Основной творческий метод художников передвижников. Создание товарищества передвижников

Публикации раздела Музеи

Бунтари от живописи

О т легенд и мифов - к повседневным образам, будь то крестьяне, среднерусский пейзаж или выдающиеся люди страны. Реализм против академизма. Вдохновленные идеями народничества и уставшие от рамок Академии художеств, живописцы в конце ХIХ века объединились в творческое сообщество и поехали со своими картинами по стране. Вспомним историю художников-передвижников вместе с Натальей Летниковой .

Живописный бунт . Четырнадцать лучших выпускников Императорской Академии художеств предпочли Большой золотой медали свободу творчества. Отказались писать картину на германо-скандинавский сюжет про пир в Валгалле, посчитав предложенную тему слишком далекой от реальности. Бунтари попросили свободную тему. Получив отказ, покинули аудиторию, чем сорвали конкурс к 100-летию Академии. Художники направили прошение выдать дипломы, соответствующие уже полученным медалям.

Илларион Мошков. Вид Императорской Академии художеств. Ок. 1800

Группа художников Товарищества передвижных художественных выставок. 1885 год

Иван Крамской. Собрание Артели художников. 1860-е

«Артель художников» . В 1863 году молодые живописцы под предводительством Ивана Крамского создали первое в истории русского искусства творческое объединение. Главной идеей провозгласили реализм и социальную направленность. Вместо театральности и мифологии. Вела общее хозяйство в доме на Васильевском острове супруга Крамского Софья Прохорова. Артельщики принимали заказы, давали уроки рисования, по четвергам обсуждали проблемы современного искусства. Подорвал идею «коммуны» финансовый вопрос и возобновление некоторых артельщиков сотрудничества с Академией. Возмущенный Крамской покинул Артель, и сообщество пришло в упадок.

Художники-передвижники . Через семь лет после образования Артели на смену пришло «Товарищество передвижных художественных выставок». Вдохновленные идеей народничества, объединились московские и петербургские живописцы и взялись за просветительскую работу и организацию выставок. Передвижники противопоставляли свое творчество академизму. Горячо приветствовал вольное содружество в русском искусстве знаменитый критик Владимир Стасов. «Очень замечательным для русского искусства явлением» назвал начинание передвижников Михаил Салтыков-Щедрин .

Крамской и лучшие из лучших . Василий Перов , Алексей Саврасов , Иван Шишкин , Илья Репин , Николай Ге , Василий Поленов , Виктор и Аполлинарий Васнецовы , Василий Суриков , Архип Куинджи , Исаак Левитан , Владимир и Константин Маковские , Валентин Серов … Портретисты, представители бытового и классического жанра, мастера тихих пейзажей и историки от живописи, театральные художники и художники-монументалисты. Передвижники - цвет русского изобразительного искусства конца ХIХ века.

Иосиф Волков. Портрет А.К. Саврасова. 1884. ГТГ

Виктор Васнецов. Автопортрет. 1873. ГТГ

Илья Репин. Автопортрет. 1887. ГТГ

Илья Репин. Портрет В.Д. Поленова. 1877. ГТГ

Василий Суриков. Автопортрет. 1879. ГТГ

Устав - на благо народа . Организация передвижных художественных выставок во всех городах империи стала главной задачей сообщества. Устав сообщества был утвержден в 1870 году. Передвижники отправились со своими работами и представлениями о живописи «в народ». Художники хотели познакомить жителей провинции с современным русским искусством, а заодно и продать свои картины. Таким образом картины покинули Петербург, стены Академии художеств и вышли за рамки галерей.

Первая выставка . «Выставка поразительна не по одному только прекрасному своему намерению - она тоже поразительна и по прекрасному осуществлению его… Это люди с таким же талантом, как и прежде, но только голова у них другая» , - писал Владимир Стасов. В 1871 году выставка открылась в Петербурге и за два месяца побывала в Москве, Киеве и Харькове. Уже до начала работы экспозиции была куплена половина из 46 картин и рисунков. Вернисаж имел не только общественный резонанс, но и финансовый успех. Доселе живописцам неведомый.

