Описание культуры. Культура и духовная жизнь общества — Гипермаркет знаний Мнoгo ли культур

1. Концепция культуры И.Г. Гердера.

Гердер подчеркивает два начала в культуре: надприродную сущность культуры и историческую причину развития культуры.

Основные элементы культуры по Гердеру: язык; государство; семейные отношения; религия, искусство, наука и т.д.

Культура выступает тем началом, которое объединяет людей, делая их членами единого человеческого сообщества.

2. Философия Гегеля как теория культуры.

В работах Гегеля «Философия истории», «Эстетика», «История философии», «Философия права» развитие культуры во всем многообразии ее проявлений (от философии, религии и искусства до государственных форм) впервые предстало как закономерный целостный процесс. Гегель вовсе не игнорирует многообразия культурных форм и качественного различия национальных культур, имевших место в истории человечества. Каждая конкретно-историческая культура здесь есть лишь ступень в саморазвертывании мирового духа, стремящегося к своему полному осуществлению. При этом Гегель верен идеалам Просвещения и, прежде всего, идеалу свободы. Именно свобода является последним основанием или, как говорят философы, субстанцией мирового духа и всей развивающейся культуры. А поскольку дух полноценно реализует себя лишь в человеке, то осуществление свободы духа совпадает с ростом человеческой свободы.

3. Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.

В наше время актуальна мысль философа о том, что необходимым условием расцвета культуры является политическая независимость. Без нее, считает он, невозможна самобытность культуры, т.е. невозможна сама культура. Независимость нужна для того, чтобы родственные по духу культуры могли свободно и плодотворно развиваться и взаимодействовать, сохраняя в то же время их общее культурное богатство.

4. Культурологическая концепция Ф.Ницше.

В искусстве Ницше различает два начала: аполлоническое (рациональное, упорядоченное и критическое) и дионисическое (чувственное, вакхическое). Первое воплощает принцип индивидуализма, второе символизирует ужас и восторг, охватывающий человека, когда нарушен принцип индивидуализма. Позднее в его творчестве получает яркое выражение элитарная концепция культуры. Философ обосновывает права элиты на привилегированное положение в культуре ссылкой на ее уникальную эстетическую восприимчивость и болезненную чувствительность к страданиям. Еще позднее во взглядах Ницше на жизнь и культуру происходит усиление социально-нравственного акцента, и жизнь начинает истолковываться им по преимуществу как воля к власти, а смысл культуры в формировании носителя этой воли к власти - сверхчеловека.

5. Философия культуры О.Шпенглера.

В его концепции мировая культура предстает как ряд независимых друг от друга, замкнутых культур, каждая из которых имеет свой темп развития и отведенное ей время жизни.
За этот период культура проходит несколько стадий: от рождения через молодость, зрелость, старость до смерти.

Любая культура проходит три одинаковых этапа:
мифо-символическая ранняя культура;
метафизико-религиозная высокая культура;
поздняя цивилизационная структура.

6. Культурологическое учение М.Вебера.

Рационализация имеет частный характер, т.е. охватывает лишь определенные стороны культуры, приводит к их автономизации, оставляя отдельные сферы в стороне. Она всегда должна получать соответствующую институциональную основу (церковь, секта, образование, социальная структура, бюрократический аппарат и т.д.), которая и обеспечивает ее поддержание. Макс Вебер фактически создал базисный сравнительный метод, позволяющий выявить культурные основы хозяйственной деятельности в мировых цивилизациях.

7. Концепция культуры К.Ясперса.

Немецкий философ Карл Ясперс (1883-1969) предполагал единое происхождение человечества и единую историю культуры. Он во многом противостоял популярным культурологическим концепциям своего времени - шпенглеровской и марксистской. Ясперс четко обозначает свою приверженность в объяснении культурно-исторического процесса религиозной традиции. По Ясперсу история имеет свое начало и свое смысловое завершение, т.е. Ясперс возвращается к линейной схеме истории культуры.
109. В чём вы видите различие культур Запада и Востока? Актуален ли их диалог? В устойчивости Восточной цивилизации и состоит первая особенность Востока. Запад движется вперед как бы рывками. И каждый рывок (Античность, Средневековье и т.д.) сопровождается крушением старой системы ценностей, а также политических и экономических структур. Развитие Востока, напротив, предстает как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои цивилизации. Напротив, они органично вписываются в старое и растворяются в нем.

Восток очень гибок, он способен вобрать и переработать многие чуждые себе элементы. И в отличие от Европы, на Востоке сосуществовало множество религий," и даже ислам, непримиримый в отношении западного христианства, довольно спокойно уживался с традиционными восточными верованиями. Таким образом, какие бы потрясения не происходили, основы цивилизации оставались незыблемыми.

