Михаил Барышников, Влад Доронин и другие — русские, покорившие западных красавиц. Актриса Анна Барышникова: что мы знаем о дочери артиста балета Михаила Барышникова

0 11 октября 2016, 16:18

В начале октября Михаил Барышников посетил мировую премьеру фильма "Манчестер у моря" (Manchester by the Sea), в котором снялась его 24-летняя дочь Анна. После премьеры западные СМИ отметили, как выросла и расцвела дочь знаменитого танцовщика и балетмейстера. сайт решил подробнее рассказать о новой голливудской актрисе со знаменитыми родителями.


Семья

Анна Барышникова (на западе женское окончание фамилии Анны убрали, в англоязычных СМИ актрису называют Анной Барышников) родилась в 1992 году в США в семье известного артиста балета Михаила Барышникова и балерины Лизы Рейнхарт — внучки знаменитого театрального режиссера Макса Рейнхардта. Всего в браке у пары родилось трое детей: помимо Анны Михаил и Лиза воспитали сына Петра (1989 года рождения) и дочь Софию (1994 г.).

У Михаила Барышникова также есть 35-летняя дочь Александра от брака с актрисой Джессикой Лэнг.


Анна Барышникова с матерью Лизой Рейнхарт



Карьера

Несмотря на то что родители Анны известные и успешные танцоры балета, девушка танцевальному искусству предпочла актерскую игру.

Когда твои родственники известные люди, то сравнения неизбежны, при этом неважно, чем ты занимаешься. Мне потребовалось время, чтобы смириться с этим и понять, что это часть моего личного опыта,

— рассказала Анна в интервью журналу Interview.



Анна Барышникова с шести лет грезила о карьере на сцене, с тех пор как сыграла фею в детской постановке пьесы Шекспира.

Родители скептически отнеслись к моему выбору профессии. После школы я пошла на курсы актерского мастерства, потом на другие курсы, потом поступила в колледж для актеров. Медленно, но верно, они стали серьезно относиться к моему выбору,

— вспоминает дочь танцоров балета.


У Анны хорошие отношения с отцом, к советам которого она всегда прислушивается.

Он невероятно дисциплинированный человек. Отцу понадобилось время, чтобы обдумать мой выбор профессии. Однажды, он осознал, что происходит, сел рядом со мной и сказал (изображает русский акцент): "Так, ты должна сосредоточиться и работать очень и очень усердно каждый день". Он наставлял меня, когда я была еще совсем маленькой: "Значит, ты хочешь стать актрисой? Учи французский. Хочешь стать актрисой? Учись играть на фортепиано". Тогда я не понимала зачем, но сейчас я выросла и осознала, что было бы неплохо говорить по-французски и играть на фортепиано,

— вспоминает Анна.

Два года назад Анна закончила университет. В фильмографии девушки пока немного проектов: она появилась в эпизодических ролях в нескольких сериалах HBO, сыграла небольшую роль в комедии "Такса" и довольно заметную роль в инди-драме "Манчестер у моря".

Последний проект на данный момент является одним из самых громких и многообещающих в карьере Анны. Режиссером фильма выступил Кеннет Лонерган, автор сценариев к фильмам "Банды Нью-Йорка" и "Анализируй это". В фильме также снялись Кейси Аффлек, Кайл Чандлер, Мишель Уильямс и Мэттью Бродерик.


Кадр из фильма "Манчестер у моря", Кейси Аффлек и Лукас Хеджес

"Манчестер у моря" (в прокате с 18 ноября) — история о бостонском водопроводчике Ли Чандлере, который возвращается домой, в рыбацкую деревню на берегу океана, чтобы присматривать за своим племянником-подростком, оставшимся без отца. Смерть брата и возвращение в родные места заставляют Ли встретиться со своим прошлым: много лет назад в семье Чандлеров произошло нечто загадочное.

В фильме Анна играет девушку 16-летнего племянника главного героя. Премьера картины состоялась на фестивале "Сандэнс", где критики посчитали драму одним из главных претендентов на будущий "Оскар".

