Не вошедшее в сборник сочинений. Забытая реальность Неудобные фигурки Акамбаро или потрясающая правда



Тысячи фигурок из коллекции покойного Вальдемара Джульсруда до сих пор не дают покоя любителям "альтернативной истории": многие из них изображают ящеров мезозойской эры. Это значит, что люди, умеющие лепить и обжигать глину, жили во времена динозавров, либо сами динозавры дожили до наших дней и были запечатлены древними мексиканцами. В коллекции есть и фигурки с явными египетскими чертами. Джульсруд покупал их у местных жителей по песо за штуку, начиная с 1944 года, а песо в то время было довольно неплохой суммой (монета в 1 песо содержала 16,5 г. серебра 720-й пробы).

Некоторые из фигурок Акамбаро.

Как обычно, любители загадок "забывают" про то, что фигурки из Акамбаро и все прочие обстоятельства были изучены в июне 1952 года Чарльзом Коррадино Ди Песо, крупнейшим специалистом по археологии Западной Мексики. То, что он выяснил на месте, заслуживает дословного цитирования:

"За последние восемь лет не раз приходилось слышать про обширную коллекцию древнейших фигурок животных и людей, найденных в окрестностях Акамбаро, города в мексиканском штате Гуанауато (Guanajuato). Сеньор Вальдемар Джульсруд имеет где-то 32000 таких артефактов в своей частной коллекции. Среди этих глиняных фигурок - изображения бронтозавров, тираннозавров, стегозавров, траходонов, диметродонов и других ящеров мезозойской эры. В его коллекции есть и многие современные виды, например, фигурки коров, слонов, лошадей, бегемотов, кроликов и собак. Еще более невероятным кажется большое количество миниатюрных египетских саркофагов...

Я приехал в Акамбаро в июне и изучил коллекцию Джульсруда. Осмотр заставил серьезно усомниться в древности фигурок... Ни одна из них не испорчена патиной или налетом растворимых солей на поверхности, отличающими действительно древние находки из данного района. По словам владельца, ни одна из фигурок не чистилась кислотой. Края углублений, образующих глаза, рты или чешуйки, везде четкие и новенькие. Ни в одной трещине не было грязи. В большинстве случаев фигурки были поломаны там, где к телам крепились выступающие части; похоже, что изготовители нарочно отламывали ноги, шеи, хвосты и др., чтобы создать впечатление древности, причем ни одна из отломанных частей не была утрачена. Более того, ни одна из поверхностей изломов не сгладилась. Во всей коллекции из 32000 образцов ни один не был поврежден лопатой, мотыгой или киркой. Это говорит либо о том, что люди, которые их откопали, владеют техникой раскопок, превышающей все, что известно профессиональным археологам, либо что они заранее знали, где копать. Однако то, что я видел непосредственно на месте, показало, что они не имеют должных навыков и опыта проведения раскопок, не говоря уже об осторожности.

Копальщики, отец и сын, пригласили меня на место - настоящие древние руины тарасков [теперь их называют пурепеча - М. Г.]. Для пробных раскопок они выбрали юго-западный угол в комнате длиной около 9 и шириной 4 метра. Я провел два дня, наблюдая, как они копают. Во время раскопок они поломали много настоящих древних предметов. На второй день они откопали тайник, и я рассмотрел его содержимое на месте. Тайник был заложен недавно при помощи наклонного лаза, проделанного через черную почву, заполняющую древнюю комнату. Слой почвы имеет глубину примерно 1,3 м. В ней попадаются настоящие черепки тарасков, обсидиановые лезвия, зернотерки на трех ножках (metates), терочные камни (manos), и т. п., но эти предметы наших копателей не интересовали.

Создавая тайник, местные жители неосторожно углубились примерно на 15 см ниже черной почвы в стерильный красный грунт - изначальный земляной пол древней комнаты. Засыпая свой лаз, они перемешали красный грунт с черной почвой. Таким образом, найти место их первоначальных земляных работ было очень просто. Пытаясь состарить фигурки, они набили их углубления и трещины землей - той самой смесью, которой они забили только что сделанный лаз. Об этом говорили и маленькие куски известняка, отбитые от каменных стен древней комнаты во время выкапывания лаза. В довершение всего, на свежей земле, которой были набиты маленькие углубления, были видны отпечатки пальцев. Эти факты, плюс наличие свежего помета животных в земле, которой забивали лаз, определенно доказывают, что фигурки были подложены в тайник недавно.

Дальнейшее расследование показало, что семья, проживающая в окрестностях Акамбаро, делает глиняные фигурки зимними месяцами, когда их поля не нуждаются в обработке. Идеи, что изобразить, могли быть заимствованы из местного кинотеатра, а также множества газет и комиксов, продающихся на улицах. Горожанам доступны библиотека и школа: население Акамбаро составляет около 20000 человек. Три раза в день ходит поезд, доставляющий жителей в Мехико, где они могут посетить музеи, включая Национальный музей с его замечательной коллекцией египетского искусства. Некоторые образцы из коллекции сеньора Джульсруда явно показывают, что кто-то из местных изготовителей фигурок побывал на выставке, посвященной Египту" (American Antiquity, October 1953).

Вторая волна шумихи вокруг фигурок поднялась в 1969 году, когда на них был испытан недавно изобретенный способ термолюминесцентной датировки. Первый опыт дал древние даты, вызвав восторг у поклонников "альтернативной истории", однако последующие исследования на более совершенном оборудовании показали, что фигурки были обожжены в пределах 400 месяцев до 1969 года (то есть не раньше 1936 года).

Лит.: DiPeso, C. The Clay Figurines of Acambaro, Guanajuato, Mexico // American Antiquity, Vol. 18, № 4, 1953, p. 388-389; DiPeso, C. The Clay Monsters of Acambaro // Archaeology, Vol. 6, № 2, 1953, р. 111-114; Pezatti, Alex. Mystery at Acambaro, Mexico // Expedition, Vol. 47 № 3, 2005, р. 7-8; Hapgood, Charles. Mystery in Acambaro. Brattleboro, 1973; Carriveau, G. W. & Han, M. C. Thermoluminescent Dating and the Monsters of Acambaro // American Antiquity, Vol. 41 № 4, 1976, p. 497-500; Виллис, Рональд. Древняя галерея Акамбаро // Техника-молодежи, 1971, № 10, стр. 56-59.

К северо-западу от Мехико расположен город Акамбаро. С 1944 года здесь было найдено огромное количество гротескных глиняных статуэток и предметов обихода. Из 75 тысяч артефактов до наших дней сохранилось лишь около половины. Происхождение этих статуэток является вопросом спорным. Эти глиняные фигурки изображают представителей множества неизвестных человеческих рас и живых существ, напоминающих динозавров. Согласно данным радиоуглеродной датировки возраста они были созданы в доисторическую эпоху. Тем не менее, официально археологи критически относятся к такому заключению. Ведь вывод о том, что между людьми и динозаврами существовала неизвестная связь, кажется слишком фантастическим.

Однако существует теория, согласно которой собранная в Акамбаро коллекция глиняных статуэток, состоящая приблизительно из 32 тысяч артефактов, возможно, является наследием единой примитивной индейской пракультуры, из которой намного позже развились ныне известные нам высокоразвитые классические культуры майя, инков и ацтеков.

