Очерк авторы и произведения. Что такое очерк

Как написать очерк

«Хороший очерк заставляет читателей вспомнить,
кто они сами по своей сути, чего хотят, о чем мечтают»

К. Паустовский

Очерк - один из самых интересных жанров. Он существует на стыке журналистики и литературы. К сожалению, большинство школьников и студентов пишут очерки так, как писали бы сочинения или статьи для школьной газеты.

О́черк - одна из разновидностей малой формы эпической литературы - рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Оба отличия зависят от особенностей проблематики очерка. Это полухудожественный полудокументальный жанр, в котором описываются реальные события и реальные люди.

Очерк - одновременно и документально-научное осмысление действительности, и эстетическое освоение мира . Не случайно же очерк сравнивают с художественными произведениями и даже с живописью, подчеркивая: если рассказ - живописная картина, то очерк – графический рисунок или эскиз к картине . Он как бы на грани между документом и обобщенным художественным образом.

Очерк знакомит читателя с новыми, рождающимися формами жизни и ее повседневным ходом, пробуждает общественное мнение и формирует понимание права выдвигать и отстаивать передовые мысли, сочетая объективную оценку действительности с субъективным мнением, сравнениями и параллелями между ними.

Основной признак очерка - писание с натуры.

Существует три главных типа очерка – портретный, проблемный и путевой.

В центре портретного очерка – личность человека, его жизнь, его устремления, радости и огорчения. Помимо интереса к герою (если это известная личность), портретные очерки нужны читателям для того, чтобы сравнить свою систему нравственных ценностей со взглядами другого человека. Портретный очерк – это спрессованный рассказ о чьей-то жизни. Известный журналист Юрий Рост по этому поводу сказал: «Я стараюсь почувствовать своего собеседника. Я спрашиваю его, о чем он больше всего жалеет в жизни, чем гордится. Мой интерес искренен, и он помогает мне создать сначала внутри себя, а затем на бумаге образ своего героя».

В проблемном очерке в центре внимания стоит какая-то проблема она в очерке может выступать как конфликт, который пытаются разрешить его герои. В проблемном очерке уместны параллели и отступления от темы, анализ проблемы производится больше при помощи художественных средств, чем статистической информации.

Путевой очерк – это описание каких-то событий, происшествий, встреч с людьми, которые происходят во время путешествия автора. Это жанр, позволяющий автору в наибольшей мере проявлять фантазию и литературное мастерство. Главная проблема – это всегда отбор информации, ибо впечатлений в результате поездок обычно бывает много, и задача – отобрать самое интересное и важное. У путевого очерка может быть несколько целей – к примеру, показать, как живут люди в других городах и странах.

Обратите внимание:

Если в очерке присутствуют элементы диалога, то речь героев должна нести отпечаток их социальной среды. (Так, например, беспризорник говорит слово "тётя" и не говорит "женщина"). Автор имеет право корректировать речь, если герои общаются инвективами.

Полезные советы:

Блестящий публицист Михаил Кольцов в свое время советовал начинающим авторам уделять внимание двум вещам: композиции и языку.

В очерке должны быть затронуты социально важные темы. Автор должен опираться на факты, строить логичные выводы, ясно обозначать свою авторскую позицию.

Прежде чем писать очерк надо набросать его структуру: обозначить социальную проблему, проанализировать, как она решается, связать авторские рассуждения с характерами наиболее ярких персонажей. Начинать очерк можно с художественной зарисовки, с описания места действия, с социологии и статистики. Очерк тем и интересен, что почти не ограничивает фантазию автора и его любопытство.

Нужно избегать сухих казенных фраз и речевых штампов. И читать Антона Чехова и Владимира Гиляровского. Гиляровский - один из блистательных очеркистов и журналистов XIX века.

При подготовке очерка огромную роль играют художественно-изобразительные средства. Сила очеркиста заключается в широком и умелом использовании пейзажа, портрета, диалога, описания, речевых характеристик и др.

Но вам не помогут даже самые красочные и изысканные художественные образы, метафоры и сравнения, если ваш замысел и структура текста выстроены нечетко.

«Красочность» состоит вовсе не в прибавке жира в «блюдо», а в конструировании очерка, в умении как-то бесконечно по-новому располагать материал, чтобы отдельные его куски и частицы электризовали друг друга, чтобы они складывались в общую конструкцию и конструкция эта не только устремлялась бы вперед, но и сама по себе держалась бы на «месте» (М. Кольцов).

С помощью чего достигается очерковость текста?

Во-первых , документализм. Надо стремится детально представить произошедшее, не упустив ни одной значимой подробности. Но факт сам по себе не важен. Главное, насколько он характерен для публицистической идеи, проблемы очерка.

Во-вторых , предметом очерка становится случай типичный, классический в условиях настоящего времени. То есть случай, ярко характеризующий и иллюстрирующий этап социального развития .

В-третьих , данный типичный случай является проявлением явного или скрытого конфликта (противоречия). Драматизм - присущая черта очерка.

В-четвертых , огромное значение в очерке имеет образ. Эмоциональный, драматический и органически насыщенный, он представляет собой «обобщение жизни и оценку жизненных явлений».

Особое внимание следует уделять языку.

План работы над очерком (пример):

1. Проблема

Портретный очерк - это не просто описание человека, это материал, написанный в связи с осознанием какой-либо социально значимой проблемы.

Сформулируйте и опишите в общих чертах проблему, которую вы будете разрабатывать в очерке.

2. Собирательный образ

Если вы просто опишете своего соседа по парте, портретного очерка не получится. Это можно будет назвать описанием или зарисовкой. Ваша задача - увидеть связь образа конкретного человека с собирательным образом современного представителя молодого поколения. На частном показать общее, а на общем - частное.

Выпишите как можно больше характеристик собирательного образа представителя молодого поколения.

3. Противоречие

Суть очеркового образа есть противоречие. Очерка не выйдет, если вам не удастся увидеть и показать весь драматизм столкновения и сосуществования противоположных качеств.

Двумя-тремя предложениями «нарисуйте» положительный и отрицательный портрет героя нашего времени.

4. Акценты

Как правило, «газетные портреты» схематичны: 3-4 детали плюс «ведущая» деталь, характеризующая персонаж. Не случайно считается, что слово «очерк» произошло от слова «очерчивать», то есть буквально намечать штрихами, чертами.

Выпишите 3-4 детали, наиболее важные, на ваш взгляд, для характеристики героя. Постарайтесь найти доминирующую, «ведущую» деталь.

5. Описание персонажа

Опишите лицо, одежду, движения, мимику своего героя, его манеру держаться, общаться.

6. Черты характера

Выпишите как можно больше черт характера вашего героя: каков он дома, в учебной аудитории, на работе, в неформальной обстановке.

7. Ситуация

Та или иная ситуация как нельзя лучше характеризует человека. Вспомните случай, когда ваш герой повел себя неожиданным для вас образом.

8. Связки: герой - образ - проблема

Напишите предложение или несколько предложений, которые будут связывать образ вашего героя с собирательным образом и обозначенной проблемой.

Сформулируйте свое отношение к персонажу. Ваша задача - ненавязчиво и будто даже незаметно для читателя передать свою оценку несколькими словами, включенными в текст очерка. Какие это могут быть слова?

