями (например, его способность увидеть возможности новых применений обычных предметов).

Существенное качество ума индивида — прогностика — предвидение возможного развития событий, последствий предпринимаемых действий. Способность предвидеть, предупреждать и избегать ненужных конфликтов — признак развитости ума, широты интеллекта.

Интеллектуально ограниченные люди крайне узко, локально отражают действительность, не производят необходимого переноса знаний на новые объекты.

Развитие отдельных качеств ума индивида определяется как генотипом данного индивида, так и широтой его жизненного опыта, семантическим полем его сознания — индивидуальной системой значений, структурой интеллекта. В тоталитарных социальных режимах у конформных индивидов формируется так называемое щелевое мышление, суженное до крайне ограниченных житейских пределов, широко распространяется интеллектуальный инфантилизм. В групповом мышлении начинают преобладать стереотипы, шаблонные ориентации, схематизированные матрицы поведения. Возникают деформации как в содержании, так и в структуре интеллекта.

Существенные непатологические нарушения в структуре интеллекта — умственные аномалии . Они выражаются в нарушении всей психической системы личности — ее мотивационных, целеобразующих и целедостигающих регуляционных механизмов. Отметим наиболее типичные признаки нарушенности интеллекта:

  • неадекватность мотивов совершаемым действиям;
  • нарушения в целеобразовании и программировании действий, контроля за их исполнением;
  • нарушения смысловых связей, неадекватность средств поставленным целям;
  • дефекты мыслительных операций (обобщения, классификации и т. д.).

Приведем некоторые интеллектуальные тесты, выявляющие качества интеллекта (рис. 81-84).

В большинстве тестов интеллекта испытуемому предлагаются задания на обобщение, классификацию, перенос знаний, экстраполяцию и интерполяцию. Некоторые задания оперируют рисунками и геометрическими фигурами. Успех испытуемого определяется количеством правильно выполненных заданий.

Рис. 81. Тесты на дивергентность мышления

Рис. 82. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных

Рис. 83. Исключите лишнюю фигуру

Рис. 84. Вставьте недостающее число (тест на экстраполяцию)

Тест на выявление абстрагирующей деятельности

Из слов, стоящих в скобках, выделите два слова, имеющих существенное отношение к исходному слову.

  1. САД (растения, садовник, собака, забор, земля).
  2. РЕКА (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
  3. ГОРОД (автомобиль, здание, толпа, улица, плошадь).
  4. САРАЙ (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).
  5. КУБ (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).
  6. ДЕЛЕНИЕ (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).
  7. КОЛЬЦО (диаметр, алмаз, округлость, золото, печать).
  8. ЧТЕНИЕ (глаза, книга, картина, печать, слово).
  9. ГАЗЕТА (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор).
  10. ИГРА (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).
  11. ВОЙНА (пушки, самолеты, сражение, ружья, солдаты).
  1. Растения, земля.
  2. Берег, вода.
  3. Здание, улица.
  4. Крыша, стсны.
  5. Углы, сторона.
  6. Делимое, делитель.
  7. Диаметр, округлость.
  8. Глаза, печать.
  9. Бумага, редактор.
  10. Игроки, правила.
  11. Сражения, солдаты.

Движущим механизмом рационального познания выступает мышление. Это не побудитель к действию, не топливо, не рулевое устройство, а самое главное в машине - ее мотор, т.е. самая главная деталь машины.

В зависимости от целей и задач, теоретических предпочтений и словарного запаса ученые дают самые разные определения мышления: для одних это - процесс моделирования неслучайных отношений окружающего мира на основе аксиоматических положений, для других - активное, целенаправленное, опосредованное, обобщенное и абстрагирующее отражение существенных свойств и отношений внешнего мира, а вместе с тем и процесс созидания новых идей. Но несомненно одно: мышление - это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Мышление - высшая ступень человеческого познания. Оно позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания.

Одной из наиболее распространенных в психологии является классификация видов мышления в зависимости от содержания решаемой задачи. Здесь выделяют предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Особенности предметно-действенного мышления проявляются в том, что задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации. Наглядно-образное мышление связано с оперированием образами. Об этом виде мышления говорят, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы, представления о явлениях и предметах. Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического развития мышления. Для него характерно использование понятий и логических конструкций.

Мышление обобщает, выделяет в единичном общее, в уникальном - повторяющееся, в индивидуальном - родовое. Мышление за внешним вскрывает внутреннее, за явлениями - сущность. Оно абстрагируется, отвлекается, приводит в систему, наводит порядок, строит иерархии и ранжирует. Мышление ищет закон там, где царит случай.

