Описание к брюллов портрет сестер. Сочинение-описание по картине К.П. Брюллова «Портрет сестер Шишмаревых. Сочинение Волочий Виктора

Учитель Гриценко Светлана Михайловна

Сочинение по картине К. Брюллова «Портрет сестёр Шишмарёвых" (по групповому портрету)

Цели урока:

научить учащихся составлять сравнительную характеристику по картине-портрету;
показать особенности построения текста (сочинения) сравнительного характера;
познакомить учащихся с последовательным типом связи в искусствоведческом тексте;
ввести в активный словарь учащихся лексику, связанную с темой картины-портрета, обогатить речь образно-выразительными средствами русского языка.

Задачи урока:

познакомить учащихся с творчеством художника К. Брюллова и его картиной «Портрет сестёр А. А. и О. А. Шишмарёвых»;
научить соединять в своем сочинении различные типы речи (повествование, описание);
обогатить речь учащихся выразительными средствами языка; учить подбирать синонимы, избегать повторов слов, последовательно соединять предложения и части текста;
учить совершенствовать написанное.

Методические приемы: элементы лингвистического анализа текста, обсуждение работ, работа с репродукцией, написание сравнительной характеристики.

Формы организации работы детей: коллективная и индивидуальная, устная и письменная.

Формы организации работы учителя: рассказ-лекция, аналитическая беседа с учащимися, знакомство с картинами и иллюстрациями.

На доске:

    Карл Павлович Брюллов (1799 – 1852)

    «Портрет сестёр А. А. и О. А. Шишмарёвых». (1839)

    Александра Афанасьевна и сестра ее Ольга Афанасьевна.

    Портрет, портретист.

Ход урока:

Этапы урока

Содержание

Организационный момент.

Запись числа. Объявление темы урока.

2. Постановка целей и задач урока.

Мы познакомимся с творчеством художника К. Брюллова и его картиной «Портрет сестёр А.А. и О.А. Шишмарёвых», посмотрим, как строится сравнительная характеристика, и сами попробуем написать сравнительную характеристику героинь, изображенных на картине.

Повторение

Повторим:

Какие типы речи вы знаете?
Что такое повествование? Рассуждение? Описание?
Что можно описывать?
Чем различается научное описание и художественное?

Сегодня мы будем писать сочинение-описание по картине. Давайте вспомним, какие бывают жанры картин (пейзаж, натюрморт, интерьер, жанровая картина, портрет).

Актуализация знаний

Перед нами картина-портрет. А что такое портрет? (портрет – изображение какого-нибудь человека на картине или фотографии).
Как называют художника, который работает в этом жанре? (художника, работающего в жанре портрета, называют портретистом).
Каких русских художников - портретистов вы знаете? (В.А.Тропинин, В.А.Серов, И.Е.Репин, Веницианов, К.П.Брюллов).
Подберите слова-синонимы к этим словам (портрет – работа, картина, полотно, холст, произведение, шедевр; портретист – художник, мастер, живописец, автор, он, К.Брюллов).
Мы будем писать сравнительную характеристику. Что такое характеристика героя? (характеристика – описание характерных, отличительных качеств, свойств, черт кого-нибудь или чего-нибудь).
А что такое сравнение и сравнительная характеристика героя? (Сравнение – одна из разновидностей рассуждения, где необходимо установить сходство и различие между объектами. В сравнительной характеристике автор выявляет сходные и различные особенности в характере, внешности, речи, деятельности сравниваемых людей или героев художественного произведения).

Основные правила сравнения:

сравнивать можно только однородные, одноуровневые объекты;
сравнение проводится по их определенным признакам (основание сравнения, нельзя «сползать» с одного признака на другой);
признаки сравнения должны быть существенными, важными.

8.Типы сравнения:

последовательное сравнение (А и В: А: а,в,с….В: а,в,с,….Вывод: сходство и различие между А и В);
параллельное сравнение (общее между А и В; различие между А и В; Вывод: между А и В есть сходство и есть различие)

Итак, писать сравнительную характеристику мы будем по картине К.Брюллова «Портрет сестёр А.А. и О.А. Шишмарёвых». Но для того, чтобы понять картину, необходимо узнать о человеке, который ее написал.

Знакомство с художником и его картинами.

Великий Карл - так еще при жизни называли современники замечательного русского художника Карла Павловича Брюллова (1799-1852). Его имя ставилось рядом с именами Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка.

Судьба распорядилась так, что Карл Павлович Брюллов родился в один год с Александром Сергеевичем Пушкиным - это им было предоставлено право формировать художественный язык, на котором изъясняется российское искусство уже два столетия. В их биографиях есть много поразительных совпадений. Оба несли в крови иноземные гены, но твердо считали себя истинно русскими людьми. Поэт и художник не познали морщин старости - они пророчески предвидели, что их жизненный путь будет весьма короток, и творили до последнего «прости».

Профессия художника была в семье традиционной: прадед, дед, отец - все принадлежали к художническому цеху. Он также поступил в Академию художеств в 1809 году.

Брюллов выделялся яркостью своего дарования и ранней зрелостью мастерства. Лучшая работа Брюллова периода обучения – «Нарцисс, любующийся своим отражением в воде» (1819). Получив Большую золотую медаль за программу «Явление трех ангелов у дуба Мамврийского» (1821), молодой художник закончил академический курс и в 1822 году вместе с братом Александром на средства Общества поощрения художников отправился в Италию. Он создал ряд произведений на мифологические темы («Эрминия у пастухов», 1824 и др.), однако большой интерес проявлял к жанровой живописи, написав несколько полотен, посвященных итальянской жизни: «Итальянское утро» (1824), «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» (1827).

В Италии Брюлловым написаны многие первоклассные портреты – «Автопортрет» (1833), «Портрет А. П. Брюллова» (1833), «Всадница» (1832) и др. Здесь впервые была высоко оценена писавшаяся свыше шести лет картина «Последний день Помпеи» (1833), показанная в Риме и Милане и послужившая причиной избрания художника почетным членом нескольких итальянских академий искусств. В Париже, где картина демонстрировалась с не меньшим успехом, Брюллову была присуждена Золотая медаль.