Надо уметь придать очерку такой
дидактический характер, который
будит мысль и заставляет читателя
вместе с вами созерцать материал,
внутренне сталкивать его.
Михаил Кольцов

Критерии оценки очерка

1.Есть ли привлекательный уникальный заголовок, отражающий главную мысль очерка? (ЗАГОЛОВОК)

2.Есть ли в очерке уникальная идея - главный абзац, содержащий основную мысль (кульминационную фразу) произведения? (ИДЕЯ)

3.Полно ли представлен образ героя/объект исследования? (ИЗУЧЕННОСТЬ)

4.Показана ли сфера главных интересов героя, где он реализует смысл своей жизни/роль и значимость объекта в социокультурной ситуации современности? (КОМПЕТЕНЦИЯ)

5.Есть ли сенсационная, уникальная информация о герое и его деятельности? Не походит ли очерк на сухое резюме? (НЕСТАНДАРТНОСТЬ)

6.Есть ли ясная композиция, логическая последовательность абзацев? (ЛОГИКА)

Критерий

Требования к конкурсанту

Максимальное количество баллов

Знание и понимание теоретического материала

Определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры;
- используемые понятия строго соответствуют теме;
- самостоятельность выполнения работы .

Анализ и оценка информации

Грамотно применяет категории анализа;
- умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;
- способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению;
- диапазон используемого информационного пространства (использует большое количество различных источников информации);
- дает личную оценку проблеме;

Построение суждений

Ясность и четкость изложения;
- логика структурирования доказательств
- выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией;
- приводятся различные точки зрения и их личная оценка

Владение русским языком

Орфографическая и пунктуационная грамотность
Владение нормами русского языка
Словарный запас
Грамматический строй речи
Связанность изложения своих мыслей
Использование средств художественной выразительности
Соответствие стиля жанру
Индивидуальность стиля

