Незнакомый верещагин. Незнакомый верещагин Художник верещагин василий петрович

Верещагин Василий Петрович (1835–1909)-выдающийся русский исторический живописец и портретист.
Василий Петрович Верещагин родился 1 (13) января 1835 года в Перми, в семье потомственных иконописцев. Отец художника, Пётр Прокопьевич Верещагин(1795-1843) и дед художника Прокопий Данилович Верещагин(1764 - после 1811) были известными иконописцами. Василий Петрович приходился братом художников Петра (1834-1886) и Митрофана (1842-1894) Верещагиных.

Начальное образование получил в уездном училище, живописи обучался у Ивана Васильевича Бабина и у Афанасия Ульяновича Орлова, принявшего активное участие в его судьбе.
Первоначальное художественное образование получил у местного иконописца; но в 1856 году поступил в Академию художеств учеником Алексея Тарасовича Маркова(1802-1878),профессора Императорской Академии художеств и одного из популярнейших ее педагогов.
В течение шестилетнего пребывания в Академии Василий Петрович Верещагин получил все академические медали. За программу «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе у великого князя Василия Тёмного…» был удостоен золотой медали 1-го достоинства и звания классного художника 1-й степени.

Отправившись за границу пенсионером Академии, Василий Верещагин посетил все важные художественные центры, но основное время работал в Риме, изучая и копируя картины старых мастеров. Возвратившись в Петербург в 1869 году, он представил в Академию в виде отчёта о своих заграничных занятиях картины: «Святой Григорий Великий проклинает умершего монаха за нарушение обета бессеребрия» (1862 год, Государственный Русский музей), «Свидание заключённого со своим семейством» (1868 год; Государственная Третьяковская Галерея), «Ночь на Голгофе» (1869 год; Государственный Русский музей), «Молитва святой Анны, матери пророка Самуила» (1864 год, Большая золотая медаль на Всемирной выставке в Париже - 1867 год;), три портрета, две большие картины и двадцать акварелей, за что и сделан профессором портретной и исторической живописи. Более 20 лет преподавал в Академии рисунок и композицию.

В 1870 году Василий Верещагин вновь отправился в Рим, а по возвращении в Петербург занялся исполнением стенной декорации дворца великого князя Владимира Александровича на темы из русской народной поэзии. Написал картины «Илья Муромец на пиру у князя Владимира» (1872 год), «Алёша Попович», «Бой Добрыни со Змеем Горынычем», «Деву-зар»» и»Овсень», в огромных размерах, на особом рубчатом полотне в подражание гобеленам; - получил за них золотую медаль на Всемирной выставке в Вене (1873 год)

К наиболее замечательным произведениям художника традиционно относят: «Крещение святого Владимира», «Водворение христианства в Киеве» и «Закладка десятинной церкви». Последние картины длительное время украшали убранство церкви дворца великого князя Владимира Александровича.
Капитальными трудами Василия Петровича Верещагина являются его работы в храме Спасителя в Москве (1875-1879), а также для Успенского собора Киево-Печерской лавры.
На академической выставке 1891 года находилась большая картина Верещагина «Защитники Свято-Троицкой Сергиевской лавры в 1608 году» (1891 год; Государственный Русский музей). Им также исполнено несколько литографий.
Очень удачными считаются его бытовые произведения, из которых лучшими могут считаться «Посещение узника» (Государственная Третьяковская галерея) и акварель «Плотник» (Государственный Русский музей). Большое собрание его рисунков, эскизов и этюдов находится в Пермском музее.

Василия Петрович Верещагин скончался 9 (22) октября 1909 года в Санкт-Петербурге, где и был похоронен.

