Мир виктора лагуны. В.К.: — Когда вы поняли, что рисовать - ваше призвание

Хотя экспозиции с его картинами хранятся в галереях многих стран мира. А уже несколько лет Виктор Николаевич из-за проблем со зрением рисует особым «авторским» способом. Благодаря ему родилась знаменитая серия, попавшая на международные выставки - «Золото-серебряная Русь»

Варвара Канаева, сайт:— Виктор Николаевич, почему при такой популярности ваших картин звание члена-корреспондента вы получили в столь преклонном возрасте?

Виктор Лагуна: — Если бы не Зураб Церетели, возможно, я бы его вообще не получил. Когда в марте 2012 года он был у нас в городе, я подарил ему свой альбом. На следующий день мне позвонили и сказали, что Зураб Константинович хочет со мной встретиться. Я пришёл на заседание нашего отделения Союза художников. Церетели, увидев меня, встал, пожал мне руку и сказал: «Поздравляю, вы — член-корреспондент Академии художеств России! Вы давно этого достойны!» Как по Булгакову — «сами предложат и сам всё дадут». Между тем более двадцати лет новосибирское отделение Союза художников собирало документы и вроде бы занималось этим вопросом, но безрезультатно. А тут… 13 марта 2012 года я уже получил удостоверение!

В.К.: — Сегодня вы пребываете на заслуженном отдыхе?

В.Л.: — Создавать картины — это не работа для меня. Это способ жизни, воздух, без которого я жить не могу. Правда, недавно пришлось пережить страшное время. Несколько лет назад у меня резко начало ухудшаться зрение. Сначала я бодрился, пробовал писать. Но быстро понял, что ничего не получается. В палехской живописи важны точность, выверенность линий. Но какая тут точность, если я понять не могу, дотронулся я кистью до холста или ещё нет... Целый год я не спал ночами, мучился, такое ощущение было, будто у меня жизнь отобрали. И вот однажды пришла идея: если я не могу работать кистью, то буду выскабливать картину на золотой или серебряной бумаге! Попробовал сделать таким образом миниатюру — получилось! И сразу написал пятнадцать картин, которые уже принимали участие в международных выставках и получили одобрение моих коллег и простых зрителей. Эту серию я назвал «Золото-серебряная Русь».

В.К.: — Когда вы поняли, что рисовать - ваше призвание?

В.Л.: — Я не думал становиться художником. В 16 лет начал работать чертёжником, потому что с детства любил выводить красивые линии на бумаге. Увидев мои работы, сослуживица посоветовала попробовать поступить в Палехское художественное училище.

Я знать не знал, что за Палех такой, где он находится и чем знаменит. Отослал туда свои рисунки, ни на что особо не надеясь. И страшно удивился, когда мне пришло приглашение. Вступительный экзамен по рисунку стал для меня серьёзным испытанием. Перед его началом я пообщался с другими абитуриентами. Все они уже считали себя художниками, так и сыпали словами «перспектива», «игра теней» и снисходительно на меня поглядывали: мол, зачем же я, провинциальный дурачок, сюда приехал, ничего не зная, нигде не учась?

Каждый из нас должен был нарисовать предложенный сложный натюрморт: на белом фоне белый мешок с мукой, в нём белый совок. Я вспомнил советы умных абитуриентов, стал рисовать, но ничего не получалось. Мешок кривой, совок на совок не похож. Рассердился на самого себя, стёр набросок и начал заново. Один из членов комиссии, обходивший зал, встал позади меня и вдруг изрек: «Ну что, пристойно, пристойно!» В этот момент я почувствовал, как у меня зачесалось под лопатками — начали пробиваться крылья. За этот рисунок я получил свою первую пятёрку и на всю жизнь запомнил, что никому не надо подражать. Лучшая дорога — своя.

Сказка в Сибири не нужна?

В.К.: — Новосибирск помог крыльям расти дальше?

В.Л.: — Не стал бы так говорить. Я приехал в Новосибирск сразу после окончания училища, обласканный любимыми учителями, осенённый первым признанием общественности. Моя дипломная работа — шкатулка, на которой был изображён концерт китайских артистов на целине, — единственная из всех была отослана на VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, проходивший в Москве. Она получила восторженные отзывы прессы и профессионалов. Так что я ожидал от сибирской столицы если не распростёртых объятий, то хотя бы тёплого отношения, помощи. Но встречен я был холодно. Здесь художниками считались только реалисты и монументалисты, и я со своей палехской сказкой не вписался. Кроме того, за плечами только училище, а здесь работали мэтры, окончившие Академию художеств. Но первая моя работа «Расцветай, Сибирь!» получила множество наград, побывала на всероссийских и международных выставках.

В.К.: — Международное признание вам принесли сказки, вами иллюстрированные…

В.Л.: — Первая книга с моими картинками — «Русские сказки Сибири», выпущенные Западно-Сибирским книжным издательством. Книга была не вполне качественная, я остался недоволен качеством печати. Цвета не те, линии пропечатаны плохо, даже двоятся… Однако тотчас после выхода книга попала на международную книжную выставку во Франкфурте-на-Майне, потом в Болонью. Греческие и японские предприниматели готовы были переиздать её, но, к сожалению, по политическим соображениям нам это не позволили.

Но главная моя любовь — иллюстрации сказок Пушкина. У меня 58 картин, посвящённых творчеству поэта. А написал их я всего за несколько месяцев, иногда ночью проснусь — и к холсту, записать то, что привиделось. Иногда по две картины в день рисовал! Одержим был. На картинах отображается то, что льётся из души. И сложность одна — успеть запечатлеть то, что только что пришло свыше. Многие сказки Пушкина знаю наизусть — меня завораживает музыка его стиха.

В.К.: — Что главное в иллюстрациях сказок?

В.Л.: — Создать светлые образы, на которые хочется смотреть. Нужно прививать детям тягу к светлому, а не к ужасам. Художник должен видеть между строк. Угадать основной посыл текста.

Главной я считаю серию работ «Русь моя светлая», в ней более ста картин. На полотнах — соборы Древней Руси. Правда, я никогда не писал с натуры, только по впечатлениям от поездок по Золотому кольцу. Эту серию я писал всю жизнь, но представить полотна на зрительский суд смог только лет пятнадцать назад. В советские времена меня за такие художества исключили бы из Академии.

Почему меня, человека, в общем, не верующего, так привлекали храмы, соборы, монастыри? Когда я ездил по городам, где ещё сохранилось древнее искусство, понял: никто особо не заботится о том, чтобы наши потомки увидели творения отечественных гениев. Храмы не реставрировались, а те, которые были отданы государству как музеи, часто захламлены вещами. А самое страшное — полуразрушенные церкви, в которых кое-где на стенах ещё можно разглядеть древние ценнейшие фрески искусной работы. Мне хотелось в своих картинах успеть оставить образ той Руси, которую мы так глупо теряем.

Биография

Виктор Лагуна (1930-2016) — художник, график и живописец. В 1955 году окончил Палехское училище имени Горького.

Картины художника выставляются в различных странах мира — Италии, США, Германии, Японии и других. Его полотна висят в музее Шарля де Голля во Франции, находятся в личных коллекциях.

Оформил много детских книг, «Русские сказки Сибири», «Сказки Пушкина», «Русские народные сказки». На его творчество большое влияние оказали традиции палехской школы.

Создавать картины - это не работа для меня. Это способ жизни, воздух, без которого я жить не могу.

Я не думал становиться художником. В 16 лет начал работать чертёжником, потому что с детства любил выводить красивые линии на бумаге. Увидев мои работы, сослуживица посоветовала попробовать поступить в Палехское художественное училище.

Я знать не знал, что за Палех такой, где он находится и чем знаменит. Отослал туда свои рисунки, ни на что особо не надеясь. И страшно удивился, когда мне пришло приглашение. Вступительный экзамен по рисунку стал для меня серьёзным испытанием. Перед его началом я пообщался с другими абитуриентами. Все они уже считали себя художниками, так и сыпали словами «перспектива», «игра теней» и снисходительно на меня поглядывали: мол, зачем же я, провинциальный дурачок, сюда приехал, ничего не зная, нигде не учась?

Каждый из нас должен был нарисовать предложенный сложный натюрморт: на белом фоне белый мешок с мукой, в нём белый совок. Я вспомнил советы умных абитуриентов, стал рисовать, но ничего не получалось. Мешок кривой, совок на совок не похож. Рассердился на самого себя, стёр набросок и начал заново. Один из членов комиссии, обходивший зал, встал позади меня и вдруг изрек: «Ну что, пристойно, пристойно!» В этот момент я почувствовал, как у меня зачесалось под лопатками - начали пробиваться крылья. За этот рисунок я получил свою первую пятёрку и на всю жизнь запомнил, что никому не надо подражать. Лучшая дорога - своя.

Главная моя любовь - иллюстрации сказок Пушкина. У меня 58 картин, посвящённых творчеству поэта. А написал их я всего за несколько месяцев, иногда ночью проснусь - и к холсту, записать то, что привиделось. Иногда по две картины в день рисовал! Одержим был. На картинах отображается то, что льётся из души. И сложность одна - успеть запечатлеть то, что только что пришло свыше. Многие сказки Пушкина знаю наизусть - меня завораживает музыка его стиха.

Главное в иллюстрациях сказок — создать светлые образы, на которые хочется смотреть. Нужно прививать детям тягу к светлому, а не к ужасам. Художник должен видеть между строк. Угадать основной посыл текста.

Если вы смотрели мои сказки внимательно, вы наверняка заметили: у меня нет ни одного сюжета, в котором пахло бы кровью или чем-то недобрым. Ведь художник создан для того, чтобы сеять разумное, ясное, светлое. «Кормить» ребенка ужасами, я считаю, преступно. Боже сохрани, чтобы ребенок любил ужасы, страхи - нечто такое, чего в жизни не бывает! Когда я иллюстрировал «Аленький цветочек», я должен был нарисовать Зверя лесного - Чудо морское, но решиться на это дело мне было очень трудно. В конце концов, я изобразил «спящее» чудище: уложил его наземь, закрыл лик, и тем самым проблема была решена.

Виктор Лагуна

Художник Виктор Лагуна вот уже более полувека живёт и трудится в Новосибирске. Однако его картины побывали во многих точках земного шара: экспонировались на международных выставках в Пакистане, США, Бельгии, Югославии, ГДР, Финляндии, Японии, ФРГ. Многие его работы находятся в частных коллекциях — например, американского учёного Джозефа Форда или экс-президента Франции Шарля де Голля. Книги, оформленные художником («Сказки Пушкина», «Русские сказки Сибири», «Русские народные сказки») до сих пор являются гордостью Западно-Сибирского книжного издательства.

«Здесь не просто русский дух, здесь — сама Русь!.. — писал о работах Виктора Лагуны известный филолог Михаил Мельников, посетивший его мастерскую. — Ну кто бы мог подумать, что несколько пролётов в узенькой лестнице, само воплощение сереньких будней, приведут в щедрое царство удивительных сюжетов и удивительных красок, откроют такой бескрайний горизонт творчества, от которого дух захватывает!»

В 2008 году исполняется 50 лет со дня вступления Виктора Лагуны в Союз художников России. На протяжении вот уже полувека работы сибирского мастера — сияющие купола, кружево берез, сказочные лики царевен и богатырей — украшают лучшие галереи мира, представляющие современное искусство. Занятия живописью Виктору Лагуне приходилось совмещать с большими общественными нагрузками: в течение многих лет он возглавлял новосибирскую организацию Союза художников, избирался в руководящие органы съездов художников СССР, Союза художников РСФСР, был депутатом Новосибирского городского и областного Советов… Под его руководством новосибирская организация Союза художников занимала первое место в масштабах СССР по многим компонентам — таким как участие в вернисажах, открытие новых картинных галерей, в том числе в сибирской глубинке, работа с детьми (самыми юными и простодушными ценителями живописи).

…А начиналось все с Палехского художественного училища имени Горького, с известнейших во всем мире мастерских иконописи и лаковой миниатюры.

Царевна Лебедь

— В юности рисовать мне было некогда: ведь это были трудные военные годы, — вспоминает художник. — В мои обязанности входила уйма всяческих домашних и школьных дел. Но, может, гены сыграли добрую роль, а может, Господь Бог послал озарение свыше… На моем жизненном пути я встретил людей, которые приехали из Палеха, и, недолго думая, отправился туда, за тридевять земель, поступать в Палехское художественное училище. Конкурс был совершенно дикий — в этот край съехались парни из самых разных уголков мира. А я прошел все испытания на «отлично», хотя прежде ни в каких студиях не обучался.

В 1955 году Виктор Лагуна окончил училище (председателем дипломной комиссии был знаменитый Павел Корин) и вернулся в Новосибирск. Ни квартиры, ни мастерской — ничего у молодого художника тогда еще не было, кроме договора с Министерством культуры на создание работы «Расцветай, Сибирь». Работу эту Виктор Лагуна делал в полуподвале дома на улице Чехова, «из окна которого были видны только пятки прохожих».

В 50-е годы было положено начало серии колоссальных по своему размаху выставок «Советская Россия», проходивших в московском Манеже, — участие в этих мероприятиях являлось как бы особым знаком качества. Работа Виктора Лагуны «Расцветай, Сибирь» была принята на выставку единогласно. Картины нашего земляка побывали также на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве, на выставках в Лейпциге, во Франкфурте-на-Майне… А в 1958 году Виктор Лагуна был принят в члены Союза художников СССР.

Аленький цветочек

— По дате вступления в Союз среди новосибирских художников старше меня нет никого, — говорит Виктор Николаевич. — Можно сказать, перед вами сидит этакий ихтиозавр — правда, довольно сносно сохранившийся. За истекшие полвека, думаю, мне кое-что удалось сделать для родного города, поэтому, пользуясь случаем, хочу сказать слова искренней благодарности, донести до горожан, моих земляков, одну очень важную мысль: Новосибирск — это чрезвычайно серьезно, Новосибирск — это совершенно удивительно, Новосибирск — это, как выразился мой давний учитель, очень и очень пристойно! Прежде всего — особое внутреннее достоинство, стать, степенность во всем: в поведении людей, в облике улиц и площадей. Академгородок, Красный проспект, театр — все поражает своей масштабностью! Душевное созвучие с родным городом согревает меня вот уже многие годы. Где бы я ни был — в Москве, на Кубе, в Италии — мне всегда хочется побыстрее вернуться домой.

Тот, кто любовался картинами Виктора Лагуны, наверняка помнит потрясающей красоты дворцы, боярские палаты, храмы… Как оценивает художник современный облик нашего города? Удалось ли Новосибирску сохранить своеобразие, гармонию, красоту?

— Это своеобразие, к большому сожаленью, хиреет год от года, — считает Виктор Лагуна. — Тут уж я могу только напомнить простую истину: в каждом деле важен профессионализм. Когда банальное желание урвать куш берет верх над прочими соображениями, любое дело приходит в упадок. Боюсь, жажда наживы погубит Россию, наш безумно талантливый русский народ… Что же касается картин, могу вас уверить: все эти нарисованные дворцы, храмы были изобретены моим воображением. Нигде в мире вы не найдете таких улиц, перекрестков, площадей, как на моих картинах «Русский мотив», «Белые соборы», «Русь златоглавая». Как-то раз академик-архитектор Анатолий Валовик сказал по поводу одной моей работы: «По вашему эскизу можно строить новый древний русский город!» Этот отзыв профессионала с большой буквы очень и очень для меня дорог.

В конце 70-х годов для художника наступила пора работы над книгами.

Золотой петушок

— Если вы смотрели мои сказки внимательно, вы наверняка заметили: у меня нет ни одного сюжета, в котором пахло бы кровью или чем-то недобрым, — размышляет Виктор Николаевич. — Ведь художник создан для того, чтобы сеять разумное, ясное, светлое. «Кормить» ребенка ужасами, я считаю, преступно. Боже сохрани, чтобы ребенок любил ужасы, страхи — нечто такое, чего в жизни не бывает! Когда я иллюстрировал «Аленький цветочек», я должен был нарисовать Зверя лесного — Чудо морское, но решиться на это дело мне было очень трудно. В конце концов, я изобразил «спящее» чудище: уложил его наземь, закрыл лик, и тем самым проблема была решена.

Первая работа, которую Западно-Сибирское книжное издательство предложило Виктору Лагуне, — оформление «Русских сказок Сибири». Эти сказки тотчас же после выхода в свет попали на книжные выставки во Франкфурте-на-Майне, в Болонье, на международную выставку книги в Москве. Греческие и японские предприниматели выразили желание переиздать книгу, но, к сожалению, какие-то политические рифы помешали этому проекту состояться. Зато в 1982 году, когда практически была завершена работа над серией сказочных картин, посвященных Пушкину, художник получил приглашение из пионерлагеря «Артек».

— Представьте себе: Дворец пионеров, где отдыхают дети со всего земного шара… Какая ответственность на тебя ложится! — рассказывает Виктор Лагуна. — А детишки там были неугомонные, в особенности маленькие американцы: так и норовили пошуметь, поозорничать. И вдруг, переступив порог Дворца пионеров, они видят выставку. Я до сих пор не понимаю, что же именно произвело на них впечатление: магия Пушкина? или мне, в самом деле, удалось донести что-то необыкновенное… Абсолютно сразу наступило полное молчание! Я считаю, Пушкин всемогущ. Ведь даже те американские дети, которые никогда в жизни его книг не читали, почувствовали: в пушкинских темах таится нечто исключительно важное, несущее в себе красоту, достоинство, мощь.

В течение трех сезонов «Артек» приглашал художника на международные смены, а несколько его картин до сих пор украшают артековскую столовую. Надо сказать, «пушкинские» работы Виктора Лагуны понравились не только детям, но получили самую высокую оценку бывалых критиков. Михаил Мельников подчеркивает: «После тысяч и тысяч художественных осмыслений Пушкина трудно сказать принципиально новое слово». Виктору Лагуне это слово найти удалось. Недаром, спустя много лет, за участие в выставке, проводившейся к 200-летию со дня рождения поэта, художник получил благодарность от Министерства культуры Российской Федерации…

Считается, что хоть раз в жизни каждый мастер-живописец мечтает побывать в Италии. Когда Виктор Лагуна готовил свою персональную благотворительную выставку («Искусство и солидарность без границ», Италия, 1991), он работал по 18 часов в день, так что семья видела художника только спящим. В Сан-Микеле, в одной из лучших галерей мира, экспонировалась 121 авторская работа, был издан роскошный каталог, внушительный альбом репродукций — для сибирского творческого союза издание подобного качества было чем-то из области «золотой мечты»…

— Мы, художники, народ «бессловесный», — говорит Виктор Лагуна. — Получаем приглашения, вывозим картины за рубеж. Таким образом, имя нашего города, упомянутое на этикетках картин, облетает весь мир.

Десятилетия упорного труда, участие в масштабных проектах принесли Виктору Лагуне широкое признание. Так, Российская академия художеств наградила его дипломом за выдающийся вклад в развитие изобразительного искусства Сибири, а Академия наук России посвятила большую статью циклу картин «Русь моя светлая». Весьма характерно отреагировала на творчество нашего земляка знаменитая Елена Образцова: когда певица впервые переступила порог мастерской художника, она в восхищении воскликнула: «Какая благостная аура!» Наверное, в этих трех словах отразилась самая неуловимая, самая яркая особенность сибирского сказочника.

— Сегодня я живу в предчувствии новых картин, готовлю новый холст, — говорит Виктор Лагуна. — У меня есть мой мир — я его пою, я его берегу. Моя любовь, сущность, вера — это, прежде всего, Древняя Русь. И пусть темы выставок прошлых лет были разнообразны, подспудно в течение всей жизни я работал именно на эту, самую главную и дорогую для меня тему.