Эта коллекция была собрана немцем Вальдемаром Джульсрудом (правильнее –Юльсрудом) и в настоящее время хранится в его бывшем доме в Акамбаро. Радиоуглеродный метод датировки артефактов указывает на то, что создавшая их культура могла существовать приблизительно6400-3500 лет назад. Согласно данным термолюминесцентных исследований, возраст некоторых статуэток составляет 4500 лет.

Вальдемар Юльсруд по профессии был торговцем скобяными изделиями, а его увлечением была археология. В конце 1944 года он случайно обнаружил совершенно необычную находку: проезжая верхом на лошади вдоль склона холма Эль-Торо на окраине Акамбаро, Юльсруд заметил в грязи странный предмет, наполовину закрытый землей. Это была небольшая статуэтка из обожженной глины. По своему стилю она отличалась от всего, что ему доводилось видеть прежде. И хотя он был хорошо знаком с артефактами, принадлежащими культурам тарасков (пурепеча), ацтеков, тольтеков, майя, инков и других народов Мезоамерики, эта фигурка была совершенно не похожа на произведения известных ему культур.

Через несколько дней нанятый им крестьянин по фамилии Тинахеро прикатил к дому Юльсруда тачку, наполненную мелкими предметами. Немца поразили необычный стиль и многообразие артефактов. Он предположил, что, возможно, открыл неизвестную индейскую культуру.

Метод, с помощью которого фигурки были спрятаны в земле, был очень необычным. Они не были ни просто выброшены, ни сложены в месте чьего-либо захоронения. Вальдемар Юльсруд выдвинул теорию о том, что нашел священную коллекцию, которая была скрыта в земле, чтобы уберечь её от испанцев. Именно поэтому они были закопаны в целости и сохранности и сложены в выкопанные ямы очень осторожно.

В коллекции были предметы всевозможных размеров, от фигурок длиной всего несколько дюймов до статуэток высотой в 3 фута или длиной в 4-5 футов. Для их изготовления была использована глина самых разных сортов. При этом важно, что все они были обожжены на открытом огне. Разнообразие вариантов этих артефактов было невероятным. Все видевшие эту коллекцию сходятся во мнении, что в анналах археологии не существует никаких подобных прецедентов.

При этом коллекция неоднородна по стилю. Их несколько, но каждый стиль выполнен уникально и включает в себя несколько сотен или тысяч предметов. Возникает впечатление, что эта коллекция была собрана воедино несколькими разными индейскими народами или каким-то одним народом-завоевателем. Правда, культурныйимпериализмбылчуждиндейцам.

Юльсруд хотел привлечь к своему открытию внимание археологов. Он показывал коллекцию всем интересующимся, давал интервью и, в конце концов, ему удалосьзаинтересовать молодого американского журналиста Уильяма Н. Рассела из Лос-Анджелеса, который совершил несколько поездок в Акамбаро и стал «представителем» немецкого археолога-любителя в Соединенных Штатах Америки. При этом личный интерес самого Юльсруда был исключительно научным. Он никогда не пытался сделать бизнес из своих находок и поэтому никогда не продавал экспонаты коллекции, разве что для выставок. Он усердно старался убедить опытных археологов познакомиться с его коллекцией и самим провести раскопки на холме Эль-Торо. К несчастью, в то же самое время он выдвинул теорию, которая породила большие сомнения в подлинности его великолепной находки.

Дело в том, что коллекция содержит множество крупных фигур рептилий, причем некоторые из них изображены вместе с человеком. Отношения человека с динозавром в мотивах этих фигур иногда дружественные, в остальных случаях – враждебные. Вальдемар Юльсруд не был профессиональным палеонтологом. Но поскольку некоторые из существ, которых изображают эти статуэтки, похожи на динозавров, он пришел к выводу о том, что динозавры и люди жили в одно и то же время. Кроме того, прочитав книги об Атлантиде, он сделал еще один странный вывод, будто бы люди и динозавры совместно населяли Атлантиду. Можно себе представить, какой переполох возник среди археологов, когда в мексиканской прессе были опубликованы статьи, в которых особо была выделена эта мысль. В течение многих последующих лет ни один археолог больше не приезжал в Акамбаро. Если ученые археологи и высказывались о коллекции Юльсруда, то лишь для того, чтобы назвать её фальсификацией.

В 1955 году Институт исследования сознания (Foundation for the Study of Consciousness ) направил в Мексику Чарльза Х. Хэпгуда. Он провел там всё лето, занимаясь раскопками. Поначалу его поразило богатство коллекции. Американский ученый провел тщательную классификацию находок Юльсруда. Приэтомонвыделилмножестворазличныхстилей. Ему без труда удалось обнаружить много общего между глиняными статуэтками и различными аспектами известных индейских культур. В некоторых экспонатах, идентифицированных Вальдемаром Юльсрудом как творения доинковской культуры, американец распознал произведения тольтекского или ацтекского искусства. По рассказам немца, некоторые статуэтки являются, якобы, шумерскими, а Хэпгуд обнаружил несколько артефактов, которые, по его мнению, имеют отдаленное отношение к культуре древнего Египта. Он пришел к выводу о том, что многие артефакты можно отнести даже к очень ранней эпохе тараскской культуры. Однако, несмотря на многочисленные предположения о связи создавшего эти фигурки народа с другими цивилизациями, вскоре Чарльз Х. Хэпгуд увидел, что коллекция действительно показывает множество аспектов жизни некоего примитивного народа, его оружие, снаряжение, искусство, способы добывания пропитания и его связи с природой.

Американский ученый прервал изучение коллекции, чтобы провести серьезные раскопки на холме Эль-Торо. Ему было известно, что большая часть этого участка уже была опустошена крестьянином Тинахеро. Кроме того, клеветники утверждали, что все эти артефакты были изготовлены самим Тинахеро и его сыновьями. Поэтому Хэпгуд решил, что самым подходящим местом для проведения раскопок должен быть участок непосредственно под одним из новых домов, построенных на территории, где ранее были обнаружены находки, или рядом с ней. Это исключило бы всякую возможность фальсификации. В результате был выбран дом, расположенный непосредственно на территории раскопок, проведенных Тинахеро. Хозяин дома, начальник городского отделения полиции, разрешил американцу провести раскопки прямо под домом. Хэпгуд выкопал под центром гостиной яму глубиной около 6 футов, и нашел множество фрагментов фигурок, которые очень походили на статуэтки из коллекции Юльсруда. Это убедило ученого в подлинности коллекции и отсутствии мистификации.

После этого американский ученый вернулся к исследованию коллекции с точки зрения культуры, которую они изображают. По его мнению, эта культура является во многих отношениях уникальной. Похоже, что «народу Юльсруда», названному так Хэпгудом, не был знаком обычай человеческого захоронения. Очевидно, что в его арсенале отсутствовал лук со стрелами, и для охоты представители этого народа использовали только копья, дубины и ножи из дерева, камня или кости. Также похоже, что на протяжении большей части своей истории они не имели представления о земледелии за исключением выращивания бутылочной тыквы и о ткачестве, но, тем не менее, создавали неокрашенные керамические изделия. Ониотразилисвоюкультурувкерамике. В то же время факт наличия гончарного ремесла в доземледельческом обществе является необычным, но не уникальным.

Многое в глиняных статуэтках коллекции Юльсруда указывает на тесную связь этих людей с животными. Мы видим сцены, в которых они ласкают своих собак, скачут верхом на диких лошадях или ламах без седла и уздечки и обнимают больших (или человекообразных) обезьян. Судя по некоторым фигуркам, можно предположить, что «народ Юльсруда» приручил и одомашнил рептилий, а также муравьедов и других млекопитающих.

