Глава 1. Основы экономики автомобильного транспорта. ……..11
1.1. Роль и значение автомобильной отрасли в системе
Рыночной экономики................. 14
Классификация. Кругооборот оборотных средств. . …………………………89
5.2. Нормирование оборотных средств........................................................91
5.3. Показатели оборачиваемости.................................................................93
5.4. Пути повышения эффективности использования
Оборотных средств...............................................................................................94
Глава 6. Маркетинговая деятельность предприятий
6.1. Маркетинг, его основы. Понятия и концепции
Маркетинга.............................................................................................................98
6.2. Принцип и цели маркетинга: ориентация
Производства на рынок, конкурентоспособность, высокая рентабельность..................................................................................................................98
6.3. Функции маркетинга и этапы его организации. . . ………………….99
6.4. Сбор информации и комплексное исследование
Рынка услуг..........................................................................................................101
284 Оглавление
6.5- Прогнозы развития рынка. Отбор целевых рынков
И сегментация....................................................................................................... 102
6.6. Изучение запросов и поведения потребителей
Услуг...................................................................................................................... 104
6.7. Планирование производства и ассортимента услуг , формирование ценовой политики и установление тарифов на услуги....................... 106
6.8. Организация сбыта услуг через коммерческие
Структуры предприятия. Стимулирование сбыта............................................ 108
Разных видов............................................................................... 110
Глава?. Основы внутрифирменного планирования................................ 115
7.1. Составные элементы, этапы и виды
Внутрифирменного планирования. .................................................................... 115
7.1.1. Методика разработки плана грузовых перевозок ………….. 117
7.1.2. Особенности планирования пассажирских
Перевозок............................................................................................................ 118
7.2. Долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное
Планирование...................................................................................................... 118
7.2.1. Информационная база планирования................................................... 123
7.3. Бизнес-план, его структура: характеристика услуг ,
Оценка сбыта....................................................................................................... 124
Глава 8. Технико-экономическое планирование
на автомобильном транспорте...................................................................... 131
8.1. Планирование производственной программы
По техническому обслуживанию и ремонту подвижного
Состава, ее связь с производственной программой
По перевозкам.................................................................................................... 131
8.2. Технико-экономические нормы расхода
Автомобильного топлива и смазочных материалов. Методика расчета............................................................................................................... 133
8.3. Методика расчета потребностей в запасных частях …………….. 139
8.4. Методика расчета затрат и потребностей
В автошинах..................................................................................................... 142
8.4.1. Расчет норм эксплуатационного пробега шин
Автотранспортных средств............................................................................... 142
8.5.
8.9. Глав9. 9.1.
9.4.
Организационно-технические мероприятия по
Экономии топлива, смазочных материалов и других
Ресурсов................................................................................................. 146
8.5.1. Первичные ресурсы................................................................ 146
8.5.2. Второчные ресурсы.................................................................. 148
Методика разработки плана перевозок и провозных
Возможностей (мощности) предприятия.............................................. 149
Показатели производственной программы
По эксплуатации подвижного состава.................................................... 151
Технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава.................................................................................................................. 153
8.8.1. Пути повышения эффективности использования
Грузового автотранспорта...................................................................... 155
Провозные возможности и реальный спрос на рынке транспортных услуг.................................................................................................................. 158
Организация и планирование труда и заработной платы на предприятиях автомобильного транспорта. ………………………. 163
Состав и структура работников основной деятельности
автотранспортных предприятий. Планирование
Численности работников............................................................................ 163
Нормирование и организация труда на автомобильном транспорте. Основные направления организации труда.............................................................................................................. 165
9.2.1. Нормирование труда водителей..................................................169
Принципы и механизмы организации заработной платы……………….174
9.3.1. Тарифная система оплаты труда. Формы и системы оплаты труда………………………………………………………………………175
9.3.2. Основные элементы тарифной системы............................................182
9.4 Формы и системы оплаты труда на автомобильном транспорте.........................................................................................................................182
9.4.1 Основные элементы и принципы организации
Премирования................................................................................................184
Раздел
3.
