Неизвестные художники написавшие картины рождества. Рождество в русской живописи

Андрей Рублёв.Рождество Христово

СЛАВА В ВЫШНИХ БОГУ

Мы слышим детский лепет, словно пенье
Тех ангелов, что вдруг, для всей земли,
Сквозь эту ночь и звездное горенье
К пустынным пастухам пришли.
Мы замечаем братское согласье
И ясность кроткую людей простых,
Открытых Небу, ангелам и счастью,
Что родилось в святую ночь для них.
Мы постигаем веру и терпенье
Волхвов, искавших вечной глубины,
И - снова слышим в этом мире пенье,
Которым Небеса полны.
О, Господи, Великий, Безначальный,
Творец всех звезд, былинок и людей,
Ты утешаешь этот мир печальный
Безмерной близостью Своей!
Ты видишь скорбь земли: все наше неуменье
Тебя искать, любить, принять, найти;
И оставляешь Ты средь мира это пенье,
Как исполненье всякого пути.
Горит Твоя звезда - святая человечность,
И мир идет к своей любви большой;
И если кто ее увидел, значит вечность
Остановилась над его душой.

Архиепископ Иоанн (Шаховской)1960



Сон Иосифа.Александр Андреевич Иванов. 1850-е гг.

Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. (Лука, 2:6-7). До начала V века Рождество праздновали одновременно и как праздник Богоявления. Поэтому в живописи смешались сюжеты собственно рождения и последующих эпизодов, которые, строго говоря, больше относятся к Богоявлению - поклонение волхвов (царей), поклонение пастухов, которые не всегда включают изображение непосредственно рождения Христа.


Рождество Христово.Гагарин Григорий Григорьевич

Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это,— се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус. (Евангелие от Матфея. Гл. 1, 18-25)


Гагарин Григорий Григорьевич. Поклонение волхвов


Рождество Христово (Поклонение пастухов).
Шебуев Василий Козьмич. 1847 г.
Образ для Благовещенской церкви Конногвардейского полка в Петербурге

Рождество Христово.
Репин Илья Ефимович. 1890 г.


Явление ангела, благовествующего пастухам о рождении Христа. Эскиз.
Иванов Александр Андреевич. 1850-е.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Славословие пастухов.Иванов Александр Андреевич. 1850 г.


Явление ангела пастухам.
Петровский Петр Степанович (1814-1842). 1839 г. Холст, масло. 213×161.
Череповецкое музейное объединение

За эту картину молодой художник — ученик Карла Брюллова — в 1839 году получил первую большую золотую медаль Академии Художеств. Полотно находилось в музее Императорской Академии Художеств до момента закрытия, затем было передано Череповецкому краеведческому музею.


Рождество Христово.
Васнецов Виктор Михайлович. 1885-1896
Росписи Владимирского собора в Киеве


Рождество Христово.
Вишняков Иван Яковлевич и др. 1755 г.
Из Троице-Петровского собора.
, Санкт-Петербург


Рождество.
Боровиковский Владимир Лукич. 1790 г.
Тверская областная картинная галерея


Рождество Христово.
Боровиковский Владимир Лукич. Холст, масло
Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим»


Рождество Христово.
Эскиз росписи алтарной стены южного придела на хорах Владимирского собора.
Нестеров Михаил Васильевич. 1890-1891 гг.
Государственная Третьяковская галерея

Волхвы. Эскиз
Рябушкин Андрей Петрович. Бумага, акварель
Костромской государственный объединенный художественный музей



Лебедев Клавдий Васильевич (1852-1816)


Рождество Господа нашего Иисуса Христа.
Лебедев Клавдий Васильевич


Ангельское славословие в момент рождения Спасителя.
Лебедев Клавдий Васильевич


Поклонение волхвов.
Валериан Отмар. 1897 г.
Оригинал мозаики для храма Спаса на крови


Явление ангела пастухам. Рождество Христово. Сретенье.


