Описание главного героя белые ночи. «Белые ночи» главные герои

Романтика и нежность, вложенные Достоевским в свое произведение, просачиваются и через краткое содержание повести «Белые ночи» для читательского дневника.

Сюжет

Мечтатель часто гуляет в одиночестве, зная всех прохожих и дома. Он живет в Петербурге много лет, но не имеет друзей и никогда не знакомился с женщинами. Одной из белых ночей он увидел на набережной плачущую девушку, но не решился подойти. Когда к девушке стал приставать пьяница, мечтатель прогнал его и познакомился с ней. Настя соглашается на дружеские встречи и беседы. Второй ночью Настя рассказывает о своей жизни с бабушкой - она влюбилась в их жильца и призналась ему в этом, но он был слишком беден, чтобы жениться, и уехал, обещая вернуться за ней через год. Вот год прошел, он вернулся, но не пришел. Мечтатель вызывается доставить письмо. Проходит 2 дня, Настя рыдает и говорит, что больше не любит того человека. Мечтатель признается ей в любви. Настя уверена, что полюбит его, и они планирует переезд мечтателя сдаваемую ее бабушкой комнату. Приходит возлюбленный Насти, и она бросается к нему.

Вывод (моё мнение)

Любящий человек понимает, что любовь - это акт дарения, а не акт получения. Для любящего счастье возлюбленного важнее, чем собственное благосостояние. Так и мечтатель обладал высоким благородством и сделал все, что мог, для счастья Насти, хотя эти поступки и были против его собственного успеха.

«Белые ночи» характеристика Мечтателя

Мечтатель — 26-летний молодой человек. Живет преимущественно собственными фантазиями, в реальную жизнь выглядывает редко. Как-то он отправился от нечего делать бродить по городу, да так увлекся прогулкой, что вышел за город. Там он насладился вольным природным воздухом. Когда уже поздним вечером герой возвращался домой, он встретил молодую худенькую девушку, которая почему-то плакала.

Молодой человек заговорить с ней сразу не решился. Она тем временем перешла на другую сторону улицы. Герой увидел, что там к ней вот-вот пристанет пьяный. Мечтатель героически спас девушку от неприятностей. Правда, обошлось без рукоприкладства: оказалось, что достаточно только присутствия молодого человека рядом с прекрасной незнакомкой.

Герой преодолевает свое смущение и провожает девушку до дома. По пути рассказывает ей о себе, о своей бедности, фантазиях, тайных надеждах. Потом молодые люди доходят до пункта назначения и прощаются, условившись обязательно встретиться завтра. В этом месте произведения «Белые ночи» характеристика Настеньки совершенно не ясна читателю. Понятно одно: это молодая и, видимо, несчастная девушка.

Характеристика Настеньки «Белые ночи»

Настя вот уже два года ни на шаг не отходит утром и днем от своей бабушки. Та почти ослепла, и за какой-то проступок, о котором не сообщается, родственница в буквальном смысле прикрепила девушку к себе, чтобы она еще чего не натворила. Настя – сирота, родители умерли, и она осталась она с бабулей. У них в доме есть две комнаты: в одной живут они, а другую бабушка сдает внаем – это единственный источник их существования, кроме пенсии старушки.

И вот к ним заехал жилец – молодой человек. В результате одного неловкого эпизода он понял, что Настя пристегнута к бабушке булавкой. Он пожалел девушку, стал давать ей книги и вывозить в театр. Она, конечно, влюбилась в благодетеля, открылась ему, но он сказал, что пока не может взять ее замуж, так у него нет достаточного количества денег на сей момент для такого ответственного шага, и ему надо в ближайшее время ехать в Москву на год. Если за это время у Насти к нему не изменятся чувства, то он приедет ровно через год и женится на ней.

В тот же день, когда герои встретились, исполнился год и чуть больше со времени договора, но молодой человек не появился в условленном месте, хотя был уже в городе, о чем хорошо известно девушке. Мечтателю открывается причина слез Настеньки.

