Образ Катерины, ее душевная трагедия. По драме А. Островского «Гроза. Образ Катерины в пьесе «Гроза» А.Н.Островского Урок диспут 10 кл образ катерины гроза

исследование женского типа в русской литературе

Подробная запись урока, где представлена работа с художественным текстом, тестовая работа, работа детей со слайдами, актерское мастерство ученицы, исполнившей роль Катерины

Конспект урока

Урок одного героя. Образ Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Гимназия №4» города Саратова

Техническое обеспечение: проектор, ноутбук, портрет А.Н.Островского, художественный текст пьесы, доска

Цели и задачи урока: понять, из каких составляющих создаётся образ в драматическом произведении, проанализировать текст с точки зрения темы, увидеть индивидуальное и типическое в образе Катерины, постараться самостоятельно интерпретировать текст,провести параллели между жизнью и литературой, привлечь слайд-материалы из истории театральных постановок «Грозы»

Ход урока

1.Организационный момент : проверка готовности к уроку, наличие рабочей тетради по литературе, текста драмы «Гроза».

Запись темы урока в рабочих тетрадях.

Целеполагание урока(см.выше).

Запись эпиграфа урока с доски :

Решительный, цельный русский характер...является

у Островского в женском типе.

Н.Добролюбов

К пониманию смысла эпиграфа мы придём в течение урока. И помогать нам будет текст великого драматурга 19 века, писателя-слуховика А.Н.Островского (обращение к портрету писателя на доске).

2.Разминка в виде теста по прочитанному тексту «Грозы».

А)В каком городе на берегу Волги происходит действие пьесы Островского «Гроза»:

1)Бряхимов, 2)Калинов, 3)город, 4)Глупов

б)О ком в пьесе жители города говорят: «ругатель», «пронзительный мужик»?

1)Кулигин, 2)Борис, 3)Дикой, 4)Кудряш

в)Кто из героев пьесы хорошо знаком с творчеством Ломоносова, Державина и цитирует их стихи вслух?

1)Катерина, 2)Кулигин, 3)Борис, 4)Кабаниха

г)В «Грозе» Островского Глаша

1)дочь Кабанихи, 2)странница, живущая в доме Кабановых,

3)сестра Бориса, 4)девка в доме Кабановых

д) О каком городе говорит странница: «Иду я рано поутру...вижу на высоком-превысоком доме, на крыше, стоит кто-то лицом чёрен... И делает он руками, как будто сыплет что, а ничего не сыплется...»:

1)Калинов, 2)Петербург, 3)Москва, 4)город

е)Чьи это слова? «Не знаешь ты моего характеру! Коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь.»

1)1)Катерина, 2)Варвара, 3)Тихон, 4)Кулигин

Проверка его выполнения: один ученик комментирует свои ответы вслух, двое других подают тетради на проверку учителю. Учитель объявляет 3 оценки.

3.Не случайно этот вопрос (е) поставлен в тесте последним.

ВОПР.:Какая черта характера Катерины видна в этих словах?(решительность, твёрдость характера, гордость...). С такой позиции и начнём размышление над образом героини.

Работа с текстом

ВОПР.:Из чего складывается обычно наше представление о драматическом герое?

По ответам учащихся делаем запись в тетрадях :

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОБРАЗА ДРАМАТИЧЕСКОГО ГЕРОЯ:

Монологи,

Диалоги героев,

Поступки,

Взаимоотношения с другими персонажами,

Речь героя,

Внешний вид

ВОПР.: Обрисуйте обстановку в доме Кабановых. Какое место занимает здесь Марфа Кабанова? А какое Катерина?(ответы учащихся по тексту)

Вопр.:Расскажите о предыстории Катерины. Её мы узнаём из разговоров Катерины и Вари.

(Анализ монолога Катерины- действие 1 явление 7- о свободной жизни девушки в родительском доме:

Жила, как птичка на воле,

Одевалась, как кукла,

Вокруг цветы, красота(в речи Кати- ключик,водица...)

Утренняя и вечерняя молитвы в церкви и в саду,

Работа в радость(вышивка...),

Странницы, богомолки в доме.)

ПИСЬМЕННО в тетради выводы о характере Катерины:

Набожность,

Стремление к свободе,

Доброта,

Открытость,

Искренность,

Близость к народу, его культуре,

Поэтичная душа

ВОПР.:Как характеризует героиню её монолог в действии 1 явл.7 о её снах в отчем доме, о её ощущениях во время молитвы?

ПОСЛУШАЕМ ЭТОТ МОНОЛОГ В ИСПОЛНЕНИИ ученицы №1 , которая получила к уроку ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ.

ВОПРОС к ученице№1.

Как ученица понимает чувства героини в этом монологе? Что важно для понимания внутренней сути Катерины?

Выводы о «золотом» характере Катерины, её неподдельной вере в Господа, честности, своеобразии характера.

ВОПР. к классу:

Какие слова Катерины свидетельствуют не столько о мягкости, сколько о силе её характера(о детстве Кати)?(«Обидели меня... выбежала, села в лодку...На другое утро уж нашли вёрст за 10!

Или «Не знаешь ты моего характеру!..В Волгу кинусь...Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь...»