Рождество Христово.
Мозаика по оригиналу И. Ф. Порфирова
Храм Воскресения Христова (Спас на крови), Санкт-Петербург


Рождество Христово и другие священные сцeны из жизни Иисуса Христа и Богоматeри. И. Я. Билибин.
Эскиз фрески для южной стены храма Успeния Богородицы в Ольшанах


Елочный торг.
Генрих Матвеевич Манизер.
Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля

Славильщики-городовые.
Соломаткин Леонид Иванович. 1867 г.
Государственный Русский музей


Славильщицы.
Соломаткин Леонид Иванович. 1868 г.
Государственный Русский музей


Славильщики.
Соломаткин Леонид Иванович.
Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


Славильщики.
Соломаткин Леонид Иванович. Холст, масло.
Одесский художественный музей


Славильщики.
Соломаткин Леонид Иванович. 1872 г.
Ульяновский художественный музей


Городовые-христославы.
Соломаткин Леонид Иванович. 1872 г. Холст, масло.
Пермская государственная художественная галерея

Соломаткин Леонид Иванович (1837 — 1883) посещал классы Императорской Академии Художеств и получил малую серебряную медаль за картины «Именины дьячка» (1862) и «Славильщики-городовые» (1864), которых В. В. Стасов приветствовал как «чудесный свежий отпрыск федотовской школы». Последний сюжет впоследствии неоднократно был повторен, известно не менее 18 авторских реплик, хотя первый вариант не сохранился.


Христославы. (Дети старой деревни).
Ф. В. Сычков. 1935 г.
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи


В погребке на святочной неделе.
Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883). 1878 г. Холст, масло. 26,5×21,5.
Художественная Галерея Фонда поколений Ханты-Мансийского автономного округа Югры
Поступление: 2003 г.

В картине «В погребке на святочной неделе» Соломаткин изображает своих любимых героев — бродячих музыкантов. Талант — это бремя или дар, счастье или проклятие? Талант — это судьба. Самого художника и его героев талант не сделал счастливыми, но они с достоинством выполняют свое предназначение. Музыканты, изображенные на картине, знавали лучшие дни. Виолончель, на которой играет старик, — это инструмент профессионала, позволяющий музыканту претендовать на некую избранность, свидетельствующий об определенном уровне жизни, оставшемся в прошлом. Старика сопровождает мальчик, подыгрывающий ему на дудочке. По-видимому, ради этого мальчонки, заботливо укрытого теплым платком, старику приходится бродить с тяжелым инструментом из кабачка в кабачок, зарабатывая на хлеб. В помещении стоит елка, украшенная игрушками, а на вешалке висят маски и маскарадные костюмы, придавая всему происходящему фантасмагорический оттенок. Художественная Галерея Фонда поколений ХМАО Югры


Колядки в Малороссии.
Трутовский Константин Александрович (1826-1893). Не позднее 1864


Волхвы (мудрецы).
Павел Николаевич Филонов. 1914 г. Акварель, коричневые чернила, тушь, перо, кисть на бумаге. 37×39,2 см.


Поклонение волхвов.
Павел Николаевич Филонов. 1913 г. Дерево, карандаш, гуашь. 45,7×34,9.
Частная коллекция
Первоначально произведение находилось у сестры художника Евдокии Глебовой.
17 окт.1990 г. было продано анониму на аукционе Sotheby"s,
затем 29 ноября 2006 года за 1,5 млн долл. вновь продано на аукционе Christie’s.
Аукционный дом Christie’s


Поклонение волхвов.
Павел Николаевич Филонов. 1913 г. Бумага, гуашь (темпера?), 35,5×45,5.
Частное собрание, Швейцария

Публикации раздела Музеи

Т ема Рождества Христова в западной религиозной живописи одна из самых популярных. Вот десять шедевров, которые сегодня можно увидеть в российских музеях.

Гуго ван дер Гус. Поклонение волхвов

XV век, Эрмитаж

Сцена поклонения трех восточных мудрецов только что родившемуся Младенцу изображена на центральной створке триптиха. На ее заднем плане - «Поклонение пастухов» и «Путешествие волхвов». На левой створке написан эпизод с обрезанием Христа, а на правой - «Избиение младенцев».

Гуго ван дер Гус. Поклонение волхвов. XV век, Эрмитаж

Псевдо Пьер Франческо Фьорентино. Поклонение Мадонны Младенцу Христу. 2-я половина XV века, ГМИИ

Псевдо Пьер Франческо Фьорентино. Поклонение Мадонны Младенцу Христу

2-я половина XV века, ГМИИ

Вместе с Богоматерью новорожденному Младенцу поклоняется ребенок постарше - Иоанн Креститель, по западным легендам - его двоюродный брат. За плечом Иоанна можно разглядеть топор лесоруба, воткнутый в пень, - напоминание, что этому святому отрубят голову.