Показатели деятельности предприятия автомобильного транспорта в условиях рыночной экономики ………………………………………………188
Глава 10. Издержки производства и себестоимость продукции (услуг) ........................................................................................................................188
10.1. Понятие издержек.....................................................................................188
10.2. Классификация затрат себестоимости...................................................189
10.2.1. Отраслевые особенности структуры себестоимости............191
286 Оглавление
10.3. Факторы и пути снижения себестоимости на автомобильном транспорте....................................................................................................................................193
Глава 11. Ценообразование в рыночной экономике. . …………………….193
11.1. Экономическое содержание, функции цен. ………………………….195
11.1.1. Виды цен, их структура........................................................................195
11.2. Тарифы на автомобильном транспорте, их характеристика , методика расчета.......................................................................................................200
11.3. Надбавки и скидки................................................................................206
11.4. Ценовая эластичность..........................................................................207
Глава 12. Прибыль и рентабельность.............................................................209
12.1. Прибыль предприятия.........................................................................209
12.1.1. Сущность прибыли, ее источники и виды ……………………………210
12.2. Рентабельность....................................................................................212
12.2.1. Пути повышения рентабельности. …………………………………….214
Раздел 4. Экономическая эффективность деятельности
автотранспортного предприятия. Внешнеэкономическая
деятельность......................... ………………………………………………..215
Глава 13. Показатели повышения экономической эффективности автотранспортного предприятия. ............................................................ 215
13.1. Экономическая эффективность деятельности предприятия...... 215
13.1.1. Показатели повышения экономической эффективности. Общая (абсолютная) и сравнительная экономическая эффективность.. 219
13.1.2. Классификация основных мероприятий по повышению технического и организационного уровней деятельности предприятия. …………………………………………………...... 221
13.2. Инновационная и инвестиционная политика..................................... 223
13.2.1. Выбор источника финансирования инвестиций и порядок расчета необходимых капитальных вложений...................................... 227
13.2.2. Расчет экономической эффективности капитальных вложений в реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий. ………………………………………………. 229
Глава 14. Внешнеэкономическая деятельность предприятий. …… . 233
14.1. Виды внешнеторговых операций: экспорт, импорт, реэкспорт... 237
14.2. Внешнеторговый контракт, его содержание. Базисные условия поставки и внешнеторговые цены...... ....……………………………………….243
14.2.1. Валютно-финансовые и платежные условия внешнеторговых контрактов......................................................................................................... 244
Оглавление 287
Раздел 5. Основы учета и анализа внутрихозяйственной деятельности предприятия............................................................................................................. 247
Глава 15. Основы учета внутрихозяйственной деятельности предприятия 247
15.1. Статистический учет................................................................................. 247
15.2. Предмет и метод бухгалтерского учета.................................................. 252
15.2.1. Цель бухгалтерского учета. ....................................................... 253
15.2.2. Основы организации бухгалтерского учета. . ……………….. 254
15.2.3. Содержание информации , формируемой в бухгалтерском учете............................................................................................................ 255
15.2.4. Требования к информации , формируемой в бухгалтерском учете........................................................................................................... 255
15.3. Бухгалтерский баланс. ........................................................................... 256
15.4. Учет основных фондов, средств и материальных ценностей........... 259
15.4.1. Учет уставного (складочного) капитала (фонда) ………….. 259
15.4.2. Учет наличия и движения основных средств. Документальное оформление движения основных средств................................... 260
15.5. Учет труда и его оплаты , затрат и доходов......................................... 262
15.6. Учет денежных средств......................................................................... 263
Глава 16. Основы анализа внутрихозяйственной деятельности предприятия..................................................................................................................................... 265
