С принятием новых требований по установке и применению кассовой техники, изменились и правила ее эксплуатации. Теперь для правильной работы и избежания наказания от налоговой, кассиру и руководителю компании нужно знать принцип работы и особенности ее использования. Мы расскажем, как работать на кассе в магазине, что нужно знать кассиру и как не попасть под штрафы от инспекции.
Подскажем, какая касса из нашего каталога подойдет под ваш бизнес.
Работа на ККМ: изучение работы кассы, требования к аппарату
Для начала разберемся, что представляет из себя новая . Это аппарат, который предназначен для взаимодействия с налоговой в онлайн-режиме. Требования к технике можно свести к нескольким пунктам:
- В аппарат должен быть встроен - чип, предназначенный для передачи данных о продажах в налоговую. Устройство меняют раз в 13, 15 или 36 месяцев (сроки зависят от конкретной модели и производителя).
- Касса должна быть обеспечена бесперебойным подключением к интернету, так как передача данных должна осуществляться беспрерывно. Если в помещении нет интернета, с кассой работать можно, после подключения вся информация отправится в налоговую (однако, если это не произошло в течение 30 дней, ФН блокируется). Для выхода в сеть используются интерфейсы: Wi-Fi, Ethernet, SIM-карты.
- Теперь должны печатать чеки нового образца. Число необходимых реквизитов увеличилось, в том числе добавилось новое поле - QR-код, который клиент может отсканировать с помощью специальной программы и посмотреть чек на сайте ФНС. (О подробном перечне реквизитов мы писали ). Также у аппарата должна быть возможность отправки электронной версии чека на телефон или e-mail клиента.
- Передача информации о расчетах осуществляется через . Это компании, которые подписывают соглашение на обслуживание предпринимателя и обеспечивают своевременное взаимодействие с инспекцией.
- Также касса должна соответствовать физическим и техническим характеристикам, обозначенных в (к примеру, иметь заводской номер на корпусе, встроенные часы и прочее).
Подробнее со всеми требованиями можно ознакомиться в ст.4 54-ФЗ. Перед использованием аппарата или фискального накопителя предпринимателю нужно проверить, соответствует ли касса всем пунктам закона. Для этого можно воспользоваться электронными сервисами «Проверка ККТ» и «Проверка ФН» на сайте налоговой.
Как происходит взаимодействие между клиентом, кассиром и кассовым аппаратом?
- Покупатель оплачивает продукцию наличными или платежной картой.
- Данные о покупке отправляются в фискальный накопитель.
- ФН шифрует чек, сохраняет и отправляет его ОФД.
- Оператор проверяет поступившую информацию и отправляет ее в инспекцию, которая подтверждает получение.
- Кассир печатает чек и отправляет электронную версию по просьбе клиента на телефон или e-mail.
Кассиром может стать сотрудник, получивший подробный инструктаж, включающий ознакомление с требованиями законодательства по работе на ККМ и изучение правил работы с конкретной моделью кассы. Также руководителю рекомендуется заключить с работником договор о полной материальной ответственности для избежания неприятных инцидентов с налоговой и последующего возмещения ущерба за счет работника.
Зарегистрируем и подключим кассу за 1 день!
Оставьте заявку и получите консультацию в течение 5 минут.
Как работать на кассе в магазине
Перед началом работы на кассе кассир проходит обучение и получает доступ к , а также разменные деньги и . Первым действием в начале дня является открытие смены. Для этого кассир печатает отчет об открытии смены, который отправляется оператору фискальных данных и включает в себя информацию об аппарате, смене и кассире. В тех случаях, когда неизвестно, будут ли в этот день покупатели в магазине, лучше открывать смену с первым клиентом. Закрытие смены происходит в конце дня, кассир сдает наличность и формирует отчет о закрытии.
-
Обучение работе на кассе кассира является обязанностью руководителя. С кассиром необходимо разобрать различные ситуации и порядок последующих действий. К таким ситуациям относятся:
- В магазине отключили электричество во время приема платежа или в конце смены в кассе появился излишек средств. В этом случае кассиру необходимо сформировать чек коррекции (подробнее читайте в этой статье ).
- Покупатель возвращает товар в магазин или в чеке была пробита лишняя продукция. Обязанность кассира - сформировать чек «возврат прихода». Для этого нужно принять заявление от клиента на возврат товара, сделать накладную и пробить на кассе чек, реквизиты такие же, как и в обычном за одним исключением: на позиции «признак расчета» ставится «возврат прихода».
