Михаил пришвин интересные факты. Интересные факты из жизни михаила пришвина

January 22nd, 2014 , 04:23 am

16 января 60 лет назад умер Михаил Михайлович Пришвин.
Русский советский писатель, автор произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей.

Каждый Советский, да и Российский школьник учил произведения Михаила Пришвина. Как-то чем старше становишься тем интереснее читается классика, даже если она школьная. Но книгу ещё интереснее читать, когда знаешь биографию писателя. У Михаила Пришвина был необыкновенный взгляд на этот мир, умея жить в безбожное страшное время, он сохранил своё мнение на многие вещи и умел высказать его, пусть даже в своих дневниках и не быть при этом репрессированным. Богатый духовный мир, хоть и своеобразный. Готовя этот материал, я открыл для себя другого, не классического писателя Пришвина, ту сторону о которой не учили в школах.

Рождение и род Пришвина

Родился 23 января (4 февраля) 1873 год в Елецком уезде Орловской губернии (ныне Елецкий район Липецкая область), в фамильном имении Хрущёво-Лёвшино (прекратило своё существование в 1987 году), которое в своё время было куплено дедом, преуспевавшим елецким купцом Дмитрием Ивановичем Пришвиным . В семье было пятеро детей (Александр, Николай, Сергей, Лидия и Михаил, который и был отцом писателя).
Село Хрущево представляло собой небольшую деревеньку с соломенными крышами и земляными полами. Рядом с деревней, разделенная невысоким валом, была усадьба помещика, рядом с усадьбой - церковь, рядом с церковью - „Поповка“, где жили священник, дьякон и псаломщик. Одна судьба человека, родившегося в Хрущеве, родиться в самой деревне под соломенной крышей, другая - в Поповке и третья в усадьбе. Михаил Пришвин родился в усадьбе .

Отец будущего писателя Михаил Дмитриевич Пришвин после семейного раздела получил во владение имение Констандылово и немало денег. Жил он по-барски, водил орловских рысаков, выигрывал призы на конных скачках, занимался садоводством и цветами, был страстным охотником. Однажды отец проигрался в карты, поэтому пришлось продать конный завод и заложить имение. Он не пережил потрясения и умер, разбитый параличом . Мише в то время было 8 лет а потому далее его воспитывала одна мама.
Мама писателя, Мария Ивановна Пришвина, урожденная Игнатова , энергичная и сильная женщина, происходившая из староверческого рода белевских купцов-мукомолов. В 19 лет вышла замуж, однако брак воспринимала как долг и своего мужа ни когда не любила. В 32 года родила Мишу, а в 40 лет осталась вдовой с сыновьями Николай 12 лет, Мишей 8 лет и Серёжей 5 лет, а так же две дочери Лидия и.

Мать Пришвина была из староверов, порвавших с древней отеческой верой, а ее племянник, Василий Николаевич Игнатов стал одним из организаторов печально известной группы «Освобождение труда» , другой пришвинский кузен женился на Софье Яковлевне Герценштейн, сестре известного революционера Герценштейна, и стал газетным магнатом . Не отсюда ли ранний настойчивый интерес Пришвина к еврейской теме? Хотя сам Михаил Пришвин был кучерявым, чёрным и потому похож на цыгана . Так получилось, что женщины оказывали на мальчика гораздо большее влияние, чем мужчины. И кроме матери за его душу боролись две его сестры.

Старшая двоюродная сестра, Евдокия Николаевна, была старше кузена на пятнадцать лет, и оттого юный будущей писатель воспринимал ее как тетку. Судьба этой женщины была тихо, по-русски трагична. Она получила образование в Сорбонне, вернулась в Россию и вслед за братьями из чувства милосердия и справедливости вступила в народовольческий «Черный передел», потом увлеклась революцией.... Далее за свои средства открыла школу. Умерла 10 июля 1936 года в 76 летнем возрасте. Пришвин вспоминал: " Хоронили Дуничку, слушали речь, вроде того, что хороший человек, но средний и недостаточной революционной активности. Сам я на похоронах не мог говорить перед чужими, боялся разреветься. И не надо было говорить. Вечером хватил бутылку вина и так в одиночестве помянул Дуничку " .
Однако михаил Пришвин больше любил другую сестру, Марию Васильевну Игнатову, названную им Марьей Моревной. Она также кончила Сорбонну, много лет жила в Италии, отличалась способностями к искусству, однако ни в чем проявить себя не успела и сравнительно молодой, в 1908 году, умерла.

Образование Пришвина

Самое первое образование мальчик получал вместе с крестьянскими детьми в сельской школе, а дальше пути их расходятся: они остались в деревне, он же в безмятежные еще годы, как и положено барчуку, отправился в елецкую гимназию. Для того чтобы в нее поступить, надо было получить разрешение в церкви, нечто вроде характеристики или справки о том, что ребенок благонадежен, ходит к исповеди и причастию . 10 летний Миша впервые отправился в православный храм. Потеряв в храме мать, Миша повсюду ее ищет, по ошибке вбежав в алтарь через Царские врата (что по канонам Церкви является серьезным прегрешением), священник заставляет его класть поклоны , затем выводит к матери через боковые двери и делает ей наставление и вывод, что Миша будет будущим епископом, раз вошёл в царские врата. Миша священнику только и отвечал на все вопросы "Грешен я батюка, грешен!".

