Онегин и печорин психическая характеристика. Сочинение на тему: «Сравнительная характеристика Онегина и Печорина

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОНЕГИНА И ПЕЧОРИНА
(Передовые люди XIX века)
Жизнь моя, ты откуда идешь и куда?
Отчего мне мой путь столь неясен и таен?
Для чего я не ведаю цели труда?
Почему я влеченьям своим не хозяин?
Пессо

Пушкин работал над романом "Евгений Онегин" много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский назвал в своей статье "Евгений Онегин" это произведение "энциклопедией русской жизни". Действительно, в этом романе дана картина всех слоев русской жизни: и высшего света, и мелкопоместного дворянства, и народа - Пушкин хорошо изучил жизнь всех слоев общества начала XIX века. В годы создания романа Пушкину пришлось много пережить, потерять многих друзей, испытать горечь от гибели лучших людей России. Роман был для поэта, по его словам, плодом "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет". На широком фоне русских картин жизни показана драматическая судьба лучших людей, передовой дворянской интеллигенции эпохи декабристов.

Без Онегина был бы невозможен "Герой нашего времени" Лермонтова, потому что реалистический роман, созданный Пушкиным, открывал первую страницу в истории великого русского романа XIX века.

Пушкин воплотил в образе Онегина многие из тех черт, которые потом развернуты в отдельных персонажах Лермонтова, Тургенева, Герцена, Гончарова. Евгений Онегин и Печорин очень похожи по характеру, оба они из светской среды, получили хорошее воспитание, они стоят на более высокой ступени развития, отсюда их тоска, хандра и неудовлетворенность. Все это свойственно душам более тонким и более развитым. Пушкин пишет об Онегине: "Хандра ждала его на страже, и бегала за ним она, как тень иль верная жена". Светское общество, в котором вращался Онегин, а позднее и Печорин, испортило их. Оно не требовало знаний, достаточно было поверхностного образования, важнее было знание французского языка и хороших манер. Евгений, как все, "легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно". Свои лучшие годы он тратит, как большинство людей его круга, на балы, театры и любовные увлечения. Такой же образ жизни ведет и Печорин. Очень скоро оба начинают понимать, что эта жизнь пуста, что за "внешней мишурой" не стоит ничего, в свете царит скука, клевета, зависть, люди тратят внутренние силы души на сплетни и злобу. Мелкая суета, пустопорожние разговоры "необходимых глупцов", душевная пустота делают жизнь этих людей однообразной, внешне ослепительной, но лишенной внутреннего "содержания Праздность, отсутствие высоких интересов опошляют их существование. День похож на день, трудиться незачем, впечатлений мало, поэтому самые умные и лучшие заболевают ностальгией. Своей Родины и народа они по существу не знают. Онегин "хотел писать, но труд упорный ему был тошен...", в книгах он тоже не нашел.ответа на свои вопросы. Онегин умен и мог бы приносить пользу обществу, но отсутствие потребности в труде является причиной того, что он не находит себе занятия по душе. От этого он и страдает, понимая, что верхний слой общества живет за счет рабского труда крепостных. Крепостное право было позором царской России. Онегин в деревне попытался облегчить положение своих крепостных крестьян ("...ярем он барщины старинной оброком легким заменил..."), за что был осужден соседями, которые считали его чудаком и опасным "вольнодумцем". Печорина также многие не понимают. Для того, чтобы глубже раскрыть характер своего героя, Лермонтов помещает его в самые различные социальные сферы, сталкивает с самыми разнообразными людьми. Когда вышло в свет отдельное издание "Героя нашего времени", то стало ясно, что до Лермонтова русского реалистического романа не было. Белинский указал, что "Княжна Мери" - одна из главных повестей в романе. В этой повести Печорин рассказывает о самом себе, раскрывает свою душу. Здесь сильнее всего проявились особенности "Героя нашего времени" как психологического романа. В дневнике Печорина мы находим его искреннюю исповедь, в которой он раскрывает свои мысли и чувства, беспощадно бичуя присущие ему слабости и пороки: Здесь дана разгадка его характера и объяснение его поступков. Печорин - жертва своего тяжелого времени. Характер Печорина сложен и противоречив. Он говорит о себе; "Во мне два человека: один живет, в полном смысле этого слова, - другой мыслит и судит его". В образе Печорина видны черты характера самого автора, но Лермонтов был шире и глубже своего героя. Печорин тесно связан с передовой общественной мыслью, но он причисляет себя к жалким потомкам, которые скитаются по земле без убеждений и гордости. "Мы не способны к более великим жертвам ни для блага человечества, ни для собственного счастья", - говорит Печорин. Он потерял веру в людей, его неверие в идеи, скептицизм и несомненный эгоизм - результат эпохи, наступившей после 14 декабря, эпохи нравственного распада, трусости и пошлости того светского общества, в котором вращался Печорин. Основная задача, которую поставил перед собой Лермонтов, - это зарисовка образа современного ему молодого человека. Лермонтов ставит проблему сильной личности, столь непохожей на дворянское общество 30-х годов.

