Онегин и печорин анализ образов. Сочинение на тему: «Сравнительная характеристика Онегина и Печорина

В жизни не всегда всё складывается так, как хотелось бы. Это мы наблюдаем в реальном мире, этому нас учат великие книги. Предложенная тема понравилась мне, потому что я очень люблю А.С. Пушкина , а, читая роман «Евгений Онегин», можно изучить не только поэму, но и историю дворянского общества XIX века.

Главные герои обоих произведений – молодые люди. О чем же мечтало молодое поколение того времени? Евгений Онегин , являясь обаятельным, красивым дворянином, получил «французское» воспитание, однако автор подчеркивает не сильные способности к математическим наукам, иностранным языкам, а больше к «науке страсти нежной», жил обыкновенной разгульной жизнью молодого поколения: следил за модой, блистал на балах, проводил время в театрах в компании повес. Но, в конце концов, вся эта «мишура» жизни надоедает ему, он разочаровывается и в жизнях, и в людях. В душе у него – пустота, холод, безразличие. Он болен. И имя этой болезни – «хандра».
Онегин начинает сторониться общества, всех презирает, со всеми высокомерен. Так бы и продолжалось, если бы не смерть его дяди и его последующее знакомство с Ленским и семьей Лариных.

Ларины – чудесные, открытые, добрые и простые люди. Ленский – образованный человек, который учился в Германии, романтический поэт, имеющий высокие идеалы и романтическую душу и способный на большую любовь. Семья Лариных встретила Евгения Онегина с родительской заботой, как родного человека. Понемногу, душа его стала оттаивать, но в целом он остался тем же. Но ведь трагедия произведения – то, когда Татьяна Ларина влюбилась в Онегина, но была отвергнута и высмеяна им.

Татьяна мечтала обрести в Онегине супруга, ждет от него возвышенной любви, будучи начитанной французских романов, сразу же видит в нем свою мечту» романтического героя, но ошиблась и, в конце концов, вынуждена была выйти замуж за «старика», богатого человека с высоким чином. Ленский мечтал о свадьбе со своей возлюбленной Ольгой, но погибает на глупой и бессмысленной дуэли от пули друга.

Старики Ларины мечтают о спокойной старости, о покое, о счастье их дочерей, но реальность противоречит мечтам. Евгений Онегин вынужден скитаться по разным странам после дуэли с Ленским, но жизнь опять преподносит сюрприз: на балу он встречает роскошную, светскую даму, законодательницу мод, которая, кроме всего прочего, находится в центре внимания всего высшего общества и блистает своей красотой, манерами, умом и в ней узнает Татьяну: «Ужель та самая Татьяна?» Он поражен, его сердце пронзило любовь, он был болен от любви!

Онегин мечтал о Татьяне, страдал, понял, какую большую ошибку он совершил, не оценив в ней её настоящих достоинств: доброту, чистоту души, внутреннюю красоту. Но Татьяна Ларина благородна и честна, она не может предать своего мужа, хотя до сих пор любит Евгения Онегина. Это произведение проанализировано тысячами критиков разных стран, так, оно остается актуальным и в наши дни. Не только как изучение высшего общества того времени и нравов Москвы, Петербурга, провинциальной России тех времен, но и как взаимоотношение между мужчиной и женщиной.

Таким образом, здесь появляется сторона Онегина, как «лишнего человека», никому не нужного.

Тот же мотив «лишнего человека» описан и в произведении Лермонтова «Герой нашего времени », где внутренний мир героя Печорина , живущего в другом поколении, похож на мир Онегина тем, что он тоже разочарован в жизни, мрачен, циничен, странен.

Печорин так же, как Онегин олицетворяет собой целое поколение своего времени, однако включает в себя такие стороны характера, как злобу, зависть, одновременно с великодушием и добром. Весь трагизм Печорина в том, что он не может любить, найти применение своим силам и талантам, он бы хотел служить Родине, но Россия находилась в состоянии реакции, любые свободные мысли карались, и он метался в поисках применения себя. Это объединяет его с Онегиным, так как он тоже мог участвовать в развитии России, а не метаться в суете жизни.