Михаил Барышников искренне радуется первым успехам дочери.

Кто-то говорит, что она может получить награду за актерскую работу. Какая награда? Она (Анна, — прим. ред.) для меня и есть награда,

— пошутил Барышников на премьере драмы "Манчестер у моря".

Анна сейчас сосредоточена на карьере, красные дорожки и яркие выходы ее пока не сильно волнуют.

Я не работаю со стилистами, предпочитаю простые вещи. Многие актеры похожи друг на друга, но я не хочу придерживаться какого-то образа, мне интересно быть разной. Люблю черные, серые и белые цвета и мне очень нравится марка Rag & Bone,

— говорит Барышникова.



Перспективы

Анна Барышников подписалась на участие в проекте Fabulous Nobodies, основанном на одноименном рассказе Ли Туллока. Проект находится в разработке, и съемки пока не начались. Независимое кино расскажет о девушке, которая ходит по ночным клубам Нью-Йорка. Анна в фильме сыграет странную подругу главной героини.

Актрисане собирается останавливаться на достигнутом — в ее планах пойти на курсы сценаристов.

У своих родителей я научилась быть дальновидной. Каждый раз, когда они завершают работу над одним проектом, то уже думают о том, чем заняться дальше,

— рассказала Анна в интервью. Актриса также призналась, что на работу в кино ее вдохновили кумиры — Патришия Кларксон, Эллисон Дженни и Аннетт Бенинг.

Фото Gettyimages.ru

сайт рассказывает, как сложилась судьба солиста ведущих партий Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова (сейчас - Мариинский театр), который в 1974 году выбрал себе новую Родину - США.

Ростом не вышел

Обычно про выдающихся людей говорят: «Он сделал себя сам». В случае с Михаилом Барышниковым это абсолютная аксиома. Каковы были шансы у мальчика из простой семьи стать мировой знаменитостью?

Мама - родом из деревни Кстово под Нижним Новгородом. Отец - военный, подполковник, жесткий и властный человек. Детство Миши прошло в Риге, в большой коммунальной квартире на улице Сколас.

Благодаря матери мальчик полюбил театр - она часто водила сына в латвийскую драму. Только вот из жизни мама ушла слишком рано - когда будущей звезде балета было всего 11 лет, женщина покончила жизнь самоубийством. Отец, быстро образовавший новую семью, присутствием Миши тяготился, поэтому мальчик стал жить у друзей семьи.

С детства Михаил привык сам принимать решения и отвечать за них. Он самостоятельно выбрал свой путь, записался в балетную школу и поступил в хореографическое училище. Он грезил о сцене.

«Сцена мгновенно развращает, - вспоминает артист свои первые шаги. - Оркестр, юпитеры, запахи грима, пудры, публика. Ощущение, что ты совершенно особенный человек. В какой-то момент осознаёшь магию театра - и ты пропал. Обратного пути нет. Я был хорошеньким и стал получать все маленькие детские партии».

Михаил с успехом окончил Ленинградское хореографическое училище и был принят в труппу Театра оперы и балета имени Кирова. Он был мастером танца, исполнять мог любые самые сложные па.

Только вот солистом его делать не спешили - ростом не вышел. Его педагог Хелена Тангиева говорила, что надо бы добрать буквально несколько сантиметров. И он сделал это! Как это случилось, что ему помогло - специальные ли упражнения, сумасшедшая сила желания или Провидение?

Так или иначе, Барышников добился своего.

Ни капли политики

Раз в неделю Барышников выходил на сцену театра. Новая же постановка ставилась в среднем год. А артисту хотелось большего. Ведь жизнь танцора, как однажды выразился сам Барышников, горит, как свеча. Да и ограничение рамками только лишь классического танца его удручало. Михаил позже много раз подчеркивал - в его бегстве из СССР не было ни капли политики, только личные мотивы.

«Впервые я увидел современный танец в 1970 году во время гастролей нашего театра в Лондоне, - вспоминает Барышников. - Это было моей драмой, потому что это знакомство изменило меня самого».

В 1974-м году актер становится «невозвращенцем» - когда во время гастролей в составе труппы Большого театра в Канаде он получает приглашение в труппу «Американского театра балета», Михаил не колеблется.

Он сбежал сразу после спектакля. Очевидцы рассказывают, что на выходе его окружила толпа поклонников. Он шутил, подписывал автографы и вдруг бросился бежать со всех ног. Говорят, фанаты в восторге ринулись за ним.

Иосиф Бродский тогда посвятил Барышникову стихотворение, в котором есть строки: «А что насчет того, где выйдет приземлиться, - Земля везде тверда; рекомендую США».

Что касается самого артиста, то он так вспоминал свои первые чувства: «Я знал, что буду жалеть об этом шаге. Я оставлял своих друзей, свою публику, театр, Ленинград, самый красивый в мире город».

«Браво, Миша!»

С тех пор, однако, его мнение изменилось. В недавнем интервью изданию The Times Барышников подчеркнул: «Я бы сказал, что в душе я американец. Я никогда не буду говорить на английском как на своём родном языке, и у меня навсегда останется мой акцент. Но даже со всем ужасным, что происходит в США - бедностью и расовыми проблемами - я восхищаюсь упорством этой страны, и никогда не буду жить в другом месте».

В сериале «Секс в большом городе» Барышников сыграл русского художника Александра Петровского. Фото: Кадр из фильма

Америка с распростертыми объятиями встретила заморского танцора.

Впервые перед американской публикой Барышников появился в балете «Жизель» на сцене «Метрополитен-опера». Его партнёршей была еще одна «беглянка» - Наталья Макарова.

Поклонники балета США приняли звезду советского балета с первого раза. Рассказывают, что после окончания спектакля артиста вызывали на сцену 24 раза! «Миша! Миша!» - скандировали зрители, мгновенно ставшие его поклонниками. Кстати, именно Мишей американцы зовут Барышникова и сейчас.

С тех пор все его выступления проходили при аншлагах, а балерины соперничали друг с другом, добиваясь того, чтобы заполучить партнёром именно русского артиста.

Знаменитый американский хореограф Марта Грэхэм писала: «Миша вошёл в мою жизнь, как Божий дар. Наши пути пересеклись после того, как он остался на Западе. Он был само совершенство».

А американский журнал Newsweek даже писал, что благодаря таким «звёздам», как Барышников, Америка, которая уже дала миру величайших боксёров и баскетболистов, становится ведущей державой в области балета.

Но жажда новизны всегда владела артистом. Он был руководителем Американского театра балета, пробовал свои силы в кино и телешоу, создал собственную труппу современного танца «White oak» («Белый дуб»).

В настоящий момент он является художественным руководителем «Центра искусств имени Михаила Барышникова».

Роман с Лайзой

Михаил Барышников и Лайза Минелли Фото: Commons.wikimedia.org

Женщины в таком водовороте творчества и личных достижений занимали отнюдь не первое место в жизни Михаила. Ему приписывают множество романов, один из самых ярких - с неподражаемой Лайзой Минелли, которая называла его «милым, обаятельным гением, человеком потрясающей красоты».

Однако все любовные истории Барышникова были недолгими. Как и его первый брак с американской кинозвездой Джессикой Ланж, которая бросила танцовщика спустя несколько лет брака ради актёра Сэма Шепарда.

Сейчас он женат на бывшей артистке балета Лизе Райнхарт, внучке знаменитого театрального режиссёра Макса Рейнхардта, с которой они воспитывают троих детей. Михаил слывет добропорядочным семьянином, все больше уделяет внимания своему узкому кругу, и все меньше участвует в амбициозных проектах.

Славы на его век выпало немало. Апогеем признательности новой Родины стала премия за вклад в американскую культуру, которую Барышников получил из рук экс-президента США Билла Клинтона.

А вот по бывшей Родине Михаил не тоскует. За все эти годы он ни разу не выбрался в Россию.