Многое в коллекции указывает на её большой возраст. Во-первых, об этом свидетельствует изображенная в мотивах статуэток лесная культура. Вместо современной неплодородной и засушливой долины, окруженной поврежденными эрозией холмами, коллекция позволяет сделать вывод о том, что в ту эпоху этот регион был хорошо обводнен. Геологи выяснили, что эта долина была наполнена водой даже после окончания ледникового периода, и здесь находилось большое озеро. Местонаходкиартефактовраньшебылоберегомэтогоозера. В подтверждение этого факта Хэпгуд обнаружил в мотивах статуэток лесной и озерный ландшафт.

Уже одно это может указывать на то, что обнаруженные артефакты были созданы в очень древнюю эпоху, но существуют и гораздо более веские доказательства этого предположения. Не подлежит никакому сомнению, что в коллекции представлены фигурки одногорбого верблюда и лошади ледникового периода, а также животных, напоминающих носорогов и гигантских обезьян, которые обитали в Южной Америке в эпоху плейстоцена.

Кроме того, Чарльз Хатчинс Хэпгуд заметил в коллекции фигурки лошадей, а также их изображения, вырезанные на горшках, и нашел в ней несколько настоящих зубов, по его мнению, лошадиных. Позже он приехал в Американский музей естественной истории и показал эти зубы доктору Джорджу Гейлорду Симпсону, ведущему американскому палеонтологу. Тот идентифицировал их как зубы вымершей лошади ледникового периода (Equus conversidans owen ).

Сначала Хэпгуд посчитал вероятным, что рептилии, представленные в коллекции, несмотря на их порой поразительное сходство с динозаврами, были лишь трансформированными изображениями до сих пор сохранившихся рептилий Центральной Америки, таких как игуана. Кроме того, он знал, что описание таких монстров встречается во многих индейских легендах, так что статуэтки могли быть и персонажами этих легенд. Однако позже этот ученый склонился к точке зрения, согласно которой некоторые из крупных рептилий, возможно, долгое время продолжали свое существование в районе Акамбаро.

В принципе, идея своего рода «затерянного мира» в этой части Центральной Америки не кажется такой уж причудливой, если вспомнить о некоторых примерах так называемых «живых ископаемых» (индонезийский комодский варан, переживший остальных представителей своего семейства на 100 миллионов лет, или новозеландская гаттерия, прямой потомок динозавров мезозойской эры, или рыба рода латимерия отряда целакантов, недавно обнаруженная у африканского побережья, хотя возраст ископаемых представителей этого отряда составляет не менее 200 миллионов лет). По мнению Хэпгуда, тот факт, что динозавры давно вымерли в других частях света, не является законом природы, отрицающим возможность их выживания в Мексике до относительно недавней поры.

Эта история началась в июле 1944 года. Вольдемар Джульсруд занимался торговлей скобяными изделиями в Акамбаро - небольшом городишке примерно в 300 километрах к северу от Мехико. Однажды ранним утром, совершая конную прогулку по склонам холма Эль-Торо, он увидел несколько обтесанных камней и фрагментов керамики, выступающих из почвы.

Джульсруд был выходцем из Гер-мании, но серьезно увлекался мексиканской археологией ив начале века принимал участие в раскопках в окрестностях Акам-баро. Поэтому он хорошо разбирался в мексиканских древностях и сразу понял, что находки на холме Эль-Торо не могут быть отнесены ни к одной известной в то время культуре.

Джульсруд начал собственные изыска-ния. Правда, не будучи профессиональ-ным ученым, он поступил поначалу очень просто - нанял местного крестьянина по имени Одилон Тинахеро, пообещав ему платить по одному песо (тогда это рав-нялось примерно 12 центам) за каждый целый артефакт. Поэтому Тинахеро был очень аккуратен при раскопках, а случай-но разбитые предметы склеивал, прежде чем отнести их Джульсруду. Так начала формироваться коллекция Джульсруда, пополнение которой продолжили его сын, Карлос Джульсруд, а потом и внук- Карлос II.

В результате коллекция Джульсруда составила несколько десятков тысяч артефактов - по одним данным, их было 33,5 тысячи, по другим - около 30 тысяч! Коллекция была очень разнообраз-на, наиболее многочисленными были статуэтки из различных видов глины, выполненных в технике ручной лепки и обожженных на открытом огне. Вторая категория - скульптуры из камня, и третья- керамика. Примечательно, что во всей коллекции не было ни одного повторяющегося экземпляра!

Раз-меры фигурок варьировались от десятка сантиметров до одного метра в высоту и полутора метров в длину. Кроме того, в составе коллек-ции присутствовали музыкальные инструменты, маски, инструменты из обсидиана и нефрита. Вместе с артефактами при раскопках были обнаружены несколько человече-ских черепов, скелет мамонта и зубы лошади ледникового периода.

При жизни Вольдемара Джульсруда вся его коллекция в упакованном виде занимала 12 комнат его дома. В коллекции Джульсруда было множество антропоморф-ных статуэток, представля-ющих почти полный набор расовых типов человечества - мон-голоидов, африканоидов, кавказоидов (в том числе с бородами), полинезийский тип и прочие.

Но не это сделало коллекцию сенсаци-ей. Примерно 2600 статуэток представ-ляли собой изображения динозавров! Причем разнообразие типов динозавров вызывает истинное изумление. Среди них есть легко узнаваемые и хорошо из-вестные палеонтологической науке виды: брахиозавр, игуанодон, тираннозавр реке, птеранодон, анкилозавр, плези-озавр. Есть огромное число статуэток, которые современные ученые идентифи-цировать не могут, в том числе и крылатые «динозавры-драконы». Но самое пораз-ительное то, что коллекция содержит зна-чительное число изображений человека вместе с динозаврами разных видов.

Изображения наводят на единственную мысль, что люди и динозавры сосуще-ствовали в теснейшем контакте. Причем это сосуществование включало весь спектр взаимоотношений - от борьбы двух столь несовместимых видов живых существ до, возможно, одомашнивания динозавров человеком.


В меньшем количестве в коллекции Джульсруда были представ-лены ныне вымершие млекопитающие - аме-риканскийверблюд и лошадь ледникового периода, гигантские обе-зьяны плейстоце-нового периода. Имен-но эта составляющая коллекции Джульсруда послужила поводом для длительной истории за-малчивания и дискре-дитации его находок. Это и понятно, посколь-ку факт сосущество-вания и тесного взаи-модействия человека и динозавра не просто опровергает линейный эволюционизм теории происхождения видов на Земле, но вступа-ет в непримиримое противоречие со всем современным мировоззрением.

С самого начала своих исследова-ний Вольдемар Джульсруд пы-тался привлечь внимание научной общественности к своим наход-кам, но в первые годы столкнулся с тем, что его попытки начисто игнорировались. Только после нескольких публикаций в американских газетах в начале 50-х годов профессиональные археологи обратили внимание на необычную коллекцию. В 1954 году к Джульсруду прибыла офици-альная комиссия из Национального ин-ститута антропологии и истории Мексики.

