Милостыня тургенев проблема. Анализ милостыня и тургенев. Определение сверхзадачи урока

Программой по литературе для общеобразовательных школ под редакцией В.Я.Коровиной

М., Просвещение,2006 предусмотрено лишь поверхностное знакомство с жанром притчи в русской литературе: в 6 классе при изучении “Маленького принца” А.де Сент-Экзюпери даются начальные представления о притче и в 9 классе при изучении рассказа А.И.Солженицына “Матрёнин двор” углубляется понятие об этом жанре. Мы считаем, что такого поверхностного знакомства явно недостаточно, ведь внимательный и литературно грамотный читатель обнаружит притчевые начала во многих произведениях русской литературы: в рассказе А.П.Чехова “Студент”, у В.А.Жуковского “Песнь араба над могилою коня”, у М.Ю.Лермонтова “Три пальмы”, в стихотворениях в прозе И.С.Тургенева, в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина “Богатырь” и других. Евангельские притчи читают герои романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”, есть притчевое начало и в отдельных эпизодах романа Л.Н.Толстого “Война и мир”, например, когда князь Андрей видит преображённый весной дуб. Поэтому научить детей воспринимать и понимать произведения одного из самых древних жанров мировой литературы, жанра притчи, живого и по сей день, - значит научить их увидеть литературу как многомерное пространство во всей её объёмности, научить видеть в традиционных трактовках программных литературных произведений другой контекст, дать возможность рассматривать их под другим углом зрения.

В этой связи нам кажется интересным и актуальным проведение урока внеклассного чтения “И учил их притчами…” Жанр притчи в Евангелии и русской литературе (древнерусская притча о милостыне и стихотворение в прозе И.С. Тургенева “Милостыня”) в 10 классе. Место этого занятия в системе уроков каждый учитель может определить сам. Я провожу его как заключительный при изучении творчества И.С. Тургенева, по той причине, что творчество писателя предстаёт перед учащимися под другим углом зрения, предполагает диалог автора и читателя, учителя и ученика, даёт возможность постижения мудрости, воплощенной в слове. И это не громкие слова: на этом уроке дети не только знакомятся с неизвестной им ранее древнерусской притчей, но и находятся в самостоятельном поиске решения, выполняют задания, порой достаточно сложные, допускающие неоднозначность решения. Важно и то, что предлагаемый урок внеклассного чтения будет проведён учителем перед изучением романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”, потому что десятиклассники будут иметь опыт осмысления притч, а значит, смысл притчи о воскресении Лазаря, приводимой в романе и имеющей первостепенное значение для понимания его основной идеи, будет постигнут глубже, глубже “раскроется” и сам роман.

Цель урока: осмысление жанра притчи с точки зрения богословия и литературы, определение основных особенностей евангельской притчи, сопоставление древнерусской притчи о милостыне и стихотворения в прозе И.С.Тургенева “Милостыня” с целью определения, какая из них притча, а какая произведение с притчевым началом.

Теория литературы: притча (расширение понятия)

Ход урока

…Иисус говорил народу
притчами, и без притчи не говорил им.
(Евангелие от Матфея)

Слово учителя.

Иисус вышел в путь, чтобы проповедовать, учить и наставлять людей на путь истинный. Так и сам говорил ученикам: “Пойдём в ближние селения и города, чтобы мне и там проповедовать, ибо Я для того пришёл”. И, странствуя по городам, селениям, не мудрёными речами учил он людей, а рассказывал простые житейские истории, которые во множестве происходят в жизни каждого человека.

С давних времён на Руси полюбили притчи, толковали библейские и свои сочиняли. Правда, порой путали их с баснями. И уже в XVIII веке писатель Сумароков книгу своих басен назвал “Притчи”. Притчи и правда похожи на басни. Однако басня отличается от притчи. Как же трактуется понятие “притча”? О каком жанре идёт речь: о жанре философской, нравоучительной, религиозной или художественной литературы? Вот как трактуется это понятие лингвистами, богословами, литературоведами.

Словарная работа

На партах у уч-ся находится заранее подготовленная справка

Словарь русского языка в четырёх томах (Т.3, М.,1984, с.452)

Притча, - и, ж.

1. Иносказательный рассказ с нравоучением, басня.

2. Разг. Устар. О непонятном, труднообъяснимом явлении, обстоятельстве

Словарь языка Пушкина(т.3, с.782)

1. Иносказательный, нравоучительный рассказ, басня

2. Употребляется в восклицательных предложениях для выражения удивления по поводу чего-нибудь, непонимания чего-нибудь.

Словарь библейского богословия

Со времён первохристианской Церкви притчей называется история, рассказанная Иисусом как иллюстрация к его учению. Притчи надо понимать как некую игру символов, т.е. образов, взятых из земных реальностей, чтобы обозначить ими реальности богооткровенные (священная история, Царство…) и нуждающиеся в большинстве случаев в глубинном объяснении

Литературоведческий словарь

Притча – диалектико-аллегорический жанр литературы. В основных чертах близкий басне.

Учащимся предлагается сопоставить определение притчи в разных словарях

В чём сходны определения притчи в разных словарях?

Важно прийти с детьми к пониманию, что все вышеназванные источники сходятся в одном, что “притча – маленький нравоучительный рассказ, вроде басни, но без морали, без прямого наставления. Мораль каждый извлекает или не извлекает из притчи сам. Следует или не следует наставлениям. В притче как бы соединились два плана: видимый и невидимый. Всем виден внешний план, редко кому раскрывается тайный, внутренний, скрытый от глаз и слуха”.

Комментарий учителя

Главные действующие лица евангельской притчи, как правило, Бог-отец или Бог-сын, иногда оба. А уроки притчи касаются не только действующих лиц этой конкретной истории, но всех людей на свете.… Да, не все извлекали уроки, немногие понимали смысл притчи в те далёкие времена и позже…

Рассмотрим основные черты евангельской притчи на примере притчи о сеятеле (распечатка текста притчи должна быть у каждого ученика, текст притчи выразительно читает заранее подготовленный ученик)

И поучал их много притчами, говоря: вот вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому, что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши, да слышит!

Как вы думаете, о чём эта притча? В чём её видимый и невидимый планы?

Что или кто кроется в притче за образом сеятеля?

