Носов краткая биография для детей. Николай Носов: биография для детей. Николай Носов: краткая биография для детей

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

НИКОЛАЙ НОСОВ Николай Носов –русский советский прозаик, драматург, все произведения для детей. Николай Носов - придумал Незнайку и поселил вместе с другими коротышками в Цветочном городе.

Отец был актером эстрады и кинематографа, мать-рукодельница и певунья. Родился Николай Носов в Киеве

Разносторонне одаренный мальчик, Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, сочинительством – наряду с шахматами, фотографией, электротехникой, радиолюбительством.

Был газетным торговцем, землекопом, косарем, в 1927–1929 учился в Киевском художественном институте, откуда перевелся в Московский институт кинематографии.

В 1932–1951 – режиссер-постановщик мультипликационных, научно-популярных и учебных (в т.ч. для Красной Армии, заслужив этим в 1943 орден Красной Звезды) фильмов.

Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно - сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям.

Первый рассказ «Затейники» был издан в 1938 году в журнале «Мурзилка».

Носов ввел в детскую литературу нового героя – наивного и здравомыслящего, озорного и любознательного непоседу, одержимого жаждой деятельности и постоянно попадающего в необычные, зачастую комические ситуации.

Заслуженную славу принесла писателю повесть-сказка «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в солнечном городе» и «Незнайка на Луне».

Экранизация произведений Н.Носова

Николай Носов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению "Составление плана по рассказу Н.Носова "Живая шляпа"". 2 класс

Данный урок - второй по рассказу Н. Носова "Живая шляпа". Основным элементом является групповая исследовательская деятельность по работе с текстом. К уроку предлагается презентация...

Н.Н.Носов

Родился 23 ноября (10 ноября по старому стилю) 1908 года в городе Киев в семье эстрадного артиста Николая Петровича и Варвары Николаевны. Детство и юность Носова пришлись на тяжелый период Первой мировой и Гражданской войны. В этот период переболел вместе со всей семьей (родители, два брата и сестра) тифом. Гимназия, в которой учился Николай Николаевич, после революции была преобразована в школу семилетку. Из-за тяжелого материально положения, школу ему пришлось совмещать с различной работой (продажа газет, землекоп, косарь и т.д.). В это время Носов увлекается музыкой, и даже хочет стать музыкантом. Но из-за сложности обучения отказывается от этой идеи. Следующим его увлечение была химия. Вместе с друзьями на чердаке дома проводит различные химические опыты и планирует по окончании школы учиться на химика. Некоторые свои воспоминания о детстве Носов описал в «Тайна на дне колодца».
В 1924 году оканчивает школу (семь классов), но поступить в Киевский политехнический институт он не смог. Для поступления было необходимо среднее образование. Для подготовки в институт Носов идет учиться в вечернюю школу и одновременно устраивается работать, сначала на бетонный завод в Ирпене (Киевская область Украины), а потом работает на кирпичном заводе в Буче (Киевская область Украины). Но в 1927 году, передумав учится на химика, поступает в Киевский художественный институт. Проучившись два года в 1929 году переводится в Московский институт кинематографа, который благополучно оканчивает в 1932 году. После чего длительное время работает режиссером и постановщиком мультфильмов и учебных фильмов.
В 1931 году у Николая Николаевич и его жены Елены Артемовны (Мазуренко) родился сын Петр. Именно сын сыграл большую роль в становление Носова как детского писателя. Вторая жена – Татьяна стала его музой, которой он посвятил много своих произведений.
Во время Великой Отечественной войны занимался съемками учебных и научных фильмов для армии. За что в 1943 году получил орден Красной звезды.
После войны начинает серьезно заниматься литературой. Выходят в свет такие его произведения как: «Тук-тук-тук» (1945), «Ступеньки» (1946), «Веселая семейка» (1949), «Дневник Коли Синицына» (1950), «Витя Малеев в школе и дома» (1951) и другие. В 1952 году за повесть «Витя Малеев в школе и дома» получает Сталинскую премию третьей степени. Наибольшую известность получила трилогия про Незнайку. «Приключения Незнайки и его друзей» (1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1958), «Незнайка на Луне» (1965). За Незнайку в 1969 году получил государственную премию имени Крупской. В последние годы своей жизни занялся написанием автобиографических произведений.
Умер Николай Николаевич Носов 26 июля 1976 года в Москве. Похоронен на Кунцевском кладбище Москвы.