Иван Крамской. Портрет И.И. Шишкина. 1880. ГРМ

Валентин Серов. Автопортрет. 1880-е. Частное собрание

Николай Ярошенко. Портрет Н.Н. Ге. 1890. ГРМ

Иван Крамской. Портрет А.И. Куинджи. 1872. ГТГ

Иван Крамской. Портрет В.Г. Перова. 1881. ГРМ

Художественный кооператив . Демократическое решение насущных вопросов голосованием и общий бюджет - главные организаторские принципы передвижников. Уже после первой выставки четыре тысячи рублей поделили между участниками товарищества. Неслыханное дело. До этого доходы от выставок Академии художеств, которые в год едва достигали пяти тысяч рублей, шли в госказну. Сами же художники вознаграждения не получали. А по уставу передвижников лишь 5% от стоимости картины и деньги за билеты шли в общую кассу. Остальное - гонорары.

Выставочные круизы . «Народные выставки» объехали немало городов. «Для развития любви к искусству в обществе». Ярославль, Тула, Саратов, Воронеж, Рига, Кишинев, Казань, Одесса, Киев… Всего за время существования сообщества передвижников художники организовали около полусотни выставок. Не проданные на основных вернисажах картины отправлялись далее - в поездку по стране. Лишь первая параллельная выставка побывала в 12 городах России. Так художники обретали известность в отдаленных уголках и финансовое благополучие.

Конфликт поколений . Члены товарищества - маститые, заслуженные отцы-основатели и начинающие художники - экспоненты. К примеру, в числе последних был и автор знаменитой картины «Апофеоз войны» Иван Крамской. Неизвестная. 1883. ГТГ

Картины с выставки . «Тесный кружок лучших художников и хороших людей, трудолюбие да полнейшая свобода и независимость - вот это благодать!» - писал Павел Третьяков Крамскому. Павел Михайлович поддерживал творческое объединение, и тому подтверждение - полотна художников-передвижников в коллекции знаменитого мецената. К примеру, открытие первой выставки - картину Алексея Саврасова «Грачи прилетели» - коллекционер купил здесь же. «Продано» значилось и на картине Николая Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», и на множестве других полотен, которые теперь составляют значительную часть коллекции Третьяковки.

в течении многого времени уставшие от академической монополии в изобразительном искусстве, стремились к независимости творческой работы.

Так или иначе, созданию членства объединенных художников способствовала заинтересованность многих художников, реально сблизить искусство с народными массами, тем самым, обеспечить свою независимость от различных учреждений, меценатов и организаций покровительствуемых правительством.

В 1863 году 14 выпускников художников во главе с И. Крамским отказалась писать дипломную картину на предложенную мифологическую тему Пир в Валгалле и потребовали самим выбрать сюжет картины, на что им было категорически отказано, после чего

многие художники демонстративно покинули академию. Решение было такое: что необходимо было образовать самостоятельную артель художников по типу коммун, независимую от академической монополии союз русских художников. Просуществовала она не долго и распалась через 7 лет, правда к этому времени в 1870 году зародилось новое движение товарищество передвижников или товарищество передвижных художественных выставок ТПХВ и передвижение их по городам России, это объединение художников профессионалов. Творчество передвижников сближало многих художников в единстве и идейными позициями, неприятиями академизма с его декоративными пейзажами, бутафорской театральностью и различной мифологией.

Художники стремились показать в своих работах идейную сторону изобразительного искусства которая ценилась на много выше, чем, эстетическая, поставив перед собой задачу широкой пропаганды изобразительного искусства, целью которой было общественно-эстетическое просвещение народных масс, сближающего с жизнью демократического искусства. Раскрыть в своих картинах истинную живую жизнь угнетенного крестьянства, страдающих от власти помещиков и богачей, это было основной задачей. Многие произведения художников передвижников писались с натуры в стиле жанровой живописи, другие работы писались под воображением от реальной жизни.

Русские передвижники с огромной убедительностью продемонстрировали существование нового творческого движения на первой открывшейся выставке, постепенно складывающаяся с 60-х годов. На этой выставке было продемонстрирована живопись передвижников - картины многих известных художников все популярные жанры: портретный, пейзажный и исторический жанр. Всего было выставлено 47 экспонатов которые перевернули академические представления о живописи, это была первая ступень успеха передвижников показавших свои картины в ином измерении. К этому времени в академии произошли некоторые изменения. так как прежние установки постепенно отходили в прошлое.

19 век это золотой век русского изобразительного искусства, породивший большое количество известных художников России оставившие своим потомкам богатое наследие, ценность которого просто неизмеримо. Благодаря русским передвижникам, самым известным художникам того времени, картины русской живописи помогают всему человечеству осмыслить те представления о жизни тех лет и творчестве русских художников, которые с большим трудом добились создания товарищества передвижных художественных выставок.

