Орнамент в полосе: предназначение, виды и варианты выполнения. Виды орнамента Геометрический узор в полосе

Составляющими элементами любого геометрического орнамента , представленного в таблице 37, являются различного вида геометрические фигуры, спирали, фигуры, выполненные в виде крестов, уголков, зигзаго- и волнообразных переплетений и подобных им фигур, соразмерно переплетенных и ритмически выстроенных на украшаемых поверхностях. На поверхности геометрический орнамент может быть выстроен в виде полосы, окантовки, разной формы розеток и прочее. Один из подвидов геометрической резьбы называют Меандр – это перпендикулярно ломаная линия, заполняющая полосу, бордюр или окантовку. Сетчатый орнамент – это то же самое, что и Меандр, только покрывающий украшаемую поверхность полностью. Наиболее часто этот вид резьбы используется при украшении отдельных элементов дома.

1,2,3 – орнаменты в виде полосы; 4,5,6,7,8,9,10,11 - разные виды меандр; 12,13,14 - разные виды сетчатых орнаментов; 15,16-разные виды розеток; 17- с элементами квадратов; 18- с элементами ромба; 19- с элементами звезды.

Составляющими элементами растительного орнамента (еще называемого лиственным), представленного в таблице 38, являются прорезанные на деревянной поверхности в виде разного рода переплетений листьев, цветов, ягод, деревьев, плодов и прочее. Такие переплетения собраны либо в полосы, либо в бордюры, либо являются окантовкой на больших поверхностях. Наиболее часто этот вид резьбы используется при украшении отдельных элементов дома.

Составляющими элементами животного орнамента (еще называемого зооморфным), представленного на таблице 39, являются прорезанные на деревянной поверхности фигуры птиц, зверей реальных или в стиле фэнтази. Зооморфный орнамент выполняют, как правило, используя не только геометрическую резьбу, но и другие техники резки на деревянной поверхности.

Составляющими элементами геральдического орнамента , представленного на рисунке 144, являются различные символические значки и эмблемы, изображения оружия и прочее.

Составляющими элементами ленточного орнамента , представленными в таблице 40, являются прорезанные прямолинейные или криволинейные линии, как правило, составляющую окантовку украшаемой поверхности предмета. Составленные из таких деталей неширокие полоски, прорезанные по краю украшаемой поверхности, называют каемкой. Каемка или кайма присутствует практически во всех типах орнаментной резьбы. Наиболее широко каемки представлены при исполнении разного типа ленточных орнаментов.

Разнотипные розетки , представленные в таблице 41, являются самостоятельным типом орнаментальных украшений и представляют собой замкнутую фигуру, исполненную в окружности или многограннике. Бывает любой техники – геометрическая резка, ажурная резка, рельефная резка. Розетка может присутствовать в виде одного элемента на украшаемой поверхности или в многочисленных повторениях, в сочетании с иными типами орнамента.

1-выполненная геометрической резьбой; 3,4,5 – выполненная прорезной резьбой; 6- выполненная сборной резьбой.

Составляющими элементами ажурных орнаментов , представленных в таблице 42, являются части различных геометрических фигур и кругов, прорисованных циркулем и линейкой. Для выполнения ажурных орнаментов применяется прорезная техника. Они находят применение в декорировании строения.

Плетеночный орнамент , представленный в таблице 43, складывается из переплетения растительных, животных и геометрических элементов. Этот вид резьбовых украшений был популярен с древнейших времен у народов Руси, Азии и Закавказья.

Арабеска , представлен в таблице 44, относится к самым сложным по насыщенности растительными и геометрическими деталями и часто находит применение в восточных орнаментах.

Пальметта , представленный на рисунке 145, имеет веерообразный вид и, как правило, является венцом различных резных украшений на элементах дома или деревянных предметах.

«Пальметта»

Венок , представленный на таблице 45, чаше всего имеет растительный мотив и, как правило, он перевязан в нижней части лентой.

«Венок»

Бусы , представленный на рисунке 146, имеет вид разноширокой полосы, составленной из овальных и шарообразных элементов.

Букля , представленный на рисунке 147, имеет вид украшения, сложенного из колец, в центральной части его могут помещаться розетки.

Гордон , представленный на рисунке 148, имеет вид украшения, сложенного из элементов, имеющих полуовальную или выпуклую форму, именуемых каннелюрами и выкружками.