Миша учился не просто плохо, а катострофически плохо. Писатель вспоминал: «я совершенно не в состоянии понимать, что от меня требуют учителя. Мучаюсь, что огорчаю мать единицами и за успехи, и за поведение " . А однажды своему преподавателю он сказал прямо: «Слушайте, Козел! Если вы не прекратите придираться ко мне, я вам морду разобью! » В гимназии успехами не блистал — за 6 лет учёбы дошёл только до четвёртого класса и в этом классе должен был очередной раз быть оставлен на второй год , из-за конфликта с учителем географии В. В. Розановым — будущим известным философом — был из гимназии отчислен «за дерзость учителю». Заканчивать обучение пришлось в тюменском Александровском реальном училище (1893 год), куда будущий писатель переехал под крыло своего дяди купца И. И. Игнатова .

Не поддавшись уговорам бездетного дяди унаследовать его бизнес, поехал продолжать образование в Рижском политехникуме , в 1900—1902 годах на агрономическом отделении Лейпцигского университета, после чего получил диплом инженера-землеустроителя. До 1905 года работал агрономом .

Брак и семья Пришвина

Первым браком был женат на простой смоленской крестьянке Ефросинье Павловне Бадыкиной , в первом браке — Смогалёва. Женщина была на 10 лет моложе и Пришвин её к себе взял с сыном от первого брака Яковом (погиб на фронте в 1919 году в Гражданскую войну), у них было ещё трое детей: сын Михаил умер младенцем в 1918 году,Лев Михайлович (1906—1957) — популярный беллетрист своего времени, писавший под псевдонимом Алпатов и Пётр Михайлович (1909—1987) — охотовед, автор мемуаров. В 16 лет против воли Бадыкиной её родители выдали замуж за 22 летнего Филиппа Смогалёва. Она писала о первом муже: " Муж был пьяница и безобразник. Ни доброго слова, ни ласки я от него ни разу не слышала, не видела. Он бил меня без вины, жизнь была - сплошная мука ." А потом она знакомиться с Пришвиным. Пришвин не женился, а именно сошелся с Ефросиньей Павловной. Жениться он и не мог - она ведь была замужем . Это была первая любовь и близость с женщиной в 43 года . Властная мать Пришвина была против такого сожительства сына, а сам Пришвин писал: «Наш союз был совсем свободный, и я про себя думал так, что если она задумает к другому уйти, я уступлю ее другому без боя. А о себе думал, что если придет другая, настоящая, то я уйду к настоящей… но никуда мы не ушли от себя…»
Жили они не дружно. В 67 лет Пришвин вступил в брак . Его супругой стала 41 летняя Валерия Дмитриевна Лиорко , в первом браке — Лебедева (1899—1979). Она родилась в Витебске, в семье военного, закончила до революции гимназию, в советское время получила философское образование в Институте слова. Были за ее спиной предварительное тюремное заключение, этап и три года сибирской ссылки, чего Пришвин поначалу не знал.
Умерли брат Николай и сестра Лидия, хотя близки братья и сестры между собою не были, он почувствовал страшное родовое одиночество, погиб на Гражданской войне в Сибири призванный в армию пасынок Яков.

Как Пришвин воспринял революцию?

О революции он писал. «История нашей революции есть история греха царского. На все живое падает тень, и оно становится темным, призывая из тьмы к свету: вперед!
Царь Николай прежде всего сам перестал верить в себя как божьего помазанника, и недостающую ему веру он занял у Распутина, который и захватил власть и втоптал ее в грязь. Распутин, хлыст - символ разложения церкви и царь Николай - символ разложения государства соединились в одно для погибели старого порядка. Трагично положение этой маленькой кучки полуобразованных людей сектантского строя психики, овладевшей властью над огромной страной. С мечтой социализма Земли и Воли я распят на кресте моей собственности. Не только сад, посаженный моей матерью, объявлен общим, но и мое личное дарование, которое всегда было моей гордостью за независимость… Земля поколебалась, но этот сад, мной выстраданный, насаженный из деревьев, взятых на небе, неужели и это есть предмет революции? » В этих словах - зерна будущего конфликта с большевиками , новой государственностью.
«Я против революции , но не враг народа, и потому я голосую за революцию, в надежде, что это не серьезно, что это не дело и потом как-нибудь отпаде т».
Собственно и на революцию, какой она предстала писателю летом семнадцатого года в деревне, у него сложился весьма своеобразный, резко отличающийся от городского, интеллигентского видения событий взгляд: «Корень беды в том, что в основе своей, во всей своей глубине наша революция самая буржуазная в мире, это даже не революция собственников, а людей, желающих быть собственниками . Эти собственники будущего взяли напрокат формулы социализма и так забили ими собственников настоящего, что эти собственники, уязвленные до конца, загнанные в подполье, уже не могут оправиться, взглянуть на свет Божий живыми глазами ». Иллюзии писателя относительно революции развеялись очень быстро . Вскоре он скажет «Ленинство - результат страха », а жестокость большевиков Пришвин считал похоронами революции .

