Мифы. Функции, типы и стадии мифа. Виды мифов Мифы тотемические и культовые

Http://nimestel.blogspot.ru/2013/05/blog-post_5181.html

Н.М. МЫШЬЯКОВА

МИФОЛОГИЯ

Программные материалы к спецкурсу

(ГСЭ.Р.00 – национально-региональный (вузовский) компонент)

(протокол № 4 от 15 июня 2004 г. заседания Президиума совета по специальностям педагогического образования)

Оренбург

Издательство ОГПУ

УДК 930.85: 7.046 (075.8)

Рецензенты

Н.Д.Садомская , кандидат филологических наук,

доцент, зав. кафедрой мировой литературы ОГПУ

Н.Н.Башатова , кандидат филологических наук, доцент кафедры русской

классической литературы ОГПУ

Мышьякова Н.М.

М96 Мифология : Программные материалы к спецкурсу / Н.М.Мышьякова. –

Оренбург: Издательство ОГПУ, 2004. – 52 с.

Программа предназначена для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений.

УДК 930.85: 046 (075.8)

Мышьякова Н.М., 2004

Издательство ОГПУ, 2004

Данная программа предназначена для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений и предполагает углубленное изучение мифологии как системы, что может быть осуществлено в рамках специальных, факультативных курсов или при изучении культурологии как основной специальности.

Задача курса – рассмотреть мифологию в её универсальных структурных характеристиках. Материал разделён на несколько разделов и предполагает расширение и дополнение его конкретно-историческими и этнокультурными фактами. В качестве основного учебного пособия, на которое ориентированы студенты, избрана двухтомная энциклопедия «Мифы народов мира».

В квадратных скобках дан справочный и иллюстративный материал. В круглых скобках курсивом указаны цитируемые авторы, многие из которых являются авторами названной энциклопедии. В этой связи названные в тексте фамилии исследователей могут отсутствовать в списке рекомендованной литературы.

I. Понятие мифа.

II. Классификация мифов.

III. Мифопоэтическая модель мира.

IV. Состояния и стихии мира.

V. Мифопоэтическое пространство.

VI. Мифологическое время.

VII. Числа. Геометрические символы.

VIII. Металлы и минералы.

IX. Растения.

XI. Мифопоэтические персонажи.

XII. Низшая мифология.

Литература



I. ПОНЯТИЕ МИФА

Миф как первая форма рационального постижения мира. Мифология как «идеологическая доминанта первобытной синкретической культуры» (Е. М. Мелетинский ). Особенности магического мышления. Миф как «совершенно необходимая категория мысли и жизни» (А. Ф. Лосев ). Символизм, генетизм, зтиологизм мифа. История изучения мифа. Понятие мифа в работах А. Ф. Лосева. Миф как знаковая система. Миф в ряду других видов языковых высказываний. Миф как «рассказанная история», как «язык, работающий на самом высоком уровне, на котором смыслу удаётся отделиться от языковой основы, на которой он сложился» (К. Леви-Стросс ). «Миф сегодня» в работах Ролана Барта. Миф как «вторичная семиологическая система» (Р. Барт ).

Миф и обряды . Мифологическая и эволюционистская позиции в изучении связей обряда и мифа [Я. Гримм, А Н. Афанасьев, Э. Тайлор, Г. Спенсер и др.]. Ритуальная теория мифа и ее критика [Ю. П. Францев, Е. М. Мелетинский, К. Леви-Cтpocc]. Аграрная мифология [Дж. Фрейзер]. Эзотерическая и экзотерическая мифология. Обряд как регулятор социального поведения на основе «обменных» принципов (Е. Новик ). Структурно-семантическое тождество обряда и мифа, их диалогическая основа. Метафоричность мифа и метонимичность обряда.

Связь ритуала и мифа в мифологии австралийских аборигенов, в египетской и греческой мифологиях. Взаимодействие обрядности и мифологии в Ветхом Завете. Мифологизация ритуалов в текстах Нового Завета. Народные и церковные обряды как инсценировки евангельских повествований.

Обряды инициации . Миф - составная часть инициации. Трёхчастная структура инициационных обрядов. Инициационные мотивы в сюжетах героических мифов и волшебных сказок. Инициационные и инкарнационные сюжеты. Инициация как возможная основа любого повествовательного текста (Г. А. Левинтон ).

Мифы и заговоры . Логика «партиципации» (Л. Леви-Брюль ). «Чёрные» заговоры и «теневые» мифы. Сюжеты, топика и система персонажей в заговорах и мифах. Конструирующая способность заговора. Связь заговора с фольклорной традицией и религиозной системой.

Мифы и религия . Вопрос о соотношении религии и мифологии с точки зрения мифологической и эволюционистской школ. Социально-нормативная функция мифа. Самостоятельность мифологии и религии. Роль мифологии в истории религий. Постоянное «воспроизводство в культуре мифов и религий» (Б. Губман ).

Мифы и история . Характерные черты космогонических мифов и раннеисторических текстов. Мифы и «исторические» предания [Б. Малиновский, Э. Сепир]. Две пары признаков при определении соотношений мифа, сказки, исторического предания и священной истории: «сказочный - несказочный», «сакральный - несакральный» (В.Н. Топоров ). Предания «свои» и «чужие». Формирование истории как науки. Особенности раннеисторических текстов. Понимание времени и пространства в раннеисторических описаниях. Десакрализация мифов. Формирование понятия причинности. Включение фольклорного и фантастического материала в «истории». Роль иудаистической и христианской мифологии в эмансипации истории от мифа.

Мифы и предания . Европейское и русское понимание термина «предание». Предание и Священное Писание. Предание как способ передачи религиозного учения. Предание как фольклорный текст. «Жанровые формы» преданий: мифологические, исторические, семейные предания; «этиологические рассказы»; предания «с коллективным героем» (Г. А. Левинтон ). Предание и исторический анекдот.