Исследователи сами выбрали произволь-ное место на склонах холма Эль-Торо для проведения контрольных раскопок, кото-рые и состоялись в присутствии множе-ства свидетелей. После нескольких часов раскопок было найдено большое количе-ство статуэток, аналогичных образцам из коллекции Джульсруда. По заявлению столичных археологов, осмотр найденных артефактов одно-значно продемонстрировал их древность. Все члены группы поздравили Джуль-сруда с выдающимся откры-тием, и двое из них пообеща-ли опубликовать отчет о своей поездке в научных журналах.

Однако через три недели после возвращения в Мехико руководитель комиссии доктор Норквера представил отчет, в котором утверждалось, что коллекция Джульсруда является современной фальсификацией, поскольку содер-жит статуэтки, изображающие динозавров.

Иначе говоря, был использован универ-сальный довод: «Этого не может быть, потому что не может быть никогда». Ни повторные контроль ные раскопки в 1955 году, ни многократные исследования местных властей, однозначно подтвердившие отсутствие подобного керамического производства в районе, не смогли раз-рушить стену молчания вокруг коллекции Джульсруда.

Профессор факультета истории Вы-сшей школы в Акамбаро Рамон Ривера потратил месяц на полевые исследова-ния для выяснения вопроса о возмож-ности местного производства коллекции Джульсруда. После многочисленных опросов населения Акамбаро и прилега-ющих к нему районов (Ривера особенно тщательно опрашивал стариков) профес-сор констатировал, что на протяжении последних ста лет в этой местности не было ничего похожего на масштабное керамическое производство.

Проведенные в 60-70-е годы иссле-дования статуэток методом радиоугле-родного анализа дали разнообразные результаты: одни образцы были дати-рованы вторым тысячелетием до н.э., другие - пятым. В 70-80-е годы общественный интерес к коллекции Джульсруда постепенно утих, научная обще-ственность продолжала игнори-ровать факт существования коллекции. Отдельные публикации в популярных изданиях воспроизводили версию о фальшивом характере коллекции, осно-вываясь на тезисе о том, что человек не мог сосуществовать с динозаврами.

В конце 90-х годов ситуация измени-лась. Решающий перелом в признании на-ходок Джульсруда наступил в результате деятельности двух американских иссле-дователей - антрополога Дениса Свифта и геолога Дона Паттона. В течение 1999 года они пять раз посетили Акамбаро. К этому времени коллекция Джульсруда находилась «под замком» в мэрии и была недоступна для публики. Туда коллекция попала после смерти Джульсруда, когда его дом был продан.

В результате активной деятельности Свифта и Паттона и информационной кампании, организованной ими в мек-сиканских СМИ, местные власти пошли на открытие специального музея. В конце того же 1999 года часть коллекции Джульсруда была выставлена в качестве постоянной экспозиции в специально отведенном под музей доме.

Однако се-годня музей снова закрыт для публики, и существуют опасения, что вся остав-шаяся часть коллекции (а после смерти Джульсруда большинство его находок исчезли и в музей попало не более пяти тысяч) может попросту пропасть.

Андрей ЖУКОВ, кандидат исторических наук, Мексика, специально для «НЛО» Фото автора .

К.БУРАКОВСКАЯ

Эта история началась в первой половине ХХ в. и ее главный герой – Вальдемар Джульсруд. Этот человек был выходцем из Германии, перебравшимся в далекую Мексику в конце XIX в.

Вот как об этом пишет в своей книге Г.А.Сидоров:

“Он поселился в небольшом городишке Акамбаро, что в 300 км к северу от Мехико. Там он завел свой бизнес – торговлю скобяными изделиями, приносящий ему вполне приличный доход. А на досуге Джульсруд увлекался археологией. В начале 20-х гг. XX в. (1923 г.) вместе с падре Мартинесом он обнаружил под землей памятники культуры Чупикауро в восьми милях от холма Эль-Торо. (Позже культура Чупикауро была датирована периодом 500 г. до н.э. – 500 г. н.э.)

Вальдемар Джульсруд прекрасно разбирался в мексиканских древностях, и поэтому сразу понял, что находки на холме Эль-Торо не могут быть отнесены ни к одной известной на то время культуре. Джульсруд начал собственные изыскания. Но самое интересное началось в июле 1944 г. Не будучи профессиональным ученым, он поступил поначалу очень просто – нанял местного крестьянина по имени Одилон Тинахеро, пообещав ему платить по одному песо (тогда это равнялось примерно 12 центам) за каждый целый артефакт. Поэтому Тинахеро был очень аккуратен при раскопках, а случайно разбитые предметы склеивал, прежде чем отнести их Джульсруду.

Так начала формироваться коллекция Джульсруда, пополнение которой продолжили сын Вальдемара Карлос Джульсруд, а потом и его внук Карлос II. В конце концов коллекция Джульсруда составила несколько десятков тысяч артефактов – по одним данным, их было 33,5 тыс., по другим – 37 тыс.!”

Коллекцию составили три основные категории артефактов: наиболее многочисленными были статуэтки из различных видов глины, выполненных в технике ручной лепки и обожженных методом открытого обжига. Ко второй категории относились каменные скульптуры. Самым примечательным было то, что во всей коллекции не было ни одной похожей фигурки. Размеры их варьируются от десяти сантиметров до одного метра в высоту и полутора в длину.

Кроме них, в коллекции присутствовали маски, музыкальные инструменты, инструменты из обсидиана и нефрита. Вместе с артефактами при раскопках были обнаружены несколько человеческих черепов, скелет мамонта и зубы лошади ледникового периода. При жизни Вольдемара Джульсруда вся его коллекция в упакованном (!) виде занимала двенадцать комнат его дома.

Кроме этого в коллекции Джульсруда было множество антропоморфных статуэток, представляющих почти полный набор расовых типов человечества: европеоидов, монголоидов, африканоидов, кавказоидов (в том числе с бородами), полинезийский тип и пр. Но сенсацией века его коллекцию сделало не количество и не разнообразие экспонатов, все было гораздо любопытнее.

Примерно 2600 статуэток представляли собой изображения динозавров. Причем разнообразие видов динозавров вызывает подлинное изумление. Среди них есть легко узнаваемые и хорошо известные палеонтологической науке виды: плезиозавр, игуанодон, тираннозавр, бронтозавр, анкилозавр, птеранодон, птеродактиль и т.д. Есть внушительное число зверей, которых современные ученые идентифицировать вообще не могут, в том числе и крылатые динозавры-“драконы”. Но даже и динозавры – не самое поразительное.

Самое поразительное – что коллекция содержит большое число статуэток динозавров разных видов, рядом с которыми… человек. Отсюда можно сделать вывод, что древний художник не просто изображал вымерших миллионы лет динозавров (взяв за основу сохранившиеся скелеты, легенды и т.п.), он отражал свой мир, в котором люди и динозавры сосуществовали в теснейшем контакте. Причем – судя по изображениям – это сосуществование включало весь спектр взаимоотношений: от борьбы двух столь несовместимых видов живых существ до одомашнивания и приручения динозавров человеком.

Довершают сенсационный раздел коллекции скульптурки других ныне вымерших млекопитающих – американский верблюд и лошадь ледникового периода, гигантские обезьяны плейстоценового периода и др.

А дальше все было так, как, в принципе, и должно быть, когда официальная история закрывает глаза на очевидное: “динозавровая” часть коллекции послужила поводом для длительного замалчивания и дискредитации находок Вальдемара Джульсруда. Это и понятно, поскольку факт сосуществования и тесного взаимодействия человека и динозавра не просто опровергает линейный эволюционизм теории происхождения видов на Земле, но вступает в непримиримое противоречие со всей современной мировоззренческой парадигмой, со всем современным комплексом представлений об эволюции планеты и жизни на ней.