Настенька не слишком умна, но и не слишком глупа. У нее есть вкус к литературе, вернее, она любит истории. Жених ей попался случайно, но она ухватилась за него, как за соломинку, чтобы сбежать от слепой бабки. Наверное, как девушка совестливая, она еще и мучилась виной из-за того, что не слишком любит свою престарелую родственницу. И, тем не менее, она была на грани отчаяния и, может быть, безумия, когда жених не появился, ведь он олицетворял собой выход из жизненного плена.

Мечтатель хочет помочь девушке и предлагает ей сочинить письмо для суженого, а он его отнесет куда следует. Удивительным образом необходимое письмо уже написано девушкой, а герою даны четкие инструкции, кому именно его надо отдать. Нельзя сказать, что Настя манипулирует мечтателем намеренно, эксплуатируя его влюбленность, у нее это выходит невольно и невинно.

Встреча заканчивается тем, что Настя и мечтатель распевают песни. Чему радуется она – понятно, а он, видимо, надеется ей услужить и добиться ответных чувств от девушки и, предвкушая это событие, поет.

На третье встрече мы узнаем, что друг девушки не отвечает на переданное письмо. Мечтатель понял, что его шансы на взаимность стремительно приближаются к нулю. Девушка пытается его как-то утешить и заверить в своем дружеском расположении. Естественно, мечтателю от этого не легче.

На четвертую ночь девушка уже отчаялась, а Мечтатель признался в любви. Они друг другу говорят всякие «сладости», и вот Настенька уже готова забыть предавшего ее жениха, но тут появляется он сам собственной персоной, и Настя, позабыв про друга-мечтателя, устремляется в объятия старой любви.

На следующий день она пишет мечтателю письмо, в котором говорит, что у нее все в порядке, и что в скором времени она и ее возлюбленный поженятся. Главному герою остается только вспоминать события, которые произошли под бледный свет белых ночей, и тосковать.

«Белые ночи» цитатная х арактеристика Настеньки

«…теперь мне семнадцать…» (Настенька о своем возрасте)

«… умница: это при красоте никогда не мешает…» (Мечтатель о Настеньке)

«…У меня тоже никого нет, с кем бы мне можно было слово сказать, у кого бы совета спросить…» (Настенька о себе)

«…я вчера поступила, как ребенок, как девочка, и, разумеется, вышло так, что всему виновато мое доброе сердце…» (Настенька о себе)

«…я сама мечтатель! <…> Ну, вот и начнешь мечтать, да так раздумаешься – ну, просто за китайского принца выхожу…» (Настенька о себе)

«…Я простая девушка, я мало училась, хотя мне бабушка и нанимала учителя…» (Настенька о себе)»

…за ее детским смехом…»

«…Настенька, которая слушала меня, открыв свои умные глазки, захохочет всем своим детским, неудержимо веселым смехом…»

Ф.М. Достоевский написал замечательное произведение Белые ночи, которое читаешь с удовольствием. Когда читаешь Достоевского повесть Белые ночи, то не можешь быть уверенным в его концовке, ведь она непредсказуема. Казалось бы счастье главного героя так близко, хочется, чтобы Мечтатель и Настенька были вместе, но все завершается по-другому. А чтобы понять смысл произведения, предлагаем познакомиться с Достоевским и его работой Белые ночи для читательского дневника.

Знакомясь с произведением Достоевского Белые ночи и его пересказом, мы встречаем человека, чье имя не называется, однако автор зовет его Мечтателем. Он живет в Петербурге и работает мелким чиновником на скромном жалованье. С героем мы знакомимся в то время, когда в Петербурге стоят всем известные белые ночи, именно в этот период он знакомится с замечательной девушкой Настенькой. С ней он познакомился и раскрыл ей всю свою душу. Они встречались четыре раза и за это время успел Мечтатель полюбить девушку, вот только на горизонте появился третий мужчина, первая любовь Настеньки. Вот здесь девушке нужно было делать выбор и она остановилась не на Мечтателе. Поражает то, что Мечтатель так просто смирился с выбором девушки, поражает то, что он не стал бороться за свое счастье, а ведь с Настей он было обрел свое настоящее счастье. С одной стороны жалко главного героя и хотелось бы, чтобы он остался с Настей, но с другой стороны, он ничего не сделал для того, чтобы быть с девушкой вместе. Осуждать ли героя? Нет, я этого делать не буду, так как знаю одну истину: насильно мил не будешь. Возможно Мечтатель увидел или почувствовал, что Настя будет счастливее с другим, вот и отпустил любимую, которой желал только счастья.