В декабре 1835 года после двенадцатилетнего отсутствия Брюллов вернулся на родину. В числе восьмидесяти портретов, написанных в эти годы, - портреты В.А.Перовского (1837, ГТГ), Н.В. и Пл.В.Кукольников (1836 и 1837), певицы А.Я.Петровой (1838), сестер Шишмаревых (1839), «Автопортрет».

Все картины Брюллова – это удивительное путешествие по страницам жизни великого мастера. В каждом полотне невероятным колоритом отображено его мироощущение. Не зря, даже выполняя работы на заказ, художник старался внести новаторские линии в свое произведение. Он никогда не останавливался на традиционных формах, поэтому превосходные работы Карла Брюллова всегда открывали перед зрителями новые возможности изображения знакомых предметов. Особенно интересны картины Брюллова портретного содержания. На каждом его полотне видна точная экспрессия, страсть, пылающая красота и нежность. Буквально видишь, как несколько десятков лет назад этот мастер плавно и нежно касался своей кистью поверхности холста, а через мгновение на нем появлялись величественные и эмоциональные образы. Возможно, именно эта легкость и одухотворенность так подкупает очередного зрителя. И уже сам становишься героем духовного поиска талантливого автора, а в каждой его работе видишь частичку настоящего, чувственного и благородного окружающего мира, таким, каким изобразил его на полотне несравненный Карл Брюллов.

Беседа по картине.

Сбор материала к сочинению. Составление сравнительной таблицы описания девушек.

Рассмотрите репродукцию картины К. Брюллова «Портрет сестёр А.А. и О.А. Шишмарёвых».

Кто изображен на этой репродукции?
К какому жанру искусства вы отнесете картину К.Брюллова?
Как вы думаете, можно ли это произведение назвать жанровой картиной? Почему?
Каков цветовой фон картины? (светлые и тёмные краски: золотистые, коричневые, оливковые, черные, голубые; это придаёт ощущение задушевности, спокойствия, теплоты.)
Отметьте на этой жанровой картине детали быта XIX века (наряды дам XIX века).
На какие детали обратим внимание при описании сравнительной характеристики героинь картины? (Одежда, лицо, руки, глаза, волосы.)
Что объединяет и что различает героинь этой картины? (Девушки молодые, интересные, красивые, привлекательные, кокетливые, из обеспеченной дворянской семьи.)

Какова роль пейзажа в этой картине? (Создаёт романтичную обстановку, ощущение теплоты и радости).
Какой стиль речи будете использовать в своём сочинении? (Описание с элементами повествования.)

Из рассказов о шедеврах живописи

Вот как описывает картину Карла Брюллова Эсфирь Николаевна Ацаркина - известный искусствовед 1960–1970 г, автор книг о художниках первой половины XIX в. Отрывок взят из её книги «Брюллов»: «Приступая к написанию нового полотна, Брюллов всегда рассматривал свою работу не как исполнение официального заказа, а как портретирование знакомых и приятных ему людей. Репрезентативность (заказанность) большого полотна должна была раствориться в атмосфере сердечной теплоты и лирической мягкости.

Александра Афанасьевна и сестра ее Ольга с раннего детства были приобщены к искусству. В доме их отца А.Ф.Шишмарева, любителя театра и друга художников, часто бывали актеры, музыканты. В своем петербургском имении Шишмарев построил летнюю мастерскую для Кипренского, в которой тот написал портрет любезного хозяина (картина находится в ГТГ). Через 12 лет, когда Кипренского уже не было в живых, а слава «Великого Карла» гремела повсюду, Шишмарев обратился к художнику с просьбой написать его дочерей.

Брюллов был необычайно капризен в заказах и не раз отказывал людям влиятельным и знаменитым (портрет Николая I так и не был написан, несмотря на желание царя). Будучи натурой глубоко артистичной, художник чувствовал себя скованным, когда брался за официальные заказы и писал людей ему несимпатичных. Познакомившись же с сёстрами, он не мог не оценить их прелести. Они были похожи и непохожи друг на друга. Старшая - казалась более открытой и свободной в разговоре, грациозны были её движения. Младшая - представлялась более сдержанной, угловатой, похожей на подростка. Обе музицировали, хорошо рисовали и, как все в их доме, увлечены искусством и литературой.

В групповом портрете Шишмаревых Брюллов вновь нарушил условные рамки заказанного полотна. Его содержание он свел к своеобразной жанровой сцене, сюжетной мотивировкой для которой послужила прогулка. Этот мотив позволил изобразить фигуры девушек в движении. Девушкам заказали костюмы для верховой езды, специально для картины, т.к. они лошадьми не увлекались.

Плавно и ритмично спускаются по ступеням широкой лестницы сестры Шишмаревы, одетые в амазонки. Разгоряченные лошади с трудом сдерживают порывистый норов. Сцену завершает бегущая за молодыми девушками лохматая собака, обычная участница больших групповых портретов Брюллова. Грациозна и стройна старшая Шишмарева, привлекающая своей миловидностью и изяществом движения, с каким она придерживает амазонку. Рядом с ней застывшей кажется младшая сестра.

Композиционное решение портрета было найдено Брюлловым в карандашных набросках. Избегая однообразия в изображении двух женских фигур представленных в рост, он уже в предварительных набросках разместил их на разной высоте, оправдывая свой прием уступами лестницы».