Мифы и легенды . Легенда и предание. Термин «легенда» вне противопоставления преданию. Легенда в сопоставлении с мифом, сказкой, эпосом. Генетическая зависимость легенды от мифа. Легенда и предание в культурах христианства и ислама. Неканоничность легенды в христианской мифологии. Легенда и апокриф. Особенности христианских легенд. Социально-утопические легенды.

Мифы и сказки . Происхождение сказки из мифа. Демифологизация времени и места действия сказки. Вытеснение этиологического смысла мифа моралью и стилистическими формулами. Демифологизация и антропоморфизация героя волшебной и волшебно-героической сказки. Превращение конкретно-этнографической фантазии в обобщённо-поэтическую (Е.М. Мелетинский ). Господство социального кода в сказочной семантике. Общая морфологическая структура мифа и сказки (цепь потерь и приобретений). Традиционные сказочные формулы - важнейшие жанровые показатели классической волшебной сказки.

Эпос и мифы . Миф как «зерно повествования». Мифологические черты архаического эпоса: дуальная система враждующих племён, «хтоничность» врагов; мифологическая фигура «матери» или «хозяйки»; черты культурного героя-демиурга в героях архаического эпоса (Е.М. Мелетинский ). Система мифологических функций и их воспроизведение в архаических и классических формах эпоса. Миф и героический эпос в противопоставлении сказке. Специфика романического эпоса.

Мифы и литература . Многообразие форм взаимодействия мифов и литературы [ритуалы, народные празднества, религиозные мистерии]. Фольклор как культурный посредник во взаимодействии мифов и литературы. Мифологическое [континуально-циклическое, изоморфное] сознание дописьменной эпохи и дискретное логико-словесное мышление периода письменных культур. Совмещение принципа историко-бытовой нарративности и постоянное воспроизводство мифологических структур. Конкретно-исторический характер осознания соотношения искусства и мифологии (Ю. М. Лотман ). Использование и переработка мифов в античной культуре. Соотношение мифов с философским осмыслением истории, с религиозной проблематикой, предвосхищение христианских мифологем [Вергилий, Овидий].

Языческая мифология «варварских» народов и христианская мифология как почва литературы средних веков. Преобладающее влияние христианства. «Снижение» понятия «миф». Формирование сложного «диффузного мифологического континуума» (Е. М. Мелетинский ).

Увеличение роли нехристианских компонентов в культуре Возрождения. Народная карнавальная культура как промежуточное звено между первобытной мифологией и художественной культурой. Канонизация и демифологизация античной мифологии в культуре классицизма. Формализация приёмов использования мифов. Формирование национально-языческой мифологии в культуре романтизма. Открытие скандинавской, восточной, славянской мифологий. Интерес к низшей мифологии. Романтическое мифотворчество. Демифологизация культуры XIX века. Мифологизирование как литературный приём. Неомифологические тенденции в культуре конца XIX - начала XX вв. [Вагнер, Ницше]. Неомифологизм и панэстетизм. Возникновение новых жанров [роман-миф, поэмы-мифы, симфонии и др.]. Разрушение мифологического европоцентризма. Установка на создание «авторских мифов». Различные типы литературного мифологизирования в культуре XX века: мифологизация житейской прозы, мифологема умирающего и воскресающего человека, поэтика повторности, мифологизированное историческое предание, антимифы и т. д.

Языковая функция мифа. Идея «полифонического» мира. Поэтика неомифологизма: повторность, «вечное возвращение» (Ф. Ницше ), символизм, цитаты-мифологемы, «полимифологизм» и т. д.

Тенденция «ремифологизации» (Ю. М. Лотман ) в современной культуре. Проблема «искусство и миф» в философии, эстетике, культурологии, искусствознании [мифологическая школа, романтическая эстетика, Ф. Ницше, К. Юнг, Дж. Фрейзер, К. Леви-Стросс, Р. Барт, А. Ф. Лосев, О. М. Фрейденберг, Е. М. Мелетинский, В. В. Иванов, В. Н. Топоров и др.].

Два аспекта рассмотрения соотношения мифа и литературы. Эволюционистский аспект: миф - стадия сознания; реликтовые формы мифа. Типологический аспект: мифология и литература - различные способы ви дения и описания мира; специфика мифологического сознания; принцип изоморфизма.

Мифология и изобразительное искусство . Изобразительное искусство как источник информации о мифологическом сознании. Связь изобразительного искусства с ритуалом. Возникновение отдельных знаковых систем из единого универсального знакового комплекса. Искусство феургии [богоделания] как «материнское лоно всех наук и всех искусств» (П.А. Флоренский ). Противоречивость связи изобразительного искусства с мифопоэтической системой.

Графический символизм верхнепалеолитической эпохи. Этапы развития палеолитического искусства: неизобразительный характер произведений искусства, изображения на произведениях «мобильного» искусства, стенная живопись пещер, палеолитические «Венеры» и др. Особая структура живописного пространства: негомогенность пространства, наличие различных зон и определённый выбор изображений, «внешняя» композиция «картин» (В. Н. Топоров ).

Изобразительное искусство мезолита и неолита. Постепенное включение композиции и сюжетов в семиотическую сферу искусства. Ослабление мифопоэтического начала. Создание предпосылок для выделения изобразительного искусства из единого мифопоэтического комплекса. Появление изобразительных мифопоэтических «стандартов» (В. Н. Топоров ).

Разрушение композиционной схемы «мирового древа» в эпоху Проторенессанса. «Угасание» ритуального значения изображения.

«Мифостроительный потенциал» (В. Н. Топоров ) христианского искусства. Динамичность и полицентричность европейского искусства. Мифотворческая функция изобразительного искусства.