Достоевский Белые ночи главные герои

Прочитав повесть Достоевского Белые ночи, можно сделать героев. В произведении Достоевского Белые ночи можно выделить двух главных героев — это Мечтатель и Настенька.

Мечтатель — бедный, живет скромно, но в то же время это человек с огромным сердцем и доброй душой. Его внутренний мир богат и интересен. Он искренний, открытый и мечтает встретить свою любовь, настоящую и ответную. Он постоянно фантазирует, погружается в какой-то свой мир, чтобы быть подальше от реального мира. Он одинок, но, встретив Настю, его одиночество было развеяно. Теперь его чувства наполнены реальными ощущениями, вот только счастье его оказалось кратковременным, ведь девушка уходит к другому.

Настя — это также героиня повести, которую и встретил наш герой-мечтатель. Это скромная девушка, чувственная и ранимая. Ее полюбил наш герой, хотя она готова была только на дружбу. Но, чтоб забыть того, кто исчез из ее жизни, она пробует строить отношения с Мечтателем. Но, в ее жизнь возвращается ее любовь и она делает выбор не в пользу Мечтателя, предав его чувства. Но, здесь и не могло быть иначе, ведь ее любовь была сильной, а идти против своих чувств, это лишить себя в жизни счастья.

Это повесть Федора Достоевского, которая была впервые опубликована в журнале "Отечественные записки" в 1848 году. Писатель посвятил свое произведение А.Н. Плещееву, другу молодости. Возможно, именно этот человек является прототипом главного персонажа, так как известно, что в данное время он думал над собственным вариантом повести, герой которой витает в облаках. Характеристика мечтателя из повести "Белые ночи" будет рассмотрена в нашей статье.

Все мы мечтатели

"Белые ночи", по мнению многих исследователей творчества писателя, является одним из самых поэтических и светлых его произведений. Сам Достоевский, кроме того, писал о том, что все мы являемся в некоторой степени мечтателями. То есть повесть в каком-то смысле можно назвать автобиографичной. Ведь Федор Михайлович, как и главный герой произведения, часто вспоминал о своих грезах. Он писал о том, что в юношеской фантазии любил представлять себя иногда то Марием, то Периклом, то рыцарем на турнире, то христианином периода правления Нерона и т.д. Атмосфера этого произведения романтична, как и образы главных его героев - юной девушки и чиновника-разночинца. Оба они обладают чистой душой.

Встреча с Настенькой

Повесть состоит из пяти частей. При этом в четырех из них описываются ночи, а в заключительной - утро. Молодой человек, главный герой, - это мечтатель, который прожил уже восемь лет в Петербурге, но не смог найти в этом городе друзей. Он вышел в один из летних дней на прогулку. Но вдруг герою показалось, что на дачу выехал весь город. Являясь одиноким человеком, мечтатель ощутил с большой силой свою оторванность от остальных. Он решил отправиться пешком за город. Возвращаясь с прогулки, главный герой заметил молодую девушку (Настеньку), рыдающую у перил канала.

Они разговорились. Этими событиями начинает повесть "Белые ночи" Достоевский.

Характер главного героя

Выбрав форму повествования от первого лица, автор произведения придал ему черты исповеди, размышлений, имеющих автобиографический характер. Характерно, что своего героя Достоевский не назвал. Этот прием усиливает ассоциацию с близким другом писателя или самим автором. Всю жизнь образ мечтателя волновал Федора Михайловича. Он хотел даже написать одноименный роман.

Характеристика мечтателя из повести "Белые ночи" следующая. В произведении главный герой - это полный сил, образованный молодой человек. Однако он называет себя одиноким и робким мечтателем. Этот персонаж живет романтическими грезами, заменившими ему действительность. Повседневные заботы и дела ему неинтересны. Выполняет он их лишь по необходимости и ощущает себя в этом мире чужим. Бедный мечтатель прячется в темных углах Петербурга, куда солнце никогда не заглядывает. Этот человек всегда сконфужен, он постоянно чувствует себя виноватым. У героя нелепые манеры, бестолковая речь.