Беседа по искусствоведческому тексту

Что нового вы узнали о картине из этого текста?
Какова целевая установка автора текста?
Определите основную мысль этого текста.
Какова структура этого текста? (текст состоит из 3 частей: вступление (1 абзац), основная часть (2 абзац), заключение (3 абзац); абзацы текста связаны лексическими средствами (1 и 2-м пр-ия: Брюллов - он, рамки полотна – его содержания, 3 и 4 пр-ия: фигуры девушек – сестры Шишмаревы, 4-6 пр-ия: сестры Шишмаревы - старшая Шишмарева - младшая сестра, т.е. местоименное замещение и лексический повтор). Как видим, в тексте преобладает последовательный тип связи, т.е. рема предыдущего предложения становится темой последующего предложения. Расстановка предложений в такой последовательности обеспечивает связность при построении текста сравнительного характера, отражает логику развития мысли. Языковыми средствами (скрепами), передающими связность входящих в текст предложений, являются лексические повторы, местоименные замещения, синонимы, антонимы.
Охарактеризуйте языковые средства этого текста: какие лексические, морфологические, синтаксические средства здесь преобладают (конкретные имена существительные с прямым лексическим значением: портрет, рамки, полотно, содержание; имеются имена существительные с абстрактным значением: миловидность, изящество; краткие прилагательные: грациозна, стройна, полные причастия: заказанного, одетые, привлекающая, застывшей, представленных; в тексте всего 9 глаголов: нарушил, свел, спускаются, придерживает,.. 2 деепричастия: избегая, оправдывая. Лексика тематически связана с обозначением портретной характеристики сестер, их состоянием. В тексте всего 7 предложений, из них 2 – сложноподчиненные, 5 – простых: 2 предложения с обособленными определениями, 7-е предложение с 2 обособленными обстоятельствами и обособленным определением. Такое четкое построение двусоставных предложений создает ясность, четкость, простоту текста.
На основе проведенного языкового анализа определите тип и стиль текста (описание с элементами повествования).

Словарно-стилистическая работа

Объясните, как вы понимаете следующие словосочетания:

Условные рамки (понятные тем, кто согласился, условился между собой относительно чего-либо);

Сюжетная мотивировка (совокупность доводов для обоснования основного содержания);

Грациозна и стройна (красиво и правильно сложена);

Привлекающая миловидностью (обращающая на себя внимание приятностью, милая на вид);

Изящество движения (соразмерность в движениях, отвечающая требованиям художественного вкуса);

Кажется застывшей (оставшейся без движения).

Самая «говорящая» детальна лице человека – это его глаза. Запишите слова, которые характеризуют 1) по их цвету, форме; 2) характеризуют взгляд сестер (по цвету: голубые, карие, черные и т.п.; по форме: раскосые, большие, узкие и т.п.; взгляд: внимательный, напряженный, отзывчивый, сосредоточенный, бодрый и т.п.).
Дополните таблицу сравнительной характеристики сестер Шишмаревых словами и выражениями из текста, которые автор употребляет для описания внешности сестер, передачи их состояния. Укажите общие и отличительные признаки характеристики героинь картины.

Систематизация материала

Работа учащихся с таблицей.

На доске и в тетрадях.

Составление плана сочинения

1.Представление портрета (автор, история создания).

2.Описание портрета (сравнительная характеристика):

а) Какие герои сравниваются и почему?

в) Что общего между ними?

с) Что их отличает друг от друга?

4.Ваше отношение к данным персонажам.

Домашнее задание

Написать сочинение-описание сравнительного характера по картине К.Брюллова «Портрет сестёр А.А. и О.А. Шишмарёвых», при этом обратить внимание на общие черты, объединяющие девушек, и на то, что их отличает друг от друга.

Рефлексия

Что узнали на уроке? Чему учились?
С каким типом связи предложений в тексте познакомились?
Оцените свою готовность к написанию сочинения.

Домашнее задание – написать сочинение.

Кисти одного из величайших художников 19 века Карла Брюллова принадлежат многие прекраснейшие картины того времени. Он работал в разных стилях живописи, от исторических полотен до портретов и нежных акварелей. В каждом из жанров он оставил, без сомнения, настоящие шедевры.

Особое место в творческой биографии Брюллова занимает жанр портрета. Талантливый живописец изображал на своих полотнах удивительных людей - тех, кто привлекал его не только своей красотой, но и экспрессивностью, и характером. Художник однажды даже отказался писать портрет императора Николая I, поскольку эта личность не показалась ему достаточно интересной. Однако отказать своему другу, настоящему ценителю живописи и приятелю многих талантливых художников своего времени, А.Ф. Шишмарёва, он не смог, ведь, познакомившись с его дочерями, он был настолько очарован прелестью девушек, что тут же принялся за работу! Написанный Брюлловым портрет сестёр Шишмарёвых станет своего рода визитной карточкой художника, уступая первенствующую позицию лишь легендарным картинам «Последний день Помпеи» и «Всадница».

Итак, художник решил изобразить двух молодых девушек, собирающихся на конную прогулку в один из тёплых дней. Героинями, как уже было сказано, являются реальные исторические лица - Александра и Ольга Шишмарёвы.

Для портрета, больше, однако же, напоминающего сюжетную зарисовку, Карл Брюллов выбрал преимущественно холодные тона, подчёркивающие аристократическую красоту героинь картины. Несмотря на это, цветовое решение портрета чрезвычайно живо; её тона очень насыщенные, привлекательные; они прекрасно контрастируют между собой, создавая особую, почти магическую притягательность. Особого внимания заслуживает мастерское владение Брюлловым техникой создания света и тени: удивительно точно передано время суток, очень живописно и реалистично выглядит вся композиция в целом. От картины так и веет жизнелюбием, энергией, светом и теплом.

На портрете, как уже говорилось, изображены сёстры Шишмарёвы - старшая Александра и младшая Ольга. Девушки идут по саду, буквально утопающему в зелени; тень от раскидистого дерева падает на лошадей, слегка укрывая их от жары, и на широкие нижние ступени, выполненные в форме полукруга, роскошной мраморной лестницы. Всадницы спускаются вниз, где их ждёт конюший со скакунами. Первой идёт стремительная Александра, старшая дочь дворянина Афанасия Федоровича. Стремительность её движений подчёркивается и изящным поворотом головы, с которым она обращается к художнику, давая понять, как трудно ей сдерживать собственную порывистость, и левой рукой, которой она небрежно придерживает струящуюся юбку её амазонки. Сама поза, в которой героиня застывает на портрете, кажется очень живой и стремительной: Александра уже подалась вперёд всем телом и отозвала от земли стройную ножку, чтобы шагнуть по ступеньке вниз.

Наряд Александры более элегантен, чем наряд её младшей сестры. Амазонка старшей дочери Афанасия Шишмарёва выполнена из дорогого бархата тёмно-синего цвета и чёрного цветов, изумительно оттеняющего аристократическую бледность кожи волоокой красавицы. Материал благородно переливается на солнце, подчёркивая изысканность наряда. При этом амазонка достаточно дерзкая: грудь девушки слегка открыта из-за довольно глубокого выреза, отороченного полупрозрачным нежнейшим кружевом. Густые тёмные волосы Александры убраны в сложную причёску с косами - у младшенькой Ольги почти такая же - и прикрыта шляпкой, почти не заметной на шёлке этих волос, с длинной вуалью голубого цвета, которую развевает тёплый летний ветерок.