16.1. Анализ хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия - основа для планирования......................................................................... 265
16.1.1. Метод и основные приемы анализа........................................ 265
16.1.3. Анализ выполнения плана технического обслуживания и ремонта подвижного состава. ……………………………………………. 268
16.1.4. Анализ расхода материалов и запасных частей. …………... 271
16.1.5. Анализ обеспеченности предприятия ремонтными рабочими. 273
16.1.6. Анализ использования оборудования и производственных площадей участка, мастерской …………………………………….274
16.2. Составление плана организационно-технических мероприятий по результатам анализа..................................................................................... 275
Алфавитный указатель.................... 277
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный технический университет» И.Н. ЛАВРИКОВ, Н.В. ПЕНЬШИН ЭКОНОМИКА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА Утверждено Учёным советом университета в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальностям 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство» и 190702 «Организация и безопасность движения (автомобильный транспорт)» и специалистов автомобильного транспорта Тамбов Издательство ГОУ ВПО ТГТУ 2011 1 УДК 33:629.331 ББК У373.3я73-5 Л135 Р е ц е н з е н т ы: Доктор экономических наук, доктор технических наук, профессор ГОУ ВПО ТГТУ Б.И. Герасимов Доктор экономических наук, профессор МичГАУ В.А. Солопов Лавриков, И.Н. Л135 Экономика автомобильного транспорта: учебное пособие / И.Н. Лавриков, Н.В. Пеньшин; под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. И.А. Минакова. – Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, Тамбов. – 2011. – 116 с. – 100 экз. – ISBN 978-5-8265-1005-6. Рассмотрены предмет и задачи транспортной отрасли, понятие рынка транспортных услуг, организация производства автотранспорт- ных услуг, материально-техническое обеспечение, себестоимость и особенности ценообразования на автотранспортные услуги, система финансовых отношений, учёт и анализ деятельности, планирование, инвестиционная и инновационная деятельность на автомобильном транспорте. Приведены понятия основных фондов, оборотных средств, трудовых ресурсов, производительности труда. Предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство» и 190702 «Органи- зация и безопасность движения (автомобильный транспорт)» и спе- циалистов автомобильного транспорта. УДК 33:629.331 ББК У373.3я73-5 ISBN 978-5-8265-1005-6 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный технический университет» (ГОУ ВПО ТГТУ), 2011 2 ВВЕДЕНИЕ Транспортная отрасль в Российской Федерации представленашестью основными видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, морским, воздушным и трубопроводным. Однако основой транспортной системы в Российской Федерации является авто- мобильный транспорт. Он обеспечивает перевозку более 70% грузов и 50% пассажиров, участвует в решении транспортных задач во всех отрас- лях народного хозяйства страны. Автомобильный транспорт является свя- зующим звеном и тесно взаимодействует с другими видами транспорта, а на коротких расстояниях фактически обладает монопольным правом по перевозкам грузов и пассажиров. В современных условиях рыночной экономики одним из важнейших факторов оптимального функционирования автомобильного транспорта является обеспечение эффективности финансово-экономического управ- ления. Для этого необходимо знать экономические основы деятельности автотранспортной отрасли, уметь использовать и анализировать финансо- во-экономические показатели, результаты анализа финансово-хозяй- ственной деятельности автотранспорта применять на практике. В настоящем учебном пособии достаточно подробно рассмотрены основные финансово-экономические показатели автомобильного транс- порта, приведены термины и понятия по следующим направлениям: − организация производства автотранспортных услуг; − материально-техническое обеспечение на автотранспорте; − основные фонды; − оборотные средства; − трудовые ресурсы; − производительность труда; − оплата труда; − себестоимость услуг; − особенности ценообразования на автотранспортные услуги; − финансовые ресурсы; − учёт и анализ деятельности на автомобильном транспорте; − планирование; − инвестиционная и инновационная деятельность. Информация о финансово-экономической деятельности необходима для принятия эффективных управленческих решений. Анализ финансово- хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия позволяет правильно определить и использовать резервы повышения эффективности деятельности субъекта хозяйствования в конкурентной среде на основе использования инновационных достижений и передового опыта. 3 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИКИ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ 1.1. ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ЭКОНОМИКИ ТРАНСПОРТА Транспорт представляет собой комплекс технических средств для транспортирования (перемещения) грузов и пассажиров. Транспорт в структуре экономики страны – это отрасль, обеспечи- вающая нормальное функционирование и развитие других отраслей, ос- нова их взаимосвязей, взаимодействия и комплексного развития. В транспортную отрасль входят: автомобильный; железнодорожный; морской; внутренний водный; воздушный; трубопроводный виды транс- порта. Экономика транспорта является одним из важнейших разделов эко- номической теории, прикладной экономической наукой, изучающей при- роду и особенности транспорта, специфический характер закономерно- стей, форм проявления экономических законов и развития транспорта как отрасли материального производства. Автомобильный транспорт в качестве элемента транспортной систе- мы обеспечивает в большой степени современную мобильность, гибкость, скорость реакции транспортной системы на внешние воздействия и на регулирование государства; связываетв экономике страны подотрасли транспортной отрасли с отраслями, производящими товары, сырьё, про- дукцию. Автомобильный транспорт в Российской Федерации является осно- вой транспортной системы вместе с другими видами транспорта (желез- нодорожным, водным, воздушным, трубопроводным). Более того, занима- ет лидирующие позиции по перевозкам грузов (74…83%) и пассажиров (51…56%), участвует в решении транспортных задач во всех отраслях народного хозяйства страны. Предметом экономики автомобильного транспорта являются эко- номические отношения, законы и закономерности функционирования и развития производства автотранспортных услуг. Экономика автомобиль- ного транспорта рассматривает взаимосвязь технических, эксплуатацион- ных и экономических показателей работы автотранспорта с исторически- ми и технологическими условиями и факторами, влияющими на эффек- тивность использования материально-технической базы, основных средств, капитальных вложений, инвестиций . 4 1.2. ЗАДАЧИ ЭКОНОМИКИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА Основными задачами экономики автомобильного транспорта яв- ляются: − изучение комплексного развития территорий, отраслевых произ- водств, других сфер общественной жизни (культуры, образования и др.); − изучение взаимовлияния развития транспорта и развития городов и других муниципальных образований; − изучение форм и методов организации транспортных систем, обеспечивающих транспортную доступность территорий и транспортную обеспеченность населения их территорий; − исследование и распространение методов, способствующих эко- номическому развитию страны; интеграции России в мировую транспорт- ную систему и экономику; − использование экономических и технологических методов орга- низации производства автотранспортных услуг для улучшения обслужи- вания населения при условии снижения транспортных затрат в цене гото- вой продукции; − выбор и реализация методов экономии ресурсов при экономиче- ски эффективной доставке грузов и пассажиров; − определение и использование наиболее эффективных методов влияния на структуру капитальных вложений и инвестиции в автомо- бильную отрасль для формирования её современной материально- технической базы. 1.3. РОЛЬ И ОСОБЕННОСТИ ТРАНСПОРТА КАК ОТРАСЛИ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА Транспорт в геополитике используется в качестве инструмента структурирования мирового экономического пространства. Транспорт России занимает особое место в мировой транспортной системе не только в силу выгодного территориального местоположения, но и в силу ста- бильно функционирующей, сбалансированной, динамично развивающей- ся и готовой к интеграции, транспортной системы. Транспортная отрасль имеет значительные отличия от других отрас- лей материального производства. Их несколько, приведём часть из них. 1. Труд работников транспортных предприятий является производи- тельным, при этом его результаты не воплощены в вещественной форме, как в случае производства материальных товаров. Продуктом труда на транспорте является транспортная услуга. Полезный эффект от услуги и есть потребительская стоимость транспортной продукции. Стоимость трудаработников транспорта существенно изменяет стоимость переме- щаемых грузов, поэтому снижение величины транспортных затрат в цене готовой продукции – одна из главных задач экономики транспорта. 5 2. Транспортная услуга может рассматриваться как существенно от- личающаяся от других видов продукции. 3. При производстве транспортных услуг не используется сырьё а в затратах – велика доля заработной платы. Доля материальных ресурсов на транспорте составляет 15…20%, в промышленности – 40…80%; доля за- работной платы на транспорте – 30…45%, в промышленности – 10…15%. 4. Производство транспортных услуг сильно зависит от внешней среды: реальных условий эксплуатации транспорта; дорожной ситуации; климата; географии маршрута и т.д. 5. Ущерб окружающей среде от транспорта в несколько раз выше (особенно автомобильного), чем в других отраслях материального произ- водства. 6. Вероятность получения травм на транспорте также выше, чем в других отраслях материального производства. Контрольные вопросы 1. Что собой представляет транспорт? 2. Какие виды транспорта составляют транспортную отрасль? 3. Что является предметом экономики автомобильного транспорта? 