Белинский писал, что "Печорин - Онегин нашего времени". Роман "Герой нашего времени" - это горькое раздумье над "историей души человеческой", души, погубленной "блеском обманчивой столицы", ищущей и не находящей дружбы, любви, счастья. Печорин - страдающий эгоист. Об Онегине Белинский писал: "Силы этой богатой натуры остались без приложения: жизнь без смысла, а роман без конца". То же самое можно сказать и о Печорине. Сравнивая двух героев, он писал: "...В дорогах разница, а результат один". При всей разнице внешнего облика и различии характеров и Онегин; и Печорин, и Чацкий принадлежат к галерее "лишних людей, для которых в окружающем обществе не находилось ни места, ни дела. Стремление найти свое место в жизни, понять "назначение великое" составляет основной смысл романа лермонтовской лирики. Не эти ли размышления занимают Печорина, ведут его к мучительному ответу на вопрос: "Зачем я жил?" На этот вопрос можно ответить словами Лермонтова "Быть может, мыслию небесной и силой духа убежден, я дал бы миру дар чудесный, а мне за то - бессмертье он..." В лирике Лермонтова и раздумьях Печорина встречаем мы печальное признание того, что люди - это тощие плоды, до времени созревшие. Как перекликаются слова Печорина о том, что он презирает жизнь, и лермонтовские слова, "но судьбу я и мир презираю", поэтому в "Герое нашего времени" мы так явственно слышим голос поэта, дыхание его времени. Изображал судьбы своих героев, типичные для их поколения? Пушкин и Лермонтов протестуют против действительности, которая вынуждает людей даром растрачивать силы.

Казалось бы, и Онегин и Печорин являются представителями высшего света, они обладают довольно хорошим воспитанием и, как говорится, хорошим рождением, то есть каждый получил материальное обеспечение, возможность создать карьеру, не заботиться о пропитании. Тем не менее, каждый из этих герой являются маргиналами для собственного времени. Они люди не нужные и выкинутые как бы на периферию существования.

Однако, им претит пребывать в центре этого существования, который по сути своей пуст. К примеру, в романе Пушкина мы видим непрестанные описания автором высшего света и развлечений этих людей, которые полны жадной скукой. Безусловно, Онегин не хочет ничего искать в этом во всем и тоже пребывает в полной скуке.

Печорин в свою очередь существует в немного другую историческую эпоху, как известно, эпоху политического упадка и реакции. Поэтому Печорин наполнен не только скукой, но и печалью, страданием. Поэтому и судьба Печорина более драматична, он ищет гибели, пытается проверить существование фатума в рисковых предприятиях.

Каждый обладает каким-то намерением быть искренним и полезным собственному обществу. Тем не менее, каждый не может отыскать собственного применения и поэтому страдает от такой ситуации, так как не может обманывать себя. Эти герои на самом деле невероятно похожи и, мне кажется, они являются в каком-то смысле продолжением друг друга.

Точнее Печорин (в частности хронологически) является развитием Онегина. После того как герой Пушкина доведен до предела, а также доведена до предела его эпоха (восстание декабристов и жесткая политическая реакция) появляется герой Лермонтова, который сам становится более жестким и более наполненным страданием. Если в Онегине мог просматриваться какой-то оптимизм и беззаботность, то в Печорине просматривается только цинизм.