Графические элементы в мифопоэтических системах: идеограммы, клинописные знаки, буквы и т. д. Понятие «письмена». Письмена как знак. Письмена и предметное письмо [бирки, узелковое письмо, жезлы вестников и др.]. Письмена и рисуночное письмо [пиктограммы и идеограммы]. Сакральные письмена. Образ бога-писца. Связь между письменами и звуками. Говорение как творческое начало. Звук, слово как первопричина Вселенной. Звук как «таинство» (М. М. Маковский ). Алфавит как классификационная система, «сжатая» Вселенная. Идея звукобуквенного изоморфизма. Слово как эманация человеческого существа. Буква и число. «Буквенная алхимия» (М. М. Маковский ). Письмена и образы растительного кода. Языковые мотивировки понятия чтения.

II. КЛАССИФИКАЦИЯ МИФОВ

Возможность и условность классификации мифов.

Тотемические мифы . Понятие «тотем» [«его род»]. Тотемические мифы как зародышевая форма культовых мифов (С. Токарев ). Относительная простота тотемических мифов. Следы тотемизма в развитых мифопоэтических системах [греческая, римская, христианская мифологии].

Культовые мифы . Миф как мотивировка и существенный элемент обряда. Ритуальная теория мифа [Дж. Фрейзер]. Культовые мифы как эзотерические и экзотерические знания. Культовые мифы и христианское вероучение.

Дуалистические мифы . Предпосылки возникновения, социальный и культурно-исторический контекст дуалистических мифов. Примеры систематизации дуалистической мифологии в виде учения о двух полярных силах, действующих в космосе [древнеиндийские мифы, «Авеста», египетская мифология, китайские дуалистические мифы]. Мотивы дуалистической мифологии в евангелической литературе, в средневековых ересях. Символика дуалистических мифов в позднейшей европейской литературной традиции [Гёте, Т. Манн, М. Булгаков].

Этиологические мифы . Широкое и узкое понимание термина. Тематика мифов: космогонические, морфология животных, социальные, культовые. Этиологические мифы и сказки.

Космогонические мифы . Синхронический и диахронический аспекты описания космоса. Сфера космологического и космогонического в мифопоэтическом сознании. Архаичные мифы творения. Связь космогонических мифов и космологических представлений с пространственно-временны ми координатами [«центр мира», «время творения», понятия «начала» и «конца»]. Космологические представления и ритуал. Космологические коды и классификаторы. Персонификация классификаторов [отец - небо, мать - земля]. Положительный и отрицательный варианты темы тождества. Однородность космологических представлений в мифопоэтических традициях. Характерные приёмы описания космоса: хаос, серия «негативных положений» и «утверждений» (В.Н. Топоров ), перечисление «строительных материалов». Основные космогонические акты. Мотив сакрального инцеста . Числовые показатели порядка творения. Сюжетно-композиционная схема космогонических мифов. Мотивы творения: метаморфозы «усталых» предков, словесное называние, похищение у начальных хранителей, демиургический акт и др. Образ мирового яйца . Природа и образ творца.

Астральные мифы . Зооморфизм ранних астральных мифов. Наличие нескольких космических персонажей. Системы соответствий созвездий животным [знаки Зодиака]. Шумеро-аккадская традиция, её влияние на культуру других народов. Характерные мотивы: мотив звезды как цепной собаки, мотив звёздной колесницы, метаморфозы персонажей, «трассы» героев и т. д. Этрусские астральные мифы как источник сведений об архаичной преднауке. Отражение в мифах формирующихся астрологических знаний [старовавилонские, ассирийские, средневековые европейские, арабские памятники]. Мифологема звезды в поздних культурах. Колесо , колесница как астральные символы. Праздник сжигания колеса. Священные изображения колесниц.

Солярные мифы . Архаичные формы солярных мифов. Универсальные мотивы солярных мифов. Мотив слепоты солнца. Образ глаза . Культ бога солнца. Символика колеса. Солнце и священный царь-правитель. Солнце и культ металлов. Мифологема солнца в последующих культурах.

Лунарные мифы . Связь с солярными и дуалистическими мифами. Основные мотивы: брак месяца и солнца; мотив чудовища, пожирающего месяц; антитеза луны и солнца; символика мужского и женского начал; мотив сгорания и т. д. Мифологема лука в поздних культурах.

Эсхатологические мифы . Мотивы конца света и мировых катастроф. Жанр пророчества. Связь эсхатологических мифов с мифами о смерти и загробном мире. Влияние иранской эсхатологии на иудаистическую и христианскую мифологии. Христианская апокалиптика. Эсхатологические мотивы в философии [О. Шпенглер, Н. Бердяев]. Эсхатологическое мифотворчество XX в.

Антропогонические мифы . Антропогонические мифы как часть космогонической мифологии. Антропоморфность Вселенной. «Материалы» и «технологии» создания людей. Мужская и женская природа. Двуполые существа [андрогины]. Мотивы бесполости. Теории происхождения андрогинной идеи: обрядовый трансвестизм, реальные факты гермафродитизма, бисексуальность, «объяснение от противного» (С. Токарев ) и др. Первичные пары существ. Первочеловек как антропоморфизированная модель мира. Изоморфность микро- и макрокосма. Образы «пассивного» демиурга (В. Н. Топоров ). Мотивы расчленения первотела [магическая анатомия]. Отражение мотивов разъятия в клятвах. Образы первочеловека и космического тела как основа религиозно-метафизических и философских учений [три тела Будды]. Образы совершенного человека. Концепции мировой души. Мифологема первочеловека и язык. Поэтика заговора и заклинания, основанная на мифопоэтической семантике частей тела. Смерть первочеловека и идея конца мифического времени. Антропогонические мифы тотемического характера [зооморфные и растительные мотивы]. Мотивы мирового яйца и мирового древа. Телесная оболочка и душа. Образы «гротескного тела» в народной карнавальной культуре (М. М. Бахтин ).

Близнечные мифы . Разновидности близнечных мифов: мифы о близнецах-братьях; о близнецах брате и сестре; близнецах андрогинах; зооморфные близнечные мифы. Характерные мотивы: «возлюбленные» близнецы, мотивы вражды, кровосмешения. Идеи неестественности близнечного рождения. Сакрализация близнечных обрядов. Культ близнецов и символика плодородия. Оппозиция левый -правый . Мифологема двойника в последующей культуре.