Это потенциальный герой, который мог бы принести много пользы обществу, но в этом не было нужды, и он свою энергию растрачивал на глупые, необдуманные, а также порочащие его поступки: дуэль с Грушницким, отношение к княжне Мэри и Бэле. Трагедия Печорина как и трагедия Онегина – это трагедия многих их современников, схожих с ними по образу мыслей, по положению в обществе. Это трагедия всех прогрессивно мыслящих дворян, вступивших в жизнь после поражения декабристов.

Евгений Онегин из одноименного романа в стихах А.С.Пушкина "Евгений Онегин" и Григорий Печорин из "Героя нашего времени" М.Ю.Лермонтова хоть и герои абсолютно разных произведений. имеют схожие образы. Не зря В.Г.Белинский заметил: "Печорин - это Онегин нашего времени". Евгений Онегин предстает отражением эпохи 20-х годов, периода декабристов и общественного подъема, Печорин - представитель третьего десятилетия 19 века, называемого "жестоким". Время определило как общие черты героев, так и их различия.

И Печорин, и Онегин - представители высшего света. Формирование их характеров, получение образования и воспитания происходили в одинаковых условиях. В юности оба героя увлекались беззаботной светской жизнью, вели её праздно. Они не смогли реализовать себя в жизни, несмотря на выдающиеся способности. К настоящей любви герои не способны, тем самым они приносят лишь страдания влюбленным в них дамам.

Онегин и Печорин выделяются среди окружающего светского общества. Дружбу они оба заводят от скуки.Из дуэли с бывшими друзьями, к которой обоих приводит судьба, они выходят победителями. Сам М.Ю.Лермонтов, когда дает своему герою фамилию Печорин, как бы намекает на его сходство с Онегиным: Онега и Печора - реки, протекающие в России. В.Г.Белинский отмечает: "Несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою. Иногда в самом имени, которое истинный поэт дает своему герою, есть разумная необходимость, хотя, может быть, и невидимая самим поэтом..."

Но существенные различия мы находим в характерах героев, их отношении к жизни и ценностях. Онегин скучает, он устал от жизни. Юноша не стремится ничего менять, разочаровавшись в этом мире. Печорин же несколько другой. Он неравнодушен, активен, "бешено гоняется за жизнью, ища её повсюду". Печорин - натура глубокая, страстная, он философ и мыслитель. Ему интересн окружающий мир во всех его проявлениях, он много раздумывает. анализирует, ведет дневниковые записи. Герой вдохновляется природой и в своих дневниках часто отмечает её красоту, которою Онегин просто не способен увидеть в силу своего характера. Различно также отношение героев к обществу. Онегин опасается осуждения окружающих и потому принимает решение участвовать в дуэли. Хоть Евгений и понимает, что должен отказаться, но общественное мнение становится для него важнее, нежели дружба. Онегин не вступает в открытый конфликт с обществом, он избегает людей. Что же Печорин? Он пренебрегает мнением других, всегда делает то, что считает необходимым. Григорий ставит себя выше общества, относясь к нему пренебрежительно. Печорин не боится идти на прямой конфликт с окружающими. Что насчет дуэли с Грушницким,то соглашается он на неё исключительно из благородных намерений, желая защитить честь княжны Мери и собственное имя.

Онегин - "эгоист поневоле". таким его сделала зависимость от условностей презираемого им общества и неспособность отказаться от них. Печорин обладает противоречивостью характера, эгоизм его вытекает из собственных убеждений и суждений о мире. Общественное мнение, установившиеся порядки на его мировоззрение никак не влияют.

