Музыкально-литературная гостиная "Музыка Зимы". Сценарий для детей старшей группы в детском саду. Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней Сообщение о песне о зиме

Музыкально-литературная гостиная «МУЗЫКА ЗИМЫ»

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста

Музыкальный руководитель Попова Надежда Александровна.
Цель: прививать любовь к классической музыке, к творчеству поэтов- классиков через синтез искусств (музыка, поэзия).
Задачи: развивать музыкальные и творческие способности детей:
учить самостоятельно, определять характер и содержание музыкального произведения, эмоционально откликаться на него; передавать характер музыкальных произведений через движение, развивать двигательные качества, умения; развивать певческие навыки, музыкальный слух;
совершенствовать умение играть в оркестре, использовать разнообразные приемы игры на детских музыкальных инструментах; расширять музыкальный кругозор;
развивать любовь к русскому художественному слову; совершенствовать интонационную выразительность речи; воспитывать культуру общения во время совместной деятельности детей и взрослых.
Предварительная работа:
- беседы о характерных признаках и приметах зимы;
- подбор и разучивание песен и стихов о зиме;
- знакомство с творчеством композиторов и поэтов, писавших произведения о зиме;
- слушание произведений П.И. Чайковского «Зимнее утро», «Святки», «На тройке», «Вальс снежных хлопьев», Г. Свиридова «Метель», А. Вивальди «Зима»;
- беседы о характере прослушанной музыки, разучивание зимних песен; постановка танцевального этюда на музыку «Вальс снежных хлопьев» П.И.Чайковского;
- работа с детским музыкальным оркестром (пьеса «На тройке» П. И. Чайковского.)
Ход досуга.
Звучит «Вальс» Г. Свиридова.
Дети заходят в зал и рассаживаются.
(слайд - зимний лес)

Муз. рук. Добрый день, наши уважаемые гости. Сегодня мы встретились в музыкальной гостиной, чтобы поговорить о зиме, услышать, как о ней рассказывает музыка и поэзия.
Зимой природа необыкновенно красива! Все вокруг белеет и искрится. Деревья наряжаются в пушистые белоснежные одежды, все вокруг покрыто белым покрывалом, а на стеклах зима рисует причудливые узоры: сказочных птиц, лепестки хрустальных цветов, фантастические замки.
Многие поэты воспевали красоту и волшебство зимы. Послушайте стихотворение А.С.Пушкина:
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз и рады мы
Проказам матушки зимы.
Муз. рук. Давайте попробуем ненадолго перенестись на 100 лет назад, в гостиную, где собирались русские дворяне, а музыка поможет нам в этом.
(слайд - старинная гостиная с роялем)

Звучит «Вальс» П. И. Чайковского
Да… тогда были гостиные домашнего музицирования. В любой, уважающей себя семье, в гостиной имелись гитара или рояль. А иногда и то, и другое.
После обеда кто-то брал в руки гитару или садился за рояль и зал наполнялся звуками. Позвольте подарить нашим слушателям романс «Я помню вальса звук прелестный…» композитора Листова.
А исполнит его наш воспитатель Валентина Викторовна.
Звучит романс «Я помню вальса звук прелестный»,музыка и слова Н.Листова.


Муз. рук. Мы благодарим Валентину Викторовну.


Многие художники, поэты и композиторы любили зиму за её волшебную красоту, чистые, ясные сверкающие краски. Давайте и мы поговорим сегодня о зиме, послушаем музыку о ней.
Только самому внимательному слушателю музыка откроет свои сказочные ворота. Вслушайтесь в чудесные звуки музыки - и вы услышите: то лёгкое дуновение ветерка, то шелест тихо падающих снежинок или хрустальный звон капели…
- А что за музыка звучит сейчас?
Звучит пьеса «Декабрь» П. И. Чайковского
Дети. Прозвучала пьеса «Декабрь» композитора П.И.Чайковского из альбома «Времена года».
Муз. рук. Конечно, ребята, эта музыка вам хорошо знакома.
А вот какие замечательные строки выходили из- под пера поэтов, чтобы рассказать о зимней красоте, о её величии.
(слайд – иллюстрирующий текст отрывка Пушкина)


Дети читают отрывки о зиме из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуяв,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки Жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно...
(слайд – зимняя природа)
Муз. рук. Ребята мы с вами знаем и песни о зиме. Давайте споём одну из них.
Песня «Зимушка-зима», муз. З.Роот
Муз. рук. Зима,… какая она?
Дети. Холодная, суровая, вьюжная, пушистая, мягкая, красивая, заботливая.
Муз. рук. Совершенно верно. Заботливая. Вот как об этом пишет поэт А. Коринфский в своём стихотворении «Одеяльце».


Стихотворении «Одеяльце» исполнят Настя со своей мамой:
Дочь - Отчего, родная, снег зимой идет?
Мама – Из него природа одеяльце ткет!
Дочь – Одеяльце, мама? А зачем оно?!
Мама – Без него в земле бы стало холодно!
Дочь - А кому, родная, в ней тепла искать?!
Мама - Тем, кому придется зиму зимовать:
Семенам-малюткам, зернышкам хлебов,
Корешкам былинок, злаков и цветов.
Муз. рук. Ребята, мы знаем зиму шаловливой и игривой. Дима, расскажи об этом.
Стих Н. А. Некрасова. «Снежок»
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.
Муз. рук. Какие звуки можно услышать зимой?
Дети. Скрип снега, звон льда, шум ветра, вой вьюги.
(слайд – летящие снежинки)

Муз. рук. Верно. А вот полёт лёгких воздушных снежинок невозможно услышать, зато можно придумать про это музыку. Но сначала давайте послушаем стихотворение о снежинке в исполнении Кати.
Константина Бальмонт «Снежинка»
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается,
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
Муз. рук. Дорогие наши гости, сейчас мы услышим «Вальс снежных хлопьев». Как же зовут композитора, сочинившего это произведение?
Дети. П. И. Чайковский. Этот вальс из его балета «Щелкунчик».
Муз. рук. Мы не только услышим сказочную музыку, но и увидим танец девочек-снежинок.


