Описание картины Васнецова «Ковер-самолет. Описание картины «Ковер-самолет» В.Васнецова Васнецов ковер самолет анализ картины



Картина написана: 1880 г.
Холст, масло.
Размер: 165 × 297 см

Описание картины «Ковер-самолет» В.Васнецова

Художник: Виктор Михайлович Васнецов
Название картины: «Ковер-самолет»
Картина написана: 1880 г.
Холст, масло.
Размер: 165 × 297 см

Сын священника, участник многочисленных выставок художников-передвижников, В. Васнецов был не только первооткрывателем былинно-сказочных сюжетов в живописи, а и архитектором, совершившим эволюцию от изображений народного быта до фантастичных мотивов.

Васнецов ранее обращался к исторической тематике, так же имеющей в своей основе легенды народа – такой была «Побоище Игоря Святославовича с половцами». После этого произведения художнику поступил весьма интересный заказ.

Меценат Савва Мамонтов в то время был председателем правления Донецкой железной дороги, которую только-только начали строить. Зная желание Васнецова творить, меценат заказал у него картины, которые должны были олицетворять железную дорогу, как нечто открывающее перед жителями Донецкого края новые возможности для передвижения. В остальном – полная свобода творчества. Васнецов выполнил заказ, но когда презентовал свою картину, большинство из присутствующих подвергли полотно критике, мол, оно не соответствует концепции отрасли. Это и неудивительно – «Ковер-самолет» пробудил в серьезных и импозантных мужчинах детские чувства и воспоминания о сказках. Мамонтов картину выкупил, и долгое время она была в личной коллекции мецената.

До появления картины «Ковер-самолет» летательные аппараты в живописи конструировал лишь Да Винчи, и то в эпоху позднего Средневековья. К сюжетам на тему фэнтези не обращался никто. Ковер-самолет, изображенный на картине, стал материальным, то есть каждый мог увидеть мечту своего детства.

На фоне родной природы художника изображен ковер, больше напоминающий сказочную птицу. Действие на полотне происходит вечером, когда землю окутывает туман, а река с отражающимися в ней кустарниками и деревьями напоминает дорогу в мир фантазий. Это основной художественный прием Васнецова – пейзаж-настроение, он вызывает у каждого, кто хоть раз увидел картину, небывалые чувства.

Кто же летит на этом аэроизделии? Сам Иван-царевич, который после долгих испытаний добыл-таки Жар-птицу. Он гордо стоит посередине подарка Бабы Яги, держа в руках клетку. Его лицо спокойно и выражает уверенность в том, что он справиться с остальными испытаниями. Летит на ковре русский богатырь не один – его сопровождает эскорт в виде трех сов, помощниц Костяной Ноги. То ли путь они указывают, то ли Жар-птицу охраняют, зритель этого не узнает.

Богатырь и птица – самые яркие на картине. Его одежды в традиционных русских зелено-красных тонах, шапка и кушак расшиты золотом. Птица насыщенного золотого цвета, а вот остальной пейзаж поражает унылостью и кажется неживым – река течет лениво, даже несколько сонно, ее берега покрыты мутной зеленью, а деревья редкие. Это противопоставление художником реального мира, что лишен разнообразия, непривлекателен и многоцветия энергичного сказочного мира. Ковер-самолет художник написал на фоне неба, бело-розового, по которому плывут редкие темные облака. Такой контраст призван подчеркнуть как яркость самого ковра, так и красочный образ богатыря.

Единственным и полноценным источником света на картине является жар-птица. Ее сияние столь огромно, что затмевает свет луны. Ореол вокруг заморской диковинки подчеркивает причудливые узоры на ковре, что напоминают древние кельтские руны. Возможно, поэтому изделие ткачей может летать.

Образ Ивана-царевича на полотне Васнецова – собирательный образ героев русских сказок. Богатырь летит с огромной скоростью над равнинами, городами, полями и реками. У многих, кто в молодости слушал старый добрый русский рок, при одном лишь взгляде на это средство передвижения должна возникнуть ассоциация с ковром-вертолетом «Агаты Кристи». Однако, зритель данной картины находится не в мире готической сказки, а в мире яркой фантасмагории. Сколько существует вариаций на тему аэроковра?

