Нателла Тоидзе и Вадим Абдрашитов: «Мы в творчестве выходим из себя. И это называется душою. Продление выставки «Нателла Тоидзе. Скульптура цвета

РИА «7 новостей» продолжает знакомить своих читателей с интересными людьми. В четверг, 1 февраля, героями проекта «В гостях у 7инфо» стали народный артист России, кинорежиссёр Вадим Абдрашитов и его супруга, заслуженный художник России, член Российской академии художеств Нателла Тоидзе. Выставка её картин 1 февраля.

Эпиграфом к нашей встрече можно взять строки Микеланджело Буанарроти, очень точно характеризующие эту удивительно искреннюю, творческую семейную пару:

…Когда я созидаю на века,

Подняв рукой камнедробильный молот,

То молот об одном лишь счастье молит,

Чтобы моя не дрогнула рука.

Так молот Господа наверняка

Мир создавал при взмахе гневных молний.

В гармонию им хаос перемолот.

Он праотец земного молотка.

Чем выше поднят молот в небеса,

Тем глубже он врубается в земное,

Становится скульптурой и дворцом.

Мы в творчестве выходим из себя.

И это называется душою.

Я – молот, направляемый творцом.

– Нателла Георгиевна, в одном из интервью вы говорили, что к работе всегда подходите в высоком состоянии духа. Вы не можете просто, без подготовки, начать работать? Должно быть солнце внутри?

– Безусловно, должно быть, как минимум хорошее настроение, чтобы начать работу с положительной эмоцией. И, кроме того, надо быть физически сильной, потому что я работаю с картинами размером до 2 метров. Нужно быть в тонусе, чтобы взять достаточно большую кисть и писать в течение целого дня, подходя, отходя. Перед картинами такого размера невозможно работать сидя, их надо видеть издали. Поэтому нужно быть в хорошей физической форме.

– Художник – человек, очень тонко и остро чувствующий. Когда вы выходите на улицу, вы же не можете не видеть страдания людей: бомжи замерзают в метро, дети в инвалидных колясках едут на встречу. Эта тяжесть действительности входит в вас? Как вы приходите к «нас возвышающему обману»?

– Я подхожу к этому с другой стороны. Я хочу поднять настроение и бомжам, и детям, у которых есть проблемы, и людям в плохом настроении. Чтобы у всех, кто увидит мои картины, поднялось настроение.

– Вы ищете это настроение в себе?

– Безусловно. Как я себе это всё представлю, как решу, какую поставлю перед собой задачу и каким образом я буду её выполнять – это всё я должна решать самостоятельно.

– И вас в этот момент ничто не может смутить?

– Не может. Иначе рухнет тот мир, который я выстроила для работы.

– А если вы пишете в плохом настроении, картины всё равно получаются солнечными и позитивными? Или в таком настроении лучше не приступать к работе?

– Поскольку для меня работа – радость, если я начинаю писать в плохом настроении, оно становится лучше. Работа исцеляет.

– Вадим Юсупович, вы учились у Михаила Ромма…

– Да, это была последняя мастерская, которую он набрал во ВГИКе в 1970-м году. Через полтора года его не стало. Но эти полтора года мы общались с ним достаточно плотно. В этот момент он делал картину под названием «Мир сегодня». Этот фильм, следующий после «Обыкновенного фашизма», такой же по жанру – художественно-документальный. Огромная эпическая работа, которую он снимал с оператором Германом Лавровым по всему миру, собирал хронику. Работал в архивах. Это должен был быть поразительный фильм. Я видел первую складку фильма, и это было одним из сильнейших впечатлений в моей жизни. Но такого фильма не существует. Ромма не стало. В результате одну серию доделал Элем Климов, вторую – Марлен Хуциев. Фильм стал называться «И всё-таки я верю». Замечательные режиссёры, замечательная картина сама по себе. Но к первоначальной идее Ромма это не имеет никакого отношения.

Михаил Ромм – выдающийся отечественный режиссёр, человек уникальной творческой биографии, биологическая загадка. Человек, снимавший фильмы на потребу Сталина и власти, вдруг к 60 годам написал: «Клянусь снимать только то, что я хорошо знаю». И после этого он снял «Девять дней одного года», «Обыкновенный фашизм» и работал над картиной «Мир сегодня». Когда появился фильм «Девять дней одного года», оказалось, что в кинематограф вошёл молодой, мощный, мускулистый режиссёр, никакого отношения не имеющий к тому Рому, который снял фильм «Ленин в октябре». Как это объяснить? Для меня это биологическая загадка, которая объясняется только размером таланта.