Филиппино Липпи. Поклонение Младенцу Христу

около 1480 года, Эрмитаж

Один из первых итальянских художников, который использовал пейзаж, созвучный настроению персонажей. Мадонна и слетевшие с небес ангелы поклоняются Младенцу на лужайке, усыпанной цветами, которая окружена оградой и символизирует рай - ведь у райского сада обязательно есть забор!

Филиппино Липпи. Поклонение Младенцу Христу. Около 1480 года, Эрмитаж

Ян Йост Калькар (последователь). Рождество (Святая ночь). Около 1520 года, ГМИИ

Ян Йост Калькар (последователь). Рождество» (Святая ночь)

около 1520 года, ГМИИ)

События на картине происходят глубокой ночью. Теплый свет, озаряющий Мадонну и ангелов, идет не от какого-нибудь искусственного источника тепла, а от самого тела Младенца. Ангелы слева вверху поют, держа в руках лист с нотами.

Питер Брейгель Младший. «Поклонение волхвов»

2-я половина XVI века, Эрмитаж

Копия картины великого Питера Брейгеля Старшего, тщательно выполненная его сыном. Евангельскую сцену в левом нижнем углу можно найти с трудом. Полотно в основном посвящено зимней повседневности Голландии - например, на льду изображена прорубь для воды, откуда горожане черпают воду.

Питер Брейгель Младший. Поклонение волхвов. 2-я половина XVI века, Эрмитаж

Рембрандт ван Рейн. Святое семейство. 1645, Эрмитаж

Рембрандт ван Рейн. Святое семейство

1645, Эрмитаж

Мария с ребенком и мужем уже дома, в Назарете. Это ясно из того, что на заднем плане в тени написан плотник святой Иосиф - он стоит у своего верстака, строгая ярмо. Один из ангелов, спускающихся с небес, - в позе Распятия, чтобы напомнить зрителю, чем закончится эта семейная идиллия.

Паоло Веронезе. Поклонение волхвов

1570-е годы, Эрмитаж

Итальянский художник использует новозаветный сюжет, чтобы изобразить пышность и роскошь: дорогие ткани, перья, драпировки, античная архитектура. Рядом с коровой и ослом - истинными хозяевами яслей, где родился Иисус, написаны верблюды, на которых приехали волхвы. Морды не похожи на настоящие: автор писал не с натуры.

Паоло Веронезе. Поклонение волхвов. 1570-е годы, Эрмитаж

Матиас Стомер. Поклонение Младенцу. 2-я четверть XVII века, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

Матиас Стомер. Поклонение Младенцу

2-я четверть XVII века, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

Если художник хотел изобразить роскошь и богатство - он выбирал сюжет Поклонения волхвов-царей, если же ему нравились жанровые сценки, крестьянский реализм и контрастные эффекты света и тени - он писал эпизод Поклонения пастухов. В руках у персонажей картины - мощные пастушьи посохи.

Рутилио Манетти. Поклонение волхвов

начало 1620-х годов, Екатеринбургский музей изобразительных искусств)

В Библии не написано, сколько всего волхвов прибыло в Вифлеем, чтобы поклониться Младенцу Христу. Поэтому армянская и сирийская церковь, например, считают, что их было 12. А в католицизме их традиционно трое. Они олицетворяют три стадии человеческого возраста, поэтому на картинах обычно - старик, зрелый мужчина и юноша.

Рутилио Манетти «Поклонение волхвов» (начало 1620-х годов, Екатеринбургский музей изобразительных искусств)

Бартоломе Эстебан Мурильо «Поклонение пастухов» (1646-1650 годы, Эрмитаж)

Бартоломе Эстебан Мурильо. Поклонение пастухов

1646–1650 годы, Эрмитаж

Одна из легенд гласит, что пастухи, которым ангел возвестил о рождении Мессии, охраняли не обычное стадо, а животных, которые предназначались для жертв в Иерусалимском храме. По богословским толкованиям, эти простые люди символизируют будущих духовных пастырей и являются первыми евангелистами.