Жгут , представленный на рисунке 149, имеет вид витого пояса выпуклой формы.

Гирлянда , представленный на рисунке 150, имеет вид украшения, сложенного из разного рода растительных деталей с лентами.

Волюта , представленный на рисунке 151, составлен из одинаковых и разноразмерных завитков.

Завиток , представленный на рисунке 152, имеет спиралеобразный вид с закрученными краями.

Картуш или виньетка , представленный на рисунке 153, имеет вид древнего папирусного свитка с эмблемой или вензелем посередине.

Искусство орнамента очень древнее. Возникло оно в эпоху палеолита. Орнаментальные изображения доставляют эстетическое наслаждение, оказывающее сильное воздействие на человека, вызывают цепочки ассоциаций, позволяющие понимать и ценить произведение.Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива. Для орнамента характерны так же перевод реальных форм и предметов в условные орнаментальные изображения, высокая степень декоративного обобщения, отсутствие воздушной перспективы (плоское изображение).

Орнамент всегда широко применялся в качестве декоративного оформления изделий, необходимых людям в быту и практической деятельности. Он составляет основу декоративно-прикладного искусства. Без орнамента не обходятся в изделиях художественных промыслов, керамике, текстиле.

Все орнаментальные рисунки по их изобразительным возможностям подразделяют на три вида: орнамент изобразительный , включающий в себя конкретный рисунок человека, животных, растений, пейзажные или архитектурные мотивы, рисунок предметов неживой природы или сложную эмблему;
орнамент неизобразительный , образованный из геометрических элементов, абстрактных форм, лишенных конкретного предметного содержания;
орнамент комбинированный , представляющий собой сочетание изобразительных мотивов или отдельных элементов, с одной стороны, и абстрактных форм – с другой.

Орнамент классифицируют 1. по изобразительным мотивам: растительный,геометрический, анималистический, антропологический, каллиграфический,фантастический, астральный и т.д.

2.По стилевой принадлежности: античный, готический, барочный и т.д.

3.По народной принадлежности: украинский, белорусский, греческий и т.д.

4.По изобразительной форме:плоскостной, рельефный(небольшое возвышение), контрельефный(небольшое углубление внутрь).
Характеристика орнаментов по изобразительным мотивам.

Первичной формой орнамента является технический орнамент, возникший в результате трудовой деятельности человека (фактура изделий из глины, обработанных на гончарном круге, рисунок простейших клеток в ткани, спиралеобразные витки, получаемые при плетении веревок).

Технический орнамент

Символический орнамент возник и сформировался на основе изображений животных, людей, орудий труда в наскальных рисунках, на ткани. Эволюция условных изображений привела к тому, что орнаментальные образы зачастую представляют собой символы. Появившись в Древнем Египте и других странах Востока, символический орнамент и сегодня играет важную роль, например, в геральдике (изображение серпа и молота, двуглавый орел и др).Геометрический орнамент сформировался на основе технического и символического орнаментов. В нем всегда делается акцент на строгом чередовании ритмических элементов и их цветовых сочетаний. Первооснова практически любой геометрической формы – реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная (греческий меандр-волна, круг – солнце и т.п.)

Растительный орнамент-самый распространенный после геометрического. Для него характерны свои излюбленные мотивы, различные для разных стран в разные времена. Если в Японии и Китае любимое растение – хризантема, то в Индии – боб, фасоль, в Иране – гвоздика, в России – подсолнух, ромашка. В раннем средневековье особенно популярны были виноградная лоза и трилистник, в период поздней готики – чертополох и плод граната, во времена барокко – тюльпан и пион. В 18 веке “властвует” роза, модерн выдвинул на передний план лилию и ирис. Растительный орнамент имеет наибольшие возможности в части разнообразия используемых мотивов, приемов исполнения. В одних случаях мотивы трактуются реалистично, объемно, в других – более стилизованно, в условной плоскостной форме.

Каллиграфический орнамент составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму. Искусство каллиграфии наиболее полно развилось в таких странах, как Китай, Япония, арабских странах, в определенном смысле заменяя собой изобразительное искусство.

В основе фантастического орнамента лежат выдуманные изображения, чаще символического и мифологического содержания. Особенное распространение фантастический орнамент с изображениями сцен из жизни животных получил в странах Древнего Востока (Египте, Ассирии, Китае, Индии, Византии). В эпоху средневековья фантастический орнамент был популярен в связи с тем, что религия запрещала изображение живых существ.

Астральный орнамент утверждал культ неба. Основными его элементами были изображения неба, солнца, облаков, звезд. Наибольшее распространение он получил в Японии и Китае.

Пейзажный орнамент особенно часто использовался и используется на текстильных изделиях производства Японии и Китая.

В животном (анималистическом) орнаменте возможны как реалистические, так и более условные, стилизованные изображения птиц, зверей и т.д. В последнем случае орнамент в известной степени приближается к орнаменту фантастическому.

Предметный , или вещный орнамент возник в античном Риме и в дальнейшем широко использовался в эпоху Возрождения, во времена барокко, рококо, классицизма. Содержание предметного орнамента составляют предметы военной жизни, быта, музыкального и театрального искусства.

Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

Характер орнамента зависит также от национальных образов , представлений, обычаев и т.п. Например, орнамент украинцев совершенно отличен от орнаментальных форм арабов.

Украинский орнамент

Арабский орнамент

Арабеска от фр. arabesque – арабский) – европейское название орнамента средневекового искусства мусульманских стран. В основе арабески, построенной по геометрической сетке – принцип бесконечного пространственного развития повторяющихся групп орнаментальных мотивов. Арабеска отличается многократным ритмическим наслоением однородных форм, что создает впечатление запутанного прихотливого узора.

Совокупность орнаментов, их обусловленность материалом и формой предмета, а также ритм образуют тот декор, который является неотъемлемым признаком определенного стиля. Стиль в искусстве какой-либо эпохи – это исторически сложившееся единство образной системы, средств и способов художественной выразительности. Основу любого стиля составляет единообразная система художественных форм, порожденных идейной и методологической общностью, возникшей в определенных социальных и экономических условиях. При формировании образной системы нового стиля орнамент входит в число наиболее важных составляющих его элементов и находится в числе тех средств художественной выразительности, которые позволяют безошибочно определять принадлежность к данному стилю какого-либо архитектурного памятника или произведения декоративно- прикладного искусства.

По стиливым особенностям орнамент бывает античный, готический, византийский, барочный и т.д

Готический орнамент

Орнамент эпохи Возрождения.

В период Средневековья орнаменты отличались фантастическими и сказочными рисунками, основанными на растительных и животных мотивах. Средневековый орнамент символичен. Природные мотивы трактуются условно и стилизованно. Простые прямолинейные геометрические формы переходят в плетеные криволинейные. Через выработанные декоративно-орнаментальные средства в Средние века опосредованно передавались внутренний мир, состояние и переживания человека, чего не было в древнем искусстве.

В эпоху Возрождения формируется светская гуманистическая культура, утверждающая ценность человеческой личности. В этот период искусство стремится к ясности и гармонии. В орнаментах широко используются мотивы аканта и дуба, виноградной лозы, тюльпана, расположенных на фоне растительных завитков и узоров. Кроме того, часто изображали животных и птиц в сочетании с обнаженным человеческим телом.

Орнамент стиля барокко строится на напряженных контрастах, резко противопоставляя земное и небесное, реальное и фантастическое, впрочем как и все искусство барокко. Орнаментика барокко отличается разнообразием и выразительностью форм, пышностью, великолепием и торжественностью. Для нее также характерны декоративность и динамика, преобладание криволинейных форм и асимметрии.

В начале XVIII в. стиль барокко трансформируется в стиль рококо. Орнамент приобретает легкость, воздушность, подвижность и живописность. Для него характерны ажурные, изогнутые, криволинейные формы, отсутствие ясной конструктивности (излюбленный мотив - раковина).

В период классицизма в конце XVIII в. происходит пересмотр идеалов античной эстетики. Орнамент вновь приобретает статичность и уравновешенность, ясность и четкость. Он состоит в основном из прямых линий, квадратов, прямоугольников, кругов и овалов, становится сдержанным по колорит.

В начале XIX в. господство классицизма завершается стилем ампир (от франц. empire - империя), который черпает свои художественные идеалы из искусства греческой архаики и императорского Рима. Орнаментике ампира присущи суровость, схематизм, строгость, торжественность и помпезность, а в качестве мотивов используются воинские доспехи и лавровые венки. Характерные цветовые сочетания: алый с черным, зеленый с красным, синий с ярко-желтым, белый с золотом.

Итак, орнамент каждого периода обнаруживает связь с духовной жизнью общества, архитектурой, декоративным искусством, отражает эстетику эпохи.

Орнаменты по характеру поверхности подразделяются на плоские и рельефные

Релефный орнамент

В особую группу объединяются те из них, в которых сочетаются рельеф и цвет. Своеобразие имеют рельефные узоры, например резьба по ганчу (среднеазиатская разновидность гипса). Традиция украшать жилища резным гипсом существует на территории Средней Азии с первых веков нашей эры.Прекрасные образцы такой резьбы можно увидеть в архитектурных памятниках Хорезма,Самарканда, Бухары.

Резьба по ганчу

Четко выраженный ритм, как и стилизация — основа всех орнаментов. Рапорт (мотив)-повторение одной и той же группы элементов в узоре.

Одно мотивным называют узор, в котором ритмически повторяется один и тот же мотив. Например, одно мотивным является знаменитый древнегреческий орнамент под названием «меандр».

Меандр

Часто встречается в орнаменте ритмическое повторение двух разных мотивов.

В зависимости от цели и назначения различают три вида орнамента, которые принято считать основными: ленточный, сетчатый и композиционно замкнутый.

Ленточный орнамент имеет вид ленты или полосы. Такой орнамент состоит из повторяющихся элементов и ограничен с двух сторон - сверху и снизу. Ленточный орнамент подразделяется на фриз, бордюр и кайму.

§1. Возникновения орнамента. Основные понятия.

Орнамент очень древний вид ДПИ. Язык каждого орнамента связан с историей и культурой народа. Создатели орнаментов все время обращались к природе, используя увиденное. Орнамент - это музыка. Ряды его линий похожи на мелодию какой-то одной вечной песни перед мирозданием.

Орнамент - часть нашей духовной жизни, выражающий по­требность человека к красоте. Выразив в своих ритмах эмоциональное отношение к жизни, орнаментальное искусство способно стать своеобразным отпечатком психологического склада людей определен­ной эпохи, нации, социального слоя. Каждая народность сохраняла в орнаменте самое характерное, наиболее близкое национальному характеру, эстетическим вкусам, понятиям о красоте. Народные мастера создавали узоры, отличающиеся большим разнообразием отдельных мотивов, где сплетались реальные наблюдения окружающей их природы со сказочными представлениями.

Основные понятия:

· Орнамент (узор) – последователь ное повторение отдельных изобразительных мотивов или их группы.

· Раппорт – повторение части орнамента (группы элементов) без всякого изменения линейных размеров и форм.

· Орнамент может быть раппортным и безраппортным .

Орнамент, являясь одним из самых древних видов ДПИ, сохранил в себе не только традиции, но и глубокую символику орнаментальных мотивов, композиционной конструкции и цветового решения. Изучая орнамент любого из народов, можно глубже узнать его историю, традиции, мировоззрение.

Основные средства выразительности орнамента:

  • Ритм –ритмичное чередование подобных или контрастных элементов.
  • Творчески обдуманное соединение отдельных компонентов называется композицией и складывается из чередования отдельных фигур и их рядов, расположенных по горизонтали, вертикали и диагонали.
  • Очень важную роль во всех видах творчества играет - колорит гармоническое сочетание цветов и их оттенков.

Классификация орнаментов.

Тип орнамента – классификация орнаментов по особенностям конструкции (полоса, розетка, сетчатый);

Тип орнамента – полоса. Орнамент, располагающийся вертикально, горизонтально или по окружности в виде полосы, ленты. Орнамент в полосе ещё называют: ленточным, гирляндой, фризом.

Тип орнамента – розетка. Розетка (от слова «роза» - центрально симметричный или зеркально симметричный орнамент.

Тип орнамента – сетчатый. Раппортом сетчатого орнамента может быть как полоса, так и розетка, многократно повторяясь они заполняют собой плоскость полностью, как будто затягивают сеткой.

Вид орнамента : классификация орнаментов по особенности изобразительных мотивов (геометрический. Растительный…).

Геометрический орнамент. В основе геометрического орнамента лежат такие изобразительные мотивы как геометрические фигуры и тела (линии, зиг-заги, точки, квадраты, круги, звёзды …).

Растительный орнамент. В основе растительного орнамента лежат изобразительные мотивы флористической тематики (цветы, листья, побеги, бутоны, деревья и т.п.).

Зооморфный орнамент. «Зоо» - животное, «морф» - форма. В основе зооморфного орнамента лежат изобразительные мотивы из царства фауны (животные, птицы, насекомые, фантастические зверосущества и т.п.).

Антропоморфный (человекообразный) орнамент. «Антропос» - человек, «морф» - форма. В основе антропоморфного орнамента лежат изображения фигур людей, человекообразных богов, ангелов, маски.

Шрифтовой (каллиграфический) орнамент. В основе шрифтового орнамента лежат изобразительные мотивы, связанные с буквами, шрифтами, каллиграфией – русская и арабская вязь, буквицы, инициалы, иероглифы и т.п.

Геральдический (символический) орнамент.

В основе геральдического орнамента лежат мотивы, связанные с изображением гербов, эмблем, знаков, символов.

Знак (в искусстве, дизайне) - изобразительная часть логотипа, как правило, включающего также название (письменную - буквенную или иероглифическую - часть, часто также художественно оформленную) маркируемого товара, услуги, организации, мероприятия или персоны.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Знак

Символ в искусстве есть характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи. В отличие от аллегории, смысл символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Символ

Герб (польск. herb от нем. Erbe - наследство) - эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба (человека, сословие, род, город, страну и т. п.). Изучением гербов занимается геральдика.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Герб

Плетёный орнамент или «плетёнка».

В основе плетёного орнамента (плетёнки) всегда присутствуют изобразительные мотивы плетения, не зависимо от того какие элементы участвуют в орнаменте (растительные, зооморфные и т.п.).

Практическая работа №1:

ПЛЕТЕНЫЙ ОРНАМЕНТ (с элементами зооморфного и антропоморфного) - «тератологический стиль.

Историческая информация (ознакомиться):

Плетёный орнамент в русских книгах появился с появлением книг из Болгарии. Он включает в себя тесно переплетенные между собой жгуты или ремни. Сложное плетение жгутообразного вида, перетянутое во многих местах узлами. В основном так рисовали заставки: круги повторяются и связываются узорной вязью и узлами, инициалы многоцветные.

Плетеный орнамент «балканского типа». Это переплетение окружностей, восьмерок, прямоугольников и квадратов. Строгая симметрия. «Балканский орнамент» пришел на Русь в XV в., когда велась война турок за Балканский полуостров. Многие художники и писцы уехали на Русь. К концу века в придворных мастерских Москвы выработался вариант роскошного «балканского» орнамента с многоцветной раскраской. И много золота. В книжном орнаменте XIII–XIV вв. появился «чудовищный» стиль. Греческое слово «тератос» – чудовище. Тесное сплетение лент, завершающееся змеиными головами. Ноги, языки, головы, хвосты, крылья животных опутываются ленточными плетениями. Сходный орнамент известен у балканских славян, в Скандинавии, Ирландии и на многих произведениях романского стиля из разных областей Европы. В основе этого стилистического единства лежит общность происхождения от звериного орнамента восточно-европейских кочевников эпохи переселения народов. Это искусство возникло в обстановке крупнейших передвижений, когда значительную роль играли контакты европейских варваров с кочевниками евразийских степей.

Наиболее популярен в древнерусском прикладном искусстве образ хищного зверя. В отдельных случаях можно говорить об определенном стремлении передать образ льва, который часто упоминается в древнерусских письменных источниках – зверя храброго и сильного, царя зверей. Важную роль в древнерусском искусстве играют образы животных реальных и фантастических. Ими украшали храмы городов Владимира и Суздаля, ювелирные изделия: браслеты и обручи. Использовали в книжном ремесле, начиная с Остромирова Евангелия.

Методические указания:

  • Сделайте копию тератологического орнамента, выбрав образец по своему желанию (интернет, книги, альбомы, карточки).
  • Размер листа А4, габаритные размеры орнамента не более 150х220мм.
  • Техника – ахроматическая графика.

Повторяющиеся точки и линии, возможно, были первыми изображениями, созданными руками человека. С тех пор прошли тысячелетия, но повторяющиеся рисунки до сих пор украшают нашу одежду, посуду и стены домов. Что же такое орнамент? Как он изменился с течением времен, и как старинные орнаменты и узоры можно использовать в интерьере современного дома? Постараемся рассмотреть наиболее востребованные узоры и орнаменты, возникшие в далекой древности, и до сих пор не утратившие ни актуальности, ни своей завораживающей красоты.


Мозаика с центрическим орнаментом, Brecci by Eidos Glass

Что такое орнамент?

Любой орнамент по своей сути представляет набор последовательно повторяющихся отдельных элементов или их группы. Раппорт орнамента - и есть это ритмическое повторение одного или нескольких этих элементов. Орнамент не просто украшает плоскость, на которую нанесен, он задает ей определенный ритм, придавая завершенность композиции, и активно влияет на наше восприятие поверхности. Узор без труда может заставить плоскость казаться ближе или дальше, выше или ниже, зрительно изогнуть ее или завернуть в спираль. В древние времена узоры на одежде и предметах обихода были своеобразным языком, позволяющим определить род, семейное и общественное положение, профессию хозяина, либо выступали в качестве талисманов и оберегов от злых духов. Сейчас они, как правило, не несут особой смысловой нагрузки, хотя зачастую имеют свою богатую историю, о которой мы и не подозреваем.

Все бесконечное многообразие придуманных человеком орнаментов легко разделить на 3 основные группы:

  • геометрические орнаменты
  • растительные орнаменты (фитоморфные), представляющие собой различные стилизованные изображения растений
  • меандровые орнаменты в виде непрекращающейся ломанной линии


Мозаика из различных видов орнамента в современном интерьере, Versace Home by Gardenia Orchidea

Отбор наиболее удачных узоров в истории человечества никогда не прекращается. Некоторые орнаменты, придуманные много веков назад, до сих пор активно применяются в дизайне интерьера в различных стилях.

Геометрические орнаменты

Набор базовых элементов в геометрических орнаментах, разумеется, невелик, однако больший интерес представляет возможность их бесконечного сочетания между собой. В современных интерьерах активно используются различные варианты горизонтальных и вертикальных полос, способных существенно влиять на восприятие нами пространства, а также квадраты, ромбы, шевроны и круги.
Говоря о более сложных геометрических орнаментах с богатой историей, особое внимание хочется уделить тартану, который еще иногда называют шотландской клеткой, и четырехлистнику, который, не смотря на называние, относится именно к геометрическим орнаментам.

Тартан


Классический тартан, Tecnofloor Industria Chimica

Узор тартана образуется пересечением горизонтальных и вертикальных линий разных цветов. Таким образом, создается определенная последовательность линий и квадратов, которую принято называть «шотландкой», хотя формально «шотландкой» можно назвать любую ткань в клетку. В старые времена каждый шотландский клан имел собственную оригинальную расцветку тартана, служившую клановым опознавательным знаком. За пределы Шотландии мода на клетчатые ткани распространилась благодаря королеве Виктории, страстной поклоннице культуры этой страны.


Для современного дизайна очень характерна игра с масштабом, так привычную мелкую клетку на обоях может заменить тартан гигантских размеров, обои Wall&Deco

Памятка: тартан традиционно считается «мужским» орнаментом и часто встречается в декоре кабинетов или детских для мальчиков.

Клетка в интерьере создает ощущение устойчивости и помогает упорядочить пространство. Обои и интерьерные ткани с узором тартан чаще всего можно встретить в интерьерах в британском духе или стиле кантри. В классическом кабинете, в теплой деревенской кухне с клетчатыми шторами и скатертью или семейной гостиной тартан поможет создать атмосферу уюта, стабильности и связи поколений.

Четырехлистник


Зеркало в форме четырехлистника с острыми уголками, Pottery Barn

Четырехлистник или трилистник (квадрофолий и трифолий, соответственно) представляют собой геометрический орнамент из частично пересекающих друг друга одинаковых окружностей. Узор могут дополнить дополнительные острые уголки на месте стыка окружностей.

История этого мотива теряется в глубине веков, встретить его можно и в национальных марокканских костюмов, и среди древнехристианской символики, и в средневековой архитектуре. В Европейском искусстве четыхлистник стал особенно популярен во времена Ренессанса, встречаясь в декоре мебели, форме окон и витражей зданий.


