Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней. Осень в музыке, живописи и поэзии Осень в музыкальных произведениях классиков

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства

по теме:

« МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ ОСЕНИ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА»

учитель музыки – Джабарова Т.О.

Раздел: Преподавание музыки.

Тип урока : комбинированный

Цель урока

Раскрыть взаимосвязи и взаимодействия искусств – музыки, литературы и живописи. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства.

Задачи

Воспитательные:

    обогатить духовный мир учащихся.

    Прививать любовь к музыке, литературе и произведениям изобразительного искусства.

Обучающие:

    Обобщить и закрепить знания произведений великого русского композитора П.И.Чайковского и Вивальди.

    Отразить средствами художественной выразительности, свое видение окружающего мира;

    Формировать навыки передачи настроения с помощью цвета и музыкальной тональности.

    Знакомить с выдающимися мировыми произведениями музыки и живописи и литратуры.

Развивающие:

    Развить наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, обобщать;

    Развить творческое воображение, мышление, самостоятельность учащихся;

    Учить вокально-хоровому пению.

Оборудование для урока:

презентация, фонохрестоматия, сборник песен Г.Пономаренко на стихи С.Есенина, диски, ноутбуки, бумага акварельная, краски акварельные, сборник стихов С.Есенина

Формирование универсальных учебных действий (УУД)

Личностные УУД:

    повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;

    развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;

    духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе - источнику красоты и вдохновения.

Регулятивные УУД:

    развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

    в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

Познавательные УУД:

    развивать способность смыслового восприятия музыки и произведений живописи.

    осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД:

    адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;

    адекватно оценивать свою роль в коллективной творческой деятельности

Ход урока:

Музыкальное приветствие.

1 слайд. Загадка об осени.

Догадались о чем пойдет речь на уроке?

Эпиграф к нашему уроку (Слайд 3)

Что такое эпиграф?

Эпиграф – это краткое изречение намекающее на основное содержание урока.

Как вы понимаете это высказывание?

Задача нашего урока определить каким языком каждый вид искусства раскрывает образ осени.

Многие художники и композиторы обращались к этой теме.

Разбор картин:

Исаак Левитан «Золотая осень»

Осень – любимая пора года Исаака Левитана. Ей он посвятил более 100 работ. Все творчество художника проникнуто светлой печалью, легкой грустью, нежностью. «Золотая осень» выделяется из общего ряда картин мастера, потому что ей присуще более игривое настроение.

На переднем плане художник изобразил золотое убранство берез, выделяющихся своими белыми стволами. Рыжеватая трава контрастирует с синей речкой, убегающей вдаль. Прозрачное светло-голубое небо с белым облаком указывает на погожий денек, настоящий праздник осени. Одного взгляда на полотно достаточно, чтобы ощутить холод ключевой воды и чистый, свежий воздух.

Игорь Грабарь. «Рябинка»

На переднем плане картина художник изобразил главную героиню - рябинку. Стоит осень, дерево приготовилось сбросить листву. Наливаются соком красные ягоды, этот цвет олицетворяет приход времени подведения итогов, сбора урожая.

Рядом с главной героиней картины - рябинки, стоят две березки, которые не уступают ей ни в красоте, ни в изящество. Такую красоту трудно передать словами, и тогда на помощь приходят средства изобразительного искусства, которыми в совершенстве владел Игорь Грабарь.

А теперь мы послушаем какими средствами пользовались композиторы, чтобы изобразить всю прелесть осеннего убранства природы.

Слушание «Осенняя песня» Петр Чайковский.

Какую осень нарисовал Чайковский музыкальными красками?

Какие интонации звучат у композитора?

Какое настроение музыки?

Какова мелодия?

Что можно сказать о душевном состоянии самой музыки?

Слушание Антонио Вивальди «Осень»

-Что вы можете сказать о музыке Антонио Вивальди?

Ответы учащихся.

Давате сравним два музыкальных произведения.

Мажор – Осень Вивальди

Минор- Осенняя песня Чайковского.

Проектная деятельность по изобразительному искусству.

Работа с акварельными красками и ноутбуками в программе Paint .

Осень в изобразительном искусстве и музыке: прослушивание музыки;

Осень в изобразительном искусстве: знакомство с творчеством

художников – пейзажистов, просмотр их работ;

Осень в музыке: выполнение творческого задания:

«Я – композитор, художник», знакомство с творчеством композиторов, художников, слушание музыкальных произведений;

Практическая часть урока: изображение осеннего пейзажа в акварели и в графическом редакторе.

Как вы, ребята, думаете, какое значение имеет слово “пейзаж” или

какой смысл имеет это слово?

Учащиеся объясняют значение слова «пейзаж»

«Пейзаж» – в переводе с французского – местность, страна, родина – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы.

Изучение нового материала .

Изображение пейзажа в разные времена года : ЗИМНИЙ, ВЕСЕННИЙ, ЛЕТНИЙ, ОСЕННИЙ.

Все в природе имеет свой определенный цвет, который под влиянием освещения, расположения в пространстве, воздействия цветовой окраски других предметов, состояния воздуха может меняться.

Ярким примером передачи настроения, красоты осеннего пейзажа с помощью цвета являются картины великих художников.

Обычно осень - время увядания природы - вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок устанавливается теплая и сухая погода, и лес оденется в яркие золотые цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение.

И не случайно, глядя на картину Левитана «Золотая осень», мы вспоминаем слова Пушкина

Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье...

Практическая часть урока.

П ереходим к практическому выполнению работы.

Учащимся предлагается задание, выполнить осенний пейзаж.
- Для кого-то осень – это радость, для кого-то – грусть.
- Попробуйте показать это в своём рисунке

Конечно же, вы поняли, что пейзаж мы сегодня будем рисовать необычный.

Графический редактор Paint нам поможет нарисовать простейший пейзаж.

Я покажу работы в графическом редакторе.

О возможностях работы графического редактора.

Запуск программы Paint.

Для запуска графического редактора Paint достаточно щелкнуть по его значку, который находится в меню Стандартные , под меню все программы Главного меню .

В верхней части экрана находится палитра, в ней показаны текущие цвета изображения и фона. Создавая изображение в программе Paint, вы при помощи инструментов помещаете в рабочую область (как на холст ) различные графические объекты.

Такой процесс очень похож на обычное рисование.

4.Физкультминутка

5.Практическая работа .

Учащиеся работают в группах (в парах) в графическом редакторе.

Учитель консультирует учащихся.

После завершения работы учащиеся могут защитить свой проект (по желанию) Вот мы с вами и запечатлели миг уходящей осени.

Давайте покажем свои работы.

Осень получилась разная, но в большинстве вы нарисовали осень яркую, торжественную.

Если бы не было грусти и печали, то мы бы, наверное, не так ценили радостные и приятные моменты жизни.

Детские работы:

Не оставались равнодушными к осени и поэты.

Вам известны стихи об осени

Дети читают выученные стихи.

История создания стихотворения «Отговорила осень золотая…» С. Есенина.

Вам известны эти слова?

Мы разучивали песню советского композитора-песенника Григория Федоровича Пономаренко.

Исполнение песни Г.Пономаренко «Отговорила осень золотая»

Рефлексия.

Сегодня на уроке мы говорили с вами музыке и картинах изображающих осень.

Как вы думаете, что вдохновляло композиторов, художников и поэтов на создание этих шедевров?

А что общего между их произведениями?

(Природа красива всегда)

И музыканты и художники и поэты учат нас замечать красоту природы, которая нас окружает.

Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока.

Что же для вас осень унылая пора или очей очарованье?

Людмила Шмакова
Занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Осень в произведениях русских композиторов, поэтов, художников»

Тема :

Осень в произведениях русских композиторов, поэтов и художников.

Цель: Воспитывать любовь к родной природе, развивать эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений искусства, знакомить с творчеством русских поэтов, писателей. композиторов

Задачи:

Учить воспринимать произведения поэтов и композиторов, как отражение реальности

Развивать интерес и любовь к русской народной культуре

Развивать чувство сопричастности, понимание чувств авторов произведений, музыкальных, литературных и художественных

Побуждать к внимательному слушанию и восприятию музыки

Воспитатель:

Какое сейчас время года? Что вы можете сказать об осени, нравится ли она вам? (ответы детей)

Действительно, осень многим кажется унылой и скучной. Ну да, солнышко уже не так греет, часто идут дожди…

И, всё- таки, невозможно не признать, что осень очень разнообразна и многогранна.

Сегодня мы с вами попробуем взглянуть на осень глазами поэтов, художников и композиторов, которые воспевали в своих произведениях это время года.

Ребята, как вы думаете, какое явление характеризует осень ярче всего? (ответы детей)

Верно, - листопад…

Вот и у нас сегодня закружит листопад, листопад настроения, листопад эмоций, листопад открытий.

Рефлексия.

Выберите осенние листья в зависимости от настроения, красные – вы любите осень, жёлтые - не любите. (Ребята крепят листья на ватман «Осеннее настроение»).

Звучит песня ДДТ «Осень». (Слайд 3)

Воспитатель

Осень, с её неповторимыми красками, благоприятнейшая пора для творчества и всегда вдохновляла и вдохновляет художников, композиторов, поэтов, писателей создавать прекрасные произведения.

Это время года в их произведениях многолико и очень многоцветно. Богатством своих красок осень привлекала к себе внимание великого русского композитора Петра Ильича Чайковского , который в 1876г. написал музыкальный альбом «Времена года». В певучей мелодии Чайковского ясно слышится грусть от расставание с уходящим летом, сожаление об увядающей природе. (Слайд 4).

Осень – время года, которое не оставляет никого равнодушным. Поэтому такие замечательные строки посвящали осени поэты и писатели.

Чтение стихотворений об осени детьми.

А. С. Пушкин.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Алексей Плещеев

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца.

Чахлая рябина

Мокнет под окном,

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце

Света и тепла.

Сергей Есенин

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Звучит романс «Отговорила роща золотая…».

Воспитатель. Одним из самых известных художников, который очень любил писать осень, является Исаак Ильич Левитан (1860-1900 г. г). (слайд 7)

Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни своих картин.

Репродукции картин. (слайд 8)

Картина «Золотая осень» - одно из лучший творений художника. (слайд 9) Скромная речушка, больше похожая на ручей, бежит под невысоким холмом. А на нем расположилась группа берез, отливающих золотом в нежарких лучах солнца. Эта задумчивая простота удивительно мила для русского человека. Яркие краски, торжественный покой создают ощущение величия природы. Глядя на все эти картины, так и хочется воскликнуть: «Унылая пора! Очей очарованье!», «Пышное природы увяданье», «В багрец и в золото одетые леса». Как точно и метко Пушкин описывал своё любимое время года в знаменитых стихах, а художник изобразил осень, вложив в картины шквал чувств, переживаний.

Пейзаж осени с таким же названием подарил поклонникам живописи и другой выдающийся мастер кисти - Поленов. (слайд 9) Его «Золотая осень» тоже запечатлела реку и рощицу из зеленых, оранжевых и желтых деревьев. (слайд 10) Золотом покрыты белоствольные березы. На небе – легкие облака. На переднем плане вьется узкая дорожка, она повторяет линию изгиба реки. Осенний пейзаж Поленова наполнен воздухом, необъятным пространством, открывающимся перед нашим взглядом. Вот другие полотна этого мастера, отражающие осень.

Иван Иванович Шишкин написал много картин осеннего леса, которые являются шедеврами и не перестают радовать нас. (слайд 11-12)

Посмотрите картины русских художников «Золотая осень» (слайды 13-14).

Звучит отрывок из композиции П. И. Чайковского «Времена года» «Осенняя песня».

Воспитатель

Как вы думаете, почему так много картин с названием «Золотая осень»? У каждого времени года есть свои приметы и особенности, и у осени тоже. Давайте вспомним их. (ответы детей)

Воспитатель. Всем знакомы неповторимые пушкинские строки об осени, его любимом времени года. Сколько в них светлой печали и философской глубины! Поэт наделяет пору «очей очарованья» свойствами живого существа, которое может грустить, дышать. Осени поэт посвятил большую часть своего творчества, открыв нам, читателям, необыкновенную поэтичность этого времени года. Осень у каждого своя. Каждый осенний пейзаж - живописный, поэтический или музыкальный - это, прежде всего, душа человека, его восприятие окружающего мира. Художник раскрывает свои ощущения и впечатления от осенней природы. Но, благодаря своему таланту, он умеет найти созвучие своим чувствам в сердцах зрителей, читателей или слушателей. И обычная осень становится для нас явлением художественным. Стихи, живопись и музыка нам помогают открывать красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Мир искусства - великое чудо. Но откроется оно не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному. Постарайтесь же стать такими!

Рефлексия. Выберите осенние листья в зависимости от настроения после увиденного и услышанного, красные – вы любите осень, жёлтые - не любите.

(Ребята крепят листья на ватман «Осеннее настроение»).

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

http://allforchildren.ru/pictures/art_autumn.php

Тема занятия «Музыка осени»

Описание материала : Предлагаю вам конспект своей образовательной деятельности для детей 4 класса (9-11 лет) по теме «Музыка осени». Данный материал будет полезен как педагогам дополнительного образования, так и учителям музыки. Этот конспект направлен на расширение кругозора детей и совершенствование вокально-хоровых навыков.
Цель: дать представление о многообразии и богатстве музыки, поэзии, живописи, их общей жизненной основе, взаимовлиянии и взаимодополнении.
Углубление темы на примере творчества П.И.Чайковского, Г.В.Свиридова,
Антонио Вивальди.
Задачи:
Образовательные:

-Расширять кругозор детей
-Формировать элементарный слушательский опыт на основе музыки
-Учить сопоставлять музыкальный и художественный образ, опираясь на средства музыкальной выразительности
Развивающие:
-развивать творческое воображение
-развивать вокально-хоровые навыки
-развивать воображение
-Способствовать развитию интереса к искусству через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, участие в музыкальных инсценировках.
-Развивать певческие навыки и кругозор учащихся
Воспитывающие:
воспитывать любовь к музыке
пробуждать интерес к музыке и изучаемому предмету
воспитывать их музыкальный, художественный и эстетический вкус
воспитывать образное мышление; эмоционально-эстетическую отзывчивость на
произведение искусства;
формировать у школьников способность воспринимать красоту родной природы;
совершенствовать выразительное чтение стихотворного произведения
обогащать духовный мир детей.
Ход занятия
Педагог: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем занятии! Ребята, отгадав загадку, вы узнаете тему занятия.
Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг
Чуть крылом касаясь сосен.

Догадайся, милый друг,
Что за время года? - ...
(Осень)
Сегодня мы с вами поговорим о музыке осени. Вот и осень пришла к нам незаметно. Разная она бывает – веселая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождичком и мокрым снегом, с холодными ветрами и заморозками. А какие признаки осени вы можете назвать?
Дети: становится холоднее, птицы улетают на юг, солнце светит не так ярко.
Педагог: хорошо. Молодцы, скажите, а вы любите осень?
Дети: Да, нет.
Педагог: а за что вы любите осень
Дети: за то что красиво становится вокруг.
Педагог: а вы можете назвать какие-нибудь пословицы или поговорки об осени?
Дети: ответы детей
Педагог: давайте посмотрим на экран.(на экране пословицы об осени).
1.Осень - перемен восемь.
2.Ты корми меня в весну, а осенью я и сам сыт буду.
3.Придет осень, да за всё спросит.
4.Октябрь ни колеса, ни полоза не любит.
5.Осенью и у кошки пиры.
Ребята, выберете 1 пословицу и объясните её.
Дети: высказывают мнения.
Педагог: все эти пословицы об осени, о ее погоде и о том, что именно в это время года люди собирают урожай, как и летом, делают запасы на зиму.

Осень- эта прекрасная пора, не смотря на то, что погода часто бывает капризно. Это время года привлекало и привлекает внимание поэтов, художников, и конечно же композиторов. Так и наш русский композитор Петр Ильич Чайковский, который жил в 19 веке. Создал цикл фортепианных пьес «Времена года», этих пьес 12. Как вы думаете почему именно 12?
Дети: по числу месяцев в году.
Педагог: правильно. Чайковский долгое время жил в Петербурге, там издавался журнал под названием «Нувеллист» - от слова «новелла», что значит - небольшой рассказ. Журнал выходил каждый месяц, и в каждом его номере читателей ждал приятный сюрприз: ноты музыкальных пьес для рояля, сочиненных Петром Ильичём. Каждая имела название одного из месяцев года. 12 месяцев в году, 12 номеров журнала и 12 музыкальных пьес: январь, февраль, март... Все они потом были
объединены в альбом красочных, музыкальных зарисовок, который получил название «Времена года». Чайковский очень любил осень. Он много времени проводил на прогулках, наблюдая, как меняются краски природы, дышал запахом влажной земли. Он гулял даже в дождливую погоду, находя и в дожде красоту. И это не случайно, ведь осень такая удивительная пора. Сейчас мы послушаем одну из осенних пьес, послушайте и подумайте, какой месяц соответствует этой музыке?
Что хотел изобразить композитор? Напоминаю, что музыку слушаем в тишине.
Слушание пьесы «Октябрь. Осенняя песнь»
Педагог: какой месяц соответствует этой музыке?Что хотел изобразить композитор?
Дети: октябрь.
Педагог: а почему вы так решили?
Дети: потому что музыка подсказала, она как капли дождя, который часто идет в октябре.
Педагог: а что же автор хотел изобразить?
Дети: осень, природу.
Педагог: какова мелодия этой пьесы?
Дети: плавная, лиричная, спокойная.
Педагог: Наверно, нигде в мире нет такой красивой осени, как у нас в России, которую и изобразил Петр Ильич в своем произведении. И еще один русский композитор, который обратился к теме осени - это Георгий Васильевич Свиридов.

Родился он в маленьком городке Фатеже. С девяти лет стал учиться играть на рояле. Но вскоре занятия прекратились: гораздо больше, чем рояль, юного любителя музыки привлекала балалайка. Вскоре Свиридов по слуху научился играть так, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов. Чуть позже Георгий Васильевич получил музыкальное образование и стал прекрасным композитором. За свой талант он был удостоен многих государственных званий и наград. Давайте прослушаем фрагмент музыкального произведения Г.В.Свиридова,
который называется «Осень». И ответим на вопросы:
Какие музыкальные инструменты вы услышали?
-Какая была музыка по характеру (Радостно напряженно торжественно загадочно
ласково восторженно поэтично стремительно спокойно таинственно взволнованно беспокойно нежно изящно)
-Что бы вы нарисовали, слушая эту музыку?
Слушание «Осень»
Дети: Ответы детей
Педагог: а теперь немножко отдохнем, встаньте и выйдите из-за парт.
Гриша шел - шел - шел, (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)
Раз-грибок, (Наклоны вперед.)
Два - грибок, (Наклоны вперед.)
Три - грибок, (Наклоны вперед.)
Положил их в кузовок. (Шагаем на месте. Декламируя стихотворение, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.)
Присаживайтесь.
Педагог : Многие творческие люди посвящали временам года свои произведения: поэты – стихи, художники – картины, композиторы – музыку. Одним из таких великих композиторов был Антонио Вивальди.

Он первым создал концертный цикл, посвященный всем временам года. Антонио Вивальди родился в Италии. Он был аббатом (т.е. священником), получил музыкальное образование – как скрипач-исполнитель и композитор. Вивальди создал много музыкальных произведений, но самым известным из них является цикл «Времена года», состоящий из 4-х концертов для скрипки с оркестром. Мы послушаем фрагмент концерта «Осень». И ответим на вопросы. Каково настроение этой осени? Какие чувства у вас вызывает эта музыка?
Слушание «Осень»
Педагог: Каково настроение этой осени? Какие чувства у вас вызывает эта музыка?
Дети: ответы детей.
Педагог: а как вы думаете, если бы композитор рисовал иллюстрацию к этому произведению, какие бы он использовал краски?
Дети: ответы детей.
Педагог: конечно музыка итальянского композитора отличается от нашей музыки, и осень у нас разная, поэтому осенние произведения пронизаны настроениями и чувствами своего народа.
Сейчас мы послушаем еще одну песню об осени и разучим ее. Называется она «Скворушка». Подумайте, с каким настроением мы будем исполнять эту песню?
Разучивание песни.
Педагог: Молодцы ребята. О каком времени года мы сегодня говорили?
Дети: Об осени
Педагог: С творчеством, каких композиторов познакомились?
Дети: А. Вивальди, П. И. Чайковского, Г.В. Свиридова.
Педагог: наше занятие окончено, спасибо, до свидания!

Галина Лавро
«Осень в живописи, поэзии, музыке». Музыкальная гостиная для детей старшего дошкольного возраста

«Осень в поэзии, живописи, музыке»

Цель: Раскрыть художественное единство образного содержания поэзии, живописи, музыки.

Задачи:

* Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе через изобразительное искусство, музыку и поэзию.

* Через эмоциональное восприятие произведений искусства закрепить и обобщить знания об осени и её признаках.

* Учить детей рассматривать репродукции картин, слушать музыку, обращая внимание на средства выразительности, использованные поэтами, художниками и композиторами.

* Будить фантазию и воображение, развивать ассоциативное и образное мышление.

* Побуждать детей вспоминать знакомую музыку и анализировать её. Совершенствовать умение понимать настроение музыкального произведения, передавать его в движении.

* Развивать образную речь дошкольников, расширять словарный запас детей.

* Учить детей получать радость от общения с искусством;

Предварительная работа.

Наблюдения за осенними явлениями в природе.

Рассматривание репродукций картин, изображающих осенний пейзаж, прослушивание музыкальных произведений на тему осени.

Разучивание стихов и песен об осени.

Оборудование и атрибуты:

Разноцветные султанчики, легкие платочки и шарфики пастельных тонов, искусственные веточки с осенними листьями; музыкальные инструменты: треугольники; мультимедийный проектор, экран; музыкальный центр;

Музыкальный материал: пьеса П. И. Чайковского “Октябрь. Осенняя песня” из цикла “Времена года”, 1-я и 2-я части концерта для скрипки с оркестром А. Вивальди “Осень” из цикла “Времена года”, «Весна и осень» Г. Свиридова, романс Г. Пономаренко на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая», Ф. Шопен «Осенний вальс» (оркестр П. Мориа).

Оформление зала: Выставка репродукций картин осенних пейзажей; гирлянды из листьев.

Дети под музыку (Г. Свиридов «Весна и Осень») проходят в зал, рассаживаются врассыпную на ковре.

Музыкальный руководитель (М. Р.): Ребята, сегодня у нас с вами встреча очень необычная. Мы будем с вами путешествовать. Куда? Пока это загадка. Но очень скоро вы её разгадаете. Я предлагаю вам сейчас закрыть глазки и послушать!

Дети слушают «звуки осени» (CD «Из чего родилась музыка?» Треки: №36 «опавшей листвы…», №35 «ветер, ветер, ты могуч…», №41 «осень началась!», стихи. Ответы детей об услышанном.

Дети рассаживаются на стульчики.

М. Р. : В одном прекрасном королевстве жили четыре феи-волшебницы: Зима, Весна, Лето и Осень. Как вы догадались, каждая из них правила в строго отведенное только ей время. Наступила удивительная пора – пора волшебницы Осени. Созвала она художников, поэтов, музыкантов и спросила: «Что вам нужно, чтобы нарисовать картину осенней природы?» И каждый из них ответил по-своему.

Как вы думаете, что ответил художник? (нужны краски)

А поэт? (нужны красивые слова, сочетания слов, рифмы)

А композитор? (нужны музыкальные звуки).

«Хорошо!» - сказала Осень художникам. «Будут вам краски, а уж вы выбирайте сами…». А поэтам Осень ответила: «А вам самые красивые рифмы, а уж вы выбирайте! Ну а вам, музыканты много-много звуков, только вы выбирайте!» Ох, и непростую задачу задала Осень художникам, поэтам и музыкантам… Что же выбрали они для Осени?

На экране «Золотая осень» И. И. Левитана

М. Р. : Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Посмотрите внимательно на картину русского художника И. И. Левитана «Золотая осень». Какая здесь осень? (Яркая, нарядная, светлая, лучистая, солнечная). Задать вопросы о красках, о настроении, обсудить с детьми жанр (пейзаж).

А сейчас сложный вопрос: а можем ли мы услышать эту картину? Какие осенние звуки художник Левитан дает нам здесь услышать? Березки с тонкими стройными стволами сплошь покрыты золотистой листвой. Среди деревьев тихо журчит прозрачный ручей, в котором отражается небо, облака, травы. Золотые кроны деревьев ослепительно блестят, купаются в темных лучах солнца. Тени наливаются синевой и прохладой. В воздухе чувствуется теплый осенний день. Мы невольно слышим шелест листьев. (Ответы детей)

Золотая осень – радостная пышно убранная, богатая урожаем, любят ее за щедрость, за богатство своих полей, садов, за ясные дни лазурно-голубого неба, за красу лесов, писанных золотой и багряной краской. Это осень бодрящая, жизнерадостная, сказочная!

Точно такая, как в стихотворении русского поэта И. Бунина “Осень” (читают родители).

И. Бунин «Осень»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют

А между клёнами синеют.

То там, то здесь, в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

М. Р. : Итальянский композитор (слайд-портрет) Антонио Вивальди посвятил Осени целый концерт для скрипки с оркестром! Он так и называется «Осень». В концерте три части. Послушаем маленький фрагмент первой части.

Слушаем отрывок из 1-й части Allegro концерта №3 А. Вивальди «Осень». Обсуждаем настроении: светлое, радостное, возбужденное, игривое.

М. Р. : Я предлагаю вам сейчас поиграть. Передать в движении это радостное, слегка возбужденное, игривое настроение. Мы должны создать яркую, красочную, пеструю, разноцветную картину осени.

Обсудить с детьми возможные движения: легкий бег, маленькие прыжки, поскоки, движения рук не плавные, можно встряхивать руками, «дирижировать», обратить внимание на сольные фрагменты, на чередование форте и пиано (можно предложить двигаться группами поочередно мальчики-девочки, предупредить, что будет предложено исполнить соло. Предложить детям атрибуты – разноцветные султанчики.

Импровизация «Краски осени» с разноцветными султанчиками. (А. Вивальди 1-я часть концерта «Осень»)

М. Р. : Но вслед за теплой и сухой осенью начнутся ненастные дождливые дни. Природа быстро сбросит свой праздничный наряд. (слайд-портрет А. С. Пушкина). Великий русский поэт, А. С. Пушкин очень любил Осень. Он говорил: «Осень…любимое моё время…пора моих литературных трудов». Давайте, послушаем, какая Осень в стихах Пушкина? (Родители берут с выставки книги, читают стихи):

Октябрь уж наступил. Уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,

Журча, еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл…

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

В их сенях шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

(А. С. Пушкин)

М. Р. : Ребята, вы не почувствовали другое настроение? Не радость, восторг от буйства ярких красок звучат в этих строках, а что? (Ответы детей. Показать слайды-картины). Вот она, поздняя осень, увядающая. Природа словно притихает, готовится к зимнему сну, кажется усталой, утомленной. Льют дожди, опадают листья, птицы улетают, сказочная красота природы увядает, уходит. Грустно видеть голые деревья, тучи и лужи. Осень грустная, нежная, удивляющая.

Именно такая осень в звуках «Осенней песни» П. И. Чайковского. Великий русский композитор написал музыкальное произведение “Времена года”, в котором выразил свою любовь к русской природе. В этом произведении представлены все 4 времени года. 12 фортепианных пьес цикла соответствуют 12 месяцам. Мы сегодня с вами откроем этот альбом “Времена года” на осенней страничке, и услышим пьесу “Октябрь”, которую композитор назвал “Осенней песней”. Прочитать детям эпиграф:

Осень. Осыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят.

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин. (А. Толстой)

Исполнение на фортепиано «Осенней песни» П. И. Чайковского.

М. Р. : Но вернемся к Антонио Вивальди и послушаем вторую часть его концерта. Какое настроение в музыке? (Ответы детей) Грустное, печальное, жалобное, плачущее, тихое монотонное звучание.

Давайте попробуем передать это настроение. Девочки в движении, с помощью легких шарфиков нарисуют картину поздней осени. Мальчики, игрой на треугольниках, воспроизведут нам звучание дождя.

Вновь обсудить с детьми возможные движения: очень плавные, медленные, легкие; динамику и способы игры на треугольниках: очень тихо, осторожно, бережно.

Импровизация с шарфиками и музыкальными инструментами «Поздняя осень» (А. Вивальди 2-я часть концерта «Осень»)

М. Р .: И вот сейчас мы перелистаем еще одну поэтическую страничку. (слайд-портрет С. Есенина).

Замечательный русский поэт С. Есенин очень любил русскую природу и воспевал все её красоты. В его стихах об осени можно даже ощутить запахи: «пахнет яблоками и мятой», «ромашкой и медом». Услышать звуки: «плач глухарей», «песню рыбаков». Послушайте!

Читают стихи дети, взрослые.

Вот приходит осень с цепью кленов голых,

Что шумят как восемь чертенят веселых.

Мокрый лист с осины и дорожных ивок

Так и хлещет в спину, в спину и загривок

Елка ли, кусток, только вплоть до кожи

Сапоги промокли! Одежонка тоже… («Сказка о пастушонке Пете» 1925. г. Фрагмент).

Топи, да болота, синий плат небес.

Хвойной позолотой взвенивает лес.

Тенькает синица меж лесных кудрей,

Темным елям снится гомон косарей.

По лугу со скрипом тянется обоз,

Суховатой липой пахнет от колес.

Слухают ракиты посвист ветряной…

Край ты мой забытый,

Край ты мой родной!

Синее небо, цветная дуга,

Тихо степные бегут берега

Тянется дым, у малиновых сел

Свадьба ворон облегла частокол.

Снова я вижу знакомый обрыв

С красною глиной и сучьями ив,

Грезит над озером рыжий овес,

Пахнет ромашкой и мёдом от ос…

М. Р. : Стихи у Есенина особенные, певучие. Не случайно, на его стихи написано много музыкальных произведений: песен, романсов. Давайте, послушаем:

Смотрим видеоклип на романс Г. Пономаренко «Отговорила роща золотая». После прослушивания обсудить с детьми: понравился ли романс, почему?

М. Р. : Наша с вами встреча подходит к концу. Послушайте фрагмент еще одного стихотворения С. Есенина:

Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая с замираньем летит на звезду.

Я предлагаю вам взять листочки и придумать свой осенний танец.

Импровизация детей с листьями под музыку Ф. Шопена «Осенний вальс» (оркестр П. Мориа)

В заключение подвести небольшой итог встречи:

* Мы слушали музыку, стихи великих поэтов, знакомились с картинами замечательных русских художников.

* Осень – удивительное время года! Может вызывать самые разные, даже противоположные настроения.

* Спросить детей, какой видели осень поэты, художники, композиторы? А какой видите осень вы?

Подарить детям открытки-репродукции осенних пейзажей.

Под музыку Г. Свиридова «Весна-осень» дети выходят из зала.

Как известно, осень - прекрасная пора. Последние теплые лучи солнца кокетливо играют на золотых листьях. Все вокруг становится желто-красным. Буйство цвета и красок поражает любого человека, в особенности художника. Деревья становятся поистине прекрасными. Не зря многие художники были влюблены в осень. Ни одному времени года не посвящено столько картин, как этому.

Осень в работах Исаака Ильича Левитана

Известный художник И. Левитан был заядлым любителем природы, а также огромное внимание уделял осеннему пейзажу. Им была написанная всем известная картина "Золотая осень". На картине мы видим прекрасный русский пейзаж. осени, та самая золотая пора, которая волновала сердца многих творческих людей.

Перед нами открывается просторное золотое поле, которое греется в лучах теплого осеннего солнца. Листва будто трепещет от легкого теплого ветра и сверкает, словно золото. Этот пейзаж вызывает полное умиротворение на душе, пробуждает чувства чего-то поистине родного.

Также из-под кисти И. Левитана вышла такая работа, посвященная осенней поре, как "Осень".

На картине "Осенний день. Сокольники" мы видим, как погода перекликается с настроением девушки. Этот осенний пейзаж наполнен загадочностью и покоем. Работа была выполнена в 1879 г.

На картине "Осень. Дорога в деревне" уже изображен пасмурный день, однако природа все такая же чарующая.

Василий Поленов и его работы, посвященные осени

Осенний пейзаж тоже называется "Золотая осень". Автор наполнил его очаровывающей теплотой. Хочется сделать глубокий вдох и почувствовать тот аромат едва наступившей осени.

Удивительно тонко передана атмосфера сменившегося времени года. В воздухе ощущается последнее тепло. Листья деревьев еще не успели полностью сменить свой свежий зеленый наряд на грациозный золотой. Но кажется, словно сейчас, прямо на наших глазах, это произойдет. Так славно автор смог отразить всю прелесть момента, навсегда застывшего на полотне. Глядя на картину, можно забыть обо всем, хочется закрыть глаза и оказаться на мгновение там.

Многие художники не смогли пройти мимо этого прекрасного времени года, не написав картины осеннего пейзажа. Как оказалось, осень - это излюбленный мотив русских художников. Скорее всего, вы найдете как минимум две картины осени у любого пейзажиста.

Осенний пейзаж на полотнах художников

Вот, например, выдающийся русский живописец, обожал осень и написал много картин, посвященных ей. К примеру, "Осень. Веранда".

Его картина "Под вечер" изображает теплые осенние предсумеречные часы. Вся работа написана в желто-золотых оттенках, что характерно для осени.

Также осень изображали: С. Петров ("Золотая осень"), В. Коркодым ("Золото осени"), В. Софронов ("Золотая осень") и многие другие.