Николай ге картины. Николай ге

Ге Николай Николаевич (1831-1894)

Крупнейший русский живописец Николай Николаевич Ге родился 15 февраля 1831 г. в Воронеже, в дворянской семье. Семья Ге (Gay) родом из Франции. В конце XVIII в. прадед художника эмигрировал в Россию и поселился в Москве. Отец Ге был помещиком и детство Николая Николаевича прошло в деревне. Затем он воспитывался в киевской гимназии, по окончании которой поступил в Киевский университет, а откуда перешел в Петербургский. Отучившись два года, он оставил университет и в 1850 году поступил в Академию художеств в которой учился 7 лет. В Академии молодой художник занимался под руководством П.Басина.

Время учебы Ге пришлось на последние мрачные годы правления Николая I - эпоха “безвременья”, когда угнетение человеческого достоинства стало нормой во всех областях жизни России. Обучение в Академии в то время велось при активном участии царя и его дочери, которая была президентом Академии. Молодые художники воспитывались в традициях классицизма, но руководство ведущих профессоров-преподавателей не было очень требовательным, сам учебный процесс был каким-то неопределенным, учащиеся в основном были предоставлены сами себе, получая основные знания и навыки от общения друг с другом. Причиной этой так называемой полусвободы, в которой воспитывались художники, было то, что классицизм здесь уживался с эстетикой романтизма, которой были привержены профессора-преподаватели.

Своим настоящим учителем Ге считал К.Брюллова, творчество которого очень любил, а его знаменитую “Помпею” считал идеалом. Он никогда не встречался с мастером, но изучал его картины, всегда пользовался его советами, которые слышал от натурщиков, работавших с мастером. Сюжет его первой картины “Хаджи-Абрек”, написанной под влиянием одноименной поэмы Лермонтова, близок с сюжетами картин Брюллова. Свою любовь к Брюллову Ге сохранил до своей смерти, хотя и совершенно отошел от его манеры.

В академии Ге пробыл семь лет и получил за программу “Ахиллес оплакивает Патрокла” в 1855 г. малую золотую медаль. За картину “Волшебница андорская вызывает тень Самуила для царя Саула”, в написании которой Ге использовал многие из приемов Брюллова, он был удостоен большой золотой медали и послан за границу, где оставался с 1857-63 гг.

Художник вместе со своей молодой женой отправился за границу не дождавшись выдачи медали и причитающихся ему денег. Он посетил Швейцарию, Мюнхен и Париж, побывал Салоне 1857 года и на посмертной выставке П.Делароша, который оказал огромное влияние на содержание его картин и на их техническое исполнение. (По совету Делароша Ге писал свои картины с восковых фигурок). Выставка произвела на Николая Николаевича колоссальное впечатление.

Затем художник прибыл в Италию, где ему пришло понимание принципов творчества Брюллова, стремления мастера к правде в изображении природы и человека. В произведениях конца 1850-х годов художник отразил свои впечатления об этой красивейшей стране. В это время Ге работает над эскизами своих будущих исторических картин, которые он, являясь пенсионером Академии художеств, обязан был ей предоставить. Ге изучает колорит старых мастеров и в то же время интересуется пленэром, который был самой актуальной проблемой в искусстве в то время. В Италии художник понял необходимость поисков нового направления своего искусства: “Во мне воскресла жизнь древних в ее настоящем, живом размере и смысле, и вот, может быть, начало того, что называется чувством “реального в искусстве!””

В Риме он познакомился с А.Ивановым и увидел его картину “Явление Христа народу”, которая не произвела на него особенно сильного впечатления, но благодаря которой художник впоследствии обратился к теме последних дней жизни и смерти Христа. Тогда же он был увлечен произведениями Микеланджело, писал портреты и эскизы: “Смерть Виргинии” (1857), “Любовь Весталки” (1858) и “Разрушение Иерусалимского храма” (1858).

Большое значение в творчестве Ге имел пейзаж, которым он увлекся в Италии. Природа Италии оказала огромное влияние на творчество художника и свои чувства к ней он отразил в этюдах: “Горы. Вико”, “Залив Вико близ Неаполя”, “Виноградник в Вико”, созданных в 1858 году во время своего пребывания с семьей близ Неаполя.

В пейзажах 1860-х годов, которые были написаны художником во Флоренции: “Закат на море в Ливорно”, “Вид из Сан Теренцо на Леричи ночью”, “Ливорно. Морские дали (Дорога к морю в Антиниано близ Ливорно)” чувствуется увлечение художника элементами освещения. Ге пишет эскиз “Смерть Ламбертации” (1860), но его постигает разочарование. Художник находился в таком состоянии, что решает даже бросить искусство. Ге с детства был религиозным человеком, и этот тяжелый для него момент он обратился к религии, к Евангелию, в котором нашел ответы на мучающие его вопросы. В художнике опять пробудилась жажда творчества.