Танец-этюд на музыку П.И. Чайковского
«Вальс снежных хлопьев»

Муз. рук. Чудесная музыка Чайковского из его балетов, альбома «Времена года» не может оставить равнодушными никого. А у какого ещё композитора есть альбом «Времена года»?
Дети. У итальянского композитора Антонио Вивальди есть 4 концерта: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима».
Муз. рук. Сейчас мы услышим фрагмент хорошо знакомого вам концерта «Зима».
Звучит отрывок «Зима» А. Вивальди.
Муз. рук. Ребята, какая зима в произведении Вивальди? Как звучит музыка?
Дети. Музыка звучит взволнованно, тревожно, зима вьюжная, беспокойная, холодная.
Муз. рук. Сам Вивальди так написал об этой музыке:
Закоченев под свежими снегами,
Под резким ветром, дующим в дуду.
Бежать, притопывая сапогами,
И ёжась, и дрожа на холоду.
Я думаю, сюда подошли бы и стихи, которые прочтёт Артемий.
И. Никитин «Зашумела, разгулялась…» …
Зашумела, разгулялась
В поле непогода;
Принакрылась белым снегом
Гладкая дорога.
Белым снегом принакрылась,
Не осталось следу,
Поднялася пыль и вьюга,
Не видать и свету.
Да удалому детине
Буря не забота:
Он проложит путь-дорогу,
Лишь была б охота.
Не страшна глухая полночь,
Дальний путь и вьюга,
Если молодца в свой терем
Ждет краса-подруга.
Муз. рук. После бури всегда наступает затишье.
Звучит отрывок пьесы «На тройке». Ноябрь
П. Чайковского

(слайд – тройка лошадей)


Муз. рук. Зима дарит нам самые любимые праздники, самые веселые забавы: игры в снежки, катание на санках, лыжах, коньках, на тройке с бубенцами.
Какое музыкальное произведение звучит сейчас?
Дети. «На тройке». П.И Чайковского.
Муз. рук. Тройкой называют в России коней, запряженных вместе, под одной дугой. К дуге часто подвешивали колокольчики, которые при быстрой езде звонко играли.
Давайте послушаем пьесу до конца и украсим её звучанием подходящих детских музыкальных инструментов, которые вы сами можете выбрать.

(Дети подготовительной группы выбирают бубенчики, бубен, металлофон, деревянные ложки. Импровизируют под фонограмму.)
Муз. рук. Спасибо, ребята. Предлагаю вам исполнить знакомую песню «Саночки», аккомпанируя себе на бубенцах.

Песня «Саночки», муз. А Филиппенко
(слайд зимнего вечера)

Муз. рук. У нас осталась еще одна картина. Что мы видим? Тихий зимний вечер. Темно вокруг и только огоньки в окошках домов освещают путь заблудившемуся путнику. Присядем около камина, отдохнем и посмотрим, как потрескивает огонь.
«Танец со свечами» муз. И.С. Баха «Ария из сюиты №3»

"Зима в музыке"

Цель: Подвести учащихся к осознанию того, что музыка обладает изобразительными возможностями, в ней можно услышать "холод и тепло".

Задачи: Раскрытие изобразительных возможностей музыкального искусства и понимания того, что музыка умеет изображать картины природы.

Развитие музыкально-слуховых представлений, музыкально-творческого мышления, тембрового слуха, творческих способностей.

Воспитание бережного отношения и любви к природе, умения наслаждаться и любоваться ею.

Музыкальный материал:

П.И.Чайковский. "У камелька" (Из цикла "Времена года")

А. Вивальди. "Зима" (Из цикла "Времена года")

Е. Поплянова. "Снежный ком"

Н. Перунов. "Дед Мороз" (попевка)

Оборудование:

Фортепиано,

Музыкальный центр

Портреты композиторов (Чайковский, Вивальди)

Репродукция картины И. Шишкина "Зима"

Методы: наблюдение, сопоставление, сравнение, словесное рисование и описание, диалог, сравнение

Тип урока: углубление в тему

Ход урока

Музыкальное приветствие

У.: (читаю отрывок из стихотворения И.З.Сурикова "Зима")

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно:

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало,-

Вот пришли морозцы-

И зима настала.(:)

У.: О каком времени года говорится в стихотворении?

Д.: О зиме

У.: Как описывает зиму русский поэт? (Ответы детей)

У.: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картину И. Шишкина "Зима". Что вы видите? А что слышите?

Д.: Треск сучьев, скрип снега и т.д.

У.: Как вы думаете, зима очень холодная? (Ответы детей)

У.: Если бы вы были композиторами, то какими звуками нарисовали бы холод?