Рассматривая сравнительные характеристики Онегина и Печорина, не следует забывать о фигурах авторов. Во многом герои повторяют биографии и воззрения своих создателей. Конечно, по большей части авторы иронизируют над собой и предлагают только во многом свои негативные или, скажем так, крайние качества.

Нужно различать творцов Пушкина и Лермонтова, которые способны рефлексировать и оценивать со стороны и светских людей Пушкина и Лермонтова, которые подобно остальным были охватываемы страстями и различными наклонностями. Так вот Онегин и Печорин частично представляют светскую сторону своих авторов.

Сочинение Печорин и Онегин

Евгений Онегин, главный герой одноименного романа А. С. Пушкина и Григорий Печорин, персонаж произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», относятся к типу «лишнего человека» в художественной литературе. Оба этих героя разочаровались в жизни и не могут найти применения своим исключительным способностям. Онегин и Печорин крайне похожи между собой: скучающие, уставшие, подвергшиеся хандре.

Сходство между персонажами можно увидеть уже в именах, ведь Лермонтов, называя своего героя, использует тот же принцип, что и Пушкин – опирается на название реки. Онега – тихая, ровная река, Печора же быстрая, грозная, буйная. В какой-то степени реки становятся отражением характеров героев.

Сравнение персонажей следует начать с их жизненной философии. Оба героя страдают редкостным цинизмом, эгоизмом и высокомерием, они критично относятся к жизни и к окружающим их людям. Онегин и Печорин понимают, что их существование – это беспросветная серость, пустота, однообразие, хандра, поэтому они пытаются спрятаться под маской веселости, праздности, различных удовольствий. Но совсем скоро герои сталкиваются с фальшивостью высшего света и впадают в отчаяние, начинают скучать. Евгений охладевает к жизни, Григорий же боится общества и считает себя «небольшой потерей для мира».

Онегин, не привыкший к тяжелому физическому труду, пытается писать, однако и этот «упорный труд» его быстро утомляет. Печорин попадает на Кавказ и надеется, что война не позволит ему скучать, но, привыкнув к военным действиям, он снова поддается тоске.

Отличает этих героев лишь то, что пушкинский персонаж, отчаявшись найти свое истинное призвание, смиряется с решением судьбы, а персонаж Лермонтова продолжает искать смысл жизни в рискованных приключениях, службе и любви.

Несмотря на то, что Онегин в совершенстве знак науку страсти нежной, женщины, как и дружба, ему быстро надоели. Татьяну он полюбил далеко не сразу, только когда разобрался в себе во время странствий, но уже, к сожалению, было поздно и, получив отказ, Евгений еще больше закрылся, замкнулся в себе.

Печорин готов был любить весь мир, но его никто не понял, и он в ответ научился ненавидеть. Про себя он говорит: « Моя бесцветная молодость протекла в борьбе». Георгий влюблялся, и сам был любим, но его ледяное сердце продолжала заполнять лишь пустота. Он брал то, что хочет, а потом, наигравшись, бросал. Из-за Печорина погибла невинная Бэла, он разрушил жизнь Мери, посмеявшись над ней, и лишь Веру он смог полюбить настоящей любовью, но потерял ее опять же из-за игры в чувства. Герой стал равнодушен к любви и к любым ее проявлениям.

Сравнив возраст, внешность и материальное положение персонажей, мы увидим, что и в этом они не сильно отличаются. Онегину 26 лет, он одет и острижен по «последней моде», а его взгляд сквозит холодностью и безразличием. Евгений, получив наследство от родственников, стал очень богатым и почитаемым человеком.

Печорину 25 лет, он выглядит весьма не дурно, хорош собой, у него карие глаза, которые не смеются, когда смеется он сам. Денег у него много, есть лакеи, и ему доступны любые удовольствия, которые можно купить.

В конце стоит еще немного сказать об идеалах и ценностях обоих героев. Читатель увидит отличия, например, в их отношении к дуэли. Онегин перед дуэлью спит хорошим, крепким сном, зато уже после дуэли, убив Ленского, он испытывает муки совести и долго не может прийти в себя. Печорин наоборот не может долго уснуть перед дуэлью, думая о том, что должно произойти, о смысле своей жизни. Но при этом, Георгий хладнокровно убивает Грушницкого и покидает место событий без всяких угрызений совести.