– Давайте напомним, кто ещё закончил студию Михаила Ромма.

– Вся режиссура моего поколения и старше – это всё Ромм. Климов, Хуциев, Шепитько учились не у него. А все остальные – Шукшин, Кончаловский, Соловьев, Михалков, Тарковский – это всё Михаил Ромм, большой мудрый педагог, замечательно набиравший мастерские.

– Вадим Юсупович, вы сами уже 30 лет преподаёте во ВГИКе. Кем из своих учеников вы могли бы похвалиться сегодня?

– Зрители знают Петра Буслова с фильмами «Бумер», «Высоцкий. Спасибо, что живой», Алексея Мизгирёва (фильм «Дуэлянт», сериал «Кулагин и партнёры»). Замечательная перспективная Гала Суханова, она ещё ничего большого не сняла, но её диплом «Проверка» – это замечательный отечественный фильм высочайшего уровня, Анашкин Егор – ушёл на телевидение, снимает сериалы («Каменская -6», «Идеальный брак», «Жизнь взаймы», «Деньги»).

– Нателла Георгиевна, нас смотрят и читают разные люди. Не каждый второй у нас искусствоведчески подкован. Расскажите, к какому направлению, течению живописи можно отнести ваше творчество?

– Мне очень трудно себя куда-то отнести. Художник работает, делает то, что ему интересно, что ему нравится, то, что он считает необходимым. А относить к направлениям – удел искусствоведов.

– А работы, которые увидят рязанцы в нашем художественном музее, объединены какой-то общей тематикой, идеей, временным промежутком?

– В основном это работы последнего времени. Общей темой они не объединены. Я сделала это специально, мне хотелось, чтобы выставка была более разнообразной. Здесь представлены и пейзажи, которые я всегда пишу с натуры – и в мороз, и в жару, и ненастную погоду. Никогда не напишешь пейзажа в мастерской, при постановочном свете. Когда над тобой небо, солнце, движение самой природы – это абсолютно другая история. И эта история мне интересна. Я хочу передать не только природу, но и состояние, которое ей в этот момент присуще. А это можно сделать только с натуры.

– Какова география этой выставки? Куда выезжаете за “натурой”?

– Выезжаю в Подмосковье, езжу по России. В сентябре приезжала и на вашу землю. И отъехав буквально 100 км от Рязани, я нашла те места, которые давно искала. Они близки мне и по живописи, и по характеру. Безусловно, я сюда вернусь и сделаю серию работ. И в этой экспозиции тоже есть одна работа, написанная под Рязанью, в деревне Летники.

Рязань – сама по себе место намоленное. Намолено оно, безусловно, поэзией Есенина. Каждый, кто читал его стихи, уже полюбил Рязань, независимо оттого, был ты здесь или нет. Так что я уже с юности влюблена в Рязань. Поэтому, отправляясь сюда, я, не задумываясь, взяла с собой холст. Но я и подумать не могла, что найду здесь то, что давно искала и то, что понадобится мне в будущем. Поэтому я к вам ещё приеду.

– Приятно, что Рязань остаётся источником вдохновения для творческих людей по всей России. Вадим Юсупович, в своих интервью вы говорили, что на первый курс приходят студенты, не знающие истории, литературы, путающие даты Великой Отечественной войны. А могли бы составить такой «джентельменский набор», пять – десять имён в области литературы, искусства, не зная которых, невозможно считать себя культурным образованным человеком?

– Весь этот так называемый набор формулировался десятилетиями. Он сформировался ещё в дореволюционной системе образования, в советское время эта система была скопирована и развита. И результаты этой системы были совсем не плохие. Вот там – в системе среднего школьного образования – и есть весь необходимый минимум знаний. Вопрос в том, как эти знания донести до ребёнка.

Сегодня есть большая проблема со средним образованием. И я не то что переживаю поэтому поводу, я удивляюсь пассивности современного общества, незаинтересованности родителей. Им бы давно бить тревогу.

