Обобщение понятий. Что такое обобщение

Обобщение понятия – это совершение перехода от понятия с меньшим объемом, но большим содержанием к понятию с большим объемом и меньшим содержанием. При обобщении осуществляется переход от видового понятия к родовому.

Например, обобщая понятие «хвойный лес», мы переходим к понятию «лес». Содержание этого нового понятия уже, зато объем значительно шире. Содержание уменьшилось, потому что мы изъяли (убрав слово «хвойный») ряд характерных видовых признаков, отражающих особенности хвойного леса. Лес – это род по отношению к понятию «хвойный лес», являющемуся видом. Исходное понятие может быть как общим, так и единичным. Например, можно осуществить обобщение понятия «Париж» (единичное понятие) путем перехода к понятию «европейская столица», следующим шагом будет переход к понятию «столица», потом «город», «селение». Таким образом, постепенно исключая характерные признаки, присущие предмету, мы движемся в сторону наибольшего расширения объема понятия, жертвуя содержанием в пользу абстракции.

Цель обобщения – максимальное отстранение от характерных признаков. При этом желательно, чтобы такое отстранение происходило как можно более постепенно, т. е. переход от рода должен происходить к самому близкому виду (с наиболее широким содержанием).

Обобщение понятий не безгранично, и пределом обобщения являются философские категории, например «бытие» и «сознание», «материя» и «идея». Поскольку категории лишены родового понятия, обобщение их невозможно.

Ограничение понятия – это логическая операция, противоположная обобщению. Если обобщение идет по пути постепенного отстранения от признаков предмета, ограничение, напротив, обогащает совокупность признаков понятия. Таким образом, осуществляется переход от общего к частному, от вида к роду, от единичных понятий к общим.

Эта логическая операция характеризуется уменьшением объема за счет расширения содержания.

Операция ограничения не может продолжаться дальше, когда в его процессе достигается единичное понятие. Оно характеризуется максимально полным содержанием и объемом, в котором мыслится лишь один объект.

Таким образом, операции ограничения и обобщения – это процесс конкретизации и абстракции в рамках от единичного понятия до философских категорий. Эти операции учат человека мыслить более правильно, способствуют познанию предметов, явлений, процессов окружающего мира, их взаимосвязей. Благодаря обобщению и ограничению мышление становится более ясным, четким и последовательным. Однако не следует путать обобщение и ограничение с выделением из целого части и рассмотрением этой части отдельно. Например, двигатель автомобиля состоит из деталей (карбюратор, воздушный фильтр, стартер), детали состоят из более мелких, а те в свою очередь из еще более мелких. В этом примере понятие, следующее за предыдущим, не является его видом, а есть лишь его составной частью.

Словарь Ушакова

Обобщение

обобще ние , обобщения, ср. (книж. ).

1. только ед. Действие по гл. - . «...Не кто иной, как Ленин, взялся за выполнение серьезнейшей задачи обобщения по материалистической философии наиболее важного из того, что дано наукой за период от Энгельса до Ленина...» Сталин .

2. Общий вывод, положение, мысль общего характера, возникающие в итоге изучения, исследования отдельных фактов, явлений. Ленинизм является обобщением опыта революционного движения рабочих всех стран. Широкие обобщения. Правильные обобщения.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Обобщение

(от лат. generalisatio ) - мысленный переход от отдельных фактов, событий к отождествлению их (индукционное обобщение); от одной мысли к более общей, другой (логическое обобщение). Включает возможность обобщать теории, например, перейти от геометрии Евклида к геометрии Лобачевского или Римана, а затем к геометрии Минковского. Не исключается и такая схема обобщения: единичное понятие - обобщенное понятие - суждение - закон науки - теория. Получение, выработка обобщенного знания означает более глубокое проникновение в сущность действительности.

Педагогический терминологический словарь

Обобщение

переход на более высокую ступень абстракции путём выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т.п.) предметов рассматриваемой области; влечёт за собой появление новых научных понятий, законов, теорий. О. обеспечивает мышлению учащихся определённость и последовательность.

