Организация и изображение внутреннего пространства

Основной этаж музея предназначен для размещения экспозиции. Во многих зданиях он расположен на уровне тротуара или несколько приподнят. Высоко расположенный главный этаж создает определенные эксплуатационные трудности. При выборе уровня основного выставочного этажа необходимо учитывать транспортировку экспонатов, их освещение, перемещение посетителей.

В музеях с выставочной площадью до 1000 м 2 помещения часто располагают на одном горизонтальном уровне. Распространенный вариант объемно-планировочной композиции - объединение вспомогательных и обслуживающих помещений по одну сторону экспозиционных залов. Функциональное разделение помещений на две группы закрепляется введением внутреннего дворика для экспозиций под открытым небом. Все помещения получают естественное освещение. Кольцевая экспозиция вокруг двора обеспечивает четкий график движения.

При специфических условиях строительства (сложный рельеф местности, своеобразие коллекций и пр.) возможна корректировка такой схемы. В случаях когда площадь основного первого этажа недостаточна для экспозиции, под экспозиционные залы отводят второй этаж. На втором этаже может размещаться также часть административных помещений. Комнаты администрации вместе со служебными помещениями хранилищ часто образуют отдельный вертикальный блок. На втором этаже может располагаться библиотека. Существуют музеи, где используется совмещение в одном зале экспозиции и библиотеки, что является эффективным в небольших музеях с научной, учебной, воспитательной и познавательной точек зрения.

Наиболее универсальным приемом для демонстрации экспозиции является зальная планировочная структура с анфиладным и кольцевым графиком движения (рис. 13.8). При этом могут чередоваться залы, различные по габаритам и организации внутреннего пространства. При проектировании зоны постоянной экспозиции музея необходимо предусматривать достаточно гибкое решение, рассчитанное на наилучшее восприятие экспонатов, при этом зоны рецепции должны сочетаться с зонами релаксации. Своеобразную группу образуют музеи-панорамы, в которых требуется круговой обзор.

Горизонтальное функциональное зонирование характерно для небольших музеев. Одноэтажная композиция здания создает максимум удобств как в отношении взаимного размещения основных помещений, так и в отношении освещения.

Преимущест вом этого типа планировки является также возможность тесной связи с природой, трансформаций и расширения музея в целом и отдельных его разделов.


Рис. 13.8.

Для крупных музеев используется в основном вертикальное функциональное зонирование: верхние этажи отводятся под экспозицию, которая формируется вокруг ядра вертикальных коммуникаций или центрального зала. Хранилища, административные помещения, лекционный зал и различные помещения обслуживания занимают нижние этажи. При таком решении вестибюль является композиционным узлом, с которого начинается развитие пространства по вертикали.

Еще в XIX веке распространились две схемы организации внутреннего пространства музеев - радиальная и сегментная. При радиальной схеме в центре музея находится постоянная экспозиция для основной массы посетителей, по радиусам размещаются отраслевые отделы для специалистов, комнаты для занятий и хранилища. При сегментной схеме музей состоит из нескольких самостоятельных объемно-пространственных элементов, возводимых поочередно по мере необходимости. Каждый такой элемент содержит выставочную зону и помещения для хранения. В крупных музеях эти элементы могут развиться до отдельных специализированных музеев.

Для музея характерна относительная стационарность экспозиции и определенный график движения. Планировка должна быть простой, в ряде случаев должна предусматриваться возможность выборочного осмотра части экспозиции. Драматургия восприятия экспонируемого материала диктует в каждом конкретном случае пути решения интерьера музея, такие как:

  • - организация центрального ядра - распределительного пространства;
  • - дифференциация пространства в зависимости от запросов посетителей.

