Описание картины Диего Веласкеса «Эзоп. Странное решение веласкеса Очерк об Эзопе

Diego Velazquez 1599-1660

Родился в Севилье в 1599 г., в небогатой дворянской семье, чьими предками были португальские евреи. Учился живописи в родном городе сперва у Франсиско Эрреры-Старшего, а с 1611 г. у Франсиско Пачеко, гуманиста, поэта, автора трактата по живописи. Веласкес постигал рисунок, живописные приёмы, работу с натуры. В 1617 г. Диего получил звание мастера и в скором времени открыл свою собственную мастерскую. В 1618 г. молодой художник женился на дочери своего учителя – Хуане Миранде Пачеко. В последующие несколько лет у них родились две дочери, одна из которых умерла в младенчестве.
Большинство работ Веласкеса, созданных в период обучения и сразу после него, посвящено изображению бытовых сцен (в жанре «бодегонес», когда местом действия выступает трактир или харчевня), главные герои которых – простые люди Севильи («Завтрак», «Старая кухарка», «Водонос»). В картинах на религиозную тематику тоже прослеживаются традиции бодегонес: «Поклонение волхвов», «Христос у Марфы и Марии». В эти годы художник пишет первые портреты, в которых определяются особенности Веласкеса-портретиста – остро схваченное сходство, яркость выявления индивидуальности: «Портрет монахини Херонимы де ла Фуенте».


"Завтрак" 1617


"Христос в доме Марфы и Марии" 1618


"Непорочное зачатие" 1618


"Старуха, жарящая яичницу (Кухарка)" 1618


"Поклонение волхвов" 1619


"Портрет монахини Херонимы де ла Фуэнте" 1620


"Mother Jeronima de la Fuente" фрагмент


"Чудо в Эммаусе" 1620

В 1622 г. он в первый раз отправляется в Мадрид, а на следующий год, при содействии первого министра, герцога де Оливареса, ему удаётся получить заказ на портрет короля.


"Первый министр герцог де Оливарес"


"Филипп IV" 1624-26

«Портрет Филиппа IV с прошением» произвёл фурор, и автор стал придворным художником, а вскоре и камергером, получил во дворце мастерскую, назначен хранителем королевских коллекций. Веласкес выполнил ряд официальных заказов: парадные портреты короля, членов его семьи, представителей знати. Кроме того, он создал галерею изображений деятелей испанской культуры: Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Кальдерона, Кеведо.


"Продавец воды в Севилье" 1623


"Филипп IV на охоте" 1632-1633

В 1627 г., по конкурсу с другими художниками, он написал картину «Изгнание мавров» и получил звание гофмейстера. В 1629 г. художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – «Вакх», или «Пьяницы», которая трактуется как сцена из народной жизни, пирушка весёлых крестьян. Знакомство и общение с Рубенсом, посетившим испанский двор в 1628–1629 гг. с дипломатической миссией, вдохновило его на поездку в Италию, где в 1629–1631 гг. Веласкес изучал и копировал произведения Тициана, Веронезе, Тинторетто, Рафаэля, Микеланджело, памятники античности. При этом его стиль поменялся – стал более свободным и блестящим, колорит менее тёмным в тенях и передающим натуру в ярком освещении. Вновь обращаясь к мифологической теме в «Кузнице Вулкана», Веласкес придаёт изображению жанровый характер.
Портреты, созданные Веласкесом по возвращении, в 1630-1640 годах, принесли ему славу мастера этого жанра. Бесстрастно-холодные парадные конные портреты королевских особ отличаются сдержанным великолепием поз, одежд, коней, величием пейзажных фонов. В портретах придворных, друзей, учеников Веласкес накапливал и синтезировал свои наблюдения, отбирал необходимые изобразительные средства. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Нейтральный фон обладает глубиной и воздушностью; тёмные тона одеяний направляют внимание зрителя на ровно освещённые лица. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты Хуана Матеоса, герцога Оливареса, «Дама с веером», серия портретов инфант). Особое место занимают портреты королевских шутов, душевнобольных и карликов. Изображения карликов поражают энергией, умом, взглядами, полными внутренней силы, скорби, что составляет контраст с их физической немощью («Эль Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра»). В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» предстают образы людей, опустившихся и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей.
Одной из самых значительных картин этого периода стала «Сдача Бреды» (1634–1635), в которой Веласкес отказался от традиционных условностей исторических полотен той эпохи. Каждая из враждующих сторон охарактеризована с глубокой человечностью. Драматизм раскрывается через психологические характеристики действующих лиц, показанных с портретной достоверностью.