Внешняя характеристика мечтателя из повести "Белые ночи" очень скудная. Акцент делается автором на его Так, мы не можем сказать, чем он занимается, где служит. Это обезличивает его еще больше. Мечтатель живет без друзей, а также никогда не встречался он с девушками. Из-за этого герой становится объектом неприязни и насмешек окружающих. Сам он себя сравнивает с грязным, помятым котенком, с враждой и обидой смотрящим на мир.

Все время складывается такое ощущение, что главный персонаж является маленьким мальчиком или же снедаемым лихорадкой подростком. Путанные признания и чрезмерные эмоции, которые он выплескивает сумбурно, кажутся не имеющими совершенно никакого отношения к ситуации. Он совсем не знает мира, как показывает характеристика мечтателя из повести "Белые ночи". Если девушка решит связать свою жизнь с этим героем, ее ждут нежные вздохи, однако ни в гости, ни в театр такой человек ее не пригласит - только запрет дома и сделает заложницей сентиментальности. Характеристика мечтателя позволяет сделать такой вывод.

Греховность жизни мечтателя, его творческие силы

Федор Михайлович считает, что такая призрачная жизнь является греховной, поскольку уводит человека из мира реальности. Он превращается в "странное существо" какого-то "среднего рода". Мечтания главного героя в то же время имеют и творческую ценность. Ведь этот человек, как замечает Достоевский, является художником собственной жизни. Он творит ее по своему произволу каждый час.

"Лишний человек"

Мечтатель представляет собой тип так называемого лишнего человека. Однако лишь внутрь себя обращена его критика. Общество он не презирает, подобно Печорину или Онегину. Герой этот испытывает к незнакомым людям искреннюю симпатию. Мечтатель-альтруист способен служить другому человеку, прийти ему на помощь.

Отражение настроений в обществе в произведении

Многим современникам Достоевского была присуща склонность к мечтам о чем-то необычном и ярком. В обществе царили разочарование и отчаяние, которые были вызваны поражением декабристов. Ведь не созрел пока подъем освободительного движения, приходящийся на 60-е годы. Федор Михайлович смог сам отказаться в пользу идеалов демократии от пустых мечтаний. Однако главному герою "Белых ночей" так и не удалось вырваться из плена грез, хотя он и понял всю пагубность собственного мироощущения.

Настенька

Противопоставлена этому герою-мечтателю Настенька - активная девушка. Достоевским был создан образ романтичной и утонченной красавицы, которая является героя, хотя и немного наивной и ребячливой. Вызывает уважение этой девушки, ее желание бороться за собственное счастье. Однако Настенька и сама нуждается в поддержке.

Любовь, которую пережил мечтатель

Достоевский ("Белые ночи") в своем произведении описывает чистое, искреннее чувство мечтателя. Герою эгоистические побуждения неведомы. Он готов для другого пожертвовать всем, поэтому стремится устроить счастье этой девушки, не задумываясь ни на минуту о том, что любовь Настеньки - это единственное, что у него есть в этой жизни. Чувство мечтателя доверчиво, бескорыстно. Оно так же чисто, как белые ночи. Любовь спасает героя от его "греха" (то есть мечтательности), позволяет утолить жажду полноты жизни. Однако печальна его участь. Он снова является одиноким человеком. Ф. Достоевский ("Белые ночи"), однако, не оставляет в финале повести безысходного трагизма. Вновь благословляет мечтатель свою возлюбленную.

Повесть эта является своеобразной идиллией. Это авторская утопия о том, какими люди могли бы быть, если бы проявляли лучшие чувства. Произведение "Белые ночи", мечтатель в котором - персонаж обобщенный, типичный, - это скорее греза о красивой, другой жизни, чем отражение Достоевским действительности.