Возникновение изображений того или иного праздника, как правило, связано с возникновением устойчивой традиции празднования. В ранней Церкви существовало празднование Эпифании (Богоявления), посвященное сразу двум событиям: Воплощению и Крещению. Это совмещенное празднование возникло не позднее III века. В VI веке сначала в Римской Церкви, а к концу века и на Востоке Рождество Христово выделяется из празднования Эпифании в самостоятельное отдельное торжество. Первые дошедшие до нас образы Рождества относятся именно к VI веку.

Источниками иконографии являлось как Священное Писание (Мф.:1-2; Лк.:2), так и устное Предание, зафиксированное в таких апокрифах как Протоевангелие Иакова (гл. 17-23) и Евангелие псевдо-Матфея гл. 13-14).

Воплощение Спасителя описывалось в изобразительном искусстве с помощью двух основных сюжетов: собственно «Рождество» и «Поклонение волхвов». Для каждого из этих сюжетов формируется своя иконография. Древнейшие изображения Рождества выполнены в технике рельефа на каменных саркофагах.

Схема этих сцен обычно очень лаконична: в центре помещаются ясли с Младенцем, рядом восседает на камне или в плетеном кресле Богородица, в небе - Вифлеемская звезда. У яслей изображаются осел и вол, о присутствии которых в вертепе повествует Предание. Вол понимается толкователями как символ подзаконного иудейского народа, а осел - как символ не ведающих истинного Бога язычников. Иногда в композицию включается изображение пастуха, пришедшего поклониться Христу.

При создании иконографии «Поклонение волхвов» художники использовали уже существовавший в античном искусстве сюжет поклонения побежденных варваров императору. Там, где поверхность имела протяженный горизонтальный формат (на саркофагах, пиксидах), сцена разворачивалась как шествие волхвов к восседающей Богородице, держащей Младенца на руках. Позади Девы Марии мог изображаться Иосиф Обручник. Композиция иногда дополнялась изображениями вола, осла, верблюдов.

Если поверхность допускала центрическую, симметричную композицию (пример: ампулы из Монцы), то фронтальное изображение Богоматери с Младенцем помещалось в центре, а по сторонам от престола размещались группы волхвов и пастухов. Приход волхвов хронологически произошел несколько позже поклонения пастухов, но в христианском искусстве допускалось совмещение этих событий. Главным для художника всегда было выражение глубинного смысла происходящего, поэтому некоторые формальные детали могли не акцентироваться или даже игнорироваться. В данном варианте иконографии основная тема - Воплощение Божества и поклонение Ему тварного мира в лице мудрых волхвов и простецов-пастухов.

На мозаике арки базилики Санта Мария Маджоре в центре композиции на богато украшенном престоле восседает только Младенец, а Богоматерь, праведный Иосиф, волхвы помещены справа и слева от Него. При изображении волхвов всегда соблюдается определенный историзм: они пришли с Востока, то есть откуда-то из Персии, поэтому одеты необычно для античного мира - в штаны и характерные фригийские шапочки.

В VI веке Богородицу начинают изображать не сидящей около яслей, а возлежащей на ложе. Эта особенность могла возникнуть в результате полемики с монофизитами, которые утверждали, что во Христе только одна природа - Божественная. Церковь, отвергая это еретическое заблуждение, отстаивала догмат о двух природах во Христе: Божественной и человеческой. В иконографической схеме опровержение монофизитства нашло свое иносказательное выражение. Христос рождается плотию совершенно реально, человеческая природа Его реальна, поэтому Богоматерь отдыхает после родов, которые хотя и не нарушили девства, но все же были родами, а не призрачным, ирреальным явлением.

Уже в раннехристианских памятниках появляется изображение «бабы» - одной из повитух, которые пришли к вертепу уже после рождения Христа. В произведениях средневизантийского периода изображаются обе повитухи, омывающие Младенца. Эта несколько «бытовая» сцена - омовение - не описана ни в Евангелии, ни в апокрифах. Ее включение в композицию еще раз подчеркивало подлинность человеческой природы Спасителя и реальность Рождества - после родов любого ребенка нужно омыть.