Евгений Онегин и Григорий Печорин являются одними из самых ярких персонажей литературы 19 века. Сравнивая героев, можно найти множество сходств и различий их характеров, убеждений и сложившихся судеб.Каждый из них - герой своего времени. Оба романа с восторгом были приняты публикой, широко обсуждались и критиковались. Важно отметить и художественное мастерство писателей, которые чрезвычайно точно отразили в своих произведениях характер каждой из эпох.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Коллекция сочинений: Cходство и различие образов Онегина и Печорина

Образы Печорина и Онегина похожи не только смысловым сходством. В. Г. отмечал духовное родство Онегина и Печорина: “Несходство их меж­ду собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою… Печорин - это Онегин нашего времени».

Романы “Евгений Онегин» и “Герой нашего време­ни» написаны в разное время, и время действия этих произведений разное. Евгений жил в эпоху подъема национального и социального самосознания, вольнолю­бивых настроений, тайных обществ, надежд на револю­ционные преобразования. Печорин - герой эпохи безвременья, периода реакции, упадка общест­венной активности. Но проблематика обоих произведе­ний одна - духовный кризис дворянской интеллиген­ции, критически воспринимающей действительность, однако не пытающейся изменить, усовершенствовать устройство общества. Интеллигенции, которая ограни­чивается пассивным протестом против бездуховности окружающего мира. Герои уходили в себя, бесцельно растрачивали свои силы, сознавали бессмысленность своего существования, но не обладали ни обществен­ным темпераментом, ни социальными идеалами, ни способностью к самопожертвованию.

Онегин и Печорин воспитывались в одних условиях, с помощью модных французских гувернеров. Оба по­лучили достаточно хорошее по тем временам образова­ние, Онегин общается с Ленским, беседует на самые разнообразные темы, что говорит о его высокой образо­ванности:

…Племен минувших договоры,

И предрассудки вековые,

И гроба тайны роковые,

Судьба и жизнь…

Печорин свободно обсуждает с доктором Вернером самые сложные проблемы современной науки, что сви­детельствует о глубине его представлений о мире|и широте интересов.

Однако оба они не имели привычки к самостоятельному систематическому труду - привычка праздности [развратила их души. Онегин, “преданный безделью, (томясь душевной пустотой… отрядом книг уставил полку, читал, читал, а все без толку: там скука, там обман и бред; в том совести, в том смысла нет». Печорин столь же рьяно взялся за книги и столь же легко оста­вил их: “Я стал читать, учиться - науки тоже надо­ели». Неспособность к целеустремленной, сосредото­ченной работе над собой, вызванной доступностью, лег­костью всего получаемого от жизни, отсутствие ясных представлений об общественных идеалах - все это привело их к отрицанию “света пустого» и глубокой не­удовлетворенности своей жизнью.

Но до отрицания светских удовольствий оба героя охотно предавались им, нисколько не смущаясь празд­ному времяпрепровождению. Оба весьма преуспели в “науке страсти нежной, которую воспел Назон». Онегин был холодно расчетлив в любовной игре:

Как он умел казаться новым,

Шутя невинность изумлять,

Пугать отчаяньем готовым

Приятной лестью забавлять…

Молить и требовать признанья,

Подслушать сердца первый звук,

Преследовать любовь, и вдруг

Добиться тайного свиданья…

Также предусмотрительно, в полном соответствии со светскими правилами обольщения, обходился с жен­щинами и Печорин: “…знакомясь с женщиной, я всегда безошибочно отгадывал, будет ли она меня любить… Я никогда не делался рабом любимой женщины, напро­тив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непо­бедимую власть… оттого ли я никогда ничем очень не дорожу…»

Однако, на мой взгляд, Онегин гораздо мягче, чело­вечнее Печорина. Осознав суетность светской жизни, он, встретив прекрасную девушку, благородно не вос­пользовался неопытностью, искренностью неискушен­ной души. Хоть “язык девических мечтаний в нем ду­мы роем возмутил», Онегин, душевно опустошенный светской жизнью, осознающий, что “мечтам и годам нет возврата» деликатно отвергает любовь Татьяны: “Я вас люблю любовью брата и, может быть, еще нежней».