Своим реальным существованием современный Запад демонстрирует приоритет материального и телесного перед духовно-нравственным опытом. На Востоке же ценятся традиции. Поэтому сегодня между Западом и Востоком нет нужного пересечения смысловых полей, общего знания - «жизненных миров», которое составляет основу для понимания и единства. Таким образом, я считаю, что диалог культур наблюдается лишь в небольшой степени, и по большому счету, это не диалог, а скорее «столкновение» культур.

110. Что такое цивилизованный человек?

Цивилизованный человек отличается от нецивилизованного тем, что различает и признает как государственную, так и частную , и общинную (групповую) формы собственности. Причем под собственностью ее субъекта им понимается любой предмет (от куска хлеба или циновки до участка земли, сталелитейного комбината или авторства), на который не может предъявить закрепленные в законе данного государства юридически обоснованные права другой субъект (индивид, группа, государство).

В сфере общественных отношений цивилизованный человек руководствуется как своим нравственным чувством, основанным на разуме, так и конституционным правом.

Установленное в государствах (стоящих на пороге цивилизации) разрешение заниматься предпринимательской деятельностью, то есть расширенным производством и сбытом вещей, идей, услуг и их эквивалентов в виде ценных бумаг, служит хотя и необходимым , но не достаточным, условием зрелого товарного производства и базисом гражданского общества.

Так же необходимым , но не достаточным основанием цивилизованного общества служит признание им на уровне государственных институтов права частной собственности для любого гражданина (но не любого человека ).

Варвар также признает общинную , государственную и частную формы собственности. Он даже способен понять и принять принцип гражданства ("демократии" Древней Греции или в США до войны Севера и Юга). Однако, варвар в отличие от цивилизованного человека отождествляет в качестве возможных предметов собственности вещи и людей , в то время как цивилизованный человек дифференцирует их , признавая за любым человеком его правосубъектность .

В тех же случаях, когда частная собственность на людей прямо не декларируется варваром, собственность на людей может осуществляться и в виде государственной собственности на них (государственное рабовладение при коммунизме, социализме, фашизме). Поэтому для того, чтобы приобщиться к собственности(в том числе и на людей) ,внутри "своего" социума при государственном рабовладении от варвара требуется или как можно более глубоко, путем "делания" карьеры, внедриться в соответствующие структуры, исподволь присвоив возможность распоряжаться ею, или осуществить государственный переворот.

Дикарь в своих притязаниях на чужое добро ограничен только общинным правом, мистифицированным физическим страхом перед родовыми культовыми запретами (равно - воровским законом в уголовной среде), или физической силой других членов первобытной общины (равно - воровского клана). Он не понимает , а поэтому и не признаёт государственного и, тем более, частного права . Ему свойственен такой образ жизни: выследить, присвоить , и, если он коллективист, - поделить добытое «по справедливости».

Вы уже знаете, что культура разнообразна не только по содержанию, но и по своим формам, разновидность. Во второй половине XX в особое внимание было уделено проблемам массовой и элитарной культур

Массовая культура сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления. Радио, телевидение, современные средства связи, а затем видео и компьютерная техника способствовали ее р распространенный). В современные и социологии массовая культура рассматривается как коммерческая, поскольку произведения искусства, науки, религии и тп выступают в ней как предметы потребления, способн ые при продаже приносит прибыль, если они учи вуют вкусы и запросы массового зрителя, читателя, любителя музыкантовкки.

Как и в любом втором виде коммерции,. Неотъемлемой частью массовой культуры является реклама. Некоторые издательства, кинокомпании тратят до 15-20% прибыли на рекламированием своей продукции и изучения вкус ков ее потребителей соответствие с запросами зрителей коммерческий кинематограф предлагает набор фильмов ужасов, мелодрам, боевиков, секс-фильмов и тп. Учитывая потребности молодежи в самоутвержде ениы, ее стремление я к лидерству, в кино и литературе появился. Соответствующий герой некоторое супермен типа знаменитых. Джеймса. Бонда,. Рембо,. Индианы. Джонса, наделенный такими качествами, как смелость ь, решительность, воля, спритнис во, своеобразно понятным чувством справедливости и тд. Они всегда одерживают победу. Такими героями изобилует сегодня и наш кинематограограграф.

Зачинателями массовой культуры ни были бизнесмены. Голливуда (США). Они разработавшего целую систему производства подобных фильмов,. Которые сегодня заполонили экраны кинотеатров мира. НЕ?. Случайно сейчас все е чаще г говорят о художественной экспансии американского кинематографа в. Европе,. Азии и. Латинской. Америке подобное коммерциализация подверглись также книгопечатание, пресса, живопись, музыка, фотограммы фефи.