Первый станковый живописный памятник с изображением Рождества Христова - сцена, написанная на крышке реликвария из капеллы Санкта Санкторум. Стилистические особенности живописи позволяют предположить, что реликварий происходит из восточных провинции империи, из Сирии или Палестины. Художник изобразил вертеп как пещеру, поскольку хорошо представлял, как выглядит в Иудее укрытие для домашнего скота. Западные художники изображали то, что видели в своих землях - навес, крытый соломой или черепицей.

Напротив Богородицы на камне сидит Иосиф Обручник, подпирая склоненную голову рукой, в «позе меланхолии». Он выглядит задумчивым, как бы отстраненным; он созерцает непостижимость тайны Боговоплощения. С другой стороны, эта поза подчеркивает непричастность праведного Иосифа к этому рождению. На некоторых византийских и русских иконах Обручник изображается даже сидящим спиной к пещере. Такое композиционное решение делает невозможным понимание происходящего как своеобразной сентиментальной семейной сцены. Перед нами именно Боговоплощение, рождение плотию Предвечного Бога от Пресвятой Девы и любые детали, ассоциирующиеся с темой семьи, совершенно неуместны. Развившийся в Западной Европе образ «Святое семейство» с его очевидным семейным пафосом для восточно-христианского искусства был неприемлем.

В византийском искусстве небольшая горка с пещерой постепенно превращается в массивную гору, на фоне которой можно поместить все эпизоды: сам вертеп с Богородицей и Младенцем в яслях, над которыми склонились вол и осел, благовестие ангела пастухам, славящих Бога ангелов, поклонение волхвов (или же волхвов, скачущих верхом), омовение Чада повитухами, задумавшегося Иосифа. На некоторых иконах изображаются второстепенные сцены: волхвы перед Иродом, откровение Иосифу, бегство в Египет, избиение младенцев.

Мотив горы является очень удачной композиционной находкой. Изображая горный пейзаж, художник автоматически получает высокий горизонт и, соответственно, много пространства для размещения всех фигур. Остается даже свободное место, заполняемое пасторальными мотивами: играющий на флейте пастушок, стадо у водопоя. Гора позволяет избежать нежелательного для иконы изображения глубины пространства и перспективного построения.

С другой стороны, изображением огромной горы все сцены объединяются в едином пространстве, и даже некотором едином времени. Хронологическая разновременность представленных сюжетов нивелируется. Все происходит как бы в настоящем, сегодня, «здесь и сейчас», как об этом и повествует кондак праздника: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог».

Икона. VII – IX в. Монастырь св.Екатерины, Синай

Икона. VIII – IX в. Византия

Икона. Конец XI – нач.XII в. Константинополь. Монастырь св.Екатерины, Синай

Рембрандт Харменс ван Рейн. Гравюра. 1654 г.

Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. (Лука, 2:6–7). До начала V века Рождество праздновали одновременно и как праздник Богоявления. Поэтому в живописи смешались сюжеты собственно рождения и последующих эпизодов, которые, строго говоря, больше относятся к Богоявлению – поклонение волхвов (царей), поклонение пастухов, которые не всегда включают изображение непосредственно рождения Христа.

Сон Иосифа.
Александр Андреевич Иванов. 1850-е гг.
Бумага, акварель, итальянский карандаш.
Москва. Государственная Третьяковская галерея


Рождество Христово.
Гагарин Григорий Григорьевич


Поклонение волхвов.
Гагарин Григорий Григорьевич


Рождество Христово (Поклонение пастухов).
Шебуев Василий Козьмич. 1847 г. Холст, масло. 233x139,5 см.
Образ для Благовещенской церкви Конногвардейского полка в Петербурге


Рождество Христово.
Репин Илья Ефимович. 1890 г. Холст, масло. 73x53,3.


Явление ангела, благовествующего пастухам о рождении Христа. Эскиз.
Иванов Александр Андреевич. 1850-е.
Бумага коричневая, акварель, белила, итальянский карандаш. 26,4x39,7
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Славословие пастухов.
Иванов Александр Андреевич. 1850 г.