Кажется, будто старшей Шишмарёвой не терпится отправиться на прогулку. Она энергична, молода и прекрасна; за художником красавица следит лишь глазами и смотрит на него чуть-чуть искоса. Конь Александры, несомненно, изумительный арабский скакун «яблочной» серой масти, — он нетерпеливо бьёт копытом, ожидая, когда же хозяйка толкнёт его хлыстом и шенкелем и пошлёт его летящим галопом. Он причудливо изгибает свою лебединую шею. Второй конь, гнедой, которого почти не видно на картине, ржёт и задирает голову, призывая девушек поторопиться и оседлать их. Норовистых лошадей с большим трудом удерживает одетый в красный бархат конюший, сопровождающий барышень на прогулке. Его лица нет на картине, однако размах рук, которыми он держит коней под уздцы, позволяет сделать вывод о том, что сдержать пыл горячих жеребцов ему непросто.

Добавляет энергичности и жизнерадостности картине очаровательная пятнистая гончая с длинной шерстью. Брюллов написал её, используя только тёплые тона, так что именно она концентрирует в себе положительную энергию и одухотворённость события. Художник запечатлел собачку в движении, когда все четыре её лапы оторваны от земли, а голова задрана наверх. Кажется, ещё секунда - и гончая зальётся радостным лаем! Она будет сопровождать сестёр Шишмарёвых на прогулке. Кстати, именно эта деталь, собачка, присутствует на всех групповых портретах Карла Брюллова.

На фоне всей этой оживлённости младшая сестра Александры, Ольга Шишмарёва, кажется будто бы застывшей. Она останавливается почти на самом верху лестницы и совершенно замирает. Ольга повернётся к художнику, встав перед ним прямо и смело, так что он сможет запечатлеть её анфас. Девушка не придерживает юбку амазонки, более скромной, чем у сестры, совершенно без декольте, выполненную в чёрно-коричневых тонах, что позволяет сделать вывод о том, что она стоит, иначе она рисковала бы запутаться в длинных юбках из того же роскошного бархата, что и амазонка Александры. К тому же Ольга не опирается о кованые перилла лестницы; вместо этого она держит в руках кружевной платочек, а в другой руке - хлыст, которым ей будет удобно управлять норовистым гнедым жеребцом, нетерпеливо задирающим голову в её ожидании. В какой-то степени эта деталь, наличие хлыста, символична: Ольга любит соблюдать все правила; ей страшно оказаться без «указки», которую будет слушаться её конь. А ещё это может свидетельствовать о том, девушка либо недостаточно смела, как старшая сестра, не взявшая хлыст с собой и положившаяся на волю случая, либо более благоразумна, нежели Александра, и не забыла взять столь необходимый и важный предмет на прогулку.

Оленька Шишмарёва приветливо улыбается художнику одними уголками губ. Выражение лица наталкивает на мысль, что Ольга более застенчива и скромна, более задумчива. Она более румяна, чем сестра, и весь её внешний вид говорит о том, что ещё вчера эта девушка была угловатым подростком с острыми плечиками. В какой-то степени это подчёркнуто и тонами её наряда, и формой шляпки, более детской, чем у Ольги, и совсем светлой; да и летящая вуаль, развевающаяся за спиной юной дворянки, белая, нежная, в очередной раз напоминающая о юности и неопытности красавицы Шишмарёвой.

Однако композиционно, пожалуй, именно нежная Ольга, а не благородная Александра, является своего рода центром портрета. На тонкой шейке младшей из сестёр - яркий алый шарфик, в первую очередь притягивающий взгляд того, кто рассматривает картину.

Тень Ольги чёткая и короткая, а значит, барышни решили проехаться верхом после полудня. Они наверняка вернутся домой к обеду.

Сама картина выглядит невероятно живо, энергично и ярко. От неё веет светом, теплом и жизнелюбием - без сомнения, «Портрет сестёр Шишмарёвых» не сможет оставить равнодушным ни одного зрителя!

Тема. Сочинение сравнительного характера по картине – портрету К. Брюллова «Портрет сестёр А. А. и О. А. Шишмарёвых». (1 – 2 уроки)

Цели:

  • научиться составлять сравнительную характеристику персонажей по картине;
  • познакомиться с особенностями построения текста сравнительного характера;
  • научиться соединять в своём сочинении различные типы речи (повествование, описание);
  • обогатить речь образно-выразительными средствами русского языка.

На доске:

  • Карл Павлович Брюллов (1799 – 1852)
  • «Портрет сестёр А. А. и О. А. Шишмарёвых». (1839)
  • Александра Афанасьевна и сестра ее Ольга Афанасьевна.
  • Портрет, портретист.

План.

2. Описание портрета.

а) лицо, мимика
б) поза
в) одежда
г) внутреннее состояние

3. Колорит картины.

4. Наше отношение к портрету К. Брюллова.

Оборудование:

  • Портрет художника.
  • "Последний день Помпеи".
  • Образцы ученических сочинений.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя. Ребята, сегодняшний урок развития речи мы снова посвятим описанию иллюстрации. Но прежде чем мы с ней познакомимся, назовите мне, пожалуйста, жанры изобразительного искусства. (Портрет, натюрморт, пейзаж.)

– Мы остановимся на жанре портрета. Портрет является одним из самых древних и самых сложных жанров изобразительного искусства в живописи, графике, скульптуре. В русском искусстве портрет зародился в первой половине XVIII столетия.

2. Запись числа, темы

3. Постановка цели урока

Беседа

– Попробуйте дать определение портрета как жанра изобразительного искусства.

На доске и в тетрадях.

Портрет – изображение человека на картине.

– Как называют художника, работающего в жанре портрета?

На доске и в тетрадях.

Портретист – художник, работающий в жанре портрета.