Архитектура экспозиционных залов влияет на объемно-планировочное и образное решение всего здания. Залы должны быть приближены к посетителю, а пешеходные коммуникации максимально сокращены и облегчены. Принцип экономии помещений, который определяет построение музея от вестибюля до экспозиции, должен соблюдаться и в самих залах. Поскольку движение в зале начинается от входа (рис. 13.9), рассмотрим, как его расположение влияет на маршрут движения . Для тупиковых залов положение входа несущественно. После осмотра по периметру зритель снова возвращается к входу. В проходных залах при расположении дверей на одной оси выгоднее оказывается их размещение по широкой стороне. Диагонально расположенные двери обусловливают самый длинный холостой проход. Промежуточные пространства между залами не должны быть просто коммуникационными. Они должны создавать паузы для отдыха, разрядки от эмоциональной нагрузки, возникающей при осмотре экспозиции.

Рис. 13.9.

Экспозиционные приемы, влияющие на изменение характера внимания посетителей и направление их перемещения: 1 - направленное внимание; 2 - рассеянное внимание; 3 - концентрированное внимание; 4 - отвлеченное внимание

Экспозиционное оборудование музея играет важную роль в формировании интерьера: не выступая в качестве самостоятельной художественной ценности, оно должно способствовать формированию предметной среды, которая обеспечивала бы при разнообразии приемов демонстрации стилевое и композиционное единство экспозиции. Как правило, оно должно быть максимально незаметным, чтобы не отвлекать внимания от экспонатов.

Ведущую роль в организации внутреннего пространства музея играет освещение. Можно выявить следующие подходы к его решению:

  • - максимальное раскрытие и естественное освещение всего пространства;
  • - разграничение световых потоков (отдельные залы с верхним светом);
  • - в двухэтажном здании - боковое освещение по первому этажу и верхнее - по второму этажу;
  • - верхнебоковое и системы искусственного освещения.

В концептуальном плане трактовка интерьерных пространств музеев решается разными путями. Наиболее традиционный тип внутреннего пространства музея, замкнутый и самодостаточный, в современных проектах часто вытесняется более открытым и комплексным. Это более органично отвечает идеологии музея как универсального центра искусств , более демократичного пространственного объекта - части окружающей среды. Это стремление к открытости выражается на разных уровнях. Важное значение приобретает соотношение открытых и закрытых пространств, а также акцент на использовании «полузакрытых» пространств как метафора подвижности и неоднозначности современного искусства. Если традиционно остекление применялось для разного рода коммуникаций и буферных пространств - атриумов, переходов, холлов, то в современной практике авторы все чаще прибегают к раскрытию экспозиционных пространств, добиваясь дополнительных визуальных связей с окружающим городским пространством (рис. 13.10).

В структуре музея очень существенно соотношение между постоянной экспозицией и временными выставками. Действительно,

Рис. 13.10.

музей, которому нечего прибавить к ранее созданному, неизбежно умирает. В современной практике известны музеи, деятельность которых целиком основана на организации временных выставок. Именно выставочная зона посвящена временному и преходящему, что находит отражение и в архитектуре зданий. Наиболее часто в процессе развития комплекса композиция приобретает сложный, расчлененный характер. В современной практике проектирования, как правило, изначально закладывается развитая пространственная структура музейно-выставочного комплекса.

Право и Церковь Рецепция римского права в Византии. Понятие византийского права Правовая культура В. и. с начала ее истории вплоть до падения К поля была основана на рецепции классического римского права. Источники рим. права подразделялись на… … Православная энциклопедия

ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ III - Литература Визант. лит ра, словесность и книжность в целом составляют труднообозримый массив духовного наследия христ. империи. Его освещение предполагает обращение ко мн. видам и жанрам лит ры, в первую очередь к святоотеческой, богословской лит … Православная энциклопедия

СССР. Литература и искусство - Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… …

Италия Большая советская энциклопедия

Италия - I Италия (Italia) Итальянская Республика (La Repubblica Italiana). I. Общие сведения И. государство на юге Европы в центральной части Средиземноморья. Берега И. омываются морями: на З. Лигурийским и Тирренским, на Ю.… … Большая советская энциклопедия

ПИКАССО Пабло - ПИКАССО, ПАБЛО РУИС И (Picasso, Pablo Ruiz y) (1881 1973), испанский живописец, скульптор, гравер, художник по керамике, сценограф. Родился 25 октября 1881 в Малаге (Испания) в семье художника Хосе Руиса Бласко и Марии Пикассо Лопес. В юности… … Энциклопедия Кольера