Мечтатели у Толстого и Достоевского

На представления главного героя о счастье (идеал сострадания и братства) интересно взглянуть через призму произведения Толстого "После бала". Характеристика мечтателя ("Белые ночи") в свете этого рассказа становится особенно рельефной. Бесконечная оторванность от жизни и сентиментальность героя Достоевского резко контрастируют с глубокими переживаниями, присущими молодому романтику из произведения Толстого. Он в отличие от первого принимает серьезные решения. Совершенно погружен в свои переживания герой Федора Михайловича. Для него где-то в стороне существует внешний мир. Собственные грезы - единственный мотив для совершения того или иного действия, как показывает мечтателя ("Белые ночи") и его "двойника" из рассказа "После бала". Любая сентиментальность - показатель непонимания насущных потребностей, духовного одиночества, следствие чувства отчужденности от мира, владеющего человеком. Ф. Достоевский ("Белые ночи") тем не менее сочувствует герою и не осуждает его.

Признать то, что очень часто мы мыслим штампами — неприятно, но необходимо. Например, что мы можем сказать о творчестве Ф.М. Достоевского? Школьная программа, в рамках которой было прочитано, скорее всего, только «Преступление и наказание», вырабатывает рефлекс: фамилия Достоевского вызывает в сознании заученные фразы, например, «внутренний конфликт героя», «душевные метания», «реализм», «враждебный окружающий мир», «маленький человек». Возьмите Раскольникова — вот и прекрасный пример душевных метаний, внутреннего конфликта. А то, как Достоевский описывает Петербург? «Пахло известью, пылью, стоячею водой», «громадные, теснящие и давящие дома…» — вот и враждебная окружающая действительность; немудрено в таком городе стать убийцей, верно? Так и дальше можно находить подтверждение тому, что все эти заученные фразы являются истиной; в других наиболее известных произведениях Достоевского — «Братьях Карамазовых», «Идиоте», «Игроке», «Подростке» — те же тяжелые неразрешимые внутренние конфликты, враждебная окружающая реальность. Торжество реализма в творчестве Достоевского, одним словом.

Можно ли после такого серьезного набора терминов заподозрить, что Достоевский написал нечто сентиментальное, немного даже по-детски наивное? Едва ли. Но гений на то и гений, чтобы уметь писать в абсолютно разных направлениях.

Итак, 1848 год — дата написания романа «Белые ночи». Точнее, сентиментального романа, как определил жанр сам автор. Стоит оговориться: принято считать, что «Белые ночи» — повесть, но мы пойдем на поводу у автора и в отдельных случаях будем называть их сентиментальным романом. Даже подзаголовок звучит так: «Из воспоминаний мечтателя» — лишнее указание на сентиментализм. Специфика этого направления заключается в том, что в центре внимания находятся внутренние душевные переживания героев, их чувства и эмоции. Разберемся, что же может быть сентиментального в этом романе Достоевского?

Краткое содержание: о чем произведение «Белые ночи»?

В центре сюжета взаимоотношения двух людей — рассказчика и Настеньки. Они совершенно случайно пересекаются во время ночной прогулки по Петербургу и, как выясняется, являются родственными душами — мечтателями. Они раскрываются друг другу, и девушка делится с ним историей о своем возлюбленном, который уехал на год в Москву, и вот уже сейчас должен вернуться за ней, но все никак не приходит. Рассказчик вызывается помочь ей, передает письмо, ожидает вместе с ней прихода ее возлюбленного, который, в конечном счете, приходит. Все складывается как нельзя лучше, но… Вот с этого «но» и начинается сентиментализм. Герой влюблен в Настеньку и, как не трудно догадаться, безответно. Поэтому большую долю повествования занимает описание его чувств, мыслей и эмоций в кульминационный момент — момент ожидания возлюбленного героини.

Почему Достоевский назвал роман сентиментальным?

Манера описания этих чувств вызывает четкую ассоциацию с другим сентиментальным произведением — «Страданиями юного Вертера» Гете. Впрочем, «Белые ночи» Достоевского и «Вертер» Гете даже в основе сюжета имеют много общего — любовный треугольник, где главный герой оказывается отвергнутым.

Стоит заметить, что в «Белых ночах» писатель не делает переживания героя драматичными — у Вертера Гете внутренние эмоции куда более сложные и импульсивные, они приводят к трагичному финалу — самоубийству. В романе же Ф.М. Достоевского душевные терзания не приводят к трагичному концу; наоборот, рассказчик, даже потерпев любовную неудачу, благодарен судьбе хотя бы за то короткое счастье, которое ему выпало. Получается, герой этого сентиментального романа находится в некоторой гармонии с самим собой. Герой Достоевского в гармонии с самим собой? Непривычно, но это так.