– Подберите синонимы к слову портрет . (Работа, картина, холст, полотно, произведение) – на доске и в тетрадях.
– Подберите синонимы к слову портретист . (Художник, автор, мастер, живописец) – на доске и в тетрадях.
– Назовите известных вам художников – портретистов. (Тропинин, Брюллов, Серов, Веницианов, Репин.)
– Сегодня нам предстоит подготовиться к сочинению сравнительного характера по картине – портрету.
– Что же такое характеристика человека и сравнительная характеристика? В характеристике мы представляем какого-либо человека (кто он такой, каковы основные черты его характера). В сравнительной характеристике автор сопоставляет героев художественного произведения или произведения искусства по внешнему облику, поступкам и характеру.
Мы будем готовиться к составлению сравнительной характеристике по картине Карла Павловича Брюллова «Портрет сестёр А. А. и О. А. Шишмарёвых», написанной в 1839 году.

4. Слово учителя. Карл Павлович Брюллов прожил недолгую жизнь. Но он сделал для российского и мирового искусства так много, что переоценить этот вклад невозможно! Его кисти принадлежат прекрасные портреты и акварели, замечательная картина на исторический сюжет "Последний день Помпеи" и, наконец, он принимал участие в работе над росписью крупнейшего Российского храма в Санкт-Петербурге – Исаакиевского собора. В 1821 году, в возрасте 22 лет, после двенадцатилетнего обучения Брюллов закончил Академию с высшей наградой – большой золотой медалью. В то время золотые медалисты получали право на поездку за границу для усовершенствования, и им полагался соответствующий денежный пенсион. Карла и его брата Александра Общество поощрения художников направило в Италию. В мае 1923 года они прибывают в Рим. Карл оставался в Италии долгих 12 лет, до 1835 года.

5. Работа с учебником

– Откройте учебник на странице 189.
– Прочитайте задание у упр. № 412.
– Что значит дать сравнительную характеристику? Что мы будем сравнивать?
– Рассмотрите цветную вклейку в учебнике (иллюстрацию, по которой мы будем писать сочинение).
– Нравится вам картина? Докажите.
– Что вы видите на ней? Используя типы речи, повествование и описание, опишите, кого и что вы видите на ней?

6. Слово учителя. Послушайте, как описывает картину Карла Брюллова Эсфирь Николаевна Ацаркина - известный искусствовед 1960–1970 гг, автор книг о художниках первой половины XIX в. Отрывок взят из её книги «Брюллов».

Приступая к написанию нового полотна, Брюллов всегда рассматривал свою работу не как исполнение официального заказа, а как портретирование знакомых и приятных ему людей. Репрезентативность (заказанность) большого полотна должна была раствориться в атмосфере сердечной теплоты и лирической мягкости.
Александра Афанасьевна и сестра ее Ольга с раннего детства были приобщены к искусству. В доме их отца А.Ф. Шишмарева, любителя театра и друга художников, часто бывали актеры, музыканты. В своем петербургском имении Шишмарев построил летнюю мастерскую для Кипренского, в которой тот написал портрет любезного хозяина (картина находится в ГТГ).
Через 12 лет, когда Кипренского уже не было в живых, а слава "Великого Карла" гремела повсюду, Шишмарев обратился к художнику с просьбой написать его дочерей.
Брюллов был необычайно капризен в заказах и не раз отказывал людям влиятельным и знаменитым (портрет Николая I так и не был написан, несмотря на желание царя).
Будучи натурой глубоко артистичной, художник чувствовал себя скованным, когда брался за официальные заказы и писал людей ему несимпатичных. Познакомившись же с сёстрами, он не мог не оценить их прелести. Они были похожи и непохожи друг на друга. Старшая казалась более открытой и свободной в разговоре, грациозны были её движения. Младшая представлялась более сдержанной, угловатой, похожей на подростка. Обе музицировали, хорошо рисовали и, как все в их доме, увлечены искусством и литературой.
В групповом портрете Шишмаревых Брюллов вновь нарушил условные рамки заказанного полотна. Его содержание он свел к своеобразной жанровой сцене, сюжетной мотивировкой для которой послужила прогулка. Этот мотив позволил изобразить фигуры девушек в движении. Девушкам заказали костюмы для верховой езды, специально для картины, т. к они лошадьми не увлекались.
...Плавно и ритмично спускаются по ступеням широкой лестницы сестры Шишмаревых, одетые в амазонки. Разгоряченные лошади с трудом сдерживают порывистый норов. Сцену завершает бегущая за молодыми девушками лохматая собака, обычная участница больших групповых портретов Брюллова. Грациозна и стройна старшая Шишмарева, привлекающая своей миловидностью и изяществом движения, с каким она придерживает амазонку. Рядом с ней застывшей кажется младшая сестра.
Композиционное решение портрета было найдено Брюлловым в карандашных набросках. Избегая однообразия в изображении двух женских фигур представленных в рост, он уже в предварительных набросках разместил их на разной высоте, оправдывая свой прием уступами лестницы. (Э. Ацаркина)

7. Беседа

– Вспомните, с помощью каких изобразительных средств создаётся любая картина? (С помощью красок, поэтому целесообразнее начать её описание именно с цветового решения.)
– Каков же цветовой фон картины? (На доске и в тетрадях:Сочетание светлых и тёмных красок (золотистых, коричневых, оливковых, черных, голубых) придаёт ощущение задушевности, спокойствия, радости и теплоты.)
– Художник создал не просто портрет, а жанровую картину, на которой мы видим людей, их быт XIX века. Отметьте детали этого века.
Наряды дам XIX века: длинные шелковые платья (с корсетом или свободного покроя с бантом под грудью), изящные шляпки, лайковые перчатки (особая блестящая кожа); туфельки, отделанные шёлком и парчой (вид блестящей ткани с золотой или серебряной нитью), шёлковые носовые платки, амазонка – женское длинное платье особого покроя для верховой езды.
– Что дальше мы будем описывать? (Героев – девушек.)
– На какие детали мы обратим внимание при их описании? (Одежда, лицо, руки, глаза, волосы.)
– Что объединяет, а что различает героинь этой картины? (На доске и в тетрадях: Обе молоды, интересны, красивы, привлекательны, кокетливы, богаты, из состоятельной дворянской семьи. )
– Как вы понимаете слово кокетливы ? Подберите синонимы к этому слову. (Cтарающаяся понравиться; имеющая нарядный, привлекательный вид; жеманная, капризная, непостоянная; различаются манерой одеваться, внешностью) – на доске и в тетрадях.
– Составим сравнительную таблицу описания девушек.