Знаменитые художники передвижники

Крамской Иван Николаевич (1837 - 1887) Иван Крамской замечательный мастер портретного жанра, Портрет неизвестной прекрасной незнакомки, И. И. Шишкина и др. Его знаменитая картина Христос в пустыне вызвала бурю эмоций и долго не утихавшую полемику.

Известный живописец, один из главных реформаторов в искусстве, известный своей анти академической деятельностью, пропагандирующий в пользу свободного развития молодых художников. им написанные ряд знаменитых портретов: Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова - Щедрина, Некрасова, А. Д. Литовченко, Софьи Николаевны Крамской и множество других. Крамской главный учредитель и основатель ТПХВ. Без Крамского невозможно представить все те начинания художественной культуры с ее новейшими преобразованиями, открывшие народным массам всю правду жизни в искусстве. Художник в свое время набрал небывалую популярность, исходя из этого ему часто поручали заказ портрета , соответственно портреты его кистей постоянно дорожали при его жизни.

(1834-1882) . Его знаменитые картины Чаепитие в Мытищах , Приезд станового на следствие, Картины кисти Перова проникнуты подлинным трагизмом: Старики-родители на могиле сына, очень трогательная картина Тройка , Птицелов , Последний кабак у заставы, Приезд гувернантки в купеческий дом , картина Рыболов , также очень популярна картина Охотники на привале .

которая и в наши дни считается самой обсуждаемой и любимой всеми охотниками. Многие ранние работы мастера проникнуты критическим, обличительным восприятием, представляя собой живописные карикатуры того времени. Прекрасные портреты современников знаменитых писателей, среди этих работ портрет Достоевского , Тургенева, и Островского. Перов как ни кто другой раскрыл в своих работах дух идейности и свободы творческого выбора.

(1830-1897) Прекрасный художник пейзажист, мастер лирического русского пейзажа, его знаменитая картина Грачи прилетели , Его другие картины не менее популярные Лесная дорога , У ворот монастыря, Весенний день .

После Саврасова Лирический пейзаж набрал пик популярности и у других художников. Художник раскрыл в своих картинах всю тонкую красоту русского пейзажа с необычайным лиризмоми, таинством бытия, что перевернуло всякие представления у современников о родной русской природе. И. Левитан говорил о Саврасове так: Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные. глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С истоков творчества художника Саврасова в русском изобразительном искусстве пейзажа возродилась лирика, подчеркнутая безграничной любовью к своей родной земле.

(1850-1873) Творчество этого молодого художника прожившего небольшую, короткую жизнь, обогатило русскую живопись многими пейзажами, такими как Мокрый луг , Оттепель,В крымских горах, ярко в осенних тонах написана Картина болото .

Васильев смог показать в своих работах природу переходного состояния от унылой непогоды к солнечному состоянию. Любимые мотивы в его картинах Богом забытые проселки, овраги, ухабы, вросшие в землю крестьянские ветхие домишки. До Васильева и Саврасова русские художники изображали швейцарские, итальянские виды а родные русские места считались, недостойными воплощения. Васильеву удавалось раскрыть в пейзаже состояние унылой русской природы отображая ее истинную красоту, заставив современников восхищаться красотой природы до селе не виданной. Васильев прожил совсем короткую жизнь художника, но даже за такой короткий срок им было написано дюжина работ, прекрасных романтических пейзажей.

(1841-1910) Знаменитая картины Куинджи Лунная ночь на Днепре , привлекает спокойным величием природы, Днепр утром , Березовая роща -

В своих живописных произведениях, художник показал русскую природу в доселе невиданном приеме написания картин, раскрывающий возвышенный образ пейзажей, сверкающие необычным колоритом и контрастом чистых красок и света. Лучи света пробивающийся сквозь туман играющие в лужицах на раскисших дорогах, заметно подчеркивает мастерство художника в живописных приемах лунного света, таинственный свет луны в темную ночь, ярко красные отсветы зари на стенах украинских хат. Правдиво написал картину Забытая деревня, в которой смело отразил бедственное положение русского народа. Куинджи нашел свой неповторимый, самостоятельный путь в искусстве пейзажа.

(1860-1900) Великолепный мастер тихих и спокойных пейзажей. Осенний день Сокольники , Хмурый день, Вечерний звон После дождя, и передающая яркое осеннее настроение Золотая осень знаменитые полотна - картины Над вечным покоем , Вечер, Весна. Большая вода , Тихая обител и картина Озеро , Одуванчики .

