Мрачный ссср глазами художника василия шульженко. Василий Шульженко: картины. Эпатажные работы художника

Художник Василий Шульженко


Там, где сердце всегда носил я,
Где песни слагались в пути, -
Болит у меня Россия,
И лекаря мне не найти.

А. Дольский

...Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья...

Н. Некрасов

Непроста судьба у художника, который «плывет против течения», не соответствуя общепринятым вкусам и мнениям: много врагов найдется и у него, и у его произведений. К таким авторам можно отнести и Василия Шульженко.

Сначала - краткая биографическая справка. Родился Василий в Москве в 1949 году. В 1973 году окончил Московский полиграфический институт. Член живописной секции МСХ с 1978 года. Свой жанр художник определяет как «Фигуративная живопись в жанре свободной фантазии». Работы его находятся в Государственной Третьяковской галерее и других музейных и частных коллекциях в России и за рубежом. Живет и работает в Москве.

Творчество Василия Шульженко не оставляет равнодушным никого, но мнения о нем самые полярные: его или любят, или ненавидят, считают глубоким знатоком русской души и русского народа - и обвиняют в ненависти к этому народу, к своей стране. Часто художника клеймят популярным нынче словечком «русофоб».

За границей отношение к картинам Василия тоже не совсем однозначно: большинство видят в их героях «русских дикарей», достойных, в лучшем случае, презрительной жалости. На фоне такого дикарства столь приятно гордиться достижениями западной цивилизации и культуры. Американские критики, правда, пеняли Василию Шульженко, что, дескать, персонажи его картин часто изображаются курящими (!) - это противоречит идее здорового образа жизни и показывает дурной пример (!!!) (Все остальное, надо думать, хороший пример... И вообще, будто героев картин Шульженко можно представить без цигарки в зубах.)

«Да и что за темы берет художник?! - воскликнет, пожалуй, любитель России идиллической, «правильной», такой, какой обычно ХОТЯТ ее видеть, какой она часто предстает на полотнах многих популярных ныне художников. - Сплошная пьянь, грязь, вплоть до похабства, вплоть до изображения тошнотворного сортира в провинциальном городишке. Уродливые, гротескные лица и фигуры, скабрезные позы, иногда вообще - "сюр", но, опять-таки, обязательно с "грязнотцой", неприглядный, неприятный…»

Но если внимательно вглядеться в картины Шульженко, в глаза его героев, то поймешь, что художник совсем даже не презирает и не ненавидит их и страну, плотью от плоти которой они являются. Он ЛЮБИТ этих людей - любит, но видит трезво, не сквозь «розовые очки», а такими, какие они есть. Сквозь неприглядную внешнюю оболочку он видит и ценит их силу, жизнестойкость, самобытность и - глубоко скрытую ВНУТРЕННЮЮ красоту. Он БОЛЕЕТ за них, хочет, чтобы они жили лучшей, достойной жизнью. Иногда - лишь иногда! - художник «скатывается» до своего рода карикатуры, видно, когда уж слишком «достают» внешние неприглядности…




Упавший

Я помню репродукцию этой картины, опубликованную в каком-то журнале лет 20 назад. Тогда она называлась «Упал…», что, мне думается, более точно передает ее смысл - человек не является «упавшим», падшим, он просто УПАЛ, то есть это явление временное, случайное. Упал пьяный русский мужик, да и растянулся в своей могучести на всю землю, ноги - через реку, голова - в лесу, здоровенные руки бессильно раскинуты… Это на СВОЮ землю он упал, ОН ее хозяин, ее сын, ее боль. Наберется ли он от матушки-земли сил, словно легендарный Антей, восстанет ли для новой жизни или так и будет лежать, бессмысленным пьяным взором глядя в небо? Ведь САМ напился, САМ упал - никто не толкал его. Хочется верить, что САМ и встанет, и найдет в себе силы зажить по-другому…

Когда-то в ненависти к русскому народу, в стремлении опорочить Россию обвиняли и художников-передвижников, и таких писателей, как Салтыков-Щедрин и Гоголь, да и многих других, ныне прославленных деятелей русского искусства. Доставалось от патриотов-обвинителей даже таким светочам, как Пушкин и Толстой. Кстати, Шульженко обвиняют, в частности, в «кощунственном» изображении двух последних: Пушкин представлен уж очень похожим на обезьяну, с удовольствием кушающую апельсин, а Толстой бодро взмывает ввысь на турнике.



Пушкин



Лев Толстой

Но если вспомнить, что лицейским прозвищем Пушкина было «обезьяна», а Толстой действительно следил за своим здоровьем, занимался гимнастикой и восхищал ребятишек в яснополянской школе своим умением ловко подтягиваться и вертеться на турнике, то… какое же здесь кощунство? Это добрый юмор, и больше ничего, так подшучивают над теми, которые «свои», родные… Думаю, увидь Пушкин и Толстой себя в изображении Василия Шульженко, они бы поняли и оценили это, да и посмеялись бы весело.

Достается Шульженко и от любителей идеализированного изображения русской истории.



Наполеон овладевает Россией

Само название одной из картин - «Наполеон овладевает Россией» - приводит таких идеализаторов в ужас, что же говорить о содержании: Наполеон, уже в «полной боевой готовности», держит в объятиях безвольную полуголую бабешку-Россию, явно пьяненькую, и решительно собирается ею «овладеть» в том самом смысле…




Наполеон в Москве на Садово-Каретной

Но если посмотреть на другую картину, «Наполеон в Москве на Садово-Каретной», становится ясно, что «овладение» это просто пригрезилось императору-насильнику: растерянно бродит он по людной московской улице, а народ просто не обращает на него внимания, занятый своей повседневностью. Всякие наполеоны и наполеончики - явление временное, отвергаемое русской жизнью. Они могут сколь угодно мечтать об «овладении» Россией: «мечтать не вредно», ехидно замечает русская поговорка. «Червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае», - это русский солдат Платон Каратаев из «Войны и мира» Толстого.



Кутузов и Наполеон

И вот уже Наполеон смиренно выслушивает поучения Кутузова, который совершенно по-домашнему расположился и парит босые усталые ноги в горячей водичке. А что? он, действительно, у себя дома, в России! Русская красавица, подающая самовар, явно строит глазки бравому французкому генералу, стоящему за спиной Наполеона. Еще неизвестно, кто кем овладеет!



Распятие

А какой он религиозный кощунник, этот Василий Шульженко! Подумать только, изобразил на кресте вместо Христа пьяного русского мужика!



Сусанна и старцы

Библейский сюжет о целомудренной Сусанне и похотливых старцах на одном варианте картины исказил и окарикатурил, а на другом - слишком выделил красивое тело Сусанны, которое словно светится. Какое издевательство над чувствами верующих!



Сусанна и старцы (вариант)

Однако никакого издевательства здесь нет, если вдуматься. Разве не распят наш русский мужик, да и каждый из нас на кресте своей повседневной жизни и скорбей? Разве не отвратительной карикатуры достойны похотливые старцы - даже библейские? И разве не светится светом целомудрия прекрасное женское тело, облагораживающее убогий пейзаж вокруг себя?

Ну, ладно, хватит комментировать, пора показывать картины Василия Шульженко. Вначале хотела сказать еще о многих из них, но подумала - зачем буду навязывать свое мнение? Пусть каждый судит сам.



Амур




Скотный двор



Атланты




Ленин и народ



Бабушка?!



Видение Кольки Рыбина



Цыпленок



Барин




Фавн



Беседа




Три сына



В бурных волнах моря житейского



Над пропастью




Сквер



Верхом на кентавре



Стремящийся




Вечер в городе




Старый дом




Оргия



Пасхальный трезвон



Гамлет



Спящий




Гонки




Сортир




Грибной сезон



Сон




Гроссмейстер




Скорая помощь



Гулливер




Сеть



Дедушка, поедем домой!



Семья



Деревня



Седе Адам прямо Рая...




Диоген



Ряженые




Драка пастухов




"Пятачок" в Измайлово



Друзья-приятели



Пугачев




Дудочка



Продавцы картофеля




Заблудившийся на карнавале




Прогулки с отцом по ночной Москве




Завтрак на траве




Прогулки с бабушкой по Москве-реке



Изгнание из Рая




Провинция



Картошечка




Призыв



Клоун



Похороны



Конькобежец



Портрет художника




Купальщицы



Полет



Леший в гостях у крестьянина




Погорельцы



Матрос и его девушки




Пивная




Мечты солдата




Пастух




Мойка




Ночь на вокзале



Cветское общество в Парке Горького



Направляющий



Морская душа




Песчаная коса




На проселочной дороге



Пастырь и стадо

Творчество Василия Шульженко посетители его виртуальных экспозиций часто сравнивают с творчеством Шукшина.

Думаю, оба Василия открестились бы от таких сравнений...
Но, тем не менее, по мнению их читателей и зрителей, что творчество первого, что творчество второго, развертывает перед нами некую Метафизику русской жизни, судьбы и морока, схваченных именно русским человеком, почувствовавшем в себе что-то важное, что обязательно нужно выплеснуть в пространство этого бытия.

Один Василий, автор "Сортира", "Пивной" и прочего, по его словам, всегда дистанцировался от той русскости, которая щедро хлещет из людских душ, проживающих за МКАДом.
Другой - плоть от плоти русского Духа, но явно не русского душка, по мнению его читателей и зрителей, тех же самых заМКАДовских людей.

И, тем не менее, они созвучны.
В их творчестве звучит гармония русских сфер.
Как говорят знающие художники: если ты хочешь раскрыть какую-то тему, у тебя два пути.
1. Ничего не зная о предмете, следуй велению своей души в его сочинении.
2. Изучи предмет описания досконально, чтобы он сросся с твоей душой.
Как видим, замКАДОвские наблюдатели творчества двух Василиев ставят их на одну чашу весов, располагая себя на противоположной их стороне, уравновешивая своим восприятием этих художников, их общую воплощенность в почве русскости, в Метафизике русского Бытия".
(analitik_tomsk).


Творчество художника Василия Шульженко не оставляет равнодушным никого. Его или любят, или ненавидят, превозносят за понимание русской души и обвиняют в ненависти к ней же. Каков он на самом деле, выясняла наш корреспондент.

Все эти жуткие пьяные физиономии, уродливые тела, скабрезные позы... Вас и впрямь трудно заподозрить в любви к народу!

Я никогда не жил среди людей, которых изображаю, и не пытался влезть им в душу.
В детстве был маменькиным сынком, не знал ни армии, ни зоны.
Мои персонажи для меня - вроде дикарей для Кука.
Насмотрелся на них в детстве, когда жил на даче под Касимовым.
Они меня и пугали, и завораживали.
На полотна все это выплеснулось гораздо позже, с началом перестройки.

- А что, "плохие русские лица" хорошо продаются на Западе?

Большинство своих картин я действительно продаю в Америке, но, знаете, там как раз считают, что они просто пропитаны любовью к России!
А здесь даже приятели говорят мне: "Не любишь ты русских, Вася!" Но я, как русский, имею полное право спросить: "А за что нас любить?"
Да мы худшие люди в мире - злые, ленивые, завистливые!
К примеру, американец скажет: "Мой сосед Сэм молодец, он такой успешный!"
А наш деревенский пьяница будет ненавидеть и презирать работящего зажиточного мужика.
А миф о широкой русской душе?
Широкой она становится лишь на время действия алкоголя.

- А может, американцам просто нравится видеть русских таким быдлом?

Наоборот, глядя на мои картины, они начинают нас жалеть: "Какие несчастные люди!"
Как наши передвижники писали страдающий народ, помнишь?
Или как поэт Некрасов, который после роскошного обеда и партии в покер любил поглядеть на крестьян из окна своего особняка и пожалеть о горькой долюшке женской.

- Кстати, о женщинах. Не жалко так уродовать нас на картинах?

Жалко, потому и пишу вас нечасто.
Вот мужиков не жалко. Недавно хозяйка галереи в Чикаго говорит мне: "Вася, у тебя на картинах все слишком много пьют и курят, в Америке это сейчас не популярно.
Нельзя ли обойтись без этих сигарет и бутылок с водкой?"
Да разве моих мужиков можно представить трезвыми, без папиросы в зубах?!

- А сами выпить любите?

Люблю. Бывает, и за работой пью. Художнику это нужно для вдохновения.

- А что, любовь не вдохновляет? Вы женаты?

Нет, так и не женился, и детей не завел, о чем теперь жалею. Хотя женщин в жизни было - не пересчитать, и сейчас есть.

- А почему ваши герои на картинах сексом не занимаются? Это добавило бы им колориту!

Помню, был в Касимове случай - молодой деревенский парень прямо в поле поймал и изнасиловал бабку лет семидесяти пяти. Вот это была мысль изобразить.

- Эпатажа ради?

Да какой тут эпатаж! Вот художник Кулик, наложивший прилюдно кучу под картиной, - это да. Сейчас ведь в живописи одно направление - заставить говорить о себе любым способом. Не прославиться в веках, а побольше захапать при жизни.

Но Пушкин, изображенный в виде обезьяны, или Толстой, висящий на турнике, - это разве не эпатаж?
- Меня другое удивило - ну кто в Америке знает Пушкина? И тем не менее его купили сразу. А вот Толстой, который там знаменит, так до сих пор и не продался...
Анна Шин (http://www.s-info.ru/star/exclusive/1539/)


Мой дом.


Прогулки с бабушкой по Москва-реке.


Прогулки с отцом по ночной Москве.


Мойка.


Пугачев.


Светское общество в Парке Горького.


Барин.


Наполеон овладевает Россией.


Наполеон в Москве на Садово-Каретной


Наполеон и Кутузов.


Грибной сезон.


Бабушка?!


Заблудившийся на карнавале.


Атланты.


Спящий


Цыпленок


Семья.


Сон.


Над пропастью


Вечер в городе


Клоун.


Гулливер.


В бурных волнах моря житейского.


Дудочка.


Картошечка.


Художник.


Сквер.


Верхом на кентавре.


Матрос и его девушки.


Призыв.


"Пятачок" в Измайлово.


Мечты солдата.


Продавцы картофеля.


Конькобежец.


Ленин и народ.


Сусанна и старцы.


Упавший.


Амур.


Гонки.


Сеть.


Стремящийся.


Песчаная коса.


Леший в гостях у крестьянина.


Скорая помощь.


Фавн.


Сусанна.


Седе Адам прямо Рая...


Диоген.


Гроссмейстер.


Ряженые.

Скабрезные позы, уродливые тела, жуткие пьяные физиономии - таково первое впечатление после знакомства с полотнами московского художника Василия Шульженко, творчество которого считается весьма скандальным.

Передавая знакомые практически каждому моменты, картины автора изображают жизнь с неприглядной стороны, словно в противовес общепризнанному мнению о том, что искусство должно вдохновлять и вызывать у зрителя высокие светлые чувства. От многих Василий Шульженко слышит обвинения в нелюбви к русским, ведь вместо явных пороков общества и изображения крайней степени падения человека мог бы рисовать великих людей, колоритных красавиц, шикарную природу.

О персонажах Шульженко

Герои полотен Василия Шульженко - отчаявшиеся деревенские жители, которые по большей части развлекают себя пьянкой. А больше и нечем. Они практически потеряли человеческий облик, совершают вещи, вполне для них приемлемые, но недопустимые и вызывающие неприятие у человека из другого мира.

Причем реализуемое ними зло по большей части неосознанное: люди словно не ведают, что творят. Откуда такая странная и злостная тематика? По словам художника, на полотнах изображены образы из детских лет, проведенных на даче под Касимовым.

Василий Шульженко: картины

Полотно «Амур» изображает парящего над парой алкоголиков Амура - такого же, как они: с грязными волосами, помятым и испитым лицом. В переданном моменте предстоящего акта соития нет ни эротики, ни порнографии. Плотское соитие обыденно привычно для двух спившихся людей: опустившаяся увядшая женщина не имеет ни малейшего чувства стыда, а мужчина не способен дарить ласку. После случившегося пара спокойно продолжит заниматься главным делом своей жизни - алкогольными возлияниями.

Картина «Сквер» из той же оперы: народ - под стать собственному вождю. Василий Шульженко изобразил обычную жизненную сценку: развалившийся на скамейке инвалид, до безобразия пьяный мужик, которого то ли мать, то ли жена ведет домой. На заднем фоне персонаж, в течение многих лет мочащийся на одну и ту же штакетину.

Пройдет время. Герои картины уйдут в мир иной, их место займут другие. У бюста опухшего Вождя не изменится ничего.

На грани бытия

Иногда на картинах появляются герои, пришедшие из мира, где еще существует грань между добром и злом.

Одни имеют надежду на спасение, как тот мальчик в матросской курточке, который, возможно, имеет еще шанс не пойти по стопам спившегося деда и его ржущей братии.

Девочке с полотна «Продавцы картофеля», по-видимому, придется повторить судьбу своих родных; на лице ребенка уже стоит печать ждущей ее жизни.

Эпатажные работы художника

Наши соотечественники считают, что показывать постыдную изнанку отечественной жизни по крайней мере неприлично. Зарубежный зритель по-другому реагирует на персонажей картин, которые написал Василий Шульженко: начинает их жалеть, сочувствует их существованию и суровым условиям, в которых те вынуждены выживать.

Шульженко Василий - художник, чьи работы выставляются в Государственной Третьяковской галерее, музее «КИССИ» (США, Оклахома Сити), находятся в частных коллекциях России и зарубежья, а именно: Италии, США, Финляндии, Франции, Голландии. С 1972 года является участником выставок городского, республиканского и всесоюзного масштаба. Василий Шульженко живет и творит в Москве.