Таким образом, А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов изобразили «лишних людей» в следующие друг за другом десятилетия, поэтому их герои почти не отличаются друг от друга. Наоборот, эти персонажи лишь являются дополнением друг к другу, отражая действительность и передовые взгляды того времени.

Также читают:

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Картины жизни донских казаков в романе Тихий Дон Шолохова

    Михаил Шолохов дает нам возможность своими глазами увидеть жизнь казаков, увлекая читателей в такой далекий и невозвратимый мир.

  • Про животных

    В мире существует огромное количество видов животных – домашние и дикие, добрые и опасные. Животных также именуют меньшими братьями человека.

Сходства между.Онегиным и Печориным трудно не заметить, как нельзя пройти мимо различий в их характерах. И тот и другой - «лишние люди» своего времени. Еще В. Г. Белинский, сравнивая эти два образа, заметил: «Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою... Печорин - это Онегин нашего времени».
Несмотря на разность эпох, в которые создавались образы, - Онегин в эпоху декабризма, вольнодумия, в эпоху мечтаний и надежд на скорое преобразование общественного строя, Печорин - во время жестокого николаевского режима, последовавшего вслед за разгромом восстания декабристов, - и тот и другой недовольны жизнью, не находят применения своим недюжинным силам и от этого вынуждены тратить время впустую. И тому и другому не по душе общественный уклад, но оба они пассивны, не предпринимают никаких действий для того, чтобы изменить его. И пушкинский Онегин, и лермонтовский Печорин олицетворяют духовный кризис дворянской интеллигенции, которая выражала свое недовольство жизнью отказом от общественной деятельности и, не находя применения своим силам, растрачивала жизнь бесплодно.
И Онегин и Печорин принадлежат к одной и той же социальной среде. Оба они образованны. Оба сначала принимали жизнь такой, какой она была, наслаждались ею, используя привилегии высшего общества, к которому они принадлежали, но и тот.и другой постепенно пришли к отрицанию света и глубокой неудовлетворенности жизнью общества и своей тоже. Оба стали понимать, что эта жизнь пуста, что за «внешней мишурой» не стоит ничего, в свете царит скука, клевета, зависть, люди тратят внутренние силы души на сплетни и злобу. Праздность, отсутствие высоких интересов опошляют их существование. «Но рано чувства в нем остыли», - говорит Пушкин о своем герое. Примерно то же самое читаем мы и у Лермонтова, где автор сообщает, что у его героя очень рано «родилось отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой».
То, что оба героя - умные, образованные люди, несомненно, еще более обостряет их конфликт с обществом, потому что эти качества позволяют увидеть все негативные стороны, все пороки. Это понимание как бы возвышает Онегина и Печорина над молодыми людьми своего поколения, они не вписываются в их круг.
Роднит героев и то, что они оба преуспели в «науке страсти нежной», и то, что ни тот ни другой не способны были отдаться любви всем сердцем, всей душой. Большая, всепоглощающая страсть, из-за которой многие готовы были отдать свои жизни, наших героев не могла коснуться: в их отношениях с женщинами, как и со светом, присутствовал холод и цинизм. Онегин считал любовь «пресыщенной гордыней», которая недостойна его. Печоринская любовь заключалась в достижении власти над возлюбленной. Он мог только брать, но не способен был отдавать. Он никогда не позволял себе влюбиться без ответного чувства. Добиваться чьей-то любви для него - верх низости: «...Знакомясь с женщиной, я всегда безошибочно отгадывал, будет ли она меня любить... я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть... оттого ли, что я никогда ничем очень не дорожу...». Не умея любить, Онегин и Печорин не дорожили любовью других - отсюда и холодность Онегина к Татьяне, и безответная любовь Бэлы и княжны Мери к Печорину.
Кто не может по-настоящему любить, тот не способен на настоящую дружбу, и наоборот. Так, Онегин убивает своего друга Владимира Ленского, хотя, как старший по возрасту и умудренный опытом, он мог отговорить ослепленного ревностью пылко влюбленного поэта. Но не сделал этого - разочарованный жизнью, презирая собственное существование, он не способен был достаточно ценить жизнь других. Не находят общего языка, встретившись через много лет, и Печорин с Максимом Максимычем. Добрый, мягкий и простодушный, Максим Максимыч не мог объяснить жестокости Печорина, не мог понять, что руководит поступками его бывшего сослуживца. Да иначе и быть не могло: старый солдат был как все, он был частью общества, которое лермонтовский герой презирал, с которым ему, личности незаурядной, было просто скучно. Не зря он всегда стремился к людям, которые могли бы с ним поспорить.
Личная свобода, независимость для обоих героев - лучшее, что может быть в жизни, чему они готовы предпочесть все остальное. Не зря Онегин, вспоминая о прошлом, пишет в письме к Татьяне:
Свою постылую свободу Я потерять не захотел.
Печорин же по этому поводу заявляет: «Двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту, но свободы моей не продам». Осознавая, что жизнь проходит впустую, лермонтовский герой совсем не дорожит ею. Свобода у него на первом месте, честь - на втором, и только на последнем - жизнь.
Смысл поведения Печорина, его поступков мы находим в дневнике героя в повести «Княжна Мери». Читая ее, осознаешь, что Печорин - жертва своего времени. Он потерял веру в людей, в идеи, и это - результат эпохи, наступившей после поражения восстания декабристов, эпохи нравственной скудости, пошлости и трусости. Все это можно отнести и к Онегину.
Очень хорошо сказал, сравнивая двух героев, В. Г. Белинский: «В дорогах разница, а результат один». Несмотря на внешнюю непохожесть, несмотря на разницу в характерах, и тот и другой - «лишние люди», опередившие время и потому не нашедшие общего языка с современниками, не сумевшие проявить и реализовать себя.