Несколько слов о влиянии массовой культуры на психику человека. Вслед за австрийского психолога 3. Фрейдом большинство исследователей. Считают, что при потреблении массовой культуры действует механизм в внушения и зараж ения. Человек как бы перестает быть самим собой, а становится частью массы, сливаясь с ней. Она заражается коллективным настроением и тогда, когда слушает рок-музыку или смотрит фильм в большом зале, и тогда, когда сидит дома у телевизора. При этом люди часто создают себе кумиров из кинозвезд, ведущих телепрограмм, модных модельеров, популярных писателей, чему в большой, мере способс твует создаваемая вокруг них объявленийклам.

В американского писателя. Эла. Моргана есть роман "Большой человек "Перед его героем, скромным репортером, внезапно открывается блестящая перспектива добиться в автомобильной катастрофе погибает е из звестный актер. Герб. Фуллер, и репортеру предлагают сделать специальную передачу о котором встречается с людьми, близко знавшие киноактера, кумира многих американцев. Но после каждой встречи оказывается все более. Удивительная несоответствие между мифических и действительным. Фуллером. Большой человек на самом деле оказалась пьяниц, развратником, циник, эгоистом и ничтожество "Мы творили. Фуллера из рваных ганчу и рок ", - откровенно сказал могущественный президент телесетиелемереж.

Не так создаются и сегодня имиджи многих звезд Украинской эстрады, бизнесменов и политиков?

массовую культуру называют по-разному: развлекательными искусством, искусством "антивтомы ", кичем (от немецкого жаргонизма "халтура "), нанивкультурою. В 80-х гг XX в термин "массовая культура "ст тали употреблять и реже, поскольку он скомпрометирован тем, что использовался исключительно в отрицательно смысле. В наши дни его заменившего понятие популярная культура, поп культура. Характеризуя ее, ам ериканский филолог. М. Белл подчеркивает: "Эта культура демократична. Она адресована вам, людям без различия классов, наций,. Невзирая на бедность и богатство. Кроме того, благодаря современным средствам массовых коммуникаций ее людям стали доступны многие произведения искусства, имеющие высокую художественную ценностьиннисть.

массовая культура или поп-культуре часто противопоставляют элитарную, сложную по содержанию и трудную для неподготовленного восприятия культуры. К ней обычно относят фильмы. Феллини,. Тарновского, книги и. Кафки,. Белла,. Базена,. Воннегута, картины. Пикассо, музыку. Дюваля,. Шнитке. Произведения, создаваемые в рамках. Этой культуры, рассчитаны на узкий круг людей,. Которые тонко разбираются в искусстве и служ ат предметом же в. Авых споров среды искусствоведов и критиков. Льет массовый зритель, слушатель может не дать на них никакого внимания или не понятьит.

Коммерческая выгоды не является целью для создателей элитарных произведений искусства, стремящихся к новаторству, полному самовыражению и художественного воплощения. Своих идей. При этом возможно появл ление уникальных произведений мисте ецтва,. Которые иногда (как случилось, например, с фильмами. Ф. Копполы и. Б. Бертолуччи, с картинами. С. Дали и. М. Шемякина) приносят их создателей не только признание, но и немалый доход, становясь очень популярнымрним.

Поп-культура и. Элитарная культура не враждебные друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи элитарно искусства через некоторое время перестают быть новаторские и занимаются массовой культуро ой,. Повышаем и ее уровень. В то же время поп-культура, приносящая прибыль, дает возможность кинокомпании, издательства, домам моделей оказывать поддержку создателям элитарно искусствав.

Некоторые исследователи. Считают, что границы между "высокой "(элитарной) и "низкой * (массовой) культура мы очень подвижные и во многом условны. Есть и такие, кто пытается поставить популярную культ тура, что соответствует является эстетическим запросам и вкусам подавляющего большинства, выше элитарной. А как считаете выы

Очень специфической отраслью культуры конца XX и XXI вв является культура народная. Она разворачивается в пространстве между. Классической фольклорной традицией, из которой вырастает, и вышеупомянутой массовой культурой. Этим, собственно, и определяется ее многоликость. Диапазон жанров здесь. Необычайно велик: от героического эпоса и обрядовых танцев, исполнители которых еще остались в сельских мест ностях, в злободневно анекдота и надпись энного традиции, порожденной темы или иными политическими событиями. Особой (толпой. Этой культуры является детский и, в частности, школьный фольклолькло.

Отношения народной культуры с массовой противоречивы. С одной стороны, массовая культура навязывает народному творчеству. Определенный образ мышления и выражения. В то же время именно эта культура часто в базируется на народные и. Например, эстрадные исполнители зачастую используют элементы фольклорной музыки. Л обращения к различным. Традиционным сюжетам, скажем, к легендам о короле. Артуре, в современных ых фильмах ведет к популяр изациы и побуждает. Некоторых зрителей. Обратиться к першоджереере.

