Композиция в литературоведении — взаимная соотнесённость и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств в словесно-художественном произведении. Структура, план выражения литературного произведения. Построение художественного произведения.
Сюжетные элементы. К основным относят экспозицию, завязку, развитие действия, перипетии, кульминационный момент, развязку. К факультативным: пролог, эпилог, предысторию, концовку.
1) завязка (завязывание конфликта, событие, с которого начинается конфликт);
2) кульминация (момент наивысшего напряжения дейст-вия, вершина конфликта, апогей);
3) развязка (решение изображаемого конфликта, либо указание на возможные пути его решения, либо констатация неразрешимости конфликта).
В качестве композиционных элементов произведения выступают также пролог, экспозиция и эпилог.
Пролог - вступление к произведению, он эмоционально настраивает читателя на восприятие, сюжетно может быть не связан с произведением;
Экспозиция - введение в действие, он знакомит читателя с персонажами произведения, обстановкой, временем и обстоятельствами действия;
Эпилог - заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего развития событий и судеб героев; краткий рассказ о том, что произошло с действующими лицами произведения после окончания основного сюжетного действия.
Внесюжетные элементы . Помимо сюжета, в композиции произведения существуют еще и так называемые внесюжетные элементы, которые зачастую бывают не менее, а то и более важны, чем сам сюжет. Еслисюжет произведения - это динамическая сторона его композиции, то внесюжетные элементы - статическая; внесюжетными называются такие элементы, которые не продвигают действия вперед, во время которых ничего не случается, а герои остаются в прежних положениях.
Различают три основные разновидности внесюжетных элементов: описание, авторские отступления и вставные эпизоды (иначе их называют еще вставными новеллами или вставными сюжетами).
Описание - это литературное изображение внешнего мира (пейзажа, портрета, мира вещей и т.п.) или устойчивого жизненного уклада, то есть тех событий и действий, которые совершаются регулярно, изо дня в день и, следовательно, также не имеют отношения к движению сюжета. Описания - наиболее распространенный вид внесюжетных элементов, они присутствуют практически в каждом эпическом произведении.
Авторские отступления - это более или менее развернутые авторские высказывания философского, лирического, автобиографического и т.п. характера; при этом данные высказывания не характеризуют отдельных персонажей или взаимоотношений между ними. Авторские отступления - необязательный элемент в композиции произведения, но когда они там все же появляются («Евгений Онегин» Пушкина, «Мертвые души» Гоголя, «Мастер и Маргарита» Булгакова и др.), они играют, как правило, важнейшую роль и подлежат обязательному анализу.
Наконец, вставные эпизоды - это относительно законченные фрагменты действия, в которых действуют другие персонажи, действие переносится в иное время и место и т.п.Иногда вставные эпизоды начинают играть и произведении даже большую роль, чем основной сюжет: например, в «Мертвых душах» Гоголя.\
Внесюжетные композиционные элементы:
. Вставные эпизоды (не связанные непосредственно с сюжетом произведения);
Художественные предварения - изображение сцен, которые как бы предсказывают,пред-варяют дальнейшее развитие событий, служат пророчествами;
Художественное обрамление (при рамочной композиции) - те сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение, представляя собой отдельную сюжетную линию.
В некоторых случаях к внесюжетным элементам можно отнести также психологическое изображение, если душевное состояние или размышления героя не являются следствием или причиной сюжетных событий, выключаются из сюжетной цепи. Однако, как правило, внутренние монологи и другие формы психологического изображения так или иначе включаются в сюжет, поскольку определяют дальнейшие поступки героя и, следовательно, дальнейшее течение сюжета.
Вообще внесюжетные элементы зачастую имеют слабую или чисто формальную связь с сюжетом и представляют собой отдельную композиционную линию.
Сюжет
Ни одна конфликтная ситуация не сводится к конфликту!
Анализ сюжета. Анализ композиции. Композиционную систему. Анализ речи.
Выявление жанрового аспекта. Развитие характера Драматургом.
ФАБУЛА – это то, что можно выбрать из пьесы (отрывок, событийный ряд).
СЮЖЕТ – пересказать невозможно. В любом пересказе исчезает МИР
ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
ФАБУЛА – это то, что легко исчленить из произведения и возможно пересказать.
«Связи, противоречия, симпатии и антипатии, и вообще взаимоотношения людей
история роста и организация того или иного типа – есть сюжет» по определению М.Горького.
«Мы называем сюжетом действие произведения в его полноте, реальную цепь изображенных движений» В.Кожаков.
Сюжет – это целостное произведение.
Сюжет – это то, что можно объяснить через все.
Сюжет – это малейшие детали, малейшее движение.
Фабула – это костяк, событийный ряд и все остальное.
Сюжет – это эстетическое понятие, это изображение художественного мира.
В реальной жизни какое-то событие может произойти в какое-то мгновенье, а в произведениях такие мгновенья могут описываться на нескольких страницах.
Фабула является очень важной в драматургии.
(Полнота этического произведения в «Войне и мир» Л.Н.Толстого нельзя воспринимать как происходящее в современной жизни)
Фабула помогает соотнести художественный мир с реальной жизнью, т.к. многие произведения можно легко сравнить с нашей жизнью и нашим временем.
Фабула – точка отсчета для сравнения мира художественного с миром реальным.
Фабула – помогает соотнесению пространства художественного с пространством реального мира; мир художественный преломленный в реальный.
Фабула – это костяк, который имеет начало и конец, имеет огромный смысл, она помогает режиссеру понять пьесу.
Напряженность всегда зависит от быстрой смены событий. Нужно знать - ЧЕМ взять зрителя. Различия между событиями помогают вживлению героя пьесы.
1- Экспозиция – где противоборствующие силы находятся в состоянии покоя, здесь не может быть конфликта
Все элементы рассматриваются относительно конфликта. Экспозиция рассказывает о предыстории, о тех силах которые вступают в конфликт. Они все обязательно относятся к экспозиции.
На традиционный тип характера пьесы может быть представлена и отнесена к ее любой части. Это может быть как отдельной частью, либо рассредоточено по пьесе. Чаще всего пьеса начинается с экспозиции.
Исходное событие режиссер может выдумать сам, но цель его точное попадание в кульминацию. Силы еще не приведены в действие.
2- Завязка – это начало конфликта в пьесе. Фокус, который сводит воедино все силы, которые обнаруживают свои цели.
Начало и Конец завязки.
Сюжет литературных произведений состоит главным образом из четырех элементов: экспозиции, завязки, кульминации и развязки. Это в большей мере определено причинно-следственными связями, временной последовательностью изложения событий автором. Главным в сюжете является основное действие и являющиеся участниками этого действия герои произведения. Какие же элементы сюжета включают в себя это основное действие?
Элементы сюжета
Экспозиция представляет читателю обстоятельства и обстановку, в которых находится персонаж до начала самого действия. Она может быть краткой или же, наоборот, распространенной. Экспозиция вводит вас в действие, объясняет некоторые моменты, которые могут быть для вас далее непонятными. Причем экспозиция, вопреки своей сути, может быть изложена после других элементов сюжета. В качестве примера такой смены последовательности элементов, при которой экспозиция отложена, можно привести произведение Тургенева «Стук… стук… стук…». Однако в экспозиции редко бывает прямое указание на основное действие.
Завязка заключается в самом начальном моменте развитии событий, которые изображены в литературном произведении. Она может быть подготовленной экспозицией, либо же, ввиду отсутствия специальной подготовки, может придавать действию особую неповторимую остроту и стремительность. С завязки и начинается само действие.
Кульминация – это высшая степень напряжения в произведении. К примеру, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» кульминацией является сцена, когда Чацкого объявляют сумасшедшим. Особая острота кульминационного напряжения наблюдается в драматических произведениях. В кульминации заключается центр основного действия, участниками которого являются главные персонажи художественного произведения.
Заключительным моментом в развитии действия является развязка. Она снимает кульминационное напряжение и дорисовывает характер персонажей. Развязка художественного произведения зависит от идеи и замысла автора.
Главным в сюжете, несомненно, являются завязка, кульминация и развязка, так как именно в этих элементах заключено основное действие.
Наличие сюжета в художественных произведениях
Иногда в эпических, лиро-эпических, драматических произведениях отсутствует сюжет. В таких произведениях большая роль отведена описательным элементам, авторским отступлениям.
Кроме того, многие художественные произведения отличаются многосюжетностью. Это в основном романы, драматические произведения, где параллельно ведется несколько сюжетных линий. Ярким примером может служить «Человеческая комедия» Оноре де Бальзака, которая включает в себя более ста философских и фантастических сюжетов. И здесь довольно сложно найти центральную сюжетную линию, основной конфликт и соответственно главное в этом сюжете. Поэтому, при определении в таких произведениях центральной сюжетной линии, нужно учитывать исторический контекст. Выявив основной сюжет, можно найти ее завязку, кульминацию и развязку.
Сюжет литературного произведения – это логическая последовательность действий героев.
Элементы сюжета:
экспозиция, завязка, кульминация, развязка.
Экспозиция - вступительная, исходная часть сюжета, предшествующая завязке. В отличие от завязки, не влияет на ход последующих событий в произведении, а намечает исходную ситуацию (время и место действия, состав, взаимоотношения персонажей) и подготавливает восприятие читателя.
Завязка - событие, с которого начинается развитие действия в произведении. Чаще всего в завязке намечается конфликт.
Кульминация - момент наивысшего напряжения сюжетного действия, в котором конфликт достигает критической точки своего развития. Кульминацией может быть решающее столкновение героев, переломное событие в их судьбе или же ситуация, которая максимально полно раскрывает их характеры и особенно ярко выявляет конфликтную ситуацию.
Развязка – заключительная сцена; положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображенных в нем событий.
IV. Принципы построения сюжета
Что такое сюжет?
Сюжет - это «изложение событий».
Красная Шапочка отправляется в лес, встречает там волка, идет к бабушке, снова видит волка, принимает его за бабушку, спрашивает: «Бабушка, бабушка, а почему у тебя такие большие зубы?», тут приходят дровосеки, и волку настает конец. Изложение событий является простым перечислением или пересказом того, что произошло либо в «реальном» мире, либо в мире «выдуманном». Совершенно очевидно, что в сказке о Красной Шапочке всего лишь излагаются определенные события.
Старик уходит в море, чтобы поймать большую рыбу, Майкл Корлеоне мстит убийцам своего отца, Лимас попадает в Восточную Германию - все это изложение неких событий. Каждый сюжет - изложение событий. Но это еще не все.
Подумайте над следующей цепочкой событий:
Джо вскакивает с кровати, одевается, готовит перекусить, прыгает в машину. Он проезжает несколько кварталов, останавливается у дома своей девушки. Она прыгает в машину. Девушку зовут Салли. Они едут на пляж, где валяются на горячем песке весь день. На пляже они обедают, а по дороге домой съедают мороженое.
Является ли изложенная цепь событий сюжетом?
Большинство читателей интуитивно скажут: «нет».
Все дело в том, что эти события не стоят вашего внимания. Джо поехал с девушкой на пляж, они там поели - ну, и что дальше? События в данной цепочке бессмысленны, потому что мы не видим их последствий. Если мы назовем сюжет «изложением событий», с таким определением далеко не уйти. Необходимо отметить, что сюжет является «изложением последовательных событий».
И это все?
Что, если я расскажу вам о страданиях каучукового дерева, когда на стволе делают надрезы, чтобы собрать сок, или об испытаниях и горестях, выпавших на долю мотолодки по дороге в Конго? Получилось бы интересно, надели я каучуковое дерево или мотолодку человеческими качествами. Джонатан Ливингстон - чайка с человеческим сердцем. Джонатан Ливингстон и паровозик, сказавший: «Думаю, у меня все получится», интересны не потому, что являются соответственно чайкой и паровозиком, а потому, что обладают человеческими душами.
Таким образом, сюжет - это не просто последовательность событий, а последовательность событий, в которых задействованы люди-персонажи. Причем не просто персонажи, а интересные персонажи. Читать просто о ком-нибудь скучно. Хочется читать о персонажах, способных будоражить воображение.
С учетом этого сюжет можно определить как «изложение последовательных событий, вовлекающих людей-персонажей».
Неплохо, но все же чего-то не хватает. Мы забыли о том, что персонажи в результате конфликта должны меняться. Если персонаж на протяжении всего сюжета не меняется под действием страданий, которые видит или испытывает, получается не сюжет, а повествование о приключениях. Поэтому полное определение сюжета звучит так: «Сюжет - это изложение последовательных событий, вовлекающих людей-персонажей, меняющихся в результате произошедших событий».
Из книги Структура художественного текста автора Лотман Юрий Михайлович5. Конструктивные принципы текста Выше мы говорили о потенциальной возможности для поэтического текста перевести любое слово из резерва смысловой емкости (h1) в подмножество, определяющее гибкость языка (h2), и наоборот. С этим органически связано построение текста по
Из книги IV [Сборник научных трудов] автора Филология Коллектив авторов --Принципы сегментации поэтической строки Приступая к анализу стиха как ритмической единицы, мы исходим из предпосылки, что стихотворение - это смысловая структура особой сложности, необходимая для выражения особо сложного содержания. Поэтому передача содержания стиха
Из книги Успехи ясновидения автора Лурье Самуил АроновичЮ. В. Доманский. Архетипические мотивы в русской прозе XIX века. Опыт построения типологии г. Тверь Понятие «архетип», введенное К. Г. Юнгом, закрепилось во многих научных областях, в том числе и в литературоведении, где архетип понимается как универсальный прасюжет или
Из книги Теория литературы автора Хализев Валентин Евгеньевич Из книги Как написать гениальный детектив автора Фрей Джеймс Н7 Принципы рассмотрения литературного произввдения В ряду задач, выполняемых литературоведением, изучение отдельных произведений занимает весьма ответственное место. Это самоочевидно. Установки и перспективы освоения словесно-художественных текстов у каждой из
Из книги Как написать гениальный роман автора Фрей Джеймс НXI. Теория сюжета Начало действияПервые несколько слов вашего романа могут сыграть решающую роль в его дальнейшей судьбе. Чем интересней начало, тем больше шансов увлечь читателя, подписать договор с литературным агентом и получить от издательства гонорар.Начало
Из книги Пристальное прочтение Бродского. Сборник статей под ред. В.И. Козлова автора Коллектив авторовПринципы построения драматического эпизода В драматическом произведении наличие развивающегося конфликта обязательно. Это утверждение справедливо не только для драматического произведения в целом, но и для каждого эпизода.Поскольку в эпизоде есть развивающийся
Из книги В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь автора Лотман Юрий МихайловичА.А. Маслаков. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЗЫ ПОЭТА В ЭССЕ И. БРОДСКОГО «НАБЕРЕЖНАЯ НЕИСЦЕЛИМЫХ» «Ах, вечная власть языковых ассоциаций! Ах, эта баснословная способность слов обещать больше, чем может дать реальность! Ах, вершки и корешки писательского ремесла». И.А. Бродский
Из книги Знаменитые писатели Запада. 55 портретов автора Безелянский Юрий НиколаевичСвоеобразие художественного построения «Евгения Онегина» «Евгений Онегин» - трудное произведение. Самая легкость стиха, привычность содержания, знакомого с детства читателю и подчеркнуто простого, парадоксально создают добавочные трудности в понимании пушкинского
Из книги Альманах Felis №001 автора Лагутин Геннадий Из книги Введение в славянскую филологию автора Кесарийский Прокопий Из книги Осип Мандельштам. Философия слова и поэтическая семантика автора Кихней Любовь ГеннадьевнаПринципы филологической реконструкции «славянских древностей» Гумно. Лестница - «столб». Внутренняя форма слова «медведь». Витязь и богатырь. Шлем и меч; копье, дубина, палица, лук, стрелы, щит и др. Военные приемы древних славян как преломление их национального
Из книги (О переводе) автора Полевой Николай АлексеевичГлава 2. Семантические принципы поэтики
Из книги Секс в кино и литературе автора Бейлькин Михаил МееровичПринципы поэтического перевода. Критика переводов В первой, изданной, части Подражаний и переводов г. Мерзляков поместил восемь отрывков из трагедий Эсхила, Софокла, Эврипида и два отрывка из IV и IX песней «Энеиды», все переведенные (важное обстоятельство в нашей
Из книги Написать свою книгу: то, чего никто за тебя не сделает автора Кротов Виктор ГавриловичПринципы воспитания по Давенпорту Принцип гедонизма, согласно которому наслаждение - единственное благо в мире, подвергся уничтожающей критике ещё философом древности Сократом (в передаче Платона). Английский философ Джордж Мур также полагает, что удовольствие не
Из книги автораОбщие принципы писательской работы Принцип - это степень компромисса с действительностью. «Каждый пишет, как он слышит», - поёт Булат Окуджава. Но слух можно развивать. Собранные здесь притчи и близкие к ним тексты помогают развитию внутреннего слуха и творческого