Михаил шемякин скульптура дети. Памятник «Дети - жертвы пороков взрослых» на Болотной площади. Наркомания и Проституция

Большой, интересный и не очень известный памятник находится в самом центре Москвы, в сквере на Болотной площади. Он называется «Дети – жертвы пороков взрослых». Хотя памятником, в классическом понимании этого слова, наверное, его назвать нельзя. Эта целая скульптурная композиция, целая история, которую не расскажешь в двух словах.

Он появился в столице 2 сентября 2001 года в День города. Его автор – Михаил Шемякин. По словам художника, когда он только задумал композицию, он хотел одного – чтобы люди задумались о спасении сегодняшнего и будущего поколений. Многие, кстати в то время были против его установки недалеко от Кремля. Даже собирали специальную комиссию в столичной Думе, и та также высказалась против. Но тогдашний мэр Юрий Лужков всё взвесил и дал добро.

Памятник действительно выглядит неоднозначно и непривычно. Он входит в топ-10 самых скандальных памятников Москвы. Композиция состоит из 15 фигур, две из которых маленькие дети – мальчик и девочка лет 10. Они расположены в самом центре. Как и все в этом возрасте, они играют в мячик, у них под ногами лежат книги сказок. Но у детей завязаны глаза, они не видят, что вокруг стоят 13 страшных высоченных фигур, тянущих к ним руки-щупальца. Каждое изваяние олицетворяет какой-то порок, который может развратить детские души и навсегда ими завладеть.

Стоит подробно описать каждую (слева направо):

  • Наркомания. Худощавый мужчина во фраке и бабочке, чем-то напоминает графа Дракулу. В одной руке шприц, а в другой – пакетик с героином.
  • Проституция. Этот порок представлен в образе мерзкой жабы с выпученными глазами, нарочито вытянутым ртом и пышным бюстом. Всё её тело покрыто бородавками, а на поясе вьются змеи.
  • Воровство. Хитрая свинья, которая повернулась спиной, явно чего-то пряча. В одной руке у нее мешочек с деньгами.
  • Алкоголизм. Жирный слащавый полуголый человек, восседающий на бочке с вином. В одной руке у него кувшин с чем-то «горячим», в другой пивной кубок.
  • Невежество. Веселый и беззаботный осел с большой погремушкой в руках. Живая иллюстрация поговорки «меньше знаешь, лучше спишь». Правда, тут лучше сказать «нет знаний, нет проблем».
  • Лженаучность. Женщина (вероятно) в монашеской рясе с закрытыми глазами. В одной руке у неё свиток с псевдознаниями. Рядом стоит непонятный механический прибор, а в другой руке результат неправильного применения науки – двухголовая собака, которую держат как марионетку.
  • Равнодушие. «Не так страшны убийцы и предатели, они могут только убить и предать. Страшнее всего – равнодушные. С их молчаливого согласия происходит всё самое худшее в этом мире». Видимо, автор полностью согласен с этим изречением. Он поместил «Равнодушие» в самый центр пороков. Фигура имеет четыре руки – две скрещены на груди, а другие две затыкают уши.
  • Пропаганда насилия. Фигура напоминает Буратино. Только у него в руке щит, на котором изображено оружие, а рядом стопка книг, одна из которых «Майн Кампф».
  • Садизм. Толстокожий носорог отлично подходит для иллюстрации этого порока, к тому же одет он в наряд мясника.
  • Беспамятство. Позорный столб - единственная неодушевленная фигура в общей композиции.
  • Эксплуатация детского труда. То ли орел, то ли ворон. Человек-птица приглашает всех на заводик, где трудятся дети.
  • Нищета. Иссушенная босая старуха с посохом протягивает руку, прося милостыню.
  • Война. Последний персонаж в списке пороков. Человек, закованный в доспехи, и с противогазам на лице, протягивает детям игрушку – всеми любимого Микки-Мауса, но мышонок закован в бомбу.

Безошибочно узнать в каждой фигуре конкретный грех или порок очень трудно, поэтому автор подписал каждую скульптуру на русском и английском языках.

Первоначально памятник был открыт постоянно. Но после того, как любители поживиться цветным металлом, открыли на него охоту, композицию огородили забором, приставили охрану и ввели часы посещений с 9 утра до 9 вечера.

В сквер на Болотной площади часто приходят люди. Молодожены фотографируются на фоне причудливых изваяний, особо не придавая значения, затаенному в скульптуре смыслу. Многие композицию ругают, считают нелепой. Наверное, самый ярый противник, доктор психологических наук Вера Абраменкова. Она считает, что Михаил Шемякин поставил памятник гигантским порокам, именно они, а не маленькие дети центральные персонажи. Но большинство людей к памятнику относятся с пониманием, его называют правильным, к месту и ко времени. Скульптор затронул проблему, о которой нужно не говорить, а кричать. Только Шемякин сделал это не при помощи слов, свои взгляды и убеждения автор увековечил в бронзе.

Лужков вызвал меня и сказал, что поручает создать такой памятник. И дал мне листок бумаги, на котором были перечислены пороки… Поначалу я хотел отказаться, потому что смутно представлял, каким образом можно воплотить эту композицию в жизнь. И только шесть месяцев спустя я пришел к решению, что только символические образы могут встать достойно в этой экспозиции, чтобы не оскорблять зрение зрителей.
Получилась такая символическая композиция, где, допустим, пороки разврата изображает лягушка в платье, отсутствие образования - осел, танцующий с погремушкой. И так далее. Единственный порок, который мне пришлось заново облечь в символическую форму, - это наркомания. Потому что до нашего «благословенного времени» никогда дети от этого порока не страдали. Этот порок в виде страшного ангела смерти, протягивающего ампулу с героином, встал у меня в этом страшном сборище пороков…
Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть те горести и ужасы, которые испытывают дети сегодня. И пока не поздно здравомыслящим и честным людям надо задуматься. Не будьте равнодушными, боритесь, делайте все, чтобы сберечь будущее России.

Памятник «Дети - жертвы пороков взрослых» состоит из 15 фигур: двое играющих в жмурки детей с завязанными глазами окружены сонмом трехметровых монстров с головами птиц и животных. Это аллегория наркомании, проституции, воровства, алкоголизма, невежества, лжеучёности, равнодушия, пропаганды насилия, садизма, беспамятства, эксплуатации детского труда, нищеты, войны. Скульптор пояснил, что именно так принято изображать пороки.

Работу Шемякина много критиковали и даже называли памятником порокам. Говорили, что скульптура вредна для детской психики, хотя дети с интересом рассматривают памятник на Болотной площади. А после покушения вандалов скульптуру Шемякина обнесли забором и открывают доступ к ней с 9 утра до 9 вечера.