Олицетворение в поэзии. Олицетворение — это искусство оживлять неживое

Олицетворение

Олицетворение

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (или персонификация) - выражение, дающее представление о каком-либо понятии или явлении путем изображения его в виде живого лица, наделенного свойствами данного понятия (например изображение у греков и римлян счастья в виде капризной богини-фортуны и т. п.). Весьма часто О. применяется при изображении природы, к-рая наделяется теми или иными человеческими чертами, «оживляется», напр.: «море смеялось» (Горький) или описание наводнения в «Медном всаднике» Пушкина: «...Нева всю ночь/рвалася к морю против бури,/не одолев их буйной дури.../и спорить стало ей не в мочь.../ Погода пуще свирепела,/Нева вздувалась и ревела.../и вдруг, как зверь остервенясь,/на город кинулась.../Осада! Приступ! злые волны,/как воры, лезут в окна» и т. д.
О. было особенно в ходу в прециозной и ложноклассической поэзии, где оно проводилось последовательно и развернуто; в русской литературе образцы таких О. были даны у Тредьяковского: «Езда на остров любви», (СПБ), 1730.
О. по существу является следовательно перенесением на понятие или явление признаков одушевленности и представляет собой так. обр. вид метафоры (см.). Тропы .

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Олицетворе́ние

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Олицетворение

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ также персонификация (лат. Persona и facio), прозопопея (греч. Προσωποποια), - стилистический термин, обозначающий изображение неодушевленного или абстрактного предмета как одушевленного. Вопрос о том, насколько олицетворение соответствует действительному взгляду поэта на вещи выходит за пределы стилистики и относится к области миросозерцания вообще. Там, где поэт верит сам в одушевленность предмета, им изображаемого, не следовало бы даже говорить об олицетворении, как о явлении стиля, ибо оно связано тогда не с приемами изображения, а с определенным, анимистическим миросозерцанием и мироощущением. Предмет уже воспринимается как одушевленный и таким и изображается. В этом именно смысле надо трактовать многие олицетворения в народной поэзии, когда они относятся не к приемам, не к форме выражения, а к самому анимизированному предмету, т. е. к содержанию произведения. Особенно ярко это сказывается во всяком мифологическом творчестве. Напротив, олицетворение, как явление стиля выступает в тех случаях, когда оно применяется как иносказание , т. е. как такое изображение предмета, которое стилистически преобразует его. Разумеется, далеко не всегда можно с точностью установить с какого порядка олицетворением мы имеем дело, также как и в метафоре трудно найти объективные признаки степени ее реальной образности. Поэтому стилистическое исследование часто не может обойтись без привлечения данных и из области индивидуального поэтического мировосприятия. Так, очень многие олицетворения явлений природы у Гете, у Тютчева, у немецких романтиков должны рассматриваться отнюдь не как стилистический прием, но как существенные черты общего их взгляда на мир. Таковы, напр., у Тютчева олицетворения ветра - «О чем ты воешь, ветр ночной, О чем так сетуешь безумно?»; грозы, которая «опрометчиво-безумно вдруг на дубраву набежит»; зарниц, которые «как демоны глухонемые, ведут беседу меж собой»; деревьев, которые «радостно трепещут, купаясь в небе голубом» - ибо все это согласовано с тем отношением поэта к природе, которое выражено им самим в особом стихотворении: «Не то, что мните вы, природа - Не слепок, не бездушный лик. В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык» и т. д. Напротив, в таких произведениях, как басни, притчи, и в разных видах аллегории (см.), следует говорить об олицетворении, как о художественном приеме. Ср., напр., басни Крылова о неодушевленных предметах («Котел и горшок», «Пушки и паруса» и проч.)

Особенно в случаях т. наз. неполного олицетворения , оно является обще-распространенным стилистическим приемом, которым пользуется не только поэзия, но и обыденная речь. Здесь мы имеем дело, собственно говоря, лишь с отдельными элементами олицетворения, часто настолько вошедшими в обиход речи, что их прямой смысл уже не ощущается. Ср., напр., такие выражения, как: «Солнце встает, заходит», «идет поезд», «бегут ручьи», «стон ветра», «завывания мотели» и т. п. Большинство таких выражений являются одним из видов метафоры, и о значении их в поэтическом стиле следует сказать то же, что о метафоре (см.). Примеры стилистических олицетворений: «Своей дремоты превозмочь не хочет воздух... Звезды ночи, Как обвинительные очи За ним насмешливо глядят. И тополи, стеснившись в ряд, Качая низко головою, Как судьи шепчут меж собою» (Пушкин); «Уже Ноздрев давно перестал вертеть, но в шарманке была одна дудка, очень бойкая, никак не хотевшая угомониться, и долго еще потом свистела она одна» (Гоголь); «Вылетит птица - моя тоска, Сядет на ветку и станет петь» (Ахматова). Изображение растений и животных по образу людей, как это встречается, в сказках, баснях, животном эпосе, также может рассматриваться как вид олицетворения.

А. Петровский. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Синонимы :

Смотреть что такое "Олицетворение" в других словарях:

    Церкви. Статуя Страсбургского собора Олицетворение (персонификация, прозопопея) троп … Википедия

    Прозопопея, воплощение, персонификация, антропоморфизм, одушевление, очеловечение, метафора, представление, эпитома, выражение Словарь русских синонимов. олицетворение 1. очеловечение, одушевление, персонификация 2. см. воплощение … Словарь синонимов

    ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, олицетворения, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по гл. олицетворить олицетворять. Олицетворение сил природы у примитивных народов. 2. чего. Воплощение какой нибудь стихийной силы, явления природы в образе живого существа. Бог… … Толковый словарь Ушакова

    Олицетворение - ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ также персонификация (лат. Persona и facio), прозопопея (греч. Προσωποποια), стилистический термин, обозначающий изображение неодушевленного или абстрактного предмета как одушевленного. Вопрос о том, насколько олицетворение… … Словарь литературных терминов

    Персонификация, присущее мифопоэтическому сознанию свойство перенесения на неодушевлённые вещи и явления черт живых существ: человеческих (антропоморфизм, антропопатизм) или животных (зооморфизм), а также наделение животных качествами человека. В … Энциклопедия мифологии

    - (прозопопея) вид метафоры, перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные (Ее сиделка тишина... , А. А. Блок) … Большой Энциклопедический словарь

    ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, я, ср. 1. см. олицетворить. 2. чего. О живом существе: воплощение каких н. черт, свойств. Плюшкин о. скупости. О. доброты. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    олицетворение - ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ1, воплощение ОЛИЦЕТВОРЕННЫЙ, воплощенный ОЛИЦЕТВОРЯТЬ/ОЛИЦЕТВОРИТЬ, воплощать/воплотить ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ2, одухотворение, одушевление, очеловечивание, персонификация, книжн. антропоморфизм ОДУШЕВЛЕННОСТЬ,… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    олицетворение - имперсонация Происходит, когда объект притворяется кем то или чем то. [Криптографический словарь Карэна Исагулиева www.racal.ru ] Тематики информационные технологии в целом Синонимы имперсонация EN impersonation … Справочник технического переводчика

    Я; ср. 1. к Олицетворить (1 зн.). и Олицетворять. О. сил природы. 2. Изображение какой л. стихийной силы, явления природы в образе живого существа. Голубь о. мира. 3. чего. Воплощение идеи, понятия, каких л. свойств, качеств в человеческой… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Олицетворение истории. Выпуск 2. Богачи , Дарья Приходько. В сборник «Олицетворение истории. Богачи» вошли двенадцать биографических очерков, героями которых стали: один из самых богатых жителей США…
Глава II Систематизация теоретико-литературного понятия «олицетворение»

2.1. Олицетворение - художественный троп литературы

Олицетворе́ние (персонифика́ция, прозопопея) - троп , присвоение свойств одушевлённых предметов неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.