- Покупатель внес аванс. В этом случае в поле «признак расчета» должно быть значение «аванс/предоплата» (данный пункт разъясняется в письме ФНС РФ №АС-4-20/21345@ от 11.11.2016 г.)
В остальных случаях действия кассира соответствуют вышеописанному алгоритму. Работа на ККМ не так сложна как кажется, изучить работу кассы в деталях можно в следующем видео:
Обучение работе на кассе: как избежать наказания от налоговой
Чтобы не нарушить требования законодательства, кассиру следует соблюдать следующие правила:
- Не работать во время отключения электроэнергии (иначе в не будет информации для передачи в ФНС).
- Если нет подключения к интернету, чеки пробивать можно только в течение 30 дней, по истечении этого срока фискальный накопитель блокируется и последует штраф от инспекции.
- Продавцу нельзя покидать рабочее место (если касса находится в рабочем состоянии) и допускать к нему посторонних людей.
- Кассир обязан предоставить электронную версию чека, если клиент предоставил QR-код из приложения ФНС или сказал свой номер телефона или e-mail.
Специализированные организации занимаются , а также . Чтобы научиться правильно использовать аппарат, установить ПО или выбрать ОФД, обращайтесь к специалистам.
Кассовый аппарат, согласно ФЗ №54, должен присутствовать у каждого предпринимателя, проводящего операции с наличными деньгами. Некоторые бизнесмены считают, что пользоваться аппаратом очень сложно и самостоятельно освоить его не получится. Но это не так — стоит один раз разобраться, и вы сможете работать практически на любых моделях ККТ. Мы расскажем вам о том, как пользоваться кассовым аппаратом: в этом нет ничего сложного.
Общие правила
Перед тем как пользоваться кассовым аппаратом, обязательно изучите инструкцию. В ней прописаны все сочетания клавиш и правила пробивки чеков. Помните, что в конце дня необходимо “обнулять” кассу, выводя из нее всю заработанную за день наличность и подшивая отчет в кассовую книгу.
Правила пользования кассовым аппаратом достаточно простые
Кто может работать с ККТ?
Работать с кассовым аппаратом могут только те люди, которые заключили с владельцем бизнеса договор о полной материальной ответственности (либо сам предприниматель). Также они должны научиться правильно эксплуатировать кассовый аппарат хотя бы на минимальном уровне (выбивать чеки, обнулять аппарат). Пройти обучение можно в центре техобслуживания ККТ.
Обратите внимание: перед началом работы кассы ИП или директор магазина вместе с кассиром должен открыть привод и счетчик ККТ, выбить отчетный чек и проверить совпадение сумм за последний день с контрольным журналом операциониста.
В обязанности директора также входит:
- внесение точных показаний аппарата в кассовую книгу, заверение результатов своей подписью;
- оформление начала новой контрольной ленты (на ней указывают номер кассового аппарата, дату начала ее использования и показания контрольного регистра);
- выдача ключей от привода и самого аппарата ответственному лицу;
- выдача кассиру мелких купюр и монет для сдачи;
- обеспечение сотрудников, работающих с аппаратом, кассовыми и красящими лентами.
Обязанности кассира
Перед тем как заступить на работу, кассир должен:
- проверить работоспособность и целостность блоков кассового аппарата;
- отрегулировать дату и время, проверить, обнулена ли касса;
- перед началом работы нужно выбить пару нулевых чеков, проверив работоспособность печатающего механизма;
- в конце рабочего дня обнулить кассу и сдать наличность директору.
Правила работы с кассовыми аппаратами могут отличаться — изучайте инструкцию
Как работать с ККТ
Давайте разберем, как работать с кассовым аппаратом: пошаговые действия. Первым делом включите аппарат. Некоторые устройства включаются кнопкой на задней панели, некоторые поворотом ключа в положение РЕГ. На табло должны высветиться нули: это означает, что все работает нормально. Дальнейший алгоритм работы выглядит так:
- Авторизация. Некоторые ККТ начинают работать только после того, как сотрудник будет авторизован. Для этого вам понадобится ввести свой служебный номер и пароль либо использовать специальную карту.
- Продажа осуществляется путем ввода нужной суммы. Введите правильную стоимость товара, используя цифровые клавиши. Затем нажмите кнопку классификации товара (обычно они разделены на группы, к примеру: одежда, обувь, продукты питания). Некоторые кассовые аппараты могут считывать штрих-код продукции, автоматически выбивая нужную сумму. Затем нажмите кнопку “Оплата” или “Наличные” и покупка проведется.
- Если у вас действуют какие-то скидки к полной цене, то их можно выбить прямо на аппарате. Введите его полную цену, затем выберите категорию товара, введите размер скидки и нажмите кнопку “%” (например, 15%).