(Учитель играет звуки в разных регистрах, а дети выбирают их. Можно предложить нескольким ученикам самостоятельно найти на инструменте эти звуки). изобразительный музыка искусство мышление

У.: Поэтами написано много стихов о природе, художниками написано много картин о природе, а композиторами написано много музыки, изображающей картины природы. Композитор, с музыкой которого мы с вами знакомились на прошлом уроке (Чайковский) написал музыкальный альбом, который назвал "Времена года". Всего в альбоме 12 пьес, каждая из которых посвящена определенному месяцу года. Для каждой из них подобраны несколько строк из стихотворений русских поэтов А.Пушкина, А.Майкова, А.Фета и др. Кроме названия месяца, все пьесы имеют подзаголовок, поясняющий содержание музыкальной картины. Послушайте первую пьесу альбома - "Укамелька" (Январь).

Слушание. П.Чайковский "Укамелька"

У.: Как композитор в музыке передает настроение зимы? (Ответы детей)

У.: Похожа она на зиму, изображенную в картине И.Шишкина?

У.:В исполнении, какого инструмента звучит пьеса?

Д.: Фортепиано

У.: Правильно. Молодцы!

У.: Такое же название дал своему произведению Антонио Вивальди-итальянский композитор, скрипач, дирижер, педагог. (Показываю портрет). В его произведении 4 музыкальных картины, каждая из которых посвящена определенному времени года ("Зима", "Весна", "Лето", "Осень"). Послушайте, пожалуйста, музыкальную картину "Зима".

Слушание. А. Вивальди. "Зима"

У.: Как композитор в музыке передает настроение зимы?

Д.: Музыка тихая, спокойная, плавная, нежная, добрая, немного грустная и т.д.

У.: Похожа она на зиму, изображенную в картине И.Шишкина? (Ответы детей)

У.: В исполнении, какого инструмента звучит произведение?

Д.: Скрипка.

У.: (Показываю и рассказываю об инструменте). Вивальди очень любил этот инструмент и был мастером игры на нем, поэтому большая часть его произведений написана именно для скрипки.

У.: Вот так русский и итальянский композиторы в своей музыке изображают картины природы. Одинаково или по-разному они передают настроение зимы? (Ответы детей)

У.: А теперь представим себе - вокруг нас белый снег. (Вместе с детьми читаем):

Белый пух,

Снежный пух -

Все-все-все в пуху вокруг.

Пух на шапках,

Пух на шубах,

Пух на бровках,

Пух на губках.

Как щекотно, ух!

Кто щекочет?

  • - Пух! (Н. Перунов)
  • - Мы замерзли. Греем ручки, греем ножки!

Исполнение попевки "Дед Мороз" с движениями (хлопки, притопы), можно исполнить, импровизируя и инсценируя по тексту.

У.: Ребята, с какой песней мы с вами познакомились на прошлом уроке.: "Снежный ком".

У.: Итак, исполняем песню легко, весело, задорно, не забываем о правилах пения.

Исполнение. "Снежный ком"

У.: Молодцы! Весело исполняли песню.

У.: Ребята, сегодня на уроке мы внимательно слушали и исполняли музыку. Что же она нам нарисовала?

Д.: Холодную, снежную, морозную зиму и т.д.

У.: С произведениями, каких композиторов мы познакомились?

Д.: С произведениями П.Чайковского и А. Вивальди

У.: Да, многие композиторы в своих сочинениях передавали красоту окружающей нас природы, выражали свою любовь к ней, свое восхищение.

Домашнее задание: Нарисуйте, пожалуйста, зиму, которую вы сегодня услышали.

Дидактический материал, состоящий из 7 масок-ободочков нот, 7 цветных ламинированных нот на липучках, плакат с нотным станом и нарисованными цветными нотами на нем, плащ и маска-ободочек для «скрипичного ключа», 7 карточек с изображениями нот в картинках, штук 20 средних скрипичных ключиков для поощрения и поднятия самооценки работы ребенка на уроке.

Музыкальный материал, включающий фонограмму песни «Чтоб выучиться пению» З. Петровой, ноты этой песни для собственного исполнения, аккомпанемент нотной попевки «До-воробышка гнездо…».

Звучит фонограмма песни «Чтоб выучиться пению» 3. Петровой и А. Островского. Дети под маршево - бодрую музыку заходят в класс и садятся на места. Внезапно музыка прекращается…

Я: Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что вы пришли! Когда вы заходили в класс - музыка звучала?

Дети: Марш! Веселый такой и радостный!

Я: Да, вы правы, но что-то случилось с нашей музыкой - она больше не звучит…. Дело в том, что музыкальные нотки отправились на прогулку, а когда вернулись - забыли, где они живут! Как же быть, ребята, как же петь? Что же нам делать?

Дети: Надо найти нотки! Показать им их домик!

Выбрать 7 малышей, одеть им обручи с одинаковыми черными нотками со словами: «Ребята, представьте, что вы - потерявшиеся нотки, очень грустные…». Открыть створки доски.

Я: Нотки! А вот и ваш домик!! Он называется НОТНЫЙ СТАН! Только он пустой какой….. Я знаю, кто нам поможет!

Зову Скрипичный ключ - ребенка, облаченного в накидку и обруч ключа. Он открывает кружочки на черных нотках обручей, и нам является названия наших нот. Скрипичный ключ показывает на первую ноту стана «ДО» и ребенок с маской «ДО», встает первым и «представляет» нам свою ноту, называя несколько слов с её участием (дом, дорога, подол и т.д.); за ним следуют остальные «ноты».

Итак, ноты нашли свои места и мы все вместе радуясь этому событию, исполним попевочку:

ДО - воробушка гнездо.

РЕ - деревья во дворе.

МИ - котенка покорми.

ФА - в лесу кричит сова.

СОЛЬ - играет детвора.

ЛЯ - запела вся земля.

СИ - поем мы для того,

Чтобы вновь вернуться в ДО

Во время песенки, каждая «нотка» делает шаг вперед и кланяется. При последней фразе, «нотки» из своего ряда делают круг и при повторном исполнении, ведут хоровод, после чего все дети возвращаются на места.

Ребята, как мы с вами уютно расположили нотки! Приглашаю вас в гости!

Смотрим презентацию «Нотные ступеньки», в которой представлен звукоряд в виде ступеней. Поем звукоряд подряд и вразнобой. Затем, играем в игру - «Назови нотку». Я бегло указываю на ноту, а ребята должны назвать и спеть её без ошибки, учитывая звуковысотность ноты относительно друг друга.

Я: Какие молодцы, ребята - не запутаешь их! А ну-ка назовите-ка мне нотку над «фа»? А под «си»? А кто выше - «ми» или «ре»? А как седьмую ноту зовут?

Я: Молодцы! Всех отгадали!

Для тех ребят, которые не успевали себя проявить или видно, что не очень разобрались в теме, рекомендую провести следующее блиц-задание: раздать разноцветные 7 нот каждому и попросить прикрепить их на соответствующую ноту на вышеупомянутом стане на доске.

Я: Ну что, ребята, всех ноток мы вернули на место по домам. И за сегодняшний урок, я надеюсь, они очень хорошо с вашей помощью запомнили свои места! Споем же для них песню «Чтоб выучиться пению».

Ребята встают за своими стульчиками, и начинается вокальная работа по фразам. Припев, где исполняется чистый звукоряд, можно петь acapella по таблице с нотным станом.

Прощание с ребятами и обещание друг другу твердо помнить место каждой ноты, чтобы при случае снова помочь ей его обрести

Картины смены времён года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты – всё это можно передать в музыке. Многие знаменитые умели делать это блестяще: их музыкальные произведения о природе стали классикой музыкального пейзажа.

Природные явления, музыкальные зарисовки растительного и животного мира предстают в инструментальных и фортепианных произведениях, вокальных и хоровых сочинениях, а иногда даже в виде программных циклов.

«Времена года» А. Вивальди

Антонио Вивальди

Четыре трёхчастных скрипичных концерта Вивальди, посвящённые временам года, – без сомнения, самые известные музыкальные произведения о природе эпохи барокко. Стихотворные сонеты к концертам написаны, как считается, самим композитором и выражают музыкальный смысл каждой части.

Вивальди передаёт своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и собачий лай, и завывание ветра, и даже тишину осенней ночи. Многие ремарки композитора в партитуре прямо указывают на то или иное явление природы, которое должно быть изображено.

Вивальди “Времена года” – “Зима”

«Времена года» Й. Гайдна

Йозеф Гайдн

Монументальная оратория «Времена года» явилась своеобразным итогом творческой деятельности композитора и стала подлинным шедевром классицизма в музыке.

Четыре сезона последовательно предстают перед слушателем в 44-х картинах. Герои оратории – сельские жители (крестьяне, охотники). Они умеют и работать, и веселиться, им некогда предаваться унынию. Люди здесь – часть природы, они вовлечены в её годичный цикл.

Гайдн, как и его предшественник, широко использует возможности разных инструментов для передачи звуков природы, например летней грозы, стрекотания кузнечиков и лягушачьего хора.

У Гайдна музыкальные произведения о природе связываются с жизнью людей – они почти всегда присутствуют на его «картинах». Так, например, в финале 103-ей симфонии мы словно находимся в лесу и слышим сигналы охотников, для изображения которых композитор прибегает к известному средству – . Послушайте:

Гайдн Симфония № 103 – финал

************************************************************************

«Времена года» П. И. Чайковского

Композитор избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра.

Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.

Чайковский “Времена года” – Март – “Песнь жаворонка”

************************************************************************

«Карнавал животных» К. Сен-Санса

Среди музыкальных произведений о природе особняком стоит «большая зоологическая фантазия» Сен-Санса для камерного ансамбля. Несерьёзность замысла определила судьбу произведения: «Карнавал», партитуру которого Сен-Санс даже запретил публиковать при жизни, полностью исполнялся только в кругу друзей композитора.

Оригинален инструментальный состав: помимо струнных и нескольких духовых сюда входят два фортепиано, челеста и такой редкий в наше время инструмент, как стеклянная гармоника.

В цикле 13 частей, описывающих разных животных, и финальная часть, объединяющая все номера в цельное произведение. Забавно, что к числу животных композитор отнёс и начинающих пианистов, усердно разыгрывающих гаммы.

Комичность «Карнавала» подчёркивают многочисленные музыкальные аллюзии и цитаты. Например, «Черепахи» исполняют оффенбаховский канкан, только в несколько раз замедленный, а контрабас в «Слоне» развивает тему берлиозовского «Балета сильфов».

Сен-Санс “Карнавал животных” – Лебедь

************************************************************************

Морская стихия Н. А. Римского-Корсакова

Русский композитор знал о море не понаслышке. Гардемарином, а потом мичманом на клипере «Алмаз» он проделал далёкий путь к североамериканскому побережью. Любимые им морские образы возникают во многих его творениях.

Такова, например, тема «океана-моря синего» в опере «Садко». Буквально в нескольких звуках автор передаёт скрытую мощь океана, и этот мотив пронизывает всю оперу.

Море царствует и в симфонической музыкальной картине «Садко», и в первой части сюиты «Шехеразада» – «Море и Синдбадов корабль», в которой штиль сменяется бурей.