Образ Петербурга в повести «Белые ночи»

Впрочем, жанр сентиментализма в этом романе предопределен не только сюжетом, но и характером персонажей, и манерой повествования. Рассказчик становится воплощением сентиментализма — это заметно с первых строк произведения, когда описывается рутинная жизнь героя, его взаимоотношения с другими людьми и Петербургом. Характерным является то, что он воспринимает свой город как живое существо, всех людей, как своих знакомых. От настроения героя меняется и его восприятие родного края — еще одна характерная черта сентиментализма. Правда, обычно авторы сентиментальных произведений связывают внутренние переживания персонажей с образами природы — примером тому служит уже упомянутый Вертер. Здесь же роль пейзажа выполняет Петербург.

Само описание Петербурга так же совсем не характерно для Достоевского, Петербург «Белых ночей» совсем не такой, как в других его произведениях. Обычно Петербург — воплощение пороков, та самая враждебная окружающая реальность, которой вынуждены противостоять герои. Здесь же город выступает другом рассказчика, его собеседником; рассказчик любит его, наслаждается его весной. Петербург отвечает на внутренние переживания рассказчика, но не становится враждебным. В этом произведении Достоевского проблема внешнего мира полностью отсутствует, что не привычно. Мы ничего не знаем о социальном статусе героев, они и сами не видят причиной своих неудач что-то во внешнем мире. В центре внимания — только внутренний мир.

Языковые особенности в произведении

Так же нельзя не обратить внимания на манеру речи героев — как внутренних монологов, так и диалогов — которая совсем не характерна для героев реалиста-Достоевского. Она полна различных метафор, ей характерен высокий стиль. Предложения длинные, развернутые. Очень много высказываний с ярко выраженной эмоциональной окраской.

Именно благодаря такому характеру речи нам становится понятен образ героев. Они оба тонко чувствуют, бережно относятся к чувствам других. Эмоциональны, очень часто взволнованы. Из их диалогов становится ясно, что они способны обращать внимание на незначительные мелочи, которые становятся для них очень значимыми. В их разговорах много громких фраз, обещаний. Герои достаточно радикальны в вопросах, касающихся чувства, кидаются такими словами как «навсегда», «любовь», «счастье». Их мысли о будущем, любви и дружбе звучат по-детски наивно. Но на то они оба и мечтатели.

Образ Настеньки в романе «Белые ночи»

Так какие же они, эти нетипичные для Достоевского, сентиментальные герои? Настеньку мы видим, конечно, только глазами рассказчика. Рассказчик влюблен в девушку, поэтому он во многом, возможно, идеализирует ее образ. Тем не менее, она так же, как и он, изолирована от внешнего мира, правда, не по собственной воле, а по прихоти бабушки. Такая изоляция, впрочем, и сделала из героини мечтательницу. Например, она, порой, в своих мечтаниях доходила до женитьбы на китайском принце. Девушка чутко относится к переживаниям других и когда она узнает о чувствах рассказчика к ней, то переживает, что могла ранить его чувства какой-нибудь неаккуратной фразой. Настенька ныряет в чувство с головой, ее любовь чистая, непоколебимая, как и у любого мечтателя. Поэтому, когда ее посещают сомнения, придёт ли к ней ее возлюбленный, она так по-детски, так беспомощно пытается отказаться от этих чувств, сменить любовь на ненависть, построить счастье с другим, то есть, с рассказчиком. Такая убежденная наивная влюбленность так же характерна для сентиментализма; это в реализме все может быть сложно и запутанно, как, например, отношения князя Мышкина с Настасьей Филипповной, в сентиментализме же все просто — либо любишь, либо нет.