По материалам: Wikipedia, Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Большая Иллюстрированная энциклопедия живописи(под редакцией Е.В. Ивановой, Н.Ю. Николаева)” ОЛМА Медиа Групп”, Москва 2011 г., А.А.Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. СПб.: Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год. Савинов А. Н. Н. П. Петров // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века / под редакцией Леонова А. И. - М.: Издательство «Искусство», 1962. - Т. 2.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

Живописец, график (акварелист, литограф). Автор картин на исторические сюжеты, жанрист, портретист. Профессор живописи. Сын пермского живописца П.П. Верещагина, брат художников Петра Петровича и Митрофана Петровича Верещагиных. Первые художественные навыки получил сначала у отца, затем у деда – иконописца И. Бабина. Занимался у художника А.У. Орлова, с которым расписывал Спасо-Преображенский собор в Перми. В 1856-1861 гг. учился в ИАХ у проф. А.Т. Маркова (класс исторической живописи). В 1860 г. за программу «Сцены из Олимпийских игр. Борьба» награжден золотой медалью. В 1861 за программу «Великая княгиня Софья Витовтовна вырывает пояс у князя Василия Косого на свадьбе Василия Темного» удостоен большой золотой медали, звания классного художника 1-й степени и права пенсионерской поездки за границу. В 1862 году вместе с К.Ф. Гунном и братом М.П. Верещагиным расписывал Покровский собор в Елабуге. С 1863 по 1869 – пенсионер ИАХ за границей. Посетил Берлин, Дрезден, Вену, Мюнхен, Париж, с 1864 года жил и работал в Риме. По возвращении из-за границы ввиду «замечательных трудов» получил от ИАХ пенсионерское содержание еще на пять лет для работы в России. Жил в Санкт-Петербурге. Получил звание профессора ИАХ, преподавал, занимался с учениками акварелью в костюмном классе. В начале 1870-х годов исполнил серию больших картин на сюжеты русских былин и русской истории для украшения дворца великого князя Владимира Александровича в Петербурге (ныне - Дом ученых); в 1879 году работал над полотнами для храма Христа Спасителя в Москве. Участник академических выставок; член Общества русских акварелистов, Московского общества любителей художеств и петербургского художественного общества «Мюассаровские понедельники». В 1907 году В.П. Верещагин передал в Пермский музей несколько картин своих и покойного брата; именно эти картины послужили началом для организации художественного отдела музея. Посмертные выставки произведений В.П. Верещагина состоялись в С.-Петербурге (1910) и Москве (1912). Выставка произведений мастера прошла в Пермской Государственной художественной галерее в 1984 году. В настоящее время произведения В.П. Верещагина представлены в крупнейших музейных собраниях России: ГТГ, ГРМ, Саратовский художественный музей имени Радищева, Пермкой и Приморских картинных галереях.

Когда речь заходит о Василии Верещагине, прежде всего вспоминают его батальные полотна, потом исторические или "этнические", написанные в далеких экзотических странах. Трудно представить его мастером глубоко религиозной живописи, украшающей храмы.

В художественной среде Верещагин считался "отъявленным революционером" и почти атеистом.Он ниспровергал каноны, демонстративно отказался от профессорского звания в Академии художеств, заявив в полемическом задоре, что от картин академистов "разит мертвечиной". Его собственные картины на сюжеты Нового Завета, созданные в Палестине (а Палестинский цикл включал свыше 50 картин и эскизов), были запрещены к показу в России, до такой степени они не совпадали с православными представлениями об образе Христа.


Василий Васильевич Верещагин. У крепостной стены

Поэтому, когда речь заходит о шести полотнах евангельской тематики, написанных для Храма Христа Спасителя (они чудом уцелели во время уничтожения Храма), многие испытывают недоумение - вроде бы их автор Василий Верещагин, но манера письма совершенно не характерна для автора знаменитого "Апофеоза войны" и напоминает об итальянской школе живописи.
Дело в том, что их автор - действительно Василий Верещагин, но не Васильевич, а Петрович, однофамилец и тезка великого баталиста. Работы Василия Петровича часто приписывают более знаменитому собрату.


Василий Петрович Верещагин

Второй Василий Верещагин как раз был академистом - и выпускником Петербургской Академии художеств, и ее преподавателем в звании профессора исторической и портретной живописи. Его работы не раз получали золотые медали на международных выставках. Например, картина "Илья Муромец на пиру у князя Владимира" удостаивалась золотых медалей дважды - на Всемирных выставках в Лондоне (1872) и в Вене (1873). Позже она вместе с другими картинами на темы русских былин украсила дворец великого князя Владимира Александровича в Петербурге (ныне Дом ученых). Много художник работал и для православных соборов - Исаакиевского в Санкт-Петербурге, Успенского собора Киево-Печерской Лавры. Его росписи в церкви Марии Магдалины в Иерусалиме считаются необыкновенно выразительными.
Для Храма Христа Спасителя он подготовил не только картины с изображениями Христа (образ Христа был главным в Храме, посвященном его имени), но и ряд икон, которые, к сожалению, погибли.