4. Назовите основные задачи экономики автомобильного транспорта. 5. Какие отличия имеет транспортная отрасль от других отраслей материального производства? 6 2. РЫНОК ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ 2.1. РЫНОК ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ КАК СИСТЕМА Современная экономика всех развитых государств носит рыночный характер, это объясняется тем, что рыночная экономика оказалась наибо- лее эффективной и гибкой для решения основных экономических про- блем. Рынок – это механизм взаимодействия покупателей, основанный на действии рыночных законов и принципов. Рыночные отношения – это отношения, возникающие между покупателями и продавцами в процессе совершения рыночных операций. Появление рынка является закономерным историческим процессом, так как для этого были созданы все предпосылки, среди них: − разделение труда; − обособленность производителей; − независимое от других ведение своей деятельности; − свобода предпринимательства. Рыночная экономика не требует постановки целей и задач. Субъект рынка, решая свои корыстные экономические задачи, в конечном счёте, действует в интересах всего общества. В своих действиях они направля- ются «невидимой рукой» (А. Смит) рынка, которая сводит эти эгоистиче- ские цели воедино. «Невидимая рука» – это действие объективных ры- ночных законов. Основные признаки рынка транспортных услуг в качестве эко- номической системы: 1. Система рынка состоит из элементов: производителей транспорт- ных услуг, клиентов, поставщиков, посредников, государства (регулиро- вание рынка) и др. 2. Элементы системы рынка взаимосвязаны и взаимозависимы, сложившаяся система связей находится в постоянном динамичном дви- жении. Основные группы связей: материальные (поставки материальных ресурсов и техники); финансовые (операции с денежными ресурсами); коммерческие (продажа услуг); информационные (передача сведений, обмен данными). 3. Система рынка имеет сложную структуру – участники рынка ка- чественно разнообразны. 4. Система рынка проявляет основные свойства систем: прямой и обратной связи, стабильности, адаптации, самоорганизации, иерархично- сти, разнообразия, нестационарности. В целом рынок транспортных услуг определяют как систему со встроенным организационным механизмом управления транспортной от- 7 раслью, посредством которого формируются отношения обмена между покупателями (клиентами) и продавцами (производителями и посредни- ками в продаже) транспортных услуг. Удовлетворение потребностей го- сударства и общества в предоставляемых услугах регулируется посредст- вом экономических инструментов. Основная задача рынка транспортных услуг – распределение огра- ниченных ресурсов отрасли и производимых услуг с наибольшей эконо- мической эффективностью. 2.2. СТРУКТУРА РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ Структура рынка транспортных услуг представляет собой совокуп- ность устойчивых связей между элементами, обеспечивающих целост- ность рынка под воздействием внешних и внутренних факторов. В струк- туре рынка транспортных услуг взаимодействует множество подсистем: отраслевая, рыночная, организационная, ассортиментная, производствен- но-технологическая, территориальная, институциональная, социальная и другие структуры. Отраслевая структура рынка отражает комплекс видов транспорта, взаимодействующих в экономике региона, страны. В региональной отрас- левой структуре рынка выделяют автомобильный, железнодорожный, морской, внутренний водный, авиационный, трубопроводный виды транспорта. По специализации выделяют – грузовой и пассажирский транспорт; по виду сообщения – транспорт, работающий в международ- ном, междугородном, пригородном, городском сообщении; по принад- лежности – ведомственный и общего пользования, коммерческий и госу- дарственный. Рыночная структура отражает конъюнктуру рынка – взаимоотно- шение элементов рынка – производителей транспортных услуг (подразде- ляются по масштабу производства, качеству обслуживания, уровню цен, доле рынка и т.д.) и клиентов (индивидуальные клиенты и предприятия). Организационная структура отражает уровень управляемости и ие- рархию взаимоотношений участников рынка, в том числе государствен- ное регулирование рынка транспортных услуг. Ассортиментная структура рынка отражает потребности и ожида- ние клиентуры. Выделяют основные услуги – перевозка грузов и пасса- жиров и дополнительные – услуги, сопровождающие и обеспечивающие перевозки. Для исследования рынка транспортных услуг применяют структур- ный анализ, состоящий из следующих этапов: 1. Оценка статистического потенциала рынка – характеристика чис- ла и структуры клиентов, объёмов спроса, существенных факторов спро- са, определение отраслевой и рыночной структур рынка. 8 2. Основа анализа динамического потенциала рынка – определение числа и структуры продавцов и производителей транспортных услуг с выделением групп посредников, их характеристика, выяснение вида зави- симости устанавливаемого уровня взаимоотношений от нормы прибыли на рынке и количества клиентов. 