«У меня никогда не было такой привязанности к этому месту, как у него (Бродского). Я и прожил-то в России всего 10 лет (Михаил отделяет период жизни в Латвии - прим. автора). Я продукт латвийского воспитания, хотя родители у меня были русские со всеми вытекающими из этого последствиями. Но я никогда не чувствовал ностальгии — точнее, у меня есть ностальгия по русским людям и русской культуре, но не по этому месту на географической карте».

Сегодня одному из самых известных современных танцоров, Михаилу Барышникову, исполняется 70 лет. Мы решили подобрать несколько интересных фото, запечатлевших разные моменты жизни артиста.

1. Многим читателям, особенно молодому поколению, Михаил знаком в первую очередь по роли обаятельного художника русского происхождения Александра Петровского в сериале « ».

Фото Анни Лейбовиц в Нью-Йорке, 2006 год

2. В то время как по словам современных культурологов, Михаил Барышников — «танцовщик-премьер (premier danseur) русской школы; виртуозная классическая техника и чистота стиля которого сочетаются в его искусстве с невероятной физической силой, что сделало Барышникова одним из самых знаменитых представителей мужского танца в 20 века». Жизнь этого талантливого и невероятно энергичного человека полна неординарных событий и встреч, и о некоторых из них мы хотим вам рассказать.

3. Родился и вырос Михаил в Риге. Отец практически не принимал участия в его воспитании. По инициативе матери мальчик оказался в балетной студии.

4. В 1964 году Барышников стал учеником знаменитой русской балетной школы, а затем – солистом прославленной балетной труппы театра имени С.М. Кирова. В течение семи лет Барышников являлся солистом Театра оперы и балета имени Кирова в Ленинграде (Санкт-Петербургского Мариинского театра). Его карьера развивалась достаточно успешно и быстро, талант получил признание со стороны коллег, руководства театра и сотен поклонников. Однако в целом в стране, и особенно в ее культурной жизни, началась эпоха застоя – инициативы талантливых людей подавлялись усилиями чиновников, не оставляя им каких-либо перспектив для реализации потенциала. Многие знаменитые артисты и представители творческой интеллигенции, среди которых были и друзья Барышникова, уехали из страны, став так называемыми «невозвращенцами».

5. Летом 1974 года Михаил находился на гастролях в Канаде и принял решение не возвращаться в СССР, получив от Канады политическое убежище. По словам его близкого друга Александра Минца, бывшего танцовщика Театра имени Кирова, который к этому времени уже жил на Западе и работал в Американском балетном театре, «решение остаться далось Барышникову нелегко».

На фото: Александр Галич, Галина Вишневская, Михаил Барышников, Мстислав Ростропович, Иосиф Бродский

6. Как-то у близкого друга Михаила Иосифа Бродского спросили, что стало бы с артистом, останься он в Союзе. Поэт кратко ответил: «Спился бы»….

7. Уже в конце июля 1974-го года Барышников вышел на американскую сцену вместе с балериной Натальей Макаровой, которая уехала на Запад в 1970 году. Исполняли они «Жизель» на сцене «Метрополитен опера».

8. Артисту довелось общаться и дружить с многими яркими, творческими людьми: на фото он запечатлен с в своей нью-йоркской квартире. Фотографировал их Леонид Лубяницкий, их общий друг.

9. Невероятно впечатляющий и пронзительный танец, исполненный пять лет спустя после смерти Владимира Высоцкого

10. На фото Энни Лейбовиц Михаил Барышников и Роб Бессерер, Грузия, 1990 год

Всего лишь через год после отъезда из СССР Михаил был уже премьером Американской балетной труппы, он выступал во множестве спектаклей — как в классических постановках, так и в постановках современных хореографов, а в 1978-м Барышников перешел в New York City Ballet.

11. 1987 год, Михаил Барышников и 17-летняя Ума Турман на фото Артура Элгерта

12. О личной жизни артиста известно немного. Около шести лет длились отношения артиста с голливудской звездой Джессикой Лэнг, которые подарили им дочь Александру. «Джессика — одна из очень немногих женщин, которых я любил», — скажет артист после их расставания.

13. Более двадцати лет Михаил женат на бывшей артистке балета Лизе Райнхарт и воспитывает с Лизой троих общих детей.

14. На настоящий момент Михаил Николаевич Барышников является художественным руководителем Центра искусств. Он активно снимается в кино и на телевидении, а в прошлом году даже танцевал партию в балете «Человек в футляре» по одноименному рассказу Чехова. Все проекты с участием этого безмерно талантливого человека становятся яркими событиями в области современной культуры.

15. А так как у него сегодня праздник, завершаем мы наш рассказ словами: «С днем рождения, маэстро!»

О нем говорили, что он не стремился танцевать лучше других, он стремился танцевать лучше чем он сам. Именно так характеризовали Михаила Барышникова, которого по праву считают лучшим артистом балета в прошлого столетия.

Михаил Барышников переехал в Америку в начале 70-х годов. Но, несмотря на это, он оказал большое влияние на русский балет. Он был буквально влюблен в этот вид искусства, и ради него он покинул родину и любимую женщину.

Российская любовь

Решение остаться в Америке далась Барышникову не легко. Он понимал всю серьезность своего поступка, но разрывался между любимой женщиной и любимым балетом. Михаил стремился развиваться и достигать новых вершин в балете.

Однако на то время советское правительство всячески препятствовало появлению чего-то нового в искусстве. Талантливому танцору было тесно в этих рамках.

На его решение, не вернуться на родину с гастролей по Америке, не смогла повлиять даже Татьяна Кольцова. Она была балериной и выступала на сцене Мариинского театра. С ней Михаил не оформил официальные отношения и несколько лет прожил в гражданском браке.

Этих двух людей связывала любовь к искусству. Они были просто влюблены в танец. Но если Татьяне было достаточно того, то она имела, то Михаил хотел большего. Татьяну советская власть отправляла в Америку, чтобы образумить Барышникова и вернуть его на родину. Однако, танцор предпочел балет.

Отношения в Америке

Первое время Барышникову в Америке было очень нелегко. Первое, что ограничивало его, было незнание английского языка. Но скоро это перестало быть проблемой. У Михаила стали появляться друзья и, конечно, любовницы.

О его любовных похождениях ходили целые легенды. Поговаривали, что его можно было встретить за чашкой кофе в одном и том же кафе, но при этом каждый раз с новой девушкой. Насколько правдивые такие утверждения, никто не может сказать, а сам Михаил предпочитает не говорить на эту тему.

Некоторое время танцора связывали отношения с известной американской актрисой Джессикой Ленг. Познакомились они в 1976 году. На то время она была уже известна на весь мир по роли в фильме «Кинг-Конг».

Скорее всего отношениями пары руководила страсть. Это был бурный роман, результатом которого стало рождение дочери Александры. Но все близкие друзья пары не верили в длительные отношения.

Джессика была на вершине популярности. Рядом с ней постоянно были другие мужчины. Не одинокими были случаи измен актрисы Михаилу. Именно это и стало причиной расставания актрисы и танцора.

Интересные заметки:

Хотя в некоторых интервью Лэнг говорила, что жизнь с Михаилом была просто невыносима . Он заставлял ее готовить национальные блюда. Часто мог привести своих друзей в гости, которые засиживались допоздна.

Их чувства охладели так же как и вспыхнули. Джессика встретила другого мужчину, которым оказался драматург Сэм Шепард . С ним актриса счастлива и по сей день, несмотря на то, что отношения они так и не зарегистрировали. У них родилось двое прекрасных детей.

Барышников не раз признавался, что сожалеет об их разрыве. Лэнг была одной из немногих женщин, которую он по-настоящему любил. Но они были слишком молоды и заняты работой, чтобы сберечь любовь.

Единственная жена

После Джессики Лэнг у Михаила было несколько громких романов. Самым ярким из них был роман с Лайзой Минелли. Это были сумасшедшие отношения. Он жил в Вашингтоне, она работала в Нью-Йорке, но при этом каждый вечер прилетала к нему.

Михаил был просто сражен энергетикой Лайзы и покорен ее танцевальным и сценическим стилем. Он считал ее чуть ли ни гением. Спустя некоторое время пара рассталась, но смогла сохранить дружеские отношения.

Последние двадцать лет Михаил Барышников счастлив в браке со своей первой законной женой Лиз Рейнхардт . Можно сказать, что их познакомил балет, ведь Лиз также известная балерина. Она родилась в Австрии. Ее дедом был знаменитый театральный режиссер Макс Рейнхардт.

Секрет их счастливого брака трудно разгадать. Возможно, это то что Лиз ради семьи оставила сцену и посвятила себя браку. Однажды Михаил в шутку сказал, что у него не складываются отношения с американками, он не может их понять. Так как его жена австрийка, то и это стало составляющей длительных отношений.

В браке у пары родилось трое детей. Старшего сына, который появился на свет в 1989 году, назвали Питер Эндрю. Далее у пары родились две девочки — Анна Катерина и София Луиза. Анна уже достаточно известна в мире кино и моды . Она стала лицом нескольких известных марок, а также сыграла в фильме «Манчестер у моря» вместе с голливудскими актерами первой величины.

Спустя многие года Михаила Барышникова можно назвать счастливым человеком. Он реализовал себя как танцор и хореограф. Его приглашают сниматься в кино. А еще у него есть любящая семья, которая поддержит его всегда.

0 27 января 2012, 09:00

[...]Как славно ввечеру, вдали Всея Руси,
Барышникова зреть. Талант его не стерся!
Усилие ноги и судорога торса
с вращением вкруг собственной оси

рождают тот полет, которого душа
как в девках заждалась, готовая озлиться!
А что насчет того, где выйдет приземлиться, -
земля везде тверда; рекомендую США.

Эти строки посвятил нашему сегодняшнему имениннику Нобелевский лауреат (и тоже "невозращенец") Иосиф Бродский. Давайте в 64-ый день рождения великого танцовщика вспомним, как он покидал СССР, как становился звездой на Манхэттене и как играл в любовников с .

Михаил Николаевич Барышников родился 27 января (согласно некоторым источникам - 28-го) 1948 года в Риге, в семье советского офицера Николая Петровича Барышникова и Александры Васильевны Григорьевой. Связь мальчика с матерью всегда была намного крепче, чем с отцом, мало заинтересованным в воспитании сына. Гибель Александры Васильевны (мама увезла 12-летнего Мишу на лето к бабушке и, в его отсутствие, покончила с собой) Барышников перенес тяжело и в новой семье Николая Петровича не прижился.

Учился Миша в общеобразовательной школе №22 - впрочем, этот пункт его биографии можно было бы и опустить. Приверженец философии танцора self-made, Барышников всегда утверждал:

Никто не рождается танцором. Чтобы стать им, надо захотеть этого сильнее всего в жизни.

И сам следовал своему совету - с детства. Первым учителем на танцевальном поприще для Михаила стал Юрис Капралис, а после Рижского хореографического училища, где его одноклассником и товарищем был небезызвестный Александр Годунов, Барышников поступил в аналогичное учебное заведение в Ленинграде. Там его наставником стал Александр Пушкин, в свое время выучивший Рудольфа Нуриева.

Именно в Ленинграде Барышников обрел свое первое профессиональное пристанище - на протяжении почти семи лет, вплоть до 1974 года, он выступал на сцене театра оперы и балета имени Кирова (то есть прославленной питерской "Мариинки"). Врожденный талант и нечеловеческое трудолюбие, граничащее с перфекционизмом, стали залогом того, что, едва поступив в театр, Михаил "проскочил" стадию кордебалета и сразу был принят на солирующую позицию.


Михаил Барышников и Алла Сизова

Однако, в целом, в театральной среде того времени наблюдался застой и реакционизм, что так не гармонировало с ищущей, жаждущей эксперимента натурой Барышникова. Выдающемуся танцовщику приходилось работать вдвое больше, чтобы заслужить одобрение консервативно настроенного руководства или хотя бы убедить его смотреть сквозь пальцы на свои новые прочтения классики вроде партии Альберта в "Жизели".

Усилия окупились с лихвой - в 1973 году Михаил удостоился звания заслуженного артиста РСФСР, но главное, как лучший исполнитель труппы, был награжден бенефисом с возможностью самостоятельно подобрать репертуар. "Блудный сын", "Дафнис и Хлоя", "Дивертисмент" - таков был выбор "премьера", уже тогда стремившегося через диалог классики с модерном продемонстрировать настоящую творческую и личную свободу художника.

Вечер прошел с оглушительным успехом, но, как водится, за подъемом наступил спад - нет, в профессиональном плане Барышников все так же оставался безусловной звездой отечественного балета номер один, но напуганные излишним свободолюбием танцовщика руководители театра постарались "затянуть ошейник" потуже и даже ответили отказом на предложение известного европейского хореографа Ролана Пети поставить балет специально "для Миши".

Еще во время своих выступлений в России танцовщик познакомился с американской балериной Гелси Керклэнд и предложил девушке стать его сценической партнершей. Позже Керклэнд рассказывала, что испытала разочарование, увидев Барышникова в первый раз - щупленький парень, ростом даже чуть ниже 170 сантиметров, сдержанный и скромный, он совсем не походил на ту "советскую звезду" и "нового гения балета", о котором шумела западная пресса. Но стоило Мише начать свой танец...

Во время выезда "Кировцев" с постановками в Канаду (1974 год), Барышников "дезертировал" в местный Национальный балет, а затем перешел в ставший родным Американский театр балета. Танцовщик тяжело переживал свою эмиграцию: на родине оставались не только друзья, но и гражданская жена Татьяна Кольцова, тоже танцовщица театра имени Кирова.


Михаил Барышников и Роб Бессерер глазами Энни Лейбовиц

Однако жизнь не стояла на месте - после триумфа "Жизели" с Натальей Макаровой на сцене Metropolitan Opera (под оглушительные крики публики: "Миша! Миша!" - занавес поднимали 24 раза), Михаил стал "премьером" Американского театра балета. Здесь ему было суждено и впервые примерить на себя роль хореографа - Барышников представил на суд зрителей свою версию балета "Щелкунчик" Чайковского.


Михаил Барышников и Наталья Макарова


Михаил Барышников и Мерле Парк

Но не только в танце Михаил искал себя - так, в 1977 году на большие экраны вышел фильм "Поворотный пункт", где танцовщик сыграл написанную специально "под него" роль второго плана. За своего Юрия, русского артиста балета, в постели которого побывало больше знаменитых балерин, чем на любой сцене мира, Барышников был номинирован на "Оскар" и "Золотой глобус". Кстати, всего картина собрала 11 номинаций на главную премию Киноакадемии - но, увы, не выиграла ни одной.

Что же до скандальной репутации Михаила как, мягко говоря, сердцееда (и завсегдатая легендарной Studio 54), сам артист говорил:

Я - не первый и не последний танцор с традиционной ориентацией.

В то же время, Барышников всегда признавал, что не понимает всеобщего ажиотажа вокруг его личной жизни. И вообще, не приемлет этого "помешательства" на сексуальной почве.

Я - секс-символ? Это абсолютная ерунда! Вообще, люди как-то слишком много внимания уделяют этой теме. А по-моему, хорошая партия в гольф или беседа с друзьями куда интереснее.

В 1978 году Барышников перешел в труппу легендарного Джорджа Баланчина в New York City Ballet. Возраст хореографа (на момент появления Миши "в команде" Баланчину было 74 года) уже не позволял создать нечто новое - зато новое звучание вдохнул Барышников в его прежние постановки "Аполлон" и "Блудный сын". В NYCB танцовщику довелось поработать и с другим замечательным постановщиком Джеромом Роббинсом, создавшим "под него" свой "Опус 19. Мечтатель".

Работая с великими хореографами (кстати, сотрудничество Миши и Ролана Пети все же состоялось, но уже в Америке), Барышников руководствовался собственной метафорой:

Быть танцором и участвовать в постановке - все равно, что быть хорошим солдатом. Четко исполняешь приказ и ни в чем не перечишь генералу.

1981 год ознаменовался важным событием в жизни Михаила - рождением его первой дочери Александры. Мамой стала актриса Джессика Лэнг, с которой танцовщик познакомился в первые годы своей "американской жизни" - тогда Барышников еще плохо говорил по-английски и влюбленные общались исключительно на "языке любви" (не подумайте лишнего, мы имели в виду французский, которым Миша владел в совершенстве). Кстати, несмотря на последовавшее расставание, теплые дружеские отношения артисты поддерживают и по сей день.


Джессика Лэнг, Михаил Барышников и Марк Моррис

В 1988 году Барышников вернулся в Американский театр балета - теперь не только как солист, но и как художественный руководитель. За недолгое время управления театром Михаил успел создать постоянную труппу и поставить свои версии "Золушки" на музыку Прокофьева и "Лебединого озера" на музыку Чайковского. Впрочем, одним местом работы разносторонний Миша не ограничивался - уже через год танцовщик был номинирован на "Тони" за свою роль в бродвейских "Метаморфозах". В том же, 1989 году, родился первый сын Барышникова от балерины Лизы Райнхарт (прочный союз с которой длится и по сей день) - мальчика назвали Питер Эндрю.


Лиза Райнхарт и Михаил Барышников

К 1990 году Миша оставил театр - среди причин было и нежелание постоянно согласовывать планы с косным руководством, отчитываться в своем художественном видении, и возраст. Ведь, покинув пост хореографа, Барышников простился и с собственными выступлениями в классическом балете - перфекционист в своей работе, танцовщик почувствовал, что подходит к той грани, за которой уже не сможет оставаться лучшим. И хотя, на наш взгляд, физической форме Михаила до сих пор может позавидовать любой юноша, в 1990 году звездный танцовщик ушел с большой сцены "непобежденным".

Далее последовало создание собственного White Oak Dance Project, присуждение почетной награды Kennedy Center за вклад в развитие национального (американского) искусства - кстати, кроме перечисленных наград, Барышников трижды становился обладателем "Эмми" за участие в документальных передачах о себе самом - и рождение еще двоих детей от Лизы, дочек Анны Катерины и Софии Луизы.


Вручение почетной награды Kennedy Center


С младшей дочерью Софией Луизой

В профессиональном плане Миша "переключился" на танец-модерн, где наконец обрел полную свободу самовыражения. Его сольные выступления по сей день собирают лучшие залы мира "битком" - несмотря на то, что Барышников не идет на поводу у публики и сам выбирает темы для интерпретации, подчас весьма сложные к восприятию (вспомним хотя бы постановки Сэмюэла Беккета).

Но не танцем единым - Барышников успешно выступил в роли ресторатора, открыв в Нью-Йорке заведение "Русский самовар" (между прочим, на пару с Бродским). А прекрасная половина человечества помнит танцовщика по роли Александра Петровского, русского художника и последнего любовника Кэрри Брэдшоу.


"Секс в большом городе"

Мнение заслуженного деятеля искусства часто спрашивают как передовые издания, так и мировые таблоиды. Вот лишь некоторые из его "крылатых" высказываний:

Суть занятий искусством в том, что ты получаешь удовольствие, доставляя его.

Прожив в Америке много лет, я несколько разочаровался в Штатах и, в частности, в Нью-Йорке. Объясню, почему: я приезжаю в Европу и вижу молодые таланты, вижу новую поросль, неравнодушную к искусству. Потом я возвращаюсь в США, где простой билет в оперу стоит от 150 долларов и у молодежи с улиц, у одаренной молодежи, просто нет шанса стать причастными к тому миру, куда они тянутся. Коммерческий интерес страны перекрывает им дорогу в будущее.

Я не стараюсь танцевать лучше всех. Только лучше себя самого.

Просто подставь вместо "танцевать" свое главное увлечение - и жизненное кредо готово!

Источник IMDb

Источник Peoples.ru

Фото Gettyimages.com/Fotobank.com

Фото кадры из фильмов