Нужны ли ребенку сказки. Нужны ли детям современные сказки. Что дают сказки ребенку

Зачем детям сказки? Вопрос, конечно, интересный. Есть подозрение, что сказки нужны всем, даже взрослым, ведь сказка – это приглашение окунуться в иной мир, встретиться с интересными персонажами, успеть полюбить положительных героев и испытать негодование к отрицательным.

Сказка тем прекраснее, что всегда имеет хороший конец. А это, в свою очередь, дает нам незыблемую уверенность, что добро всегда побеждает зло, что плохие поступки наказуемы, так или иначе, и никогда не нужно опускать руки перед возникшими трудностями в жизни. Но, всё-таки, так ли необходимы детям сказки ?

Самыми традиционными являются народные сказки , переходящие из поколения в поколение, но практически оставшиеся без изменений.

Ребенок через сказку проживает фрагменты жизни любимых героев. Таким образом, как бы программируется на определенные поступки в подобных ситуациях в своей жизни.

Через сказку проще и нагляднее объяснить ребенку прописные истины: не обижать слабых, не обманывать, быть добрым и отзывчивым к горестям других, не быть простаком и суметь распознать обман, намерения навредить тебе.

Как бы ни пестрели витрины книжных магазинов изданиями современных авторов, не следует лениться отыскать для самых юных слушателей именно народные сказки, сказки классиков русской литературы, не обходить стороной и сказки народов мира. Тем более, эти книги переиздаются регулярно, к их оформлению добавляются более яркие иллюстрации.

Слушая сказки , ребенок испытывает наслаждение, это такой себе вид развлечения, кроме этого сказка заставляет ребенка думать, подключать воображение и фантазию. При этом в сказке отсутствует прямое нравоучение, сказка учит, но не навязчиво.

Для старших деток можно регулярно использовать такую игру: читаем сказку , останавливаемся перед развязкой и предлагаем ребенку самому придумать концовку.

Играть таким образом с одной и той же сказкой можно сколько угодно раз, пока не иссякнет интерес ребенка к процессу. Этот метод широко используется в сказкотерапии , кроме этого часто психологи рекомендуют дать ребенку возможность самому придумать сказку, в которой герои подчас могут совершать весьма нелогичные, где-то неправильные, по мнению родителей, поступки.

Можно начинать читать ребенку сказки еще в утробе матери. После выписки из роддома приступать к чтению можно сразу, как только будет налажен быт с появлением нового члена семьи, примерно с двухнедельного возраста.

Кроме сказок можно петь ребенку колыбельные. Ребенок сразу их полюбит и с взрослением родители начнут замечать по реакции малыша момент, когда ребенок начнет их узнавать по первым звукам.

Читаем сказку в сотый раз…

Родители, практикующие чтение сказки на ночь , вероятно уже столкнулись с таким явлением, как требование ребенка читать одну и ту же сказку много вечеров подряд. При этом никакие уговоры, заманивание более яркими иллюстрациями других книг, почему-то не помогают, ребенок упорствует и требует только одну книгу.

С чем это связано и нужно ли с этим бороться?

Психологи объясняют это двумя факторами. Во-первых, мозг ребенка устроен так, что сначала информацию он запоминает, выучивает на память, а потом уже приходит понимание, осознание этой информации. Как правило, сказка содержит цепочку событий, при этом нам, взрослым, кажется, что в книге всё доступно изложено. Но в реальности ребенку трудно переваривать всю сказку целиком за однократное прослушивание, поэтому есть потребность слушать ее и слушать.

Кроме этого, у ребенка есть потребность в стабильности, в ритуалах. Сказку он уже прослушал, концовку ее помнит, и, тем самым, у ребенка возникает чувство уверенности, защите, он себя как бы обезопасил от неожиданных событий. И, конечно же, с этим бороться не нужно, а скорее наоборот, всеми действиями поддерживать у ребенка привязанность к конкретной сказке.