ДОПОЛНЯЕМ ЗАПИСЬ в тетради:

Решительность Катерины.

О положении Катерины в доме Кабанихи свидетельствуют многие детали. Впервые я дала задание просдедить по тексту драмы, как обращается Катерина к окружающим и как они обращаются к ней.

С выводами по этой проблеме выступит учащаяся 2(ученица говорит о том, что Катерина мягка со всеми, человечна: даже с ненавидящей её свекровью общается мило- называет ту маменькой, Бориса называет своей любовью, радостью. Варю- девонькой и т.п. А о ней ласково никто не отзывается, как будто не хотят видеть в ней лучезарной человечности, любви,честности, нежности. Всё Катя да Катя...)

ВОПР. Что толкает Катерину в объятья Бориса? Что дала Катерине любовь к Борису? Любит ли она мужа Тихона? Жалуется ли на неполное женское счастье,обделённость чем-либо?(Катерина жалуется на обделённость настоящей любовью, детьми- действие 2 явление 8)

ДОПИСЫВАЕМ В ТЕТРАДЬ:

Потребность в любви,

Мечта о женском счастье,

Страстность.

ВОПР. О чем говорит нам последний, предсмертный монолог Катерины(действие 5 явление 4)?

Учитель выразительно читает этот монолог. Идёт обсуждение его содержания(слышим поток сознания одинокой, униженной Катерины, не видящей выхода из тупика; это раздумья перед лицом смерти, в состоянии отрешённости и смятения; обилие! и... знаков)

4.Выводы по работе с текстом драмы

ВОПР. Можно ли назвать образ Катерины не вполне законченным? Схематичным?(нет, это цельный характер, живой, сочный, многоцветный. В отличие от драматических женских характеров, созданных ранее Фонвизиным, Грибоедовым, Пушкиным, Гоголем. Это заслуга автора- А.Островского.)

Возвращение к эпиграфу урока на доске . Продолжаем цитировать критика Добролюбова: «Характер Катерины составляет шаг вперёд не только во всей драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе».Этот « решительный, цельный русский характер...является у Островского в женском типе».

Характер Катерины-характер, гармонично сочетающий в себе индивидуальные черты, и в то же время это типический характер!(звучит доказательство учениками этого утверждения).

  1. Мы говорили о многих составляющих образа Катерины, а вопрос внешнего облика персонажа обсудили походя, когда дали отзывы о костюме, который подобрала наша актриса для исполнения монолога.

СЛОВО ученикам, готовившим СЛАЙДЫ из истории постановки «Грозы». Они расскажут нам об артистках ведущих театров России, которым довелось в 19 и 20 веках играть Катерину на сцене.

Учащийся 1 и учащийся 2 рассказывают во время показа слайдов о М.Ермоловой, Г.Федотовой,П.Стрепетовой, Пашенной, Рощиной-Инсаровой, Еланской, которые создали глубоко индивидуальные образы Катерины.

ДОПОЛНЕНИЕ учителя: впервые Катерину 2 декабря 1859 года в Александринском театре Петербурга сыграла Снеткова. Критики отозвались о ней так:хорошо выражала моральную чистоту, поэтическую восторженность героини, но лишила образ бытовых красок и по внешнему облику более походила на петербургскую барышню!

ВОПР.Кто, по-вашему, внешне действительно выражает характер Катерины?(обычно ребята соглашаются с образом, данным Стрепетовой(Александринский театр, 1881)). Учащиеся не соглашаются с костюмом Снетковой(фата, много купеческого в образе), Федотовой(крупные бусы, кокошник, широчайшая юбка на артистке).

6.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ . На этом разговор о великом женском типе в русской драматургии мы не будем считать законченным, т.к. на дом даётся задание сделать конспект статьи Н.Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» по вопросам, запсанным на первых уроках по творчеству драматурга. Индивидуальное задание получают 2 ученика -прочитать «Бесприданницу»А.Н. Островского и ответить на вопросы (история Л.Огудаловой, её трагедия, отличие этого женского типа от Катерины из драмы «Гроза»).

7.РЕФЛЕКСИЯ: что понравилось в уроке? Интересна ли форма «Урок одного героя»?

  1. Учитель ставит оценки, объясняя их.

Цели урока:

Образовательные:

Анализ образа Катерины;

Определение структурных элементов композиции драматического

произведения.

Внедрение информационных технологий на уроке литературы;

Развивающие:

Совершенствование умения и навыка анализа драматургического

произведения;

Развитие внимания и памяти.

Воспитательные:

Воспитание нравственных качеств у обучающихся на примере образа

Катерины;

Воспитание интереса к предмету.

Оснащение урока: ММП (мультимедийный проектор), экран, презентация, опорный конспект по теме: «Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством», пьеса А.Н.Островского «Гроза».

Ход урока.

Организационный момент

I. Объяснение нового материала.

Тема. Цель урока. (Слайд 1, 2,3)

Реализуя цель урока, мы должны ответить на проблемный вопрос: «Является ли самоубийство Катерины протестом против «темного царства»? (Слайд 4)

Обратимся к композиции пьесы. Какова завязка пьесы? (д. I, явл. 5). Что мы узнаем из этого действия?