Во второй половине XIX века в искусстве образовались два направления: историческое и религиозное. Н.Ге был представителем исторического направления, его картинам присуще точное изображение природы, быта, архитектуры и интерьеров того времени. Первой в ряду картин на евангельские сюжеты была картина “Тайная Вечеря” (1863), которую Ге, по возвращении в Россию выставил на выставке в Петербурге осенью 1863 года. Творчество художника отличается новизной трактовки евангельских тем, драматической взволнованностью, смелой постановкой моральных проблем. Картина написана согласно его настроению и пониманию евангельской истории. Художник не идеализировал образ Иисуса Христа, а показал его как реального человека, совершившего подвиг во имя человечества. Главной в этой картине стала для художника тема раскола в кругу единомышленников. Основной принцип картины - это принцип психологизма, которому соответствуют и композиционное и колористическое решения. “Тайная Вечеря” получила признание официальных кругах, художнику было присвоено звание профессора Академии художеств, минуя звание академика. Картина была приобретена царем.

Радостный и удовлетворенный, Ге в начале 1864 г. возвращается во Флоренцию, пишет много эскизов на евангельские сюжеты: “Христос и Мария, сестра Лазаря”, “Братья Спасителя” и другие. Несмотря на то, что художник стремился овладеть методом критического реализма, он все еще обращался к романтизму. Следующей его работой была картина “Вестник Воскресения”, написанная именно в этом стиле.

Картины 1864 года уже соединяют пейзаж и бытовые мотивы, фигуры людей становятся более значимыми. От них как бы веет покоем, гармонией и умиротворением. В этот период были написаны: пейзаж “Флоренция”, эскиз “Мария, сестра Лазаря, встречает Иисуса, идущего к ним в дом”.

Художник писал пейзажи до конца своего пребывания в Италии, некоторые из них послужили этюдами для последующих картин, например “Дубовая роща в Сан-Теренцо” и “Оливковая роща в Сан-Теренцо” были использованы художником для картины “Христос в Гефсиманском саду”.

Кроме пейзажей Н.Ге исполнил много портретов. Это были в основном портреты близких знакомых, портреты его жены и детей.

В 1867 году во Флоренции Ге знакомится с А.П.Герценом и пишет его портрет, который был задуман для того, чтобы увековечить имя великого писателя и общественного деятеля. Портрет А.П.Герцена считается самым лучшим из всех написанных им портретов, и одним из лучших в живописи XIX века. В этом же году Ге написал портрет доктора-физиолога Морица Шиффа. В 1868 году - портрет воспитателя детей Герцена Иосифа Доманже.

В картинах и эскизах того времени можно проследить тенденцию изменения образа главного героя. Художник по-новому осмысливает образ Христа, обращает пристальный интерес к его внутренней жизни. Если в “Тайной Вечере” Христос предстает перед нами обреченным и бездейственным, то в картине “Христос в Гефсиманском саду” мы видим гордого, сильного духом человека.

В 1867 г. Ге оканчивает свою картину “Вестники Воскресения” и посылает ее на выставку Академии Художеств, но ему отказывают в ее приеме. Друзья художника выставляют ее в художественном клубе, но и здесь картина не имеет никакого успеха. Та же участь постигла и картину “Христос в Гефсиманском саду” как в Петербурге, так и на международной художественной выставке в Мюнхене в 1869 г., куда Ге послал ее вместе с “Вестниками Воскресения”.

В 1870 г. Ге возвращается в Петербург. После десяти лет, проведенных в Италии обновленная Россия поразила художника. Он писал: “Я чувствовал во всем и везде влияние и след петровской реформы. Чувство это было так сильно, что я невольно увлекся Петром и, под влиянием этого увлечения задумал свою картину “Петр I и царевич Алексей”. ” На первой выставке передвижников в 1871 г. он выставил эту картину и она произвела сильное впечатление на публику и вызвала сильные споры в газетах. Салтыков писал о картине: “Всякий, кто видел эти две простые фигуры, должен будет сознаться, что он был свидетелем одной из тех потрясающих драм, которые никогда не изглаживаются из памяти”. Государь заказал художнику повторение этой картины для себя.

В 1874 г. Ге выставил новую картину “Екатерина II у гроба Елисаветы”, которая успеха не имела. В 1875 г. им была написана картина “Пушкин в селе Михайловском”, которая тоже не произвела никакого впечатления (приобретена Некрасовым).

Ге в это время вращался в среде писателей и ученых и написал портреты Антокольского, Н.И. Костомарова, И.С.Тургенева, M.E.Салтыкова, Н.А.Некрасова, Пыпина, В.А.Серова, Т.П. Костомаровой, А.А.Потехина и мн. др. Тогда же он вылепил бюст Белинского.

В 1875 г. Ге навсегда покинул Петербург и поселился в Черниговской губернии, где он купил небольшой хутор. Он совсем отказался от искусства и занялся вопросами религии и морали, занимал различные должности по выборам. В своих записках он пишет, что нельзя торговать искусством, надо жить сельским трудом. Но совсем отказаться от искусства художник не в силах. У себя в деревне он пишет портреты соседей и родных, а через четыре года начинает новую картину “Милосердие или не Христос ли это?” изобразив Христа в образе нищего. Картина была выставлена в 1880 г. в Петербурге, но успеха не имела. Ге уничтожил эту картину. Это обстоятельство опять оторвало художника от искусства.

С 1862 г. Ге сблизился с графом Л.Н.Толстым и всецело подпал под его влияние. Они часто переписывались, делились своими планами, Ге постоянно советовался с Толстым относительно своих работ и всецело следовал совету последнего: “Картинами выскажите простое, понятное и нужное людям христианство”. В 1884 г. Ге написал прекрасный портрет Л.Н.Толстого.