Картины Левитана требуют внимательной вдумчивости их нельзя быстро рассмотреть не осмыслив всего замысла этого известного художника, оставившего нам свой неповторимый след в своих талантливых работах и в искусстве русской пейзажной живописи. Художник очень любил свою родную природу, часто он уединялся с ней находя в ней понимание ее красоты,которые отразились в его пейзажах. Даже в не очень хорошую погоду он находил свои редкие колоритные оттенки русской непогоды. Воспевая природу Верхней волги он показал миру его прекрасные шедевры.

(1839-1915) Художник за свою творческую биографию создал ряд работ, среди которых множество полотен из повседневной жизни крестьян картина Дети бегущие от грозы , Жница, Крестьянский обед в поле.

Русский художник- живописец, представитель классического академизма. Олицетворял в себе человека погруженного в мир красивого и изящного, знаток человеческого психологизма и утонченных чувств. Его портреты, Боярыня у окна. В.А.Морозова, Портрет Александра II и много много других. Исторические картины "Исцеление слепых", "Агенты Димитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова", Смерть Ивана Грозного, Демон и Тамара и Суд Париса ир другие. Многие его работы насыщены лиризмом и психологизмом. В жизни Константина Маковского было много замечательных моментов его считали высокооплачиваемым художником того времени. В какой то мере он время от времени находился в поисках новых решений, был склонен к импрессеонизму, за что его даже критиковали за отход от идей передвижников.

(1846-1920) Замечательный русский живописец в своем жизненном творчестве, всегда был поклонником бытового жанра. Несколько из известных его полотен, картины о русской нищете в деревнях Свидание , летний отдых на природе в семье богатых В жаркий день , или Первый фрак . Две странницы. 1885, картина с деревенскими детьми Игра в бабки. 1870.

С 1872 года он член союза передвижников а позднее двумя годами вошел в состав управления созом. Его картины частенько выставлялись на всеобщее обозрение такие как, «Посещение бедных» 1874 г, «Ожидание» 1875 г, Крах банка» (1881) в большинстве подобных выставках передвижников. Больше всего конечно Маковского увлекала социальная тематика и подобных работ им было написано не мало. Относительно подобных сюжетов Маковский писал много портретов, например портрет художников Прянишникова И. М., и Сорокин Е, много написано портретов для богатых, писал бедняков, крестьян и крестьянок, иногда занимался офортами и любил писать акварели. Под его руководством в МУЖВЗ стали известными такие художники, как В. Бакшеев и Архипов.

Степанов Алексей Степанович (1858-1923) Русский художник, академик академии художеств, с 1888 года вступил в союз передвижников, и на этой выставке картина Степанова Лоси принесла художнику значительный успех.

Художественный стиль Степанова привлекает своей уникальной эскизностью при ограниченном использовании цвета красок его палитры, тем не менее его мазки обладают прозрачностью, колорит его полотен не уступает И. Левитану, поэтому, как и у Левитана его пейзажи еще называют пейзажами настроения. Несмотря на количество его прекрасных работ Степанова, относительно его многих коллег, как бы совсем редко упоминают в истории русской живописи, как талантливого живописца, заслуживающего соответственно большего внимания.

ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНИКОВ («Товарищество передвижных художественных выставок»), крупнейшее из русских художественных объединений 19 в.

Вдохновляющим примером для него послужила «Санкт-Петербургская артель художников», которая была учреждена в 1863 участниками «бунта четырнадцати» (И.Н.Крамской , А.И.Корзухин , К.Е.Маковский и др.) – выпускниками Академии художеств, демонстративно покинувшими ее после того, как совет Академии запретил писать конкурсную картину на свободный сюжет вместо официально предложенной темы из скандинавской мифологии. Ратуя за идейную и экономическую свободу творчества, «артельщики» начали устраивать собственные выставки, но к рубежу 1860–1870-х годов их деятельность практически сошла на нет. Новым стимулом явилось обращение к «Артели» (в 1869) группы художников-москвичей (Л.Л.Каменев, Г.Г.Мясоедов, В.Г.Перов, И.М.Прянишников, А.К.Саврасов и В.О.Шервуд) с предложением совместно организовать новое «Товарищество», и в 1870 был утвержден его устав, подписанный Н.Н.Ге , Каменевым, М.К.Клодтом , М.П.Клодтом, Корзухиным , Крамским , К.В.Лемохом, К.Е.Маковским , Н.Е.Маковским , Мясоедовым , Перовым , Прянишниковым , Саврасовым , Шишкиным и В.И.Якоби . Устав поставил целью объединения «устройство, с надлежащего разрешения, во всех городах империи передвижных художественных выставок, в видах: а) доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами; б) развития любви к искусству в обществе; и в) облегчения для художников сбыта их произведений». Таким образом, в изобразительном искусстве России впервые (если не считать «Артели») возникла мощная арт-группа, не просто дружеский кружок или частная школа, а крупное сообщество единомышленников, которое предполагало (наперекор диктату Академии художеств) не только выражать, но и самостоятельно определять процесс развития художественной культуры по всей стране.