- Если вам необходимо ввести несколько разных предметов в один чек, то набирайте их цену и нажимайте клавишу категории. Повторяйте данный процесс, пока не введете все товары, после чего нажимайте “Оплата”.
- Нулевой чек выбивается просто при нажатии на кнопку “Оплата” или “Наличные”.
Это простейшие правила пользования кассовым аппаратом. Более детально о сложных операциях вы можете узнать из инструкции к вашему устройству.
Замена ленты
Давайте рассмотрим как вставить ленту в кассовый аппарат — это приходится проделывать достаточно часто, поэтому необходимо довести данный процесс до автоматизма.
Вставить ленту несложно: потренируйтесь пару раз и научитесь
Онлайн касса представляет собой, имеющий фискальный накопитель с помощью которого происходит передача по сети Интернет данных о произведенной по кассе операции оператору фискальных данных, который впоследствии перенаправляет полученные сведения в налоговый орган.
В соответствии с изменениями, внесенными в закон № 54-ФЗ от 22.05.2003, большая часть предпринимателей обязана перейти к применению новой ККТ с июля 2017 года.
Онлайн касса представляет собой контрольно-кассовый аппарат, имеющий встроенный в корпус фискальный накопитель, с помощью которого происходит передача по сети Интернет данных о произведенных по кассе операциях оператору фискальных данных (далее ОФД).
Проведем сравнительный анализ основных отличий онлайн ККТ от аппарата старого образца
Онлайн ККТ (после внесения изменений в закон № 54-ФЗ | Обычная ККМ (до внесения изменений в закон № 54-ФЗ) | |
Подключение к Интернету |
||
Обязательно | Не обязательно | |
Заключение договора с ОФД |
||
Обязательно | Не обязательно | |
Хранение данных |
||
Информация о совершенных операциях передается на фискальный накопитель | Данные о продажах хранились на ЭКЛЗ | |
Передача данных проверяющему органу |
||
Данные о произведенных операциях через ОФД передаются налоговому органу в режиме онлайн | Данные хранятся на ЭКЛЗ и получить к ним доступ налоговый орган мог только после снятия информации с ленты специалистами центра технического обслуживания | |
Кассовый чек |
||
содержит 24 обязательных реквизита | Кассовый чек содержал 7 обязательных реквизитов. Ранее, в чеке не было необходимости указывать систему налогообложения, сайт проверки чека, номер фискального накопителя и т.д. | |
Формат кассового чека |
||
Чек можно не только распечатать в бумажном виде, но и отправить его покупателю в электронной форме на телефон или электронную почту | Чек можно было только распечатать в бумажной форме | |
Регистрация кассы |
||
Онлайн ККМ можно поставить на учет дистанционно, через личный кабинет ИП или юридического лица на сайте ФНС или с помощью ОФД | ККМ можно было поставить на учет только путем личного визита в налоговый орган | |
Обслуживание в ЦТО |
||
Не обязательно | Обязательно | |
Наличие голограммы на корпусе ККМ |
||
Не требуется | Обязательно, ее отсутствие влекло наложение штрафа |
Лекция №1. Кассовый аппарат « POS -терминал».
1. Устройство ККМ и правила эксплуатации.
ККМ – это контрольно кассовая машина. Название ККМ – «POS-терминал», программа – Ягуар.
ККМ состоит из следующих основных элементов:
Монитор
Клавиатура
Принтер (фискальный регистратор «Штрих-ФР-К»)
Дисплей для покупателей
Системный блок
Денежный ящик
Сканер (объемный)
Источник бесперебойного питания
Источник бесперебойного питания позволит кассе работать еще 20 минут в случае отключения электроэнергии. Кассир в этом случае обслуживает последнего покупателя, закрывает чек, всех остальных покупателей просят оставить покупки и покинуть магазин.
Правила эксплуатации и техники безопасности:
К работе на ККМ допускаются кассиры, прошедшие подготовку, проверку знаний и инструктаж по технике безопасности. Запрещается:
Устанавливать ККМ на открытом воздухе, в местах, не защищенных от влаги, пыли и прямых солнечных лучей, вблизи электронагревательных приборов, мощных электродвигателей и других источников электрических помех;
Включать машину в одну розетку с другими приборами;
Оставлять без присмотра кассовый аппарат, выключать, перезагружать кассу, вытаскивать шнуры (перезагружать может только администрация);
Протирать кассовый аппарат и сканер влажной тряпкой;
Работать с мокрыми руками;
Тянуть ленту в противоположном ее движению направлении - это может вызвать поломку механизма принтера;
Нажимать одновременно две кнопки лент напринтере;
Класть железную монету, купюры и другие посторонние предметы на принтер;
Работать на неисправном кассовом аппарате.
Основные правила эксплуатации ККМ, технические требования к ККМ, требования к работе кассира определяются «Типовыми правилами эксплуатации ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением» (30.08.93 г. №104). В организациях допускается применение только исправных ККМ с долговременным и энергонезависимым хранением информации в фискальной (контрольной) памяти.
Фискальная память - это комплекс программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих ежесменную регистрацию и энергонезависимое хранение итоговой информации в целях правильного исчисления налогов. (Федеральный закон о применении контрольно-кассовой техники (ККТ) от 22.05.2003 №54-ФЗ) В фискальную память записываются суммы продаж по ККМ.
2. Неисправности ККМ.
При работе на ККМ, могут возникнуть сбои кассы. Кассиру необходимо уметь определить неисправность кассы, и доложить о возникшем сбое администрации.
Существуют следующие неисправности:
1. Съезжающие суммирующие счетчики (неправильно считается сумма).
2. ККМ не позволяет получить фискальные отчеты.
3. Расхождение реального времени с текущим (± 5 минут – штрафная санкция магазину).
4. Принтер печатает, а чек не печатается (необходимо перевернуть заправленную ленту).
5. Засыпает сканер (необходимо нажать кнопку «Сканер-Гудок» на клавиатуре).
6. Буфер чека переполнен (необходимо закрыть чек, попросить покупателя рассчитаться, а остальное пробить в следующем чеке).
Сбои 4, 5, 6 кассир моет поправить самостоятельно, а для устранения сбоев 1, 2, 3 кассир о сбое сообщает КЗП, КЗП сообщает ЗУМ, а ЗУМ вызывает по телефону СИ (сервис-инженера).
3. Режимы работы на ККМ, штрих-коды персонала.
У кассового аппарата «Пос-терминал» есть три режима доступа:
1. Режим администратора (снятие X и Z отчетов, аннуляция,
коррекция, работа со справочником товаров, внесение и выплата, распечатка копии чека);
2. Режимконтролера (КЗП) (работа со справочником
товаров, распечатка копии чека,
коррекция);
3. Режим кассира (продажа товара).
Система работы с терминалом связана со штрих-кодами, с помощью
которых можновойти в определенный режим работы и выполнять
определенные функции.
Штрих-код кассира позволяет работать в режиме кассира. У каждого кассира имеется свой индивидуальный штрих-код.
Штрих-коды контролера, БМ, УМ, ЗУМ позволяют работать соответственно в режимах контролера и администратора.
Сотрудники, имеющие бейджи со штрих-кодами: УМ, ЗУМ, БМ, КЗП, КО.
4. Назначение клавиш клавиатуры.
«РЕГИСТРАЦИЯ» - регистрация бейджем, вход и выход из рабочего окна
«ВЫХОД» - выход из определенной операции
«X» - снятие X, Z отчетов
«КОЛИЧЕСТВО» - умножение, вес
«КОР» - коррекция
«АНН» - аннулирование чека
«СПРАВКА» - работа со справочником товара
«КОД ТОВАРА» - подтверждение локального и штрих-кода
«ДА» - подтверждение
«ПОВТОР» - повторное пробитие товара
«ВНЕСЕНИЕ» - внесение денег в кассу
«ВЫПЛАТА» - выплата денег из кассы
«ДЯ» - открытие денежного ящика
«ОТМЕНА» - нет или сброс
«НАЛИЧНЫЕ» - подсчет сдачи, ввод суммы
«ЗАКРЫТЬ ЧЕК» - закрытие чека
«--→» - стереть
«ПРОДОЛЖЕНИЕ ПЕЧАТИ» - продолжить печать
«КОПИЯ ЧЕКА» - распечатка копии чека
«СКАНЕР-ГУДОК» - разбудить сканер.
Из данных кнопок есть несколько опасных, нажимать на которые необходимо осторожно, предварительно подумав. Это клавиши:
«ВЫХОД» - можно выйти из рабочего окна,
«ПОВТОР» и «КОЛИЧЕСТВО» - можно сделать магазину недостачу или пересортицу. (Эту кнопку лучше не использовать, а все продавать через сканер),
«ВП» и «ВН» - их можно перепутать,
«ЗАКРЫТЬ ЧЕК» - если чек закрыт, а покупатель откажется от товара, в чеке уже ничего не изменить, не сделать ни аннуляцию, ни коррекцию.
Лекция №2. Система продажи товара на ККМ « POS – терминал».
1. Понятия локальный и штрих-код.
В наших магазинах кодовая система и товар можно пробить по штрих-коду или по локальному коду. Со стоимостью товара кассиры не работают.
Штрих-код - это маркировка товара, которую наносит производитель на упаковку своей продукции. Состоит из набора цифр и вертикальных штрихов. Штрих-код может отсутствовать у какого-либо товара.
Локальный код - состоит из четырех или пяти цифр и присваивается товару в Центральном офисе Компании «Пятерочка» (отдел ценообразования). Локальный код товара можно найти на ценнике данного товара, в справочнике, в планшете кассира, может быть нанесен этикет-пистолетом, у БМ. Независимо есть ли у товара штрих-код или нет, каждому товару присвоен свой локальный код. Если у товара присутствует штрих-код, то товар пробивается через сканер, при отсутствии штрих-кода он пробивается по локальному коду.
Существует правило: если локальный код начинается с нулей, нули на кассе не набираются.
При продаже, набор цифр штрих-кода и локального кода на клавиатуре подтверждается кнопкой «КОД ТОВАРА».
2. Реквизиты кассового чека и ценника на товар.
На выдаваемом покупателю чеке должны отражаться следующие реквизиты:
Наименование организации,
Адрес и номер магазина,
Идентификационный номер организации-налогоплательщика (ИНН),
ФИО кассира,
Заводской и регистрационный номера ККМ,
Порядковый номер чека,
Дата и время покупки,
Локальный код и наименование купленного товара,
Стоимость покупки,
Сумма полученных денег, сдача,
Признак фискального режима.
На ценнике , которыми обозначается товар в торговом зале присутствуют следующие реквизиты:
Наименование организации,
Номер магазина,
Наименование товара,
Страна изготовитель,
Пометка «за шт», «за уп», «за кг»,
Локальный код товара,
Дата печати ценника,
С оборотной стороны ценника:
Печать магазина,
Подпись БМ.
Существует несколько видов ценников, которые различаются по цвету и по размерам.
По цвету:
Белый (обычный ценник)
Оранжевый (товар индикатор)
Желтый (товар акции и товар, на который действует скидка по дисконтной карте)
Зеленый (новинки товара).
По размерам бывают ценники :
Гигантский,
Двойной,
Маленький,
Дополнительный,
Средний,
Сигаретный,
Цена по карте.
3. Система продажи штучного товара, продажа товара через умножение.
Штучный товар – это товар со стандартным весом, расфасованный в стандартные, одинаковые упаковки.
Любой штучный товар можно продать 3 способами:
).
3. через локальный код (по схеме:
набрать локальный код – кнопка «КОД ТОВАРА» ).
Продажа через умножение.
Если необходимо продать несколько штук какого-либо одинакового товара, используем схему:
число – кнопка «КОЛИЧЕСТВО» - 1 из способов продажи штучного товара.
При закрытии чека используется следующая схема:
Кнопка «НАЛИЧНЫЕ» - вводится сумма денег покупателя – кнопка «ЗАКРЫТЬ ЧЕК».
4. Система продажи весового товара.
Весовой товар делится на два вида:
Весовой товар от «Пятерочки»,
Весовой товар от производителя.
Система продажи весового товара от «Пятерочки».
Весовой товар от «Пятерочки» - это товар расфасованный в магазине (фрукты, овощи, деликатесный отдел, некоторые виды конфет, печенья и т.п.). На данный товар наклеена термо-этикетка.
Любой весовой товар от «Пятерочки» можно продать 3 способами:
1. через сканер (поднести товар штрих-кодом к сканеру).
2. через набор штрих-кода вручную (по схеме:
набрать цифры штрих-кода – кнопка «КОД ТОВАРА» ).
3. через локальный код с набором веса (по схеме:
).
Локальный код и вес можно найти в штрих-кода товара на термо-этикетке:
28 08444 001248
Обозначение цифр штрих-кода:
28 – номер весовой секции «Пятерочки»,
08444 – локальный код (ноль не набирается),
00124 – вес товара (набирать на кассе отделяя граммы от килограммов запятой, например: 0,124),
8 – контрольная цифра, для кассира никакую информацию не несет.
Так расписать штрих-код можно только весового товара от «Пятерочки».
Система продажи весового товара от производителя.
Весовой товар от производителя - это товар расфасованный на производстве, в магазин его привозят уже расфасованным (весь товар в вакуумных упаковках: рыба, сыр, колбасные нарезки и т.п.). На данный товар наклеена термо-этикетка производителя, но также этот товар перевешивается в магазине и наклеивается термо-этикетка от «Пятерочки».
Если товар по какой-либо причине не был перевешан, его можно продать следующими способами.
Любой весовой товар от производителя можно продать 2 способами:
1. через набор штрих-кода вручную с набором веса (по схеме:
набрать вес – кнопка «КОЛИЧЕСТВО» - набрать цифры штрих-кода – кнопка «КОД ТОВАРА» ).
2. через локальный код с набором веса (по схеме:
набрать вес – кнопка «КОЛИЧЕСТВО» - набрать локальный код – кнопка «КОД ТОВАРА» ).
Обязательно набирать ВЕС при продаже через локальный код, иначе будут продаваться килограммы.
Лекция №3. Проблемные ситуации и порядок их решения.
1. Операция коррекция.
Коррекция – это отмена в начале, в середине, в конце чека одной или нескольких позиций в чеке. Делается в режиме доступа КЗП или администрации, делается только при открытом чеке.
Причины коррекции:
1. ошибка кассира,
2. отказ покупателя,
4. сбой ККМ.
После корректировки касса автоматически переходит в
режим кассира. Поэтому, если из чека нужно убрать несколько различных товаров, перед каждым товаром нужно переходить в режим контролера.
Схема проведения коррекции:
регистрация бейджем – кнопка «КОРР» - 1 из способов продажи товара.
При коррекции используется тот же способ, что и при продаже товара. Корректировка проходит только попозиционно.
После закрытия чека, в котором проведена корректировка, выходит 2 чека:
Первый чек отдается покупателю, на нем будет написа позиция «СТОРНО» = ОТМЕНА (та позиция, которую отменили, из чека не исчезнет, а запишется со словом СТОРНО).
Второй чек – это отчет о коррекциях. Эти отчеты передаются контролеру закассового пространства, на их основании КЗП заполняет журнал коррекции. Чеки подкалываются в журнал.
2. Операция аннуляция.
Аннуляция – это отмена чека полностью.
Аннуляция делается только в режиме администрации и только при открытом чеке.
Причины аннуляции:
1. ошибка кассира,
2. отказ покупателя,
3. неправильно промаркирован товар,
4. сбой ККМ.
Схема проведения аннуляции:
регистрация бейджем – кнопка «АНН».
После этого выйдет кассовый чек, на котором будет написано: ЧЕК АННУЛИРОВАН. На основании этого чека ЗУМ заполняет журнал аннуляции, чек подкалывается в журнал.
Если аннуляция сделана по грубости кассира, кассир пишет объяснительную записку и платит штраф за некачественное обслуживание покупателей.
3. Операция копия чека.
Копия чека делается по просьбе покупателя по схеме:
вводится номер чека – кнопка «КОПИЯ ЧЕКА».
Иногда копия чека по ККМ не делается, в этом случае КЗП выписывает копию вручную. Бланк берет у БМ. На чеке обязательно ставится печать магазина.
4. Работа со справочником товара.
Справочник товара – это вся ассортиментная матрица товара, а именно тот товар, который оприходован у БМ. Если товар не находится в режиме продажи. То в справочнике его тоже нельзя будет найти.
К справке имеют доступ КЗП и администрация. В справке можно работать независимо от того, закрыт чек или нет.
В справке можно найти: штрих-код, локальный код, наименование товара, цену товара, пометку штучный товар или весовой.
Схема работы в справочнике:
регистрация бейджем – кнопка «СПРАВКА» - 1 из способов продажи товара.
Чтобы выйти из справочника товара нужно нажать клавишу «ВЫХОД», но касса может автоматически выходить из окна справки. Для продолжения работы необходимо перейти в режим кассира.
Лекция №4. Открытие и закрытие операционного дня по ККМ.
1. Подготовка к открытию дня.
Время прихода КО в магазин – 8.00. Утром кассир приводит рабочее место в порядок, проверяет работу кассового аппарата, сверяет время на кассе. От ЗУМа КО утром получает 5 вещей:
- ключи от ККМ,
- дисконтные карты,
- ККЛ (контрольно кассовые ленты)
- именной бейдж,
- размен.
За получение размена кассир ставит подпись в журнале ведения главной кассы и пересчитывает размен в главной кассе.
Также утром КО и КЗП проверяют наличие товара, который продается на кассе: сигареты, пакеты, кофе одноразовый.
2. Открытие дня по ККМ.
1. Проведена подготовка к открытию дня, кассир заправляет ККЛ в принтер.
2. ЗУМ снимает Х-отчет:
Этот Х-отчет должен быть нулевым. На основании этого отчета ЗУМ заполняет журнал кассира – операциониста.
3. ЗУМ делает внесение денег кассу:
регистрация бейджем – кнопка «ВП» - вводится сумма размена - кнопка «НАЛИЧНЫЕ».
4. КО или ЗУМ подписывают ККЛ: дата, время, заводской номер кассы, ФИО кассира, подпись КО, ФИО ЗУМ, подпись ЗУМ, показания необнуленного счетчика на начало дня.
Все отчеты забирает ЗУМ и вкладывает в журнал, хранит до вечера.
3. Закрытие дня по ККМ.
В 21.00 начинают по одной закрывать все кассы. Приходит на кассу ЗУМ, перекрывает очередь (встает в конце очереди и просит, чтобы за ним не занимали очередь покупатели). ЗУМ подзывает охранника. Все денежные перемещения делаются только в присутствии охранника.
1. ЗУМ снимает Х-отчет:
регистрация бейджем – кнопка «Х» - кнопка «1».
2. ЗУМ делает выплату денег из кассы:
регистрация бейджем – кнопка «Х» - кнопка «2» - высвечивается сумма – кнопка «НАЛИЧНЫЕ».
3. Кассир собирает все деньги: достает монетницу, на нее складывает крупные деньги, оборачивает в холщевый мешок и в сопровождении ЗУМа спереди и охранника сзади идет в главную кассу. Охранник в главную кассу не заходит, идет на свое рабочее место. В главной кассе закрываются ЗУМ и КО. КО считает деньги: составляет размен на следующий день и делает таксировку по купюрам. Разменный фонд бывает фиксированный и нефиксированный. Если на объекте разменный фонд не фиксированный, то он составляется таким образом: берется вся железная мелочь и купюры достоинством по десять рублей, таксируются (в таксировке указывается наименование, количество, общая сумма каждой монеты или купюры, общая сумма размена, дата, фамилия кассира) и вкладываются в пакет. Все остальные деньги считаются отдельно и на них тоже составляется покупюрная ведомость.
Когда на объекте разменный фонд фиксированный, например 500 рублей, то в пакетик нужно положить ровно 500 рублей (ни монетой больше, ни монетой меньше).
За сдачу размена кассир ставит подпись в журнале ведения главной кассы, за расхождения – в журнале учета недостач и излишков при сдаче денежных средств кассирами.
4. После подсчета денег ЗУМ с Х-отчетом идет к БМ сверить показания Х-отчета с реализацией по компьютеру. БМ дает разрешение на снятие Z-отчета, если сумма сошлась.
5. ЗУМ и КО идут на кассу, ЗУМ снимает Z-отчет:
регистрация бейджем – кнопка «Х» - кнопка «3» - кнопка «ДА».
На основании Z-отчета заполняется журнал кассира-операциониста.
6. КО подписывает ККЛ: дата, время, заводской номер кассы, ФИО кассира, подпись КО, ФИО ЗУМ, подпись ЗУМ, показания необнуленного счетчика на конец дня.
7. Лента отрывается и сдается в архив ЗУМу в главную кассу. Заправляется новая лента на следующий день.
После закрытия операционного дня кассир приводит рабочее место в порядок и помогает в выкладке товара.
Понятия Х и Z -отчеты.
Х-отчет – это не фискальный финансовый отчет, отчет без гашения, снимается несколько раз в день.
Z-отчет - это фискальный финансовый отчет, отчет с гашением, снимается один раз в операционный день.
4. Инструкция по расхождениям при сдаче денежной наличности кассирами.
Допустимые расхождения между наличными деньгами и показанием отчета ± 5 рублей.
Если при подсчете денег выявлена недостача или излишек денежных средств на сумму от 5,01 рублей до 19,99 рублей, кассир в течение рабочего дня обязан написать объяснительную. Недостачу кассир возмещает из собственных средств. Излишек приходуется по усмотрению Управляющего объектом. Трехкратное повторение такого расхождения – основание для увольнения КО.
В том случае если сумма расхождений от 20 рублей до 100 рублей - информацию о кассире, сумме недостачи или излишка, Заместитель управляющего магазином сообщает Супервайзеру, сразу после проверки. Объяснительная пишется кассиром сразу же. Повторение дважды – основание для увольнения.
Если сумма расхождения составляет от 100 рублей и больше, то это может быть основанием для увольнения кассира. Информация сообщается Супервайзеру и НКИД.
Тренинг. Заправка ленты в принтер.
Кассирам объясняются правила заправки контрольной и чековой лент в принтер, дается время попробовать самостоятельно заправить ленты.
Следующее задание – заправка ККЛ на время. Норматив 35 секунд.
Аппарат Эвотор – это кассовая система нового поколения, позволяющая автоматизировать работу предприятия и упростить процесс передачи отчетов в органы госконтроля. Поговорим о настройке онлайн-кассы и основных этапах работы с устройством.
Эвотор – это мобильная касса, которая полностью соответствует требованиям ФЗ-54, регламентирующего порядок работы предпринимателей с контрольно-кассовой техникой. Функции терминала сводятся к следующим рутинным торговым операциям:
- открытие и закрытие смены;
- приемка товаров;
- товарная переоценка;
- продажа;
- возврат и списание.
Размеры кассы Эвотор позволяют разместить устройство на любом прилавке, при этом компактный терминал может выполнять работу бэк-офиса, подсчитывая остатки на складе и в других магазина. Аппарат совместим с другими торговыми инструментами (сканер штрих-кодов, денежный ящик и т. д.). Подключение к банковскому терминалу позволяет выполнять с помощью кассы Эвотор оплату картой. Кроме того, устройство поддерживает обмен данными с ЕГАИС.
Стандартные операции с аппаратом способны выполнять рядовые сотрудники, а вот обслуживание кассы Эвотор (обновление, замена фискального накопителя) следует доверять специалистам ЦТО (центр техобслуживания). Договор с сервисным центром позволяет оперативно получить квалифицированную помощь.
Новая касса Эвотор: подготовка к работе
Прежде чем начать работу с электронной кассой Эвотор, необходимо выполнить некоторые преднастройки, позволяющие осуществлять торговлю по всем нормам законодательства:
- подключить дополнительное оборудование;
- заключить договор на обслуживание с .
- поставить аппарат на .
Базовая программа касса Эвотор уже готова к автономной работе и обмену данными с основными торговыми сервисами ( , Excel, Мой склад), однако при необходимости пользователь может скачать в специальном магазине контента.
Как пользоваться онлайн-кассой Эвотор
Чтобы обеспечить легкое и приятное знакомство с современным устройством для торговли, опишем основные моменты работы с ККМ. Также рекомендуем ознакомиться с обучающими роликами, размещенными на официальном сайте компании-производителя evotor.ru.
Для более углубленного изучения бизнес-процессов следует изучить инструкции ККМ Эвотор, доступные к скачиванию в различных разделах онлайн-руководства wiki.evotor.ru.
Открытие/закрытие смены, кассовый отчет
Узнаем, как начать работу, а также как снимать кассу Эвотор и печатать кассовый отчет:
- Откройте раздел «Касса/Открыть смену», либо нажмите кнопку «Продажа», чтобы смена открылась автоматически.
- Чтобы закрыть кассу Эвотор выберите соответствующий раздел в этом же меню.
- Чтобы печатать отчет об открытии/закрытии смены в автоматическом режиме, установите данные настройки в меню «Настройка/Смена», поставив галочки напротив требуемых отчетных документов (X-Отчет, Z-отчет).
- Для печати отчетов в ручном режиме при открытии/закрытии кассы зайдите в раздел «Касса/отчеты» и выберите нужный документ.
Можно оформить новое внесение наличных в кассу. Нажатие кнопки «Внести» автоматически открывает смену.
Возврат и списание
Согласно инструкции кассира Эвотор, чтобы вернуть одну позицию или партию товара поставщику, необходимо выполнить несколько действий:
- Откройте раздел главного меню кассы «Товары/Возврат».
- Добавьте товар в список подлежащих возврату одним из способов: считав код позиции сканером или воспользовавшись окном поиска (для перехода к поиску необходимо нажать на белое поле).
- Укажите количество возвращаемых товаров.
- Назначьте цену компенсации за товар ненадлежащего качества или позвольте системе определить цену автоматически, сходя из информации о приемке данной продукции.
- Завершите процедуру, нажав кнопку «Ввод».
- Проверьте список введенных позиций, потянув за вкладку в верхней части окна. При необходимости удалите товар из списка.
- Заполните информацию о контрагенте, чтобы подтвердить возврат. В поле «Основание» укажите номера и названия сопроводительной документации.
Аналогичным способом происходит списание товара или целой партии чрез меню «Товары/Списание», а вот при возврате покупки клиенту применяется иной порядок действий:
Если у покупателя не осталось чека, допустимо произвести через Эвотор возврат по карте, выбрав в списке товаров нужное наименование с соответствующей пиктограммой в виде банковской кредитки. Также в меню присутствует пункт «Возврат без документа», позволяющий вернуть деньги клиенту без оснований.