Печорин же беззастенчиво пользуется любовью ми­лой, бесконечно преданной ему Бэлы, провоцирует лю­бовь безразличной ему княжны Мери, чтобы только досадить пустому и самонадеянному Грушницкому и лишний раз убедиться в своей власти над женщина­ми. Безжалостно растаптывая чужое чувство, Печорин вызывает уже не сострадание, а неприязнь.

Оба героя эгоистичны и неспособны к подлинной дружбе.

Онегин “поклялся Ленского взбесить и уж поряд­ком отомстить», поддавшись порыву минутной душев­ной слабости. Он сожалеет о дуэли, сознает ее бес­смысленность, но не может преодолеть ложного пред­ставления о дворянской чести. “Убив на поединке друга», Онегин мучительно страдает и, неприкаянный, пытается бежать от самого себя.

Печорин же сознательно провоцирует Грушницкого на вызов, и почти не сожалеет о загубленной жизни пустого, суетного, не очень порядочного, но все же до­статочно безвредного человека. Он признается: “Я лгал, но мне хотелось его победить. У меня врожденная страсть противоречить…»

Впоследствии Онегин оказывается способным на настоящее чувство. Он казнит себя за то, что боялся потерять свою “постылую свободу» и отказался от большой любви:

Я думал: вольность и покой Замена счастью.

Боже мой! Как я ошибся, как наказан…

Евгений страстно и самоотверженно влюблен, и от­каз Татьяны воспринимает как жизненную трагедию, крах своих надежд на обыкновенное человеческое сча­стье.

Печорин же непреклонен, заявляя: “…двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту, но свободы моей не продам».

И Онегин ‘и Печорин, растрачивая себя впустую, терпят жизненную неудачу. Не видя перед собой об­щественных целей, они так и не находят смысла в жизни. Оба сожалеют о загубленной молодости. Это мыслящие, страдающие, хоть и эгоистичные ге­рои.

Онегин безнадежно устал от жизни и восклицает:

Зачем не пулей я пронзенный,

Зачем не хилый я старик?..

Печорин называет себя “нравственным калекой», осознав, что “лучшие мои качества, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца». Оба героя, повторим, тер­пят жизненную неудачу и оба осознают это. И все же Печорин более активный, деятельный, а Онегин более человечный, отзывчивый. Печорин ищет смерти и по­гибает; Онегин с мятущейся душой безрадостно смот­рит в будущее. Недюжинные силы этих героев не на­ходят себе применения, их страдающий, эгоизм не поз­воляет им открыться другим, посвятить свою жизнь обществу.

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина
Какой малый срок разделяет пушкинского Онегина и лермонтовского Печорина! Первая четверть и сороковые годы XIX века. И все же это - две разные эпохи, разделенные незабываемым для русской истории событием - восстанием

