Моцарт для детей: как воспитать гения. Успокаивающая музыка моцарта для развития детей Моцарт для малышей самых маленьких

Конечно, сейчас бытует мнение, что музыка Моцарта помогает вырастить гения… У меня такой цели нет и не будет в силу веских причин. Но определенными плюсами от 10ти минутки Моцарта я воспользоваться не гнушаюсь. И да, эффект есть) А вот и статья на эту тему (взято с интернета):

О необычном эффекте Моцарта мы узнали совсем недавно. Хотя термин этот был введен 60 лет назад известным врачом Альфредом Томатисом, который занялся его изучением. Но до сих пор никто не может объяснить этот эффект. Хотя интересных фактов собрано уже немало. Особенно ярко и сильно проявляется эффект музыки Моцарта для детей.

Детский мозг еще развивается, поэтому нервные структуры могут выстраиваться по любым принципам. А вот изменить структуру мозга взрослого человека может быть проблематично.

Действие эффекта Моцарта для малышей. Томатис нескольких лет наблюдал воздействие музыки Моцарта на малышей до трех лет. Он отмечал, что такие детки имели более развитое мышление. Они были умнее своих сверстников. Вот это он и назвал эффектом Моцарта.

Шоу и Раушер подтвердили данный феномен на новорожденных крысах. Все крысы, что слушали Моцарта, проходили лабиринт быстрее и с меньшим числом ошибок.

Когда Раушер “заглянул“ в их мозги, он выявил, что музыка включала определенные гены, которые запускают белки, что отвечают за память и внимание.

Ученые убеждены, что раннее знакомство с музыкой (прослушивание, движение под музыку, пение) не только открывают доступ к тем отделам мозга, что ответственны за восприятие и понимание музыки, но и способствует развитию высших функций мозга, что ответственны за творчество.

Итак, музыка Моцарта для малышей:

усиливает их мозговую активность (три первых года жизни ребенка определяют его будущий интеллект);
помогает им успокоиться, снять напряжение и позволяет сосредоточиться на чем-то;
улучшает речь и слух ребенка;
позволяет избежать проблем с пищеварением (слушать ее надо во время еды);
активизирует развитие творческого мышления.
Как вы видите, волшебные ритмы Моцарта раскрывают внутренний потенциал малыша. Помогите же своим деткам стать умнее, начните знакомить их с этой удивительной музыкой.

При этом не следует напрягать ребенка. Максимальный эффект дает музыка, что приносит удовольствие. Ее можно включать во время кормления или при приеме ванны, или в то время, когда малыш играет. Если вы везете его в машине, тоже включите музыку. Чем привычнее для ребенка будет обстановка, тем лучше будет результат.

Эффект музыки Моцарта для детей. Шоу и Боднер на основе магнитного резонатора получили очень интересные результаты по активности мозга во время прослушивания музыки. Как они и ожидали, слуховой центр активирует любая музыка. Часть произведений еще влияло и на эмоциональные отделы мозга.

А вот при звучании творений Моцарта были активны практически ВСЕ участки мозга. Весь мозг буквально начинал “светиться“.

К сожалению, у большинства взрослых людей все улучшения в работе мозга от воздействия музыки Моцарта, временны. Ибо нейронные связи у них уже сформированы.

На мозг детей музыка Моцарта действует ошеломляюще. Она изменяет структуру мозга. В нем начинают образовываться новые нейронные цепи. Мобилизуя все таланты ребенка, улучшая его мыслительную деятельность, музыка Моцарта помогает вам растить вундеркинда.

Посмотрите, что дает музыка Моцарта детям.

Улучшение слуха. В творениях Моцарта очень много высоких звуков. Доказано, что они укрепляют мышцы среднего уха.
Укрепление памяти. Эта музыка улучшать память. Под ее звучание хорошо учить стихи и иностранные языки.
Развитие речи. Еще Томатис успешно корректировал речь детей музыкой. Самый впечатляющий его результат – Жерар Депардье, который страдал заиканием и имел проблемы с памятью. После нескольких месяцев ежедневных двухчасовых занятий он полностью избавился от проблем, что позволило ему стать известным актером.
Изменение восприятия Мира. Внутреннее состояние влияет на наше восприятие Мира. Если нам плохо, мы видим все в черном свете, если хорошо – все вокруг окрашивается в яркие тона. С музыкой Моцарта человек видит больше светлого и приятного. При этом уходят страх и замкнутости, приходит спокойствие. В то же время как бы выстраивается более упорядоченная среда, где можно действовать эффективно и активно.
Расширение интеллектуального потенциала. Произведения Моцарта усиливает активность мозга, что стимулирует мышление ребенка. Дети видят связи, начинают рассуждать. Интересно, что даже 10 минут прослушивания повышает их IQ на 8-10 единиц.
Развитие пространственного мышления. Ряд творческих профессий, таких как конструкторы, декораторы, ландшафтные дизайнеры и т.п., требуют развитого визуального представления. Эти способности называют “пространственным интеллектом“. Прослушивание музыки Моцарта способствует его усилению.
Усиление концентрации внимания. Даже после 5 минут прослушивания ребенок становится более сосредоточенным. Это качество нужно для абстрактного мышления (математика и шахматы). Но и в обыденной жизни, если ребенок рассеян, его мысли где-то летают, музыка Моцарта поможет ему обрести четкость восприятия и сконцентрировать свое внимание.
Влияние музыки Моцарта на развитие ребенка. Усиление обучаемости. Легкий фон творений Моцарта во время занятий помогает ребенку долго сохранять концентрацию.
Конечно, при этом срабатывает все то, о чем говорилось выше. Активная работа мозга, высокая концентрация, сильная память – все это есть основа высоких результатов в обучении.
Развитие навыков общения. Дети, которые слушают музыку Моцарта, легче находят общий язык с другими людьми. Их легче понять. Ибо они четко формулируют свои мысли и могут придать им завершенность.
Укрепление здоровья. Гармонизируя полушария мозга, музыка Моцарта привносит баланс в работу организма, активизирует иммунную систему. А если все системы работают слаженно, как единый механизм, то болезням неоткуда взяться.

Слушать музыку моцарта для мозга

О благотворном влиянии классической музыки на человека говорят уже дано. Ребенок в утробе матери предпочитает музыку именно Моцарта и Вивальди и начинает активно протестовать, если музыка меняется, например, на современный рок. Уже известно, что плод начинает слышать звуки, поступающие из внешнего мира, уже между третьим и четвертым месяцами развития. Недоношенные и слабые дети быстро восстанавливались, если прослушивали в течение часа записи вокальной музыки, колыбельные и песенки для детей. Тэрри Вудфорт, музыкальный продюсер, выпустил в свое время аудикассету колыбельных песен, основанную на ритмах человеческого сердца, которую можно было использовать для того, чтобы успокоить детей и младенцев и помочь им заснуть. 94% малышей немедленно засыпали под музыку.

В 90-х годах XX столетия появилось научное исследование воздействия на человеческий мозг классической музыки – это влияние назвали эффектом Моцарта . Ученые доказали, что под действием музыки Моцарта умственные способности повышаются , не зависимо от того, нравится она или нет. Даже после 5 минут слушания у людей заметно увеличивается концентрация и сосредоточенность.

Особенно сильно воздействует эта музыка на детей. Дети развивают свой интеллект значительно быстрее. В США вели наблюдение за детьми в течение 5 лет. У тех детей, которые посещали уроки музыки 2 года подряд, наблюдалось значительное развитие пространственного мышления .

Ритмы и высокие частоты музыки Моцарта стимулируют и загружают творческие области головного мозга. Но почему именно Моцарт? Он рос в музыкальной среде, был “погружен” в музыку еще до рождения. Его отец был капельмейстером, т.е. дирижером хоровых и музыкальных капелл в Зальцбурге. Его мать, дочь музыканта, сыграла большую роль в его музыкальном развитии. Уже в 4 года он одаренный исполнитель. Первый менуэт и трио для клавишных инструментов он сочинил в шесть лет. Между тем, гений Моцарта соседствовал с хаосом в его личной жизни. Он комплексовал по поводу своего невысокого роста 162,5 см и тратил огромные деньги на парики и одежду, чтобы сгладить этот свой “недостаток”. Был несчастлив в любви, женившись на сестре своенравной красавицы, которая его бросила. Часто влюблялся в молоденьких студенток, был “не от мира сего”, многословный и наивный, отличался склонностью к детским шалостям и остался проказником до конца своей такой короткой жизни – 35 лет. Но именно его детская наивность была прекрасным сосудом для его музыкального божественного дара. Даже в самые сложные периоды своей жизни он мог создавать наиболее яркие, полные любви, нежности и простоты мелодии. Моцарт даже не мог предполагать, что его творчество станет универсальным ключом к исцелению с помощью музыки и звука.

Звук действует совершенно определенным образом на тело человека. Через спинной мозг слуховые нервы соединяются со всеми мышцами тела. Таким образом, мышечный тонус, чувство равновесия и гибкость тоже находятся под непосредственным влиянием звуков. Вестибулярная функция уха действует и на глазные мышцы, влияя на зрение и выражение лица . Она также воздействует на процесс желания и вкус. Внутреннее ухо через блуждающий нерв соединяется с гортанью, сердцем, легкими, желудком, печенью, мочевым пузырем, почками, тонким и толстым кишечником. Это предполагает, что звуковые вибрации могут регулировать и контролировать все основные органы человеческого тела .

Уникальный пример

Высокие звуки укрепляют микроскопические мышцы среднего уха, что приводит к улучшению слуха и речи. Мало кто знает, что известный актер Жерар Депардье в 60-е годы имел сильный дефект: он заикался и не мог сосредоточиться. К счастью, в его жизни встретился врач, который определил, что у Жерара серьезные проблемы со средним ухом, и приписал ему… несколько месяцев ежедневного слушания по 2 часа музыки Моцарта. Результат был ошеломляющим, и мы все его знаем. Жерар полностью избавился от заикания, улучшил свою память, что позволило ему стать великим актером. Потом он скажет: «До встречи с Томатисом я не мог произнести до конца ни одного предложения. Он помог придать завершенность моим мыслям, научил меня синтезу и пониманию самого процесса мышления».

Исследователи сделали вывод, что вне зависимости от вкусов или предыдущего опыта слушателей, музыка Моцарта неизменно производила на них успокаивающее действие, улучшала пространственное восприятие и возможность более ясно и четко выразить себя в процессе общения. Нет сомнений в том, что ритмы, мелодии и высокие частоты классической музыки стимулируют и загружают творческие и мотивационные области головного мозга.

У взрослых же эффект воздействия имеет значительную инерцию. У одних активность мозга пропадала с последними звуками. У других эффект сохранялся дольше, но потом мозг опять возвращался в исходное состояние. Отсюда вывод – надо постоянно стимулировать мозг прослушиванием классической музыки.

Моцарта часто называют величайшим композитором

Вольфганг Амадей Моцарт – одна из самых ярких фигур музыки и мировой истории. По значению вклада, сделанного в свою область, и уровню таланта композитора можно вольно сравнить с Эйнштейном, Наполеоном, да Винчи. Наряду с другими проявлениями гениальности Моцарта известна и проверена веками его удивительная способность быть близким детям .

Амадей отличался многими чертами истинного гения – небывалой работоспособностью (говорят, чтобы просто записать все произведения композитора на бумагу, нужно 60 лет), буйным талантом, великолепной фантазией, удивительной чувствительностью к прекрасному и, конечно, непомерной строптивостью.

Моцарт стал первым европейским «свободным художником», который ввел «моду принадлежать всему миру», воспринятую потом другими великими музыкантами, художниками, писателями. Моцарт нигде не задерживался надолго, в поисках вдохновения и лучшей доли он объездил всю Европу, а в итоге умер почти в нищете, оставив миру невообразимое богатство, истинную ценность которого только начали познавать.

Современные ученые утверждают, что музыка Моцарта – гениальная, светлая, простая и совершенная в этой простоте – обладает особым даром. Тысячи нотных листов, исписанные композитором ради воплощения потрясающего звучания в своей голове, до поры скрывали удивительную находку – музыка Вольфганга Амадея способна исцелять.

Конечно, сложно принять на веру, что простые звуки могут оказывать плодотворное влияние на здоровье и самочувствие человека. Были проведены сотни серьезных экспериментов, организованы тесты по биометрии, биохимии, определению функционирования нейронных связей человеческого организма в процессе прослушивания старинной классики. И что же?

Оказалось – музыка Моцарта звучит в унисон с человеческим телом, слушая произведения композитора, можно временно увеличивать умственные способности, реакцию, восприятие прекрасного. Более того, долговременное прослушивание музыкальных произведений Амадея способствует исцелению серьезных болезней, даже дислексии и аутизма. Открытый феномен был назван «Эффектом Моцарта» и ныне широко используется в медицине, для раскрытия способностей человеческого разума.

Моцарт для детей

Мелодии Моцарта просто не могли не вдохновлять

Как детский композитор Вольфганг Амадей Моцарт создал огромное количество произведений для ребят самых разных возрастов – колыбельные для самых маленьких, оперы, вдохновляющие подростков, симфонии и сонаты, помогающие учиться.

Развлекательная музыка, поучительная музыка, музыка, вызывающая радость и заставляющая задуматься, светлая, теплая, добрая, Моцарт создавал для детей свои самые яркие, эмоциональные шедевры. Как оказалось, все было не так просто, знал об этом композитор или нет – он создал нечто большее, чем просто музыку.

Исследования, проведенные в отношении влияния музыки Моцарта на детей, позволили понять, что созданные им произведения на самых ранних этапах формирования детского организма, личности, вкусов, позволяют достигать просто невероятных результатов. Музыка Моцарта помогает развивать музыкальный слух, развивает интеллект, способствует улучшению памяти и рефлексов.

Но самое главное – Моцарт в своих сонатах и симфониях, операх и серенадах помогает развить удивительную чуткость к прекрасному. Человек, который с детства слушал Моцарта, никогда не окажется безучастен к красоте, будет отличаться чувством прекрасного и незаурядным талантом, конечно, если ничто не будет мешать ему раскрыться.

Считается, что музыка Моцарта так продуктивно влияет на детей не только потому, что его ритмы и грани перехода громкости музыкальных волн находятся в тонком созвучии с тридцатисекундными циклами нервной деятельности человеческого организма.

Моцарт начал проявлять свои таланты с юного возраста

Есть более важный аспект – Вольфганг Амадей остается всегда юным композитором, свое первое произведение он написал в четыре года, и оно было неподвластно лучшим виртуозам клавесина того времени, а к четырнадцати годам композитор уже был известен и крайне востребован как автор инструментальной и оперной музыки.

Считается, что свет и чистота, – наивная, но удивительно теплая чистота, – которые исходят из произведений Амадея, имеют такую природу именно потому, что композитор, привычный творить с самых юных лет, навсегда сохранил в себе частичку детства и природное, естественное чувство прекрасного, которое доступно только ребенку. Потому этот гениальный музыкант и понимал так хорошо, что нужно детям.

Детскими произведениями Моцарта считаются оперы «Митридат царь понтийский», «Идоменей царь критский», «Похищения из сераля» – эти произведения написаны композитором в юности, он вложил в них немалую долю своего простого и совершенного, теплого, воздушного звучания, приятного и близкого юному уху.

Кроме того, среди полезных для детей произведений Моцарта есть волшебная «Симфония №40», рондо, серенады, фантазии, песни. Многие гениальные пианисты одними из первых начинали играть простые произведения Моцарта, как уже известно, благотворно влияющие на творческие способности.

А сейчас нет музыкальной школы, где в программе не было бы ряда простых и сложных произведений Вольфганга Амадея, по праву признанного величайшим композитором.

Секрет произведений Моцарта для детей лежит глубже, чем нравоучительное настроение , жизненная, тяжеловесная сказочность , веселье и радость танцевальных мотивов Штрауса.

Тайна таланта гения Амадея сокрыта в областях, недоступных науке, где витают талант и вдохновение, никто и никогда, вероятно, не сможет понять всей глубины полезного влияния музыки Моцарта на детей и взрослых, но мало кто возьмется ее отрицать.

«Хорошее музыкальное воспитание, по словам оптинских старцев, очищает душу и приготовляет ее к принятию духовных впечатлений».

«Ребенок, с детства приученный к классической музыке, развившийся под ее влиянием, не подвергается искушениям грубого ритма рока, современной псевдомузыки в той мере, в какой подвергаются им те, кто вырос без музыкального воспитания. Хорошее музыкальное воспитание, по словам оптинских старцев, очищает душу и приготовляет ее к принятию духовных впечатлений». (с) Иеромонах Серафим (Роуз)

Классическая музыка способствует развитию творческих способностей, развитию речи, интеллекта, а также влияет на психологические состояние ребенка: успокаивает, убаюкивает, веселит, заставляет рыдать. И это факт. Многие гениальные личности не только в сфере искусства, но и науки, играли на музыкальных инструментах. Не говоря уже о том, что владение инструментом было атрибутом высокого уровня культуры и образования. Например, Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.

Японский ученый Масару Эмото проводил эксперименты с водой, в результате которых было выявлено, что, когда вода «слышит» классическую музыку, при ее замораживании кристаллы приобретают очень красивую форму, расцветают. В той же стране наблюдение над кормящими матерями показал, что при прослушивании классической музыки количестве молока увеличивается на 20-100 %. Корпорацией Sony был проведен еще один интересный опыт, в результате которого выяснилось, что прослушивание произведений Баха помогает набрать вес недоношенным детям, замедляет процесс метаболизма, при этом абсолютно правильно формируются скелеты малышей.

«Когда Вы слушаете классическую музыку, Вы облагораживаетесь. Слой чего-то наносного спадает и Вы погружаетесь в мир неизменный, прекрасный, проявляется Ваша настоящая природа. Классическая музыка действительно имеет такое очищающее влияние, Вы становимся лучше, добрее», — пишет Кирнарская Д.К. — проректор Российской академии музыки им. Гнесиных, профессор, доктор искусствоведения, доктор психологических наук.

К сожалению, к пяти годам музыкальные способности ребёнка могут полностью угаснуть, именно поэтому очень важно то, что слышит ваш малыш с самого момента своего рождения, будучи еще в утробе. Важно, чтобы ребенок с раннего детства понимал красоту классической мелодии, чтобы он чувствовал ее гармонию и богатство оттенков.
Классическую музыку нужно учиться слушать, учиться понимать. И тогда она окажет свое неповторимое благотворное влияние на развитие ребенка.

Оториноларинголог и фониатор Альфред Томатис открыл так называемый эффект Моцарта. Суть его заключается в том, что дети в возрасте до трех лет постоянно слушавшие музыку Моцарта быстрее развиваются и становятся умнее своих сверстников. Доказано, что фортепианные концерты Моцарта обучают концентрации, осознанности, помогают повышать уровень умственной организации. Более того, именно, и только, в сочинениях этого великого композитора используются очень плавные 30-ти секундные переходы от «громко – forte» к «тихо — piano», переходы эти идеально совпадают с биоритмами в правом и левом полушариях головного мозга.

Если с самого рождения малыша в доме звучит классическая музыка, то она становится для него естественной, и тяга к прекрасному закладывается на уровне памяти. Дети, выросшие на качественной, веками проверенной классике, как правило, «не страдают» на концертах, которые кажутся невыносимо долгими, скучными и непонятными для детей, не слушавших такую музыку прежде.

Однако стоит отметить, что совсем маленьким детям не стоит давать слушать оперы, оперные арии и романсы. Если всё-таки произведение оркестровано, выбирайте камерный состав, какой, например, требуется для исполнения фортепианных концертов Моцарта. Тяжелые эмоционально насыщенные произведений, которые заставляют сильно переживать, от которых наворачиваются слезы, также не стоит давать слушать. Например, фортепианные концерты Рахманинова, №2,3.

Правила эффективного прослушивания классической музыки:

  • Рекомендуется слушать моно-инструмент. Это может быть одно фортепиано, одна гитара, одна флейта, одна арфа. Существует множество переложений, аранжировок классических произведений для одного инструмента. Считается, что при таком звучании ребенок легче привыкает к звукам, выделяет мелодию и запоминает мотив. При таком исполнении его не будет отвлекать ничто лишнее.
  • Разделяйте классическую музыку для бодрствования и активных игр от музыки перед сном. Моцарт, Шопен подойдут для сна, в то время как Штраус или Вивальди подойдут для игр и импровизаций.
  • Только музыка Моцарта активизирует практически все участки коры головного мозга, в том числе и те, которые участвуют в высших процессах сознания.

Приобщить маленьких детей к классической музыке можно не только дома, но и посещая детские музыкальные лектории и интерактивные музыкальные концерты, во время которых дети могут потрогать и опробовать различные музыкальные инструменты. Ведь живая музыка производит гораздо большее воздействие на ухо ребёнка, чем звучащая из электронного источника. Детям интересно видеть сам источник музыки. Кроме того, звуковые вибрации, идущие от живой музыки, действуют несравнимо интенсивнее.

11 классических музыкальных произведений для детей от 0 до 5 лет:

  1. В.А. Моцарт. Соната для фортепиано №1 До мажор К279
  2. В.А. Моцарт. Соната для двух фортепиано Ре мажор К448
  3. В.А. Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром №20 Ре минор, 2 часть
  4. И.С. Бах. Сюита для виолончели №1, Соль мажор, прелюдия в исполнении гитары
  5. Л. Бетховен «Лунная соната», №14
  6. А. Вивальди «Времена года», Зима, Февраль
  7. И. Штраус Полька «Трик-Трак»
  8. Ф. Шопен Прелюдия №1 До мажор
  9. Шарль Камиль Сен-Санс. «Карнавал животных»
  10. Н. А. Римский-Корсаков. «Полет шмеля»
  11. Л.Бетховен. 5-я симфония