3. Об общем уровне экономической активности крупных транспорт- ных предприятий можно судить по степени концентрации продавцов транспортных услуг, определять которую следует через насыщенность рынка производителями и их мощность, возможность аккумулировать все виды ресурсов. 4. Общая активность и влияние конкуренции на конъюнктуру опре- деляется количеством лидеров на рынке. Как правило – это признак нали- чия олигополии или монополии. 5. Уровень дифференциации услуг как показатель степени конку- ренции дополняет количественные оценки структуры продавцов транс- портных услуг. 6. Уровни вертикальной (государственные предприятия, отраслевые координационные структуры) и горизонтальной (отраслевое единство участников рынка) интеграции. 7. Финансовая (унификация налоговых систем, бюджетной класси- фикации и др.) и экономическая (проведение согласованной федеральной и региональной транспортной политики) интеграция. 8. Диверсификация – распределение риска возможных потерь. Эко- номическая диверсификация – распространение активности крупных про- изводителей услуг и видов транспорта за рамки основной деятельности (строительство домов, банковские услуги и др.). Диверсификация транс- портных услуг повышает эффективность функционирования рынка. 2.3. АНАЛИЗ, ПЛАНИРОВАНИЕ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ С увеличением подвижности и сложности среды рынка транспорт- ных услуг возрастает роль анализа, планирования и прогнозирования как инструментов, обеспечивающих стабильность процессов развития каждо- го из участников и рынка в целом. Анализ рыночной ситуации позволяет оценить адекватность дейст- вий участников рынка, формирует базу для принятия решения на буду- щее. Прогнозированием изменения макроэкономических показателей рынка (всей экономики и отдельных отраслей) занимаются в основном государственных структуры. Планирование более важно для транспортных предприятий и пред- ставляет собой функцию управления предприятием, в наибольшей степе- ни способствует установлению максимально возможной планомерности и 9 пропорциональности, социально-экономического развития предприятий и отрасли в целом. В транспортных предприятиях существуют следующие виды плани- рования: 1. По охвату будущего периода (горизонту планирования): − краткосрочное (текущее, оперативное) планирование обеспечи- вает ритмичность организации производства при выполнении заказов клиентов (до 1 года); − среднесрочное планирование – на срок от 1 года до 5 лет; − долгосрочное планирование – на срок более 5 лет. 2. По характеру: − целевое планирование определяет развитие транспортного пред- приятия в соответствии с поставленной целью и не связано с конкретны- ми временными рамками (реконструкция, модернизация предприятия); − программное планирование – это поэтапная программа действий предприятия с определённой последовательностью выполнения меро- приятий в определённом временном периоде и решением комплекса про- блем (комплексная программа); − стратегическое планирование обеспечивает достижение постав- ленной цели (долгосрочной) определёнными способами. В настоящее время используются следующие методы анализа, пла- нирования и прогнозирования: Экономико-статистические – дисперсный факторный анализ, рег- рессионный; корреляционный; теория распознавания образов; экспертных оценок (на основе математической статистики). Моделирование экономических процессов – построение экономи- ко-математических моделей и алгоритмов процессов и явлений; проведе- ние расчётов по ним с целью получения новой информации о моделируе- мом объекте (моделирование производственных функций, экономическо- го роста). Исследование операций – группа методов, позволяющих выполнять анализ целенаправленных действий и количественное обоснование реше- ний (линейное, дискретное, динамическое, стохастическое программиро- вание; теория игр; теория управления запасами; теория расписаний; сете- вое планирование). Экономическая кибернетика – исследование и совершенствование экономических систем на основе общей теории кибернетики с помощью экономической теории, теории систем, теории управления, теории ин- формации (разделы ЭК – теория экономических систем; теория экономи- ческой информации; теория систем управления в экономике). На практике все методы применяют в комплексе, представляющем собой оптимальное сочетание нескольких методов, соответствующих це- лям и задачам исследования. 10
В учебнике рассмотрены основные разделы программы учебного курса «Экономика отрасли (автомобильный транспорт)»: отрасль и рыночная экономика; особенности и перспективы развития отрасли; экономические показатели развития отрасли; автотранспортное предприятие (АТП и другие) как хозяйствующий субъект; формы предприятий, их производственная и организационная структура; типы производства, их характеристика; основные производственные и технологические процессы; инфраструктура организации; основные и оборотные средства; нормирование и оплата труда; издержки производства и себестоимость продукции, услуг; ценообразование; оценка эффективности деятельности; инновационная и инвестиционная политика; внешнеэкономическая деятельность; бизнес-план; методика расчета основных технико-экономических показателей деятельности предприятий автомобильного транспорта.
Предназначен для студентов и преподавателей средних специальных учебных заведений
Содержание
Предисловие
Грузовые автомобильные перевозки
Основные понятия о транспорте и транспортном процессе
Значение и роль автотранспорта
Структура управления перевозками
Функции и задачи основных служб АТП
Принципы работы автомобильного транспорта в рыночных условиях
Классификация автоперевозок
Лицензирование
Подвижной состав автомобильного транспорта
Классификация автомобильного транспорта
Классификации подвижного состава
Условия эксплуатации подвижного состава
Основные эксплуатационные качества подвижного состава
Выбор подвижного состава для конкретных условий эксплуатации
Грузы и грузопотоки
Классификация грузов по отдельным признакам
Тара, ее назначение и характеристика
Объем перевозок грузов, грузооборот, грузопотоки
Технико-экономические показатели работы подвижного состава при перевозках грузов
Транспортный процесс перевозки грузов и его составные элементы
Грузоподъемность подвижного состава
Автомобильный парк подвижного состава
Пробег подвижного состава, виды пробегов
Способы повышения использования грузоподъемности подвижного состава
Влияние транспортно-эксплуатационных показателей на производительность(графическая зависимость)
Организация перевозок грузов
Маршрутизация грузовых перевозок
Устав автомобильного транспорта
Документация при перевозке грузов
Договор на перевозку грузов, его содержание и значение
Договор транспортной экспедиции
Разовый заказ
Централизованные перевозки грузов
Организация перевозов грузов в междугородном и международном сообщении
Организация перевозок грузов в международном сообщении
Системы организации движения подвижного состава
Контейнерные и пакетные перевозки грузов
Тарифы на перевозку грузов, их виды и правила применения
Организация погрузочно-разгрузочных работ на автотранспорте
Составные элементы времени на погрузочно-разгрузочные работы
Способы выполнения погрузочно-разгрузочных работ
Погрузочно-разгрузочные пункты, их характеристика и оборудование
Погрузочно-разгрузочные средства
Машины и механизмы для погрузки и выгрузки
Автопоезда с устройствами для самопогрузки
Технология перевозок основных видов грузов
Перевозка строительных грузов
Перевозка грузов горнодобывающей промышленности
Перевозка длинномерных грузов
Перевозки промышленных грузов
Перевозка продовольственных грузов
Перевозка хлебобулочных изделий, муки и сыпучих продуктов
Перевозка скоропортящихся продуктов
Организация работы подвижного состава в период уборки урожая
Перевозки опасных грузов
Перевозка грузов большой массы и негабаритных грузов
Перевозка баллонов с техническими газами
Перевозка жидкого топлива и нефтепродуктов
Пассажирские автомобильные перевозки
Организация перевозок пассажиров
Общие сведения
Перевозки пассажиров автобусами и автомобилями-такси
Пассажиропотоки
Таксомоторные перевозки
Транспортная сеть и автобусная маршрутная система
Виды автобусных перевозок
Расчет таксомоторных перевозок
Тарифные системы на автобусном транспорте
Технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава на перевозках пассажиров
Основные понятия
Автобусный парк и его использование
Использование вместимости автобуса и автомобиля-такси
Производительность рабочего парка автобусов
Оперативное управление перевозками грузов и пассажиров автотранспортом
Общие положения
Структура службы эксплуатации грузового автотранспортного предприятия, ее задачи
Сущность и функции диспетчерского руководства работой подвижного состава
Технические средства связи
Оперативный контроль за работой автобусов и автомобилей-такси на линии и диспетчерское управление их движением
Список литературы
Приложение Перечень нормативных актов, регламентирующих автоперевозки
Приложение Формы, журнал регистрации и порядок ведения путевых листов
Приложение Порядок ведения путевых листов при осуществлении перевозочной деятельности индивидуальными предпринимателями
Приложение Конвенции и соглашения, определяющие условия выполнения международных автомобильных перевозок
Скачать файл
- 1.27 МБ
- добавлен 04.12.2011
рефераты
2010. 16 слайдов.