Римский-Корсаков “Садко” – вступение “Океан-море синее”

************************************************************************

«Румяной зарёю покрылся восток…»

Ещё одна любимая тема музыкальных произведений о природе – восход солнца. Тут сразу приходят на ум две самые известные утренние темы, чем-то перекликающиеся между собой. Каждая по-своему точно передаёт пробуждение природы. Это романтическое «Утро» Э. Грига и торжественный «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского.

У Грига имитация пастушьего рожка подхватывается струнными инструментами, а затем и всем оркестром: солнце восходит над суровыми фьордами, и явственно слышится в музыке журчание ручья и пение птиц.

Рассвет Мусоргского тоже начинается с пастушьей мелодии, в крепнущее оркестровое звучание словно вплетается звон колоколов, и над рекой всё выше поднимается солнце, покрывая воду золотой рябью.

Мусоргский – “Хованщина” – вступление “Рассвет на Москве-реке”

************************************************************************

Перечислить все , в которых развивается тема природы, практически невозможно – слишком длинным получится этот список. Сюда можно включить концерты Вивальди («Соловей», «Кукушка», «Ночь»), «птичье трио» из шестой симфонии Бетховена, «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, «Золотых рыбок» Дебюсси, «Весну и осень» и «Зимнюю дорогу» Свиридова и многие другие музыкальные картины природы.

Смена времен года – тема, которая испокон века притягивает внимание художников, творящих в различных видах искусства. Между тем музыканты, как впрочем и поэты, зачастую трактуют ее в философском ключе, проводя параллель между объективными изменениями погоды и субъективным ощущением быстротечности человеческой жизни.

Особое внимание они уделяют зиме, изображая ее как последний этап существования перед уходом в небытие. В их воображении вместе с наступлением зимы земля попадает под власть разрушительных стихий, а из глубин человеческого подсознания выползают черные силы вселенского одиночества. Однако есть авторы, которые воспринимают зиму жизнерадостно, находя в ней источник таких удовольствий, как катание на санях, маскарады, встреча Нового года, празднование Масленицы…

Попробуем проследить путь, по которому двигались композиторы XVIII-XX веков, изображая зиму в своих инструментальных опусах. Господство в этих сочинениях «чистой музыки» в большинстве случаев вынуждает авторов направлять в нужное русло ассоциативное мышление исполнителей и слушателей с помощью предваряющих текстов. Для этих целей они часто используют стихотворные эпиграфы или заглавия, изредка указывая на связь своей музыки с каким-либо конкретным сюжетом (либретто, сценарий).

XVIII век

«Тяжка зима, но радости мгновенья

Порой смягчают лик ее суровый…

Как счастлив тот, кого теплом и светом

Родной очаг укрыл от зимней стужи, –

Пусть снег и ветер злятся там, снаружи…» – эти строки входят в сонет, который предпослан одному из самых известных сочинений классической музыки, посвященных зиме. Они являются программой к четвертому скрипичному концерту Антонио Вивальди, завершающему его четырехчастный цикл «Времена года».

А. Вивальди (1678–1741) – крупнейший представитель итальянской музыки эпохи высокого барокко. В его инструментальных концертах, в частности в «Зиме», гениально предвосхищены принципы программного симфонизма, которые сто лет спустя воплотятся в «Пасторальной симфонии» Бетховена. В XIX веке их разовьют композиторы-романтики, а в XX – импрессионисты.

Темы трехчастного скрипичного концерта «Зима» А. Вивальди необычайно рельефны, конкретны, эмоциональны и по-итальянски мелодичны. Тревога и возвышенное просветление, драматическое напряжение и обаяние покоя сменяются в этом произведении столь талантливо, что и после окончания прослушивания продолжают волновать воображение. Важно и то, что музыкальный язык этого сочинения перекликается с языком лучших творений авторов XX века, созданных в русле неоклассики. Именно поэтому любой из скрипичных концертов, объединенных А. Вивальди в цикл «Времена года», и в настоящее время востребован слушателями.


XIX век

«Я больше не живу в самом себе, я часть того, что вижу», – эти строки из стихотворения Дж. Байрона, которые часто цитировал величайший композитор-романтик Ференц Лист (1811–1886), могут быть эпиграфом ко многим его сочинениям, созданным в период творческого расцвета. Этому времени принадлежит и окончательная редакция «Этюдов высшего исполнительского мастерства» – цикла, состоящего из 12 виртуозных пьес, финальной из которых является «Метель». Это сочинение заставляет вспомнить удивительное признание композитора: «…между мной и явлениями природы установились какие-то неопределенные, но вполне реальные отношения, необъяснимая, но верная взаимосвязь».

В вышеназванном этюде автор наглядно воплощает романтическую идею о гордой и страдающей личности, находящей отголосок собственным метаниям в явлениях природы. Композиционно это выражено достаточно определенно: в сочинении ясно прослушивается взаимозависимость мелодии-декламации, несущей на себе отпечаток личной трагедии, и фактуры, изображающей окружающий мир, охваченный снежной круговертью. Все это сделано столь мастерски и талантливо, что дает повод считать «Метель» одной из самых ярких музыкальных зарисовок романтической эпохи.

В русской музыке XIX века, пожалуй, самые интересные страницы, посвященные зиме, принадлежат перу Петра Ильича Чайковского (1840-1893). Его отношение к этому времени года проявилось уже в первой симфонии, созданной в 26-летнем возрасте. Две части этого сочинения имеют программные названия: «Грезы зимнею дорогой» и «Угрюмый край, туманный край». Ни в одной из последующих пяти симфоний Чайковский не решится прибегать к словам, так как и без этого его внутренняя жизнь будет у всех на виду. Между тем первый же фрагмент первой симфонии автора свидетельствует о том, что перед нами композитор лирического направления. В связи с этим показательно, что, будучи уже признанным мастером, Чайковский писал: «Симфония... самая лирическая из всех музыкальных форм... Не должна ли она выражать все то, для чего нет слов, но что просится из души и что хочет быть высказано».