Что обозначает зерно? А что почву?

После обсуждения можно предложить учащимся выслушать объяснение притчи, которое даётся в самом Евангелии: ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого обозначает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тот час с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, иной в тридцать (Мф 13, 3-23).

И хотя Иисус как бы ограничивает сферу толкования притчи, но на деле такое точное указание на реальную область приложения позволяет применить притчу к бесконечному множеству конкретных ситуаций. Притчу о сеятеле можно понять и принять во все века, среди всех народов, и она всегда будет актуальна. Главный итог, к которому мы пришли,- объявляет учитель,- евангельская притча открывает бесконечный простор для понимания, тогда как в других дидактических жанрах проповедуется однозначная, не допускающая иного прочтения идея или мораль.

Комментарий учителя

Литературная же притча скорее приглашает к размышлению, а сформулированная в ней идея не абсолют, а только повод к размышлению. Следует заметить, что философская и религиозная притчи могут быть отмечены самой высокой степенью художественности, однако художественное в этих случаях не цель, а средство. Поэтому точнее говорить о притчевом начале в литературном произведении. Два главных качества, присущих притче, - иносказание и поучительность, - могут проявляться в большей или меньшей степени. Если они проявляются достаточно полно, то перед нами притча, если же они ослаблены и притчей в точном смысле произведение назвать трудно, то можно говорить о том, что в нём проявляется притчевое начало.

Сопоставительный анализ. Обсудим это на конкретном примере древнерусской притчи о милостыне и стихотворения в прозе И.С.Тургенева

“Милостыня”.

Приводим тексты названных произведений (лучше, если у уч-ся будут распечатки текстов). В классе их выразительно читает заранее подготовленный ученик.

Притча о милостыне.

Некий царь любляше юношу своего, и давъ ему имения много, и приказа ему град. И это нача слуга царевъ имение царское держати. И ни один человек не прослезился от него во граде том. И нача милостыню творити из царския казны, нагия одевати, и гладныя и жадныя насыщати. И пребысть во граде том много лет, и милостину творяше много.

И нача ближние царевы царю доносити: “Казна твоя истощена из твоего града, на коем граде юноша твой любимы и верны”. И повеле царь к себе поставити юношу своего и нача глаголати: “Юноша, почему казна моя истощена?”. И возложи на него опалу. И глагола юноша царю: “Казна твоя полна во веки будет”. И повеле его в темницу заключити.

И тое нощи царь виде сон, устрашися велми, и возва к себе ближняя своя, и нача им сказывати свой сон: “Юже есмь видел сон же велми страшен. Как бы ко мне придох муж старейшина, и взя мя, и поведе мя и возведе мя в Царство небесное, и поведе мя по палатам преукрашенным. И приведе мя к палате велми украшена. И повеле мне подпись смотрити. И подписана полатка юноше верному моему. И глаголаша мне муж старейшина: “То юноша твои верные уготовил тебе, царю, место во Царствии Небесном именем твоим”

И возва к себе юношу из темницы, и плакася перед ним, и дав ему честь паче первыя – имение все во граде.

Богу нашему слава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

И.С.Тургенев

Милостыня

Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шёл старый больной человек. Он шатался на ходу, его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нём висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь…Он изнемогал.

Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками – и сквозь искривлённые пальцы закапали слёзы на сухую, седую пыль.

Он вспоминал…

Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат - и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам…И вот теперь у него нет ни куска хлеба – и все его покинули, друзья ещё раньше врагов… Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? И горько ему стало на сердце и стыдно.

А слёзы всё капали да капали, пестря серую пыль.

Вдруг он услышал, как кто-то зовёт его по имени; он поднял усталую голову – и увидал перед собою незнакомца.

Лицо спокойное и важное, но не строгое, глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой.

Ты всё своё богатство роздал, - послышался ровный голос… - Но ведь ты не жалеешь о том, что добро делал?

Не жалею,- отвечал со вздохом старик, только вот умираю я теперь.

И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку,- продолжал незнакомец, не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней?

Старик ничего не ответил – и задумался.

Так и ты теперь не гордись, бедняк, - заговорил опять незнакомец, - ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры.

Старик встрепенулся, вскинул глазами…но незнакомец уже исчез, а вдали на дороге показался прохожий.

Старик подошёл к нему - и протянул руку. Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не дал ничего.

Но за ним шёл другой – и тот подал старику малую милостыню.

И старик купил себе на данные гроши хлеба – и сладок показался ему выпрошенный хлеб – и не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость.

Вопросы к классу:

Случайна ли близость названий прочитанных произведений? В чём их смысл?

Первое из них названо притчей. Найдите в нём качества, присущие притче. Достаточно ли чётко они проявляются?

В чём смысл притчи? (Юноша помог понять господину, что, раздавая добро своё, ты не теряешь, а преумножаешь его).

Как изображаются герои первой притчи? Используются ли средства художественной выразительности? (Герои изображены схематично, главное – донести до слушателей идею)

Обратите внимание на портрет старика. Почему он предшествует диалогу?

Как вы понимаете слова незнакомца? Кто он, по-вашему? (Он успокоил старика, показал, что просить не стыдно. И ушли стыд и боль, а осталась тихая радость в сердце старика: ведь это он не просит милостыню, он, в некотором смысле подаёт её, как и прежде).

Итоги урока

Евангельская притча отличается от других дидактических жанров. В ней не проповедуется однозначная мораль. Литературная притча лишь приглашает к размышлению, иносказательность и поучительность в ней могут проявляться по-разному, иногда можно говорить о притчевом начале в литературном произведении, как в случае со стихотворением в прозе И.С.Тургенева “Милостыня”.