Примеры:

А и горе, горе, гореваньице!
А и лыком горе подпоясалось ,
Мочалами ноги изопутаны.

В народной песне

Государство , словно отчим злой ,
от кого, увы, не убежать,
ибо невозможно взять с собой
Родину – страдающую мать .

Олицетворение было распространено в поэзии разных эпох и народов, от фольклорной лирики до стихотворных произведений поэтов-романтиков, от прециозной поэзии до творчества (из материалов сети ИНТЕРНЕТ: учителя-новаторы).

Олицетворение , как и аллегория, основывается на метафоре. В метафоре свойства одушевленного предмета переносятся на неодушевленный. Перенося одно за другим на неодушевленный предмет свойства предметов одушевленных, мы постепенно, так сказать, оживляем предмет. Сообщение неодушевленному предмету полного образа живого существа и называется олицетворением.

Примеры олицетворений:

А и горе, горе, гореваньице!

А и лыком горе подпоясалось,

Мочалами ноги изопутаны.

(Народная песня)

Олицетворение зимы:

Идет седая чародейка,

Косматым машет рукавом;

И снег, и мразь, и иней сыплет,

И воды претворяет в льды.

От хладного ее дыханья

Природы взор оцепенел...

(Державин)

Ведь уж осень на двор

Через прясло глядит.

Вслед за нею зима

В теплой шубе идет,

Путь снежком порошит,

Под санями хрустит...

(Кольцов)

Олицетворение – наделение неодушевленных предметов человеческими чувствами и способностью говорить; стилистический прием, очень распространенный всех веков и народов. Такое определение дает автор-составитель словаря поэтических терминов литературовед А.П.Квятковский (17).

Олицетворение , прозопопея (от греч. prósōpon - лицо и poiéō - делаю), персонификация (от лат. persona - лицо, личность и facio - делаю), особый вид метафоры : перенесение человеческих черт (шире - черт живого существа) на неодушевленные предметы и явления. Можно наметить градации Олицетворение в зависимости от функции в художественной речи и литературном творчестве.

1) Олицетворение как стилистическая фигура, связанная с «инстинктом персонификации в живых языках» (А. Белецкий) и с риторической традицией, присущая любой выразительной речи: «сердце говорит», «река играет».

2) Олицетворение в народной поэзии и индивидуальной лирике (например, у Г.Гейне, Ф.Тютчева, С. Есенина) как метафора, близкая по своей роли к психологическому параллелизму: жизнь окружающего мира, преимущественно природы, привлечённая к соучастию в душевной жизни героя, наделяется признаками человекоподобия.

3) Олицетворение уподобление природного человеческому восходит к мифологическому и сказочному мышлению, с той существенной разницей, что в мифологии через «родство» с человеческим миром раскрывается «лицо» стихии (например, отношения между Ураном - Небом и Геей - Землёй уясняются через уподобление бракосочетанию), а в фольклорном и поэтическом творчестве позднейших эпох, напротив, через олицетворённые проявления стихийно-естественной жизни раскрываются «лицо» и душевные движения человека.

4) Олицетворение как символ , непосредственно связанный с центральной художественной идеей и вырастающий из системы частных Олицетворение. Поэтическая проза повести А. П. Чехова «Степь» пронизана олицетворение -метафорами или сравнениями: красавец-тополь тяготится своим одиночеством, полумёртвая трава поёт заунывную песню и т.п. Из их совокупности возникает верховное олицетворение : «лицо» степи, сознающей напрасную гибель своих богатств, богатырства и вдохновения, - многозначный символ, связанный с мыслями художника о родине, о смысле жизни, беге времени. Олицетворение такого рода близко к мифологическому олицетворение по своей общезначимости, «объективности», относительной несвязанности с психологическим состоянием повествующего, но тем не менее не переходит черту условности, всегда отделяющую искусство от мифологии (18).

Олицетворение - это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия.
Чаще всего олицетворения используются при описании природы:

Реже олицетворения связаны с предметным миром:

Олицетворение как выразительное средство используется не только в художественном стиле, но и в публицистическом и научном (рентген показывает, прибор говорит, воздух лечит, что-то зашевелилось в экономике).

Развивающие задания:

1. Найдите в текстах примеры, когда неживые предметы представлены как живые.

1) Ветер спит, и все немеет,
Только бы уснуть;
Ясный воздух сам робеет
На мороз дохнуть. (А. А. Фет)

2) Тропами потаенными, глухими,
В лесные чащи сумерки идут.
Засыпанные листьями сухими,
Леса молчат - осенней ночи ждут. (И. А. Бунин)

3) В сильный мороз березовые дрова весело трещат, а когда разгорятся - начинают гудеть и петь. (И. С. Шмелев)

2. Найдите в текстах олицетворения. Объясните их употребление и выразительную роль.

1) Вешних дней минутны грозы,
Воздух чист, свежей листы...
И роняют тихо слезы
Ароматные цветы. (А. А. Фет)

2) На родину тянется туча,
Чтоб только поплакать над ней. (А. А. Фет)

3) Знойный и душный полдень. На небе ни облачка... выжженная солнцем трава глядит уныло, безнадежно: хоть и будет дождь, но уже не зеленеть ей... Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками или ждет чего-то. (А. П. Чехов)
4) Солнце запуталось в серовато-желтых тучах за серебряной рекой. Над водой сонно клубится прозрачный туман.
Тихий город спит, приютясь в полукольце леса. Утро, а грустно. День ничего не обещает, и лицо у него печальное. (М. Горький)
5) Злоба шипела змеей, извивалась в злых словах, встревоженная светом, упавшим на нее. (М. Горький)
6) Каждую ночь к Игнатьеву приходила тоска... с опущенной головой садилась на краешек постели, брала за руку - печальная сиделка у безнадежного больного. Так и молчали часами - рука в руке. (Т. Н. Толстая)

3. Найдите случаи совмещения олицетворения с другими средствами художественной изобразительности: сравнением, риторическим обращением, параллелизмом.

1) Вдали по-прежнему машет крыльями мельница, и все еще она похожа на маленького человечка, размахивающего руками. (А. П. Чехов) 2) Утром он просыпался со светом, и вместе с ним просыпались тоска, отвращение, ненависть. (М. Е. Салтыков-Щедрин) 3) Ах, поля мои, борозды милые, хороши вы в печали своей. (С. А. Есенин) 4) Родная земля! Назови мне такую обитель... (Н. А. Некрасов)

Глава III Методическая организация уроков по изучению теоретико-литературных понятий в группах с русским языком обучения профессиональных колледжей

Цели урока :


  1. Знакомство с лирикой Ф.И.Тютчева.

  2. Развитие навыков литературного анализа поэтического текста при акцентировке на теоретико-литературное понятие «олицетворение».

  3. Развитие коммуникативных способностей учащихся.
Ход урока

Первая учебная ситуация: вступительное слово учителя.

Сегодня мы поразмыслим над стихами Фёдора Ивановича Тютчева, попробуем выразить свои чувства, уловить настроения, музыку его стихотворений.. Задача непростая: Тютчев - поэт-мыслитель. Самые обычные вещи, явления в его лирике наделены глубочайшим смыслом.

Вторая учебная ситуация: выразительное чтение и комментирования стихотворений Тютчева о природе.

Учащиеся выразительно читают и комментируют стихотворения Тютчева о природе, характеризующие различные времена года. После прочтения всей группой пытаемся раскрыть значения поэтических образов поэта.

Третья учебная ситуация: анализ стихотворения «Весенняя гроза».

Стихотворение «Весенняя гроза» передает возвышенную по-тютчевски красоту мира. Мы видим «небо голубое», «перлы дождевые», «Солнца нити золотые», лес, омытый дождем; слышим «первый гром грохочет», «гремят раскаты», «птичий гам», «гам лесной», «шум нагорный», «все вторит весело громам», «громокипящий кубок» проливается на землю. Так весеннее действие, развернувшись на небесах, касается земли.

Четвертая учебная ситуация: анализ стихотворения «Неохотно и несмело».

Лето. Тютчевское лето также очень часто грозовое: «В душном воздухе молчанье», «Как весел грохот летних бурь», «неохотно и несмело» ... Стихотворение «Неохотно и несмело» -- создает олицетворенный образ природы. Место действия – земля и небо, они же – главные персонажи, гроза – это их сложные и противоречивые взаимоотношения. Природа полна движения (ветер порывист, пламень молний летучий, пыль вихрем летит, земля в смятении), полна звуков (гром гремит, раскаты громовые), красок (зеленеющие нивы, синяя молния, пламень белый, земля в сиянье). И снова поэт дает почувствовать приближение праздника. Хотя «неохотно и несмело» смотрит солнце, «исподлобья» поглядывает на поля и гром «все сердитей», а земля «принахмурилась», но все же природу красит этот гнев – «зеленеющие нивы зеленее под грозой», и гроза несет блаженство сияния: «И в сиянье потонула вся смятенная земля».

Пятая учебная ситуация: анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора...»

Осень. Картины осени рисуются в стихотворении. «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора...» и снова видим действие на земле и изумленное вертикальное движение с неба.

Шестая учебная ситуация: анализ стихотворения «Чародейкою зимою околдован лес стоит».

Зима. Зимнюю природу Тютчев изобразил в стихотворении «Чародейкою зимою околдован лес стоит». Зимнее «чудо» совершается в состоянии волшебного сна природы. Музыка стиха имитирует магическое действие Чародейки, которая чертит волшебные круги, кольца, очаровывая, гипнотизируя, погружая в сон, что особенно подчеркивают повторы: «околдован... околдован... очарован... весь опутан... весь окован... неподвижною... немою».

Седьмая учебная ситуация: эвристическая беседа.

В чем же особенность изображения природы Тютчевым, чем его взгляд отличается от нашего? – Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать ее голос. Природа у Тютчева – это живое, разумное существо.

Восьмая учебная ситуация: анализ стихотворения « О чем ты воешь, ветер ночной?» Аналитический полилог.

Вопросы и задания:

1) Каков центральный образ стихотворения?

2) Как он меняется? (Центральный образ ветра на протяжении стихотворения меняет характеристики: в нем происходит движение от изображения природного явления к передаче того таинственного толчка, который вызывает бури в «смертной… груди»)

3) Какой звук слышен в 1 строфе?

4) Можно ли сказать о том, что поэт использует ассонансы?

5) Что осознает лирический герой? (Вой ветра. Для лирического героя в нем то «глухая» жалоба, то «шумное» негодование. Главное – он созвучен «безумным «сетованиям» его души. Его странный голос отзывается в сердце, но сознанию смысл непонятен. Это противоречие поражает лирического героя.

6) Назовите глаголы, определяющие характер действия языка ветра на лирического героя. (воешь, сетуешь, роешь, взрываешь) Мы подошли к бездне, к предмету песни ветра – хаосу.

7) О чем говорят сочетания «древний хаос», «родимый хаос»? (О допорядковом начале мира, о родовой близости хаоса человеку).

8) Прочитайте строки:

Из смертной рвется он груди, Он с беспредельным жаждет слиться!..
С каким словосочетанием грамматически связано местоимение «он»? Каков смысл в этой связи? Местоимение «он» может грамматически соотноситься только с «миром души ночной». «Мир» означает все-таки некий лад, гармонию. И этот мир рвется навстречу хаосу, они родственны. Единение мира и хаоса, человека и природы возможно, потому, что их связывает одна основа: происхождение мира из хаоса. В стихотворении природа является посредником между высшими силами и человеческой душой.

Девятая учебная ситуация: работа учащихся в интерактивном режиме в малых группах.

А) Анализ стихотворения «Тени сизые смесились…»

Каково значение цвета и звука в стихотворении? Как передается чувство дисгармонии лирического героя? Каков смысл стихотворения?

Настроение лирического героя выражено в исповедальной форме. Однако для того, чтобы оно стало слышно, должно было замолкнуть все движение жизни, в сумраке сглаживаются противоречия. Единство с миром оказывается недостижимым для лирического героя. Впечатление гармонии обманчиво. Чувство дисгармонии подчеркнуто тем, что изображено мгновенное явление. Пейзажные характеристики меркнут – душа пробуждается. Стремление раствориться в природе оказывается одним из главных в человеке.

Б) Анализ стихотворения «Весенние воды» («Еще в полях белеет снег...»).

Какое настроение передают строчки стихотворения? Какой предстает Весна? Какие изобразительные средства создают образ Весны?

В стихотворении создается картина приближения светлой, праздничной поры, которую природа, пробуждаясь от зимнего сна, встречает весело. Весна - сказочная королева, окруженная свитой – хороводом дней. Ощущение волшебства, наполняющего душу лирического героя. Весна – олицетворение жизненной силы. «Весенние воды», бегущие с полей, чтобы принести весть о приближении весны, - метафора, позволяющая сблизить пейзажный план и уровень субъективного восприятия.

В) Докажите на примерах, что природа в стихах поэта жива, мыслит, чувствует, говорит.

Прокомментируйте стихотворения (темы, настроения, образы, музыка стиха) «День и ночь», «Осенний вечер», «Не то, что мните вы, природа...», «Не остывшая от зноя...», «Природа – сфинкс. И тем она верней...». (Пейзаж, созданный поэтом, внутри и снаружи человека. Человек – место встречи двух бездн, граница между мирами, это определяет катастрофичность бытия. Тургенев: «Каждое его стихотворение начиналось мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого … мысль никогда не является читателю нагою или отвлеченною, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы…»)

Десятая учебная ситуация: Думаем, размышляем, делаем выводы….

Для поэзии Ф.И. Тютчева характерно:


  1. Создание переменчивых, контрастных картин природы (особенно «день» и «ночь»).

  2. Попытка проникновения в тайну противоречивого единства природы и человека.

  3. Размышления о божественном начале Вселенной.

  4. Ощущение того, что природное явление или событие сходно с происходящим в душе у человека.

  5. Простота словесного воплощения, отточенные поэтические фразы в лирике.

  6. Пейзажно-философская лирика.

  7. Человек в мире и его Судьба.

  8. Лирика проникнута восторгом перед величием, красотой, бесконечностью, многообразием природы.

  9. Неожиданность эпитетов и метафор, передающих столкновение и игру природных сил.
Домашнее задание: написать сочинение-размышление на тему: «Функция олицетворения в лирике Тютчева».

Учебные материалы к работе в малых группах

А). Анализ стихотворения «Тени сизые смесились…» Каково значение цвета и звука в стихотворении? Как передается чувство дисгармонии лирического героя? Каков смысл стихотворения?

Б). Анализ стихотворения «Весенние воды» («Еще в полях белеет снег...»):

В) Какое настроение передают строчки стихотворения? Какой предстает Весна? Какие изобразительные средства создают образ Весны?

Согласны ли вы со словами Н.А. Некрасова о строках из этого стихотворения «Весна идет, весна идет / Мы молодой весны гонцы / Она нас выслала вперед»: «Сколько жизни, веселости, весенней свежести в трех подчеркнутых нами стихах! Читая их, чувствуешь весну, когда сам не знаешь, почему делается весело и легко на душе. Как будто несколько лет свалилось долой с плеч, -- когда любуешься и едва показавшейся травкой, и только что распускающимся деревом, и бежишь, бежишь, как ребенок, полной грудью впивая живительный воздух и забывая, что бежать совсем неприлично, не полетам, а следует идти степенно, и что радоваться тоже совсем нечего и нечему...»

Г). Докажите на примерах, что природа в стихах поэта жива, мыслит, чувствует, говорит.

Прокомментируйте стихотворения (темы, настроения, образы, музыка стиха) «День и ночь», «Осенний вечер», «Не то, что мните вы, природа...», «Не остывшая от зноя...», «Природа – сфинкс. И тем она верней...».

Пейзаж, созданный поэтом, внутри и снаружи человека. Человек – место встречи двух бездн, граница между мирами, это определяет катастрофичность бытия. Тургенев: « Каждое его стихотворение начиналось мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого … мысль никогда не является читателю нагою или отвлеченною, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы…».

3.2. Фрагменты урока по изучению лирики С.Есенина. Функция «олицетворения» (символ – олицетворение)

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя:

Мало видеть слово. Надо точно

Знать, какая есть у слова почва,

Как оно росло и как крепчало,

Как его звучало зазвучало,

Чем должно набухнуть и налиться,

Прежде чем в названье превратиться,

В званье, в имя или в кличку просто…

Прелесть слова – в летописи роста.

Эти строки принадлежат перу польского поэта Юлиана Тувима (1894 - 1953). Слово живёт в нас, слова родного языка формируют взгляд человека на мир. Язык составляет ту духовную силу, которая единит народ и крепит его творческую энергию.

Наша мысль направлена на общее, мы стремимся понять этот мир в мысли. Но мысль ускользает, в каждый момент она другая. Вечность только в идее, которая в границах слова может быть представлена символом.

Повторение изученного

1. Сообщение учащегося.

Символ (от греч. – знак, примета) - один из видов тропов-слов, которые получают в художественном тексте кроме своих основных (словарных, предметных) значений ещё и новые (переносные). Символ образует свои новые переносные значения на основе того, что мы ощущаем родство, связь между тем предметом или явлением, которые обозначаются каким-то словом в языке или явлением, на которые мы переносим это же словесное обозначение.

Символ наделён огромным множеством значений.

Откуда же берётся символический смысл образов? Основная особенность символов в том, что они, в своей массе, возникают не только в тех текстах, где мы их находим. Они имеют историю длиной в десятки тысяч лет, восходя к древним представлениям о мире, к мифам и обрядам.

2. Какое литературное течение считало главным символ в своей поэзии? Назовите наиболее известных представителей этого течения.

Формулировка темы. Постановка цели. Работа с эпиграфом.

Каждый язык содержит определённое количество олицетворений. Из поколения в поколение они передавались в песнях, былинах, а позднее стали появляться в произведениях поэтов и писателей. Вот о таких словах и будем мы сегодня говорить на уроке. Запишите тему: «Олицетворение» в лирике Сергея Есенина.

Чтение стихотворения Я.Смелякова

Я, запозднясь, благодарю

Того, кто был передо мною

И кто вечернюю зарю

Назвал вечернею зарёю.

Того, кто первый услыхал

Капель апреля, визг мороза

И это дерево назвал

Так упоительно – берёзой.

Потом уже, уже потом

Сюда пришёл Сергей Есенин

Отогревать разбитым ртом

Её озябшие колени.

Я.Смеляков.

Смеляков формулирует идею о преемственности в поэзии. Найдите эти строки.

О каком образе говорится в стихотворении?

О мире природы

Какой образ он выделяет в мире природы?

Березу.

Какого поэта называет?

Сергея Есенина.

Берёза – образ одного ряда с такими образами-символами: летящие журавли, нескончаемая дорога, широкое поле, полноводная река. Какая сила скрыта во всех этих привычных для русской поэзии образах?

В них ощущение Родины, её простора, приметы родной земли.

В русской поэзии Х1Хвека при изображении родного пейзажа очень часто используются названия деревьев. Давайте вспомним их.

Дуб - символ силы и крепости, связан с темой «большой Родины», т.е. государства; с темой дворянского рода, символизируя мощь и силу рода, связь поколений. Липа – символ дворянской усадьбы, дома, уюта.

Но особое пристрастие русская поэзия имеет к берёзе. Поэтический культ её начинается с первой половины 19 века и достигает кульминации в творчестве поэта ХХ века Сергея Есенина. Давайте посмотрим, как это было.

Сообщение одного из учащихся

Все художники слова чувствовали безусловное очарование берёзы.

А.С.Пушкин писал П.А.Вяземскому дождливым летом 1825 года: «Наслаждаюсь душным запахом смолистых берёз…», а в путевых записках времён первой ссылки оставил щемящее замечание о встреченной в Крыму берёзе: «Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была берёза, северная берёза! Сердце моё сжалось…»

В сознании поэтов тесно связаны берёза, любовь, тоска, сердечное волнение, и хотя Вяземскому среди других деревьев берёза ещё казалась прозаической, но и он признаёт в ней очарование:

…душе родная проза

Живым наречьем говорит.

Для него берёза - символ родины на чужбине, согревающий душу своим теплом и светом:

Из нас кто мог бы хладнокровно

Завидеть русское клеймо.

Нам здесь и ты, берёза, словно

От милой матери письмо.

У М.Ю. Лермонтова представление о родине прочно связано с чувством повсеместной печали российских деревень с их дрожащими ночными огнями, а рядом вставала дневная, милая сердцу картина:

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь жёлтой

Чету белеющих берёз.

После Пушкина и Лермонтова образ берёзы вошёл в творчество каждого из поэтов. Н.А. Некрасов в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» не однажды упоминает о берёзе. В главе «Губернаторша» случай помог Матрёне Корчагиной избавить мужа от солдатчины. Освобождение от царской службы и образ весенней берёзы слились в символ крестьянского счастья:

Весна уж начиналася,

Берёзка распускалася,

Как мы домой пошли.

О любви, счастье и тоже с упоминанием берёзы писал А.К.Толстой:

То было раннею весной

В тени берёз то было.

То было в утро наших лет

О счастие! О слёзы!

Работа со стихами С.Есенина на основе домашнего задания

Щедрым поэтическим ливнем причудливых олицетворений и сравнений пролилась тема берёзы у Сергея Есенина:

Берёзки!

Девушки - берёзки!

Их не любить лишь может тот,

Кто даже в ласковом подростке

Предугадать не может плод.

Дома вы читали стихи, выписывали строки, где встречается слово «берёза». Чем привлекает она внимание поэта?

Берёза привлекает внимание Есенина своей стройностью, белизной ствола, густым убранством кроны.

Неяркий, но изящный наряд берёзы вызывает в сознании поэта ряд ассоциаций. Назовите их.

Ветви - шёлковые косы, как руки меткие, зелёные серёжки…

Берёза - невеста, девушка, свечка…

Цвет ствола – берёзовое молоко, берёзовый ситец…

Как относится Есенин к берёзке? Почему поэт ее оживляет?

Поэт любит это дерево: «милые берёзовые чащи», «Тут почти берёзке каждой ножку рад поцеловать». Он чаще всего называет дерево, используя уменьшительно–ласкательный суффикс -к-: берёзка. Здесь выражается искреннее человеческое отношение к миру. Оживляется природа вместе с есенинскими строками.

Работа в группах. Сравнительный анализ стихов.

Из множества стихов Есенина для более подробного разговора мы возьмём два: «Берёза» (1913г.) и «Зелёная причёска, Девическая грудь…» (1918).

Вопросы для сравнительного анализа

Как построены стихотворения? От какого лица в них идёт речь?

Какой мы видим берёзу в этих стихах? Как автор относится к ней?

Какие виды тропов использует поэт?

Отметьте композиционные особенности стихотворений.

Какие особенности лирики Есенина нашли отражение в этих стихах?

Что общего в этих стихотворениях?

Примерный анализ

«Берёза» (1913) Стихотворение – картина природы, сродни живописному пейзажу. В центре внимания – берёза в зимнем уборе: снежная кайма, белая бахрома, горят снежинки. При помощи эпитетов и метафор Есенин передаёт красоту скромной русской природы. Берёзка, как и другие предметы и явления, живёт своей особой жизнью. Это становится ясно из заключительной строфы, где Есенин использует свой излюбленный приём – олицетворение. В ней возникает образ зари – труженицы, которая постоянно подновляет наряд своей любимицы:

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Стихотворение построено как занимательный эпизод из жизни одухотворённой природы. В картине человека нет, но он незримо присутствует: берёза стоит под его окном, его глазами мы видим эту красоту, прелесть скромной русской, берёзы как символа России. И хотя в этом стихотворении нет слов – звуков, но обилие звуков с и р (в 8 строчках они повторяются по 7 раз), шипящие и сонорные передают нам звуки: тихий шелест инея, падающего с потревоженных ветвей. Цветовые ассоциации вызывают эпитеты и сравнения: «принакрылась снегом, точно серебром»; «снежной каймой горят снежинки в золотом огне». Зима сверкает, искрится, создавая радостное настроение, умиротворение и покой неся в душу.

И в этом стихотворении, как во многих других, в композиции Есенин используя форму кольца:

Прикрылась снегом,

Точно серебром.

Обсыпает ветки

Поищем пример олицетворения в поэзии. Читаем у Сергея Есенина:

Мелколесье. Степь и дали.

Свет луны во все концы.

Вот опять вдруг зарыдали

Разливные бубенцы.

Бубенцы не зазвенели, а зарыдали, как рыдают женщины, если у них горе.

Олицетворение помогает писателю или поэту создать художественный образ, яркий и неповторимый, расширяет возможности слова в передаче картины мира, ощущений и чувств, в выражении своего отношения к изображаемому.

2.6 Гипербола (троп) – образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого: В сто сорок солнц закат пылал (В. Маяковский). Они могут быть индивидуально-авторскими и общеязыковыми (на краю земли) .

В лингвистике словом «гипербола» называют чрезмерное преувеличение каких-либо качеств или свойств, явлений, процессов с целью создания яркого и впечатляющего образа, например:

реки крови, вечно опаздываете, горы трупов, сто лет не виделись, напугать до смерти, сто раз говорила, миллион извинений, море поспевшей пшеницы, целую вечность жду, весь день простояла, хоть залейся, дом за тысячу километров, постоянно опаздывает.

Гипербола часто встречается в устном народном творчестве, например, в былинах: Илья Муромец берёт в руки«шалыгу железную, да котора была весу ровно сто пудов» ,



Да куда ни махнёт, улица падёт,

А назад отмахнёт - переулицы...

В художественной литературе писатели применяют гиперболу с целью усиления выразительности, создания образной характеристики героя, яркого и индивидуального представления о нём. С помощью гиперболы выявляется авторское отношение к персонажу, создаётся общее впечатление от высказывания.

2.7 Литота (троп) – это образное выражение, оборот, стилистическая фигура, (троп) в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы значения изображаемого предмета или явления. Литота в этом смысле противоположна гиперболе, поэтому по-другому её называют обратной гиперболой. В литоте на основании какого-либо общего признака сопоставляются два разнородных явления, но этот признак представлен в явлении-средстве сопоставления в значительно меньшей степени, нежели в явлении-объекте сопоставления..

К литоте часто обращался Н. В. Гоголь. Например в повести «Невский проспект»: «такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить» , «талии, никак не толще бутылочной шейки» .

Особенно часто применяется литота в стихах. Практически ни один поэт не обошёл стороной этот стилистический приём. Ведь литота – средство выразительности.

В стихах эта стилистическая фигура встречается как:

1. Отрицание противоположного.

Пример из стихотворения Николая Заболоцкого звучит так:

«О, я не плохо в этом мире жил!»

2. Как преуменьшение предмета.

Некрасовская литота. Пример:

«В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок

«Мой Лизочек так уж мал,
Так уж мал,

Что из крыльев комаришки
Сделал две себе манишки»

2.8 Аллегория (троп) – условное изображение абстрактных идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога.

Как троп, аллегория используется в баснях, притчах, моралите; в изобразительных искусствах выражается определёнными атрибутами.Аллегория возникла на почве мифологии, нашла отражение в фольклоре, и получила свое развитие в изобразительном искусстве.Основным способом изображения аллегории, является обобщение человеческих понятий; представления раскрываются в образах и поведении животных, растений, мифологических и сказочных персонажей, неживых предметах, что обретают переносное значение

Пример: аллегория «правосудие» - Фемида (женщина с весами).

2.9 Перифраза (троп) – описательное выражение, употребленное вместо того или иного слова, например: Царь зверей (лев), город на Неве (Санкт-Петербург). Общеязыковые перифразы обычно получают устойчивый характер. Многие из них постоянно используются в языке газет: люди в белых халатах (врачи) . В стилистическом отношении различают образные и необразные перифразы, ср.: Солнце русской поэзии и автор «Евгения Онегина» (В.Г. Белинский). Эвфемизм разновидность перифразы . Эвфемизмы заменяют слова, употребление которых говорящему или пишущему по каким-то причинам представляется нежелательным.

2.10 Ирония (троп) – употребление слова в смысле, обратном буквальному: Откуда, умная, бредешь ты, голова? (И.Крылов). Умная голова – обращение к ослу. Иронией называется тонкая насмешка, выраженная в форме похвалы или положительной характеристики предмета.

Классик русской литературы Н.В. Гоголь в поэме «Мёртвые души» с совершенно с серьёзным видом повествует о полицмейстере-взяточнике:

Полицмейстер был некоторым образом отец и благотворитель в городе. Он был среди граждан совершенно как родной в семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую.

2.11 Антитеза (троп) это оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные явления, понятия, мысли: Спят и богатые, и бедные, и мудрые, и глупые, и добрые, и злые (А.Чехов).

Лексической основой антитезы является присутствие антонимов, что наглядно проявляется в пословицах и поговорках:

Легко подружиться, тяжело разлучиться.

Умный научит, дурак наскучит.

Ученье - свет, а неученье - тьма.

Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.

Они сошлись: волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

(А.С.Пушкин).

2.12 Оксюморон (троп) – стилистическая фигура или стилистическая ошибка - сочетание слов с противоположным значением, то есть сочетание несочетаемого. Для оксюморона характерно намеренное использование противоречия для создания стилистического эффекта: живой труп, крупные мелочи.

2.13 Антономазия - троп, выражающийся в замене названия или имени указанием какой-нибудь существенной особенности предмета или отношения его к чему-либо.

Пример замены на существенную особенность предмета: «великий поэт» вместо «Пушкин». Пример замены на указание отношения: «автор „Войны и мира“» вместо «Толстой»; «Пелеев сын» вместо «Ахилл».

Кроме того, антономаcией называется также замена нарицательного имени собственным (употребление собственного имени в значении нарицательного). Примеры: «Эскулап» вместо «врач». «Мы пели песни, ели зори // и мясо будущих времён, а вы - // с ненужной хитростью во взоре // сплошные тёмные Семёновы», Н. Н. Асеев.

Антономасия и в том, и в другом случае является особым видом метонимии.

2.14 Градация (ст. фигура) – расположение слов по возрастающей или убывающей значимости: Не жалею, не зову, не плачу (С. Есенин).

Ярким примером восходящей градации могут служить строки из известной«Сказки о золотой рыбке» А.С. Пушкина:

Не хочу быть черной крестьянкой,

Хочу быть столбовой дворянкой;

Не хочу быть столбовой дворянкой,

А хочу быть вольной царицей;

Не хочу быть вольной царицей,

А хочу быть владычицей морскою.

Повышение экспрессивности высказывания, усиление выразительности с помощью климакса наблюдается в строках А.П. Чехова:

Путеец подскакивает к нему и, подняв вверх кулаки, готов растерзать, унитожить, раздавить.

2.15 Инверсия (ст. фигура) – расположение слов, нарушающее обычный порядок слов:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом (М. Лермонтов).

"Были все готовы завтра бой затеять новый" (М. Лермонтов)

"Из сырости и шпал Россию восстанавливаю" (М. Цветаева)

"За два года, прожитых здесь, вчера превратилось в завтра"

Инверсия позволяет сделать акцент на определенном слове или словосочетании; расставляет в предложении смысловые нагрузки; в поэтическом тексте инверсия задает ритм; в прозе с помощью инверсии можно расставить логические ударения; инверсия передает отношение автора к героям и эмоциональное состояние автора; инверсия оживляет текст и делает его более читабельным и интересным. Чтобы до конца понять, что такое инверсия, нужно больше читать классическую литературу. Кроме инверсии, в текстах великих писателей можно найти множество других интересных стилистических приемов, которые делают речь ярче и которыми так богат наш русский язык.

2.16 Эллипсис (ст. фигура) – пропуск в стилистических целях какого-либо подразумеваемого члена предложения. Эллипсис придает речи стремительный, динамический характер: Мы грады – в пепел, села – в прах (В. Жуковский). Используется авторами для того, чтобы заставить читателей самостоятельно домыслить умышленно пропущенную фразу или отдельное слово.

“…Гуляй на свадьбе, потому – последняя она!” В этих строках, принадлежащих Твардовскому, пропущено слово “что”. “Ее жизнь была длиннее, чем моя". А здесь наблюдается опущение второстепенного члена предложения, дополнительного, которое выражено существительным в именительном падеже.

2.17 Параллелизм (ст. фигура) – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, расположение в них сходных членов предложения.

Твой ум глубок, что море.

Твой дух высок, что горы (В. Брюсов).

Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов).

2.18 Анафора (единоначатие) (ст. фигура) – повторение одинаковых слов или оборотов в начале предложений:

Я стою у высоких дверей.

Я слежу за работой твоей (М. Светлов).

2.19 Эпифора (ст. фигура) – повторение отдельных слов или оборотов в конце предложений: Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.Гоголь).

2.20 Асиндетон (бессоюзие) (ст. фигура) – отсутствие союзов между однородными членами или частями сложного предложения: Швед, русский – колет, рубит, режет (А. Пушкин).

Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.

А. С. Пушкин

2.21 Полисиндетон (многосоюзие) (ст. фигура) – повторение одного и того же союза при однородных членах или частях сложного предложения: И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды (М. Лермонтов).

2.22 Риторический вопрос (ст. фигура) – использующий вопросительную форму для более яркого выражения мысли. Иногда говорят, что риторическим можно считать вопрос, не требующий ответа, то есть утверждение, для поэтики сформулированное в виде вопроса. По сути, ответ на риторический вопрос настолько очевиден, что его можно прочесть «между буквами» вопроса: Любите ли вы театр, как люблю его я? (В. Белинский). «О Волга, колыбель моя, любил ли кто тебя, как я?» (Некрасов)

«Какой же русский не любит быстрой езды?» (Гоголь)

2.23 Риторическое восклицание (ст. фигура) – эмоционально окрашенное предложение, в котором эмоции обязательно выражены интонационно и в нём утверждается то или иное понятие. Риторическое восклицание звучит с поэтическим воодушевлением и приподнятостью:

«Да так любить, как любит наша кровь

Никто из вас давно не любит!» (А.Блок);

«Вот оно, глупое счастье

С белыми окнами в сад!» (С.Есенин);

«Увядающая сила!

Умирать так умирать!

До кончины губы милой

Я хотел бы целовать…» (С.Есенин)

2.24 Риторическое обращение (ст. фигура) – подчёркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь, имеющее целью выразить отношение автора к тому или иному объекту, дать характеристику: «Люблю тебя, булатный мой кинжал, товарищ светлый и холодный…» (М.Ю.Лермонтов) Данная стилистическая фигура заключает в себе экспрессию, усиливая напряжённость речи: «О ты, чьих писем много, много в моём портфеле берегу…» (Н.Некрасов) или «Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душою» (А.С.Пушкин)

По форме риторическое обращение носит условный характер. Оно сообщает поэтической речи нужную авторскую интонацию: торжественность, патетичность, сердечность, иронию и т.д.:

«Звёздочки ясные, звёзды высокие!

Что вы храните в себе, что скрываете?

Звёзды, таящие мысли глубокие,

Силой какою вы душу пленяете?» (С.Есенин)

2.25 Парцелляция – особое членение высказывания, при котором возникают неполные предложения, следуюшие за основным: А все Кузнецкий мост и вечные французы, Откуда моды к нам, и авторы, и музы: Губители карманов и сердец! Когда избавит нас творец От шляпок их! чепцов! и Шпилек! и булавок!.. А.С.Грибоедов. Горе от ума.

3. Функции тропов в тексте

Важнейшую роль в художественной речи играют тропы – слова и выражения, употребленные не в прямом, а в переносном значении. Тропы создают в произведении так называемую иносказательную образность, когда образ возникает из сближения одного предмета или явления с другим.

В этом и состоит наиболее общая функция всех тропов – отражать в структуре образа способность человека мыслить по аналогии, воплощать, по словам поэта, «сближение вещей далековатых», подчеркивая таким образом единство и целостность окружающего нас мира. При этом художественный эффект тропа, как правило, тем сильнее, чем дальше отстоят друг от друга сближаемые явления: таково, например, тютчевское уподобление зарниц «глухонемым демонам». На примере этого тропа можно проследить и другую функцию иносказательной образности: выявлять сущность того или иного явления, обычно скрытую, потенциальный поэтический смысл, заключенный в нем. Так, в нашем примере Тютчев при помощи довольно сложного и неочевидного тропа заставляет читателя внимательнее вглядеться в такое ординарное явление, как зарница, увидеть его с неожиданной стороны. При всей сложности троп очень точен: действительно, отблески молнии без грома естественно обозначить эпитетом «глухонемые».

Использование тропов создаёт в художественной речи новые сочетания слов с новым их значением, обогащает речь новыми оттенками смысла, сообщает определяемому явлению то значение, оттенок смысла, который нужен говорящему, передаёт его оценку явления, то есть играет на субъективную составляющую.
А эстетическая - это функция творчества вообще, троп - это основной способ создания художественных образ, а худож. образ - это главная эстетическая категория. тропы делают естественный язык языком поэтическим, даёт ему возможность выполнять основную функцию поэтического языка - эстетическую.

Для литературоведческого анализа (в отличие от анализа лингвистического) крайне важно различать тропы общеязыковые, то есть те, которые вошли в систему языка и употребляются всеми его носителями, и тропы авторские, которые однократно употреблены писателем или поэтом в данной конкретной ситуации. Только тропы второй группы способны создавать поэтическую образность, первая же группа – тропы общеязыковые – по вполне понятным причинам не должна учитываться в анализе. Дело в том, что общеязыковые тропы от частого и повсеместного употребления как бы «стираются», теряют свою образную выразительность, воспринимаются как штамп и в силу этого функционально тождественны лексике без всякого переносного значения.

Заключение

В заключение данной работы хотелось бы отметить то, что ресурсы выразительных средств в языке неисчерпаемы и средства языка, такие как фигуры и тропы, делающие нашу речь красивой и выразительной необычайно разнообразны. И знать их весьма полезно, особенно писателям и поэтам, живущим творчеством, т.к. использование фигур и тропов накладывает отпечаток индивидуальности на авторский стиль.

Удачное применение тропов и фигур повышает планку восприятия текста, а неудачное же применение таких приёмов, наоборот, опускает её. Текст с неудачным применением приёмов выразительности определяет пишущего как человека неумного, а это самый тяжёлый побочный результат. Интересно, что, читая произведения молодых писателей, как правило, стилистически несовершенные, можно сделать заключение об уровне ума автора: одни – не понимая, что они не умеют пользоваться различными приёмами выразительности, перенасыщают, тем не менее, ими текст, и читать его становится невозможно; другие, понимают, что им не справиться с мастерским применением тропов и фигур, делают текст нейтральным с этой точки зрения, используя так называемый «телеграфный стиль». Это тоже не всегда уместно, но воспринимается лучше, чем нагромождение приёмов выразительности, неумело использованных. Нейтральный, почти лишённый приёмов выразительности текст выглядит как скудный, что совершенно очевидно, но он, по крайней мере, не характеризует автора как глупца. Лишь настоящий мастер может умело применять тропы и фигуры в своих творениях, а гениальных авторов даже можно «узнавать» по своему индивидуальному стилю написания.

Приёмы выразительности, такие как тропы и фигуры должны удивлять читателя. Эффективность достигается лишь в тех случаях, когда читатель потрясён прочитанным и впечатлён картинами и образами произведения. Литературные произведения русских поэтов и писателей по праву славятся своей гениальностью и в этом не последнюю роль играют выразительные средства русского языка, которые наши русские писатели очень умело применяют в своих произведениях.

Список используемой литературы

1.Богданова Л.И. Стилистика русского языка и культура речи. Лексикология для речевых действий. - М..: Наука, 2011. - 520 с.

Введение в литературоведение. - М.: Академия, 2010. - 720 с.

Крупчанов Л. М. Теория литературы. - М.: Наука, 2012. - 360 с.

4.Мещеряков В.П., Козлов А.С. и др. Введение в литературоведение. Основы теории литературы. - М.: Юрайт, 2012. - 432 с.

Минералов И.Ю. Теория художественной словесности. - М.: Владос, 1999. - 360 с.

Санников В.З. Русский синтаксис в семантико-прагматическом пространстве. - М.: Языки славянской культуры, 2008. - 624 с.

Тельпуховская Ю.Н. Русский язык. Фонетика. Графика. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Лексика и фразеология. - М.: Веста, 2008. - 64 с.

Художественный текст. Структура и поэтика. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2005. - 296 с.

Энциклопедический словарь-справочник лингвистических терминов и понятий. Русский язык. Т. 1. М, Наука, 2009. - 828 с.

Петров О.В. "Риторика". ООО "Профобразование". 2001г.

Зарецкая Е.Н. "Риторика: Теория и практика речевой коммуникации". Издательство "Дело", 2002г.

Необязательно быть литературным критиком, для того чтобы знать, что такое олицетворение, это скорее вопрос общей эрудированности. Рано или поздно с этим понятием придется столкнуться, да хоть помогая ребенку с домашним заданием по литературе. А показывать незнание перед собственными детьми - не лучший выход из ситуации.

Борьба за выживание

Издавна люди уделяли особое внимание природе:

  • От условий окружающей среды зависело выживание целых племен.
  • Даже самый «незначительный» природный катаклизм мог обречь на смерть десятки человек.
  • Плодородие почвы давало возможность прокормить семьи тем, кто занимался аграрным делом и собирательством.
  • Благословение природы в виде богатой добычи обеспечивало охотникам сытую жизнь.

Природа, а порой и самый обыкновенный случай, решали - жить человеку или умереть. Это уже ближе к современности люди научили изменять условия окружающей среды под себя, нанося природе непоправимый вред. А когда-то наши предки были столь уязвимы и зависимы от нее как дикие звери.

Не стоит удивляться, что первые религиозные культы восхваляли силы природы, обожествляли их, наделяли разумом и человеческими чертами:

  1. Силой.
  2. Волей.
  3. Решительностью.
  4. Всепрощением.
  5. Милосердием.
  6. Жестокостью.
  7. Злобой.

И хоть прошли тысячи лет, до сих пор кое в чем подобные тенденции смогли сохраниться.

Что такое олицетворение в литературе?

Олицетворение является литературным приемом , который использовался еще в народном творчестве и мифах, с незапамятных времен:

  • Повсеместно встречается в классической литературе.
  • Раскрывается за счет придания одному объекта образа чего-то другого.
  • Заключается в наделении объекта неживой природы человеческими свойствами.
  • Используются сложные образы, а не примитивные качества.

Чтобы создать полноценное олицетворение писатель должен:

  1. Выбрать два объекта, с которыми он будет работать - живой и неживой природы.
  2. Сформировать четкий и всеобъемлющий образ человека, который будет в дальнейшем перенесен.
  3. Максимально точно передать человеческие качества неживому объекту.

В данном случае важней всего первый пункт - правильно подобрать две составляющие. Сделать это так, чтобы читатель был одновременно заинтересован и удивлен. Но на самом деле, мы практически каждый день используем олицетворение в повседневной жизни, в нашей речи - совершенно не задумываясь о смысле сказанного.

Каждый из нас понимает, что вьюга не может «кружиться над городом, завывать и заглядывать в окна» , но выдавая подобную фразу, никто не задумается о литературных приемах, олицетворении или чем-то в этом духе.

Путаница среди литераторов, примеры

В литературе существует множество приемов, сходных по смыслу. Вот к примеру:

  • Берем природную стихию.
  • «Наделяем» ее способностью живого человека.
  • Получаем на выходе что-то в духе - «ветер шумит».

Но это не олицетворение, а одушевление. Вся разница заключается в том, что в данном случае мы не создаем никакой образ, а лишь переносим одно конкретное свойство на неживой объект, одушевляя его. Впрочем, в этих понятиях зачастую путаются сами литераторы.

Кто-то приводит басню «Лебедь, рак и щука» в качестве примера олицетворения, мотивируя это тем, что автор создает образы людей неспособных к сотрудничеству. А другие уверенно заявляют, что это лишь антропоморфизм. Мол, животного описали подобно человеку, изменив его «морфизм».

Еще реже понятие путают с аллегорией, но бывает и такое. На вопрос действительно можно взглянуть под разными углами, куда важнее уметь объяснить и доказать другим право на существование своей позиции.

Олицетворение в повседневной жизни

В реальной жизни мы зачастую создаем себе образы и живем, отталкиваясь от них:

  1. Не воспринимаем объективно картину мира, сводя все к набору образов и штампов.
  2. Наделяем окружающих людей качествами, которых в них на самом деле нет.
  3. Не замечаем мелких изменений и пересматриваем образы только в случае тяжелых потрясений.

Глупо винить в этом человека, ведь такая у него природа. Мы можем мыслить лишь категориями, на основе уже полученного ранее опыта. Сознанию жизненно необходимо все структурировать, «развесить ярлыки» и создать какой-то свой мирок.

У кого-то выходит очень близко совместить реальный мир и свое виденье окружающей обстановки. Другие же создают слишком нереалистичную картину мира, которая в определенный момент рушится и заставляет человека страдать.

Но во многом все люди схожи:

  • Воспринимают сильные стороны личности.
  • Олицетворяют конкретного человека с его самыми выдающимися способностями.
  • Переносят качества одних людей на других.

Чаще всего это принимают за идеализацию или, наоборот, за демонизацию персоны. Но это тоже можно «подогнать» под понятие олицетворения. Все-таки именно образность и ассоциативность мышления отличают человека от представителей дикой природы.

Благодаря этому наши предки добивались независимости от условий окружающей среды, несмотря на параллельные попытки ее задобрить.

Популярный литературный прием

Олицетворение это один из художественных приемов, который активно используют писатели:

  1. Пришел к нам из незапамятных времен, когда и письменности еще не существовало.
  2. Первоначально использовался в мифах и народных сказаниях.
  3. Активно применялся писателями по всему земному шару, независимо от культуры и религии.
  4. Заключается в переносе на что-либо неживое образа человека или любого другого объекта живой природы.
  5. Используется для создания более полной картины мира и атмосферности.

Самые примитивные примеры граничат с анимализмом и одушевлением, порой даже опытные работники пера путают их.

Умел и активно пользовался данным приемом Пастернак, в его «Снег идет» он встречается почти в каждой строчке. В прозе подобные сравнения встречаются гораздо реже. Но если попросить пример на ум сразу же может прийти «Нос», одно из лучших произведений Гоголя.

Даже толком не зная, что такое олицетворение, мы используем его в повседневной речи. Ведь сам прием впитался в наше сознание вместе со сказками, стихами и повестями, что читали нам в детстве.

Видео: что олицетворяет Аврора?

В данном ролике историк Василий Денисов расскажет, что олицетворяет собой военный крейсер Аврора в нынешнее время:

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Олицетворение – это один из художественных приемов в литературе.

Вместе с «собратьями» — , – оно служит одной цели. Помогает насытить произведение яркими образами, делает его более красочным и интересным.

Но в отличие от остальных, его проще всего распознать и понять, что это такое.

Что это такое на примерах

Вот пример известного стихотворения Фета с использованием олицетворений:

Пруд не может грезить, а тополь дремать. Равно как и акация не может «проситься». Все это художественные приемы, оживляющие неживое и вносящие красоту в литературное произведение.

Оставим ненадолго литературу в стороне и приведем пример из нашего привычного лексикона. Вспомните, как часто вы сами говорите или слышите:


Погода шепчет
Часы бегут/отстают
Труба зовет
Дела пошли в гору

С точки зрения дословного понимания, эти фразы бессмысленны и некорректны. Ведь финансы не могут петь, погода шептать, труба звать – у них же нет для этого рта. Да и часы с ногами себе трудно представить.

Все эти глаголы применимы только к живым существам, будь то человек или животное. Но никак не к неодушевленным предметам. Но в этом и заключается смысл ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ.

Само это слово пришло в русский язык из латыни. Правда, там чаще можно встретить – персонификация, образованный из двух частей – persona (лицо) и facio (делаю).

Прослеживаются и исторические корни – в древности люди часто приписывали силам природы человеческие свойства, наделяли ими любой предмет. И это помогало им лучше понять окружающий мир. Из этой мистификации и родился литературный прием.

Еще немного примеров для наглядности:

Я бы назвал этот прием несколько иначе — одушевление . Так проще понять его смысл.

Олицетворение в русском фольклоре

Раз уж речь зашла о древних временах, то надо обязательно упомянуть, что много олицетворений можно найти в русских народных пословицах и поговорках. И главное, мы их знаем, постоянно употребляем и воспринимаем как нечто абсолютно нормальное:

Слово не воробей, ВЫЛЕТИТ – НЕ ПОЙМАЕШЬ
НАШЛА коса на камень
Если гора НЕ ИДЕТ к Магомету
Дело мастера БОИТСЯ

И еще один яркий с использованием олицетворения – тут оно максимально недвусмысленное:

Как на нашем на базаре
Пироги пекут с глазами.
Их пекут - они БЕГУТ,
Их едят - они ГЛЯДЯТ!

Еще больше олицетворений можно найти . Там полно всяких неодушевленных предметов, которые умеют двигаться, разговаривать и вообще ведут себя как живые.

Ну, например, можно вспомнить ковер-самолет, ступу Бабы Яги, печку, которая помогла детям убежать от Гусей-лебедей. Да даже Мойдодыр, Щелкунчик, Буратино и Страшила с Железным дровосеком сюда подойдут. Наверняка вы вспомните еще массу примеров, где неодушевленный предмет вдруг становится живым.

В «Слове о полку Игореве » можно встретить следующие примеры олицетворения:

А сколько красивых олицетворений встречается у Александра Сергеевича Пушкина . Достаточно рассмотреть «Сказку о мертвой царевне». Помните, у кого Царевич Елисей просил помощи? У ветра, месяца, солнца.

Свет наш солнышко! Ты ХОДИШЬ
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас ВИДИШЬ под собой.

Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты ВСТАЁШЬ во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой ЛЮБЯ,
Звезды СМОТРЯТ на тебя.

Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты ГОНЯЕШЬ стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
НЕ БОИШЬСЯ никого,
Кроме бога одного.

Видите, здесь все они наделены человеческими свойствами. А после вопроса «Не видали ли царевну?» они ведь еще и отвечают Елисею. То есть ведут себя как абсолютно живые.

Примеры олицетворений в литературе

И неслучайно мы упомянули Пушкина. В литературе подобный прием чаще всего встречается в поэзии . Ведь этот более мелодичен, мечтателен, в нем как нигде приветствуется полет мысли и различные образы.

Вот, например, у Федора Тютчева целые горы оживают, благодаря всего одному слову:

Сквозь лазурный сумрак ночи
Альпы снежные ГЛЯДЯТ;
Помертвелые их очи
Льдистым ужасом разят.

Или знаменитый «Парус» М.Ю.Лермонтова. Ведь в стихотворении ни слова не сказано, что лодкой управляют люди. Она сама по себе — главный герой всего стихотворения, который живет, сражается с волнами и движется к одной ему известной цели:

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ИЩЕТ он в стране далекой?
Что КИНУЛ он в краю родном?

Есенин в своем творчестве вообще воспринимал природу как живой организм. И потому в его произведениях часто можно встретить олицетворения.

Например, «ОТГОВОРИЛА роща золотая», «ПОЁТ зима, АУКАЕТ, мохнатый лес БАЮКАЕТ», «о всех ушедших ГРЕЗИТ конопляник», «Луна ХОХОТАЛА, как клоун». А уж в стихотворении «С добрым утром» и вовсе олицетворение на олицетворении:

ЗАДРЕМАЛИ звезды золотые,
ЗАДРОЖАЛО зеркало затона …
УЛЫБНУЛИСЬ сонные березки,
РАСТРЕПАЛИ шелковые косы …

У плетня заросшая крапива
ОБРЯДИЛАСЬ ярким перламутром
И качаясь, ШЕПЧЕТ шаловливо:
— С добрым утром!

В прозе также можно найти яркие примеры олицетворения.

Глаза, еще блестевшие от слез, ЗАСМЕЯЛИСЬ дерзостно и счастливо. (Тургенев)
Котелок СЕРДИТСЯ и БОРМОЧЕТ на огне. (Паустовский)

Но все-таки проза всегда выглядит беднее поэзии. Поэтому все самые яркие образы и приемы следует искать именно в стихотворениях.

Олицетворение в рекламе

Примеры олицетворения мы можем также ежедневно видеть на экранах телевизоров или уличных баннерах. Рекламщики уже давно стали использовать яркие образы и «оживлять» тот товар , который необходимо продать.

Всем же знакома серия роликов драже «M&M’s» где главными героями являются конфеты Желтый и Красный.

И многие слышали подобные слоганы:

  1. «Тefal всегда ДУМАЕТ о нас!» (сковородки Тefal);
  2. «ГОВОРЯТ на языке твоего тела» (прокладки Always);
  3. «УХАЖИВАЮТ за красотой твоих ног» (колготки Sanpellegrino);
  4. «ЖЕЛАЕТ вам осени без гриппа и простуд» (препарат Анаферон);
  5. «Обычная тушь никогда НЕ ЗАЙДЕТ так далеко» (тушь L`Oreal).

Заключение

Кстати, если заметили, то в качестве олицетворения всегда выступает глагол . Это отличительная черта данного литературного приема. Именно глагол «оживляет» конкретное существительное, наделяя его определенными свойствами.

Но при этом, это не простой глагол, который мы употребляем в своей речи (он идет, он видит, он радуется и т.д.). В данном случае он еще и добавляет тексту выразительности и яркости .

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Что такое паронимы - примеры предложений из словаря паронимов Что такое аллегория на примерах из литературы Что такое лирика
Оксюморон - что это такое, примеры в русском языке, а также правильное ударение и отличие от оксиморона (или аксеморона) Сравнение - это прием украшающий образ (примеры из литературы)