"Сдача Бреды" 1635

В 1642–1644 гг. Веласкес сопровождал короля в его походе на Арагон, а в конце 1640-х гг. вновь посетил Италию с целью приобретения для короля произведений искусства. Художника встречали с почётом, портрет его слуги и ученика, мулата Хуана Парехи восторженно встречен в римских художественных кругах. В 1650 г. Веласкес избран членом римской Академии св. Луки и общества виртуозов Пантеона. Портрет римского папы Иннокентия X, необычайно смелый по откровенности образ, стал самым знаменитым созданием Веласкеса за пределами Испании. Папа в парадном облачении предстаёт перед зрителями как человек яркого темперамента, умный, властный, энергичный, но и хитрый, жестокий. Обращается Веласкес и к пейзажу и создаёт два небольших вида, на которых изображаются уголки парка виллы Медичи. Вероятно, уже по возвращении создан шедевр «Венера с зеркалом» (1657). Тема навеяна итальянскими впечатлениями, в Испании изображение обнажённого женского тела запрещалось инквизицией. Веласкес показывает красоту живой женщины, гибкой, исполненной грации, сближая божественный образ с земным.
В 1651 г. Веласкес возвращается в Мадрид, а в 1652 г. он назначен королевским обер-гофмаршалом. Новая должность отнимала много сил и времени (в обязанности входила подготовка и организация празднеств при дворе). Портретам позднего периода творчества Веласкеса в большой степени свойствен артистизм и психологическая завершённость (инфанта Мария Тереза, 1651; Филипп IV, 1655–1656; инфанта Маргарита Австрийская, около 1660).
Во второй половине 1650-х гг. Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. В «Менинах» главной героиней является пятилетняя инфанта Маргарита, застывшая в чопорной позе знатной дамы. Художник передаёт её мягкие, детские черты лица. На неё смотрит королевская чета, позирующая художнику (в котором Веласкес изобразил себя, а монархов оставил за пределами полотна – лишь в виде отражения в зеркале). Рядом с инфантой многочисленные фрейлины. Веласкес показывает придворных в будничной обстановке, возвеличивая повседневность, представив её приподнято-монументально. Картина построена на переплетении официального и бытового, на многоплановой игре смысловых оттенков и образных сопоставлений. «Пряхи» – изображение мастерской, где реставрировались и ткались ковры для украшения дворцовых залов. На заднем плане три дамы рассматривают шпалеры, на одной из которых изображён миф об Арахне. На переднем плане – несколько работниц. Это первое в истории европейского искусства произведение, прославляющее деятельность простого человека.
В 1660 г. Веласкес сопровождал Филиппа IV в его поездке на границу Франции, для свидания с Людовиком XIV по случаю бракосочетания последнего с инфантой Марией-Терезией. Устройство празднеств, сопровождавших это свидание, так утомило художника, что он заболел и вскоре по возвращении своем в Мадрид скончался. Непосредственным наследником его должности при дворе оказался его ученик и муж его дочери Франсиски – Хуан Батиста дель Масо.
Веласкес оказал на живопись своей родины большое влияние, в числе его учеников были такие мастера, как Мурильо и Kappeньо де Миранда. Одним из своих учителей называл Веласкеса Гойя. В XIX в. слава мастера вышла за пределы Испании. Веласкес – одна из ключевых фигур в развитии искусства Мане, которого восхищало искусство мазка великого испанца. Темы полотен Веласкеса развивали в своём творчестве Пабло Пикассо и Сальвадор Дали.


"Конный портрет принца Балтазара"


"Бахус" 1629


"Граф Ольварес на коне" 1634


"Портрет инфанты Маргариты" 1660


"Конный портрет Филиппа IV"


"Don Balthasar Carlos "


"Белая лошадь"


"Infanta Marguarite Therese" 1654


"Аллегорический портрет Филиппа IV"

Любимые картины Веласкеса

"Дама с веером" 1640


"Миф об Арахне (Пряхи)" 1657


"Венера перед зеркалом" 1644-48

"Филипп IV Испанский" 1652-53


"Margaretha as a child Sun"


"Молодая дама"


"Francisco Bandres De Abarca"


"Prince Baltasar Carlos as a Hunter" 1635-36


"Автопортрет" 1643


"Св. Антоний"


"Инфанта Мария Австрийская"