В последние десятилетия заговорили о появление экранное культуры, что связано с компьютерной революцией. Экранная культура. Складывается на основе синтеза компьютера и видеотехнике. Видеотелефоны, элект тронные банки,. Интернет позволяют. ВЫЗВАТЬ на экране компьютеров практически любую. Необходимую информацию,. Превратить домашний компьютер в мощное средство общения. Прямые контакты и чтение книг уходят н а второй план. Появляется новый тип общения, основанный на возможностях свободного выхода личности в мир информации. Благодаря использованию компьютерной графики удается увеличить скорость и улучшить и качество получаемой информации. Компьютерная страница несет с собой новый тип мышления и образования с. Характерными для него скоростью, гибкостью, реактивностьювнист.

Многие сегодня. Считают, что именно экранное культуре принадлежит будущее

Мы познакомились с некоторыми областями культуры современного общества. Как вы думаете, почему ни были выбраны именно. Эти культуры?

Культура

В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в ее самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера , компетентностей , навыков , умений и знаний).

Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит - существовать.

Культура - это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие. Поэтому для каждого исследователя не может не возникать вопрос об отправной точке исследования в этой связи.

Различные определения культуры

Многообразие существующих в мире философских и научных определений культуры не позволяет сослаться на это понятие как на наиболее очевидное обозначение объекта и предмета культуры и требует более четкой и узкой его конкретизации : Культура понимается как…

История термина

Античность

В Древней Греции близким к термину культура являлась пайдейя , которая выражала понятие «внутренней культуры», или, иначе говоря, «культуры души».

В латинских источниках впервые слово встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего (234-149 до н.э) De Agri Cultura (ок. 160 г. до н. э.) - самом раннем памятнике латинской прозы.

Этот трактат посвящен не просто обработке земли, а уходу за полем, что предполагает не только возделывание, но и особое душевное отношение к ней. Например, Катон дает такой совет по приобретению земельного участка: нужно не лениться и обойти покупаемый участок земли несколько раз; если участок хорош, чем чаще его осматривать, тем больше он будет нравиться. Вот это самое «нравиться» должно быть непременно. Если его не будет, то не будет и хорошего ухода, т. е. не будет культуры .

Марк Туллий Цицерон

В латинском языке слово имеет несколько значений:

Римляне употребляли слово культура с каким-нибудь объектом в родительном падеже, то есть только в словосочетаниях, означающих совершенствование, улучшение того, с чем сочеталось: «culture juries» - выработка правил поведения, «culture lingual» - совершенствование языка и т. д.

В Европе в XVII-XVIII веках

Иоганн Готфрид Гердер

В значении самостоятельного понятие культура появилось в трудах немецкого юриста и историка Самуэля Пуфендорфа (1632-1694). Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе , в противоположность человеку «естественному», необразованному .

В философский, а затем научный и повседневный обиход первым слово культура запустил немецкий просветитель И. К. Аделунг , выпустивший в 1782 году книгу «Опыт истории культуры человеческого рода».

Мы можем как угодно назвать этот генезис человека во втором смысле, мы можем назвать его культурой, то есть возделыванием почвы, а можем вспомнить образ света и назвать просвещением , тогда цепь культуры и света протянется до самых краев земли.

В России в XVIII-XIX веках

В XVIII веке и в первой четверти XIX лексема «культура» в составе русского языка отсутствовала, о чём свидетельствует, например, составленный Н. М. Яновским «Новый словотолкователь, расположенный по алфавиту» (СПб., 1804. Ч. II. От К до Н. С. 454). Двуязычные словари предлагали возможные варианты перевода слова на русский. Двум немецким словам, предложенным Гердером в качестве синонимов для обозначения нового понятия, в русском языке соответствовало только одно - просвещение .

Слово культура вошло в русский лишь с середины 30-х годов XIX века. Наличие данного слова в русском лексиконе зафиксировала выпущенная И. Ренофанцем в 1837 году «Карманная книжка для любителя чтения русских книг, газет и журналов» . Названный словарь выделял два значения лексемы: во-первых, «хлебопашество, земледелие»; во-вторых, «образованность».

За год до выхода в свет словаря Ренофанца, из определений которого явствует, что слово культура ещё не вошло в сознание общества как научный термин, как философская категория, в России появилась работа, автор которой не только обратился к понятию культура , но и дал ему развернутое определение и теоретическое обоснование. Речь идет о сочинении академика и заслуженного профессора Императорской Санкт-петербургской медико-хирургической академии Данилы Михайловича Велланского (1774-1847) «Основные начертания общей и частной физиологии или физики органического мира». Именно с данного натурфилософского труда ученого-медика и философа-шеллингианца следует вести отсчет не только введению в научный обиход термина «культура», но и становлению собственно культурно-философских идей в России.

Природа - возделанная духом человеческим, есть Культура, соответствующая Натуре так, как понятие сообразно вещи. Предмет Культуры составляют идеальные вещи, а предмет Натуры суть реальные понятия. Деяния в Культуре производятся с сосведением, произведения в Натуре происходят без сосведения. Посему Культура есть идеального свойства, Натура имеет реальное качество. - Обе, по их содержанию, находятся параллельными; и три царства Натуры: ископаемое, растительное и животное, соответствуют областям Культуры, заключающим в себе предметы Искусств, Наук и Нравственного Образования.