Ещё одна проблема – платное второе высшее образование. Это отсекает огромный пласт молодых людей, которые уже получили высшее образование, но почувствовали, что их потянуло, например, в творчество. Но попробовать себя они не могут, потому что у многих уже семья, дети, а второе образование платное. А ведь режиссура, например, – это смыслообразующая специальность. Режиссёр будет рассказывать людям про жизнь. А приходят совсем молодые ребята, у которых глаза горят то ли от таланта, то ли от молодости. Они не знают жизни, опыта нет, начитанности нет, а потом они начинают писать книги, снимать фильмы. А в то время, когда я поступал во ВГИК, у нас было только два вчерашних школьниках, остальные – взрослые люди.

Огромную роль играет и телевидение. Сегодня на экранах всё больше передач, которые мне неудобно смотреть не только в присутствии внуков, но и детей. Поразительно, что это не частные каналы, а федеральные, существующие на наши с вами деньги. Это процесс печального свойства.

– Тогда давайте о хорошем поговорим. Нателла Георгиевна уже произнесла имя Есенина. Кем ещё вдохновлялась и вдохновляется Нателла Тоидзе?

– За долгие годы были и есть разные имена в поэзии, литературе, музыке. Но главное – нужно работать. Как балерина каждое утро встаёт и делает классы, так и художник должен каждый день держать в руках кисть или карандаш. Только работа даёт необходимую базу, только так можно стать настоящим художником. А если молодой человек просто ждёт вдохновения и ничего не делает, то это мало к чему приведёт.

– Поразительно, как в этом смысле по-разному ведут себя девочки и мальчики-студенты. Девочки, как правило, пашут, а мальчики всё больше ждут вдохновения. У меня был один первокурсник, который всерьёз говорил: «У меня творческий кризис».

– А это исправимо? Или уже на первом курсе видно, кто чего стоит?

– В нашем деле даже к концу первого курса трудно сделать какой-то вывод. Бывает, на первом курсе студент делает первую работу, она становится известной на вгиковском фестивале, поехала за рубеж, он становится звездой ВГИКа, но больше ничего не может сделать. А бывает наоборот – еле тянет на троечку, а потом выстреливает с дипломной работой. Это тайна творчества. Единственный критерий – это желание работать. Если человек не работает – надо с ним прощаться.

– Как вам кажется, какие-то хорошие перспективы у русского кино есть?

– У русской культуры такой мощный запас литературы, что, я надеюсь, всё это просто не может зарасти и превратиться в целину. Будем жить надеждой и работать.

– В Рязани уже несколько лет существует проект «Океан Солярис – Острова памяти», в рамках которого мы уже провели две встречи, посвящённые великим режиссёрам. Одна из них была посвящена Бергману, а другая Феллини. А о ком из советских режиссёров вы бы посоветовали рассказать молодёжи?

– Обязательно нужно рассказывать о советских режиссёрах. Потому что даже та молодёжь, которая поступает во ВГИК, не знает отечественного кино. И когда в рамках курса «История советского кино» они видят некоторые фильмы, они приходят в изумление: «Какой фильм! Почему мы его раньше не видели?»

Вы делаете благороднейшее дело, рассказывая о Бергмане молодым людям. Но и отечественное кино нельзя забывать. Мне кажется, что и отклик на него будет полнокровнее. Обязательно нужно говорить о Тарковском, о первых его работах «Иваново детство» и «Андрей Рублёв», о Льве Кулиджанове и его фильме «Когда деревья были большими» с великими работами Юрия Никулина и Инны Гулая, его фильме «Отчий дом» с Мордюковой и Марченко, выдающемся фильме «Дом, в котором я живу», который многие молодые люди не видели, о Марлене Хуциеве, на примере творений которого можно говорить о киноискусстве. Бергман – выдающийся режиссёр, но для того, чтобы понять это, нужно много смотреть, в том числе и отечественного кино.

Мода меняется, но, если произведение искусства настоящее, – оно всегда будет интересно. Мода другая, проблемы другие, социум другой, но человек остаётся человеком. И температура 36 и 6 остаётся нормальной и в наше время, и во времена «Весны на Заречной улице», и сто лет назад. В этом и есть константа искусства!

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В Новом Манеже проходит выставка Нателлы Тоидзе «Скульптура цвета», и даже в самый разгар рабочей недели в залах необычно много посетителей - спорящих возле картин и молча рассматривающих огромные пейзажи, живые и действительно будто вылепленные. Выставку продлили еще на полмесяца - до 16 апреля.