декабристов. Пушкин и Лермонтов сумели создать произведения, отражающие дух этих эпох, произведения, в которых затрагивались проблемы судьбы молодой дворянской интеллигенции, не умеющей найти применения своим силам.
Герцен назвал Печорина “младшим братом Онегина”, так что же общего в этих людях и чем они отличаются?
Онегин, прежде чем стать “молодым повесой”, получил традиционное воспитание и обширное, но достаточно по* верхностное образование. Из-за того, что в итоге он мог “совершенно” изъясняться по-французски, легко танцевать мазурку и “кланяться непринужденно”, “свет решил, что он умен и очень мил”. Однако, быстро пресытившись бесплодной суетой светской жизни, Онегин начинает ею тяготиться, но ничего не находит взамен. Понимая всю никчемность существования светских людей, Онегин начинает презирать их, уходит в себя, предается “русской хандре”. Живя только собой, не принимая во внимание чувства и переживания других людей, Онегин совершает целый ряд недостойных поступков. К моменту знакомства с ним Пушкин отмечал в Онегине “неподражательную странность”, “резкий охлажденный ум”, “мечтам невольную преданность”, внутренний разрыв и непонимание между ним и окружающими людьми. Невзирая на глубокое презрение к “свету”, Онегин остается зависимым от общественного мнения, и результате убивает своего друга Ленского. Эгоизм приводит “повесу пылкого” к тяжелой душевной драме и разладу с самим собой.
О прошлом Печорина нам известно не так много, в основном - со страниц его собственного дневника, из его разговоров с другими людьми. Мы узнаем, что у Печорина “душа испорчена светом”: “С самого детства все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали - и они родились”. Теперь же окружающие часто не понимают ни мыслей Печорина, ни его поступков, а он же (и часто весьма оправданно) считает себя на голову выше окружающих. В отличие от Онегина, Печорин не сторонится людей, не избегает контактов с ними, а напротив, становится чрезвычайно тонким психологом, способным разобраться не только в чужих поступках и мыслях, но и чувствах. К сожалению, общение с ним чаще всего приносит людям и даже ему самому лишь страдания и неудовлетворенность. В отличие от Онегина, Печорин еще не устал от жизни, он во все вмешивается, многим интересуется, но он не способен по-настоящему любить и дружить. И если от любви к Онегину (а после - от любви Онегина) у Пушкина страдает только Татьяна, то Печорин приносит несчастье всем женщинам, с которыми он сталкивается: Бэле, Вере, княжне Мери, даже подруге контрабандистов.
Проблема Онегина - в неспособности сделать свою жизнь интересной, яркой, наполнить ее значительными событиями. Печорина же волнует вопрос о цели собственной жизни, ее смысле. Сознание потерянных возможностей постоянно преследует его, поскольку его вера в свое “назначение высокое” не находит реального, подтверждения. И один, и второй дорожат своей свободой, вольностью, но оказывается, что они слишком часто приносят ей в жертву то, что им по-настоящему дорого.
Различия в судьбах и характерах героев объясняются различиями эпох: жизнь России накануне декабрьского восстания (Онегин) и тяжелая политическая реакция после поражения декабристов (Печорин). И Онегин, и Печорин принадлежат к типу “лишних людей”, т. е. таких людей, для которых в окружавшем их обществе не находилось ни места, ни дела. И все же, даже презирая окружение, Онегин и Печорин были детьми этого общества, то есть героями своего времени.

В литературе каждого народа есть произведения, героев которых, положительных или отрицательных, человек помнит всю жизнь, а есть персонажи, которые со временем стираются из человеческой памяти. Если говорить о русской литературе, то произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и А. С. а «Евгений Онегин» — это выдающиеся романы, главные герои который Григорий Печорин и Евгений Онегин остаются в нашей памяти до конца жизни. Это довольно противоречивые персонажи с яркими характерами, которых знает каждый, кто хоть немного знаком с русской литературой.

Героев романов А. С. а и М. Ю. Лермонтова разделяет меньше десяти лет. Будь они реальными людьми, они бы легко могли встретиться на приеме в одной из гостиных, на одном из балов или в ложе одной из красавиц на премьере какого-нибудь спектакля.

Однако, попробуем разобраться, чего больше в Онегине и Печорине – различий или сходства. Ведь различия в характерах, образе жизни и поведении порой разделяет людей сильнее, чем целое столетие.

Евгений Онегин уже с первой главы романа предстает перед нами в образе сложившегося светского молодого человека, не хуже и не лучше других своих современников. Хорошее домашнее образование, солидное наследство, легкий и приятный ум, светский лоск, умение изящно изъяснятся и находить с кем угодно общий язык. В дополнение к этому основательные знания вопросов моды и умение организовывать холостяцкие обеды – вот и все, чем живет Евгений Онегин. А. С. подробно описывает один день из жизни Онегина – подъем, завтрак, туалет, обед, театр и сон. И этого описания вполне достаточно, потому что жизнь Онегина проходила спокойно и равномерно, а каждый новый день был похож на предыдущий.