Завязка — на придирка свекрови Катерина с достоинством и миролюбиво отвечает: «Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего из себя не доказываю». Первое столкновение (д. I, явл. 5). (Слайд 5,6)

В основе конфликта пьесы лежит столкновение самодуров их жертв. «Гроза» с первых явлений вводит читателя и зрителя в обстановку напряженной борьбы.

Как вы считаете, это первое столкновение героев?

Нет. Мы застаем героев в тот момент, когда противоречия между ними достигли уже значительной остроты. Мы понимаем, что Кабаниха уже не первый раз нападает

на Катерину.

Какие черты характера Катерины проявляются в первых же репликах? Неспособность лицемерить, лгать, прямота, чувство собственного достоинства.

Конфликт намечается уже в первом действии: Кабаниха не терпит в людях чувства собственного достоинства, непокорности, Катерина не умеет приспосабливаться и покоряться.

Беседа по тексту.

Откуда появились в героине эти черты? Зачем автор только о Катерине рассказывает так подробно, говорит о ее семье, детстве?

Сравните, какая атмосфера окружала Катерину в детстве и в семье мужа. Составьте таблицу. (Слайд 7)

Обратимся к Д.I явл.7. Прочитайте, как жилось Катерине до замужества.

Сделайте вывод.

Катерина жила счастливо, ее любили родители.

Как относится Катерина к религии, религиозна ли она? Прочитайте Д.I явл.7

Катерина религиозна, она любила ходить в церковь «до смерти».

А еще она выходила молиться в сад.

В мироощущении Катерины гармонически срастается славянская языческая древность, уходящая корнями в доисторические времена, с демократическими веяниями христианской культуры. Религиозность Катерины вбирает в себя солнечные восходы и закаты, росистые травы на цветущих лугах, полеты птиц, порхание бабочек с цветка на цветок. С нею заодно и красота сельского храма, и ширь Волги, и заволжский луговой простор. А когда молится героиня, у нее на лице улыбка ангельская и вся она как будто светится.

Радость жизни переживает Катерина в храме. Солнцу кладет она земные поклоны в своем саду, среди деревьев, трав, цветов, утренней свежести просыпающейся природы. «Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу...»

А как живется Катерине в доме Кабановых?

«Все как будто из-под неволи», «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем».

Сравнительная характеристика двух этапов жизни Катерины. (Слайд 8,9)

В детстве

В семье Кабановых

«Жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала».

Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду.

«Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи».

Атмосфера дома — страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»

Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой).

Черты «темного царства»: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение упреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие.

Для Катерины главное — жить в согласии со своими нравственными убеждениями.

Для Кабанихи главное — подчинить, не дать жить по-своему.

Взаимоотношения героев находятся в состоянии резкого контраста и рождают непримиримый конфликт.

Какие стороны характера Катерины раскрываются в разговоре с Варварой?

В этом разговоре раскрывается сила чувства Катерины, глубина ее душевной драмы, внутренняя сила, решительность ее характера. («Обманывать - то я не умею, скрыть-то ничего не могу», «Такая уж я зародилась, горячая»), показана готовность отстоять свою независимость, хотя бы ценой гибели («...уж коли мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой... в окно выброшусь, в Волгу кинусь...»). Этими словами предопределяется все дальнейшее поведение Катерины и ее трагическая гибель.

Что мы узнаем о чувствах Катерины? Д I, явл. 7,9

В этом разговоре Катерина впервые признается в любви к Борису. Все мысли Катерины сосредоточены на любви к Борису, это чувство захватило ее целиком, ни о чем другом она ни думать, ни говорить не в состоянии.

Катерина рада этому чувству?

Она нигде не говорит, что будет встречаться с Борисом.

— Д.II, явл.3,4,5 «Проводы Тихона». (Слайд 10)

Прочитайте Д.II, явл.3,4. Как ведут себя герои в этой сцене?

Сначала Кабаниха читает наставлении Тихону. С чувством облегчения произносит Тихон свою реплику: «Да-с, маменька, пора». Но оказывается, это еще не все. Мать требует, чтобы он дал наказ Катерине, как жить без него. Тихон понимает, что, исполняя волю матери, он унижает свою жену.

Когда наставления Кабанахи становятся очень оскорбительными, Тихон пытается возразить против издевательства над Катериной, но мать непреклонна, и он тихо, сконфузившись, как бы извиняясь перед женой, произносит: «Не заглядывайся на парней». Цель Кабанахи — привести к полной покорности домашних и прежде всего своенравную Катерину.

—Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?

В сцене проводов Тихона обнаруживается, до каких крайностей доходит деспотизм Кабанихи, выясняется полная неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом.

Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса?

(Ответы детей)

Ответ найдем в статье Добролюбова: «В этой страсти заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления сливаются здесь. К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных окружающих ее, к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы».

В душе Катерины сталкиваются друг с другом два равновеликих и равнозаконных побуждения. В кабановском царстве, где вянет и иссыхает все живое, Катерину одолевает тоска по утраченной гармонии. Ее любовь сродни желанию поднять руки и полететь. От нее героине нужно слишком много.