Постельное белье с четырехлистником, Gracious Style

Как и другие геометрические орнаменты, четырехлистник приносит в интерьер четкий ритм, однако из-за своих округлых форм, смотрится он более мягко и ненавязчиво. Данный мотив часто можно встретить в интерьерах, стилизованных под исторические стили, например, готику или эпоху Возрождения, однако и в более современных вариациях он также может смотреться органично.

Растительные орнаменты

Испокон веков мир природы служил главным источником творческого вдохновения, так что новые стилизации листьев, цветов, плодов, деревьев, животных и птиц появляются в дизайне чуть ли не каждый день. Тем ни менее, некоторые из придуманных несколько тысяч лет назад орнаментов оказались настолько удачными, что до сих пор органично дополняют наши интерьеры. Вот уж точно: «Все новое - это хорошо забытое старое».


Интерьерная ткань с узором пейсли, Decobel

Один из самых популярных и, при этом, самых древних растительных орнаментов. Также можно часто встретить и другое его название: индийский или турецкий огурец. В его основе лежит каплевидный завиток под названием «бута», первые изображения которого появились еще в древнем Вавилоне. В Европу пестрые индийские ткани с замысловатым узором в виде запятой попали примерно в XVII веке, однако пик их популярности пришелся на время повального увлечения экзотическими восточными мотивами в XIX веке. В этот период аналоги индийских тканей стали широко производится и в Европе, в чем особенно отличился шотландский городок Пейсли.


Современная стилизайия «индийского огурца» в виде фанерной ширмы, LZF

Узор пейсли повсеместно встречается в коллекциях обоев и интерьерных тканей современных производителей. Яркий «индийский огурец» можно встретить практически в любом восточном интерьере: марокканском, индийском и т.п. Более сдержанный и монохромный вариант узора вполне подойдет для нейтрального декора современного интерьера, в котором хочется создать более уютную и теплую атмосферу.

Дамаск


Дамаск в классическом интерьере, обои Coordonne

Дамаск - это сложный растительный орнамент в виде пышного цветка, обрамленного хитросплетением листьев, расположенный вертикальными полосами. Считается, что появился этот узор в столице Сирии, Дамаске, еще в Средние века, со временем распространившись по всему миру.


Дамаск в современном интерьере, Architects Paper ® , a brand of A.S. Création Tapeten

В наши дни дамаск можно встретить, как в традиционных классических интерьерах, так и в гламурных гостиных и спальнях, оставленных лаконичной современной мебелью. Для первого варианта хорошо подойдут неяркие фактурные обои с шелкографией, во втором уместен более контрастный, например, черно-белый вариант или ярко выраженная бархатная фактура узора. Не менее часто встречается этот узор и в декоре керамической плитки.


Сочетание орнаментов: меандр выступает в качестве окантовки для растительных мотивов, Versace Home by Gardenia Orchidea

Меандр представляет собой фризовый орнамент, образованный непрерывной, изогнутой под прямым углом линией. Это, возможно, одни из древнейших декоративных узоров, известный еще со времен неолита, однако, наибольшее распространение получивший в искусстве Древней Греции. Меандр украшает не только античную керамику, мозаику и рельефы, но и является, например, фирменным знаком марки Givenchy.


Плафон бра с бордюром из меандра, Versace Home by Gardenia Orchidea

В наши дни меандр чаще всего можно встретить в классических интерьерах в виде бордюра или краевого элемента. Окантовка ковра, бордюр на обоях или мозаичное полотно с таким орнаментом смотрится одновременно строго и элегантно, задавая пространству четкий ритм и упорядоченность. На фоне меандра одинаково органично будет выглядеть и минималистичная современная мебель, и классические предметы обстановке в стиле ампир или неоклассицизм.

Памятка: обратите внимание, как разнообразно применение орнамента. Подчас мы даже не замечаем, что они окружают нас повсюду: от узора на обоях, до декора посуды, светильников, ковров или пастельного белья.

Орнамент - это универсальный язык искусства и дизайна, который не устаревает, не выходит из моды и радует глаз во все времена. Разумеется, применять его надо с умом, учитывая общую стилистику интерьера, его и помнить, что более двух разновидностей орнамента в одном помещении применять специалисты не рекомендуют.

Орнамент - это узор, построенный на ритмическом чередовании изображаемых мотивов.