А, значит, ставит под сомнение огромное количество научных трудов, написанных многоуважаемыми историками, зоологами и прочая, и прочая.

С самого начала своих исследований Джульсруд попытался привлечь внимание научной общественности к своим находкам, но тут же столкнулся с тем, что его попытки начисто игнорировались. Даже опубликованная им в 1947 г. на свои средства книга о коллекции не заставила академических ученых проявить к ней какой-либо интерес. И в дальнейшем признание к коллекции приходило с большим трудом.

Так продолжалось, пока в 1950 г. в Акамбаро не приехал американский журналист Лоуэл Хармер. Он присутствовал на раскопках на холме Эль-Торо и даже сфотографировал Джульсруда с только что выкопанными статуэтками динозавров – Джульсруд к этому времени уже лично занимался раскопками. Вторым журналистом стал Уильям Рассел из Лос-Анджелеса. Он опубликовал материал о раскопках Джульсруда с фотографиями процесса работ в журнале Fate в марте 1952 г. и в июне 1953 г.

В своих статьях Рассел обращает внимание общественности, что артефакты изымались с глубины в полтора метра при нем лично, многие предметы были оплетены корнями растений, поэтому у Рассела не возникло никаких сомнений в подлинности находок. Эти публикации сыграли определенную роль в популяризации коллекции Джульсруда и пробили брешь в заговоре молчания академических ученых.

Вслед за журналистами Джульсрудом и его коллекцией заинтересовался и профессиональный ученый Чарльз Дипесо. Это произошло после того, как ему были высланы образцы статуэток и, хотя лабораторные анализы не дали какой-либо вразумительной картины, Дипесо был твердо уверен в том, что это фальсификация. В июле 1952 г. он лично приехал в Акамбаро, чтобы увидеть все своими глазами.

А вот то, что сей ученый сделал потом, было неоднократно повторено и другими. Дипесо после знакомства с коллекцией лично высказал Джульсруду свое восхищение его открытием и высказал пожелание купить образцы для музея Фонда Америдов, в котором он работал. Однако, вернувшись в Америку, он в 1953 г. опубликовал несколько статей (журналы American Antiquity, Archaeology), в которых однозначно заявлял, что коллекция Джульсруда является фальсификацией.

Аргументом для такого вывода было тщательное знакомство с 32 тысячами предметами из коллекции. Дипесо заявил, что изображения глаз и губ у статуэток имеют современный характер. “Тщательное знакомство” продолжалось… Сколько бы вы думали? Год, месяц? Не угадали! Четыре часа! И это при условии, что экспонаты хранились в упакованном виде, не на стеллажах.

Другой аргумент Дипесо основывался на якобы полученной от некоего нелегального торговца мексиканскими древностями информацией. Торговец утверждал, что вся коллекция была выполнена одной акамбарской крестьянской семьей, которая занималась производством этих поделок зимой, когда делать было нечего – на поле ведь не потрудишься. Внешний вид динозавров был подсмотрен в фильмах, комиксах и книгах из местной библиотеки.

Этот момент в материалах ученого возмутил, как ни странно, власти Акамбаро. Суперинтендант Национального ирригационного института Франсиско Санчес заявил, что после четырех лет изучения археологической активности в районе города и характера занятий местного населения он может однозначно констатировать отсутствие какого- либо керамического производства в Акамбаро. Это подтвердил и мэр Акамбаро Хуан Карранса, когда 23 июля 1952 г. опубликовал официальное заявление за № 1109, в котором говорилось о результатах специального исследования, проведенного в районе, после которого выяснилось, что в Акамбаро нет и не было ни одного человека, который бы занимался производством такого рода изделий.

Более того, на протяжении ста предшествующих лет в районе Акамбаро ни разу не возникало ничего похожего на масштабное керамическое производство. Эти данные были получены профессором исторического факультета Высшей школы в Акамбаро Рамоном Риверой, после того как он опросил местных стариков и старожилов.

На самом деле во всех этих официальных заявлениях не было особой нужды, достаточно было просто включить логику и здравый смысл. Некие люди… сидят где-то в подполье, лепят фигурки, потом где-то бог знает где – чтоб никто не увидал – методом открытого обжига их обжигают, потом закапывают на довольно обширной местности на довольно большую глубину… Да так закапывают, чтобы корни деревьев оплели весь результат их поточного производства. При этом надо учесть, что эти кустари-мексиканцы откуда-то прекрасно знают анатомию вымерших динозавров. Видимо, в подполье сидели профессора-палеозоологии.

А информацию о динозаврах они почерпнули из маленькой библиотеки в захудалом городишке. Там, видимо, тоже было подполье – с подпольной литературой, да еще на испанском языке. Потому что шутки шутками, а коллекцию очень сильно пополнял Одилон Тинахеро, имевший неполные четыре класса образования и с трудом могущий читать и писать.

Но и это еще не все: все фигурки выполняются из разных сортов глины, в различных стилях и с разной степенью мастерства. И ни одна не повторяется даже в мелочах! Еще не будем забывать об открытом обжиге, который требует огромнейшего количества древесины. А происходит все это в засушливом и безлесном районе Акамбаро, где древесина всегда была чрезвычайно дорогой.

Кроме этого критики Джульсруда и его коллекции очень удачно напрочь забыли, что она состояла не только из керамических скульптурок: в коллекции имеется и значительное количество каменных скульптур, и все они имеют следы сильной эрозии. Подделать такой элемент поверхности предмета, как эрозия, практически невозможно.

К 1954 г. критика коллекции Джульсруда достигла максимума, и это привело к тому, что к коллекции были вынуждены проявить интерес официальные круги Мексики. В Акамбаро отправилась делегация ученых, куда входили три антрополога и историка. Влзглавлял делегацию директор Департамента до-испанских памятников Национального института антропологии и истории доктор Эдуардо Ноквера.

Ученые сами выбрали место на склонах холма Эль-Торо для проведения контрольных раскопок, которые состоялись в присутствии множества свидетелей из местных авторитетных граждан. Буквально через несколько часов работы было найдено большое количество статуэток, аналогичных образцам из коллекции Джульсруда. Их направили в столицу, где их исследовали тамошние археологи. Эти специалисты однозначно подтвердили древность находок.

Все члены группы поздравили Джульсруда с выдающимся открытием и двое из них пообещали опубликовать результаты своей поездки в научных журналах. Однако через три недели после возвращения в Мехико доктор Норквера представил отчет о поездке, в котором утверждалось, что коллекция Джульсруда является фальсификацией, потому что… содержит статуэтки, изображающие динозавров. Т.е. был использован все тот же универсальный довод: “Этого не может быть, потому что не может быть никогда”.

В 1955 г. коллекцией заинтересовался тогда еще достаточно молодой ученый Чарлз Хэпгуд, бывший в то время профессором истории и антропологии Нью-Хэмпширского университета, провел раскопки и обнаружил на глубине около 2 м. фрагменты 43 фигурок, аналогичных по стилистике коллекции Джульсруда.