— Читаем Д. II , явл.10. «Монолог с ключом». (Слайд 11)

Как в сцене с ключом показаны мучения героини, борьба с собой и ее сила? Какие чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи? Каково значение сцены?

Здесь раскрывается победа естественного чувства Катерины над догмами домостроя. Речь героина полна коротких, отрывистых вопроси тельных и восклицательных предложений, повторов, сравнений передающих напряжение чувств Катерины.

После взволнованного вступления идут горькие раздумья Катерины о жизни в неволе. Речь становится более сдержанной, уравновешенной. Катерина оспаривает первоначальное решение — бросить ключ: «Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то!.. Да ведь он сам не захотел». Эта часть монолога сопровождается ремарками: подумав, молчание, задумывается, задумчиво смотрит на ключ, характеризующих состояние Катерины.

Заканчивается монолог сильным порывом чувств: «Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его».

— Д. IV, явл.3. О чем узнаем из разговора Варвары и Бориса?

Катерина после приезда мужа «просто сама не своя сделалась... Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной!».

Действие движется к кульминации. Где происходит покаяние Катерины?

Полуразрушенная церковь - символ города Калинова.

Что такое кульминация? (Слайд 12,13)

Д. IV, явл.4. Проследите, как раскрывается душевное состояние Катерины, как нарастает напряженность в развитии действия. (Слайд 14)

Надвигается гроза, которая, по мнению калиновцев, «нам в наказание посылается». Мрачный колорит усиливается и сценой действия — вместо панорамы Волги — узкая галерея с гнетущими сводами. Катерина вбегает на сцену, хватает Варвару за руку и держит крепко. Ее отрывистые реплики передают крайнее потрясение. Ее ранят и намеки Кабанихи и ласковая шутка Тихона. Раньше она была защищена сознанием своей правоты. Теперь она безоружна. А ласка мужа, перед которым она чувствует себя виноватой, для нее — пытка. Когда же в толпе появляется Борис, Катерина, как бы прося защиты, «приклоняется к Варваре».

Снова слышны пророчества: «Уже ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет...». Как и в Д. 1, появляется сумасшедшая барыня. Но в Д. 1 ее пророчества имели обобщенный характер: « Что, красавицы? Что тут делаете?.. Все в смоле будете кипеть неутолимой!..». То в Д. IV барыня обращается непосредственно к Катерине: «Что

прячешься! Нечего прятаться!..» Ее слова сопровождаются ударами грома.

Чем вы можете объяснить и мотивировать раскаяние героини?

Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что ее высокая нравственность, совесть героини восстает против обмана, который вошел в ее жизнь. Она говорила о себе: «Обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не могу». На возражение Варвары: «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», Катерина отвечает: «Не хочу я так. Да и что хорошего!» Для Катерины нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет важную сторону духовной жизни. И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою вину, попытку нравственного очищения.

Вывод. Подлинный источник покаяния героини в ее совестливости. «Какая совесть!.. Какая могучая славянская совесть!.. Какая нравственная сила... Какие огромные, возвышенные стремления, полные могущества и красоты», — писал о Катерине-Стрепетовой В. М. Дорошевич.

Анализ действия V.

Краткий пересказ действия V. (Слайд 15)

Мы узнаем, что Кабаниха заперла Катерину в доме, поедом ее ест, Тихон защитить жену не в силах. Убежав из дома, Катерина находит Бориса и просит взять ее с собой, но тот ей отказывает.

— Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе и не кончать жизнь самоубийством?

— Давайте представим, что Катерина имела возможность обратиться к современному специалисту-психологу.

Современные психологи используют специальные психологические механизмы, помогающие преодолеть душевный кризис. Один из таких механизмов хорошо вам известен, так как может использоваться не только в кризисных ситуациях, но и помогает принимать любые решения — это составление двух списков. В один список записываются позитивные последствия решения, в другой — негативные последствия. Давайте по- пробуем составить два списка «для будущей жизни» Катерины, основываясь на тексте пьесы. Составляем таблицу, используя цитаты. (Слайд 16,17)

Позитивные стороны

«Я буду жить, дышать, видеть небо, следить за полетом птиц, ощущать на себе солнечный свет...»

«Я буду перед Богом чиста, буду снова молить-ся, замолю свои грехи...»

«Не дают мне весь мир воспринимать сво-бодно, вольно - создам в доме свой мир, а не получится в доме, создам свой мир в своей душе. Этого мира у меня не отнять...»

«Запрут — вот и будет тишина, никто мешать не будет...»

«Мою любовь у меня никто не отнимет...»

«Тихон слаб, но я могу сделать его счастливей, если я защищу его от его матери...»

«Кабанова стара, скоро ей понадобится моя помощь...»

«Сколько радости принесут мне дети...»

Негативные стороны

«Найдут, силой поволокут домой...»

«Свекровь заест совсем...»

«Никогда не быть мне свободной...»

«Тихон не простит, снова придется видеть его недовольное лицо...»

«Бориса никогда не увижу, снова эти ночные страхи, эти долгие ночи, эти долгие дни...»

Итак, позитивного в жизни Катерины — больше. Если колонку с негативом закрыть ладонью, то получится, что жизнь героини будет наполнена такими ожиданиями и надеждами, с которыми можно не только наладить свое существование, но и построить его заново.