Домашнее задание

Написать сочинение-миниатюру “Как я понимаю смысл притчи о милостыне и стихотворения в прозе “Милостыня”

Конспект урока русского языка в 11 классе. «Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ»

Тема урока: «Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ» (11 класс)
Цель урока: подготовить учеников к выполнению заданий ЕГЭ (уровней А, В, С).
Задачи урока
Образовательные:
актуализировать знания по курсу «Русский язык. 11 кл.»;
обогатить представление учащихся о способах написания вступления к сочинению-рецензии.
Развивающие задачи:
развивать у учеников умение сохранять устойчивое внимание и интеллектуальную активность на протяжении всех этапов урока;
способность быстро переключаться с одного задания на другое;
совершенствовать умение комплексного анализа текста;
совершенствовать умение составлять пунктуационную схему предложения;
совершенствовать умение выявлять проблему и идею в прочитанном тексте;
логично и доказательно выстраивать устный ответ;
Воспитательные задачи:
воспитывать уважительное отношение к наследию русской культуры, к творчеству И.С.Тургенева;
развивать способность ценить богатство русского языка;
поддержать желание учащихся совершенствовать собственные знания, умения и навыки по предмету;
воспитывать доброжелательное, уважительное отношение к товарищам.
Тип урока: обобщающее повторение
План урока
Этапы урока. Время выполнения
1. Сообщение темы и цели урока. 1 минута
2. Подготовка к проверке домашнего задания и организация повторения по теме «Способы подчинительной связи». 7 минут
3. Проверка результатов работы по теме «Способы подчинительной связи». 3 минуты
4. Комплексный анализ текста. 22 минуты
5. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения. 10 минут
6. Подведение итогов урока. Комментирование домашнего задания к следующему уроку. 2 минуты
Домашнее задание к уроку:
1) прочитать притчу И.С.Тургенева «Милостыня»;
2) составить пунктуационные схемы всех сложноподчиненных предложений;
Текст:
Милостыня
1. Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шел старый, больной человек.
2. Он шатался на ходу; его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нем висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь... 3. Он изнемогал.
4. Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками - и сквозь искривленные пальцы закапали слезы на сухую, седую пыль.
5. Он вспоминал...
6. Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат - и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам... 7. И вот теперь у него нет куска хлеба - и все его покинули, друзья еще раньше врагов... 8. Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? 9. И горько ему было на сердце и стыдно.
10. А слезы все капали да капали, пестря седую пыль.
11. Вдруг он услышал, что кто-то зовет его по имени; он поднял усталую голову - и увидал перед собою незнакомца.
12. Лицо спокойное и важное, но не строгое; глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой.
13. - Ты всё свое богатство роздал,- послышался ровный голос...14. - Но ведь ты не жалеешь о том, что добро делал!

15. - Не жалею,- ответил со вздохом старик,- только вот умираю я теперь.
16. - И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку,- продолжал незнакомец,- не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней?
17. Старик ничего не ответил - и задумался.
18. - Так и ты теперь не гордись, бедняк,- заговорил опять незнакомец,- ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры.
19. Старик встрепенулся, вскинул глазами... но незнакомец уже исчез; а вдали на дороге показался прохожий.
20. Старик подошел к нему - и протянул руку. 21. Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не дал ничего.
22. Но за ним шел другой - и тот подал старику малую милостыню.
23. И старик купил себе на данные гроши хлеба - и сладок казался ему выпрошенный кусок - и не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость.
И. С. Тургенев.
Ход урока

1.Слово учителя
Для того чтобы успешно сдать ЕГЭ, необходимо владение теорией языка и умение быстро переключаться с одного задания на другое. Именно этому посвящен первый этап нашего урока, поэтому будьте активны во время обсуждения всех вопросов.
Цель урока – повторение тем, необходимых для успешного выполнения заданий ЕГЭ и подготовка к написанию сочинения.
В ходе урока вы будете узнавать номера заданий (по охваченному нами материалу) в тесте ЕГЭ.
2.Подготовка к проверке домашнего задания и организация повторения по теме «Способы подчинительной связи» .
Дома вы прочитали притчу И.С.Тургенева «Милостыня» и составили схемы всех сложноподчиненных предложений, которые встретились в тексте. Сколько их получилось?
(Учитель приглашает двоих учеников к доске для демонстрации пунктуационных схем).
Весь класс получает задание:
Выписать из 19 и 21 предложений все подчинительные словосочетания, определить способ подчинительной связи.
(Двое учеников готовятся у доски к ответу по домашнему заданию: выстраивают пунктуационные схемы, определяя одновременно тип сказуемых, вид придаточных предложений, характеризуя средства связи между частями сложного предложения).

3.Проверка результатов работы по теме «Способы подчинительной связи».
Проверим результаты классной работы. Сколько подчинительных словосочетаний вы обнаружили в данном предложении?
Умение выявлять способ подчинительной связи в подчинительных словосочетаниях позволит вам успешно справится с заданием В2 при выполнении ЕГЭ.
Фронтальная работа (опрос нескольких учеников по результату выполнения задания)
4. Комплексный анализ текста.
Второй этап урока мы посвятим комплексному анализу текста притчи И.С.Тургенева «Милостыня», которую вы прочитали дома.
- Что такое притча?
Словарная работа
На партах у учащихся находится заранее подготовленная справка
Словарь русского языка в четырёх томах (Т.3, М.,1984, с.452)
Притча, - и, ж. 1. Иносказательный рассказ с нравоучением, басня.2. Разг. Устар. О непонятном, труднообъяснимом явлении, обстоятельстве
Словарь языка Пушкина (т.3, с.782)
Притча 1. Иносказательный, нравоучительный рассказ, басня 2. Употребляется в восклицательных предложениях для выражения удивления по поводу чего-нибудь, непонимания чего-нибудь.
Словарь библейского богословия
Со времён первохристианской Церкви притчей называется история, рассказанная Иисусом как иллюстрация к его учению. Притчи надо понимать как некую игру символов, т.е. образов, взятых из земных реальностей, чтобы обозначить ими реальности богооткровенные (священная история, Царство…) и нуждающиеся в большинстве случаев в глубинном объяснении
Литературоведческий словарь
Притча – диалектико-аллегорический жанр литературы. В основных чертах близкий басне.
Литературная же притча скорее приглашает к размышлению, а сформулированная в ней идея не абсолют, а только повод к размышлению. Два главных качества, присущих притче, - иносказание и поучительность.

Особенности притчи:
- персонажи показаны лишь через поступки, не обрисованы подробно;
- не отражены характеры;
- внимание автора сконцентрировано на однойситуации;
- выбор персонажей основан на антитезе

«Стихотворения в прозе» - философские раздумья писателя.
- О каких философских категориях размышляет И.С.Тургенев в притчи «Милостыня»?
Определите тему произведения.
- Какой основной композиционный прием использует И.С.Тургенев?
Какие понятия разграничивает писатель?
- Найдите в тексте просторечные слова и слова высокого стиля. Какую мысль подчеркивает писатель, используя книжную и просторечную лексику?
- Какие художественные средства передают внешнее и внутреннее состояние героев?
- Какое синтаксическое средство выразительности использует автор в 12 предложении?
- Раскройте аллегорический подтекст притчи.
- Найдите предложения, связанные с помощью лексического повтора. С какой целью автор многократно использует этот прием?
- Какое средство связи использует писатель в предложении 21?
- Найдите предложение, в котором содержится риторический вопрос.
- Выпишете номер сложного предложения, части которого являются безличными предложениями.
- Среди предложений 11-18 найдите сложное предложение, в состав которого входит определенно-личное предложение.
- Среди предложений 4-8 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных.
- Среди предложений 1-10 найдите простое предложение с обособленными однородными обстоятельствами.
- Из предложений 20-22 выпишите местоимения, определите их разряд.
- Из предложения 1 выпишите предлоги.
- Из предложений 8-10 выпишите частицы.
- Из предложения 4 выпишите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.
- Из предложений 15-23 выпишите субстантивированные прилагательные (существительное образовано от прилагательного)
- Выпишите из предложения 12 слово образованное бессуффиксным способом.
Основной композиционный прием в «Милостыне» организован на основе своеобразных противопоставлений, оппозиций: «лицо спокойное и важное, но не строгое..., взор пронзительный, но не злой» и т. д. Система оппозиций характерна для структуры этих произведений вообще.
В «Милостыне» нет подробностей чисто внешних описаний.
В стихотворении «Милостыня» олицетворяется мифологизированная черта Иисуса; стремление к «добровольной нищете» ради утверждения высшей духовности, выражается религиозная идея нравственного выбора, а само произведение является образной парафразой важнейшей евангельской заповеди, содержащейся в Нагорной проповеди Христа: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Матф. V, 3). Эта идея развита в Евангелии от Матфея: «Не собирайте себе сокровищ на земле..., но собирайте себе сокровища на небе...» (VI, 19-21. VII, 7; XIX, 21-24). Герой стихотворения «Милостыня» буквально следует заповеди Христа: «...если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах» (Матф. XIX, 21). Он «богатство роздал другим, друзьям и недругам... И вот теперь у него нет куска хлеба...» (С. XIII, 172). Презрение к накоплению ‒ это одновременно выражение отказа от любви только к себе (Матф. VIII, 20; Лук. IX, 58; XIV, 26). Драматическая коллизия стихотворения (старый больной человек, ставший «добровольно нищим» и не имеющий, «где приклонить голову», страдает, хотя и не раскаивается, что «добро делал») отражает характерную особенность христианской этики: единство противоположных начал; веры в предопределение пути человека (и человечества) и убежденности в возможности нравственного выбора (каждый имеет свободу выбрать путь спасения). Герой «Милостыни» «следует» за Христом (Матф. XIX, 21) не только в том, что осуществляет великую моральную идею добродетельности, самоусовершенствования, «спасения» самого себя во имя торжества человечности, духовной сущности, но и в том, что другим людям «доставляет... возможность показать на деле, как они добры» (С. XIII, 172). Коллизия стихотворения связана с архетипической идеей русской иконы: в нем также воплощена и выражена гармония «отрешения от здешнего» и «моления о дешнем». Истинным человеческим «сокровищем» героя является его добродетельность. Диалог Иисуса Христа со стариком пронизан мыслью о совершенствовании не только самого героя, но и других людей. В «Милостыне» «евангельский сюжет» становится содержательной формой утверждения добродетельности, человечности как сущностных человеческих качеств.
5. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.
Второй этап урока связан с подготовкой к написанию сочинения (задание С).
Напишите сочинение -рассуждение по данному тексту. В качестве аргумента используйте размышления писателя XIX века Ф.М.Достоевского («Дневник писателя»):
« Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека…ибо страх как любит человек все то, что подается ему готовым. Мало того, мыслители провозглашают общие законы, т.е. такие правила, что все вокруг сделаются счастливыми, без всякой выделки, только бы эти правила наступили…Да если б этот идеал возожжен был, то с недоделанными людьми не осуществились бы никакие правила… в непрерывной работе самому над собой и мог бы проявиться наш гражданин».
Вывод по очередному этапу урока:
Правильное написание сочинения позволит вам получить высшие баллы по критериям оценки сочинения.
6. Подведение итогов урока. Комментирование домашнего задания к следующему уроку.
Надеюсь, проведенная нами работа будет способствовать вашему успешному выступлению на ЕГЭ.
Учитель оценивает ответы учеников, комментирует домашнее задание к следующему уроку.
7.Домашнее задание к следующему уроку:
написать сочинение-рассуждение на основе исходного текста.

8.Литература
1. Словарь русского языка в четырёх томах. - М.,1984
2. Тургенев И.С. Стихотворения в прозе. – М.,1985

Коми Республикаса йöзöс велöдан министерство

«Сыктывкарса сервис да связь колледж»

уджсикасӧ велӧдан канму учреждение

Министерство образования Республики Коми

государственное профессиональное образовательное учреждение

«Сыктывкарский колледж сервиса и связи»

(ГПОУ «СКСиС»)

Методическая разработка открытого урока по теме « И . С . Тургенев . Стихотворения в про зе

Выполнила: Шулепова О.Н.

преподаватель литературы

Сыктывкар

Урок по теме «Стихотворения в прозе». «Senilia». И.С.Тургенева.

Цели урока:

Обучающая: формирование положительной мотивации и готовности к восприятию нового материала; актуализация, закрепление и обобщение полученных знаний; самостоятельное конструирование новых знаний; дать понятие о стихотворениях в прозе;

Развивающая: учить студентов работать с текстом, анализировать его, выявлять тему и основную мысль, развитие навыков критического мышления, творческих способностей студентов, учить мастерству слова;

Воспитательная: учить сопереживать, нравственно оценивать мир, быть толерантным по отношению друг к другу.

Ход урока

1.Оргмомент.Приветствие.(Слайд 1)

Сообщение темы урока.

Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке?

2. Этап постановки целей урока и мотивации.

Звучит романс на стихи И.С.Тургенева «Утро туманное».

Это романс на стихи И.С.Тургенева «Утро туманное». Сегодня мы продолжаем открывать всё новые страницы его творчества. Ознакомимся с понятием «Стихотворение в прозе» и его особенностями, научимся анализировать произведения такого жанра.

Но для начала давайте вспомним, какие произведения автора вы уже знаете?

3.Этап подготовки к активному усвоению знаний

Давайте прочитаем эпиграф к нашему уроку(слайд 2)

Дорогой мой читатель, не пробегай этих стихов сподряд:

тебе, вероятно, скучно станет…но читай их враздробь:

сегодня одно, завтра другое; и которое-нибудь из них,может быть,

заронит что-нибудь тебе в душу…

И.С.Тургенев

Объясним слова:сподряд, враздробь

Какой же совет он даёт своим читателям? Почему?

Эти строки взяты из сборника И.С.Тургенева «Стихотворения в прозе». А что такое стихотворение в прозе?Знаем? Нет.Вот это мы с вами сегодня и узнаем.

Возвращаясь к эпиграфу, скажу, что каждое стихотворение-это отдельный этюд, миниатюра, у каждого своя тема, а объединены они в один цикл.

Что же необычного в названии цикла?(Стихотворения в прозе)

Как вы думаете, к какому роду литературы будет относиться этот жанр?(Лирика)

Подберём термины, относящиеся к этому роду литературы, дадим краткие пояснения: лирика(выражает переживания, чувства, сокровенные мысли), лирический герой(близок к автору), жанры лирики(стихотворение, поэма), отличие поэзии от прозы(ритм, размер, рифма).Записываем в «фишбоун».

Построим определение термина «стихотворение в прозе»- небольшое прозаическое произведение, напоминающее лирическое стихотворение, но лишённое стихотворной организации речи.(запись в тетради)

Общие черты стихотворений в прозе:(слайд 4)

Автобиографичность, рассказ от первого лица

Исповедальность дневниковой записи

Философские раздумья

Доверительное отношение с читателем.

4.Этап осмысления.

А теперь познакомимся с историей создания сборника «Senilia.Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева (слайд 5)

« Стихотворения в прозе» были написаны И.С.Тургеневым в конце жизни, в 1878-1882 годах. Всего Иваном Сергеевичем за границей было написано 83 стихотворения, в которых отразился весь писатель, его большой восхитительный ум, тонкое эстетическое миропонимание, неизбывная скорбь одинокого и бездомного человека.

Первоначально сборник был назван «Посмертные», потом « Старческое», издатель М.М.Стасюлевич предлагал название «Зигзаги». Жанр своих произведений сам писатель определил ка «стихотворения без рифмы и размера».

«Senilia» («Старческое»), собственно говоря, это не что иное, как последние вздохи(вежливо выражаясь) старика»-писал Тургенев в одном из писем.За этими строками не стоит ни тени кокетства или ёрничанья; их пишет тяжело больной человек, сознающий свой скорый конец.

Какая информация вам была знакома? Что оказалось новым? Что вызвало вопросы?

5.Определение сверхзадачи урока

О чём же размышляет писатель в конце жизни?

6.Читаем стихотворение «Милостыня»(используя приём чтения с остановками).

Милостыня

Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шел старый, больной человек.
Он шатался на ходу; его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нем висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь… Он изнемогал.

-Кто этот старец? Куда он идёт?
Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками - и сквозь искривленные пальцы закапали слезы на сухую, седую пыль.
Он вспоминал…

-Что он вспомнил?
Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат - и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам… И вот теперь у него нет куска хлеба - и все его покинули, друзья еще раньше врагов… Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? И горько ему было на сердце и стыдно.
А слезы все капали да капали, пестря седую пыль.
Вдруг он услышал, что кто-то зовет его по имени;

-Кто это может быть? И что произойдёт дальше?

он поднял усталую голову и увидал перед собою незнакомца.
Лицо спокойное и важное, но не строгое; глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой.
- Ты все свое богатство роздал, - послышался ровный голос… - Но ведь ты не жалеешь о том, что добро делал?
- Не жалею, - отвечал со вздохом старик, - только вот умираю я теперь.
- И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку, - продолжал незнакомец, - не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней?
Старик ничего не отвечал - и задумался.
- Так и ты теперь не гордись, бедняк, - заговорил опять незнакомец, - ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры.
Старик встрепенулся, вскинул глазами… но незнакомец уже исчез; а вдали на дороге показался прохожий.

-Что может произойти дальше?
Старик подошел к нему - и протянул руку. Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не дал ничего.
Но за ним шел другой - и тот подал старику малую милостыню.
И старик купил себе на данные гроши хлеба - и сладок показался ему выпрошенный кусок - и не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость.

- Как вы понимаете слово милостыня? Милостыня от слова «милость», что означает, что подали просто так, как дар, от сострадания.

-Почему старика осенила «тихая радость»? Потому что он понял, что до этого он был горд. Гордыня –это страшный грех. Есть два понятия: гордость и гордыня.

-Что такое гордость? Обоснованное чувство собственного достоинства, значимости, чести, в которых проявляется самоуважение человека к самому себе, а также любовь к своему народу, совей Отчизне.

Однако чрезмерное самопочитание, высокомерие, ложное чувство превосходства над другими, надменность-рождает гордыню.

-Какова тема стихотворения? Доброта, сострадание-это проблемы, которые важны только сегодня или всегда?-это вечные проблемы!!!

Тургенев никогда не мог относиться к бедности и нищете равнодушно, его угнетала мысль о несправедливости мироустройства. Чувство социальной вины мучило писателя на протяжении всей его жизни. Каждая жизнь ценна. Вы ещё раз убедились, что в своих стихотворениях автор затрагивает вечные проблемы, которые волнуют человечество во все времена.

7.А теперь давайте прочитаем ещё одно стихотворение «Собака».

-Какова тема стихотворения?

Философские размышления, рассуждения о смысле бытия, о неразрывной связи природы и человека,показаны психологические переживания человека.

Что такое собака для человека и какими качествами она обладает?

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Харитонова Ольга Николаевна, учитель МБОУ гимназия им. И.А. Бунинагорода Воронежа

СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО!

Стихотворенияв прозе И. С.Тургенева «Нищий», «Милостыня», «Два богача».

6 класс

углубленного изучения), для чтения и изучения предлагаются стихотворенияв прозе «Близнецы»,

«Русский язык», «Два богача». Мы сочли возможным и целесообразным привлечь

дополнительные тексты, тематически связанные с последним, - «Нищий»,«Милостыня».

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Цели урока:

1) уяснить гуманистический смысл и идейно- нравственное содержаниестихотворений в прозе

«Нищий»,«Два богача», «Милостыня»;

2) выявить специфику жанра стихотворения в прозе.

Задачи:

2) совершенствовать навык выразительного чтения ;

3) формировать навык литературоведческого анализа текста;

4) развивать творческие способности учащихся.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны знать, понимать:

- историю создания стихотворений в прозе И.С. Тургенева;

Идейно -нравственное содержание стихотворений в прозе «Нищий», «Два богача»,«Милостыня»,

их поучительный смысл;

- значение понятий по теории литературы: стихотворение в прозе, притча.

Обучающиеся должны уметь:

- воспроизводить содержание отдельных эпизодов и всего произведения в целом;

- анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения поистории и

теории литературы и необходимые литературоведческие термины;

- соотносить изучаемое произведение с фактами общественной жизни и культуры;

- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению

(монологическое высказывание по исследуемой проблеме, а также в ходе дискуссии, беседы).

Компетенции, на развитие которых направлена учебная деятельность на уроке: читательская,

ценностно- мировоззренческая, культурологическая, речевая, коммуникативная.

Формы организации деятельности обучающихся на занятии: коллективная, групповая,

индивидуальная.

Формы организации деятельности учителя на занятии: организаторская.

Прогнозируемые результаты:

- активизация познавательной деятельности обучающихся;

- развитие рефлексивных навыков;

- совершенствование речевой культуры обучающихся;

- развитие личностного потенциала и творческих способностей обучающихся;

- повышение коммуникативной культуры обучающихся.

Личностные: овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, устанавливать целевые приоритеты.

Познавательные: осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную

информацию.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество, отображать в речи

Техническое обеспечение занятия: тексты стихотворенийв прозе «Милостыня», «Нищий» «Два

богача» (распечатка текста у каждого учащегося), словарь литературоведческих терминов,

презентация в программе PowerPoint , компьютер, проектор, экран, аудиозапись городского

романса «Нищая» в исполнении А. Малинина.

Урок открывает заранее подготовленное сообщение одного из учащихся , посвященное

истории создания тургеневского цикла стихотворений в прозе.Приведем примерный текст

сообщения.

Стихотворения в прозе создавались Тургеневым в 1877 – 1882 годах. Первоначально писатель

рассматривал стихотворения в прозе как эскизы будущих произведений. Некоторые из новых

писателя напечатать их. Цикл, состоящий из 51 стихотворения, появился в декабрьском номере

журнала «Вестник Европы» за 1882 год.

Круг тем, затронутых в «Стихотворениях в прозе», обширен: тема смерти, тема войны,

тема подвига и героизма, тема настоящего и будущего русского народа. Значительное место в

стихотворениях в прозе занимает изображение людских слабостей и пороков. Во многих

произведениях цикла звучит тема всепобеждающей силы любви, самопожертвования во имя

ближнего, превосходства жизни над смертью.

парах. Дети получают листы, где представлена информация из словарей и справочников. Задача

школьников –отобрать главную информацию, составить и записать в тетрадь краткое

определение жанра стихотворения в прозе.Группе из 2- 3 человек учитель поручает найти

информацию о данном жанре в сети Интернет.

Материал для работы в парах :

Литература. Справочные материалы. Книга для учащихся. (М.: Просвещение, 1988):

«Стихотворение в прозе – небольшое прозаическое произведение лирического характера,

графически представленное как проза.В стихотворении в прозе ощутимо повторение

ритмически подобных синтаксических конструкций, звуковые переклички, реже –рифмы и т. п.,

то есть те средства выразительности, которые используются в стихотворной речи», -

указывается в одном из справочников по литературе.

Словарь литературоведческих терминов (составители Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев):

«Стихотворение в прозе - небольшое прозаическое произведение лирического характера. В

стихотворении в прозе, как правило, преобладает не повествовательный, асубъективно-

оценочный момент, большое значение приобретает эмоциональная окраска речи и,

стихотворение в прозе отличается тем, что звуковая организация его не выдерживаетсякак

система, хотя и приобретает определенное художественное значение, текст графически

представлен как проза».

Литературный энциклопедический словарь (П од ред. В.М. Кожевникова, П.А.Николаева):

«Стихотворение в прозе - лирическое произведение в прозаической форме; обладает такими

признаками лирического стихотворения, как небольшой объём, повышенная эмоциональность,

обычно бессюжетная композиция, общая установка на выражение субъективного впечатления

или переживания, но не такими средствами, как метр, ритм, рифма. Поэтому не следует

путать Стихотворение в прозе с формами, промежуточными между поэзией и прозой именно по

метрическому признаку, - с ритмической прозой и свободным стихом. Форма Стихотворения в

прозе в европейской поэзии сложилась в эпоху романтизма, опираясь на библейскую традицию

религиозной лирики в прозе и на французский обычай прозаического перевода иноязычных стихов;

первым образцом Стихотворения в прозе принято считать книгу А. Бертрана "Гаспар из тьмы"

(изд. 1842); термин "Ст. в пр." введен Ш. Бодлером в "Цветах зла"; в русскую литературу вошел

у И.С. Тургенева в цикле произведений 1878- 1882. Широкого распространения жанр не получил»

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F2%E8%F5%EE%F2%E2%EE%F0%E5%ED%E8%E5_%E2_%EF

http://www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie-terminy/stihotvorenie-v-proze/?q=458&n=216

http://enc-dic.com/lit/Stihotvorenie-v-proze-499/

http://slovar.lib.ru/dictionary/stihotvorenijevproze.htm

Через 3 минуты осуществляется проверка выполнения задания. Дети читают записанные

определения, сравнивают, устно дают оценку работе друг друга.

Продолжает занятие выразительное чтениест ихотворенияв прозе «Нищий» (тексты

присутствуют на каждом столе)и анализхудожественного текста. Основная форма работы –

коллективная: беседа.

Учитель. В стихотворении в прозе присутствует событийный ряд либо просто упоминаетсяо

событии, которое послужило поводом к написанию произведения. Лирический ряд –обращение к

сфере человеческих чувств - в стихотворении в прозе, как и влирике вообще, на первом плане;в

вызванные этими событиями, впечатления от увиденного или услышанного. Событийный ряд

обычно невелик.

Беседа начинается с вопроса:

- Какое событие лежит в основе сюжета произведения?

Главное событие, описанное в произведении, - встреча лирического героя с нищим стариком.

Встреча как встреча. В то время нищие на улицах Москвы и Петербурга –явление обыденное. Да

и в наши дни можно повстречать людей, просящих подаяние. Но этот человек особенный.

Задание классу:

- Прочитайте описание внешности старика. Какой вывод делает лирический герой, созерцая

нищего?

Старик назван «дряхлым». У него «воспаленные, слезливые глаза», «посинелые губы»

(вероятно, от долгого пребывания на холоде), «нечистые раны» (следствие болезни и, так сказать,

«неухоженности», отсутствия должного присмотра за пожилым человеком), облачен он в

«шершавые лохмотья». Рука, которую он протянул, прося подаяния, «красная, опухшая, грязная».

существо!» Но дело тут, понятно, не столько в бедности, сколько в другом: человек оказался

никому не нужным, ему некому протянуть руку помощи. А «он стонал, он мычал о помощи».

- С какой целью в произведении использованы глаголы «стонал», «мычал»? Почему автор не

привел слова нищего, ведь наверняка он произносил конкретные фразы, стараясь привлечь

внимание проходившего мимо дворянина? Заметим, что, прощаясь с лирическим героем, старик

изъясняется вполне разумно и членораздельно.

отражают впечатление, произведенное на лирического героя обращением нищего. Речь

измученного старика сливается в сознании лирического героя в один непрерывный стон. Герой не

воспринимает данное обращение в его словесном выражении, да конкретные слова и не важны в

создавшейся ситуации. Взгляд, протянутая рука, весь облик человека, доведенного до отчаяния,

говорят красноречивее любых фраз. Нищий старик весь воплощенная мольба о помощи. И

лирический герой не мог пройти мимо, не мог не откликнуться на эту мольбу: «Я стал шарить во

всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою». «А нищий

ждал… и протянутая рука колыхалась и вздрагивала».

Вопрос учащимся:

- Каковы дальнейшие действия и переживания лирического героя?

Герой смущен и растерян, он испытывает глубокое неподдельное страдание от того, что ему

нечего дать старику. Душевное волнение выдают «похолодевшие пальцы» рук. Однако герой

сумел в буквальном смысле слова протянуть руку реальной помощи ближнему: «Потерянный,

повинуясь искреннему, сердечному порыву. Аристократ не побрезговал коснуться «грязной,

опухшей» ладони бездомного нищего, нуждающегося в поддержке. Значимость своего поступка

он осознал позднее. Словесник обращает внимание учеников на изменение эпитетов,

просящего подаяние видится лирическому герою «грязной, опухшей»; позднее она названа

«трепетной». Выбор эпитетовфиксирует изменение душевных движений лирического героя.

- Какой была реакция нищего? Почему он сказал: «Это тоже подаяние…»?

Старик изумлен, во- первых, обращением «брат» к своей скромной персоне со стороны

«барина». От изъявлений сочувствия он, вероятно, давно отвык. Хорошо, если прохожие дадут

грошик, не прогонят прочь, не обругают. А сколько людей просто равнодушно проходит мимо!

Поэтому старик потрясен отношением к себе как равному. И лирический герой получил ответное

рукопожатие и ответное «брат».

- Прочитаем авторское резюме в конце стихотворения: «Я понял, что и я получил подаяние от

моего брата». В чем же состояло это подаяние, полученное аристократом от нищего?

Зачастую прохожие (даже те, что не «жадничают») не испытывают подлинного сострадания к

тем, кому подают милостыню. Нравственное «зрение» обывателей не позволяет воспринимать

уличных оборванцев как своих собратьев. Они для них не токмо не ближние, которых, согласно

заповеди Иисуса Христа, надо возлюбить, как самих себя, а, напротив, совершенно чужие,

дальние, невольно ставшие помехой, тревожащие их благополучие.Лирическая новелла

Тургенева запечатлела жизненный «эпизод» чрезвычайной важности –сближение, «братание»

людей, разница в социальном положении которых огромна, если не сказать - непреодолима.

Однако эту пропасть удалось «сократить», ибо лирический герой проявиллюбовь к ближнему в ее

единственно верном понимании. И то, что бедняк оценил и принял знак уважения, тоже

подаяние. Лирический герой получил урок подлинного человеколюбия, - и, надо сказать, без

Урок продолжает работа в группах. Учитель предлагает детям объединиться в 4 группы для

выполнения заданий.

Группа обучающихся № 1 работает со стихотворением в прозе «Милостыня».

Задание группе обучающихся № 1

1. Подготовьте выразительное чтение стихотворения в прозе «Милостыня».

2. Дайте ответы на вопросы:

- Кто герой лирической новеллы? Приведите ключевые слова и выражения, с помощью которых

описан внешний облик персонажа.

- Как герой оказался в бедственном положении? В чем причина его страданий?

- Каково душевное состояние старика? Почему он не решается просить милостыню?

- Как выглядит обратившийся к герою незнакомец? Как вы думаете, кто это?

- Какой совет был дан старику божественным посланником? Какой довод приводит незнакомец ?

Почему старик «встрепенулся» после слов незнакомца?

- Когда герой произведения протянул руку для подаяния, как отреагировал первый прохожий? А

второй? Стыдится ли теперь старик того, что просит милостыню? Почему?

Информация для учителя

В «Милостыне» нет лирического героя , поэтому отсутствует и субъективно- оценочное

восприятие изображенной ситуации. Данное произведение скорее носит характер притчи. Однако

«Милостыню» к жанру стихотворений в прозе.

Герой «Милостыни» во многом подобен персонажу стихотворения «Нищий». Это «старый,

больной человек», бредущий вдоль большой дороги. «Он шатался на ходу» от усталости. Его

«исхудалые ноги» «ступали тяжко и слабо», «одежда на нем висела лохмотьями». Одним словом,

«он изнемогал» под гнетом душевных и физических страданий.

«…Он был некогда здоров и богат… здоровье истратил, а богатство роздал другим… И вот

теперь у него нет куска хлеба –и все покинули его, друзья еще раньше врагов…»Геройне привык

унижаться, поэтому испытывает горечь и стыд при мысли о подаянии.

«Лицо спокойное и важное, но не строгое; глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный,

но не злой», - таким предстал перед героем незнакомец.Судя по внешнему облику, по внезапному

появлению и такому же исчезновению, а также учитывая то, что незнакомец называет старика по

Выяснив, что старик, несмотря на неблагодарность окружающих, не жалеет о розданном

богатстве и совершенных благодеяниях, незнакомец убеждает героя в том, что не следует

стыдиться просить милостыню. Просить милостыню – значит предоставить другим людям

реальную возможность творить добро.

После этого персонаж произведения Тургенева больше не стыдится того, что ему приходится

стоять «с протянутой рукой». Он с надеждой заглядывает в глаза проходящих мимо. Первый

прохожий отвернулся с суровым лицом. Что ж, всякие бывают люди. Бывают и такие, которые не

понимают, что это проверка их душевной щедрости – или скупости и скудости. А ведь на самом

деле подаяние – процесс взаимообмена добром. И неизвестно, кто получает больше: тот, кому

подают милостыню, или тот, кто ее подает. И воистину нищи духом все проходящие мимо, не

внимающие мольбам о помощи.

Группа обучающихся № 2 работает со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Нищий» » (1 - ая и 2-

ая строфа) .

Задание группе обучающ ихся № 1

1. Подготовьте выразительное чтение фрагмен та стих отворения М.Ю. Лермонтова «Нищий» » (1 -

ая и 2- ая строфа):

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто- то камень положил

В его протянутую руку.

2. Дайте ответы на вопросы:

- Каков внешний облик лермонтовского нищего? Сравните его с портретом героя произвед ения

Тургенева «Нищий».

- В чем различие сюжетных ситуаций в произведения х Тургенева и Лермонтова?

- Сравните значение слова «живой » в 1 и 2 строфе?

- Какова роль мотива камня в стихотворении Лермонтова?

Информация для учителя:

Сходство лермонтовского нищего с т ургеневским стариком п очти буквальное: «бедняк

иссохший, чуть живой», «взор являл живу ю м уку» .

Образ нищего - антитеза прихожанам: он беден отс у тствием матери альных благ, в то время как

окружающие продемонстри ровали абсолютную д у ховн ую нищету. У него « иссох шая» те лесная

оболочка - он и же непоправимо очерствели вн утренне. Даже взгляд, являвший «живую м уку» , не

смог разбередить людских сердец: нищий так и н е дождался живой реакции непосредственной

чуткости, реальной отзывчивости. Хуже тог о: «… к то - то камень положил // В его протян у т у ю

входит мотив окамене ния, омертвения души, явно из числа тех, кого в н ароде именуют

«нехристями». Иис ус Христос, к ак мы п омним, движимый человеколюбием, п ревратил ка мни в

хлебы. А людское безду шие, к ак ни прискорбно, способно порой произвести обратное.

Группа обучающихся № 3 работает со стихотворением в прозе «Два богача» .

Задание группе обучающ ихся № 1

1. Подготовьте выразительное чтение по ролям стихотворения в прозе «Два богача ».

2. Дайте ответы на вопросы (см. учебник, с. :

Информация для учителя

Главный герой сти хотворения деревенский му жик, принявший племянницу- сирот у в свой

разоренный домишко. Ему теперь б у квальн о «не н а что… соли добыть, п охлебку п осолить » , так

как н а «Катьку последние гроши » п ошли. Но в крестьянском семействе никто не ропщет и все с

радостью едят « и не солен у ю » похлебк у , потому что знают: главное в жи зни не оставить в беде

ближнего, протянуть р у к у помощи нуждающемуся в поддержке и сострадании. Тургенев

выделяющему «целые тысячи н а воспитание детей, на лечение больных, н а призрение старых» . Не

умаляя заслуг последн его, х удожник со всей ответственностью заявляет: «Да леко Ротшильд у до

во имя ближнего.

Группа обучающ ихся 4 осуществляет п одборку пословиц русского народа и афоризмов,

Милостыня. От слова милость, милосердие. Отношение в обществе к ней совсем неоднозначное. Кто-то приемлет, а кто-то относится резко отрицательно. На улицах наших городов все больше бедных и просящих милостыню. Разное движет людьми, если они выходят на улицы просить. И все же иногда надо уметь просить, если не на улице, то среди друзей и близких. Но каждый ли может? В этом весь философский вопрос жизни.

Сложная идея стихотворения для сильных духом людей, – просить и при этом сохранить самоуважение. Это связано с возможностью прощать себя и умением делиться с другими людьми, доставлять людям возможность показать на деле, что они добры. Научившись отдавать, научишся просить.

Незнакомец успокоил старика, показал, что просить не стыдно. И ушли стыд и боль, а осталась тихая радость в сердце: ведь это он не просит милостыню, он, в некотором смысле подает ее, как и прежде.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Небольшой по объему цикл стихотворений в прозе – не только итог творческой жизни писателя, но и квинтэссенция всего, что волновало,...
  2. И. С. Тургенев писал: «Вся моя биография в моих сочинениях». В последние годы своей жизни писатель создает небольшие лирические произведения...
  3. Иван Сергеевич Тургенев воспринимается большинством читателей как автор произведений крупной формы – повестей «Ася». «Первая любовь». романов «Рудин». «Дворянское гнездо»...
  4. Произведение «Близнецы» было написано в феврале 1878 года, а опубликовано уже после смерти Ивана Сергеевича Тургенева. Оно входит в последний...
  5. Первое из стихотворений в прозе И. С. Тургенева, которым в беловой рукописи и в русских прижизненных изданиях открывается весь цикл,...
  6. Действие романа Отцы и дети происходит в 1859 году, накануне отмены в России крепостного права. Тургенев стремится показать изменения в...
  7. Приступая к анализу текста, прежде всего могу отметить, что это произведение лирическое, то есть в нем отражаются переживания, чувства и...