Иван-царевич на таком ковре отправлялся в подземелье, спасал Марью Моревну и совершал множество других чудо-подвигов. Это отечественный народный психологический портрет лидера, который не только побеждает чудовищ и совершает подвиги, а и обладает состраданием к другим людям, может им помочь. Присмотритесь к тому, как уверенно глядит богатырь вперед – он четко видит свое будущее и умеет ставить перед собой цели. Это человек, который может достойно встретить испытания, уготованные судьбой и выйти победителем.

Ковер-самолет на картине Васнецова – вполне самостоятельный образ. Он летит над лесными просторами, сквозь туманы и бури. Его края напоминают крылья сказочной птицы Рух, перед могуществом которой расступаются даже огромные совы. Васнецовский парящий в воздухе ковер органично вплетается в пейзаж холста, он прост, как и все сказочные чудеса, а его образ настолько убедителен, что многие, кто увидел ковер на картине, начинают искать такой же на ближайшем блошином рынке, надеясь на чудо.

Художник сумел убедить зрителя в том, что ковер-самолет такой же материальный предмет, как и речка под ним, лес, совы или даже Иван-царевич. Это создается так же и общим фоном картины: вечерним небом с облаками, что лениво плывут по нему. Тонкий и изящный серп луны только подчеркивает силу этого сказочного предмета.

Невозможно не сказать о том, что истоки сказаний о волшебном ковре начинаются со сказок «Тысячи и одной ночи», сюжеты которых вполне успешно переняла западная цивилизация.

Современные литературные произведения, видеоигры, фильмы довольно часто делают чудо-ковер атрибутом главного героя. Кинолента «Багдадский вор», снятая в далеком 1940 году, презентует персонажа на летающем ковре. До этого русский писатель-фантаст Александр Беляев издал рассказ «Летающий ковер». Старик Хоттабыч из советской повести-сказки, советского фильма и отечественного ремейка так же немыслим без летающего ковра.

Известные фантасты братья Стругацкие так же писали про «ковер-самолет гравизащитный», а мультфильмы «Футурама» и «Алладин» показывали героев-владельцев авиаковра. Не обошла вниманием парящий в воздухе ковер родительница Гарри Поттера и Ко Джоан Роулинг.

Картины Васнецова, были созданы на темы русских былин и сказок, придуманных народом. Сюжет выбирал, обычно полагаясь на свою фантазию, обращаясь к фольклорным образам.

На полотне мы видим изображение ковра. Я думаю, что художник сравнил ковер с птицей, изобразив его больших размеров с вытянутым хребтом и широко раскинутыми углами-крыльями. На ковре мы видим Ивана, он мчит на ковре-самолете над горами и морями, пролетает бескрайние равнины. Путешествие на ковре-самолете происходит после того, как Иван побывал за тридевять земель в царствие тридесятом, и везет он с собой красавицу жар-птицу. В другом сказании, Ивану предстоит найти подземное царство. В этой картине воплощены реалистические и мистические желания человека, о его счастье и тайнах скрываемых природой. Полет на ковре-самолете для Васнецова означал победу над борьбой с воздушной стихией.

Полет ковра-самолета на картине происходит величественно, он парит плавно, над землей пролетая сквозь туман и лесные бескрайние дали, гоняя своими крыльями, напуганных сов. С необыкновенной скоростью ковер-самолет пролетает над бескрайними просторами нашей родины. Автору удается просто показать чудеса сказки так же хорошо, как повествует о ней народный сказочник.

Своей картиной Васнецов заставил нас поверить в невозможное, полет ковра, его скорость движения мы можем почувствовать благодаря внизу текучей, свободной гладью речки. Для создания этого образа огромное влияние играет фон картины. Вечернее небо дает контраст мощи ковра. По мнению многих критиков, полет ковра на картине Васнецова, это не что иное, как вера человека в невозможное, что то новое в будущем. С особым уважением автор относится к русским народным сказкам.

