Орнаменты и узоры на все случаи жизни. Построение геометрического орнамента Линейный орнамент в полосе

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова

Санкт-Петербурга


Проектирование урока изобразительного искусства раздела «Орнамент».

Тема: «Орнамент. Рисование геометрического орнамента в полосе».
Тип урока: практикум.

УМК «Школа России».

1 класс, урок 45 минут.

Чекмезова Мария Леонидовна

Санкт-Петербург


1. Методы обучения:

1. Рассказ с использованием наглядных пособий (пассивный метод).
2. Беседа (активный метод).
3. Демонстрация.
4. Инструктирование (смешанное).
5. Практическая работа.

2. Средства обучения:

1. Презентация;
2. Наглядный материал (платок, посуда, игрушки);
3. Готовый нарисованный геометрический орнамент;
4. Подготовленные геометрические фигуры.

3. Материалы, инструменты, приспособления для учащихся:

1. Белая бумага, формат А4;
2. Простой карандаш;
3. Гуашь;
4. Кисточка для краски;
5. Стакан для воды;

4. Предварительная подготовка:

1. Составить презентацию;
2. Вырезать из картона фигуры.

5. План урока с учётом времени:

1. Организационный момент: 1 мин.
2. Объявление темы и постановка цели урока: 2 мин.
3. Объяснение нового материала: 8 мин.
4. Анализ рисунка: 5 мин.
5. План работы: 1 мин.
6. Практическая работа: 20 мин.
7. Выставка работ: 3 мин.
8. Уборка рабочего места: 1 мин.
9. Подведение итогов, рефлексия: 2 мин.

Ход урока.

1.Организационный момент:

Здравствуйте ребята! Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку!

2. Объявление темы и постановка цели урока:

Посмотрите, что изменилось в нашем классе? Что вы видите интересного?

Появились разные предметы, красиво раскрашенные.

Правильно. Вы видите: платок, игрушки, посуду. А чем же они так привлекательны?

Рисунком, узором.

Молодцы. Сегодня мы узнаем, что такое орнамент, его виды и научимся рисовать геометрический орнамент в полосе.

3.Объяснение нового материала:

Рассказ сопровождается показом слайдов:



Давайте посмотрим на эти рисунки. Что вы видите?

Рисунки, узоры.

Из каких элементов состоят узоры?

Из листочков, линий, ромбов, кругов, квадратов.

А как они расположены?

Они повторяются.

Все четыре рисунка на слайде - это орнаменты.

Попробуем сформулировать определение.

Орнамент – это узор, из деталей, которые повторяются.

Итак, орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.








Орнамент используется для оформления практически всего, что создано человеком, будь то предметы быта или архитектурные сооружения.Он поднимает настроение, украшая и облагораживая предметы повседневной жизни.

Сегодня я познакомлю вас с двумя видами орнамента.

Посмотрите на следующий слайд.
Что вы видите?

Орнамент.

Из каких элементов он состоит?

Из листиков.

Правильно. А листья – это у нас часть чего?

Растения.

Значит, этот вид орнамента называется – растительным, он состоит из листьев, цветов, плодов.


Посмотрите, это тоже орнамент.

Чем он отличается от растительного орнамента?

Он без растений.

Верно. А из каких элементов он состоит?

Из геометрических фигур.

Молодцы! Какие геометрические фигуры вы видите?

Круг, треугольник, овал.

Какой мы сделаем вывод? Как называется этот орнамент?

Геометрический!

Итак, орнамент, состоящий из геометрических фигур, точек и линий, называется геометрическим.

4.Анализ рисунка :

Сегодня я для вас приготовила вот такой рисунок. Посмотрите. Как мы можем его назвать?

Орнамент.

Из чего он состоит?

Из геометрических фигур.

Из каких?

Круг и квадрат, треугольник.

А в чём находятся эти фигуры?

В полоске.

В чём особенность этого рисунка?

Фигуры повторяются.

Сделаем вывод, что это геометрический орнамент. Где его можно встретить?

На одежде, посуде и т.д.