Вещественным предметам Натуры соответствуют идеальные понятия Культуры, которые, по содержанию их знаний, суть телесного качества и душевного свойства. Объективные понятия относятся к исследованию физических предметов, а субъективные касаются происшествий духа человеческого и эстетических его произведений.

В России в XIX-XX веках

Бердяев, Николай Александрович

Противопоставление-сопоставление природы и культуры в труде Велланского не есть классическое противопоставление природы и «второй природы» (рукотворной), но соотнесение реального мира и его идеального образа. Культура - это духовное начало, отражение Мирового Духа, которое может иметь и телесное воплощение, и воплощение идеальное - в отвлеченных понятиях (объективных и субъективных, судя по предмету, на который направлено познание) .

Культура связана с культом, она из религиозного культа развивается, она есть результат дифференциации культа, разворачивания его содержания в разные стороны. Философская мысль, научное познание, архитектура, живопись, скульптура, музыка, поэзия, мораль - все заключено органически целостно в церковном культе, в форме ещё не развернутой и не дифференцированной. Древнейшая из Культур - Культура Египта началась в храме, и первыми её творцами были жрецы. Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной, духовной действительности. Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу - она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями.

Рерих, Николай Константинович

Расширил и углубил толкование слова культура , его современник, русский художник , философ , публицист , археолог , путешественник и общественный деятель - Николай Константинович Рерих (1874-1947), посвятивший большую часть своей жизни развитию, распространению и защите культуры. Он не раз называл Культуру «почитанием Света», а в статье «Синтез » даже разложил лексему на части: «Культ» и «Ур»:

Культ всегда останется почитанием Благого Начала, а слово Ур нам напоминает старый восточный корень, обозначающий Свет, Огонь.

В этой же статье он пишет:

…Теперь же хотелось бы уточнить определение двух понятий, с которыми ежедневно приходится сталкиваться в обиходе нашем. Многозначительно приходится повторять понятие о Культуре и цивилизации . К удивлению, приходится замечать, что и эти понятия, казалось бы, так уточненные корнями своими, уже подвержены перетолкованиям и извращению. Например, до сих пор множество людей полагает вполне возможным замену слова Культура цивилизацией . При этом совершенно упускается, что сам латинский корень Культ имеет очень глубокое духовное значение, тогда как цивилизация в корне своем имеет гражданственное , общественное строение жизни. Казалось бы, совершенно ясно, что каждая страна проходит степень общественности , то есть цивилизации , которая в высоком синтезе создает вечное, неистребимое понятие Культуры. Как мы видим на многих примерах, цивилизация может погибать, может совершенно уничтожаться, но Культура в неистребимых духовных скрижалях создает великое наследие, питающее будущую молодую поросль.

Каждый производитель стандартных изделий, каждый фабрикант, конечно, является уже цивилизованным человеком, но никто не будет настаивать на том, что каждый владелец фабрики уже непременно есть культурный человек. И очень может оказаться, что низший работник фабрики может быть носителем несомненной Культуры, тогда как владелец её окажется лишь в пределах цивилизации. Можно легко себе представить «Дом Культуры», но будет очень неуклюже звучать: «Дом Цивилизации». Вполне определительно звучит название «культурный работник», но совсем иное будет обозначать - «цивилизованный работник». Каждый профессор университета вполне удовлетворится названием культурного работника, но попробуйте сказать почтенному профессору, что он работник цивилизованный; за такое прозвище каждый ученый, каждый творец почувствует внутреннюю неловкость, если не обиду. Мы знаем выражения «цивилизация Греции», «цивилизация Египта», «цивилизация Франции», но они нисколько не исключают следующего, высшего в своей нерушимости, выражения, когда говорим о великой Культуре Египта, Греции, Рима, Франции…

Периодизация истории культуры

В современной культурологии принята следующая периодизация истории европейской культуры:

Главной особенностью периодизации истории культуры является выделение культуры эпохи Возрождения как самостоятельного периода развития культуры, в то время как в исторической науке данная эпоха считается поздним Средневековьем или ранним Новым временем.

Культура и природа

Не трудно убедиться, что отстранение человека от принципов разумного сотрудничества с природой, его порождающей, приводит к упадку накопленного культурного достояния, а после и к упадку самой цивилизованной жизни. Примером тому могут служить упадок многих развитых государств древнего мира и многочисленные проявления кризиса культуры в жизни современных мегаполисов.

Современное понимание культуры

На практике, понятие культуры относится ко всем лучшим изделиям и поступкам, в том числе в области искусства и классической музыки . С этой точки зрения, в понятие «культурный» попадают люди, каким-либо образом связанные с этими областями. При этом люди, причастные к классической музыке, находятся по определению на более высоком уровне, чем любители рэпа из рабочих кварталов или аборигены Австралии .