Идея создания данного полотна была предложена художнику меценатом Саввой Мамонтовым, на то время являвшийся председателем правления железной дороги, только начинающей строиться. Он заказывает для кабинета правления три картины, в числе которых и «Ковер-самолет». 1880 г. По задумке Саввы, сказочное средство передвижения должно было стать символом прогресса, доступности быстрого и проходимого транспорта. Но, этому не было суждено сбыться.

Картина Васнецова «Ковер-самолет» - это одна из первых работ автора, в которых обыгрывается сказочная тематика. Она была исполнена автором в 1880 году, и была написана специально для известного мецената

Отчасти, Савва сам виноват. Попросив художника нарисовать этот летающий ковер, он не указал никаких деталей, дав творцу полную свободу действий и простор для воплощения фантазий. Когда Васнецов принес готовую работу, практически все члены правления железной дороги поддали ее жесткой критике. В итоге, было решено отказаться от украшения кабинета картинами, а полотно выкупил сам Мамонтов, чтобы поместить его в личную коллекцию.

Чуть позже Васнецов решается отдать картину на суд общественности и выставляет на восьмой выставке передвижников. Реакция публики оказалась неоднозначной: одни восторгались работой, а другие – осуждали ее. Тем не менее, о художнике заговорили, как никогда раньше. тем более это первая картина художника, написанная на сказочную тематику. Она отображает веру в светлое будущее нашего народа. При взгляде на полотно чувствуется любовь художника к народному творчеству. Более того он точно понимает мудрое содержание былин.

Сам чудо ковер внешне напоминает огромную птицу с выгнутой головой и широко раскрытыми крыльями. Видно, что Иван-царевич мчится через безграничные равнины с реками и полями. Он возвращается из долгого путешествия в тридесятое царство. Там ему удалось взять в плен волшебную жар-птицу.

Если окунуться в мир сказок, можно вспомнить, что Иван также на таком же чудо самолете сотканном из материи добирался до подземелья. По сути, это воплощение прекрасных человеческих мечтаний о счастье. Иван-царевич, который стоит в центре чудо-авиа-ковра, олицетворяет собой стремление ко всему лучшему, желание творить и побеждать. Васнецову пришлась по вкусу именно это сказка, ведь именно в ней в немного наивной форме отображается идея преодоления бескрайних воздушных просторов.

Рассматривая картину, можно легко узнать социальные мотивы, присущие большинству работ того времени. Но в отличие от остальных, картина Васнецова «Ковер-самолет» передает эти мотивы необычайно ярко и понятно. Ее можно назвать одновременно и простой, и гениальной. Пожалуй, именно такое сочетание и стало причиной разногласия критиков.

Что же видит зритель, глядя на картину? При первом взгляде, в глаза бросаются три вещи: сам ковер, Жар-птица, и Иван-богатырь, которому принадлежит все это волшебство. При взгляде на картину заметно, что ковер плавно и неторопливо плывет по воздуху. Он парит над просторами родины, величаво возносится над лесами и густым туманом. Широкие края-крылья разгоняют испуганных сов.

Благодаря этому произведению можно оценить, насколько широка и необъятна страна. Сам этот летающий ковер, обладающий волшебной силой движения, разбросал свои концы по диагонали. Его силуэт очень похож на птицу. Ковер, парящий в воздухе, движимый неведомой силой, впечатляюще красиво сочетается с эпическим пейзажем.

Жар-птица – единственный полноценный источник света на картине. Даже луна, видная на заднем плане, не может с ней сравниться. Ковер пестрит диковинными узорами, некоторые из которых до боли напоминают магические руны – возможно, именно благодаря им ковер может летать. Сам Иван является олицетворением мужества. Он не боится упасть, и уверенно смотрит вдаль – в свое будущее. Богатырь готов встретиться с новыми испытаниями, уготованными судьбой, не смотря на трудности жизненного бытия.

Васнецову удалось мастерски проиллюстрировать отрывок из народной сказки. Он изображает волшебство используя живописные приемы, стараясь приблизится к сказочному образу наших героев. В целом картина выглядит убедительно, этому способствует отсутствие излишней фанатичности при изображении персонажей и деталей.