Сегодня вы научитесь рисовать геометрический орнамент в полосе. В будущем, вы сможете использовать такой орнамент для украшения своих поделок из бумаги, вышить такой узор на ткани, расписать какой-нибудь предмет.

5. План работы над рисунком :

Посмотрите на доску и прочитайте план нашей с вами работы.

а) Составление рисунка орнамента из геометрических фигур;

в) Раскрашивание орнамента красками.

6. Практическая работа:

1) Возьмите лист бумаги. Положите лист горизонтально, сложим его пополам для этого потянем нижний край лист к верхнему - соединим, прогладим линию сгиба от центра к краям (показ учителем приема работы). Получилась основа вашего орнамента, полоса.

2) Давайте рассмотрим все виды геометрических фигур, которые вы можете использовать в составлении орнамента? Посмотрите на примеры: (можно развесить на доске или показать на компьютере).




Можно использовать разные линии, полукруг, прямоугольник и т.д

Какие условия должны соблюдаться в составлении орнамента?

Повторение и чередование элементов.

Обратите внимание, что орнамент должен располагаться в полосе!

Молодцы! Теперь, чтобы нам потренироваться, мы поиграем в игру. Разделитесь на три команды. Каждая команда должна составить из вырезанных фигур орнамент в полосе, на доске. Вам даётся 1 минута. Начали!

Давайте проверим. Какие вы молодцы! Посмотрите, все орнаменты верно составлены?

Нет! У второй команды все фигуры разные, они не повторяются.

3) Теперь каждый самостоятельно должен придумать и нарисовать геометрический орнамент в полосе.

4) Все понравились? Молодцы! Теперь возьмите краски и кисточки и раскрасьте свои орнаменты.

Обращаю ваше внимание на то, что в вашей работе должны быть соблюдены правила орнамента, элементы не должны быть огромными, или наоборот слишком мелкими, диаметр круга не более 2 см, ширина квадрата не более 4 см, раскрасьте орнамент яркими цветами, не забудьте раскрасить фон.

7. Выставка работ учащихся:

Давайте развесим наши работы на доске!

Давайте внимательно посмотрим на ваши работы, какая вам нравится больше всего? Чем?

Нравится работа ученика N , она яркая!

Посмотрите, все работы выполнены правильно? Везде ли соблюдены правила орнамента?

На работе ученицы M рисунок не повторяется.

8.Убока рабочего места:

Ребята, наведите порядок на своих рабочих местах.

9. Итоги урока, рефлексия:

Довольны ли вы своей работой? Чему вы сегодня научились? Что узнали для себя нового? Получилось ли то, что вы хотели? На что следует обратить внимание? Что получилось особенно удачно? Можете ли вы сами назвать свои ошибки? С каким настроением вы работали? Хочется ли вам сделать ещё что-нибудь подобное?

Все сегодня отлично постарались! Молодцы!

КАРТА УРОКА

«Орнамент. Рисование геометрического орнамента в полосе».

Цель:

Познакомить с понятием «орнамент», учить составлять композицию геометрического орнамента в полосе.

Конкретизация главной дидактической цели по уровням познавательной деятельности (задачи урока) в когнитивной (образовательной) области.

Уровни познавательной деятельности

Задания, выполнение которых
решает поставленные задачи

Знать

1.Что такое орнамент, виды орнамента: растительный и геометрический.

2.Знать из чего состоит и как рисовать геометрический орнамент в полосе.

4. Как составить орнамент.

1.Слушание учителя, просмотр презентации.

2. Беседа.

4.По инструкции учителя нарисовать свой орнамент.

Понимать

1.Чем отличаются виды орнамента.

Где можно увидеть орнамент, для чего его используют сейчас и раньше. Где можно использовать его в будущем.

1.Слушание учителя, презентация.

2. Беседа.

Применять

1.Нарисовать свой геометрический орнамент.

2.Н аходить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы .

3. Составление орнамента в команде.

4. Применять правила орнамента в практической работе.

1.Выполнение практического задания.