Мифология, как мы уже выяснили, есть собрание мифов. Многие мифологические сюжеты дошли до нашего времени в литературно обработанном виде Обилие мифов, различных версий одного и того же мифологического сюже­та, множество богов и божеств, духов, мифологических персонажей - вес это потребовало их классификации.

Мифология в другом смысле этого слова - это наука о мифах и мифологических системах. Перед мифологией как наукой, изучающей систему бытования, развития и распро­странении мифов, стояла задача систематизировать их.

Поскольку все народы прошли этап мифотворчества, то в мифах разных народах встречаются похожие сюжеты, ге­рои, одинаково объясняется происхождение вещей, явлений, принципов мироустройства, и в то же время, историческое своеобразие каждого народа, его географическое положение, климат, самобытность мифологического мышления отличают их друг от друга Исходя из этого мифы различаются по своей принадлежности к тому или иному народу (этносу)

Самые древние мифы - архаические - повествуют о наиболее ранних представлениях людей о происхождении человека и животных. В них например, можно найти под­тверждение тому, что человек верил в свое происхождение от животного. Такая группа архаических мифов названа зооантропоморфными (гр. zoon - животное + anthropos- человек) Зооморфные мифы отражают представления древних людей о происхождении и жизни животных

Этиологические мифы (rp aitia причина +...логия), то есть «причинные», указывают на причины тех или иных собы­тий, связанных прежде всего с сотворением мира природы и лю­дей. Этнологические функции присущи и другим категориям мифов. Но особенностью этиологических мифов является то, что, повествуя о происшедшем в глубокой древности, они не вскрывают причину, не объясняют, откуда произошли, пред­положим, горы, морс, светила, а рассказывают о том, что бы­ли боги, герои и они создали все окружающее.

Как особая разновидность этой категории выделяются культовые мифы, которые объясняют происхождение обряда или культового действия. Благодаря этой разновидности ми­фов человечество в какой-то степени смогло имен, представ­ление о сакральных действах наших предков.

Космогонические мифы - центральная группа ми­фов, которые повествуют о происхождении космоса и его час­тей, связанных в единую систему. Для мифологии вообще очень характерны сюжеты сотворения мира, а превращение хаоса в космос - центральный сюжет многих мифологиче­ских картин мира.

Такие мифы по-своему отвечают на вопросы о проис­хождении солнца и луны, земли и звезд. Космогонические мифы передают древние представления о строении Вселен­ной, борьбе хаоса с космосом, структуре космоса. Наиболее распространенным было представление о трехчастном верти­кальном и четырехчастном горизонтальном построении ми­рового пространства. Вселенная могла быть представлена как вегетативная (растительная), зооморфная или антропоморф­ная модель. Многие космогонические мифы повествовали об

отделении неба от земли, о появлении земной тверди, о заро­ждении на ней растительной и животной жизни В систему космогонических мифов включены повествования о разъеди­нении стихий: огня, воды, земли, воздуха.

Издревле человек стремился к гармонии с Космосом, и это отражено в космогонических мифах.

Объясняя происхождение мира как деяния богов, древний человек учился сотворчеству. Сам он не мог создать горы, реки леса и землю, небесные светила, значит, и таких мифах отрази­лась вера в сверхъестественные силы, которые участвовали в создании Вселенной. Началом всего сущего мог быть первоэле­мент, например, мировое яйцо или антропоморфный великан, а также воля богов или их магическое слово. Могущественные создатели мира не могли быть полностью похожи на человека Поэтому для многих мифологий характерны: гигантизм, многоголовость, многорукость, многоглазость.

Самостоятельной частью космогонических мифов яв­ляются антропогонические (с греческого anthropos + genos человек + рождение) мифы - повествования о происхожде­нии самого первого человека, который стал первопредком всех существующих людей Как правило, человек появляется чудесным образом: из земли, глины, животного, дерева. На­пример, из головы древнегреческого бога Зевса рождается его дочь Афина Паллада Первый человек во многих мифах трак­туется и как первый смертный, ибо боги и духи бессмертны.

К космогоническим мифам примыкают мифы астраль­ные (с латинского astralis- звездный), которые рассказывают о происхождении звезд и планет. В них созвездия и отдельные звезды предстают обычно в виде животных (например, мед­ведицы). В астральных мифах небесные животные могут лег­ко перемешаться с неба на землю, превращаясь в обычных животных или людей, потом могли вновь возвращаться на небо. С развитием мифологии и расширением человеческих представлений о мире возникали картины движения небес­ных светил. В более поздних мифах каждая звезда «прикреп­ляется» к определенному богу и отождествляется с ним. В развитых мифологиях имеются боги Солнца, Луны и пр. (на-

пример, солнечный бог древних славян - Дажьбог). Кроме того, считалось, что звезды влияют на судьбу человека, на событии в мире, на исход войн и пр.

Мифы солярные (с латинского sol - солнце) и лунарные являются разновидностью астральных. Солярные и лунарные мифы описывают происхождение Солнца и Луны, картины их жизни В этой группе мифов Солнце и Луна вы­ступают родственной парой - мужа и жены, брата и сестры, реже - родителя и ребенка Солнце и Луна - типично дуа­листические (с латинского ilualis - двойственный) персона­жи. Солнце изображается, как правило, главным, царствую­щим, всевидящим божеством Луна (Месяц) большей частью маркируется отрицательно. Солнце ассоциируется с днем, Луна - с ночью. Солнце - мужское начало, а Луна - жен­ское. Хотя а архаических лунарных мифах Месяц представал мужским началом и лишь потом трансформировался в жен­ское.

Мифы близнечные связаны с чудесными существами, чаще всего это близнецы. Они выступают в качестве родона­чальников племени или культовых героев. Близнецы могли выступать в качестве соперников или в качестве союзников В некоторых дуалистических мифах братья-близнецы высту­пают как антагонистические начала.

Мифы тотемические составляют непременную часть веровании в родство чудесное, сверхъестественное, фантасти­ческое родство между людьми и тотемами (животными и рас­тениями). В таких мифах люди и тотемы имеют общие свой­ства, т.е. люди наделяются чертами животных и растений и наоборот.

Календарные мифы тесно связаны с хозяйственной деятельностью людей. Смена времен года породила мифы о плодоносящей силе земли, об ее умирании и воскрешении. У всех народов существовали календарные циклы обрядов, свя­занные с аграрной магией. Распространен календарный миф об умирающем и воскресающем боге, об уходящем и возвра­щающемся герое. Часто в мифологии используется сюжет борьбы героя с демоном или другим мифологическим суще-

ством. При этом герой погибает (или ему наносится физиче­ский урон), но затем его мать (жена, сестра, сын) ищет героя, находит, воскрешает и тот побеждает своего противника. Структура календарных мифов у некоторых народов мира связана с обрядом инициации (посвящения).

Мифологическая смена дня и ночи, зимы и лета в ка­лендарных мифах, как считают исследователи, повлияла на многочисленные сюжеты героических и эсхатологических мифов, рассказывающих о сменах мировых эпох.

Героические мифы живописуют о важнейших момен­тах жизненного цикла. В них рассказывается о судьбе героя. раскрывается его биография, в них может включаться его чу­десное рождение. Героические мифы связаны с формировани­ем личности. Жизненные перипетии: поиски жены и брачные испытания борьба с чудовищем, смерть героя как бы призва­ны распространить порядок, космос на формирование чело­века. Пройдя все жизненные испытания, герой способен соб­ственными силами поддерживать установившиеся отношения в мире и противостоять их краху. Именно героические мифы легли в основу эпоса, а впоследствии - сказки.

Эсхатонические (с греческого eschatos+locos - по­следний + учение) мифы повествуют о конце мира. В них поднимаются темы катастроф и возмездия богов. Эта катего­рия мифов возникла сравнительно поздно. Попрание и нару­шение человеком норм морали, закона, а также преступления и распри людей приводят их гибели. Мир погибает в огне, космических катаклизмах, от голода и земных катастроф.

Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов:

  • космогонические мифы - мифы о происхождении мира и вселенной
  • антропологические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества,
  • мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ,
  • эсхатологические мифы - мифы о "конце света", конце времен.

Космогонические мифы , как правило делятся на две группы:

1. Мифы развития

В мифах развития происхождении мира и Вселенной объясняется эволюцией, превращением некоего бесформенного первоначального состояния, предшествующего миру и Вселенной. Это могут быть хаос (древнегреческая мифология), небытие (древнеегипетская,скандинавская и др. мифология)." ...Все было в состоянии неизвестности, все холодное, все в молчании: все неподвижное, тихое, и пространство неба было пусто..." - из мифов Центральной Америки.

2. Мифы творения

В мифах творения акцент делается на утверждении о том, что мир сотворен из каких-то первоначальных элементов (огня,воды,воздуха,земли) сверхъестественным существом -богом, колдуном, творцом (творец может иметь облик человека или животного-гагары,вороны,койота). Самый известный пример мифов творения - библейский рассказ о семи днях творения: "И сказал Бог: Да будет свет... и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму - ночью..."

Очень часто эти мотивы сочетаются в одном мифе: подробное описание первоначального состояния завершается подробным рассказом об обстоятельствах творения Вселенной.

Антропологические мифы являются составной частью мифов космогонических.

Согласно многим мифам, человек створяется и самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания добра и зла). У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).

Мифы о культурных героях повествую о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем - иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага. Самый знаменитый миф подобного рода - древнегреческое сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса. Прометей (в дословном переводе - "мыслящий прежде", "предвидящий") наделил разумом людей, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил государственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпит страшные мучения - орел выклевывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь.

Эсхатологические мифы повествуют о судьбе человечества, о пришествии "конца света" и наступлении "конца времен". Наибольшее значение в культурно-историческом процессе сыграли эсхатологические представления, сформулированные в знаменитом библейском "Апокалипсисе": грядет второе пришествие Христа - Он придет не как жертва, а как Страшный Судия, подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит "конец времен", и праведники будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям.

Мифология - очень интересное культорологическое явление. Значение мифов в современной культуре сложно переоценить, ведь на их основе возникали произведения искусства, литературы, базировались философские учения. Уникальность этого явления заключается и в том, что оно прошло через тысячелетия, сохранившись в памяти поколений. Рассмотрим определение мифа, разберем подробно их виды, а также внесем ясность, чем миф отличается от сказки и легенды.

Миф: определение, свойства, возникновение

Наши далекие предки пытались объяснить всевозможные природные явления, свое место в мире, возникновение Вселенной и ее возможную кончину. Ведь у них не было научных знаний, они не знали физики, астрономии или антропологии. Так и происходило создание мифов. Постепенно, с развитием науки, интерес к мифам ослаб, однако они передавались из уст в уста и таким образом дошли до современности. Это явление - настоящая летопись человеческих знаний и представлений.

Ошибочно полагать, что мифотворчество - прерогатива древних людей. Это не так: и в современности мы встречаемся с этим явлением. В жизни человека до сих пор существует нечто ирреальное, фантастическое. Это и объясняется современными мифами.

В вопросе, чем миф отличается от сказки, следует руководствоваться функциями этих явлений. Сказка призвана научить, воспитать, может, даже развлечь. Совсем другое дело миф, который имеет целью объяснить суть вещей. Ближе всего к нему исследователи ставят волшебные сказки, где природные стихии помогают героям.

Еще более полярные понятия - мифы и легенды. Последние - отражение определенного исторического события, которое всегда воспринимается как реально существующее. Мифы и легенды, и сказки создавал народ.

Космогонические мифы

Космогонический - первый миф любой системы. Здесь говорится о том, как был создан мир. Как правило, творению предшествует хаос (древняя Греция), разрозненность, отсутствие порядка (древний Египет), власть огня и воды (мифология скандинавов) или земли и неба в мировом яйце (мифология древней Индии).

Все космогонические мифы мира объединяет один сюжет: создание системы миропорядка вокруг определенной оси. Это может быть дерево - мировой ясень, как у древних скандинавов, или светила для управления ночью и днем в иудейской традиции. Также «порядок из хаоса» может сотворить брачный союз. Так, в мифологии древней Греции - это Уран и Гея, а в Полинезии - Папа и Ранги. Примечательно, что толчок всему этому действу дает верховное божество: Вишну, Бог.

Антропогонические мифы

Близко по тематике к космогоническим примыкают мифы антропогогические. Некоторые ученые не выделяют их в отдельную группу, а считают составной частью сказаний о возникновении Вселенной. Они повествуют о или супружеской пары. Возникновение первых людей может быть различным. Обобщив мифы мира, придем к выводу, что происходит человек следующими путями:


Астральные, солярные и лунарные мифы

К космогоническим близки виды мифов, рассказывающие о происхождении звезд и планет - астральные. Именно на них основана астрология, которая существует до сих пор. С точки зрения древних созвездия - это трансформированные животные, растения и даже люди (например, охотник). Интересно толкование Млечного Пути в различных мифологиях. Чаще всего это связь между мирами. Древние греки ассоциировали его с молоком Геры, вавилоняне представляли его веревками, удерживающими Землю во Вселенной.

Нашим далеким предкам было свойственно отождествлять определенных божеств или животных с планетами и звездами, они наблюдали их движение по ночному небу, выявляли закономерности. Такими они предстают в мифологиях Китая, ближнего Востока. Именно эти верования дали начало развитию астрологии.

Особое место занимают древние мифы о солнце. Они есть практически во всех мифологиях. В одних - это герои, каким-то образом попавшие на небо, иногда - за проступки (Скандинавия), в других - пара супругов либо брат и сестра, где один (луна) подчиняется другому (солнце). Например, это характерно для

Многие народы отождествляли своих правителей с детьми солнца. Таковыми были мифы народов Египта, Японии, Южной Америки (племя инков).

Этиологические мифы

Мифы, объясняющие возникновение растений, животных, погодных явлений, особенностей ландшафта называются этиологическими. Это очень древние мифы, восходящие к первобытному обществу. Конечно, свойство открывать причину вещей объединяет мифологические верования в целом, однако, именно этиологические нацелено повествуют о происхождении всего, что окружает человека.

На самой первой ступени находятся мифы, которые сейчас нами воспринимаются как сказки народов Австралии, Новой Гвинеи, Адаманских островов. К примеру, они объясняют дневную слепоту летучих мышей, отсутствие хвоста у сумчатого медведя.

На ступеньку выше находятся верования, объясняющие появление растений и животных в принципе. Таковы мифы о происхождении дельфинов из злостных корабельщиков, а пауком является ткачиха Арахна, наказанная Афродитой.

Самые совершенные этиологические верования повествуют о возникновении светил: солнца, луны, небосвода. Такие мифы есть в каждой религии. Например, в Новой Зеландии и Египте появление неба объясняется высшей силой, «оторвавшей» небо от земли. Также мифы народов, абсолютно всех, объясняют суточное и годовое движение солнца по небосводу.

Героические мифы

Герои мифов этой тематики - центр повествования. Рассказывается о жизни, каких-либо подвигах, выполнении непосильных задач. Структура примерно одинакова:

  • Чудесное рождение героя.
  • Подвиги или испытания, навязанные отцом или каким-либо другим близким родственником, также инициатором может быть будущий тесть, вождь племени и даже божество. Как правило, на данном этапе герой - изгнанник: он нарушил общественное табу, совершил преступление.
  • Встреча с будущей женой и брак.
  • Продолжение подвигов.
  • Смерть героя.

Если говорить о мифологии древних греков, то здесь герои мифов - дети бога и смертной женщины. Именно эти верования лежат в основе сказок и других эпических произведений.

Мифы тотемические и культовые

Довольно схожи по тематике следующие виды мифов: тотемические и культовые. Классический пример первых - божества Древнего Египта, у каждого из которых были определенные зооморфные черты: крокодила, кошки, шакала и других. Эти мифы отражают родство определенных людей и тотемов, коими являются животные или растения.

Помимо египетских божеств можно привести в пример мифологию австралийских племен, где священные камни, животные, растения - это перевоплотившиеся жившие некогда зооморфные первопредки. Такие же верования были у папуасов и бушменов.

Весьма часто в тотемических мифах встречается тема брака зооморфного существа и обычного человека. Как правило, так объясняется происхождение народностей. Это есть у киргизов, орочей, корейцев. Отсюда образы сказок о царевне-лягушке или Финисте Ясном Соколе.

Культовые мифы, пожалуй, самые загадочные. Их содержание известно немногим, в основном хранителям культа. Они очень сакральны и повествуют о первопричине какого-либо действа. Классический пример - вакханалии, устраиваемые в честь древнегреческого бога Диониса. Еще один пример - из Древнего Египта. Мифы о и Исиде лежали в основе культового действа, когда Исида искала тело возлюбленного, после чего он воскресал.

Эсхатологические мифы

Логически завершают большинство верований эсхатологические сказания, повествующие о конце света. Эти виды мифов антонимичны космогоническим. Только мир здесь не созидается, а разрушается. Как правило, толчком является оскудение моральных устоев общества. Характерны подобные верования для весьма развитых мифологий. Например, у древних скандинавов, индусов, христиан.

Тематику эсхатологических верований можно разделить на несколько групп:

  1. Описана катастрофа мирового масштаба, отделившая мир мифа от настоящего времени. Таковы представления кетов и саами.
  2. Утрата «золотого века» человечества, его несовершенство. В качестве примера можно привести иранскую мифологию, где описаны три космические эры, каждая по моральным качествам хуже предыдущей. Сюда же можно отнести Рагнарек из мифологии скандинавов - вселенский пожар, которому предстоит обновить планету.
  3. Еще одна тематика - цикличность цивилизаций, где в конце каждого периода случается катастрофа, как бы очищающая Землю. Это, например, эры четырех солнц в мифологии ацтеков. Первая завершается нападением ягуаров, вторая - ураганами, третья - пожаром, а четвертая - потопом.
  4. Мессианство. Ошибочно полагать, что это прерогатива христианских верований. Мифы о богах-мессиях есть и в индуизме (Калки), и исламе (Махди), и буддизме (будда Майтрея).

Календарные мифы

Календарные виды мифов тесно связаны с космогоническими и культовыми. Человечеству было свойственно объяснять смену времен года, дня и ночи, умирания природы осенью и зимой и воскрешения весной.

Эти мысли и нашли отражение в мифах календарных. Они основываются на наблюдениях астрономических явлений, празднествах по случаю вступления в новый календарный год, сбора и посадки урожая. Рассмотрим с позиции этой тематики наиболее интересные мифологии.

Если говорить о смене месяцев в году, здесь прослеживается тесная связь с астральными мифами. Объясняются чередующиеся месяцы с точки зрения знаков зодиака. Особо в этом преуспела месопотамская мифология.

В верованиях древних египтян отвечал за время, его смену и движение светил в астрологии и астрономии Именно благодаря ему год разделен на 365 дней. Последние 5 были выделены для того, чтобы рождались божества Осирис, Сет, Исида и другие. Им и были посвящены пятидневные празднования в конце календарного года. Если говорить о смене дня и ночи - египтяне объясняли это так: бог Ра спускается на лодке в преисподнюю или борются Сет и Гор.

В Древнем Риме каждый календарный месяц был приписан определенному божеству: апрель - Афродите, июнь - Юноне, март - Марсу. Начало каждого месяца определял жрец по новолунию. В примыкающей к римской были божества - горы, отвечающие за смену времен года.

Бог Мардук из мифологии шумеров и аккадцев был ответственным за календарь. Новый год для этих народов начинался в день весеннего равноденствия.

Смена времен года в некоторых мифологиях связана с жизнью и смертью какого-либо божества. Достаточно вспомнить древнегреческую историю о Деметре и Персефоне. Последнюю украл в свое подземное царство Аид. Деметра, будучи богиней плодородия, настолько скучала по дочери, что лишила землю плодородия. Хоть Зевс и обязал Аида вернуть Персефону, она вынуждена была раз в год возвращаться в царство мертвых. С этим и связывали греки смену времен года. Примерно схожие сюжеты с мифическими героями Осирисом, Ярилой, Адонисом, Бальдром.

Современная мифология

Ошибочно считать, что мифотворчеством занимались только древние цивилизации. Это явление характерно и для современности. Отличие современной мифологии в том, что она основана на обширных научных знаниях. Построив мощные телескопы и увидев поверхность Марса, люди стали создавать мифические теории о возможном существовании там жизни, также сюда можно отнести всевозможные объяснения «черных дыр». Можно сказать, что вся современная фантастика - это своего рода мифы, потому что пытается объяснить пока непостижимые явления.

Также трансформацией героических мифов могут считаться такие герои фильмов и комиксов, как Человек-Паук, Бэтмен, Черепашки-ниндзя. Действительно, у каждого из них есть своя история, непринятие обществом (изгнание); они выполняют фантастические подвиги на благо общества.

Стоит также упомянуть современную городскую мифологию. Фантастические существа, ее плоды, появились в сознании людей уже в XX-XXI веках. Наряду с такими существами, как, например, гремлины, появились целые городские мифы.

Как правило, они опираются на исторические реалии конкретного города и его обитателей. Например, истории о подземельях Калининграда и сокровищах, спрятанных там отступающими нацистами во время взятия города советской армией.

Мифология в другом смысле этого слова - это наука о мифах и мифологических системах. Перед мифологией как наукой, изучающей систему бытования, развития и распро­странения мифов, стояла задача систематизироватьих.

Поскольку все народы прошли этап мифотворчества, то в мифах разных народах встречаются похожие сюжеты, ге­рои, одинаково объясняется происхождение вещей, явлений, принципов мироустройства, и в то же время, историческое своеобразие каждого народа, его географическое положение, климат, самобытность мифологического мышления отличают их друг от друга. Исходя из этого мифы различаются по сво­ей принадлежности к тому или иному народу (этносу).

Самые древние мифы - архаические - повествуют о наиболее ранних представлениях людей о происхождении человека и животных. В них, например, можно найти подтверждение тому, что человек верил в свое происхождение от животного. Такая группа архаических мифов названазоотропоморфными. Зоотропоморфные мифы отражают представления древних людей о происхождении и жизни животных.

Этиологические мифы (гр.aitiaпричина +...логия), то есть «причинные», указывают на причины тех или иных событий, связанных прежде всего с сотворением мира природы и людей. Этиологические функции присущи и другим категориям мифов. Но особенностью этиологических мифов является то, что, повествуя о происшедшем в глубокой древности, они не вскрывают причину, не объясняют, откуда произошли, пред­положим, горы, море, светила, а рассказывают о том, что были боги, герои и они создали все окружающее.

Как особая разновидность этой категории выделяются культовые мифы, которые объясняют происхождение обряда или культового действия. Благодаря этой разновидности ми­фов человечество в какой-то степени смогло иметь представ­ление о сакральных действах наших предков.

Космогонические мифы - центральная группа ми­фов, которые повествуют о происхождении космоса и его час­тей, связанных в единую систему. Для мифологии вообще очень характерны сюжеты сотворения мира, а превращение хаоса в космос - центральный сюжет многих мифологиче­ских картин мира.

Такие мифы по-своему отвечают на вопросы о проис­хождении солнца и луны, земли и звезд. Космогонические мифы передают древние представления о строении Вселен­ной, борьбе хаоса с космосом, структуре космоса. Наиболее распространенным было представление о трехчастном верти­кальном и четырехчастном горизонтальном построении ми­рового пространства. Вселенная могла быть представлена как вегетативная (растительная), зооморфная или антропоморф­ная модель. Многие космогонические мифы повествовали об отделении неба от земли, о появлении земной тверди, о заро­ждении на ней растительной и животной жизни. В систему космогонических мифов включены повествования о разъеди­нении стихий: огня, воды, земли, воздуха.

Издревле человек стремился к гармонии с Космосом, и это отражено в космогонических мифах.

Объясняя происхождение мира как деяния богов, древний человек учился сотворчеству. Сам он не мог создать горы, реки, леса и землю, небесные светила, значит, в таких мифах отрази­лась вера в сверхъестественные силы, которые участвовали в создании Вселенной. Началом всего сущего мог быть первоэле­мент, например, мировое яйцо или антропоморфный великан, а также воля богов или их магическое слово. Могущественные создатели мира не могли быть полностью похожи на человека. Поэтому для многих мифологий характерны: гигантизм, многоголовость, многорукость, многоглазость.

Самостоятельной частью космогонических мифов яв­ляются антропогоничсские (с греческогоanthropos+genosчеловек + рождение) мифы - повествования о происхожде­нии самого первого человека, который стал первопредком всех существующих людей. Как правило, человек появляется чудесным образом: из земли, глины, животного, дерева. На­пример, из головы древнегреческого бога Зевса рождается его дочь Афина Паллада. Первый человек во многих мифах трак­туется и как первый смертный, ибо боги и духи бессмертны.

К космогоническим мифам примыкают мифы астраль­ные (с латинскогоastralis- звездный), которые рассказываю-то происхождении звезд и планет. В них созвездия и отдельные звезды предстают обычно в виде животных (например, мед­ведицы). В астральных мифах небесные животные могут лег­ко перемещаться с неба на землю, превращаясь в обычных животных или людей, потом могли вновь возвращаться на небо. С развитием мифологии и расширением человеческих представлений о мире возникали картины движения небес­ных светил. В более поздних мифах каждая звезда «прикреп­ляется» к определенному богу и отождествляется с ним. В развитых мифологиях имеются боги Солнца, Луны и пр. (например, солнечный бог древних славян - Дажьбог). Кроме того, считалось, что звезды влияют на судьбу человека, на события в мире, на исход войн и пр.

Мифы солярные (с латинскогоsol- солнце) илунарные являются разновидностью астральных. Солярные и лунарные мифы описывают происхождение Солнца и Луны, картиныих жизни. В этой группе мифов Солнце и Луна вы­ступают родственной парой - мужа и жены, брата и сестры, реже - родителя и ребенка. Солнце и Луна - типично дуа­листические (с латинскогоdualis- двойственный) персона­жи. Солнце изображается, как правило, главным, царствую­щим, всевидящим божеством. Луна (Месяц) большей частью маркируется отрицательно. Солнце ассоциируется с днем, Луна - с ночью. Солнце - мужское начало, а Луна - жен­ское. Хотя в архаических лунарных мифах Месяц представал мужским началом и лишь потом трансформировался в жен­ское.

Мифы близнечные связаны с чудесными существами, чаще всего это близнецы. Они выступают в качестве родона­чальников племени или культовых героев. Близнецы могли выступать в качестве соперников или в качестве союзников. В некоторых дуалистических мифах братья-близнецы высту­пают как антагонистические начала.

Мифы тотемические составляют непременную часть верований в родство чудесное, сверхъестественное, фантасти­ческое родство между людьми и тотемами (животными и рас­тениями). В таких мифах люди и тотемы имеют общие свой­ства, т.е. люди наделяются чертами животных и растений и наоборот.

Календарные мифы тесно связаны с хозяйственной деятельностью людей. Смена времен года породила мифы о плодоносящей силе земли, об ее умирании и воскрешении. У всех народов существовали календарные циклы обрядов, свя­занные с аграрной магией. Распространен календарный миф об умирающем и воскресающем боге, об уходящем и возвра­щающемся герое. Часто в мифологии используется сюжет борьбы героя с демоном или другим мифологическим существом. При этом герой погибает (или ему наносится физиче­ский урон), но затем его мать (жена, сестра, сын) ищет героя, находит, воскрешает и тот побеждает своего противника. Структура календарных мифов у некоторых народов мира связана с обрядом инициации (посвящения).

Мифологическая смена дня и ночи, зимы и лета в ка­лендарных мифах, как считают исследователи, повлияла на многочисленные сюжеты героических и эсхатологических мифов, рассказывающих о сменах мировых эпох.

Героические мифы живописуют о важнейших момен­тах жизненного цикла. В них рассказывается о судьбе героя, раскрывается его биография, в них может включаться его чу­десное рождение. Героические мифы связаны с формировани­ем личности. Жизненные перипетии: поиски жены и брачные испытания, борьба с чудовищем, смерть героя как бы призва­ны распространить порядок, космос на формирование чело­века. Пройдя все жизненные испытания, герой способен соб­ственными силами поддерживать установившиеся отношения в мире и противостоять их краху. Именно героические мифы легли в основу эпоса, а впоследствии - сказки.

Эсхатонические (с греческогоeschatos+locos- по­следний +учение) мифы повествуют о конце мира. В них поднимаются темы катастроф и возмездия богов. Эта катего­рия мифов возникла сравнительно поздно. Попрание и нару­шение человеком норм морали, закона, а также преступления и распри людей приводят их гибели. Мир погибает в огне, космических катаклизмах, от голода и земных катастроф.