Художник смог заставить зрителя поверить в весомость и материальностьэтого сказочного сюжета. Его быстрое и уверенное перемещение по воздуху можно заметить хотя бы по спокойной зеркальной глади реки, которая неторопливо течет далеко внизу. Также этот образ дополняется вечерним небом, по которому медленно плывут облака.

На картине есть контраст: это легкий молодой месяц, который виднеется в левой части полотна. В центральной части находится яркое пятно, которое сразу привлекает к себе внимание. Это клетка, в которой сидит чудесная жар-птица. Такой образ демонстрирует счастье от обладания светом.

Что же символизирует картина Васнецова «Ковер-самолет»? Желание. Желание, присущее каждому человеку. Стремление взлететь над обыденной серостью, вопреки всем тяготам и невзгодам покинуть этот серый мир и найти свою сказку.

Сейчас картину в оригинале можно увидеть в Нижегородском художественном музее, ее размер – 165*297 сантиметров.

Виктор Васнецов.Ковер-самолет.
1880. Холст, масло. 165 x 297. Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород, Россия

Виктор Михайлович Васнецов первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам, убежденный, что «в сказках, песне, былине, драме и прочем сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим».

«Ковер-самолет» — самая первая сказочная картина Васнецова, написаннная им следом за известной картиной «После побоища Игоря Святославича с половцами».

Васнецов выбрал невиданный для изобразительного искусства мотив. Он выразил давнюю мечту народа о свободном полете, придав картине поэтическое звучание. В чудесном небе своего детства изобразил Васнецов парящий как сказочная птица ковер-самолет. Герой-победитель в нарядном одеянии гордо стоит на ковре, держа за золотое кольцо клетку с добытой Жар-птицей, от которой идет неземное сияние. Все исполнено в ярких тонах и говорит о блестящих декоративных способностях молодого художника. Васнецов предстал здесь и как мастер тонкого пейзажа-настроения. Земля отходит ко сну. В реке отражаются прибрежные кусты, и эти отражения, и туман, и легкий свет месяца навевают лирические чувства.

Эту картину заказал Васнецову Савва Иванович Мамонтов, крупный промышленник и меценат, который способствовал единению талантливых людей в творческий художественный союз, получившего название Абрамцевского кружка. Будучи председателем правления строящейся Донецкой железной дороги, он заказал художнику три полотна, которые должны были украсить помещение кабинета правления картинами, служащими как бы сказочными иллюстрациями к пробуждению новой железной дороги богатого Донецкого края. Одной из тем картин стал «Ковер-самолет» — сказочно быстрое средство передвижения.

«Путем расспросов и разговоров разузнав, о чем я мечтаю, — рассказывал впоследствии художник, — Савва Иванович предложил мне, якобы для стен правления будущей дороги, просто написать то, что мне хотелось». Правление не согласилось иметь у себя картины, посчитав их неуместными для служебного помещения, и тогда Мамонтов два полотна купил сам — «Ковер-самолет» и «Три царевны подземного царства», а его брат приобрел «Битву скифов со славянами».

«Ковер-самолет» был показан на VIII выставке передвижников, вызвав бурю журнально-газетных и зрительских споров. Никто из ведущих передвижников не выслушивал столь полярных, зачастую исходящих из одного и того же круга, мнений в отношении своих работ. Нельзя сказать, чтобы Виктор Михайлович был равнодушен и к популярности, и к критике. Но всеми ощущаемая внутренняя сила в нем как бы поднимала его и над хвалой, и над хулой. Его называли «истинным богатырем русской живописи».

Позднее Васнецов вновь обращается к этому сюжету при работе над своей «Поэмой семи сказок». Здесь изображен Иван со своей суженой Еленой-Прекрасной (в вариантах сказок – Еленой-Премудрой, Василисой-Прекрасной и др.) Картина исполнена романтизма и нежности. Соединяются любящие сердца, и герои, после множества испытаний, наконец обретают друг друга.

В «Поэмой семи сказок» входят семь картин: Спящая царевна, Баба Яга, Царевна-лягушка, Кащей Бессмертный, Царевна-Несмеяна, Сивка Бурка, Ковер-самолет. Эти картины создавались художником исключительно для души, и в настоящее время являются украшением Мемориального Дома-музея В.М.Васнецова в Москве.