На доске и в тетрадях.

№ п/п

Что сравнивается?

Александра Афанасьевна

Ольга Афанасьевна.

1. Поза, руки. Повернула голову к зрителям, облокотилась о перила одной рукой, в другой держит небольшой белый шелковый платочек. Грациозна и стройна. Изящные руки. Голову наклонила чуть влево, в одной руке держит белый шелковый платочек, в другой – хлыст.
Застыла на месте. Угловатая, сдержанная, похожая на подростка. Маленькие аккуратные руки.
2. Лицо. Тонкие черты лица. Удивительно миловидное, женственное (очень приятное). Выразительное румяное лицо. Лукавая, таинственная улыбка.
3. Глаза. Широко раскрыты, приветливы, лучисты. Прищуренные, добрые.
4. Взгляд. Выразительный, обращён к зрителям, добрый. Сосредоточенный, ласковый.
5. Нос. Маленький, короткий, аккуратный. Немного острый, средний по величине, прямой.
6.. Рот, губы. Маленький, изящный; яркие алые губы. Небольшой рот, тонкие губы, вытянутые ниточкой.
7. Волосы. Темные, плотно уложены и гладко причёсаны. Тёмные, немного вьющиеся уложены в локоны.
8. Одежда. Одета в амазонку – женское длинное платье особого покроя для верховой езды. Одета в амазонку.
9. Характер. Романтичный. Открытая и свободная в разговоре. Мечтательный, сдержанный.
10. Отношение художника. Выписывает каждую деталь. Выписывает каждую деталь.

– Запишем небольшой текст (это начало вашего сочинения).

Перед нами жанровая сцена, сюжетной мотивировкой для которой послужила прогулка. Этот мотив позволил изобразить фигуры девушек в движении.
Плавно и ритмично спускаются по ступеням широкой лестницы сестры Шишмаревы, одетые в амазонки. Разгоряченные лошади с трудом сдерживают порывистый норов. Сцену завершает бегущая за молодыми девушками лохматая собака, обычная участница таких прогулок. Грациозна и стройна старшая Шишмарева, привлекающая своей миловидностью и изяществом движения, с каким она придерживает амазонку. Рядом с ней застывшей кажется младшая сестра.

Скажите, какова роль пейзажа в этой картине? (Создаёт романтичную обстановку, ощущение теплоты и радости).
Какой стиль речи будете использовать в своём сочинении? (Описание с элементами повествования.)

Запишите план предстоящего сочинения – описания картины.

8. Чтение ученических сочинений-образцов (см. ниже)

9. Подведение итогов урока

  • Беседа обобщающая по теме урока.
  • Домашнее задание – написать сочинение.

Сочинение Волочий Виктора

Карл Павлович Брюллов считается одним из лучших портретистов России 19 века. Кисти художника принадлежит целый ряд портретов, которые дают нам представление о людях той эпохи.
На одной из картин мастера «Портрет сестёр А. А. и А. О. Шишмарёвых» мы видим двух девушек, собирающихся совершить верховую прогулку. Этот мотив позволил изобразить фигуры девушек в движении, спускающимися по ступеням.
Они одеты в амазонки, платья для верховой езды. У крыльца стоят разгорячённые лошади, едва сдерживающие свой норов. Рядом с девушками бежит собака, которая постоянно сопровождает из прогулки. С первого взгляда видно, что девушки – родные сёстры. Одна из них старшая. У обеих очень похожие тёмные глаза. Они молоды, интересны и очень привлекательны, нарядный вид говорит о том, что девушки из состоятельной дворянской семьи.
На картине старшая Александра грациозна и стройна. В одной руке держит платочек, а другой облокотилась о перила. Младшая Ольга застыла на месте с хлыстом в руке. Она похожа на подростка. Об этом говорит выразительное румяное лицо с лукавой, таинственной улыбкой. Её волосы тёмные, немного вьющиеся, уложены в локоны. А удивительно миловидное, женственное лицо с широко раскрытыми глазами Александры отражает её сдержанный и скромный характер. Её широко раскрытые лучистые глаза с добротой обращены к зрителям.
Ольга мечтательная, её взгляд сосредоточенный и ласковый. Она более весёлая, воздушная, уважает старшую сестру, пропуская её вперёд.
Вся картина насыщена энергией, движением, молодостью. Художник, раскрывая красоту женского образа, передаёт не только внешнее очарование, но и внутренний мир девушек.

Сочинение Воробьёвой Дарьи

С репродукцией картины Карла Брюллова «Портрет сестёр «А. А. и О. А Шишмарёвых» я познакомилась на уроке русского языка.
История создания этого полотна заставляет с особым трепетом вглядываться в многочисленные детали, каждая из которых – неотъемлемая часть композиции.
Карл Павлович Брюллов очень выборочно к созданию своих работ. Даже портрет российского императора Николая Первого был им не завершён. Художник писал портреты только тех людей, которые заинтересовали его, чей внешний вид и душевные качества вызывали в нём какие – либо эмоции.
Передо мной жанровая сцена, сюжетной мотивировкой для которой послужила прогулка. Этот мотив позволил художнику изобразить фигуры девушек в движении, подчеркнув при этом каждую деталь, раскрывавшую перед зрителем их характер.
Рассмотрим внешний вид двух очаровательных дам.
Александра Афанасьевна (старшая сестра) облокотилась о перила одной рукой, другой поддерживала амазонку, в которую одета. Она грациозна и стройна. Её тонкие черты лица: выразительные, широко раскрытые глаза, добрый, обращённый к зрителям взгляд, маленький нос, яркие, алые губы, тёмные, плотно уложенные волосы – выдают романтический характер, свободу и открытость в разговоре.
Младшая сестра, Ольга Афанасьевна, наклонила голову чуть влево, застыла на месте. В её маленьких аккуратных руках – белый платок и хлыст. На румяном лице можно заметить лукавую таинственную улыбку. Немного прищуренные добрые глаза, острый прямой нос, губы, вытянутые ниточкой, тёмные, вьющиеся волосы – все эти черты лица показывают её подростковый мечтательный характер.
Плавно и ритмично спускаются по ступеням широкой лестницы сёстры Шишмаревы. Разгорячённые лошади с трудом сдерживают порывистый норов. Сцену завершает бегущая за девушками лохматая собака, обычная участница таких прогулок.
Колорит картины очень яркий, тем самым художник хотел показать, что повседневная жизнь девушек из состоятельной семьи очень насыщена, полна разнообразных событий.
Жанровая сцена, изображённая на этом холсте, в точности показывает нам быт тех времён, нравы людей, их занятия и развлечения.