— Почему же Катерина не смогла увидеть эти надежды и спасти свою душу? Почему Катерина не смогла жить дальше?

Ей не позволяет ее совестливость, сознание своей греховности и еще то, что никто не хочет ей помочь. Тихон боится мать. Катерина делает последнюю попытку найти помощь и поддержку у любимого человека. «Возьми меня с собой, отсюда!» — просит она Бориса и получает отказ. Для нее оставалось лишь два выхода: вернуться домой и покориться или уйти из жизни. Она выбрала последнее.

(Слайд 18).

Зачитаем последний монолог Катерины. Мы выяснили, что Катерина верит в Бога, она набожна, а по христианским законам самоубийство - грех. Почему Катерина решается на самоубийство? (Слайд 19)

Пройдя через грозовые испытания, героиня нравственно очищается и покидает этот греховный мир с сознанием своей правоты: «Кто любит, тот будет молиться». «Смерть по грехам страшна», — говорят в народе. И если Катерина смерти не боится, то грехи искуплены. Ее уход возвращает нас к началу трагедии. Смерть освящается той же полнокровной и жизнелюбивой религиозностью, которая с детских лет вошла в душу героини: «Под деревцем могилушка... Солнышко ее греет... птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут... Ее смерть — это последняя вспышка одухотворенной любви к Божьему миру: к деревьям, птицам, цветам и травам.

Уходя, Катерина сохраняет все признаки, которые, согласно народному поверью, отличали святого: она и мертвая, как живая. «А точно, ребяты, как живая! Только на виске маленькая такая ранка, и одна только, как есть одна, капелька крови». Гибель Катерины в народном восприятии — это смерть праведницы. «Вот вам ваша Катерина, — говорит Кулигин. — делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его: а душа теперь не ваша: она теперь перед Тем Судией, который милосерднее вас».

Финал пьесы оставляет надежду на то, что Бог будет милосерднее к ней, чем люди, за ее великое страдание, за ее грешную любовь, за ее всепрощение миру.

Проблемный вопрос. (Слайд 20)

1.Конечно, все сказанное не дает основания считать самоубийство Катерины протестом против устоев, нравственности окружающего общества. В ее поведении и слабые, и сильные стороны. Самоубийцы - люди слабые.

2.Смерть Катерины — это протест, бунт, призыв к действию. Варвара сбежала из дома, Тихон обвинил мать в смерти жены, Кулигин бросил упрек в немилосердности.

II. Закрепление.

Обобщение материала по образу Катерины.

III. Домашнее задание.

Эссе: «Является ли самоубийство Катерины протестом против «темного царства»?

    Технология

    Форма урока: урок-размышление.

    Оборудование:

    «Сама жизнь - не что иное, как … сотворение

    Альбер Камо

    ХОД УРОКА

    I. Организационно - целевой этап:

    1.Организационный момент

    2. Постановка задач

    Сегодня мы с вами будем работать над изучением пьесы А. Н. Островского «Гроза». Тема урока - «Образ Катерины. Её душевная трагедия». Тема, которая может показаться лёгкой, но и одновременно очень сложной.

    Показ 4 презентаций. Оценивать данные презентации предоставляется гостям.

    демонстрация очередного слайда презентации).

    А что теперь видите вы?

    Учитель.

    Учител ь.

    Проблемный вопрос:

    Для того чтобы приступить к раскрытию темы урока, определите, пожалуйста, что вы должны будете сделать сегодня на уроке исформулируйте вопросы, на которые вы должны ответить в конце урока.

    (

    II. Операционно - познавательный этап:

    5. Информационный поток?

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему «Образ Катерины ее душевная трагедия» по пьесе А.Н.Островского «Гроза» »

Тема «Образ Катерины. Ее душевная трагедия».

По пьесе А.Н.Островского «Гроза».

Разработала: Жандосова Г.З.

Сабақ/Урок: 8 (15-16)

Тақырып/Тема: Образ Катерины. Её душевная трагедия.

Урок русской литературы по пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Тема. Цель: проанализировать образ Катерины; понять, почему Катерина решилась на самоубийство.

Задачи:

    Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы

    Создать условия для развития у учащихся умений формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её, умений сравнивать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия; развивать информационно-коммуникативные умения учащихся;

    Формировать ценностное отношение учащихся к окружающей действительности, к другим людям и их чувствам; осознанное свое предназначение в обществе и максимальная самореализация.

Технология информационно -коммуникативная

Форма урока: урок-размышление.

Оборудование: компьютер, презентация по теме урока (прилагается), запись шума дождя и грозы, дидактический материал.

«Сама жизнь – не что иное, как … сотворение

души, которым человек обязан себе…»

Альбер Камо

ХОД УРОКА

I. Организационно – целевой этап:

1.Организационный момент

Дорогие ребята! Рада видеть вас в хорошем настроении. Я думаю, что наш урок пройдёт в тёплой и дружественной атмосфере. Хочу пожелать вам успехов, уверенности в себе, хорошего настроения.

Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Улыбнитесь им и этим пожелайте всем всего хорошего.