Теоретическим истоком творческих идей «передвижников» (выраженных в их переписке, а также в критике того времени – в первую очередь, в текстах Крамского и выступлениях В.В.Стасова) была эстетика философского романтизма. Новое, раскрепощенное от канонов академической классики искусство, «искусство в высшем его проявлении», призвано было открывать миру то, «что скажет о нем (мире) история» (Крамской, Взгляд на историческую живопись ), – фактически открывать сам ход истории, тем самым действенно подготавливая в своих образах будущее. У «передвижников» таким художественно-историческим «зеркалом» предстала в первую очередь современность: центральное место на выставках заняли жанрово-бытовые мотивы, «вся Россия» в ее многоликой повседневности. Жанровое начало задавало тон портрету, пейзажу и даже образам прошлого, максимально приближенным к «духовным потребностям общества». В позднейшей, в том числе советской традиции, тенденциозно исказившей понятие «передвижнического реализма», дело сводилось к социально-критическим, «революционно-демократическим» сюжетам, которых тут действительно было немало (и они вызывали постоянные придирки цензуры). Важнее же иметь в виду ту беспрецедентную аналитическую и даже провидческую роль, которая была придана здесь не столько пресловутым социальным «вопросам», но искусству как таковому, творящему свой суверенный суд над обществом и тем самым обособляющимся в свое собственное, идеально-самодостаточное художественное царство. Подобная эстетическая суверенность, с годами нараставшая, стала непосредственным преддверием русского символизма и модерна (хотя бы в творчестве таких выдающихся «передвижников», как В.М.Васнецов, А.И.Куинджи, И.Е. Репин, В.И.Суриков или тот же Крамской).

В число экспонентов «Товарищества» вошли (помимо вышеуказанных художников) А.П.Боголюбов, А.М.Васнецов, К.Ф.Гун, Н.Н.Дубовской, И.И.Левитан, В.М.Максимов, Н.В.Неврев, И.С.Остоухов, В.Д.Поленов, К.А.Савицкий, В.И.Суриков, Н.А.Ярошенко и многие другие. На регулярных выставках (всего их состоялось 48), которые показывались сперва в Петербурге и Москве, а затем во многих других городах империи, от Варшавы до Казани и от Новгорода до Астрахани, с годами можно было увидеть все больше образцов не только романтическо-«реалистической», но и модернистской (импрессионизм) стилистики. Сложные же отношения с Академией в итоге завершились компромиссом, поскольку к концу 19 в. (вслед за пожеланием Александра III «прекратить раздвоение между художниками») значительная часть наиболее авторитетных «передвижников» была включена в академический профессорский состав.

В начале 20 в. в «Товариществе» усилились трения между новаторами и традиционалистами . «Передвижники» перестали уже представлять собою, как они сами привыкли считать, все художественно-передовое в России, и модернистски настроенная молодежь делала выбор в пользу других группировок – начиная с «Мира искусства» . Лицо же самого «Товарищества» определялось теперь по-своему мастеровитыми, но стилистически-ретроградными художниками типа В.Н.Бакшеева, В.К.Бялыницкого-Бирули, Н.П.Богданова-Бельского, Н.А.Касаткина, П.А.Радимова, Г.К.Савицкого. Общество стремительно теряло свое влияние. В 1909 прекратились его провинциальные выставки. Последний значительный всплеск активности имел место в 1922, когда общество приняло новую декларацию, выразив свое стремление «отразить быт современной России», дабы «помочь массам осознать и запомнить великий исторический процесс». Однако те же задачи вскоре были поставлены новообразованной АХРР , с которой «передвижничество» практически слилось (последний председатель «Товарищества», Радимов, стал одним из родоначальников АХРР), так что 1922 год оказался для него последним.