Многие исследователи творчества П.Чайковского связывают образы его первой симфонии с полотнами И. Левитана. Известно, что вторая часть симфонии создавалась композитором под впечатлением от его поездки по Ладожскому озеру на остров Валаам и поездки на водопад Иматра летом 1860 года. Показательно, что в обеих частях этого произведения образ зимней дороги, пролегающей по угрюмому краю, сливается с лирическими размышлениями героя. Об этом сочинении искусствовед Г. Шерихова пишет: «Свою первую симфонию Чайковский начинает с нежнейшей акварели, дополняя ее тонкими штрихами пера… Сквозь этот зыбкий рисунок природы просвечивает незащищенная красота живой человеческой души, для которой каждое грубое вторжение столь же губительно, как и для природного мира».

Не менее наглядные картины зимы создает П. Чайковский и в фортепианном цикле «Времена года», где каждому месяцу посвящена пьеса с литературным эпиграфом. Так январю («У камелька») предшествуют строчки А. Пушкина из стихотворения «Мечтатель» (1815):

И мирной неги уголок

Ночь сумраком одела,

В камине гаснет огонек,

И свечка нагорела.

Февралю – «Масленица» – строчки П. Вяземского из стихотворения «Масленица на чужой стороне» (1853):

Скоро Масленицы бойкой

Закипит широкий пир.

Декабрю – «Святки» – слова из баллады В. Жуковского «Светлана» (1811):

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали.

Эти пьесы своего рода каталог музыкального языка автора. «У камелька» – сочинение, в котором прослеживаются доверительные интонации, свойственные оперным ариям композитора. «Масленица» несет на себе отпечаток симфонических скерцо автора, а «Святки» – один из самых пленительных вальсов, которыми так знаменит П. Чайковский.

Еще одним инструментальным вальсом, ставшим в последнее десятилетие визитной карточкой русского гения, является «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик». Новому всплеску интереса к этому сочинению способствовал талант выдающегося художника Андрея Шемякина (р.1943): он вместе с дирижером Валерием Гергиевым в 2001 году осуществил в Мариинском театре новую постановку «Щелкунчика». В ней А. Шемякин не только погрузил зрителей в причудливо-ужасный мир образов сказки Гофмана, но и поставил перед фактом откровенного «святотатства» – выпустил на сцену «снежинок», облаченных в черные трико, усеянные ослепительно-белыми кружками. В результате художник добился невероятного зрительного эффекта: на темном фоне декораций очертания фигур танцовщиц как бы растворились, а рассыпанные по их одеяниям «снежки» искрились и кружились, создавая иллюзию вьюги немыслимой красоты. Шемякин рассказывал, что образ черных снежинок родился у него после того, как он увидел в окно снежный вихрь на фоне ночного неба.

Композиторам русской школы всегда были близки образы фатальной стихии, которая властвует над человеческой жизнью, и в картинах зимы они находили им достойное воплощение. В список сочинений, связанных с этой тематикой, в полной мере можно включить этюд-картину Рахманинова ми бемоль минор ор. 33, этюд Скрябина Фа диез мажор ор. 42, сцену метели из оперы Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный».

Между тем есть произведение, посвященное временам года, в котором зима нашла своего преданного почитателя. Речь идет об Александре Глазунове (1865–1936) и его балете «Времена года» (1900), задуманном в духе спектаклей при французском дворе XVI-XVII веков. Глазуновский талант «музыкального живописца» ярко осветил все это сочинение, однако с особенной силой раскрылся при описании образов зимы. Известно, что Н. Л. Римский-Корсаков – автор опер «Снегурочка» и «Ночь перед Рождеством», после репетиции первой картины «Времен года» Глазунова сказал: «Вот одна из лучших в русской музыке зим!» В связи с этим хочется привести слова А. Глазунова, написанные им в Париже незадолго до кончины: «Снегу не было...», «Скучаю по северной зиме, снегу здесь не дождешься…», «Жаль, что больше не увижу северной зимы и саней, по которым очень соскучился!»

Основоположником импрессионизма в европейской музыке был Клод Дебюсси (1862–1918) - французский композитор и музыкальный критик. Убежденный пантеист, он неоднократно озвучивал свое творческое кредо: «красота природы способна возбудить художественную фантазию композитора».

Потребность Дебюсси передать в звуках переменчивое состояние природы и волшебные краски ее ускользающей красоты толкнула композитора на поиски новых выразительных средств. Это коснулось не только музыкального языка в узком смысле слова, но и самих образов, которые в его сочинениях полны разнообразной символики. Цель автора – возбудить фантазию слушателей, направив ее в сферу всевозможных ассоциаций. Наглядной иллюстрацией к этому является его прелюдия «Шаги на снегу». Тема пьесы – «застывший, словно «вмерзший» в фактуру шаг, который гипнотизирует слушателя, не отпускает его внимание, заставляя непрерывно следить, как прочерчивается и теряется вдали траектория скорбного пути по заснеженной равнине» (Э. Денисов). Многие исследователи полагают, что подобная степень концентрации выразительности возводит мотив «Шагов» в степень «аллегории Времени и Судьбы».