Очерк

Очерк

ОЧЕРК - литературный жанр, отличительным признаком к-рого является художественное описание по преимуществу единичных явлений действительности, осмысленных автором в их типичности. В основе О. как правило лежит непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак О. - писание с натуры. В других литературных жанрах типизация создается путем обобщения отвлекаемых автором характерных черт множества единичных явлений; типическое конструируется здесь при помощи вымысла, фантазии, опирающихся на наблюдения этих явлений. В очерке вымысел играет значительно меньшую роль, чем в других жанрах. Типизация в О. достигается, помимо выбора типичных явлений, отбором особенно типичных для явления черт. Из описательного по преимуществу характера О. вытекает и композиционное его построение. В О. может совсем отсутствовать сюжет или он во всяком случае ослаблен. Автор О. часто переходит от одного характеризуемого явления или его стороны к другому, лишь в общей форме намечая их зависимость. Не связанный необходимостью наглядно, в образной форме показывать развитие действия, автор О. чаще, чем авторы других жанров, вмешивается в ход описываемых событий от первого лица. Это дает очеркисту возможность более свободной группировки материала, возможность многообразных сопоставлений, аналогий и пр. В О. гораздо большее значение, чем напр. в рассказе, имеют публицистические рассуждения, научные обобщения, иногда даже статистический материал. Язык О. в большей мере, чем язык любого другого литературного жанра, включает элементы языка публицистического и научного. Черты О. как жанра не остаются постоянными. В разные исторические периоды и у разных классов выступают и усиливаются то одни характерные стороны жанра, то другие; меняется само положение О. среди прочих жанров. О. встречается в истории литературы в самые разнообразные эпохи. Но в определенное время О. получает особенно важное значение, выдвигаясь на передний план лит-ой жизни. Это бывает прежде всего в период формирования пробуждающимся классом своей лит-ой идеологии, когда активная позиция класса требует безотлагательного вмешательства в новые жизненные условия. Те же обстоятельства обусловливают выдающееся значение О. и у класса укрепившегося, но резким поворотом истории поставленного перед необходимостью по-новому осознать мир.
Примером приведенных выше положений могут быть иллюстрации из истории русского О. Так, расцвет О. в новой русской литературе мы наблюдаем в годы промышленного роста, когда обостряется капитализация определенных кругов дворянства и крепнет буржуазия (1840-е гг.), в годы бурного подъема революционно-демократического (революционно-крестьянского) движения (1860-1870-е гг.) и в эпоху диктатуры пролетариата.
О. 1840-х гг. носили название «физиологических очерков» (см.). «Физиологические очерки» оформились под влиянием французских буржуазных «физиологических очерков», среди которых особенным успехом пользовались выпуски, объединенные заглавием «Les francais peints par eux memes», P., 1839-1842. Многие французские «физиологические очерки» переводились и переиздавались на русский яз. («Физиология» Бальзака, «Физиология любителя наслаждений» Джемса Руссо, 1843, и мн. др.). Из оригинальных русских «физиологических очерков» наиболее интересны сборники «Наши, списанные с натуры русскими», 1841 (составлен. Башуцким), «Физиология Петербурга», 2 чч., 1844-1845 (ред. Некрасова), «Очерки русских нравов, или лицевая сторона и изнанка рода человеческого», 6 вып., 1843 (Булгарина), «Повести, сказки и рассказы» Казака Луганского, 4 чч., 1846. В буржуазном журнале «Финский вестник» (1845-1847) был организован специальный отдел «Нравоописатель», где из номера в номер печатались «физиологические очерки». «Физиологические очерки» стали в 40-е гг. значительным явлением в разных классовых лит-pax: либерально-дворянской (Башуцкий, Григорович, Тургенев и другие), буржуазной (Булгарин и другие), либерально-мелкобуржуазной (Даль и др.) и разночинческой, революционно-демократической (Белинский, Некрасов и др.). Героями «физиологических очерков» были почти исключительно люди «низшего звания», обитатели подвалов и окраин капиталистического города, впервые становившиеся объектом художественного познания в большой лит-pe. При всем различии подхода к своей теме у писателей каждой из указанных классовых групп «физиологические очерки» ставят в центре внимания профессионально-бытовую характеристику социального типа. Стремление воспроизвести тип с натуры, уловить профессиональную диференциацию, которая становилась характерным выражением разделения труда развивавшегося товарного хозяйства, - такова была основная установка «физиологического очерка». В статье «Русская литература в 1845 г.» Белинский признает «физиологический очерк» В. И. Луганского (В. И. Даля) «Денщик» одним из «капитальных произведений русской литературы»: «В физиологических очерках лиц разных сословий он (Луганский) - истинный поэт, потому что умеет лицо типическое сделать представителем сословия, возвести его в идеал не в пошлом и глупом значении этого слова, т. е. не в смысле украшения действительности, а в истинном его смысле - воспроизведения действительности во всей ее истине. Колбасники и бородачи, Дворник и Денщик - образцовые произведения в своем роде, тайну к-рых так глубоко постиг В. И. Луганский». Н. В. Гоголь в письме к П. А. Плетневу так характеризует В. И. Даля как автора «физиологических очерков»: «Он не поэт, не владеет искусством вымысла, не имеет даже стремления производить творческие создания; он видит всюду дело и глядит на всякую вещь с ее дельной стороны... Все у него правда и взято так, как есть в природе. Ему стоит, не прибегая к завязке ни к развязке, над к-рыми так ломает голову романист, взять любой случай, случившийся в русской земле... чтобы вышла сама собой наизанимательнейшая повесть... Его сочинения - живая и верная статистика России...» (письма Гоголя). «Физиологические очерки» буржуазии и либеральной мелкой буржуазии давали тщательное описание; обилие подробностей, сравнительную бесстрастность по отношению к излагаемому, заключавшую в себе принятие как должного существующих социальных противоречий. Дворянские «физиологические очерки» отличались от прочих прежде всего тематически: помимо городских «низов» внимание барина приковывал и крестьянин. В отличие от буржуазных «физиологических очерков» дворянские беднее по материалу, больше внимания уделяют психологии характеризуемых типов и крепко пропитаны сентиментальной идеализацией их. Классическим образцом дворянской идеализации являются «Записки охотника» Тургенева. Тургенев идеализировал мужика и доказывал в своих О. тождество морально-психологической природы помещика и крестьянина. Революционно-демократические разночинческие «физиологические очерки» отличались резким подчеркиванием социального положения изображаемых низов. «Воспроизведение действительности во всей ее истине» (Белинский), направленное против безразличного описательста буржуазных «физиологических очерков» и против очерков дворянских, сентиментально идеализирующих, было основным принципом революционно-демократических физиологий. «Физиологические очерки» имели большое значение в истории русской литературы как один из важнейших жанров натуральной школы (см.).
Просветительский О. получил особенно большое значение в литературе 60-70-х гг. Решетников, Левитов, Н. Успенский значительную часть своего творчества отдали О. В отличие от дворянских и буржуазных О. предыдущей поры просветительские О. 60-70-х гг. давали более богатый фактический материал и значительно более правильную обрисовку социального положения эксплоатируемых низов, прежде всего крестьянина. Очерковая лит-pa заняла в 60-70-е гг. положение опасного конкурента господствующей дворянско-буржуазной литературы, стоявшей по художественной культуре, легко доступной господствующим классам, гораздо выше О. Это значение очерковой литературы и ее авторов признавалось даже врагами революционной демократии. Достоевский писал Страхову в 1871 об одном из очеркистов того времени: «Нового слова, заменяющего помещичье, еще не было, да и некогда. Решетниковы ничего не сказали, но все-таки Решетниковы выражают мысль о необходимости чего-то нового в художественном слове, но уже не помещичьего, - хотя и выражают в безобразном виде». В устах Достоевского знаменательно это относительное признание сил Решетникова, хотя оно и высказано с вполне понятным враждебным отношением к писателю, примыкающему к революционной демократии. На громадное значение О. как жанра, наиболее пригодного для правдивого показа новых социальных слоев, указывала и передовая критика. Шелгунов в статье «Народный реализм в литературе» критиковал стремление того же Решетникова перейти от очерков к роману: «Не было ли бы лучше дать ряд монографий вроде жизни рабочих на соляных варницах, на заводах, на железных дорогах, жизнь людей подвальных этажей и петербургского Никольского рынка, но все это в подробных специальных картинах. Чем такая галерея монографий хуже эпизодических картин на те же темы, связанных в один сюжетный роман, в к-ром для интереса и ради уступки традиции впущена общей связью Пелагея Прохоровна и сердечный элемент нежной любви... Решетников слаб именно тем, что... он как бы не понял своего новаторского значения... и оставил свою роль, не разыграв ее до конца... стал на ту дорогу, по к-рой шли беллетристы высшей школы». Литература революционного народничества продолжала дальнейшую разработку О. Наиболее значительным народническим очеркистом был Глеб Успенский (см.). Либеральное народничество 80-х гг. точно так же дало большое число очерков (Златовратский, Вл. Короленко и др.), которые не имели однако того значения, как очерки революционной демократии. Революционно-демократические (просветительские и народнические) очерки не переросли в сколько-нибудь значительные повести и романы, так как крестьянская демократия не могла в то время вследствие неблагоприятных условий широко развить свою художественную культуру.
В условиях пролетарской диктатуры и строительства социализма развитие очерка приобретает ряд существенных особенностей. Прежде всего богатство практической деятельности пролетариата, освоение новых участков действительности, перестройка отношений людей друг к другу, к труду обусловили расширение тематики очеркового творчества: Советский О. начал свое существование в первые годы восстановительного периода (очерки Л. Рейснер о гражданской войне, об Урале, Донбассе, о революционном движении на Западе, очерки М. Шагинян на производственные темы, очерки Дм. Фурманова). Живые зарисовки событий эпохи гражданской войны, путевые наблюдения - таково главное направление советского О. этого периода. Толчок в своем развитии получает О. в условиях перехода страны к социалистической реконструкции. Возникает проблемный О., посвященный вопросам восстановления производства, новому быту, собиранию кадров рабочих и т. п. Как и вся советская литература, О. многообразен в зависимости от классовой идеологии писателя-очеркиста. Так например мелкобуржуазная группа писателей «Леф» выдвинула ряд очеркистов, давших образцы очеркового творчества, в к-рых господствовало объективистское изображение, демонстрация вещей, хозяйственных процессов или утверждалось голое делячество. Индустриальные натюрморты давал Б. Кушнер. Практицизм, оперативность, передача организационно-деловой стороны процесса преобладали в очерках С. Третьякова. Эта установка очеркистов «Леф» на передачу фактов самих по себе сочеталась с игнорированием явлений классовой борьбы, с неуменьем показать человека, с приглушением своего авторского отношения к действительности. В дальнейшем развитии советского очерка узость творческой практики и теории очеркистов-лефовцев особенно становится ясной. Плеяда пролетарских очеркистов поставила темой творчества производство, строительство новых отношений в деревне. В очерках Вл. Ставского, Жиги и др. пролетарских очеркистов факты действительности подвергались обобщению, типизации, вскрывалось всемирно-историческое значение наблюденных примеров. Воздействие на читателя достигалось не только подбором красноречивых самих по себе явлений, но и партийностью освещения их. Значительную роль в развитии советского О. сыграла группа очеркистов «Комсомольской правды» - Б. Галин (кн. очерков «Переход»), Г. Киш («Исповедь молодого инженера»), З. Чаган («Сегодня»), Я. Ильин («Жители фабричного двора»). Заслуга этих очеркистов состоит в том, что в своем творчестве они поставили проблемы социалистической организации труда; обладая публицистич. темпераментом, они подняли на принципиальную высоту злободневные факты, хотя и не избежали излишней патетичности и некоторой стилизации их изображения.
В выполнении задачи воспитания масс «на живых конкретных примерах и образцах из всех областей жизни» (Ленин) советский О. играет выдающуюся роль именно потому, что, беря материалом изображения плодотворную практику переделки действительности, он заключает в себе большую познавательно-организующую силу. Не случайно поэтому, что с каждым годом О. все более и более завоевывает для себя место в газете, в журналистике. Начиная с 1928-1929 вокруг газет «Правда», «Комсомольская правда», в целом ряде журналов (напр. «Работница») организуются группы очеркистов. В 1929 по инициативе М. Горького основан журнал «Наши достижения», целиком состоящий из О., показывающих строительство, успехи науки, техники, изобретательство.
Связана с жанром очерка работа по истории заводов. Не случайно одна из первых книг, вышедших в серии истории заводов, - «Люди Сталинградского тракторного» - написана бывшими комсомольскими очеркистами Я. Ильиным и Б. Галиным.
В связи с тем, что лит-pa в условиях пролетарской диктатуры становится делом широких масс, О. играет в советской литературе особо значительную роль. Многие начинающие писатели используют жанр О. в первых своих литературных опытах. Так, призыв ударников в литературу дал большие результаты на очерковом фронте (очерки Тарасевича, Салова, Михайлова и др.). Очерки Жиги «Думы рабочих», «Новые рабочие» развернулись из рабкоровских заметок. Глубокое знание рабочего быта, внимание к изменениям, происходящим в быту и в психике рабочего, делают, по словам М. Горького, очерки Жиги «живой книжкой».
При всех своих положительных качествах советский О. еще не свободен от недостатков. Сковывает очерковое творчество еще сравнительно низкий культурный уровень многих очеркистов. Особые свойства очеркового жанра, широкая возможность включения в О. разнообразных явлений по смежности, широкий простор, который представляет О. для сравнений и ассоциаций, не использованы по-настоящему. Советский О. зачастую излишне локален, ограничен непосредственно наблюдаемыми событиями, поверхностен, автор не всегда справляется с задачей обогатить изображаемое сопоставлениями. Не всегда удовлетворителен яз. советских О., подчас наблюдается подчиненность очеркиста яз. протоколов и резолюций, в результате чего изображаемое живое явление обесцвечивается. Но советская литература имеет и образцы очеркового творчества (очерки таких писателей, как М. М. Пришвин, К. Г. Паустовский, М. С. Шагинян и др.).
Развитие советского О., его разнообразие вызвали разные оценки и споры о месте О. в художественной лит-pe. Дискуссия по этому вопросу широко развернулась в 1928-1929 между «Лефом» и марксистской критикой. Возражая против недооценки очерка, против отношения к нему как к «низшему» художественному жанру, имеющему только агитационно-пропагандистское значение, - точка зрения, в к-рой сказались предрассудки барства буржуазных теоретиков-эстетов, - «Леф» своевременно выступил за культуру О. Но лефовцы неверно истолковывали О., противопоставляя его всем другим жанрам художественной литературы, считая «литературу факта» господствующим типом советской литературы. Проведенное в плане подготовки к всесоюзному съезду писателей совещание очеркистов (июнь 1934) показало огромное значение О. на современном этапе соц. строительства. Очерк завоевал себе почетное место не только в центральной прессе, но и в газетах и изданиях краев, областей, районов.
Являясь одним из жанров советской литературы О., как и вся советская лит-pa в целом, своими особыми средствами - показом характерных явлений, типических изменений психики людей - решает задачу создания стиля социалистического реализма.Библиография:
«Литература факта», Сборник материалов работников «Лефа», изд. «Федерация», М., 1929; Эльсберг Ж., Проблемы очерка, «Октябрь», 1931, II (История развития очерковой литературы); Корабельников Г., За писателя - пролетарского революционера, «Октябрь», 1931, III (Выступление на Всероссийском производственном совещании очеркистов РАПП); Галин Б., За действенность очерка, «На литературном посту», 1931, IV; Ставский В., Об очерке и очеркистах, «На литературном посту», 1931, IV; Об итогах производственного совещания очеркистов, «На литературном посту», 1931, X (Резолюция секретариата РАПП); Никольский А., За боевой большевистский очерк, «Ленинград», 1931, XII; Потапов Н., Рабочий очерк в литературе, «Журналист», 1931, XXIII; Перцов В., Писатель на производстве. Опыт постановки вопроса, изд. «Федерация», М., 1931; Лузгин Мих., За боевой художественный очерк, Изд-во писателей в Ленинграде, Л., 1931 (обработанные стенограммы докладов и выступлений автора на рапповских пленумах и производственном совещании писателей-очеркистов; ср. отзыв Плиско Н., «Марксистско-ленинское искусствознание», 1932, III); Бобрышев В., Об очерке (Проблема очерка), «Наши достижения», 1932, VIII; Мазурин Б., Очеркист прошлого столетия, «На литературном посту», 1932, № 13-14; Михайлова А., Перестроились ли наши писатели?, «Перелом», 1932, IV; Перцов В., Человек в техническом очерке, «Октябрь», 1932, IX.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