Товарищество передвижных художественных выставок, ТПХВ или художники-передвижники. Данное товарищество являлось объединением художников в конце 19 века . Они вошли в историю не только тем, что в составе были одни из самых знаменитых живописцев того времени, но и тем, что они активно противопоставляли себя сложившемуся в ту пору официальному академизму, который, по их мнению, стал скучен и замкнулся сам в себе. Основатели товарищества: И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов и другие. Организуя передвижные выставки, они тем самым показывали, что искусство принадлежит народу, а в музеях и на выставках обычные люди его просто не видят. Можно сказать, что это была первая просветительская деятельность по популяризации русской живописи.

Всё началось с того, что 9 ноября 1863 года 14 учеников Академии художеств взбунтовались против правил академии. Во время соревнования на золотую медаль, они попросили заменить тему задания «Пир бога Одина в Валгалле » на свободную тему. После того, как они получили отказ, то все вместе покинули заведение. В истории это событие известно, как «Бунт четырнадцати». Именно эти 14 человек и организовали сначала Санкт-Петербургскую артель художников, а уже потом Товарищество передвижных художественных выставок.

1870-80-е годы — это период расцвета передвижников. Полный перечень лиц, входивших в товарищество таков: И. Е. Репин, В. И. Суриков, Н. Н. Дубовской, В. Е. Маковский, А. И. Корзухин, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов, В. М. Максимов, К. А. Савицкий, A. M. и В. М. Васнецовы, П. И. Келин, В. Д. Поленов, Н. А. Ярошенко, Р. С. Левицкий, И. И. Левитан, В. А. Серов, А. М. Корин, А. Е. Архипов, В. А. Суренянц, В. К. Бялыницкий-Бируля, А. В. Моравов, И. Н. Крамской. Кроме того, в выставках участвовали: М. М. Антокольский, В. В. Верещагин, А. П. Рябушкин, И. П. Трутнев, Ф. А. Чирко и др. Большую роль в развитие и популярности передвижников сыграли такие лица, как критик В. В. Стасов, и небезызвестный П. М. Третьяков, который охотно покупал произведения этих художников для своей галереи и даже делал заказы.

Несомненным является тот факт, что художники-передвижники были ключевым элементом во всей истории русской живописи. Основные стили, в которых работали художники товарищества, были реализм и импрессионизм. Характерными чертами картин были социальные и классовые направленности, которые затрагивали интересы человека из народа. Именно поэтому, и ещё из-за того, что передвижные выставки были доступны всем желающим, они стали очень популярны среди обычного народа.

После событий 1917 года деятельность ТПХВ стала заметно угасать. Одна из самых последних выставок прошла в 1922 г. В 1923 году Товарищество Передвижных Художественных Выставок окончательно распалось.

В вашем доме будет всегда уютно и комфортно, если вы будете использовать киев двери межкомнатные . Компания Dvernik предлагает большой выбор дверей под любой дизайн вашего жилища.

Бурлаки на Волге. Илья Репин

Васнецов В.М. Алёнушка

Грачи прилетели. Алексей Саврасов

Крамской И.Н. Христос в пустыне

Левитан И.И. Вечерний звон

Перов В.Г. Охотники на привале

В XIX веке русская живопись совершила в своем развитии небывалый скачок. Целая плеяда талантливых и неординарных художников создавала шедевры, прославившие Россию в веках. У каждого из них свой, не похожий на остальных, творческий путь. Художники искали свои методы, сюжеты, образы, пробовали себя во многих жанрах, работали в разных стилевых направлениях и над разноплановыми темами.

Стилей в живописи «золотого века» было несколько, все они, как и в Европе, вырабатывались в определенной последовательности:

  • , сентиментализм, .
  • их дополняют — модерн, символизм, сюрреализм и экспрессионизм.

Благодаря этому общая картина живописи получается неоднородной.

Но именно реализм дал возможность показать жизнь такой, какой она была на самом деле. Постепенно художники отходят от романтических принципов. И в пейзажах, и в сюжетной картине создавалось ощущение присутствия зрителя, как будто он был непосредственным свидетелем происходящего.

Путь реализма в живописи был тернистым. На дороге его развития уверенно стояла Петербургская академия художеств, насаждая античные и мифологические сюжеты в живописи. Но дух свободы, «гуляя по Европе», заглянул и в Россию. Не всем молодым художникам нравились правила их альма-матер. Часть выпускников пошла на открытое противостояние с руководством учреждения, отказавшись от предложенной тематики для написания конкурсных работ, и покинула Академию. Это случилось 9 ноября 1863 года.

