"Моё имя, моя фамилия, моя семья". "Моё имя, моя фамилия, моя семья" Своей любимой внучкой


У каждого человека есть имя и фамилия. Значение имени может играть важную роль в жизни человека, оно влияет на его отношение к себе, другим людям, закладывает основные черты характера и качества. Наверное, каждый задумывался, что означает его имя и откуда произошла его фамилия. Я попробую это узнать. Первым шагом у меня будет узнать, что означает имя и фамилия.


Что такое имя и фамилия? Имя – это: 1) Наименование человека, даваемое ему при рождении и отличающее его от других. 2) Личное наименование человека с его отчеством, а также его фамилия. 3) Прозвище человека или кличка животного. 4) Словесное обозначение предмета, понятия, явления, название, наименование. Фамилия (лат. familia семейство) наследственное родовое имя, указывающее на принадлежность человека к одному роду, ведущему начало от общего предка, или в более узком понимании к одной семье.


Вторым шагом я узнаю значение имени ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ ВИКТОРИЯ: Женское имя Виктория на латинице означает «победа», «победительница». В Древнем Риме особо почиталась крылатая богиня Виктория, покровительствовавшая героям-победителям. Сначала её называли Вика Пота, ей посвящён храм на Пантеоне. Её изображение на монетах было символом побед Великой Римской империи. Это одно из самых древних латинских имён.


ХАРАКТЕР ВИКТОРИИ: Виктория очень деятельная натура, упрямо движущаяся к поставленной цели. Ей присущи тонкий вкус, высокий интеллект и интеллигентность. Ко всему, что делает, она подходит основательно, никогда не делая что-то наспех, тщательно обдумывая всё и планируя заранее. Из-за присущей ей неуверенности в Виктории сильно развито стремление самоутвердиться. Виктория избирательно относится к выбору друзей, её трудно назвать необщительной. Но к тем, кого она выбирает, относится искренне и всегда верна им. Третьим шагом будет характер


Четвёртый шаг: здоровье и тайна имени ЗДОРОВЬЕ ВИКТОРИИ: Крепким здоровьем Виктория не обладает, но и назвать его слабым нельзя. Она подвержена различным вирусным инфекциям дыхательных путей. Ей следует избегать перенапряжения из-за склонности к мигрени. Ей показаны занятие спортом и свежий воздух. Камень-талисман – лазурит, агат, сапфир. Гороскоп или знак зодиака имени – Телец, Весы, Дева. Планета-покровитель – Уран. Благоприятное растение – кедр, шиповник, мимоза. Цвет – белый, фиолетовый. Формы имени: Полное имя – Виктория. Варианты – Викторина, Виталия. Производные (уменьшительно-ласкательная и сокращенная форма) – Викуля, Викочка, Викуся, Викусик, Викуличка, Викуша, Виконька, Вики, Вик, Вира, Тори, Тория. Склонение имени – Виктории. Церковное (православное) имя – Викторина.


История происхождения моей фамилии Фамилия Суродеева образована от мордовского дохристианского имени Суродей, что означает «вода». Фамилия Суродеева является самобытным памятником финно-угорской культуры. Подобные фамилии встречаются преимущественно в европейской части России и в Прибалтике - на территории расселения финно-угорских народов, из которых наиболее многочисленными являются финны, эстонцы, карелы, саамы, ижорцы, вепсы, мордва (мокшане и эрзяне), марийцы, коми, удмурты, ханты и манси. С самого момента своего возникновения фамилии подчеркивали принадлежность человека к конкретной семье. В результате имя или прозвище главы семейства закреплялось за его потомками и домочадцами. Иногда именование родоначальника переходило к потомку в неизменной форме, однако чаще всего оно оформлялось русскими суффиксами –ов, –ев или –ин, имеющими значение принадлежности. Таким образом, человек, предка которого звали Суродей, со временем получил фамилию Суродеева. Безусловно, фамилия Суродеева представляет собой замечательный памятник финно-угорской культуры.

Как назвать человека, чтобы он всегда выделялся из общей массы, родители наших героев знают не понаслышке. Имена своим детям они находили в книгах, фильмах и собственных снах. О способах выживания детей с необычными именами в обычной реальности узнавала «Амурлента».

Айна Циритис, 25 лет

Когда я появилась на свет, отец взял меня на руки (он присутствовал на родах) и сразу сказал, что я Айна! Он латыш и назвал меня в честь бабушки, а моя мама - русская. В детстве я еще не понимала, что у меня имя не как у всех. А лет в 12 мне надоело, что люди постоянно переспрашивали, как меня зовут, меняли ударение, коверкали. Мне даже захотелось сменить имя, и я постоянно спрашивала у родителей, зачем же они меня так назвали. Было тяжело, но это длилось недолго. Я повзрослела, стала относиться проще к тому, что говорят другие и полюбила свое имя - почувствовала в нем какую-то загадку, тайну, нежность.

При знакомстве в 90 процентах случаев люди удивляются, задают вопросы, как-то глупо отшучиваются (чего я не люблю). С первых секунд обожаю тех, кто спокойно говорит: «Красивое имя!» - и продолжает общение, не зацикливаясь на его эксклюзивности!

Имя вроде и так короткое, но близкие придумали к нему много производных - Аичка, Айнуля, Ая, Айка-Зайка. В соцсетях я Айночка - для меня это самое близкое и нежное звучание.

Дамир Сергеев, 14 лет

Дамиром меня назвала мама. Знаю, что она очень серьезно подошла к этому вопросу, когда меня ждала. Изучала книги с именами. Еще был вариант назвать меня Ратимиром. Хорошо, что не назвали! Мое имя мне нравится гораздо больше. Мама тоже остановилась на нем, потому что оно характеризуется, как уверенный в себе, настойчивый, любящий родителей, лидер. Папа тоже его одобрил. Мне нравится, что оно громкое и никак не склоняется. Только бабушка еще может назвать меня Дамиркой, а все остальные только Дамиром, и дома и в школе.

На мое имя всегда обращают внимание и часто спрашивают, почему у русских родителей ребенка зовут вот так. Мама считает, что буква Д в имени имеет большое значение, дает сильный характер. Если у меня будет сестренка, то ее назовут Дианой.

Мне нравится то, что таких, как я, немного, ни с кем не перепутают. Это плюс. В классе у нас еще Иосиф есть, у всех остальных обычные имена.

Люцина Балбукова, 23 года

Однажды моя мама смотрела по телевизору фильм, и в титрах ей приглянулось необычное имя - Люцина. Так звали то ли режиссера, то ли оператора. Она сразу решила, что назовет им дочку. Сколько себя помню, я очень любила свое имя и не представляла, что меня могут звать иначе!

Хотя одно время даже подумывала взять себе простенький псевдоним. Когда я пришла работать в школу учителем начальных классов, боялась, дети не выговорят мое имя. Но малыши были смышлеными, кто-то звал меня просто учительница, кто-то Учита Витальевна. Для третьих я и вовсе была Людмилой Витальевной!

У окружающих реакции на мое имя разные, кто-то сразу запоминает, как меня зовут, а кто-то может месяцами переспрашивать. И все равно обзовут Лючитой или Люцитой! У одних мое имя ассоциируется с бабочкой, у других с цветком. Некоторые в шутку и с Люцифером пытались провести связь!

Андриан Аврам, 36 лет

Вообще Андриан - это Андрей, только по-молдавски. Когда мне было 3 года, родители перебрались из Молдавии в Амурскую область. Но родина, конечно, осталась в их сердце, поэтому своих детей они назвали национальными именами. Моих младших брата и сестру зовут Руслан и Юлиана.

Мое имя не такое уж необычное, в детстве меня все называли Андрюшкой. Хотя прозвище Адриано Челентано тоже было. Когда вырос, стал для всех просто Андрианом. И меня никогда ни с кем не путали, я был такой один. Сколько живу, нигде больше Андрианов не встречал.

У меня чаще имя с фамилией путают - вот это реально подбешивает! В школе учитель физкультуры до 11 класса писал меня в журнале Андрианов Аврам, пока я случайно не увидел! Ну и сейчас, когда представляешься, частенько принимают фамилию за имя. Скоро у нас в семье родится сын Платон. Жена специально выбирала имя, чтобы хорошо сочеталось с фамилией и отчеством. Но вот путаницы имя-фамилия он вряд ли избежит!

Венера Сластина, 47 лет

Меня так назвала бабушка, которая была чувашкой. Это имя было популярно в Татарстане, но не в Амурской области, куда мы с семьей переехали, когда мне было 2 года.

В юности я была очень скромной и стеснялась своего необычного имени. Когда называла его при знакомстве, парни часто отвечали «Можно я буду твоим Юпитером или Сатурном?!» Мне эти шутки не нравились, я смущалась. А потом просто стала представляться Верой! Но обман раскрывался, если на улице я не отзывалась на выдуманное имя.

Когда я поступала в пединститут, рядом с нами жили парни с физкультурного отделения, они всегда занимали нам с подругой места в столовой. И вот однажды решили надо мной подшутить. «Венер, подай соль» - сказал один из них. И мы тут же схватились за солонку с парнем напротив. Оказалось, в их компании был молодой человек с именем Венер! Такой гогот поднялся, я была готова провалиться сквозь землю.

Много лет прошло прежде, чем я смирилась с тем, как меня зовут на самом деле. И то иной раз кто-нибудь обратится ко мне Венера Петровна, аж слух режет. Зато маленькая дочка племянницы переставила буквы, как ей удобно, и называет меня Неверой! Звучит забавно.

Илай Галиос, 5 лет

(рассказывает мама Ева)

Когда я еще не была беременна и даже не планировала становиться мамой, мне приснился сон, в котором был мой сын и его звали Лайм. Через пару месяцев я узнала, что жду ребенка. Сразу сказала, сон неспроста - назовем Лаймом! Но меня никто не поддержал. Начали думать другое имя. Специально искали необычное, потому что Саш и Дим и так много. Решили, будет Леонардом. Но потом тоже передумали. А ближе к родам появилось имя Илай. И это никак не связано с фильмом («Книга Илая» - прим.ред.)! Второго ребенка тоже назвали оригинально - Леоном. Потом как-то заметили с мужем, что имена наших детей похожи на лимон и лайм. Теперь иногда их так в шутку называем. Сам Илай с двух лет отлично выговаривает свое имя и его друзья тоже. И вообще на фоне Парамонов, Савелиев и Миронов в песочнице мы не выделяемся. Я не переживаю, что моего ребенка будут дразнить во дворе, уж если Антона не дразнят, то Илая точно не будут!

Введение.

Меня зовут Брылёва Маша. Я весёлая, открытая, общительная и любознательная девочка. Последнее время меня очень интересуют вопросы, связанные с моим появлением на свет. Я очень люблю свою семью. И меня заинтересовал вопрос, почему меня назвали Маша и откуда появилась моя фамилия?

Я решила разобраться в этих вопросах, а для этого поставила перед собой цель и задачи.

Цель: узнать откуда появились имена и фамилии и для чего они нужны.

Задачи:

1) Узнать о возникновении имен вообще и конечно же о своём имени.

2) Разузнать всё о фамилиях, изучить значение моей фамилии.

Гипотеза: если я узнаю тайну происхождения имени и фамилии, то я открою эту тайну другим детям.

Тип проекта: исследовательский

Вид: среднесрочный

Основная часть

Почему мне дали имя Мария

Я предполагаю, что имя имеет очень важное значение в жизни человека. Не зря же есть пословица: без имени ребёнок – чертёнок.

Первый документ в котором записывают имя, фамилию и отчество – свидетельство о рождении! И у всех ребят есть этот документ.

Оказывается, что имя нам может многое рассказать. Например, по имени мы можем определить пол человека – мужчина он или женщина. По имени мы можем определить маленький это ребёнок или уже взрослый человек.

В Древней Руси изначально имена были как характеристики людей.

По имени можно было определить самую главную черту человека. Существовали также имена, данные по названиям животных.

После принятия христианства на Руси стали утверждаться новые, христианские имена, которые давались по церковному календарю.

Древние славяне верили, что имена определяют судьбу людей. Ведь неспроста на Руси у человека было два имени одно - ложное, для всех, и другое - тайное, только для самого человека и его очень близких людей. Эта традиция существовала как защита от недобрых духов и недобрых людей.

Мама мне рассказала, что назвала меня она, а папа хотел назвать меня Аней, вот так. А назвала меня мама именно так, потому что я должна была родиться в конце сентября, примерно в это же время родилась Дева Мария – мать Иисуса Христа.

Конечно же маме в первую очередь хотелось, чтобы это имя было для меня защитой и поддержкой в трудную минуту. И еще, Марусей звали мою прапрабабушку и племянницу моей прабабушки, так что я не одна Маша в нашей семье.

И хотя я точно знаю, что мы не сами выбираем себе имена, за нас это делают взрослые, но мне нравится моё имя!

Оказывается, что имя Мария одно из самых распространённых имён в мире. Оно имеет древнееврейское происхождение.

По одной версии означает - горькая, по другой - любимая, по третьей - упрямая.

А еще, мне нравится, что многих сказочных персонажей зовут как меня.

Посмотрите, сколько сказок с Машей я знаю:

И ещё, моё имя может звучать по-разному, вот такой цветочек из моего имени получился:

У детей нашей группы разные имена..

Мужские имена которые мне нравятся это: Никита, Юра, Ваня.

А женские: Даша, Руфина, Гулина, Катя, Настя.

Вывод: оказывается, что имя Мария одно из самых распространённых имён в мире. Оно имеет древнееврейское происхождение.

Происхождение фамилии

С именем мне теперь многое ясно, теперь можно перейти к фамилии.

Фамилия происходит от латинского familia и обозначает - семья.

Фамилия присутствует всегда и везде в нашей жизни. Даже есть целая наука, изучающая фамилии - антропонимика.

Сначала на Руси были только имена а вместо фамилий использовались прозвища.Чаще всего фамилии давались от имени отца или деда (Иванов, Степанов и т.д.). Всегда фамилии передавались по мужской линии. У славянских народов было обязательным знать и чтить свою родословную.

Так же фамилии давались по месту проживания (Пеньков), по роду занятий (Рыбников, Кузнецов).

А еще фамилии давались по каким-то качествам человека (Лысый, Борода).

Вспомним, как звали трех былинных богатырей: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

Муромец – не фамилия, а прозвище, напоминающее о том, что храбрый «Илья сын Иванович» он был родом из города из Мурома.

Добрыня Никитич – сын Никиты.

Попович–может показаться нам фамилией но в древние времена Попович было прозвищем по роду занятий отца.

Я знаю, что свою фамилию я получила от папы: Брылёва Алексея Глебовича.

Фамилия Брылев образована от прозвища Брыль. В ряде говоров брылями называли губы .

Следовательно, прозвище Брыль получил человека с толстыми губами

Не исключено, что фамилия восходит и к польскому слову bryl, т.е. «шапка». Тогда, предок обладателя этой фамилии был родом с польских земель и занимался изготовлением головных уборов, за что и получил подобное прозвище.

Однако и в русском языке слово «брыль» употреблялось в похожем значении - «окружность, края опушки и шляпа с широкими полями».

Поэтому в одном случае фамилия могла указывать на место жительства предка, поселившегося на краю опушки, в другом – на его привычку носить шляпу с широкими полями.

Брыль, со временем получил фамилию Брылев.

Вывод: фамилия мне досталась от папы и она может означать либо большие губы, либо человека, который носил или делал шляпы, а возможно жил на опушке леса.

Заключение

Моя гипотиза подтвердилась.

  • Имя и фамилия очень важны в жизни человека, они записываются во всех документах человека.
  • Имя и фамилия могут многое рассказать о человеке: его пол, возраст, происхождение и даже влияют на характер!
  • Я узнала, что имя мне дала мама в честь Девы Марии, моё имя имеет несколько значений, но больше всего мне понравилось значение «любимая». А фамилия мне досталась от папы и она может означать либо большие губы, либо человека, который носил или делал шляпы, а возможно жил на опушке леса.
  • Имена нам даются родителями, а фамилии передаются по наследству и характеризую нашу принадлежность к семье. Фамилия-это семейное имя!
  • Имена и Фамилии трёх былинных богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича могут многое рассказать о возникновении фамилий на Руси.

Список используемой литературы:

1. Никонов В.А. Словарь русских фамилий. М.: Школа-пресс, 1993,. Стр 23

2. Суперанская А.В., Суслова А.В. Современные русские фамилии. М.: Наука, 1981, стр321

3. http://director.edu54.ru/node/77886 - Фоны для презентаций. http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-hvosty.html#c – Сайт для мам и малышей (стихи)

4.http://sv-scena.ru/athenaeum/chto-oznachaet-vasha-familiya.html

Сенаторовы Егор и Арина, Рыбин Денис, Судакова Елизавета, Исмаилова Марьям, Чередниченко Виктория, Тюняков Андрей, Лебедева Полина, Дзюбенко Диана и др.

Исследовательская работа учащихся 2а класса, посвящённая истории семьи, значению имён и фамилий, созданию родословной.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект «Моя семья» Моя семья. Моя родословная. Фамилии и имена.

Цели проекта: 1. развитие интереса к истории своей семьи и её традициям; 2. воспитание чувства любви к своей семье и гордости за неё; 3. воспитать чувства уважения к старшим и заботы друг о друге.

Фамилия в переводе с латинского – это семья. Наследственное родовое имя человека, указывающее на происхождение человека от определённого рода. Происхождение той или иной фамилии связано с профессиями наших предков; с регионами, где они жили; их бытом, обычаями, прозвищами, характерами и внешностями. О фамилиях и именах.

Моя фамилия и имя. Лебедева. В старину были известны так называемые «птичьи имена», которые образованы от названий птиц. Имя Лебедь определяет значение фамилии Лебедев. Лебедевы стоят на 2 месте среди «птичьих фамилий» , а в частотном списке всех русских фамилий на 13 месте. Полина - женское имя. Разговорная форма имени Апполинария, что означает «солнечная» . Происходит от имени древнегреческого Бога солнца Апполона. Крестят Полин обычно под именами Пелагея и Апполинария.

Моя фамилия и имя. Чередниченко. Фамилия происходит от слова « чередник », что значит «очередной; кому подходит срок в каком-нибудь деле». В южнорусских говорах и в украинском языке « чередником » называют пастуха, а стадо, которое он пасёт, «чередой». Поскольку в фамилии Чередниченко присутствует украинский суффикс - енко -, то основу фамилии также следует воспринимать, как украинскую, т.е. Чередниченко – потомок пастуха. Виктория – женское имя. Образовано от латинского, в переводе означает «победа». Немного медлительна, но спокойна, уравновешена, скорее молчунья, чем говорунья.

Моя фамилия и имя. Мишулина. Когда-то давно фамилии обозначали, кто был чьим-то сыном. Фамилия Михайлов – быть сыном Михаила. Эта фамилия несколько веков назад была одной из самых распространённых и известных людей с такой фамилией стало очень много. Поэтому от фамилии Михайлов было образовано много других похожих фамилий: Михалков, Мишин, Мишутин, Мишаков … А так же и фамилия Мишулин. Полина – женское имя, образовано от имени Апполинария. Полюшка, Полина – редкое сегодня имя. Среди детей Полина - как дорогая бусинка: отзывчивая, покладистая, приветливая. Где горе – там и Поленька. Она всегда утешит, успокоит, посочувствует. В радости – никогда не позавидует, порадуется вместе с вами. В школе – первая помощница. В делах обстоятельна и надёжна.

Моя фамилия и имя. Пономарёв. Пономарь – сторож, служитель православной церкви, обязанный звонить в колокола, петь на клиросе и прислуживать при богослужении. В современной русской православной церкви пономарей нет. А фамилия, образованная от профессии «пономарь» сохранилась. Фамилия Пономарёв занимает 49 место по распространённости в России. Иван - мужское имя. Старинная форма имени Иоанн. Древнееврейского происхождения, означает: Яхве (Бог) смилостивился, помиловал (дар Бога). Иван – распространённое русское имя. Носителем его может оказаться и умненький спокойный мальчик, и шумный забияка. Широкие натуры. Он корнями связан с роднёй и свято чтит семейные традиции.

Моя фамилия и имя. Воеводин. Воевода – крупный военачальник, позже – местный администратор, назначаемый правительством. Притяжательное прилагательное от слова «воевода» могло относиться к сыну воеводы, а так же и к крестьянину, который состоял на службе у воеводы. Дмитрий – мужское имя. Это имя происходит от древнегреческого слова « деметрисс » - принадлежащий Деметре (в античной мифологии Деметра – богиня земли и плодородия). Очень волевой. Умён, настойчив, изобретателен, не боится труда.

Моя фамилия и имя. Уфимцева. Фамилия моя пришла к нам от моего прапра … дедушки, который переехал из Уфы в Челябинск и открыл там пимокатную фабрику, на которой изготавливали (валяли) валенки. Валенки называли здесь « уфимцами ». Позже это название перешло и к хозяевам фабрики. Их стали называть Уфимцевы. Мария – женское имя древнееврейского происхождения. По одной версии – горькая, по другой – любимая, по третьей – упрямая. Машеньку знают, как добрую, нежную и спокойную девочку. В ней достаточно твёрдости и достоинства, чтобы постоять за себя. Трудолюбива и способна сопереживать.

Семья – это группа близких родственников, живущих вместе. Семья бывает маленькой и большой. Есть семьи, в которых живут вместе два, три и даже четыре поколения. Семья, в которой трое и более детей считается многодетной. Расскажу о своей семье …

Многодетные семьи нашего класса: 1. Ивановской Лилии 2. Исмаиловой Марьям 3. Уфимцевой Марии 4. Чергесбиева Али

Расскажу о своей семье … Мишулина Полина. В нашей семье 5 человек: папа, мама, бабушка, моя сестра Маша и я. Я живу вместе с мамой и сестрой Машей, а папа и бабушка живут отдельно. Папа приходит к нам по выходным, а бабушка живёт рядом и водит меня в школу. А ещё с нами живёт кот Тимоша. Он весь чёрный и у него большие зелёные глаза. Ему уже 14 лет, а весит он 10 кг! Я его очень люблю. Я считаю нашу семью счастливой.

Расскажу о своей семье … Уфимцева Мария. Мои папа и мама работают вместе – на АЗС. У меня две сестры. Старшая сестра Лера учится уже в институте, сестра Даша – ученица 8-а класса нашей школы. В нашем доме проживает ещё кошка Дымка. Дымке 8 лет, она любит хорошо покушать и поспать. Проживает с нами и улитка (большая такая)! Назвали её Фиговинка. Очень она любит капусту и водные процедуры. Все вместе – мы одна большая и дружная семья.

Расскажу о своей семье … Рыбин Денис. В моей семье 4 человека: папа, мама, я и мой маленький братик Дмитрий. Он родился совсем недавно. У меня есть ещё бабушка – Зинаида Алексеевна. Наша фамилия Рыбины, но происхождение нашей фамилии мне неизвестно. Зовут меня Денис. (Денис в переводе означает «Бог веселья») И назвала меня так мама потому, что ей хотелось, чтобы я был весёлым человеком.

Расскажу о своей семье … Сенаторовы Егор и Арина. Наша семья состоит из 4 человек: это папа, мама и нас двое. Наш папа – менеджер по продажам. Работает он на молочном комбинате. Мама наша – домохозяйка. Она следит за чистотой в квартире, а ещё готовит вкусные обеды и ужины. Учимся мы во 2-а классе. Есть у нас бабушки и дедушки. Часто мы гостим у них. Мы любим всех наших родных и близких.

Расскажу о своей семье … Мазикина Виктория. Нас в семье двое: моя мама и я. С мамой вместе мы любим рисовать, играть, рассказывать смешные истории. Есть у меня и родная любимая бабушка. Я к ней езжу на лето. Бабушка учит нас с сестрой готовить, шить. Есть у меня и двоюродные братья и сёстры, дяди и тёти. У нас много с мамой родных и близких. Со всеми поддерживаем хорошие отношения и стараемся жить дружно.

Расскажу о своей семье … Николаев Даниил. Нас в семье четверо: мама – Светлана Евгеньевна, папа – Алексей Сергеевич, я – Даниил и моя младшая сестрёнка – Лиза. Я занимаюсь тхэквандо и плаванием, увлекаюсь « супергонками » и хочу собирать « суперкары ». Моя мама по профессии бухгалтер, а папа – инженер. По выходным мы с папой играм в футбол и бадминтон, а с мамой – в настольные игры. Часто по вечерам с папой играем в шахматы. Моя сестра Лиза любит со мной играть в железную дорогу. У меня есть обязанности по дому: поливать цветы и выбрасывать мусор. У нас дома есть настоящая золотая рыбка, которую зовём Солнце. Мы за ней ухаживаем, любим наблюдать. Я очень люблю и ценю свою семью.

Расскажу о своей семье … Блинов Никита. У меня хорошая семья. Нас в семье трое: мама – Марина Ивановна, папа – Михаил Вячеславович и я – Никита, ученик 2 класса. Моя мама – юрист, она любит водить машину. Папа – тоже юрист, любит ездить на дачу. В деревне Безобразово живут мои бабушка и дедушка. Бабушка любит выращивать цветы, а дедушке нравится читать книги про войну. Я люблю играть в войну, читать книги и смотреть мультфильмы. У нас дружная семья. Каждый день, когда родители уходят на работу, я желаю им удачи.

В каждой семье есть родные, о которых хочется рассказать особенно, потому что не рассказать о них нельзя. Хочу рассказать о …

Исмаилова Марьям. Я хочу рассказать о своём дедушке – Магомеде Магомедовиче Муталипове. Он очень добрый, отзывчивый, все его уважают. Вот уже 40 лет дедушка работает в Медицинской Академии Дагестана. Он обучил много студентов, которые стали хорошими врачами и сейчас спешат помочь тем, кто болен. И, хотя мой дедушка имеет большой стаж работы, он продолжает много читать, пишет статьи, занимается нами – внуками. Каждый его день рождения проходит весело. Собирается много гостей: родных и близких, коллег по работе, бывших студентов. Приезжая летом в Дагестан, дедушка постоянно проявляет к нам – внукам заботу и внимание. И мы его все очень любим.

Кудрявцева Вера. У меня есть дедушка. Зовут его Борис Павлович. Он изобретатель. Мой дед много и долго учился. Закончил он МАИ и поступил на работу в конструкторское бюро «Алмаз». В этом бюро он разрабатывал системы противоздушной обороны, чтобы защитить нашу страну с воздуха. На этом предприятии он работает более 40 лет и является ветераном труда. Моему дедушке присвоено также почётное звание «Заслуженный конструктор РФ», имеет учёное звание «старший научный сотрудник» и дважды получал дипломы Лауреата премии им. Академика Расплетина (в 2009 и 2010 г.) Мой дед много работает и сейчас: пишет научные статьи в журналы, имеет 10 собственных изобретений! Я горжусь своим дедушкой! С дедушкой мы часто общаемся: играем, катаемся на лыжах, ходим в походы, он многому меня учит, помогает мне. Я люблю своего замечательного дедушку.

Лебедева Полина. Как и у многих, у меня есть бабушка, мама моей мамы. Зовут её Валентина Пантелеймоновна. Я часто навещаю её. Детство у бабушки было трудное: родилась перед самой войной в мае 1941 г., была она четвёртым ребёнком в семье и прошла через все тяготы войны. Но несмотря на все трудности, она закончила 10 классов и поступила в институт. Переехала с мужем в Москву и стала воспитателем в дет.саду. Много лет она посвятила этой удивительной профессии. Она часто с теплотой вспоминает о своей работе, о своих выпускниках, которые стали уже взрослыми, многих помнит по именам. Мы с бабушка часто играет, читаем разные книги, она рассказывает нам удивительные истории. Мне с ней всегда интересно. Я считаю, что у моей бабушки была и есть замечательная профессия. Приятно знать, что твой труд полезен людям.

Родословное древо человечества изучалось всегда. Каждый человек должен знать и понимать откуда он родом, кто его родные и близкие. Что такое родословная? Родословная – это перечень поколений одного рода («до седьмого колена») Что такое род? Род – это ряд поколений, происходящих от одного предка. Кто такой предок? Предок – это древний родственник по роду. Моя родословная

Род, род ня, род ственники, род ословная – всё это слова одного корня. Каждому человеку интересно и важно знать свою родословную. Любовь к близким, верность семейным традициям, память о тех, кого уже нет с нами, наполняет нашу жизнь высоким смыслом. Ведь мы появились на свет благодаря людям старшего поколения. Мы учимся у них всему хорошему: доброте, мужеству, честности, взаимопомощи. Уважение к старшим, забота друг о друге делают нашу жизнь счастливее.

Конкурс «Кто это?» 1. Брат жены (шурин) 2. Брат мужа (деверь) 3. Сестра мужа (золовка) 4. Сестра жены (свояченица) 5. Мать жены (тёща) 6. Отец жены (тесть) 7. Мать мужа (свекровь) 8. Отец мужа (свёкор) 9. Дочь брата или сестры (племянница) 10. Сестра отца или матери (тётя) 11. Брат отца или матери (дядя) 12. Жёны двух братьев (свояченицы) 13. Мужья двух сестёр (свояки) 14. Матери жены и мужа (сватьи)

Конкурс пословиц. (объясните значение пословиц) Вся семья вместе, так и душа на месте. Яблоко от яблони недалеко падает. Согласную семью и горе не берёт. Дружная семья и землю превращает в золото. Мы желаем от души, Чтобы были дела хороши, Чтобы в дом не стучалась беда, Чтобы грусть не пришла никогда. Желаем счастья и добра, Желаем светлых тёплых дней, Здоровья, что всего важней!

Семья – основа человеческого общества. Это группа близких родственников живущих вместе. В семьях поддерживаются семейные традиции. Составляем свою родословную

Дзюбенко Диана

Николаев Даниил

Богданов Максим

Судакова Елизавета

Тюняков Андрей

Ивановская Лилия

Занятие по внеурочной деятельности в рамках

творческого проекта по русскому языку в 6 «А» классе

«Моё имя, моя фамилия, моя семья»

Дидактические цели проекта:
- формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
- совершенствование навыков исследовательской деятельности;
- приобретение навыков самостоятельной работы с разными источниками информации;

Формирование навыков работы в команде.

Проблемы самостоятельных исследований:
- Откуда появились мои имя и фамилия?
- Как выглядит мое родовое древо?

Каким я вижу герб моей семьи?

Результаты исследований:
Презентация учащихся 6а класса «Антропонимика», творческие работы на тему: «Семейные предания и истории. Реликвии нашей семьи», «Значение имени», рисунки на тему: «Герб моей семьи», выставка фотографий из семейного альбома «История моей семьи»

Этапы работы:

Формирование тем исследования;
- проведение исследования;
- творческая работа над заданием;
- подготовка презентации;
- защита проекта;
- коллективное обсуждение, результаты оценки.

Результаты исследований:
Доклады «Происхождение русских фамилий», «Происхождение русских имён», творческие работы «Значение моего имени», «Происхождение моей фамилии», рисунки «Герб моей семьи», выставка фотографий из семейного альбома, семейных реликвий.

Методы и формы обучения:

Метод проектов;

коллективного взаимодействия;

ИКТ-технологии;

объяснительно-иллюстративный.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные :

    Научатся рассказывать о происхождении фамилии, имени;

    получат возможность научиться отбирать из семейного архива фотографии членов семьи;

    научатся интервьюировать членов семьи;

    оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений;

    составлять экспозицию выставки.

Метапредметные :

    овладеть способностьюпонимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;

    обобщать собственное представление;

    овладеть опытом публичного выступления.

    формировать готовность слушать собеседника и вести диалог,

    оценивать свои достижения в ходе работы над заданием;

    соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни.

Личностные:

    формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;

    формирование нравственных ценностей семьи и сохранения образа образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

    развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;

    овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия, УУД :

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, этимологического, орфографического словарей, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти), сравнивают, сопоставляют.

Регулятивные: ориентирование в учебнике, словарях, других источниках информации; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями; творческое выражение своего видения.

Коммуникативные: учатся обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить речевые высказывания устно и письменно.

Форма проведения занятия: устный журнал.

Форма организации: участники рассаживаются по группам.

Оборудование: мультимедийная презентация, выставка творческих работ учащихся «Значение моего имени», «Происхождение моей фамилии», рисунки «Герб моей семьи», выставка фотографий из семейного альбома, семейных реликвий.

Ход занятия:

    Организационный этап.

Учитель:

- Добрый день, уважаемые гости и ребята! Приветствуем вас на презентации нашего устного журнала клуба любителей русского языка «Мое имя, моя фамилия, моя семья». Выпуск посвящён важной теме, которая касается каждого из нас. Интерес к данной теме возник еще с изучения имён собственных, постепенно привел к изучению собственной фамилии и имени. В ходе исследований вам открыли и семейный альбом, где сохранились портреты ваших родителей, дедушек и бабушек, родоначальниках вашей фамилии. Ваши рассказы о семейных фотографиях и семейных реликвиях, творческие работы дополнят представление о мире имён и фамилий, о связи времен и поколений.

    Презентация работ.

1.Итак, открываем первую страницу журнала «Что в имени тебе моём…».

Учитель : Родился ребенок, и родители дают ему имя. Как это происходило на Руси?

(Доклад ученицы Ретуковой Д. на тему «Происхождение русских имён»)

Учитель:

Что имя – звук, оброненный случайно,
В котором нет ни смысла, ни значенья,
Конечно, нет.
И в именах есть тайна,
И таинство есть имя нареченье.

(Выступления учащихся о значение своих имён).

Учитель: В нашем классе есть носители редких имён – Любовь, Дана, Ева. Что они знают о своих именах? (выступления девочек).

2. Игра «Откуда пошли имена».

Учитель: Сейчас мы проведем игру по командам. Задания даны на карточках, вам необходимо ответить на вопросы и заполнить таблицу.

Представление команд. Завершение игры.

Учитель: Открываем вторую страницу журнала «Откуда мы родом». Традиция на Руси - давать имена в честь предков.

Кто был твой прадед на Руси?

Свою фамилию спроси.

Звучат как музыка, как стих

Фамилии простые.

Вглядись, и ты увидишь в них

Историю России.

(Г. Граубин)

Имя вам дали родители, отчество – по имени отца. А как возникла фамилия? К вашему отцу она перешла от его отца. Но кто же был первым и как произошла фамилия?

3.Выступление учащейся Гусевой Л. с презентацией «Откуда произошли фамилии».

Учитель: Каждый человек в нашей стране носит фамилию. Она записана в свидетельстве о рождении, в паспорте, сопровождает нас всю жизнь. Ученые насчитали несколько путей образования русских фамилий:

Во-первых, от древнерусских и славянских имен (Егоров, Петров, Жданов, Любомиров и др.).

Во-вторых, фамилия возникала от древних прозвищ(Бойцов, Белов)

В- третьих, от профессии предков. Так появились Гончаровы, Кузнецовы, Рыбаковы и др.

Также фамилии образовывались от названий села, города, местности (Новгородцев, Москвичев, Муромов).

Знаете ли вы, что означает ваша фамилия? Расскажите о своих находках.

4.Выступления учащихся с представлением собственного герба. (рассказы Поповой А., Корцова С., Леонтьевой Л., Кочиной Л.)

Учитель : Третья страничка журнала «Моё родословное древо». Дань памяти своим предкам можно отдать, составляя свое родословное древо. Родители и вы – верхняя часть древа, в дальнейшем оно будет расти вверх, а ваши дети и внуки будут гордиться вами. В нашем классе есть ребята, которые поучились составлять свое родословное древо.

5.Выступления учащихся с творческими работами.

6. Музыкальная динамическая пауза .

Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.

Учитель : В каждой семье есть вещи, которые хранят истории, связанные с нашими предками. Бережно сохраняя их, передавая из поколение в поколение, мы можем почувствовать связь времен и событий.

7.Четвёртая страница нашего журнала «Семейные предания и истории. Реликвии нашей семьи».

Выступление Торохина А. с рассказом о семейной реликвии – ёлочных игрушках из прошлого.

Учитель: А сейчас рассказ пойдет о человеке, чье увлечение стало смыслом жизни и переросло в профессию. Попова Агата расскажет о своей прабабушке Агеенковой Антонине Васильевне и ее увлечении, память о котором она сохранила в альбоме с фотографиями и газетными вырезками о клубной деятельности на селе.

Учитель : Как всем нам в наше непростое время хочется тепла и доброты. А что может быть лучше семейного очага, огонь которого согревает нас. Вглядитесь в семейные фотографии разных лет.

Семейные фото в альбоме потёртом.
Видавшие виды листы в переплёте.
Семейные фото из прошлого века
Собрали с любовью в альбом мы навеки.

8. Фотографии из семейного альбома.

Расскажите о своих находках.

Рассказ Поповой Агаты о старинной фотографии 20-30 х годов ХХ века

Фотографии времен Великой Отечественной войны – особые. Их бережно хранят в своих семьях потомки. (Рассказы о фото с фронта Либерман Евы и Домницкой Иры).

Счастливые лица, на фото и стар, и млад. Кто это? (Рассказ Кононова Вити).

    Заключение .

Учитель: Ребята, сегодня на занятии вы рассказывали про свою семью, о гербе своей семьи, на котором вы изобразили характерные особенности своей фамилии, мы услышали рассказы о памятных фотографиях. О своих оценках мы расскажем друг другу на следующем этапе, подведем итоги проекта. Спасибо за работу, за интересные находки, за уважение к своей семье! Последняя страница журнала – напутствие вам.

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.

Приложение 1

Вопросы и задания команде:

1.Вспомните растения, в названия которых присутствует женское или мужское имя.

2.Образуйте имена от сочетаний слов:

Владеть всем

Любить мир

Свято славить

3. Распределите древние русские имена в соответствии с их «характеристиками»

Малёк, Кудряш, Добрыня, Селянин, Третьяк, Умник, Молчан, Ждан.

внешность

Место в семье

Черта характера

Род занятий