Василий Петрович Верещагин. "Моление о чаше"

Художник написал шесть полотен, представляющих единый цикл: "Моление о чаше", "Се человек", "Несение креста", "Распятие", "Снятие с креста", "Положение во гроб".

"Се человек"

Высота каждого изображения почти 5 метров, ширина - 3. Готовые полотна осторожно намотали на валы и так перевезли в Москву в Храм Христа Спасителя, где они украсили алтарную часть.


"Несение креста"

Неизвестно, почему при сносе Храма полотна уцелели, ведь работы многих выдающихся художников были безжалостно уничтожены. Возможно, художников-однофамильцев спутали, а к творчеству Василия Васильевича Верещагина в советское время относились с уважением. Как бы то ни было, полотна сняли со стен, снова смотали в рулоны, уже не так тщательно и отправили в Ленинград. Там их положили в подвал Казанского собора, где в то время находился музей истории религии и атеизма, и надолго забыли о них. Как позже признали реставраторы, "условия хранения были неудовлетворительными".


"Несение креста" до реставрации

В скатанном виде картины пережили и блокаду, когда Казанский собор был лишен отопления, и в подвалах было холодно и сыро. Холсты начали подгнивать, на них появилась плесень, красочный слой местами стал осыпаться... Вспомнили о полотнах Верещагина только в середине 1990-х годов.


Фрагмент картины "Се человек" до реставрации

Реставраторы немало потрудились с полотнами Врещагина, прежде, чем изображения Христа заняли свое место в восстановленном Храме.


"Распятие"

Полотна Верещагина - то немногое подлинное из Храма Христа Спасителя, что создает хоть какую-то преемственность прежних оформительских традиций в новом Храме. Ныне церкви картинами не украшают, только иконами канонического письма. Современные церковные иерархи считают живописные полотна "чуждым вкраплением в русскую церковную традицию", по словам митрополита Илариона (Алфеева). Но когда речь идет о восстановлении прежних интерьеров, делается исключение.


"Снятие с креста"

Сейчас увидеть картины В.П. Верещагина могут только немногие избранные - работы размещены в алтарной части по сторонам от главного престола. Мирянин, не служащий в Храме. может появиться здесь только по благословению; а женщины вообще не должны заходить в алтарь. Только репродукции и фотографии дают представление о работах художника. Говорят, что под тридцатиметровыми сводами, среди храмового убранства полотна Верещагина смотрятся необыкновенно величественно.


"Положение во гроб"

Так что тем, кто успел ознакомится с полотнами на этапе реставрации, крупно повезло.


Специалисты МНРХУ за работой

Когда речь заходит о Василии Верещагине, прежде всего вспоминают его батальные полотна, потом исторические или "этнические", написанные в далеких экзотических странах. Трудно представить его мастером глубоко религиозной живописи, украшающей храмы.

В художественной среде Верещагин считался "отъявленным революционером" и почти атеистом.Он ниспровергал каноны, демонстративно отказался от профессорского звания в Академии художеств, заявив в полемическом задоре, что от картин академистов "разит мертвечиной". Его собственные картины на сюжеты Нового Завета, созданные в Палестине (а Палестинский цикл включал свыше 50 картин и эскизов), были запрещены к показу в России, до такой степени они не совпадали с православными представлениями об образе Христа.


Василий Васильевич Верещагин. У крепостной стены

Поэтому, когда речь заходит о шести полотнах евангельской тематики, написанных для Храма Христа Спасителя (они чудом уцелели во время уничтожения Храма), многие испытывают недоумение - вроде бы их автор Василий Верещагин, но манера письма совершенно не характерна для автора знаменитого "Апофеоза войны" и напоминает об итальянской школе живописи.
Дело в том, что их автор - действительно Василий Верещагин, но не Васильевич, а Петрович, однофамилец и тезка великого баталиста. Работы Василия Петровича часто приписывают более знаменитому собрату.