Однако в рамках такого мировоззрения, существует своё течение - где менее «культурные» люди рассматриваются, во многом, как более «естественные», а «высокой» культуре приписывается подавление «человеческой природы». Такая точка зрения встречается в работах многих авторов уже начиная с XVIII-го века . Они, например, подчёркивают, что народная музыка (как созданная простыми людьми) честнее выражает естественный образ жизни, в то время как классическая музыка выглядит поверхностной и декадентской . Следуя такому мнению, люди за пределами «западной цивилизации» - «благородные дикари», не испорченные капитализмом Запада.

Сегодня большинство исследователей отвергают обе крайности. Они не принимают как концепцию «единственно правильной» культуры, так и полное противопоставление её природе. В данном случае признаётся, что «неэлитарное» может обладать столь же высокой культурой, что и «элитарное», а «незападные» жители могут быть столь же культурными, просто их культура выражается другими способами. Однако в данной концепции проводится различие между «высокой» культурой как культурой элит и «массовой » культурой, подразумевающей товары и произведения, направленные на потребности простых людей. Следует также отметить, что в некоторых работах оба вида культуры, «высокая» и «низкая», относятся просто к различным субкультурам .

Артефакты, или произведения материальной культуры, обычно являются производными от первых двух составляющих.

Примеры.

Таким образом, культура (оцениваемое как опыт и знания) при ассимиляции в сферу архитектуры становится элементом материальной культуры - строением. Строение, как объект материального мира, влияет на человека через его органы чувств.

При ассимиляции опыта и знания народа одним человеком (изучение математики, истории, политики и т. п.) мы получаем человека имеющего математическую культуру, политическую культуру и т. д.

Понятие субкультуры

Субкультура имеет следующее объяснение. Так как распределение знания и опыта в обществе не равномерно (у людей разные умственные способности), а опыт, актуальный для одного социального слоя, не будет актуальным для другого (богатому нет нужды экономить на продуктах, выбирая что подешевле), в связи с этим культура будет иметь дробление.

Изменения в культуре

Развитие, изменения и прогресс в культуре практически тождественно равны динамике, оно выступает как более общее понятие. Динамика - упорядоченное множество разнонаправленных процессов и трансформаций в культуре, взятых в рамках определённого периода

  • любые изменения в культуре причинно-обусловлены многими факторами
  • зависимость развития любой культуры от меры инновационности (соотношение стабильных элементов культуры и сферы экспериментов)
  • природные ресурсы
  • коммуникационный
  • культурная диффузия (взаимное проникновение (заимствование) культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении (культурном контакте)
  • хозяйственные технологии
  • социальные институты и организации
  • ценностно-смысловой
  • рационально-познавательный

Изучение культуры

Культура выступает предметом изучения и рефлексии в рамках целого ряда академических дисциплин. В числе основных - культурология , культурные исследования, культурная антропология , философия культуры , социология культуры и другие. В России основной наукой о культуре считается культурология, в то время как в западных, преимущественно англоговорящих, странах, термин культурология обычно понимается в более узком смысле как изучение культуры как культурной системы . Общей междисциплинарной областью исследования культурных процессов в этих странах выступают культурные исследования (англ. cultural studies ) . Культурная антропология занимается изучением многообразия человеческой культуры и общества, и одной из основных её задач является объяснение причин существования этого многообразия. Исследованием культуры и её феноменов при помощи методологических средств социологии и установлением зависимостей между культурой и обществом занимается социология культуры . Философия культуры представляет собой специфически-философское исследование сущности, значения и статуса культуры .