Художник обращается к современному ему обществу с утопической проповедью духовного протеста против зла, провозглашает величие жертвы во имя идеи, в связи с этим сделал 10 рисунков к рассказу “Чем люди живы?”. Тогда же он исполнил ряд картин на религиозные сюжеты “Выход с Тайной вечери” (1889), “Что есть истина?” (1890), “Иуда” (Совесть) (1891), “Синедрион” (1892) и, наконец, “Распятие” в нескольких вариантах. В этих картинах, отмеченных глубоким драматизмом, художник в широкой экспрессивной манере изображает духовные и физические страдания человека. Значительная роль здесь отведена резким контрастам света и тени. В то же время Ге пишет портреты Лихачевой, Костычева, автопортрет, портрет Н.И.Петрункевича. Тогда же художник занимался и скульптурой, лепил бюсты В.Г.Белинского и Л.Н.Толстого.

Последние произведения Ге вызвали разнообразные споры, во всех газетах разгорелась полемика по их поводу. Картины “Что есть истина?” Синедрион” и “Распятие” были запрещены и сняты с выставки. Первая была вывезена в Европу и в Америку одним из поклонников художника, но она не произвела там впечатления, та же участь постигла и вторую. “Распятие”, снятое с выставки передвижников, было выставлено на частной квартире, а затем увезено в Лондон. Эта картина поразила видевших ее людей безжалостной правдой свирепой казни. “Самая история жизни, смерти вдруг получает свое настоящее обличающее людей значение” - писал Толстой. Ге был доволен тем впечатлением, которое произвели его картины, в них он нашел себя.

В последний период своей художественной деятельности Ге искал достижения своего идеала, он считал, что главное в картине - мысль, он придавал большое значение сюжету, религиозно-этической проблеме, которую он хотел решить; форма сделалась для него второстепенной. Под влиянием Толстого, он даже на время бросил краски и иллюстрировал карандашом “Отче наш”.

Н.Н.Ге - яркая художественная личность, проповедник духовной красоты. Он внес огромный вклад в развитие реалистической живописи, портретного и пейзажного жанров. Его произведения дышат горячей искренностью и благородной убежденностью. Портреты, принадлежащие кисти Ге отличаются простотой, правдивостью, строгостью цветовых и композиционных решений, стремлением передать богатство и сложность духовной жизни человека, на них “лежит отражение благородной души их автора” (Александр Бенуа). Он успел сделать все, что задумал, успел окончить главный труд последних лет “Распятие”, завершить задуманный им цикл, посвященный страданиям и подвигу Иисуса Христа.

Николай Николаевич Ге скончался на своем хуторе 1 июня 1894 г. После него остались записки и огромное количество писем, в которых он объясняет свое отношение к искусству. Часть этих записок была напечатана в виде отдельных статей: “Киевская первая гимназия в сороковых годах” (сборник, изданный в пользу недостаточных студентов университета Святого Владимира, Киев, 1895); “Встречи” (“Северный Вестник”, 1894, книга 4); “Жизнь русского художника шестидесятых годов” (“Северный Вестник”, 1893, книга 3).

Картины художника

А. С. Пушкин в селе Михайловском


Автопортрет. 1892


Аллея в старом парке


Ахиллес, оплакивающй Патрокла


Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила


В Гефсиманском саду


Вестники Воскресения


Вид из Санто-Теренцо на Леричи ночью


Возвращение с погребения Христа


Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад


Голгофа


Дорога в лесу


Дубы в горах Каррары


Екатерина у гроба императрицы Елизаветы


Закат на море в Ливорно


Каррара. Погрузка мрамора


Мария, сестра Лазаря, встречает Иисуса Христа, идущего к ним в дом


Морской залив в Ливорно. Закат солнца


Мост в Вико


Мраморная пильня в Карраре


Облака Фраскати

Перевозка мрамора в Карраре


Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе

Портрет А.В.Олсуфьева

Портрет А.М.Олсуфьевой


Портрет А.Н.Пыпина


Портрет В.А.Кочубей

Портрет В.Н.Ростовцевой


Портрет Иосифа Доманже

Портрет Натальи Ивановны Петрункевич

Портрет О.П.Костычевой


Портрет Шестовой с дочерью

Портрет Я.П.Меркулова


Портрет историка Николая Ивановича Костомарова


Портрет неизвестной в голубой блузе


живописец, мастер портретов, исторических и религиозных полотен
27 февраля 1831 (179 лет назад) - 13 июня 1894

Он всегда искал истину, нередко думал,
что был к ней близок, но ненадолго,
так как искание истины было в его природе…
Г. Мясоедов

Судьба его картин складывалась драматично. Картину «Милосердие» (1880) он уничтожил. Картина «Выход с тайной вечери» (1889) стала одним из лучших произведений русской живописи того времени, но ее подвергла критике церковная цензура. Картина ««Что есть истина? Христос и Пилат» (1890) была снята с выставки за кощунство в изображении Христа. Картину «Голгофа» (1892) Ге не закончил, и публика увидела ее лишь после смерти художника.

Николай Николаевич Ге родился (15) 27 февраля 1831 года в семье помещика в Воронеже. Для обучения Николай сначала выбрал физико-математический факультет, проучившись год в Киевском университете и год в Петербургском.