О. в обучении выступает в двух видах - эмпирическом и теоретическом. Эмпирическое О. осуществляется путём сравнения группы предметов (или представлений о них) и выявления их одинакового, повторяющегося или общего свойства. Эмпирическое О. служит основой формирования как житейских представлений, так и эмпирических понятий в науке, и характерно для начальных стадий познания. Одним из наиболее распространённых способов реализации этого вида О. в обучении является информационно-рецептивный метод обучения.

Теоретическое О. осуществляется путём анализа системы, который состоит в её преобразовании с целью выявления некоторого абстрактного исходного отношения как генетически общей основы этой системы. Теоретическое О. используется при такой организации обучения, в которой учащиеся усваивают знания в процессе решения задач. Преобразовывая её условия, они находят общий принцип перехода ко многим другим однородным задачам. Этот вид О. характерен для достаточно развитого уровня познания.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 172)

Словарь антонимов русского языка

Обобщение

По ходу процесса мышления имеют место четыре операции. К ним, в частности, относят деление, определение, ограничение и обобщение понятий. У каждой операции свои особенности и закономерности течения. Что такое обобщение? Чем отличается этот процесс от прочих?

Определение

Обобщение - это Посредством нее при исключении видового признака получается в результате иное определение, обладающее более широким объемом, но существенно меньшим содержанием. Усложненно можно сказать, что обобщение - это форма приращения знания посредством мысленного перехода к общему от частного в определенной модели мира. Это, как правило, соответствует переходу на более высокий уровень абстракции. Результатом рассматриваемой логической операции будет являться гипероним.

Общая информация

Проще говоря, обобщение - это переход от видовых понятий к родовому. Например, если взять определение "хвойный лес". Посредством обобщения в результате получается "лес". У полученного понятия уже есть содержание, но объем при этом значительно шире. Содержание стало меньше в связи с тем, что было убрано слово "хвойный" - видовой признак. Следует сказать, что исходное понятие может быть не только общим, но и единичным. Например, Париж. считается единичным. При совершении перехода к определению "европейская столица", далее будет "столица", затем "город". Данной логической операции можно повергнуть различные определения. Например, провести обобщение опыта работы. В этом случае посредством перехода от частного к общему происходит осмысление деятельности. Обобщение опыта применяется зачастую тогда, когда имеется большое скопление методического и прочего материала. Так, исключая постепенно характерные признаки, которые присущи предмету, происходит движение в сторону наибольшего расширения понятийного объема. В итоге содержание жертвуется в пользу абстракции.

Особенности

Мы рассмотрели такое понятие, как обобщение. Целью его является максимальное отстранение исходного определения от свойственных ему признаков. Желательно при этом, чтобы процесс происходил как можно постепеннее, то есть переход должен происходить в сторону самого близкого вида, обладающего наиболее широким содержанием. Обобщение - это не безграничное определение. В качестве его предела выступает определенная общая категория. Это понятие, обладающее предельной широтой объема. К таким категориям относят философские определения: "материя", "бытие", "сознание", "идея", "движение", "свойство" и прочие. В связи с тем что указанные понятия не имеют родовой принадлежности, обобщение их не представляется возможным.

Обобщение в качестве задачи для искусственного интеллекта

Формулирование задачи было осуществлено Розенблаттом. В процессе эксперимента по "чистому обобщению" от перцептрона или модели мозга необходимо было перейти на один стимул от избирательной реакции к стимулу, подобному ему, но не активизирующему ни одного из прежних сенсорных окончаний. Более слабым видом задачи может, например, являться требование о распространении реакции системы на компоненты категории аналогичных стимулов, которые не обязательно отделены от показанного ранее (либо воспринятого на ощупь или услышанного прежде) стимула. В данном случае есть возможность исследовать спонтанное обобщение. При этом процессе критерии аналогии не навязываются экспериментатором или не вводятся извне. Также можно изучить и принудительное обобщение, при котором исследователь "обучает" систему понятиям подобия.

