Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Нарушения в употреблении причастных и деепричастных оборотов

Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением причастных и деепричастных оборотов.
1. В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.
2. Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом.
3. Посмотрев фильм, писатель стал мне еще ближе и дороже.
4. Перечисляя в конце фильма имена погибших, верится, что их не забудут.
5. Глядя на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается.
6. Мы увидели крестьян, отправляющих домой.
7. Дети играли на покрытом лугу свежей травой.
8. Придя в первый день на участок, нам сразу же дали задание.
9. Перейдя в 9 класс, у нас появился новый предмет.
10. Читая поэму, чувствуется сила каждого слова.
11. Потеряв на войне мужа, у нее не было желания заводить новую семью.
12. Стоя у дверей в гостиную, мне был ясно слышен их разговор.
13. Там стоит какая-то фигура, напоминавшая надсмотрщика.
14. Честь и хвала воспитателям, сумеющим вырастить хороших людей.
15. Книга, читающаяся с увлечением, содержит много интересного.
16. На окраине поселка стояла палатка, торговавшая спичками и хлебом.
17. В тяжелом положении находились люди, потерявшие жилье и которые не получили компенсацию.
18. Он написал статью о проблеме, которая интересовала всех и которая вызвала большие споры.
19. Полученное задание на практике следует выполнить к концу марта.
20. Выступивший президент по телевидению рассказал о новых указах.
21. Убежав из дома, мальчик был найден милицией.
22. Выращенные овощи в теплице менее полезны, чем грунтовые.
23. Подъезжая к городу, у меня слетела шляпа.
24. Учебники, полученные в начале года и которые указаны в списке, должны быть сданы на перерегистрацию.
25. Не окончив школу, Сергею пришлось работать.
26. Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко.
27. Проснувшись, ему сказали, что завтрак подан.
28. Прочитав пьесу, передо мной отчетливо возникли образы персонажей.
29. Закончив экскурсию, в ресторане нас ждал обед.
30. После суда писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие годы.


ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. В мастерскую привезли табуретки, сделанные столярами.
2. Из этой книги мы узнали о тех ужасах, которые пережил наш народ.
3. После просмотра фильма писатель стал мне еще ближе и дороже.
4. Когда перечисляют в конце фильма имена погибших, мы верим, что их не забудут.
5. Когда я гляжу на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается.
6. Мы увидели крестьян, отправляющихся домой.
7. Дети играли на покрытом свежей травой лугу.
8. Когда мы пришли в первый день на участок, нам сразу же дали задание.
9. Когда мы перешли в 9 класс, у нас появился новый предмет.
10. Читая поэму, я чувствую силу каждого слова.
11. Когда она потеряла на войне мужа, у нее не было желания заводить новую семью.
12. Стоя у дверей в гостиную, я ясно слышал их разговор.
13. Там стоит какая-то фигура, напоминающая надсмотрщика.
14. Честь и хвала воспитателям, сумевшим вырастить хороших людей.
15. Книга, прочитанная с увлечением, содержит много интересного.
16. На окраине поселка стояла палатка, в которой продавались спички и хлеб.
17. В тяжелом положении находились люди, потерявшие жилье и не получившие компенсацию.
18. Он написал статью о проблеме, которая интересовала всех и вызвала большие споры.
19. Полученное на практике задание следует выполнить к концу марта.
20. Выступивший по телевидению президент рассказал о новых указах.
21. Убежавший из дома мальчик был найден милицией.
22. Выращенные в теплице овощи менее полезны, чем грунтовые.
23. Когда я подъезжал к городу, у меня слетела шляпа.
24. Учебники, полученные в начале года и указанные в списке, должны быть сданы на перерегистрацию.
25. Не окончившему школу Сергею пришлось работать.
26. При использовании калькулятора расчет производится правильно и легко.
27. После того, как он проснулся, ему сказали, что завтрак подан.
28. После прочтения пьесы передо мной отчетливо возникли образы персонажей.
29. После окончания экскурсии нас ждал обед в ресторане.
30. После суда писатель был отправлен в Сибирь и находился там долгие годы.

Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом – ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса .

Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении деепричастный оборот, а также знать что деепричастие и глагол должны относиться к одному и тому же лицу.

Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом», и исправим их.

Предложение:

Находясь в пути, всегда вспоминается дом.

Деепричастный оборот: находясь в пути. Основа предложения: дом вспоминается. Сказуемое «вспоминается» относится к подлежащему «дом». Деепричастие «находясь» тоже должно относиться к слову «дом». Но в этом случае получается, что дом находится в пути, а это неверно. В пути находится рассказчик, то есть «я».

Верный вариант:

Находясь в пути, я всегда вспоминаю дом.

Предложение:

Уходя со смены, рабочими проверяется оборудование фабрики.

Деепричастный оборот: уходя со смены. Основа предложения: оборудование проверяется. Сказуемое «проверяется» относится к подлежащему «оборудование». Деепричастие «уходя» тоже должно относиться к слову «оборудование». Но в этом случае получается, что оборудование уходит со смены, а это неверно, так как со смены уходят рабочие.

Верный вариант:

Уходя со смены, рабочие проверяют оборудование фабрики.

Предложение:

Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала безмятежно.

Деепричастный оборот: наслаждаясь вкусным ужином. Основа предложения: беседа протекала. Сказуемое «протекала» относится к подлежащему «беседа». Деепричастие «наслаждаясь» тоже должно относиться к слову «беседа». Но в этом случае получается, что беседа наслаждалась вкусным ужином, а это неверно, так как ужином наслаждались «мы».

Возможные трудностиДобрые советы

В употреблении одиночных деепричастий и деепричастных оборотов нередко допускаются ошибки, связанные с несовпадением производителей действия в сказуемом и деепричастии, например:
«Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа».
Запомните: деепричастие, обозначающее добавочное действие, и глагол, обозначающий основное действие, должны относиться к одному и тому производителю действия.
В приведённой фразе это языковое правило нарушено: на самом деле к станции подъезжал говорящий (а не шляпа).
Необходимо изменить предложение так, чтобы оба действия (в сказуемом и деепричастном обороте) относились к одному и тому же деятелю:
«Подъезжая к станции, я уронил шляпу».

Ошибки в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов могут быть связаны с отсутствием в предложении глагола, например:
«Возвращаясь домой, мне стало грустно»;
«Как он трогателен, произнося этот монолог».
Деепричастный оборот не может присутствовать в предложении, в котором нет сказуемого, выраженного глаголом. Деепричастие обязательно должно относиться к глаголу или (в редких случаях) к причастию, например:
«Возвращаясь домой, я загрустила»;
«Произнося этот монолог, он выглядел очень трогательно»;
«Людям было не под силу сдержать напор волн, нахлынувших на берег, сметая всё на своём пути».

Если деепричастие или деепричастный оборот содержится в определенно-личном предложении, могут возникнуть сомнения в том, что предложение построено правильно, например:
Если деепричастие или деепричастный оборот содержится в неопределенно-личном предложении, возможны ошибки, например:
«Закончив институт, выпускников направили на работу в московские школы».
В определенно-личных предложениях деепричастие вполне уместно и относится к подразумеваемому подлежащему:
«Уходя из дома, не забудьте выключить электроприборы».
В неопределенно-личных предложениях деепричастие всегда должно относиться к подразумеваемому неопределенному деятелю, например:
«Играя в гольф, обычно пользуются несколькими различными клюшками».
Если это правило нарушается, налицо ошибка:
«Закончив институт, выпускников направили на работу в московские школы». (Закончили институт выпускники, а не те, кто направил их в московские школы.)