Начало передвижничества в России

Событие осталось в истории как «бунт четырнадцати». Так началась эпоха «передвижничества» в русской живописи ХІХ века. Возглавил движение И. Крамской. Собравшиеся вокруг него художники в открытую заявили, что не принимают академизм, а стремятся изображать реальную жизнь. Покинувшие Академию бунтари объединились, жили и работали сообща, одной артелью. А уже через 7 лет, в 1870 году, образовалось « Товарищество передвижных художественных выставок». Для того, чтобы популяризовать свое творчество, художники организовывали выставки, которые колесили по всей стране. Всего было организовано 48 выставок в столице и в Петербурге, а следом за ними и в других губернских городах, среди которых: Казань, Орел, Одесса, Харьков, Киев и др.

Цели художников-передвижников

Товарищество объединяло близких духом художников, для которых были характерны идейные искания, поиск смысла жизни и творчества. Целью их творчества было служение людям, народу . Они были уверены, что судьба народа, его проблемы, историческая роль должны стать центральной составляющей всего искусства. Поэтому появляются картины, изображающие общественную жизнь. С полотен «передвижников» перед взором их современников предстала та сторона жизни общества, которую не принято было изображать на картинах. Пороки общественной жизни стали темами их картин.

Передвижники своими картинами говорили о необходимости социальных сдвигов в стране, верили в возможность перемен, затем, разуверившись в их возможности, стали изображать социальные трагедии, людей страдающих и людей думающих. Творчество этих мастеров объединило в себе поиски духовного идеала, переживания, веру в силу народа.

На полотнах нашли отражение:

  • и сатирическое обличение действительности («Анкор, еще анкор» Федотова),
  • и негодующее отрицание существующего положения вещей («Крестный ход в Курской губернии» Репина),
  • и искреннее сочувствие (« Тройка» Перова).

Чтобы воплотить свои философские воззрения в жизнь, передвижники постоянно искали новые типажи и характеры. В это время появляется социальный (исторический) портрет , героями которого становятся крестьяне, разночинцы-интеллигенты, борцы за свободу народа, первые пролетарии (портреты Крамского).

Бытовой жанр у передвижников

Он стал тем инструментом, с помощью которого передвижники пытались изменить жизнь простых людей к лучшему. С 50-х годов начинают появляться большие эпические полотна, на которых изображались многофигурные сцены.

Это «Бурлаки» — у И.Репина, «Чтение положения» — у Г. Мясоедова, «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» — у В. Максимова, «Встреча иконы» — у К. Савицкого, «Толкучий рынок» — у В. Маковского, «Жертвенный котел» и «Праздник водосвятия» — у И. Прянишникова.

Они показывают народ не в семейном быту, а выводят его на улицы, демонстрируя его общественные отношения и постепенно подготавливая почву для его дальнейшего объединения.

Самыми выдающимися живописцами бытового жанра стали И. Репин, В. Маковский и Н. Ярошенко.

  • Темы суда и справедливости

(«Крах суда», «Осужденный», «Оправданная»),

  • политической борьбы

(«Ожидание», «Узник», «Арест нигилистов»),

  • комических и лирических ситуаций («Объяснение», «В передней»),
  • городскую тематику

(«Крах банка», «Оправданная», «На бульваре», «Не пущу!»)

развивал В. Маковский.

Изображали представителей простых слоев городского общества Н. Ярошенко

«Невский проспект ночью», «Кочегар», «Дьякон»

и Н. Богданов

«Гаваньский чиновник», «За кипятком», «Возвращение с похорон».

Портреты современников

Целую галерею образов интеллигентов-народников создали Н. Ярошенко и И. Репин. У Ярошенко появляется и образ бунтаря-революционера

(«Заключенный», «Студент», «У Литовского замка»),

и молодой просвещенной девушки

(«Курсистка»).

У Репина этой же тематике посвящены

«Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста», «Не ждали».

Крестьянская тематика передвижников

Ей целиком и полностью посвятил свое творчество В. Максимов («Семейный раздел», «Больной муж»). Есть она и у И. Крамского («Крестьянин с уздечкой», «Полесовщик»).

Наряду с этими образами у Крамского появляется целый ряд портретов, на которых он передавал типичные черты людей своей эпохи. И он сам в «Автопортрете», и Л.Толстой, Н.Некрасов смотрят вокруг и ищут ответы на волнующие всю передовую интеллигенцию вопросы.