Ковры-самолёты известны в литературе почти с библейских времён. Хотя идея преобладала в литературе Ближнего Востока, популярность сказок «Тысячи и одной ночи» перенесла её в западную цивилизацию. В разных вариантах ковер-самолет встречается и в русских сказках.

русская сказка

Задание в учебнике по Русской словесности , 5 класс: Попробуйте сочинить сказку по картине В,М, Васнецова "Ковер-самолет" . Используйте повествование. Примените в тексте те способы связи предложений, о которых вы узнали.

Вступление

Художник Виктор Михайлович Васнецов написал много картин к русским сказкам. На его картине "Ковер-самолет" мы видим двух молодых людей, летящих на ковре-самолете. Под ними простирается русская равнина - широкая река, окруженная густым лесом.

Сказка по картине Васнецова "Ковер-самолет"

Жил был Иван-царевич. И захотелось ему жениться на Елене Прекрасной. Отправился он в соседнее царство-государство за своей невестой. Шел, шел, да устал и прилег отдохнуть. Достал Иван-царевич узелок с хлебом. Да только хотел поесть, как вдруг появилась серенькая мышка и просит его человеческим голосом: "Иван-царевич, дай мне твоего хлеба, а я тебе службу сослужу." Отломил Иван-царевич мышке добрый кусок хлеба, съела его мышка и спрашивает: "А куда ты путь держишь?". "Иду за невестой, Еленой Прекрасной", - отвечает добрый молодец. Говорит тогда ему мышка: "Возьми меня с собой, я тебе помогу!".

Посадил Иван-царевич мышку к себе в карман и отправился дальше. Долго ли, коротко ли, пришел Иван царевич в царство Елены Прекрасной. Видит, что народ в городе печален, повсюду черные полотна развешены. Стал Иван-царевич расспрашивать простой люд, почему в их стране траур. Отвечали они, что злой хан захватил их государство и заточил Елену Прекрасную в высокую башню. А на башню ту не забраться: нет в ней ни дверей, ни лестниц, только одно маленькое окошко на самом верху.

Опечалился Иван-Царевич, не знает, что делать. Тут мышка ему и говорит: "Не печалься, Иван-царевич, я тебе помогу. Ступай в крайнюю избушку, там ты найдешь седого старика, попросись к нему на службу. А когда он спросит, чем тебе заплатить за службу, то попроси у него ковер, что на стенке висит."

Иван-царевич так и сделал. Пошел он к седому старику, принял его старик и в первый день велел свиней пасти. Справился Иван с работой. Во второй день старик велел его конюшню почистить. Не посмотрел Иван-царевич на то, что он царский сын, закатал рукава и убрал навоз. На третий день старик приказал ему вскопать поле и засеять его пшеницей. Трудно было Ивану-царевичу, но все же справился он и с этим заданием.

Тут ему старик и сказывает: "Понравился ты мне, добрый молодец. Хочу наградить тебя за твою работу. Проси, чего ты хочешь." Вспомнил Иван-царевич слова мышки и отвечает старику: "Дай мне, дедушка, за мою работу тот ковер, что у тебя на стене висит."

Отдал старик Ивану-царевичу ковер. А тут и мышка со своим советом подоспела: "Садись, Иван-царевич, на ковер, - говорит, - он волшебный". Сел добрый молодец на ковер и вспомнил свою невесту Елену Прекрасную. Как только он о ней подумал, подхватил его ковер и понес прямо к высокой башне, где царевна томилась.

Летит Иван-царевич, под ним - дома да поля. Вот уже и башня видна. Смотрит Иван-царевич, сидит у окна Елена Прекрасная, да свою косу заплетает. Подлетел царевич к окошку, схватил Елену Прекрасную и посадил с собой рядом. Обрадовалась девица, прижалась к царевичу.

Полетели они над полями, над лесами, над городами и деревнями. Летят, а под ними туманы расстилаются. Летят, а над ними зори алеют, месяц и звезды светят. Летят, а рядом с ними птицы небесные кружатся.