    Тема романа Лермонтова «Герой нашего времени» (1840) - изображение общественной ситуации 30 - 40-х годов XIX века. Этот период в истории России принято называть «межвременьем», потому что общество переживало так называемую смену идеалов. Восстание декабристов...

    Многие писатели разных эпох и народов стремились запе-чатлеть своего современника, через него донося до нас свое время, свои идеи, свои идеалы. Каков он, молодой человек раз-ных эпох? Пушкин в романе "Евгений Онегин" запечатлел мо-лодого человека...

    Жизнь моя, ты откуда идешь и куда? Отчего мне мой путь столь неясен и таен? Для чего я не ведаю цели труда? Почему я влеченьям своим не хозяин? Пессо Пушкин работал над романом "Евгений Онегин" много лет, это было самое любимое его произведение....

    Роман «Герой нашего времени» стал продолжением темы «лишних людей». Эта тема стала центральной в романе в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Герцен назвал Печорина младшим братом Онегина. В предисловии к роману автор показывает отношение к своему...

"Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою... Печорин - это Онегин нашего времени".

В. Г. Белинский.

Онегин и Печорин - представители определенной исторической эпохи. В их делах и поступках авторы отразили силу и слабость своего поколения. Каждый из них - герой своего времени. Именно время определило не только их общие черты, но и различия.

Сходство образов Евгения Онегина и Григория Печорина бесспорно. Происхождение, условия воспитания, образование, формирование характеров - всё это общее для наших героев.

Это были начитанные и образованные люди, что ставило их выше остальных молодых людей их круга. Онегин - столичный аристократ с богатым наследством. Это человек с очень сложным и противоречивым характером. Он талантлив, умён и образован. Свидетельством высокой образованности Онегина является и его обширная личная библиотека.

Печорин – представитель дворянской молодёжи, сильная личность, в нем много исключительного, особенного: выдающийся ум, необыкновенная сила воли. Обладая значительными способностями, духовными запросами, оба не сумели реализовать себя в жизни.

В юности оба героя увлекались беззаботной светской жизнью, оба преуспели в "науке страсти нежной", в знании "русских барышень". Печорин говорит, что, знакомясь с женщиной, он всегда безошибочно отгадывал, будет ли она его любить. Женщинам он приносит только несчастье. И Онегин оставил не слишком хороший след в жизни Татьяны, не разделив сразу её чувства.

Оба героя проходят через несчастья, оба становятся виновниками гибели людей. И Онегин, и Печорин дорожат своей свободой. Характерное обоим равнодушие к людям, разочарованность и скука сказываются на их отношении к дружбе. Онегин дружит с Ленским, потому что делать нечего. А Печорин говорит, что к дружбе не способен, и демонстрирует это в своем холодном отношении к Максиму Максимычу.

Становится понятно, что есть и различия между героями романов Пушкина и Лермонтова.Онегин- эгоист, что в принципе и не его вина. Отец почти не обращал на него внимания, отдавая сына гувернёрам, которые лишь хвалили парня. Вот он и вырос в человека, который заботился лишь о себе, о своих желаниях, не обращая внимание на чувства и страдания других людей. Онегина не удовлетворяет карьера чиновника и помещика. Он вообще никогда не служил, что выделяет его из современников. Онегин ведёт жизнь свободную от служебных обязанностей.

Печорин же страдающий эгоист. Он понимает всю ничтожность своего положения. Печорин причисляет себя к их жалким потомкам, которые скитаются по земле без гордости и убеждений. Отсутствие веры в подвиг, любви и дружбы лишают его жизнь ценностей. Он не знает, зачем родился и зачем живёт. От своего предшественника Онегина Печорин отличается не только темпераментом, силой воли, но и степенью своего отношения к миру. В отличие от Онегина он не просто умён, он философ и мыслитель.

И Онегин, и Печорин, разочаровавшись в окружающей их жизни, идут на дуэль. Однако у каждого своя причина. Онегин боится общественного мнения, принимая вызов Ленского на дуэль. Печорин же, стреляясь с Грушницким, мстит обществу за несбывшиеся надежды.

Судьба посылает лермонтовскому герою испытание за испытанием, он сам ищет приключений, что важно. Это привлекает его, он просто живёт приключениями. Онегин же принимает жизнь такой, как она есть, плывёт по течению. Он дитя своей эпохи, избалованное, капризное, но послушное. Непослушание Печорина - его гибель. И Онегин, и Печорин - эгоистичные, но мыслящие и страдающие герои. Так как, причиняя боль другим людям, они страдают не меньше.

Сравнивая описание жизни героев, можно убедиться, что Печорин - это более активная личность. Онегин, как личность, остается для нас загадкой.

Но для нас эти герои остаются интересными и важными, как обладатели высокими человеческими достоинствами.

Между героем романа Лермонтова «Герой нашего времени» и героем романа в стихах Пушкина «Евгений Онегин» есть ряд сходств, но также и существенные отличия.

Печорин и Евгений Онегин – довольно интересные личности. Их незаурядность выражена в том, что в сравнении с другими людьми того же социального поколения, что и они, главные герои романов Пушкина и Лермонтова кажутся читателю умными, тонко чувствующими, но и в то же время достаточно жестокими и рассудительными.

Они хорошо изучили людей, что помогает им умело обращаться с чувствами окружающих. Печорин разочаровался в людях, потерял всякий интерес к жизни, однако на протяжении всего романа пытается найти его, при этом больно задевая чувства окружающих. Общество сделало его холодным и жестоким:

«Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть».

Евгений Онегин устал от жизни. Он быстро насытился всеми прелестями жизни, и скоро они утомили его. Онегин пытается найти себя в разных сферах занятий, однако ничего не трогает его душу. Он охладел к жизни, стал циничным и ленивым; его разум и душа требуют заинтересованности в чем-либо, однако не получают этого.

«Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать».

Но между Онегиным и Печориным также есть отличия.

Онегин, уставший от жизненных забот, не пытается найти смысл своего существования, развеять скуку. Он ленив, его сердце уже давно ничего не трогает, и, кажется, он ведет бессмысленное существование. Онегина не забавляют балы, театры, он остыл к жизни и делает все скорее потому, что такой порядок у него выработался за несколько лет.

«Нет: рано чувства в нем остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы не долго были предмет его привычных дум;

Измены утолить успели;

Друзья и дружба надоели…».

Печорин предстает перед читателями как образ романтичного, но в то же время эгоистичного молодого человека. Хотя в нем все еще горит желание найти смысл жизни и свое предназначение в ней, все его попытки сделать это не приносят ему успехов.

«Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, - тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины».

Черты сходства и различия главных героев показывают различный психологизм романов. «Евгений Онегин» - произведение, в котором заключен скрытый оптимизм; «Герой нашего времени» - трагический роман, вводящий читателя в долгое рассуждение о вечных вопросах жизни.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -