Музыка как средство развития ребенка. Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста

ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ПРЕДМЕТ КУРСА

Теория и методика музыкального воспитания детей - одна из учебных дисциплин на факультетах дошкольного воспитания педагогических институтов, готовящих специалистов в области дошкольной педагогики и психологии. Данный курс прежде всего опирается на эстетику (одну из сфер изучения которой составляет художественная деятельность людей), музыкознание (науку о музыке, рассматривающую ее в теоретическом и историческом плане, как особую форму художественного познания), музыкальную психологию (изучающую развитие музыкальности, музыкальной одаренности), музыкальную социологию (исследующую конкретные формы существования музыки в обществе). Он тесно связан с общей и дошкольной педагогикой, психофизиологией. Все эти науки являются теоретическими основами музыкального воспитания, которые рассматриваются в предметах, составляющих общий курс и его факультативы.

В этой главе остановимся на предмете самой методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Методика музыкального воспитания как педагогическая наука изучает закономерности приобщения ребенка к музыкальной культуре, развития музыкальных способностей в процессе обучения различным видам музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательный вид деятельности). В связи с этим целью данного курса является овладение студентами на базе личной музыкальной культуры профессиональными музыкальными знаниями, умениями и навыками, разнообразными методами и приемами музыкального воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста.

3 а д а ч и курса состоят в следующем:

Дать студентам представление о возможностях музыкального воспитания ребенка от рождения до поступления в школу;

Раскрыть закономерности развития музыкальных способностей и основ музыкальной культуры детей в условиях дошкольного учреждения и семьи;

Определить методы и приемы, организационные формы музыкального воспитания и обучения детей в различных видах музыкальной деятельности в детском саду;

Охарактеризовать функции педагогического коллектива

детского сада по организации музыкального воспитания дошкольников.

Методика данного курса, как и другие частные методики, изучаемые на дошкольном факультете, призвана ответить на вопрос: как и на каком материале воспитывать ребенка в детском саду в соответствии с поставленной целью развития его личности?

Содержание музыкального воспитания в детском саду отражено в соответствующих программах в виде требований по развитию музыкальных способностей, формированию музыкальных знаний, умений и навыков у детей и рекомендательного списка репертуара по всем видам музыкальной деятельности в различных возрастных группах дошкольного учреждения. Программные требования - это наиболее стабильная часть содержания музыкального воспитания, но и они корректируются в связи с новыми подходами в воспитании ребенка и с учетом результатов исследований, проводимых в этой области. Так, например, на основе новых концепций организации учебно-воспитательного процесса в детском саду происходит замена учебно-дисциплинарной модели воспитания на личностно-ориентированную, что должно стать определяющим и при составлении программных требований по музыкальному развитию детей." Опираясь на существующие программы, педагог должен шире использовать произведения народной и классической музыки, при подборе репертуара учитывать конкретные условия возрастной группы детей, «фактор индивидуальности» воспитанников (Б. М. Теплов), материально-техническую базу учреждения, свои музыкально-педагогические способности и т. д. ,Но главное - педагог, зная о возможности музыки раскрывать лучшее в человеке, воспевать красоту окружающего мира, должен всегда помнить о важности формирования эстетического начала в ребенке, понимания прекрасного и становления духовности его личности

Одной из основных задач методики является соединение теоретических знаний студента с практическими умениями и навыками, приложение теории к «делу».

Таким образом, в содержание курса входит, с одной стороны - овладение студентами специальными музыкальными знаниями, умениями и навыками в процессе аудиторных теоретических и практических занятий, с другой - их проверка в детском саду во время лабораторных занятий и педагогической практики с целью обеспечения полноценной музыкально-профессиональной подготовки специалистов дошкольного воспитания.

Будущему педагогу важно понять, что эффективность музыкальной подготовки во многом определяется его личным примером, культурой. Организуя прослушивание музыки, разучивание песни и т. д., он должен не только обеспечить художественное исполнение произведения (в «живом» исполнении или записи), ярко рассказать о его содержании, характере, но и проявить личную заинтересованность, увлеченность, в определенной мере артистизм, без которых воспитанники не смогут проникнуться соответствующим настроением, эмоционально сопереживать музыкальным образам. Личное отношение педагога к музыке, его вкус, исполнительские возможности в значительной степени влияют на уровень музыкального развития его воспитанников. Именно поэтому музыкальный руководитель, воспитатель должны постоянно совершенствовать свою музыкальную культуру. Во многом этому способствует изучение музыкальных дисциплин (элементарная теория музыки и сольфеджио, музыкальная литература, хоровое пение, ритмика, игра на музыкальных инструментах). Но этого недостаточно. Чтобы поддерживать хорошую профессиональную форму, в том числе и музыкальную, нужно заботиться о ней систематически, активно занимаясь своим совершенствованием. Эталоном подражания для своих воспитанников может стать лишь педагог, обладающий высоким уровнем общей и музыкальной культуры. Только при этом условии дети смогут обрести духовность, столь необходимую для развития личности.

Раскрытие предмета данного курса требует рассмотрения понятий воспитание, образование, обучение и развитие в контексте его специфики.

Музыкальное воспитание в детском саду - это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребенка.

Под музыкальным образованием в детском саду подразумевают «первые шаги» в этой области, которые раскрывают детям содержание элементарных сведений и знаний о музыке, видах, способах музыкальной деятельности.

Обучение рассматривается как основной путь и средство музыкального воспитания детей, обеспечивающие эффективность в развитии их музыкальности, музыкально-эстетических представлений, музыкальной культуры, художественно-творческих способностей, с целью формирования полноценной личности ребенка.

Музыкальное развитие - это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных задатков, формирования основ музыкальной культуры, творческой активности от простейших форм к более сложным.

Все эти понятия тесно взаимосвязаны. Их связь выражается и в том, что эффективность музыкального развития ребенка дошкольного возраста зависит от организации музыкального воспитания, включая и обучение. Обучение должно иметь развивающий характер на основе глубокого изучения ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей и знания закономерностей музыкально-эстетического развития детей раннего и дошкольного возраста.

Значение музыки как вида искусства

Чем объяснить огромную силу воздействия музыки на духовный мир человека?

Прежде всего ее удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Ликует народ - это выливается в торжественные и радостные звуки музыки; поет солдат в походе - песня придает особое бодрое настроение, организует шаг; мать скорбит о погибшем сыне - печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает человека всю жизнь.

«Какой интересный материал! ...Ведь на этом материале можно было бы написать прекрасное исследование о чаяниях и ожиданиях народных»,- сказал В. И. Ленин о сборнике русских крестьянских песен.

Народное музыкальное творчество Н. В. Гоголь образно назвал «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».

Музыкальные произведения отражают страницы истории. В дни Великой Отечественной войны родилась одна из лучших песен того времени - «Священная война» А. Александрова. Она объединяла советских людей в их суровой, непреклонной решимости вести борьбу до полной победы. В осажденном Ленинграде Д. Шостакович создает знаменитую Седьмую симфонию. В ней осуждается величайшее зло, которое несет фашизм. «Не люблю про себя такие слова говорить, но это была моя самая вдохновенная работа»2,- вспоминал композитор. Ему принадлежат и такие слова: «В горе и в радости, в труде и на отдыхе - музыка всегда с человеком. Она так полно и органично вошла в жизнь, что ее принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь, не замечая... Насколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга»3.

В этом другая особенность музыки - объединить людей в едином переживании, стать средством общения между ними. Воспринимается как чудо, что музыкальное произведение, созданное

одним человеком, вызывает определенный отклик в душе другого. Великий русский композитор П. И. Чайковский говорил: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору».

Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания.

Третья особенность музыки, по выражению Д. Шостаковича, «прекрасный своеобразный язык». Сочетая выразительную, яркую мелодию, гармонию, своеобразный ритм, композитор выражает свое мироощущение, свое отношение к окружающему. Такими произведениями и обогащаются все те, кто воспринимает их.

Способна ли музыка с одинаковой силой воздействовать на всех слушателей? Разумеется, нет. И в этом еще одна ее особенность. Каждый человек по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение какому-либо музыкальному жанру, любимому композитору, отдельному произведению, имея определенный опыт слушания. Как учатся читать, писать, считать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, внимательно слушать, отмечая динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрастных тем и их завершение. Восприятие слушателя должно следовать за всем ходом развития музыки. Надо учиться постигать этот «прекрасный своеобразный язык». Постепенно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой, художественные переживания становятся более тонкими и разнообразными.

Еще одна интересующая нас особенность музыки - воздействовать на человека с самых первых дней его жизни. Услышав нежный напев колыбельной, ребенок сосредоточивается, затихает. Но вот раздается бодрый марш, и сразу меняется выражение детского лица, оживляются движения! Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать ее активным помощником эстетического воспитания.

§ 2. Музыка и всестороннее развитие личности ребенка

Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству - необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многим способствует и правильная организация музыкального воcпитания детей.

Музыка - средство эстетического воспитания

Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.

Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполнила эту важную функцию, надо развивать у ребенка общую музыкальность. Каковы же основные признаки общей музыкальности?

Первый признак музыкальности - способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.

Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Ритмичное звучание марша вызывает у него радость, подъем, пьеса о заболевшей кукле заставляет грустить. Услышав по радио печальную песню в исполнении взрослого, мальчик сказал: «Дядя о своем горе поет». Значит, ребенок почувствовал настроение песни, передающей душевное состояние человека.

Второй признак музыкальности - способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те или иные средства выразительности. Например, дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков (высокий и низкий, тембровое звучание рояля и скрипки и т. д.), различают простейшую структуру музыкального произведения (запев песни и припев, три части в пьесе и т. д.), отмечают выразительность контрастных художественных образов (ласковый, протяжный характер запева и энергичный, подвижный - припева). Постепенно накапливается запас любимых произведений, которые ребята с большим желанием слушают и исполняют, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса.

Третий признак музыкальности - проявление творческого отношения к музыке. Слушая ее, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце. Например, каждый ищет выразительные движения, характерные для бодро марширующих пионеров, тяжело ступающего медведя, подвижных зайчиков и т. д. Знакомые танцевальные движения применяются в новых комбинациях и вариантах.

С развитием общей музыкальности у ребят появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность.

Музыка - средство формирования морального облика ребенка

Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребенка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, облика чем уговоры или указания. Знакомя детей с произведениями различного эмоционально-образного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию.

Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, веселый юмор и задорные плясовые мелодии. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.

Решению воспитательных задач во многом способствуют коллективное пение, танцы, игры, когда дети охвачены общими переживаниями. Пение требует от участников единых усилий. Поющий неточно мешает хорошему звучанию, исполнению, и это воспринимается всеми как неудача. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример товарищей, общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных. Для избалованного вниманием, излишне самоуверенного успешное выступление других детей служит известным тормозом отрицательных проявлений. Такому ребенку можно предложить оказать помощь товарищам, воспитывая тем самым скромность и одновременно развивая его индивидуальные способности.

Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных заданий, видов деятельности (пения, слушания музыки, игры на детских инструментах, движения под музыку) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий: исполняя песню, вовремя начать и закончить ее; в танцах, играх уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого-то перегнать. Все это совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю.

Таким образом, музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.

Музыка - средство активизации умственных способностей

Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т.е.требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают сходные и различные звуки, знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Отвечая на вопросы воспитателя, после того как отзвучало произведение, ребенок делает первые обобщения и сравнения: определяет общий характер пьесы, замечает, что литературный текст песни ярко выражен музыкальными средствами. Эти первые попытки эстетической оценки требуют активной умственной деятельности и направляются педагогом.

Как и другие виды искусства, музыка имеет познавательное значение. В ней отражены жизненные явления, обогащающие дошкольников новыми представлениями. Слушая, например, песню «Это наша Родина» Е. Тиличеевой, они чувствуют торжественность, подъем, ликование народа, прославляющего нашу Советскую Родину. Развивая ребенка эстетически и умственно, необходимо всячески поддерживать пусть еще незначительные творческие проявления, которые активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение.

Когда взрослый ставит перед ребенком творческие задания, то возникает поисковая деятельность, требующая умственной активности. Например, в пении ребенок импровизирует, создает свой вариант мелодии, старается найти соответствие литературного текста выразительным интонациям.

В музыкально-ритмической деятельности дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и особенно музыкально-игровая драматизация побуждают детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово. При этом наблюдается определенная последовательность: ребята слушают музыку, обсуждают тему, распределяют роли, затем уже действуют. На каждом этапе возникают новые задачи, заставляющие мыслить, фантазировать, творить.

Музыка - средство физического развития

Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. В. М. Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение. П. Н. Анохин, изучавший вопросы влияния мажорного и минорного лада на состояние организма, делает вывод, что умелое использование мелодического, ритмического и других компонентов музыки помогает человеку во время работы и отдыха. Научные данные о физиологических особенностях музыкального восприятия дают материалистическое обоснование роли музыки в воспитании ребенка.

Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь (врачи-логопеды используют пение при лечении заикания), способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих регулирует и углубляет дыхание.

Занятия ритмикой, основанные на взаимосвязи музыки и движения, улучшают осанку ребенка, координацию, вырабатывают четкость ходьбы и легкость бега. Динамика и темп музыкального произведения требуют и в движениях соответственно изменять скорость, степень напряжения, амплитуду, направление.

Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволят детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически.

§ 3. Возрастные особенности музыкального развития ребенка

Способности ребенка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить ее с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней,- задача педагога. В противном случае иногда наблюдается отставание в развитии. Например, если не учить детей различать музыкальные звуки по высоте, то ребенок к 7 годам не в состоянии будет справиться с заданием, которое легко выполняет более младший.

Наиболее существенными особенностями музыкального развития являются:

слуховое ощущение, музыкальный слух;

качество и уровень эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера;

простейшие навыки, действия в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве.

Отметим общие тенденции возрастного развития.

Первый год жизни. Психологи отмечают, что у детей рано появляется слуховая чувствительность. По данным А. А. Люблинской, у малыша на 10-12-й день жизни возникают реакции на звуки. На втором месяце ребенок прекращает двигаться и затихает, прислушиваясь к голосу, к звучанию скрипки. В 4-5 месяцев отмечается склонность к некоторой дифференциации музыкальных звуков: ребенок начинает реагировать на источник, откуда раздаются звуки, прислушиваться к интонациям певческого голоса. С первых месяцев нормально развивающийся ребенок отвечает на характер музыки так называемым комплексом оживления, радуется или успокаивается. К концу первого года жизни малыш, слушая пение взрослого, подстраивается к его интонации гудением, лепетом.

Проявления эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуховых ощущений позволяют осуществлять музыкальное воспитание с самого раннего возраста.

Второй год жизни. При восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Слуховые ощущения более дифференцированы: ребенок различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску (играет металлофон или барабан). Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребенок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песни. Он овладевает простейшими движениями: хлопает, притопывает, кружится под звуки музыки.

Третий и четвертый год жизни. У детей повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию. Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать. К 4 годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку. Они владеют многими движениями, которые позволяют в известной степени самостоятельно плясать и играть.

Пятый год жизни. Он характеризуется активной любознательностью детей. Это период вопросов: «почему?», «отчего?». Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить: музыка веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе части (одна быстрая, а другая медленная), на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян). Ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске.

Освоение основных видов движения - ходьбы, бега, прыжков - дает возможность детям шире использовать их в играх и танцах. Одни стремятся, не подражая друг другу, по-своему исполнить роль (например, в сюжетной игре), другие проявляют интерес только к одному виду деятельности в зависимости от индивидуальных склонностей и способностей каждого.

Шестой и седьмой год жизни. Это период подготовки ребят к школе. На основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой.

Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему. Но означает ли это, что аналитическая деятельность может нанести вред целостному восприятию? Исследования, проведенные в области сенсорных способностей и музыкального восприятия детей, показали интересную закономерность. Целостное восприятие музыки не снижается, если ставится задача вслушиваться, выделять, различать наиболее яркие средства «музыкального языка». Ребенок может выделить эти средства и, учитывая их, действовать в соответствии с определенным образом при слушании музыки, исполнении песен и танцевальных движений. Это способствует музыкально-слуховому развитию, усвоению необходимых навыков для подготовки к пению по нотам.

У детей 6-7 лет еще более укрепляется голосовой аппарат, расширяется и выравнивается диапазон, появляется большая напевность, звонкость. Песни, пляски, игры исполняются самостоятельно, выразительно и в какой-то мере творчески. Индивидуальные музыкальные интересы и способности проявляются ярче.

Понимание возрастных особенностей музыкального развития позволяет педагогу уточнить последовательность задач и содержания музыкального воспитания детей на каждом возрастном этапе.

Задачи музыкального воспитания

Основная задача коммунистического воспитания в детском саду - всестороннее и гармоническое развитие ребенка. Эту задачу выполняет и музыка. Н. К. Крупская так характеризует значение искусства в воспитании личности: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать...»1. Педагогика, опираясь на эти положения, определяет понятие музыкального воспитания и развития.

Музыкальное воспитание и развитие

Музыкальное воспитание - это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства - формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке.

Ребенок в том случае успешно усваивает различные виды музыкальной деятельности, если учитываются его индивидуальные особенности, возрастные возможности.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №152

Консультация для воспитателей

Муз. руководитель:

Л.А. Белова

г.Ульяновск, 2014.

Экскурс в историю.

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. Ещё древние знали, что искусство обладает лечебным эффектом! В Древней Греции Пифагор в своём университете в Кротоне начинал и закачивал день пением: утром — чтобы очистить ум ото сна и возбудить активность, вечером — успокоиться и настроиться на отдых.

В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно, занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга.

Музыкой можно изменить развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но, главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.

Но все эти эксперименты проводились со взрослыми. Влияние музыки на состояние детей первым в нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог В. М. Бехтерев еще в начале XX столетия. Уже тогда было видно: детям полезно слушать классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их. Двенадцать - пятнадцать лет назад ученые Института педиатрии РАМН решили найти научное обоснование метода музыкотерапии. А самыми первыми пациентами, которые получали лечение музыкой, стали новорожденные отделения недоношенных.

Что показали исследования. У детей, пострадавших от недостатка кислорода во время внутриутробного развития, будь они доношенными или недоношенными, как правило, активность ферментов клетки снижена. После того, как младенцам давали прослушивать классическую музыку, активность ферментов клетки у них повышалась. Это показал цитохимический анализ. Младенцам также замеряли артериальное давление, пульс, ритм дыхания. И всюду видели классическую реакцию адаптации: организм приспосабливался к окружающей среде и чувствовал себя лучше.

А может, дети так реагируют на любой звуковой раздражитель - тиканье будильника, разговор? Может быть, гармония и мелодия тут ни при чем? Исследователи включали младенцам метроном, который отбивал медленный ритм в темпе спокойной музыки. Внешне новорожденные вели себя неплохо: успокаивались, засыпали. Но цитохимический анализ бесстрастно отмечал: на фоне работающего метронома в клетках идет угнетение ферментов. Это, между прочим, доказательство того, что рок-музыка с ярко выраженным пульсирующим ритмом вредна маленьким детям.

Когда новорожденные покидали стационар, врачи рекомендовали их родителям и дома наряду с массажем, специальной гимнастикой и упражнениями в воде продолжать сеансы музыкотерапии. Родители по-разному относились к такому совету, кто-то потом давал своему ребенку прослушивать музыку, кто-то - нет...

Но когда через год все эти дети прошли обследование в Институте педиатрии, выяснились интересные вещи. Младенцы, которые постоянно слушали классическую музыку, лучше справились с неврологическими нарушениями, чем те, чьи родители не поверили в целебную силу музыкотерапии. Так появилась достоверная статистика.

Какую музыку должны слушать младенцы?

Детям возбудимым, беспокойным полезны мелодии в медленном темпе - "адажио", "анданте". Такими бывают обычно вторые части классических сонат, инструментальных концертов. Поскольку в начале своих исследований наши врачи опирались на опыт немцев в этой области - в Германии было больше всего литературы по этому вопросу, в их программах преобладала немецкая и венская классика: Моцарт, Шуберт, Гайдн... Потом добавились Вивальди, Чайковский... Это может быть, к примеру: 2-я часть "Маленькой ночной серенады" Моцарта, "Зима" из "Времен года" Вивальди, дуэт Лизы и Полины из оперы Чайковского "Пиковая дама", колыбельные песни.

Слушание 2-ой части «Маленькой ночной серенады» В. Моцарта.

Причем мелодия со словами влияет на детей сильнее, чем мелодия без слов. А живое пение - сильнее записанного на диск или кассету инструментального исполнения. И не важно, на каком языке поют, новорожденные прекрасно слушают, например, колыбельную Брамса или Рождественские песнопения на немецком языке.

А для младенцев с синдромом угнетения, которые плохо сосут, иногда даже неритмично дышат, полезны произведения в темпе "аллегро" и "аллегро модерато" Моцарта, Шуберта, Гайдна... Например: вальсы из балетов Чайковского, "На тройке" из его же "Времен года", "Весна" из "Времен года" Вивальди, а также маршевые мелодии.

Слушание «Большого вальса» П.И. Чайковского из балета «Лебединое озеро».

Сеансы музыкотерапии хорошо влияют и на здоровых, нормально развивающихся малышей. Ведь и их иногда надо успокоить или, наоборот, взбодрить. Вот и можно это сделать с помощью расслабляющей или активизирующей музыки. Ни в коем случае нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники. Наши уши природой приспособлены для рассеянного звука. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму.

Отдых на клеточном уровне.

Сейчас у родителей большой выбор - они могут покупать аудиокассеты и CD-диски с классической музыкой в традиционном исполнении. Или кассеты с классикой, аранжированной специально для малышей. Там в ансамбль инструментов введены колокольчики. А еще продаются записи классической музыки на фоне звуков природы - шума ручья, прибоя, звуков леса... Аудиокассеты так и называются: "Малыш в лесу", "Малыш у моря", "Малыш у реки"... Тоже приятное лекарство. Слушайте музыку вместе с малышом и расслабляйтесь, ведь и мамам беспокойных младенцев просто необходим хороший отдых, на клеточном уровне.

Любое искусство развивает, воспитывает личность ребёнка, позволяет разобраться в жизни, найти и познать самого себя, сформировать самооценку. Специально подобранная музыка способна в целом оптимизировать деятельность мозга. Когда же речь идёт о формирующемся мозге маленького ребёнка, то музыкальные воздействия могут выступать как конструирующие мозг. Поэтому очень важно, чтобы ребёнок с рождения (и даже раньше) имел возможность слышать красивую и «богатую» музыку. Дети матерей, которые на двадцать восьмой — тридцать шестой неделях беременности слушали музыку, быстрее других начинают реагировать на звуки, узнавать мелодии. У них лучше развита память.

Влияние музыки на развитие плода заключается еще и в том, что дети, которые слушали музыку еще в утробе, быстрее начинают сидеть, ходить и говорить.

Проведенные эксперименты показывают, что, например, плод реагирует на звучание Пятой симфонии Бетховена - ребенок начинает двигаться, ритм его сердцебиения ускоряется.

Слушание отрывка из 5-ой симфонии Л.В.Бетховена.

На мелодичную, плавную музыку младенец реагирует иначе - сердце бьется в более медленном ритме. Следовательно, звуки способствуют развитию двигательной активности плода. Кроме того, музыка, доносящаяся из внешнего мира - пока что единственный способ получить какую-то информацию об этом мире.

Музыка положительно влияет на ребёнка и до рождения, и в последующий период. Музыка успокаивает ребёнка. Помогает физическому и умственному развитию. Поэтому важно, чтобы матери пели своим детям, особенно мелодичные песни.

Влияние музыки на физическое развитие детей активно изучается учеными. По данным ряда исследований, еще до рождения ребенок слышит звуки и чувствует вибрации с внешнего мира. Когда родители поют и разговаривают с еще не родившимся ребенком, считается, что он также общается с ними и с внешним миром. Дети могут реагировать на звуки, чаще всего в виде толчков. В некоторых исследованиях обнаружено, что дети, даже находясь в утробе матери, имеют свои собственные предпочтения в музыке. Если вы слушаете лирическую классическую музыку, скорее всего, ребенок будет успокаиваться и прекратит удары ногами. А музыка в стиле рок или металл может спровоцировать настоящие танцы в животе матери.

Ученые, занимающиеся научными исследованиями о влиянии музыки на физическое развитие детей, считают, что прослушивание Моцарта способствует развитию умственной деятельности детей. Ученые называют это явление "эффектом Моцарта". Чтобы ощутить благотворное влияние музыки на ребенка, врачи часто советуют матерям слушать чаще лирическую музыку (особенно классическую). Музыка рассматривается как часть природы человека, которая медленно, но эффективно восстанавливает гармонию в жизни и способствует дальнейшему физическому развитию ребенка.

Давно замечено, что дети хорошо засыпают под колыбельные песни или чтение книги. Звуки, особенно те, которые мелодичны, успокаивают и усыпляют детей. Музыка также способствует быстрому развитию речи у дошколят. А детям школьного возраста помогает быстрее изучать иностранные языки. Ведь известно, что даже маленькие дети легко запоминают песни на другом языке, даже не зная смысла слов. Но это их первый шаг на пути изучения этого языка. Дети намного более легко запоминают и воспроизводят песни, а не отдельные слова и тексты. Так как петь детям легче, чем говорить, музыка считается эффективным средством лечения заикания у детей. Музыка помогает улучшить речь, и то, что дети не могут сказать, легко могут спеть.

По словам исследователей из США, целительная сила музыки нужна для нормализации артериального давления, помогает активировать деятельность мозга и укрепляет иммунную систему. Ритмичная и энергичная музыка в стиле марша тонизирует многие мышцы, что крайне полезно для физического развития детей. Поэтому многие делают зарядку под бравурную музыку. Для некоторых детей музыка является средством фокусировки. Она делает детей целенаправленными, помогает сосредоточить мышление на определенной теме, одновременно снимает стресс и усталость. Если ваш ребенок засыпает и просыпается с музыкой, он будет намного более счастливым и здоровым.

Однако, вместо того, чтобы слушать музыку, гораздо полезнее петь самому. Австралийские врачи даже практикуют в лечебных целях сеансы пения. Достаточно напевать самую простую мелодию, чтобы вы почувствовали себя лучше. Поэтому занятия пением или музыкой очень полезны для физического развития детей. Она учит любви к жизни. Поэтому дети, которые увлечены музыкой, становятся более образованными, внимательными, честными в своих отношениях с другими людьми, излучают спокойствие и позитивное настроение. "Музыкальные" дети развиваются в интеллектуальном развитии быстрее, чем их сверстники. Музыка развивает творческие способности детей, эстетику, культуру поведения, помогает строить доверительные отношения и заводить новых друзей.

Музыка может выражаться не только через музыкальные инструменты и звуковоспроизводящие устройства. Музыка закодирована в звуках природы - шум волн и шелест листьев на ветру, пение птиц и сверчков, шелест дождя и так далее. Поэтому чаще бывайте на природе. Найдите именно ту музыку, которая больше всего нравится вашему ребенку, и старайтесь слушать ее как можно чаще.

Ранний музыкальный опыт, а также музыкальная деятельность (пение, движение под музыку, музицирование, слушание музыки и т. д.) открывают доступ к врождённым механизмам, ответственным за восприятие, понимание музыки и расширяет использование этих механизмов для образования других высших функций мозга.

Появившийся недавно термин «музыкотерапия» может выступать как дополнительный стимул развития детей. В его основу заложено несколько принципиальных определений: прослушивание музыки развивает наглядно-образное мышление — способность анализировать образ, а затем синтезировать его. Такого рода мышление лежит в основе математики, инженерии и других дисциплин;

  • чем раньше ребёнок приобщится к музыке, чем больше у него шансов полюбить и освоить её по-настоящему;
  • музыкальные игры сочетают разговор и пение с ритмическими движениями. Зоны мозга, отвечающие за эти действия, контролируют также двигательные импульсы, благодаря чему ребёнок все больше учится управлять своим телом.
  • Музыкальные игры помогают ребёнку одновременно использовать в работе многие навыки, что развивает многосторонние нервные связи .

Ребёнок, с раннего возраста слушающий «живую» музыку и играющий с музыкальными инструментами, в дальнейшем с большей вероятностью реализует свой врождённый музыкальный потенциал, когда станет старше;

  • когда ребёнок слушает классическую музыку, при этом укрепляются мозговые связи, отвечающие за его математические способности;
  • соприкосновение с музыкой чрезвычайно важно для речевого и эмоционального развития, а также для укрепления двигательных навыков;
  • ритмичные песни, которые вы поёте своему малышу, способствуют развитию его мозга.

Поэтому музыка в силу своей внутренней природы должна быть составной частью любого воспитания.

В «Методике музыкального воспитания» Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Занятия ритмикой способствуют физическому развитию детей, совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, что создает у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом. Таким образом, музыка - это одно из средств физического развития детей.

Документы для скачивания:

Воспитание, обучение, образование — базовые педагогические процессы. Их трактовка различается в соответствии с тем, понима-ются эти процессы как формирование или как развитие. Чем же они отличаются?

Сформировать — придать определенную, нужную форму, т. е. привнести извне. Механизмы формирования включают осознанное (или неосознанное, стихийное) воздействие на ребенка с помощью факторов и средств, не определявших вначале его естественного хода развития. Развитие — разворачивание вовне изначально при-сутствующих в структуре человеческого существа свойств в соот-ветствии с естественными закономерностями их роста. Нельзя развивать то, чего пока нет внутри, что не стало компонентом струк-туры человеческого существа.

Традиция понимания воспитания как воздействия на ребенка себя изживает. А. С. Макаренко в «Книге для родителей» дал блестящую по своей ироничности иллюстрацию такого воспитания: «Берем ребенка, закрепляем его в трех метрах от себя и... начинаем воспи-тывать». Гуманитарная педагогическая традиция всегда ориентиро-вана на воспитание нравственности. Специфика воспитания заклю-чается в воспроизводстве, развитии, поддержке подлинно человеческого в

человеке, в становлении Образа Человека, развитии его призвания быть Человеком, понимании воспитания как «ухода за духовной жизнью ребенка» (М.Монтессори).

Соответственно, музыкальное воспитание — питание музы-кой — направлено, говоря словами В.А.Сухомлинского, не на вос-питание музыканта, а прежде всего на воспитание Человека, на «воспитание доброго ума и мудрого сердца».

Музыкальное обучение, как формирование, направлено на овла-дение ребенком знаниями, умениями, навыками в сфере музыкаль-ного искусства. Музыкальное обучение, как развитие, направлено на создание условий для становления музыкального мышления, му-зыкального сознания и пр.

Музыкальное образование является одной из традиционных культурных ценностей, определяющих развитие общества и каждой личности. Развитие ребенка в человеческой культуре есть процесс, который организуется взрослым, так как ребенок не знает способы употребления культурных средств. Именно взрослый раскрывает ребенку способы их использования. Образование в Законе РФ трак-туется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установ-ленных государством образовательных уровней» (схема 1).

Схема 1

Музыкальное воспитание

Именно воспитание и обучение создают содержательно-смысло- -вую основу развития, становясь его факторами и средствами.

Образование в области искусств, особенно музыкальное образо-вание, обладает большими возможностями.

Начиная с древних времен, наука накопила об этом огромное количество сведений. Вы-деляется три основных направления музыкального влия-ния на организм человека: на физическое тело; на духовную сущ-ность; на интеллект.

К XX в. накопились научные данные, подтверждающие знания древних о том, что музыка — источник мощнейшего влияния на


человека. Для античности, например, показательна глубокая связь музыки с медициной. Так, Аристотель подчеркивал не только педа-гогическое, но и терапевтическое значение музыки, считая, что музыка через катарсис снимает тяжелые психические переживания. Гиппократ использовал в своей медицинской практике воздействие музыкой на больных. Великий врачеватель древности Авиценна на-зывал мелодию «нелекарственным» способом лечения (наряду с диетой, запахами и смехом) и сильнейшим средством профилактики нервно-психических расстройств.

Начиная с XIX в. наука накопила немало сведений о воздействии музыки на человека и живые организмы. В XX в. интерес к влиянию музыки на формирование духовного мира и на психику человека возрос во всем мире. Медики, психологи, педагоги стараются доне-сти до людей важность музыкального образования для культурной жизни в целом.

Доказано, что даже внутриутробный период очень важен для по-следующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка. Большинство медицинских и психологических исследований подтверждает по-ложительное воздействие музыкальной деятельности на функции дыхания и кровообращения, иммунных процессов, работу мозга и взаимодействие полушарий, умственную работоспособность, пси-хомоторику, развитие речи, вычислительные навыки. В результате музыкального воздействия:

■ повышается чувствительность не только слуховых, но и зритель-ных анализаторов;

■ улучшаются психические процессы внимания, восприятия, за-поминания;

■ регулируются обменные процессы;

■ снижается уровень тревожности.

Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать установленными сле-дующие факты: музыка оказывает заметное воздействие на минут-ный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень саха-ра в крови, а также изменение мышечного тонуса и появление эмоций.

Исследователи формулируют «интеллектуальные выгоды» от музыки:

■ повышение уровня читательских, речевых навыков;

■ улучшение навыков решения временных и пространственных задач;

■ улучшение вербальных и арифметических способностей; улуч-шение концентрации внимания, памяти; улучшение моторной координации.

Вместе с этими «выгодами» от занятий музыкой все же основное направление методических поисков в музыкальном воспитании связывается, как определяет Л. В. Школяр, с приближением музыки к ребенку и проживанием им детства в музыке.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: учеб. пособие для студ. высш.

учеб. заведений. — М.: Владос 2004.

Теория и методика музыкального образования детей: науч.-метод. пособие / Л. В. Школяр, М.С.Красильникова, Е. Д. Крит-ская и др. — М.: Флинта: Наука, 1998.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Охарактеризуйте источники постановки целей музыкального образования дошкольников.

2. Каково соотношение музыкального развития, музыкального обучения, воспитания и образования?

3. Охарактеризуйте потенциал музыкального образования для развития личности дошкольника.

4. Ответьте на вопрос Ю.Б.Алиева: «Зачем тебе, дошкольник, му-зыка?»

5. Используя материал данного учебника (части II и III), составьте таблицу задач музыкального развития дошкольника на разных возрастных этапах в одном из видов музыкальной деятельности или в развитии его способностей.

6. Изучите предложенную литературу. Выпишите цели и задачи музыкального образования, найдите то общее, что характерно для различных авторов.

Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от дет-ского сада к начальной школе). — Воронеж; НПО «МОДЭК», 1998.

Ветлугина Н.А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М.: Просвещение, 1983.

Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Теория и методика музыкаль-ного воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2005.

Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития де-тей младшего возраста. — М.: Владос, 2000.

Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. — СПб.: Детство-Пресс, 2005.

Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М.: Академия, 1998.

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста.

Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Только развивая эмоции, интересы, вкусы детей можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст важен для последующего овладения человеком музыкальной культуры. Если в процессе музыкальной деятельности детей будет развито их музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке. Музыкальная деятельность предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, и таким образом способствует не только музыкальному, но и общему развитию ребенка.

Очень важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которым они встречаются в жизни.

Музыка для ребенка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции.

В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Он сосредоточивает свое внимание на услышанной мелодии, замирает на какое-то время, прислушивается, реагирует улыбкой, гулением, отдельными движениями, проявляет “комплекс оживления”. Дети постарше обладают уже возросшими психическими способностями. Они осмысливают некоторые связи между явлениями, способны сделать простейшие обобщения - определить, например, характер музыки, назвать, по каким признакам сыгранная пьеса веселая, радостная, спокойная или грустная. Им понятны и требования: как надо спеть различную по характеру песню, как двигаться в спокойном хороводе или в подвижной пляске. Складываются также и музыкальные интересы: оказывается предпочтение тому или другому виду деятельности, жанру музыки.

К шести-семи годам наблюдаются первоначальные проявления художественного вкуса - способность дать оценку произведениям и их исполнению. Певческие голоса в этом возрасте приобретают звонкость, напевность, подвижность. Выравнивается диапазон, вокальная интонация становится более устойчивой. Если четырехлетние дети еще нуждаются в постоянной поддержке взрослого, то при систематическом обучении большинство шестилетних детей поет без инструментального сопровождения.

Действия детей на музыкальных занятиях направлены на выполнение учебных и творческих заданий. Они усваивают исполнительские навыки и импровизируют собственные незатейливые мелодии, а при исполнении различных танцев стремятся по-своему передать различные танцевальные движения, музыкально-игровые образы.

Разностороннее развитие личности ребенка обеспечивается благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным, физическим. Осуществлению идейно-нравственного воздействия помогают правильно разработанная программа и подобранные в соответствии с возрастными возможностями детей произведения. Но самое главное - это “школа чувств”, которые формируются благодаря особому свойству музыки - вызывать сопереживание слушателей.

На музыкальных занятиях активизируется также познавательная и умственная деятельность. Дети о многом узнают, внимательно слушая произведение. Однако воспринимают они лишь самые общие его черты, самые яркие образы. При этом эмоциональная отзывчивость не утрачивает своего значения, если перед ребенком будут поставлены задачи вслушаться, различить, сравнить, выделить выразительные средства. Эти умственные действия обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний ребенка, придают им осмысленность.

Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека. Вместе с тем, усложняя педагогические задачи, нельзя злоупотреблять особой детской восприимчивостью. Само музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических задач:

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.

3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.

5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

6. Развивать творческое отношение к музыке прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Музыка - искусство, воздействующее на ребенка уже в первые месяцы его жизни. Непосредственное влияние ее на эмоциональную сферу способствует возникновению первоначальных ответных действий, в которых можно видеть предпосылки к формированию в дальнейшем основных музыкальных способностей.

Чтобы развитие детей в этом направлении совершалось успешно, необходимо организовать работу по музыкальному воспитанию с учетом особенностей музыки и возрастных возможностей детей.

Уже на первом году жизни педагог организует общение детей с музыкой, накапливая у них опыт слушания простейших мелодий (спетых или исполненных на детских музыкальных инструментах), побуждает реагировать на них голосом или движением, создает предпосылки для активной музыкальной деятельности ребенка на последующих этапах развития.
Все музыкальные способности объединяются единым понятием - музыкальность. “Музыкальность – это комплекс способностей, развиваемых на основе врождённых задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления” (Радынова О.П.“Музыкальное развитие детей”).

Ядром музыкальности являются три основные способности, которые необходимы для успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.

Эмоциональная отзывчивость на музыку - это центр музыкальности ребенка, основа его музыкальной деятельности, необходимая для прочувствования и осмысления музыкального содержания и его выражения в исполнительской и творческой деятельности.

Музыкальный слух необходим для чистого интонирования при пении, чувство ритма – для движения, танцев и игре на музыкальных инструментах.

Современными исследователями доказано, что формировать основы музыкальной культуры, развивать музыкальные способности нужно начинать как можно раньше. Бедность музыкальных впечатлений детства, их отсутствие вряд ли можно будет восполнить позднее, будучи взрослым. Для формирования основ культуры необходима соответствующая окружающая среда, которая даст ему возможность познакомиться с разнообразной музыкой, научиться воспринимать и переживать её.

Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительства, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально- образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. По этому та важно использовать все виды музыкальной деятельности.

Музыкально-образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительство, творчество, по ходу, к месту. Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний. Для развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности. Обучаясь пению, ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция и т.д.). В музыкально-ритмической деятельности дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают названия танцев, хороводов. Обучаясь на игре на музыкальных инструментах, дети так же получают определенные знания о тембрах, способах, приемах игры на разных инструментах.

Таким образом, необходимо помнить, что музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У ребёнка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному в целом, чуткость в жизни. Развиваются и мыслительные операции, язык, память. Поэтому развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности, что очень важно. Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.

Список литературы:

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. –М.; Просвещение, 1981г.
  2. Методика музыкального воспитания в детском саду/ под ред. Ветлугиной Н.А. – М, 1982г.
  3. Метлов Н.А. Музыка – детям- М.; Просвещение, 1985г.
  4. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального воспитания. – М.: 1972г.
  5. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования. – М.; 1986г
  6. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М., Л., 1977г.
  7. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания – М., 1989г.

Оксана Кудашова
Из опыта работы «Музыка - как одно из средств эффективности физического развития дошкольников»

Из опыта работы

музыкального руководителя МДОУ детский сад№ 4 «Радуга» п. Уразово Валуйского района Белгородской области Кудашовой Оксаны Геннадьевны

«Музыка - как одно из средств повышения эффективности физического

развития дошкольников в соответствии с ФГОС»

Приобщение детей к музыкальному искусству начинается с раннего детства и поэтому развитие детского музыкально -художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей, удовлетворение в самовыражении мы находим в одной из образовательных областей : «Художественно-эстетическое развитие » . Которое предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира музыки , его восприятия и связи с другими видами деятельности.

Пение развивает голосовой аппарат , укрепляет голосовые связки, улучшает речь, (врачи-логопеды используют пение при заикании, способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза при пении регулирует и углубляет дыхание.

Занятия ритмикой, основанные на взаимосвязи музыки и движения , улучшают осанку ребёнка, координацию, вырабатывает четкость ходьбы и лёгкость бега. Динамика и темп музыкального произведения требуют в движениях соответственно изменять скорость, степень напряжения, амплитуду, направление. Известно, что звучание музыкальных произведений повышает работоспособность сердечно - сосудистой, мышечной, двигательной, дыхательной систем организма.

При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается вентиляция лёгких, увеличивается амплитуда дыхательных движений. В то же время можно говорить о развитии у детей музыкальности (эмоциональной отзывчивости, слуха) .

Дети учатся воспринимать музыку , двигаться в соответствии с её характером, средствами выразительности .

Задачи физического развития тесно связаны со всеми разделами воспитания в детском саду. Образовательная программа детского сада предусматривает работу над развитием движений и в музыкальном развитии .

Музыкальные игры и пляски построены, главным образом, на основных движениях : ходьбе, беге, прыжках, подскоках.

Их совершенствование идет как в музыкально -художественной деятельности, так и в двигательной деятельности.

Например, передача движениями бодрого характера музыки способствует выработке правильной осанки , координации движений рук и ног, легкости шага, а обучение правильному шагу и бегу на нод по физической культуре , укрепляет мышцы ног и тем самым способствует более легкому освоению танцевальных движений.

В основе движений лежит определенный ритм, соотносимый с ритмичностью музыкального звучания . Музыка повышает интерес к играм и упражнениям, придавая им особую эмоциональность. Между музыкой и движением при их одновременном исполнении устанавливаются тесные связи.

Определяющую роль играет музыка . Сопутствуя музыке , движения выражают ее образное содержание.

Акценты, несложные ритмические рисунки легко воспроизводятся в беге, шагах, хлопках, изменения темпа, динамики музыкального произведения влекут за собой изменения в скорости, и степени напряженности выполнения движения. Между музыкой и движениями легко устанавливаются нужные взаимосвязи : движения заставляют интенсивнее, полнее воспринимать музыкальное произвёдение , а музыка управляет ритмом движений, придает им особую выразительность, облегчает их выполнение.

Музыка помогает детям одновременно начать и закончить то или иное движение или всё упражнение, выполнять его в определенном темпе. Хорошо сочетаются с музыкой ходьба , бег на носках в колонне, по одному на месте , бег врассыпную и некоторые подвижные игры, в основном хороводного построения , где музыкальное сопровождение - смена тем, частей - обусловливает переход к другому действию, начало или окончание определенной последовательности действий. Например : в игре «Кто скорей» дети бегают по залу под звучание музыки , а по ее окончании быстро садятся на стулья.

В организации работы по физическому развитию я принимаю активное участие. Совместно с инструктором по физической культуре мы проводим различные упражнения : в ходьбе, беге, построениях и перестроениях, что обеспечивает быстроту и четкость их выполнения.

Не сопровождаются музыкой такие упражнения : лазание, прыжки в длину и высоту с места и с разбега, метание, подвижные игры, содержащие соревновательные элементы. Каждый ребенок выполняет их в своём индивидуальном темпе.

В непосредственно -образовательной деятельности я использую музыку в комплексе упражнений, ранее разученных без музыкального сопровождения .

В работе по развитию движений большое место занимает утренняя гимнастика. Основное ее значение - оздоровительное : укрепляется опорно-двигательный аппарат, совершенствуются все функции и системы организма. Кроме того, утренняя гимнастика позволяет организовать детский коллектив.

Важная задача гимнастики с музыкой - создание у детей бодрого настроения, что способствует их активности в труде, играх, занятиях. Музыка вызывает у детей по-ложительные эмоции и тем самым облегчает выполнение движений.

Используемое во время гимнастики музыкальное произведение , нельзя искажать - подчеркивать отдельные ритмические фигуры, делать произвольные паузы, чтобы приспособить его для более удобного выполнения того или иного движения.

Немаловажное значение имеет и гимнастика после дневного сна. В спальной комнате дети под музыку выполняют произвольные музыкально -ритмические упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки. Заканчивается комплекс дыхательными упражнениями. В течение года мы используем различные варианты гимнастики.

В непосредственно -организованной деятельности физическая культура музыка звучит эпизодически : во время ходьбы, бега, подпрыгиваний, перестроений, некоторых общеразвивающих упражнений . Основная часть занятия, как правило, проводится без музыки , однако отдельные подвижные игры включают музыкальное сопровождение .

Применение музыкального сопровождения в процессе обучения физическим упражнениям зависит от этапов их разучивания. При ознакомлении с движением, его показе музыка облегчает восприятие. После показа упражнения даётся характеристика. Например : Светлана Александровна инструктор по физкультуре показывает упражнение с обручем в сопровождении «Вальса» С. Асафьева, затем говорит : «Музыка спокойная , певучая, негромкая и движения должны быть лёгкими, неторопливыми, плавными».

Разучивание отдельных элементов движения проводим без музыки , так как её восприятие на этом этапе снижает сознательное управление двигательными навыками и может привести к механическому их воспроизведению.

В качестве музыкального сопровождения упражнений в основных видах движений использую народную, классическую музыку , сочинения современных композиторов. Упражнения сопровождаю музыкой тогда , когда они заранее разучены с инструктором по физкультуре.

Наша задача как музыкальных руководителей научить воспитателей показывать все движения упражнений в соответствии с характером, средствами выразительности и формой музыкального произведения .

Разучивание упражнения следует начать с объяснения воспитателем правил выполнения и первые один-два раза провести его без музыки .

Знакомые упражнения сразу исполняем с музыкальным сопровождением . Воспитатель должен следить за четким соотношением музыки и движений . Функция музыки не сводится лишь к аккомпанементу или фону выполнения движений, она, прежде всего, должна помочь детям эмоционально осознать свои движения.

Мы совместно с инструктором по физической культуре планируем работу пo развитию движений , стараясь избежать слишком большого разнообразия материала, установить известную последовательность в его прохождении. Это способствует взаимодействию музыкального и физического развития дошкольников .

Воспитывая ребенка средствами музыки , мы должны понимать ее значение для всестороннего развития личности и быть ее активным проводником в жизнь детей.