Если деепричастие или деепричастный оборот содержится в безличном предложении, возможны ошибки, например:
«Даже находясь около камина, мне холодно».
В безличных предложениях деепричастие или деепричастный оборот уместны только в том случае, если в предложении присутствует неопределённая форма глагола. Как правило, это безличные предложения с общим значением необходимости или возможности / невозможности, например:
«Решая задачу, можно пользоваться любыми справочными материалами»;
«Отправляясь в путешествие, нужно брать с собой карту».

Одной из наиболее распространенных ошибок при построении предложения является неправильное употребление деепричастного оборота. Во избежание этого рекомендуется ознакомиться с правилами использования этой части речи, а также исключениями из этих правил.

В письменной и устной речи достаточно часто встречается неправильное построение предложений с деепричастным оборотом. Наиболее распространенные ошибки возникают при нарушении следующих правил:

  • Действие, которое выражается деепричастным оборотом, может относиться только к подлежащему - существительному или местоимению в именительном падеже.

    Примеры ошибок : Подходя к дому , у меня выпал зонт. Читая книгу , ей постоянно мешали звуки со двора.

  • Деепричастные обороты не используются в безличных предложениях (в предложениях без действующего субъекта-подлежащего) и в пассивных (страдательных) конструкциях.

    Примеры ошибок : Оставшись один в доме , мне было одиноко. Решая эту задачу , ему было сложно.

  • Не рекомендуется употреблять деепричастный оборот в предложениях, в которых используется глагол-сказуемое в форме будущего времени.

    Примеры ошибок : Подарив маме цветы , я поздравлю ее с праздником. Катя выберет новое платье, увидев все варианты в магазине .

  • Деепричастный оборот обычно не может быть однородным членом предложения со сказуемым и другими членами предложения.

    Примеры ошибок : Мужчина перешел дорогу, но посмотрев вправо . Мы будем гулять по лесу, но не заходя далеко .

  • Деепричастный оборот НСВ обычно употребляется в случае, если действия, выражаемые деепричастием и глаголом-сказуемым, происходят одновременно. Деепричастный оборот СВ обычно называет действие, предшествующее действию, которое называет глагол-сказуемое.

    Примеры: Переплывая реку , мы видели маленьких рыбок (НСВ). Сделав работу , они отдыхали (СВ).

Исключения

В некоторых случаях допустимо несоблюдение некоторых из вышеуказанных правил при условиях:

  • Если деепричастный оборот относится к инфинитиву, выражающему действие другого лица. Пример: В классе было много желающих, готовых убирать территорию школы, сгребая опавшие листья (деепричастный оборот сгребая опавшие листья относится к дополнению желающих и зависит от инфинитива убирать ).
  • Деепричастные обороты в форме СВ со значением состояния, которые начинают приобретать признаки наречий, могут употребляться как однородные члены предложения с другими обстоятельствами с той же функцией. Пример: Хозяин встречал их то лежа, то присев на стул (лежа - наречие, присев на стул - деепричастный оборот).

Домашние работы по русскому языку за январь.

Как получить 5 баллов за задание №7 ЕГЭ по русскому языку

При выполнении этого задания вам нужно установить соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены. Кстати, за это можно получить 5 баллов. Сначала следует найти предложения, в которых допущены ошибки, а затем установить соответствие между предложениями и грамматическими ошибками.

1. Употребление падежной формы существительного с предлогами

Все следующие предлоги сочетаются только с дательным падежом существительного:

* Согласно (кому? чему?) * Благодаря (кому? чему?) * Вопреки (кому? чему?) * Подобно (кому? чему?) * Наперекор (кому? чему?)

* Также в предложении могут быть предлоги, сочетающиеся с существительным в родительном падеже: * в меру (чего?) * в течение (чего?) * в продолжение (чего?) * в силу (чего?) * в заключение (чего?) * в виде (чего?) * по причине (чего?) * наподобие (чего?)

По (значение "после”) употребляется с П.п.:по окончании фильма.

При глаголах, выражающих чувства, ПО употребляется с Д.п.: тосковать по дому, плакать по отцу.

СЛЕДУЕТ ЗАПОМНИТЬ: по прибытии, по окончании, по приезде.

Предлог БЛАГОДАРЯ нельзя употреблять, когда речь идет о чем-то отрицательном. Нельзя говорить: Благодаря плохой погоде мы опоздали на концерт.

Следует различать конструкции со словами, близкими по значению, но требующими употребления разных падежных форм:

беспокоиться (о ком?) о дочери – тревожиться (за кого?) за дочь

упрекать (в чем?) в слабости – порицать (за что?) за слабость

уверенность (в чем?) в победе – вера (во что?) в победу

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

[ед.ч. (?) мн.ч.]- неправильно

[мн.ч.(?)мн.ч]- правильно

При относительном местоимении кто сказуемое имеет только форму ед.ч.:

Пример: [Все, (кто стояли

[Все, (ктостоял в строю), продолжали молчать].

Если подлежащее выражено собирательным именем существительным (студенчество, молодежь, учительство), то сказуемое употребляется в форме единственного числа: Студенчество активно участвует в жизни города.

Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Приложение – это определение, выраженное существительным. Несогласованными приложениями являются названия газет, журналов, литературных произведений, предприятий и т.д. Они пишутся с большой буквы и заключаются в кавычки.

Запомните: * Если перед кавычками стоит родовое название (книга, газета, журнал, картина и т.д.), название в кавычках должно стоять в Им.п. Например, роман «Обломов» - в романе "Обломов"; картина «Февральская лазурь» - на картине "Февральская лазурь"; песня «Детство» - в песне "Детство".

* Если перед кавычками нет родового названия, название в кавычках склоняется. Например, в «Обломове»; в «Февральской лазури» Грабаря; в «Детстве».

Пример: В журнале «Новый мир» был впервые опубликован этот рассказ. (Это правильно)

4. Ошибка в построении предложения с однородными членами * Одна часть речи; * Относятся к одному слову; * Отвечают на один вопрос; * Имеют одинаковую форму.

Не только = , но и = .

Пример: Я не только рисую, но и танцую. (Это правильно)

Новая статья не только напечатана в газетах, но и в глянцевых журналах. (Это неправильно)

Я люблю чтение и петь. (Это неправильно) Я люблю читать и петь. (Это правильно) Я люблю чтение и пение. (Это правильно)

Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Действие, обозначенное деепричастным оборотом, выполняется тем же субъектом, что и действие, обозначенное сказуемым.

Пример: Уходя со смены, специалистами проверяется оборудование фабрики. (Это неправильно)

Уходя со смены, специалисты проверяют оборудование фабрики. (Это правильно

Деепричастный оборот чаще всего нельзя использовать вместе с безличными предложениями, кроме тех случаев, когда действие выражено словами МОЖНО, НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО, СЛЕДУЕТ, ХОЧЕТСЯ, РЕКОМЕНДУЕТСЯ, ТРЕБУЕТСЯ, НЕЛЬЗЯ.

Пример : Выполняя задание, следует опираться на правило. (Это правильно)

6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом X , |причастный оборот|

Если в предложении есть причастие, его форма (окончание) должна быть согласована с определяемым существительным. Для этого задаем от определяемого слова вопрос к причастию. Например, «было много ребят, (каких?) приехавшИХ в лес». Окончание причастия должно совпадать с окончанием вопроса к нему.

Пример: Когда солнце поднялось из-за моря, оно осветило горные вершины, покрытых снегом. (Это неправильно)

Когда солнце поднялось из-за моря, оно осветило горные вершины (какие?) покрытые снегом. (Это правильно)

Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов причастный оборот и придаточная часть сложноподчиненного предложения.

Пример: Девочка подошла к котенку, лежащему возле террасы и который чистил свою шерстку. (Это неправильно)