В 1968 г. Хэпгуд приехал в Акамбаро в компании с известным писателем Эрлом Стенли Гарднером, который обладал не только глубокими познаниями в криминалистике, но также серьезно занимался и археологическими проблемами. Гарднер констатировал, что, с точки зрения криминалистики коллекция Джульсруда не может являться фальсификатом ни в результате деятельности одного лица, ни даже в результате деятельности группы лиц. По результатам этих исследований в Акамбаро Хэпгуд в 1972 г. издал книгу “Тайна Акамбаро”.

В 1968 г. метод радиокарбонного датирования был уже широко признан в мире, и Хэпгуд послал несколько образцов на анализ в Нью-Джерси в лабораторию изотопных исследований. Было установлено, что статуэтки могли быть изготовлены не ранее II и не позднее V тысячелетия до н.э. В 1972 г. восемнадцать образцов, точнее, соскобов с них – для чистоты эксперимента – обследовали в лаборатории Пенсильванского музея с помощью термолюминесцентного метода. Результаты анализов: фигурки изготовлены в 2700 г. до н.э.

Несмотря на разброс данных, полученных при помощи разных методов анализа, лабораторными исследованиями все же было подтверждено главное – древность артефактов. Однако и это не изменило отношения официальной науки к данному феномену.

Почему же после такой уважаемой экспертизы все равно никто не поверил? А потому что пенсильванским ученым сказали, соскобы с чего именно они исследовали, и они тут же заявили, что ошибочка, мол, вышла, вследствие искажения световых сигналов при анализе, и возраст соскобов не превышает тридцати лет.

В 70-80-е гг. общественный интерес к коллекции Джульсруда постепенно утих, а научная общественность продолжало игнорировать факт подлинности, да и самого существования коллекции. Ситуация изменилась в конце 90-х. В 1997 г. на телеканале NBC был показан цикл программ под названием “Таинственное происхождение человечества”, в котором часть материалов была посвящена коллекции Джульсруда.

Авторы программы придерживались версии о недавнем происхождении фигурок и отправили пару образцов на независимую экспертизу по методу С14. Антропоморфная фигурка была датирована 4000 г. до н.э., а фигурка динозавра – 1500 г. до н.э. Однако авторы программы ничтоже сумняшеся заявили, что вторая дата является ошибочной.

Решающий перелом в истории коллекции наступил в результате деятельности двух американских исследователей – антрополога Дениса Свифта и геолога Дона Паттона. К этому времени коллекция Джульсруда находилась под замком в мэрии (после смерти Джульсруда в 1964 г., когда его дом был продан) и была недоступна для публики.

Свифт и Паттон получили разрешение на осмотр и фотографирование коллекции, и ими было сделано около 20 тыс. фото. Их деятельность вызвала общественный интерес, и они были проинтервьюированы местной прессой и телевидением. Более того, доктор Свифт стал причиной скандала, также вылившегося в прессу. Он задал хранителю коллекции вопрос, сколько коробок с находками хранится в мэрии. Ответ был: 64.

На основе тех коробок, которые они лично распаковывали с Паттоном, Свифт подсчитал, что в 64 коробках может поместиться не более 5-6 тыс. предметов. Тогда где же остальные 25 тыс. фигурок из коллекции? И это притом, что фигурки, подобные джульсрудовским, были обнаружены не только на холме Эль-Торо.

В 1978 г. мексиканская полиция конфисковала партию археологических находок, выкопанных двумя охотниками за древностями на холме Эль-Чиво, также расположенном в окрестностях города Акамбаро. Среди них были 3300 статуэток, аналогичных по стилю коллекции Джульсруда. (Кстати, и Эль-Торо, и Эль-Чиво – не единственные места, где найдены загадочные фигурки. Еще в 1945 г. Карлос Переа, директор по археологии зоны Акамбаро при национальном музее антропологии в Мехико заявил, что ему лично приходилось изучать статуэтки динозавров, найденных на других памятниках Мексики, и что предметы коллекции Джульсруда не вызывают сомнений в их подлинности.)

В результате активной деятельности Свифта и Паттона местные власти пошли на открытие специального музея. В конце того же 1999 г. часть коллекции Джульсруда была выставлена в качестве постоянной экспозиции в специально отведенном под музей доме.

За то, что коллекция Джульсруда – не подделка, говорит и такой факт. В коллекции много фигурок, изображающих динозавров подсемейства зауроподовых: диплодоков, брахиозавров, апатозавров. На юго-западе США и в Мексике во множестве находили останки этих гигантских ящеров, вес которых мог достигать 50 тонн, а рост превышал 10 метров. Так что как они выглядели, ученым было известно. Поэтому долгое время ученых удивляло, что многие фигурки этих динозавров имеют на спине треугольные пластины. Они, как считалось, были характерны для другого вида – стегозавров. Зауроподы же, согласно бытовавшим до недавнего времени представлениям палеонтологов, таких пластин не имели.

Лишь в начале 90-х было сделано открытие, заставившее по-новому взглянуть на этот вопрос. Швейцарская палеонтологическая экспедиция обнаружила в американском штате Вайоминг останки детеныша диплодока вместе с окаменевшими и хорошо сохранившимися фрагментами шкуры. В скальной породе отпечатались следы острых шипов конической формы, идущих от конца хвоста вверх по спине. Самые крупные из них достигали высоты 20 см и напоминали спинной плавник акулы. Именно такой треугольной формы пластины имеются у зауроподов в коллекции Джульсруда. И этот факт лишний раз свидетельствует в пользу подлинности данного собрания.

Ведь ранее 40-х годов (а именно этим временем поклонники версии фальсификации датируют фигурки) никто еще не знал, что у зауроподов могут быть платины “а-ля стегозавры”. Значит, те, кто их делали, как минимум их видели. Вживую. Об этом палеонтолог Стефен Жеркас опубликовал в 1992 г. статью в журнале Geology в № 12. Но для скептиков даже такие доказательства – не факт.

Джульсруда до сих пор обвиняют, что он фальсифицировал коллекцию. Объясняют это, в том числе, и тем, что фигурки найдены в одном месте и не на такой уж большой глубине – полтора-два метра. И в самом деле: почти все находки сделаны на северном склоне холма Эль-Торо на участке шириной около ста метров и протяженностью более километра. Предметы находили в ямах – по 20- 40 штук в каждой. Речь явно не шла ни о древнем могильнике, ни об остатках поселения. Джульсруд утверждал, что на склоне холма было сделано самое настоящее хранилище, в которое, по-видимому, специально упрятали древнюю “коллекцию”. Когда же ее упрятали, кто и зачем?

Сам Джульсруд предполагал, что это сделали индейцы в период конкисты, чтобы уберечь грандиозное собрание от уничтожения испанцами.

Что же это было за собрание? Специалисты с не зашоренными воззрениями предполагают, что это не что иное, как древняя библиотека, этакие комиксы в скульптурках, созданные около пяти тысяч лет назад индейцами, проживавшими на территории современной Мексики. Динозавры были их привычными спутниками, иными словами, не вымерли миллионы лет назад. Видимо, с динозаврами начало что-то происходить – заболевали, умирали, стали жертвами пандемии, и люди решили запечатлеть для потомков их, а также других, ныне вымерших, животных.

Долгое время фигурки хранились, возможно, в храмах, а, может, и в специальных музеях (а что? В древности не могло быть музеев? Человек всегда интересовался своим прошлым), а потом пришли просвещенные европейцы… Пришлось прятать все, что только можно, особенно такое древнее и ценное наследие.