«По ту сторону моих человеческих наблюдений - преступления: вчера на улице горели купцы, сегодня в деревне вырезали всю семью мельника, там разграбили церковь, и судебные власти целую неделю не знали об этом, потому что некому было донести »

«…на мое клеверное поле едут мальчишки кормить лошадей, бабы целыми деревнями идут прямо по сеяному полю грабить мой лесок и рвать в нем траву, тащат из леса дрова . Россия погибает. Боже мой, да ее уже и нет, разве Россия эта с чувством христианского всепрощения, эта страна со сказочными пространствами, с богатствами неизмеримыми. Разве это Россия, в которой священник в праздник не служит обедню, потому что нигде не может достать для совершения таинств красного вина? России уже нет, она уже кончилась. Русский народ погубил цвет свой, бросил крест свой и присягнул князю тьмы. Господи, помоги мне все понять, все вынести и не забыть, и не простить! »

За свои антиреволюционные взгляды Пришвин преследовался, даже арестовывался и сидел в Митавской (Елгавской) тюрьме.


«Господи, неужели ты оставил меня, и если так, стоит ли дальше жить и не будет ли простительным покончить с собой и погибнуть так вместе с общей погибелью? «Мужики отняли у меня все, и землю полевую, и пастбище, и даже сад, я сижу в своем доме, как в тюрьме, и вечером непременно ставлю на окна доски из опасения выстрела какого-нибудь бродяги». «Преступление Ленина состоит в том, что он подкупил народ простой русский, соблазнил его »

Великая Отечественная война

Война застала 67 летнего Пришвина под Старой Рузой, где, недалеко от полюбившейся им Малеевки, супруги купили домик. Однако пожить в этом доме им суждено не было: война уничтожила его.
Пришвин, во все невзгоды и беды не покидавший Россию, в революции и войны был первый писатель в России.

Пришвин и Сталин

У Пришвина никаких личных отношений со Сталиным не сложилось не смотря на то, что в революцию именно к Сталину, а не к Ленину Пришвин относился лучше, чем ко всем другим большевикам. Прямых контактов с Кремлем у писателя не было , если не считать дружеское, но большей частью бесполезное общение со всесоюзным старостой Михаилом Ивановичем Калининым в 40-е годы . Пришвин не боялся власти и о Сталине в 40х годах даже написал: Иосиф Сталин - «Невежественный тупой владыка . Главный кадр безбожников вышел из семинаристов . Может быть, Сталин и гениальный человек и ломает страну не плоше Петра, но я понимаю людей лично: бить их массами, не разбирая правых от виноватых, - как это можно !" Все вокруг меня шепчут: „Будьте осторожны!“ А я просто дивлюсь, чего это мне говорят? Ведь скажут мне - „Сталин или царь?“ - я выберу, по совести, Сталина. Сталина считаю в высшей степени подходящим ко времени человеком. Сталин не пришел из ниоткуда, из пустоты, не выпрыгнул как черт из табакерки, Сталин - это ответ российской истории на трагические ошибки и ложь русского либерализма. ».

Пришвин про евреев

Вот неправда: евреи никогда не оскорбляют святынь, потому что они люди культурные. Святыню оскорбить могут только варвары. Нет, православный русский народ, - это мы сами виноваты» .

Отношения Пришвина к власти

Про большевиков : - Ураганом промчались по нашей местности речи людей, которые называли себя большевиками и плели всякий вздор, призывая наших мирных крестьян к захватам, насилиям, немедленному дележу земли, значит, к немедленной резне деревень между собой. Потом одумались крестьяне и вчера постановили на сходе: - Бить их, ежели они опять тут покажутся . Большевики - это люди обреченные, они ищут момента дружно умереть и в ожидании этого в будничной жизни бесчинствуют. В начале революции было так, что всякий добивающийся власти становился в обладании ею более скромным, будто он приблизился к девственности. Теперь власть изнасилована и ее еб.т солдаты и все депутаты без стеснения. Как это ни странно, а большевизм является государственным элементом социализма . Б ольшевики, подымая восстание, не думали, что возьмут и удержат власть, они своим восстанием только хотели проектировать будущее социальное движение, и вдруг оказалось, что они должны все устраивать. Большевистская правда есть ложь , потому что часть выдается за целое: за человека и за Бога. Все вертится вокруг государства .

Пришвин не был конъюнктурщиком, когда искал оправдания большевикам и новой власти. "Я не могу осуждать большевиков, так как если бы мне было 20 лет, а не 47, я бы сам стал большевиком. Я против существующей власти не иду, потому что мне мешает чувство причастности к ней. Была иллюзия счастливой жизни, если не будет царя. Тоже иллюзия теперь у тех, кто мечтает о счастье без большевиков " .

Некоторое упование Пришвина на власть большевиков объяснялось еще и тем, что в это время в Москве его бывший елецкий однокашник и друг Н. А. Семашко стал народным комиссаром здравоохранения. А в ноябре 1920 года в русле этого разговора Пришвин написал: «Семашке: мой путь общий с Божьей тварью, но ваш путь иной: вы все подавили в себе возможное, быть может, любовь к женщине и родине, и стремление к искусству и науке, и наклонность каждого человека свободно думать о жизни мира (философии) из-за того, чтобы стать на путь человеческий, т. е. впереди своего личного бытия поставить свою волю на счастье других („пока этого не будет, я отказываюсь от жизни“). Мой вопрос: не пора ли освободить всю тварь русскую от повинности разделять с вами путь . Не могу с большевиками, потому что у них столько было насилия, что едва ли уж простит история за него »
Пришвин, в отличие от многих противников большевистского режима, никогда не испытывал симпатии к старым временам и о прошлом.
Пришвин интуитивно чувствовал личностное и более чем опасное расхождение с новой властью. Он ходил, как и все, по лезвию ножа, и хотя репрессии не коснулись писателя ни тогда, ни позднее, они глубоко ранили его , и после разговора с одной из своих знакомых, высказавшейся в том смысле, что «большевизм всем русским нравится», записал в Дневнике: «Если бы могла эта дурочка чувствовать хоть немного, как болит душа у русского, сколько сослано людей и как там страдают! »

Пришвин отзывался о событиях октября семнадцатого года не как о революции, то есть перевороте, захвате власти, свержении старого строя и т. п., но как о необходимости установления власти в безвластной стране и чем больше он жил при большевиках и коммунистах, тем больше он становился Советским.