"Эль Примо. Карлик с книгой на коленях. (Дон Диего де Аседо) "


"Святые Антоний и Павел"


"Коронация девы Марии" 1645


"Коронация девы Марии" (Фрагмент) 1645


"Кардинал Камилло Асталли"


"Семья Филиппа IV (Las Meninas)"


"Искушение святого Фомы Аквинского"


"Карлик с собакой" 1650


"Демокрит" 1628-29

"Набросок головы Аполлона" 1630


"Вилла Медичи, павильон Ариадны" 1630


"Инфанта Маргарита Мария"


"Портрет пожилого дворянина с золотой цепью и орденским крестом" 1645


"Портрет Марии Луизы"


"Портрет придворного карлика дона Себастьяна дель Морра"


"Портрет придворного карлика Франсиско Лескано по прозвищу Дитя Вальескаса


"Христос на кресте" 1632


"Распятие "


"Портрет поэта Луиса де Гонгора"


"Королева Изабелла де Бурбон, первая жена Филиппа IV" 1631-32


"Хуан-де-Парейя" 1650


"Королева Изабелла Бурбон на коне" 1634


"Папа Иннокентий X" 1650


"Портрет короля Филиппа IV"

Сегодня в Санкт-Петербурге открывается выставка из цикла «Шедевры музеев мира в Эрмитаже», на которой будут представлены две картины великого испанского художника Веласкеса

21 октября открывается выставка из цикла «Шедевры музеев мира в Эрмитаже» - «Менипп» и «Эзоп» из музея Прадо. На экспозиции, организованной Государственным Эрмитажем совместно с мадридским музеем Прадо, представлены два полотна великого испанского художника Веласкеса (1599–1660), принадлежащие к наиболее прославленным шедеврам мировой живописи. Имена мыслителей древности указаны в надписях на картинах.

Знаменитый баснописец Эзоп жил в VI веке до н. э. Его апокрифическое жизнеописание было составлено в XIII веке, сочинения впервые опубликованы в конце XV века и широко распространились в Европе в XVI и XVII столетиях. Согласно легенде, Эзоп был рабом, отпущенным на свободу, беспощадно остроумным автором моральных сентенций, в которых часто выражал свои идеи посредством беседы животных. Он погиб, став жертвой смелых высказываний в адрес человеческих пороков. В Испании сочинения баснописца хорошо знали, по ним в школах изучали греческий язык.

На картине Эзоп изображен с книгой, внизу рядом с ним с одной стороны лохани и тряпка - намек на повседневные занятия раба; с другой стороны - уложенные в дорогу вещи и золотая чаша, в краже которой баснописец был ложно обвинен и сброшен с горы жрецами Аполлона в городе Дельфы.

Философ Менипп жил намного позже Эзопа, в III веке до н. э. Сведения о нем известны благодаря Диогену Лаэртскому и Лукиану из Самосаты. Как и Эзоп, Менипп был освобожденным рабом, сумел разбогатеть, занимаясь ростовщичеством, потом утратил свое состояние, жизнь кончил самоубийством, повесившись. Он принадлежал к философской школе киников, отрицавших ученые знания, подвергавших все жесткой критике, в Испании времен Веласкеса киников обвиняли в злословии. «Диалоги» Лукиана с упоминаниями о Мениппе, были так же хорошо известны, как и сочинения Эзопа, они тоже использовались в школах для обучения греческому языку.

Менипп на картине саркастично усмехается. У его ног книги, он попирает их, так как отвергает научные знания. Рядом находится кувшин, поставленный на площадку с колесами. Кувшин в иконографии XVII века ассоциировался с женщиной. Его присутствие в композиции можно объяснить тем, что изображения мыслителей древности составляли ансамбль с полотном «Марс». Считается, что «Эзоп», «Менипп» и «Марс» были написаны для королевского охотничьего павильона Торре де ла Парада, построенного в 1636 году. Картины упоминались вместе в наиболее раннем из сохранившихся инвентарей (1701 года). Все работы одинакового размера, все на античные сюжеты. Соединение их в своеобразный «триптих» могло иметь особый смысл.