2. Беседа.

3. Игра.

Анализировать

1.Из чего состоит изделие, из каких предметов.

1.Анализ изделия учителя.

Синтезировать

1.Способность совместить все навыки составления геометрического орнамента воедино.

Составление орнамента, придумывание орнамента, раскрашивание орнамента, представление своей работы на выставке.

Оценивать

1.Правильно ли выполнено задание у себя и других.

2.Где допущены ошибки.

Выставка и обсуждение работ.


Самоанализ проекта урока изобразительного искусства

Критерии анализа

Анализ

баллы

Связь темы урока с разделом методики преподавания изобразительного искусства в начальных классах

Тема связана с разделом методикой изобразительного искусств «Орнамент», так как предполагает проектирование урока по изучению понятия «орнамент» и исполнению рисунка с геометрическим орнаментом.

Реализация деятельностного подхода

На уроке осуществляется деятельностный подход на примере таких заданий, как составление, придумывание и раскрашивание геометрического орнамента на этапе практической работы. И на примере таких вопросов, как анализ готового рисунка, на этапе анализа рисунка учителя и анализа рисунков одноклассников.

Отбор методических приёмов на каждом этапе урока обучения в соответствии со спецификой учебного предмета и УМК

На этапе постановки цели использовался приём поиска, он способствует развитию мышления. На этапе анализа изделия используется приём пошагового разделения изделия, это способствует тому, что дети учатся видеть не только целое, но и разделять предмет на части, видеть его состав. Этап составления орнамента, способствует развитию пространственного мышления. На этапе практической работы, приём индивидуальной работы, способствующий проявлению личности ребёнка и его персональных предпочтений. На этапе выставки работ, приём коллективного обсуждения, активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Учтены следующие особенности УМК «Школа России»: р ебенок должен шаг за шагом открывать многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющих всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения. Связь искусства с жизнью человека , роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень курса ;

Выбор форм организации продуктивной деятельности

На уроке осуществлялась совместная продуктивная деятельность: способность обсуждать и оценивать свою работу и работу других; индивидуальная деятельность: формировалась способность выразить свою фантазию в составлении орнамента, в выборе цветов.


Общее количество баллов: максимально – 4 б. фактически - ________

Урок по изобразительному искусству. Хохломская роспись. Растительный узор в полосе. Начальная школа. Автор составитель Н. В. Гудкова МОУ « СОШ 2» г. Свободный Урок по изобразительному искусству. Хохломская роспись. Растительный узор в полосе. Начальная школа. Автор составитель Н. В. Гудкова МОУ « СОШ 2» г. Свободный




Тема. Хохломская роспись. Растительный узор в полосе. Цели: развивать эстетическое отношение к действительности, творческое воображение детей; расширить познания об изготовлении хохломской утвари, её росписи; учить выделять элементы узора, познакомить с чередованием элементов в узоре; с понятием орнамент; нарисовать узор в полосе. Оборудование: предметы быта украшенные орнаментом; листы бумаги, кисти, акварельные краски, тряпочки, вода.


Кисть хохломская! Большое спасибо! Сказывай сказку для радости жизни! Ты, как душа у народа, красива! План урока. I Вступительное слово. «Золотая посуда». II Основная часть. «Волшебный узор». Планирование самостоятельной работы. III Выполнение узора в полосе. IV Итог урока. Анализ работ учащихся.























Литература Бедник Н. И. « Хохлома » Ленинград 1980 Осетров Е. И. « Краса ненаглядная », М Орлова Л. В. « Хохломская роспись », М Яхнин Л. Л. « Весёлое слово хохлома »,2005 « Начальная школа »

Орнамент в полосе - это ритмически повторяющийся узор, расположенный в ограниченном пространстве, в полосе. Он предназначается для украшения утвари, мебели, оружия, одежды, обоев, багетов для картин, оформления печатной продукции и даже в качестве тату.

