Музыкант Давид Тодуа: о российском "Голосе", боли и любви к Грузии. Давид Тодуа — о шоу «Голос», травме и Кузбассе Это можно вылечить? Только операбельно

  • Давид Тодуа (37 лет) родился в г. Сухум. В его 12-ый День Рождения в Грузии начались военные действия и семье Тодуа пришлось уехать.

Давид Тодуа: «Нам приходилось выживать. Я помню, как мы стояли в очереди за мукой, хлебом и другой гуманитарной помощью. Потом мы с родителями уехали на Украину, в Харьков. У мамы на почве постоянного стресса развился рак. Я похоронил её, когда мне было 17. Потом родственники забрали нас в Россию, в Кемерово. Там я окончил университет. Начал заниматься музыкой и в 2003 году переехал в Москву».

  • Давид Тодуа с раннего детства увлекался музыкой и театром. В 5 лет Давид Тодуа занял первое место на конкурсе вокалистов и играл главную роль в первом детском театре Абхазии.
  • Давид Тодуа начал выступать с 1999 года по всей России и получил поддержку от радио «Европа +».
  • В 2002 году Давид Тодуа окончил юридический факультет Кемеровского Государственного Университета, но по специальности не работал, занимался только музыкой.
  • В 2003 году в Москве Давид Тодуа прошёл 2 тура в шоу «Народный артист».
  • В апреле 2004 года Давид Тодуа принял участие в кастинге мюзикла We Will Rock You группы Queen и был утвержден на главную роль лично Брайаном Мэем и Роджером Тэйлором.
  • После закрытия мюзикла при помощи фэн-клуба Queen в России Давид Тодуа основал группу «The Bohemians».
  • В своё время Давид Тодуа вступил в BMI (Broadcast Music Incorporated) — американское сообщество композиторов. Он отправлял туда материал, за что получал деньги. Музыка Давида начала звучать в театрах и кино.
  • В 2006 году Давид Тодуа поступил в Московский колледж импровизационной музыки.
  • В ноябре 2008 года Давид Тодуа познакомился с Антоном Цыганковым, и они решили выступать вместе.
  • Давид Тодуа имеет лицензию на исполнение песен Фредди Меркьюри в России.
  • В 2015 году Давид Тодуа работал с Димой Биланом . Вместе они полтора месяца искали стилистику для песни «Не молчи», Давид сделал аранжировку песни. В клипе «Не молчи» снялась топ-модель и ведущая «Голос.Дети» Наталья Водянова.
  • Давид Тодуа пишет песни для Дмитрия Маликова, Эмина и других артистов нашей эстрады. Также его музыку можно услышать в российских театрах и даже в мультфильме Ларса фон Триера. Дания даже отобрала одну из песен Давида Тодуа для «Евровидения» но зрители в итоге проголосовали за другую песню.
  • Однажды в юности Давид Тодуа с другом шли через парк (г. Кемерово), мимо шла пьяная компания из 16 гопников, которым они не понравились. Давид с другом решили драться, а не бежать. Их жестоко избили. В результате сетчатка левого глаза отслоилась и Давид чуть не лишился зрения. Тогда Давиду Тодуа был 21 год.
  • В 2015 произошел рецидив с серьёзными осложнениями, неоперабельными. В глазу были постоянные боли из-за внутриглазного давления, скапливалась жидкость. Позже Давид Тодуа нашел хороших специалистов, ему сделали около 20 операций за три года. И это не все. Внутриглазное и внутичерепное давление постоянно растёт. Давиду противопоказаны нагрузки и тем более нельзя петь с такой травмой. Но без музыки Давид себя не представляет и поёт через боль.

На высоких нотах чувства такие, будто в виски забивают гвозди. Причём, боли бывают не только во время пения, но и ночью. Из-за множества операций оттоки жидкости из глаза нарушены. Она накапливается и начинает давить, из-за этого боль. Чтобы снизить давление, Давиду делают специальные процедуры. Многочисленные операции обошлись Давиду Тодуа в миллион рублей.

  • Дима Билан поддержал Давида Тодуа после операции. Давиду ввели в глаз газ и нужно было 2 недели смотреть вниз, чтобы глаз прижимал отслоившуюся сетчатку. И так всё время: и ходить, и лежать, и кушать, и спать, и всё время смотреть вниз. Было очень тяжело морально. Тогда Билан приехал к Давиду и попросил его сделать аранжировку для песни «Дельтаплан» для «Новой Волны». Давид вложил в этот трек всю свою боль и всю душу. И благодаря этой работе он справился с депрессией и продолжил творить.
  • Давид Тодуа прыгал с парашютом, тягал тяжести в спортзале - нравились нагрузки и адреналин. Теперь нельзя не то что в зал, а даже плавать, переутомляться, сидеть за компьютером. Но Давид Тодуа не может без музыки, он пишет песни, поёт в своей группе «The Bohemians» никогда не жалуется и не чувствует себя несчастным.
  • Девиз Давида Тодуа: «Лучше жалеть о том, что сделал, чем жалеть о том, что не сделал».
  • Когда-то давно в трудные времена Давид Тодуа подумывал вернуться и стать юристом, он рассказал об этом отцу. Отец Давида никогда не любил то, что его сын занимается музыкой, но он сказал: «Сынок, ты будешь самым несчастным человеком, если откажешься от своей мечты». Давид Тодуа вспоминает эти слова так: «Он заполнил мои пустые баки топливом, которого мне до сих пор хватает».
  • На Слепом прослушивании Голос 6 Давид Тодуа спел «Who wants to live forever» группы Queen. Песню написал Брайан Мэй в качестве саундтрека к фильму «Горец». Первым развернулся Леонид Агутин , затем Пелагея , Дима Билан и Александр Градский .
  • Давид Тодуа представился наставникам: «Меня зовут Давид Тодуа, я - безмерно влюблённый в Россию грузин из Москвы».

Леонид Агутин начал с наступления: «Давид, прежде чем вы пойдёте к Пелагее, как это делают все бородатые грузины, давайте поговорим немножко ещё о вас».

  • Агутин намекнул, что он повернулся первым даже несмотря на то, что начало Давида было не очень впечатляющим. Зато после разворота Агутина, Давид Тодуа шикарно запел и все начали нажимать на кнопки.
  • Градский: «Давид плохо начал. Извини, но плохо, трусливо как-то. И я подумал, что вот опять, ну зачем он взял эту вещь? Лёня вдруг поворачивается, и я думаю, что он спятил что ли? Что он делает? И вдруг ты кааааак заорал!»

Дмитрий Нагиев за кулисами ждал Давида Тодуа: «Когда ты пел у меня волосы начали расти».

  • На Поединках Голос 6 Дэйв Дарио и Давид Тодуа спели «Don’t Let the Sun Go Down on Me» Элтона Джона. Сэр Элтон выпустил песню в 1974, а в 1991 он записал её с Джорджем Майклом.
  • Парни взорвали зал своей мощью, наставники не могли усидеть на месте. Это был крепкий, мужской дуэт.

Дмитрий Нагиев: - Вы наверное обратили внимание, как ваш талант, ваша энергия уходили в зал. Воистину: голос не брови, если нет - не нарисуешь!

Дима Билан: - Как известно, музыка никогда не предаст, нужно всегда ставить на неё и вы поставили на неё.

Александр Градский: - Здорово, что это совсем не похоже на Элтона Джона! Потому что, когда начинают петь Элтона Джона, обычно его дерут , и когда его дерут - дерут его всегда хуже, чем сам Элтон Джон это делает.

Дмитрий Нагиев: - Элтон Джон вообще не очень это любит, когда его дерут.

Александр Градский: - За что я благодарен Дмитрию Владимировичу Нагиеву: за то, что он, в отличии, от Элтона Джона не стал растить себе волосы на голове.

Дмитрий Нагиев: - И не позволяет себя драть!

Александр Градский: - У меня точный глаз, я даже знаю, почти уверен, кого оставят в проекте и кого спасут.

Давиду Тодуа еще предстоит длительное лечение, музыкант уверен, что болезнь – это временно, с ней нужно бороться.

Сегодня в эфир вышел, пожалуй, один из самых трогательных выпусков «Голоса». На сцену поднялся 37-летний Давид Тодуа – скромный мужчина в джинсах, футболке и очках. Он спел знаменитую композицию группы Queen «Who wants to live forever», и к нему повернулись все.

Тогда мало кто знал, что за столь душевным исполнением стоит настоящая боль в прямом смысле слова. Давиду после перенесенных операций сложно петь, но зрители этого не видят.

Несколько лет назад, когда музыкант еще жил в Сибири, его жестоко избили.

Около 15 человек напали на меня ночью и сильно избили, – поделился Давид с Woman’s Day. - После этого я долго лежал в больнице. Потом случился рецедив болезни. За два с половиной года мне сделали более 20 операций, от них развились побочные эффекты, у меня постоянно боли и высокое давление. Сейчас мне на самом деле очень тяжело петь, но этого не видно. На «Голос» я пошел ради того, чтобы доказать самому себе, что в любой ситуации человек может бороться. Конечно, есть люди, которые болеют и тяжелее меня, я ни в коем случае этим не кичусь, просто хочу показать, что нельзя останавливаться, нужно, несмотря ни на что, идти вперед. Я женатый человек, занятой, пишу музыку для многих интересных артистов – для Эмина, Димы Билана, Димы Маликова, Григория Лепса, для театров, кино, и западных музыкантов – испанских, корейских, шведских и других. Работаю по всему миру, но сейчас пришло время заявить о том, как я пою и что я чувствую.

Фото Первый канал/Максим Ли

После выступления Давид поделился со зрителями, что в некотором плане вернуться на сцену ему помог Дима Билан.

Я занимаюсь музыкой с детства, долгое время был гитаристом, – рассказал Давид Woman’s Day. - Где-то в 21 год я запел, и решил развивать вокал. Приехал в Москву, поработал в мюзикле «We Will Rock You», где играл главную роль Галилео, а потом решил создать свою группу и делать музыку для разных артистов. В какой-то момент жизнь свела меня с Димой Биланом. Где-то в 2009-2010 годах мы пару раз пересеклись в студии, я отправил ему свои песни, потом он сам связался со мной, и я сделал ему аранжировку хита «Не молчи». Сейчас я говорю, что Дима помог мне, аллегорически. После того происшествия с нападением у меня случился рецедив болезни, отслоилась сетчатка и я начал слепнуть. Долго не мог выходить на сцену. Как-то раз мне позвонил Дима и попросил сделать для него песню «Дельтаплан» Валерия Леонтьева в новом прочтении для выступления на «Новой волне». Из-за того, что я долго не работал, эта просьба и песня стали для меня чем-то особенным. В нее я вложил всю душу и боль. Дима, можно сказать, вернул меня к работе. Я поверил, что могу, что болезнь – это временно, с ней можно и нужно бороться, это как раз то, что я делаю на «Голосе». Мне еще предстоят операции.

Поскольку артисты знакомы, Давид решил, что в команду к Билану ему не стоит идти, и выбрал своим наставником Леонида Агутина, песни которого любит с детства.

Где-то за месяц до выступления в «Голосе» мы с Димой работали в студии, он мне сказал, что будет наставником, а я вскользь упомянул, что пойду на кастинг, – вспоминает Давид. - Дима не знал, как я пою, потому что я ему только делал музыку. Мне самому было интересно, зацепит его мой вокал или нет. Я не думал, что ко мне повернутся. Но когда повернулись все, было ощущение, будто это происходит не со мной. Знаете, как в фильмах, когда человек дергают ручку автомата и внезапно срывает джекпот? Вот так это и было. Но я выходил на сцену не для того, чтобы развернуть наставников, на видео хорошо видно, что я обращаюсь к зрителям. Мне хотелось спеть для них.

О том, как он попал из Сухуми в Москву, как музыка стала его жизнью, почему ему больно и что Грузия значит для музыканта, Давид рассказал в эксклюзивном интервью колумнисту Sputnik Грузия Анастасии Шрайбер.

- Давид, добрый день! Очень приятно с вами познакомиться.

— Взаимно, спасибо!

- Ваш пусть из Сухуми в Москву был нелегким и долгим. Расскажите о нем.

— Когда мне исполнилось 12 лет, в мой день рождения, 14 августа, в Абхазии началась война. Уже было понятно, что школы не работают, а мне нужно было продолжать учиться. Все мужчины, соответственно, остались - дяди, отец, дедушка. А женщин и детей отправили в Тбилиси, учиться, пересидеть бомбежки…

- У вас в Тбилиси были родственники?

— Нет, в Тбилиси у нас никого не было. Мы снимали квартиру на Марджанишвили, точнее на проспекте Давида Агмашенебели, в сторону церкви.

- Я как раз с Агмашенебели вам и звоню.

— Да? О боже мой! У меня сейчас мурашки по телу пробежали, все вспомнил, столько связано с этим местом. Мы прожили в Тбилиси год. Я закончил 6-й класс в грузинской школе. И мы переехали на Украину, в Харьков, потому что уже было понятно, что конфликт затянулся. А в Украину отец нас направил, поскольку там были его друзья, которые пригласили нас к себе. Сами понимаете, война, нужно было как-то выживать.

© Sputnik / Levan Avlabreli

Мы же были беженцами, а на эти пособия особо не проживешь. Так что мы уехали в Харьков, где как раз услышали трагическую новость про падение Сухуми. Там у нас оставалось очень много родственников. Дедушка с бабушкой попали в плен, потом их оттуда вызволяли, помогли наши абхазские родственники.

Восемь лет мы прожили в Харькове, там я закончил школу, поступил на юридический. И умерла мама. Потом мы переехали в Сибирь, в Кемерово, куда нас позвала тетя, двоюродная сестра мамы. Нам очень сильно помогли, папа там начал работать. Я перевелся туда, окончил юрфак в Кемеровском государственном университете. И как только закончил, сказал, что хочу заниматься музыкой, в свой же день рождения купил билет и уехал в Москву.

- С чего началось ваше увлечение музыкой?

— Творчеством я занимался всю жизнь. Пел, играл в театре. Кстати, я играл в первом грузинском детском театре в Абхазии, тогда он назывался "Тетри талга" (примеч. Sputnik — в переводе с грузинского "Белая волна"). Между прочим, в этом театре мы играли вместе с Зурабом Матуа из "Камеди Клаб", он тоже сухумский.

photo: courtesy of David Todua

- А более серьезно когда вы начали музыкой заниматься?

— В Харькове, у меня была группа. В Кемерово я запел, потом я стал это развивать. А уже в Москве, куда я переехал в 2003 году, точнее через полгода, меня взяли в мюзикл группы Queen под названием We Will Rock You. Они сами отбирали участников, и я попал в премьерный состав, играл главную роль Галилео. После мюзикла я и решил профессионально заняться вокалом. Стал учиться в Джазовом колледже, но не закончил, потому что времени не было - надо было выступать, ездить на гастроли.

- Правда, что у вас есть лицензия на исполнение песен из репертуара Queen в России?

— Дело в том, что, тогда я работал с Queen, и после того, как мюзикл закончился, я решил создать трибьют-команду Queen и играть только Queen.

- Вы о The Bohemians? Она сейчас существует?

— Да, она существует и очень удачно гастролирует. Вот мы недавно приехали из Владикавказа. Этим коллективом я занимаюсь почти тринадцать лет. Был период, когда я уходил из-за проблем со здоровьем, но потом вернулся. А что касается лицензии, на самом деле ее нет. Есть вербальный договор с менеджментом Queen о том, что мне разрешают петь эти песни. Но, правда, есть одна песня We Are The Champions, на которую у моей группы была лицензия - на запись и издание.

- Давид, давайте поговорим о проекте "Голос". Как вы решились принять в нем участие? Это первый подобный опыт.

— Нет, до "Голоса" я участвовал в "Народном артисте", благодаря которому и переехал в Москву. После этого я особо не стремился участвовать в таких проектах. А с "Голосом" получилось совершенно случайно. У меня много друзей в силу моей работы, я продюсирую разных артистов, пишу музыку, продаю ее в России и за рубежом. И, соответственно, за это время я познакомился и с менеджментом, и с редакторами "Первого канала". Как-то в разговоре мне сказали: "Давид, не хочешь попробовать?". И я решил попробовать, посмотреть, что из этого получится. Я даже не думал, что ко мне повернуться…

Но к вам повернулись. И все четверо. Вы - член команды Леонида Агутина. Что вы о нем скажите? Почему выбрали именно его?

— У нас хорошие отношения, рабочие, доброжелательные. А насчет того, почему я выбрал его, а не другого, понимаете, если, наверное, не было бы моей давней дружбы с Биланом, я бы пошел к Диме. Потому что музыкально Дима чуть ближе ко мне. А потом идет Леонид. Но к Билану я не пошел, чтобы избежать слухов по поводу ангажированности. Только из-за этого. А к Агутину пошел, потому что я давно знаком с его творчеством, он мне тоже близок по духу. И я думаю, что не ошибся.

- Каков ваш настрой? Чего ожидаете на проекте? Чего хочется: выиграть, прославиться?

— Знаете, сегодня я могу сказать с высоты моего возраста, какого-никакого: я хочу, чтобы это было достойно. Не просто выиграть, порвать кого-то, положить на лопатки. Нет. Для меня музыка никакого отношения к состязаниям не имеет. Я хочу себя испытать, насколько мне позволит, во-первых, мой организм после продолжительной болезни, насколько я смогу это выдержать и до куда я смогу дойти. И, конечно же, приложить максимум, но чтобы это все было честно.

Чего я ожидаю? Я от себя, наверное, больше ожидаю, нежели от окружающих. Потому что я уже как-никак, но реализован в музыке, в творчестве. Мне просто хочется посмотреть, насколько я сегодня могу быть интересен как продюсеру, так и публике. Конечно же, ни один артист не может обойти проявление популярности. Но в "Голосе" она мимолетная, особенно, если ты дальше не прикладываешь особых усилий, не делаешь новые песни. О тебе очень быстро забывают. Это прекрасно знают все взрослые люди. Поэтому, посмотрим, сейчас просто хочется петь.

Давид, вы писали музыку и к театральным постановкам, и к анимации компании Ларса фон Триера, аранжировки разным музыкантам и исполнителям. В одном из интервью я читала, что вы хотите получить "Оскар" за музыку к кинофильму. Есть такое дело?

— Нет, моя мечта - это "Грэмми". Но если мне дадут "Оскар", я не откажусь.

- То есть для кино вы еще музыку не писали?

- Но хотели бы написать?

— Очень. Дело в том, что для компании Триера я писал именно ту музыку, которую я пишу для театра, она ближе к грузинской. Тот мультфильм назывался Children"s World. Это артхаусная анимация.

Давид, я хотела коснуться той травмы, которую вы получили много лет назад, когда вас избила в одном из парков Москвы группа гопников, и вы получили серьезное повреждение глаза. С тех пор я читала, что за последние три года вы сделали около 20 операций и по-прежнему испытываете боль, особенно когда поете на высоких нотах. Как вы справляетесь с этим?

— Я как раз на днях приехал из Санкт-Петербурга, где встречался с новым врачом. У меня вторичная глаукома.

- Вам противопоказано петь?

— Мне не желательно напрягаться. Любое напряжение - это боли.

- Это можно вылечить? Только операбельно?

— Сейчас мне дали шанс на то, что я смогу медикаментозно сбросить давление, потом сделать кое-какие уколы. Я уже начал эту терапию. Посмотрим, что будет. Если давление не начнет падать, не будет поддаваться медикаментам, то нужна будет очень серьезная и долгая операция. Но я хочу побороться. Но это, конечно, на лекарствах на всю жизнь. Это очень серьезное заболевание на самом деле. Очень много побочных эффектов у меня развилось после операций.

- Мы желаем вам скорейшего выздоровления, Давид. Вы должны справиться!

— Спасибо!

Хотела спросить про вашу семью. Я помню вас на передаче "Давай поженимся". Во-первых, вы тогда шикарно спели грузинскую колыбельную. Тогда вы еще не были женаты. А где вы встретили свою супругу?

— Поверьте, я точно не там нашел свою супругу (смеется). Я нашел жену чуть позже, четыре года назад. В ней очень много кровей: русская, румынская, украинская, венгерская, немецкая.

- Давид, а что насчет Грузии. Вы сюда приезжаете? Или не были с тех пор, как переехали?

— В Грузии я в последний раз был в 2007 году. К сожалению, потом у меня не получалось. Сейчас я очень надеюсь, что в следующем году у меня получится приехать. Я этого очень жду. Как только улажу дела с документами, тут же поеду в Грузию.

- Но язык грузинский вы помните?

— Я не только грузинский знаю, я еще мегрельский знаю. А так я каждый день читаю новости на грузинском языке, в семье общаемся на грузинском языке, и моя жена тоже пытается учить.

- То есть традиции грузинские чтите и сохраняете?

— Да вы что? Только благодаря им я и живу!

Ну тогда вам нужно срочно в Грузию. Потому что десять лет - это большой срок. За это время Грузия поменялась, обновилась.

— Я знаю, я слежу за Грузией. Поверьте, я за Грузией слежу намного пристальней, чем за той страной, где живу. Мне очень важно, что происходит с моей родиной, особенно политическо-социальная ситуация. Мне бы очень хотелось, чтобы Грузия была процветающей, богатой и доброй, такой какой она была всегда.

– Давид, вы родились в Сухуме, некоторое время жили в Харькове, затем переехали в Кемерово, а теперь работаете в Москве. Давайте начнём с начала. Расскажите о своих самых ярких и тёплых воспоминаниях из детства.

– Хорошо, что вы уточнили, что нужны тёплые воспоминания. Иначе самым ярким я бы назвал начало войны в мой день рождения, когда мне было 12 лет (14 августа 1992 года начался грузино-абхазский конфликт – прим. ред. ). Несмотря на это, у меня было счастливое детство, я был очень счастливым ребёнком. Самые яркие воспоминания – это выход на сцену первого детского театра в Абхазии, где я играл главную роль. Когда ты с мамой гуляешь по набережной, по городу, заходишь в красивый ресторан, заказываешь хачапури-лодочку и лимонад. Далёкие 80-е, когда все соседи и родственники собираются на твой день рождения, все счастливые и весёлые. Одно огромное тёплое воспоминание — всё моё детство.

– Как вы стали увлекаться музыкой? Насколько я знаю, у вас нет профессионального музыкального образования, вы всему научились сами.

– Как раз в детстве и началась моя музыкальная деятельность. В возрасте 4-5 лет я начал петь и выступать на сцене. После этого получил главную роль в первом детском театре Абхазии. Затем произошло известное событие, которое сделало меня и моих родителей беженцами. Мы покинули свой дом, и нас приютила Украина, город Харьков, в котором мы прожили 8 лет.

См. также

Как раз там я начал играть на гитаре, купил всеми правдами и неправдами свою первую электрогитару. В этом мне родственники помогли. И создал в школе свою рок-группу. И вот мы пиликали после уроков в актовом зале, напротив кабинета химии. Мы замучили преподавателя, она ругалась: «Тодуа, ну когда ты уже замолчишь?» А я подключал гитару, особо играть не умел, перегружал её и играл так громко! Всё трещало в школе. Но они меня любили. Жизнь так сложилась, что ко мне всегда хорошо относились люди. Я всегда выступал на сцене, читал стихи, пел песни, поэтому они сквозь зубы позволяли заниматься мне музыкой в актовом зале.

О Кемерове и тяжёлой травме

– Почему из Харькова вы с семьёй переехали в Кемерово?

– В Кемерово я попал благодаря своей тёте Луизе. В 1998 году у меня умерла мама. И когда умирает очень важный в семье человек, это всегда большая трагедия, как личностная, так и семейная. Мама была фундаментом, на котором держалось всё семейное воспитание. Отец всю жизнь работал, занимался непосредственно зарабатыванием денег, а мама направляла нас по семейному вектору. И когда она умерла, отцу стало сложно. Чтобы мы держались вместе, чтобы у семьи было какое-то будущее, нужно было менять окружающую обстановку. И тётя предложила переехать в Кемерово, поработать, пожить здесь, доучиться. Всю жизнь буду ей благодарен за то, что я и наша семья попали в Кемерово. Отец начал работать в администрации области, в Управлении капитального строительства. Он добился хороших высот в Кемерове. У него очень много наград и заслуг перед Кузбассом. Награды от губернатора и ректора КемГУ, куда я поступил на третий курс юридического факультета, были и у меня.

См. также

– В Кемерове вы не перестали заниматься музыкой?

– После переезда я перестал заниматься харьковской рок-группой и полностью переключился на своё личное творчество. Наверное, решение стать вокалистом возникло именно здесь. Когда я только переехал в Кемерово, я сомневался по поводу музыки, играл больше на гитаре и особо не пел. Но что-то случилось с голосом, он словно раскрылся. Я стал выступать на разных площадках города, принимать участие в концертах непрофессионального студенческого творчества «Первый снег» и студенческая весна в КемГУ. Я даже ездил в Самару на всероссийскую студвесну и занял призовое место. И именно в Кемерове я стал петь и позиционировать себя в качестве вокалиста.

Здесь же я выпустил свой первый попсовенький альбом. Многие ребята с радиостанции «Европа плюс» помогали мне его записывать и продвигать. Когда зимой 2002 года я выпустил альбом, у меня даже был сольный концерт в оперетте (Музыкальный театр Кузбасса им. А. Боброва – прим. ред. ), где был когда-то клуб «Колизей». И хотелось отдаваться по полной Кузбассу и городу Кемерово. Могу без доли сомнения сказать, что жизнь в Кемерове – один из наиболее ярких и интересных этапов. Я прожил в Кузбассе около трёх лет, но именно здесь произошло становления меня как мужчины и артиста.

– Давид, вы говорите, что об угольной столице у вас много тёплых воспоминаний, но ведь именно здесь вы получили серьёзную травму, которая до сих пор сказывается на вашем здоровье.

– Событие неприятное, оно повлияло на какие-то моменты, но не изменило мою жизнь. Мы тогда с другом возвращались вечером через парк, проходили мимо толпы весёлых и пьяных подростков – человек 15. Видимо, мы им не понравились, завязалась драка. Произошло отслоение сетчатки. На первых порах была злость. Не скрою, когда это случилось, не только я, но и полгорода моих друзей и приятелей ходили и искали по Кемерову этих людей. Их не нашли. К тому моменту я уже был достаточно известен в Кемеровской области, потому что часто находился на концертных площадках в День города, День шахтёра в разных городах. Меня постоянно показывали на кузбасском телевидении, были эфиры на радио. Наверное, эти люди узнали, с кем это произошло. Да я уже о них позабыл. Не люблю уделять так много внимания каким-то вещам, которые уже не изменить. Внутри себя я давным давно всех простил и зла не держу.

– В интервью вы рассказывали, что после травмы вам сделали около 20 операций. И на концертах, особенно на высоких нотах, вас мучают боли. Не думали отказаться от музыки?

– Я скорее откажусь от глаза, чем от музыки. У меня был такой момент, когда после многочисленных операций я спросил у врача: «Можно удалить этот глаз?». На что врач очень удивился и ответил: «У вас ещё всё в порядке. Это можно исправить». «Ну хорошо, я просто спросил», – закончил я разговор. Я не откажусь от музыки никогда. Отказаться от музыки – равносильно моей смерти. Поверьте мне, когда я продюсирую – это не значит, что мне не больно. Я ведь постоянно работаю с монитором. Глаза очень сильно устают, повышается давление. Но я не могу отказаться от этого – это моя жизнь. Я бога прошу каждый день дать мне силы, чтобы я мог продолжать то дело, которое он мне подарил. Понятно, что травма неприятная, она до сих пор не даёт на 100% использовать мой голос. Но нельзя придавать этому такое большое значение и возводить в такой ранг, чтобы событие меняло жизнь.

– Впереди вас ещё ожидают операции?

– Сейчас я нахожусь на стадии медикаментозного лечения, поддерживания внутриглазного давления, которое стало побочным действием многочисленных операций. Повышение давления приводит к этим жутким болям, и нам с новым врачом из Санкт-Петербурга удалось удержать давление на нужном уровне. Это постоянные капли, постоянные проверки. Если нам не удастся в течение месяца-двух удержать давление, если оно пойдёт вверх и не будет реагировать на медикаменты, то меня ждёт очень сложная и долгая операция. Мой врач-хирург этой операции хочет избежать.

О группе Queen и шоу «Давай поженимся»

– Как развивалась ваша музыкальная карьера после Кузбасса?

– В 2002 году я окончил университет, а в следующем году принял участие в телепроекте «Народный артист». Это шоу выдернуло меня из Кемерова, и благодаря ему я переехал в Москву и остался жить здесь. В 2006 году, когда мне было 25 лет, я поступил в Московский колледж импровизационной музыки, где почти 4 года учился вокалу у очень хорошего преподавателя Натальи Кудрявцевой . То, что я пою и могу сейчас — всё это благодаря ей. В колледже я не доучился, профессионального диплома и высшего музыкального образования у меня нет. Я не могу сказать, что я сожалею об этом. И, поверьте мне, саморазвитие – то, чем я занимаюсь уже несколько лет – это гораздо сложнее, чем учёба в университете.

См. также

– В любом случае отсутствие профобразования не помешало вам написать музыку для мультфильма Ларса фон Триера, создавать аранжировки для песен Димы Билана и сотрудничать с Брайаном Мэйем из группы Queen. Расскажите, почему для слепых прослушиваний в вы выбрали именно песню Who Wants to Live Forever?

– Эту песню я выбрал, потому что она очень сложная, и я с самого начала хотел поставить высокую планку. Плюс в 2004 году я работал с группой Queen. Тогда я принял участие в кастинге мюзикла We Will Rock Yoy группы Queen. Брайан Мэй и Роджер Тейлор утвердили меня на главную роль. После этого проекта я создал группу The Bohemians – официальный трибьют-бэнд группы Queen. Мне всегда хотелось популяризировать в России музыку этой группы. Так как она необычная, красивая да и просто легендарная.

– На контрасте не могу обойти стороной ваше участие в другом легендарном проекте – шоу «Давай поженимся».

– Господи, наверное, это видео будет преследовать меня всю жизнь. «Давай поженимся» – это авантюра моего друга Антона Цыганкова , гитариста группы «Дискотека Авария», с которым у нас была группа D&A. Он всеми правдами и неправдами хотел раскрутить нашу команду. «Давид, это такой шанс засветить нашу группу на Первом канале», – говорил он мне. Нет, я не хотел участвовать. Я бы в жизни не додумался пойти искать жену на «Давай поженимся».

См. также

С моей супругой я познакомился в группе, которую продюсировал. Это была девчачья группа. Она ушла из группы, мы поженились. Сейчас я как могу, так помогаю её карьере. Но на самом деле, она мне помогает больше. Это очень важно для любого артиста, чтобы рядом был тот, кому ты доверяешь. Она преподаёт вокал и корректирует мне какие-то моменты на сцене в поведенческом плане, вокальном, помогает работать над собой. Моя супруга – мои уши и глаза со стороны.

О шоу «Голос»

– В вашей карьере было много интересных и популярных проектов. Зачем вы решили принять участие в шоу «Голос»?

– В «Голос» я не очень хотел идти. К этому моменту я действительно занимался другими вещами: продюсировал артистов, ездил в Скандинавию, со здоровьем были определённые проблемы. Но в последнее время появилось желание и определённая визуализация того, чего бы я хотел. Поэтому и решил поучаствовать.

– Давид, на слепых прослушиваниях кнопку «Я выбираю тебя» нажали все члены жюри. Почему вы выбрали команду Леонида Агутина?

– Честно скажу, когда я шёл на слепые прослушивания, я примерно представлял, к кому бы я хотел попасть, и Леонид Агутин был первым в списке. Хотя с Димой Биланом меня связывает давняя дружба и рабочие отношения. В 2015 году мы работали над аранжировкой песни «Не молчи». И, наверное, Диму я не рассматривал в силу того, чтобы не было слухов по поводу ангажированности проекта. Только из-за этого. Как настоящий мужчина, когда повернулись все четверо наставников, я справлялся со своими эмоциями и не показывал, что обрадовался. Это очень приятные ощущения, правда. Но приятные ощущения нужно постараться удержать в себе, чтобы не искушать дьявола.

– Как у вас проходит сотрудничество с Леонидом и на каком этапе сейчас находится шоу «Голос» для вас?

– Леонид – невероятный профессионал, очень хороший, добрый и отзывчивый человек. Конечно, мы не так часто встречаемся, как хотелось бы. Есть занятость, график шоу. Много ребят и много песен нужно разучивать. Но я подсматриваю различные профессиональные моменты и хитрости. Следующий этап в шоу – «Нокауты», на сцену будут выходить по три человека из команды и петь по одной песне. Один выбывает, двое остаются. Этот этап уже отсняли, но ещё не показали. Поэтому я пока не могу говорить о результатах. После этого участников ждёт четвертьфинал с прямыми эфирами, где будут голосовать зрители.

См. также

– Какой у вас настрой? Переживаете?

– Волнение есть. Но всё в рабочем режиме. Это нормально, даже приятно немножечко переживать. Всё идёт по плану.

– Конечно, какой же человек не ставит себе цели победить? Дальше уже в течение каких-то обстоятельств либо ему позволяют делать это, либо нет. Поэтому посмотрим. Цели всегда нужно ставить высокие, чтобы добиться каких-то результатов.

– Чем вы занимаетесь помимо участия в шоу «Голос» и с какими артистами сейчас сотрудничаете?

– Главная моя профессиональная деятельность – я пишу песни артистам. Мы с группой The Bohemians сейчас активно репетируем, потому что нас ждут гастроли в Сургут 16, 17, 18 ноября. Потом намечается концерт в Москве. Пару недель назад я закончил песню «Белая магия» для Димы Билана, которая выйдет в его новом альбоме. Я являюсь её автором, вместе с моим близким товарищем Димой Мироненко написали музыку и текст. Работаю сейчас в студии над песней с легендой советской и российской рок-музыки Лёней Гуткиным . Также изучаю новые направления в музыке, совершенствую свои продюсерские навыки. Очень много статей читаю по поводу продюсирования, занимаюсь в основном саморазвитием.

Ещё недавно купили с женой фотоаппарат. И так мне это понравилось! Не думал, что меня ещё что-то зацепит так же, как и музыка. Это очень интересно — разгрузить музыкальную часть своей головы, уйти немного в изобразительное.

О планах и концерте в Кузбассе

– Когда на слепых прослушиваниях в шоу «Голос» вы представились членам жюри, о себе сказали «Меня зовут Давид Тодуа. Я безмерно влюблённый в Россию грузин из Москвы». Назовите самые любимые города в России.

– Очень мне нравится Красноярск, Самара, Ярославль, Владикавказ, можно бесконечно говорить о любимых городах. Санкт-Петербург, без сомнения, каждая улочка. Москва. Кемерово, конечно же. Я последний раз в Кемерове был в 2010 году. Я люблю этот город, люблю этот край. Этот запах Сибири, аромат тайги. Не могу передать, как это приятно, когда оказываешься в этих краях. В Кемерове я любил проводить время в центре, на улице Весенней, проспекте Советском, любил находиться в пределах аллеи возле Филармонии, по набережной гулять, по бульвару Строителей, где у нас до сих пор квартира есть. Любил заходить в часовню напротив Филармонии, через дорогу. Она там такая маленькая-маленькая стоит. Я когда уезжал из Кемерова, купил в этой часовне икону, которая до сих пор со мной.

– Давид, какие у вас планы на ближайшее время? После победы в «Голосе», конечно же.

– Самый главный мой план – быть в музыке. Какой это будет аспект, я не знаю. Я в любом случае буду стоять на сцене, выиграю или нет в шоу. Есть идея с одним из участников «Голоса», с человеком, который стал мне близким другом, исполнить песню. Хочу стать продюсером, как Мишель Крету, делать современную хорошую музыку для артистов – вот такие мои планы. И очень хочу детей.

– Когда вас ждать в Кузбассе с концертом?

– Мои друзья уже звонили и приглашали меня выступить в Кемерове. Ещё до участия в шоу «Голос» они интересовались моими делами, переживали за меня. Поэтому сейчас точно не могу сказать, но как только появится возможность, я сразу же без замедлениях приеду в Кузбасс. Это будет большое событие в моей жизни – вернуться с концертом в один из любимейших городов России.

Продолжим рассказ о музыкантах, работавших над "Взглядом на Солнце". На очереди - Давид Тодуа, "вторая музыкальная движущая сила" Альбома.

С Давидом мы познакомились через Алексея Данилова – все в том же 2007 году, перед началом работы над синглом «Ветер в Голове». Уже тогда мы решили, что мне необходимо подтянуть вокал – и Давид согласился взять на себя труд по моему обучению. По сути, уроки вокала, работа над новыми аранжировками наших песен и их последующая запись – все это слилось в единый непрерывный процесс, начавшийся где-то в сентябре и закончившийся только через год, после записи финальных вокальных партий для альбома.

Важность участия в работе над «Взглядом на Солнце» Давида так же трудно переоценить. Им написаны новые аранжировки к песням «Не в Меру», «Разнузданные Волей», «Эй, Друг!», он принял участие и в большинстве других композиций Альбома – не только как гитарист, но и как вокалист: на пару с Даниловым они сочинили несколько интересных партий бэк-вокала, наиболее яркой из которых я считаю вокализ после третьего куплета в «Без тебя». Вместе с Алексеем Даниловым Давид участвовал практически во всем процессе записи Альбома, частично сводил композиции.

Давид родился в Сухуми. С детства занимался классической гитарой, ещё в школе организовал собственную рок-группу. После отъезда из родного города жил на Украине, потом в Сибири, где учился в Кемеровском Государственном университете на юридическом факультете. Представляя свой университет, Давид занял призовое место на фестивале "Всероссийская Студенческая Весна" в Самаре, а радиостанция "Европа Плюс Кемерово" выпустила его сольный альбом с собственными песнями. Давид начал успешно гастролировать с сольной программой. Окончив юридический факультет КемГУ, грузин по происхождению, украинец по гражданству и россиянин по сути, Давид отправился покорять Москву. Будучи автором и исполнителем, он долгое время пытался заинтересовать своими песнями ряд звукозаписывающих студий, однако признания не получил. В рамках телепроекта "Народный артист" Давид, тем не менее, добился некоторого успеха и был замечен в составе финальной 50-ки.

Оказавшись в Москве по приглашению программы "Народный Артист", Давид решил попробовать свои силы в кастинге к мьюзиклу "We Will Rock You" и удача улыбнулась ему: в этой масштабной постановке Давиду досталась, пожалуй, самая значительная роль - роль легендарного Фредди Меркури, скончавшегося от СПИДа в 1991 году. Российская премьера рок-шоу состоялась 17 октября 2004 года в Театре эстрады. Продюсерами этого проекта выступили участники группы "Queen" - гитарист Брайан Мэй и барабанщик Роджер Тейлор, а также известный актер Роберт де Ниро. Причем Мэй и Тейлор лично участвовали в отборе актеров - именно они утвердили Давида на главную роль мьюзикла.

В настоящее время Давид является художественным руководителем и солистом группы The Bohemians , представляющей собой уникальный музыкальный проект, созданный усилиями российского фан-клуба «Queen» и самого Давида. Многие участники группы прошли жесткий кастинг в процессе постановки мюзикла «We Will Rock You» - и после его закрытия продолжили свою деятельность в «The Bohemians». За несколько лет плодотворной музыкальной деятельности коллектив дал несколько десятков концертов на наиболее престижных клубных площадках Москвы, зарекомендовав себя как профессиональная команда, с легкостью повторяющая самые сложные рифы гитары Брайана Мэя и вокальные партии Фредди Меркьюри, и в то же время привносящая в музыкальные композиции собственные оригинальные элементы. В 2009 году, буквально накануне "Фестиваля QUEEN в Москве", лидер The Bohemians Давид Тодуа стал лауреатом Джазового фестиваля «Фестос 2009».

На данный момент свою музыкальную деятельность в The Bohemians и сотрудничество с Разнузданными Волей Давид сочетает с продюсерской работой в созданном им совместно с компаньонами продюсерском центре