Вера Янпольская
Биография Н. Н. Носова для ДО

ВВЕДЕНИЕ

Современная литература включает в себя юмор, сатиру, гротеск, иронию, карикатуру, пародию и несколько других средств выражения комического в литературных текстах. Хотелось бы подробнее остановиться на некоторых из них – юмор, ирония, сатира, гротеск и каламбур.

Гротеск не всегда считается формой комического в связи со своим свойством деформировать явления и характер. Поэтому его зачастую относят и к сатире и к юмору. Переводится это слово как «затейливый» . Это один из художественных приемов, который обозначает нарушение в пропорциях изображаемых явлений, событий или предметов.

Юмор сам по себе личностно обусловлен и настраивает человека на более глубокое и серьезное осмысление к источнику смеха. От слушателей он требует того, чтобы его правда была постигнута, несмотря на смешные совпадения или странности. С английского языка переводится как нрав, настроение.

Ирония с греческого языка переводится как «насмешка» или «притворство» . Обычно это происходит тогда, когда говорится об одном, а на самом деле подразумевается совершенно другой контекст, противоположный по смыслу.

Что касается каламбура, то это фигура речи, которая основана на одинаковом звучании слов или, когда в словосочетании содержаться два слова, которые противоположны по значению.

Ну, и наконец, сатира – это особый способ художественной передачи реальности, который в итоге заканчивается смешным завершением с «подтекстом» .

Эта работу посвящена выявлению юмористических моментов в творчестве писателя Николая Николаевича Носова .

Биография Н . Н. Носова

Николай Носов (1897 - 1986) родился 23 ноября 1908 года в Киеве в семье актёра-эстрадника. Разносторонне одарённый мальчик Коля Носов , ещё учась в гимназии, увлекался музыкой, театром, литературой, шахматами, фотографией, радио-и электротехникой. Повзрослев, работал газетным торговцем, землекопом, косарём.

В 1932-1951 годах был режиссёр-постановщик мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов.

В 1938 году были опубликованы первые рассказы Николая Носова : "Затейники", "Живая шляпа", "Огурцы", "Чудесные брюки", "Мишкина каша", "Огородники", "Фантазёры" и др., напечатанные главным образом в "малышовом" журнале "Мурзилка" и составившие основу первого сборника "Тук-тук-тук".

В этих, а также в последующих произведениях (из сборников "Ступеньки", "Весёлые рассказы", "Фантазёры", "Приключения Толи Клюквина" и др.) Носов ввёл в детскую литературу нового героя - наивного и здравомыслящего, озорного и любознательного непоседу постоянно попадающего в необычные, зачастую комические ситуации. Особенно популярными стали его повести для подростков "Весёлая семейка", "Дневник Коли Синицына", "Витя Малеев в школе и дома".

За написание повести "Витя Малеев в школе и дома" писатель был награждён государственной премией.

Долговременную известность и любовь читателей получила трилогия Н. Н. Носова , включающая романы-сказки "Приключения Незнайки и его друзей", "Незнайка в Солнечном городе", "Незнайка на Луне".

Сам Николай Носов говорил , что начал писать для детей совершенно случайно - сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям. И постепенно понял, что "сочинять для детей - наилучшая работа. "

Рассказы Николая Носова частично описывают его детство, отношения со сверстниками, их мечты и фантазии о будущем. Хотя увлечения Николая совершенно не были связаны с литературой, всё изменилось, когда у него родился сын. Сказки Носова перед сном своему ребенку будущий известный детский автор сочинял на ходу, придумывая совершенно реалистичные истории из жизни обычных мальчишек. Именно эти рассказы Николая Носова сыну подтолкнули уже взрослого мужчину к писательству и изданию небольших книг.

По прошествии нескольких лет, Николай Николаевич понял, что писать для детей – лучшее занятие из тех, которые можно только придумать. Рассказы Носова читать потому и интересно, что он был не просто автором, но и психологом и любящим отцом. Его теплое уважительное отношение к ребятам позволило создать все эти остроумные, живые и настоящие сказки.