О́черк

Малая форма эпического рода литературы, произведение, основное содержание которого не в развитии и разрешении конфликта, а в описании чего-либо: определённого явления, среды, феномена. Очерк может быть как литературным, так и публицистическим. Задача очерка – представить как можно более полную картину, описать что-либо, чтобы дать читателю представление об этом и натолкнуть его на определённые выводы. Напр., «Очерки бурсы» Н. Г. Помяловского рассказывают о быте бурсаков, сочетая авторские описания с небольшими сценками из жизни училища. Очерки «Районные будни» (1952-56) В. В. Овечкина, повествующие о социально-трудовой неустроенности русской деревни, управляемой посредством «бурного администрирования» и «залпов директив» свыше, – художественно реалистичные в изображении зла и бедствий и публицистичные, с уклоном к утопизму в размышлениях о справедливости. Очерки делятся на собственно художественные (напр., «Записки охотника» И. С. Тургенева , «Москва и москвичи» В. А. Гиляровского ), среди которых выделяются очерки-мемуары (напр., «Дневные звёзды О. Ф. Берггольц ) и путевые очерки (напр., «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина ); публицистические (напр., «Власть земли» Г. И. Успенского ) и полностью документальные (напр., «Деревенский дневник» Е. Я. Дороша). Жанр очерка был очень популярен в литературе 19 в., особенно в работах натуральной школы – т. н. физиологические очерки, документально фиксировавшие жизнь народа.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Очерк" в других словарях:

    очерк - очерк, а … Русский орфографический словарь

    Слово очерк в современном русском языке, в русском языке XIX и XX вв. имеет три основных значения: 1) Контур, очертание. Например: «Какой превосходный, изящный очерк, какая свежесть и прозрачность продолговатого лица, внезапно открывшегося от… … История слов

Изучение жанров публицистического текста можно организовать в форме творческой мастерской.

С помощью учителя обучающиеся знакомятся с новым жанровым понятием, анализируют образцы, самостоятельно подбирают материал, пробуют написать текст сочинения. Предлагаем материал для изучения портретного очерка.

Работа в творческой мастерской

I. Введение понятия «портретный очерк».

Ребята, предложите свой ход работы над понятием «портретный очерк».

Можно заглянуть в словари, отыскать ключевое слово, найти ассоциации...

1. Словарная работа.

Словарную работу проводят ученики, отыскивая

Происхождение ключевого слова по этимологическому словарю («портрет» происходит от франц. «portrait», что означает изображение оригинала, «trait pout trait» — «черта в черту», «черта за чертой»);

Значение по толковому словарю («портрет» — слово многозначное: 1) живописное, фотографическое или иное изображение человека, 2) описание внешности персонажа в литературном произведении, образ литературного героя, 3) характерные черты человека (перен., разг.)).

Выводы из наблюдений: портрет как жанр изобразительного искусства нами не рассматривается. Обратимся к деталям. Прилагательное «портретный» соотносится с существительным «портрет», то есть обозначает соответствие внешнему облику человека, «портретной» называли комнату в дворянских домах, где висели портреты. Но все эти данные не приближают нас к понятию «портретный очерк».

2. «Мозговой штурм».

Выдвигайте свои предположения.

В словосочетании слово «портретный» имеет совершенно особый смысл. Скорее всего, здесь ключевое слово — «очерк».

Очерк - это жанр публицистики, обращённый к личности человека, рассказывающий о деятельности человека, его жизни и взглядах.

Похож портретный очерк на биографию? А чем отличается?

Да, очерк и биография близки, это ведь жизнеописание человека. Но важное отличие в том, что в очерке есть автор, который выражает своё отношение к тому, о ком рассказывает.

В биографии главное — что и когда совершил человек.

В портретном очерке есть описание внешности, а в биографии этот элемент необязателен.

В биографии нет характеристики человека другими лицами, которые его знали, вместе с ним работали.

Иногда о самом человеке многое расскажет его собственная речь, какие-нибудь яркие высказывания.

Очерк по сути похож на рассказ. В очерке соединены известные нам типы речи: повествование о жизни человека, описание его внешности, рассуждение о принципах и позиции того, кто занимается какой-либо профессиональной деятельностью.

Разве биография может передать внутренний мир человека, его чувства, настроения?

Выводы из обсуждений: из высказанных предположений уже можно определить тему портретного очерка, цели и задачи автора, композиционные части, стиль и даже типы речи.

II. Проверка гипотез.

1. Анализ первого портретного очерка (название от учеников скрыто).

Какие наши гипотезы находят подтверждение в этом тексте?

Каким вы представили Григория Александровича Гуковского?

Какой заголовок у этого текста?

ОТЕЦ

Его имя — Григорий Александрович Гуковский. Он был известный учёный, на его лекции сбегались толпы... Но я пишу не об учёном, которого лучше, чем я, знают друзья и ученики, я пишу о своем отце и о той культуре отцовства, которой он обладал.

Такова была наша семейная традиция: воспитанием детей руководил мужчина. Правильно это или нет — не знаю. Но так сложилось. И для меня главным лицом всегда был отец.

Сколько себя помню, отец всегда работал. Зимой, когда я вставала впотьмах, у него давно горел свет — он сидел за столом. Или его уже не было: ушёл в университет читать лекции. Я завтракала сама и шла в школу с сознанием, что тоже иду на работу.