В отличие от «Шагов на снегу», которая считается едва ли не самой загадочной и странной прелюдией К. Дебюсси, его пьеса «Снег танцует» из сюиты «Детский уголок» ясна и понятна. Дополняя серию всевозможных токкат автора, она примечательна своим необычным импрессионистским колоритом, что «позволяет ее отнести к наиболее интересным и новаторским страницам цикла». Фортепианное письмо пьесы «Снег танцует» прозрачно и элегантно, что, скорее всего, связано с «детским» характером этой музыки. По стилю оно близко клавирным произведениям композиторов XVII века, в частности миниатюрам Л. Куперена (1626–1661).

XX век

Собразами зимы связана и музыка выдающегося русского композитора Георгия Свиридова (1915–1998), созданная к кинофильму по повести Пушкина «Метель». Оркестровая сюита, составленная автором в 1974 году из музыки к этому фильму, принесла ее автору всенародную любовь. Из этого сочинения наибольшей популярностью пользуется «Вальс» – он как нельзя более соответствует духу пушкинской повести, раскрывая простодушие ее героев, которым свойственно цельное, гармоничное восприятие жизни.

77

Влияние музыки на человека 06.01.2015

Дорогие читатели, сегодня у меня на блоге статья для души. Давно не писала на эту тему, хочется просто подарить вам новогодне-рождественское настроение. И это будет музыка. То, что мне всегда дорого и очень близко. Надеюсь, и вы подарите себе и своим близким это состояние и настроение.

Наверно, для каждого из нас Новый год и Рождество – это особые праздники. Я всех поздравляю с наступающим Рождеством и хочу пожелать вам только тепла и Любви, того, чего хочется каждому из нас от души и для души. Не забывайте наполнять её чем-то прекрасным.

В канун Рождества особенно хочется прикоснуться к зимней сказке, прочувствовать всей душой атмосферу любимых «ново-старо-новогодних» праздников. Обязательная программа выполнена – оливье, салюты, шампанское, ночь перед телевизором, завтраки, по времени более похожие на обеды, — все добросовестно отработано. Теперь самое время слегка отстраниться от праздничной суеты и подумать о чем-то своем – глубоком и заветном.

Не знаю, как у вас с погодой на праздники, нам не слишком повезло в этом году с ней, пушистым снежком мороз не побаловал, узоры на окнах не нарисовал. Чем же можно себе помочь настроиться на новогоднюю волну? Музыка… Она способна зажечь рождественские звездочки в наших душах. Я хочу вам подарить сказочное, сотканное из звуков музыки, зимнее настроение.

Сложно, конечно, выбрать самое-самое дорогое. Я во всех статьях делилась с вами новогодним настроением. Мы послушали уже много всего. Ярких, талантливо написанных и исполненных музыкальных произведений на тему зимы безумно много. Как классических, так и современных. Поэтому, не претендуя на безупречность в выборе самого лучшего, предложу то, что очень люблю я сама.

Давайте послушаем музыку зимы, ощутим . Наверно, каждой снежинке можно задать свою ноту, а если прислушаться к любому человеку, то мы можем услышать и Музыку его сердца. Это будет Музыка Любви. Желаю всем беречь эту Музыку.

Музыка зимы снежинкой флейты
акварельным серебром звенит
И в сугроб постельный лечь печальный
с ветерком играясь не спешит

Ожидания другого ждать напрасно
в царских искрах колокольчик лих
В тройку собираясь удалую
полетит к опушке белый стих

Сквозь лесной предел и в иней свежий
веточку нечаянно встряхнёт
Улыбнувшись шерстью гостю вздрогнет
серый волк счастливым запоёт

Музыка зимы снежинкой флейты
акварельным серебром звенит
Королевский пух в лесу белеет
парусом святым писать велит.

Вивальди. Зима. Цикл «Времена года».

Начнем, пожалуй, с Вивальди. 3 части цикла, и все такие разные. Пронизывающий холод в первой части, чудесная нежная ария во второй части и зимние радости – катание на коньках третьей части — все это легко можно представить, слушая музыку. Очень советую найти время и послушать все части, ведь обычно нам хорошо знакома только первая часть цикла.

Слова самого Вивальди, предваряющие музыку:

Закоченев под свежими снегами,
Под резким ветром, дующим в дуду,
Бежать, притопывая сапогами,
И ёжась, и дрожа на холоду!

Послушаем этот цикл в исполнении симфонического оркестра Москвы «Русская филармония». Солист — Родион Петров. Прекрасная запись.

П.И.Чайковский Времена года. У камелька. Январь, Масленица. Февраль.

Замерзли? Самое время погреться «у камелька». В исполнении моего любимого Дениса Мацуева прозвучит гениальная музыка нашего великого композитора – Петра Ильича Чайковского. Слегка грустная, но очень светлая, простая, но очень выразительная и очень «русская» тема пьесы «У камелька. Январь» наполняет умиротворенностью. Пусть за окном ветер и стужа, а у камелька (это, кстати, русский аналог камина) так хорошо, так «защищенно».

Тихую задумчивость сменяет молодецкая удаль следующей пьесы «Масленица. Февраль». Вот уж «гулять, так гулять» — опять же русский дух, даже в столь камерном произведении Чайковский сумел его передать. Слышится и звон бубенцов, и переборы гармошки, и удалая народная пляска. Итак, слушаем Дениса Мацуева. И спасибо ему, за такую высоту исполнения.

П.И. Чайковский – Щелкунчик. Танец Феи Драже.