Рассказы Носова для детей

Каждая сказка Носова , каждый рассказ – это житейская повесть о детских насущных проблемах и проделках. На первый взгляд рассказы Николая Носова очень комичны и остроумны, но не эта их особенность самая важная, важнее то, что герои произведений – настоящие дети с настоящими историями и характерами. В любом их них вы сможете узнать себя в детстве или своего ребенка. Сказки Носова читать приятно ещё и по той причине, что они не приторно сладки, а написаны простым понятным языком с детским восприятием происходящего в каждом приключении.

Хотелось бы отметить немаловажную деталь всех рассказов Носова для детей : в них нет идеологической подоплеки! Для сказок времен советской власти – это очень приятная мелочь. Всем известно, что как бы ни были хороши произведения авторов той эпохи, “промывание мозгов” в них порядком наскучивает и с каждым годом, каждым новым читателем всё ярче бросается в глаза. Рассказы Носова читать можно абсолютно спокойно, не беспокоясь, что сквозь каждую строчку будет сквозить коммунистическая идея.

Идут года, Николай Носов уже много лет не с нами, но его сказки и персонажи не стареют. Искренние и поразительно добрые герои так и просятся во все детские книжки.

Творчество Н. Носова имеет большое значение в детской литературе. Очень важными особенностями его юмористического таланта были способность откликнуться на актуальные проблемы воспитания и умение в эмоциональной, занимательной форме решать важные морально-этические проблемы.

Действие этого произведения Н. Н. Носова происходит в стране , где живут малыши-коротыши - мальчики и девочки ростом с небольшой огурец. Все жители Цветочного города - и дети и взрослые, если можно так сказать, в одном лице : по роду занятий - взрослые, по характеру и поведению - настоящие дети. Они очень образованны : придумывают хитроумные машины, строят воздушный шар, живут в вертящихся домах.

Цветочный же, Зелёный и Солнечный города -это примеры справедливого устройства городов детей, где все хорошо трудятся, любят науки, искусство и никто не посягает на свободу другого.

Все шестнадцать друзей-коротышек покоряют читателя тем, что живут как настоящие дети.

Охотник Пулька, главный малыш-коротыш Знайка, поэт Цветик, доктор Пилюлькин и другие - все они яркие личности, каждый занят своим делом. И только Незнайка никак не может найти себя в жизни, за всё берётся и всё бросает, при этом умудряется всё испортить. Из-за своей беспечности и самоуверенности он постоянно попадает в комические положения. Но он мил и обаятелен, никто на него зла не держит, из компании его не выгоняют. Почему? Наверное, потому, что он естествен и отзывчив, всегда готов помочь своим друзьям. Да и сам писатель не скрывает тёплых чувств к Незнайке.

Произведение Носова очень занимательно , интересно и поучительно. А мораль его проста : без труда и учения не станешь умелым и уважаемым человеком. Наиболее значимая проблема, которую ставит (и решает) автор в тексте первой повести, – взаимоотношения мальчиков и девочек как микросоциальных групп. Три пространства, описанных в тексте первой книги, представляют собой два возможных устройства такого «условного» «детского» социума : Цветочный город подобен «смешанной школе» , а Змеевка и Зеленый город, соответственно, – мужская и женская «гимназии» . Сюжетные линии последовательно сводятся к подтверждению мысли о важности общения и дружбы разнополых детей. Повесть о Незнайке -дидактическое произведение : ее герой сквернословит, сморкается, грубит, лентяйничает, если говорить откровенно, он глуповат и даже несколько отвратителен, он совсем не похож на прекрасного, идеального ребенка советской эпохи, поздних (да и ранних) сталинских лет, причесанного, светлоглазого, сообразительного, открытого душой.

Незнайка – кривое зеркало, подобие человеческого существа, созданное автором, чтобы исправлять недостатки, и неожиданно зажившее своей жизнью.