Победа Советского Союза в Великой Отечественной войне заставила Пришвина не только окончательно встать на сторону большевиков, но и признать их историческую полноту во всем объеме . «После разгрома немцев, какое может быть сомнение в правоте Ленина? Русский народ победил Гитлера, сделал большевиков своим орудием в борьбе, и так большевики стали народом"

. Пришвин и его отношения к Церкови

Истинный сын своего века, Пришвин был человеком, критически настроенным по отношению к Церкви . Воспитанный, как и подавляющее число русских мальчиков, в христианском духе, с юных лет он противился религиозным обрядам, воспринимая их как нечто формальное, рутинное, а потому чуждое открытой душе ребенка. Пришвин воспитывался матерью в староверской вере , однако эту веру впитать в себя не мог. Тем более быть старовером, означало в то царское время, лишиться хорошего образования и работы. А потому Пришвин был вынужден выдавать себя за православного . Про свою веру в детстве Пришвин писал: «Полубезумные, восторженно горькие мечты о мучениях первых христиан, об отроковицах, растерзанных дикими зверями на каких-то ристалищах (…) Я пламенно надеялся быть некогда сопричисленным к лику мучеников и выстаивал целые часы на коленях, тайком заходя в пустые комнаты, связывал себе из веревочных обрывков нечто вроде власяницы, пил только воду, ел только черный хлеб… »В отрачестве Пришвин потерял веру в Бога . У него стало неудовлетворительное поведение по той причине, что он перестаёт посещать богослужения в Православной Церкви в дни праздников. «Я это потерял в четвертом классе и не жалею. Я не понимаю, как это можно верить и тут же не делать. По-моему, люди выдумали Бога, чтобы увернуться от обязанностей к человеку. Я не то что не верю в Бога, а не очень люблю Его и потому отбрасываю думу о вере в Бога как пустое занятие. Но мне кажется, я люблю… что? кого? не могу назвать все, что я люблю, слишком много всего в природе, в искусстве, что я страстно люблю… Попы - это правда, первые гонители искусства, да пожалуй, и самой религии (…) Я, впрочем, не думаю брать под свою защиту Бога, я вообще оставляю религию в стороне, потому что мне это не по силам » Писатель увлеченный иными духовными материями, просто теряет к вере интерес, время от времени заходя в храм и утешаясь службой. Его наставляли быть тайным старовером. Позже он писал: «Советовали мне сделать так: взять с собой старую икону, чашку, одеться по-местному и поселиться где-нибудь у христолюбцев в любом доме; потом на глазах хозяев креститься двумя перстами, пить из своей чашки, молиться своей иконе и потихоньку попросить хозяев не говорить о себе полиции. Тогда будто бы сейчас же и откроются двери всех скрытников-христолюбцев, а вместе с тем и настоящих скрытников, которые живут часто тут же в потайных местах. Но эта комедия мне была не по душе. Чтобы сойтись с ними, я перестаю курить, есть скоромное, пить чай. И все-таки побаиваюсь. Первое условие для сближения - искренность. Но где ее найти, когда все эти предметы культа: старинные иконы, семь просфор, хождение посолонь, двуперстие, для меня лишь этнографические ценности. »

Пришвин долгое время был не церковным человеком . Позже он искренне веровал и стремился к соединению православия и коммунизма , и хотя и к тому и к другому в их реальном историческом бытовании относился критически и утверждал необходимость третьего пути.
Всякое подозрение, будто он безбожник, вызывало у писателя отторжение. Он не считал себя ни скептиком, ни безбожником.
Христианская религия с ее идеей искупительной жертвы не утешала Пришвина: утешала природа, охота, отчасти литература; религия томила душу, мешала ей, будоражила - психологически это было понятно и он шел в жестком русле традиций Серебряного века даже тогда, когда пытался нащупать свой собственный путь: «Я не знаю, есть ли Бог, но живу я и складываюсь в мыслях и чувствах постоянно, как будто Бог есть и я верую. Если Бог есть, то Он придет ко мне Сам и я увижу Его и скажу просто: ну вот, слава Богу, Ты пришел ко мне, Господи, я Тебя давно поджидал. Я ставлю себе задачу ближайшего времени сделать молитву ежедневной работой. Я человек христианской природы »
Эти цитаты говорят сами за себя, но для того, чтобы лучше представить себе религиозные воззрения писателя, которого часто в новейших исследованиях представляют чуть ли не совершенным, хотя и своеобразным христианином, точно так же как еще совсем недавно пытались представить своеобразным и искренним коммунистом , нелишне иметь в виду, что Пришвин долгое время был нецерковным человеком.