Это мнение подтверждает и тот факт, что во время своих изысканий в 1968 г. Чарльз Хэпгуд исследовал и заново вскрыл один из старых раскопов, где обнаружил ряд плит, напоминающих уходящую внутрь склона лестницу. Один их местных жителей сказал ему, что на этом раскопе был ранее обнаружен тоннель, заполненный землей и ведущий в недра холма. Известно и то, что другой местный житель обнаружил в склоне Эль-Торо пещеру, заполненную статуэтками и другими древними предметами. Эти данные послужили основанием для предположения о существовании в недрах холма Эль-Торо целого “подземного города”.

Американец Джон Тьерни, почти сорок лет изучавший материалы Акамбаро, тоже уверен, что найденная Джульсрудом коллекция – лишь часть огромной “библиотеки”, сопровождавшей гробницу. Т.е. он полагал, что главной составляющей памятника Эль- Торо должна быть именно гробница.

Тьерни выяснил, что холм Эль-Торо индейцы издревле считали священным. Для Тьерни не является вопросом – почему индейцы считали холм священным? Это – остатки иной, доиндейской цивилизации. А все, что осталось от этой цивилизации, подлежит тщательному хранению.

Впрочем, есть еще одна версия, объясняющая, откуда взялись фигурки динозавров и других существ, в том числе и людей с шестью пальцами – да, в коллекции Джульсруда встречаются и такие, и их немало. Версия заключается в том, что фигурки, изображающие одновременно людей и динозавров, являются свидетельством вмешательства внеземной цивилизации, которая познакомила аборигенов-землян с историей их планеты. Т.е. динозавры на самом деле не жили вместе с людьми, людям просто дали знания о динозаврах. Дали извне.

В любом случае, понятно, почему информация об этой коллекции так старательно замалчивается. Потому что она ставит под сомнение саму идею того, что динозавры вымерли 65 млн. лет назад, в конце мелового периода, когда человека даже в проекте не было.

June 27th, 2015

В самом центре Мексики, между двумя невысокими холмами Эль Чибо и Эль Торо, расположился небольшой городок Акамбаро. Здесь, в 2000 году был открыт музей Вольдемара Джульсруда, представляющий невероятную коллекцию керамических статуэток. Коллекция демонстрирует различные предметы домашнего быта – посуду, музыкальные инструменты, статуэтки людей, а также фигурок динозавров и других животных.

Эту коллекцию Вольдемар Джульсруд начал собирать еще в 1944 году, проводя тщательные раскопки. На данный момент в его коллекции 37 тысяч артефактов! Это поразительно, но в ней нет ни одного повторяющегося экземпляра, а 2500 из них - это статуэтки динозавров. Разнообразие их типов вызывает истинное изумление: здесь есть и известные нам виды, и такие, которые современные ученые идентифицировать не могут. Среди них можно легко узнать представителей зауроподовых – диплодоков. Также здесь вы увидите стегозавров, таких как поликант, есть фигурки морских ящеров – ихтиозавров.

Абсолютно неизвестно, кто мог сделать все эти фигурки. Давайте узнаем подробнее про эту коллекцию.

Неандертальцы были бескультурными людьми. Окружающий мир интересовал их лишь из гастрономических соображений. Потому они не оставили после себя изображений флоры и фауны тех времён. Другое дело — пришедшие на смену им кроманьонцы. Эти высокие, стройные красавцы уже обладали художественным вкусом и притязаниями. Они-то и создали шедевры наскальной живописи, в которой запечатлены животные ледникового периода.

Это прописные истины, железобетонная система знаний о древнем мире. Но надо же было случиться тому, что два человека, бедный каменщик и жадный скупщик старья, едва не перевернули вверх дном это научное благолепие! Гроза прогремела в 1944 году в мексиканском городе Акамбаро. Бизнесмен с тёмным прошлым и настоящим Вольдемар Джульсруд нанял человека по имени Тинахеро, грабителя могил или, как таких называют в Латинской Америке, уакеро. По профессии Тинахеро был каменщиком и до встречи с Джульсрудом работал в поместье начальника полиции Акамбара. Однажды ему требовалось набрать карьерного песка, и он потревожил склон одного из холмов, находящихся в указанном поместье. Тогда-то из-под земли, как из рога изобилия, и посыпались фигурки диковинных животных.

Фото 3.

Тинахеро снёс несколько штук скупщику старья Джульсруду. Мало ли, а вдруг удастся выторговать за них бутылочку текилы? Джульсруд увидел фигурки и сразу загорелся. Его цепкий глаз в момент уловил признаки того, что вещицы имеют древнее происхождение. Так вот и началось околонаучное сотрудничество двух сомнительных личностей.

Под покровом ночи Тинахеро проникал в поместье главного в городе служителя закона и выкапывал из земли ценные экспонаты. Наутро он продавал добычу Джульсруду, получая самую минимальную плату, какая только была возможна. Один песо за штуку. Мало-помалу скопилась коллекция, достаточная для экспозиций нескольких больших музеев.

Стоило только Джульсруду похвастаться ею перед археологами, как в мире науки словно взорвалась бомба. Дело в том, что фигурки изображали животных, которые вымерли от 30 тысяч до 70 миллионов лет назад! Это были динозавры, плезиозавры, волосатые носороги, ископаемые верблюды и прочее зверьё, жившее до человека или в ту пору, когда человек при виде четвероногих только лишь пускал слюни. При всём при этом животные были представлены в движении. Древний художник пытался придать им максимальное сходство с прототипами.

Фото 4.

Маститые учёные тут же пришли в бешенство. Признать находки подлинными значило отменить теорию происхождения видов, которая, как известно, есть священная корова современной науки. Владельцу коллекции поспешили заявить: тебя обманули, твой человек сделал статуэтки сам.

Однако эта версия с самого начала выглядела смешно. Получалось, что безграмотный каменщик дни напролёт сидел над иллюстрациями ископаемых животных и занимался художественной лепкой, за которую потом выручал копейки.

Далее серьёзные мужи решили сами выехать к замечательному холму. Профессоры Хепгуд и Сандерсон провели раскопки и, к своему ужасу, обрели еще 43 экспоната. «Может быть, их кто-то заранее подбросил?» – задумались профессоры. Если так, то злоумышленник действовал очень давно, потому что в несколькие статуэтки успели врасти древесные корни. Для надёжности находки были отправлены на радиоуглеродный анализ в несколько лабораторий США, результат которого ошеломил весь ученый мир. Возраст «подделок» оказался равен 3500 годам!

Фото 5.

Через пять лет после начала раскопок в Акамбаро приехал журналист из «Лос-Анжелес Таймс», через два года Джульсруда посетил еще один представитель прессы. Оба они присутствовали при самих раскопках и видели, как доставали из земли артефакты. В написанных ими статьях они уверяют читателей в подлинности коллекции, так как сами видели с какой глубины доставали эти предметы, а некоторые из них еще и оказались оплетенными корневой системой растений. Поэтому никаких сомнений быть не может: находки исторически реальны. Именно эти две публикации обратили наконец внимание научного сообщества на открытие Джульсруда. Хотя реакция оказалась совсем не той.