И еще немного музыки П.И.Чайковского. Сказочное рождественское настроение «накрывает» буквально с первых звуков «Танца феи Драже». Как — будто в подсознание уже заложена стойкая ассоциация: «Щелкунчик» — Рождество.

Георгий Свиридов «Вальс» из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель».

Георгий Васильевич Свиридов – любимый многими композитор. Жаль, на Западе его музыку долго не принимали. А музыка его очень русская, трогает глубокой духовностью и выразительной простотой. Слушая изящный и, вместе с тем, торжественный вальс из музыкальных иллюстраций к пушкинской повести «Метель», представляешь, словно ты попадаешь на праздничный бал. Душа радостно парит, переполненная предчувствием любви и счастья… Эх, сейчас бы правда на бал – кареты, огни, кринолины, блестящие кавалеры…
Закроем глаза и отпустим душу на волю.

Ричард Клайдерман Love Song in Winter «Зимняя песня о любви».

А теперь перенесемся немного в другое зимнее настроение. И это будет уже Франция с прекрасным музыкантом, которого многие из вас знают, наверно. Когда нас переполняют чувства, даже самые радостные, этот момент, наверно, не может длиться долго. Зазвучит тихая мелодия, и придет легкая грусть. Щемит душу, но это сладкая боль…

До чего же я люблю эти мелодии французского композитора Ричарда Клайдермана. Великий мастер романтики. Неслучайно его называют «Принцем романтики». Правда, здорово, быть таким принцем? Его репертуар такой обширный. Здесь и классику можно встретить, и легкий джаз. Слова здесь лишние, такая музыка – словно сама любовь…погрузимся в чудесную зимнюю сказку.

А теперь зимнее настроение подарит нам любимый всеми Александр Розенбаум.

Александр Розенбаум. Зима.

Невозможно жить без любви, холодно, словно снегом душа припорошена. Александр Розенбаум – о зиме и о любви:

Ах, зима, ты моя, зима!
И молюсь я на лучик солнца.
Шапки снежные на домах,
И замёрзла вода в колодце.
Но горячим твоим губам
Нипочём леденящий холод.
Зиму вместе со мной с ума
Сводят взгляд твой и тёплый голос.

Душевно, просто, тепло так. Песня, от которой становится нежнее и теплее.

Сергей Чекалин. Падал снег.

Альбано и Ромина Пауэр Stille Nacht Тихая ночь.

Что-то мы совсем в лирику углубились. Но тем и хорошо зимнее время, что для всего находится место и время – и погулять, и помечтать, и излишества себе позволить, и о душе подумать. Хочу вместе с вами вернуться в праздничную рождественскую атмосферу, а заодно, пожелать всем, мои дорогие, здоровья, любви и удачи. Пусть на душе будет тепло даже в самую лютую зимнюю стужу. И перед нами итальянцы. И всеми любимые, конечно.

Альбано и Ромина Пауэр исполняют рождественскую песню Stille Nacht («Тихая ночь»). Она звучит на немецком языке, который считается довольно резким и неудобным для пения, но итальянцы – есть итальянцы… Мягкий, обволакивающий вокал погружает нас в то самое, рождественское ожидание чуда. Сказка и праздник снова с нами.

Очень люблю Альбано, как многих итальянцев. Это всегда душевность, лирика, простота, мелодичность. То, что всегда трогает…

Для тех, кому интересно творчество Альбано, на блоге у меня есть две статьи, посвященные итальянскому певцу. Это статья и продолжение нашего разговора с девушкой Оксаной Лаптевой из Кирова, которая осуществила свою мечту и встретилась с великим музыкантом, можно прочитать .

Андреа Бочелли White Christmas Белое Рождество.

Не могла пройти мимо еще одного итальянца — потрясающего вокалиста Андреа Бочелли. Исключительно талантливый, тонкий музыкант, обладающий волшебным голосом. Андреа потерял зрение в возрасте 12 лет, но это не помешало ему добиться успеха и покорить сердца миллионов слушателей и, особенно, слушательниц всего мира. Глубокое уважение и трепет души, когда слушаешь этого музыканта. Послушаем прекрасную рождественскую песню White Christmas («Белое Рождество») в исполнении Андреа Бочелли.

«Ароматы счастья» дарят вам новогоднее и рождественское настроение.

Дорогие читатели, конечно, музыки новогодней и рождественской очень и очень много. Но в рамках одной статьи невозможно обо всем любимом рассказать.

Шустрый Кролик Интернет-магазин вечерних платьев больших размеров . Женская одежда. Красиво, стильно, модно, оригинально. Отличное качество. Почувствуйте себя королевой!http://smart-lapin.ru

В завершении статьи я хочу всех вас поздравить от своего имени и от имени всей нашей редакции журнала Ароматы счастья с праздником. Ролик сделала моя подруга Елена Картавцева, воплотив мои идеи и пожелания.

Одна из моих любимых песен «Кружится снег». Именно её я использовала в ролике «Новогоднее поздравление от редакции журнала «Ароматы счастья».

Я еще раз дарю вам наши зимние ароматы вместе с этой песней. И для вас мои пожелания…

«ПУСТЬ ЧУДО ВДРУГ ПРОИЗОЙДЕТ, И СТАНЕТ ЖИЗНЬ ТЕПЛОМ ЛЮБВИ СОГРЕТА!» С Рождеством всех!

Разнообразить свой стол желает каждый человек. В этом отношении богатые вкусовые свойства гранатового сока не имеют аналогов. Гранатовый сок одновременно терпкий и сладкий, а рубиновый цвет вызывает аппетит и поднимает настроение.