Явление ангела пастухам.
Петровский Петр Степанович (1814-1842). 1839 г. Холст, масло. 213х161.
Череповецкое музейное объединение

За эту картину молодой художник - ученик Карла Брюллова - в 1839 году получил первую большую золотую медаль Академии Художеств. Полотно находилось в музее Императорской Академии Художеств до момента закрытия, затем было передано Череповецкому краеведческому музею.


Рождество Христово.
Васнецов Виктор Михайлович. 1885-1896
Росписи Владимирского собора в Киеве


Рождество Христово.
Вишняков Иван Яковлевич и др. 1755 г.
Из Троице-Петровского собора.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Рождество.
Боровиковский Владимир Лукич. 1790 г. Холст, масло.
Тверская областная картинная галерея


Рождество Христово.
Боровиковский Владимир Лукич. Холст, масло
Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим»


Рождество Христово.
М.В. Нестеров. 1890-1891 гг. Бумага на картоне, гуашь, золото. 41 x 31.
Эскиз росписи алтарной стены южного придела на хорах Владимирского собора
Государственная Третьяковская галерея
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15006


Рождество Христово.
Эскиз росписи алтарной стены южного придела на хорах Владимирского собора.
Нестеров Михаил Васильевич. 1890–1891 гг. Бумага на картоне, гуашь, золото. 41x31,8
Государственная Третьяковская галерея
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=14959


Рождество Христово.
М. В. Нестеров. 1890 г.


Коленопреклоненная фигура юноши с посохом в руке. Рука, держащая посох. Рука, поднятая к устам.
М.В. Нестеров. Этюд. 1890-1891 гг. Бумага на картоне, графитный карандаш, итальянский карандаш, уголь. 49x41.
Подготовительные этюды для фигуры одного из пастухов композиции "Рождество Христово" (алтарь южного приделана хорах Владимирского собора в Киеве)
Киевский государственный музей русского искусства
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=4661


Рождество (Поклон царей).
М.В. Нестеров. 1903 г.
Фрагмент росписи северной стены церкви во имя благоверного князя Александра Невского
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15189


Рождество (Поклон царей).
М.В. Нестеров. 1899-1900 гг. Бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь, акварель, бронза, алюминий. 31x49.
Эскиз росписи северной стены церкви во имя благоверного князя Александра Невского.
Государственный Русский музей
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15177


Волхвы. Эскиз
Рябушкин Андрей Петрович. Бумага, акварель
Костромской государственный объединенный художественный музей




Рождество Господа нашего Иисуса Христа.
Лебедев Клавдий Васильевич (1852-1816)


Ангельское славословие в момент рождения Спасителя.
Лебедев Клавдий Васильевич (1852-1816)


Рождество Христово.
Лебедев Клавдий Васильевич (1852-1816). Графика.


Поклонение волхвов.
Клавдий Васильевич Лебедев,
Церковно-археологический кабинет МДА


Поклонение волхвов.
Валериан Отмар. 1897 г. Холст, масло, 71x66.
Оригинал мозаики для храма Спаса на крови


Явление ангела пастухам. Рождество Христово. Сретенье.


Рождество Христово.
Мозаика по оригиналу И. Ф. Порфирова
Храм Воскресения Христова (Спас на крови), Санкт-Петербург


Рождество Христово и другие священные сцены из жизни Иисуса Христа и Богоматeри.
И. Я. Билибин.
Эскиз фрески для южной стены храма Успeния Богородицы в Ольшанах


Волхвы (мудрецы).
Павел Николаевич Филонов. 1914 г. Акварель, коричневые чернила, тушь, перо, кисть на бумаге. 37x39,2 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Olga"s Gallery


Поклонение волхвов.
Павел Николаевич Филонов. 1913 г. Дерево, карандаш, гуашь. 45,7x34,9.
Частная коллекция
Первоначально произведение находилось у сестры художника Евдокии Глебовой.
17 окт.1990 г. было продано анониму на аукционе Sotheby"s,
затем 29 ноября 2006 года за 1,5 млн долл. вновь продано на аукционе Christie’s.
Аукционный дом Christie’s


Поклонение волхвов.
Павел Николаевич Филонов. 1913 г. Бумага, гуашь (темпера?), 35,5x45,5.
Частное собрание, Швейцария
Публикация Третьяковской галереи, 2006 г.
http://www.tg-m.ru/articles/06/04/042–049.pdf

Сайты-источники репродукций: