Мы рождены, чтоб сказку сделать былью

ВСЁ ВЫШЕ
(Авиамарш)

Музыка Юлия Хайта
Слова Павла Германа

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и простор.
Нам разум дал стальные руки-крылья,
А вместо сердца - пламенный мотор.

Все выше, выше, и выше
Стремим мы полет наших птиц;
И в каждом пропеллере дышит
Спокойствие наших границ.

Бросая ввысь свой аппарат послушный
Или творя невиданный полет,
Мы сознаем, как крепнет флот воздушный,
Наш первый в мире пролетарский флот.

Наш острый взгляд пронзает каждый атом,
Наш каждый нерв решимостью одет.
И верьте нам - на всякий ультиматум
Воздушный флот сумеет дать ответ.

Заре навстречу. Песенник для юношества. Сост. Ю. К. Комальков. М., Советский композитор, 1982. - без даты, под загл. "Все выше".

Вокруг времени создания этой песни кипели споры, назывались даты от осени 1920 года до 1930-х гг., пока в октябре 2009 года Валентин Антонов, наконец, не установил, что песня была написана и впервые издана в Киеве между 8 марта и 15 мая 1923 года. Скорее всего - между 8 и 15 мая. Вышла она в серии Германа и Хайта "Песни революции".

Титульный лист первого издания:

Герман Павел Давидович (1894-1952)
Хайт Юлий Абрамович (1897-1966)

Эмблема МАИ:

Еще одна статья, песня в ней датируется временем не ранее июня 1923 года:


ВСЕ ВЫШЕ, ВЫШЕ и ВЫШЕ

Константин Душенко

(Журнал «Читаем вместе», 2007, январь. Текст приводится по персональному сайту Константина Душенко)

Это было в 1920 году. Красная Армия вступила в Киев, и Политуправление армии поручило двум активистам эвакопункта сочинить авиамарш. Их повезли на аэродром, где стояли два странных сооружения из дерева, полотна и металла. Именно эту военную авиацию поручалось воспеть 25-летнему музыканту Юлию Хайту и 26-летнему поэту-песеннику Павлу Герману. Так, по словам Хайта, появилась песня «Все выше, выше и выше».

Рассказ Хайта появился в печати уже после смерти композитора, в книге Евгения Долматовского «50 твоих песен» (1967). Долматовский принял его на веру, а зря. Приглядимся внимательнее к тексту «Авиамарша».

«НАМ РАЗУМ ДАЛ СТАЛЬНЫЕ РУКИ-КРЫЛЬЯ».

Но в Гражданскую войну, как и в Первую мировую, вся авиация была деревянная; «стальные крылья» представлялись чем-то немыслимым. Лишь в 1922 году появился особый сплав на основе алюминия, а с ним и металлические крылья.

«И В КАЖДОМ ПРОПЕЛЛЕРЕ ДЫШИТ
СПОКОЙСТВИЕ НАШИХ ГРАНИЦ».

Летом 1920-го на Западе Советской России не было не только «спокойствия», но и самих границ, а большевики жили ожиданием революции в Европе, которая навсегда покончит с границами. Уже этого достаточно, чтобы отвергнуть достоверность рассказанной Хайтом истории.

«А ВМЕСТО СЕРДЦА ПЛАМЕННЫЙ МОТОР».

Это, в сущности, взято у Маяковского, из стихотворения «Поэт рабочий» (1919): «Сердца - такие же моторы, душа - такой же хитрый двигатель».

«НАШ ОСТРЫЙ ВЗГЛЯД ПРОНЗАЕТ КАЖДЫЙ АТОМ».

«...Атом был как бы предсказан Германом», - замечает Долматовский. Это, конечно, неверно: Уэллс уже в 1914 году писал не просто об «атоме», но об «атомных бомбах» (в романе «Освобожденный мир»).

«И ВЕРЬТЕ НАМ: НА ВСЯКИЙ УЛЬТИМАТУМ
ВОЗДУШНЫЙ ФЛОТ СУМЕЕТ ДАТЬ ОТВЕТ».

Здесь-то и спрятан ключ к разгадке тайны возникновения «Авиамарша». По всей вероятности, речь идет об ответе на «ультиматум лорда Керзона», т.е. на британские ноты советскому правительству от 8 и 29 мая 1923 года. Именно тогда появился лозунг «Наш ответ Керзону». 16 июня предреввоенсовета Троцкий заявил: «Если на все наступления буржуазии мы будем отвечать постройкой аэропланов, то, может быть, мы всем этим наступлениям когда-нибудь положим конец». И страна взялась за создание большого воздушного флота.

Выходит, что песня была написана отнюдь не в 1920 году, а после «военной тревоги» 1923 года, вполне возможно - по заказу Главного Политуправления Армии, т.е., в сущности, Троцкого. Очень скоро все связанное с Троцким оказалось под запретом, и Хайт благоразумно отнес создание «Авиамарша» к более раннему времени. Самое раннее издание было выпущено Музфондом СССР стеклографическим способом с указанием: «Подписано к печати 13.V», - увы, без указания года. Песня посвящалась «Воздушному флоту С.С.С.Р.». СССР, напомню, был образован 30 дек. 1922 г., а издание с датой «13 мая» появилось не ранее 1924 года - иначе туда не попала бы цитата из речи Троцкого, произнесенной в июне 1923 года.

Павел Герман, умерший в 1952 году, известен как автор слов ко многим другим популярным песням - «Кирпичики», «Саша, ты помнишь наши встречи?», «Только раз бывают в жизни встречи» и т.д. Юлий Хайт, умерший в 1966 году, так и не создал ничего хотя бы отдаленно сопоставимого с «Авиамаршем». Версия о том, что музыка «Авиамарша» заимствована, высказывалась не раз. Надежного подтверждения она не получила. Однако в 1930 году ленинградский журнал «Рабочий и театр» с неодобрением писал о «всевозможных Хайтах, переделывающих старые напевы шансонеток на “революционные” песни и романсы» (№ 21, статья «Выкорчевывать пошлятину!»).

Замечание весьма любопытное. Переделка эстрадных напевов в революционные началась еще до 1917-го; так, по наблюдению историка русской эстрады Е. Уваровой, мелодия песни «Мы кузнецы, и дух наш молод» (1906) восходит к модной в те годы песенке «Я - шансонетка». Неужели и «Авиамарш» оттуда же?

Однажды в бескрайних просторах Вселенной родилась маленькая Сказка. В ней было всё, что только могла пожелать душа: чудесные исцеления, несметные сокровища и богатства, прекрасный принц на белом коне и принцесса на горошине, путешествия за край Земли и в пространство Космоса и многое - многое другое, всего не перечислишь. Сказка подрастала и наполнялась струящимся теплом и светом любви, радужными переливами счастья, мелодичными созвучиями радости и веселья. Пришла пора ей воплощаться в жизнь.

Задумалась сказка, на какую планету ей лететь? И вдруг услышала песню, доносящуюся с Земли: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью….» « Вот туда я и полечу», - решила юная волшебница,- «Люди помогут мне стать былью!» И отправилась через всё бескрайнее космическое пространство к голубой планете, навстречу своей жизни - ведь жизнь сказки не начнётся, пока кто-нибудь не поверит в неё…

Проникнув в атмосферу земли, Сказка полетела над полями и морями, лесами и лугами в посёлки и города, в поисках людей, которые примут её, поверят в неё, помогут ей стать реальностью. Но было ещё одно важное условие для её воплощения – она непременно должна была стать полезной, необходимой, должна была помогать, а не просто развлекать. Вначале, это условие казалось ей очень простым, ведь кому же ещё нужна сказка, как не тем, кто отчаялся, кто устал от трудностей и невзгод, кто измучен болезнями и страданиями. Но….

Не тут-то было! Впрочем, обо всём по-порядку…

Пролетая над больничным городком, увидела наша путешественница больную женщину. Она была ещё молода, но настолько истощена болезнью, столько страдания и муки было в её глазах, что Сказка просто не смогла пролететь мимо. Она примостилась на плечо женщине и, обогрев её своим теплом и участием, прошептала на ухо: «Я могу помочь тебе выздороветь, ты ещё молода, жизнь прекрасна, и она вся - впереди.
Со мной ты увидишь все краски мира и почувствуешь радость и полноту здоровья. Тебе нужно только поверить мне.» Женщина досадливо отмахнулась от этих слов. «О чём ты говоришь? Я столько лет страдаю от болезни! Самые профессиональные врачи, самые дорогостоящие лекарства не могут помочь мне! А ты хочешь меня убедить, что просто Сказка может мне помочь? Улетай! Не морочь мне голову!

Дай мне продолжить свои страдания, чтобы меня жалели и любили, больше мне ничего не нужно в жизни!».
Полетела Сказка дальше, решив не отчаиваться и попробовать ещё. Видит – бедный человек, работает, как вол от зари до зари, а средств всё не хватает. «Вот, ему то наверняка понадобится моя помощь» - подумала Сказка и, выждав момент, когда человек сел отдохнуть, приблизилась к нему. Распылив над ним лёгкий освежающий душ вдохновения, Сказка прошелестела: «Хочешь жить в достатке и богатстве? Хочешь позволить себе больше отдыха от своих трудов? Хочешь, чтобы работа приносила радость? Хочешь получить всё, о чём мечтаешь? Я могу помочь тебе в этом…».

Её завораживающий шёпот был прерван грубым окриком. «Что ты тут мне сказки рассказываешь?! Я всю свою жизнь работаю, не разгибая спины, света белого не вижу! Просыпаюсь и засыпаю с мыслями о том, как заработать на кусок хлеба для своей семьи! Какое богатство! Какой достаток! Кругом только нищета и бедность - для таких как я, и лишь горстка воров и негодяев имеет всё!».

Сказка попробовала ещё раз пробиться через стену враждебности: «Тебе всего лишь-то и надо – поверить в меня – Сказку! А я помогу тебе увидеть хорошее, светлое и радостное в жизни! Я приведу тебя к твоей мечте!»

«Что?!» - разъярённо взревел труженик. «О какой мечте ты твердишь? Какие могут быть у меня мечты? Мне семью кормить надо, а не мечтать! Убирайся! Некогда мне с тобой лясы точить!
Мне нужно работать, для того чтобы чувствовать себя главным в семье, сильным и необходимым, чтобы меня уважали, от меня зависели и любили меня!».

Отлетев на безопасное расстояние, расстроенная Сказка глубоко задумалась: «Как же так? Люди готовы страдать от изматывающих болезней, тяжёлого беспросветного труда, иссушать себя душевной болью от обид и разочарований, для того, чтобы получить любовь! Но отвергают эту же любовь, струящуюся через Сказку, через мечту, через радость!».

Так и не найдя ответа на этот вопрос, но не отчаиваясь, полетела она дальше, искать человека, который поверит в неё и позволит всем своим мечтам воплотиться в жизнь, позволит своей жизни стать прекрасной, волшебной, наполненной чудесами и любовью, Сказкой.

А может быть это будешь ты…?

«Мы рождены, чтоб СКАЗКУ сделать БЫЛЬЮ!»
КАЖДЫЙ ИЗ НАС ВСЕГДА ЖЕЛАЕТ ЖИТЬ ЛУЧШЕЙ ЖИЗНЬЮ! И это прекрасно, что мы не довольствуемся тем, что есть. А стремимся к лучшему! И помочь Вам СВОЮ жизнь превратить в СКАЗКУ,

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью
Из «Авиамарша», написанного (первое издание с нотами: 1922) композитором Юрием Хаитом на стихотворение «Все выше» поэта Павла Давидовича Германа (1894-1952). В СССР 1930-хх гг. эта песня-марш, прославляющая советских летчиков, была чрезвычайно популярна:
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и простор.
Нам разум дал стальные руки-крылья,
А вместо сердца - пламенный мотор...

Употребляется: иронически по отношению к дискредитировавшим себя социалистическим доктринам и политическим лозунгам. Используется также как шутливая похвала самому себе.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью" в других словарях:

    сказка - , и, ж. ** Мы рождены, чтоб сказку сделать былью. // Начальная строка “Авиамарша” Ю.Хайта на стихи П.Германа, 1920 г./. поэт. патет. Популярный лозунг энтузиастов социалистического строительства. ◘ Мы рождены, чтоб сказку сделать былью… … Толковый словарь языка Совдепии

    Авиамарш … Википедия

    ликёр - а, м. ЛИКЕРА ы, ж. liqueur f. , > нем. Likör <, лат. liquor. 1. Крепкий, сладкий, ароматический спиртной напиток. Уш. 1938 . Весьма сладкая водка, с примесью пряностей, плодовых соков и пр. Даль. От делания ликер и безпошлинной от них… …

    ликера - ЛИКЁР а, м. ЛИКЕРА ы, ж. liqueur f. , > нем. Likör <, лат. liquor. 1. Крепкий, сладкий, ароматический спиртной напиток. Уш. 1938 . Весьма сладкая водка, с примесью пряностей, плодовых соков и пр. Даль. От делания ликер и безпошлинной от них … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    помидор - а, м. pomme d amour, ит. pomodoro мн. pomidori. Томат или амурное яблоко, у огородников помидор, pomme d amour. Шредер 552. Мы рождены, чтоб выпить все, что жидко, Преодолеть сивуху и лекер, Нам Мосгортрест дал разные напитки, А на закуску… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Юрий Алексеевич Гагарин … Википедия

    Гагарин, Юрий Алексеевич Запрос «Гагарин» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Юрий Алексеевич Гагарин Страна … Википедия

    Страна … Википедия

    Юрий Алексеевич Гагарин Страна … Википедия

    Небесная история … Википедия

Книги

  • Крылья Страны Советов , . С первых лет создания Российского воздушного флота в начале XX столетия авиация и авиаторы приобрели любовь всего народа, а воздушные праздники навсегда связалисьс представлением о ярком…
  • Транспорт: Самолеты , Александр Лукин. Двое героев – Маша и Петя, сопровождаемые добрым знакомым – профессором Владимиром Сергеевичем, раз за разом отправляются в захватывающие путешествия через пространство и время. Но где бы ни…

ЛЕТОПИСЬ Акселя ВАРТАНЯНА. 1972 год. ЧАСТЬ ДЕСЯТАЯ

Насыщенный сверх меры международными событиями год отвлек от дел домашних. Сегодня полон решимости завершить чемпионат и объявить победителя.

ГОЛ - НЕ РОСКОШЬ, А СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

Лидерство "Зари" затянулось. Фавориты до поры до времени сохраняли спокойствие - сдуется, не чета нам. "Не дождетесь", - следовал ответ. И правда, время шло, давно пройден турнирный экватор, уж финиш близится, а смены лидера все нет. "Заря" продолжала освещать окрестности с турнирной вершины и держала на почтительном от себя расстоянии конкурентов. Теоретически нагнать ее можно. При двух условиях: серьезного ДТП "выскочки" и чистого прохождения оставшейся до финиша дистанции оппонентами. Порой "выскочка" спотыкалась, но равновесия не теряла, позиции ее оставались прочными, поскольку и преследователи не сумели избежать проблем, более серьезных.

Туров за шесть-семь до конца ситуация сложилась нестандартная. К этому времени число претендентов на медали обычно сокращается до четырех-пяти. А тут… Ясная картина лишь на полюсах: в апогее "Заря", практически недосягаемая, в перигее - обреченные на выселение "Локомотив" с "Нефтчи". Не то, что вы подумали: в советское время без крова не оставляли. Я не так выразился, не выселяли их, а переселяли в другое помещение с худшими "жилищными" условиями.

Но что творилось между полюсами! Не поверите - десять команд, разделенные всего четырьмя очками, сохраняли шансы на медали. Только три клуба, ни на что не претендуя и оградив себя от неприятностей, тихо-мирно коротали последние турнирные дни. При такой плотности победа позволяла перепрыгнуть через две-три ступеньки, поражение - на столько же опустить. Выходили на поле под девизом: "Не пропустить!" Общий рисунок игры часто походил на встречи гандболистов, когда при потере мяча вся команда мгновенно отступала к своим воротам, а соперники переходили на чужую половину поля, где их встречала двух-, а то и трехслойная оборона.

На небольшом пространстве сосредоточивалось огромное скопище людей. Разыграть комбинацию, выйти на ударную позицию, тем более в одиночку пробиться к воротам крайне сложно. Оставались удары с дальней дистанции или рутинные навесы на авось, чаще всего безуспешные. Тут же неторопливая волна откатывалась назад. Цена очка и гола возросла. Забитый мяч, как правило, предохранял от проигрыша, чаще обеспечивал два очка. Гол - не роскошь, а средство передвижения по турнирной дистанции.

Результативность резко снизилась. 141 календарный матч из 240 (без малого 60 процентов) обходился без забитых мячей или ограничивался одним-двумя. Чем меньше голов, тем жарче поцелуи. Ветераны, глядя на происходившие на их глазах вакханалии (видели бы, что сегодня вытворяют), недоумевали. Алексей Гринин, капитан славной "команды лейтенантов" (ЦДКА - ЦДСА), высказался по этому поводу на страницах "Вечерней Москвы" (от 23 октября): "Футбол стал иным, голы стали редкостью… Каждый гол - событие. Футболисты бегут через все поле, целуются, как малые дети. Мои партнеры Г.Федотов, В.Бобров, В.Николаев, умели здорово забивать голы, умели и другое - по-мужски сдерживать чувства и не устраивать на поле хороводы по поводу каждого забитого мяча".

Сущая правда. Самый яркий пример: 1948 год, последний тур. ЦДКА - "Динамо". На кону - чемпионский титул и золотые медали в придачу. "Динамо" к цели ближе, достаточно свести матч вничью. Армейцам, у них очком меньше, необходима победа. На деревянном табло стадиона в Петровском парке - 2:2. В пользу "Динамо". Прозвучавший над стадионом гонг напомнил - осталось пять минут. Он послужил сигналом для решающего штурма. Завершил его Всеволод Бобров - 3:2. ЦДКА - чемпион! Забит не рядовой гол, какой ныне удостаивают коллективных почестей (вариативность большая), гол, решивший судьбу не матча - а всего чемпионата! Вы можете представить (вы-то можете), как бы наши молодцы на поле его отметили, и тренеры с запасными. Бегали бы с искаженными гримасой лицами, вылезшими из орбит глазами, рвали на себе одежки и погребли бы товарища под своими телами.

А реакцию предков сохранили кадры кинохроники. Автор "золотого гола" и стоявшие поодаль однополчане развернулись на 180 градусов и засеменили на свою половину поля. Только капитан, Алексей Гринин, подбежал к Боброву, пожал ему руку и, приобняв, неловко поцеловал.

ЧЕМ ОСТРЕЕ КОНКУРЕНЦИЯ, ТЕМ НИЖЕ ЗРИТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРЕС

Парадокс. К началу октября, когда десять команд с разной степенью вероятности могли взойти на пьедестал, трибуны пустели. Восемь игр тура посетило 97 тысяч человек, средний показатель - примерно 12 тысяч. Рекордное число зрителей (20 тысяч) собрал матч в столице динамовцев Москвы и Киева. Антирекорд: "Спартак" - "Локомотив" - 1 (ОДНА!) тысяча.

Встречу в Тбилиси конкурентов на медали, местных динамовцев с "Днепром", посетили 12 тысяч горожан. Это в Тбилиси, где трибуны не всегда могли вместить всех желающих! Шеститысячную аудиторию собрала встреча следующего тура "Торпедо" - "Спартак" и через несколько дней - "гвоздевая" во все времена "Спартак" - "Динамо". Не так давно на матчах двух названных пар стотысячная лужниковская чаша наполнялась до краев. Что случилось? Ответ прост: футбол стал скучным, пресным. Болельщики, чей вкус формировался на матчах "смотрибельных", образцах ярких, захватывающих дух, продукт, произведенный на их глазах, не устраивал.

Футболистов обвиняли в безразличии, отсутствии самоотдачи и прочих грехах. Возвращаясь с матча "Динамо" - "Спартак" в динамовском автобусе, Виктор Понедельник беседовал с тренером Константином Бесковым. Позже, в материале, посвященном завершению чемпионата, он поделился впечатлениями с читателями "Вечерней Москвы" (от 22 ноября):

"- Ну что еще нужно этим молодым парням? О них заботятся и тренеры, и руководители общества. Мы уже им стали няньками, а они…

Я сидел в автобусе и слушал огорченного Бескова, как вдруг в машине позади раздался смех. Кто-то из молодых игроков, говоря о чем-то своем, уже смеялся, позабыв о недавнем поражении. К.Бесков готов был взорваться, но лишь глубоко вздохнул. Сколько, однако, горечи было в этом вздохе!"

Молодые люди (не только динамовцы) к игре и результату в те годы стали относиться терпимее, спокойнее, нежели поколение Сальникова, Симоняна, Яшина, Воронина, Иванова да и самого Понедельника. С позиций медицинских вели себя разумно - берегли здоровье и нервные клетки.

"МАРКСИЗМ - НЕ ДОГМА, А ТВОРЧЕСКОЕ РАЗИВАЮЩЕЕСЯ УЧЕНИЕ"

Футбольные законодатели относились к работе вообще и к своему детищу, Положению о чемпионате, в частности соответственно духу времени и руководствовались постулатами классиков самого передового всепобеждающего учения, плоды которого мы вкушаем и сегодня. Один из важнейших вынесен в подзаголовок. Жизнь постоянно подбрасывала разного рода сюрпризы, не предусмотренные законодателями. Приходилось реагировать - дополнять уже принятые параграфы, пункты и подпункты с исключениями, то есть творчески развивать. С регламентом чемпионата, основными его положениями я обычно знакомлю вас перед началом сезона, вскоре после утверждения. В разгар турнира, летом-72-го, не стоящая на месте жизнь вынудила чиновников после событий в Баку обогатить Положение еще одним пунктом, а меня - о новшестве рассказать.

За четверть часа до окончания матча "Нефтчи" со "Спартаком" на Республиканском стадионе вышло из строя электрическое освещение: погас свет. Рижский арбитр Хуго Стренцис не счел возможным продолжить игру в потемках и прекратил ее. Как следует поступить в подобных случаях, Положение не ведало. Организаторы рассматривали три варианта: а) утвердить счет 0:0, б) засчитать хозяевам поражение, в) переиграть матч на нейтральном поле. Остановились на последнем. Поскольку форс-мажор не исключался и впредь, разработали и внедрили новый пункт: "При необеспечении дирекцией стадиона условий для нормального проведения матча, происшедших по техническим причинам (неисправность электроосвещения, поломка ворот и т.п.), команде - хозяину поля засчитывается поражение независимо от результата, при котором игра была прервана". Не доигранный 23 июня матч переиграли в Днепропетровске через пять месяцев - 18 ноября (раньше не смогли), и он завершился миром - 1:1. Отмотаю "пленку" назад.

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЧЕМПИОНА

С мыслью о неизбежной победе "Зари" одни давно смирились, другие пребывали в нетерпеливом ожидании официального провозглашения чемпиона. К концу октября, перед четырьмя заключительными турами, до вожделенной мечты оставался один шаг, одно очко. Мало кто сомневался, что будет он сделан 29 октября в домашнем матче с "Торпедо". Люди шли на стадион "Авангард" поздравить своих с победой в чемпионате в приподнятом, праздничном настроении. Трибуны, вмещавшие более тридцати тысяч зрителей, поднапряглись и приняли, по официальным данным, сорок. Подозреваю, что было больше.

День для конца октября погожий, температура воздуха - плюс 8. На трибунах - намного выше. Игра корректная, соперники уважительно друг к другу относились, обменялись забитыми голами (1:1), а с последним свистком ереванского судьи Матевоса Мкртчана торпедовцы поздравили хозяев. А что на трибунах творилось… Запомним: 29 октября 1972 года родился седьмой советский чемпион - "Заря" из Ворошиловграда.

После игры тренер москвичей Виктор Маслов по горячим следам перечислил слагаемые успеха рожденного на его глазах чемпиона: "Высокая сыгранность и отменные физические кондиции позволили "Заре" опередить именитые клубы. Ворошиловградцы играют просто, но благодаря абсолютному взаимопониманию они способны решать любые тактические задачи. Это исключительно маневренная команда. Все это и определило победу в чемпионате" (киевская "Спортивная газета" от 31октября). Его коллегу, Германа Зонина, хватило на одну фразу: "Сегодняшний день - самый счастливый в моей жизни".

Когда Герман Семенович обрел дар речи, спортивный обозреватель уже партийной газеты уединился с ним и учинил допрос. Зонин держался мужественно, отвечал подробно, обстоятельно, а перед расставанием обещал читателям газеты: "В оставшихся трех встречах мы хотим показать, что "Заря" не случайно стала победителем за три тура до конца сезона" ("Правда Украины" от 31 октября). Погорячился тренер. В самом деле верил в то, что сказал? Люди, не ведавшие об особенностях отечественных чемпионатов (неужели к началу 70-х такие оставались?) и поведении решивших турнирные задачи команд в финишном створе, включая чемпионов, могли в закономерности победы "Зари" усомниться. Об этом позже.

А пока сбившиеся с ног почтальоны трудились с повышенной нагрузкой, доставляли триумфаторам поздравительные телеграммы, слетавшиеся в Ворошиловград со всех уголков огромной страны - преимущественно в прозе. Одна, от слесаря Ворошиловградского паровозоремонтного завода ("работодателя" футболистов, шефа и кормильца) Анатолия Власова, - в стихотворной форме:

Мы помним самое начало,

Когда в крещеньях боевых

Ты путь футбольный

начинала

Еще в "Резервах трудовых".

И вот надежда

былью стала.

Мы знали:

грянет этот час,

Светить ты будешь

с пьедестала

И прославлять

родной Донбасс.

Рожденные сделать сказку былью в масштабах всей страны задачу провалили. А отдельно взятый футбольный рабочий коллектив с задачей локальной справился с блеском - сказку превратил в быль.

Неожиданная победа "провинциальной" команды (впервые чемпионат выиграли представители не союзной или республиканской столицы, а областного центра) вызвала неоднозначную реакцию. В кулуарах поговаривали о бедственном состоянии нашего футбола: раз уж чемпионом стала "Заря", дела и в самом деле плохи. Эту версию распространяли, по всей видимости, неудачливые оппоненты или завистники. Виктор Дубинин, один из ведущих советских специалистов, высказал иное мнение: "Победа "Зари" - событие экстраординарное... Крутой поворот "Зари" от пустившего в нашем футболе корни прагматизма к идеям открытого футбола, заслуживает добрых слов и пристального внимания".

Какие к ней могли быть претензии? На фоне нудных прагматиков, практиковавших медленную, тягомотную игру, "Заря" выглядела сверхзвуковым лайнером. Играла весело, широко, на больших скоростях и заставала противников, не успевавших отойти назад и перегруппировать силы, врасплох. Это была дружная волевая, организованная, трудолюбивая команда, знающая, чего хочет, и умеющая осуществлять задуманное. Блестящая физическая готовность позволяла поддерживать высочайший темп на протяжении всей встречи. Победа "Зари", сумевшей в отличие от признанных фаворитов выложить все свои козыри (крыть-то их никто не смог), вполне заслужена. Козыри раскроем чуть позже.

ИТОГИ ФИНАНСОВОЙ ПРОВЕРКИ

Я не вправе делать вид, будто мне неведомы разного рода слухи и домыслы, произносимые сначала шепотом, а спустя годы просочившиеся на газетные полосы, о якобы закулисных махинациях, способствовавших восхождению "Зари". Если имелись в виду не учтенные сметой денежные вознаграждения футболистам, то материальные стимулы широко распространялись практически во всех командах.

Этой животрепещущей темы не так давно я в общих чертах коснулся, обещав при удобном случае к ней вернуться и, во-оружившись цифрами и фактами, обсудить более предметно. Случай представился, вряд ли в обозримом будущем возникнет более удобный. В начале 70-х партийные органы проверили финансовую деятельность семи команд элитной лиги и отчитались перед вышестоящими инстанциями. Изложенные в отчете суммы (собираюсь их огласить) могут показаться нашим современникам смехотворными. Чтобы понять их истинную величину, необходимо соотнести заработную плату со стоимостью продуктов первой необходимости. Средний заработок трудящихся равнялся в то время примерно 130 - 140 рублям. Батон хлеба стоил 30 копеек, столько же литр молока, килограмм мяса от 1руб. 20 копеек до 1руб. 80 копеек… Цены твердые, стабильные.

Обращаюсь к документам, многолетним "узникам" партийного архива (КПСС), ныне - РГАНИ (Фонд 5, опись 67, дело 127).

"Действующим Положением предусмотрено, что единственным источником для выплаты премий и поощрительных вознаграждений членам футбольных команд являются доходы от реализации билетов на проведенные ими игры. Но предприятия и организации выделяли большие суммы на выплату всевозможных пособий и вознаграждений.

Из 90 тыс. рублей, выделенных автозаводу им. И.А.Лихачева на физкультурно-массовую работу, 85 тысяч (!!!) выплатили футболистам "Торпедо". В 72 г. премии выплачивались 7 раз… Ежегодно выдавалась материальная помощь в размере месячного оклада и пособие на лечение по 100 рублей каждому игроку…

В июне 72 г. зарплата тренеров достигала 636 р., игроков 1-й категории - 574 р. За ноябрь, соответственно 862 и 779 р…

Среднемесячная зарплата "Локомотива" (Москва): 380 - 430 р., в отдельные месяцы - 580 - 780 р, тренеров - 810 р.

В проверяемый период почти во всех футбольных командах выплатили незаконных премий на сумму более 400 тысяч рублей. На питание незаконно выплатили 97,5 рублей (сверх меры)…

Установлены совершенно недопустимые факты, когда отдельные футбольные команды всю выручку от проведения товарищеских игр делили между собой".

О "левых" товарищеских встречах. Большие окна в календаре, предусмотренные во время матчей сборной или спонтанно возникавшие, позволяли подрабатывать в отдаленных от места проживания городах. Цитирую: "Шахтер" Донецк в 1972 году за 2 игры получил 5000 рублей. "Торпедо", Москва без разрешения Спорткомитета СССР провело товарищеские игры в г.г. Белгороде, Брянске, Перми, Челябинске, Йошкар-Оле, и футболистам выплатили 12 тысяч рублей". Строжайшие запреты не препятствовали командам мастеров зарабатывать на стороне начиная с 30-х годов. Здесь перечислены не все источники доходов, легальные и нелегальные. Итак, проверили партийные товарищи финансовую деятельность клубов, вскрыли вопиющие нарушения, отчитались - и с плеч долой. Эффект - нулевой, ничегошеньки не изменилось и в последующие годы.

Так что объяснять успех "Зари" только денежными вливаниями и материальными благами в виде автомашин и квартир несерьезно. Пользовались ими практически все, а золото чемпионата брал тот, кто лучше в футбол играл. Если же речь шла о подкупе судей или соперников, то об этом мне ничего не известно.

Каждый год представители команд или горе-журналисты, не умеющие скрывать болельщицкие пристрастия, нередко после проигранных матчей обвиняли судей в предвзятости. Конечно, и судьи грешили, наверное, не так часто, как это виделось необъективному оку. Я внимательно изучал протоколы матчей 1972 года и не обнаружил ни единого упрека соперников "Зари" в адрес судей. То же могу сказать о прочитанных отчетах и виденных с участием ворошиловградцев матчах (правда, их было не так много). Ничего предосудительного не заметил, хотя опыт почти безошибочного определения праведных игр от неправедных накопился к тому времени немалый.

ЛОЖКА ДЕГТЯ

О чем говорить. "Заря" уверенно лидировала на протяжении всего турнира, ближе к концу разрыв от преследователей увеличивался, и победила она с большим отрывом от ближайших соседей. Отрыв мог быть и большим… Вот здесь не удержусь от упрека в адрес нового чемпиона. В предыдущие годы сложилась недобрая традиция: команды (в их числе чемпионы), досрочно решившие турнирные задачи, проматывали очки с щедростью неимоверной. "Заря", увы, традицию продолжила: по достижении цели проиграла минчанам и сделала две ничьи - со "Спартаком" и киевлянами, названные Юрием Ваньятом "гроссмейстерскими". Без ложки дегтя не обошлось.

Откровеннее на сей счет высказался обозреватель ленинградской "Смены" (от 13 декабря) Юрий Коршак в заметке "Беспокойная игра - футбол": "Глядя на турнирную таблицу и календарь оставшихся игр незадолго до финиша чемпионата, многие болельщики могли предсказать это чудесное превращение из середняка розыгрыша в серебряного призера. Нечто подобное на последней прямой чемпионата происходило из года в год. Кстати, по неписаной традиции, и лучший бомбардир первенства вновь выявился в заключительном матче, повторился и модный счет 3:3".

Вплотную приблизился к теме, в советское время запретной, функционерами "табуированной": договорным матчам. Явление уродливое, противо-естественное самой сути спортивной борьбы, порочащее, унижающее и оскорбляющее Великую Игру и тех, кто искренне ей предан. Мне довелось быть свидетелем зарождения позорного явления и дожить до ренессанса, чрезмерно затянувшегося. Долгое время пребывал в убеждении, что накопленный опыт позволял мне по ряду внешних признаков безошибочно обнаруживать фальшивку. До чего же был наивен. Обманывался не раз: их было больше, чем я думал, на что по прошествии лет указали мне сами "фальшивомонетчики".

Лет двадцать назад на страницах "СЭФ" я посвятил "договоркам" четыре главы. В освещении темы ни в коей мере не руководствовался ни собственными впечатлениями, ни слухами, насколько достоверными они ни казались бы. Ссылался на мемуары, газетно-журнальные публикации, архивные документы, содержание телепередач и общение с участниками матчей - футболистами, тренерами, судьями, чью анонимность (если того желали) гарантировал.

В "Летописи" не раз знакомил вас с реакцией советских СМИ на "художества" бомбардиров, под занавес чемпионата словно по заказу резко увеличивавших "производительность труда" и вознагражденных "близорукими" учредителями престижных призов. Преодолевая цензурные препоны, советские журналисты и футболисты - Аркадий Галинский, Мартын Мержанов, Лев Филатов, Олег Кучеренко, Виктор Понедельник, Лев Яшин, Игорь Нетто, Алексей Леонтьев, тренер Константин Бесков (список можно продолжить), а однажды и председатель Федерации футбола СССР Валентин Гранаткин - смело разоблачали производителей бракованного, дурно пахнущего товара - отдельных игроков и целые коллективы. В эпоху гласности, когда стало можно без риска для служебного положения и неприятностей с начальством говорить на запретную тему, число разоблачителей увеличилось в разы.

Возвращаясь в год 72-й, прокомментирую цитату обозревателя ленинградской газеты Юрия Коршака, прозрачно намекавшего на договорный характер матча "Зари" с киевским "Динамо", последнего, 240-го, в чемпионате. О своем отношении к игре я говорить не вправе, поскольку не видел ее и фактами, подтверждающими правоту Коршака и других журналистов, не обладаю, с участниками того матча на эту тему не беседовал. А сложившуюся перед встречей турнирную ситуацию опишу. Оперирую исключительно фактами, их легко проверить, пролистав спортивные издания осени 72-го.

На киевлян, неровно шагавших по дистанции, ближе к финишу нашло вдохновение, и остаток пути они преодолели в спринтерском темпе - десять набранных очков при двух потерянных позволили совершить мощный рывок с турнирного экватора и вплотную приблизиться к пьедесталу. Четыре победы одержаны над командами, чье турнирное положение опасений не вызывало, а очки поделили с непосредственными конкурентами на медали - тбилисцами и "Араратом". Ничья с давно решившей личные проблемы "Зарей" позволяла сравняться с грузинами в очках и опередить их (сместив со второй ступени на третью) по разности мячей. А один забитый гол делал Блохина единоличным победителем турнира бомбардиров. Так и случилось - сыграли 3:3, Блохин забил.

Повторюсь - изложил факты, послужившие поводом для ленинградского журналиста и некоторых его коллег заподозрить участников матча в сговоре. Я же, держа тогда в голове участившиеся в предшествующие годы аналогичные случаи, такого сценария не исключал. Предчувствие меня не обмануло. С другой стороны, допускаю, что киевляне, имея в составе высококлассных футболистов, вполне были способны уверенно, даже без потерь, преодолеть последнюю финишную прямую, а Блохин, не раз демонстрировавший снайперские качества в матчах за "Динамо" и сборную, - без посторонней помощи забить ворошиловградцам гол, а то и два.

ТЕРПЕНИЕ И ТРУД ВСЕ ПЕРЕТРУТ

Отвлечемся от смазанного "Зарей" финиша и поговорим о феномене свежеиспеченного чемпиона, попытаемся понять природу головокружительного успеха. Считали его коллективом боевитым, но уступающим титулованным "орденоносцам" в подборе игроков, классе, в широком понимании этого слова. Так ли это? Случайно чемпионаты Союза не выигрывают. Значит, как уже говорилось, имела команда на руках козыри. Их-то коллективными усилиями и раскроем. К сказанному Виктором Масловым и Виктором Дубининым присовокуплю мнение и других специалистов, дополняющих друг друга. Сводилось оно к аксиоме, рожденной коллективным народным творчеством: терпение и труд все перетрут.

"Секрет" успеха "Зари" объясняли "потогонными" тренировками. Вдохновил ребят прошлогодний взлет "Арарата" из турнирных глубин на серебряную ступень. Чем мы хуже, задались вопросом футболисты, не первый год обхаживавшие пьедестал. На собрании приняли единодушное решение - оседлать его наконец. Какую ступень, не конкретизировали. Время покажет.

Футболисты, одержимые намеченной целью, добровольно прервали зимний отпуск и приступили к тренировкам. На весенних сборах Зонин заменил обычную утреннюю зарядку занятиями сложными, объемными, интенсивными. Тренировались по три раза в день. Все в движении, практически без простоя. Нагрузки огромные, до чертиков в глазах. Тренер с гордостью рассказывал журналистам: "Никто не роптал, ни нытья, ни жалоб". В соревновательный период, даже после сложных энергозатратных матчей, отказывались от выходных дней и выходили на "пахоту".

Высокая сознательность футболистов, доверие к ним тренера избавляли от мелочной опеки, проверки, контроля. В отсутствие уехавшего на семинар в ФРГ Зонина ребята так же добросовестно, с полной отдачей, работали под руководством помощника главного - Виталия Галустова, с кем не так давно на поле выходили.

Л.Прибылов в справочнике издательства "Физкультура и спорт", обобщив мнения экспертов, перечислил слагаемые успеха ворошиловградцев:

а) наличие в команде группы сильных футболистов, единомышленников, объединенных единой целью, не гнушающихся черновой работой;

б) ровный, без слабых мест состав с лидерами в каждой линии: Журавлев - в защите, Семенов - в полузащите, Онищенко - в нападении;

в) взаимозаменяемость, взаимная страховка, универсализм - каждый мог играть на любой позиции в зависимости от ситуации;

г) игрокам предоставлялась творческая инициатива;

д) высокая физическая готовность на протяжении всего сезона: и в конце чемпионата футболисты сохранили подвижность, свежесть, легкость в движениях;

е) самоотверженность, самоотдача, борьба на каждом участке поля от первой до последней минуты.

Вопросы есть? Тогда поздравим "Зарю" с потрясающим успехом и пожелаем его умножить. Удастся ли? Не окажется, как предсказывали завистники и недоброжелатели, калифом на час? Узнаем из "Летописи"-73. Нам осталось подвести в следующий раз окончательные итоги сезона 1972 года.

Размер 4 / 4

C F C
Мы рожде- ны, чтоб сказку сделать былью,
G 7
Преодолеть пространство и про- стор.
A 7 D m F m6 C
Нам разум дал сталь- ные руки- крылья,
A m D 7 G
А вместо сердца - пламенный мо- тор.
G 7 C
Всё выше, выше, и выше
A 7 D m
Стре- мим мы полет наших птиц;
A 7 D m F m6 C
И в каждом про- пеллере дышит
D 7 G 6 G 7 C
Спо- койствие на- ших гра- ниц.

ТРАНСПОНИРОВАТЬ В ДРУГУЮ ТОНАЛЬНОСТЬ. НА ПОЛТОНА

Текущая тональность: до мажор

C F G 7 A 7 D m F m6 A m D 7
G G 6

Условные обозначения

Показать


I. Струны от 6-ой до 1-ой (слева направо).
II. Номер лада.
III. Открытая струна.
IV. На струне не извлекается звук.
V. Пальцы: указательный (1 ), средний (2 ), безымянный (3 ), мизинец (4 ).
VI. Барре указательным пальцем.

ПЕСНЯ «АВИАМАРШ» («ВСЁ ВЫШЕ»). ПОДОБРАТЬ БОЙ (ПЕРЕБОР)

Чтобы воспользоваться справочником «Бой + Перебор», включите поддержку flash и javascript в браузере.

ПЕСНЯ «АВИАМАРШ» («ВСЁ ВЫШЕ»). ТЕКСТ

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и простор.
Нам разум* дал стальные руки-крылья,
А вместо сердца - пламенный мотор.

ПРИПЕВ:
Всё выше, выше, и выше
Стремим мы полет наших птиц;
И в каждом пропеллере дышит
Спокойствие наших границ.

Бросая ввысь свой аппарат послушный
Или творя невиданный полет,
Мы сознаем, как крепнет флот воздушный,
Наш первый в мире пролетарский флот.

Наш острый взгляд пронзает каждый атом,
Наш каждый нерв решимостью одет.
И верьте нам - на всякий ультиматум
Воздушный флот сумеет дать ответ.

* вариант: Сталин

ПЕСНЯ «АВИАМАРШ» («ВСЁ ВЫШЕ»). АВТОРЫ

Советский композитор Юлий (Илья) Абрамович Хайт (1897-1966)

ЮЛИЙ ХАЙТ

Юлий Абрамович Хайт родился 3 (15) ноября 1897 года в еврейской семье в Киеве. В 1921 году окончил юридический факультет Киевского университета. Брал уроки композиции у М. И. Пруслина. В том же году переехал в Москву. В 1923-1949 гг. - сотрудник организаций по охране авторских прав советских композиторов. В 1949 г. был репрессирован и находился в заключении до 1953 г. Кроме «Авиамарша» Юлием Хайтом написано множество других музыкальных произведений: песен и романсов («Короче будут встречи», «Мы с тобой не пара», «Я не забуду», «За гитарный перезвон», «Не надо встреч», «Не по пути» и др.), а также военно-патриотических маршей для духовых оркестров («Смена», «Наш герб», «Красные моряки», «Краснофлотский марш», «Советский герой», «Привет победителям», «Гвардейские знамена», «Слава героям» и др.). Скончался 6 декабря 1966 года. Похоронен в Москве на Введенском кладбище.

Советский поэт Павел Давидович Герман (1894-1952)

ПАВЕЛ ГЕРМАН

Павел Давидович Герман родился в г. Каменце-Подольском в 1894 году. В 1914 г., с началом Первой мировой войны, переехал в Киев. Здесь увидел свет первый сборник романсов на стихи Германа. В Киеве поэт находился и во время Гражданской войны. В 1920-м работал вместе с композитором Ю. Хайтом в эвакопункте, а также совместно с Хайтом выступал в кафе «ХЛАМ» (Художники-Литераторы-Артисты-Музыканты). В 1921-м году переехал в Москву, став заведующим литературной частью Московского цирка. С 1924 по 1928 некоторое время жил в Риге, а затем в Париже. В 1928-м начал заниматься журналистикой, подготовив к печати совместно с Н. Агнивцевым несколько эстрадных сборников в издательстве «Теакинопечать». Кроме «Авиамарша» перу Германа принадлежит также знаменитая «Песня о кирпичном заводе» (музыка В. Кручинина, 1923), которая быстро ушла в народ под названием «Кирпичики». Этому немало способствовало то, что песню стала исполнять К. Шульженко, с которой Герман познакомился в 1924-м в Харькове. Среди других популярных песен Германа упомянем «Только раз бывают в жизни встречи», «Не жалею» (музыка Б. Фомина); «Дни за днями катятся», «Песня остается песней» (музыка С. Покрасса, 1923); «Коломбо» (музыка Ю. Хайта); «Никогда» (музыка Д. Бицко); «Записка» (музыка Н. Бродского). Скончался Павел Давидович Герман в 1952 году в Москве.

ПЕСНЯ «АВИАМАРШ» («ВСЁ ВЫШЕ»). ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ


Советский плакат с текстом и нотами «Авиамарша»

Этот марш полон радости, бодрости, жизнеутверждения. Особенно солнечно, с какой-то новой ликующей силой он зазвучал, когда Москва встречала Юрия Гагарина и других его друзей-космонавтов. «Всё выше!» - сами строки из песни сделались как бы их девизом. А создан марш был в ту далекую пору, когда наша авиация еще только-только зарождалась,- осенью 1920 года. И случилось это в Киеве, совсем еще недавно освобожденном от иностран­ных интервентов, где каждый, для кого Советская власть стала родной, стремился помочь ей чем только мог. В этом патриотическом движении находили свое место и люди искусства.

В Советской стране ещё не было своих самолетов, но молодой поэт, молодой мечтатель Павел Герман сложил стихи, в которых уверенно видел завтрашний день нашей авиации, призванной «пре­одолеть пространство и простор», способной дать должный ответ «на всякий ультиматум» врагов. Поэт познакомил со стихами своего друга - молодого композитора Юлия Хайта (оба активно участво­вали в культурно-просветительной работе среди бойцов, написали для них несколько песен). Хайта увлекли стихи, и мелодия родилась быстро. Уже через день новая песня зазвучала на агитпункте перед отправляющимися на фронт красноармейцами.

«Авиамарш» был встречен восторженно: ещё бы - появилась своя, советская песня, в ту пору одна из очень немногих!

И песня встала в строй. По свидетельству газет, в 1925-м её пели участники первого дальнего перелета советских авиаторов Москва - Пекин. Через пять лет оркестры разносили звуки этой мелодии на первомайской демонстрации в Берлине, когда делегация рабочих Москвы приветствовала Эрнста Тельмана. Слова, взятые из «Авиамарша», выносились в заголовки многочисленных газетных статей, посвященных нашей авиации, приводились в обращении IX съезда ВЛКСМ в 1931 году. В приветствии VII конгрессу Коминтерна их произносила известная спортсменка Нина Камнева, выступавшая от имени делегации советских парашютистов. «Родное небо,- сказала она,- это воздушная крепость любимой Отчизны. Мы уверенно поём: «И в каждом пропеллере дышит спокойствие наших границ».

И в республиканской Испании звучала эта песня, и за океаном, когда в США восторженно встречали чкаловский экипаж, очень наглядно воплотивший в жизнь строки из «Авиамарша».

Знаменательный факт: 7 августа 1933 года народный комиссар по военным и морским делам подписал приказ: «Установить авиационным маршем Военных Воздушных Сил «Всё выше!», музы­ка Юлия Хайта, слова Павла Германа».

В том же году Константин Эдуардович Циолковский, обращаясь по радио из Калуги к первомайским колоннам, проходившим по Красной площади, в частности, сказал:

Наверное, оркестр на площади играет сейчас марш «Всё выше и выше!» Прекрасная музыка! Хорошие и замечательно правильные слова!

Константин Эдуардович тогда выразил уверенность в том, что «герои и смельчаки проложат первые взлётные трассы Земля - орбита Луны, Земля - орбита Марса, Москва - Луна, Калуга - Марс…» Прошло четверть века - и советские герои действительно вырвались в космос, а потом Земля встречала их именно этим «Авиамаршем».

Завидная песенная судьба!