Орнамент в полосе геометрический

В изобразительном искусстве существует множество направлений. Наряду с реализмом, существуют кубизм, символизм, абстракция и тому подобные направления. Орнамент в полосе также имеет условные подразделения. Он может быть изобразительным и неизобразительным, то есть геометрическим. Навыки работы в этой сфере изобразительного искусства развивают чувство прекрасного, ощущение пространства, симметрии, понимание и использование правила «золотого сечения».

В полосе составляется из кругов, ромбов, квадратов, линий, отрезков и их комбинаций. Первые навыки составления можно начинать прививать в раннем детстве методом выполнения аппликаций. Сначала детям предлагают повторить орнамент в полосе с представленного образца. Постепенно следует давать малышам больше возможностей для творчества. Пусть они поэкспериментируют и самостоятельно составят орнаменты, опираясь на свой вкус и включая фантазию. Примеры того, какие можно составить орнаменты, используя лишь фон и одинаковые треугольники, представлены на данном рисунке.

в полосе

Если в мотивах узора использованы конкретные предметы, взятые из реального мира, например, формы растений, человека либо животных, домов или кораблей, то такие орнаменты относят к изобразительным. Конечно же, реальность в данном не воспроизводится с точностью. Изображения упрощаются, стилизуются, типизируются, приближаясь к геометризации. Изобразительные орнаменты, в свою очередь, подразделяются на растительные, цветочные, зооморфные, антропоморфные, предметные и смешанные. Кроме непосредственно реальных предметов, в узор вплетаются разнонаправленные линии, завитки и фантазийные украшения. Чаще всего представляются орнаменты смешанные, где изображаются ветки и листья, бабочки и птички.

Цветочный орнамент по типу «калейдоскоп»

Самые разные виды орнаментов используются художниками для составления ковровых рисунков. Что самое удивительное, многим художникам помогает в этом непростом деле геометрия, даже можно сказать - физика. Когда-то очень давно была изобретена детская игрушка-калейдоскоп. Внутри него располагались зеркала, а на дно насыпались осколки разноцветного стекла. При повороте «трубочки» осколки составляли какой-либо мотив, который, многократно повторяясь отражениями зеркал, представлялся смотрящему в удивительном неповторимом сказочном свете. По этому принципу работают многие составители орнаментов. Сложив бумажный круг несколько раз таким образом, чтобы получился сектор - часть, ограниченная двумя радиусами и дугой, художник изображает на нём мотив. Скопировав его на все остальные сектора, можно получить настоящее чудо! Если требуется изготовить орнамент в полосе, вполне уместно этот круг использовать в качестве повторяющегося мотива. Только нужно будет заполнить простым мелким орнаментным мотивом получившиеся пустоты.

Орнаментом называется ряд повторяющихся изображений на плоскости, где основой служит выбранный ритм.

Орнамент представляет собой самый упорядоченный, почти математически точный вид композиционного построения. Он в первую очередь подчиняется законам гармонии и пропорций. В орнаменте можно наблюдать все виды симметрии, о которых уже шла речь выше. В арсенал традиционных приемов построения орнаментальной композиции включены зеркальные отражения, вращения, переносы, сетки.

Орнамент представляет собой чередование тождественно повторяющихся частей. Минимальная площадь повторяющегося рисунка называется раппортом (от французского слова rapport — возвращение). Повторение раппорта по горизонтали и вертикали образует раппортную сетку.

Узор может быть плоским и объемным. Плоский узор создается посредством полного или частичного наложения одной формы на другую путем взаимопроникновения этих форм.

Плоский узор может неоднократно повторяться. Такое повторение узора называется мотивом, или раппортом.

Мотив — это часть орнамента, главный его элемент. Мотив может быть простым, состоящим из одного элемента, или сложным, состоящим из множества элементов, пластически связанных в единое целое. Раппорт орнамента включает в себя мотив (или группу мотивов) и расстояние до соседнего мотива (группы).

По характеру чередования раппортов все орнаментальные композиции подразделяются следующим образом.

1. Ленточный орнамент — раппорт многократно повторяется, развиваясь в одном направлении. При этом мотивы в ленточном орнаменте могут располагаться по прямой линии, такой орнамент называется «прямой полосой», или полосным орнаментом. В некоторых случаях раппорт повторяется по кривому контуру, называясь при этом «каймой». В архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и костюме чаще всего ленточный орнамент имеет горизонтальное направление. При его построении в основу композиции закладываются различные виды симметрии: зеркальная симметрия, симметрия переноса (когда элементы переносятся по прямой на расстояние, имеющее постоянную длину). Можно сказать, что это самый распространенный вид орнаментального построения. Ленточный орнамент показан на рис. 1.

Повторяющиеся одинаковые по величине элементы (рис. 2 , а ) создают монотонность и однообразие ритма, чередующиеся элементы (рис. 2 , б )рождают более «живую» композицию с нарастающим или волнообразным ритмом.

Чередующиеся или повторяющиеся элементы могут быть различными по величине, т. е. построены на контрасте форм (большой, средней, малой) с различным их движением. Контрастность помогает выявить образную характеристику применяемых форм.


Контраст может проявляться и в распределении черно-белых пятен тона, когда усиливаются одни пятна и ослабляются другие.

Последовательность рисования полосного орнамента показана на рис. 3.

2. Центрический орнамент — основан на центрально-осевой симметрии, когда раппорт вращается вокруг центральной оси. Мотивы в таком орнаменте размещаются от центральной точки по лучам, заполняя всю поверхность, ограниченную окружностью, и при вращении полностью совмещаются. Наиболее характерный пример центрического орнамента — розетка, представляющая собой мотив распустившегося цветка. Это очень древний вид орнаментального построения, известный еще в Древнем Египте и наибольшую популярность получивший в готическом искусстве. На рис. 4 изображена «готическая роза», представляющая собой яркий пример центрического орнамента, который часто встречается в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве и не очень характерен для костюма. Последовательность рисования композиционно-замкнутого орнамента показана на рис. 5.

Рис. 1. Виды ленточных орнаментов

Рис. 2. Повторяющиеся (а) и чередующиеся (б) элементы в орнаменте

Рис. 3. Последовательность рисования полосного орнамента: а — стилизованные элементы для создания орнамента; б — пример компоновки орнамента в полосе

Рис. 4. Виды центрических орнаментов

Рис. 5. Композиционно-замкнутый орнамент

Рис. 6.Виды сетчатых орнаментов Рис. 7. Построение сетчатого орнамента

3. Сетчатый орнамент — повторяющийся раппорт заполняет всю декорируемую поверхность, развиваясь в двух направлениях — по горизонтали и по вертикали. Ячейка такой раппортной сетки может иметь разнообразную форму — в виде квадрата, прямоугольника, правильного треугольника (равностороннего), ромба, параллелограмма, правильного пяти- и шестиугольника и т. д. Этот вид орнамента часто используется в архитектуре при орнаментации полов, стен, потолков, а также в костюме при оформлении текстильных изделий — практически все рисунки ткани представляют собой сетчатые орнаменты. На рис. 6 показаны примеры сетчатых орнаментов. Сетчатые орнаменты часто называются раппортными композициями. Последовательность рисования сетчатого орнамента показана на рис. 7.

В основу орнаментальных построений закладываются простые или сложные, но всегда хорошо прорисованные, точно найденные мотивы. Чаще всего эти мотивы изображаются не натуралистично, а стилизованно, т. е. они претерпевают видоизменение, переработку, художественное обобщение элементов с целью выявления их декоративных качеств.

Организующим началом любой орнаментальной композиции является ритм. Ритмическая повторяемость в орнаменте мотивов, их наклонов, пространственных поворотов, просветов между ними и других элементов является важнейшей характеристикой орнамента.

Постепенные плавные или более резкие скачкообразные переходы от малых форм к большим, от близких к далеким, от простых к сложным, от светлого к темному и т. п. называются ритмическим движением. Будучи всегда непрерывным, оно в орнаментальной композиции распространяется на различные характеристики: размеры элементов, расстояние между ними, их наклоны и повороты, цвет и светлотные отношения.