Нателла Георгиевна, это правда, что вы всегда пишете пейзажи только на природе? На выставке много фотографий, где вы работаете на натуре: в лесу, в деревне, в поле.

Да, работаю на натуре в любое время года.

Мне важно видеть, слышать, ощущать всё вокруг холста: шорох листвы, игру света и теней, щебетанье птиц, движение воздуха. Надеюсь, это тоже входит в содержание картины и определяет её атмосферу. А это главное для меня.

Да, сюжетика у вас практически отсутствует…

— Сюжет придумать несложно, но не думаю, что это относится к живописным решениям. Настоящая музыка волнует и без слов, не так как в песне. Часто слышим песню, где музыки практически нет, а слова должны слушателя взволновать. Мне интересно передать состояние окружающего меня мира чисто живописными средствами — сочетанием цветовых пятен, их расположением, ритмом, композицией… А натура как раз и даёт богатство состояний.

В экспозиции много зимних пейзажей.

— Пишу часто зимой, пока не замёрзнут краски. Люблю писать снег, он всегда разный, и каждый раз для меня ставит новую живописную задачу.

— Искусствоведы пишут о внутреннем драматизме ваших картин.

— Я думаю, это связано с противоречивостью задачи — передать движение жизни, динамику материи в статике изображения. И мне это очень интересно, я пытаюсь передать опять-таки чисто живописными средствами некий процесс, какое-то движение в природе, изменение её состояния. Наверное, и работы поэтому так называются: «Перед снегом», «Оттепель», «После дождя», «Лето кончилось».

— А в мастерской не завершаете работу?

— Нет, никогда. Вся работа должна быть закончена на натуре. В мастерской другой свет, другое окружение, значит, другое состояние. И, как в музыке, одна фальшивая нота может испортить всё музыкальное произведение, в живописи один неверный мазок разрушит всё живописное состояние картины. Поэтому, наоборот, если я обнаруживаю какую-то неточность — возвращаю холст на натуру. Иногда из-за одного мазка, одного цветового штриха.

— С этим внутренним камертоном художник рождается или этому учатся?

— У всех, наверное, по-разному. Я с детства жила среди книг по искусству. Еще читать не умела, но бесконечно их листала, рассматривала. Мой отец, Георгий Тоидзе, был замечательным скульптором и графиком, он поставил много памятников, в том числе и в Москве. Мы жили на Поварской, 30, в особняке графа Шувалова, в той части, где раньше была домовая церковь. Там была папина мастерская, которую от жилой части отделяла большая стеклянная дверь. Я каталась на трёхколёсном велосипеде вокруг огромных скульптур, среди глины, пластилина, мешков с гипсом, среди натурщиков и натурщиц. А потом и сама стала лепить что-то своё. Отец сделал мне небольшой станок, и я всё время стала проводить в мастерской около отца.

— Вас поощряли в этих занятиях?

— Я из семьи потомственных художников, мой дед — Мосе Тоидзе, известный грузинский художник, ученик Репина, окончил Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, там же познакомился с бабушкой, Александрой Сутиной, послушницей монастыря, учившейся на курсах иконописи. Дядя — Ираклий Тоидзе, знаменитый плакатист, автор замечательного плаката «Родина-мать зовёт!». Но никто не заставлял своих детей быть художниками. Понимали, знали, что те, кто отдаёт себя искусству, — должны сами этого очень хотеть. У моего деда было шестеро внуков и внучек, и я — единственный художник.

Отец, конечно, объяснял мне, что такое объём, глубина, пластика, и мне это было интересно. А в какой-то момент я почувствовала, что мне нужен цвет.

Вот откуда скульптура цвета!

— Да, наверное. Поразительно, что именно так Паола Волкова писала о моей живописи как о скульптурной. Появились краски — акварель, потом масло. Но форматы уже тогда были большими.

Сколько вам было лет?

— 8-9. Отец никогда не говорил мне: «Работай», хотя сами они были великими тружениками — и папа, и дед, и дядя. Всю свою жизнь они проводили в мастерской. Я хорошо это помню.

— Вам удаётся так работать?

— Не всегда. Всё-таки текущая жизнь вокруг требует от женщины большей отдачи — семья, родители, дети, внуки. Но работаю много и с удовольствием.

Кстати, единственное, что осталось у меня от Репина, — я узнала об этом намного позже, — это репинская палитра, как это ни забавно звучит. Когда я попросила масляные краски, папа купил их и показал, как надо и в какой цветовой последовательности выдавливать тюбики на палитру. Я так и стала работать. Но потом в художественной школе педагоги сказали, что краски лежат неверно, не в том порядке. Но я уже привыкла и палитру менять не стала. А как-то позже спросила у папы, почему именно так он открыл мне палитру. И он ответил, что так научил его отец, а того — учитель, Репин.

А каким-то приёмам живописным вас не учили? При всей ясности и яркости вашего почерка, выставка показывает отсутствие как раз того, что можно назвать приёмом.

— Я как раз считаю, что найденный приём, который потом тиражируется художником, означает тупик. И, к сожалению, такие примеры всегда видны. Повторять найденное, цитировать себя, копировать раннее — конец творчеству. Иногда видно, как художник подчас акцентирует свой приём, агрессирует его, если так можно сказать, потому что другой дороги уже нет.

Я никогда не работала «приёмом», ставя каждый раз новую для себя задачу. Но это-то как раз самое интересное!

Когда пишут о вашем новаторстве, как вы это понимаете?

— Наверное, имеется в виду, что занята исключительно живописью как таковой, то есть без помощи сюжетики, символов и знаков, возможностью только цветом передать состояние мира вокруг. Сейчас мало кто так работает. Хотя никогда не думала и не думаю о новаторстве, о традициях, о современности или нет.

Скажите, Нателла Георгиевна, а как вы находите объект для работы, как выбираете его из множества подобных?

— Работаю я достаточно быстро, по-другому на натуре нельзя: уходит солнце, меняется свет, наплывают облака, собирается дождь или снег. Но выбираю объект долго и тщательно. И главное в этом — мне самой это должно быть интересно. Живописная задача меня должна волновать.

Что вам даёт большой формат? Ведь это очень трудоёмко!..

— Очень, особенно зимой, но мне интересно — необходимо большое пространство. Я с трудом вмещаюсь в небольшие размеры.


Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»

— А как вы вообще задаётесь размером? Это ведь решается заранее, нужно подготовить подрамник, холст?

— В момент созревания задачи. Когда я нахожу объект, чувствую его состояние, начинаю видеть и формат, и размер будущей картины. То есть тоже там же — на натуре.

— А как рождаются ваши декоративные, символические вещи, которые делаются в мастерской?

— Да, в общем, так же. И в декоративных вещах я для себя решаю прежде всего задачи живописные. И меня это тоже должно волновать и увлекать. И главное здесь — волновать. Потому что, надеюсь, когда это волнение есть в художнике, его картина взволнует и зрителя.

В выставочном зале "Новый Манеж" в Москве в четверг, 26 января, открывается выставка "Нателла Тоидзе. Скульптура цвета". Как утверждают ее организаторы, зрителю будет показана живопись в самом первозданном понятии - когда "сама ее материя есть смысл и форма произведения, как в музыке". Выставка проходит до 16 апреля.

Автор новаторски развивает традиции реалистической живописи, пользуясь своим мощным, экспрессивным языком. И в пейзажах, и в натюрмортах, и в аллегорических композициях это сочетание глубоко органично и дает очень сильный эмоциональный результат, говорится в анонсе.

Нателла Тоидзе - академик Российской академии художеств, заслуженный художник РФ, лауреат золотой медали РАХ. По признанию искусствоведов, она обладает особым, своеобразным авторским почерком и высокой живописной культурой, заложенной в семье, на протяжении нескольких поколений связанной с изобразительным искусством. Дед художницы, Мосе Тоидзе, был учеником Ильи Репина и одним из учредителей Академии художеств СССР, отец, Георгий Тоидзе, - известный график и скульптор, а дядя, Ираклий Тоидзе, был создателем знаменитого плаката "Родина-мать зовет!"

"Творческий метод художницы - работа непременно с натуры. Нателла Тоидзе предпочитает холсты большого формата и в любое время года пишет их не в мастерской, а исключительно на пленэре, несмотря на технические трудности исполнения таких произведений. В этих картинах заметно особое умение автора подчеркнуть поэзию повседневности, живописно обобщить ее и показать мир с необычной точки зрения. Характерная черта творчества Тоидзе - присутствие в ее живописи драматического начала, которое очевидно даже при высокой декоративности, выраженной орнаментальности полотен", - говорят о художнице в Новом Манеже.

Нынешняя выставка включает как ранние работы Нателлы Тоидзе, так и недавно созданные картины. Пейзажи, написанные в пастозной "темпераментной" манере, близкой живописи "Бубнового валета" и сложные по композиции, изысканные натюрморты соседствуют со сдержанными по цветовой гамме ландшафтами средней полосы России ("Московский дворик", полиптих "Северные мальвы"), отмечается в описании экспозиции. Подчеркнутый, даже несколько гиперболизированный декоративизм, вызывающий ассоциации с европейским искусством эпохи символизма, характерен для другого пласта творчества Тоидзе - метафорических композиций.

В экспозиции представлено несколько десятков произведений Нателлы Тоидзе из собрания автора, Российской академии художеств и частных коллекций. В экспозиции присутствуют все жанры, в которых работает художник: пейзаж, натюрморт, аллегорические полотна.

Работы Нателлы Тоидзе находятся в Третьяковской галерее, Русском музее и в других музейных и частных коллекциях России, а также в частных собраниях Франции, Швейцарии, Португалии, Германии, Финляндии, США.

Выставка в Новом Манеже «Нателла Тоидзе. Скульптура цвета» покажет зрителю живопись в самом первозданном понятии. Когда сама её материя есть смысл и форма произведения, как в музыке. Автор новаторски развивает традиции реалистической живописи, пользуясь своим, мощным, экспрессивным языком. И в пейзажах, и в натюрмортах, и в аллегорических композициях это сочетание глубоко органично и даёт очень сильный эмоциональный результат.

Нателла Тоидзе – академик Российской академии художеств, Заслуженный художник РФ, лауреат Золотой медали РАХ, родилась, училась и работает в Москве. Н. Тоидзе обладает особым, своеобразным авторским почерком и высокой живописной культурой. Творческое кредо мастера заложено в семье, на протяжении нескольких поколений связанной с искусством. К этой художественной династии принадлежали дед художницы, Мосе Тоидзе – живописец, ученик И.Е. Репина, выпускник Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, и отец, Георгий Тоидзе известный скульптор и график.

Творческий метод художницы – работа непременно с натуры. Н. Тоидзе предпочитает холсты большого формата, и в любое время года пишет их не в мастерской, а исключительно на пленэре, несмотря на технические трудности исполнения таких произведений. В этих картинах заметно особое умение автора подчеркнуть поэзию повседневности, живописно обобщить её и показать мир с необычной точки зрения.

Характерная черта творчества Н. Тоидзе – присутствие в ее живописи драматического начала, которое очевидно даже при высокой декоративности, выраженной орнаментальности полотен («Перед снегом», «Дикий виноград», «В начале лета»).

Пейзажи, написанные в пастозной, «темпераментной» манере, сложные по композиции, изысканные натюрморты соседствуют со сдержанными по цветовой гамме ландшафтами средней полосы России. («Слеги», «Московский дворик», диптих «Северные мальвы», «Оттепель»).

Подчеркнутый, даже несколько гиперболизированный декоративизм, вызывающий ассоциации с европейским искусством эпохи символизма, характерен для другого пласта творчества Н. Тоидзе – метафорических композиций («Флора и Фауна», диптих «Антракт», «Арабеск», «Охота»).

Творчество художника привлекает широкое внимание искусствоведов и зрителей. Крупные персональные выставки Н. Тоидзе прошли в Третьяковской галерее, Русском музее, Московском музее современного искусства, залах Российской академии художеств в Москве, Музее Российской Академии в Санкт-Петербурге, в Центральном Манеже, в государственных музеях России – в Вологде, Саранске, Калуге, Нижнем Новгороде, Воронеже, Курске, Плёсе.

Нателла Тоидзе участвовала в крупных выставках в музеях в Пекине, в Линкольн-центре в Нью-Йорке, Лиссабоне, Париже и др.

Работы Н. Тоидзе хранятся в коллекциях Третьяковской галереи, Русского музея, и в других музейных собраниях.

Стоимость полного билета - 300 рублей, льготного - 50 рублей. Билеты можно приобрести в кассе и на сайте