Примечания

  1. *Культурология. XX век. Энциклопедия в двух томах / Главный редактор и составитель С.Я.Левит. - СПб. : Университетская книга, 1998. - 640 с. - 10 000 экз, экз. - ISBN 5-7914-0022-5
  2. Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. - СПб.: СПбГУ. - С.66
  3. Пелипенко А. А. , Яковенко И. Г. Культура как система . - М .: Языки русской культуры, 1998.
  4. Этимология слова «культура» - Архив рассылки по культурологии
  5. «cultura» в переводных словарях - Яндекс. Словари
  6. Сугай Л. А. Термины «культура», «цивилизация» и «просвещение» в России XIX - начала XX века//Труды ГАСК. Выпуск II. Мир культуры.-М.:ГАСК, 2000.-с.39-53
  7. Гулыга А.В. Кант сегодня // И. Кант. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. С. 26
  8. Ренофанц И. Карманная книжка для любителя чтения русских книг, газет и журналов. СПб., 1837. С. 139.
  9. Черных П.Я Историко-этимологический словарь современного русского языка. М., 1993. Т. I. С. 453.
  10. Велланский Д.М Основные начертания общей и частной физиологии или физики органического мира. СПб., 1836. С. 196-197.
  11. Велланский Д.М Основные начертания обшей и частной физиологии или физики органического мира. СПб., 1836. С 209.
  12. Сугай Л. А. Термины «культура», «цивилизация» и «просвещение» в России XIX - начала XX века//Труды ГАСК. Выпуск II. Мир культуры.-М.:ГАСК, 2000.-с.39-53.
  13. Бердяев Н. А. Смысл истории. М., 1990 °C. 166.
  14. Рерих Н.К Культура и цивилизация М., 1994. С. 109.
  15. Николай Рерих. Синтез
  16. Белый А Символизм как миропонимание С 18
  17. Белый А Символизм как миропонимание С 308
  18. Статья «Боль планеты» из сборника «Твердыня пламенная» http://magister.msk.ru/library/roerich/roer252.htm
  19. Новая философская энциклопедия. М., 2001.
  20. White, Leslie «The Evolution of Culture: The Development of Civilization to the Fall of Rome». McGraw-Hill, New York (1959)
  21. White, Leslie, (1975) "The Concept of Cultural Systems: A Key to Understanding Tribes and Nations, Columbia University, New York
  22. Усманова А. Р. «Культурные исследования» // Постмодернизм: Энциклопедия / Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. - 1040 с. - (Мир энциклопедий)
  23. Абушенко В. Л. Социология культуры // Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1312 с. - (Мир энциклопедий)
  24. Давыдов Ю. Н. Философия культуры // Большая советская энциклопедия

Литература

  • Georg Schwarz, Kulturexperimente im Altertum , Berlin 2010.
  • Этимология слова «культура»
  • Ионин Л. Г. История слова «культура». Социология культуры. -М.: Логос, 1998. - с.9-12.
  • Сугай Л. А. Термины «культура», «цивилизация» и «просвещение» в России XIX - начала XX века//Труды ГАСК. Выпуск II. Мир культуры.-М.:ГАСК, 2000.-с.39-53.
  • Чучин-Русов А. Е. Конвергенция культур.- М.:Магистр, 1997.
  • Асоян Ю., Малафеев А. Историография концепта «cultura» (Античность - Ренессанс - Новое время) // Асоян Ю., Малафеев А. Открытие идеи культуры. Опыт русской культурологии середины XIX - начала XX веков. М. 2000, с. 29-61.
  • Зенкин С. Культурный релятивизм: К истории идеи // Зенкин С. Н. Французский романтизм и идея культуры. М.: РГГУ, 2001, с. 21-31.
  • Коротаев А. В. , Малков А. С., Халтурина Д. А. Законы истории. Математическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, экономика, культура. 2-е изд. М.: УРСС, 2007.
  • Луков Вл. А. История культуры Европы XVIII–XIX веков . - М. : ГИТР, 2011. - 80 с. - 100 экз. - ISBN 978-5-94237-038-1
  • Лич Эдмунд. Культура и коммуникация: логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в антропологии. Пер. с англ. - М.: Издательство «Восточная литература». РАН, 2001. - 142 с.
  • Маркарян Э. С. Очерки истории культуры. - Ереван: Изд. АрмССР, 1968.
  • Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. - М.: Мысль, 1983.
  • Флиер А. Я. История культуры как смена доминантных типов идентичности // Личность. Культура. Общество. 2012. Том 14. Вып. 1 (69-70). С. 108-122.
  • Флиер А. Я. Вектор культурной эволюции // Обсерватория культуры. 2011. № 5. С. 4-16.
  • Шендрик А. И. Теория культуры. - М.: Издательство политической литературы «Единство», 2002. - 519 с.

См. также

Ссылки

Вопрос 1. Какие функции выполняет культура?

Культура - само существование человека, поэтому, фигурально выражаясь, человек есть начало и результат культуры.

Материальная культура включает в себя разнообразные артефакты, - это человеческое "Я", превращённое в вещь, это духовность человека, превращённая в вещь. Она оценивается культурологией с точки зрения совершенствования человеком своего окружающего мира (средства производства, орудия труда; архитектурные ценности, Физическая, Быта, ландшафты и парки).

Духовная культура - совокупность результатов духовной деятельности и саму духовную деятельность. Это: обычаи (стандартная, неосознанная форма поведения), нормы (возникают на основе обычаев. Бывают экономические, политические, коммуникативные (мораль)). Ценности - наиболее сложный и развитый продукт жизнедеятельности, формирующийся в результате синтеза норм, обычаев, интересов, потребностей (витальные, социальные, политические, моральные, религиозные, эстетические). Бывают приходящие и непреходящие ценности.

Соответственно, могу выделить общие функции культуры:

  • 1) Производство норм, знаний, ценностей.
  • 2) Накопление, передача, социального опыта от поколения к поколению.
  • 3) Функция коммуникаций общения посредством символов, образов, речи, письменности, СМИ.
  • 4) Помощь в освоении социальных норм - воспитание.
  • 5) Компенсация - восстановительная функция (снятие стрессов).