Орнамент (лат. ornamentium - украшение) - узор, построенный на ритмическом повторении геометрических элементов - растительных или животных мотивов и предназначенный для оформления разнообразных вещей (предметов быта, мебели, одежды, оружия и т. д.), архитектурных сооружений.

Мотив - часть орнамента, его главный элемент. В зависимости от мотивов орнаменты делятся на три группы: геометрические, растительные, животные. Как видно из названия, главным мотивом геометрического орнамента являются геометрические фигуры.

В основе растительного орнамента лежат реально существующие в природе цветы, листва, плоды и т.д.

В животных орнаментах изображают животных, например коня, зайца, рыб, петуха, голубя, кукушку.

По композиции орнаменты делят на несколько видов: в полосе (фризы), в квадрате, в прямоугольнике, в треугольнике, в круге (розетты). Исходя из этого, различают три их типа:

    • линейные;
    • ячеистые (состоящие из равных ячеек);
    • замкнутые.

Орнаментальный мотив

Фриз

Раппорт

Розетта

Линейные орнаменты - это орнаменты в полосе с линейным вертикальным или горизонтальным чередованием мотива.

Ячеистый , или раппортный , орнамент - это мотив, который повторяется и по вертикали, и по горизонтали. Это орнамент бесконечный во всех направлениях. Раппорт - элемент орнамента, его главный мотив. Обычно используют прямоугольный раппорт.

Замкнутый орнамент компонуется в прямоугольнике, квадрате или круге (розетте). Мотив в нем или не повторяется, или повторяется с поворотом на плоскости.

Симметрия (от древнегреческого - соразмерность) - соответствие, неизменность, проявляемые при каких-либо изменениях, при повторах, при воспроизведении. Двусторонняя симметрия, например, означает, что правая и левая стороны относительно какой-либо плоскости выглядят одинаково. Асимметрия - отсутствие или нарушение симметрии.

Ось симметрии - воображаемая линия, разделяющая фигуру на две зеркально равные части. По количеству осей симметрии фигуры бывают: с одной осью симметрии, с двумя, с четырьмя, а в круге вообще бесконечное количество осей симметрии.

В изобразительном искусстве симметрия - средство создания художественной формы. Она присутствует в орнаментальной композиции и является одной из форм проявления ритма в орнаменте.

Ритмом в орнаментальной композиции называют закономерность чередования и повтора мотивов, фигур и интервалов между ними. Ритм - главное свойство любой орнаментальной композиции. Характерной чертой орнамента является ритмический повтор мотивов и элементов этих мотивов, их наклоны и повороты.

Ритмическое построение - это взаимное расположение мотивов в орнаментальной композиции. Ритм организует определенное движение в орнаменте: переходы от малого к большему, от простого к сложному, от светлого к темному или повторы тех же форм через определенные промежутки.

Ритм может быть:

  1. метрический (равномерный);
  2. неравномерный.

Ученическая работа. Орнаменты, выполненные краской и кистями

Ученические работы. Орнаменты, выполненные краской и кистями (1); вытынанки (2, 3)

В зависимости от ритма узор становится статичным или динамичным.

Неравномерный ритм придает композиции динамику, а равномерный делает ее спокойной.

  1. Что такое орнамент? Как разделяют орнаменты по различию мотивов? По композициии?
  2. Какие три типа орнаментов вы знаете?

Выберите формат и попробуйте создать орнаментальную композицию.

Инструменты и материалы: лист бумаги, акварельные краски, карандаш, резинка, кисти, фломастеры, цветные карандаши.

План работы:

  • Выберите тип и формат будущего орнамента, его основные мотивы и цветовую гамму.
  • Решите, какой тип симметрии вы примените.
  • Элементы орнамента будут повторяться или чередоваться?
  • Определите, где в вашей композиции будут акценты, какой цвет будет доминировать.
  • Определите, статическим или динамическим будет ваш орнамент.
  • Какими деталями вы обогатите свою композицию, каким будет фон?