Пожалуй, начну со сведений о самом авторе картины. Карл Павлович Брюллов жил в период начала 19 века. Этому грандиозному русскому художнику были доступные глубочайшие знания в живописи, он хорошо овладел рисунком и акварелью. Все творчество Брюллова можно подразделить на две художественные направленности: огромные исторические полотна и не очень большие картины, сочетающие великолепное исполнение и непосредственность. Но самое главное, самое значимое в творчестве русского художника - это его грандиозные портреты, одним из которых и является «Портрет сестер Шишмаревых».

Картина «Портрет сестер Шишмаревых» удивляет меня своей необыкновенностью. В самой средней точке картины я различаю двух прекрасных молодых девушек, которые спокойно и равномерно спускаются по шикарным ступенькам роскошной лестницы. К лестнице привязаны скакуны, готовые в любую секунду ринуться в путь, об этом мне говорят их приподнятые мощные ноги. Справа от девушек бежит собака, жаждущая, чтобы с ней поиграли. Возле лошадей виден мужчина, который видимо придерживает лошадей, до отбытия милых дам. На заднем фоне я вижу роскошный сад и прекрасный дом, что говорит о благополучии этих дам. Также я не могу пропустить то, во что одеты девушки. Прекрасные бархатные платьица, милые шляпки, тонкие платочки, развивающиеся на ветру вуали - всё это говорит о высоком социальном статусе девушек. Все эти детали не заставляют грустить меня, а наоборот - они придают картине большой оптимизм.

Очень поражают выбранные Брюлловым цвета. Светло-синие цвета передают глубочайшую чистоту неба. Светло-коричневые краски - приукрашивают лестницу, а больше всего меня поразили те краски, которые автор использовал для создания лошадей: это белые краски, которые подчеркивают изящество и грациозность лошадей.

Сочинение по картине Брюллова «Портрет сестер Шишмаревых»


Брюллов любил рисовать людей, так как они у него получались живыми и непосредственными. Так, и картина Брюллова «Портрет сестер Шишмаревых» поражает своей энергичностью и необычностью.
В самом центре картины мы видим двух девушек, которые неспешно спускаются по роскошной лестнице. Возле лестницы их уже поджидают лихие скакуны, которые готовы мчаться вдаль. О нетерпеливости лошадей говорят их приподнятые ноги. Рядом с девушками бежит собака, которой не терпится поиграть. Возле лошадей суетится денщик, который немного придерживает лошадей, пока барышни подойдут.
На заднем плане виднеется кусочек здания и огромный сад, что говорит о достатке этих прекрасных дам. Также о высоком положении изображенных дам говорят их наряды: прекрасные бархатные платья, нежная шляпка и тонкий платочек.

Картина нарисована с повышенным использованием ярких красок, что придает ей оптимизм. Так, художник использовал светло-синие тона для передачи чистоты неба, а лестница нарисована светло-коричневыми красками. Самое удивительное — это то, что даже лошади нарисованы белыми, словно подчеркивая чистоту и красоту созданной картины.
В целом, этот портрет мне понравился. От него веет умиротворением и аристократичной роскошью, а также ощущается легкий ветерок беззаботности и безмятежности.

Описание картины К.Брюллова «Портрет сестёр Шишмарёвых».
Картина «Портрет сестер Шишмаревых» (1839) принадлежит перу К. Брюллова — оного из выдающихся русских художников 19 века. Брюллов работал в разных жанрах живописи, во многих из которых он оставил непревзойденные шедевры. К ним можно смело причислить историческое полотно «Последний день Помпеи», картины в Исаакиевском соборе, многие акварели и портреты художника.
«Портрет сестер Шишмаревых» является выдающейся картиной Брюллова. Сам художник определил жанр этого полотна как портрет, но оно больше похоже на жанровую зарисовку. На ней мы видим двух прелестных юных девушек, собирающихся на конную прогулку. Эти девушки — реальные исторические лица, Александра и Ольга Шишмаревы — дочери А.Ф. Шишмарева, большого поклонника искусства, друга многих знаменитых художников того времени.
Картина отличается яркими, насыщенными красками, четким контрастом света и тени. Это подчеркивает молодую красоту героинь, а также прелесть солнечного летнего дня. От картины так и веет теплом, радостью, задором, наслаждением жизнью.
Это настроение подчеркивают фигуры лошадей, которые в нетерпении бьют копытом и встают на дыбы. Интересно, что лошади по своей окраске контрастируют друг с другом — одна из них гнедая, а другая серая. Этот прием контраста, как мы увидим дальше, будет являться ведущим в построении картины.
Радость жизни олицетворяет собой и собака, спускающаяся вместе с сестрами по лестнице. Художник запечатлел ее в движении — пес будто летит над ступенями, предвкушая интересную прогулку.
Главными героинями картины являются две фигуры — сестры Шишмаревы. Девушки спускаются по лестнице — к лошадям, чтобы оседлать их и начать верховую прогулку.
На первый взгляд, Александра и Ольга очень похожи. Похожи их фигуры — стройные, с тонкой талией, покатыми плечами и красивыми длинными руками. Похожи их лица — обрамленные черными, как вороново крыло, волосами, с темными соболиными бровями и выразительными черными глазами.
Однако приглядевшись внимательнее, мы видим, что Александра и Ольга совсем разные. И их различие автор специально подчеркивает, стремясь передать индивидуальность каждой из девушек.
Так, старшая, Александра, спускается по лестнице первой. Именно на нее падает наш взгляд в первую очередь. Девушка одета в красивую темно-фиолетовую амазонку. Ее туалет — это гармоничное сочетание всех оттенков фиолетового, от самого светлого до очень темного. Наряд очень украшает Александру, подчеркивает ее природную яркость и красоту.
Очень важно, что девушка передана в движении. Она стремительно спускается с лестницы, органично вписываясь в общую картину движения, молодости, радости. Мы можем предположить, что Александра энергична, общительна, решительна, обладает сильным и волевым характером.
По контрасту с ней изображена младшая сестра — Ольга. Она, в отличие от Александры, которая лишь повернула к художнику голову, приостановилась и повернулась к живописцу в анфас. Эта юная девушка, как мне кажется, более застенчива, спокойна и нерешительная, чем ее сестра.
Но, в то же время, художник изображает Ольгу как самостоятельную личность — со своим вкусом, привычками и взглядами. Это проявляется в одежде героини — ее туалет сильно отличается от одеяния сестры. Начнем с того, что в платье Ольги верх светлее, чем низ (в отличие от платья Александры). Кроме того, ее туалет украшен яркими деталями — красным шарфиком, светлой шляпкой, брошью.
В руках Ольга держит хлыст, и это, я думаю, еще одна характеристика ее характера — более закрытого, но не менее сильного, чем у Александры.
Очень интересно световое решение картины: темная левая часть плавно перетекает в светлую, солнечную правую, создавая ощущение световой насыщенности, яркости, жизнерадостности. Именно такое настроение приходит к каждому зрителю, любующемуся картиной К. Брюллова «Портрет сестер А.А. и О.А. Шишмаревых» — выдающемуся образцу жанрового портрета первой половины 19 века.