Дисциплины - Экономическая география. Региональная экономика.
Задача транспорта, его значение.
Транспортная система.
Виды транспорта, их характеристика:
Железнодорожный транспорт.
Автомобильный транспорт.
Авиационный.
Морской транспорт.
Речной транспорт.
Тру...
- 15.02 МБ
- добавлен 17.12.2010
Минск: УП «Технопринт», 2005. – 140 с.
Данное учебное пособие подготовлено в соответствии с программой курса "Экономика автомобильного транспорта" для студентов специальности F 27 01 01-02 "Экономика и организация производства (Автомобильный транспорт). Пособие также будет полезно для студентов технических специальностей авт...
- 5.72 МБ
- добавлен 30.08.2011
М.: ИД «ФОРУМ»; ИНФРА-М, 2011, 288с.
В учебнике рассмотрены основные разделы программы учебного курса «Экономика отрасли (автомобильный транспорт)»: отрасль и рыночная экономика; особенности и перспективы развития отрасли; экономические показатели развития отрасли; автотранспортное предприятие (АТП и другие) как хозяйст...
- 39.16 КБ
- добавлен 15.10.2009
Автореферат диссертации на соискание степени кандидата экономических наук. Специальность 08.00.05 –«Экономика и управление народным хозяйством. Область исследования: Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями и комплексами (транспорт)». Работа выполнена на кафедре «Экономика автомобильного транспорта» Московско...
- 9.44 МБ
- добавлен 28.08.2010
Учеб. пособие. - М.: Высшая школа, 2005. - 222 c.
Учебное пособие соответствует государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования для подготовки специалистов в сфере управления автомобильным транспортом. Анализируется экономическая деятельность автотранспортных предприятий и станций техническо...
- 57.5 КБ
- добавлен 12.01.2012
шпаргалки
СамГУПС, 2011.
Содержит тестовые вопросы и правильные ответы на них.
Транспорт как отрасль национальной экономики. Значение и особенности транспорта как базы материальной инфраструктуры народного хозяйства. Понятие отрасли. Структура отрасли.
Понятие и сущность качества. Качество транспортного обслуживания. Кач...
- 5.8 МБ
- добавлен 25.06.2010
В лекционном материале по ПМ.02. Основы экономики отрасли (автотранспорт)» освещены основные понятия и вопросы первого раздела учебной программы: отрасль и рыночная экономика; особенности и перспективы развития отрасли; экономические показатели развития отрасли; автотранспортное предприятие (АТП и другие) как хозяйствующий субъект; формы предприятий, их производственная и организационная структура; типы производства, их характеристика; основные производственные и технологические процессы; инфраструктура организации; основные и оборотные средства и др.
Материал составлен в полном соответствии с требованиями действующего ФГОС по специальности 190631.
Для студентов и преподавателей техникумов, колледжей, руководителей и специалистов предприятий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная работа студентов СДО-13 специальности 44.02.04 «Специальное дошкольное образование» (очная форма обучения) По ПМ.02, МДК 02.05. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом.
Методические указания по выполнению курсовой работы по ПМ. 02 Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров МДК. 02.01. Оценка качества товаров и основы экспертизы
Предлагаемая разработка содержит основные положения, рекомендуемые темы, порядок оформления и защиты курсовой работы по ПМ. 02 Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров МДК. 02.01....
Экзаменационный билет по ПМ.02 «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации» по специ...
АПИМ по ПМ.02. МДК 02.01.Основы управления в Правоохранительных органах
Целью изучения дисциплины «Основы управления в правоохранительных органах» является получение обучающимися качественных теоретических знаний, развитие и закрепление практических умений и навыков, необ...
Методические рекомендации обучающимся по выполнению самостоятельных работ по ПМ.02.Организация деятельности коллектива исполнителей. МДК.02.01.Управлениеколлективом исполнителей для специальности 190631
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА по ПМ. 02.Осуществление мероприятий по реализации принятых проектных решений. МДК. 02.01. Основы строительного производства. Тема 1.1. Технология и организация строительного производства. «Проектирование стройгенпланов»
Основанием для разработки стройгенплана служит генеральный план (генплан) строящегося здания, сооружения или комплекса. Различают общеплощадочный стройгенплан, охватывающий территорию всей строительно...