Мое впечатление от рассказа Л. Толстого “После бала”. Рассказа Л. Н. Толстого «После бала Впечатления от рассказа после бала

Рассказ вызвал очень много чувств. Трудно смириться с тем, что человек может быть настолько разным, совершать настолько разные поступки, не испытывая при этом видимых нравственных затруднений, как это делал полковник. Л.Н. Толстой специально нарисовал такой контраст, чтобы глубже подчеркнуть разломы в душах многих людей того времени. Наверное, сейчас тоже есть люди, которые меняют социальные роли, как маски, и в разных местах ведут себя совершенно противоположным образом. Анализ Л.Н. Толстого ещё тоньше, нежели у Н.В. Гоголя или М.Е. Салтыкова-Щедрина, потому что те же гоголевские персонажи принципиально не могут испытывать определённые высокие чувства, такие, как любовь, открытая радость, воодушевление; каждый момент искренности обнажает в них людей мелочных, завистливых и циничных. Совсем не таков толстовский полковник. Он может быть радостен, искренне приятен в общении, обаятелен. Но в то же время готов, надев маску армейского начальника, действовать безжалостно, с методичной холодной яростью. Человек по природе своей целостное существо, и в поведении он должен стараться исходить из единых внутренних критериев. Для Л.Н. Толстого это были христианские заповеди. Когда же эти критерии различны, то цельная личность распадается. Рассказчик инстинктивно сохранил в себе эту цельность, отказавшись входить в мир, где преуспеть можно было только путём раскола и изолирования друг от друга разных частей личности. В нормальном человеке мысль, слово и дело едины, а когда в самой сердцевине души отгораживаются противоположные мысли, человек перестаёт уподобляться богу, по образу которого он создан. Распознать таких людей гораздо сложнее, чем гоголевских персонажей, ибо их надо наблюдать в различных ситуациях. Можно незаметно попасть в зависимость от такого человека, проникнувшись к нему первоначальным доверием, тогда после возникнет потрясение, подобное тому, что испытал Иван Васильевич. Рассказ учит тому, что цельность во всех проявлениях жизни, верность единому нравственному чувству - истинно человеческие качества, они стоят над меняющимися социальными или расовыми различиями.
Повествователь- это особый художественный образ, от имени которого ведётся повествование в произведении. Иногда позиция повествователя сближается с позицией автора, иногда существенно расходится с ней. Можно вспомнить «Левшу» Лескова, «Ночь перед Рождеством» Гоголя, «Каменный цветок» Бажова: в них авторы создают яркие образы повествователей.
Повествователей два: первый, очевидно, молодой человек, ведёт повествование от первого лица - но не единственного, а множественного числа («спросили мы», «сказал один из нас»), то есть первый повествователь является как бы лицом собирательным. Он вводит нас в ситуацию, в которой происходит беседа молодых людей о влиянии условий на формирование человека; в беседе принимает участие «всеми уважаемый Иван Васильевич». Мы видим, что беседа эта не является исключением: такие разговоры происходят часто: «Часто он совершенно забывал повод, по которому он рассказывал...».

0

AnnStar

0

Ninaarc
21.10.2017 оставил(а) комментарий:

Рассказ начинается с мысли о том, что на жизнь человека особенно влияет его окружающая среда, но ещё круче изменить его судьбу может всего один случай. И это первое размышление уже овладело героем.
Я невольно погружался в глубь рассказа, ясно представляя себе все описанные лица и события. Мне передавались все эмоции Ивана Васильевича, главного героя этой истории. От его лица и ведётся повествование, в котором самую важную роль играет Варенька Б., его самая сильная любовь, и её отец, Пётр Владиславович. Вареньку Иван Васильевич описывает с особым трепетом, придавая ей чуть ли не ангельские черты.
Сам бал для Ивана Васильевича был светлым, ярким, хорошо устроенным событием, где всё ему было мило. Во многом на его восприятие подействовала влюблённость в Вареньку. Это нежное чувство ещё больше подкрепилось, когда рассказчик увидел отца девушки, который изображается статным и стройным мужчиной. Иван Васильевич читал в нём такое же любовное отношение к дочери. А наблюдая за танцем отца и Вареньки, он соединил их в единое целое и испытывал необычайное умиление.
Но настроение Ивана Васильевича резко поменялось, когда он после бала увидел сцену жестокого наказания солдата, руководил этой экзекуцией отец Вареньки Пётр Владиславович. Теперь он предстал перед рассказчиком суровым и беспощадным начальником. Иван Васильевич потерял все свои счастливые ощущения и до тошноты не понимал, что же именно произошло, почему лицо Петра Владиславовича оказалось совершенно другим. На этот вопрос он так и не смог найти ответа.
Мне трудно понять и судить поступки героев рассказа, но их характеры представляются мне вполне естественными, наполненными жизнью и вызывающими искренние эмоции.

Название произведения: После бала

Год написания: 1903

Жанр: рассказ

Главные герои: Иван Васильевич - рассказчик, полковник , Варенька - дочь полковника.

Сюжет

Рассказчик сильно влюблен в девушку и отправляется на бал в самом радужном настроении, в предвкушении встречи и, может быть, объяснения. На балу он знакомится с отцом Вареньки - старым полковником, румяным и веселым трепетно относившимся к дочери. После бала юноша не может уснуть, настолько он возбужден и счастлив, и он отправляется бродить по городу. Вскоре его внимание привлекает какой-то странный и пугающий шум. Он подходит поближе и видит толпу людей, которые с ужасом смотрят на происходящую расправу над истощенным жалким солдатом. Его прогоняют сквозь строй - бьют березовыми палками по спине в наказание за побег из армии. Этой экзекуцией управляет старый полковник, неожиданно он останавливается и сильно, и резко бьет по лицу молодого солдатика, который, по его мнению, слабо ударил по кровоточащей спине дезертира.

Этот случай произвел такое сильное впечатление на молодого человека, что и любовь его прошла, и на военную службу он не пошел, и не смог найти себе достойного места в мире.

Вывод (мое мнение)

Толстой с необыкновенным искусством смог показать две противоположные картины: веселый бал с нарядными и счастливыми людьми, и страшную картину кровавого наказания. Он хотел показать, что каждое происшествие, так или иначе, влияет на судьбу. Главный герой рассказа - уважаемый и известный человек, сам считает, что это происшествие перевернуло его душу и изменило судьбу.

Я привык думать о Толстом как о создателе крупных, эпохальных произведений. Ведь этот писатель известен всему миру как автор «Войны и мира», «Анны Карениной», «Воскресения». Однако в конце своей жизни Толстой обратился к созданию рассказов. Произведение «После бала» является одним из самых известных рассказов писателя.

Известно, что о случае, который лег в основу «После бала», писатель узнал еще в юности. Будучи студентом Казанского университета, от своих знакомых Толстой услышал о жестоком наказании, проходившим во время Великого поста. Впечатление от этого ужасного рассказа так запало в душу писателя, что он помнил о нем на протяжении многих лет.

Нельзя сказать, что этот рассказ мне понравился. Он производит очень тягостное впечатление. Его основная часть, описывающая наказание беглого татарина, оставляет ощущение ужаса. Такого же тоскливого ужаса, какой испытывал рассказчик после всего увиденного: «А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».

Читая первую часть рассказа, описывающую бал, наполняешься легким и светлым чувством. Ты испытываешь чувство умиротворения и счастья, какое в своих произведениях может создать только Толстой. На страницах его лучших произведений, описывающих семейный уют, домашние праздники, всегда присутствует это теплое, чудесное настроение. В «После бала» рассказчик на балу так счастлив, как может быть счастлив влюбленный молодой человек, не знающий никаких бед в жизни. Иван Васильевич наслаждался своей молодостью, красотой, своей любовью.

Толстой психологически тонко описывает состояние рассказчика: «Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви. Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке, с ее елисаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова. К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее, улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство».

Как красиво описание танца Вареньки с ее отцом! Отец, уже грузноватый, но все еще красивый и подтянутый, не может насмотреться на свою красавицу дочь. Их танец говорит о любви отца и дочери, крепкой семье, теплоте душевных отношений. Все это было настолько явственно видно, что гости в конце танца зааплодировали полковнику и Вареньке. Рассказчик чувствовал, что и он любил Петра Владиславича. А как же могло быть иначе: ведь он отец его обожаемой Вареньки!

Описание бала оставляет теплое и светлое впечатление. Ты радуешься за героя, тебе хорошо и легко на душе. И каким же контрастом звучит вторая часть рассказа, являющаяся главной в произведении! Ощущение страха и ужаса надвигается постепенно. Первым ее знаком становится музыка, «жесткая и нехорошая», а также что-то большое, черное, надвигающееся на рассказчика.

Свидетелем наказания татарина становится также прохожий кузнец. Его реакция подтверждает всю нечеловечность и кошмарность происходящего. На поле, через два ряда солдат, прогоняли татарина, обнаженного по пояс. Он был привязан к ружьям двух солдат, ведших его сквозь строй. Каждый из солдат должен был ударить по беглецу. Спина татарина превратилась в окровавленный кусок мяса. Беглец умолял прекратить его мучения: «При каждом ударе наказываемый, как бы удивляясь, поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова. Только когда он был совсем близко, я расслышал эти слова. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте». Но солдаты не знали пощады.

За всем происходящим следил полковник, строго шедший за татарином. Рассказчик узнал в этом полковнике отца Вареньки, который сделал вид, что не знает Ивана Васильевича. Полковник не только наблюдал происходящим, но следил, чтобы солдаты не «мазали», били в полную силу.

И это происходило в первой день Великого Поста! Без сомнения, все эти солдаты, не говоря уж о полковнике, считали себя истинными христианами. Я не говорю о том, что вообще такое издевательство над человеком – не по-христиански. Но делать это в Великий пост, когда все люди вспоминают о мучениях Христа! Или солдаты считают, что татарин – не человек, потому что он иноверец?

Первое чувство, которое испытал рассказчик, был вселенский стыд за всех: за этих людей, за себя. Как такое может происходить в мире, и что нужно сделать, чтобы больше не допустить такого? Эти вопросы остаются в голове после прочтения рассказа. Но, по-моему, это извечные вопросы, которые мучили людей на протяжении многих веков и будут мучить всегда.

Относительно себя рассказчик решил их: он просто устранился. Иван Васильевич решил никогда не служить, чтобы не быть замешанным в такие преступления против своей души. Вернее, это было несознательное решение. Это было веление души Ивана Васильевича, самое верное в его условиях, на мой взгляд.

Я не знаю, понравился ли мне рассказ Л.Н. Толстого «После бала». Могу лишь с уверенностью сказать, что он не оставил меня равнодушным. И еще: я хочу, чтобы его прочитали мои будущие дети.

Главный герой рассказа «После бала» — мужчина, которого автор называет Иван Васильевич. Будучи вовлеченным в разговор об условиях совершенствования личности, Иван Васильевич рассказал участникам разговора об одной истории, что случилась с ним в студенческие годы. Эта история круто изменила жизнь героя рассказа.

Иван Васильевич в то время был влюблен в девушку по имени Варенька, дочь полковника. Его чувства достигли кульминации на одном из балов, когда Иван Васильевич самозабвенно танцевал весь вечер с предметом своих воздыханий. В тот вечер на балу присутствовал и отец Вареньки, который показался герою рассказа очень милым и душевным человеком. Полковник покинул бал рано, сославшись на служебные дела, которые ждали его утром.

А Иван Васильевич приехал домой, когда уже светало, и не в силах уснуть от переполнявших его чувств, вышел прогуляться. На поле, недалеко от дома Вареньки, он увидел солдатский строй, через который двигалось какие-то люди. Как пояснил ему проходивший мимо кузнец, наказывали сбежавшего солдата. Подойдя ближе, Иван Васильевич увидел, как через строй тащат человека, привязанного к двум винтовкам. На его спину опускались палки, что были в руках у солдат, стоявших в строю. А рядом с наказуемым шел отец Вареньки. Сейчас это был совсем другой человек, нисколько не похожий на милого и добродушного старика, которого Иван Васильевич совсем недавно видел на балу. Когда один из солдат не попал палкой по спине провинившегося, полковник гневно закричал на этого солдата.

С тех пор любовь Ивана Васильевича медленно стала остывать. Он понимал, что в армии строгие порядки и жесткая дисциплина, но он все равно никак не мог осознать, для чего было нужно столь жестокое наказание. Герой рассказа, до того момента собиравшийся поступить на военную службу, передумал это делать после неприятной сцены. Увиденное на площади публичное наказание провинившегося солдата полностью изменило жизнь Ивана Васильевича. Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа «После бала» состоит в том, что существовавшие в XIX веке сословные различия значимо влияли на поведение человека в разных ситуациях. Отец Вареньки, будучи на балу, среди равных себе людей, был очаровательным человеком и заботливым отцом, который ни за что не откажется станцевать мазурку с любимой дочерью. Но, оказавшись в среде солдат, да еще и собранных для исполнения наказания, полковник превращается совсем в другого человека – жесткого и властного.

Рассказ «После бала» учит внимательно относиться к людям, с которыми приходится общаться, чтобы понять, насколько тот или иной человек прямолинеен и порядочен, или же ему свойственно быть двуличным в разных жизненных ситуациях.

В рассказе «После бала» мне понравился главный герой, Иван Васильевич. Он не остался равнодушным к сцене жесткого наказания солдата, человека из простого сословия. И хотя он не делал каких-либо попыток прекратить избиение, понимая, что не в его власти отменить наказание, протест в душе главного героя был настолько силен, что отвратил его от военной службы и погасил огонь пылкой любви к дочери полковника.

Какие пословицы подходят к рассказу «После бала»?

Как ни мудри, а совесть не перемудришь.
Лицом к лицу в лицемерии не уличить.
Солдат - человек подневольный.

Какова воля случая в жизни людей? Может ли он повлиять на судьбу человека? Лев Николаевич Толстой в своем рассказе «После бала» приводит нам пример того, как на судьбу Ивана Васильевича повлиял случай. В рассказе затронуты проблемы чести, долга, совести. История рассказанная автором была написана на основе реальных событий происходивших в судьбе родного брата Льва Толстого.

Рассказ оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, описание бала оставляет теплое и светлое впечатление. С другой стороны, ужас и страх вызывает вторая часть рассказа. Утро после бала уже не кажется таким безоблачным и светлым. После прочтения начинаешь задумываться о судьбе и возможности ее изменить. Сцена с наказанием татарина оставляет тяжелое, неприятное ощущение. Как и у автора рассказа, у меня появилось ощущение всепоглощающей тоски и ужаса. Как и автор, я не знаю всей правды, не знаю за что этого татарина так жестоко наказали. От этого не могу судить о том, на сколько это плохо. Рассказ заставляет задуматься над моральной стороной наказания. По сути бесправный, в то время, солдат, мог быть наказан. Даже за то, что он слабо бьет своего провинившегося товарища. Полковник бьет по лицу испуганного солдата, так как он недостаточно сильно ударил палкой татарина. Таким образом, вопрос милосердия затронутый в этом произведении наводит на размышления. Может ли христианин издеваться над человеком? Нет! Это противоречит канонам Библии. Это бесчеловечно, бессердечно! Рассказ учит нас состраданию.

Иван Васильевич питает огромную неприязнь к любым формам насилия. И даже столь сильное всепоглощающее чувство - любовь, не в силах побороть эту неприязнь. Он меняет свое отношение к военной службе и отказывается от карьеры. Чувства к Вареньки К. постепенно угасают в сердце юноши.

Сейчас смотрят: {module Сейчас смотрят:}

  • Как соотносятся темы свободы и творчества в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»? - -
  • Можно ли считать героя рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» типичным героем начала 20 века? - -
  • Почему у главного героя рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» нет имени? - -
  • Как сочетаются в Ермолае Лопахине два противоположных качества личности -г- «нежная душа» и «хищный зверь»? (по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад») - -
  • Можно ли утверждать, что главный герой рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой» меняется на протяжении повествования? - -
  • Кто из героев ближе к толстовскому пониманию национального характера - Тихон Щербатый или Платон Каратаев? (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир») - -
  • Какие психологические приемы и как помогают Достоевскому передать «расколотость сознания» его героев? - -