«До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра,

И завтра то же, что вчера…»

Такая размеренность его жизни, повторение одного и того же, скрытого за внешним разнообразием и яркостью – это бессмысленная трата времени, пустота, в которой герой романа не отдает себе отчет. Он пытается всю жизненную силу отдать женщинам, но там, где нет любви, страсть очень быстро превращается в привычку.

Лишь немного оживляет переезд Онегина в деревню, он пытается там что-то изменить, применить на практике прогрессивные знания, однако у него ничего не выходит и скоро он приходит в уныние. Однако ский персонаж все же отличается от своих сверстников, от типичных прожигателей жизни, которыми тогда было заполнено светское общество. У него есть

«Мечтам невольная преданность,

неподражательная странность

и резкий, охлажденный ум».

Внимательно присмотревшись к Онегину, можно увидеть, что это незаурядная личность с задатками сильного человека с ярким характером, который заключен в границах данностей того времени и у которого не хватает сил, а скорее недостает желания оттуда вырваться. Все его устремления порывисты, он не понимает, что лишь «труд упорный» позволит построить настоящую жизнь. Идя на поводу у легких решений, он поневоле становится соблазнителем и убийцей. Но в то же время, порядочность и благородство, которое он проявляет к Татьяне, несколько обнадеживают и заставляют верить, что Онегин хоть и ведет пустую жизнь, в душе он не пустой. И поэт дает ему шанс на воскрешение. У Онегина просыпается все человеческое благодаря настоящей любви, показавшей ему, что на земле есть истина, а что остается ложью. Мы расстаемся с Онегиным, видя его еще не ожившим, но все же не падшим и не пропащим. предоставляет нам возможность самим додумать, станет ли Онегин духовно богатым человеком и будет ли по-настоящему жить, или так и останется до конца своих дней бездушным прожигателем жизни.

Что касается Григория Печорина, то он несколько моложе Онегина. Он моложав и очень свеж – именно таким представляет нам его Лермонтов. Он весьма хорош и выделяется в окружающем его обществе. Но уже с первых минут знакомства с этим персонажем мы видим его бесконечную усталость и вялость, присущую лишь старикам, прожившим долгую и трудную жизнь. И если об Онегине рассказывает автор романа, то о Печорине мы больше узнаем из его дневника. Мы ничего не знаем о его детстве и юношеских годах. Но повзрослев, он стал человеком, трезво оценивающим свои силы и слабости, свои достоинства и недостатки. Печорин знает, а скорее чувствует, что «ведь, верно, было у меня назначение великое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные». Однако он растратил свои силы, свою жизненную энергию впустую, «увлекся приманкой страстей пустых и неблагодарных». И если Онегин ищет смысл жизни, то Печорин уверен, что его не существует. Сила его личности, его влияние на других настолько велико, что он запросто может управлять ситуациями и людьми, запросто может получать все, что пожелает. Но получив желаемое, он мгновенно охладевает, понимая, что нужно ему совсем другое. Такая порывистость Печорина весьма похожа на поведение и поступки Онегина.

Печорин не боится гибели, он равнодушен к жизни. И если Онегин, став невольным убийцей, был удручен и потрясен, то Печорин – удивительно хладнокровный убийца, для которого люди не более, чем тени. Можно очень легко задеть его самолюбие, но не душу и сердце, потому что Печорин считает, что душа его мертва. Два времени, два героя, которые очень похожи друг на друга. Но если бы им довелось встретиться, то, несмотря на свою схожесть, они скорее могли бы стать врагами, чем превратиться в друзей. Каждый из них ищет смысл жизни, но ищет в одиночку, пренебрегая другими людьми и не видя окружающий их мир.