Незнайка - это «антигерой» по отношению ко стратегиям детского чтения, взятый в качестве образца. Незнайка, главный герой, - хвастунишка и невежда; он постоянно попадает в комические положения из-за своей беспечности и самоуверенности. То придумает "для рифмы" что "Торопышка был голодный, проглотил утюг холодный"; то бахвалится, будто он самый главный коротышка и выдумал воздушный шар. Незнайка - фантазер, чем-то напоминающий мишку Козлова из цикла рассказов Носова "Мы с Мишкой". Он тоже вызывает симпатию у читателей, потому, что в основе его шалостей лежит стремление к хорошему, доброму.

Н. Носов никогда не увлекается смехом ради смеха; его произведения по своей направленности всегда имеют воспитательный характер. Неназойливо, с улыбкой учит писатель мальчиков и девочек этике дружбы, призывает старших детей к деликатности в обращении с младшими.

В произведениях Носова дети получают новые знания и представления, ответы на многие вопросы, которые их волнуют, усваивают понятия о долге, чести.

В рассказах и повестях писателя всегда находится материал и для родителей. Уже будучи взрослыми и начиная воспитывать собственных детей, они с удовольствием перечитывают книги Носова . Эти книги помогают им лучше узнать внутренний мир ребенка, понять, что его волнует, радует.

С самой подходящей фамилией для писателя, тем более — для детского писателя, и уж тем более — для весёлого детского писателя. Только послушайте: Н о с о в — просто, легко и немного забавно. Хорошо, в общем. А ещё лучше сам писатель подходил своей фамилии.


У Носова действительно был нос и совсем не маленький, крупный такой, заметный, и большая голова, и широкие плечи… И всё это совершенно не вязалось с невысоким ростом и тихим, глуховатым голосом. На первый взгляд — неказистый такой человек. Очень молчаливый, очень замкнутый. Его называли «хмурым ворчуном» . Но книги он писал исключительно веселые.


«— Бобик, иди скорей кисель есть! — закричал Барбос.
Бобик прибежал:
— Где кисель?

— Да вот у меня на спине. Облизывай.
Бобик давай ему спину облизывать.
— Ох, и вкусный кисель! — говорит.
Потом они перенесли пирог на стол. Сами тоже на стол уселись, чтобы удобнее было. Едят и разговаривают.
— Тебе хорошо живётся! — говорит Бобик. — У тебя всё есть!
— Да, — говорит Барбос, — я живу хорошо. Что хочу, то и делаю: хочу — гребешком причёсываюсь, хочу — на телевизоре играю, ем и пью что хочу или на кровати валяюсь.
— А тебе позволяет дедушка?
— Что мне дедушка! Подумаешь! Это кровать моя.
— А где же дедушка спит?
— Дедушка там, в углу, на коврике…»


Период с 3 до 18 лет описан Носовым в повести «Тайна на дне колодца», вышедшей после смерти писателя в 1978 году.


Носов вспоминает, что осознавать себя отчетливо он начал к трем-четырем годам. Он видит себя в окружении вещей, которые пробуждают мысли и - главное - действуют на чувства: «Вот сутулый, с выдвинутыми вперед плечами, огромный, чуть ли не до потолка ростом, шкаф. Он стоит,… погрузившись в какую-то свою глубокую, бесконечную думу. От него немного добьешься слов». Шкаф говорит на непонятном, скрипучем языке. «Буфет более легкомысленное и франтованное существо». В буфете хранятся всякие вкусности. И говорит буфет, по определению Коли, так: «говорливо скрипит, шипит, сипит, визжит, хрипит, крякает всеми своими дверцами и ящиками». А вот кресла похожи на чопорных теток, «им до зарезу хочется посудачить о том, о сем, да неохота показывать, что их могут интересовать такие пустяки, как праздные разговоры».


«В школьные годы мечтал стать музыкантом (кем-то вроде Паганини по меньшей мере), потом забросил скрипку, увлёкся химией и вполне серьёзно готовился к поступлению на химический факультет Политехнического института; перед самым поступлением передумал и вместо Политехнического поступил в Художественный… Окончил же Институт кинематографии, потом работал в кино, потом стал детским писателем» - так о своих «метаниях» Носов напишет в автобиографии. Но напишет, как всегда о себе, очень кратко. А в повести «Тайна на дне колодца» читатель увидит маленький посёлок Ирпень неподалёку от Киева, где жила тогда небольшая семья то ли железнодорожника, то ли актёра (это смотря по обстоятельствам) Николая Носова, и где его средний сын, тоже Николай, сделал в буквальном смысле свои первые шаги.

У Николая Носова был старший брат. Когда семья переехала в Киев — пришло время определять мальчиков в гимназию. А всего через несколько лет началась гражданская война. Голод, тиф, смерть — всё выпало на их долю.

В школе лучше Николай учился лучше брата. Окончив семилетнюю школу в 1924 году, оба начнут зарабатывать деньги. Николай будет работать на кирпичном заводе мусорщиком, вывозить шлак из печи для обжига кирпича. Одновременно самостоятельно учиться по программе средней школы.

Разносторонне одаренный мальчик, Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, сочинительством — наряду с шахматами, фотографией, электротехникой и радиолюбительством. Был газетным торговцем, землекопом и косарем


Николай Носов мечтал поступить в институт. Но было и другое: увлечение фотографией, например. Все, что делал Носов уже в те годы, делал безоглядно, отдаваясь целиком. Начав заниматься фотографией, тратит все деньги на нее, вплоть до того, что единственной его одеждой остается спецовка, полученная на заводе.

Кроме этого мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, увлекся химией и вполне серьезно готовился к поступлению на химический факультет Политехнического института; перед самым поступлением передумал и вместо политехнического поступил в художественный... Это был Киевский художественный институт. А через два года, в 1929 году, Носов перевелся в Московский государственный институт кинематографии. Закончив его, почти двадцать лет, с 1932 по 1951 год работал в кино. Был режиссером мультфильмов, научных и учебных картин. Во время Великой Отечественной войны снимал, как режиссер, военно-патриотические фильмы.


Сохранился такой эпизод из жизни Носова. Как-то ему поручили снять фильм об устройстве и работе английского танка «Черчилль». Один танк был доставлен в студию. Английский инструктор показал нашему водителю-танкисту, как управлять танком. Англичане уехали. Спустя несколько дней, танк во время съемок закапризничал и вместо того, чтобы поворачиваться вокруг своей оси, машина описывала громадную кривую дугу. Танкист нервничал, суетился, перекопал всю площадку во дворе, но танк упрямо не хотел поворачиваться вокруг своей оси и из маневренной машины превратился в неуклюжий тихоход.


Николай Николаевич попросился к водителю присесть рядом. От разгадки управления зависела не только участь фильма, но, что гораздо важнее судьба танка, который должен был поступить на вооружение наших войск. Николай Николаевич работал над учебным фильмом о тракторах и вообще хорошо разбирался в машинах. Вскоре Носов, наблюдавший за действиями механика, обнаружил ошибку. Водитель был смущен, он извинился перед Носовым и никак не хотел поверить, что тот знает технику просто как любитель. Носов умудрился «открыть танк» и заснять работу внутренних деталей машины. Показ сопровождался «Лунной сонатой» Бетховена. За этот фильм, и вообще за работу в области научно-технического кино, Носов был награжден орденом Красной Звезды. Это было в 1943 году.

Литературный дебют Николая Носова состоялся в 1938 году, после публикации одного из рассказов, которые он придумывал для сына, в детском журнале «Мурзилка».

«Постепенно я понял, что сочинять для детей — это наилучшая работа. Она требует очень много знаний, и не только литературных, еще больше психологии детей. Главное — любви к ним. И уважения. Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с самым большим и очень теплым уважением», — говорил Носов.

Вскоре рассказы Носова печатаются в одном из самых известных в то время журналов — «Мурзилке». Рассказы «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазеры» и другие были объединены в детгизовском сборнике «Тук-тук-тук» и изданы в 1945 году. Сборники рассказов «Ступеньки» и «Веселые рассказы» (для детей младшего и среднего возраста) вышли в 1947 году. (В «Веселых рассказах» главные герои — неразлучная пара друзей, которые, являясь полной противоположностью, прекрасно дополняют друг друга.) Знание детской психологии и владение доступным и, вместе с тем, образным языком позволило завоевать прочное признание у детей и взрослых. Носов ввёл в детскую литературу нового героя — наивного и здравомыслящего, озорного и любознательного непоседу, одержимого жаждой деятельности и постоянно попадающего в необычные, зачастую комические ситуации.

В 1949-50 годы публикуются и становятся популярными повести «Веселая семейка» и «Дневник Коли Синицина».

Широкую известность детскому писателю принесла повесть «Витя Малеев в школе и дома», вышедшая в 1951 году и удостоенная в 1952 году Государственной премии СССР. В 1955 году по повести был снят кинофильм «Два друга».

Но самым огромным успехом у юных читателей пользуется трилогия о Незнайке - «Приключения Незнайки и его друзей» (1953-1954), «Незнайка в Солнечном городе»(1958), «Незнайка на Луне» (1964-1965). По этим сказочным повестям поставлено несколько анимационных фильмов.

Рассказы и повести писателя - книги о реальной жизни современных ребят, в которых юные читатели могут узнать не только себя, но и обстановку, в которой они живут: обстановку семьи, школы, улицы, пионерского лагеря. Это книги для детей и про детей. Герои Носова - не просто мальчики, а маленькие граждане своей страны. Его мальчишки принципиальны, изобретательны, умны.

В предисловии одной из книг Носов написал комментарий: «Перед тем, как читать эти рассказы и повести, подумайте о своих близких! Ведь это именно им придется туго, когда вы решите соорудить инкубатор или развести пчел, или, на худой конец, преподать собаке несколько уроков математики. А в том, что вы обязательно захотите все это сделать, никто и не сомневается. Николай Носов так заразительно умеет рассказывать о всяких разных делах своих героев, что просто невозможно устоять перед соблазном сделать все самому!»


В жизни Николай Николаевич был совершенно нетребователен. Ему безразлично было, что будет на обед или ужин. Он не любил покупать одежду. Некоторые говорили о его нелегком характере - да, он бывал непреклонен, а иногда и резок, отстаивая свое мнение по разным вопросам. Но не было более отзывчивого и простого человека, чем Носов, в общении с людьми, в быту. Удивляла его особенная деликатность - не внешняя, от воспитания, а из души, доброта. Он был на редкость правдивым человеком. Ему были глубоко, до болезненности, противны ложь, лицемерие, притворство. Он не любил обременять близких своими мелкими поручениями: сам покупал себе бумагу, сам печатал свои произведения. В жизни он не был веселым остряком. Он казался невеселым, замкнутым, скупо открывающимся, он избегал демонстрировать себя.


Николай Носов сам был редкостным фантазером. Его фантазия и подарила всем нам Незнайку и других коротышек - маленьких человечков ростом с огурец - с их увлекательнейшими путешествиями в Цветочном городе и даже на Луне. Сказочная трилогия о Незнайке - второй этап творчества. Если в ранних повестях и рассказах маленькие читатели узнавали, как сварить кашу, построить инкубатор, научиться арифметике, то в трилогии о Незнайке Носов выводит их далеко за рамки житейского опыта. Автор наполняет свою трилогию массой научных сведений: от технических до космических.

На Луне в городе Давилоне издается газета «Для дураков». Причем пользуется она неслыханным успехом. Вы думаете, что газету не покупают, чтобы не прослыть глупцом. Каждый, кто покупал «Газету для дураков», оказывается, покупал ее не потому, что считает себя дураком, а потому, что ему интересно узнать, о чем там для дураков пишут. (Сравнить с нашей прессой). Оболванивание рядового читателя - забота такой прессы.
В описании злоключений Незнайки есть такой эпизод: на земле Незнайка жил в обществе равных, а на Луне впервые столкнулся с социальной несправедливостью.


Третий этап в творчестве писателя - автобиографические повести. «Тайна на дне колодца» - так называется повесть, которую он написал о себе самом, своем детстве и взрослении, о тайне, которую многие годы хранил колодец, из которого семья Носовых брала воду. «Повесть о моем друге Игоре» так назвал писатель произведение, посвященное своему внуку. Но книга могла быть названа «О друге Ване /Пете или Сереже», ибо каждый мальчишка и каждая девчонка узнают на ее страницах черты своего характера, встретятся со своими радостями и бедами, мечтами и надеждами.

С внуком.

В 1957 году авторитетный международный журнал произвел подсчет - какие из русских писателей чаще всего переводятся на другие языки. Получился список, в котором третьим - вслед за М. Горьким и А. Пушкиным - оказался детский писатель Николай Носов. Стараниями переводчиков очень скоро заговорил на многих языках мира. Даже по-японски!

Так что, если вы по случаю окажетесь в Японии, то не особенно удивляйтесь, увидев кафе «Незнайка». Заходите спокойно — вас обязательно встретит там старый, добрый и весёлый друг.

Носов в своих произведениях выступает и как популяризатор знаний политехнических, экономических: знакомя детей с житейскими правилами, он подает их так, что полезные и интересные знания приходят к читателям как бы сами собой.

Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Детский писатель Николай Носов

В ноябре исполнилось сто десять лет со дня рождения Николая Носова - писателя, на книгах которого выросло не одно поколение мальчишек и девчонок.

Николай Николаевич Носов (10 (23) ноября 1908, Киев - 26 июля 1976, Москва) - советский детский писатель-прозаик, драматург, киносценарист. Лауреат Сталинской премии третьей степени (1952). Наиболее известен как детский писатель, автор произведений о Незнайке.


С 1938 года начинает писать детские рассказы, но профессиональным литератором становится только после Великой Отечественной войны. Первый рассказ Носова был опубликован в 1938 году, назывался он "Затейники". Потом были опубликованы другие рассказы: "Живая шляпа", "Огурцы", "Чудесные брюки", "Мишкина каша" и другие. Печатались они в основном в журнале для детей "Мурзилка". Эти рассказы вошли в первый сборник Носова "Тук-тук-тук", 1945. Через год издательство "Детгиз" выпустило следующий сборник рассказов Носова - "Ступеньки".

Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно - сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям.

В 1947 году вышел сборник "Весёлые рассказы". Широкую популярность завоевали и повести для подростков "Весёлая семейка" (1949), "Дневник Коли Синицына" (1950), "Витя Малеев в школе и дома" (1951). В 1952 году Николай Носов получил Сталинскую премию третьей степени за написание повести "Витя Малеев в школе и дома". В 1954 году по этой повести был снят детский художественный фильм "Два друга".

Николай Николаевич Носов

Николай Николаевич Носов с внуком

Кадр из кинофильма "Два друга", снятого по повести Николая Носова "Витя Малеев в школе и дома"

Два друга (1954) - художественный фильм, поставленный по повести Николая Носова "Витя Малеев в школе и дома"

Но наиболее известны и любимы читателями сказочные произведения Николая Носова о Незнайке, написанные в 1953-1954 годах. Первое из них - сказка "Винтик, Шпунтик и пылесос". Потом была написана знаменитая трилогия, в которую вошли повести "Приключения Незнайки и его друзей" (1953-1954), "Незнайка в Солнечном городе" (1958) и "Незнайка на Луне" (1964-1965). Роман-сказку с элементами научной фантастики, политической сатиры и антиутопии "Незнайка на Луне" можно считать самым толковым и доступным учебником политэкономии. Из него можно отлично усвоить, что такое реклама, акционерное общество, лопнувший банк, продажная пресса, забастовка, безработица, биржа, что такое рыночные отношения и кого на самом деле защищает полиция.

В 1990-х годах в России была снята серия мультфильмов под названием "Незнайка на Луне", но в этих мультфильмах мало что осталось от писательской задумки. Книга Николая Носова обличала звериный оскал капиталистического общества, в мультфильмах же, в связи с реставрацией капитализма в России, постарались сгладить все углы, поэтому получились они фальшивыми: пресными и неинтересными.

Незнайка

Герои книжки "Приключения Незнайки и его друзей"

Мультфильм "Винтик и Шпунтик - веселые мастера" (1960)

Мультфильм "Незнайка учится" (1977)

В 1932 году Николай Носов окончил Московский институт кинематографии и до 1951 года работал постановщиком и режиссёром мультипликационных, научных и учебных фильмов. Возможно, именно поэтому по его книжкам снято так много фильмов и мультфильмов, среди которых замечательный мультфильм "Ровно в три пятнадцать".

Мультфильм "Ровно в три пятнадцать" (1959)