Samsung - (Самсунг) Промышленный концерн Samsung Group, основание компании Samsung Структура и финансовое состояние концерна Samsung, деятельность Samsung в России, руководство Samsung, телевизоры Samsung, мобильные устройства Samsung, холодильники Samsung … Энциклопедия инвестора

Святогорская лавра - Монастырь Свято Успенская Святогорская Лавра … Википедия

БЕЛАРУСЬ - [Республика Беларусь, Белоруссия], гос во в Вост. Европе. Территория: 207,6 тыс. кв. км. Столица: Минск. География. Граничит на северо западе с Литвой, на севере с Латвией, на северо востоке и востоке с Россией, на юге с Украиной, на западе с… … Православная энциклопедия

БОЛОНЬЯ - [итал. Bologna], г. в Центр. Италии (обл. Эмилия Романья), центр еп ства. На территории совр. Б. в VIII в. до Р. Х. существовало поселение италийского племени умбров, на месте к рого позднее возник этрусский г. Фельсина. В нач. IV в. до Р. Х.… … Православная энциклопедия

Феодализм - Содержание [О Ф. во Франции см. соотв. ст.]. I. Сущность Ф. и его происхождение. II. Ф. в Италии. III. Ф. в Германии. IV. Ф. в Англии. V. Ф. на Пиренейском полуострове. VI. Ф. в Чехии и Моравии. VII. Ф. в Польше. VIII. Ф. в России. IX. Ф. в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

На решение интерьера оказывают влияние тип предприятия общественного питания, его вместимость, место расположения.

Характер интерьера зависит от времени пребывания посетителей в торговом зале, формы их отдыха. Чем продолжительнее пребывание посетителя в торговом зале, тем более комфортабельным должен быть интерьер, тем выше требования к его художественной вырази­тельности и организации внутреннего пространства.

Увеличение вместимости торговой группы помещений раскры­вает дополнительные возможности обогащения объемно-планиро­вочного решения, развития многоплановой композиции интерьера. Так, в столовой, ресторане большой вместимости можно разнообразить приемы размещения мебели, варьировать форму зала. Особенно большое влияние оказывает вместимость зала на решение интерьера ресторана.

Характер работы предприятия общественного питания, а следо­вательно, и облик интерьера зависит от того, в какой зоне городской застройки оно находится. К основным зонам городской застройки относятся, как известно, жилая, промышленная, административно-общественная и зона отдыха. Если, например, в столовой промыш­ленного предприятия определяющим при решении интерьера явля­ется создание условий для самообслуживания посетителей с мини­мальными затратами времени, то на предприятиях общественного питания, расположенных в парках, пригородной местности, глав­ное - создание обстановки, благоприятствующей отдыху, контакту с природой.

При выборе того или иного варианта интерьера наибольшие возможности представляет размещение предприятия в отдельном здании. Затем следует расположение его в одном здании с другими предприятиями общественного питания, торговли, бытового обслу­живания. При этом блокирование этих объектов может осуществлять­ся в различных формах: соединение секций с использованием раз­нообразных вариантов компоновки (горизонтальное блокирование); поэтажное размещение различных предприятий (вертикальное бло­кирование) и т. д.

Меньше всего возможностей в выборе решений интерьера дает встроенное размещение предприятия общественного питания в жи­лых домах, гостиницах, административных, производственных или других зданиях. При внешнем сходстве с блокированием встроенное размещение отличается от него тем, что типологические параметры здания (сетка колонн, ширина здания и т. п.) определяются исходя из соображений удобства, экономичности жилого дома, цеха, учеб­ного корпуса, т. е. основного объекта проектирования. Естественно, что в этом случае планировка предприятия общественного питания не всегда соответствует предъявляемым к ней требованиям. Это сказывается и на эстетических достоинствах интерьеров. Так, торго­вые залы столовых, встроенных в жилой дом, имеют неприятные, вытянутые пропорции, а столовые, встроенные в цехи, не всегда обеспечены достаточным естественным освещением.

