«Миг между прошлым и будущим»: открылась выставка к Дню прорыва блокады Ленинграда. Выставка «Между прошлым и будущим

2016 год – год 170-летия со дня рождения Карла Фаберже. В связи с этим центральное место в экспозиции займут произведения мастеров, продолжающих традиции ювелирного дома, основанного великим мастером.

На выставке будут представлены экспонаты по таким направлениям, как ювелирное, камнерезное, эмальерное и декоративно-прикладное искусство, лаковая миниатюра, резьба по кости и дереву, православное искусство.

Посетители увидят работы выдающихся современных художников: Александра Агафонова и Олега Сенькина – камнерезное искусство, Дмитрия Климова – ювелирное искусство, Аллы Козловой – эмальерное искусство, Виктора Полякова – финифть, и многих других. Всего свои работы представят более семидесяти мастеров.

Выставка произведений декоративно-прикладного искусства, это особое событие, она преподносит зрителю рукотворное художественные произведения, в которых материализована творческая энергия художника. В эпоху, когда виртуальная реальность заполняет информационное пространство, выставка становится уникальной средой непосредственного общения и сопереживания художника и зрителя.

В рамках выставки состоятся благотворительные мероприятия и просветительские лекции.

18 января — ИА « News » . В Союзе художников Петербурга состоялось торжественное открытие выставки Елены Марттилы «Миг между прошлым и будущим», посвященной 75-летия со Дня прорыва блокады Ленинграда и 95-летию художницы.

В рамках экспозиция представлены работы из Ленинградской серии 1941-1942 ггодов: зарисовки, гравюры на картоне и литографии, а также портреты, натюрморты, пейзажи, гравюры по мотивам романа Булгакова «Мастер и Маргарита», театральные эскизы и монотипии.

18-летняя студентка Ленинградского художественного училища Елена Марттила, была в осажденном городе в страшную зиму 1941-1942 годов. И не переставала рисовать, используя любые материалы, которые могла найти. Во время блокады молодая художница написала портреты своих знаменитых современников: поэтессы Ольги Берггольц, чьи радиопередачи помогали поддерживать боевой дух жителей города, и композитора Дмитрия Шостаковича - автора знаменитой Ленинградской симфонии.

И все же самыми волнующими работами Елены Марттилы стали ее зарисовки о жизни простых ленинградцев. Вот музыкант, из последних сил тянущий на санках свою виолончель, вот водитель грузовика, эвакуирующий детей через Ладожское озеро, а вот люди, умирающие в снегу от истощения и холода.

Блокада Ленинграда, которую увидела Елена, категорически не совпадала с официальной версией властей, где будни погибающего города было принято описывать исключительно в ярких, героических сюжетах. Поэтому после войны художница получила настоятельную рекомендацию уничтожить свои зарисовки. Однако Елена воплотила наброски в полноценные картины с помощью техники литографии и гравюры на картоне. Это позволило очень точно передать настроение блокадного времени. Все образы и события, отраженные в работах художницы, видятся словно через пелену тумана. Именно так воспринимали страшную реальность ленинградцы. А теперь и мы, спустя десятилетия, благодаря уникальной графике Елены Марттилы, можем увидеть блокаду глазами тех, кто ее пережил.

В январе 2018 года Елене исполнилось 95 лет, она продолжает заниматься творчеством, участвует в российских и зарубежных выставках. Ее работы хранятся в Русском музее, Театральном музее, в Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина, в ряде областных художественных музеев России и СНГ, а также в частных коллекциях в России, Латвии, Эстонии, Финляндии, Великобритании, США. В 2015 году Елена Оскаровна Марттила была награждена Золотой медалью Союза художников России. В 2017 году прошла персональная выставка художницы в Кембридже (Великобритания). Ее работы произвели эффект разорвавшейся бомбы. Многие посетители признавались, что, только увидев картины Елены Марттилы, они поняли всю глубину страданий ленинградцев во время блокады.

— Я счастлива, что выставка пошла по миру, — говорит один из организаторов экспозиции Маргарита Изотова. — Надеюсь, что и по нашему городу она будет шествовать как передвижная. Работы Елены Оскаровны должны быть в постоянной экспозиции Русского музея, потому что это корни нашей духовности, наши устои. В советские времена были те, кто считал, что не нужно никому показывать эти работы, ведь, по их мнению, таких страданий не было в блокаду. Нынче другая крайность, говорят, что не следовало защищать Ленинград, а лучше было сдать город немцам, это позволило бы избежать такого количества жертв. Сейчас легко рассуждать, а попробовали бы они выжить в блокадном городе и остаться человеком. А ведь Елена Оскаровна и другие художники, работавшие в Ленинграде, не просто выжили, но и создавали такие произведения искусства. Это бесценные люди для нашего города и для страны. Они должны наконец занять то место, которое заслужили своей жизнью и творчеством.

(0)

17 января в Союзе художников откроется выставка, на которую нужно приходить духовно подготовленным. Вспомнив о том, что улицы и дома нашего города хранят страдания тех, кто погибал здесь в блокаду. И о том, что пышный парадный Петербург (или для кого-то сегодня - разгульный Питер) при этом навсегда останется Ленинградом — в силу своей трагической истории.

Прочувствовать это и посмотреть на город глазами блокадной художницы Елены Марттилы, которая уверена, что именно искусство не дало ей умереть в далеком 1942-м, можно на выставке «Миг между прошлым и будущим».

Елена Марттила родилась в Петрограде 6 января 1923 года в семье военного курсанта из финского города Котка Оксара Марттила и рабочей местного завода Евдокии Васильевны. Забегая вперед, Елена Марттила сейчас и сама живет в Котке, в январе ей исполнилось 95 лет, и она продолжает заниматься творчеством, участвовать в выставках.

В предвоенную пору она одиннадцатилетней девочкой поступила в художественную школу при Академии художеств, приняв участие в конкурсе юных талантов. Но уже через несколько лет ее отец был арестован и расстрелян — а реабилитирован только посмертно в 1988-м. Тем не менее, художественную школу Елена окончила. А через два дня началась война.

Вместо Академии художеств девушка, чье здоровье признали слишком слабым для фронта, училась на курсах для медсестер. Работала в детской больнице санитаркой и медсестрой - и продолжала рисовать. В ту пору продолжало функционировать Ленинградское училище имени В. Серова на Таврической улице. И студенты приходили на занятия, перебарывая усталость, слабость и страх.

Зарисовки Марттилы воплотили ужас времени, в которое ей пришлось жить: на одной из ее гравюр изображена блокадная комната с заклеенными накрест окнами и «буржуйкой», на другой — Ленинградка на дежурстве. Изможденную женщину, прижимающую к себе ребенка, потом назовут «Ленинградской мадонной». А сама Елена, однажды почувствовав, что может не дожить до утра, из последних сил написала автопортрет, глядя в зеркало при свете масляной лампы. И подписала: «Перед смертью». Шел февраль 1942-го.

Однако, жизнь взяла верх — а уже через несколько месяцев Елена вывозила контуженную мать и соседей с маленькими детьми по Дороге Жизни. Назад в свою квартиру на Васильевском они вернулись в 1943-м. А уже в 1944-м художница написала портрет Шостаковича во время исполнения Седьмой симфонии в Филармонии.

Именно эту Ленинградскую серию (которую ей настоятельно рекомендовали уничтожить, дабы не противоречила официальной подаче информации о блокаде) и представят на выставке в Союзе художников. А еще — портреты, натюрморты, пейзажи и гравюры по мотивам романа Булгакова «Мастер и Маргарита», театральные эскизы (после войны Елена Марттила работала над театральными спектаклями) и монотипии.

В Союзе художников Санкт-Петербурга (Залы Трапеция и Длинный) открыта для посетителей выставка графики Елены Оскаровны Марттилы «Миг между прошлым и будущим». Выставка посвящается 95-летию художницы и открывается накануне 75-летия со Дня прорыва блокады Ленинграда
18-летняя студентка Лениградского художественного училища, Елена Марттила, была в осажденном городе в страшную зиму 1941-42 гг. И не переставала рисовать, используя любые материалы, которые могла найти под рукой.
Во время блокады молодая художница написала портреты своих знаменитых современников: поэтессы Ольги Берггольц, чьи радиопередачи помогали поддерживать боевой дух жителей города, и композитора Дмитрия Шостаковича — автора знаменитой Ленинградской симфонии.
И всё же самыми волнующими работами Елены Марттилы стали её зарисовки о жизни простых ленинградцев. Вот музыкант, из последних сил тянущий на санках свою виолончель, вот водитель грузовика, эвакуирующий детей через Ладожское озеро; а вот люди, умирающие в снегу от истощения и холода.
Блокада Ленинграда, которую увидела Елена, категорически не совпадала с официальной версией властей, где будни погибающего города было принято описывать исключительно в ярких, героических сюжетах. Поэтому после войны художница получила настоятельную рекомендацию уничтожить свои зарисовки. Однако Елена воплотила наброски в полноценные картины с помощью техники литографии и гравюры на картоне. Это позволило очень точно передать настроение блокадного времени. Все образы и события, отражённые в работах художницы, видятся словно через пелену тумана. Именно так воспринимали страшную реальность ленинградцы. А теперь и мы, спустя десятилетия, благодаря уникальной графике Елены Марттилы, можем увидеть блокаду глазами тех, кто ее пережил.
В январе 2018 Елене исполнилось 95 лет, она продолжает заниматься творчеством, участвует в российских и зарубежных выставках. Ее работы хранятся в Русском музее, Театральном музее, в Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина, в ряде областных художественных музеев России и СНГ, а также в частных коллекциях в России, Латвии, Эстонии, Финляндии, Великобритании, США. В 2015 году Елена Оскаровна Марттила была награждена Золотой медалью Союза Художников России. В 2017 году прошла персональная выставка художницы в г. Кембридже (Великобритания).
В Выставочном центре Союза художников будут представлены работы из Ленинградской серии 1941-1942 гг.: зарисовки, гравюры на картоне и литографии, а также портреты, натюрморты, пейзажи, гравюры по мотивам романа Булгакова «Мастер и Маргарита», театральные эскизы и монотипии.