Национальные узоры хантов и манси. Исследовательская работа "традиционная одежда ханты и манси". Четыре группы священных узоров

1 слайд

Исследовательская работа «Семантика орнаментальных узоров ханты и манси» Выполнила: Абраамян Анаид, учащаяся 5Б класса, МОУ СОШ №8 имени Сибирцева А. Н. Руководитель проекта: Тетерина А. М., учитель технологии Сургут 2011

2 слайд

Объект исследования: народная одежда аборигенов Югры. Предмет исследования: символическое значение орнаментальных узоров в одежде ханты (манси). Цель работы: проанализировать орнаментальные узоры, часто встречающиеся в одежде коренных жителей Югры – ханты и манси; изучить их символическую значимость. Гипотеза: орнаментальные узоры на одежде аборигенов носят обереговый характер и тесно связаны с их окружающим миром.

3 слайд

Задачи работы: изучить литературу по теме проекта; проанализировать национальный костюм ханты и манси, его составные части; изучить орнаментальные узоры, часто встречающиеся на одежде, предметов быта, найти их графическое изображение; сделать выводы по проделанной работе; составить глоссарий по теме проекта.

4 слайд

5 слайд

6 слайд

7 слайд

Орнаментальные узоры, часто встречающиеся на одежде, предметах быта Орнамент (словарное слово) - это живописное графическое украшение из сочетания геометрических элементов. Орнамент оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми и оригинальными. В одежде ханты и манси встречаются орнаменты линейного и розеточного (медальонного) типа.

8 слайд

Семантика орнамента Графическое изображение орнамента Семантика орнамента «Полоски» - салум Прямая линия - «прямой путь» или «прямой след», существует как весьма распространенный элемент украшения одежды. Слово «пант» считается иранским заимствованием обских угров (дорога, путь, тропа).

9 слайд

Семантика орнамента Графическое изображение орнамента Семантика орнамента «Ветка березы» Зигзаг считается простейшим и древнейшим орнаментом, характерным для многих народов земного шара. За ним закреплена функция оживления неживого, охраны жизни, поэтому наиболее часто этот узор встречается на берестяных колыбелях, как на спинке люльки, так и на ее бортиках, охранительную функцию несут края рукавов, именно здесь в ритуальных халатах нашиваются аппликационные полосы. Зигзаг – дерево, есть символ отгораживания живого от неживого.

10 слайд

Семантика орнамента Графическое изображение орнамента Семантика орнамента «Выводок утят» «Челюсть щуки» «Маленькое лезвие топора» Треугольник - «панк - «зуб» или «сорт панк» - «щучьи зубы». Семантическая нагрузка мотивов, возникших на основе треугольников, немного. Это так называемые: «утиные выводки», «утиные лапки», «щучьи зубы», «топора узоры». Утка играет существенную роль в мифологии обских угров: на некоторых территориях она выступает как творец мира, она достает землю из глубин первичного Мирового океана; у других групп ханты с уткой связано понятие изобилия, а также утиная лапка служит ребенку игрушкой, в то же время, являясь его оберегом.

11 слайд

Семантика орнамента Графическое изображение орнамента Семантика орнамента «Редкая головка» «Тройная головка» За квадратом, поставленным на угол, закрепилось устойчивое название «голова», «головка». Понимание квадрата, поставленного на угол, как «сердца углубления», часто отождествляется с понятием «внутренний» - нутро: полость живота (другое значение - душа), замкнутое пространство, и также как зигзаг, он «оживляет» изображение. Ромб как универсальный символ плодородия и чадородия связан с представлениями о Матери-Прародительнице, которая мыслилась и как Мать-Природа, и как Великая Женщина-Мать.

12 слайд

Семантика орнамента Графическое изображение орнамента Семантика орнамента «Заячьи ушки» Уголки относят к тем простым геометрическим элементам, которые лежат в основе даже самых сложных по конфигурации мотивов. Часто эти орнаменты именуют «заячьи ушки». «Рог дикого оленя» Рассматривая символическое значение узора «оленьи рога», отметим, что существует выражение о жертвенном животном - олене: «рогатый олень» (бык). Если человек имеет большое количество «рогатых оленей», то он защищен дважды: во-первых - это материальное благополучие (теплая одежда, еда), во-вторых - он всегда имеет возможность принести жертву и тем самым снискать расположение божеств.

13 слайд

Семантика орнамента Графическое изображение орнамента Семантика орнамента Мотивы с внутренней полостью и отходящими от вершин «крючкообразными» элементами отличаются достаточно стабильной семантикой. Эти варианты орнамента называются «лягушками», «задние ноги лягушки». У обских угров существует особое отношение к лягушке. В фольклоре с лягушкой связано представление о счастье, изобилии.

14 слайд

Семантика орнамента Графическое изображение орнамента Семантика орнамента Орнамент перна «крест» в настоящее время распространен очень широко, преимущественно он исполняется в косом положении. Крест, встречается как в простом исполнении, так и в сложном. Иногда его именуют еще «собачья лапа». Крест на сегодняшний день имеет двойную нагрузку. Первое значение данного знака (только косой крест) - это ограничение мира людей от враждебных сущностей иного мира. Второе значение креста как христианского символа наносится обычно в прямом исполнении: существует понятие перна пос «креста знак».

15 слайд

Семантика орнамента Графическое изображение орнамента Семантика орнамента «Соболь» «Голова маленького соболя» Мотивы орнамента «соболь» отличаются стабильным названием и связаны с узором определенной конфигурации. Соболь почитался как священное животное, он более всего связан с «лесными людьми» мис (миш), т. к. этот зверек с особыми приметами (например, с шелковым шнурком, желтым кольцом на шее) служит им собакой. Юганские ханты почитают Касум-ими (духа - покровителя хантов) в облике соболя (одной своей сутью она женщина в образе миш). По представлениям ханты, миш (мис) дает охотничью удачу, изобилие.

16 слайд

Заключение Я изучила литературу по теме исследовательской работы, в которой постаралась осветить следующие аспекты: Элементы народного костюма ханты и манси; Из прочитанной литературы выделить часто встречающиеся орнаменты в одежде обских угров; Рассмотрела семантическую направленность орнаментальных узоров в национальном костюме аборигенов Югры. Подтвердила гипотезу, что орнаменты тесно связаны с окружающим миром народа, служили не только украшающим элементом одежды, но и носили синкретический характер - изделие одновременно являлось и источником эстетического наслаждения, и культовым предметом. Как, правило, оберегом.

Цивилизация, созданная народами Западно-Сибирского региона России, представляет собой культурный пласт, где суровый климат и экстремальная среда обитания обуславливает практический характер традиционного искусства.

Орнамент, являясь символическим воплощением культуры, выражает не только художественно-эстетические идеалы этноса, но и несет в себе определенную информацию, зашифрованный смысл.

Мир орнамента — большой и разнообразный, он живет и развивается по своим законам. Некоторые орнаментальные мотивы имеют распространение у разных народов и в разные эпохи. К ним относятся в первую очередь многие геометрические и растительные мотивы. Из растительных орнаментальных мотивов простейшими являются изображения листьев, цветов, плодов и веток. К природным орнаментальным мотивам относятся также все изображения живых существ: животных и людей.

В современной жизни представителей разных народов сохраняется почтительное отношение к символике орнаментальных знаков, хотя всерьез, наверное, мало кто верит в их магию. Некоторые символы хорошо известны и мы их используем.

Особенности формирования своеобразной культуры коренных народов определялись уровнем их общественного развития и той географической средой, в которой проходила жизнь. Человек, живший в гармонии с природой, ощущал ее ритмы и изображал их, находя конкретные аналоги в окружающем мире. К линии, начертанной, высеченной или вышитой люди относились как к магической «волшебной палочке», заставляющей силы природы оберегать, лечить, защищать, покровительствовать человеку.

В своих орнаментах не только рассказывали о жизни, но и верили в то, что орнамент охраняет от злых духов и придает тому, кто его носит силу и здоровье. Например, долганы верили, что если нанести на шапку охотника узоры тыныпак – ноготь, кулгаак – ухо, ихарак – глаз, то охотник будет сильнее зверя, слух его будет острым, а взгляд зорким.

Локальные этнографические группы коми сохранялись до начала XX века . Наибольшее своеобразие в культуре имели удорцы - население верховьев Вашки и Мезени , ижемцы - низовьев Печоры, прилузцы - верховьев Лузы и Летки.

В целом по России проживает около 228 тысяч коми-зырян (2010 г.) или 293 тыс. (2002 г.) . Коми-зыряне небольшими анклавами и смешанно проживают в Архангельской , Мурманской , Кировской , Омской и других областях РФ.

В орнаменте преобладают геометрические мотивы: косой крест, простой ромб, многослойный, с пересечёнными и продлёнными сторонами. Кроме типичных геометрических мотивов встречаются стилизованные фигуры человека и животных, а также мотивы растительного характера: розеточного цветка, стеблей с бутоном, цветущих веток.


Узор ненецкого орнамента строго геометричен и состоит из прямоугольников, зигзагов, углов, ромбов. Ненцы трактуют эти рисунки как живое воспроизведение близкой им северной природы. Орнамент ненцев основан на прямом восприятии природы. Об этом прямо говорят его названия: «оленьи рога», «заячьи уши», «рыбьи хвосты», «сосновая шишка», «лебеди».

У ненцев встречаются орнаментальные мотивы, отдельно напоминающие фигурки людей, зверей, растений.

Главные фигуры: меандры, Г-образные фигуры, ветвисто-роговидные фигуры, симметричные и асимметричные, «головки», вертикальные линии с отростками, кресты.

Долга́ны (самоназвание - долган, тыа-кихи, саха) - тюркоязычный народ в России (всего 7900 чел., в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края ок. 5500 чел., в Якутии ок. 1900 чел.). Верующие -православные .

Простейший вид геометрического орнамента долган – полосовой орнамент – получил у них значительное развитие. Он исполняется различным способом – краской по ровдуге, чаще всего со жгутиками белого волоса по краям узора, нашиванием цветной ткани на кожу, вшиванием кусочков цветного или темного меха, нашиванием цветного бисера. Количество полос различно – от одной-двух до нескольких десятков.

Долганы, как и другие народы Севера, любят разнообразить цвета и материал полос, а также их ширину. Кроме полос в долганском орнаменте имеется группа мотивов в виде прямоугольников, квадратов и ромбов – крупных, мелких, наложенных один на другой или поставленных на угол. Иногда квадраты располагаются в шахматном порядке. Наряду с такими мотивами фигурируют треугольники, зигзаги, два пояска из треугольников с зигзаговидным мотивом между ними, шевроны. Зигзаги нередко дополняются мелкими элементами – прямоугольничками, короткими вертикальными линиями, кружками.

Женскую одежду украшают специальными орнаментами, например, на боковые части женской шапки долганы нашивают крупный узор, похожий на чум, символизирующий женщину.

Орнамент простой, строго геометрический, преимущественно прямолинейный, нередко с внутренней разработкой входящих в него мотивов. Встречаются как крупные, так и мелкие фигуры, чаще всего ахроматические. Из криволинейных фигур характерен миндалевидный узор, иногда пересеченный по длине прямой чертой. Расположение орнамента преимущественно зональное (Саяно-Алтайский тип орнамента).

Главные фигуры: треугольники, решетчатые (пересеченные) треугольники, треугольники с вписанными в них малыми треугольниками, сближенные, входящие друг в друга зигзаги, шевроны, косая сетка, ромбы, прямоугольники с вписанными в них мелкими прямоугольниками, диагонально пересеченные квадраты или прямоугольники, миндалевидные фигуры.

Распространен у алтайцев, шорцев, хакасов, чулымских татар, тофаларов, тувинцев и якутов. Прослеживается у угров, народов самодийской группы, долганов, приенисейских эвенков, бурят и частично у северо-восточных палеоазиатов (чукчей, коряков) и юкагиров. Отдельные мотивы этого орнамента известны и некоторым народам Европейской части России.

Сельку́пы (селькуп. сёльӄуп, суссе ӄум, чумыль-ӄуп, шельӄуп, шешӄум ; устаревшее - остяки-самоеды ) - народ, живущий на севере Западной Сибири . До (412 чел.).

Орнамент различных территориальных групп селькупов неоднороден по своему составу. У тазовских селькупов он примыкает к ненецкому; у баишинских ограничивается треугольниками, зигзагом, пересеченными квадратами и полосами; у нарымских (тымских и кетских) селькупов - близок к орнаменту восточных (сургутских, ваховских, васьюганских) хантов. Орнамент тазовских и баишинских селькупов строится на прямых, нарымских - на прямых и кривых линиях с характерными расширяющимися к концу отростками. Орнаментируются главным образом одежда и берестяная посуда.

Орнамент прямолинейно-геометрический, с дополнительными отростками и крючками у отдельных фигур, с заполнением по возможности всей поверхности предмета или его части (ковровое расположение). Крупные фигуры замкнутого типа заполнены внутри дополнительными элементами - ромбами, квадратами, линиями. Наряду с ковровым встречается и зональное расположение фигур (Иртышско-Алтайский тип орнамента).

Главные фигуры: решетчатые ромбы, крючкообразные фигуры в различных комбинациях.

Распространен у южной группы хантов (Иртыш, Салым, Конда), южных манси и нарымских селькупов, а на Северном Алтае у шорцев и кумандинцев. Характерен также для многих народов Европейской части России.

Почти у всех народов Сибири, а также за ее пределами у народов Европейской части России, в Средней Азии и на Кавказе распространен Североазиатский тип орнамента. Известен многим народам Европы, Америки, Африки, Южной Азии (Индия).

Внешние признаки: орнамент криволинейный, простой, строго геометрический, большей частью мелкий.

Главные фигуры: точка или кружок, полукружок, кружок с точкой в центре или концентрические кружки. Точки и кружки обычно располагаются зонально, реже группируются в более сложные фигуры, образуя розетки. Все эти узоры нередко сочетаются с горизонтальными линиями или зигзагами.

В народном творчестве, где орнамент нашел наибольшее распространение, постепенно складывались устойчивые формы и принципы построения орнамента, во многом определившие национальные художественные традиции разных народов. Каждая эпоха, каждая национальная культура выработала свою систему орнамента – мотивы, формы, расположения на украшаемой поверхности. Поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства.

В каждом из нас существует память рода или генетическая память, которая хранит всё, что окружало наших предков. Пробудить эту дремлющую в нас память нам помогло многоцветье орнаментов. Каждая эпоха, каждая культура вырабатывали свою систему орнаментов. В каждом национальном орнаменте узоры были не случайны, а глубоко символичны.

Все в физическом, психическом и духовном мире человека сложено из простых и достаточно ясных элементов (мотив орнамента), которые, так или иначе, взаимодействуя между собой, составляют многомерную картину. В орнаменте нет, и не может быть никакой повествовательности. Это не рассказ о чем-либо и не передача информации. Орнамент не стремится ничего поведать человеку. Он запечатлевает лишь ритмы. Это ритмы чувств, действий и мыслей человека. Человек рубит дерево или пишет картину, играет на скрипке или идет на работу – все это ритмически организованные элементарные движения рук, ног, всего тела. И благодаря именно этой организации, человек достигает цели, а не совершает беспорядочные движения. В нашей жизни ритмически чередуются радости и печали. Мы даже думаем в определенном ритме. Структуру этой ритмики мы и пытаемся выразить в орнаменте.

В культуре любого народа есть черты, определяющие ее своеобразие, являющиеся как бы визитной карточкой самобытной культуры, ее исторического пути, межкультурных и межэтнических связей. Традиционный народный орнамент в большей мере, чем какойлибо другой компонент духовной и материальной культуры, насыщен закодированной в знаках и мотивах узоров информацией об истоках культуры народа, её развитие во времени.

Орнамент оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми и оригинальными. В орнаменте в яркой форме раскрываются художественные особенности народа, его эстетические вкусы, богатство и национальное своеобразие искусства, чувство ритма, понимание цвета и формы.

Насколько разнятся у различных народов понятия о мере и красоте, настолько, как правило, различаются и их наиболее характерные орнаменты, являющиеся своего рода символической «формулой» этих представлений.

Русский народный орнамент

Русский народный орнамент представляет для этого исключительно благодатный материал. Огромное многообразие техник, мотивов, различных местных вариантов русского народного орнамента – это огромный пласт культуры, в которой можно для себя множество интересных подробностей, многое объясняющих во внутренней логике и принципах развития культуры нашего народа.

Сегодня достаточно хорошо изучена богатейшая орнаментальная культура Русского Севера и Центральной России, опубликовано немало образцов тканных и вышитых узоров, собранных в результате более чем столетней собирательской работы.

Орнамент традиционных бранных поясов аналогичен узорам старинных полотенец, это в большинстве случаев все те же композиции из гребенчатых ромбов и косых крестов; в более поздних вещах - комбинации из треугольников, квадратов, «шашечных» ромбов.

Сложно сейчас представить, как сложилась бы дальнейшая судьба традиционного крестьянского искусства и орнамента в том числе, если бы процесс этот не был прерван искусственно известными историческими событиями - коллективизацией, «укрупнением» деревень, разрушением векового уклада деревни.

Полотенца

Отношение к орнаменту как к охранительной, целительной силе сохранилось местами до наших дней - в некоторых русских селах Алтая узорными браными концами полотенец принято обтирать детей с кожными проблемами. Вряд ли в прошлом какое-либо значимое событие в жизни человека от рождения до смерти проходило без участия полотенец. Для наших предков полотенце было не просто утилитарным, бытовым предметом, являлось вещью обрядовой, непременным атрибутом семейных и общественных ритуалов. Такое отношение к полотенцу было не случайным: с древности за ним закрепилось значение оберега, полотенце стало символом добрых сил, светлого начала. Полотенце надевали на основных участников свадьбы - дружку, «больших бояр»; полотенце своей работы дарило новой родне невеста - это было своего рода обрядом, обозначающим ее вхождение в новый дом.

Узорное вязание из шерсти

Узорное вязание из шерсти - одно из немногих женских занятий, которое сохранилось и довольно широко распространено и поныне. Из традиционных видов вязания из шерсти сохранились только варежки. Мастерицы Русского Севера на протяжении многих лет сохраняют свои самобытные узоры вязания. Каждая мастерица знает с детства большое число рисунков, которые сама еще варьирует в каждой вещи. Узоры на варежках столь же значительны, как все орнаменты в народном искусстве. В вязании Мордвы сохранились также интереснейшие узорные носки.

Стилизованные птицы, цветы, ромбы, кресты, треугольники, полоски в сложных сочетаниях, радующих глаз - это символы-обереги, переходившие от матери к дочери и пока сохранившиеся на теплых шерстяных «вязанках» псковских и архангельских мастериц.

По традиции рисунки архангельского вязания не должны быть нарушены, их нельзя вывязывать незаконченными, обрезанными и прибавлять к ним петли. В готовых варежках, если положить рядом правую и левую, рисунок орнамента одной варежки должен продолжаться в рисунке другой. Рисунок вяжется одинаково как на тыльной стороне варежки, так и на ладошке.

Архангельское узорное вязание на протяжении веков не претерпело почти никаких изменений. Изменился лишь состав пряжи и цветовая гамма. Изначально в узоре использовали сочетания только черного, белого и серого - цвета неокрашенной козьей шерсти. Затем научились окрашивать шерсть с помощью корней, цветов, плодов, шишек - это был очень трудоемкий процесс.

Орнаменты ханты и манси

Мансийские и хантыйские орнаменты до настоящего времени в таком объеме и научной систематизации в нашей стране не издавались, лишь отдельные единицы орнаментов упоминались в трудах ученых и исследователей мансийской культуры.

Орнаментальное искусство составляет важную часть современной культуры манси. Орнамент можно встретить в изделиях из меха, кожи, бересты, бисера, ткани, дерева, кости и металла. Орнаментом и сегодня украшают манси свою одежду, обувь, платки, пояса, сумки и другие предметы быта.

Орнаментальное искусство манси обычно рассматривалось в комплексе с орнаментальным искусством ханты как декоративное искусство обских угров, так как различия между хантыйским и мансийским орнаментом незначительны.

Наличие общих черт в орнаменте ханты и манси явилось результатом общности территории, которую заселяли эти народы, и тесных экономических связей, существовавших между ними. Так, верхне-сосьвинские, сыгвинские, верхне-лозьвинские манси издавна вели обмен с обскими ханты, с ненцами, меняли меховые изделия на берестяные, что приводило к обмену мотивами орнаментов, их осмыслению этими народами.

В недавнем прошлом хозяйство манси было натуральным. Все необходимое для быта и промыслов они изготавливали сами. Издавна существовало разделение труда по производству и отделке одежды, обуви, утвари и других бытовых предметов. Мужчины обычно занимались изготовлением и отделкой изделий из кости, дерева и металла, женщины обрабатывали шкуры и бересту, выделывали ровдугу, шили вещи из этих материалов, красиво орнаментировали их.

Мастерицы очень гордятся своим умением изготавливать красивые вещи, ведь не каждая мансийская женщина может вырезать орнамент, красиво и аккуратно сшить узкие полоски меха или кожи. С гордостью показывали свои изделия мастерицы С. В. Пеликова (Няксимволь), А. М. Хромова (Сосьва), любовно приглаживали руками мех, стараясь выразительнее показать тот или иной орнамент. Чувство достоинства и поклонения мастерству предков звучало с особой силой тогда, когда показывали вещи, изготовленные мамой, бабушкой или отцом.

На изготовление вещи мастерица затрачивали много времени. Например, для того чтобы вышить рубаху или платье, требовался один или два года. На сахи мастерица выполняла орнамент в течение 5-6 и более лет. Работа обычно велась в зимнее время, при скудном освещении.

Материалы для изготовления орнаментов используются самые разные. От выбора материала зависит и выбор орнаментальных мотивов, их композиция. Мужские рубахи и женские платья часто, кроме аппликации, украшали вышивкой. Вышивку наносили на кокетку, воротник, планку», подол. В прошлое ушла красивая тончайшая вышивка шерстью.

Разновидностью вышивки является бисерное шитье по тканям и коже. Цветным бисером (пальсаком) украшали свадебные головные повязки, нагрудные и нашейные украшения, детали одежды, воротники, края разреза, часть плеча, обшлага. Известны два способа плетения бисером: ажурная сетка и нашивание бисера на ткань. Вышивали бисером верх женской короткой обуви из кожи. Предпочитали яркие, сочные цвета бисера (черный, синий, красный). Белый цвет чаще употребляли для фона. В настоящее время из бисера плетут небольшие салфетки, кошельки, украшения.

Происхождение орнамента. Мотивы

По поводу происхождения орнамента, его связей имеются различные высказывания и теории. Так С. К. Патканов в1897 году в исследовании, посвященном устному творчеству иртышских хантов, высоко оценивал изделия из бересты и вышивку, указав на сходство последней с вышивками русских, мордвы, зырян, пермяков и татар.

Традиции орнаментики включают в себя символические изображения представителей флоры и фауны местного региона. Композиции из этих изображений, как и сами изображения, в течение последних нескольких столетий не претерпевали изменений и были жестко зафиксированы традицией. Цветовая палитра изделий относится к среднеазиатскому институту декора, который характеризуется яркостью и контрастностью цветов. Первые публикации мотивов обскоугорского орнамента отмечены в 1872 г. в альбоме В.В.Стасова и в 1879 г. у венгерского ученого А. Регули. Это были цветные образцы хантыйских вышитых узоров, где развитие получили три категории мотивов: изображения птиц: изображения деревьев, геометрические мотивы. Птицы и деревья, вследствие процессов стилизации, имеют различные сочертания, условные формы. Встречаются парные птицы, с различными элементами между ними.

Вопрос о происхождении мотива парных птиц, привлекал к себе исследователей. Считается, что подобного рода изображения проникали к чувашам, а затем к уграм из стран Востока, но есть основания полагать, что взаимоотношения между Востоком и народами Поволжья и Приуралья развивались как в булгарское время, так и в более ранний период, когда роль посредников играли сарматские и аланские племена.

Символика Югры

    Синий– реки и озера края

    Белый – цвет снега

    Зеленый – цвет тайги

    Национальный орнамент ханты и манси – рога оленя, обереги

Хантыйское народное искусство орнамента

Одежда народа Ханты богата орнаментальными узорами. Украшают шубы, суконную одежду, обувь - пимы (бурки). Это зимние сапоги из оленьих шкур, которые снимают с ног оленя. Работа долгая и кропотливая, но такие сапоги очень теплые, легкие, прочные и удобные (их шьют не обычными нитками, а волокном высушенных растолченных оленьих сухожилий). С сайта http://www.desertart.ru/litcoment.php?id=62 .

Хантыйские орнаменты красивы –
В них все приметы родины моей.
Ты больше не найдешь по всей России
Таких цветов и сказочных зверей.
Узоры на одежде и посуде
Красны, как солнце, и белы, как снег, -
На них сызмальства глядя, наши люди
С прекрасным не расстанутся навек.
Они явились в жизнь совсем не просто
Из-под иглы, и кисти, и резца:
Ведь мастера по дереву и кости
В них вкладывали души и сердца.
(М. Шульгин)


В основе орнаментальной системы ханты находятся два основных понятия: «след» и «изображение». Оба понятия восходят к охотничьему мировоззрению. Обнаружение следа зверя – это почти добыча, поэтому след сакрален. «След» задает бордюрную организацию орнамента. Если сакрален след, то сакральны и части тела животного, которые его оставляют. У хантов, живущих традиционной жизнью, можно встретить гирлянды из высушенных «лапок» различных зверьков: чем их больше, тем удачливее охотник. Поэтому в названия мотивов орнамента часто входят слова «лапки», «коготки», «ступня». В непрерывных бордюрах строго соблюдался принцип синонимии фона и узора. Другая идея непрерывных бордюров – это «голова», множественностью голов создается изобилие. «Изображения» животного – это «следы» (отпечатки) его души.

Хантыйские мотивы

Хантыйский орнамент.
Выводок утят

Хантыйский орнамент.

Лапа лисы

Хантыйский орнамент. Малая рябь воды

Хантыйский орнамент. Крыло гуся

Хантыйский орнамент. Заячьи уши

Хантыйский орнамент. След бел

Хантыйский орнамент. Изображение медведя

Хантыйский орнамент. Выдра

Хантыйский орнамент. Человек на лошади

Хантыйский орнамент. Кедровая шишка

Хантыйский орнамент. Лягушка

Хантыйский орнамент. Жук



Мастерицы очень гордятся своим умением изготавливать красивые вещи, ведь не каждая хантыйская женщина может вырезать орнамент, красиво и аккуратно сшить узкие полоски меха или кожи. В орнаменте самые отвлеченные геометрические формы мастерица наполняет вполне определенным содержанием, отражая представления об окружающей действительности. Это звери: наварнэ «лягушка», шовыр пал «заячьи ушки», нюхас «соболь»; птицы: васы олын «выводок утят», питы лук «глухарь», холх тыхл «гнездо черного ворона»; растения: ай сумат нув «березовая ветка»; явления природы: серхайн юх «цветущий куст», вот хумпи «накаты волн»; и сам человек: хэ шоп «туловище человека». Названия узорам давали по сходству и подобию предмета.


Некоторые орнаменты выполнялись в строго определенное время, по случаю какого-либо события, например вышивание орнамента медвежьего следа на рукавице. Такую рукавицу дарили охотнику, добывшему медведя.


Узор всегда имеет прикладную сторону, жестко связан с функцией предмета, на который наносится, с его формой, материалом. И, наконец, любой орнамент имеет тот или иной смысл. Он может иметь прямой смысл письма, отражать реальные ритмы жизни, нести символические значения, закрепленные традицией. Орнамент выполняет три функции: коммуникативную (намерение сообщить информацию), магическую и эстетическую.




Традиционно считается, что вещь готова и пользоваться ею можно лишь тогда, когда она орнаментирована. Именно по этой причине орнамент в культуре народов ханты чрезвычайно устойчив и “умирает” вместе с вещами. В ряде случаев орнамент переживает их, оказывается более стойким, более жизнеспособным, поскольку переносится на нетрадиционные вещи, включается в новую культуру.
Интересен геометрический орнамент и его символике в декоративно-прикладном искусстве нижнеобских народов ханты. Одним из наиболее характерных, является орнамент из кусочков светлого и темного оленьего меха.



Мотивы его отличаются прямолинейными или ступенчатыми очертаниями и имеют довольно крупные размеры. На меховой одежде узоры составлены из широких полос, изогнутых под прямым или тупым углом. Примерно такими же орнаментами украшают и весенне-осеннюю одежду нуй сах. В быту женщины мало применяют священный орнамент. Его мотивы связаны с животным или растительным миром, а также с частями тела человека.


Многообразные орнаментированные изделия были почти исключительно делом женских рук.


Шили покупными металлическими иглами, но прежде пользовались самодельными из косточек ног оленя или белки, рыбьей кости. При шитье надевали на указательный палец наперсток без донышка - самодельный костяной или покупной металлический. Иглы хранили в специальных игольниках из оленьих шкур либо из сукна, хлопчатобумажных тканей. Их делали разной формы, украшали аппликацией, бисером, вышивкой, снабжали приспособлением для хранения наперстка. В сказках игольницам приписывалась волшебная сила: на них летали или переплывали моря. Наш поиск корней этого, казалось бы, малозаметного предмета привел к войлочным коврам южных народов, у которых бытовала идея ковра-самолета. Рукоделие женщина хранила в узорной берестяной коробке йиныль либо в сумке тутчан, сшитой из шкур и сукна, украшенной аппликациями и подвесками. Подвесок бывало так много, что они почти скрывали орнамент. Тутчан - очень дорогой для женщин предмет, он переходил от матери к дочери, либо мать шила ей новый к свадьбе.


«У нас, женщин, сто узлов, тысяча узлов: один узел завяжешь, другой развяжешь».

Замечательное искусство вышивания по холсту цветными нитками - шерстяными, бумажными, шелковыми и гарусом - ныне, к сожалению, утрачено. Последние образцы в начале XX в. были собраны для музеев, некоторые из них попали в Венгрию. Этот вид декоративно-прикладного искусства был развит только в южных районах - на Конде, Иртыше, Демьянке, Салыме. Были известны четыре технических приема, и каждый имел особое название: косой стежок - керем ханч, односторонняя гладь внутри оконтуренной фигуры - ханты ханч (хантыйский узор), крестиком - севем ханч, квадратная вышивка - руть ханч (русский узор). Женщины не жалели времени, собственных рук и глаз, заполняя узорами почти сплошь рубаху или платье. Работа могла длиться до двух лет. Вышивали также косынки и платки, мужские штаны, рукавицы. Орнаментированные чулки и рукавицы вязали также на спицах. Шерсть была покупной, но красили ее ханты сами. В сказках можно встретить и такое описание: «Рукавицы на солнце поблескивают, верх у них вязан из чистого серебра».


Хантыйские узоры


Шея утки

Березовая ветвь

Челюсть лошади

Рога оленя


Мозаичные узоры наносили не только по ровдуге и меху, но и по цветному покупному сукну. При работе с тканями, особенно бумажными, применяли еще один способ художественной обработки - аппликацию, т. е. пришивание накладной узорной полосы на какую-то часть изделия. Покупные ткани использовали при шитье мужских рубах, женских платьев и халатов-сахов, подушек, покрывал для оленей - ездовых и жертвенных, сумок, рукавиц и др.


Если ровдуга и мех направляют фантазию мастериц на поиск новых линий и фигур, то ткани дают еще одну возможность - выразить более полно цветовосприятие мира. В первом случае узор состоит только из темной и светлой частей, т. е. он диахромен. В тканях узор может быть не только черно-белым, а, например, черно-желтым, что уже является расширением цветового спектра. Ткани дают возможность сочетать несколько цветов, делать узор полихромным. Интересно, что некоторыми цветовыми сочетаниями достигается еще больший эффект контрастности, чем в черно-белом варианте.


Например, на сине-красное изображение одного из божеств - небесного всадника Урта - даже трудно смотреть, оно слепит глаза. И мастерицы знали, что делали, - ведь, по их представлениям, на солнце смотреть можно, а на Урта нельзя.



В одной хантыйской песне поется: Дом Урта висит на цепях между небом и землей и качается от ветра по линии юг - север. Урт скачет на пестром коне и видит, кто в чем нуждается. Помогает он только тем, кто его вспоминает время от времени и делает подарки. Но Урт не поможет тому, кто вспоминает о нем только тогда, когда уже попал в беду. Так заканчивалась длинная песнь.


По наблюдениям последних лет, чем дальше на север, тем больше игры красок в хантыйских изделиях из сукна. Пытаешься осмыслить, почему возникают те или иные цветовые сочетания, и какое-то объяснение находишь в природе. Поразишься фиолетово-голубому спектру в женской одежде, а потом видишь его в кустике осенней голубики с фиолетовыми листочками.


Хантыйские орнаменты

Сумка. Ур хир. Олений мех, кожа. (Е.К, Ребась, Шурышкарский район, с/с Восяхово, с- Усть-Войкарык)

Меховая мозаика на женской шубе. Сумат нув «березовая ветка». Нёшас «соболь» (М.С. Нензелова, Шурышкарский район, с, Восяхово)

Оксана Веснина

Мастер-класс

Автор: Веснина Оксана Викторовна. Воспитатель МБДОУ д/с «Рябинушка»

Тема: «Орнаменты народов Ханты и Манси».

Предлагаю вашему вниманию мастер – класс по выкладыванию орнамента народов севера на пластилиновой основе с помощью сыпучих материалов - макарон, перловки и овса. Приобщая детей к культуре народов севера по средствам художественного творчества, мы расширяем их представление о жизни и культуре народов Югры, воспитываем уважение и любовь к родному краю.

Цель: Продолжать знакомить детей с национальной культурой и творчеством коренных жителей края - ханты и манси.

Задачи:

Развитие эстетического вкуса и творческого воображения

Приобщение детей к богатству и своеобразию искусства народов ханты и манси.

Научить детей разгадывать символику и кодировку национального орнамента.

Предварительная работа : знакомство с национальным орнаментом. Каждое изображение несёт свой смысл. Например: орнамент под названием «Утки над озером», «Вороны над болотом «Медведь», «Три гуся» и т. д.

Для работы нам понадобится: заранее приготовленный картон, покрытый тонким слоем пластилина, тарелочки с сыпучим материалом (макароны, перловка, овёс, образцы с национальным орнаментом.


Итак, начинаем творить. Каждый ребёнок выбирает более понравившийся ему орнамент и как мозаику выкладывает по образцу на основу.




Вот что у нас получилось.


Публикации по теме:

Открытый воспитательный час «Национальные орнаменты» Областная санаторная школа – интернат № 4. Открытый воспитательный час: «Национальные орнаменты, о чём говорят» Провела: учитель 1.

Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников» Цель: повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей.

Непосредственно-образовательная деятельность «Игры и игрушки народов ханты» Непосредственно-образовательная деятельность «Игры и игрушки народов ханты»Непосредственно-образовательная область «Познание»Цель: Познакомить.

Орнаменты в жизни башкирского народа Мухаметдинова Гульнара Проектная деятельность «Орнаменты в жизни башкирского народа» Тип проекта: - реализация проекта: кроткосрочный.

12 июня великий праздник – День России! Мы, россияне, любим и гордимся своей Родиной! Но почему-то иногда мне взгрустнется и ностальгирую.

Конспект занятия «Праздники и игры народов ханты и манси» Цель: Знакомить детей национальными праздниками и играми народов ханты и манси. Задачи: Расширять знания детей о коренном населении Ханты-Мансийского.

Представляю Вашему вниманию долгосрочный проект, реализованный мною и детьми, при активном участии родителей. Заняться этим проектом.

Проектная деятельность «Орнаменты в жизни татарского народа» Тип проекта: - познавательно – творческий - групповой - участники проекта: 11 детей, воспитатель, родители. Актуальность: Приобщение.