Термин «орнамент» связан со словом «украшение» (от лат.ornemantum — украшение). Орнамент - часть материальной культуры общества, один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. Каждая эпоха, стиль, национальная культура вырабатывали свою систему, поэтому орнамент является признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране. Цель орнамента была украшать предметы, ткани, жилище. В тоже время он нес и магический, и информационный смысл. Так орнамент, нанесенный на горлышко сосуда, «защищал» его от проникновения злых духов. То же касалось и одежды, и дома,и предметов интерьера и т.д. Особенного развития орнамент достиг там, где преобладают условные формы отображения действительности: на Древнем Востоке, в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков, в европейском средневековье. В народном творчестве с древнейших времён складывались принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции.

В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов:

- геометрический - состоит из точек, линий и геометрических фигур.

- растительный - составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.д.

- зооморфный - включает стилизованные изображения реальных или фантастических животных

- антропоморфный - в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека

- комбинированный.

Все о рнаменты представляют собой чередование повторяющихся частей. Минимальная площадь повторяющегося рисунка называется раппортом (от фр.rapport — возвращение). Повторение раппорта по горизонтали и вертикали образует раппортную сетку.

Мотив — это часть орнамента, главный его элемент. Мотив может быть простым, состоящим из одного элемента, или сложным, состоящим из множества элементов, пластически связанных в единое целое. Раппорт орнамента включает в себя мотив (или группу мотивов) и расстояние до соседнего мотива (группы).

По характеру чередования раппортов все орнаментальные композиции подразделяются следующим образом:

1. Ленточный орнамент — раппорт многократно повторяется, развиваясь в одном направлении. При этом мотивы в ленточном орнаменте могут располагаться по прямой линии, такой орнамент называется «прямой полосой», или полосным орнаментом. В некоторых случаях раппорт повторяется по кривому контуру, называясь при этом «каймой». В архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и костюме чаще всего ленточный орнамент имеет горизонтальное направление. Но также он может быть расположен вертикально или по наклонной линии.

При построении в основу композиции закладываются различные виды симметрии: зеркальная симметрия, по вертикали, горизонтали или диагонали. И различные принципы ритмического построения элементов - повтор, чередование, в том числе по цвету и тону.

2. Центрический орнамент — основан на центрально-осевой симметрии, когда раппорт вращается вокруг центральной оси. Мотивы в таком орнаменте размещаются от центральной точки по лучам, заполняя всю поверхность, ограниченную окружностью, и при вращении полностью совмещаются. Наиболее характерный пример центрического орнамента — розетка, представляющая собой мотив распустившегося цветка. Это очень древний вид орнаментального построения, известный еще в Древнем Египте и наибольшую популярность получивший в готическом искусстве.

3. Сетчатый орнамент — повторяющийся раппорт заполняет всю декорируемую поверхность, развиваясь в двух направлениях — по горизонтали и по вертикали. Ячейка такой раппортной сетки может иметь разнообразную форму — в виде квадрата, прямоугольника, правильного треугольника (равностороннего), ромба, параллелограмма, правильного пяти- и шестиугольника и т. д. Этот вид орнамента часто используется в архитектуре при орнаментации полов, стен, потолков, а также в костюме при оформлениитекстильных изделий — практически все рисунки ткани представляют собой сетчатые орнаменты.

Описание этапов выполнения работы.

1.Рассмотрим один из вариантов построения квадратного геометрического орнамента. Начертим квадрат 4 на 4 клетки. Сначала он будет строиться как центрический орнамент. Т.е. рапорт будет поворачиваться от центра квадрата.А потом сделаем из него ленточный и сетчатый.

2. Начертим вспомогательные диагональные линии и ромбы.

3. Соединяем углы большого квадрата с углами маленького ромба. У нас появляется интересный узор. Обратим внимание, что рапортом в данном случае одна восьмая квадрата. Эта часть поворачивается на 45 градусов вокруг центра.

4. Выбираем, какая форма - более сложная или простая нам нравится. Стираем лишние линии построения.

5. Из одной заготовки можно сделать много разнообразных орнаментов по форме и цвету.

6. Выбираем один из вариантов.

7. Теперь этот квадрат будет рапортом нашего ленточного орнамента. Можем поворачивать его на 90 градусов. Украшаем орнамент дополнительными элементами.

8. Составляем из нашего орнаментального квадрата сетчатый орнамент. Можем использовать дополнительный элемент и немного чередовать цвета.