Формами логического мышления являются понятие, суждение, умозаключение. Понятие отражает общие принципы и свойства предметов. Это такой компонент мысли, который выделяет из некоторой предметной области и обобщает объекты посредством указания на их общий и отличительный признак. Суждение - это связь понятий, с помощью которой отражаются зависимости между вещами. Умозаключение - это связь между несколькими суждениями. Понятия могут подвергаться различным операциям - делению, обобщению, ограничению и др.

Формы и законы мышления изучает логика, механизмы его протекания - предмет изучения психологии и нейрофизиологии. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.

Часто мышление заменяют другим словом - «интеллект» (от лат. intellectus - ум, разум, рассудок, способность мышления, рационального познания), которому придают не меньшее число дефиниций, нежели мышлению, - только в психологии известно несколько десятков трактовок интеллекта в зависимости от теоретического подхода. Так, согласно структурно-генетическому подходу Ж. Пиаже, интеллект трактуется как высший способ уравновешивания субъекта со средой, характеризующийся универсальностью. Согласно когнитивистскому подходу интеллект - это набор когнитивных операций, а в факторно-аналитическом подходе на основании множества тестовых показателей отыскиваются устойчивые факторы (Ч. Спирмен, Л. Терстоун, Х. Айзенк, С. Барт, Д. Векслер, Ф. Вернон).

Один норвежский ученый уже много лет проводит эксперимент. Во время лекций, которые он читает в разных странах, просит аудиторию выполнить простое задание - нарисовать карту Европы. В результате он является обладателем нескольких тысяч таких карт, ни одна из которых не похожа на другую, а все вместе - на настоящую географическую Европу. Оказалось, что у каждого народа она, Европа, - своя, и даже очертания ее все воспринимают по-разному.

Ученого-норвежца, естественно, в значительной степени волновал вопрос, как европейцы воспринимают его родные края. Именно здесь разница оказалась особенно заметной. Если норвежские студенты рисовали огромный выступ, нависающий над весьма скромных размеров территорией, а Британские острова, например, вообще частенько забывали, то остальные европейцы, тщательно вырисовывая государства континентальной Европы, порой совсем опускали те земли, которые называются Скандинавским полуостровом, - как не играющие большой роли в настоящей Европе.

Свойства и возможности интеллекта многим кажутся безграничными, отсюда противоречивость в определении его природы и функций. С одной стороны, интеллект - система психических процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решение и в соответствии с этим регулировать свое поведение, с другой - способность к познанию и логическому мышлению. С одной стороны, интеллектом обладает тот, кто способен в знакомой проблеме выделить главное, проанализировать его, разбив на составные части, и найти способы решения задачи, с другой - интеллект особенно важен в нестандартных ситуациях - как символ обучения человека всему новому.

В психологии существует понятие общего интеллекта и двух его подструктур: вербального и невербального. Под общим интеллектом понимается сложное интегральное качество, определенный синтез свойств психики, обеспечивающих в совокупности успешность любой деятельности. Вербальный интеллект - интегральное образование, функционирование которого осуществляется в словесно-логической форме с опорой преимущественно на знания. Невербальный интеллект - интегральное образование, функционирование которого связано с развитием наглядно-действенного мышления с опорой на зрительные образы и пространственные представления.

Структура интеллекта зависит от целого ряда факторов: возраста, уровня образования, специфики, профессиональной деятельности и индивидуальных особенностей. К примеру, Д. Векслер ввел понятие «возрастная норма». Испытуемый получал тестовый балл на основании сопоставления его результатов со средними результатами той возрастной группы, к которой он принадлежал.

Житель Великобритании решил стать самым умным человеком в мире. По его мнению, для этого достаточно полностью прочитать Британскую энциклопедию. Редактор журнала «Эсквайр» Александр Джейкобс все же решил попытаться прочесть Британскую энциклопедию от корки до корки. Он уже продвинулся до буквы «К», читая по сто страниц в день. Между тем, в чем заключается смысл жизни, он пока не знает-до буквы «С» еще далеко. По завершении своего титанического труда Джейкобс хочет написать автобиографию под названием «Самый умный человек в мире».

Следует помнить, что интеллект - это познание плюс действие. Поэтому следует не только развивать все виды интеллекта, но и уметь реализовывать рациональные решения, показывать свой интеллект не только на словах, но и на деле, поскольку только результат, конкретные действия определяют уровень интеллекта личности.