2. Постановка задач

Сегодня мы с вами будем работать над изучением пьесы А. Н. Островского «Гроза». Тема урока – «Образ Катерины. Её душевная трагедия». Тема, которая может показаться лёгкой, но и одновременно очень сложной.

3. Проверка домашнего задания : Презентации учащихся на тему «Биография и творчество А.Н.Островского.». Работы оцениваются по критериям, учащиеся защищают свою работу.

Показ 4 презентаций.Оценивать данные презентации предоставляется гостям.

4. Мотивация учащихся к уроку

Я предлагаю вам посмотреть на облака (демонстрация очередного слайда презентации). Каждый из вас делал это многократно, смотрел и фантазировал, что представляет собой каждое облако.

А что теперь видите вы?

Ученики делятся своим мнением (воздушные замки, животное, храм и т.д.)

Учитель. Почему вы не увидели одно и то же? (Каждый ученик индивидуален, имеет своё мнение и свою точку зрения).

Учитель. Правильно, ребята. Каждый из вас воспринимает образ главной героини по-своему, потому что вы оцениваете её действия и поступки, исходя из своих взглядов и жизненного опыта.

Проблемный вопрос: Ребята, как вы думаете о чем произведение «Гроза»?

Для того чтобы приступить к раскрытию темы урока, определите, пожалуйста, что вы должны будете сделать сегодня на уроке и сформулируйте вопросы, на которые вы должны ответить в конце урока.

(Дать характеристику образу Катерины, рассмотреть причины её смерти, раскрыть значение понятий «грех», «свобода», «неизбежность», «красота», ответить на вопросы «Был ли иной путь у Катерины? В чём сила характера Катерины?)

Понятия и вопросы выводятся на слайдах презентации.

II. Операционно – познавательный этап:

5. Информационный поток

    Работа в группах.

Задание первой группе:

    Проанализировать, как формировался характер Катерины в детстве, и как это повлияло на её дальнейшую жизнь.

(Катерина росла в родительском доме, не зная хлопот. Ухаживала за цветами, слушала рассказы странниц, ходила в церковь. Ей часто виделись странные вещи: ангелы в золотом столбе, храмы золотые; ей снилось, что она летает.

Катерина - крайне религиозный человек. А религиозный человек должен жить по Закону Божьему.

Но есть ещё один факт, который говорит нам о характере главной героини. В шесть лет, когда её дома обидели, она села в лодку и поплыла по Волге. Нашли её через сутки вёрст за десять от дома. Это говорит нам о том, что Катерина – своевольный, своенравный человек, способный на необдуманные поступки, чтобы сохранить свою свободу и независимость).

Задание второй группе:

(Катерина очень рано вышла замуж за Тихона. Она попала в семью, где мать заправляла всем. Тихон иногда пытался возразить матери, заступиться за жену, но попытки пресекались в самом их начале. Тихон искал свободу вдали от дома. Ему нужно было выпить и погулять, а жена была для этого обузой. Поэтому он на просьбу Катерины взять её с собой отвечает: «С этакой-то неволи от какой хочешь красавицы-жены убежишь!»

Тихон любит Катерину. Это мы видим, когда он узнаёт о гибели жены. Но его слабость, бесхарактерность не дали ему возможность показать эту любовь Катерине.

От безысходности своего положения главная героиня ищет любви. Эту любовь она находит в Борисе Григорьевиче. Они практически не общались, виделись мельком, чаще в церкви. Но Борис Григорьевич говорит о своей любви, и Катерина считает свои чувства любовью. В ней заключается для героини вся жизнь; вся сила её натуры, все её живые стремления сливаются здесь. К нему влечёт её потребность любви, не нашедшая себе отзыва мужа, и оскорблённое чувство жены и женщины, и смертельная тоска её однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы . Но эта любовь и есть для неё грех. (Работа с понятием.)

Можно ли любовь Катерины и Бориса назвать настоящей? Борис, как и Тихон, отталкивает её, не желает взять с собой. Он зависит от дяди. После последнего свидания с Катериной он говорит: «Только одного надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго». Он понимает её душевное состояние. Может, но не хочет её спасти. Но Катерина, несмотря ни на что, умирает со словами: «Друг мой! Радость моя! Прощай!»)

Задание третьей группе:

(После своего безоблачного детства Катерина попадает в дом Кабановых, в «тёмное царство». Свекровь вечно её унижает, оскорбляет, не даёт спокойно жить с мужем. Ей не с кем поговорить. Варвара хоть и пытается понять невестку, но она не такая, как Катерина: «Главное, чтобы всё было шито-крыто». С каждым днём это «тёмное царство» охватывает Катерину, давит на неё. Нет спасения и в любви. Жизнь становится невыносимой. И Катерина чаще задумывается о самоубийстве).

Задание четвёртой группе:

(Н.А. Добролюбов и Д. И. Писарев дали Катерине совершенно разную характеристику. Н. А. Добролюбов назвал героиню «лучом света в тёмном царстве». Он считает Катерину сильной женщиной. Д. И.Писарев считает, что все действия и поступки Катерины лишены всякого здравого смысла. Он относит её к «вечным детям и карликам».