Постепенно я стала понимать, что он пишет с раннего утра за своим письменным столом. Про «Недоросль», про Крылова и Державина. О литературе XVIII века. Вот почему на его полках столько старых книг, которые мне разрешается трогать с непременным условием ставить на то же место.

Книги свои он любил самозабвенно. Я имела право их читать, но ни я, ни мать не допускались к священнодействию: отец всегда сам чистил книги. Два раза в год он с утра влезал на лестницу с влажной тряпкой и бережно протирал каждую книжечку.

Мы жили в деревянном доме. В комнатах печи были старинные, изразцовые: у меня голубая, у него — зелёная. Отец топил эти печи, сам чистил дымоходы. Когда я лезла за ним в трубу, он не отгонял, только просил переодеться. Он всё умел... Когда мой сын впервые влез на лестницу и сменил перегоревшую пробку, я почувствовала себя счастливой. До сих пор мужчина, не умеющий своими руками выполнить любую работу по дому, вызывает у меня брезгливое недоумение.

Отец чтил понятие дома, семьи. Семья — это был праздник. Дом вела, конечно, мать. Отец любил всё, что делала мать, и радостно подчинялся ей.

Я любила его без памяти — как отца. Но, кроме того, он был для меня идеалом мужчины. Знаю: он был некрасив, но понимаю женщин, которые до сих пор утверждают, будто он был красивый: это ученицы, те, кто видел его в работе. Он научил меня чувствовать себя женщиной: подвигал стул, всегда пропускал в дверь впереди себя; не помню ни разу, чтобы я, вернувшись из отъезда, не нашла у себя в комнате цветов...

Не было темы, которой бы он избегал в разговорах со мной. Раз или два в месяц он проводил со мной целый вечер — читал вслух. До сих пор я слышу его голос, когда перечитываю «Полтаву», «Медного всадника», «Горе от ума»... — да, наверно, почти всю русскую классику. Он вообще меня не воспитывал. Не помню ни одного нравоучения, выговора, никаких нотаций. Он сердился на меня, как сердятся на равного человека. И он не прятал от меня своей жизни — наоборот, вводил, втягивал в неё, заражал меня своей жизнью. В детстве я была этим счастлива.

Отец был самый сильный, самый умный, самый мужественный из всех мужчин. Теперь, прочитав его письма друзьям, я знаю, как нелегко, иногда страшно и одиноко ему бывало, как он хватался за любую работу, чтобы мы не испытывали лишений. Тогда я этого не видела. Он был центром мира, вокруг него кипели люди, всем было с ним интересно, всем он был нужен, всем помогал.

(По Н.Г. Долининой.)

В тексте речь идёт о личности известного учёного-литературоведа, о его деятельности, отношении к семье, знакомым.

Это не биография, потому что здесь много оценочных слов.

Перед нами образ заботливого отца, внимательного мужчины, страстного книголюба, филолога.

Выводы из анализа текста: предметом очерка выступает личность, о которой даётся определённое представление, показаны ценностные ориентиры героя очерка.

2. Анализ второго портретного очерка (название предъявлено учащимся).

Прочитайте текст и выясните, соответствует ли заголовок целям и задачам автора.

Докажите, что этот текст является портретным очерком.

Какие новые элементы портретного очерка заметили?

ДОМ НА СОРОТИ

Он встаёт на заре. Затапливает печь. Утро окрашивает малиновым цветом верхушки оконных стёкол. Дом, крайний на усадьбе, начинает струить лёгкий дымок. Из окна видны закованные в серебро дубы и липы, занесённая снегами Сороть, зелёно-чёрный бор вдали.

А на дворе собираются пичуги. И ждут, когда человек откроет форточку и высыплет на крышу пристройки, что расположена под окном, ежедневный привычный «паёк», так необходимый им, не улетающим на зиму из северных краёв. Воробьи и синицы, снегири и галки — сколько их перебывало здесь в этот ранний час... Случается, хозяин дома Семён Степанович Гейченко, заработавшись допоздна, разрешает себе подняться на часок позже. Однако не тут-то было! Вежливо, но настойчиво в окошко постучат: тук-тук-тук... «Ты что, забыл? Вставай!»

— Иду, иду, — и открывается форточка.

Весной и летом, с утра до ночи в борах, рощах, в синеве небес и над полями, сплетаясь с шумом листвы и журчанием ручьёв, льётся разноголосый ликующий гимн жизни.

Пушкин, открывший для себя здесь русскую природу, заслушавшись, забывал свои невзгоды. И тогда...

В гармонии соперник мой
Был шум лесов, иль вихорь буйный,
Иль иволги напев живой...

Шестого июня 1941 года Семён Степанович Гейченко, музейный работник Ленинграда, с мандатом уполномоченного Академии наук по организации пушкинского праздника, верховодил на Михайловской поляне. И может быть, тогда эти места, хранящие незримое присутствие поэта, запали в сердце Гейченко.

Ещё гремела война, когда он, худой и бледный, после тяжёлого ранения, в кителе без погон, с пустым рукавом, вернулся сюда навсегда.

Заповедника не было. Фашисты, отступая, сожгли дом поэта. В окрестных рощах повсюду мины и колючая проволока. Под трёхсотлетним дубом, патриархом здешних лесов, был оборудован дот. Лишь благодаря стремительному натиску наших войск фашисты не успели разрушить Святогорский монастырь, у белых стен которого покоится прах поэта.

Всё тогда было в развалинах. Люди жили в землянках. Но в начале июня 1945 года на Михайловской поляне собрался народ. Высокий, стремительный в движениях человек, только что назначенный директором заповедника, читал Пушкина.

Залечивал раны музей-заповедник. В лесах, рощах опять наметились тропки, протоптанные людьми, приходящими к Пушкину. Директор и главный хранитель Пушкиногорья из землянки перешёл в дом на краю усадьбы. Он тоже восстановлен, как дом Пушкина, домик няни и всё вокруг. Открылось Тригорское, где у Пушкина было столько счастливых минут. Открылось Петровское, вотчина предков поэта. Поднял этажи районный центр Пушкинские Горы и превратился в современный уютный городок.

И уже много раз предлагали Семену Степановичу переехать в благоустроенную квартиру, где не надо колоть дрова и топить печь, где по утрам комнаты не выстывают, как у него в старом доме, где не надо ходить по воду. А он и слышать об этом не хочет. Удобства, конечно, вещь хорошая, но будет ли у него то, что ему послано судьбой?

Вечером, когда усадьбу покидают последние экскурсионные группы, в Михайловском становится необычайно тихо. Закончен трудовой день, полный забот и дел, связанных с большим хозяйством. Директор заповедника вновь садится у окна с видом на Сороть. На столе — очередная рукопись, письма, книги. И может быть, в этот час незримо и привычно входит сам Александр Сергеевич. Сбросив шубу, протягивает к пылающей печурке озябшие руки. И у них идёт беседа, начавшаяся ещё тогда, когда хранителю Пушкиногорья было чуть больше сорока.

Ираклий Андроников, хорошо знавший Семёна Степановича, подметил, что он живёт в каком-то удивительном духовном состоянии пушкинского времени. Для него наш великий поэт — современник. Кажется, он знает о нём всё, точно прожил с ним рядом целую жизнь. Он дышит воздухом, которым дышал Пушкин, слышит птиц, певших ему, видит ту же Сороть, те же неоглядные дали, пьёт воду из того же колодца, живёт и работает бок о бок с потомками тех, кто жил рядом с Пушкиным, пел ему песни, рассказывал сказки, поверял свои беды и радости.

Всё это дало хранителю музея счастливую возможность представить с наибольшей полнотой и достоверностью михайловский период, сыгравший огромную роль в творчестве Пушкина, период, когда он из первого стихотворца своего времени вырос в величайшего национального поэта.