Образ главного героя (рассказчика) в романе «Белые ночи»

Тип петербургского мечтателя – разновидность лишнего человека, неприспособленного к реалиям и не нужного миру. Очень много схожего имеет он со своей Настенькой. Правда, рассказчик, пожалуй, еще больший мечтатель, чем она. Его отрешенность от мира не вынуждена, как у героини, а «добровольна». Его никто не принуждал к такому отшельническому образу жизни. Он чутко реагирует на эмоции возлюбленной, боится ее ранить или задеть. В момент, когда он понимает, что его любовь безответна, он совсем не испытывает к ней негативных чувств, а так же продолжает нежно любить ее. В его душе не возникает внутреннего конфликта, любить ли Настеньку или нет.

В то же время, нельзя не заметить, что рассказчик не имеет абсолютно никакой связи с внешним миром. Даже Петербург какой-то немного вымышленный у него получается. Героиня же, напротив, как будто бы стремиться вырваться из этого отчуждения. Во многом ее жених становится ее связью с внешним миром.

Темы в романе «Белые ночи»

Одна из центральных тем, конечно же, любовь. Но, что характерно для сентиментализма, это история любви безответной, и, в то же время, возвышенной. Сами герои придают небывалое значение этому своему чувству.

Но, несмотря на то, что сюжет крутится вокруг любовной истории, здесь поднимаются и другие темы, помимо любви. Мечтатели, как сами себя называют Настенька и рассказчик, отличаются от окружающих. Так в романе появляется тема одиночества. Герои страдают от своей изоляции от других людей. Поэтому, возможно, они так легко и сошлись друг с другом. Настя говорит, что у нее была подруга, правда, и та уехала в Псков. Каково же живется молодой девушке в компании одной только бабки? Поэтому ее жених и является спасительной ниточкой из этого мира одиночества. Рассказчик же еще более одинок, чем Настенька. В то же время, он не решается попытаться избежать этого одиночества, даже его знакомство с героиней — всего лишь счастливый случай. Молодой человек одинок настолько, что воображает своим знакомым каждого прохожего, или же, что еще абсурднее, разговаривает с домами. Когда девушка просит его «рассказать свою историю» он ей и признается, что такой мечтатель как он, как будто бы и не живет, его жизнь ничем не заполнена.

Идея «Белых ночей» Достоевского

Наверное, еще и поэтому он так привязывается к Настеньке. Она — его единственный собеседник, его спасение от этого одиночества, привычного ему. Общение с ней, ее привязанность к нему, становятся для героя единственным в этом мире, что имеет значение. Когда же он понимает, что не ему все же достанется любовь Настеньки, он замыкается в себе; город и все, что его окружает, становятся в его глазах как будто бы тусклее и старее. Тускнеет и стареет и он сам. Если бы это был привычный для Достоевского персонаж, пожалуй, за разочарованием последовала бы ненависть к Настеньке. Но он так же продолжает ее любить, чисто и трепетно, желает ей только добра. Или же герой мог бы разочароваться в жизни, как, например, Свидригайлов, совершить самоубийство. Но и этого не происходит — герой говорит о том, что ради этого недолгого счастья и стоило жить. «Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..» В этой фразе и заключается идея произведения . Идея о счастье: в чем оно заключается и как много счастья может требовать один человек за всю свою жизнь? В силу того, что герой Достоевского — сентиментален, он благодарен судьбе и за эти несколько ночей. Вероятно, это те воспоминания, которыми он будет жить всю свою дальнейшую жизнь и будет счастлив, от того, что ему это удалось пережить. Этого ему и будет достаточно.

В чем отличие «Белых ночей» от других произведений Достоевского?

Этот сентиментальный роман Достоевского в силу своего жанра кардинально отличается от его других, более известных произведений. Совсем другой, не враждебный Петербург. Совсем другие герои — чувствительные, простые, любящие, мечтательные. Совсем другой язык — метафоричный, возвышенный. Совсем другой круг проблем и идей: не размышления о проблемах маленького человека, например, или о применении каких-либо философских идей, а об одиночестве мечтателей, мимолетности и ценности человеческого счастья. Этот сентиментальный роман раскрывает нам совсем другого Достоевского; Достоевского не мрачного, а легкого и простого. Но в чем-то этот великий русский автор остается верен себе: даже несмотря на внешнюю легкость и простоту произведения, писатель затрагивает важные философские вопросы. Вопросы о любви и счастье.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!