Их мнения расходятся потому, что каждый рассматривал характер, исходя из своих жизненных позиций, взглядов и опыта.)

Учитель. А теперь немного отдохнём и посмотрим, какой образ Катерины создала наша ученица (ученица читает наизусть монолог Катерины из пятого акта драмы.) Виткова К сения

Инсценировка фрагмента из пьесы «Отъезд Тихона в Москву»

III . Рефлексивно – оценочный этап:

    Ответ на вопросы:

    1. Каковы были предпосылки гибели Катерины?

      Был ли иной путь у Катерины? (Работа с понятием неизбежность)

      Почему А.Н.Островский назвал пьесу «Гроза»?

    Приём «Помощь психолога»

- Как вы думаете, ребята, остались ли Катерины в современном обществе? (Конечно,есть)

Каким образом современная Катерина может выйти из сложившейся ситуации?(На сегодняшний день любой человек может обратиться за помощью к квалифицированным специалистам. Это и помощь психолога, и познавательные книги, консультации,а также различные рекомендации в области психологии)

-Какие позитивные стороны должны быть у современного человека?

(Это здоровый образ жизни, желание жить, творить, наслаждаться каждым мгновением, ощущать чувство и состояние полного удовлетворения, стремиться реализовать цели и мечты, беречь и любить близких и окружающих, иметь любимое увлечение, хобби)

Найти себя – дороги нет короче,

Найти себя – дороги нет длинней;

Найти себя – открыть в душе источник,

Найти себя – и сделаться сильней!

Юрий Энтин

4. Обобщение изученного.

Учитель. Я предлагаю составить пятистишье, в которой вы можете дать обобщённую характеристику образа Катерины. (Работа в группах).

    Тема (существительное).

    Два определения (прилагательные).

    Действия (три глагола).

    Ассоциации (четыре существительные).

5. Действия (три глагола).

6.Тема (существительное).

Катерина.

Непосредственная, честная.

Любит, стремится, бунтует.

Свобода, страсть, замкнутость, грех.

Разочаровывается, страдает, гибнет.

Бедная Катерина

5. Домашнее задание.

1 Написать сочинение-эссе на тему «Гроза как явление природы и образ-символ в драме «Гроза»

2 Душевная драма Катерины (по пьесе А..Н.Островского «Гроза»

3 Почему Н.А.Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве»?(по пьесе А.Н.Островского «Гроза»

    Итог урока

-Оценивание работы учащихся в группах

-Оценивание презентаций групп

-Позитивное завершение занятия

На доске крепятся изображения островов с названиями «Остров познания», «Остров счастья», «Остров безразличия», «Остров сомнения», «Остров интереса». Ученики крепят клеящийся листочек на тот остров, где они побывали на уроке.

Задание первой группе:

Проанализировать, как формировался характер Катерины в детстве, и как это повлияло на её дальнейшую жизнь

Задание второй группе:

    Охарактеризовать отношения Катерины и Тихона, Катерины и Бориса. Можно ли считать чувство Катерины к Борису любовью?

Задание четвёртой группе:

    Как характеризуют образ Катерины Д. И. Писарев и А. Н. Добролюбов? В чём заключается противоречие в прочтении драмы критиками? Составить таблицу по критическим статьям

Задание третьей группе:

    Как повлияла жизнь в доме Кабановых на чувства и характер Катерины? Сопоставить жизнь Катерины до замужества и после

Cлайд 1

ТЕМА УРОКА «ЛУЧ СВЕТА В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ» (Н. ДОБРОЛЮБОВ) ОБРАЗ КАТЕРИНЫ. ЕЕ ДУШЕВНАЯ ТРАГЕДИЯ. (ПО ДРАМЕ А.Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»)

Cлайд 2

ЦЕЛЬ УРОКА Проанализировать образ героини; понять, почему Катерина решилась на самоубийство, что это – проявление силы или слабости духа? Развивать умение работать с критической литературой. Прав ли Н. Добролюбов, назвав Катерину «лучом света в темном царстве».

Cлайд 3

Cлайд 4

ЭПИГРАФ «Гроза есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий…» (Н. Добролюбов)

Cлайд 5

И. Глазунов. Иллюстрация к пьесе А.Н. Островского «Гроза» «В «Грозе» есть что-то освежающее и ободряющее. Это «что-то» есть, по нашему мнению, фон пьесы, обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства» (Н. Добролюбов)

Cлайд 6

«Луч света в темном царстве», - так назвал Катерину русский критик Н. Добролюбов. «…самый характер Катерины… тоже веет на нас новой жизнью, открывающийся в самой ее гибели». (Н. Добролюбов) «Прежде всего нас поражает необыкновенная своеобразность этого характера. Ничего нет в нем внешнего, чужого, а все выходит как-то изнутри его; всякое впечатление перерабатывается в нем и срастается с ним органически». (Н. Добролюбов)

Cлайд 7

I. Вступление. Пьесы А.Н. Островского – «пьесы жизни». (История создания драмы «Гроза») II. Основная часть. Душевная трагедия Катерины. 1. Жизнь Катерины в родительском доме. а) сердечное отношение родных. б) времяпрепровождение (посещение церкви, слушание рассказов странниц, богомолок…) в) относительная свобода. ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ КАТЕРИНЫ.