Все больше различий наблюдается в характере интерьера основ­ных типов предприятий общественного питания - столовой и рес­торана . На интерьер столовой накладывает отпечаток стремление к сокращению времени пребывания посетителя в торговом зале. Эта задача решается путем механизации приготовления и доставки пищи, применения самообслуживания.

Если еще недавно в торговом зале конвейеры применялись лишь для транспортировки использованной посуды, то в настоящее время конвейером может осуществляться подача комплексных обедов из кухни в торговый зал. Наибольшее распространение конвейерная система отпуска блюд находит в столовых, которые в течение корот­кого времени должны обслуживать многочисленные контингенты потребителей.

Выделим две схемы размещения конвейеров в торговом зале:

1. Каждое блюдо комплектуется на отдельном конвейере непре­рывного действия. Конвейеры выходят в торговый зал в зоне, непо­средственно примыкающей к кухне, образуя единую раздачу.

2 Все блюда комплексного обеда комплектуются на одном кон­вейере, который выходит на всю глубину торгового зала или отде­ляет от него кухню. Разновидностью такой схемы является раздача периодического действия «Эффект» со сквозными подогреваемыми шкафами-накопителями, которые устанавливаются параллельно кон­вейеру фронтом к торговому залу Конвейеры для использо­ванной посуды чаще всего выходят на всю глубину торгового зала и располагаются вдоль наружных стен.

Конвейер становится ведущим композиционным элементом и в интерьере производственных помещений.

Торговые залы ресторанов и кафе по характеру композиционно-планировочного решения интерьера торгово-бытовых зданий можно разделить на три типа:

панорамные, где объектом наблюдения является окружающий пейзаж;

торговые залы, где объектом наблюдения может быть как интерь­ер, так и внешняя среда (оба названных типа относят к динамической схеме композиции, которая строится на последовательном раскры­тии внутреннего и наружного пространства);

торговые залы, где объектом наблюдения является какая-либо часть интерьера (статичная схема). Роль такого элемента, привле­кающего к себе основное внимание посетителей, может играть эстрада, танцевальная площадка, фонтан, панно, бар. Бары в тор­говом зале ресторана или кафе существенно выделяются размерами, формой и масштабом на фоне всего интерьера. Различают бары пристенные, отдельно стоящие и встроенные. Отдельно стоящие бары могут разделять торговый зал на части, изолировать одну зону от другой.

Место для танцев в зале ресторана или кафе может быть нейт­ральным или выполнять активную композиционную роль. В этом слу­чае танцевальную площадку приподнимают или опускают по отно­шению к общему уровню пола. Ее также выделяют концентрирован­ным размещением светильников, выразительной формой потолка.

В крупных ресторанах комплексного обслуживания, которые помимо собственно ресторана объединяют ряд более мелких пред­приятий (кафе, закусочную, пивной и винный бары, магазин кули­нарии), интерьеры всех торговых залов связаны единым архитектур­но-художественным замыслом.

Функциональное зонирование
Функциональное зонирование - разбивка сооружения на зоны из
однородных групп помещений, исходя из общности их функции.
Функциональные блоки - общие по функции группы помещений.
Различают три вида функционального зонирования:
❖ Горизонтальное
❖ Вертикальное
❖ Смешанное (горизонтально-вертикальное)

Горизонтальное зонирование
Все внутренние пространства располагаются, как правило, в горизонтальной плоскости
и объединяются в основном горизонтальными коммуникациями (коридорами, галереями,
пешеходными платформами и т.п.).
Схема горизонтального функционального зонирования банка

Вертикальное зонирование
Внутренние пространства располагаются по уровням (ярусам) и связываются между
собой, как правило, вертикальными коммуникациями (лестницы, лифты, эскалаторы и
др.), которые здесь являются основными.
Вертикальное зонирование по сравнению с горизонтальным является в ряде случаев
более прогрессивной пространственно-функциональной организацией крупных
общественных зданий и комплексов.
Схема вертикального
функционального зонирования
банка