В 1908 году, 35 летний Пришвин стал членом Религиозно-философского общества через которое познакомился с хлыстами и увлёкся сектой хлыстов . Для Пришвина сектантство не периферия, не странная прихоть и излом народной жизни, но ее жгучая сердцевина, здесь он ищет ответы на все вопросы. Секта хлыстов была одной из самых многочисленных в России. Хлыстовство возникло в восемнадцатом столетии и довольно быстро завоевало популярность в разных кругах русского общества. Хлысты учили, что Христос и Богородица могут приходить на Землю не один раз, воплощаясь в разных людях, и оттого иные из хлыстовских учителей называли себя христами - от искажения этого слова и пошло название самой секты. Хлысты объединялись в особые тайные общины, так называемые корабли, во главе которых стояли кормчие. На своих тайных сборах-радениях хлысты пели особые песни, впадали в молитвенный экстаз, призывая на себя сошествие Святого Духа, потом начинали скакать по горнице, истязать друг друга бичеванием, и, возможно, все это оканчивалось свальным грехом. Царское правительство и официальная Церковь преследовали хлыстов, но уничтожить эту ересь не смогли, и когда в начале двадцатого века вышел закон о свободе вероисповеданий, хлыстовство вышло из подполья. Оно проявляло себя в самых разных формах и вызывало большой интерес у интеллигенции.

Распорядок дня Пришвина.

Михаил Михайлович строго придерживался определенного режима всю свою жизнь . Это доходило до того, что если обед вовремя не был готов, он брал стакан молока, кусок черного хлеба - лишь бы было вовремя.

Вставал очень рано , когда все в доме еще спали. Летом с восходом солнца. Сам ставил свой маленький самоварчик. Пил чай, ел хлеб с маслом и под дружеские песенки самовара писал свою работу. Самовар шумел, а он писал. "Жалька" собачка тут же у ног. Так он просиживал до 8-8.30 или в столовой, или у себя в кабинете. Затем часов до 9.30 наслаждался в саду утренней природой. К тому времени вставала Валерия Дмитриевна. Тут был настоящий завтрак: яйца, каша, кофе, хлеб с маслом. За этим 2-м завтраком он собаку не кормил, потому что Валерия Дмитриевна этого не любила, а за первым, когда он был один, - он готовит бутерброд собаке, она делает вид, что не знает, что будет, голову отвернет в сторону, а глаза заводит вбок и так следит за тем, что Михаил Михайлович делает, но сама не двигается, и только он скажет: «Хоп», ловит на лету. Михаил Михайлович это очень любил.

Поработав еще немного, Михаил Михайлович часов в 11 или 12 шел в лес, один. Гулял и думал. А иногда это была охота. Берет машину, собаку и отправляется на перепелов. Привозил по 5 штук (хоть маленькие, да очень жирные). В 1 час - обед. Супы бывали разные: бывал мясной, а то и грибной или гороховый. 2-е - или мясо отварное, или, например, котлеты. Михаил Михайлович очень любил котлеты, он говорил: «Вот это хорошо - ровные и тонкие». 3-е делали или желе, или компот, или кисель, или ягоды.

Он кончал есть раньше других и, бывало, скажет: «Ну, вы кончайте без меня, а я отдыхать пойду». И уходит к себе отдыхать до 4 часов.

Ведь вставал-то он рано-ранехонько! Если за обедом бывали гости - он рассказывал что-нибудь, да так интересно, что гости забывали есть. В 4 часа был чай. Потом он шел в лес или у себя работал до ужина; ужин - в семь часов. Делали часто гречневую кашу с маслом и крутыми яйцами. Ложился Михаил Михайлович рано, потому что рано вставал и в городе и на даче. Мог писатель в обед выпить стопку водки, курил папиросы "Беломор".

Смерть Пришвина

Пришвин принимал как должное, что принадлежит к писательской элите, может отдыхать в Барвихе, лечиться в Кремлевской больнице и пользоваться недоступными простым смертным благами. Пришвину выпало жить в эпоху, когда реальная жизнь писателя отличалась так сильно от жизни его читателей (не всего народа, но именно читателей), как никогда не случалось в прошлые времена. Он не мог этого не видеть. Пришвин жил фактически барином , пусть даже и жалуясь на бедность (не было денег построить забор), но что это были за жалобы по сравнению с тяготами послевоенной жизни большинства советских людей !

С конца 40-х годов Пришвин все чаще задумывался о смерти. Боялся ли он ее?

«Смерти никогда бояться не надо (…) боязнь эта свойственна молодости и она значит только, что жить еще хочется.

Мне сейчас еще очень хочется жить, и я еще боюсь своего конца, но характер этой боязни стал какой-то иной. То был страх безотчетный и глубокий, как умирают весной, теперь, осенью, я знаю, что умирать нужно, что без этого не обойдешься (…) ».

5 февраля 1953 года Пришвин отметил свое восьмидесятилетие. Был морозный солнечный день. Вечером праздновали юбилей в Союзе писателей, и на празднике выступал сам виновник торжества. И хотя ему не присвоили никаких наград и не было никаких официальных торжеств, ни именитых гостей по сравнению с прошлым юбилеем. Уже тогда в семье знали, что Михаил Пришвин неизлечимо болен раком желудка . 30 июня 1953 года писатель написал в дневнике «Последний день июня этого года, дай Бог, чтобы хоть один еще июнь пережить, и хорош о»

Прошел в деревне последний его октябрь, в конце месяца Пришвин навсегда уехал из Дунина и сам в 80 лет вел машину , должно быть, тоже в последний раз в жизни, а уже 2 ноября отправился в Барвиху. Однако пробыл в санатории ЦК всего неделю. Узнав о смертельном диагнозе (рак желудка), писателя распорядились отправить из санатория (хотели сделать это сразу же, боясь оставить его в Барвихе на праздники, чтобы он случайно не умер и не испортил другим отдыхающим торжества, но Валерия Дмитриевна упросила несколько дней подождать). 10 ноября из Барвихи его перевезли прямо в Кремлевскую больницу. Последняя надежда была на знаменитого хирурга, который, носил фамилию Розанов. Он осмотрел больного, сказал ему, что дело идет на поправку, велел пить сухое белое вино и есть все, что захочется, и отправил домой - умирать .

Перед самой смертью, по свидетельству Валерии Дмитриевны, бывшей с ним до последнего вздоха, Михаил Михайлович сильно затосковал.

И все же последняя запись в его великом Дневнике оказалась радостной, как если бы ему все-таки удалось подстрелить и посолить свое возлюбленное счастье: «Деньки сегодня и вчера (на солнце —15) играют чудесно, те самые деньки хорошие, когда вдруг опомнишься и почувствуешь себя здоровым ».

Михаил Михайлович Пришвин умер 16 января 1954 года в Москве. Его похоронили на Введенском кладбище...


«Сам по себе я не писатель, не ученый, не мудрец какой-нибудь и не сверхчеловек, а такой же, как и все, человек простой (…)

Я не отказываюсь и от своего писательства: я, конечно, писатель, человек знатный, и всего себя на это истратил, кое-чего достиг, заслужил. Но это писательство не было у меня идолом, а одним из средств понимания жизни. В существе же своем я самый простой человек, страстно ищущий на своем пути друга, чтобы хоть в дороге высказать ему все, что лежит на душе и давит ее. Выскажешь и вдруг станет много легче, как будто понял, что я не один такой урод на свете живу, что всякий настоящий простой человек меня поймет. (…)

Каждый из нас добирается до своего заключенного простого человека своим собственным путем и так «находит себя» Я не нуждаюсь в богатстве, славе, власти, я готов принять крайнюю форму нищенства, лишь бы остаться свободным, а свободу я понимаю как возможность быть в себе…» ( М.М.Пришвин).

Подготовил о.Филарет

Родился 23 января (4 февраля н.с.) в имении Хрущеве Елецкого уезда Орловской губернии в купеческой семье, состояние которой было промотано отцом, оставившим семью без средств к существованию. Потребовалось много сил и труда матери будущего писателя, чтобы дать детям образование.

В 1883 мальчик поступил в Елецкую гимназию, из 4-го класса которой был изгнан "за дерзость учителю", заканчивал обучение в Тюменском реальном училище.

В 1893 молодой Пришвин поступил в Рижский политехнический институт, где увлекся идеями марксизма. За участие в марксистских кружках был арестован в 1897, провел год в Митавской тюрьме и был выслан в двухгодичную ссылку в Елец.

В 1900 — 1902 учился на агрономическом отделении Лейпцигского университета, по окончании которого работал в Луге земским агрономом, опубликовал несколько статей и книг по специальности.

Первый рассказ Пришвина "Сашок" был напечатан в журнале "Родник" в 1906. Оставив свою профессию, стал корреспондентом различных газет. Увлечение этнографией и фольклором привело к решению путешествовать по северу (Олонец, Карелия, Норвегия), знакомился с бытом и речью северян, записывал сказы, передавая их в своеобразной форме путевых очерков (книги "В краю непуганых птиц", 1907; "За волшебным колобком", 1908). Стал известным в литературных кругах, сближается с Ремизовым и Мережковским, а также с М. Горьким и А. Толстым.

В 1908 результатом путешествия в Заволжье явилась книга "У стен града невидимого". Очерки "Адам и Ева" и "Черный араб" были написаны после поездки по Крыму и Казахстану. Горький содействовал появлению первого собрания сочинений Пришвина в 1912 — 1914.

В годы Первой мировой войны был военным корреспондентом, печатая свои очерки в различных газетах.

После Октябрьской революции некоторое время учительствовал на Смоленщине. Страстное увлечение охотой и краеведением (жил в Ельце, на Смоленщине, в Подмосковье) отразилось в написанной в 1920-е серии охотничьих и детских рассказов, которые впоследствии вошли в книгу "Календарь природы" (1935), прославившую его как повествователя о жизни природы, певца Средней России. В эти же годы он продолжал работать над автобиографическим романом "Кащеева цепь", начатый им в 1923, над которым трудился до последних дней.

В начале 1930-х побывал на Дальнем Востоке, в результате появилась книга "Дорогие звери", послужившая основой для повести "Жень-шень" ("Корень жизни", 1933). О путешествии по Костромской и Ярославской земле написано в повести "Неодетая весна".

В годы Великой Отечественной войны писатель создал "Рассказы о ленинградских детях" (1943), "Повесть нашего времени" (1945), сказку-быль "Кладовая солнца". В последние годы жизни писатель много сил и времени отдавал дневникам (книга "Глаза земли", 1957). Почти все его творчество посвящено описаниям собственных впечатлений от встреч с природой, описания эти отличаются необычайной красотой языка. К. Паустовский справедливо называл его "певцом русской природы".

Дата рождения: 4 февраля 1873 года
Дата смерти: 16 января 1954 года
Место рождения: фамильное имение Хрущево-Левшино, Орловской губернии (ранее Елецкий район, Липецкая область)

Михаил Михайлович Пришвин - русский и советский писатель, Пришвин М.М. появился на свет 4 февраля в 1873 в деревне Хрущево (Елецкий уезд). Его семья была богатой, но еще когда Пришвин был малышом, его отец промотал все свое состояние. В шестилетнем возрасте Михаил поступил в Елецкую гимназию, но учился плохо и был через четыре года исключен из ссору с учителем.

Лишь по рекомендации его дяди, очень богатого дельца в пароходном деле, его взяли на обучение в реальное училище Тюмени. Затем Пришвин поступил в Рижский политех, где учился четыре года, с 1893 по 1897. Он также не закончил свое обучение там из-за ареста по делу марксистов. Он активно работал в нескольких кружках и был схвачен полицией во время одного из заседаний.

В университете писатель познакомился с марксистом В.Д. Ульрихом. Он оказал огромное влияние на мировоззрение молодого Пришвина, который был повторно арестован немного позднее за распространение революционных листовок. Вскоре после выхода из тюрьмы был очередной арест и ссылка в Елец. Эти аресты вылились в несколько потерянных лет, а потому писатель решил, что ему следует прекратить идти на конфликт с властями. В 1903 году он женился крестьянке из Смоленска, в семье было трое сыновей. Двое из них также стали писателями.

В 1900 году его политическая деятельность наконец прекратилась и Пришвин решил закончить свое образование. Его история отношений с властью стала причиной запрета проживать в крупных городах, а потому он подал прошение на переезд в Европу для обучения. Он поступил в Лейпцигский университет, который окончил в 1902 году, и начал работать по специальности агронома, посвящая свое свободное время первым литературным произведениям. Во время своей работы он привнес несколько передовых агрономических идей в сельское хозяйство России.

В 1906 году он переехал в Петербург, где и началась его литературная карьера, полная перемещений и поисков. Он продолжал писать и во время работы в московской лаборатории сельскохозяйственной академии, где он работал под руководством профессора Прянишникова. Именно в этом время он и начал работу на рассказом "Сашок", хотя был занят выпуском ряда научных агрономических статей.

В том же году было опубликовано его первое крупное произведение "Сашок". Однако настоящую славу ему принесли его знаменитые "Путевые заметки", которые стали результатом его поездок по северной части России, Заволжью и Карелии. Пришвин очень много путешествовал по России, побывал в самых разных уголках страны и тщательно изучал природу, местный быт и этнос. Он побывал в Крыму, Казахстане, Норвегии, исследовал Дальневосточный регион. В 1917 году он начала работать в газете "Воля народа", где и начал подготовку к выпуску первого сборника рассказов.

В 1918 году он стал работать в качестве военного корреспондента на фронтах первой мировой, а в 1919 году начал работать сельским учителем в городе Смоленск. Он переехал в Москву, чтобы жить в доме писателей лишь в 1937. В 1940 году он опубликовал свой путевой дневник в виде ряда очерков и рассказов, затем он уехал в глубинку, купил дачу и стал работать над малыми произведениями.

Он жил в деревне Усолье рядом с ПереславлемЗалесским с 1941 года, где и работал в тылу по самого завершения войны. В 1943 году он получил Орден Трудового Красного Знамени за свой вклад в литературу и агрономию страны. В 1946 году он переехал на дачу в Звенигороде, где и жил вплоть до своей кончины.

Пришвин умер 16 января 1954 года. Его культурное наследие заключается в огромном количестве различных литературных произведений, которые описывали природу, были прекрасными образчиками художественной натурфилософии.

Многие исследователи считают его "Записки охотника", сборники "В краю непуганых птиц" и "За волшебным колобком" значимыми не только для самого Пришвина, но и всей русской литературы. Конечно же внимания заслуживают и другие его сборники: "Календарь природы", "Лесная капель".

Он был также мастером и крупных произведений, написав большой автобиографический роман "Кащеева цепь", а также сказочный роман "Осударева дорога". Он также выпустил огромное количество агрономических статей.

Важные вехи жизни Михаила Пришвина:

Родился в 1873
- Поступил в Елецкую гимназию в 1879
- Поступил в рижский политех в 1893
- Арест и исключение из политеха в 1897
- Поступил в Лейпцигский университет на агронома в 1900
- Начало работы в качестве агронома в Клине в 1902
- Начало работы в московской сельскохозяйственной академии в 1904
- Публикация рассказа "Сашок" в 1906
- Публикация сборника рассказов "В Краю непуганых птиц" и "Колобок" в 1906
- Начало работы в газете "Воля народа" в 1917
- Переезд в Москву и начало исследовательской и литературной работы в 1937
- Переезд в деревню Усолье в тылу в 1941
- Получение Ордена Трудового Красного Знамени в 1943
- Переезд на дачу в Звенигород и публикация ряда сборников и заметов с 1946 по 1954

Занимательные факты из биографии Михаила Пришвина:

Его первая жена была некоей местью английской студентке, которую Пришвин встретил во время своего обучения в Лейпциге, она не ответила ему взаимностью и он женился на первой попавшейся женщине по возвращении на родину. Его брак был очень неудачным, отношения с женой не ладились, но он прожил с ней 37 лет. В 1940 году он вновь женился на своей секретарше Валерии Лебедевой, которая была на 30 лет младше него
- В 1919 году Пришвина чуть не расстреляли казаки Мамонтова, Пришвина спутали с евреем, который был приговорен к расстрелу
- В 1930 году он купил своей первый "москвич" и увлекался автомобилями до конца своей жизни, он очень любил автомобильные прогулки и брал с собой своих любимых собак во время поездок на природу.

Михаил Михайлович Пришвин

Михаил Михайлович Пришвин родился 4 февраля 1873 года. Его родиной была небольшая деревня Хрущево-Лёвшино в Орловской губернии. Родных отца и мать Михаила Пришвина относили к купцам. Папа Михаила успел получить достойное наследие, которое, увы, проиграл, что стало причиной его паралича и скорой смерти. Мама Михаила Михайловича стала вдовой, с воспитанием пятерых маленьких детей, и имением, оставленным под залог. Но, его мать была сильной духом женщиной, поэтому несмотря на такие обстоятельства, дать достойное образование своим детям она все таки смогла.
Самым начальным уровнем образования в жизни Михаила Михайловича стало получение ума разума в школе родной деревне. После нее, он принял решение поступить переводом в гимназию Елецка заново в 1 класс. Находясь там на обучении, ему по нескольку раз приходилось сетовать на повторном году обучения. Спустя 6 лет такой нелегкой учебы, Михаил был отчислен из гимназии за конфликтность, а так же дерзость с преподавателем, хотя особенными знаниями и силой Михаил так же значительно не выделялся. И только спустя 10 лет, Михаил смог продолжить получать диплом, но уже в политехническом институте Риги.
Года студенческой жизни Михаила характеризуются стилем марксизма. Именно в этом возрасте он начинает яростно его пропагандировать, за что расплатиться после попаданием под арест, а так же годом пребывания в тюрьме. А после того, как Михаил выйдет из ряда заключенных, он примет решение об эмиграции за границу.
Кроме того, Михаил имел образование агронома, которое он получил в начале 1900-х годов в Лейпницком институте.
Вновь оказавшись на родине, Михаил женился и стал отцом 3-их малышей. А уже в 1906 году решил забросить свою главную профессию, и выбрал путь работника корреспондента. Его работа была в газетах, где он и стартовал публиковать статьи и рассказы.
Михаил Пришвин любил много путешествовать, гулять по лесам и собирать в маленькие сборники данные фольклора. Все то, что ему удалось собрать – впечатления, эмоции, народные стихи, истории – которые Михаил записывал ежедневно – и стало основой для его писательских творений.
Самой первой изданной его работой стал небольшой рассказ, а после из печати были введены в свет его книги и очерки. В спустя время, в 1912 - 1914 годах, Михаил издал свое первое собрание творений.
1930-е годы для Михаила Михайловича стали годами свершения поездок на Дальний Восток. Довольно часто можно услышать о нем, как о «Певце природы русской» - такую характеристику Михаил получил от популярного на то время Паустовского, поскольку вся его литературная деятельность буквально пропитана особенным трепетным отношением писателя ко всему миру и ко всей природе, а изложение этой красоты заставляет возвращаться к его рассказам вновь и вновь.
Михаил Михайлович скончался на восемьдесят первом году жизни 16 января 1954 года в Москве от рака желудка.
В Сергиев Посаде писателю, 2014 году установили бронзовый памятник, а его праздничное открытие знаменуется 2015 годом, в честь рождения писателя.

Родился Михаил 23 января (4 февраля) 1873 года в селе Хрущево-Лёвшино Орловской губернии в купеческой семье. Его отцу досталось богатое наследство, которое он проиграл (после чего умер от паралича). Мать Пришвина осталась одна с пятью детьми и заложенным имением. Несмотря ни на что она смогла дать им хорошее образование.

Образование

Первое образование в биографии Михаила Пришвина было получено в деревенской школе. Затем же он перевелся в первый класс Елецкой гимназии, несколько раз оставался там на второй год. А через 6 лет учебы был отчислен за дерзость и конфликт с учителем, хотя знаниями Михаил тоже не сильно выделялся. Лишь через 10 лет продолжил образование в Рижском политехническом институте.

В студенческие годы Михаилу стали близки идеи марксизма, за что он поплатился арестом и заключением на год в тюрьму. После выхода из тюрьмы поехал за границу.
С 1900 по 1902 год Пришвин учился в университете Лейпцига. Там он получал специальность агронома.

Творчество писателя

Вернувшись на родину, женился, стал воспитывать троих детей. А в 1906 году оставил свою профессию, стал работать корреспондентом в газетах и начал писать. Он бродил по лесам, много путешествовал, собирал фольклор. Все впечатления от путешествий, записанные им тогда, легли в основу его книг.

В краткой биографии Пришвина важно отметить, что в 1906 году впервые был опубликован его рассказ – «Сашок». Затем вышли его книги с очерками: «В краю непуганых птиц» (1907), «За волшебным колобком» (1908), «У стен града невидимого» (1908). С 1912 по 1914 год вышло первое собрание сочинений писателя.

В 1930-х годах писатель совершил путешествие на Дальний Восток. Следующими книгами Пришвина были: «Дорогие звери» и написанная на ее основе повесть «Жень-шень»(1933), «Календарь природы» (1935), роман «Кащеева цепь» и многие другие. Также высоко ценятся его «Дневники» (1905-1954).

«Певец русской природы», – так кратко охарактеризовал Пришвина писатель К. Паустовский. Действительно, все произведения Михаила Пришвина пропитаны особым отношением писателя к окружающей его природе, и изложены они в очень красивой языковой форме.

Смерть и наследие

Писателю был установлен бронзовый памятник в г. Сергиев Посад в 2014 году, а в 2015 году он был торжественно открыт в день его рождения.

Именем писателя был назван, открытый в 1982, году астероид №9539.