Вопрос 2. Что вы знаете об изобразительных и музыкальных формах первобытного искусства?

Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта, человек углублял и расширял свои представления о действительности, обогащал свой духовный мир и возвышался над природой. Возникновение искусства означало огромный шаг вперёд в познавательной деятельности человека, способствовало укреплению социальных связей и усилению первобытной общины. Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни.

В возникновении песни и музыки большое значение имели ритмы трудовых процессов и то обстоятельство, что музыкально-песенное сопровождение помогало организации коллективного труда. Так и произведения изобразительного искусства появились уже в самом начале позднего палеолита. Важнейшие памятники искусства палеолита - пещерные изображения, где преобладают полные жизни и движения фигуры крупных животных, являвшихся основными объектами охоты (зубров, лошадей, оленей, мамонтов, хищных зверей и др.).

Реже встречаются изображения людей и существ, совмещающих признаки человека и животного, отпечатки рук, схематические знаки, частично расшифровываемые как воспроизведения жилищ и охотничьих ловушек. Пещерные изображения исполнялись чёрной, красной, коричневой и жёлтой минеральными красками, реже - в виде барельефов, часто основанных на сходстве естественных выпуклостей камня с фигурой животного. Кроме того, в позднем палеолите появляются произведения круглой скульптуры, изображающие людей и животных (в т.ч. глиняные статуэтки женщин - ориньякско-солютрейские "Венеры", связанные с культом "прародительниц"), а также первые образцы художественной резьбы (гравировка на кости и камне).

Характерная черта палеолитического искусства - его наивный реализм. Поразительная жизненность многих палеолитических изображений зверей обусловлена особенностями трудовой практики и мировосприятия палеолитического человека. Меткость и острота его наблюдений определялись повседневным трудовым опытом охотников, вся жизнь и благосостояние которых зависели от знания животных, от умения выследить их. При всей своей жизненной выразительности искусство палеолита являлось, однако, в полной мере первобытным, младенческим. Оно не знало обобщения, передачи пространства, композиции в нашем смысле слова. В значительной мере основой палеолитического искусства было отображение природы в живых, персонифицированных образах первобытной мифологии, одухотворение природных явлений, наделение их человеческими качествами.

Вопрос 3. Каковы особенности религии Древнего Египта? Как относились египтяне к смерти и бессмертию, культу фараона?

Египет, как известно, дар Нила. И эта привязанность к нильской долине с ее строго регулярным режимом не могла не сказаться на судьбах страны и народа. Возможно, именно эта привязанность определила ту замкнутость египетской культуры, столь отличной в этом плане от открытого для контактов, влияний и нашествий Двуречья.

Представление о мире у древних египтян было неотделимо от их религиозных воззрений. Египетская мифология не представляет правильной определенной системы, обнимающей в своих мифах небо и землю. Иногда в египетской картине мира земля предстает отдельно от неба, чего не имели другие ранние религии. Тем не менее, взаимосвязь земной и небесной жизни в египетском представлении очевидна. Как никто другой, в известной нам истории человечества, египтяне ощущали свою связь с космосом. Их обращения к небу были ежедневными. Существующий мир, по представлению египтян, был раз и навсегда задан богами, он вечен и неизменен. Поэтому в египетском мире всегда идеализировалось изначальное прошлое - мифологизированный "золотой век", священная эпоха сотворения мира. культура изобразительный первобытный искусство

Однако в египетской культуре существовали представления о мире, отличающиеся большей глубиной и сложностью. Это знания, которыми владели жрецы, посвященные и мудрецы, жившие в храме. Для простого жителя представления о мире были непосредственно религиозными, так как весь окружающий мир был создан богами и был воплощением богов, а потому их картина мира неотделима от религиозной.

Египтяне считали, что душ у человека несколько, и вечная жизнь после земной смерти даруется богами тем людям, за душами которых хорошо ухаживают священники-жрецы.

Строились специальные усыпальницы для тела - пирамиды, чтобы продлить жизнь после смерти.

Пирамиды строились лишь для фараонов и знати, хотя любой человек обладал бессмертием. Но простому человеку изготовить мумию или построить пирамиду было не по карману. Обожествление фараона занимало центральное место в религиозном культе. Египтяне полагали, что фараон - живое подобие Солнца (бога Ра).

По всей видимости, в Египте не было единой религии. В каждом городе был свой собственный пантеон богов. Но великий пантеон богов в разных формах почитали везде. Эннеада - изначальная девятка богов, древнейшая известная нам космогоническая система. Единый бог, первоначальное единство всего сущего называли Атум. В Мемфисе Атум отождествлялся с Птахом. Причем Птах, создавший богов, предварительно задумал свое творение в сердце и назвал их имена своим языком. Птах творил мыслью и словом.