«Пушкин и Пушкиногорье живут в нашем сознании неотъемлемо, как родной дом, родная земля, родная история, — пишет С. С. Гейченко, предваряя одну из своих книг. — Всё пушкинское свято».

Во всём, что делается в заповедных местах, каждая деталь многократно выверена, каждый штрих не случаен. И потому усадьба и всё вокруг предстают такими, каким могли быть при Пушкине. А за всем этим стоял многолетний подвижнический труд главного хранителя музея — Семёна Степановича Гейченко.

(По В. Воробьёву.)

Заголовок содержит некую загадку, метафору: дом на Сороти существует благодаря стараниям удивительного подвижника С.С. Гейченко.

Этот текст является портретным очерком, потому что в его основе лежит описание жизненного пути и деятельности директора Пушкинского заповедника. Характер героя развёрнут на фоне необычной ситуации - восстановления усадьбы поэта. Автор восхищается талантом, упорством, трудолюбием своего героя.

В начале очерка есть вставка - пейзажная зарисовка.

Вывод первый: пейзаж как элемент портретного очерка нужен:

1. в качестве контрастного сравнения между внутренним состоянием героя и окружающей его природой,

2. как средство в раскрытии человеческого характера,

3. в качестве фона для портрета героя,

4. как приём в раскрытии мировоззренческих позиций героя.

Есть много важных деталей, ассоциаций, связанных с миром Пушкина.

Вывод второй: из обилия впечатлений выделяется опорная деталь, которая служит для создания символического образа Пушкина.

Приёмы обыгрывания деталей в портретном очерке:

1. образная трактовка тех или иных событий,

2. создание ассоциативных связок,

3. передача особенностей внешних и внутренних человеческих проявлений.

В этом очерке образ человека создаётся через внешний и внутренний портрет.

Свойства внешнего портрета

Выделение каких-то внешних деталей и возможность заглянуть в мир души человека, в мир его эмоций и чувств.

Связь с психологическими особенностями личности.

Манера одеваться, привычные позы, жестикуляция, мимика.

Документальная точность отображения.

Свойства внутреннего портрета

Характер героя даётся в нетривиальной ситуации.

Важно обнаружить такой «участок» на жизненном пути героя, который содержит неординарные трудности.

Описание таланта, упорства, трудолюбия и других значимых качеств личности.

Можно использовать метод условности или прибегнуть к ассоциациям.

III. Этапы работы над портретным очерком.

Напомним основные этапы работы:

1. Выбор героя.

2. Изучение источников.

4. Способы оформления.

Начнём по порядку.

1. Выбор героя.

Какого героя можно выбрать?

Можно написать о хорошо знакомом, близком человеке, о незнакомом или знаменитом человеке.

Люди, осуществившие своё предназначение, добившиеся чего-то значительного в жизни.

Герои утверждают те или иные культурные ценности.

По человеку можно судить о характере эпохи, с него можно брать пример решения жизненных задач.

2. Изучение источников.

Источниками, которые могут понадобиться, служат чьи-то высказывания, в том числе интервью или цитаты героя будущего очерка, документальные свидетельства, воспоминания, общественное мнение.

1) Яркая цитата.

2) Жизненный путь (семья, образование, родной город, путешествия, чем знаменит).

3) Поприще (успехи в творчестве, профессии).

4) Жизненные принципы, кредо.

5) Достижения, награды.

6) Планы на будущее (реализованные или нет).

4. Способы оформления.

Чтобы очерк состоялся, необходимо проверить его оформление:

1) Придумать и критически оценить заголовок, отражающий основную идею.

2) Проверить источники, на которые будете ссылаться, сделать их список.

3) Необязательно стремиться к полному описанию образа героя, можно обойти какие-либо стороны деятельности, выделив основное.

4) Связать основной идеей содержание очерка, придав ему оригинальность и новизну.

5) Чётко выделить абзацы, придумать связки между ними, соблюдать логичность и последовательность.

6) Быть этически корректным.

7) Все факты и утверждения выверить.

IV. Самостоятельная работа над очерком дома.

Сочинения обучающихся

Лисова Екатерина

Любовь к родной деревне

На закате дней Фёдор Алексеевич Абрамов, русский писатель и публицист, сказал про себя: «…Мы, крестьянские дети, отравлены комплексом неполноценности на всю жизнь». Казалось бы, что могло заставить состоявшегося, успешного человека, лауреата Госпремии и счастливого семьянина произнести такие слова?

Жизнь писателя была тяжёлой с самого детства. Росли без отца, и матери одной пришлось воспитывать пятерых детей. На третьем курсе обучения на филологическом факультете война вынудила Абрамова пойти на фронт, где с ним приключилось нечто страшное, но при этом удивительное.

Фёдору Алексеевичу перебило пулями ноги во время одной операции. Почти все его товарищи, принимавшие участие в ней, погибли. И вечером, когда собирали убитых, один боец неожиданно пролил воду на лицо неподвижно лежащего Абрамова, и тот застонал. Если бы не эта счастливая случайность, то, возможно, Фёдор Алексеевич не выжил бы. И сам писатель счёл это происшествие настоящим чудом и огромным везением. Ещё одним чудом он считал то событие, когда при проезде по Дороге жизни из блокадного Ленинграда уцелела лишь та машина, в которой он ехал. И всю свою последующую жизнь Федор Алексеевич трудился не покладая рук во имя погибших товарищей.

После войны Абрамов продолжил учёбу, поступил в аспирантуру, защитил диссертацию. В те годы он встретил свою жену, Люду Крутикову, которая стала для него не только любимой женщиной, но и верным соратником...

Куда бы ни занесла жизнь Фёдора Алексеевича, волновала его сердце лишь жизнь в деревне. Он был одним из так называемых писателей-«деревенщиков». В каждой его работе видна любовь к природе, простому сельскому люду и его жизни. Село Пекашино, описанное им в тетралогии «Братья и сестры», стало неким прообразом его родной деревни Верколы. И в течение всей своей жизни Абрамов верил, что словом многое можно изменить в жизни общества, поэтому часто ставил в своих публикациях острые вопросы, поднимал проблемные темы, указывал людям на бесхозяйственность в селе. Отовсюду приходили отклики на такие статьи.

Прожил Фёдор Алексеевич всего 63 года. Его похоронили в родной деревне, возле дома, построенного его руками. Рассказывали, как на похоронах слышалось пение журавлей над Верколой. Птицы будто провожали в последний путь родного деревенского писателя...

Смолянинов Дмитрий

О фантасте Кире Булычёве

«Кирилл Булычёв» - псевдоним, а настоящее имя знаменитого писателя-фантаста - Игорь Всеволодович Можейко. Почему был выбран именно этот псевдоним? А всё очень просто: он скомпонован из имени жены и девичьей фамилии матери писателя. Позже имя «Кирилл» на обложках свежеизданных томов стали сокращать до «Кир», так и получился известный сегодня «Кир Булычёв».

Кратко расскажем о жизни этого добродушного седобородого старика с тёмными глазами. Он закончил Институт иностранных языков имени Мориса Тореза, два года работал переводчиком и корреспондентом в Бирме, а после возвращения на родину стал научным сотрудником Института востоковедения Академии СССР и продолжал трудиться в этой организации до последних своих дней. За свою жизнь он подарил мировой литературе более четырёхсот произведений в жанре научной, детской и юмористической фантастики.

Автора всех этих замечательных книг критика довольно долгое время не воспринимала всерьёз. По его же собственным словам, «фантаст заранее проигрывает сравнение с автором сочинений о сельском быте, например, о тяжёлой судьбе сталеваров или о какой-нибудь очередной революционной трагедии». Писателя можно понять - он жил и творил в Советском Союзе под жёстким взором цензуры.