Описание картины «Портрет сестёр Шишмарёвых».
Приступая к написанию нового полотна, Брюллов всегда рассматривал свою работу не как исполнение официального заказа, а как портретирование знакомых и приятных ему людей. Репрезентативность(заказанность) большого полотна должна была раствориться в атмосфере сердечной теплоты и лирической мягкости.
Александра Афанасьевна и сестра ее Ольга с раннего детства были приобщены к искусству. В доме их отца А.Ф.Шишмарева, любителя театра и друга художников, часто бывали актеры, музыканты. В своем петербургском имении Шишмарев построил летнюю мастерскую для Кипренского, в которой тот написал портрет любезного хозяина (картина находится в ГТГ).
Через 12лет, когда Кипренского уже не было в живых, а слава «Великого Карла» гремела повсюду, Шишмарев обратился к художнику с просьбой написать его дочерей.
Брюллов был необычайно капризен в заказах и не раз отказывал людям влиятельным и знаменитым(портрет Николая I так и не был написан, несмотря на желание царя).
Будучи натурой глубоко артистичной, художник чувствовал себя скованным, когда брался за официальные заказы и писал людей ему несимпатичных. Познакомившись же с сёстрами, он не мог не оценить их прелести. Они были похожи и непохожи друг на друга. Старшая-казалась более открытой и свободной в разговоре, грациозны были её движения. Младшая — представлялалась более сдержанной, угловатой, похожей на подростка. Обе музцировали, хорошо рисовали и, как все в их доме, увлечены искусством и литературой.
В групповом портрете Шишмаревых Брюллов вновь нарушил условные рамки заказанного полотна. Его содержание он свел к своеобразной жанровой сцене, сюжетной мотивировкой для которой послужила прогулка. Этот мотив позволил изобразить фигуры девушек в движении. Девушкам заказали костюмы для верховой езды, специально для картины, т.к они лошадьми не увлекались.
. Плавно и ритмично спускаются по ступеням широкой лестницы сестры Шишмаревы, одетые в амазонки. Разгоряченные лошади с трудом сдерживают порывистый норов. Сцену завершает бегущая за молодыми девушками лохматая собака, обычная участница больших групповых портретов Брюллова. Грациозна и стройна старшая Шишмарева, привлекающая своей миловидностью и изяществом движения, с каким она придерживает амазонку. Рядом с ней застывшей кажется младшая сестра.
Композиционное решение портрета было найдено Брюлловым в карандашных набросках. Избегая однообразия в изображении двух женских фигур представленных в рост, он уже в предварительных набросках разместил их на разной высоте, оправдывая свой прием уступами лестницы.

Сочинение по картине Брюллова «Портрет сестер Шишмаревых».
Карл Брюллов получил очень широкую известность благодаря картине «Всадница». Но ведь у этого знаменитого художника не одно полотно, а множество других достойных работ. Сегодня хотелось бы представить картину «Портрет сестер Шишмаревых».
На полотне изображены две стройные девушки. Сразу видно, что они сестры, внешнее сходство бросается в глаза. Анна и Ольга Шишмаревы достойные представительницы дворянства.
Можно только догадываться для чего девушки вышли в сад: для того чтобы навестить своего коня, либо просто совершали пешую прогулку. Их образы представлены в динамике.
По внешнему виду сестер видно, что характеры их абсолютно различны: первая одета в богатый синий бархат, ее движения раскованы, взгляд остер, вторая — в скромной шляпке и платье приглушенного коричневого цвета, смотрит на мир с долей смирения.
Разность стилей одежды как будто намекает и о различии в характерах. Одна более резвая и дерзкая, другая — умиротворенная и покорная. Брюллов попытался передать очарование молодости в их образах. Каждая всматривается вдаль, пытаясь понять, что же ждет их в будущем. Абсолютно ровные спины и аристократические позы выдают в девушках дворянское воспитание.
Особо выделен на картине животный мир, представленный конем, бьющим оземь копытом, и быстро бегущей озорной собакой. Они находятся в движении, видно, что они с большой любовью относятся к своим хозяйкам. Брюллов как будто сравнивает молодую кровь девушек с бьющей через край энергией животных.
На заднем фоне картины изображен сад, уголок дома и голубое небо. Также особым ярким пятном представлен конюший, который держит лошадь под уздцы.
Тон картины довольно светлый, очень мало темных пятен. Благодаря этому создается уютная домашняя обстановка. Яркие краски помогают придать картине позитивное настроение.
Брюллов в своей картине попытался передать, насколько это возможно, разность характеров сестер Шишмаревых: каждая деталь картины дополняет это противопоставление. Художник смог передать при помощи своей кисти особое очарование молодых девушек.