Обсуждение прочитанной сказки

Не следует забывать о необходимости обсуждать прочитанную сказку. Даже если складывается впечатление, что ребенку всё понятно, лучше обсудить сказку лишний раз, убедившись, что ребенок всё понял правильно, не исказил отношение к поступкам героев, сумел разобраться, где поступили правильно, а что – пример негативных поступков. Через обсуждение можно выявить скрытые страхи ребенка перед некоторыми персонажами из сказки или же из обыденной жизни ребенка.

Правильно выбираем ребенку сказки

Сказку необходимо подбирать в зависимости от возраста ребенка, возможных особенностей психологического развития.

С двухлетнего возраста дети отдают предпочтение сказкам с циклически повторяющимися событиями , как, например, в сказках «Теремок», «Колобок», «Репка». Лучше всего усваиваются сказки с персонажами животных, ребенок любит повторять звуки, имитирующие персонажи сказки.

С двух до пяти лет у ребенка активно развивается способность к фантазии. В этот период благоприятно использовать игру, о которой упоминалось выше – ребенок сам придумывает концовку сказки. В этот период следует ребенку покупать сказки о волшебстве, которые обязательно придутся ему по душе.

С пяти до семи лет , как правило, ребенку интересны сказки с динамичным сюжетом , приключенческая литература. В этом возрасте следует интересоваться у самого ребенка его предпочтениями в литературе, выбирать ему героев близких по душе, не нужно навязывать свои предпочтения.

Даже после освоения ребенком навыков самостоятельного чтения , не следует отказывать ребенку в чтении перед сном . Ведь иногда любопытство ребенка сильнее, чем скорость чтения. А отказ может навредить и отбить у ребенка интерес к книжкам надолго.

Ребёнок, регулярно слушающий или читающий сказки , вырастает более зрелым, наполненным чувственно, эмоционально, всесторонне развитым. Где-то даже более уверенным в себе, четко различающим границу добра и зла, что в будущем помогает ему выстраивать полноценные взаимоотношения с окружающими.

Детство – благодатная почва для посевов родительского внимания. Добрых сказок вам и вашим детям!

В статье использованы рисунки В. Сутеева (как приятная ностальгия по детству)

Почему бы тебе не узнавать обо всем первым? Подпишись на обновления блога прямо сейчас!

В последнее время все чаще возникает в сети и в личном общении вопрос о сказках для детей. Такие вопросы сильно разнятся между собой и могут быть прямо противоположными. Например, недавно в сети я наткнулась на статью, пропагандирующую отказ от сказок для детей, а клиенты все чаще спрашивают, какие сказки читать детям: классические или современные.

С одной стороны, понять беспокойство родителей по этому поводу можно, ведь сказка это такая же информация, поступающая к ребенку как, скажем, просмотренный чадом мультфильм или рекламный ролик. То есть, подходить к выбору сказок нужно с умом. С другой же стороны, большинству из нас в детстве читались разные сказки и, что самое главное, никто и не думал подвергать их «фильтрации».

Так что же случилось в современном мире, что вопрос о сказках встал ребром? На мой взгляд, таких причин несколько:

  1. Наличие альтернативы;
  2. Разнообразные новомодные теории воспитания;
  3. Гиперопека.

Давайте обо всем по порядку.

Наличие альтернативы.

Альтернатива появилась не только в способе подачи материала, то есть читаем книгу или смотрим мультфильм, но и в самом жанре прозы. Есть классические сказки и современные. При чем, мне кажется, современные сказки зря недооцениваются. Да, кто-то скажет, что современные сказки более реалистичны и в них стерта грань между добром и злом. Исходя из этого, они и переходят в ряде случаев в разряд недопустимых. С одной стороны, все верно. Ребенок, читая сказку, ассоциирует себя с главным героем и поэтому безукоризненные, добрые персонажи классиков подходят здесь как нельзя лучше. С другой же стороны, мир не стоит на месте. И наши дети уже не те, какими были мы. Видите ли, в современном мире как раз и стирается граница добра и зла. Если хорошо подумать и отбросить идеалистичность на второй план, все мы сможем в каждом подметить хорошие и плохие качества. Каждый человек в одной ситуации поведет себя как настоящий герой, а в другой убежит как последний трус. И это не показатель «плохости» или «хорошести», это просто нормальный ход вещей.

Так стоит ли читать ребенку современные сказки? Ответ однозначен: Стоит. Конечно же, тут нужно сделать поправку на умеренную цензуру, но хотя бы в ознакомительных целях ребенку не помешает разнообразить сказочное «меню» современными произведениями. Следует отметить, что многие современные сказки требуют последующего обсуждения их содержания с маленьким читателем. Они зачастую не предлагают модель «это хорошо, а это плохо», а, следовательно, как и в жизни, подобный материал следует обсудить и прийти с ребенком к ряду выводов.

Разнообразные новомодные теории воспитания.

Есть у меня знакомые, которые просто помешались на так называемом «воспитании реальностью». Для тех, кто не знает, это метод воспитания, предполагающий, что ребенок сталкивается с реальными «жизненными» последствиями своих действий и разбирается в сложившейся ситуации сам (по мере возможности, конечно). Но мои знакомые пошли дальше. Насколько? Настолько, что табуировали все сказки в доме.

Судя по растущим объемам литературы, предлагающей разные теории воспитания, я думаю, что мои знакомые, к сожалению, не единственные в своем роде. Тут дело упирается в правильное понимание предлагаемых идей и не «перегибание палки» в какую-то сторону.

Например, воспитание реальностью подразумевает столкновение с последствиями своих реальных действий, а не мечтаний. Если ребенок разбил вазу, то он не получит карманных денег, так как маме будут нужны деньги на покупку новой вазы. Но, на мой взгляд, данный подход никак не отрицает развитие воображения и пробуждение добрых чувств по результатам прочтения сказок. Так что, прежде чем окончательно решить, читать ли ребенку сказки, в данном случае родителям стоит подумать над тем, читать ли им литературу по воспитанию детей.

Гиперопека.

Это вообще отдельная тема для разговора. Скажу лишь только, что на мой взгляд, в нынешнем стремительном и под час жестоком мире некоторые родители, «доведенные до ручки» происходящим вокруг, пытаются все больше оградить своих детей от негативных внешних воздействий. Оно то и правильно, но опять же, если не перегибать палку. Например, недавно я встретила вариант Красной Шапочки, где волк в угоду гуманистическим мамам, представляется положительным персонажем. И это лишь одна из множества таких сказок. Тут нужно иметь в виду одну простую вещь: ваш ребенок - не дурак. Он все прекрасно понимает, осмысливает и делает правильные выводы. Плюс ко всему, детская психика не настолько ранима, как это принято считать в современном мире. У детей есть множество разных, полезных и работающих психологических защит. Так что считать оригинальных вариант «Красной Шапочки» травмирующим для ребенка просто нет нужды.

Зачем детям нужны сказки?

Многие века русские дети слушали народные сказки. Их рассказывали бабушки, мамы, а в дворянских семьях - няни. Сейчас родители и бабушки разучились рассказывать сказки, но читать-то ещё не разучились. А зачем детям нужны сказки?

Народные сказки имеют особый поэтический язык, их содержание - иррационально. Но эта иррациональность понятна детям и очень им нужна. Современный детский автор при всём желании не сможет приблизиться к духовной высоте и образности русских народных сказок. Недаром их рассказывали веками, из поколения в поколение. Они были нужны народу и прежде всего детям для формирования национального самосознания, для сохранения своей самобытности в тяжелейших условиях борьбы с многочисленными врагами Руси. Их рассказывали перед сном, и они закладывались в подсознание ребёнка, запоминались на всю жизнь и формировали его личность примерами богатырских подвигов, победы Добра над Злом. В сказках есть та мудрость, которую была необходимо знать с детства представителю сильного народа.

Среди русских народных сказок нет ни одной, где бы говорилось о междоусобице удельных княжеств. Народ, создавая сказки, вычеркнул из своей исторической памяти этот факт своей истории. И это очень мудро. Зачем детям знать, что русские люди могут воевать друг с другом? Им нужны другие примеры.

Сказки не поддаются в полной мере филологическому анализу, ибо он - рационален, а сказка над человеческой рациональностью. Факт в том, что она прошла через века, она интересна детям и поныне. Ребёнок, с детства слушавший сказки, вырастает здоровым душой. В наше время давления на психику малышей телевидения, намеренно уродливой "детской" литературы только древняя сказка своим неспешным ритмом, сюжетом, нравственным содержанием успокаивает ребёнка.

Порой можно услышать: былины, древний русский фольклор - сугубо языческое наследие. Обычно так говорят люди неправославные. Это наши-то богатыри - язычники? О себе один из них говорит: "Меня, Государь, зовут Алёшей Поповичем, из города Ростова, старого попа соборного". Перед битвой богатырь "молился Богу со слезами", и "Алешины молитвы доходчивы - даёт Господь Бог тучу с градом-дождём", - а дождь смочил крылья Змея-Горыныча, и тот стал бессилен. Любимый народом богатырь Илья Муромец в конце жизни стал монахом и прославлен в лике святых как преподобный Илия Муромец (его память мы отмечаем ежегодно 1 января).

Былины - не жития святых, но святость любимого богатыря Илии Муромца народ всё же образно описал: "Прилетела невидима сила ангельска и взимала-то его с добра коня и заносила в пещеры Киевски, и тут старый преставился, и поныне его мощи нетленны". Сам дух былин русский, православный. Главная тема их - защита Родины, Русской земли. В былинах отражется державность мышления нашего народа. Но обратите внимание: Илья Муромец, защитник Земли Русской, - не самый сильный богатырь в нашем фольклоре. Самым сильным человеком в глазах русского народа был Микула Селянинович (селянин), мирный пахарь. Именно его образ - идеал народа. Это означает, что если бы не было нужды защищать Русскую землю, то наши предки жили бы мирным трудом. Конечно, ребёнок не может расшифровать глубинные символы былин и сказок, но все они ложатся ему на душу и определяют многое в его взрослой жизни. Былины закладывают главную мысль: свою землю надо любить, трудиться на ней и защищать её. Воспитанный сказками и былинами наш народ становился сильным, он даже после поражений неизменно возрождается.

Попробуем с нравственных позиций взглянуть на известную сказку "Морозко". Младшую дочь отвезли в сильный мороз в лес по настоянию мачехи. Девочка побеждает Морозко своим смирением. "Тепло ли тебе, девица?" - спрашивает он. И девочка смиренно и ласково отвечает: "Тепло, Морозушко, тепло, батюшка". В третий раз (задавать вопрос трижды - особый символ в наших сказках) Морозко спрашивает ласково: "Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?". Смирение и незлобливость получают вознаграждение: Морозко даёт девочке тёплую шубу и богатые дары. Хотя и зла мачеха, а посылает мужа в лес за замерзшей падчерицей: по православному обычаю умершего нужно похоронить по-христиански. Отец привозит из леса дочку - живую и невредимую, да ещё с богатыми дарами, но это чудо вызывает злобу мачехи. И отторжение от злобы и несправедливости в детской душе.

Теперь мать посылает в лес родную дочь, но она преисполнена гордыни ("Ой, застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко!", - говорит она), и из-за гордыни и злобы погибает. Дети понимают почему. В одной из воскресных школ ответили: "А чтобы она больше не грешила". Бог знает, что при такой злобе эта девочка так согрешит в будущем, что её никакими молитвами не вымолить из ада, вот Он и прекращает её земную жизнь.

Некоторые интеллигентные родители сейчас считают: русские сказки вредны, они - кровожадны. Это же надо до такого додуматься! Даже симпатичного Колобка Лиса съедает в сказке. Я спросил детей на занятиях в Воскресной школе: "Почему Лиса съела Колобка?". - И получил ясный ответ: "А потому, что он зазнался". И ещё один ответ: Колобок наказан за непослушание. Нам, взрослым, надо учиться у детей. Дети понимают, что в сказке "По щучьему велению" не лень воспевается, а душевность, доброта и находчивость Емели. Мог ли трудолюбивый русский народ воспевать лень? Разумеется, нет.

Некоторым родителям хочется сказать: не критикуйте многовековую мудрость народа, вспомните, с каким восторгом вы слушали сказки в детстве и не лишайте этой радости своих детей.

С какого возраста нужно начинать читать детям сказки? Можно прямо с младенческого. Лучше перед ночным сном, при мягком освещении. Читать нужно медленно, сказки должны быть обязательно народные, ни в коем случае не пересказы, в которые внесён рациональный, "упрощающий" момент. Нельзя читать каждый вечер новую сказку: наши предки детям рассказывали сказку столько раз, чтобы он успевал её выучить наизусть. Только так малыш мог усвоить те нравственные категории, которые были заложены в сказке.

Слушая сказки, ребёнок учится думать, он трудится душой, а вот телевизор этому мешает. Поэтому будем читать сказки вслух, иначе, став взрослым, наш ребёнок не научится критически осмысливать происходящие события, станет рабом навязываемых ему идей, будет не только легко внушаем, но и поддастся зомбированию, может попасть в тоталитарную секту, стать чёрствым душой к своим престарелым родителям, т.е. к вам, дорогие читатели.

ЗАЧЕМ НУЖНО РАССКАЗЫВАТЬ ДЕТЯМ СКАЗКИ?

Традиция рассказывать сказки своим маленьким детям появилась очень давно. Поучительные истории о Золушке, Коте в сапогах, Красной шапочке и многих других, увлекательно рассказанные нашими мамами и бабушками, помогали детям познавать окружающий мир, учиться новому и даже преодолевать им маленькие страхи и слабости.

Почему так полезно рассказывать детям сказки?

  • Сказки помогают упорядочивать представление ребенка о повседневных вещах. Мир сказочных героев - это мир добра и зла, поэтому, следя за судьбами персонажей, Ваш малыш начинает лучше понимать какие поступки принято считать хорошими, а какие совершать категорически нельзя.
  • Сказки носят также и воспитательную функцию . Дети видят в сказочных персонажах самих себя, поэтому сказки о хороших манерах, хвастунах, задирах и жадинах учат их поступать правильно, стараться не совершать ошибок, а также подсказывают как можно найти выход из самых, казалось бы, затруднительных ситуаций.
  • Сказки способны утешить маленького слушателя . Как мы не пытаемся уберечь наших детишек от неприятных событий, они все-равно нередко случаются. Ребенка может огорчить ссора в детском саду, поход к стоматологу, развод родителей. В таких случаях поможет забавная сказка, которая развеселит Вашего малыша и даже заставит поверить, что добро часто побеждает и в жизни.

Превратите рассказ сказки в игру

На развитие воображения и мыслительных способностей ребенка сказки тоже оказывают немалое влияние. Иногда процесс чтения сказки можно превращать в очень увлекательную игру или рассказывать за едой . Просто закройте книгу и спросите у своего малыша: «Чем продолжится эта сказка, как Ты считаешь? А чем она могла бы закончиться?». Пусть Ваш ребенок немножко пофантазирует и придумает свое продолжение этой сказки, которое потом можно рассказать папе или бабушке. А еще можно рисовать с малышом героев его самых любимых сказок.

Обязательно читайте сказки своим маленьким детишкам, ведь это неплохая возможность провести совместное время с пользой. Чтение вслух оказывает немалое влияние на умственное развитие малыша, который, слушая сказки, и пополняет словарный запас, и все больше с каждым днем хочет научиться читать сам.

Зачем нужна мамина сказка или 7 причин рассказывать сказки вашему малышу

Около двух лет у ребенка появляется естественная потребность в сказках. Сказка является непременным элементом воспитания малыша, из нее он получает жизненно важную информацию, она учит общению, рассказывает об устройстве мира, добре и зле. Сказка – это язык ребенка, он более понятен малышу, чем обычная взрослая речь, поэтому если мы хотим преподнести нашему ребенку какую-либо информацию, лучше это сделать языком сказки. К счастью, последние десятилетия на прилавках книжных и интернет магазинов появилось такое огромное количество детских сказок для всех возрастов и на различные темы, что практически всегда можно подобрать ту, которая придется по вкусу вашему чаду. Вот здесь и возникает вопрос: А зачем тогда вообще нужны мамины сказки, зачем ломать голову и придумывать что-то свое, если это что-то давно изобретено детскими писателями-профессионалами?

Мне кажется для того, чтобы лучше ответить на этот вопрос, необходимо прежде понять, а что же такое мамина сказка . Я всегда сравниваю маму, рассказывающую сказку с казахским акыном, поэтом-импровизатором (не даром я родилась в Казахстане). Что вижу, о том и пою. Первые сказки, которые мама рассказывает своему малышу являются прямым отражением событий, которые переживает малыш в повседневной жизни. Они простые, не требуют множества деталей и помогают малышу лучше приспособиться к повседневной жизни. Тут и «сказка про тарелочку, которой нравится, когда из нее съедена вся кашка» и «про девочку Катю, которая живет с мамой и папой и любит ходить на прогулку». После 2,5 лет у ребенка появляется желание видеть как можно больше «экшена» в сказках, которые рассказывает ему мама. В большинстве случаев он сам подскажет вам, в какую ситуацию поставить своего любимого героя. Очень часто таким героем является оживший предмет или животное с человеческими качествами. На подсознательном уровне ребенок отождествляет себя со своим героем.

Мамины сказки имеют множество преимуществ, как для малыша, так и для его мамы. Вот вам 7 причин почему так важно рассказывать малышу сказки.

  1. Процесс рассказывания сказок позволяет маме провести время со своим ребенком, что особенно актуально в случае, если ребенок проводит целый день в детском саду/с бабушкой, а мама на работе.
  2. Мамина сказка очень сближает маму и малыша, позволяет маме встать на одну ступеньку с ребенком и взглянуть на мир его глазами. Это безусловно очень важный момент для родителя, который помогает прийти к взаимопониманию со своим чадом.
  3. Мамина сказка позволяет и маме, и малышу активно участвовать в процессе ее создания, развивая фантазию не только ребенка, но и его родителя. А если подключить еще и папу, то получится настоящее семейное творчество.
  4. Вы сами можете варьировать длину сказки в зависимости от количества времени и сил.
  5. В зависимости от настроения и желания ребенка одна и та же сказка может иметь множество вариантов конца или продолжения.
  6. Мамина сказка бережет мамины глазки. Для меня это является одной из самых важных причин. Сказка является спасением, в конце дня, когда мама устала и у нее нет сил почитать малышу.
  7. Сказкой можно лечить капризы ребенка, самое главное подобрать подходящую именно ему сказку. Таким образом воспитательный эффект будет достигнут без нотаций и нравоучений.

Надеюсь я убедила, вас, мои дорогие мамочки, рассказывать сказки своим деткам. Я буду очень рада, если вы используете какие-нибудь из моих сказок в качестве идей или придумаете вместе с малышом новые приключения для моих героев. Всего вам хорошего!


Для чего нужны сказки в жизни ребенка

Значение сказок в воспитании детей трудно переоценить. Накапливая в себе мудрость прежних поколений, они обретают воистину волшебную силу: обучающую, развивающую, исцеляющую.

Стоит отметить, что сказки оказывают влияние на формирование мышления ребенка, на его поведение на протяжении всего детского возраста, начиная с пеленок. Сначала дети впитывают информацию о простейших ценностях и понятиях вместе с материнскими песнями, стишками, присказками. Чуть позже, после двух лет начинается настоящее воспитание сказкой. Существует несколько аспектов, раскрывающих развивающее влияние сказок.

Сказка – инструмент ненавязчивого обучения

Не секрет, что дети лучше всего воспринимают информацию, поданную в игровой форме. Пространные, серьезные нравоучения взрослых быстро утомляют детей, не достигая своей цели. В то же время с помощью сказки можно объяснить им все те же прописные истины, но сделать это в легкой, доступной для детского понимания форме.

Сказки по праву считают мощнейшим инструментов обучения детей. Все дело в том, что они дают так называемые косвенные наставления. Дети мыслят образами, им гораздо проще представить себе ситуацию со стороны, где главными героями являются сказочные персонажи. Именно на примере героев сказок лучше всего усваивается важная жизненная информация.

Яркими примерами ненавязчивых подсказок, моделирующих правильное поведение, являются такие сказки, как «Колобок», «Серенький козлик», «Теремок», «Волк и семеро козлят».

Сказки воспитывают положительные качества

Вовлекая детей в круг невероятных событий, захватывающих приключений сказки способствуют усвоению важнейших общечеловеческих и моральных ценностей. В них очень ярко даются разные противопоставления: храбрость и трусость, богатство и нищета, трудолюбие и лень, смекалка и глупость. Постепенно, без давления со стороны взрослых дети учатся отличать добро и зло, сопереживать положительным героям, мысленно проходить вместе с ними через разные трудности и испытания.

Между прочим, тот факт, что в конце сказочных историй добро торжествует над злом, является важнейшим фактором в воспитании детей. Понимая эту простую, известную всем с детства истину, ребенок будет чувствовать себя увереннее и смелее, а жизненные невзгоды воспринимать как нечто естественное, лишь закаляющее его характер и силу духа.

Сказки помогают вовремя увидеть психологические проблемы

Воспитательное значение сказок проявляется также в том, что они способны оказывать влияние на формирование личностных качеств. В нежном детском возрасте психика еще нестабильна, граница между добром и злом слегка размыта. Поэтому родителям необходимо прислушиваться к своим детям и их сказочным предпочтениям. Возможно, что любимые и не любимые ребенком персонажи указывают на зарождающиеся эмоциональные проблемы малыша.

В этом случае с помощью той же сказки вполне можно немного скорректировать развитие детской психики, направить ее в мирное русло. Очень важно совместно обсуждать прочитанное, обращать внимание ребенка на какие-то ключевые моменты, разъяснять непонятное.

Помимо того, что сказка является эффективным средством воспитания ребенка, способным решать множество задач, она также объединяет родителей и их детей, дает возможность просто приятно провести время и отдохнуть от суеты реального мира.

С незапамятных времен родители рассказывали детям сказки, причем передавались они в народе «из уст в уста». Большинство современных ребят знакомы со сказками только по фильмам. Однако умный родитель, который хочет, чтобы малыш в полной мере прочувствовал магию сказки, погрузился в ее таинственный, волшебный мир, в первый раз должен сам рассказать (или уж прочитать) ребенку эту волшебную историю - фильм посмотреть можно и потом. Итак, примем как аксиому: входить в сказочный мир лучше всего через книгу, поэтому читать детям сказки нужно регулярно. Это хорошая семейная традиция: малыш сидит, прижавшись к маме или папе, сердечко его замирает от волнения и , но чувствует он себя при этом вполне защищенным.

Но нередко родители не решаются читать ребенку ту или иную сказку, считая, что ее сюжет - с их точки зрения - довольно жесток для юного слушателя. Вот, например, в сказке «Морозко» злая мачеха ищет всевозможные способы избавления от падчерицы - вплоть до самых жестоких. А Гензель, герой сказки братьев Гримм «Пряничный домик», действует теми же методами, что и его антипод - злая ведьма: хитростью усаживает злодейку на лопату, которую затем недрогнувшей рукой отправляет прямо в пышущую жаром печь и, несмотря на вой, доносящийся оттуда, чувствует себя настоящим героем.

Таковы правила жанра: в сказке всегда имеет место полярность. Зло и добро здесь экстремальны, они борются «не на жизнь, а на смерть», но в конце добро всегда побеждает. И пусть в жизни «так не бывает» - счастливый конец сказки оставляет ребенку надежду на то, что любая ситуация может быть изменена, если ты действуешь и борешься до конца. Четкая граница, проходящая между добром и злом в реальной жизни не так заметна, но именно резкий контраст сказок, «черно-белое» распределение ролей так притягивает детское воображение. Все чувства в них выражаются предельно просто, ясно, недвусмысленно. Поэтому дети в мечтах часто перевоплощаются в героев сказок, оттуда к ним приходит понимание того, что испытывает человек в той или иной ситуации.

Огромное облегчение и разрядку приносит ребенку возможность в воображении - плечом к плечу со сказочными героями - побеждать врагов, которые в этот момент могут быть для него воплощением реальных людей. Записанные собирателями фольклора устные народные сказки, пользуясь простыми средствами изложения, позволяют тайным эмоциям и чувствам ребенка найти правильный выход.

Самые первые сказки должны быть простыми - «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок». Потом можно читать более сложные: «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «По щучьему велению». Если главные герои - животные («Волк и семеро козлят», «Кот в сапогах»), детям легче дистанцироваться от происходящего в сказке. Когда Волк проглатывает козлят, ребенок воспринимает это иначе, чем когда серый хищник набрасывается на Красную Шапочку.

Сказки, в которых присутствуют эпизоды с элементами жестокости, следует впервые читать детям тогда, когда они в той или иной степени усвоят законы жанра. Так же следует поступать с «литературными» сказками, которые сочинили знаменитые сказочники. Например, сложные, глубокие и поэтичные сказки Г. X. Андерсена рекомендуется читать детям примерно с восьми лет.

Необходимо определенное время для того, чтобы сказки заняли место в детском сердце. Поэтому читайте сказки всегда, когда ребенок просит, когда этого требует его душа. Желание вернуться к сказке говорит о том, что он продолжает ее «переваривать». Некоторые приходится перечитывать множество раз.

Что касается «брутальности» сказок, жестоких деяний сказочных злодеев, не стоит эту сторону излишне драматизировать - сказка создавалась не для того, чтобы пугать. Лес, в который дровосек заводит детей, чтобы бросить их там, не описывается с леденящими душу подробностями. Злодеи всегда наказываются, но как именно, в деталях не описывается - кровь рекой не течет.

Чтобы ребенок не боялся злого Волка и прочих чудищ, советуем следующее.

  • Читайте нейтральным тоном, не понижайте голос, когда в сказке происходит что-нибудь «страшное» (например, когда спящему Ивану-царевичу братья отрубают голову).
  • Покупая иллюстрированную книгу сказок, посмотрите на изображение героев: не испугают ли они малыша? Русские художники (Васнецов, Билибин) вас точно не подведут.
  • Не смешивайте фантазию с действительностью. Лес, по которому вы гуляете с ребенком, - совсем не та чаща, куда отец привез в стужу дочку-сиротку. Волк в зоопарке - обычный зверь, а не сказочный злодей.
  • Сказки на кассетах или компакт-дисках - это сказки, так сказать, «вторичные». Если вам предстоит дальняя дорога с ребенком, прекрасная замена чтения - одному из родителей наговорить любимую сказку на кассету. Родной голос и знакомые интонации никогда не испугают малыша, наоборот, он будет чувствовать себя неуязвимым.

При всем глубоком психологическом воздействии, которое оказывают сказки на детей, одно из основных их достоинств в том, что они просто захватывают ребенка. И не существует пока лучшего средства, чтобы привить ребенку любовь к чтению.