«Марс» в трактовке Веласкеса выглядит очень странным. Это не грозный, молодой и прекрасный бог войны, каким его представляли себе испанцы времен Веласкеса, но человек среднего возраста, начинающий стареть. Он сидит на постели, в задумчивости, почти полностью обнаженный, но в шлеме, оружие брошено у ног. Образ бога войны явно снижен. В такой интерпретации одни усматривают намек на увлечение Марсом любовными утехами в ущерб его главному занятию, войне. Другие идут еще дальше в раскрытии содержания работы и связывают его с военными поражениями Испании во второй половине 1630-х годов. Не исключено, что имелись в виду обе идеи. В контексте с «Марсом» понятно, почему рядом с ним находятся именно «Эзоп» и «Менипп», баснописец и киник, отличавшиеся критическими, смелыми и бескомпромиссными суждениями.

Античные мудрецы осовременены, представлены в виде нищих. Они остро охарактеризованы, превосходно написаны. «Эзоп» - в плотной живописной манере, «Менипп» более текучим мягким мазком. Фигуры показаны с низкой точки зрения, рисуются величественными силуэтами на нейтральном фоне. Колорит выдержан в скупой, строгой коричнево-оливковой гамме.

Значительностью образов и мастерством исполнения картины «Эзоп» и «Менипп» всегда привлекали к себе внимание как ценителей искусства, так и художников. Их гравировал Франсиско де Гойя, на них ориентировался Эдуар Мане, создавая своих «Философов», с них делали копии живописцы, в том числе, и

Перед вами – картина живописца Веласкеса «Эзоп»
(1639-1641). Искусствоведы вычислили, что она
входила в цикл картин («Марс», «Менипп» и др.),
предназначенных для королевского охотничьего
замка Торре де ла Парада близ Мадрида.

Помните, кто на ней изображён? Это Эзоп, древ-
негреческий баснописец, считающийся создателем
басни. По преданию, он жил около середины VI
века до н. э. Легенды рисуют Эзопа народным
мудрецом, юродивым и хромым рабом самосца
Иадмона, безвинно сброшенным со скалы в Дель-
фах. Ему приписывались сюжеты почти всех изве-
стных в античности басен, обрабатывавшиеся мног-
ими баснописцами – от античных Федра и Бабрия
до Жана де Лафонтена и Ивана Крылова. Мы уже
привыкли к тому, что под эзоповой басней подраз-
умеваем басню, в которой действующими лицами
выступают животные и другие бессловесные су-
щества и предметы, аллегорически представляю-
щие людей, их характеры и поступки.

В связи с этим и вопрос. Странное удивление ох-
ватывает меня, когда я смотрю на «Эзопа» Диего
Веласкеса. Почему художник оставил руку своего
персонажа под платьем – вместо того, чтобы изоб-
разить её поверх, свободно вытянутой вдоль тела?

Что он хотел этим сказать? Всей моей фантазии
не хватает для ответа на этот, надеюсь, простой
вопрос. Может, вы поможете?

~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^

Иллюстрация: «Невидимая рука баснописца»

Рецензии

«Перед вами – картина живописца Веласкеса “Эзоп”... Помните, кто на ней изображён?» Да, да, конечно “помним” – подумал я – ведь мы в первый раз её видим... А далее читаю: «Это Эзоп». Смешно!☺

Версии такие:
1. Трудно было передать взгляд баснописца. Диего не был доволен тем, как показал лицо и сделал отвлекающий манёвр.
2. Эзопу свойственны недомолвки, в его произведениях всегда есть второй план...
3. “Творчество раскрывает...” – говорит художник. Объясняю: рукописи (книга) символизируют творчество. Если бы правая рука Эзопа была свободна, то она... тоже бы оказалась чуть ниже груди, образовав “замо́к”.
.................
Вариантов много, я же склоняюсь к следующему: представим, что левая рука Эзопа опущена – это неинтересно... А так – загадка!

Владимир, спасибо! Я хотел, чтоб ты нам что-нибудь загадал!☺

Я бы этого тоже хотел. И в моём
портфеле скопилось уже немало за-
гадок. Но - прочти, если не за-
труднит, моё резюме. Мне сейчас
не до развлечений...

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

13.12.2014

Описание картины Диего Веласкеса «Эзоп»

Великий древнегреческий баснописец Эзоп очень известен со времён своей жизни и по настоящее время. В своих баснях он представлял разные типы людей в образе животных и высмеивал их недостатки и пороки, такие как жадность, тщеславие, гордыня, глупость и многие другие. Эзоп был рождён в рабстве, но хозяин оценил его талант и подарил желанную свободу. О том, как мог выглядеть этот баснописец, можно только предположить, об этом существует множество легенд. Наиболее часто Эзопа изображали некрасивым и невзрачным горбуном маленького роста. Но это делалось специально, чтобы на контрасте выделить его внутренний мир, очень красивый и добрый.