И всё же, когда в 80-е годы журнал «Детская литература» разослал по библиотекам анкету с вопросом «Кто самый читаемый автор?», ответ был практически единодушен: Кир Булычёв. Часто юные писатели добавляли: «Кир Булычёв - лучший писатель всех времён и народов!»

В последние годы жизни писатель обращался к исторической фантастике, написал несколько романов из неоконченного цикла «Река Хронос», а также издал мемуары под названием «Как стать фантастом».

Пятого сентября 2003 года Игорь Можейко скончался от онкологического заболевания. Он ушёл, но завет его остался в наших сердцах и будет ярко гореть в них пляшущей искоркой. Завет этот прост - нужно лишь говорить правду о мире и человеке.

Проскурина Татьяна

Жизнелюбивый автор книг

Жизнерадостность, стойкость, улыбчивость, оптимизм - этими словами можно описать кредо современной писательницы Виктории Токаревой. Родилась она в Ленинграде. В детстве, однако, юную Викторию мало интересовала литература и больше привлекала медицина. Но - вот парадокс! - она получила музыкальное образование.

После замужества, уже в Москве, работая в детской музыкальной школе учителем пения, она начинает писать прозу. Внимание читателей Токарева привлекла первым же своим рассказом, который назывался «День без вранья».

Достаточно посмотреть на фотографию этой женщины, и уже поднимается настроение. Как мне кажется, секрет успеха писательницы на 90 % заключён в её жизнелюбии. По высказываниям Виктории Токаревой сразу становится понятно, что возраст для неё - всего лишь цифры. Сама она говорит так: «Пятьдесят пять лет - это юность старости».

Имя этой писательницы для многих стало своеобразным символом поколения. Произведения Токаревой смешные, яркие. Она пишет о простых людях. В них мы можем узнать себя, свои поступки, над некоторыми можно посмеяться, о каких-то пожалеть. Мне кажется, что её произведения читать приятно и очень легко. Можно открыть первую страницу и потом не заметить, как прочёл всё до конца.

Не стоит забывать, что Виктория Токарева проявила себя ещё и как прекрасный сценарист. Её многие знают по фильмам «Мимино» и «Джентельмены удачи». Несмотря на успехи в карьере Викторию Самойловну можно спокойно назвать семейным человеком. Хотя о своей личной жизни она говорить не любит, но и секрета из этого не делает. Она уверяет, что с мужем она прошла многое, но им удалось сохранить семью и она это высоко ценит.

Читателям книги Токаревой нравятся своей многогранностью, эмоциональностью. Она правдиво и точно подмечает важные детали, указывает на те «неприятные моменты», о которых мы сами в глубине души знаем, но боимся себе в них признаться. Писательницу волнуют обычные, будничные вещи, из комичной ситуации она помогает сделать глубокие философские выводы.

Литература

  1. Горохов В.Н. Газетно-журнальные жанры. - М., 1993.
  2. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.
  3. Портретный очерк / http://rudn.monplezir.ru/ocherk_kak_napisat.htm
  4. Сулицкая Н.М. Портретный очерк / http://festival.1september.ru/articles/504793/
  5. Шостак М.И. Журналист и его произведение. - М., 1998.

Значение слова ОЧЕРК в Словаре литературоведческих терминов

ОЧЕРК

Эпический жанр: прозаическое произведение, основанное на фактах, документах, личных впечатлениях автора, то есть, в отличие от собственно рассказа, лишенное элементов вымысла. О. может включать в себя не только описание (портрет, пейзаж, интерьер), но и повествование о событиях и персонажах. Для жанра О. характерны также свободное построение и открытость авторской позиции. В зависимости от степени фактографичности различаются публицистико-документальный (его обычно рассматривают как жанр публицистики. (См. публицистика) и художественный О. В публицистико-документальном О. события, факты и явления изображаются в том виде, в каком они существуют в самой действительности, а документальность является его специфическим жанровым признаком. Предметами изображения в художественном О. обычно становятся быт, уклад жизни, нравы той или иной среды (нравоописательный О.), ее типичные представители или яркие, выдающиеся, колоритные личности. К художественным относят так называемый "физиологический" О. (с преобладанием описания), очерки-биографии, путевые, сатирические О.

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ОЧЕРК в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ОЧЕРК в Литературной энциклопедии.
  • ОЧЕРК в Большом энциклопедическом словаре:
  • ОЧЕРК в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    одна из разновидностей малой формы эпической литературы - рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого …
  • ОЧЕРК в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. 1. Небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых). Документальный, публицистический, бытовой о. 2. Общее …
  • ОЧЕРК в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ОЧЕРК, в худ. лит-ре одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преим. социальные проблемы. Публицистич., в т.ч. док., очерк …
  • ОЧЕРК в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    о"черк, о"черки, о"черка, о"черков, о"черку, о"черкам, о"черк, о"черки, о"черком, о"черками, о"черке, …
  • ОЧЕРК в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. 1) Небольшое литературное произведение, краткое описание фактов, событий, взятых автором непосредственно из самой жизни. Психологический очерк. Синонимы: нов"елла …
  • ОЧЕРК в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: см. …
  • ОЧЕРК в Тезаурусе русского языка:
    Syn: см. …
  • ОЧЕРК в Словаре синонимов Абрамова:
    набросок, абрис, эскиз, этюд, контур. См. книга, …
  • ОЧЕРК в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: см. …
  • ОЧЕРК в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) Очертание, контур. 2) Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-л. 3) Описание, исследование какого-л. вопроса, дающее общее …
  • ОЧЕРК в Словаре русского языка Лопатина:
    `очерк, …
  • ОЧЕРК в Полном орфографическом словаре русского языка:
    очерк, …
  • ОЧЕРК в Орфографическом словаре:
    `очерк, …
  • ОЧЕРК в Словаре русского языка Ожегова:
    общее изложение какого-нибудь вопроса О. русской истории. очерк небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых) Документальный, публицистический, …
  • ОЧЕРК в Современном толковом словаре, БСЭ:
    1) в художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы.2) Публицистический, в т. ч. документальный, …
  • ОЧЕРК в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    очерка, м. (книжн.). 1. Контур, очертание. Не подходи: обведена волшебным очерком она. Баратынский. Как нежны очерки лица и шеи белой. …
  • ОЧЕРК в Толковом словаре Ефремовой:
    очерк м. 1) Очертание, контур. 2) Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-л. 3) Описание, исследование какого-л. вопроса, дающее …
  • ОЧЕРК в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1. Очертание, контур. 2. Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-либо. 3. Описание, исследование какого-либо вопроса, дающее общее …

Как написать очерк

«Хороший очерк заставляет читателей вспомнить,
кто они сами по своей сути, чего хотят, о чем мечтают»

К. Паустовский

Очерк - один из самых интересных жанров. Он существует на стыке журналистики и литературы. К сожалению, большинство школьников и студентов пишут очерки так, как писали бы сочинения или статьи для школьной газеты.

О́черк - одна из разновидностей малой формы эпической литературы - рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Оба отличия зависят от особенностей проблематики очерка. Это полухудожественный полудокументальный жанр, в котором описываются реальные события и реальные люди.

Очерк - одновременно и документально-научное осмысление действительности, и эстетическое освоение мира . Не случайно же очерк сравнивают с художественными произведениями и даже с живописью, подчеркивая: если рассказ - живописная картина, то очерк – графический рисунок или эскиз к картине . Он как бы на грани между документом и обобщенным художественным образом.

Очерк знакомит читателя с новыми, рождающимися формами жизни и ее повседневным ходом, пробуждает общественное мнение и формирует понимание права выдвигать и отстаивать передовые мысли, сочетая объективную оценку действительности с субъективным мнением, сравнениями и параллелями между ними.

Основной признак очерка - писание с натуры.

Существует три главных типа очерка – портретный, проблемный и путевой.