Василий Петрович Верещагин

Второй Василий Верещагин как раз был академистом - и выпускником Петербургской Академии художеств, и ее преподавателем в звании профессора исторической и портретной живописи. Его работы не раз получали золотые медали на международных выставках. Например, картина "Илья Муромец на пиру у князя Владимира" удостаивалась золотых медалей дважды - на Всемирных выставках в Лондоне (1872) и в Вене (1873). Позже она вместе с другими картинами на темы русских былин украсила дворец великого князя Владимира Александровича в Петербурге (ныне Дом ученых). Много художник работал и для православных соборов - Исаакиевского в Санкт-Петербурге, Успенского собора Киево-Печерской Лавры. Его росписи в церкви Марии Магдалины в Иерусалиме считаются необыкновенно выразительными.
Для Храма Христа Спасителя он подготовил не только картины с изображениями Христа (образ Христа был главным в Храме, посвященном его имени), но и ряд икон, которые, к сожалению, погибли.


Василий Петрович Верещагин. "Моление о чаше"

Художник написал шесть полотен, представляющих единый цикл: "Моление о чаше", "Се человек", "Несение креста", "Распятие", "Снятие с креста", "Положение во гроб".

"Се человек"

Высота каждого изображения почти 5 метров, ширина - 3. Готовые полотна осторожно намотали на валы и так перевезли в Москву в Храм Христа Спасителя, где они украсили алтарную часть.


"Несение креста"

Неизвестно, почему при сносе Храма полотна уцелели, ведь работы многих выдающихся художников были безжалостно уничтожены. Возможно, художников-однофамильцев спутали, а к творчеству Василия Васильевича Верещагина в советское время относились с уважением. Как бы то ни было, полотна сняли со стен, снова смотали в рулоны, уже не так тщательно и отправили в Ленинград. Там их положили в подвал Казанского собора, где в то время находился музей истории религии и атеизма, и надолго забыли о них. Как позже признали реставраторы, "условия хранения были неудовлетворительными".


"Несение креста" до реставрации

В скатанном виде картины пережили и блокаду, когда Казанский собор был лишен отопления, и в подвалах было холодно и сыро. Холсты начали подгнивать, на них появилась плесень, красочный слой местами стал осыпаться... Вспомнили о полотнах Верещагина только в середине 1990-х годов.


Фрагмент картины "Се человек" до реставрации

Реставраторы немало потрудились с полотнами Врещагина, прежде, чем изображения Христа заняли свое место в восстановленном Храме.


"Распятие"

Полотна Верещагина - то немногое подлинное из Храма Христа Спасителя, что создает хоть какую-то преемственность прежних оформительских традиций в новом Храме. Ныне церкви картинами не украшают, только иконами канонического письма. Современные церковные иерархи считают живописные полотна "чуждым вкраплением в русскую церковную традицию", по словам митрополита Илариона (Алфеева). Но когда речь идет о восстановлении прежних интерьеров, делается исключение.


"Снятие с креста"

Сейчас увидеть картины В.П. Верещагина могут только немногие избранные - работы размещены в алтарной части по сторонам от главного престола. Мирянин, не служащий в Храме. может появиться здесь только по благословению; а женщины вообще не должны заходить в алтарь. Только репродукции и фотографии дают представление о работах художника. Говорят, что под тридцатиметровыми сводами, среди храмового убранства полотна Верещагина смотрятся необыкновенно величественно.


"Положение во гроб"

Так что тем, кто успел ознакомится с полотнами на этапе реставрации, крупно повезло.


Специалисты МНРХУ за работой

Верещагин Василий Петрович

Vasily Vereshchagin

(1835 - 1909)

Василий Петрович Верещагин родился в Перми в семье с хорошими художественными традициями. Поэтому его наклонности, как и его старшего брата Петра Петровича, определились достаточно рано.