На своей картине Веласкес изобразил Эзопа в очень поношенной одежде. Сначала он был рабом, а теперь он нищенствующий бродяга. Однако самое важное, на что художник хотел обратить внимание зрителя — это глаза Эзопа, вернее, его взгляд. Он пристально смотрит в глаза зрителю, точнее, пронизывает его, пытаясь разглядеть самое потаённое, что может быть спрятано у него в душе. Он как будто судья, выслушивающий оправдания обвиняемого в преступлении. Или он похож на доктора, который сначала должен внимательно осмотреть больного перед тем, как поставить свой диагноз. А ещё, может быть, он похож на учителя, который хочет отчитать своего непутёвого ученика. Но самое важное, его взгляд похож на взгляд самого бога. Этот бог уже давно наблюдает за человечеством, которое погрязло в грехах и продолжает на протяжении тысячелетий совершать одни и те же ошибки. И вот этот человек, Эзоп, который был на самом дне, в самом низшем слое общества, теперь становится приближенным к высоте, на которой находится сам бог. Для Веласкеса было очень важно, что он может показать особую мудрость, разлучённую со статусом человека в обществе. Такие люди не принадлежат обществу, а находятся вне его, даже над ним и его законами.

На уроке проводим работу со скульптурным изображением Эзопа и портретом баснописца. Используем также материалы книги М.Л. Гаспарова «Занимательная Греция». Рассказы о древнегреческой культуре. – М.: Новое литературное обозрение. – 2004. – 428 с.

Скульптурный портрет Эзопа

Сначала рассмотрим скульптурный портрет баснописца. Страстный поклонник античного и классического искусства итальянский церковный деятель и меценат Алессандро Альбани (1602-1779) построил в Риме знаменитую виллу Альбани, в которой разместил свою коллекцию древнегреческих и римских произведений искусства. Среди них – бюст Эзопа. Скульптура датирована I-V веком. Однако существует предание, что изображение Эзопа в виде статуи было сделано Лисиппом или его учеником Аристодемом в серии «Семь древних мудрецов» (IV век до н.э.).
Статуя отчетливо отображает черты Эзопа, которые восходят к традиционному древнегреческому восприятию легендарного баснописца. Симметрично свисающие на лоб пряди густых волос, страдальческие глаза под крутыми надбровными дугами, морщинистый лоб, словно и в этот момент отягощенный глубокими мыслями, выступающие худые ключицы, короткая шея и заметная сутулость (как привычная особенность изображения в античном искусстве осанки раба).

Портрет Эзопа кисти Диего Веласкеса

А теперь внимательно рассмотрим портрет Эзопа кисти Диего Веласкеса (1599-1660). Картина создана около 1638 г. (холст, масло, 179 x 94). Хранится в Мадриде в Национальном музее Прадо. На портрете предстает образ нищего раба, отвергнутого обществом, но сформировавшего ироническое отношение к миру, а поэтому обретшего истинную внутреннюю свободу. Широко посаженные темные глаза, широкая переносица, острые скулы, впалые худые щеки, скептически оттопыренная нижняя губа. На лице – грустное безразличие и мудрость человека, изведавшего истинную цену жизни. Запечатлев баснописца в полный рост, художник придает ему очертания бродячего философа: старое свободное пальто, небрежно приоткрывающее грудь, простые походные ботинки, и книга в правой руке, свидетельствующая об интеллектуальных пристрастиях изображенного на картине человека. Именно таким запомнили Эзопа его современники и именно так, вслед за легендами и преданиями, представляет нам баснописца художник Диего Веласкес.