Интересно, что многие зауроподовые ящеры стоят на задних лапах и имеют пластины на спине. Это, в свое время, послужило одним из доводов в пользу того, что коллекция Вольдемара Джульсруда не может быть подлинной. Считалось, что такие пластины имели только стегозавры. Однако, спустя 40 лет после находок этих фигурок, были сделаны новые палеонтологические открытия. Современные конструкции уже изображают древних диплодоков с шипами на спине и поднимающихся на задние лапы, чтобы полакомиться верхними побегами деревьев. Существует еще одна причина, по которой вся коллекция Вольдемара Джульсруда была объявлена фальсификацией. В коллекции совместились невозможные, с точки зрения истории и науки, вещи — люди и динозавры самых разных форм в бытовом общении. Но ведь люди и динозавры не могли существовать вместе, их разделяют десятки миллионов лет. Получается, если признать подлинность коллекции Джульсруда, автоматически должен следовать пересмотр всех теорий о развитии человечества и живого мира планеты.

Учёным ничего не осталось, как заговорить всерьёз. Лучше всех здесь справился доктор зоологии Ромер. Он заявил, что индейцы вполне могли застать некоторых животных, вроде гигантского ленивца или ископаемого верблюда. И пусть таковые никогда не водились в Мексике, но индейцы могли видеть их на других континентах, куда ходили (или откуда пришли) в Новый Свет через Беренгию, соединявшую Азиатский материк с Североамериканским.

Что же касается изображений динозавров, то это вовсе не динозавры. А рептилии, которые обитают в Латинской Америке и поныне. Сходство с чудовищами мезозойской эры Ромер объяснил тем, что древние художники по наивности делали упор на зловещие черты каждого животного. Таким образом, обычная ящерица превращалась в ящера.

Последним же ударом по бедному старьевщику Джульсруду стало утверждение учёных о том, что его коллекция собрана ненаучным путём, а значит, целиком является «липой». Ведь археология предполагает множество тонкостей при ведении раскопок. Здесь необходимо, например, датировать каждый культурный слой почвы и фиксировать условия залегания экспонатов.

Словом, археология должна руководствоваться теми же принципами, что и уголовно-процессуальное право. Вещественные доказательства, изъятые с места происшествия без надлежащего оформления бумаг, вещественными доказательствами не признаются. Точка! Закон суров, но это закон.

Сам Джульсруд предполагает, что его коллекция когда-то была привезена из легендарной Атлантиды и хранилась она в ацтекском музее Теночтитлана. С приходом же испанских конкистадоров индейцы зарыли сокровища музея в землю. А затем, утратив свою культуру, забыли и о коллекции. Связь поколений оборвалась.

Фото 7.

Коллекция Вольдемара Джульсруда насчитывает около 35000 экспонатов, но в музее выставлено всего лишь около 300 предметов. Для остальной части коллекции просто не хватает места. Но и то, что доступно для зрения, просто потрясает воображение. Большинство статуэток в коллекции – это абсолютно неизвестные нам виды животных, которые вызывают удивление и восхищение своей законченной ценностью. Многие фигурки напоминают сказочных драконов. Отличительной чертой коллекции Джульсруда является то, что в ней нет ни одной одинаковой скульптуры. Они все уникальны. Здесь можно увидеть обычную лошадь, саблезубого тигра и гигантского муравьеда, а так же другие, совсем необычные виды млекопитающих.

Фото 9.

Кроме того, в собраниях Вольдемара Джульсруда имеется множество статуэток, изображающих людей различных расовых типов. Есть еще одно удивительное в коллекции Джульсруда – наличие фигурок существ с шестью пальцами. Например, шестипалая обезьяна. И это не ошибка художника. Шесть пальцев тщательно прорисованы как на руках, так и на ногах. Более того, есть даже динозавр с шестью пальцами на лапах. К тому же, животные показаны в движении, словно их лепили прямо с натуры.

Фото 10.

Фигурки выполнены из самых различных сортов глины. Отличаются они также по художественным стилям, технике исполнения и уровню мастерства древних художников. На фоне простеньких глиняных поделок выделяются настоящие скульптурные шедевры. У многих фигур динозавров детально проработана поверхность, которая имитирует фактору кожи древних ящеров.

Из своей феноменальной коллекции Джульсруд не продал ни одной статуэтки. После смерти Вольдемара Джульсруда, его коллекция осталась бесхозной. Самые крупные и изысканные статуэтки потихоньку разворовали и раздарили. Таким образом, было утеряно около 10000 предметов. На сегодняшний день в музее сохранилась только одна большая статуя динозавра, длиной в 1,5 метра. Об остальных можно судить лишь по сохранившимся фотографиям.

Огромная коллекция Вольдемара Джульсруда требует тщательного и комплексного изучения. Многие полагают, что здесь, в Акамбаро, проживали многие племена, которые закапывали эти предметы в качестве даров. Другие считают, что это была глиняная библиотека внутри холма. Сам Джульсруд предполагал, что все эти статуэтки были спрятаны местными жителями, чтобы уберечь реликвии от испанцев.
Коллекция Вольдемара Джульсруда отражает смешение культур и народов. Сегодня никто точно не скажет, могут ли сюжеты фигурок Джульсруда быть реальностью или нет. Возможно, люди, которые жили 6 — 8 тысяч лет до н. э., просто преподнесли знания о той эпохе, когда жили динозавры.

Фото 11.

В 1952 году к коллекции проявил интерес известный ученый Ч.Дипесо, которому для изучения были высланы некоторые образцы. Проведенные в лаборатории анализы не позволили дать какого-нибудь однозначного ответа, однако Дипесо с самого начала твердо отстаивал версию с фальсификацией находок. После поездки в Акамбаро, он выпустил статью, в которой утверждал, что проанализировал тридцать две тысячи предметов из собрания Джульсруда и убедился в их подделки, так как якобы глаза и губы статуэток изображены в современной манере и технике. И это при том, что на всю коллекцию он потратил на самом деле всего четыре часа! Кроме того, Депесо заявил, что некий нелегальный торговец древностями признался ему в том, что вся коллекция – это творение рук всего лишь одной семьи из Акамбаро, занимающейся такими поделками зимой в свободное от сельского хозяйства время. Сведения же о динозаврах они якобы получили из фильмов и местных библиотечных книг.

Фото 12.

В ответ мексиканские власти официально опровергли такую возможность. По результатам специальных исследований, неоднократно проводившихся разными людьми в районе Акамбаро (в том числе четырехлетнего изучения археологических раскопок и ремесел местных жителей), было доказано, что здесь нет людей, занимающихся подобным производством и не было, по крайней мере, за последние сто лет. Более того, нападки Дипесо опровергаются даже на уровне обычной логики. Прежде всего, даже скульптор-профессионал не способен за десять – двадцать лет (так как коллекция начала складываться за семь лет до критики Дипесо) создать около тридцати пяти тысяч керамических и каменных фигурок, придать им налета древности и, кроме того, тайно зарыть их в землю на полтора метра. И так зарыть, чтобы никто не обнаружил свежевскопанных следов.

Второй аргумент, это отсутствие единого стиля в собранной коллекции, чего не было бы, если статуэтки выполнял один человек или даже целая мастерская. Вместо этого ни одна фигурка не повторяется, все они созданы в разных стилях: одни мастерские шедевры, другие довольно просты и примитивны. Кроме того, фигурки вылеплены из глины разной породы: некоторые статуэтки – из местной глины, другие из оахакской. Причем между Оахаки и Акамбаро лежат полторы тысячи километров. Вряд ли для фальсификации в 40-ых годах двадцатого века стоило так усложнять ситуацию, поставляя глину для работы из подобной дали. Да и зачем?

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

Фото 27.

Фото 28.

Фото 29.

Фото 30.

Фото 31.

Фото 32.

Фото 33.