В центре портретного очерка – личность человека, его жизнь, его устремления, радости и огорчения. Помимо интереса к герою (если это известная личность), портретные очерки нужны читателям для того, чтобы сравнить свою систему нравственных ценностей со взглядами другого человека. Портретный очерк – это спрессованный рассказ о чьей-то жизни. Известный журналист Юрий Рост по этому поводу сказал: «Я стараюсь почувствовать своего собеседника. Я спрашиваю его, о чем он больше всего жалеет в жизни, чем гордится. Мой интерес искренен, и он помогает мне создать сначала внутри себя, а затем на бумаге образ своего героя».

В проблемном очерке в центре внимания стоит какая-то проблема она в очерке может выступать как конфликт, который пытаются разрешить его герои. В проблемном очерке уместны параллели и отступления от темы, анализ проблемы производится больше при помощи художественных средств, чем статистической информации.

Путевой очерк – это описание каких-то событий, происшествий, встреч с людьми, которые происходят во время путешествия автора. Это жанр, позволяющий автору в наибольшей мере проявлять фантазию и литературное мастерство. Главная проблема – это всегда отбор информации, ибо впечатлений в результате поездок обычно бывает много, и задача – отобрать самое интересное и важное. У путевого очерка может быть несколько целей – к примеру, показать, как живут люди в других городах и странах.

Обратите внимание:

Если в очерке присутствуют элементы диалога, то речь героев должна нести отпечаток их социальной среды. (Так, например, беспризорник говорит слово "тётя" и не говорит "женщина"). Автор имеет право корректировать речь, если герои общаются инвективами.

Полезные советы:

Блестящий публицист Михаил Кольцов в свое время советовал начинающим авторам уделять внимание двум вещам: композиции и языку.

В очерке должны быть затронуты социально важные темы. Автор должен опираться на факты, строить логичные выводы, ясно обозначать свою авторскую позицию.

Прежде чем писать очерк надо набросать его структуру: обозначить социальную проблему, проанализировать, как она решается, связать авторские рассуждения с характерами наиболее ярких персонажей. Начинать очерк можно с художественной зарисовки, с описания места действия, с социологии и статистики. Очерк тем и интересен, что почти не ограничивает фантазию автора и его любопытство.

Нужно избегать сухих казенных фраз и речевых штампов. И читать Антона Чехова и Владимира Гиляровского. Гиляровский - один из блистательных очеркистов и журналистов XIX века.

При подготовке очерка огромную роль играют художественно-изобразительные средства. Сила очеркиста заключается в широком и умелом использовании пейзажа, портрета, диалога, описания, речевых характеристик и др.

Но вам не помогут даже самые красочные и изысканные художественные образы, метафоры и сравнения, если ваш замысел и структура текста выстроены нечетко.

«Красочность» состоит вовсе не в прибавке жира в «блюдо», а в конструировании очерка, в умении как-то бесконечно по-новому располагать материал, чтобы отдельные его куски и частицы электризовали друг друга, чтобы они складывались в общую конструкцию и конструкция эта не только устремлялась бы вперед, но и сама по себе держалась бы на «месте» (М. Кольцов).

С помощью чего достигается очерковость текста?

Во-первых , документализм. Надо стремится детально представить произошедшее, не упустив ни одной значимой подробности. Но факт сам по себе не важен. Главное, насколько он характерен для публицистической идеи, проблемы очерка.

Во-вторых , предметом очерка становится случай типичный, классический в условиях настоящего времени. То есть случай, ярко характеризующий и иллюстрирующий этап социального развития.

В-третьих , данный типичный случай является проявлением явного или скрытого конфликта (противоречия). Драматизм - присущая черта очерка.

В-четвертых , огромное значение в очерке имеет образ. Эмоциональный, драматический и органически насыщенный, он представляет собой «обобщение жизни и оценку жизненных явлений».

Особое внимание следует уделять языку.

План работы над очерком (пример):

1. Проблема

Портретный очерк - это не просто описание человека, это материал, написанный в связи с осознанием какой-либо социально значимой проблемы.

Сформулируйте и опишите в общих чертах проблему, которую вы будете разрабатывать в очерке.

2. Собирательный образ

Если вы просто опишете своего соседа по парте, портретного очерка не получится. Это можно будет назвать описанием или зарисовкой. Ваша задача - увидеть связь образа конкретного человека с собирательным образом современного представителя молодого поколения. На частном показать общее, а на общем - частное.

Выпишите как можно больше характеристик собирательного образа представителя молодого поколения.

3. Противоречие

Суть очеркового образа есть противоречие. Очерка не выйдет, если вам не удастся увидеть и показать весь драматизм столкновения и сосуществования противоположных качеств.

Двумя-тремя предложениями «нарисуйте» положительный и отрицательный портрет героя нашего времени.

4. Акценты

Как правило, «газетные портреты» схематичны: 3-4 детали плюс «ведущая» деталь, характеризующая персонаж. Не случайно считается, что слово «очерк» произошло от слова «очерчивать», то есть буквально намечать штрихами, чертами.

Выпишите 3-4 детали, наиболее важные, на ваш взгляд, для характеристики героя. Постарайтесь найти доминирующую, «ведущую» деталь.

5. Описание персонажа

Опишите лицо, одежду, движения, мимику своего героя, его манеру держаться, общаться.

6. Черты характера

Выпишите как можно больше черт характера вашего героя: каков он дома, в учебной аудитории, на работе, в неформальной обстановке.

7. Ситуация

Та или иная ситуация как нельзя лучше характеризует человека. Вспомните случай, когда ваш герой повел себя неожиданным для вас образом.

8. Связки: герой - образ - проблема

Напишите предложение или несколько предложений, которые будут связывать образ вашего героя с собирательным образом и обозначенной проблемой.

9. Оценки

Сформулируйте свое отношение к персонажу. Ваша задача - ненавязчиво и будто даже незаметно для читателя передать свою оценку несколькими словами, включенными в текст очерка. Какие это могут быть слова?

Надо уметь придать очерку такой
дидактический характер, который
будит мысль и заставляет читателя
вместе с вами созерцать материал,
внутренне сталкивать его.
Михаил Кольцов

Критерии оценки очерка

1.Есть ли привлекательный уникальный заголовок, отражающий главную мысль очерка? (ЗАГОЛОВОК)

2.Есть ли в очерке уникальная идея - главный абзац, содержащий основную мысль (кульминационную фразу) произведения? (ИДЕЯ)

3.Полно ли представлен образ героя/объект исследования? (ИЗУЧЕННОСТЬ)

4.Показана ли сфера главных интересов героя, где он реализует смысл своей жизни/роль и значимость объекта в социокультурной ситуации современности? (КОМПЕТЕНЦИЯ)

5.Есть ли сенсационная, уникальная информация о герое и его деятельности? Не походит ли очерк на сухое резюме? (НЕСТАНДАРТНОСТЬ)

6.Есть ли ясная композиция, логическая последовательность абзацев? (ЛОГИКА)

8. Владение русским языком

Критерий

Требования к конкурсанту

Максимальное количество баллов

Знание и понимание теоретического материала

Определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры;
- используемые понятия строго соответствуют теме;
- самостоятельность выполнения работы.

Анализ и оценка информации

Грамотно применяет категории анализа;
- умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;
- способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению;
- диапазон используемого информационного пространства (использует большое количество различных источников информации);
- дает личную оценку проблеме;

Построение суждений

Ясность и четкость изложения;
- логика структурирования доказательств
- выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией;
- приводятся различные точки зрения и их личная оценка

Владение русским языком

Орфографическая и пунктуационная грамотность
Владение нормами русского языка
Словарный запас
Грамматический строй речи
Связанность изложения своих мыслей
Использование средств художественной выразительности
Соответствие стиля жанру
Индивидуальность стиля