Ограничение

Данная логическая операция является противоположной обобщению. И если второй процесс представляет собой постепенное отстранение от признаков, свойственных конкретному предмету, то ограничение, наоборот, призвано обогатить комплекс характеристик. Данная логическая операция предусматривает уменьшение объема на основании расширения содержания. Ограничение завершается в тот момент, когда появляется единичное понятие. Это определение характеризуется наиболее полным объемом и содержанием, где предполагается только один предмет (объект).

Выводы

Рассмотренные операции обобщения и ограничения представляют собой процессы абстракции и конкретизации в границах от единичного определения до философских категорий. Данные процессы способствуют развитию мышления, познанию объектов и явлений, их взаимодействий.

Благодаря использованию обобщений и ограничений понятий, мыслительный процесс протекает более ясно, последовательно и четко. Вместе с этим не следует путать рассматриваемые логические операции с выделением части из целого и рассмотрением полученной части отдельно. К примеру, автомобильный двигатель включает в себя несколько деталей (стартер, воздушный фильтр, карбюратор и прочие). Эти элементы, в свою очередь, состоят из других, более мелких, и так далее. В данном примере понятие, которое следует далее, не является видом предыдущего, а только его составным элементом. В процессе обобщения отбрасываются характерные признаки. Вместе с уменьшением содержания (ввиду устранения признаков) увеличивается объем (поскольку определение становится более общим). В процессе ограничения же, наоборот, родовое понятие прибавляет новые и новые видовые характеристики и признаки. В связи с этим уменьшается объем самого определения (так как становится более конкретным), а содержание, наоборот, увеличивается (за счет добавления характеристик).

Примеры

В учебном процессе обобщения применяются практически во всех случаях, когда определения даются через видовое или родовое отличие. Например: "Натрий" - химический элемент. Или можно использовать ближайший род: "Натрий" - металл. Еще один пример обобщения:


А вот пример ограничения в русском языке:

  1. Предложение.
  2. Простое предложение.
  3. Простое
  4. Простое односоставное предложение со сказуемым.

Многие вещи в реальной жизни обладают общими. Например, и кошки, и собаки - животные. У объектов также могут быть общие свойства, которые можно выделить с помощью обобщения между их классами. Выделение общих свойств в отдельные классы упростит процесс изменения системы и управление ею в будущем.

Обобщение подразумевает, что один класс наследует свойство другого класса. Наследующий класс называется потомком. Класс, свойства которого наследуют, называется предком. Наследование означает, что определение предка, включая все его свойства (атрибуты, отношения или операции его объектов) также верно и для объектов потомка. Графически обобщение изображается в виде стрелки, направленной от потомка к предку.

Обобщение можно выполнять в несколько стадий, что позволяет моделировать сложные многоуровневые иерархии наследования. Общие свойства располагаются в верхних уровнях иерархии, а специальные - в нижних. Другими словами, с помощью обобщения можно моделировать концепции более общего характера.

В системе по переработке отходов все классы (Консервная банка, Бутылка и Ящик) описывают разные типы отходов. Они обладают двумя общими свойствами - высотой и массой. С помощью атрибутов и операций эти свойства можно оформить в виде отдельного класса Отходы. Классы Консервная банка, Бутылка и Ящик унаследуют свойства этого класса.

Классы Консервная банка, Бутылка и Ящик обладают общими свойствами - высотой и массой. Каждый из этих классов представляет собой частный случай общей концепции Отходы.

Множественное наследование

Класс может наследовать из нескольких других классов путем множественного наследования. Однако обычно у класса бывает только один предок.

При использовании множественного наследования будьте готовы к следующим потенциальным проблемам:

  • Если класс наследует свойства нескольких классов, проверьте имена отношений, операций и атрибутов предков. Если некоторые предки названы одинаковым именем, необходимо дать дополнительное описание в классе-потомке, например, указав имя для определения источника наследования.
  • Если используется повторяющееся наследование, один и тот же предок наследуется потомком более одного раза. В этом случае иерархия наследования будет иметь форму ромба, как показано на следующем рисунке.

Множественное и повторяющееся наследование. Класс Окно с полосой прокрутки и вложенным окном наследует свойства класса Окно более чем один раз.

Здесь может возникнуть вопрос "Сколько копий атрибутов класса Окно добавлено в класс Окно с полосой прокрутки и вложенным окном?". При использовании повторяющегося наследования необходимо иметь четкое определение его семантики. В большинстве случаев семантика определяется языком программирования, который поддерживает повторяющееся наследование.

Обычно правила языков программирования, касающиеся множественного наследования, очень сложны, и для правильного использования этих правил необходимо их очень хорошо понимать. Поэтому множественное наследование рекомендуется применять только при необходимости и с большой внимательностью.

Абстрактные и конкретные классы

Класс, не имеющий экземпляров, и существующий только для наследования другими классами, называется абстрактным классом. Классы, имеющие экземпляры, называются конкретными классами. Обратите внимание, что действующий абстрактный класс должен иметь по крайней мере одного потомка.

Сайт Палитра в системе управления складом товаров служит абстрактным сущностным классом, который обладает свойствами, общими для различный типов сайтов Палитра. Свойства этого класса наследуются конкретными классами (Приемный пункт, Оборудование и Помещение), каждый из которых представляет собой сайт Палитра. Все эти объекты обладают общим свойством - содержат одну или несколько палитр.

Класс-предок, в данном случае сайт Палитра, является абстрактным и не имеет собственных экземпляров.

Использование

Поскольку каждый стереотип классов имеет свое назначение, наследование между классами разных стереотипов не имеет смысла. Например, если пограничный класс унаследует свойства сущностного класса, то превратится в некий гибрид. Поэтому обобщение применяется только между классами одного стереотипа.

Обобщение позволяет установить два вида отношений между классами:

  • Отношение подтипов - потомок является подтипом предка. Отношение подтипов означает, что потомок наследует структуру и поведение предка и является его типом. То есть, потомок - это подтип, который может полностью заменить предка в любой ситуации.
  • Отношение подклассов - потомок является подклассом (не подтипом) предка. Отношение подклассов означает, что потомок наследует структуру и поведение предка и не является типом предка.

Для создания таких отношений нужно выделить свойства, общие для нескольких классов, поместить их в отдельные классы и установить наследование от этих новых классов. Другой способ - создать новые классы, конкретизируя свойства более общих классов, и установить наследование, чтобы новые классы наследовали свойства более общих классов.

Если эти два варианта совпадают, будет нетрудно правильно установить наследование между классами. Однако в некоторых случаях эти варианты не совпадают. Тогда нужно очень тщательно следить, чтобы структура наследования оставалась ясной и четкой. По крайней мере нужно знать назначение каждого экземпляра наследования в модели.

Наследование и поддержка полиморфизма

Отношение подтипов означает, что потомок является подтипом, который может полностью заменить всех своих предков в любой ситуации. Отношение подтипов - это частный случай полиморфизма. Оно является важным свойством, позволяющим создавать все клиенты (объекты, которые используют предка) без учета потенциальных потомков этого предка. В результате объекты-клиенты становятся более общими и пригодными для повторного использования. Когда клиент использует действительный объект, он будет работать определенным образом, и объект будет всегда выполнять свою задачу. При наличии отношения подтипов система всегда позволяет вносить изменения в набор подтипов.

В системе управления складом товаров класс Интерфейс Оборудование определяет базовый набор функций для связи со всеми типами транспортного оборудования, например, кранами и грузовиками. Этот класс определяет, помимо прочего, операцию executeTransport.

Классы Интерфейс Грузовик и Интерфейс Кран наследуют свойства класса Интерфейс Оборудование. Таким образом, объекты обоих классов будут отвечать на сообщение executeTransport. Эти объекты могут в любое время заменить Интерфейс Оборудование и будут при этом обладать его поведением. Другие объекты (клиенты) могут послать сообщение в объект Интерфейс Оборудование, не обладая информацией, откуда придет ответ - от Интерфейса Грузовик или от Интерфейса Кран.

Класс Интерфейс Оборудование может быть абстрактным, то есть может не иметь собственные экземпляры. В этом случае он может только определять сигнатуру операции executeTransport, а классы-потомки будут ее реализовывать.

В некоторых объектно-ориентированных языках программирования, например, в C++, иерархия классов используется как иерархия типов, вынуждая создавать подтипы в модели проектирования с помощью наследования. В других языках, например, в Smalltalk-80, при компиляции не используется контроль типов. Если объекты не могут ответить на полученное сообщение, они выдают сообщение об ошибке.

Однако обобщение можно использовать для установления отношений подтипов и в языках без контроля типов. В некоторых случаях обобщение нужно использовать независимо от того, поддерживает ли его язык программирования. Это делается для упрощения модели объекта и исходного кода и удобства их обслуживания. В целом, решение о том, применять ли наследование, в большой степени зависит от специфики языка программирования.

Наследование для поддержки повторного использования реализации

Отношение подклассов составляет основу концепции повторного использования при обобщении. При создании подклассов необходимо определить, какие части реализации будут повторно использоваться наследуемыми свойствами, определенными в других классах. Отношения подклассов экономят усилия и позволяют повторно использовать код при реализации классов.

В библиотеке классов Smalltalk-80 класс Dictionary наследует свойства класса Set.

Причина этого обобщения в том, что класс Dictionary может повторно использовать некоторые общие методы и способы хранения из реализации класса Set. Хотя класс Dictionary можно рассматривать как класс Set (содержащий пары ключ-значение), Dictionary не является подтипом Set, потому что в Dictionary нельзя добавлять объекты любых типов, а только пары ключ-значение. Объекты, использующие Dictionary, не обладают информацией, что этот класс является классом Set.

Создание подклассов часто приводит к возникновению непоследовательности наследования в иерархиях, из-за чего структуру наследования трудно понять и использовать. Поэтому наследование только в целях повторного использования следует применять тогда, когда в инструкциях по работе с языком программирования не указаны другие способы. Работа с повторным использованием такого типа достаточно сложна. Любые изменения класса Set могут повлечь значительные изменения всех классов, наследующих его свойства. Учтите это и устанавливайте наследование только от стабильных классов. Наследование фактически остановит реализацию класса Set, потому что для его изменения придется приложить слишком много усилий.

Наследование в языках программирования

Использование отношений обобщения при проектировании сильно зависит от семантики и соответствующих рекомендаций языка программирования. Объектно-ориентированные языки поддерживают наследование между классами, а остальные языки - нет. При работе с моделью проекта необходимо учитывать характеристики языка программирования. Если язык не поддерживает наследование или множественное наследование, необходимо смоделировать наследование при реализации. В таком случае это лучше сделать в модели проекта и не использовать обобщение для описания структур наследования. Моделирование структур наследования с помощью обобщения, а затем моделирование наследования при реализации может разрушить проект.

Если язык не поддерживает наследование или множественное наследование, необходимо смоделировать наследование при реализации. В таком случае это лучше сделать в модели проекта и не использовать обобщение для описания структур наследования. Моделирование структур наследования с помощью обобщения, а затем моделирование наследования в реализации может разрушить проект.

Во время моделирования возможно потребуется изменить свойства интерфейсов и других объектов. Наследование рекомендуется моделировать одним из следующих способов:

  1. Направляя сообщения от потомка к предку.
  2. Копируя код предка в каждом потомке. В этом случае класс предка не создается.

В этом примере потомки направляют сообщения своему предку через ссылки, которые являются экземплярами ассоциаций.

Поведение, общее для объектов Консервная банка, Бутылка и Ящик, оформляется в отдельный класс. Объекты с таким же поведением при необходимости его выполнения посылают сообщение в объект Отходы.

лат. generalisatio), в обучении, мыслительное действие, выявляющее отношение и связи частных и общих свойств усваиваемого материала. О. - одно из осн. мыслит, действий, присутствует в любой деятельности, позволяя человеку обнаруживать в многообразии предметов нечто общее, необходимое ему для правильной ориентации в окружающем мире. О. неразрывно связано с процессом абстракции и в обучении позволяет учащимся обнаруживать и выделять в усваиваемых частных знаниях объединяющее их общее свойство, дающее им нек-рую целостность, что обеспечивает мышлению учащихся определенность, последовательность и дисциплинированность.

О. в обучении имеет два вида - эмпирическое и теоретическое. Эмпирич. О. осуществляется путем сравнения группы предметов (или представлений о них) и выявления их одинакового, повторяющегося или общего свойства, обозначаемого особым словом и становящегося содержанием эмпирич. понятия. Эмпирич. О. служит основой формирования как житейских представлений, так и эмпирич. понятий в науке, характерно для нач. стадий познания. Формирование у учащихся эмпирич. понятий считается одной из важных целей обучения и достигается посредством соответствующего расположения материала учебника. На основе эмпирич. О. учащиеся усваивают путем обнаружения родо-видовых отношений и свойств раз л. способы классификации предметов и явлений, растений и животных (биология), частей слова и предложений (грамматика), плоских и объемных фигур (геометрия) и т. д. Создание и иерархия эмпирич. О. подчинены задаче опознания единичного предмета как относящегося к определенному месту классификации, что является условием применения нек-рого правила в обращении с этим предметом. Ориентация на опознават. признаки рода и вида предметов служит основой применения учащимися разнообразных, усвоенных ими правил действия. Опора на классификацию помогает им включить один и тот же предмет то в узкие, то в более широкие по объему группы (классы). Знание эмпирич. общего, будучи результатом сравнения и словесного обозначения, есть нечто абстрактное и отвлеченное. Переход от образов восприятия к эмпирич. общему (к понятию) - это переход от конкретного и чувственного к абстрактному и мыслимому. Для обеспечения такого перехода в процессе обучения используются разл. средства наглядности. Одним из наиб. распространенных способов реализации этого вида О. в обучении является применение информационно-рецептивного метода обучения. Регулярное использование эмпирич. О. в обучении культивирует у человека эмпирич. мышление.

Теоретич. О. осуществляется путем анализа системы, к-рый состоит в ее преобразовании с целью выявления нек-рого абстрактного исходного отношения как генетически общей основы этой системы. Абстрактность исходного отношения состоит в том, что оно в самом начале анализа лишь в односторонней и неразвитой форме представляет целостную (конкретную) систему. Фиксируя такое отношение в знаково-симво-лич. виде, учащиеся создают теоретич. О. и, опираясь на него, раскрывают закономерные или существенные связи этого исходного отношения с разл. частными проявлениями системы, все более конкретизируя свое знание о ней. При таком движении мысли от абстрактного к конкретному учащиеся мысленно воспроизводят целостность изучаемой ими системы. Знание теоретич. общего, будучи результатом аналитич. преобразования системы, прежде всего обнаруживается в мыслит, способах выделения и удерживания специфики ее исходного отношения в процессе его мысленного «увязывания» с разл. частными проявлениями системы. Средством обнаружения генетич. общей основы нек-рой системы служит ее реальное или мысленное преобразование. Это средство используется при такой организации обучения, в к-рой учащиеся усваивают знания в процессе решения уч. задач. Преобразовывая ее условия, они находят общий принцип правильного подхода ко мн. др. однородным задачам (движение мысли «от общего к частному»). Усвоение знаний посредством решения уч. задач развивает у человека основы его теоретич. мышления. Теоретич. О. присуще образованию понятий, используемых при создании развернутых систем знания. Этот вид О. характерен для достаточно развитого уровня познания.

В совр. концепциях шк. педагогики и детской психологии принята точка зрения, согласно к-рой в процессе обучения дошкольников и мл. школьников необходимо ориентироваться на эмпирич. О. Лишь в подростковом и более старшем возрасте знания усваиваются путем их теоретич. О. В 60-70-х гг. нек-рые экс-перим. исследования продемонстрировали возможность реализации теоретич. О. уже в мл. классах школы.