Получив прекрасное образование (учился в Академии художеств с 1857 по 1861 год) и отшлифовав свое мастерство в пенсионерской поездке в Париж и Рим (1863—1869), В.П. Верещагин после возвращения в Россию становится преподавателем исторического класса Академии художеств. При этом много работает и над собственными картинами, которые отличаются, как и у большинства выпускников Академии, высоким исполнительским мастерством, выверенным построением картины и отменным рисунком.

Таковы картины художника на библейские сюжеты (например, "Ночь на Голгофе", 1860), таковы и картины, написанные по мотивам русских былин ("Илья Муромец на пиру у князя Владимира", 1872) и истории земли русской ("Осада Троице-Сергеевой лавры в 1608 году", 1891); "Видение Дмитрия Донского на Куликовом поле", 1896).

Как и большинство художников классического направления, В.П. Верещагин много работает по оформлению строящихся церквей, соборов (эскизы мозаик для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, иконы для главного иконостаса храма Христа Спасителя в Москве и Успенского собора Киево-Печерской лавры).
_________________________

ВЕРЕЩАГИН Василий Петрови ч (01(13).01.1835, г. Пермь - 09(22).10.1909, г.

Санкт-Петербург). Начальное образование получил в уездном училище, живописи обучался у деда И. В. Бабина и у А. У. Орлова, который принял в его судьбе большое участие: способствовал его поступлению в АХ. В 1857-1861 гг. учился в Академии художеств. За время учёбы получил все положенные медали, за программу «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе у великого князя Василия Тёмного…» удостоен золотой медали 1-го достоинства и звания классного художника 1-й степени.

В 1863-1869 гг. пенсионер АХ за границей (Франция, Италия). Посетил все важнейшие художественные центры, изучал и копировал картины старых мастеров. Написал картины: «Св. Григорий Великий наказывает нарушение монашеского обета» (1862; ГРМ), «Свидание узника с семейством» (1868; ГТГ, повторение - ПГХГ), «Ночь на Голгофе» (1869; ГРМ), «Молитва св. Анны, матери пророка Самуила» (1864, Большая золотая медаль на Всемирной выставке в Париже - 1868; ПГХГ).

Был удостоен звания профессора исторической и портретной живописи (1869). В 1872-1874 гг. создал серию картин из жизни русских богатырей («Илья Муромец на пиру у князя Владимира» (1872) - золотые медали на Всемирных выставках: в Лондоне (1872) и Вене (1873)). В 1880-е гг. - картины на темы утверждения христианства на Руси («Осада Троице-Сергиевой Лавры в смутное время» (1891; ГРМ)). Писал иконы для иконостаса Храма Христа Спасителя в Москве (1875-1879), для Успенского собора Киево-Печёрской Лавры.

Работы В. П. Верещагина экспонировались на выставках с 1860 г.: академических, Об-ва русских акварелистов, всемирных, персональных (1910 - Петербург, 1912 - Москва, 1935 и 1984 - Пермь). Более 20 лет преподавал в АХ рисунок и композицию. В 1887 г. содействовал организации академической выставки в г. Екатеринбурге на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке, передаче работ в музей Уральского об-ва любителей естествознания (УОЛЕ) и открытию художественной школы. В 1907 г. подарил несколько своих работ и работ брата, П. П. Верещагина, Пермскому научно-промышленному музею, что позволило выделить художественный отдел музея в самостоятельный. После восстановления Храма Христа Спасителя в г. Москве работы В. П. отреставрированы и помещены в алтарь.

Умер в богадельне.
___________________________

Неизвестный Верещагин в алтаре храма Христа Спасителя

Немногие могут увидеть эти шесть огромных картин

Мирянин, не служащий в Церкви, — редкий гость в алтаре храма Христа Спасителя. Сюда пускают только по благословению. В сопровождении священника Георгия Мартынова мы минуем ограждение и идём по коридору, куда посторонним вход воспрещён. Поднимаемся с северной стороны в алтарь. Здесь — главный престол, освящённый в честь Рождества Христова. Поражают величие почти тридцатиметровых сводов, красота росписей.