Смешанное зонирование
При горизонтально - вертикальном функциональном зонировании сочетаются оба
предыдущих типа зонирования.
Схема горизонтально-вертикального функционального зонирования
банка

Схемы группировки
помещений
Основная
задача функционального зонирования - выявление взаимосвязей между
помещениями (или группами помещений) при сохранении их четкого разграничения. Эта
задача решается при помощи определенной группировки помещений.
При этом можно выявить следующие основные схемы группировки помещений:
ячейковая;
коридорная;
анфиладная;
зальная;
атриумная;
павильонная;
смешанная (комбинированная)

Ячейковая схема группировки помещений – это части, в
которых происходят свои разные функциональные
процессы. Такие ячейки имеют общую коммуникацию,
связывающую их с внешней средой. Например, детские,
школьные здания.
Коридорная схема группировки помещений – это
несколько небольших ячеек, в которых происходит один
функциональный процесс. Они связанны между собой
общей линейной коммуникацией - коридором.
Ячейки могут располагаться с одной или двух сторон
коридора. Коридорная схема применяется в общежитиях,
гостиницах, интернатах, административных, учебных,
лечебно-профилактических и др.

Анфиладная схема группировки помещений – это ряд
помещений, которые расположены друг за другом и
объединены между собой сквозным проходом. Во всех
помещениях происходит один функциональный процесс.
Анфиладная схема использована в дворцовых и
культовых постройках, музеях, выставочных павильонах,
торговых зданиях.
Зальная схема группировки помещений – это
организации единого пространства для функций, которые
требуют больших нерасчлененных площадей, вмещающих
массы посетителей.Зальная схема характерна для зданий
зрелищных и спортивных, рынков, выставочных
павильонов.
Атриумная схема группировки помещений – это ряд
помещений, которые расположены вокруг закрытого
внутреннего двора - атриума – и выходящих в него.

Павильонная схема группировки помещений – это
распределение помещений или их групп в отдельных
объемах - павильонах, связанных между собой единым
композиционным решением. Например, павильонный
рынок, состоящий из павильонов «овощи-фрукты»,
«мясо», «молоко»; дома отдыха с павильонами спальных
корпусов и т.п.
При сочетании или совместном использовании
указанных схем создаются комбинированные схемы:
коридорно - кольцевая, анфиладно - кольцевая и т.д.
Таковы, например, клубы, библиотеки, в которых
смешанная схема вызывается сложностью
функциональных процессов.

Как правило, требованиям удобства отвечает наиболее компактное размещение
помещений с кратчайшими путями движения людей и средств транспорта, без
взаимных их пересечений и встречного движения. Чем короче пути движения и,
следовательно, меньше по площади коммуникационные помещения, тем меньше
объем здания и ниже его стоимость.
Помещения, связанные функциональным или технологическим процессом,
должны располагаться возможно ближе друг к другу. Это условие особенно
важно для производственных предприятий, где протяженность путей движения
предметов производства влияет не только на объем здания, но и на стоимость
продукции. Не менее важно для производственных и общественных зданий
отсутствие пересечений людских потоков, а пересечение людских потоков с
грузовыми вообще недопустимо как по технологическим условиям, так и по
условиям безопасности.

На рисунке приведена функциональная схема здания театра. Помещения его группируются, как
правило, по однородным функциональным признакам. Например, артистические помещения
группируются близ сцены, с которой должна быть обеспечена удобная связь; к зрительному залу
примыкают фойе и кулуары, представляющие группу помещений с однородным функциональным

Заключение
Для правильного расположения помещений в здании
целесообразно предварительно составить функциональную
или технологическую схему. Она представляет собой
условное графическое изображение группировки помещений
и связей между ними. При проектировании для
упорядочивания связей между помещениями применяют
функциональное зонирование.
Функциональное зонирование - это действенный способ
планировочной организации жилых домов, усадеб и целых
поселков. Зонирование способствует образованию наиболее
коротких связей и независимости функционирования зон.