Ярошенко Н. А. "Художник Николай Ге"

«Саул у Аэндорской волшебницы» эскиз 1856

Но тяга к живописи и природный талант сказали свое веское слово. Он поступил в академию художеств, проучился там семь лет, а в 1857 году за картину «Саул у Аэндорской волшебницы» получил большую золотую медаль, звание классного художника 1-й степени и право на зарубежное пенсионерство.


"Ахиллес, оплакивающий Патрокла" 1855

"Суд царя Соломона" 1854


"Разрушение Иерусалимского храма" 1858 г.

"Христос в синагоге" 1868 г.

Смерть Виргинии. 1857-1858. Эскиз неосуществленной картины. 1857-1858. Холст, масло. 43 х 57.

Сюжет взят художником из истории Античного Рима. Децемвир Аппий Клавдий, один из коллегии десяти законодателей, воспылал тайной страстью к дочери уважаемого центуриона. Он задумал хитростью овладеть ею и сговорился с одним из тех, кто от него зависел, что тот заявит, будто девушка эта ранее была рабыней, и приведет обвиняемую к Аппию, который вынесет приговор в пользу своего сообщника. Но прежде чем ее увели, явившийся отец Виргинии схватил в лавке мясника нож и заколол ее. Эскиз неосуществленной картины.

"Возвращение с погребения Христа" 1859 г. Эскиз

Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, пришел к Пилату и просил тела Иисусова; и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном [в скале], где еще никто не был положен. День тот был пятница, и наступала суббота. Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди. Лук.23:50-56

В 1858 году в Риме состоялась встреча Ге с А. А. Ивановым и его картиной „Явление Христа народу“. Творение Иванова оказало на Ге серьезное влияние, что вскоре проявилось в эскизе „Возвращение с погребения Христа“.

За шесть лет Ге побывал в Германии, Швейцарии, Франции и с 1860 года обосновался в Италии. Он неустанно работал: писал портреты, пейзажи и делал эскизы к историческим картинам из жизни Древнего Рима и средневековья.

"Голова Апостола Андрея" Начало 1860-х

"Голова Иуды" этюд к картине «Тайная вечеря» 1863

«Тайная вечеря» 1863

В Петербург он вернулся в 1863 году с картиной «Тайная вечеря». Картина была явно вне канонов академизма, но она понравилась Александру II и император её приобрел. Такой успех не могла не отметить академия художеств, присвоив Николаю Ге звание профессора исторической и портретной живописи.

На следующий год Ге снова уехал в Италию и провел там еще несколько лет, продолжая трудиться над евангельскими сюжетами, пейзажами и портретами.


"Сорренто" 1869


"Флоренция" 1864


"В Гефсиманском лесу" 1869


"Иуда" 1870–1880-е гг


"Вестники воскресения" 1867

Он вернулся в Петербург в 1870 году, включившись в художественную, общественную и духовную жизнь столицы. В поисках темы Ге обращается к отечественной истории. Картина «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871) вновь принесла ему успех. Но у художника случались и неудачи, которые он тяжело переживал. Один период он даже забросил кисть и занялся сельским хозяйством.


«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» 1871


"Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы"

"Пущин у Пушкина в Михайловском" 1875

На рубеже 1870-х и 1880-х Ге вернулся в искусство. Отныне в его творчестве возобладали евангельские темы. Исключение он делал только для портретов. Среди его портретных работ хрестоматийную известность приобрели изображения писателей-современников – Салтыкова-Щедрина, Некрасова (обе 1872), Льва Толстого (1884).

Живопись Ге претерпела разительные перемены. Она приобрела лихорадочную и пугающую взволнованность, что впоследствии дало право называть его предшественником экспрессионизма.

Н.Н. Ге – один из самых своеобразных и значительных русских художников второй половины 19 века. В его творчестве нашли отражение прежде всего морально-этические проблемы, волновавшие передовую русскую интеллигенцию того времени. Н. Ге продолжал традиции Александра Иванова, верившего в преобразующую человека силу искусства. По своим взглядам на современную жизнь Ге был близок И.Н. Крамскому и Л.Н. Толстому. Назвав одну из своих картин «Что есть истина?», художник показал, что стремится ставить перед собой самые сложные вопросы, волнующие человечество на протяжении веков. В поисках ответа Ге обратился к сюжетам, взятым из Евангелия. Картины «Тайная вечеря», «Что есть истина?», «Голгофа», «Распятие» вызывали у зрителей самые разные отзывы – от восторженных до крайне отрицательных. Они волновали, заставляли размышлять, и это было главное.
Внук французского эмигранта, Н.Ге детство и юность провел на Украине. Учился будущий художник на математическом факультете Киевского, а затем Петербургского университетов. В 1850 году Ге поступил в Академию художеств в мастерскую профессора П.В. Басина. В Национальном Художественном музее находится картина «Ахиллес, оплакивающий Патрокла» (х.,м.147,5х172,5.Справа внизу: Николай Ге. 1855. Приобр. в 1957г. у частного владельца), написанная в годы учебы в 1855году. Следуя классической традиции академической школы, Ге обращается к сюжету из «Илиады» Гомера.
Патрокл пал в битве, сраженный рукой Гектора. В скорбно-торжественной позе со слезами на глазах склонился над телом любимого друга Ахиллес. Рядом с ложем стоит божественно-прекрасная богиня Фетида – мать Ахиллеса, принесшая сыну новые, выкованные Гефестом, великолепные золотые доспехи. С большим мастерством Ге выписывает вооружение древнегреческих воинов. Героические характеры, барельефная композиция, локальная система колорита являют нам образец академической картины, за которую Н. Ге была присуждена малая золотая медаль.
Закончив Академию художеств, Н.Ге отправился в заграничное путешествие. Он побывал в Германии, Швейцарии, Франции, Италии. В Риме была задумана картина «Смерть Виргинии». В собрании музея находится этюд к ней – «Римлянка» (1857. Этюд для неосуществленной картины «Смерть Виргинии» на сюжет одноименной трагедии В.Альфиери. х.,м. 58х42,5. Слева внизу: 1857. Римъ. Н.Ге; ниже: n2. Приобр. в 1959г. у частного владельца. РЖ-590). На нем изображена итальянская девушка с живыми черными глазами, одетая в синий, украшенный красными лентами корсаж. Этюд написан мастерски, широко и свободно, в нем сияет солнце Италии, пленившей не одного русского художника. Очарованию этой страны покорялись С.Щедрин, О.Кипренский, К.Брюллов В этюде чувствуется несомненное влияние «великого Карла», под впечатлением картин которого находились тогда многие молодые художники. Солнце и воздух Италии оказали на Н. Ге благотворное влияние, высветлив и обогатив его цветовую палитру. В Италии созрел замысел картины «В Гефсиманском саду».
Образ Христа привлекал внимание художников во все времена. В русском искусстве второй половины 19 века к нему обращались И.Крамской, В.Поленов, М.Нестеров. Каждый художник по-своему понимал и воплощал этот образ. Н.Ге в Христе искал высокий этический идеал, видел в нем прежде всего человеческую, а не божественную природу.
В собрании музея находится этюд мужской головы («Мужская голова». 1868. Флоренция. Этюд для картины «В Гефсиманском саду» 1869г., находящейся в ГТГ. Х.,м.54,5х43,1. Справа внизу: Александру Авакумову Куринному отъ Ник. Ге. Приобр. у частного владельца в 1957г. РЖ-27). Лицо изображенного на этюде человека покоряет огромной внутренней силой, его глаза проницают душу. Перед нами пророк, знающий все тайны и глубины человеческой природы. Созданный Ге образ Христа полон драматизма. Яркий контраст света и тени, выдержанная в коричневых тонах цветовая гамма придает ему особую выразительность.

"Христос с учениками выходит в Гефсиманский сад" Эскиз. 1888 ГТГ

Н.Ге обращался не только к религиозным сюжетам. Его картина «Петр Первый допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» стала заметным явлением в русской исторической живописи второй половины 19 века. Н. Ге был талантливым портретистом, им созданы замечательные портреты знаменитых современников художника – А.И. Герцена и Л.Н. Толстого. Всю жизнь Н. Ге мучительно искал идеал нравственности и добра. Его духовные запросы были чрезвычайно высоки, и это придавало его творчеству напряженный, романтический характер, отвечавший самым насущным требованиям времени.

(1) 13 июня 1894 года художник умер на своем хуторе.

"Что есть истина?" 1890

"Суд Синедриона. Повинен смерти!" 1892

«Суд Синедриона» входил в поздний «страстной цикл» художника. Картина была запрещена к экспозиции президентом Императорской академии художеств великим князем Владимиром Александровичем, и Ге увез ее в свое имение. После кончины художника его сын переправил две последние работы отца, в том числе «Суд Синедриона», Льву Толстому в Ясную Поляну. Снятые с подрамника полотна были обернуты в газетную бумагу, и типографский шрифт отпечатался на картинах. Дочь Толстого Татьяна Сухотина-Толстая сумела только частично удались фрагменты газеты из полотна. В 1897 году "«Суд Синедриона» был передан в дар Третьяковской галерее, годом позже он был на время помещен в экспозицию, а затем перенесен в запасники.

Реставрация картины в новейшее время потребовала многих лет. Итоги работы, в том числе рентгенограммы и макрофотографии, будут показаны вместе с полотном на выставке в Третьяковке.


"Голгофа" 1893

"Христос и разбойник" 1893

"Голова распятого Христа" 1892-1893

" Распятие" 1892

"Распятый Христос" 1893


"Совесть"(Иуда) 1891

Толстой писал художнику в феврале 1894 года: „То, что картину сняли, и то, что про нее говорили,- это очень хорошо и поучительно. В особенности слова „это бойня“. Слова эти все говорят: надо, чтобы была представлена казнь, та самая казнь, которая теперь производится так, чтобы на нее было так же приятно смотреть, как и на цветочки. Удивительная судьба христианства! Его сделали домашним, карманным, обезвредили его, и в таком виде люди приняли его, и мало того, что приняли его, привыкли к нему, на нем устроились и успокоились. И вдруг оно начинает развертываться во всем своем громадном, ужасающем для них, разрушающем все их устройство значении… Снятие с выставки - ваше торжество“.

" Распятие" 1892 г. Музей д"Орсэ, Париж

Художник Николай Ге о картине:
- Я долго думал, зачем нужно распятие… - для возбуждения жалости, сострадания - оно не нужно… раскаяние нужно, чтобы сознать и почувствовать, что Христос умер за меня…

Николай Николаевич Ге родился 17 февраля 1833 года в Воронеже. Семья Ге имела французское происхождение. Детство будущего художника проходило в деревне. Образование Ге получил в киевской гимназии. Окончив это учебное заведение, он поступил в Киевский университет, затем перешел в Петербургский. Ге учился на физико-математическом факультете. Однако впоследствии Ге почувствовал интерес к живописи. Оставив университет, он успешно сдал экзамены в Академию художеств. Руководителем начинающего художника стал П. Басин, однако своим наставником сам Ге считал Карла Брюллова. Именно картину «Помпея» Ге считал идеальной работой.

За картину Ге получает командировку за границу. Художник путешествует с 1857 по 1863 год. Он посещает Париж, Рим, Швейцарию. Выставка картин Поля Делароша, на которой он побывал в Париже, оказала огромное влияние на характерные черты творчества Ге.

В этот период появляются многочисленные портреты, а также эскизы («Разрушение Иерусалимского храма», ). Картиной, которая принесла ему настоящую популярность, стала . Это полотно, проникнутое небывалой драматической взволнованностью, отличающееся новой трактовкой евангельского сюжета, Ге представил на суд публики в 1863 году. За это полотно Ге получил от Академии художеств сразу статус профессора.

Ге продолжает работать над различными сюжетами евангелия. Появляются картины «Братья Спасителя», . Во время работы во Флоренции Ге пишет портрет Герцена, с которым художник сблизился в этот период.

Последние работы христианской тематики не имеют успеха, поэтому, вернувшись в 1870 году в Петербург, Ге на время отходит от этой тематики. Художник вновь проявляет интерес к русской истории.

В 1871 году Ге участвует в первой выставке художников-передвижников, представляя работу . Эта картина стала очередным успехом художника, она отличается особой правдивостью и достоверностью. В лице отца и сына Ге увидел противоборство двух сил того времени.

С 1875 года художник навсегда переселяется на Украину, где он покупает маленький хутор. Этот период связан с серьезным нравственным переворотом, с обращением художника к морали и религии. В этой связи важную роль сыграло знакомство Ге с Л.Н. Толстым. В 1884 году художник пишет портрет знаменитого писателя. Впоследствии Ге в основном работает только над религиозными сюжетами ( , «Выход с Тайной вечери», ). Последние работы Ге вызвали много нареканий, однако сам художник был доволен ими. Ему удалось впервые внести нотки реализма в полотна на религиозную тему.

Лучшие картины Ге Н.Н.

“…Я потому и делаю эти нецензурные вещи, что я художник”. Николай Ге.

«Тайная вечеря» (1863). Написана в Италии. Современников поражала непривычная, не каноничная композиция. Атмосфера – напряженная, тревожная. Апостолы Иоанн и Петр поняли, кого Христос имеет в виду, говоря «один из вас предаст Меня». Их взгляды из освещенного уютного угла комнаты устремлены на уходящего, изображенного в полный рост Иуду. В облике Христа угадываются черты Александра Ивановича Герцена. Апостол Петр, с негодованием глядящий на Иуду – внешне очень напоминает самого художника. Картина – противопоставление двух идей, ведь Иуда, по словам Ге, «не мог понять Христа, потому что материалисты не понимают идеалистов…». За эту картину художник получил звание профессора исторической живописи Академии художеств, минуя звание академика.

«Вестники Воскресения» (1867). Работать над картиной начал во Флоренции. Когда полотно было готово, его не приняли на выставку в Академию художеств. Потом все-таки выставили – в художественном клубе, но успеха она не имела. Произведение словно поделено на две части – света и тьмы, новой жизни и ветхой. В верхней, радостной – Мария Магдалина бежит, почти летит, окрыленная Радостью. В темной – стражники, Радость не принявшие… Стремительная фигура Марии Магдалины напоминает сказочную птицу. Критики – современники художника – увидели в ней «то ли сороку, то ли ласточку».

«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871). По воспоминаниям Ге, он задумал картину, вернувшись в Россию после десяти лет жизни в Италии. «… я вернулся оттуда совершенным итальянцем, видящим все в России в новом свете. Я чувствовал во всем и везде влияние и след петровской реформы. Чувство это было так сильно, что я невольно увлекся Петром». Психологизм, явное противостояние двух мировоззрений – все это делает картину напряженной, заставляет вглядываться в нее. И в ней нет деления на «положительных» и «отрицательных» героев. «Во время писания картины я питал симпатии к Петру, – говорил художник. – Но затем, изучив многие документы, увидел, что симпатии не может быть. Я взвинчивал в себе симпатию к Петру, говорил, что у него общественные интересы были выше чувства отца, и это оправдывало жестокость, но убивало идеал…» 1882 году Николай Николаевич Ге познакомился со и стал верным последователем его идей (вплоть до того, что в 1885 году под влиянием Толстого стал вегетарианцем). Этот факт биографии художника позволяет лучше понять его поздние «религиозные» работы.

«Что есть истина?» Христос и Пилат (1890). В этом году у художника родился внук Иван, сын Николая Николаевича Ге-младшего, и внучка Анастасия, дочь Петра Николаевича Ге. Картина на Евангельский сюжет была встречена, в основном, отрицательно. «Как могло случиться, что правительство позволило выставить публично картину кощунственную, глубоко оскорбляющую религиозные чувства, и при этом несомненно тенденциозную», – писал обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев Александру III. Однозначно принял картину Толстой и уговорил Третьякова приобрести ее. Произведение написано поверх картины «Милосердие».

«Совесть. Иуда» (1891). Иуда здесь уже не такой, как в работе «Тайная вечеря» 1863 года. Жалкий, словно уменьшившийся, стоит он на дороге и смотрит, как стража уводит Того, Кого он предал. Сначала Ге думал, как передать лицо Иуды, а затем решил показать его со спины. Вот что по этому поводу говорил сам художник: «Лицо Иуды не важно (…) Нельзя Иуду понять, ежели не будет перед нами его преступления, смысл которого для него удаление [от] Идеала». В этом же году уходит из жизни жена художника Анна Петровна Ге, с которой они прожили вместе 35 лет. «В своей жене он, несмотря на то, что она была далеко не из красивых, видел все совершенства: с нее писал и Магдалину, и Петра Великого, и многих других..» – это слова художника Григория Мясоедова.

«Портрет А.П. Ге с детьми» (1861 – 1866). Старший сын – Николай – стоит рядом с матерью, младший – Петр, сидит у нее на коленях. Взгляды персонажей – по кругу. Замкнутый счастливый мир отношений матери и детей.

«Портрет Е.И. Ге с сыном Николаем» (1885 – 1886). Работа не окончена. Вновь – красота материнства. Екатерина Ивановна Ге (в девичестве Забело), училась в Киевском музыкальном училище. Являлась членом Русского женского взаимо-благотворительного общества в Санкт-Петербурге и была женой сына художника, Петра Николаевича Ге.

«Распятие» (1892). Начал работу в 1884 году. Павел Третьяков, увидев «Распятие», не стал покупать картину: она показалась ему нехудожественной. «Да от этой картины у иного еще вера может пропасть!» – говорит князь Мышкин Рогожину, глядя на копию с работы Ганса Гольбейна младшего. «Это в полном виде труп человека, вынесшего бесконечные муки», – произносит другой персонаж «Идиота», Ипполит. Все это и вспоминается перед картиной Ге. «Ге, как и многие из российской интеллигенции, в сущности, не был верующим христианином. Все здание христианских догматов о Воскресении (…) воспринималось им головой, а не сердцем», – пишет доктор искусствоведения Глеб Поспелов. «Я сам плачу, смотря на картину», – слова художника. Плакать хочется – от безысходности. Поскольку Воскресение, если смотреть на эту картину – не кажется возможным. На картине – торжество смерти. У художника были мысли уничтожить работу, но он не успел: 17 января он закончил вариант «Распятия» (утерян), а 1 июня этого же года Николая Николаевича Ге не стало. Российские зрители увидят «Распятие» впервые –постоянное «место жительства» картины – музей Д’Орсе в Париже.

«Суд синедриона. «Повинен смерти!» (1892). Картина была запрещена к показу президентом Императорской Академии художеств великим князем Владимиром Александровичем. Со своей внучки, Прасковьи Николаевны, Ге писал мальчика для этой картины. «На меня одевали какую-то широкую, свободную одежду, и я должна была изображать мальчика, идущего в толпе с музыкальным инструментом после суда над Христом», – вспоминает Прасковья Николаевна. Прасковья Ге – дочь старшего сына художника Николая и его гражданской жены, крестьянки Агафьи Игнатьевны Слюсаревой. В XX веке картина почти не экспонировалась из-за плохой сохранности. Благодаря реставраторам Третьяковской галереи, зрители вновь смогли увидеть работу.

и другие украинские пейзажи. Конец 1880-х – начало 1890 –х. В 1876 году Ге стал жить на хуторе Ивановском Борзенского уезда Черниговской губернии. Туда к нему не раз приезжал Л.Н. Толстой. Но украинские пейзажи стоит посмотреть не поэтому. А потому что – красиво. На выставке много и других, не менее интересных работ, в том числе – портреты, обширная коллекция графики.

Николай Николаевич Ге (1831 – 1894) – живописец, родился 27 февраля 1831 года в Воронеже, в семье помещика. Детство Николай провел в деревне, а в 1841 году его привезли в Киев, где он поступил в Первую киевскую гимназию. По окончанию гимназии Ге поступил на физико-математический факультет Киевского университета, а через год перевелся в Петербургский университет. В 1850 он бросил науку и поступил в Академию художеств, где занимался в мастерской П. Басина. Ге окончил Академию с большой золотой медалью за работу «Саул у Аэндорской волшебницы» в 1857 и был отправлен за границу. За шесть лет путешествий он побывал в Германии, Швейцарии, Франции, Италии. Ге пишет портреты, а также пробует взяться за исторические темы, делая эскизы («Смерть Виргинии» (1857), «Любовь Весталки» (1858), «Разрушение Иерусалимского храма» (1858)). Но Ге не нравятся свои работы, и он совершает поездку в Неаполь, где снова начинает писать множество этюдов с натуры. В 1860 он переселяется во Флоренцию. В Петербург Николай Николаевич вернулся в 1863 году и представил на выставке свою картину «Тайная вечеря». Работа произвела на публику глубокое впечатление, и художник был удостоен звания профессора исторической и портретной живописи, минуя звание академика. В начале 1864 Ге вернулся во Флоренцию, где начал писать эскизы на евангельские сюжеты («Христос и Мария, сестра Лазаря», «Братья Спасителя» и др.), а также берется за новую большую картину «Вестники Воскресения». В это время он знакомится и сближается с Герценом и пишет в 1867 его портрет. Ге скончался на своём хуторе 13 июня 1894.

Биография Николая Ге

Ге Николай Николаевич. Годы жизни: 1831г. - 1894г.

Исторический живописец, портретист, пейзажист. Родился в Воронеже в дворянской семье. Учился на математическом факультете Киевского, затем Петербургского университета. В 1850 году, не окончив университетского курса, поступил в Академию художеств, где наибольший его интерес вызвало наследие К.П.Брюллова. Влияние последнего очень заметно в ранних работах Ге, в частности в конкурсной программе на Большую золотую медаль Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила Саул у Аэндорской волшебницы, 1856, ГРМ). Драматический сюжет (тень пророка Самуила предсказывает Саулу смерть в предстоящем походе), динамика жестов и мимики героев, особенное звучание пурпурного цвета и другие особенности заставляют вспомнить автора Последнего дня Помпеи с его романтической патетикой. В 1850-е годы развивалась и другая тенденция творчества художника, проявившаяся в портретах. В них преобладал реалистически сдержанный, сосредоточенный подход к модели, отсутствие внешних, отвлекающих моментов в трактовке образов ("Портрет отца", 1854, КМРИ; "Портрет Я.П.Меркулова", 1855, ГРМ, и др.). Получив высшую награду Академии, Ге с женой посетил Германию, Швейцарию, Францию и обосновался в Италии (1857). Здесь он работал над сюжетами из истории Древнего Рима ("Смерть Виргинии", эскизы, 1857-1858 гг., - ГТГ, ГРМ, КМРИ; ,Любовь весталки", эскизы - ГТГ, КМРИ). Затем, не без влияния А.А.Иванова, обратился к евангельским легендам для выражения своих представлений о добре и зле, о нравственных проблемах человечества. В ряду этих произведений находится,Тайная вечеря" (1863, ГРМ, уменьшенное повторение 1866 -ГТГ). Противопоставление Христа и Иуды, трагедия человека, предвидящего предательство ученика, но готового к самопожертвованию, составляют основу драматического конфликта. Он осмыслен художником не в каноническом, религиозном, а в нравственно-психологическом плане. Картина имела в России огромный успех. Передовая критика уделила ей первостепенное внимание, отмечала и глубокую интерпретацию традиционного сюжета, понимавшуюся современниками в связи с социальными проблемами своей эпохи. Наиболее глубокий анализ картины был дан М.Е. Салтыковым-Щедриным. Знаменательно, что реакционный лагерь увидел в произведении недопустимый "материализм", картину было запрещено репродуцировать. После демонстрации ее в Петербурге Ге возвратился во Флоренцию. Здесь он неоднократно встречался с А.И.Герценом, имевшим большое значение в духовной жизни художника. Портрет Герцена (1867, ГТГ, повторение 1878 - КМРИ) - один из лучших в творчестве Ге - был тайно привезен художником в Россию. В Италии созданы также портреты И.Доманже (1868, ГТГ), М.А.Бакунина (ГТГ), "Портрет неизвестной в синей блузе" (1868, ГТГ) и др. В эти годы Ге писал и много пейзажей. По возвращении в Россию (1869) художник был в числе организаторов Товарищества передвижных художественных выставок. Он сблизился с передовыми деятелями культуры, многих из них портретировал (портреты: И. С. Тургенева, 1871, Картинная галерея Армении; М.Е.Салтыкова-Щедрина, 1872, ГРМ; Н.А.Некрасова, 1872, там же, повторение - Эрмитаж, и др.). На первой передвижной выставке (1871) обратила на себя внимание картина Ге "Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе", тогда же приобретенная П.М.Третьяковым (неоднократно повторялась художником). Содержание картины, простота ее художественного решения составили новое слово в развитии реалистической исторической картины. В 1870-е годы Ге испытал творческий кризис и около трех лет почти не брался за кисть (1876-1879). В это время он поселился на хуторе в Черниговской губернии, там прошла большая часть его последующей жизни. С 1882 года Ге сблизился с Л.Н.Толстым и стал последователем его религиозно-нравственного учения. Морально-философские и психологические проблемы, выраженные в образах и сюжетах Евангелия, заняли ведущее место в творчестве Ге 1880-1890-х годов. К наиболее глубоким по содержанию и новаторским по форме принадлежат картины "Христос и Никодим" (около 1889, ГТГ), "Что есть истина?" ("Христос и Пилат", 1890, ГТГ; повторение в Одесском художественном музее), "Голгофа" (1893, не окончена, ГТГ). В последнее десятилетие жизни художник не оставлял работы и над портретом, в частности неоднократно обращался к образу Л.Н.Толстого. Рецензия была опубликована в журнале "Современник", 1863, № 11.В составе обширной литературы о жизни и творчестве Н.Н.Ге необходимо выделить исследования и публикации Н. Ю. Зограф, в частности: Н. Н. Ге. Выставка произведений. Каталог. Автор вступит, статьи и составитель Н.Ю. Зограф. М., 1969; Н.Н.Ге. Письма, статьи, критика, воспоминания современников. Вступит, статья, сост. и примеч. Н.Ю.Зограф. М., 1978.