Каждое полотно — высотой пять метров

На восточной стене, справа и слева от трона Патриарха Тихона, — колоссальные полотна. Мало кто может их увидеть, разве что на фотографии. Это картины Василия Верещагина. Но не Василия Васильевича, которого все знают по «Апофеозу войны» в Третьяковской галерее. Автор алтарных композиций — Василий Петрович Верещагин, тёзка и однофамилец великого художника. Он тоже остался в истории русского искусства, но занимает в нём более скромное место как добросовестный академист, продолжатель традиций Брюллова.

В алтаре шесть картин: «Моление о чаше», «Несение креста», «Се Человек», «Распятие», «Снятие со Креста» и «Положение во гроб». Высота каждого изображения — почти 5 метров, ширина — 3 метра. Композиции отличают простота и точность. На полотне «Се Человек» — одинокий Христос в терновом венце. Не видно ни Пилата, который вывел Его к народу, ни толпы. Картина предназначена именно для молитвы, а не для выставки, где оценивали бы художественные эффекты.

Почему в русских храмах вместо икон возникла живопись

Верещагин писал эти картины в конце 70-х годов XIX века специально для главного храма России. В то время религиозная живопись в академическом стиле стала преобладающим направлением в росписи церквей Санкт-Петербурга и Москвы. Мода на такое оформление возникла в XVIII веке в связи с петровскими реформами, когда российская элита чересчур увлеклась западными образцами. Тогда же стали возводить храмы в совершенно новом для Руси стиле — барокко. Под стать «сбитым сливкам» внешнего декора — бутонам и ангелочкам — был внутренний интерьер: художники полностью игнорировали аскетические иконописные каноны, отказались от традиционной техники писания темперой на доске. Соборы и церкви украшали изображения, написанные маслом на холсте или на штукатурке. С традиционной иконой они не имели ничего общего: идеалом академической школы были творения итальянских мастеров Возрождения. Нередко академическая манера противоречила самому духу православия: художники впадали в сентиментальность, создавали сугубо земные, телесные образы. Правда, Верещагину удалось этого избежать.

По словам митрополита Илариона (Алфеева), автора фундаментального труда «Православие», академическое творчество нельзя назвать иконописью, оно было чуждым вкраплением в русскую церковную традицию. Сегодня в такой манере храмы в России не расписывают: священноначалие это не благословляет. Речь может идти только о воссоздании прежних интерьеров, как это было в храме Христа Спасителя.

Каким чудом сохранились картины

В начале 1880-х годов работа над полотнами была завершена. На специальных валах их доставили в алтарь. 26 мая 1883 года храм был освящён. А 5 декабря 1931 года — взорван по личному распоряжению Сталина. Искусствоведы выдолбили, где это было возможно, из стен храма росписи вместе со штукатуркой. До сих пор в Третьяковской галерее хранятся тысячи небольших фрагментов.

Холсты Верещагина извлекли из рам, снова накатали на валы и отправили в Ленинград, в Казанский собор, в котором тогда устроили Музей истории религии и атеизма. До середины 1990-х они находились в музейном хранилище. Пережили блокаду, когда музей оказался без отопления и в хранилища проникла сырость. Холсты начали гнить, покрываться плесенью, красочный слой частично осыпался. Потребовалась кропотливая работа реставраторов. В конце 1990-х картины вернули в алтарь главного храма России.

Второй Верещагин

О Василии Петровиче, в отличие от его знаменитого однофамильца, известно немного. Родился в 1835 году в Перми, в семье с хорошими художественными традициями. Получил прекрасное образование: учился в Академии художеств, шлифовал мастерство в Париже и Риме. Более двадцати лет преподавал в Академии художеств. Был удостоен звания профессора. Писал работы в основном на религиозные и исторические темы. Получил золотые медали на всемирных выставках в Лондоне и Вене. Несколько его полотен находятся в Третьяковской галерее.

Верещагин оформлял интерьеры многих строящихся церквей и соборов. Он автор выразительных росписей в церкви Святой Марии Магдалины в Иерусалиме и эскизов мозаик для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, его кисти принадлежат росписи в Успенском соборе Киево-Печерской лавры.

Михаил УСТЮГОВ