Cлайд 8

2. Черты характера, развившиеся под влиянием жизни у родителей: а) болезненная впечатлительность, экзальтированность; б) романтическое отношение к жизни. 3. Жизнь Катерины в доме Кабановой. а) жестокое отношение Кабанихи; б) постоянный духовный бунт; в) непонимание ее натуры и стремлений Тихоном.

Cлайд 9

4. Влияние жизни у Кабановых на Катерину. а) осознание своей обреченности; б) замкнутость, разочарованность в семейной жизни; в) страстное стремление к свободе, любви, счастью.

Cлайд 10

5. Основные черты характера: а) честность, непосредственность; б) моральная чистота; в) решительность, мужество; г) страстность натуры, глубина чувств; д) стремление к свободе; е) поэтичность натуры; ж) незаурядный ум; з) доброта, бескорыстие.

Cлайд 11

6. Речь Катерины – отражение богатства ее внутреннего мира. 7. Гибель Катерины – это слабость или ее сила? III. Заключение. Образ Катерины в оценке критиков. Мое мнение о Катерине.

Cлайд 12

ДОБРОЛЮБОВ ОБ ОБРАЗЕ КАТЕРИНЫ: «В сумрачной обстановке новой семьи… под тяжелой рукой бездушной Кабанихи нет простора ее светлым видениям, как нет свободы ее чувствам… Она ищет света, воздуха, хочет помечтать и порезвиться, полить свои цветы, посмотреть на солнце, на Волгу, а ее держат в неволе, в ней постоянно подозревают нечистые, развратные замыслы…» «К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он с виду и по речам не похож на остальных, окружающих ее; к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая в себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы».

Cлайд 13

Д.И. ПИСАРЕВ О КАТЕРИНЕ (ст. «Мотивы русской драмы» (1864 г.) Писарев называет Катерину «полоумной мечтательницей» и «визионеркой». «Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою, собственную жизнь и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нею под руками, она разрубает все затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством».

Cлайд 14

Нравственные переживания героини Писарев считает следствием того же неразумения героини: «Катерина начинает терзаться угрызениями совести и доходит в этом направлении до полусумасшествия; а между тем Борис живет в том же городе, все идет по-старому, и, прибегая к маленьким хитростям, можно было бы кое-как видеться и наслаждаться жизнью. Но Катерина ходит как потерянная, и Варвара очень основательно боится, что она бухнется мужу в ноги да и расскажет ему все по порядку. Так оно и выходит…. Грянул гром – Катерина потеряла последний остаток своего ума…»

Cлайд 15

ПОЗИТИВНЫЕ СТОРОНЫ НЕГАТИВНЫЕ СТОРОНЫ Я буду жить, дышать, видеть небо, следить за полетом птиц, ощущать на себе солнечный свет…» «Я буду перед Богом чиста, буду снова молиться, замолю свои грехи…» «Найдут, силой поволокут домой…» «Свекровь заест совсем…» «Никогда не быть мне свободной…» «Тихон не простит, снова придется видеть его недовольное лицо…»

Cлайд 16

«Не дают мне весь мир воспринимать свободно, вольно – создам в доме свой мир, а не получится в доме, создам свой мир в своей душе. Этого мира у меня не отнять…» «Запрут – вот и будет тишина, никто мешать не будет…» «Тихон не простит, снова придется видеть его недовольное лицо…» «Бориса никогда не увижу, снова эти ночные страхи, эти долгие ночи, эти долгие дни …».

Cлайд 17

«Мою любовь у меня никто не отнимет…» «Тихон слаб, но я могу сделать его счастливей, если защищу его от матери…» «Кабанова стара, скоро ей понадобится моя помощь…» «Сколько радости принесут дети…»

Cлайд 18

1. -духовно богатая, поэтическая, возвышенная натура; 2. - сомневается в правильности своих поступков, пробует остановить себя; 3. -не идет на нравственные компромиссы (на «сделку с совестью»; 4. испытывает отвращение ко лжи, обману; 5. -жаждет свободы и счастья 1. -пугается силы и глубины своего чувства к Борису; 2. -обладает обостренным чувством справедливости; 3. -ощущает страх перед «своеволием» чувства любви; 4. -переживает чувство вины перед Тихоном; 5. -нравственные понятия религиозно окрашены «ДИАЛЕКТИКА ДУШИ» ГЕРОИНИ БОРЬБА СТРАСТИ И ЧИСТОТЫ НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА ПОЧЕМУ ПОГИБЛА КАТЕРИНА?

Cлайд 19

Н ДОБРОЛЮБОВ: «Грустно, горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. Хорошо что нашлась в этой бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход. В том и сила ее характера, оттого-то «Гроза» и производит на нас впечатление освежающее… Без сомнения, лучше было бы, если бы возможно было Катерине избавиться другим образом от своих мучителей, или же окружающие ее мучители могли бы измениться…»

Cлайд 20

«Мы уже сказали, что конец кажется нам отрадным; легко понять, почему; в нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что уже нельзя идти дальше, нельзя долее жить с насильственными мервеющими началами. В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое дают ей в обмен за ее живую душу…»