Очерк об Эзопе

В народе об Эзопе рассказывали много. Говорили, что он был некрасив, почти уродлив: голова как котел, нос курносый, губы толстые, руки короткие, спина горбатая, брюхо вспученное. Зато боги его наградили острым умом, находчивостью и даром слова – искусством сочинять басни. Даже хозяин побаивался своего речистого раба. Однажды решил он отделаться от Эзопа – повести его на рабский рынок на остров Самос и продать. Когда собирались в путь, начали распределять между рабами дорожную поклажу. Эзоп просит товарищей: «Я здесь новый, слабый, дайте мне вон ту хлебную корзину», – и показывает на самую большую и тяжелую. Посмеялись над ним, но дали. Однако на первом же привале, когда все поели хлеба, Эзопова корзина сразу стала легче, а у остальных рабов их мешки и ящики как были тяжелы, так и остались. Тут-то и стало ясно, что ум у уродца не промах.
А вот еще несколько веселых историй.
На острове Самос жил простак-философ Ксанф. Увидел он трех рабов на продаже: двое были красавцы, а третий – Эзоп. Спросил он: «Что умеете делать?» Первый сказал: «Все!», второй сказал: «Все!», а Эзоп сказал: «Ничего!» – «Как так?» – «Да вот мои товарищи все уже умеют, мне ничего не оставили». Подивился Ксанф находчивости Эзопа и купил его, рассчитывая, что он будет помогать ему в принятии важных решений.
Как-то Ксанф решил устроить угощение ученикам и послал Эзопа на рынок: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!» Пришли гости – Эзоп подает одни только языки: жареные, вареные, соленые. «Что это значит?» – «А разве язык не самое лучшее на свете? Языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах – ничего нет лучше языка!» – «Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете!» Назавтра Эзоп опять подает одни только языки: «Что это значит?» – «А разве язык не самое худшее на свете? Языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну – ничего нет хуже языка!» Рассердился Ксанф, но придраться не мог.
Послал Ксанф Эзопа за покупками. Встретил Эзоп на улице самосского градоначальника. «Куда идешь, Эзоп?» – «Не знаю!» – «Как так не знаешь? Говори!» – «Не знаю!» Рассердился градоначальник: «В тюрьму упрямца!» Повели Эзопа, а он оборачивается и говорит: «Видишь, начальник, я тебе правду сказал: разве я знал, что в тюрьму иду?» Рассмеялся начальник и отпустил Эзопа.
Собрался Ксанф в баню, говорит Эзопу: «Ступай вперед, посмотри, много ли в бане народу?» Эзоп возвращается и говорит: «Только один человек». Ксанф обрадовался, идет и видит: баня полным-полна. «Что же ты мне вздор говорил?» – «Не вздор я тебе говорил: лежал перед баней на дороге камень, все об него спотыкались, ругались и шли дальше, и только один нашелся, который как споткнулся, так тут же взял камень и отбросил с пути. Я и подумал, что народу тут много, а настоящий человек – один».
Много раз просил Эзоп Ксанфа освободить его, а Ксанф не хотел. Но случилась на Самосе тревога: заседал перед народом государственный совет, а с неба налетел орел, схватил государственную печать, взмыл ввысь и оттуда уронил ее за пазуху рабу. Позвали Ксанфа истолковать знамение. Не зная, что сказать, он произнес: «Это ниже моего философского достоинства, а вот есть у меня раб, он вам все растолкует». Вышел Эзоп: «Растолковать могу, да не к лицу рабу давать советы свободным: освободите меня!» Освободил Ксанф Эзопа от рабства. Эзоп говорит: «Орел – птица царская; не иначе, царь Крез решил покорить Самос и обратить его в рабство». Огорчился народ и отправил Эзопа к царю Крезу просить снисхождения. Щедрому царю умный урод понравился, с самосцами он помирился, а Эзопа сделал своим советником.
Долго еще жил Эзоп, сочинял басни, побывал и у вавилонского царя, и у египетского, и на пиру семи мудрецов… Эзоп сочинял басни потому, что он был раб и говорить прямо то, что он думал, было для него опасно. Поэтому он и придумал иносказательный язык, получивший позже название «эзоповского».
А погиб он в греческом городе Дельфы. Известно, что в Дельфах был построен храм Аполлона, и город жил под покровительством этого могущественного бога света, знания и искусства. Со всей Греции стекались в Дельфы просители, так как в храме Аполлона находилась прорицательница, отвечающая на вопросы посетителей об их будущем. Поэтому храм процветал за счет приношений прихожан, богатея с каждым годом. Посмотрел Эзоп, как живут дельфийцы, которые не сеют, не жнут, а кормятся только от жертв, приносимых Аполлону всеми эллинами, и очень ему это не понравилось. Дельфийцы испугались, что он разнесет о них по свету дурную молву, и пошли на обман: подбросили ему в мешок золотую чашу из храма, а потом схватили, обвинили в краже и приговорили к смерти – сбросили Эзопа со скалы. За это их город постигла чума, и еще долго пришлось им расплачиваться за Эзопову смерть.
Так рассказывали о народном мудреце Эзопе. (По материалам книги М.Л. Гаспарова).