Современные вопросы передвижнической живописи

И.Крамской. «Христос в пустыне»

Ответом стала картина «Христос в пустыне». В ней нет ничего идеально-божественного. Христос сидит в пустыне и размышляет о том, о чем и разночинцы в 70-х гг. ХIХ века: какой путь выбрать в жизни, благополучного бытия и спокойного отрешения от действительности или отстаивания своих идеалов и справедливости. Картина Крамского стала для многих символом бескорыстного самоотрешенного служения народу.

Религиозная тема

Он представлена и у Н.Ге. Узнали о нем после того, как из-под его пера появилась «Тайная вечеря».

Н. Ге Портрет кисти Ярошенко

Своим творчеством Н. Ге продолжил традиции А. Иванова, шедевр которого стал самым знаковым полотном своего времени. Н. Ге искренне верит в существование Христа, а потому и отказывается от шаблона при его изображении. И сам Христос наделен обычными человеческими чертами (похож на Герцена), и вся обстановка, в которой проходила тайная вечеря, максимально приближена к реальным условиям Древней Иудеи. Два противоположных мировосприятия, идейное противоборство воплощены в образах Христа и Иуды. Таким образом, картина «Тайная вечеря», выйдя из евангельского сюжета, расширила его рамки и раскрыла ответы на самые актуальные вопросы современности. Заметив все это, Крамской старается посвятить Н. Ге в начинания и цели артельщиков. И художник становится в один ряд с деятельными и энергичными передвижниками.

Поскольку в 60-70 гг. – период активного развития и становления исторической науки, то и общество интересуется ее наработками. В это время активно читают опубликованные документы, обсуждают их и спорят. Творческие люди пытаются переосмыслить многие исторические события, пересмотреть их сквозь призму демократических взглядов и отразить в своих произведениях.

Патетикой, трагичностью веет от этих полотен.

А в картинах В. Сурикова

освещены героические события в русской истории.

Полотна эти свидетельствуют о силе характера, мужестве и отваге русских людей.

Историческая и сказочная тема в творчестве передвижников

Ей посвящал свои работы В. Васнецов . Его «Аленушка» и «Богатыри» не столько передают сказочные сюжеты, сколько являются картинами-символами. В эмоциональном единстве пребывает с природой юная Аленушка – символ девичьей чистоты и нежности, а три русских богатыря воплотили в себе силу и величие всего русского народа.

В. Перов, И. Крамской, Н. Ге, В. Верещагин, В. Васнецов, А. Саврасов, Ф. Васильев, И.Шишкин, И. Айвазовский, А. Куинджи, И. Репин, В. Серов, И. Левитан, В. Суриков.

Эти великие живописцы громко заявили о своем таланте. Человек с его глубоким духовным миром, творческим восприятием жизни, пребывающий в активном поиске смыслы жизни стал центральной темой полотен художников-передвижников.

Пейзаж у передвижников

Новое дыхание в их творчестве обрела и пейзажная живопись. Пейзажи стали задушевно-интимными, словно природа отражала внутренний мир самих авторов, влюбленных в родную землю.

У И. Левитана природа изображена сквозь призму настроения человека.

Эмоциональный мир человека изменчив, а поэтому пейзажи Левитана расплывчаты, не имеют четких граней, форма и цвет передаются обобщенно. Его работы называют пейзажами настроения, ведь в них заметно незримое присутствие человека, его мысли и настроения: «Март» и «Золотая осень».

Пейзажи А. Куинджи, наоборот, сказочны. Они поражают своей необыкновенной красотой, встретить какую в реальной жизни очень трудно. Именно такие моменты ловил и фиксировал на своих полотнах художник. Его картины легки, наполнены светом, яркостью красок и ясностью, а линии на них — четкие. Куинджи называли мастером света, так удачно у него получалось обычную, знакомую, родную природу посредством светотени сделать волшебной.

А. Куинджи Портрет кисти В.Васнецова

Творческое наследие передвижников-пейзажистов во всем его разнообразии трудно переоценить. На протяжении столетий остаются непревзойденными шедеврами:

Нельзя не отметить, что социальные картины передвижников воспринимались интеллигенцией как драма народа, вызывали то чувство вины перед народом, которое было так характерно для образованных людей того времени.

Поиск новых тем, новых возможностей, новых трактовок, характерный для передвижников, отражение идеалов интеллигенции не мог не оказать большого влияния на умы и настроения современников. В то же время нельзя не отметить огромный вклад передвижников в развитие реалистической живописи в России.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь